Артамонов Анатолий Дмитриевич, губернатор Калужской области: биография, личная жизнь

Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, возглавляющий один из самых успешных регионов России с 2000 года, уже подготовил себе преемника, но его фамилию сможет назвать только президент. Об этом, а также о передаче опыта потенциальным врио губернаторов и эффекте, который регионы получат от реструктуризации бюджетных кредитов, Артамонов рассказал в интервью РИА Новости. Глава Калужской области также посоветовал, какой автомобиль лучше покупать для российского климата, и рассказал об отношениях с главой "Русала" Олегом Дерипаской после поражения в суде по защите деловой репутации.

— В последние два года идет активная ротация в губернаторском корпусе. Среди вновь назначенных и уже избранных — член вашей команды, теперь уже губернатор Рязанской области Николай Любимов, который по итогам голосования 10 сентября получил 80,16 процента голосов избирателей при явке 36,15 процента.

— Я его уже поздравил. Сказал: я столько никогда не набирал на выборах.

© Фото: Предоставлено пресс-службой правительства Рязанской области/Александр Королёв

© Фото: Предоставлено пресс-службой правительства Рязанской области/Александр Королёв

— Есть ли еще члены вашей команды, которых вы могли бы порекомендовать на должности в системе региональной или федеральной власти?

— Фамилии называть не буду, но, конечно, есть. Как минимум несколько человек, которые могли бы это сделать.

Вы их специально готовили?

— Они сами растут. Дети растут, и они растут.

Привлекаетесь ли вы как один из наиболее эффективных губернаторов для подготовки новых глав регионов?

— Иногда читаю лекции. Меня приглашают, когда проводятся тренинги, в том числе для потенциальных кандидатов на должность временно исполняющих обязанности глав регионов. Но системно — нет. Этим есть кому заниматься. Есть РАНХиГС, которая вместе с администрацией президента ведет большую работу. И она поставлена очень хорошо.

А вы сами планируете передавать свой опыт молодежи? Книги, например, писать…

— В издательстве "Мир" вышел сборник моих интервью. Возможно, книгу кто-то прочитал, во всяком случае, в продаже ее уже нет. Я написал учебник по региональной экономике. Больше пока ничего — нет времени.
Когда президент дал справедливую оценку стремлению наших служащих войти в Академию наук, я преподавательскую деятельность тоже прекратил, чтобы не возникало вопросов.

Вы руководите регионом с 2000 года, срок полномочий заканчивается в 2020 году. Готовите себе преемника?

— В 2000 году на первом брифинге журналисты задали вопрос о моих ближайших планах. Я сказал: моя ближайшая задача — подготовить себе преемника. Я эту задачу всегда держу в поле зрения и работаю всегда в таком составе, чтобы в любой момент было кому меня заменить. И я счастлив тем, что есть кому.

Фамилии не назовете, конечно?

— Фамилию назовет президент.

А на федеральном уровне хотели бы поработать?

— Я работаю осознанно и с огромным удовольствием в команде президента. Где я потребуюсь в данный момент, куда меня направит глава государства, туда и пойду. Скажет, здесь работать, буду здесь работать. Скажет, что пора отдыхать, пойду отдыхать.

— Центр устанавливает жесткие правила игры для менеджмента региональных финансов. Как вы оцениваете этот процесс?

— В любом государстве должна быть определенная строгость в расходовании бюджетных средств. И могу сказать, что в России пока еще не самая строгая система контроля со стороны федерального центра. То, что сейчас происходит, в принципе, не так уж плохо, и нужно привыкать в этих условиях жить. Закредитованность регионов ведь разная бывает. Одно дело, когда заимствования регионы осуществляли для своего развития и последующими увеличивающимися налоговыми поступлениями их компенсировали. Другое дело, когда заимствования шли на проедание или на осуществление задач, не являющихся первоочередными.

Министерство финансов будет контролировать эту работу, в том числе через модельные бюджеты, и это нормально. По крайней мере, я думаю, не будет такого нарастания кредитов, особенно в коммерческих банках.

Поможет ли это экономически слабым регионам снизить долговую нагрузку?

— Каждый регион должен находить возможность наращивать свой налоговый потенциал. Все регионы разные, это понятно. Но вместе с тем надо все-таки находить свою изюминку, чтобы привлекать инвесторов, чтобы создавать производства и потом от этих предприятий получать налоговые поступления. А просто рассчитывать на то, что государство будет содержать какую-то территорию, это неправильно. Для этого и нужна государственная политика. Хотя, конечно, есть регионы, которые находятся в сложных климатических условиях или географически удалены от транспортных коммуникаций. Им надо помогать.

В конце декабря на заседании Госсовета президент сказал, что мы должны как можно скорее закончить экономическое пространственное планирование. Он прав, это давно надо было сделать. Мы должны понимать, в какой точке нашего государства какие существуют потребности и возможности, где какие производства необходимо размещать.

Калужская область для себя уже определила специализацию?

— Нет. Мы и дальше будем развивать диверсифицированную экономику. У нас очень многоплановая экономика. Главное, мы стараемся не размещать производства, которые могут нанести экологический вред. Наш регион является популярной рекреацией для Москвы. Да и самим нам хочется жить в экологически чистой среде. Производства любого профиля, не нарушающие экологического равновесия, мы рады видеть на своей территории: радиоэлектроника, IT, производство компьютеров, производство металла, бумаги, машин, оборудования, фармация, строительство — пожалуйста.

Но нельзя выстраивать региональную экономику одного профиля. Посмотрите на советское наследство — моногорода. Это наша беда. Они себя не оправдали. Неслучайно для их развития разработана отдельная государственная программа. И мы ни в коем случае не хотим становиться монорегионом.

Например, на территории Калужской области размещены производства автоконцернов и бытовой техники Samsung. После введения санкций в 2014 году люди стали меньше покупать машины и сложную бытовую технику и эти рынки обвалились. Мы это сразу почувствовали на себе. Если бы регион в еще большей степени зависел от этих видов продукции, возникли бы серьезные сложности. Но у нас сохранилась оборонка, производство строительных материалов, развивается фармпроизводство.

На сегодняшний день — если гипотетически предположить, что границы вокруг области замкнулись, — мы сможем себя полностью прокормить и обеспечить. В регионе для этого производится достаточное количество молока, мяса, овощей и зерна. Мы выпускаем автомобили, телевизоры, бумагу, компьютеры. Даже креветки и черная икра у нас есть.

— Что дала Калужской области программа реструктуризации кредитов, рассчитанная на семь лет и предусматривающая выплату в первые два года 5 процентов долга ежегодно? На что планируется потратить 15,7 миллиарда рублей, которые высвободятся благодаря такому графику?

— У нас, благодаря этой программе, не появились лишних 15 миллиардов. Нам всего лишь отсрочили их уплату, но мы все равно должны будем вернуть эти деньги в бюджет. Это просто те средства, которые мы должны были бы заплатить сегодня, а заплатим завтра или послезавтра. Но заплатим в любом случае.

Отсрочка платежа поможет региону?

— Конечно, уже в этом году помогло. Мы досрочно рассчитались со всеми кредитами в коммерческих банках. В качестве процентов за пользование государственными кредитами в этом году должны были бы заплатить около 2,5 миллиарда рублей, но нам дали отсрочку. Если экономика будет хорошо расти, нам продлят пятипроцентный режим. Но есть опасения, что, поскольку в этом году мы получили очень хорошие экономические показатели (а этот год в зачет не идет), в следующем году показать такой же прирост будет очень сложно.

— Это проблема сильных регионов. Вы в прошлом году даже публично выступили на тему несправедливого отношения к регионам-донорам. Был результат?

— Все необходимые решения приняты. Президент нас услышал и дал соответствующее поручение правительству. Можно сказать, справедливость восстановлена.

До этого в регионах-донорах удивлялись: как же так — чем лучше работаешь, тем хуже для тебя. Сейчас этот вопрос так остро не стоит. Ситуация более или менее выровнялась.

Близость к Москве привносит какие-то сложности?

— Да, мы вынуждены уже 11 лет держать высокий уровень заработной платы. В ЦФО мы уступаем только Москве и Московской области. Мы не хотим, чтобы наши люди уезжали в столицу. И после того, как начали создавать высокопроизводительные рабочие места, платить достойную заработную плату, люди начали возвращаться. В Калужской области сегодня только ленивый не может найти работу. А кто хочет, тот работает.

Какой уровень безработицы в регионе?

— Меньше процента. По этому показателю в Центральном федеральном округе мы уступаем только Москве и Московской области.

Есть идея перенести 50 московских предприятий в Калужскую область. Готовы их принять?

— Эта идея давно витает в воздухе. Но мне кажется, это просто идея. Если захотят, пусть приходят, мы их примем с распростертыми объятиями. У нас 13 индустриальных парков, есть особая экономическая зона. Но, как мне кажется, эти предприятия, скорее, закроются.

В свое время с бывшим мэром Москвы Юрием Михайловичем Лужковым мы хотели перенести сюда дрожжевой завод. Даже заложили первый камень, газ туда подвели за свой счет в расчете на то, что завод будет построен. Теперь эта труба торчит, деньги затратили, а завод так и не переехал. Я знаю собственника, разговаривал с ним, он объяснил, что рентабельность производства 5% и денег на переезд нет. Он рассчитывал, что ему правительство Москвы поможет. А им зачем вкладывать деньги в производство на чужой территории?

— Еще одна московская тема — нехватка свалок. Готова ли Калужская область помочь столичному региону в этом вопросе?

— Свалки старого типа нам не нужны. А новые высокотехнологичные перерабатывающие комплексы с сортировкой отходов мы готовы разместить. Ничего в этом страшного нет. В центре Вены, например, стоит мусороперерабатывающий завод. Он стал визитной карточкой города, и никто из жителей не возражает.

Отсортированные отходы можно будет использовать в бумажной промышленности, при производстве строительных материалов, можно попутно заниматься лесопереработкой, расположить рядом теплицы и использовать выделяющееся при переработке тепло для их отапливания — пожалуйста, никто не против. Жители нашей области против свалок, но за размещение современных высокотехнологичных производств, которые не нарушат экологического равновесия.

А сейчас в Калужской области как перерабатывается мусор?

— Мы построили уже три сортировочных завода. Они работают очень успешно. Но, как оказалось, мы производим не так много мусора, и заводы пока не полностью загружены. Тем не менее будем строить еще один завод, чтобы сократить транспортное плечо. Мусор нельзя возить на большие расстояния, так как для населения возрастает тариф за транспортировку.

Планируют ли заводы Volkswagen и PSМA сокращения в следующем году?

— Автопром сейчас уверенно набирает обороты. Консорциум "ПСМА Рус" (автозавод в Калуге, выпускает Peugeot, Citroen и Mitsubishi — ред.) объявил набор 450 человек.

Polo Sedan — это ведь российская разработка?

— Да, российская. Сейчас его поставляют и в Германию, но в целом в Европе седаны не популярны. В основном это служебный автомобиль. У нас, я думаю, мода на седаны тоже лет через пять пройдет. Они ведь непрактичные.
Вот представьте, у вас есть автомобиль. Если это хэтчбэк или универсал, вы включили зимой отопление — и во всем салоне тепло. Вы можете приехать в магазин, положить продукты в багажник и не бояться, что они замерзнут. Или летом, вы включаете кондиционер — и тоже не боитесь, что продукты испортятся. Если это седан, зимой в багажнике все замерзнет, а летом "сварится".

Но пока у наших соотечественников седан имеет необъяснимую популярность. Хотя те же Tiguan или Citroen C4 — очень практичные автомобили. Citroen хорошо приспособлен для наших дорог: с усиленной подвеской и просторным салоном. И он не очень дорого стоит. Сейчас вышла последняя версия — очень симпатичный автомобиль для среднего класса.

А вы сами на какой машине ездите?

— Я люблю микроавтобусы. Для рабочих поездок в области использую Mercedes-Benz Viano. Мы купили эту машину шесть или семь лет назад. И она для меня очень удобна. В нее со мной садятся специалисты, помощники. Приезжаешь в район — садится глава администрации района, рассказывает, показывает. А в дорогом автомобиле представительского класса столько человек сядет? Помощник впереди и еще один человек сзади. А мне нужно три или четыре.

А вообще, я больше стараюсь ходить пешком. На расстояния до трех километров автомобилем не пользуюсь принципиально. Если мне нужно на совещание в Дом правительства в Калуге, иду пешком. В Москве из представительства Калужской области в Дом правительства РФ тоже иду пешком, на Старую площадь — пешком. До Старой площади, кстати, шесть километров. Но все равно получается быстрее, чем на машине. Для дальних поездок в Москве у меня тоже есть микроавтобус.

Это служебные автомобили. Дома у меня машины нет. При необходимости пользуемся автомобилем жены.

Как идет процесс локализации на заводах автоконцернов, расположенных в Калужской области?

— Уровень локализации производства "Фольксваген Груп Рус" за последние годы увеличился и достиг 60 процентов. Уровень локализации "ПСМА Рус" — около 36 процентов. В 2018 году здесь планируют реализовать новые проекты, в этой связи уровень локализации возрастет.

Компания "Вольво Груп Россия" в 2012 году заключила с министерством экономического развития РФ соглашение о локализации компонентов грузовых автомобилей.

В 2014 году был запущен завод по производству кабин с полным циклом сварки и окраски с объемом инвестиций более 90 миллионов евро. Сегодня этот завод полностью покрывает потребности автосборочного производства в Калуге и импорт кабин прекращен.

Каковы дальнейшие планы развития аэропорта Калуга?

— В Санкт-Петербург летаем круглогодично, будем увеличивать количество рейсов. По летнему расписанию самолеты летают в Сочи и Симферополь. Есть договоренность с турецким перевозчиком Azur Air и туроператором ANEX Tour, что с конца апреля дважды в неделю будем летать в Турцию. Хотели бы летать в Египет. Когда строили аэропорт, мы планировали, что рейсы в эти направления будут — они очень востребованы.

Планы сделать аэропорт Ермолино еще одной гаванью московского авиаузла заморожены?

— Это будет зависеть от интереса инвесторов. Изначально здесь планировала базироваться авиакомпания "ЮТэйр", есть постановление правительства о двойном базировании. Но "ЮТэйр" по финансовым причинам не смог инвестировать в развитие аэропорта.

Мы предлагали развивать Ермолино вместо Жуковского, куда не очень удобно добираться. Но Жуковский — это аэропорт, принадлежащий Ростеху, а в Ермолино базируется Росгвардия. Корпорация решила развивать свой.

Калужская область своими силами Ермолино развивать будет?

— Для развития этого аэропорта мы зарезервировали земельный участок, где можно будет построить перроны, аэровокзал и даже дополнительную взлетно-посадочную полосу. Мы готовы оказать содействие, но сами принимать в этом участия не будем. Пока мы сконцентрировались на аэропорте "Калуга".

Я рассчитываю на то, что в России начнут активно поддерживаться межрегиональные перевозки. Это дает совсем другое качество жизни. Люди становятся мобильными, развиваются экономические связи между регионами. На мой взгляд, можно было бы создать авиакомпанию, дотируемую из федерального и региональных бюджетов. Такая практика существует во всем мире. Это стало бы серьезным шагом в региональном развитии.

О какой сумме идет речь?

— Полагаю, на всю страну бюджет межрегиональных перевозок составит около 25 миллиардов в год. В структуре наших расходов это относительно небольшие деньги, затратив которые можно было бы поставить межрегиональную авиацию на крыло. И люди сказали бы нам спасибо.

— В Калужской области уже десять лет проходит фестиваль "Архстояние". Как вы оцениваете его влияние на развитие региона? Есть ли планы проведения других культурных мероприятий на территории области?

— Это интересный проект. В прошлом году он взял гран-при в финале Национальной премии в области событийного туризма в номинации "Лучшее детское туристическое событие".

Кроме "Архстояния" у нас проходит более 20 крупных фестивалей, в числе которых исторические реконструкции "Великое стояние на реке Угре", "Малоярославецкое сражение 1812 года", фестивали "МотоМалоярославец", "Мир гитары", фестиваль фонда Святослава Рихтера в Тарусе и другие. Появляются новые проекты.

В целом сейчас наш регион один из самых посещаемых в Центральной России. В год к нам приезжает около 2 миллионов туристов, а, например, в Словению — 800 тысяч. У нас много туристических объектов. На территории региона расположен самый большой в Европе парк птиц. Набирает силу проект "Этномир", где каждую неделю проходят тематические события и который в прошлом году посетили 800 тысяч человек. У нас много монастырей, музеев. Скоро откроем вторую очередь музея космонавтики, рядом построили инновационно-культурный центр. Все это увеличит поток туристов.

Зарубежные туристы едут к вам?

— В этом году Калугу включили в "Золотое кольцо России", думаю, теперь количество зарубежных туристов, посещающих область, увеличится.

Иностранные туристы — практичные люди. Они берут справочник, смотрят, куда можно поехать, и видят там Москву, Санкт-Петербург, Казань, Сочи. Калуги до последнего времени в справочниках не было. Теперь будет, туристы ее увидят.

Готовы ли тренировочные поля к чемпионату мира по футболу, который пройдет в 2018 году?

— Мы одними из первых сдали тренировочные поля. У нас два поля, они готовы.

Уже известно, какие команды будут тренироваться?

— Я знаю, что одна команда уже изъявила желание к нам приехать, но назвать ее не могу. В основном, как в случае с туризмом, команды видят Москву, Санкт-Петербург и Сочи и хотят тренироваться там. Калугу они пока не знают. Приедут — хорошо. Если никто не приедет, нам же спокойнее будет.

С ними ведь приедут фанаты, а это проблема. Когда на нашем стадионе играет команда из первой или высшей лиги, мы каждый раз беспокоимся в первую очередь за сохранность нашего стадиона, следим, чтобы фанаты не подрались. Вообще, это позор. Я считаю, что футбольное фанатское движение в том виде, в котором оно существует, — недостойное явление. В хоккее, например, такого нет, там все более цивилизованно.

Что делать с фанатским движением?

— Будь моя воля, я бы его запретил.

Как?

— Как мы запретили ИГ*, так и это можно запретить. Это же в основном асоциальные люди. С ними нужно отдельно работать. У нас в области тоже любят футбол, но у нас все цивилизованно. Футбольный клуб "Калуга" играет во второй лиге, там болельщики культурные. Я нашим ребятам говорю: ни в коем случае не занимайте первое место в этой лиге. Перейдете в первую лигу, а там уже совсем другие болельщики.

Как будут использоваться тренировочные поля после чемпионата?

— Оба поля, которые мы построили, с естественным покрытием. Из них одно, с подогревом, мы отдадим футбольному клубу "Калуга". Второе, без подогрева, передадим детской спортивной школе. В Анненках, где сегодня базируется футбольный клуб, откроем еще одну спортивную школу.

Аэропорт, гостиницы готовы к ЧМ-2018?

— Аэропорт готов. У нас 200 отелей на семь тысяч номеров — от одной до пяти звезд. Приезжали специалисты, отобрали две гостиницы, которые будут использованы для чемпионата мира.

Среди ваших увлечений гольф и рыбалка. Получается уделять им время?

— Я очень люблю гольф, но у нас нет хорошего гольф-клуба. Держу один набор клюшек в московском представительстве, другой в Калуге. Но времени нет. Был бы в Калуге клуб, поиграл бы.

С рыбалкой почти так же. Я вспоминаю покойного тележурналиста и путешественника Юрия Сенкевича. Он как-то приехал к нам на рыбалку, и я увидел, что он очень плохо управляется с удочкой. Оказалось, что он рыбачил последний раз 19 лет назад. Я удивился, спрашиваю: как же так? Вы в своих кинопутешествиях постоянно то на море, то в океане, то на речке. Он говорит: это съемки, а рыбачить мне там некогда. Вот так и я. Очень редко, но с огромным удовольствием могу выбраться на рыбалку.

Рыбачите здесь или ездите в другие регионы?

— В основном здесь, конечно, рыбачу, если получается. Но люблю рыбалку и на северных реках.

Какую самую большую рыбу поймали?

— Я не опытный рыбак. Мы с товарищем рыбачили, он при мне поймал тайменя 22,5 килограмма. А мне все больше мелочь попадается.

Охотой увлекаетесь?

— С возрастом, и это практически у всех моих сверстников, пришло понимание, что никакого удовольствия в убийстве зверей нет. Современное оружие позволяет это сделать любому мало-мальски обученному человеку, и шансов у зверя остаться в живых нет. Зачем?

Я охотой перестал заниматься осознанно. Мы, наоборот, должны оберегать животный мир. Нам же не нужно охотиться, чтобы прокормить себя и семью. Да, было время в конце 80-х — начале 90-х, когда мы ходили на охоту, потому что нечего было есть. Покупали путевку, отстреливали своим коллективом лося, оленя или кабана, делили между собой, приносили домой. А сейчас какая необходимость? Я за то, чтобы животные жили в безопасности.

Сейчас я увлекаюсь горными лыжами, плаванием и скандинавской ходьбой.

- После суда общаетесь с бизнесменом Олегом Дерипаской?

— Общаемся. Два мужика всегда могут помириться. У нас нормальные отношения. Да, может быть, я погорячился, но он тоже согласился с тем, что был не прав. Почему меня это разозлило? Я в свое время дал согласие на покупку "Кондровской бумажной компании". Нам пообещали, что комбинат будет развиваться, а потом все пошло под гору. Нельзя просто пользоваться предприятием, не вкладывая ни копейки в модернизацию. Это неправильно. Поэтому я и высказался.

А сейчас там что?

— Сейчас туда приходят новые собственники, по частям выкупают у Дерипаски активы, более или менее все начинает работать. Но в полной мере, как раньше, восстановить работу компании, скорее всего, не удастся. Многие производственные участки пришли в негодность.

Там есть одно старинное здание — заводской корпус, которому несколько веков. Внешне очень красивое, даже не скажешь, что это фабрика. Мы там планируем сделать музей или перепрофилировать в социальный объект, например, в гостиницу. Подумаем, как распорядиться. Утратить, конечно, его не хотелось бы.

* Запрещенная в России террористическая организация

Артамонов Анатолий Дмитриевич

Анатолий Дмитриевич Артамонов родился в 1952 году в селе Красное Хвастовичского района Калужской области в крестьянской семье.

В 1974 году закончил Московский институт инженеров сельскохозяйственного производства имени В.П.Горячкина.

По окончании вуза приехал в Хвастовичский район Калужской области, где работал заведующим ремонтными мастерскими совхоза «Хвастовичский».

Затем три года А.Д.Артамонов работал главным инженером в совхозе "Шаховский" Мосальского района. В 1978 году был назначен директором совхоза "Груздовский". В 1985 году А.Д.Артамонов выдвигается на должность начальника районного управления сельского хозяйства, несколько месяцев спустя избирается первым секретарем Мосальского райкома КПСС. Проработал в данной должности около шести лет.

В 1991 году Анатолий Дмитриевич переезжает в Обнинск, где вскоре становится исполнительным директором Обнинского строительно-промышленного акционерного общества. Принимал активное участие в создании совместного российско-венгерского предприятия "Рос-Сан-Тим", занимающегося внедрением новейших строительных технологий.

В ноябре 1996 года Анатолий Дмитриевич Артамонов избирается вице-губернатором Калужской области. Инициативность, умение грамотно решать стоящие перед областью проблемы, способность вызвать в людях личную симпатию, сплотить их вокруг себя и направить к достижению общей цели - эти качества отмечают даже его критики.

На состоявшихся 12 ноября 2000 года выборах А.Д.Артамонов был избран Губернатором Калужской области. За него отдали голоса 56,72 процента избирателей.

14 марта 2004 года А.Д.Артамонов избран Губернатором Калужской области на второй срок. За него отдали свои голоса 66,86% избирателей.

22 июля 2005 года в соответствии с новым порядком формирования исполнительных органов государственной власти Президент Российской Федерации В.В.Путин внес кандидатуру А.Д.Артамонова на рассмотрение Законодательного Собрания Калужской области для наделения его полномочиями Губернатора области.

26 июля 2005 года депутаты Законодательного Собрания области на внеочередной сессии подавляющим большинством голосов приняли решение о наделении А.Д.Артамонова полномочиями Губернатора Калужской области на новый пятилетний срок.

Главной своей задачей А.Д.Артамонов считает повышение качества жизни населения области. Приоритетные направления деятельности - развитие инновационной экономики, привлечение инвестиций, совершенствование межбюджетных отношений, а также газификация области, укрепление системы ипотечного кредитования, строительство социально значимых объектов.

В последние годы Калужская область входит в число наиболее динамично развивающихся регионов России и по основным показателям занимает одно из лидирующих мест в Центральном федеральном округе.

Деятельности А.Д.Артамонова дана высокая оценка, что подтверждено многочисленными государственными и общественными наградами.

Государственные награды Российской Федерации

Юбилейная медаль "300 лет Российскому флоту" - 1996 г.

Орден Почета - за достигнутые трудовые успехи и большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами - 2002 г.

Медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения" - 2002 г.

Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени - за большой вклад в социально-экономическое развитие области и многолетний добросовестный труд - 2006 г.

Благодарственное письмо Президента Российской Федерации - за участие в работе Госсовета - 2005 г.

Распоряжением Правительства РФ № 559-р от 05.05.07г. за большой личный вклад в социально-экономическое развитие Калужской области и многолетний добросовестный труд Анатолий Артамонов награжден Почетной грамотой Правительства РФ.

Ведомственные награды

Почетная грамота МЧС России - за заслуги в деле создания, развития и обеспечения РСЧС, выполнение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и образцовое выполнение своих служебных обязанностей - 1998 г.

Медаль МЧС России "Участнику чрезвычайных гуманитарных операций" - за образцовое выполнение служебных обязанностей, проявленные инициативу и усердие при обеспечении и личном участии в чрезвычайных гуманитарных операциях за рубежом - 1998 г.

Знак Госстроя России "Почетный строитель России" - 1999 г.

Нагрудный знак "Почетный работник общего образования Российской Федерации" - за большой вклад в совершенствование системы образования Калужской области, постоянную заботу о повышении статуса педагогических работников и их социальной защиты, практическую помощь в развитии и укреплении материально-технической базы образовательных учреждений области, принятие региональной программы, направленной на создание правовых и социально-экономических условий для нравственного, интеллектуального и физического развития детей и молодежи и в связи с 225-летием организации школьного образования Калужской области - 2002 г.

Нагрудный знак "Почетный работник Минтруда России" - за многолетний плодотворный труд и особые заслуги, связанные с достижениями в области социальной защиты населения - 2003 г.

Почетное звание "Созидатель года 2002", диплом "Гран-при" и почетный приз "Золотая триумфальная арка" Госстроя Российской Федерации - за достижения в развитии транспорта, инфраструктуры и социальной сферы, базы строительной отрасли - 2003 г.

Нагрудный знак и медаль Государственного комитета по статистике "За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года" - 2003 г.

Почетная грамота Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - за постоянное внимание к проблемам агропромышленного комплекса области и большой личный вклад в развитие производственно-экономической и социальной сферы села - 2004 г.

Золотая медаль Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "За вклад в развитие агропромышленного комплекса России" - за заслуги в области агропромышленного производства, социальной сферы села, активную общественную деятельность и многолетний плодотворный труд - 2004 г.

Памятная медаль Министерства образования Российской Федерации, учрежденная для Губернаторов - 2004 г.

Памятная медаль "80 лет Госкомспорту России" - 2004 г.

Медаль Министерства обороны Российской Федерации "За укрепление боевого содружества" - 2006 г.

Награды Калужской области

Юбилейная медаль "60 лет Калужской области" - за большой личный вклад в социально-экономическое развитие Калужской области - 2004 г.

Общественные награды

Благодарность Фонда "Лучшие менеджеры новой эпохи" Российской общественной комиссии Клуба лучших менеджеров России - за личную поддержку и активное участие в общероссийском проекте "Новая эпоха. Лучшие Менеджеры России" - 2000 г.

Медаль Гагарина Ассоциации музеев космонавтики России (АМКОС) - в честь 40-летия первого полета человека в космос - 2001 г.

Диплом Русского биографического института "Лучший Губернатор" среди региональных лидеров - 2002 г.

Знак Петра Великого и диплом лучшего менеджера клуба "Лучших менеджеров" - 2002 г.

Диплом лауреата премии общественной организации "Российская академия бизнеса и предпринимательства" в номинации "За формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе" - 2002 г.

Премия Союза журналистов "За открытость в общении с прессой" - 2002 г.

Диплом и знак лауреата Высшего Совета Форума "Общественное признание" - 2003 г.

Золотой диплом Конгресса матерей России в номинации "Лучший руководитель года" - 2003 г.

Диплом Пушкинской библиотеки - за постоянную поддержку в реализации проектов по развитию библиотек региона - 2003 г.

Медаль "Мир навеки" - за большой личный вклад в дело примирения, взаимопонимание, сотрудничество и партнерство между народами России и Германии и реальную помощь жертвам национал-социалистских преследований - 2006 г.

Серебряная медаль в золотом окладе Международной Академии наук, экологии, безопасности человека и природы "За заслуги в области экологии им.Н.К.Рериха" - 2006 г.

Награды Русской Православной Церкви

Орден преподобного Сергия Радонежского III степени - за внимание к участию в деле возрождения святынь и в связи с 200-летием Калужской епархии - 1999 г.

Юбилейная патриаршая грамота Патриарха Московского и всея Руси - за усердные труды во славу Божию и благо Святой церкви в ознаменование великого празднования 2000-летия Рождества Христова - 2000 г.

Патриаршая грамота Патриарха Московского и всея Руси - за участие в деле восстановления храма в селе Недельное Малоярославецкого района Калужской области - 2001 г.

Орден Русской Православной Церкви в честь святого равноапостольного князя Владимира II степени за участие в деле строительства храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Красное Хвастовичского района - 2009 г.

Доктор экономических наук, действительный член Петровской Академии наук и искусств.

Увлекается охотой, рыбалкой, плаванием, горными и беговыми лыжами, теннисом, игрой в гольф, вождением автомобиля. Любит природу, с удовольствием работает на даче.

А.Д.Артамонов женат. Вырастил сына и дочь. Имеет двух внуков и двух внучек.

Жена - Артамонова Зоя Иосифовна, начальник управления социальной защиты г.Калуги, Почетный работник Министерства труда и социального развития РФ.

Губернатор Калужской области, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, почетный строитель России, почетный работник общего образования Российской Федерации, доктор экономических наук, кавалер ордена Почетного легиона (Франция)

На международных экономических форумах можно услышать: «Калуга - это русский Сингапур». Возглавив в 2000 году «депрессивный» регион, Анатолий Артамонов сумел сделать его лидером в России по темпам индустриального роста и роста бюджетных доходов.

(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)

Анатолий Дмитриевич Артамонов родился 5 мая 1952 года в селе Красное Хвастовичского района Калужской области. Супруга - Зоя Иосифовна Артамонова, начальник управления социальной защиты города Калуги, почетный работник Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Дети - сын и дочь - уже взрослые и имеют своих детей.

«Я - калужанин в десятках поколений, - говорит Анатолий Дмитриевич. - Здесь жили все мои предки. Я однажды подсчитал, сколько у меня живет родственников в регионе. Не поверите - 800! Калужская область - это моя земля, мой дом, моя боль, моя душа». В большой крестьянской семье Артамоновых Анатолий был старшим ребенком из шести. С детства он знал сельский труд, работал вместе со взрослыми в поле, косил, стоговал сено, убирал лен.

После окончания школы Анатолий Артамонов продолжал учиться. Окончил Московский институт инженеров сельскохозяйственного производства имени В.П. Горячкина, Высшую партийную школу, множество курсов повышения квалификации. Из института по распределению попал в совхоз «Шаховский» Мосальского района. Так, в 23 года став главным инженером совхоза, он с семьей - женой и четырехмесячным сыном - приехал опять на село. Жил в общежитии, в одной комнате вместе с рабочими, командированными для помощи совхозу. Молодой инженер зарекомендовал себя прекрасно. Его энергичная деятельность скоро благотворно отразилась на состоянии хозяйства, и в 1978 году ему предложили возглавить совхоз «Груздовский». В 26 лет такая должность - знак огромного доверия и на тот момент случай почти беспрецедентный.

С 1985 года Анатолий Артамонов занимает должность начальника районного управления сельского хозяйства, в этом же году его избирают первым секретарем Мосальского райкома КПСС. А.Д. Артамонов: «Перед избранием меня пригласил на собеседование первый секретарь обкома. Я спрашиваю: «Как же я буду партийной работой заниматься, если ни разу в жизни с ней не сталкивался?» Он: «А тебе и не нужно заниматься партийной работой - там есть, кому заниматься. Твое дело - район вытянуть».

Уже тогда было заметно увлечение молодого секретаря райкома вопросами хозяйственно-экономической деятельности. Это объясняет такую контрастную смену деятельности - из руководителей в строители.

В 1991 году Анатолий Дмитриевич переезжает в Обнинск, где вскоре становится исполнительным директором Обнинского строительно-промышленного акционерного общества.

Принимает активное участие в создании совместного российско-венгерского предприятия «Рос-Сан-Тим», занимавшегося внедрением новейших строительных технологий. Затем возглавляет крупное предприятие по реализации программы «Свой дом». Супруга Зоя Иосифовна так вспоминает этот период: «Когда мы переехали в Обнинск, у него впервые появились выходные. Мы даже, наконец, могли взять отпуск летом. И вот картина. Лето, чудесный день, мы идем на речку купаться. Загораем, как все люди. Но я чувствую - муж нервничает, раздражается. Что такое? Оказалось, у него ощущение, что он бездельничает! Лето, страда, и день прекрасный - в поле самая работа. В совхозах, в райкоме он привык: сына 5-летнего в УАЗик - и по полям. А тут - загорать?..»

В 1996 году Анатолия Дмитриевича избрали на должность вице-губернатора Калужской области. Это был один из наиболее кризисных периодов для области: падал уровень производства в промышленности и сельском хозяйстве, снижались доходы населения, росла безработица. Правительство области поставило задачу стабилизировать экономику и решить социальные проблемы. За 4 года многое удалось сделать.

В 2000 году Анатолий Артамонов принял участие в выборах губернатора Калужской области. Предыдущий глава региона Валерий Сударенков отказался от переизбрания. Из пятерых претендентов реальные шансы на победу имели вице-губернатор и председатель Калужского банка Сбербанка РФ Алексей Демичев. На состоявшихся 12 ноября 2000 года выборах А.Д. Артамонов был избран губернатором Калужской области. За него отдали свои голоса 56,72% избирателей. Переизбрание Анатолия Артамонова в 2004 году прошло уже при поддержке абсолютного большинства избирателей.

В 2005 году в соответствии с новым порядком формирования исполнительных органов государственной власти Президент РФ В.В. Путин внес кандидатуру А.Д. Артамонова на рассмотрение Законодательного Собрания Калужской области для наделения его полномочиями губернатора. 26 июля 2005 года депутаты области на внеочередной сессии подавляющим большинством голосов приняли такое решение.

Наиболее заметным достижением А.Д. Артамонова за первые 10 лет его работы во главе Калужской области стало, несомненно, успешное привлечение инвестиций в экономику региона. «Рыба ищет, где глубже, - перефразировал однажды старую поговорку Анатолий Дмитриевич, - а капитал, где лучше. А капиталу лучше там, где ему не только удобно и выгодно, но где прежде всего безопасно».

Все началось со знаменитого учебника «Маркетинг места» Ф. Котлера. Молодая амбициозная команда губернатора сначала училась, как территории продвигают себя на рынок, формируют имидж и привлекают иностранные инвестиции. Калужская область, где проживает больше миллиона жителей (76% из них - горожане), входит в зону рискованного земледелия. Почвы здесь скудные, одним словом, нечерноземье. Ископаемых тоже нет. Зато преимуществом этого места является развитая система автомагистралей.

Через территорию области проходят важнейшие железнодорожные пути (Москва– Киев, Донбасс–Санкт-Петербург, Мичуринск–Смоленск) и две крупнейшие автомагистрали федерального значения (Москва–Брест, Москва–Киев). По плотности железных и автомобильных дорог общего пользования область прочно занимает 1-е место в первой десятке регионов России. На это и следовало делать ставку!

Анатолий Дмитриевич с соратниками ездил агитировать к себе в область инвесторов по всему миру. Сразу же стало понятно, что нужно привлечь узнаваемые компании, которые служили бы своеобразным знаком качества, тогда их пример будет говорить сам за себя.

Первой в Калугу пришла крупная финская компания «Enso», построившая в Балабаново небольшое предприятие по изготовлению гофрокартона. «Уже через три года после открытия, - рассказывает Анатолий Дмитриевич, - весь совет директоров предприятия прилетел к нам с единственной целью - сказать спасибо и рассказать, что предприятие в Балабаново заняло в их системе 1-е место по эффективности».

Но действительно прорывом в деле привлечения инвестиций стал договор с концерном «Volkswagen». За всемирно известным автомобильным гигантом пришли и другие. Так постепенно стала складываться деловая репутация руководства Калужской области, которой здесь очень дорожат и которую справедливо считают одним из наибольших своих достижений сам Анатолий Дмитриевич Артамонов и его команда. Какие же особенности калужского управления привлекли внимание инвесторов и расположили их к сотрудничеству?

Еще в 2000 году в области было создано Агентство регионального развития для сопровождения всех инвестиционных проектов и предоставления консалтинговых услуг. Затем появилась Корпорация регионального развития, взявшая на себя роль девелопера и заботу по обустройству для инвесторов площадок в индустриальных парках.

В создании самих индустриальных парков примером команде А.Д. Артамонова послужила китайская провинция Гуанчжоу - рай для любого инвестора. Региональное Правительство приняло решение подвести к новой промышленной зоне рядом с Обнинском все инженерные сети и выставить на торги. Так появился первый в области технопарк, в инфраструктуру которого было вложено 1,5 млрд руб. бюджетных денег, а также привлеченные средства. Это был огромный риск, но Анатолий Артамонов пошел на него и не прогадал.

Туда пришли такие серьезные фирмы, как сербская «Hemopharm» - единственное на территории России предприятие, получившее право экспортировать лекарства в Западную Европу и США, «Kraftway» - единственный сборщик компьютеров в России и многие другие. Затем появился индустриальный парк «Грабцево», где помимо завода «Volkswagen» разместились производители автокомпонентов и несколько других компаний. Там же стал реализовываться проект «А-парк» - производственные площади и офисные помещения класса «А».

После «Грабцево» был создан индустриальный парк «Калуга–Юг», где обосновался производитель грузовиков «Volvo Truck».

На юго-западе от Калуги разместился парк «Росва», там якорным инвестором стал автоконцерн «Peugeot Citroen Mitzubishi». На севере области создан парк «Ворсино», на площадках которого построили свои производства «Samsung», НЛМК, «Nestle», «L,Oreal».

В парке «Детчино» расположились производства строительных материалов, заводы по выпуску сельскохозяйственной техники, пищевой продукции, один из крупнейших в стране заводов по розливу вин.

Как видно из перечня компаний, подход к привлечению инвесторов у калужского правительства изначально был диверсифицированным. Это делалось для того, чтобы обезопасить региональную экономику от негативных процессов, связанных с возможными изменениями ситуации в экономике глобальной.

По темпам экономического роста к концу 2008 года область вышла в лидеры в РФ. Началось активное развитие малого и среднего бизнеса. И все-таки отрицательные последствия кризиса нельзя было не ощутить. Урезались программы с федеральным и областным софинансированием, такие как дорожное строительство, газификация села, расселение аварийного жилья. Но выручило то, что все предшествующие кризису годы в калужскую экономику усиленно привлекались инвестиции, открывались новые предприятия, создавались рабочие места впрок.

Больнее всего кризис ударил по машиностроению. Сокращение железной дорогой объема заказов серьезно отразилось на работе четырех крупных предприятий области, производящих локомотивы, вагоны, машины для строительства железных дорог и их обслуживания. Здесь работало около 10 тыс. человек. Пострадал и ОПК области, где было занято порядка 20 тыс. человек. Заказы на военную технику для нужд Российской армии тоже сокращались.

В сложной ситуации в кризисные годы оказалось и сельское хозяйство. Его инвестиционная привлекательность была значительно ниже, чем у промышленности. Кроме того, к середине 2000-х немалая часть их являлась «омертвелой» недвижимостью. Собственники, не склонные хозяйствовать на земле, отказывались ее продавать по приемлемой цене. Чтобы бороться с этим явлением, губернатор дал распоряжение главам районных администраций произвести ревизию земельных участков и направить в суды иски против тех землевладельцев, которые по три года и более не выращивали урожай на своих землях. Министерство сельского хозяйства области стало готовить проект закона о значительном повышении налога с необрабатываемых земель.

Ситуация стала понемногу выправляться. В 2008 году уже в каждом районе появились примеры внедрения новой техники и технологий в сельском хозяйстве. Улучшилась ситуация с переработкой сельскохозяйственной продукции.

В ноябре 2008 года состоялся пуск комбината детского питания в Медыни. В Бабынинском районе появилось племенное хозяйство по разведению крупного рогатого скота.

По темпам роста промышленного производства Калужская область в 2008 году заняла 2-е место в России. Создавая новые рабочие места, руководство области не забывало заботиться и о привлечении специалистов необходимой квалификации.

К 2009 году по показателю средней заработной платы Калужской области удалось занять 3-е место в Центральном федеральном округе после Москвы и Московской области. И хотя зарплата все равно оставалась значительно ниже, чем в столице, но сложились здесь и свои преимущества, такие, например, как успешная реализация жилищных программ.

За период 2004–2009 годов в эксплуатацию введено более 2 млн кв.м жилья. Учитывая повышение спроса на жилье, еще в 2007 году объем ввода жилья возрос на 72%. Рост жилищного строительства продолжился и в 2008 году.

В 2008 году утверждена федеральная пятилетняя программа «Развитие транспортной системы России». В рамках этой программы в области было намечено построить 105 км автодорог и новые мосты. И здесь бурное развитие производства открыло новые перспективы.

Так, с приходом в Калугу крупной пивоваренной компании SIB с ее потребностью вывозить с производства до 3 млн бутылок пива в сутки (!) пришло решение о строительстве нового автомобильного кольца вокруг города. В результате были построены второй мост через Оку и автодорога протяженностью 49 км по две полосы в каждую сторону.

Своеобразно была решена проблема благоустройства калужских городов и сел. Областная власть передала от 50 до 80% со сборов дорожного налога в распоряжение муниципальных бюджетов.

В конце 2008 года открылся новый учебный корпус Калужского государственного педагогического университета. К 2008 году область насчитывала порядка 30 вузов. Разрабатывались программы по привлечению и закреплению кадров (медицинских, педагогических, кадров на селе и т.д.). Решались задачи по обеспечению врачей достойным жильем. Выделялись направления для целевого обучения молодежи специальностям, востребованным в экономике и социальной сфере области. Финансировалось укрепление лечебной материально-технической базы.

В условиях экономического кризиса не ослабевало внимание руководства области к культурной политике. «Все, что делает власть, - считает Анатолий Дмитриевич, - должно быть прежде всего направлено на то, чтобы доставить людям радость, вызвать ощущение комфорта в их жизни. Удастся это - с любыми проблемами в экономике справимся!»

К чести главы области надо отметить, что серьезную оптимизацию структуры претерпела в кризисный период и сама администрация.

В 2007 году в областном госуправлении одновременно прошло серьезное сокращение штата. Было создано министерство конкурентной политики и тарифов, впервые в стране были централизованы закупки для муниципальных нужд. Торги стали проводиться на электронной площадке министерства. Все совещания губернатора и заседания Правительства начали транслироваться в Интернете в режиме онлайн.

В наименьшей степени экономический кризис затронул в Калуге предприятия автокластера. С января 2009 года заработал завод грузовиков компании «Volvo Trucks». К концу 2009 года открылся полный цикл производства на автозаводе «Volkswagen». В апреле 2010 года стартовало производство на предприятии альянса «Peugeot Citroen Mitzubishi». В мае 2013 года на площадке «Volvo» торжественно открылось производство экскаваторов компанией «Volvo Construction Equipment».

Один из секретов привлекательности Калужской области для инвесторов - это доброжелательно настроенный административный аппарат. «Как правило, ударив с инвестором по рукам, - рассказывает А.Д. Артамонов, - я задаю вопрос: когда он начнет строить? И получаю обычный ответ: в лучшем случае через полгода, пока пройдем все согласования… Тогда я предлагаю: начинайте строить сразу, а мы оформим все документы максимум за два месяца. Наша единая команда работает слаженно. Я понимаю, что беру на себя ответственность и в каком-то смысле превышаю свои полномочия, и прокуратура может мне на это попенять. Но федеральные органы власти видят: все, что мы делаем для облегчения проблем инвестора, идет на благо области, - и поэтому стараются нам не мешать, а помогать как можно скорее привести в соответствие с буквой и духом закона».

Огромное значение имеет восприятие инвесторами личности руководителя региона - доверие к нему. Так, однажды генеральный директор «Volkswagen» в Калуге господин Ленц сказал, что в вопросе строительства завода решающей оказалась одна из его бесед с Анатолием Артамоновым, когда он просто посмотрел калужскому губернатору в глаза. Посмотрел и решил, что завод будет здесь. Номер мобильного телефона Анатолия Дмитриевича знает каждый инвестор, звонить можно в любое время, губернатор сам снимет трубку. Об этом знает любой чиновник и в областной, и в каждой муниципальной администрации. Ни одна жалоба не останется без разбирательства. Анатолий Дмитриевич имеет также обыкновение сам бывать на промышленных предприятиях, в сельхозорганизациях, чтобы узнать настроения людей, понять, что на самом деле их волнует.

Политика Губернатора Артамонова - это постоянное обучение кадров. Свою команду Анатолий Дмитриевич в основном составляет из земляков: «Я считаю, что если человек местный, он гораздо больше будет склонен работать не за страх, а за совесть».

Регулярно вместе с главами районов, мэрами Калуги и Обнинска, министрами областного правительства он совершает поездки по России и за границу. Изучается опыт муниципального управления, подходы к благоустройству, к работе с инвесторами в промышленности, сельском хозяйстве. Навещает губернатор и районы области, знакомясь с положением дел на местах.

Вторую пятилетку своего губернаторства Анатолий Дмитриевич Артамонов отработал надежно и максимально эффективно. По всем важнейшим экономическим и социальным показателям область уверенно закрепилась в числе лидеров по стране. Поэтому, когда подошло время переизбрания, 10 июня 2010 года, по предложению Президента Российской Федерации, он был утвержден решением Законодательного собрания области на должность Губернатора Калужской области на очередной пятилетний срок.

Анатолия Дмитриевича в работе отличают дальновидность и государственная масштабность мышления. Это психология не временщика, а именно хозяина, заинтересованного не только в результатах на ближайшие 5 лет, но и в долгосрочной перспективе развития, благоустройства и процветания своей земли для будущих поколений.

Промышленность региона пережила кризис, но многие предприятия со славной историей нашли свою нишу в новых условиях. По-настоящему новой стала стратегия кластерного развития, благодаря которой регион занял 3-е место в России по производству автомобилей. Сегодня в калужском автомобильном кластере более 30 компаний. В перспективном фармкластере - больше 60 участников. Развиваются и другие, в том числе относительно новый для нашей страны - туристско-рекреационный кластер. В области организовано 12 индустриальных парков и особая экономическая зона «Калуга». Инвесторам предлагаются площади, построенные по технологии «Build-to-suit» или в «браунфилдах». Фактический объем инвестиций за последние 11 лет (с 2006 г.) по реализуемым в регионе проектам составил порядка 373,3 млрд руб. Создано более 25,4 тыс. рабочих мест. Расходы на социальную сферу выросли на 60%.

Естественно, в адрес Анатолия Дмитриевича Артамонова звучит и критика. Зачастую в вину ему ставят тот факт, что материальное благосостояние жителей области растет далеко не такими темпами, какими развивается промышленность региона. Но нельзя не отметить, что средняя заработная плата в регионе находится на достойном уровне, и Москва не «забирает» теперь все молодые кадры. В Калуге можно найти хорошую работу, да и жизнь здесь дешевле, чем в столице, а главное - реализуются жилищные программы.

Анатолий Дмитриевич полностью посвящает себя работе. «Я дома бываю по 6–7 часов в день всего. Живем вдвоем с женой, она работает начальником управления социальной защиты Калуги, тоже дома мало бывает. Приходим поздно вечером, немного погуляем и спать, а утром - оба по своим делам. Дети взрослые уже, внуки - это счастье…»

А.Д. Артамонов - доктор экономических наук, действительный член Петровской академии наук и искусств. В 2000 году А.Д. Артамонову вынесена благодарность от Фонда «Лучшие менеджеры новой эпохи» Российской общественной комиссии Клуба лучших менеджеров России «за личную поддержку и активное участие в общероссийском проекте «Новая эпоха. Лучшие менеджеры России».

В апреле 2002 года ему вручен диплом Русского биографического института «Лучший Губернатор». В том же году А.Д. Артамонов отмечен Знаком Петра Великого и дипломом «Лучший менеджер» (общественная награда, учрежденная Клубом лучших менеджеров России), дипломом лауреата премии общественной организации «Российская академия бизнеса и предпринимательства» в номинации «За формирование благоприятного инвестиционного климата в России». За достижения в развитии транспорта, инфраструктуры и социальной сферы, базы строительной отрасли в 2003 году ему присвоено почетное звание «Созидатель года-2002», присуждены Гран-при и почетный приз «Золотая триумфальная арка».

В 2003 году он награжден дипломом и знаком лауреата Форума «Общественное признание», медалью «Мир навеки» за большой личный вклад в дело примирения, взаимопонимание, сотрудничество и партнерство между народами России и Германии (2006).

В 2015 году он отмечен высшей наградой МГТУ имени Н.Э. Баумана - почетным знаком «За заслуги перед университетом». По итогам 2014 года получил награду от журнала «Бюджет» за 3-е место в рейтинге эффективности регионов.

За большой вклад в социально-экономическое развитие области и многолетний добросовестный труд награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, за достигнутые трудовые успехи и большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами - орденом Почёта, за внимание к участию в деле возрождения святынь и в связи с 200-летием Калужской епархии - орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени. Имеет многие другие российские государственные и общественные награды, а также иностранные. Это - орден «За заслуги в дипломатической службе» I степени (Республика Корея), Командорский крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия», орден Льва (Финляндия), государственную награду Королевства Дании - орден Даннеброг, государственную награду Королевства Испании - номерной крест ордена «За гражданские заслуги». Кавалер ордена Почётного легиона (Франция).