1000 летие русского присутствия на горе афон. Новый расцвет и новый упадок. Собрание игуменов и игумений РПЦ

Относится к 1016 году, то есть через два года мы будем отмечать особенный юбилей - 1000-летие русского присутствия на Афоне. Трудно переоценить значение афонского монашества для всего мира, в том числе и для России.

Молитва, которая совершается подвижниками на Святой Горе, помогает многим и многим людям подняться над суетой многомятежного мира и найти свой путь к Богу, к Истине . И относится это не только к паломникам, которым посчастливилось побывать на Афоне, но и к тем, кто сподобился прикоснуться к афонским святыням, и к тем, о ком святогорцы возносят молитвы. А молитвы совершают они обо всем мире - «за всех и за вся». Возможно, именно эти молитвы удерживают человечество от окончательного отпадения от Бога и отдаляют наступление Апокалипсиса.

Символ присутствия русских на Афоне - это русский Свято-Пантелеимонов монастырь , но стал он таковым только в XIX веке. Первые русские насельники жили в монастыре Ксилургу, который сейчас имеет статус скита. С увеличением числа братии им был передан «Монастырь Фессалийца», получивший впоследствии название Русик или, как теперь говорят, Старый Русик. С 1169 года он был официально признан русским монастырем .

В период монголо-татарского ига братия русского монастыря по понятным причинам почти не пополнялась. Монастырь стал греческим. В начале XIX века монахи переселились на берег моря, в новый монастырь, построенный на вклад молдавского господаря.

Приток русского монашества на Афон в середине XIX века способствовал тому, что в 1875 году в обители был вновь избран русский игумен . Императорская фамилия много поспособствовала расцвету монастыря, в котором к 1913 году насчитывалось более 2000 насельников.

К концу XX века монастырь опять пришел в запустение, и начал возрождаться только после завершения атеистической эпохи в истории России.

В 2011 году по предложению президента Д.А.Медведева и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был создан общественно-попечительский совет Свято-Пантелеимонова монастыря и Фонд поддержки обители. За минувшие два года фондом было собрано от различных благотворителей и передано на реставрационные и строительные работы в Пантелеимоновом монастыре более миллиарда рублей.

Вчера в резиденции премьер-министра под Москвой состоялось совещание общественного совета, в котором приняли участие Патриарх Кирилл, Д.А.Медведев, отцы-афониты, представители Московской Патриархии, а также бизнеса и властных структур. Обсуждались не только реставрационные и строительные работы в Свято-Пантелеимоновом монастыре, но и юбилейные мероприятия, приуроченные к 1000-летию русского присутствия на Афоне .

Годом 1000-летия русского присутствия на Афоне объявили наступивший 2016 год. «Святая Гора во многом обеспечивала духовную безопасность России, — сказал патриарх Кирилл. — Празднуя 1000-летие русского присутствия на Афоне, мы хотели бы осмыслить всю эту историю и показать значение Святой Горы для нашей страны и духовной жизни россиян».

Первые русские

Впервые присутствие русских монахов на Афоне было документально зафиксировано в 1016 году. В одном из святогорских актов среди 22 подписей настоятелей монастырей стоит подпись некого Герасима, монаха, пресвитера и игумена русской обители. Речь шла о монастыре Ксилургу (Древодела), которой ныне существует как скит Богородицы.

Об истории этой обители известно немного. Вероятно, она была устроена при князе Владимире. Среди доводов в пользу этого факта упоминают, например, то, что первый десятинный храм в Киеве и храм в монастыре Ксилургу были посвящены Успению Божией Матери — совпадение, которое многим исследователям кажется не случайным. А кроме того, вспоминают и святого Антония Печерского, основателя Лавры в Киеве, уроженца Чернигова: приблизительно в это время он оказался на Афоне (а возможно, и принял постриг от Герасима, игумена Ксилургу) перед тем, как вернуться на Русь для создания монашеской общины по образцу святогорской.

Афон — полуостров протяженностью около 60 километров и шириной, разнящейся от 7 до 20 километров, с доминантой в виде двухкилометровой горы. Появление здесь первых отшельников-монахов относят часто к VII веку, а уже в IX веке император Василий Македонянин официально подтверждает право на существование здесь монашеских общин.

Уже в описи 1142 года монастыря Ксилургу перечисляется 49 русских книг на 25 человек братии. О греческих же книгах не сказано ничего, пишет игумен Дионисий (Шленов), кандидат богословия и преподаватель Московской духовной академии. Более поздние афонские документы XII века уже однозначно именуют Ксилургу «русской обителью». В том же столетии игумен монастыря попросил у Собора Святой Горы выделить ему один из заброшенных монастырей на горе: по его словам, братия Ксилургу сильно разрослась и места всем недостаточно. Собор удовлетворил просьбу: русским афонитам предоставили пустующую обитель Фессалоникийца, ныне известную как Старый Руссик. При этом Ксилургу остался причислен к ней как скит.

Цари и монахи

Покровительство российского государства своему «представительству» на Афоне началось в конце XV века. Тогда в Москву с просьбой о материальной поддержке прибыл игумен Руссика Паисий — это послужило началом постоянных и все более тесных контактов Москвы и святогорской обители.

До этого времени Руссик пережил ряд тяжелых времен. В XIII веке ему пришлось временно подчиниться римскому папе, когда латиняне захватили Константинополь в 1204 году (это подчинение продлилось 20 лет), а в XIV веке обитель сожгли каталонские пираты. Тогда же монастырь взяли под свое покровительство правители Сербии. В 1347 году Стефан Урош IV Душан, сербский король, передал братии Руссика главу великомученика Пантелеимона. В эти годы Афон стал частью сербских владений.

После захвата Константинополя турками в 1453 году поддержка, оказываемая Москвой Святой Горе, оказалась как нельзя кстати. Остались свидетельства о помощи Руссику русских князей и впоследствии царской династии: в частности, есть сведения, что обители неоднократно помогал Иван Грозный. При этом посланцев монастыря нередко грабили на обратном пути в соседствующих с Москвой землях.

В 1730 году монастырь опустошили турки. А спустя 40 с небольшим лет обитель пережила большой пожар. Из-за разрушений, вызванных огнем, насельники были вынуждены переселиться в принадлежащую монастырю прибрежную келью. Из нее и вырос тот Свято-Пантелеимонов монастырь (или Новый Руссик), который мы знаем сейчас.

Настоящее

В самом конце XIX века в русскую обитель на Святой Горе пришел тамбовский крестьянин и отставной военный Семен Антонов. В историю он войдет под именем преподобного Силуана Афонского.

В то время жизнь на Святой Горе характеризовал упадок. А кроме того, большая часть русских насельников Афона была замешана в богословском скандале — их обвинили в отступлении от канонов, а также в ереси и в 1913 году насильственно вывезли со Святой Горы на пароходе под конвоем русских императорских войск. Святейший Синод разбирал дела более 600 русских афонитов: часть из них в итоге была сослана в отдаленные русские монастыри, другая часть вернулась после завершения дела на Афон.

Появление в Руссике преподобного Силуана подняло угасающую монашескую жизнь на новую высоту. Он, выбрав своей жизнью строгую аскезу, так сформулировал принципы праведности: «Чтобы познать Господа, не надо иметь ни богатства, ни учености, но надо быть послушливым и воздержным, иметь смиренный дух и любить ближнего — и Господь возлюбит такую душу, явит Себя, научит любви и смирению и все полезное даст ей».

Поток русских монахов на Афон прекратила советская власть. По разным данным, к началу революции 1917 года на Святой Горе в разных ее монастырях проживало от 3 до 5 тысяч насельников из России (из них около 1,5 тысячи — в Новом Руссике). Спустя всего три десятилетия русских святогорцев осталось меньше сотни. Их присутствие стало понемногу возрастать в 60-70-е годы XX века, когда Московской Патриархии удалось добиться ограниченной отправки русских монахов в Пантелеимонов монастырь.

В 1972 году Святую Гору посетил патриарх Московский и всея Руси Пимен — это было первое посещение Афона Московским патриархом. Спустя два года разрешение поселиться в Новом Руссике получил нынешний настоятель обители архимандрит Иеремия — в прошлом году ему исполнилось 100 лет. Небольшие группы монахов прибывали в обитель в течение 70-х и 80-х годов, а после перестройки поток россиян, желающих подвизаться на Святой Горе, увеличился.

Сегодня братия Пантелеимонова монастыря насчитывает около 50 человек. Это в разы меньше того, что было столетие назад, но интерес к Святой Горе, растущая потребность нового поколения россиян в духовном поиске позволяют надеяться: лучшие годы русского монашества на Афоне еще впереди.

В подготовке статьи были использованы материалы выступлений Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, работы преподавателя Московской духовной академии игумена Дионисия (Шленова), материалы издательского дома «Святая Гора».

«Только пройдя собственными ногами по этим холмам, можно получить истинное представление о той земле, на которую уже однажды ступала Божья Матерь».

Предлагаем вниманию читателей беседу с викарием Киевской Митрополии УПЦ епископом Бородянским Варсонофием.

Ваше преосвященство, Вы неоднократно бывали на Афоне, в самом известном центре православного монашества, и недавно вновь посетили Святую Гору. Чем для Вас является Афон?

Святая Гора Афон – особенное место для православного человека. Не всегда христианин может побывать в этом святом месте, но каждый относится к Афону с трепетным чувством благоговейности, ценит эту вершину духовности. Ведь там, на протяжении столетий жили старцы и духовные подвижники. Это очень важно в наше время, так как после коммунистического режима эта традиция почти не сохранилась в наших краях, поэтому мы черпаем и укрепляем свои духовные силы именно благодаря опыту старцев, благодаря молитвенникам Святой Афонской Горы.

Афон еще называют монашеской республикой, на территории которой расположено двадцать мужских монастырей. Один из них русский, есть сербский, болгарский и семнадцать греческих. В каждой обители живут монахи, которые занимаются молитвой, послушанием, трудами. Монахи молятся не только о спасении своей души, спасении братии монастыря, но и о мире во всем мире. Как говорят многие, благодаря молитвам афонских старцев держится мир, держится Православие и сохраняется духовность, поэтому это особенное и благодатное место для каждого православного христианина.

Насколько отличаются традиции монашеской республики от традиций и устава наших монастырей, например, Киево-Печерской Лавры, где Вы долгое время жили и учились,несли послушание?

Традиции монашеские, конечно, отличаются, но не нужно забывать, что основоположник всего русского монашества, основатель Киево-Печерской Лавры, преподобный Антоний Печерский, принял постриг как раз на святой горе Афон, именно оттуда святой принес монашеские традиции. Церковный устав мы взяли из Византии, но сами традиции монашества святой Антоний во многом позаимствовал из многовекового опыта монастырей Афона.

Главными отличительными особенностями Афона является время и продолжительностьцерковных служб. Я думаю, что для паломников это непривычно – очень длинные богослужения, которые совершаются большей частью в ночное время суток. Происходит это от того, что монастыри Афона живут по византийскому времени. В традиции Афона это выражено так – насельники считают, что если при закате солнца природа засыпает, то и человек тоже должен отдыхать в это время. На Афоне 12 часов ночи чаще всего бывает с заходом солнца. В зависимости от времени года существует расхождение с византийским временем от трех до восьми часов. Молитва у афонских монахов начинается в полночь, это полуночница, утреня, часы, они как раз читаются в тот момент, когда на материковой части самой Греции и всей Европы наступает ночь. Когда мир предается снуи наступает тишина, на Афоне наступает час молитвы. И это происходит беспрерывно в течение веков.

На Афоне также особенная традиция погребения монахов. Если у нас хоронят на кладбищах, в могилах, то у них всё происходит по-другому. Это, думаю, вызвано также и местом - так как большинство территории полуострова это каменистая почва, горы, традиционные захоронения затруднены. Поэтому через год после похорон усопшего монаха откапывают искладывают останки в специальных помещениях -костницах. Причем, черепа хранят отдельно, а все остальные косточки складываются в другой комнате. По цвету костных останков и черепа иноки определяют степень добродетельности и святости усопшего.

По их правилам- если череп желтоватого цвета, значит монах был подвижником, белый – считается, что степень чуть ниже первой, а если черный череп, то монахи закапывают его и продолжают молитвы об упокоении души усопшего, просят, чтобы Господь простил его прегрешения, которые он допускал в своей жизни. Через год они опять его откапывают, смотрят на цвет костей и если он стал белым или желтым - складывают в костницу.

Богослужения по сути ничем не отличаются от нашего, т.е. утреня, полунощница, вечернее богослужение, всенощное бдение, часы или литургия. В русском Свято-Пантелиимоновом монастыре богослужение совершается на церковно- славянском языке, для нас доступном, в сербском монастыре Хиландар, в болгарском Изографе службы также на церковно-славянском. В остальных семнадцати монастырях- на греческом. Да, конечно, нашим паломникам это усложняет понимание молитвы. Я в греческих монастырях читаю молитву Иисусову, хотя греческий уже немного воспринимаю на слух. Тем более легче, когда ты знаешь порядок богослужения, тогда автоматически мысленно переводишь, где какая часть или молитва и говоришь про себя, многое понятно по структуре. Воцерковленный человек легко ориентируется в храмах Афона, невзирая на иной язык богослужения и непривычность устава.

Если судить по фотографиям Афона со стороны моря, природа там и виды отменные. Не является ли это одним из факторов того, что там хочется побывать снова? Но прекрасных мест на Земле много, и христианских святынь тоже немало. Почему именно Афон?

В первую очередь, Афон – это обитель Божией Матери, жребий Божией Матери. Как и апостолам, ей выпал жребий для проповеди Евангелия в другой стране – по Преданию она должна была направиться в Иверию (Грузия). Но во время перехода, когда корабль двигался на Кипр, его ветром отнесло к полуострову, который впоследствии и станет для православных христиан тем Афоном, который нам сегодня известен. Божия Матерь, вступив ногами на эту гору, сказала, что это есть сад и ее обетованная земля.

Земля этадействительно прекрасна и является одним из самых благодатных мест, я так считаю для себя. Кто хоть раз побывает на Афоне, уверен, будет думать также. Когда смотришь с моря на Афон, открываются дивные по своей гармонии пейзажи, а когда находишься в горах, то видишь на отвесных скалах древние монастыри, келии монахов. Сочетание рукотворных построек с неповторимым природным ландшафтом впечатляет и оставляет глубокий след в памяти. Фотографии не могут в полной мере передать духовный восторг от всего увиденного на полуострове. Разве можно снимком передать запах моря, растительности, атмосферу Афона и атмосферу присутствия на богослужении? Только пройдя собственными ногами по этим холмам, можно получить истинное представление о той земле, на которую уже однажды ступала Божья Матерь.

Органичность природы и построек на Афоне в какой-то мере закономерна. Человек с молитвой не может повредить первозданную красоту, сотворенную Богом, а только хранит ее и пытается не нарушить своими рукотворными вещами.Строительство в таком месте представляет сложность, и нужно понимать, что очень проблематично доставить на Святую гору что-либо из материалов, необходимых инструментов, даже продуктов, т.к. соединение с миром осуществляется только по морю. Автомобильных дорог, которые соединяли бы материковую часть Греции с полуостровом, нет. Все завозится только на паромах, так и раньше было в древние времена, так и сейчас. Не имея каких-то особенных технических приспособлений в древности, строились такие удивительные монастыри, в таких сложных местах, в горах и скалах, что трудно представить процесс созидания самими монахами.

Как нужно было все продумать и укрепить, чтобы все держалось над морем, ведь это невероятно сложно и не менее поражает, чем нерукотворные виды вокруг. С моря это прекрасные виды монастырей, которые замечательно вписываются в Афонскую природу. Конечно, это привлекает множество людей, и не только православных паломников, приезжают и католики, даже люди неверующие, которые впоследствии становятся верующими. Встречал как-то послушника из Польши. Он тоже приехал на Афон потому, что читал о таком прекрасном и необычном месте, и приехал туристом просто посмотреть достопримечательности и аскетическую жизнь монахов. Но все-таки благодать Божия там действует, она коснулась его сердца, и он остался послушником в монастыре Констамонит.

В каких монастырях на Афоне Вы служили? Легко ли служить с греческим духовенством, возникали ли сложности в богослужебной практике?

Имел возможность служить и в русском Пантелеимоновом монастыре, и в греческих монастырях. Был на афонском всенощном бдении. Молитва афонская во всех монастырях прекрасна, и сердце просто умиляется от молитв, хотя есть и сложности, конечно, когда служат на греческом языке. Но, повторюсь, когда известна структура богослужения, то становится понятным, что сейчас, например, должна быть малая вечерня, вечерня, и т.д. Есть перерыв на ужин, потом повечерие, читается акафист, а в 12 ночи начинается полунощница. Структура во всех монастырях приблизительно одинакова, где знаешь – вспоминаешь тексты молитв на церковно-славянском, где непонятно–читаешь молитву Иисусову. Чуть сложнее всё для паломников, которые не всегда хорошо знают структуру богослужений, и на греческом языке им не совсем понятны молитвы, обращения. Но я всегда говорю в таком случае – молитесь просто, от чистого сердца и своими словами, а каждый паломник знает, о чем ему молиться, когда направляет свои стопы на Святую гору Афон. Кроме просьб о помиловании очень важно еще и участие в таинствах Покаяния и Причастия. С греческим духовенством легко служить, и сложностей никаких нет. Служил я и в Ксенофонтовом монастыре, в монастыре Евсигмен, монастыре Ватопеде…

- Как относятся к нашим священникам - с радостью или просто терпят постоянное присутствие приезжих?

Очень хорошо и радушно относятся.

Знают ли на Афоне об украинской действительности, интересуются ли политикой, откуда узнают новости и как относятся к событиям в нашей стране?

Я стараюсь на политические темы не общаться, ведь основная цель присутствия здесь - молитва. И что мы можем на Святой горе просить Бога? Просим, чтобы Господь помиловал нашу страну, наших людей, поэтому основное общение молитвенное. Да, многие интересуются действительностью за пределами Афона. Основную информацию, я думаю, они узнают в новостях от паломников и братьев по вере, от приезжих из Украины, России, Беларуси, Молдовы, из других стран. Греки о своей стране знают от своих единоверцев. О политике здесь нет больших разговоров, нет споров, здесь немного иная жизнь.

В православной среде интерес к афонской теме сохранился благодаря паломническим историям из прошлых времен. Определенный мистический интерес подогревается простым человеческим любопытством. Видели ли Вы там каких-то особенных людей, слышали что-то необычное, и случались ли чудеса во время Вашего пребывания?

История Афона насчитывает как минимум 10 столетий, целое тысячелетие, хотя первые монастыри там возникли вообще в III-IY веках, а сам Афон как монашеская республика существует уже больше десяти столетий. В следующем году на Афоне отмечается 1000-летие русского присутствия, русского монашества на Святой горе. В Лавре великой (первенствующий монастырь на Святой Горе Афон - Прим.автора) сохранились акты, которые подписывал настоятель первого русского монастыря. И с тех пор многие паломники, по традиции святого Антония Печерского, туда пешком ходили для молитвы, чтобы получить и стяжать дары Святого Духа. Расцвет паломничества былв XYII-XIXвеках. Из Одессы отправлялись пароходыс многочисленными паломниками,т.к. это была спонсированная государством программа, и люди получили возможность побывать в этих святых местах. Сегодня на Афон приезжает очень много людей, которые отправляются туда за духовной поддержкой. Есть, конечно, те, кто приезжает из любопытства, хочу,мол, побывать в монашеской республике.Но ничего случайного не бывает, каждый выносит пользу от посещения афонских монастырей.

Афон уникален еще и тем, что на территории полуострова совершенно нет женщин, это древняя традиция. В мужские монастыри не пускали женщин, а в женские, соответственно,мужчин. Так и до сего дня есть полностью закрытые монастыри, вот и на Афоне не пускают женщин, а в Греции есть монастыри, где не бывают мужчины. Поэтому на огромной территории полуострова, а это примерно площадь 80 на 40 км, находятся только мужчины. Это место, где тебя не отвлекают никакие телефонные звонки, житейские проблемы. Паломники имеют возможность сосредоточиться на своих внутренних проблемах, увидеть своё внутреннее «я» и познать себя - это самое главное для человека. Есть еще на Святой горе и особенные люди, как их еще называют - старцы, люди благодатные, приближенные к Богу. Они имеют возможность помочь человеку увидеть, почувствовать волю Божию в его жизни, подсказать, как правильно поступить в той или иной ситуации. Такие люди есть и слава Богу!

Почему православным христианам не удается создать «большой Афон» в Украине?Почему в стране нет авторитетов подобным Афону, куда стремились бы попасть на молитву паломники со всего мира?

У нас в Украине есть Киево-Печерская Лавра, монастырь мирового масштаба. Лавр в мире не так много:три лавры в Украине, три лавры в России, на Афоне лавра, на Святой Земле недалеко от Иерусалима есть Лавра Саввы Освященного. Поэтому титул говорит о многом, и как писали в XIXвеке- Лавра есть второй Иерусалим. Паломников здесь бывает не меньше, чем на Афоне. Просто таинственность Афона, удаленность, создает по-особенному хороший такой, не скажу ажиотаж, а скорее стремление человека побывать в этом святом месте. Ну и нужно отметить, что на Афоне 10 столетий не закрывались монастыри, традиции не прерывались, у них есть свой устав Святой горы, который не нарушается. Последний устав принят в XIX веке, соблюдается всеми монастырями.

Киево-Печерская Лавра тоже имела в свое время очень большой авторитет, имела множество скитов, подворий, была своя типография и мастерские, писались богословские труды учеными монахами, но коммунистический режим многое уничтожил, традиции практически прервались, т.к. Лавра закрывалась не один раз за прошедшее столетие. И с 1988 года, с момента 1000-летия Крещения Руси, приходилось возобновлять все, как говорится, с нуля, зажигая эту лампадочку молитвы, которая до сегодня горит. Но для того, чтобы восстановить все эти традиции нашей Киево-Печерской Лавры необходимо длительное время.

Есть ли при Кафедральном соборе паломническая организация, которая под Вашим руководством и благословением организовывает путешествия на Афон?

Есть Паломнический отдел УПЦ на территории строящегося Кафедрального собора, который организовывает паломнические поездки на Святую гору, на Святую Землю и в другие святые места. Любой желающий может подобрать для себя интересный маршрут для путешествия, в котором будет сочетаться отдых и польза для души, возможность обогатить свой духовный опыт.

Беседовал Андрей Герман

Фото из личной коллекции епископа Варсонофия и греческого фотографа Костаса Асимиса.

1016-й год – год точного присутствия на Афоне русских монахов. Немногим ранее они прибыли на полуостров со сложившейся монашеской традицией и уставом. Они прибыли в подлинный мир монахов. Для своих подвигов они избрали удалённое от побережья и тем самым от корабельной навигации место в центральной части Афона в глуби лесов, ближе к восточному побережью. Началось русское тысячелетие на Афоне.

Речь произнесена 2 декабря 2015 г. на Филаретовском вечере в Большом актовом зале Московской духовной академии . сайт печатает ее в сокращении.

Афон - «обитель веры, где время остановилось»

Роберт Байрон

Что такое Афон? Для русского человека это одно из самых святых мест на земле. В иерархии святых мест, конечно, первое место занимают Иерусалим и Святая Земля - как места евангельских событий, освящённые пребыванием Богочеловека Христа, Божией Матери, апостолов и первохристианской общины. Святое место имеет особую благодать - и является исключительным и притягательным местом "по благодати", как особо выразительно писали величайшие отцы периода иконоборческих споров прп. Иоанн Дамаскин и прп. Феодор Студит. По устному афонскому преданию Афон является исключительным уделом Божией Матери, который она посетила при жизни. А Спаситель Христос, постоянно призываемый в основном монашеском делании - молитве Иисусовой: Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, υἱὲ τοῦ Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν, сопребывает от начала подвижничества здесь с теми чистейшими монашескими душами, которые пытаются Ему послужить. После Иерусалима Афон - это то особое место на земле, для посещения которого не жалко ни часов, ни дней, ни средств, ни самой жизни. Это то место, посещение которого может привести к полному духовному перерождению. Многие, вступив в святые пределы Афона, оставались здесь навсегда, не возвращаясь в мир, как и русские монахи, прибывшие сюда незадолго до 1016 г.


Но прежде исторического очерка скажем несколько слов о географии Афона. Для человека, не бывавшего на Афоне, он представляется горой, на которой расположен один или несколько монастырей. Именно к такому представлению об Афоне подталкивает выражение Святая Гора. В действительности же вступающий на Святую Гору паломник попадает на полуостров протяженностью с северо-запада на юго-восток около 60 км, шириной от 7 до 19 км, в южной части которого действительно возвышается гора высотой 2033 метров над уровнем моря. Эта гора и именуется Афоном и является духовным средоточием Афона как монашеского государства. Издревле Афонская гора с близлежащими окрестностями была в ведении древнейшего и первого в иерархии афонских обителей монастыря - Великой Лавры, а на вершине её возвышался храм в честь Преображения Господня. Преображение - это праздник Фаворского света, праздник приобщения Божественным энергиям тех, кто достоин их вместить. По склонам Афона ходил в юности свт. Григорий Палама, защитник учения о Божественных энергиях и нетварном свете вопреки заблуждениям Варлаама, Акиндина, Григоры и других мудрствующих больше по законам разума, чем духа. Когда в XIX веке на Афон прибывали русские паломники, они обходили весь полуостров, и с особым трепетом поднимались на вершину.

По дороге не доходя пятисот метров на просторном и единственном в своём роде горном плато в преддверии вершины располагался храм Панагии - в честь Божией Матери. Хотя есть и другие таинственные и древние пути на вершину, большая часть паломников шла и идёт именно этим путём, иногда относясь и к Панагии, как к подлинной вершине. В истории русского Афона Панагия особо значима как живая связь Афона и Иерусалима. Сюда пришёл старец из Русского Пантелеимонова монастыря в крайне благочестивом и возвышенном настроении. По преданию, когда он зашёл в храм Панагии, ему явилась Божия Матерь и вручила образ Иерусалимской иконы Божией Матери. Этот образ до сих пор в особо торжественные моменты спускается на ленте перед царскими вратами верхнего Покровского храма русского Пантелеимонова монастыря, а в XIX веке - по аналогии - он спускался также и в Никоновском храме Троице-Сергиевой Лавры.

Итак, по сути Афон - это гора и святые окрестности; вершина, к которой всё стремится и от которой всё расходится; подлинная высота, обозначающая то духовное совершенство, которое нужно достигнуть неимоверными трудами; средоточие монахов ведущих на земле равноангельный и небесный образ жизни. Это святое пространство особо выделяется как удел мужского монашества - без возможности вступления сюда жён за исключением Божией Матери. Монастыри, обладавшие правом ἄβατον, существовали издревле. По законодательству византийских императоров лица противоположного пола не могли и при паломничестве ночевать в одном монастыре, а некоторые обители становились совершенно невходимыми. Афон получил особый статус монашеского государства при первом императоре Македонской династии Василии.

Таким образом ещё до Крещения Руси Святая Гора оказалась особым древним монашеским уделом и центром, естественно сосредоточившим в себе древнее многообразие восточного монашества. Арабы, а затем турки упразднили по сути свободу египетской Фиваиды. Такая же участь постепенно приближалась и к Малой Азии, которая была ещё способна готовить для Афона таких величайших подвижников, как прп. Афанасий Афонский, родоначальник общежительного Афонского монашества, - на Олимпе Вифинском под водительством прп. Михаила Малеина - но не была способна надолго сохранить свои центры под натиском врагов. В духовное оскудение Малой Азии внесли свой вклад и гонения в период иконоборческих споров, несколькими десятилетиями упредившие афонский ἄβατον. Монахи, скрывавшиеся от гонений иконоборцев в горах Малой Азии или Южной Италии, постепенно будут постигать духовный смысл пребывания на Афоне. Иверская икона Вратарницы станет символом торжества православия на Афоне и монашеской свободы и защищенности.


И наконец, последнее из предварительных самых общих замечаний: когда Византия была насквозь разодрана междоусобицей, и сильнейший византийский император Василий II в свои юные годы не мог обрести постоянной опоры, он обратился за помощью к русской и иверской дружинам. Помощь русских привела к тому, что в знак благодарности и в результате доброго взаимодействия Русь была крещена в 989 г., а помощь иверов к тому, что десятью годами ранее на месте древней обители св. Климента был основан Иверский монастырь, существующий и доныне. Тем самым наше отечество оказалось своеобразным побратимом Афона.

Продолжим уже почти что историческую летопись.

В 1000 году трагически скончался основатель Великой Лавры прп. Афанасий Афонский: он упал вниз с рухнувшего крыла ещё недостроенного соборного храма. На погребение великого аввы собралось около 3 тысяч монахов, среди которых могли быть и несомненно были славяне - кто-то из болгар, сербов или русских, ведь к прп. Афанасию на постриг приходили монахи из Италии, а также из самых разных уголков Балкан, Малой Азии, Грузии и Армении. Великая Лавра к тому времени была мощной, обнесённой стенами крепостью - и портом, в котором она имела право держать несколько быстроходных кораблей. По тем временам это особая исключительная монастырская привилегия, подчеркивавшая, какой огромный шаг вперёд сделала Лавра с момента своего создания в 964 году по инициативе её несостоявшегося монаха Никифора Фоки, императора, отстаивавшего крайне аскетические нестяжательный монашеские идеалы.

И вот 1016-й год - год точного присутствия на Афоне русских монахов. Немногим ранее они прибыли на полуостров со сложившейся монашеской традицией и уставом. Они прибыли в подлинный мир монахов. Для своих подвигов они избрали удалённое от побережья и тем самым от корабельной навигации место в центральной части Афона в глуби лесов, ближе к восточному побережью. Началось русское тысячелетие на Афоне.

В акте Великой Лавры за февраль 1016 года в числе двадцати двух подписей настоятелей афонских монастырей стоит подпись "Герасима монаха, милостию Божией пресвитера и игумена обители Роса". Эта "обитель Роса" была известна как "монастырь Древодела" (Ксилургу), акты которого от 1030 года и далее сохранились в составе архива монастыря св. Пантелеимона. До сих пор Ксилургу существует как скит Богородицы в получасе ходьбы от Ильинского скита и в часе ходьбы от морского берега. Скорее всего, Герасим был не просто очередным игуменом, а игуменом-ктитором недавно основанного монастыря. Возможно он подвизался на Афоне параллельно с прп. Антонием Печерским, который провёл здесь, паломничая, времени "довольно" - около 10 лет в конце X или начале XI века. В 1010-1013 годах прп. Антоний был послан на Русь для устроения общежительной обители по святогорскому образцу, но в 1015 году он оказался снова на Афоне. Скорее всего, игумен Герасим совершил постриг над прп. Антонием - в таком случае, именно о нем слова прп. Антония при основании Киево-Печерской обители: "Да будет на месте сем благословение Святой Афонской горы и старца, постригшего меня!" В 40-е годы XIX века возникло предание Эсфигменского монастыря о пребывании в нем прп. Антония - до сих пор показывают и пещеру вне монастырских стен на обрыве горы как место его подвигов. Однако находящаяся в глуби лесов обитель Ксилургу более исторически обоснована, хотя сравнительная близость к ней пути, ведущего через Ватопед в Эсфигмен только подчеркивает реальное подвизание прп. Антония в этих местах.


Русский исследователь из эмиграции В. А. Мошин изложил гипотезу, согласно которой Русский монастырь на Афоне был устроен при св. князе Владимире. В любом случае интересен тот факт, что первый десятинный храм в Киеве, так же, как и в обители Ксилургу был посвящён Успению Божией Матери. Но в отличие от столичного храм в афонской глуши был маленьким, скорее всего, в несвойственной для греков манере деревянным. Недаром обитель была прозвана по профессии своего первого или своих первых насельников обителью «Древодела».

Обитель Ксилургу считается первой славянской обителью на Афоне, болгарский Зограф - второй (с 1169 г.), а Хиландар - третьей (с 1192 года). Таким образом выстраивается следующий порядок появления славянских обителей: русские-болгары-сербы.


О начальной истории Ксилургу известно очень мало. Несомненно, что правила 1046 года, изданные по указу императора Константина IX Мономаха, о большей строгости жизни на Афоне были известны и насельникам этой малой обители. В этих правилах впервые Афон был назван "Святой Горой", и значит с тех пор русская братия могла мыслить себя как русских святогорцев.

В императорском Питтакионе 1048 года, адресованном проту Святой горы, обитель именуется Лаврой, так же, как и обитель Дометиева, отнявшая у неё часть собственности - а именно пристань с каменными постройками и лодками.

Ксилургу издревле была местом как подвижнических, так и учёных трудов - в описи 1142 года перечисляется 49 русских книг (о греческих ничего не сказано) на 25 человек братии. В списке в частности отмечены "двенадцать миней". Автору доклада довелось оказаться в современной библиотеке Ксилургу до пожара - когда в ней было несколько старых книг и рукописей - и после - когда не осталось ни одной.

В акте 1169 года она именуется "обителью русских". "В ней мы постриглись и много потрудились и издержались над её охранением и устроением и в ней скончались родители и средники наши, которые содержали нас и давали нам средства жить".

Со второй половины XII века центром русского присутствия на Афоне постепенно становится Старый Руссик. 15 августа 1169 года в престольный праздник обители игумен Ксилургу обратился к собору Святой Горы с просьбой выделить один из разрушенных монастырей - подходящий для разросшейся братии. В ответ на просьбу русской братии была предоставлена обитель Фессалоникийца, устроенная во имя св. вмч. Пантелеимона, построенная в конце X века в северо-западной части Афонского полуострова. А Ксилургу остался при новой основной обители в роли скита. В XII веке в обители подвизались выдающиеся люди, как например, "брат Лазарь", возможно один из князей, спасавшийся от княжеских междоусобиц на Руси в Византии.

В 1191 или 1192 году в новом монастыре произошло особо значимое для его будущего событие - в нем принял постриг отрок Растко, в будущем свт. Савва Сербский, архиепископ Сербии и основатель автокефальной Сербской Церкви. Растко был младшим сыном великого жупана Сербии Стефана Немани (1170-1196), его старшие братья Вукан, король Зеты (1195-1208), и Стефан Первовенчанный, великий жупан Рашки (1196-1217). Еще будучи в доме своего отца Растко мог встречаться с русскими монахами, что и определило его выбор обители. В Россикон была послана погоня - вернуть царственного отрока, однако - по преданию - пока посланные беспечно спали, будучи гостеприимно приняты в обители, Растко был пострижен в монахи и наречен Саввой в честь прп. Саввы Освященного (+532). Дальнейшая траектория жизни Саввы привела к возрождению сербского монастыря Хиландара, который был воссоздан (в 1198-1199 годах) как сербская обитель его отцом, принявшим монашеский постриг с именем Симеон.

Итак, в то время братство обители было смешанным русско-сербским. Начало XIII века трудное и для Россикона, и для всего Афона, которому пришлось временно - после взятия латинянами Константинополя в 1204 г. - подчиняться (до 1224 года) римскому папе Иннокентию III (1198-1216) и даже искать у него защиты. В конце периода латинского засилья начался период Болгарского влияния, продолжавшийся почти до середины XIII века и имевший в целом положительный характер как для всего Афона, так и для Россикона, установившего связи с монастырём св. Иоанна Рыльского в Болгарии. Однако, в целом, Россикон в те годы слабел как из-за ослабления власти Византии в период латинского владычества (1294-1261), так и из-за катастрофы 1237-1241 годов и установления на Руси татаро-монгольского ига.

Второе запустение Россикона произошло в начале XIV века после опустошения каталонскими наемниками-пиратами, первоначально привлекавшимися императором Андроником II Палеологом как помощь против турок. Не добившись своих целей при осаде Хиландара, они устремились к Россикону и потребовали выдать им Хиландарского игумена Даниила, который укрылся здесь от врагов с двумя чернецами. Каталонцы сожгли всё дотла, включая монастырские документы, кроме каменной башни, в которой спасся как о. Даниил так и его помощники. Впоследствии о. Даниил, известный как сербский летописец, стал архиепископом Сербии.

Однако, в середине XIV века сильнейший правитель Сербии Стефан IV Душан (1331-1355) благотворит как всему Афону, так и Россикону. В 1347 году или начале 1348 года он передает братии главу св. вмч. Пантелеимона со следующими словами: «Царство мое посвящает обители Россов главу святого славного страстотерпца, бессребреника и целителя Пантелеимона, которая имеет на себе плоть и которая засвидетельствована не только от отца моего и царя, но и от прежде его бывших царей, также от патриархов и других достойных синклитиков». В этом году закончилось долгое противостояние между Иоанном Кантакузином и Иоанном Палеологом. Первый торжественно вступил в Константинополь. Начало его царствования означало победу свт. Григория Паламы и его сторонников, победу богословия афонского исихазма вопреки более западным и рациональным богословским схемам и построениям. Дар величайшей святыни Русского монастыря, которая хранится там и доныне, особо значим в соотношении с ключевыми вехами византийской истории.

Афон, который успел побывать под властью латинян и болгар, в 1345-1371 годах стал входить в состав владений сербских правителей. Афониты признавали Стефана Душана «царем сербов и греков». В это время ведущие Афонские обители - Ватопед и Лавра - наполняются сербами, а Россикон остается русским больше по имени, чем по составу, в связи с чем и начинает именоваться «монастырь, рекоми руси». Но нет худа без добра. Одним из игуменов Россикона станет ученик знаменитого старца Арсения ученейший хиландарский подвижник Исаия, переводчик на славянский язык Ареопагитского корпуса. Через такого ученого игумена русские монахи обретали на Афоне для себя вторые, но чаще первые «духовные университеты».

Несмотря на распри и междоусобицы, сложные отношения Византии и Сербии Россикон к 1380 году обладал 60 подворьями или прочими владеньями за пределами Афона. Период с 1345 по конец 1380-х годов - один из самых благополучных в истории обители.


Последним сербским ктитором Россикона была дочь деспота Георгия Бранковича, мачеха султана Мухаммеда II Завоевателя (1421-1451) Мара Бранкович (1416-1487), мать будущего султана Мехмеда II Завоевателя (1451-1481) - та самая, которая передала в дар обители св. Павла Дары волхвов, недавно привозившиеся в Россию. Таким образом, Россикон оказывается в средоточии не только духовных, но и геополитических процессов - как место встречи, по сути дела, трех основных на тот момент религиозных и культурных традиций: византийской, греческой, османской, турецкой и русской. Особое внимание к Россикону со стороны матери султана, завоевавшего Константинополь и поставившего точку на византийской цивилизации, было обусловлено теми надеждами, которые православный мир того времени, и еще сильнее в более позднюю эпоху, возлагал на Россию.

Ключевая дата этого периода 1453-й год - падение Константинополя, после которого роль Афона как центра межправославного и межславянского общения и единения только возросла. Афонские монастыри были вынуждены приспособиться к новым условиям власти Оттоманской Порты. В архиве Россикона сохранилось, в частности, свидетельство о фирмане султана Баязета II (1481-1512), которое запрещало вмешательство в монастырские имения. Несмотря на экономический и административный прессинг, Афон оставался «оазисом», где гонимые христиане могли вдохнуть относительную земную свободу и абсолютно предаться подвигам безмолвия, аскезы и молитвы.

С середины XV века в роли главных ктиторов Афонских обителей выступают правители Молдавского и Валашского княжеств, а с XVI века и далее по нарастающей - Россия, как достигшее единство царство и единственная в мире православная империя. И вот в 1497 году игумен св. Пантелеимона Паисий с тремя старцами прибыл в Москву к великому князю Иоанну III (1462-1505) - испросить милостыню не только для своей, но и для всех святогорских обителей. По замечанию академика М. Н. Тихомирова, с этого визита начался “патрональный период” в отношениях России и Россикона. Сохранилась жалованная грамота великого князя Иоанна III 1499 года (в списке XVIII века) о свободном приезде в Россию монахов Пантелеимонова монастыря для сбора милостыни. Среди братии, число которой в XVI веке колебалось от 25 до 170 человек, находились особые умельцы-путешественники, готовые с радостью выполнить подобное нелегкое послушание. В ответ из Москвы все чаще отправлялись дипломатические посольства - как в Константинополь, так и на Афон.

Попытки оказать Русской обители экономическую помощь нередко заканчивались драматически. Так, игумен Россикона Гавриил в 1533 году получил от великого князя Василия III огромную помощь - 15 тыс. золотых монет, однако на обратном пути в Минске, находившемся тогда под властью короля польского и великого князя Литовского Сигизмунда I Cтарого (1506-1548), он был ограблен полностью, но скорее всего частично - части привезенных средств хватило на строительство части монастырской стены. 1533-й год в целом оказался благостным для святогорцев - прп. Максим Грек в этом году переведен из строгого заточения в Иосифо-Волоцкой обители в Тверской Отроч монастырь с возможностью заниматься своими учеными трудами. Хотя Максим Грек прибыл в Россию из Ватопеда, он стал ярчайшим примером взаимодействия греческого и славянского монашества, который не мог не быть учтенным и в далеком Россиконе.

Русский царь Иван IV Васильевич Грозный с 1543 по 1584 год выпустил 10 грамот, свидетельствующих о его благодеяниях Россикону. А в 1547 году - в год венчания первого русского царя на царство - вышло окружное послание митрополита всея руси Макария архиепископам, епископам, князьям, боярам и вельможам, воеводам, гостям, купцам, духовенству, а именно всему русскому народу - с призывом давать милостыню игумену Россикона Савве I другим его старцам, которых царь, одарив, отпустил на Афон. В результате собранных средств был уплачен огромный долг Османской Порте.

В краткой речи невозможно описать всех взаимоотношений между Россией и Россиконом. Со временем игумены Россикона не только кратко приезжали в Россию, но и жили в ней в течение длительного времени, как, например, игумен Иоаким (2 года с 1560-го), составивший за это время Послание о Святой Афонской горе.

Впоследствии Россикону пришлось пережить Вакуфную реформу Сулеймана I, а именно, когда все его имущество было объявлено государственным и собственностью Аллаха, и его нужно было постоянно выкупать путем огромного налога - хараджа. В 1568 году обители пришлось отдать в залог все свои метохи и имущество. Идеи Нила Сорского нашли невольный отклик в судьбах афонских обителей.

Во второй половине XVI века Россикон пришел в полное запустение, а его новое возрождение связано с установлением Патриаршества на Руси в 1591 году, когда и игумен Россикона Неофит, прибывший на Русь с митрополитом тырновским Дионисием с решением о признании за Иовом всех прав Патриарха Русской Церкви, получил пожертвование. При посещении Троице-Сергиевой лавры архим. Неофит получил «образ, … да 7 рублев», так же, как архим. Григорий из Хиландара. В грамоте Феодора Иоанновича сказано: «послали есмя с ними своей милостыни на сооружение Пантелеимонова монастыря на пятьсот рублев рухлядью, да ризы и стихарь со всем послали есмя».

Впоследствии визиты повторялись - в 1647-1648 годах Москву посетили архим. Россикона Никодим, келарь Никифор и иером. Пахомий и передали в дар часть мощей св. вмч. Пантелеимона.

Еще одна веха - апрель-май 1654 года, когда ученый инок Арсений Суханов по поручению царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона собрал на Афоне целую библиотеку книг и рукописей - около 500 греческих книг из библиотек Кинота, Россикона, Хиландара, Иверона, Ватопеда и Великой Лавры. В рамках данного доклада следует особо отметить вклад Россикона - одна рукописная книга и две печатные от дикея Германа.


В XVII веке братство монастыря было смешанным греко-русским с доминированием греков. В 1667 году число братии достигло 200 человек, но потом резко сократилось. В 1690-е годы монастырь пришел в полное запустение и был восстановлен как русский. Для поддержания монастыря братии приходилось совершать подвиги - в 1707 году архимандрит Варлаам со товарищи, получив в Москве милостыню, под Галацем (порт на Дунае) попал в плен к туркам и был ограблен.

В 1730 году монастырь был полностью опустошен турками: «…изгнали монахов из обители, именуемой великое Роси и засели внутри измаильтяне, и устроили минарет в церкви».

Когда в 1726 году Василий Григорьевич Григорович-Барский провел в Пантелеимоновом монастыре три дня, он нашел там двоих болгар и двух русских монахов. По его описанию монастырь «много лет пуст стояше и не бяше даже доселе кому онаго снабдевати». А в 1744 году путешественник не обнаружил в обители Св. Пантелеимона ни одного инока - с 1735 года монастырем стали управлять греческие иноки. Причина в том, что на самой Руси «не стали даваться жалованные грамоты и не стали русские самовольно выходить за границу», - согласно описанию другого путешественника инока Парфения (Агеева). А. А. Дмитриевский писал: «С 1735 года греческий элемент в этой обители взял окончательный перевес над русским…»

В середине XVIII века появилось другое место славянского присутствия на Афоне - Ильинский скит, возрожденный как скит на месте заброшенной кельи монастыря Пантократор прп. Паисием Величковским. Естественно, что прп. Паисий организовал здесь скрипторий и святоотеческую библиотеку, но летом 1763 года славяно-молдавское братство «всем собором» переехало в Молдавию.

А в 1777 году насельники Пантелеимонова монастыря переселились в прибрежную келью рядом со своим причалом после опустошительного пожара 1773 года, урон от которого довершило землетрясение 1790 года. От старой обители до новой 1,5 часа ходьбы. Новая обитель так же как и старая была названа в честь св. вмч. Пантелеимона. Она существовала с XVII века как келья-дача в честь Воскресения Христова греческого архиерея - иерисосского епископа Христофора, купившего место рядом с причалом Россикона в 1677 году за весьма небольшие средства.

Однако на новом месте монахи стали вести идиоритмический образ жизни, который не способствовал благоденствию обители. Решающей мерой для возвращения к киновии стал Сигиллион Вселенского патриарха Каллиника 1803 года, который ревновал о восстановлении традиций общежительного монашества не только в разных обителях Афонской горы, но и в других монастырях Константинопольской Церкви.

Турецкие оккупационные отряды оставались на Афоне до 1830 года.

История XIX - начала XX века настолько богата событиями, что их уже не перечислишь в краткой речи. В этот период, по сути дела, Руссик превратился в огромный монашеский город с разными ремесленными цехами, корабельной командой, больницей и пр.


В течение всего XIX века Пантелеимонов монастырь был смешанным греко-русским. Греческая община стремилась к автономности и изолированности, порой категорически отказывая русским в праве на существование внутри монастыря. Однако такой подход приводил к сильному ослаблению греческой монашеской общины и в духовном, и в экономическом отношении. Становление русского монашества как единой системы монастырей и келий и рост его численности, особенно во 2-й половине XIX века, существенно изменили распределение сил и приоритетов, что послужило как умиротворению, так и проблематике иного порядка. Определяющими личностями для Русской обители стали ее духовник и строитель Иероним (Соломенцев) и игумен Макарий (Сушкин).

Самым трагичным для русского монашества стало возникновение так называемых имяславческих споров в начале XX века, что, как известно, привело к насильственному вывозу имяславцев с Афона и значительному уменьшению численности монастыря, скитов и келий в предреволюционную эпоху, в то время, как после революции приток братии из России прекратился.

Афон вступил в суровые реалии XX века, когда в упадок стало приходить не только русское монашество, но и вся общежительная Афонская традиция в целом. Когда дионисиатский монах Феоклит в начале 1970-х годов написал книгу на греческом "Между небом и землёй", он пытался сделать невозможное - печатным словом возродить интерес к почти забытому Афону.

Но значительно большую, исключительную пользу принесла другая книга о старце Силуане, написанная архимандритом Софронием (Сахаровым), постриженником Пантелеимонова монастыря, который некоторое время был духовником монастыря св. Павла, а потом основателем обители в Эссексе. Эта книга для многих стала подлинным откровением об Афоне и христианской жизни.

От старца Силуана, который в начале XX века трудился на монастырской мельнице Россикона через отца Софрония тянется непрерывная духовная нить к современной России - как в её собственных пределах, так и за рубежом.

Русскому монастырю пришлось вынести полное запустение, непополнение братии, немецкую оккупацию…


В 1960-1970 годах система русских скитов и келий - с переходом Андреевского и Ильинского скитов в подчинение Ватопеду - окончательно рухнула. К местам русского присутствия продолжали относиться Пантелеимонов монастырь, Старый Руссик, пришедший в полное запустение, и скит Ксилургу, или Богородицы, находившийся также в крайне заброшенном состоянии.

С конца 1980-х годов началось более активное возрождение Пантелеимонова монастыря за счёт присланной братии. 1000-летие Крещения Руси по сути дела было ознаменовано принципиально иным отношением к русскому Афону - при новых перспективах и возможностях.

Впоследствии возрождение Русского монастыря велось по нарастающей. К 1000-летию русского присутствия на Афоне, а именно к 2016 году, было запланировано возродить максимально большое число скитов и келий - из находившихся на исторической территории Пантелеимонова монастыря. Помимо возрождения самого Пантелеимонова монастыря были восстановлены:

1. Старый Руссик - собор и исторический братский корпус.

2. Келья в честь св. вкм. Димитрия.

3. Новая Фиваида (частично и без больших юбилейных задач).

Из Пантелеимонова монастыря была проложена дорога в Кариес для более быстрого и надежного сообщения.

В конце 2015 г. в Русском Свято-Пантелеимновом монастыре был отмечен грандиозный юбилей - 100-летие его игумена схиархимандрита Иеремии (род. 9/22 октября 1915 г.), старейшего среди всех Афонских игуменов. На этот юбилей съехалось много гостей…

Но русское присутствие выходит за пределы территории Россикона. Практически в каждом большом греческом монастыре - одном из двадцати - есть русские или украинские монахи. Иногда русские монахи восстанавливают русские кельи на территориях, принадлежащих другим монастырям, как например, на Карулях, находящихся в ведении Великой Лавры. Иногда они возрождают греческие кельи - с греческим, славянским или смешанным типом устава и богослужения. В качестве примера можно привести келью Яннопула с 1000-летней историей, расположенную на южном побережье в предгории Афона также на территории Великой Лавры и основанную самим прп. Афанасием Афонским. По неписанному преданию в XIX веке сюда приходили для совершения Литургии и духовного окормления скрывавшиеся в горе и никому неизвестные афонские старцы, число которых всегда было семь... Ее возрождает выпускник Московской духовной академии и в прошлом насельник Троице-Сергиевой Лавры иеромонах Агафангел (Легач), защитивший диссертацию, посвященную аскетическому наследию прп. Варсанофия и Иоанна…

На свете нет ничего случайного. В библиотеке Московской духовной академии хранится книга Вопросоответов св. Варсанофия и Иоанна, изданная в Венеции в 1814 году. Вскоре после издания она попала на Афон, а 8 октября 1847 года была подарена духовником монастыря Пантократор иеромонахом Иосифом святителю Филарету (Дроздову). Автограф дарителя на русском языке подтверждает это. После смерти свт. Филарета книга оказалась вместе с огромной библиотекой рукописей и редких книг, принадлежавших Святителю, в фондах библиотеки Московской духовной академии. Потом после революции она была изъята и должно быть оказалась в фондах Румянцевского музея, откуда в конце 1980-х годов вернулась в Академию и несколько лет назад обретена из полного забвения. Это материальное свидетельство связи ныне празднуемого святителя с Афоном и его аскетической традицией (Вопросоответы были впервые изданы афонским святым Никодимом Святогорцем по рукописи Великой Лавры 17, а книга после утери рукописи почти что приобрела статус таковой) может смело стать символом сегодняшнего вечера и своеобразным побуждением - хранить и преумножать афонские заветы…

Игумен Дионисий (Шлёнов)

В 2016 году отмечается 1000 лет присутствия русского монашества на Святой Горе Афон . Это духовное событие имеет значение для всего мира: не только церковного, но и светского, что подтверждается фактом обсуждения 11 февраля 2015 г. программы юбилея министрами иностранных дел России и Греции. «Считается, что монашество на Русь пришло именно с Афона. Такое историческое наследие особенно востребовано в наши дни, когда в России происходит духовное возрождение, возвращение к духовным ценностям и святыням», — отметил тогда в своей речи глава МИДа России Сергей Лавров.
Впервые было обсуждено 30 сентября 2011 г. на первом заседании учредителей Общественно-попечительского совета Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Заседание прошло под председательством Президента России Д. Медведева и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Итогом работы встречи стало Распоряжение Президента России В. Путина от 16 октября 2012 г. «О создании рабочей группы при Президенте Российской Федерации по подготовке к празднованию 1000-летия присутствия русских на Святой горе Афон». Оно и стало основой подготовки серии мероприятий юбилея, который в нынешнем году отметят русские на Афоне 1000 лет созидая и храня монашество во втором земном уделе Пресвятой Богородицы.

«Празднуя , мы хотели бы осмыслить всю эту историю, познакомить с ней молодое поколение жителей Святой Руси - и русских, и украинцев, и белорусов, и представителей других национальностей; показать нашему обществу значение Святой Горы для нашей страны, для духовной жизни россиян; наконец, сделать так, чтобы это празднование привлекло внимание к Святой Горе во всем мире, и чтобы Европа еще раз осмыслила значение Святой Горы для собственной духовной жизни. Думаю, это особенно важно в связи с упадком религиозной жизни в Западной Европе, где в основу устроения общества полагаются опасные антихристианские идеи. Мы можем свидетельствовать о том, что сегодня западный мир находится в глубоком духовном кризисе. Запад этого кризиса не осознает и высокомерно смотрит на весь мир, требуя, чтобы все следовали его законам, которые не оставляют места ни Богу, ни вере в жизни людей. Поэтому празднование должно пройти таким образом, чтобы не только Россия и Греция, но и весь мир почувствовал бы значение духовной традиции Православия», — отметил Святейший Патриарх Кирилл в своем слове, представляя как событие мирового значения.

Церковные праздничные мероприятия

Официально юбилей богослужебными торжествами Русский Афон начнет отмечать 18 мая 2016 года. Выбор даты связан с празднованием 20 мая памяти «отца русского монашества» преподобного Антония Печерского.

В течение года ожидается принесение в храмы и монастыри Русской Православной Церкви святынь Святой Горы, в том числе, впервые в истории, – мощей преподобного Силуана Афонского. Святыню доставят в Россию 3 июля 2016 года. Мощи будут находиться на территории России в течение трех месяцев. Юбилейный год, который отметят русские монастыри на Афоне , совпадает со 150-летием со дня рождения святого. На лето 2016 года запланированы установка памятника преподобному Силуану Афонскому на родине подвижника в селе Шовское Липецкой области, завершение там же восстановления храма в его честь и создание музея.

О духовных и земных подвигах, которые совершили за 1000 лет русские на Афоне , в январе 2016 года говорили в храме Христа Спасителя (г. Москва) участники XXIV Международных образовательных Рождественских чтений. В учебных заведениях РПЦ в течение года русские монастыри на Афоне обсудят в рамках 140 тематических мероприятий. Не обойдет 1000-летие русского монашества на Афоне и школьников: они покажут свои знания по теме в рамках олимпиады по Основам православной культуры.

Предлагаем Вашему вниманию ряд событий, связанных с празднованиями:

1. В феврале 2016 года русское монашество на Афоне предстанет глазам насельников Святой Горы перед зрителями главных российских телевизионных каналов. На экраны выйдет двухсерийный фильм, который ознакомит широкую аудиторию с тем, что строили духовно и фактически русские на Афоне 1000 лет .

2. Весной Русская Православная Церковь совместно с Министерством культуры РФ проведет в храме Христа Спасителя масштабную выставку, которая проиллюстрирует 1000-летие русского монашества на Афоне .

3. Еще одна масштабная фото-выставка пройдет с 12 мая по 16 июня, работы будут предоставлены 5 самым лучшими афонскими фотографами из 5 святогорских монастырей.

4. 20 марта в фойе собора также откроется фотоэкспозиция об истории Пантелеимонова монастыря и современном быте его насельников.

5. 10 мая в Москве пройдет презентация первых 15 томов 25-томной серии «Русский Афон XIX — XX веков». Фундаментальный труд содержит описания жизней 8 000 монахов, духовное наследие афонских старцев. Это самый большой издательский проект обители за всю ее историю. Одновременно библиотека и архив Пантелеимонова монастыря Святой Горы совместно издательством «Индрик» представит уникальный фотоальбом-летопись, в основу которого легли 38 000 архивных стеклянных негативов.

6. 12 мая в Санкт-Петербурге будут презентованы 5 других фотоальбомов, авторы которых – монашествующие русские на Афоне , наши современники.

7. 24 сентября в день памяти преподобного Силуана Афонского ознаменуется открытием в Пантелеимоновом монастыре хозяйственного музея обители. Его организаторы планируют воссоздать 38 цехов, которые в годы расцвета монастыря обеспечивали русское монашество на Афоне и паломников всем необходимым для жизнедеятельности.

8. Также в сентябре планируется православный крестный ход «от Руси до Святой Горы», который пройдет по всем православным странам восточной Европы.

Государственные праздничные мероприятия

Главное совместное церковное и государственное мероприятие, которым ознаменуется 1000-летие присутствия русского монашества на Святой горе Афон , пройдет в Москве в сентябре совместными усилиями Русской Православной Церкви и Министерства культуры Российской Федерации. На государственную поддержку в течение года смогут рассчитывать издательства, выпускающие литературу на тему «русские монахи на Афоне ».

Информационную поддержку торжеств и СМИ, освещающих 1000-летие русского присутствия на Афоне , обеспечивает Минкомсвязи РФ.

На официальном сайте Росархива будет презентован спецпроект «Связи России с афонскими монастырями в XVI-XIX веках», в рамках которого будут опубликованы более 300 наиболее любопытных архивных документов из фондов Российского государственного архива древних актов, Государственного исторического музея, Государственного архива РФ, музеев Кремля, литературного музея имени А. С. Пушкина и других.

Год России в Греции и год Греции в России

2016 год, в который празднуется 1000-летие присутствия русских на Афоне , в России объявлен годом Греции, а в Греции – годом России.

С 20 мая до конца июня на Святой Горе Афон, в Салониках и Афинах будут проходить дни русской культуры. Концертную программу представят хоры Свято-Данилова монастыря, Свято-Троице-Сергиевой лавры и детского приюта «Отрада» при Николо-Черноостровском женском монастыре (г. Малоярославец). О русской иконе и афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре расскажут две тематические выставки в Салониках.

Одной из главных тем юбилейного года станет паломничество на Афон , чрезвычайно востребованное у православных России. Масштабная международная конференция на тему «Религиозный туризм и паломничество» пройдет в ноябре в Афинах в Российском центре науки и культуры.

Российские байкеры совершат мотопробег, конечным пунктом которого станет Святая Гора Афон. Около 100 человек отправятся на «железных конях» по святым местам Греции. Необычное мотопаломничество также имеет целью празднование 1000-летия русского монашества на Афоне .