Алексей Ильич Осипов - профессор Московской Духовной Академии; член Президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Режиссер: Максим Михальцов

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 27 мая в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялась конференция «Святитель Игнатий (Брянчанинов): 150-летие со дня преставления». На ней архиереи Русской Православной Церкви представили свои доклады, посвященные личности и наследию одного из самых авторитетных духовных наставников и аскетических писателей XIX века - святителя Игнатия. В общей сложности в конференции приняли участие 600 человек. Организатором мероприятия выступил Фонд святителя Василия Великого.

Конференция носила религиозно-просветительский характер. Выступающие в своих докладах подчеркнули исключительное значение личности и творений святителя Игнатия, убедительно показавшего особенности духовной жизни православного христианина и опасности, стоящие на ее пути. Докладчики отметили, что святитель Игнатий в своих творениях дает ясное и точное изъяснение всех важнейших вопросов духовной жизни: веры в Господа Иисуса Христа, различных видов и ступеней молитвы, покаяния, духовничества и связанных с ним тем послушания и жизни по совету. Также они коснулись воззрений святителя на проблемы духовного образования, миссионерства, межконфессиональных отношений. Особое внимание было уделено основной теме творений святителя Игнатия, а именно пониманию монашества и его значения в жизни Церкви.

Открыл мероприятие митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший зкзарх всея Беларуси, Постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, который огласил благословение Святейшего Патриарха Кирилла. Также он представил свой доклад, в котором осветил многие аспекты деятельности святого, начиная с его поэтических и литературных трудов и заканчивая служением святителя на церковном поприще, ознаменовавшимся полным самоотвержением ради точного исполнения евангельских заповедей. «Сегодня мы памятуем этого дивного подвижника благочестия, который с юности пытался избежать славы человеческой, подтверждая евангельские слова о том, что унижающий себя будет возвышен», - отметил митрополит Минский и Заславский Павел.

Особое внимание он обратил на специфическую ситуацию в Беларуси, где православие издавна соседствует с католичеством, где многие православные люди имеют родственников, принадлежащих к католической вере. «Однако пример благочестия святителя Игнатия, опыт искренней молитвы и аскетики лучше чем что-либо другое свидетельствует о спасительности святого православия», - заключил докладчик.

Затем с приветственным словом выступил Константин Малофеев, учредитель Фонда святителя Василия Великого, рассказавший о высокопатриотичной миссии святителя Игнатия в исторической перспективе: «В то время как в европейском мире был настоящий революционный кошмар и антицерковные репрессии, когда в культурном смысле Россия была европейским эпигоном, аристократия говорила по-французски, а головы нашей интеллигенции были заняты европейскими догмами, гуманистическими, масонскими, революционными, встал вопрос: „А что же Россия может предложить Европе?“ Когда в 1814 году русские войска освободили Париж, Европа в ожидании взирала на Россию-победительницу. Она должна была установить иной порядок, по сравнению с тем порядком, который несли Европе войска Наполеона, на знаменах которых было написано „Свобода, равенство, братство“. Славянофилы начали задумываться не о европейских корнях России, а о византийском, о православном наследии. В это время мы видим таких светочей, как святитель Филарет Московский, оптинские старцы, Феофан Затворник и, конечно, жемчужина этого созвездия - святитель Игнатий Брянчанинов. Православие - вот то, что Россия могла принести миру и то, благодаря чему она победила революцию, которую никто в Европе больше победить не смог».

Константин Малофеев также уточнил, что святитель Игнатий осознанно выбрал путь иноческий, аскетический, тогда как сам происходил из аристократической среды и был хорошо знаком с культурным наследием, которое преподавали в качестве вершины цивилизации в то время. «Он стал тем автором, благодаря которому многие весьма далекие от своих русских корней, повернулись к православию. В этом смысле роль святителя Игнатия Брянчанинова безмерно велика для государственной истории России, для поиска России своего света миру», - завершил свою речь Константин Малофеев.

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан выбрал основной темой своего доклада духовное образование, суть которого лежит не в умозрительных теориях, а в духовном совершенстве, о чем свидетельствуют слова святителя Игнатия о том, как важно, чтобы образование действовало не только на ум, но и на сердце, «Ведь по причине неправильного духовного образования сокращается число монашествующих из воспитанников семинарий», - отметил митрополит.

Свой доклад митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил посвятил теме глубокого покаяния, как стержня творений святителя Игнатия. Он отметил, что труды писателя изменили его сознание: «Благодаря его творениям я пошел в монастырь».

Большой интерес участников конференции вызвали и другие доклады, осветившие разные периоды жизни святителя. Об архипастырском служении святителя на Кавказе собравшиеся узнали из доклада митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла (доклад был зачитан первым проректором Ставропольской духовной семинарии протоиереем Павлом Самойленко). О настоятельстве архимандрита Игнатия в Свято-Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом рассказала настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге игумения София (Силина) . Архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан , касаясь темы актуальности творений святителя Игнатия, процитировал высказывания о его трудах ряда подвижников.

Доклад протоиерея Андрея Ткачева , клирика Московской епархии, был мотивирующим для аудитории и имел характер проповеди на тему духовного учительства: «Как вынести в мирское море те умные и важные вещи, которые мы услышали здесь сегодня? Любые наши конференции рождают у меня чувство боли: как бы это все донести тем, кто остался за стенами этого зала? Святитель Игнатий показал нам Дар Учительства. К стыду нашему, таких учителей, как святитель Игнатий не было. Это наша скудость!»

Завершая конференцию, профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов призвал ее участников «не заботиться о плодах, о ветвях, а о корнях, то есть обратить внимание на свою духовную жизнь»: «Одна внутренняя победа одного человека является огромной силой и торжеством для всех. Миллиграмм добра тяжелее миллионов килограмм зла». Он также отметил, что все учение святителя Игнатия «нацелено на внутреннюю жизнь души человека, поэтому необходимо с глубоким вниманием изучать его труды».

Во время перерыва гости конференции смогли посмотреть фрагменты фильма о святителе Игнатии «Учитель покаяния». В подарок собравшиеся получили книги «Святитель Игнатий (Брянчанинов). Избранные письма», «Игумен Никон (Воробьев). Письма духовным детям», также книгу А.И. Осипова «Бог».

27 мая 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялась конференция «Святитель Игнатий (Брянчанинов): 150-летие со дня преставления». Организатором форума выступил Фонд святителя Василия Великого.

Собравшихся приветствовал учредитель Фонда святителя Василия Великого, учредитель телеканала «Царьград» К.В. Малофеев.

Затем выступил Патриарший экзарх всея Беларуси . В своем докладе владыка осветил многие аспекты деятельности святого, начиная с его поэтических и литературных трудов, высоко оцененных представителями творческой элиты России, и заканчивая служением святителя на церковном поприще, ознаменовавшимся полным самоотвержением ради точного исполнения евангельских заповедей в потаенном иноческом духовном подвиге. Особое внимание архиерей уделил специфической ситуации в Беларуси, где Православие издавна соседствует с католичеством. Известно, что святитель Игнатий видел в католичестве ересь папизма и не все его слова могут быть приняты и поняты в стране, где многие православные люди имеют родственников, принадлежащих к католической вере. «Однако духовные советы святителя Игнатия, пример его благочестия, опыт искренней молитвы и аскетики, его отношение ко греху и грешному человеку, положенное в основе жизни современного православного священнослужителя и каждого христианина, лучше чем что-либо другое являет глубину и напряженность православной духовной жизни, свидетельствует о спасительности Святого Православия», — сказал докладчик.

Темой доклада стало духовное образование во времена святителя Игнатия (Брянчанинова), которое, по мнению выступавшего, к прискорбию, действовало исключительно на ум, не помогая будущим пастырям взращивать в душе ревность к церковному служению. По причине такой холодности, прагматичности в те годы почти не было монашествующих из воспитанников семинарий. Сам святитель, возглавив Кавказскую кафедру, многое сделал для того, чтобы основанная при нем в 1846 году Ставропольская духовная семинария пережила период бурного расцвета. Он лично наблюдал за духовным ростом воспитанников, перевел семинарию в новое просторное здание, о чем подробно рассказал докладчик.

Темой доклада, с которым выступил , была тема глубокого покаяния — стержень творений святителя. Митрополит Даниил рассказал, что в Одесской духовной семинарии, где он учился до , творений святителя Игнатия (Брянчанинова) не было. И никто семинаристам не говорил об этом писателе-аскете. Затем один преподаватель стал давать будущему митрополиту по одному томику на неделю, и это чтение, по признанию владыки, изменило его сознание и, в конечном счете, жизнь. Благодаря творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) он принял монашество. Участь же некоторых из тех, с кем учился митрополит Даниил, впоследствии оказалась не просто печальной. В начале 90-х годов на Украине стали захватывать православные храмы, и некоторые сокурсники владыки перешли в унию, продолжая служение в своих храмах. Два преподавателя семинарии, которых быстро рукоположили, ушли к главе непризнанного «Киевского патриархата» Филарету. Ответ на вопрос, почему произошло такое вероломное предательство, как заметил выступающий, частично дали предыдущий докладчик, митрополит Феофан, и заслуженный профессор Московской духовной академии А.И. Осипов, ведущий конференции. Семинария не учила главному. Понимание молитвенного делания было поверхностным. «Этого всего можно было бы избежать, если бы у нас в то время преподавали труды Игнатия (Брянчанинова), давали бы возможность познакомиться с ними», — отметил митрополит Даниил.

Большой интерес участников конференции вызвали доклады, осветившие разные периоды жизни святителя. О настоятельстве архимандрита Игнатия в Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом рассказала настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге игумения София (Силина).

Об архипастырском служении святителя на Кавказе собравшиеся узнали из доклада (доклад был зачитан первым проректором Ставропольской духовной семинарии протоиереем Павлом Самойленко).

Наместник Москвы принес на конференцию пятый том полного собрания сочинений святителя Игнатия «Приношение современному монашеству» и рассказал удивительную историю этой книги, которая была в руках у преподобного Никона, исповедника Оптинского, во время его заключения в Козельской тюрьме. Читая ее, старец делал пометки. Перед отправкой на Север он передал эту книгу своим духовным детям. Теперь в музее Данилова монастыря есть уникальный том, в котором имеются мысли двух святых — святителя Игнатия, считавшего этот том своим духовным завещанием современному монашеству и христианам, и преподобного Никона исповедника, прочитавшего это завещание.

Развивая тему актуальности творений святителя Игнатия (Брянчанинова), процитировал высказывания о его трудах целого ряда подвижников, в том числе и преподобного Никона Оптинского, который писал: «Сочинения Преосвященного Игнатия необходимы. Они, так сказать, азбука духовной жизни. Без овладения азбукой невозможно освоить другие предметы и науки. Это дверь, ведущая в науку из наук».

Последний выступающий — протоиерей Андрей Ткачев, клирик Московской епархии, — отметил, что есть три столпа Православия, по которым мы оцениваем великих учителей и святителей. Это Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов. По убеждению священнослужителя, святитель Игнатий (Брянчанинов) больше похож на Григория Богослова, который не любил водить за собой толпу, не создавал никаких систем, не искал учеников, а любил молиться и плакать. И вообще хотел быстрее уйти отсюда — туда, «где моя Троица». Так и святитель Игнатий любил молиться и плакать. И в то же время он был большой учитель.

Во время получасового перерыва участники и гости конференции смогли посмотреть фрагменты фильма о святителе Игнатии «Учитель покаяния». В подарок собравшиеся получили книги «Святитель Игнатий (Брянчанинов). Избранные письма», «Игумен Никон (Воробьев). Письма духовным детям», также книгу А.И. Осипова «Бог».

Завершая конференцию, ее ведущий профессор А.И. Осипов сообщил, что представленные доклады будут опубликованы в сборнике, посвященном 150-летию преставления одного из самых известных и почитаемых святых отцов и учителей Русской Православной Церкви — святителя Игнатия (Брянчанинова).

Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru

27 мая 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялась конференция «Святитель Игнатий (Брянчанинов): 150-летие со дня преставления». Организатором форума выступил Фонд святителя Василия Великого.

Собравшихся приветствовал учредитель Фонда святителя Василия Великого, учредитель телеканала «Царьград» К.В. Малофеев.

Затем выступил Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел . В своем докладе владыка осветил многие аспекты деятельности святого, начиная с его поэтических и литературных трудов, высоко оцененных представителями творческой элиты России, и заканчивая служением святителя на церковном поприще, ознаменовавшимся полным самоотвержением ради точного исполнения евангельских заповедей в потаенном иноческом духовном подвиге. Особое внимание архиерей уделил специфической ситуации в Беларуси, где Православие издавна соседствует с католичеством. Известно, что святитель Игнатий видел в католичестве ересь папизма и не все его слова могут быть приняты и поняты в стране, где многие православные люди имеют родственников, принадлежащих к католической вере. «Однако духовные советы святителя Игнатия, пример его благочестия, опыт искренней молитвы и аскетики, его отношение ко греху и грешному человеку, положенное в основе жизни современного православного священнослужителя и каждого христианина, лучше чем что-либо другое являет глубину и напряженность православной духовной жизни, свидетельствует о спасительности Святого Православия», - сказал докладчик.

Фильм "Учитель покаяния. Святитель Игнатий (Брянчанинов)"

Режиссер: Максим Михальцов

Россия. 2009


Талантливый писатель, монах-аскет, по праву названный отцом современного иночества, епископ... Наследник знатного дворянского рода, святитель Игнатий получил прекрасное образование. Благодаря выдающимся способностям Брянчанинов стал любимцем императора и мог бы занять блестящее положение в высшем обществе. Он же избирает жизнь монаха... Святитель Игнатий (Брянчанинов) совершил поистине уникальный, титанический труд по изучению творений святых отцов Церкви. Все прочитанное и обдуманное, провереное личным опытом воплотилось в книги, написанные доступным нашему времени языком. Святые преподобные Оптинские старцы, игумен Никон (Воробьев) и многие другие подвижники благочестия рекомендовали своим духовным чадам руководствоваться в духовной жизни книгами святителя. Фильм повествует о главных вехах жизненного пути святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского. Об этапах жизни и духовном наследии святителя Игнатия рассказывают Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан и профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов.

Фильм: "Плач инока" Игнатий Брянчанинов.

Телеканал "Культура" (передача "Библейский сюжет")

Автор и ведущий: Дмитрий Менделеев. Художник-постановщик: Елена Китаева

Производство студии "Неофит"


Рассказ о жизни Димитрия Брянчанинова и пути, приведшем его к служению Богу.

У него было все, блестящее воспитание и родственные связи, открывавшие двери самых аристократических домов столицы. Он считался одним из лучших чтецов-декламаторов, его литературные вечера посещали А.С.Пушкин, И.А.Крылов, К.Н.Батюшков, Н.И.Гнедич. Но его поэтические дарования нашли свое выражение не в стихах, а в аскетических произведениях. Красавец-юнкер предпочел свету монашескую жизнь

Обращение великих художников к Библии никогда не заканчивалось только иллюстрацией того или иного сюжета Вечной Книги. Оно всегда предполагало личное осмысление. Художник выбирал библейскую историю, чтобы рассказать о себе, о своем времени, чтобы глубже постичь смысл происходящего.

Язык образов Святого Писания был универсален и понятен для всех. Но теперь для нас этот язык наполовину забыт. Мы уже не можем так ясно, с листа, читать всё, что говорили в своих произведениях художники, поэты, композиторы и писатели прошлого. Мы более опираемся на чувственное восприятие, которое все же является только частью замысла, его внешней стороной. В программе "Библейский сюжет" делается попытка соединить "прекрасного разрозненные части", по-другому взглянуть на всемирно известные произведения искусства, рассказать о судьбе их создателей.

Конференция по наследию свт. Игнатия (Брянчанинова) часть 1

Конференция по наследию свт. Игнатия (Брянчанинова) часть 2

Алексей Ильич Осипов - профессор Московской Духовной Академии; член Президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Благодарность современного монашества или насколько важен святитель Игнатий для того монашества, приношение которому он совершал

Конференция «Духовное наследие святителя Игнатия»

Архимандрит Тихон (Шевкунов) о святителе Игнатии


Архимандрит Тихон (Шевкунов) - наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Ректор Сретенской духовной семинарии. Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре.

Как бы мы назвали такого человека? Который в двадцать лет, став послушником, за три года сменил восемь монастырей, не нашел для себя ни одного духовного руководителя, потом в Вологодском архиерейском доме принял монашество и практически через месяц священный сан, в двадцать четыре года стал иеромонахом. В этом же году он становится игуменом монастыря, и не просто игуменом становится двадцатичетырехлетний иеромонах, всего три года проживший в разных монастырях, он становится духовником для всей братии, причем не просто духовником, а человеком, который, как описывают современники, вникал в каждое дело, в каждый поступок, в каждую мысль своего монаха. Потому что тут же он стал принимать откровение помыслов у своих пасомых.