Значение собор курских святых в православной энциклопедии древо

СОБОР КУРСКИХ СВЯТЫХ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Собор Курских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь угодников Божиих кто был родом из Курской губернии или служил в пределах Курской епархии.

Собор Курских святых был учрежден в 2003 году по ходатайству митрополита Курского и Рыльского Иувеналия и благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в память столетия канонизации преподобного Серафима Саровского. Празднование было установлено в день обретения мощей и прославления святого Серафима - 19 июля.

По благословению митрополита Иувеналия, в 2004 году, к празднованию юбилея 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, в иконописной мастерской Курской духовной семинарии создан новый образ Собора святых, в земле Курской просиявших. На новонаписанной иконе (см. справа) изображены вошедшие в Собор святые (сверху вниз слева направо):

1-й ряд: мч. Михаил (Вознесенский) , сщмч. Василий (Иванов) , сщмч. Ипполит (Красновский) (+ 1938, память 19 мая); прп. Исаакий I Оптинский (+ 1894, память 22 августа); сщмч. Александр (Ерошов) , сщмч. Михаил (Дейнека) (+ 1938, память 19 мая)

2-й ряд: сщмч. Иоасаф, еп. Могилёвский (+ 1937, память 21 ноября); сщмч. Матфей (Вознесенский) (+ 1919, память 19 мая); прп. Иоанн Святогорский (+ 1867, память 11 августа); сщмч. Александр, архиеп. Семипалатинский (+ 1937, память 17 октября); прп. Макарий Оптинский (+ 1860, память 7 сентября); сщмч. Павлин, архиеп. Могилёвский (+ 1937, память 21 октября); сщмч. Митрофан (Вильгельмский) (+ 1938, память 19 мая); сщмч. Иоанн, еп. Рыльский (+ 1938, память 26 февраля)

3-й ряд: свт. Лука, архиеп. Симферопольский, исп. (+ 1961, память 29 мая); сщмч. Онуфрий, архиеп. Курский (+ 1938, память 19 мая); сщмч. Иувеналий, архиеп. Рязанский (+ 1937, память 11 октября); сщмч. Дамиан, архиеп. Курский (+ 1937); прп. Серафим Саровский (+ 1833, память 2 января, 19 июля); прп. Феодосий Печерский (+ 1074, память 3 мая, 14 августа); свт. Иоасаф, еп. Белгородский (+ 1754, память 4 сентября, 10 декабря); сщмч. Антоний, еп. Белгородский (+ 1938, память 19 мая); прп. Илия Верхотурский (+ 1900, память 30 ноября)

Использованные материалы

"Патриарх Алексий установил новое церковное празднование - Собор Курских святых", 24.VII.2003:

http://www.pravoslavie.ru/news/030721/04.htm

"Собор Курских святых", страница Курского Православного общества прп. Серафима Саровского:

http://www.serafim-kursk.ru/sobor/

Минаков, Станислав, "Святой Иоанн, Затворник Святогорский", Русская линия, 25.VIII.2007:

http://www.rusk.ru/st.php?idar=111947

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СОБОР КУРСКИХ СВЯТЫХ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СОБОР в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Видеть во сне огромный кафедральный собор с куполами, высоко вздымающимися в небо, означает, что Ваша ревнивая натура и несчастное стремление …
  • СОБОР в Архитектурном словаре:
    главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ и др.). Архитектура собора обычно отличается монументальностью …
  • СОБОР в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ и др.). Архитектура собора обычно отличается …
  • СОБОР в Однотомном большом юридическом словаре:
  • СОБОР в Большом юридическом словаре:
    - название двухпалатного парламента …
  • СОБОР в Словаре церковных терминов:
    (слав. собрание, съезд) - 1) Архиерейский собор - собрание всех правящих архиереев поместной церкви для решения к.л. церковных вопросов. 2) …
  • СОБОР
    так в месяцеслове называются праздники, посвященные: а) Пресвятой Богородице - Собор Пресвятой Богородицы - на следующий день после праздника Рождества …
  • СОБОР в Православных церковных терминах:
    главный храм в городе или монастыре, рассчитанный на богослужение архиерея с большим числом …
  • СОБОР
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор - слав.: собрание, съезд 1. Церковный съезд для решения важных вопросов. Различают архиерейские, поместные …
  • СОБОР в Большом энциклопедическом словаре:
  • СОБОР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    1) (исторический) собрание выборных или должностных лиц, созванное для решения каких-либо организационных и пр. вопросов (например, земские С., С. церковные). …
  • СОБОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    мыс Приморской обл., Северно-Уссурийского края, на побережье Сев.-Японского моря, на половинном расстоянии между заливами Св. Ольги и Св. Владимира. Мыс …
  • СОБОР в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Собрание, съезд (устар. и 1 спец.). Земский с. Церковный с. Поместный с. (съезд служителей христианской церкви). …
  • СОБОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОБ́ОР, собрание светских и духовных чинов для совета и решения важнейших дел (Земские С. в России 16-17 вв., Вселенские С.); …
  • СОБОР в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? мыс Приморской обл., Северно-Уссурийского края, на побережье Сев.-Японского моря, на половинном расстоянии между заливами Св. Ольги и Св. Владимира. …
  • СОБОР в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    собо"р, собо"ры, собо"ра, собо"ров, собо"ру, собо"рам, собо"р, собо"ры, собо"ром, собо"рами, собо"ре, …
  • СОБОР в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) В дореволюционной России: собрание должностных или выборных лиц, созванное для рассмотрения и разрешения вопросов организации и управления. …
  • СОБОР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Большая …
  • СОБОР в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • СОБОР в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • СОБОР в Словаре синонимов Абрамова:
    см. парламент, собрание, …
  • СОБОР в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: см. …
  • СОБОР в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. м. 1) устар. Большое количество лиц, собравшихся в одном месте. 2) Собрание выборных или должностных лиц для рассмотрения вопросов …
  • СОБОР в Словаре русского языка Лопатина:
    Соб`ор, -а (церк., в названиях дней, посвящаемых чьей-н. памяти), напр.: Соб`ор Пресвят`ой Богор`одицы, Соб`ор Ио`анна Предт`ечи, Соб`ор Двен`адцати ап`остолов, Соб`ор …
  • СОБОР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    собор, …
  • СОБОР в Орфографическом словаре:
    соб`ор, -а (церк., в названиях дней, посвящаемых чьей-н. памяти), напр.: соб`ор пресвят`ой богор`одицы, соб`ор ио`анна предт`ечи, соб`ор двен`адцати ап`остолов, соб`ор …
  • СОБОР в Орфографическом словаре:
    соб`ор, -а (высшее собрание должностных или выборных лиц; собрание высшего христианского духовенства; …
  • СОБОР в Словаре русского языка Ожегова:
    устар. и спец. собрание, съезд Земский с. Церковный с. Поместный с. (съезд служителей христианской церкви). собор главная или большая церковь …
  • СОБОР в Современном толковом словаре, БСЭ:
    1) собрание светских и духовных чинов для совета и решения важнейших дел в России 16-17 вв. (Земские соборы, Вселенские соборы); …
  • СОБОР в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    собора, м. 1. Собрание должностных или выборных лиц для рассмотрения и разрешения вопросов организации и управления (истор.). Земский собор всея …
  • СОБОР в Толковом словаре Ефремовой:
    собор 1. м. 1) устар. Большое количество лиц, собравшихся в одном месте. 2) Собрание выборных или должностных лиц для рассмотрения …
  • СОБОР в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    I м. 1. устар. Большое количество лиц, собравшихся в одном месте. 2. Собрание выборных или должностных лиц для рассмотрения вопросов …
  • СОБОР ТВЕРСКИХ СВЯТЫХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор Тверских Святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Тверской земли. Празднуется в 1-ю …
  • ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Почитание святых, поклонение святым как явлению благодати Божией, закваске спасенного человечества, входящего в Царство Небесное …
  • ИКОНОГРАФИЯ СВЯТЫХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иконография святых, изображения святых на могилах, церковных фресках, реликвариях, иконах и т.д. Изображения святых в …
  • ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Деяния святых Апостолов (греч. praxeis ton agion apostolon ; лат. Actus …
  • ЖИТИЯ СВЯТЫХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ЖИТИЯ СВЯТЫХ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • КУРБАТОВ
  • ГУРЧЕНКО в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
    «Однофамильцы» знаменитой российской актрисы Людмилы Гурченко - Гуртильщиков, Гуртов, Гуртовой, Гурьбин, Гурьбитов. Их далекие предки либо скотоводы, либо продавцы …
  • КУРБАТОВ в Энциклопедии фамилий:
    Предки нынешних носителей фамилий Курбас, Курбаткин, Курбатов, Курбатый, Курбский, Курбышев, должно быть, были малорослыми толстячками, поскольку древнерусское имя Курбат в …
  • ГУРЧЕНКО в Энциклопедии фамилий:
    «Однофамильцы» знаменитой российской актрисы Людмилы Гурченко - Гуртильщиков, Гуртов, Гуртовой, Гурьбин, Гурьбитов. Их далекие предки либо скотоводы, либо продавцы скота, …
  • ЦЕРКОВЬ в Библейской энциклопедии Никифора:
    есть установленное от Бога общество людей, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно …
  • ФИВЕЙСКИЙ ЛЕГИОН в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фивейский (или Фиваидский) Легион (Alkateeba al Teebia или Alkateeba Al-sa"eedia) римской армии во главе с капитаном …
  • ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосий Печерский (ок. 1036 - 1074), игумен, преподобный. Основатель общежительного монастырского устава и …
  • СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской …

На Пересветовском подворье были совершены Всенощное бдение и Божественная Литургия.

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец, до пострига носящий имя Прохор, появился на свет 19 июля 1759 года, в благочестивой купеческой семье из города Курска. Уже с детства его жизнь была отмечена знамениями милости Божией. Еще в детстве он по неосторожности упал с колокольни храма, но остался невредим. Затем, будучи отроком, он тяжело заболел, однако Богородица в видении обещала его матери, что он будет исцелен и когда его приложили к Курской иконе Божией Матери Знамения он быстро поправился.

В семнадцать лет юноша окончательно решил оставить мир, и мать благословила его простым медным крестом, с которым он не расставался до конца жизни. Два года он подвизался в Саровской Успенской пустыни, известной строгостью выполнения иноческого устава и затем, 18 августа 1786 года принял постриг с именем Серафим, что значит, «пламенный». Почти сразу он был возведен в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха.

После этого преподобный взял на себя подвиг пустынножительства, срубив себе келью на реке Саровке. Испытывая искушения от диавола, святой Серафим усугубил свой подвиг и тысячу дней и ночей с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному». Тогда диавол, бессильный духовно низложить подвижника, надоумил разбойников напасть на него и нанести ему топором смертельные раны. Но и после этого он был исцелен Божией Матерью, а пойманных разбойников беззлобно простил.

По выздоровлении преподобный взял на себя подвиг безмолвия на три года. За свои подвиги преподобный сподобился даров прозорливости и чудотворения, и после длительного затвора стал принимать всех приходящих к нему за советом и утешением. Свои наставления преподобный сопровождал исцелениями, пророчествами и чудесами. Главный же дар, который он получил за свою безграничную любовь к Богу - это всеобъемлющая любовь к ближним. «Христос воскресе, радость моя!» - с этими словами богоносный старец встречал каждого, кто к нему приходил.

Свои простые слова назидания преподобный Серафим основывал на Священном Писании и творениях святых отцов. Особо чтил святых поборников и ревнителей православия, и каждого приходящего он призывал хранить непоколебимую веру в Бога. Многих раскольников преподобный с любовью убедил оставить свои заблуждения. В 1833 году преподобный Серафим Саровский с миром отошел ко Господу и был найден уже бездыханным в коленопреклоненной молитве перед иконой Богоматери «Умиление», перед которой молился всю свою жизнь. Но и после смерти на могилке преподобного совершалось множество чудес, которые были заботливо собраны их свидетелями, и в 1903 году преподобный был причислен к лику святых.

Знание того, что любые испытания приходят к нам от Бога, неустанный подвиг и необъяснимая, всеобъемлющая любовь к каждому человеку сделали преподобного великим подвижником, чье имя просияло на всю страну. Сегодня к мощам святого по-прежнему нескончаемым потоком стекаются верующие люди, которые по молитвам преподобного получают помощь от Бога.

1 августа по новому стилю Православная Церковь празднует обретение нетленных мощей преподобного Серафима Саровского , которое произошло в 1903 году, спустя 70 лет после его смерти. 15 января мы отмечаем преставление преподобного Серафима Саровского. В этот же день, в 1991 году - уже после советской эпохи - чудесным образом вновь были обретены мощи преподобного Серафима Саровского. В эти дни в храмах и монастырях по всей России совершается праздничная служба, а мужчины, носящие имя преподобного отмечают свои именины.

Собор Курских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь угодников Божиих кто был родом из Курской губернии или служил в пределах Курской епархии

Собор Курских святых был учрежден в 2003 году по ходатайству митрополита Курского и Рыльского Иувеналия и благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в память столетия канонизации преподобного Серафима Саровского. Празднование было установлено в день обретения мощей и прославления святого Серафима - 19 июля.

По благословению митрополита Иувеналия, в 2004 году, к празднованию юбилея 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, в иконописной мастерской Курской духовной семинарии создан новый образ Собора святых, в земле Курской просиявших.

В Собор входят:

Наши, курские, нас не оставят в беде…

Каких православных святых, которые родились или жили в Курске, вы знаете? Наверняка, имя Серафима Саровского известно многим. В меньшей степени – имя Феодосия Печерского. Про остальных большинство из нас слыхом не слыхивали.

А ведь существует даже официальный праздник РПЦ – Собор Курских святых – в честь угодников Божиих, кто был родом из Курской губернии или служил в пределах Курской епархии. Празднуется он 19 июля, учрежден в 2003 году по ходатайству митрополита Курского и Рыльского Ювеналия и благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в память столетия канонизации Серафима Саровского. Празднование было установлено в день обретения мощей и прославления святого Серафима. «ГИ» расскажут о некоторых святых, которые входят в Собор.

ДАМИАН, в миру Дмитрий Григорьевич Воскресенский, родился 23 октября 1873 года в селе Брусовое Курской губернии, умер 3 ноября 1937 в Левашовской пустоши.

Епископ Русской православной церкви, архиепископ Курский и Обоянский. Причислен к лику святых РПЦ в 2000 году.

Окончил Курское духовное училище, Курскую духовную семинарию (1894), Санкт-Петербургскую духовную академию (1905) со степенью кандидата богословия, Санкт-Петербургский археологический институт. Псаломщик Спасо-Преображенского собора города Путивля, надзиратель и учитель чистописания и черчения Старооскольского духовного училища, священник церкви села Николаевка Путивльского уезда (ныне Бурынского района Сумской области Украины). В 1904-1905 годах – благочинный академического духовенства и одновременно исполняющий священнические обязанности в Суворовской церкви Николаевской академии Генерального штаба. 27 ноября 1904 года, спустя несколько лет после смерти жены, пострижен в монашество с именем Дамиан. С 1905-го – преподаватель Смоленской духовной семинарии, с 1907-го – смотритель Старооскольского духовного училища, с 1908-го – смотритель Обоянского духовного училища.

В июле 1911-го назначен ректором Смоленской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. С апреля 1918-го – епископ Переславский, викарий Владимирской епархии. В сентябре 1920-го Владимирский ревтрибунал приговорил его к лишению свободы на все время Гражданской войны за хранение «контрреволюционной литературы и рукописей». Специальным предписанием ВЦИК он был освобожден из тюрьмы. 2 ноября 1922 года уволен на покой постановлением обновленческого ВЦУ с назначением местожительства в Ташкенте. В 1922-м арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковного имущества. В обвинительном заключении говорилось: «Воскресенский, будучи не согласным с происходящими в церковной жизни событиями и не соглашаясь с проблемами реформ, отвечающими современному советскому строю, вел тайную агитацию среди народных масс, натравливая последних на лиц обновленческого церковного направления». 23 февраля 1923 года выслан на два года в Туркестан. С 1927 года – архиепископ Полтавский и Переяславский, с 25 апреля 1928-го – архиепископ Курский.

22 ноября 1932 года уволен на покой. В ноябре 1932 года арестован. 26 декабря 1932 года приговорен постановлением Особого Совещания при коллегии ОГПУ к расстрелу, замененному ссылкой на 10 лет в Соловецкий лагерь особого назначения. 9 октября 1937 года постановлением Особой тройки УНКВД СССР по Ленинградской области приговорен к расстрелу. 3 ноября 1937-го расстрелян в Левашовской пустоши.

В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе церкви архиепископ Курский Дамиан был причислен к лику святых как священномученик. У архиепископа Дамиана были два сына – Андриан и Михаил (затем сам ставший архиепископом).

ИСААКИЙ, в миру Иван Иванович Антимонов, преподобный. Родился в Курске 31 мая 1810 года в патриархальной купеческой семье, пользовавшейся неизменным уважением горожан за безупречную честность и строгий христианский уклад жизни, милосердие к бедным и благоукрашение городских храмов.

Будущий великий Оптинский старец рос в обстановке любви, послушания родителям, в твердом соблюдении церковного устава и нравственной строгости. Мальчик был скромен и добр, молчалив и сдержан, но не угрюм, он не был чужд шутке, остроумен и прост в общении. Мысль об уходе в монастырь долгие годы вызревала в душе благочестивого юноши, вынужденного помогать отцу в торговых делах. К тридцати шести годам она окончательно окрепла. Этому способствовало также поступление в монашество его старшего брата Михаила.

И вот в 1847 году, уже зрелым человеком, приняв твердое решение, он покидает отчий дом и поступает послушником в скит знаменитой уже тогда своими старцами Введенской Оптиной пустыни. Под духовным руководством Оптинского старца преподобного Макария прошли годы послушания: сначала на пасеке, затем в хлебопекарне и поваром в монастырской трапезной, пел на клиросе, работал переплетчиком книг. В 1855 году он принял рукоположение в иеродиакона, а затем, в 1858 году, – в иеромонаха. В 1860 году, уже тяжело больной, старец Макарий, предчувствуя близкий конец, завещает духовному сыну, преподобному Исаакию, перейти под руководство великого Оптинского старца Амвросия.

А еще через два года, в 1862-м, после смерти настоятеля Оптиной пустыни старца Моисея, преподобный Исаакий становится его преемником. В течение тридцати с лишним лет ведет он монастырь, продолжая начатое еще преподобным Моисеем строительство, по тем временам немалое. Его стараниями достраивается храм Всех святых на новом кладбище, сооружается новый иконостас в Казанском соборе и перестраивается старый во Введенском, производится новая роспись стен, строится монастырская больница с аптекой для бесплатного пользования, с церковью при ней, достраивается водопровод, воздвигается здание новой гостиницы и множество помещений реставрируется, переделывается, обновляется и строится вновь.

Оптина пустынь во второй половине XIX века становится одним из процветающих монастырей России. Но здоровье настоятеля стало заметно слабеть, и он келейно принял пострижение в схиму. 22 августа/4 сентября 1894 года он умер.

ИОАНН ЗАТВОРНИК, в миру Иван Крюков, преподобный, родился в 1795 году в Курске. После смерти жены в 1839 году поступил в Глинскую пустынь. Отличался простотой и искренностью, усердием и неутомимостью в молитве.

Через 7 лет пострижен в мантию с именем Иоанникия и назначен экономом обители. В 1844 году часть Глинской братии, среди которой был и монах Иоанникий, перешла на жительство в Святогорский Успенский монастырь.

Оставленный в должности эконома преподобный много потрудился для благоустройства Святогорья. В 1850 году по благословению настоятеля он затворился в одной из пещер. Через два года был пострижен в схиму с именем Иоанн.

Подвижник прожил в затворе 17 лет. По воспоминания современников, старец обладал даром рассудительности, прозорливости и чудотворений. Умер 24 августа 1867 года. Вскоре на его могиле стали происходить чудеса, и многие недужные получали исцеления от неизлечимых болезней. 24 августа 1995 года преподобный Иоанн Затворник Святогорский был причислен Украинской православной церковью к лику святых.

Ежегодно в день памяти преподобного – 24 августа совершается крестный ход вокруг обители – с его мощами, на который собирается до 10 тысяч паломников.

«ГИ» продолжают разговор на сей раз о подвижниках православия, которые родились или жили в Курске. Россияне все больше интересуются своей историей, в первую очередь – местной. Это признанный факт. Но тогда почему имена духовных подвижников уходят в небытие? Этот пробел и попытаются восполнить «ГИ».

ПАХОМИЙ Саровский (Леонов), иеромонах, строитель Саровской Успенской пустыни, как и упомянутые ниже его соратники по пустыни, в Собор Курских святых не входит, но их вклад в обустройство обители трудно переоценить. Наш с вами земляк, из курских купцов, в миру Борис Назарович Леонов. Родился в 1724 году. Пострижен в Саровской пустыни в 1762-м, а в 1777-м избран строителем. С начала и до конца жизни в келье не имел не только чего-либо из пищи, но и питья, да и на общей трапезе ел очень мало. При нем саровское братство увеличилось. В его же настоятельство Саровская пустынь стала рассадником иноков для разных обителей: Валаамской, Курской Коренной, Югской пустыни и многих других. В тот же период от Сарова многие пустыни приняли устав со всем чином церковного чтения, пения, трапезы и других обрядов, и по этой причине Саровская пустынь с самого ее начала числилась первейшей среди общежительных пустынь России.

Слава о строгой жизни Пахомия привлекла к нему многих благочестивых людей, которые приходили просить его духовного наставления. Умер старец в 1794 году.

МАРК Саровский был одним из наиболее известных подвижников Саровской пустыни. Схимонаха Марка-молчальника иногда называют предшественником, духовным предтечей старца Серафима Саровского. Родился в 1737 году в курской купеческой семье Аксеновых. Родители нарекли его Михаилом. Мальчик рос замкнутым и молчаливым, не приспособленным к мирской жизни, и когда ему исполнилось 20 лет, ушел в Саровскую пустынь. Здесь в нем проявились черты юродства. Но в словах его замечали прозорливость, и потому настоятель Саровского монастыря выделил ему в обители особую келью.

В 1784 году Михаил был пострижен в монахи с именем Мефодий. Почти сразу он ушел пустынничать в лес, где на берегу реки Саровки у ручья ему поставили келью. Рядом он разбил огород, овощи с которого раздавал приходившим к нему посетителям. Себе ничего не брал, кроме свечей. «Излишнее никогда не полезно», – любил приговаривать старец. Приняв схиму, он получил новое имя – Марк. Говорил схимонах крайне редко, чаще писал ответы на поставленные вопросы углем на стене или тростью на песке. За то его и называли Марк-молчальник. Только несколько человек из монашеской братии регулярно удостаивались его беседы, в их числе был преподобный Серафим Саровский. Рассказывают, что в то время, когда преподобный жил на дальней пустыньке, Марк иногда его посещал. Серафим настолько почитал схимонаха Марка, что просил похоронить себя рядом с ним.

Скончался Марк-молчальник в 1817 году и был похоронен возле алтаря Успенского собора.

ЮВЕНАЛИЙ (Иувеналий, в миру Спиридон Алексеевич Тарасов) (29.IV.1929 – 13.I.2013) – религиозный и общественный деятель. Родился на хуторе Большемечетном Семикаракорского района Ростовской области в крестьянской семье.

C апреля 1944-го работал на шахте, одновременно учился в вечерней школе рабочей молодежи. После службы в армии работал забойщиком скота.

В 1953-м окончил Саратовскую духовную семинарию и был рукоположен в диакона. 4 августа 1953-го рукоположен во пресвитера и назначен в город Шахты к Михаило-Архангельскому молитвенному дому.

В 1953-1962 годах служил в молитвенных домах городов Шахты и Новошахтинск Ростовской области.

С 1962 года – в храме Святого великомученика Георгия Победоносца на хуторе Киреевка.

С 1967-го – в Михаило-Архангельском молитвенном доме в городе Шахты.

С 26 июня 1968 года пострижен в монашество с именем Ювеналий в честь святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского.

В 1969 году возведен в сан игумена.

С января 1970-го – настоятель Успенского кафедрального собора в Пензе, член епархиального совета и благочинный 1-го округа Пензенской епархии.

С 16 июля 1982-го – архиепископ Иркутский и Читинский и временно управляющий Хабаровской епархией.

С 26 декабря 1984-го – архиепископ Курский и Белгородский. С 22 февраля 1993-го именуется «Курский и Рыльский».

С 1999 года – Почетный гражданин города Курска.

Указом от 25 февраля 2000 года патриарха Московского и всея Руси Алексия II возведен в сан митрополита.

За годы его священноначалия в Курско-Белгородской епархии образовано более 200 приходов Русской православной церкви, восстанавливаются церкви в Обояни, Рыльске и других городах и селах Курской и Белгородской областей. Стараниями Ювеналия закладываются, строятся и освящаются церкви в новых районах Курска, в Железногорске и Курчатове. Так, в Северо-западном микрорайоне Курска в октябре 1998 года владыка Ювеналий благословил строительство храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии с примыкающей к храму воскресной школой (архитекторы В. Семенихин и О. Заутренников); с его благословления возведен храмовый комплекс с Преображенской церковью на проспекте Кулакова (архитекторы В. Михайлов и А. Захарова). Ювеналий старался повысить привлекательность православия, учитывая изменения вкусов современного общества, с его благословения появляются скульптурные православные памятники (преподобному Серафиму Саровскому в Коренной пустыни, Знаменской иконе Божией матери близ Знаменского кафедрального собора в Курске), хотя использование скульптур более характерно для католицизма. Стараниями Ювеналия в Курской области в настоящее время действуют четыре мужских (в Курске, Рыльске, Горнали Суджанского района и в местечке Свобода) и три женских (в Курске, в Золотухино и в селе Большегнеушево Рыльского района) монастыря. Ювеналий возглавил движение общественности за восстановление преподавания православия в школах, и с 1997-го впервые в России более чем в 300 школах области был введен факультативно предмет «Православная культура», а с 1999-го открыто отделение «Религиоведение» в светском КГУ.

17 августа 2004-го постановлением Священного Синода почислен на покой по состоянию здоровья и достижением 75-летия с выражением благодарности за понесенные архипастырские труды по возрождению Курской епархии.

Тайно принял великую схиму с именем Иувеналий, о чем сообщил 30 августа 2004-го на официальном прощании с паствой бывшей епархии. Умер в Курске, похоронен на территории Знаменского монастыря.

Награды: Орден преподобного Сергия Радонежского 3-й степени (20.11.1979);

Орден святого равноапостольного великого князя Владимира 2-й степени (19.11.1985);

Орден святого преподобного Серафима Саровского 1-й степени (24 .09.2009).

20 августа 2013 года именем схимитрополита Иувеналия была названа площадь в Северо-западном микрорайоне.

ПИТИРИМ Саровский (Дружинин), иеромонах Саровской Успенской пустыни. Родился 20 июня 1727 года в Курске, в семье купца Ивана Дружинина, позднее знаменитой землепроходцами. В крещении получил имя Петр. В иеромонахи посвящен 19 сентября 1764-го, после чего поступил в Саровский монастырь. Отличался мудрою простотою нрава и усердием к послушаниям. Его стараниями в обители начата и окончена соборная Успенская церковь, так как он многих богатых людей убедил жертвовать на строительство церкви. Впоследствии назначен почетным ктитором Успенского храма. Умер старец в 1789 году.

ПАЛЛАДИЙ Белевцев (в миру Павел Иванович Беревцов) (родился в 1776-м, умер в 1842-м) – военный инженер, архимандрит (к 1816), выходец из знаменитого рода курских дворян Белевцевых. Окончил Петербургский артиллерийский корпус с отличием. Его преподавателем был видный государственный деятель, генерал-лейтенант граф Алексей Аракчеев. Вскоре принял монашество в Курском Коренном монастыре, где был некоторое время в сане иеродьякона и иеромонаха. Затем был назначен казначеем Курского Знаменского собора. В 1816-м удостоился архимандритского сана, к этому времени он был уже настоятелем Коренной пустыни. Палладию принадлежит большая роль в строительстве Курского Знаменского собора (1815 – 1826): его вполне можно считать соавтором проекта (автор неизвестен), на долю архимандрита выпали не только организационные и строительные работы, но и многие проектные корректировки и расчеты, которые Палладий выполнял благодаря опыту военного инженера. В последние годы своего пребывания в Курске занимался постройкой Архиерейского дома. В 1829-м получил высшее назначение быть наместником Санкт-Петербургской Александро-Невской лавры.