Преподобный моисей угрин молитва. Преподобный Моисей Угрин: избежавший греха

Преподобный Моисей Угрин, Печерский, по происхождению венгр, был братом преподобного Ефрема Новоторжского († 1053; память 28 января) и Георгия. Вместе с ними он поступил на службу к святому благоверному князю Борису († 1015; память 24 июля). После убийства в 1015 году на реке Альте святого Бориса, вместе с которым погиб и Георгий, святой Моисей бежал и скрывался в Киеве у Предславы, сестры князя Ярослава. В 1018 году, когда польский король Болеслав захватил Киев, святой Моисей вместе с другими попал в Польшу в качестве пленника.

Высокий и стройный красавец, святой Моисей обратил на себя внимание одной богатой польки-вдовы, которая загорелась к нему страстным желанием и захотела сделать его своим мужем, выкупив из плена. Святой Моисей решительно отказался менять плен на рабство у женщины. Его давнишней мечтой было принять Ангельский образ. Однако, несмотря на отказ, полька купила пленника.

Она пыталась всячески совратить юношу, но он предпочитал голодные муки пышным пирам. Тогда полька стала возить святого Моисея по своим землям, думая, что он прельстится властью и богатством. Святой Моисей сказал ей, что не променяет духовные богатства на тленные вещи этого мира и станет иноком.

Проезжавший через те места афонский иеромонах постриг святого Моисея в иночество. Полька приказала растянуть святого Моисея на земле и бить его палками так, чтобы земля напиталась кровью. Она добилась разрешения у Болеслава делать с пленником все, что угодно. Бесстыдная женщина однажды велела насильно положить святого Моисея с собой на постель, целовала и обнимала его, но и этим ничего не добилась. Святой Моисей сказал: "Я из страха Божия гнушаюсь тобой как нечистой". Услышав это, полька велела давать святому каждый день по сто ударов, а потом оскопить его. Вскоре Болеслав воздвиг гонение на всех иноков в стране. Но его постигла внезапная смерть. В Польше поднялся мятеж, во время которого была убита и вдова. Оправившись от ран, преподобный Моисей пришел в Печерский монастырь, нося на себе мученические раны и венец исповедания как победитель и храбрый воин Христов. Господь дал ему силу против страстей. Один брат, одержимый нечистой страстью, пришел к преподобному Моисею и молил его помочь ему, говоря: "Даю обет сохранить до смерти все, что ты велишь мне". Преподобный Моисей сказал: "Никогда в жизни ни с одной женщиной слова не говори". Брат обещал исполнить совет преподобного. У святого Моисея была в руке палка, без которой он не мог ходить от полученных ран. Этой палкой он ударил в грудь пришедшего к нему брата и тотчас тот был избавлен от искушения. Преподобный Моисей подвизался в Печерском монастыре 10 лет, скончался около 1043 года и был погребен в Ближних пещерах. Прикосновением к святым мощам преподобного Моисея и усердной молитвой к нему печерские иноки исцелялись от плотских искушений.

Преподобный Моисей Угрин, Печерский по происхождению венгр, вместе с братом своим Георгием поступил на службу к св. благоверному князю Борису (+ 1015 г.; память 24 июля/6 августа). После убийства его на реке Альте был убит и Георгий, а св. Моисей скрывался в Киеве. В 1018 г., когда польский король Болеслав захватил Киев, св. Моисей вместе с другими попал в Польшу в качестве пленника.
Богатая полька-вдова, загоревшись к нему страстным желанием, выкупила пленника. Она пыталась всячески совратить юношу, но он предпочел голодные муки пышным пирам, духовные богатства тленным вещам этого мира. Проезжавший через те места афонский иеромонах постриг св. Моисея в иночество. Бесстыдная же полька, не добившись ничего, приказала оскопить преподобного Моисея. После мятежа в Польше, во время которого была убита и вдова, преподобный Моисей пришел в Киево-Печерский монастырь, нося на себе мученические раны и венец исповедания, как победитель и храбрый воин Христов. Господь дал ему силу против страстей.
Преподобный Моисей подвизался в Печерском монастыре 10 лет, скончался ок. 1043 г. и был погребен в Ближних пещерах. Прикосновением к святым мощам преподобного Моисея и усердной молитвой к нему печерские иноки исцелялись от плотских искушений.

Вот как описана жизнь и подвиг преподобного Моисея Угрина в исторической книге священника Якова Кротова «История как жизнь»:

МОИСЕЙ УГРИН.

Глава первая

Икона прп.Моисея Угрина. Находится над ракой с его мощами в Киево-Печерской Лавре.
Русь одиннадцатого века и Россия шестнадцатого, да и двадцатого, вполне могут быть сочтены разными странами. Разные столицы (Киев - не Москва), разные территории (ведь западные земли, основа государства Ольги и Владимира, отошли к Польше). Изменился язык, изменился внешний облик нации, в которую вливались финские племена. И, конечно, изменились экономика и государство. Князь Владимир, к примеру, и ближайшие его преемники - не всесильные монархи во главе единого царства, а вожди федерации славянских (и неславянских) племен. Единство России XI века - это кровное единство вождей, стоявших во главе таких племен, это единство вокруг великого князя, единство не подчиненных, а союзников. Сила князей XI века не в дворянстве и не в бюрократии, а в военной дружине, в собственной отваге, в поддержке городов (воплощавших силу племени).
Из четырех русских святых Х века - четверо неславян. Среди святых XI века есть и варяги, и греки, и русские, и венгры. Если русская душа чем загадочна, то способностью быть от рождения нерусской. Что князья в XI веке стали вполне русскими, понятно; но вполне русскими святыми стали, к примеру, и три брата-венгра, которых в начале века мы видим среди слуг одного из сыновей Владимира - Бориса, князя Ростова. Летопись называет братьев "отроками" - это подразумевает, что они могли быть не свободными воинами, а рабами из военнопленных. Когда умер Владимир, их господину было около тридцати лет; братья, вероятно, были того же возраста или моложе - ровесники "крещения Руси".
Неизвестно, кого из своих сыновей хотел видеть преемником Владимир, вероятно, старшего - Святополка. На самом деле, после смерти Владимира сыновья начали долгую и кровавую борьбу друг с другом. Первый удар нанес Святополк, по приказанию которого в 1015 году были убиты князья Борис, Глеб и Святослав. Затем верх взял Ярослав: он изгнал Святополка, некоторое время делил власть с Мстиславом Тмутараканским, а после смерти Мстислава заточил в тюрьму последнего своего брата, Судислава, и стал единоличным правителем России. Обычные Средние века. После смерти Карла Великого было даже немного средневековее.
В эту братоубийственную мясорубку и попали братья-венгры. Летом 1015 года Георгий и Моисей сопровождали своего господина в походе против кочевников. Вместе с ним они возвращались из похода, когда узнали о смерти великого князья Владимира. Остались они с Борисом и тогда, когда дружина покинула его (Борис отказался начинать борьбу со Святополком за престол).
24 июля, через девять дней после смерти Владимира, воины Святополка устроили резню в лагере Бориса. Георгий - любимый слуга Бориса - пытался заслонить хозяина от удара меча, но был убит. Чтобы снять с его шеи золотую гривну - подарок князя - ему отсекли голову.
Моисей спасся и укрылся в Киеве у княгини Предиславы Владимировны. Он был свидетелем короткого торжества Ярослава, который во главе новгородской армии победил Святополка и воцарился в Киеве на два года. Но уже в августе 1018 года Святополк вернул себе трон. Вернее, ему вернул трон тесть, польский король Болеслав Храбрый. Польское войско разбило Ярослава и без особого сопротивления вошло в Киев; Святополк, как можно разглядеть и через призму пристрастной летописи, пользовался симпатиями горожан. Его прозвище - "окаянный" - точнее переводить как "несчастный".
Болеслав помог зятю отнюдь не бескорыстно. Он прибавил себе политического блеска, символически присев на трон Владимира и взяв в наложницы его дочь - ту самую Предиславу, которая укрыла Моисея. Он округлил свои земли, взяв в качестве платы за помощь западную область России ("червенские города"). И, естественно, он захватил изрядное количество золота и несколько тысяч рабов - в том числе Моисея.

Глава вторая

Два десятка лет предстояло провести Моисею в плену. Один год из двадцати стал решающим для всей его жизни: в него влюбились полька.
Прошло пять лет рабства - и вдруг появился проблеск надежды. Красивая и молодая, знатная и богатая вдова, муж которой погиб во время похода Болеслава на Киев, распоряжавшаяся городками и селами, тысячами крестьян и рабов, - сама стала рабой любви. Представьте себе возлюбленную Бальзака Эвелину Ганскую - только юную, прожившую с мужем не двадцать лет, а год, и любящую не из тщеславия - знаменитого писателя, а самозабвенно - нищего и раба.
Но любящую безответно. Моисей отказался стать её любовником и её мужем. Это было невероятно, но это было. Кроме того, это было непонятно, особенно в мире, где брак был коммерческой сделкой либо социальным союзом, а любовь была несколько экзотической роскошью, наподобие перца - вещью ценимой, но не необходимой.
Любовь польки, перешагнувшей через социальное неравенство, достойна была Джульетты. Обращение её к Моисею звучит как песнь: "Я тебя выкуплю, сделаю знатным, господином поставлю над всем домом моим! Мужем иметь тебя хочу! Только ты волю мою сотвори, вожделение души моей утоли, дай красотою твоей насладиться! Согласие дай мне! Не могу стерпеть безумной я гибели твоей красоты!"
Заметим, что, упомянув вожделение, полька тут же подчеркивает, что не только страсть движет ею, что она мечтает о "браке честном и ложе нескверном": "Сердечный пламень, сжигающий меня, утихнет, перестанут мучить меня помыслы, и отдохну я от страсти. А ты насладишься моей красотой и будешь господином всему богатству моему, наследником моей власти, старейшиной бояр".
Ожидать от Моисея в таком положении чувств Ромео было вряд ли возможно, но он не проявил и элементарного благоразумия, гласящего: "Стерпится - слюбится". Из двух зол он выбрал большее.
Заметим, что самой польке Моисей свой отказ объяснил не слишком убедительно. Она услышала только расхожие, даже вульгарные женофобские выпады: из-за женщины-де пострадали Адам и Самсон, Соломон и Ирод; лучше власти и богатства - душевная чистота, "а более той, - совсем не по-христиански добавил Моисей либо тот, кто записывал позднее его рассказ, - телесная".
Это было неубедительно уже потому, что ему предлагался брак, в котором Церковь никогда не видела "нечистоты". Может быть, Моисей не считал возможным вдаваться в прения с влюбленной дамой, может быть, и сам не до конца осознавал причины своего отказа.

Глава третья

То, что произошло вслед за отказом Моисея, показало, что либо в любви польки было больше "вожделения", чем любви, либо что саму любовь она понимала своеобразно. Не получив добровольного согласия на брак, боярыня отнюдь не удалилась со слезами. Не стала она и утруждать себя дальнейшими просьбами. Она решила взять свое силой.
Прежде всего она купила Моисея. Чувств своих она не скрывала, и с неё взяли около тысячи гривен (сумма, относившаяся к нормальной цене раба, по выражению из "Алых парусов", как клятва к простому "да").
Теперь она имела юридическое право приказать ему сочетаться с собой, но приказ она подсластила: "Освобождает его от оков, в многоценные одежды одевает, сладкими кушаньями кормит и любовными обольщениями понуждает его утолить свою страсть".
Моисей отказался от всего, "предпочитая, - по замечанию биографа, - есть сухой хлеб и пить воду с чистотою, нежели дорогую еду и вино со скверной".
Разъяренная полька решила, что в таком случае он не получит и сухого хлеба, и решила уморить его голодом (или, по крайней мере, напомнить, что его жизнь и смерть - в её руках). Один из слуг (впрочем, тайком от госпожи) носил все же упрямцу пищу.
Пока Моисей проходил испытание голодом, его товарищи по рабству попробовали образумить его (по наущению ли боярыни или по собственной инициативе). Разговор их с Моисеем напоминает беседу Иова с незваными утешителями. Правда, жизнеописатель превратил диалог в два монолога, объединив вместе все реплики спорящих, но восстановить ход прений нетрудно.
- Вдова жила с мужем только один год, - начали советчики, как бы вообще перечеркивая первый брак и делая вдову девицей, - она прекрасней многих, имеет бесчисленное богатство, и если бы она захотела выйти за какого угодно князя, тот бы ею не погнушался.
- Что ж, братья и добрые друзья мои, - ответствовал Моисей, - вы даёте мне добрые советы: ваши слова лучше тех, что нашептывал змей Еве…
Похвала была сомнительна. Но, в конце концов, и советы были сомнительны - с точки зрения любой морали, знакомой с понятием "любовь".
- Я не хочу… - продолжал Моисей, - ни власти, ни величия среди поляков или русских... (о богатстве, он, естественно, даже не упомянул). Ради Царства Небесного я всем этим пренебрег.
Касаться щекотливого вопроса о связи мирских и вечных благ советчики пока не стали. Увидев, что пряник не подействовал, они напомнили о кнуте:
- Зачем обрекать самого себя на муки, ради чего страдать? Если тебе придется умереть от этого истязания, то какая тебе будет слава?
- Если придется умереть в этих оковах - знаю, что я приму милость от Бога.
Друзья вновь предпочли пока не обращать внимания на религиозный аспект положения.
- Лучше покориться женщине, - продолжали они, - стать свободным и господином всему. Как ты, пленник и невольник этой женщины, не хочешь стать её господином?
Вопрос звучал риторически, но встречный вопрос Моисея сразу открыл пустоту этой риторики:
- Рабы, конечно, должны повиноваться господам... на благое. Но как же я, свободный, сделаюсь рабом женщины? Кому мне следует служить: Христу или женщине?
Ситуация оказывалась парадоксальной: Моисей был рабом - но духовно он был свободен; он мог стать господином своей госпожи - но тогда именно он попал бы в подлинное рабство. Если любовь надевают, как ярмо, человек превращается в скотину. Впрочем, утешители не стали спорить; да они чувствовали, что Моисей прав - недаром сами употребили словцо "покориться".
В общем, разговор упёрся в высшие материи. Здесь можно было сыграть на довольно решительном разделении в тогдашнем обществе всяких материй, включая нравственные, по сословиям.
- Что мешает тебе жениться? Ты еще молод, ты не монах и свободен (Моисей, как видим, отвоевал эту позицию). А кто, кроме монахов, гнушается женщин? И ты, если теперь останешься жив (увесистое "если"), всё равно потом женишься, и кто тогда не посмеется над твоей глупостью?
- Красота женщины никогда не соблазнит меня, не отлучит от любви к Христу. Если я выживу, стану монахом.

Глава четвертая

В разговоре наступил переломный момент. Советники, в общем-то, должны были бы отступиться - ведь перед ними, оказывается, без пяти минут монах. Обручение рассматривалось тогда как такой же юридический акт, что и брак, и намерение стать монахом вполне приравнивалось к монашеству. Все, что говорилось, говорилось впустую. Но они решились довести спор до конца. Может быть, над ними тяготела воля госпожи, может быть, они надеялись на то, что от благого намерения до настоящего монашеского обета далеко. Так или иначе, разговор перешел на богословскую почву.
- Если ты скажешь, что не можешь переступить заповеди Христовой (собственно, Моисей это уже говорил), то разве не говорит Христос: "Оставит человек отца своего и мать, и прилепится жене своей, и будут оба единой плотью; так что они уже не двое, а одна плоть"?
- Но Христос же сказал: "Всякий, кто оставит отца своего, и мать, и жену, и детей, и дом, - тот есть Мой ученик".
- Апостол Павел писал: "Лучше вступать в брак, чем распаляться". Вдовам он особо велел вступать во второй брак.
- И добавлял: "Женатый печется о том, как угодить жене, а неженатый думает, как угодить Богу".
Обмен цитатами вел в никуда, так что далеко не все цитаты и были использованы. Решать вопрос о соотношении брака и девства можно различно, но ясно одно: решать его человек должен сам. Но "решать" в то время означало прежде всего найти твердую опору в прошлом, прецедент, иллюстрацию истины.
Здесь на память советчикам прежде всего пришла, естественно, история Иосифа; Моисей был совершенно в его положении, а полька если отличалась от египтянки, то в лучшую сторону - ведь о супружеской измене здесь речи не было. Но на напоминание о том, что "Иосиф сначала победил женскую любовь, а потом и он женщине покорился", Моисей ответил удивительно глубоким анализом знаменитой библейской истории:
- Если бы Иосиф покорился жене Потифара, то не царствовал бы он после: Бог, видя стойкость его, даровал ему царство, за то и сохранилась слава о нем как о целомудренном человеке, хотя он имел потом детей.
Целомудрие для Моисея - это не столько физическая чистота, сколько точное следование божественной воле. И сопротивляясь женщине, и женясь, Иосиф исполнял замысел Бога о сохранении и спасении всего Израиля.
- Авраам, Исаак и Иаков?.. - лаконично напомнили советчики. Лаконичность скрывала и их силу - ведь ветхозаветные праведники были праведниками и для христиан. Но за этим таилась и их слабость - ведь среди христианских праведников им было бы трудно найти святых супругов. Но Моисей честно отклонил эту лазейку и признал силу аргумента, что видно из его заключительных слов:
- Пусть все праведники спаслись с женами! Я же один грешен, не могу с женою спастись...
Это оказалось то единственное, подлинно собственное, а не заёмное решение, против которого ничего возразить было нельзя. До сих пор Моисея убеждали, что он слишком слаб, чтобы совладать с женщиной; нельзя было начать убеждать его, что он достаточно силен для этого.
Лукавил ли юноша, называя путь брака более трудным (и, соответственно, более почетным - ведь по подвигу и венец), чем путь аскезы? Вряд ли; того же мнения держалось и держится большинство людей, вступивших на путь брака, как и множество великих аскетов.

Глава пятая

"Я один не могу спасись" - этот смиренный девиз едва не привел Моисея к настоящей физической гибели. Чем дальше, тем резче отвергнутая им возлюбленная металась от одной крайности к другой, но кроме кнута и пряника ничего измыслить не могла. Сначала, отставив пытку голодом, она устроила Моисею поездку по своим многочисленным поместьям, приказав (психолог!) всем людям кланяться ему как ее мужу и их господину. Что мог сказать Моисей, кроме банального: "Напрасно стараешься. Тленными благами ты меня не прельстишь, духовного богатства у меня не украдешь".
- А ты не забыл, что ты мне продан? Я тебя живого не выпущу, замучаю до смерти.
- Этого я не боюсь. Жаль, что часть твоей вины падет на продавшего меня. Я стану монахом, если Бог захочет.
Действительно, в этот момент относительной свободы забредший во владения полячки афонский монах постриг Моисея. Этот достаточно символический акт не лишил польку последней надежды. Церковные каноны запрещали пострижение раба в монахи без согласия владельца, так что монашество Моисея юридически было фиктивным. Постриг ничего не значил для нее - но он ничего не значил и для Моисея; оба стояли на прежних позициях.
Последовал очередной кнут: было приказано дать Моисею палок. Сердобольные исполнители наказания просили его помиловать самого себя: перестать упрямиться. Моисей лишь расставил все точки над "i", справедливо отказав польке в праве называться любящей:
- Повеленное вам - исполняйте, не медлите. Мне уже невозможно отречься от иноческого образа и любви Божией, ни огонь, ни меч, ни раны не разлучат меня с Богом и монашеским обетом. Безумная женщина показала, что не боится не только Бога, но и людей, - бесстыдно принуждает меня к осквернению и прелюбодеянию. Я не покорюсь.
Последний пряник оставался у вдовы после этого наказания. Она отвезла Моисея к королю Болеславу; тот удивился:
- Можно ли быть таким бесчувственным, как ты?! - и охотно подкрепил посулы и угрозы боярыни. - Скольких благ и какой чести ты себя лишаешь, на какие муки себя отдаешь! Тебя ждут или жизнь, или смерть; если исполнишь волю своей госпожи, будешь у нас в чести и получишь великую власть; если ослушаешься - после многих мучений примешь смерть.
Болеслав, как государственный деятель, усмотрел в происшествии еще и опасный факт неповиновения раба господину. Поэтому он посоветовал боярыне не освобождать Моисея из рабства, а просто "делать с ним, что хочешь, как госпожа с рабом, чтобы и прочие не дерзали ослушаться господ".
Вернувшись от короля, полька и попробовала "сделать что хочешь": велела насильно уложить новоявленного монаха к себе в постель и заключила его в свои объятья, но опять потерпела фиаско. За хладнокровно-ироничной репликой Моисея: "Напрасно стараешься; я не сумасшедший и не евнух, но тебя гнушаюсь, как нечистой", - скрывается, должно быть, его борьба не только с животным инстинктом в себе, но и со страхом.
Нетрудно было предвидеть, что боярыня вновь возьмется за кнут. Буквально: по сто кнутов ежедневно велела давать "влюбленная" Моисею и, наконец, приказала оскопить его. До рождения Абеляра оставалось еще полвека, а Моисей уже превзошел его романтическую трагедию влюбленного монаха - подвигом ради той единственной и подлинной Любви, которая не терпит подделок, обмана, принуждения.
Игрушка была сломана - так, должно быть, смотрела на дело боярыня. Биограф Моисея прибавляет, что "Болеслав же, из-за любви к этой женщине и ради её могущества, потакая ее, воздвиг великое гонение на черноризцев и всех их изгнал из земли своей". Польские летописи, правда, не упоминают об изгнании монахов из Польши при Болеславе, но подтверждают, что между королем и духовенством в эти годы были враждебные отношения.
Биограф пометил, что после пяти лет плена Моисей один год был в любовной осаде, и сразу перешел к рассказу о его возвращении в Россию. В реальности, однако, между этими событиями прошло пятнадцать лет.

Глава шестая

В 1025 году Болеслав умер; после его смерти с трудом сколоченные единство и величие Польши стали рушиться, как рушились единство и величие России после смерти Владимира. Один за другим сменялись князья в Польше, боролись за самостоятельность недавно покоренные племена, теснили страну Германская империя, Чехия и Россия (в 1031 году соединенные войска Ярослава и Мстислава отвоевали "Червенские" города),
Моисей оставался в плену. Не освободило его, видимо, и мощное народное восстание 1037 года. Хотя крестьяне убили его хозяйку, наследники наверняка нашлись. Вряд ли Моисей одобрял бунт вообще, а это восстание, кроме того, было и войной язычников против христиан. С особой ненавистью громили монастыри и церкви, убивая епископов и священников.
Заметим, что позднее русский летописец, смутно представляя хронологию польских событий, изобразил Моисея пророком, предсказывающим скорую гибель и князю, и боярыне, а восстание - заступничеством народа за гонимых Болеславом монахов.
Можно ли, в таком случае доверять и прочим, довольно подробным деталям древнего Печерского патерика? Ведь все разговоры, приведенные выше, - лишь перевод славянского текста.
Видимо, да. Мы знаем, откуда неточности автора - от путаницы в русских летописях; а вот точным он мог быть, потому что первое житие Моисея было написано вскоре после его смерти человеком, знавшим эту историю с его собственных слов. Важно, наконец, не только достоверно ли описана позиция Моисея и говорившееся им, но и то, что биограф достоверно стоял на той же самой позиции. Позиция эта ("я один грешен и не могу с женой спастись") интересна и сама по себе, настолько она отличается от обычного женоненавистничества того времени.
Избавление пришло только в 1039 году. Ярослав (уже два года единовластный правитель Руси) помог внуку Болеслава Казимиру вернуться на престол. Ярослав, кроме того, выдал за Казимира свою сестру Марию.
Русский князь сыграл в польских событиях ту же роль, что князь Болеслав в русских событиях двадцать лет назад. Вознаграждение его было таким же: Ярослав получил признание законности своей власти над спорными территориями, а в качестве "вена" - выкупа за невесту - Казимир вернул восемьсот (не считая женщин и детей) пленников, оставшихся в живых из числа захваченных Болеславом в 1018 году. Среди них был и Моисей.

Глава седьмая

Вторая родина встретила Моисея расцветом и политическим, и экономическим. Единая держава, по меньшей мере на равных говорящая с соседями западными и восточными, колонизирующая новые земли, Ярослав, прозванный Мудрым, через детей породнившийся почти со всеми королями Европы и - более того! - с византийским императором, построивший в Киеве величественный собор Святой Софии, вдохновивший составление кодекса законов и переводов творений учителей Церкви. Был еще жив брат Моисея Ефрем, основавший в Новом Торжке монастырь в память князей Бориса и Глеба.
Одна деталь показывает, насколько религиозность XI века отличалась от нынешней. После гибели брата Георгия Ефрем нашел на месте резни его голову и всю жизнь хранил у себя, не погребая; она была похоронена лишь вместе с ним в 1053 году. Через год - в 1054 году - умер и князь Ярослав.
Все эти события обтекали Моисея, ведшего жизнь отшельника. В 1051 году дюжина монахов, в том числе и он, во главе с еще одним афонским постриженником - Антонием, - объединились в монастыре, соединявшем черты и отшельнической, и общинной жизни. Они жили порознь в пещерах, которые выкопали в крутом обрыве около Киева, но собирались вместе для молитвы. На востоке такие монастыри называют "киновиями". До основания этого, "Печерского" ("пещерного") монастыря Моисей жил либо один, либо в одном из крохотных монастырьков, которые основывались тогда знатью. В летописи Печерского монастыря и сохранился подробный рассказ о нем.
Говоря о годах, проведенных Моисеем в Печерском монастыре, биограф не упоминает ни искушений, ни страстей. Перед нами человек, дорого заплативший за свое целомудрие, выдержавший бой за любовь, обладающий непререкаемым авторитетом: "Он более Иосифа сделал и может помогать страждущим от блудной страсти", - говорили о нем монахи.
Один из подвижников по совету Моисея принял обет не говорить с женщинами. Но молчание не помогло.
"У святого же был посох в руке, потому что с трудом ходил от ран, - пишет автор патерика, - и посохом ударил его в живот, так что омертвел член его, и с тех пор не было искушений этому брату".
Помощь жестокая. В иную эпоху за такое могли бы и в тюрьму отправить. Но чтобы такое гуманное время наступило, нужно было, возможно, пройти через истязание и самоистязание. И после смерти Моисея к нему обращались и обращаются с молитвой те, кто считает: "Я один грешен и не могу спастись с женой". Да и те, кто считает, что не может спастись без жены, имеет с Моисеем достаточно много общего: Того, Кого считает Спасителем.

Тропарь, глас 4:

           Труды и подвиги со страстьми по чистоте твоей видя, святе, / кто не удивится? / Глад бо, темницу и раны приемля, / не поработился еси сластем ляховицы, / но, яко царь, страстьми обладаяй, / ныне и тогда воспрославился еси от Всевидящаго человеческая сердца, / от Него¬же во искушениих всем пособствовати бла¬годать прием, / пособствуй и нам, твою память чтущим, / Моисее преподобне.

(days.pravoslavie.ru; www.krotov.info; иллюстрации - davidova-pustin.ru; www.karpat-tour.com; zov-severa.livejournal.com; www.hram-flot.narod.ru; www.vgd.ru; www.lyalovo.ru).

Вознесенская Давидова пустынь, в которой имеется частица мощей прп Моисея Угрина. Пос.Новый Быт Чеховского р-на. Москва

МОИСЕЙ УГРИН
Печерский, преподобный (ск. ок. 26.07.1043), родом угрин (венгр), слуга св. страстотерпца кн. Бориса Владимировича Ростовского, убитого 24 июля 1015. Только случайная отлучка спасла прп. Моисея, и он скрылся в Киеве, у сестры кн. Ярослава Новгородского, княжны Предиславы. Во время борьбы Ярослава с братоубийцей Святополком тот навел на Киев своего тестя, короля польского Болеслава, с большим войском. Болеслав увел в Польшу много пленных, в том числе и прп. Моисея, мирское имя которого неизвестно. Он отличался редкой красотой, и одна богатая полька хотела выкупить его из плена, чтобы он женился на ней. Но преподобный отверг ее притязания. Через некоторое время пришел к нему неизвестный афонский иеромонах и постриг святого с именем Моисей. Долго искали этого черноризца, а потом полька, отчаявшись в своих упованиях к прп. Моисею, приказала подвергнуть его жесточайшим побоям. Но он не сдавался. Панна пожаловалась королю Болеславу, и тот дозволил ей делать с преподобным все, что ей хочется, а в угоду панне приказал изгнать всех черноризцев из своих владений. В эту же ночь король умер, а в Польше произошло восстание, при котором было убито много богатых людей, в том числе и эта богачка. Прп. Моисей вернулся в Киево-Печерский монастырь, отдался под руководство прп. Антония и провел там десять лет в посте и молитвах, но полубольной. За великую победу над нечистой страстью Господь дал ему власть врачевать эту страсть и в других, исцелять их прикосновением своего жезла, без которого он не мог ходить из-за своих увечий. Святой, предузнав свою кончину, причастился Св. Тайн и мирно почил в 1043, еще при жизни своего наставника.
Память прп. Моисею отмечается 26 июля/8 августа и 28 сентября/11 октября (в Соборе преподобных Ближних пещер). МОКОШЬ
(Макошь), единственное женское божество древнерусского языческого пантеона, чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна, Велеса и других божеств. При перечислении языческих божеств в «Повести временных лет» под 980 Мокошь замыкала список, начинавшийся с Перуна. «Обособленное место занимает она и в последующих списках языческих богов, хотя в них Мокошь, при сохранении ее противопоставлений мужским богам, может быть выдвинута на первое место» (В.В. Иванов).
Мокошь служила олицетворением Матери Сырой Земли, символизировала собой взаимодействие сил земли и неба, являлась богиней судьбы, женского начала, плодородия, покровительницей женщин. В разных местах - у дорог, возле колодцев для поклонения ей ставились столбы, чурбаны, вырезанные болваны, возле которых приносили жертву.
Мокошь представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, часто воздетыми вверх. По ночам она пряла в избе, по-видимому нити человеческой судьбы, что сближало ее с образом греческих мойр, также прядущих нити судьбы. Непосредственным продолжением образа Мокоши после Крещения Руси стала сщмц. Параскева Пятница.
О.П. МОЛВА
русская литературная газета славянофилов, выходила в 1857 в Москве (38 номеров). Редактор официальный - С.М. Шпилевский, фактический - К.С. Аксаков. Носила преимущественно теоретический характер, разрабатывала основные вопросы славянофильской доктрины: община, народность в науке и искусстве, славянский вопрос, экономическое развитие России. Главные сотрудники газеты: Н. М. Павлов, А. П. Чебышев-Дмитриев, С. Т. Аксаков, П.А. Бессонов, О.М. Бодянский, А.С. Хомяков, Ф.В. Чижов, С. П. Шевырев. МОЛДАВАНСКАЯ
чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится в Молдаванском скиту на Афоне. По преданию, в 1863 игумен этого монастыря, будучи в Молдавии, пожелал найти благочестивого живописца, чтобы заказать ему икону Пресвятой Богородицы для обители. Такой живописец был найден. Это был престарелый человек. Игумен просил его писать икону только натощак, и писать ему одному, без посторонней помощи. Живописец начал писать, но никак не мог изобразить лик Пресвятой Богородицы и Богомладенца. Старец сильно скорбел по сему случаю. Скорбели вместе с ним и иноки, ждавшие, когда будет написана икона. Они посоветовали старцу обратиться за помощью к Пресвятой Богородице. Живописец постился и молился, и вот однажды, после утренней молитвы, приходит он в свою рабочую и, к удивлению и радости, видит, что лики Богоматери и Спасителя изобразились сами собою. Живописец возблагодарил Царицу Небесную. Слух о чуде быстро разнесся по городу, и народ во множестве стал собираться для поклонения св. образу.
Празднуется 12/25 июля.
Прот. И. Бухарев МОЛДАВИЯ
территория на юго-западе России, один из исторических ареалов Древнерусского государства. В VI в. на ее территории на многие века осели славяне (тиверцы и уличи), оказавшие большое влияние на местное население. В X - XI вв. территория Молдавии почти целиком входила в состав Древнерусского государства. Вместе с русскими молдавские племена приняли Православие. В XII-XIII вв. Молдавия входит в состав русского Галицко-Волынского княжества. В Северной Молдавии, в Поднепровье, культура населения носила древнерусский характер, а на остальной территории Молдавии распространены памятники балкано-дунайской культуры IX-XI вв. (Калфа, Лэмбарь Кэпрэрия, Петруха). В результате вторжений печенегов, половцев и др. кочевников в X - н. XII в. славяне в Молдавии были рассеяны и их поселения в последующие века на территории Молдавии представляли отдельные островки. В сер. XIII-XIV вв. территория Молдавии попала под власть татаро-монголов. У сел Требужаны и Костешты раскопаны золотоордынские города, бывшие крупными ремесленными и торговыми центрами.
Предки молдаван формировались первоначально на территории карпато-дунайских земель из романизированных гетодаков, подвергавшихся с VI в. разностороннему влиянию славян. Оттесненные в эпоху Великого переселения народов в предгорья Карпат, предки молдаван, именуемые с X в. волохами, оставляли земледелие и становились гл. обр. оседлыми скотоводами. Расселяясь, волохи в XII-XIV вв. заняли карпато-днестровские земли, а с XIV в. заселили Днестровско-Прутское междуречье. В это время у волохов развивался феодализм. Из среды общинников выделились «кнезы». Возникли государственные образования: Бырладское княжество (упоминается в летописи между 1144 и 1174) и «земля бродников» (XIII-XIV вв.). Появились крупные землевладения Милковской епископии (XIII-XIV вв.), Балка (1-я пол. XIV в.). В долине р. Молдова возникло вассальное Венгрии княжество Молдавия (1-я пол. XIV в.). Его преемником стало самостоятельное Молдавское княжество, которое образовалось в 1359 в ходе освободительной войны против Венгерского королевства. В состав Молдавского княжества вошла территория современной Молдавии между Прутом и Днестром. Территория Молдавии на левобережье Днестра в к. XIV в. была захвачена литовским кн. Витовтом. С 1456 Молдавия становится данницей Османской империи. В XV-XVII вв. население Молдавии борется с турецким игом. В этой борьбе с ним всегда был русский народ. При помощи Москвы, Киева и Львова в Молдавии в 1641 была открыта первая молдавская типография. Киеву Молдавия обязана и открытием Греко-славянско-латинской академии в Яссах (1640).
С сер. 1650-х молдаване неоднократно обращались в Москву с просьбой принять их в русское подданство. Усиление борьбы против турецких захватчиков связано с именем Петра I и молдавского князя Д. Кантемира. На пути к победе было немало поражений. Только в 1791 турки были изгнаны из Молдавии, а ее жители приняты в русское подданство.
О. П. МОЛДАВСКАЯ
чудотворная икона Пресвятой Богородицы, которая изображается с Младенцем Христом, держащим руку у своей главы. Находилась в г. Николаеве в Спасо-Николаевском Молдавском мужском монастыре Херсонской еп. Празднуется 13/26 марта.
Прот. И. Бухарев МОЛЕБНЫ
краткие службы, в которых верующие по своим частным нуждам и обстоятельствам обращаются с молитвой к Господу Богу, Божией Матери и святым.
Обыкновенные молебны по своему составу подобны утрене, но на практике они значительно сокращаются и состоят: из начальных молитв, пения тропаря и припевов («Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»; «Пресвятая Богородице, спаси нас»; «Святителю отче Николае, моли Бога о нас» и других), чтения Евангелия, сугубой и малой ектений и заключительной, приспособительно к предмету моления, молитвы к Господу Богу, или Божией Матери, или святому, которому совершается молебное пение. Иногда такие молебны соединяются с акафистом или с малым освящением воды. Акафист читается после малой ектении перед Евангелием, а освящение воды совершается по прочтении Евангелия.
Кроме общего просительного молебна, бывают особые молебны, приспособленные к каким-либо случаям, например: молебен благодарственный за полученные от Бога милости, молебен об исцелении больного, молебны по случаю общественных бедствий: засухи, наводнения, войны. Особый молебен полагается совершать в день Нового года, перед учением, в неделю Православия. МОЛЕБНЫ В ДОМАХ
важное и широко распространенное событие в духовной жизни русских с древности и вплоть до 1-й четв. XX в., эпизодически сохранявшееся в советское время и возрождающееся в наши дни.
Повсеместно у русских бытовал обычай приглашения причта с молебном в свои дома на Пасху. На протяжении XIX в. мы почти не встречаем таких описаний народной религиозной жизни, где не было бы упоминания или подробного рассказа о домашних молебнах на Светлой (Святой) седмице. Такая информация поступала отовсюду. В 1847 в характеристике обычаев Мосальского и Жиздринского уу. Калужской губ., направленной в Императорское Русское Географическое общество, говорилось: «В Светлое Воскресенье крестьяне поднимают образа и сопровождают в каждое селение». В 1852 из Щигровского у. Курской губ. писали о том, что на Святой священники в сопровождении толпы оброчников, давших обет носить иконы, ходят по всем домам всех деревень своего прихода и служат молебны. Как мы видим, молебнам в домах предшествовал крестный ход из храма в деревню, продолжавшийся затем в виде переходов из дома в дом с последующим перемещением в другое селение. В приведенном сообщении обращает на себя внимание подчеркнутая всеобщность этого явления - по всем домам всех деревень данного прихода.
В Щигровском известии описаны и некоторые детали, сопровождавшие, по местному обычаю, молебен в доме. Заранее приготавливали кулич, ковригу хлеба, солонку с солью, три сырых белых яйца - все это должно было быть освящено в ходе молебна. После молебна, если в избе было тесно (а ведь оброчники шли толпою, как выше было сказано), стол выносили на двор, накрывали его льняной скатертью, ставили кулич и «величали Пасху». Затем начиналось угощенье. Хлеб отдавали причту; кулич расходился тут же на угощенье; освященные яйца подкладывали под наседку; овес сохраняли до первого засева, когда добавят его в семена; соль давали больной скотине; скатерть выбрасывали на крышу, где она лежала до тех нор, пока ветер не сдует.
Более подробную картину пасхальных молебнов вне храма в Зарайском у. Рязанской губ. в 1850-х оставил В.В. Селиванов, непосредственно наблюдавший их неоднократно. Священник - по желанию прихожан - назначал день на Светлой седмице для хождения с образами. Вся деревня готовилась к встрече. К заутрене из деревни шли богоносцы - «мужики и бабы, парни и девки, по большей части по обещанию, данному за исцеление болезни или минование другого какого горя, для исполнения святого дела, ношения образов». Как только стоявшие у околицы ребятишки закричат: «Идут! Идут!» - вся деревня приходила в движение: «и старый и малый и бежит, и едва плетется, опираясь на палку, все торопятся во сретение святых посетителей. Далеко еще заслышав пение причта, сердца ожидающих наполняются восторженным благоговением, и, когда блеснут лучами солнца венцы на святых иконах и животворящий крест в руке священника, начинают молиться: иные крестятся, призывая про себя Имя Господне, другие, повергаясь ниц, творят земные поклоны».
Если в имении был господский дом, то крестный ход двигался прямо на барский двор, где заранее был приготовлен накрытый скатертью стол. Под столом помещали немного сена, а на столе - меру с овсом, в которую укладывали несколько сырых яиц, и втыкали рогульку с прилепленной к ней свечой. Могли быть поставлены и другие зерновые - в четвериках, гранцах, полумерках: пшеница, горох, просо, ячмень, гречиха. Освященные зерна высыпали потом в закрома - в приготовленные семена. Богоносцы становились рядом со столом, перед образами зажигали свечи, священник начинал молебен.
После молебна на барском дворе образа шли (т.е. крестный ход двигался) по деревне. Молебен служили в каждой избе; после молебна иконы устанавливали в переднем углу, «а священник, дьячки и богоносцы непременно должны» были присесть к накрытому заранее столу и отведать, хоть немного, «хозяйской хлеба-соли». Поблагодарив хозяев, поднимали образа и с пением «Христос воскресе» выходили на улицу. Всякий приход имел свой обычай - сколько давать клиру копеек за молебен в доме и сколько пирогов и кругов хлеба. «Бабы жертвуют на образа холст по своим достаткам».
После обхода всех дворов крестный ход двигался к часовне, где служили заключительный молебен. При этом во время чтения Евангелия староста преклонял голову под епитрахиль, а по завершении молебна священник благословлял одного из двух крестьян, назначенных на сходке для почина пахоты, и давал им по кругу хлеба. Крестный ход уходил с пением канонов, провожаемый до околицы жителями селения. Если деревня была сильно отдалена от села, где стояла церковь, то образа могли остаться здесь на ночь - в доме помещика, или в избе, предназначенной для общинных сходов, или в другом помещении. Некоторые благочестивые жители оставались при иконах на всю ночь: молились, меняли догоревшие свечи.
Молебны по домам по просьбе жителей служили также на храмовые и обетные праздники (кануны) и во время больших крестных ходов с чудотворною иконою.
Массовое народное понимание молебна в доме было по сути своей сугубо церковным: молебен отвечал желанию максимально освятить все стороны свой жизни и снискать благословение Божие на свое жилище.
М.М. Громыко МОЛИТВА
благодарственное или просительное обращение к Богу, который любит Свое творение, любит каждого из нас, Он есть наш небесный Отец. Как детям свойственно видеть своих родителей и беседовать с ними, так и нам должно иметь радость беседовать с Богом и духовно общаться с Ним. Благоговейная беседа человека с Богом называется молитвой. Душа, соединяясь в молитве с Богом, одновременно соединяется и с духовным миром ангелов и праведников.
Молитва часто сопровождается благоговейными словами и внешними знаками благоговения: крестным знамением, коленопреклонением, поклонами и другими знаками богопочитания. Но молитва может быть возносима и без слов, без внешних проявлений. Это внутренняя, или углубленная, молитва, которая знакома по опыту многим усердным христианам.
Успех молитвы полагается в силе Бога, правильной вере просящего, примиренности молящегося с другими людьми, содержанием самого прошения, которое не может быть выполнено, если будет греховным. Успех молитвы зависит не от количества и «правильности» слов, от посулов (обетов) Богу, а от личности просящего, от того, насколько он угоден Богу, и от Воли Божьей (Мф. 6: 5-15; Мк. 11: 25, 26).
«Подлинно блаженное дело - не грешить, а согрешающим - не отчаиваться, но плакать о том, в чем согрешили, чтобы слезами опять улучить блаженство. Посему прекрасно всегда молиться и не стужати, как говорит Господь (Лк. 18: 1). И апостол еще говорит: непрестанно молитеся (1 Сол. 5:11), т.е. и ночью, и днем, и всякий час. Не только входя в церковь, но и в другие часы не оставляй о сем попечения; напротив того, работаешь ли, спишь ли, или находишься в дороге, или ешь, или пьешь, или лежишь, - не прерывай молитвы: ибо не знаешь, когда приидет требующий души твоей. Не жди воскресного дня, или праздника, не разбирай различия мест, но, как сказал пророк Давид, молись на всяком месте владычества (Пс. 102: 22). Посему в церкви ли ты, или у себя дома, или в поле, пасешь ли овец, занимаешься ли постройкой, бываешь ли на пиршестве, не оставляй молитвы; и, когда можно, преклони колена, а когда невозможно, молись умом, и вечером, и утром, и в полдень. Если молитва будет предшествовать делу и, встав с ложа, первые свои движения посвятишь молитве, то грех не найдет доступа к душе. Молитва есть предохранительное средство для целомудрия, обучение сердца, укрощение кичливости, очищение от памятозлобия, истребление ненависти, исправление нечестия. Молитва - крепость телу, благоденствие дому, благоустройство городу, могущество царству, знак победы во время брани, прочность мира. Молитва - печать девства, верность брака, оружие путников, страж почивающих, благонадежность бодрствующих, плодоносие земледельцам, спасение плавающих. Молитва - заступница судимых, отрада заключенных, утешение скорбящим, веселие радующимся, ободрение плачущим, праздник в дни рождения, венец супругам, погребение умершим. Молитва - беседа с Богом, равночестие с Ангелами, преуспеяние в добром, отвращение от худого, исправление согрешающим. Молитва Ионе и кита соделала домом, а Езекию от врат смертных возвратила к жизни, и отрокам в Вавилоне превратила пламень в дух росы (Дан. 3: 50). Молитвою Илия связал небо, не одождите лета три и месяцев шесть (Иак. 5: 17). Видите, братия, как сильна молитва. В целой жизни человека нет достояния драгоценнее молитвы. Никогда не удаляйтесь от нее, никогда не оставляйте ее, но, как сказал Господь наш, будем молиться, да не вотще будет труд наш (Мф. 6:6)» (Прп. Ефрем Сирин). МОЛОГА
город в Ярославской губ. на слиянии рек Волги и Мологи. В 1207 Молога досталась ростовскому кн. Константину Всеволодовичу, который в 1218 отдал ее сыну своему Всеволоду. До 1321 Молога была частью Ярославского удела; после этого года Мологская страна образовала почти самостоятельное княжество, первым князем которого был Михаил Давидович. Ему наследовал сын Федор, верный спутник Дмитрия Донского в походах (1375, 1380 и 1386). По смерти Федора (1408) мологский удел разделился на три части; титул мологского князя получил старший сын Федора, Димитрий. Еще в XIV в. на берег р. Мологи в так называемый Холопий город, в 50 верстах от устья, съезжались для торга немцы, поляки, литовцы, греки, армяне, персияне, итальянцы. Торг, преимущественно меновой, производился в течение четырех летних месяцев. Променивали шитые одежды, ткани, ножи, топоры и пр. на сырье, преимущественно на меха. О размерах ярмарочных оборотов можно судить по тому, что с торговцев поступало в казну вел. князя 180 пудов серебра. Вел. кн. Иоанн III, отдав Мологу, вместе с Угличем, своему сыну Дмитрию, перевел ярмарку на устье реки, и с того времени значение ее стало падать, но еще в к. XVI в. она слыла самою важною в России и особенно славилась торговлею с Азией и Турцией. По сказаниям иностранцев, к 1-й пол. XVI в. в Мологе была крепость. В н. XVII в. моложцы много потерпели от казаков, поляков и литовцев (особенно в 1609 и 1617). В 1777 древний дворцовый посад или торговая слобода Мологи обращена в уездный город Ярославского наместничества, позже - Ярославской губ.
В Мологе - один из торговых пунктов на Волге, гл. обр. потому, что здесь начиналась Тихвинская система. На мологской пристани ежегодно грузились хлебом и другими товарами более 300 судов. Церквей в городе было четыре; близ города женский Афанасьевский монастырь.
В н. 1940-х, после сооружения Рыбинской ГЭС и водохранилища, территория города была затоплена, жители переселены. МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ
1. ежемесячный журнал, выходивший с 1922 как орган ЦК комсомола (перерыв с 1942 по 1955), с 1992 - АО «МГ». Поначалу - сугубо комеврейский орган, основные авторы: Д. Алтаузен, А. Безыменский, М. Голодный, М. Светлов, И. Сельвинский, И. Уткин. Там же гнездились «теоретики» - группа Л. Авербах, Г. Лелевич, С. Родов. Авербах учил: «Достоевский не может войти в культуру здорового, доброго, оптимистического класса». Так продолжалось в общем и целом до войны, хотя к концу этого периода космополитический накал сильно подостыл: появились произведения А.П. Платонова, Н.С. Тихонова, А.Н. Толстого и др.
С 1956 «МГ» возобновилась, поначалу отличаясь полной безликостью. С 1963 главным редактором назначен выпускник истфака МГУ, комсомольский работник А.В. Никонов. С его приходом «МГ» вскоре превратилась в главный рупор начавшегося тогда Русского Возрождения. Никонову пришлось выдержать тяжкую внутриредакционную борьбу с рядом космополитически настроенных членов редколлегии. Опытный аппаратчик, Никонов, использовав свою дружбу с Первым секретарем ЦК комсомола С.П. Павловым, человеком патриотичным, сумел заменить их деятелями русского направления. В редакцию пришли тогда совсем молодые: С. Викулов, С. Высоцкий, В. Ганичев, С. Котенко, В. Сорокин и др. Первыми известными публикациями, вызвавшими шумную полемику в печати, стали русско-патриотические публикации И.С. Глазунова «Путь к тебе» и В.А. Солоухина «Письма из Русского музея» (1965). Вскоре появляется рубрика «Берегите святыни наши», в которой выступили многие видные писатели, художники и общественные деятели с сугубо русскими воззрениями (С.Т. Коненков, Л.М. Леонов и др.). С конца 60-х и все 70-е постоянными авторами «МГ» становятся В. Бегун, В. Кожинов, А. Ланщиков, М. Лобанов, О. Михайлов, В. Чалмаев, В. Чивилихин и др., которые в основном и сформировали (по цензурным условиям в прикровениой форме) идеологию Русского Возрождения. В декабре 1970 по записке космополитического партаппаратчика А. Яковлева Секретариат ЦК КПСС во главе с Л. Брежневым освободил Никонова с поста редактора «МГ». Через некоторое время на его место пришел писатель А.С. Иванов, общая русская линия журнала продолжилась, хотя уже в более осторожной форме. В начале 90-х Иванов по болезни отошел от дел, главным редактором стал А.А. Кротов, продолживший русско-патриотическую линию журнала.
С. Семанов
2. подпольная патриотическая организация, действовавшая в г. Краснодоне Луганской области в октябре 1942 - феврале 1943 в период немецкой оккупации Донбасса.
Когда германские войска оккупировали Краснодон, в городе образовалось несколько патриотических групп: в центре города - группы И. Земнухова, О. Кошевого, В. Левашова, на окраине - С. Тюленина, в пос. Краснодон - А. Елесеенко, Вл. Жданова, Н. Сумского, в пос. Первомайка - У. Громовой, А. Попова, М. Пегливановой. В ночь на 29 сентября 1942 германцы зверски казнили - закопали живыми в землю - 32 шахтера. Группа патриотов - И. Туркенич, В. Пирожок, В. Борисов и М. Григорьев - в ответ на это злодеяние повесила в парке двух полицейских с записками: «Такая участь ждет каждого изменника Родины». 2 октября 1942 Е. Мошков провел первое организационное собрание руководителей групп молодежи города и близлежащих поселков. По предложению С. Тюленина подпольная организация была названа «Молодой гвардией». На собрании был принят текст клятвы. В состав штаба «Молодой гвардии» вошли: У. Громова, И. Земнухов, О. Кошевой, В. Левашов, В. Третьякевич, И. Туркенич, С. Тюленин, Л. Шевцова. Под своим влиянием и контролем подпольщики держали все шахты в Краснодоне. В результате саботажа и диверсий немцы не смогли вывезти из города ни одной тонны угля, не восстановили ни одной шахты. «Молодая гвардия» насчитывала в своих рядах 91 человека (в т. ч. 25 рабочих, 44 учащихся и 14 служащих).
«Молодая гвардия» располагала четырьмя радиоприемниками, подпольной типографией, 15 автоматами, 10 пистолетами, 80 винтовками, 300 гранатами и 65 кг взрывчатки. За время своей деятельности «Молодая гвардия» выпустила и распространила 5 тыс. антифашистских листовок 30 наименований. Члены «Молодой гвардии» уничтожали вражеские автомашины с солдатами, боеприпасами и горючим. 15 ноября 1942 группа молодогвардейцев освободила из немецкого концлагеря 70 советских военнопленных, было освобождено также 20 советских военнопленных из больницы. В результате поджога в ночь с 5 на 6 декабря 1942 здания немецко-фашистской биржи труда, где хранились списки людей, предназначенных к вывозу в Германию, около 2 тыс. краснодонцев были спасены от угона в германское рабство. Краснодонские подпольщики ставили задачей поднять вооруженное восстание и уничтожить немецкий гарнизон.
В германских застенках молодогвардейцы с исключительным мужеством и стойкостью выдержали жесточайшие пытки.
15, 16 и 31 января 1943 немцы частью живыми, частью расстрелянными сбросили 71 человека в шурф шахты № 5, глубиной 53 м. О. Кошевой, Л. Шевцова, С. Остапенко, Д. Огурцов, В. Субботин после зверских пыток были расстреляны в Гремучем лесу вблизи г. Ровеньки 9 февраля 1943. От преследования полиции ушли11 человек: А. Ковалев пропал без вести, И. Туркенич и С. Сафонов погибли на фронте, Г. Арутюнянц, В. Борц, А. Лопухов, О. Иванцова, Н. Иванцова, В. Левашов, М. Шищенко, Р. Юркин остались живыми.
Е.Ж.

П реподобный Моисей Угрин был родом из Венгрии. Вместе со своими братьями святыми Георгием и Ефремом (впоследствии преподобный Ефрем основал Борисоглебский монастырь в городе Торжке (память 28 января)) пришел на Русь и поступил на службу к Ростовскому князю святому страстотерпцу Борису. В 1015 году, когда коварным Святополком Окаянным был убит благоверный князь Борис (память 2 мая и 24 июля), вместе с ним погиб и святой Георгий (память 24 июля). Святой Моисей избежал смерти и нашел приют в Киеве у сестры святых страстотерпцев Бориса и Глеба и князя Ярослава Предиславы. В 1018 году тесть Святополка польский король Болеслав захватил Киев. Выбитый из города великим князем Ярославом, он увел в плен двух сестер князя и многих бояр с их слугами. В числе других святой Моисей в тяжелых оковах был отведен в Польшу и заключен в темницу, где томился пять лет.

Находясь в темнице, преподобный Моисей усердно молился Господу и дал обет, если вернется в Киев, принять монашеский постриг и оставшиеся дни своей жизни посвятить служению Богу. Испытывая искренность его желания и верность данному обету, Господь попустил святому Моисею тяжелое искушение. Однажды его увидела знатная молодая полячка, муж которой погиб в походе на Киев. Она поразилась красотой и стройностью преподобного Моисея и воспылала к нему нечистой страстью. Панна за большие деньги выкупила святого Моисея, одела его в роскошные одежды, предоставила в его распоряжение свое имение, повелела слугам почитать его, как своего господина. За все это она требовала от преподобного одного: вступить с ней в брак. Но святой был верен своему слову и отверг предложение. Он снял богатые одежды и еще более предался посту и молитве. Разгневанная панна бросила святого в темницу и морила голодом. Но и это не принесло ей исполнения желания. Однако панна не оставила своего намерения. Она вновь окружила святого всевозможной роскошью и почетом, надеясь пробудить в нем тщеславие и любовь к роскоши и удобствам жизни. По ее наущению слуги также пытались уговорить святого к браку с их госпожой, указывая на святость брака. Преподобного Моисея возили по имениям панны, где крестьяне воздавали ему почести, а сама она говорила, что все это принадлежит ему, но и это было напрасно. «Праведники спасались и в брачной жизни,- говорил преподобный Моисей,-но я, грешный, не могу спастись с женой. Нужно быть верным своему слову». Тогда панна стала угрожать ему, но святой отвечал: «Бог-моя защита, ничего не боюсь».

Господь дал возможность преподобному Моисею исполнить желание его сердца: к нему пришел афонский черноризец и постриг его в монашество. Узнав об этом, искусительница приказала бить святого палками, пока не снимет монашеское одеяние. Когда преподобного немилосердно избивали, он говорил: «Бейте, но не требуйте невозможного». Тогда панна пожаловалась королю. Болеслав сначала уговаривал святого исполнить желание панны, но видя безуспешность своей попытки, разрешил делать с праведником все, что она захочет, и в угоду ей изгнал из своих владений всех монахов. Преподобный Моисей предсказал Болеславу и полячке скорую гибель.

В течение четырех лет панна пыталась совратить святого Моисея, доходя в своем стремлении до крайнего бесстыдства. Когда же все меры оказались безуспешными, она приказала оскопить святого и сделать его евнухом.

Господь не оставил подвижника без отмщения: в 1027 году Болеслав внезапно умер, в народе произошел мятеж, во время которого были убиты многие паны, в том числе и нечестивая панна. Преподобный Моисей был настолько измучен и истерзан, что только через несколько лет, после улучшения здоровья, отправился в Киев. Возможно, это произошло в 1031 году, когда великий князь Ярослав вернул на Русь многих пленников. Святой Моисей пришел в пещеру к преподобному Антонию и в течение десяти лет подвизался там в посте и молитве. За великое целомудрие Господь дал преподобному Моисею власть исцелять плотские страсти. Однажды к святому пришел инок, боримый плотской страстью, и молил его помочь в искушении. Преподобный Моисей взял с инока обет никогда не говорить с женщинами, а затем исцелил его прикосновением своего посоха, без которого не мог ходить из-за прежних ран.

Преподобный Моисей провидел свою кончину. Причастившись Святых Христовых Тайн, он мирно почил 26 июля 1043 года и был погребен в Ближних (Антониевых) пещерах. Святые мощи и молитвенная помощь преподобного Моисея исцеляют от блудной страсти. Известно, что преподобный Иоанн Многострадальный (память 18 июля), более тридцати лет мучимый плотской похотью, по повелению Божию, обратился с молитвой к святому Моисею и получил исцеление. Частицей мощей преподобного Моисея он исцелил приходившего к нему инока, также страдавшего от плотской страсти. Божественный голос сказал святому Иоанну, что преподобный Моисей в своем подвиге за целомудрие стал выше Иосифа Прекрасного.

В Иконописном подлиннике о святом Моисее сказано: «Преподобный отец наш Моисей Угрин, Печерский чудотворец, подобием бел, лицем чист, власы русы, брада не велика, аки Златоустаго, руса, на главе клобук черный, в руке четки, ризы преподобническия».

Житие преподобного Моисея Угрина написано монахом Киево-Печерского монастыря преподобным Поликарпом в первой половине XIII века и помещено во второй части Печерского Патерика.

О победе в войне, проигранной нами – Сергей Комаров.

«Нечистый враг особенно воздвигает брань на человека через нечистую блудную страсть, чтоб человек, помраченный этой скверной, не взирал во всех своих делах на Бога, потому что только чистии сердцем Бога узрят». Такими словами начинается житие преподобного Моисея Угрина, память которого Церковь чтит 8 августа. Действительно, Моисей победил ту страсть, которая всегда, а тем более сегодня, стояла и стоит в авангарде дьявольской армии искушений. Блуд, поваливший множество великих столпов, и в самом деле способен закрыть лик Божий от человека и полностью обокрасть личность, лишив ума и воли. Эта страсть выедает душу изнутри, оставляя после себя уныние, безумие, бесчувственность ко всему духовному, и неминуемо порождает последующие звенья разрушительных страстей. Полная победа над блудом, на уровне мыслей и чувств, – редкое явление даже в огромном мире христианских святых. Именно такую победу мы и празднуем в день памяти великого святого, преподобного Моисея Угрина.

Будучи по происхождению венгром (Угрин и значит венгр), Моисей служил в дружине князя-страстотерпца Бориса. После убийства Бориса его братом, Святополком Окаянным, Моисей скрывался в Киеве, а в 1018 г. попал в Польшу, став пленником короля Болеслава. Там в него влюбилась богатая полячка-вдова, которая и выкупила его, желая сделать своим сожителем. Встретив отказ, она придумывала разные средства, пытаясь всячески совратить юношу. Одевала его в роскошные одежды, кормила изысканными кушаньями, показывала богатства своих имений, заставляла слуг кланяться перед ним, называла своим мужем. Сам король упрашивал преподобного взять женщину в жены. Рабы полячки тоже уговаривали Моисея. В житии представлены интереснейшие диалоги о браке и безбрачии, вложенные в уста Моисея и дворовых людей развратной вдовы.

Слуги: «Не говорит ли Христос в Евангелии: Посему оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью (Мф. 19:5). Также и апостол: Лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор. 7:9). Он же говорит и о вдовах: Я хочу, чтоб молодые вдовы вступали в брак (1 Тим. 5:14)… Кто возгнушался женщин из первых праведников, как Авраам, Исаак и Иаков?.. Иосиф сперва бежал от женщины, но потом и он взял жену».

Моисей: «Если многие праведники спаслись с женами, я один грешен и не могу спастись с женой. Но, если бы Иосиф послушался раньше жены Потифара, то не царствовал бы потом, когда взял себе жену в Египте (Быт. 39 и 41). Бог, видя его прежнее терпение, даровал ему Египетское царство, потому он и прославляется в роде родов за целомудрие, хотя и имел детей. Я же желаю не Египетского царства, и не господствовать над властями… но все это презрел я ради вышнего Царствия. Поэтому, если я выйду живым из рук этой женщины, никогда не буду искать другой жены, но, с Божьей помощью, стану черноризцем. Ибо что сказал Христос в Евангелии? Всякий, кто оставит дом или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит в сто крат и наследует жизнь вечную (Мф. 19: 29). Больше слушать вас или Христа? Апостол же говорит: Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене (1 Кор. 7:32–33). Спрошу я у вас, для кого подобает работать – для Господа или для жены? Знаю и то, что пишет он: Рабы, послушайте господей своих, – но в добром, а не в злом; так поймите вы, держащие меня, что никогда не прельстит меня женская красота и не отторгнет от Христовой любви».

Закончилось это противостояние тем, что проезжавший через Польшу афонский иеромонах постриг Моисея в иночество. Женщина, узнав об этом, рассвирепела и велела привязать страдальца к кровати, намереваясь его изнасиловать. Но даже когда она принялась ласкать его, то он своей молитвой и неимоверным напряжением воли заставил свое тело быть полностью мертвым для греха. Тогда шляхтянка распорядилась растянуть преподобного и ежедневно давать ему по сто ударов палками, а затем приказала оскопить его.
Вскоре в Польше разгорелся мятеж, злая вдова была убита, а чудом выживший Моисей, страдая от жестоких ран, пришел в Киево-Печерский монастырь. Там он прожил еще десять лет. За его великую победу Господь даровал ему силу помогать другим людям побеждать страсть блуда. Так, один брат, мучимый похотью, пришел к преподобному за помощью. «Я обещаюсь соблюдать до смерти все, что ты мне повелишь», – говорил он. Моисей сказал: «Никогда не говори во всю свою жизнь ни одного слова с женщиной». Брат пообещал. Тогда преподобный, подобно библейскому Моисею, творившему великие чудеса жезлом, прикоснулся своей тростью к груди монаха – и он был тут же исцелен.
Дар Божий помогать другим Моисей не утратил и после смерти. В житии Иоанна Многострадального описывается, как святой Иоанн, борясь с блудной страстью, закопал себя по плечи в пещере, напротив мощей преподобного Моисея. Но и тогда похоть не оставила его. Исцеление Иоанн получил лишь после того, как Господь велел ему помолиться мертвецу, лежащему перед ним. Впоследствии сам Иоанн избавил другого монаха от той же страсти, повелев ему приложить кость Моисея Угрина к своему телу.

Мощи прп. Моисея Угрина в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры

Житие Моисея удивительно не только мужеством преподобного, силой его терпения и веры. Оно поражает самим прецедентом. Молодой, красивый мужчина, еще даже и не будучи монахом, отказывается ради сохранения девства от всего того, чего миллионы людей ищут как величайшего счастья: от богатства, власти, выгодного брака с роскошной женщиной. И не только отказывается, но и терпит ужасные муки. Как мы видим, его выбор искренне не могли понять не только вдова и ее слуги, но и сам король. Отказываться от того, о чем многие только мечтать могут!

Когда-то я пересказывал житие подросткам из воскресной школы. Говорил – и чувствовал, что они не понимают. Конечно, стоит сделать поправку на возраст – дети не способны все уразуметь. Но тем не менее был очевиден огромный смысловой разрыв между тем, что нашим детям внушается в школе и на улице, и тем, что они слышат в Церкви. Там, за храмовыми стенами, – идеология под названием «Возьми от жизни все». Здесь: «Откажись от видимого ради невидимого». Школа и улица – шесть дней в неделю, Церковь – пару часов в неделю. Чей образ победит в их жизни? Моисея Угрина или Селены Гомес? Не знаю. Бог знает.

Да что дети! Мы, верующие взрослые, сами пропитаны гедонистической философией мира и часто поступаем по его волчьим законам. В закрытом от остальных людей мире чувств и мыслей ежедневно, ежечасно может происходить внутренний выбор «не ради Иисуса, но ради хлеба куса». Можно не иметь больших денег, но мечтать о них; быть далеким от власти, но желать ее; быть добропорядочным семьянином, но при этом носить в себе раскаленный вулкан похоти. А война, проигранная внутри, при необходимом стечении обстоятельств легко способна перейти в мир внешний и попасть в очередной репортаж криминальной хроники.

Есть в пещерах уникальное место для всех блудников – пространство между мощами преподобных Моисея Угрина и Иоанна Многострадального. Часто там можно увидеть плачущую навзрыд женщину или сумрачного вида мужчину, понурившего голову. Да и всякий верующий, проходя мимо угодников Божиих, преклонит колени и помолится об очищении ума и сердца и ограждении от беса блуда. В раке с мощами преподобного Иоанна есть небольшое отверстие, из которого исходит сладкое благоухание святых мощей. Оно заметно, если только встать на колени. Говорят, что впавший в фактический блуд человек не почувствует запаха. Возможно, так устроил Господь, чтобы напомнить грешнику, опустившемуся на самое дно блуда, о покаянии и о несомненном молитвенном заступничестве тех, кто полностью победил блуд при жизни.

Писатель жития преподобного Моисея насчитывает шестнадцать лет его подвига и соединяет каждый период с именем библейского святого. За пять лет плена преподобный явил терпение Иова. В шестой год пострадал за чистоту, подобно Иосифу. В десятилетнем безмолвии в пещере просиял, как первый Моисей, принесший Израилю Десять Заповедей, и также удостоился быть боговидцем, ведь сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Если продолжить подобные сравнения, мы придем к отождествлению Киевской Лавры и Киева с русским Иерусалимом и не придумаем ничего нового, ибо об этом сказали многие задолго до нас.

Такие ассоциации явно будут обличением по отношению к тем, кто живет у стен древнейшего монастыря Руси или имеет возможность добраться до него в течение нескольких часов, но пренебрегает этим Божиим подарком. Божественная Лавра зовет к своим святыням издалека – звоном колоколов, сиянием куполов, бесчисленным множеством книг и фильмов, посвященных ей. Как много еще есть тех, кто живет рядом с киевскими холмами, но, слыша, не слышат и, видя, не видят. Лавра молится о них и ждет.

Ждут преподобные Антоний и Феодосий, святой Агапит, непостижимый Марк Гробокопатель, грозный Илья Муромец, страшный для бесов Исаакий Затворник и великое множество других Божьих угодников, готовых выслушать и молитвенно помочь. Ждет нас и подземная келья Ближних пещер, в благодатной тишине которой покоятся мощи удивительного подвижника, показавшего нам великий пример любви к Богу, к девственности, к монашеству. Святость преподобного зовет нас к его гробу, чтобы поплакать, помолиться, попросить. Придем к нему – и горячая молитва Моисея подхватит наши слабые вздохи, и вознесет их высоко-высоко, к престолу Божьему. Придем, чтобы от его огня взять нечто и нам. Придем, чтоб научиться верить, терпеть, надеяться, любить, хранить себя от похотей мира. Придем, чтобы понять значение и величие тех святынь, рядом с которыми мы живем. Придем туда, чтобы сказать:
«Преподобный отче Моисее, моли Бога о нас!»