Волков: отчет Константинополя по истории УПЦ вызывает сочувственные улыбки. Ситуация печальная - пресс-секретарь патриарха о бунте священников в рт

Священномученики Александр Волков и Дмитрий Чистосердов

В ян-ва-ре 1919 го-да, на вто-рой день Рож-де-ства Хри-сто-ва, в празд-ник со-бо-ра Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, по рас-по-ря-же-нию вла-стей Эст-лянд-ской Тру-до-вой Ком-му-ны в Нарве бы-ли рас-стре-ля-ны два свя-щен-ни-ка: про-то-и-е-рей Ди-мит-рий Чи-сто-сер-дов и иерей Алек-сандр Вол-ков. Оба пас-ты-ря, пле-чом к пле-чу при-няв-шие свою смерть, вме-сте нес-ли свою служ-бу, име-ли сход-ные ве-хи в сво-их био-гра-фи-ях. Они слу-жи-ли в со-сед-них хра-мах го-ро-да Нар-вы на иван-го-род-ской сто-роне. Отец Алек-сандр — в Успен-ской церк-ви в кре-по-сти, а отец Ди-мит-рий — в Зна-мен-ской церк-ви у Пе-тер-бург-ско-го трак-та.
Иерей Алек-сандр Вол-ков ро-дил-ся в Нарве в 1873 го-ду, в се-мье свя-щен-ни-ка. Отец его, Пав-лин Алек-се-е-вич Вол-ков, был про-то-и-е-ре-ем и на-сто-я-те-лем Нарв-ской Иван-го-род-ской Успен-ской церк-ви. По-чти пол-ве-ка (47 лет) про-слу-жил он в при-хо-де Успен-ской церк-ви. Ав-тор некро-ло-га пи-сал об от-це Пав-лине: «он поль-зо-вал-ся ред-кой лю-бо-вью при-хо-жан, сре-ди ко-то-рых бы-ли не толь-ко жи-те-ли Нар-вы, но и окрест-ных де-ре-вень». Вы-рас-тив сы-на, иван-го-род-ский на-сто-я-тель от-дал его в Санкт-Пе-тер-бург-скую се-ми-на-рию, ко-то-рую Алек-сандр окон-чил в 1893 го-ду по пер-во-му раз-ря-ду.
По окон-ча-нии кур-са се-ми-на-рии два-дца-ти-лет-ний Алек-сандр Вол-ков был на-прав-лен учи-те-лем в Мер-рекюль-скую цер-ков-но-при-ход-скую шко-лу. Мер-рекюль — дач-ная мест-ность в окрест-но-стях из-вест-но-го лет-не-го ку-рор-та Усть-На-ро-вы, ле-жа-ще-го на бе-ре-гу Фин-ско-го за-ли-ва. Нарв-ское взмо-рье поль-зо-ва-лось по-пуляр-но-стью у на-рви-тян и пе-тер-бурж-цев, и в 1890-х го-дах здесь был воз-ве-ден де-ре-вян-ный храм во имя Ка-зан-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри, слу-жив-ший пре-иму-ще-ствен-но в лет-нее вре-мя при-ез-жав-шим сю-да дач-ни-кам.
Через три го-да мо-ло-дой учи-тель по-да-ет про-ше-ние о пе-ре-во-де в Алек-сан-дро-Нев-ское Ду-хов-ное учи-ли-ще, в ко-то-ром ему пред-сто-ит тру-дить-ся на про-тя-же-нии 10 лет, вплоть до сво-е-го отъ-ез-да в Нарву. Здесь он сме-нил несколь-ко долж-но-стей, и эта раз-но-сто-рон-няя де-я-тель-ность бы-ла его даль-ней-шей под-го-тов-кой к пас-тыр-ско-му слу-же-нию. В учи-ли-ще он ис-пол-нял обя-зан-но-сти над-зи-ра-те-ля за вос-пи-тан-ни-ка-ми, пре-по-да-ва-те-ля рус-ско-го язы-ка и свя-щен-ной ис-то-рии, а так-же обя-зан-но-сти эко-но-ма. 6 но-яб-ря 1901 го-да епи-скоп Гдов-ский Кон-стан-тин (Булы-чев) ру-ко-по-ло-жил Алек-сандра Вол-ко-ва в сан диа-ко-на.
Со-слу-жив-цы по учи-ли-щу от-ме-ча-ют, что во всех долж-но-стях диа-кон Алек-сандр Пав-ли-но-вич Вол-ков от-ли-чал-ся ак-ку-рат-но-стью, усер-ди-ем, тру-до-лю-би-ем и ста-ра-тель-но-стью, де-я-тель-ность его все-гда со-про-вож-да-лась успе-ха-ми. В 1904 го-ду за усерд-ную служ-бу был на-граж-ден ор-де-ном свя-той Ан-ны III сте-пе-ни.
6 но-яб-ря 1904 го-да отец Алек-сандр был ру-ко-по-ло-жен во свя-щен-ни-ка прео-свя-щен-ным Ки-рил-лом (Смир-но-вым), епи-ско-пом Гдов-ским, ви-ка-ри-ем Санкт-Пе-тер-бург-ско-го мит-ро-по-ли-та.
три го-да отец Алек-сандр слу-жит в Санкт-Пе-тер-бур-ге. Он пре-по-да-ет в Алек-сан-дро-Нев-ском Ду-хов-ном учи-ли-ще и слу-жит свя-щен-ни-ком в церк-ви пре-по-доб-но-го Сер-гия Ра-до-неж-ско-го при Гро-мов-ском при-юте.
В 1907 го-ду про-изо-шли се-рьез-ные пе-ре-ме-ны в жиз-ни от-ца Алек-сандра. 27 сен-тяб-ря в воз-расте 71 го-да уво-лил-ся на по-кой его отец, про-то-и-е-рей Пав-лин Алек-се-е-вич Вол-ков. В свя-зи с ухо-дом за штат сво-е-го от-ца иерей Алек-сандр в 1907 го-ду был опре-де-лен на ва-кан-сию к Успен-ской Нарв-ской Иван-го-род-ской церк-ви. Этот храм был по-стро-ен в 1507-1509 го-дах, несколь-ко раз пе-ре-стра-и-вал-ся, но в на-сто-я-щее вре-мя вос-ста-нов-лен в пер-во-на-чаль-ном ви-де. Ко-гда-то эта цер-ковь яв-ля-лась ча-стью так на-зы-ва-е-мо-го Боль-шо-го Бо-яр-ше-го го-ро-да, раз-ме-щав-ше-го-ся за креп-ки-ми сте-на-ми Иван-го-род-ской кре-по-сти. В по-сле-пет-ров-ское вре-мя она пре-вра-ти-лась в при-ход-ской храм Нар-вы. Бо-лее пол-сто-ле-тия — 59 лет — свя-щен-ни-че-ский род Вол-ко-вых со-вер-шал свое слу-же-ние Бо-гу и лю-дям в од-ном из древ-ней-ших при-хо-дов Санкт-Пе-тер-бург-ской епар-хии.
Сво-бод-ное от слу-же-ния вре-мя иван-го-род-ский на-сто-я-тель по-свя-щал пре-по-да-ва-нию За-ко-на Бо-жия. В те го-ды пас-ты-ри не огра-ни-чи-ва-ли свою де-я-тель-ность от-прав-ле-ни-ем бо-го-слу-же-ния и тре-бо-ис-пол-не-ни-ем. Боль-шая часть вре-ме-ни ухо-ди-ла на ка-те-хи-зи-че-ское и мис-си-о-нер-ское слу-же-ние Церк-ви. По-это-му на-вы-ки, по-лу-чен-ные в Ду-хов-ном учи-ли-ще, весь-ма при-го-ди-лись от-цу Алек-сан-дру на но-вом ме-сте слу-же-ния. В Нарве в на-ча-ле два-дца-то-го сто-ле-тия не бы-ло недо-стат-ка в учеб-ных за-ве-де-ни-ях. Несмот-ря на су-ще-ство-ва-ние несколь-ких при-хо-дов в го-ро-де и на нема-лое ко-ли-че-ство пас-ты-рей-пе-да-го-гов, отец Алек-сандр со-сто-ял за-ко-но-учи-те-лем сра-зу трех учеб-ных за-ве-де-ний: он пре-по-да-вал в Пер-вом жен-ском нарв-ском учи-ли-ще, в шко-ле при нарв-ском До-ме тру-до-лю-бия и в нарв-ской Ком-мер-че-ской шко-ле. Та-ким об-ра-зом, учи-тель-ская де-я-тель-ность от-ца Алек-сандра име-ла ши-ро-кий диа-па-зон и охва-ты-ва-ла де-тей са-мых раз-лич-ных сло-ев на-се-ле-ния го-ро-да Нар-вы.
Та-кой же — ис-пол-нен-ной тру-дов на бла-го Церк-ви — бы-ла жизнь и дру-го-го нарв-ско-го пас-ты-ря от-ца Ди-мит-рия Чи-сто-сер-до-ва , слу-жив-ше-го по со-сед-ству с от-цом Алек-сан-дром Вол-ко-вым. Слу-жил он в при-хо-де Зна-мен-ско-го Иван-го-род-ско-го хра-ма, вы-стро-ен-но-го в 1750 го-ду и имев-ше-го три при-де-ла: ико-ны Бо-го-ма-те-ри "Зна-ме-ние", св. про-ро-ка Илии и Кре-сто-воз-дви-жен-ский. Про-то-и-е-рей Ди-мит-рий был уро-жен-цем Санкт-Пе-тер-бург-ской гу-бер-нии, ро-дил-ся он 14 ок-тяб-ря 1861 го-да в се-мье диа-ко-на. Окон-чив Пе-тер-бург-скую се-ми-на-рию по пер-во-му раз-ря-ду в 1882 го-ду, вы-пуск-ник Ди-мит-рий Чи-сто-сер-дов, как и отец Алек-сандр, пер-вое вре-мя тру-дил-ся в Алек-сан-дро-Нев-ском учи-ли-ще в ка-че-стве ком-нат-но-го над-зи-ра-те-ля. В 1889 го-ду 3 фев-ра-ля он был опре-де-лен и ру-ко-по-ло-жен во свя-щен-ни-ка к Зна-мен-ской церк-ви Иван-го-ро-да, в ко-то-рой он про-слу-жил на-сто-я-те-лем 30 лет, вплоть до сво-ей му-че-ни-че-ской кон-чи-ны. Отец Ди-мит-рий за-ни-мал мно-гие ру-ко-во-дя-щие по-сты в цер-ков-ной жиз-ни епар-хии. Он яв-лял-ся бла-го-чин-ным од-новре-мен-но двух окру-гов: церк-вей го-ро-да Нар-вы и 1 окру-га Ям-бург-ско-го уез-да. По-ми-мо это-го про-то-и-е-рей Ди-мит-рий был пред-се-да-те-лем Ям-бург-ско-го от-де-ле-ния епар-хи-аль-но-го учи-лищ-но-го со-ве-та и уезд-ным над-зи-ра-те-лем цер-ков-но-при-ход-ских школ. Несмот-ря на за-гру-жен-ность, он не остав-лял и школь-но-го де-ла, пре-по-да-вая За-кон Бо-жий в трех шко-лах: в шко-ле при сво-ем при-хо-де, в Нарв-ском муж-ском учи-ли-ще и в Нарв-ском при-юте П. Ор-ло-ва. Об ува-же-нии окру-жа-ю-щих к от-цу Ди-мит-рию мож-но су-дить по про-чув-ство-ван-но-му сло-ву, про-из-не-сен-но-му про-то-и-е-ре-ем Иоан-ном Ко-чу-ро-вым в день два-дца-ти-пя-ти-ле-тия слу-же-ния от-ца Ди-мит-рия, в ко-то-ром отец Иоанн оха-рак-те-ри-зо-вал юби-ля-ра как рев-ност-но-го, неуто-ми-мо-го пас-ты-ря Церк-ви и на-са-ди-те-ля про-све-ще-ния сре-ди на-се-ле-ния При-на-ров-ско-го края. Ав-то-ри-тет его был столь ве-лик, что да-же в 1917 го-ду, ко-гда на-се-ле-ние и мно-гие при-хо-жане бы-ли ре-во-лю-ци-о-ни-зи-ро-ва-ны и ко-гда ду-хо-вен-ство вез-де от-стра-ня-лось от управ-ле-ния при-хо-да-ми и брат-ства-ми, он на об-щем со-бра-нии при-хо-дов го-ро-да был из-бран чле-ном со-ве-та нарв-ско-го от-де-ле-ния Брат-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. Ни один свя-щен-ник Нар-вы и Иван-го-ро-да, за ис-клю-че-ни-ем про-то-и-е-рея Ди-мит-рия Чи-сто-сер-до-ва, не во-шел в со-став со-ве-та Брат-ства.
Ок-тябрь-ский пе-ре-во-рот 1917 го-да со вре-ме-нем дал знать о се-бе и в Нарве. В но-яб-ре немец-кая во-ен-ная власть, утвер-див-ша-я-ся в Эст-лян-дии в хо-де Пер-вой ми-ро-вой вой-ны, сме-ни-лась дик-та-ту-рой боль-ше-ви-ков. Со-вер-шив на-силь-ствен-ный за-хват вла-сти и объ-явив Эс-то-нию Тру-до-вой Ком-му-ной, пред-ста-ви-те-ли но-во-го ре-жи-ма пер-вым де-лом взя-лись за очи-ще-ние стра-ны от "ре-ли-ги-оз-но-го дур-ма-на". 10 де-каб-ря 1918 го-да Со-вет Эст-лянд-ской Тру-до-вой Ком-му-ны из-дал де-крет о вы-се-ле-нии из стра-ны всех лиц ду-хов-но-го зва-ния, как рас-про-стра-ни-те-лей лож-но-го уче-ния. Через два дня вы-шло но-вое по-ста-нов-ле-ние, за-пре-щав-шее со-вер-ше-ние бо-го-слу-же-ний. А 30 де-каб-ря Управ-ле-ние внут-рен-них дел пе-ре-да-ло все куль-то-вые зда-ния в рас-по-ря-же-ние мест-ных ис-пол-ни-тель-ных ко-ми-те-тов. Фак-ти-че-ски эти де-кре-ты пре-сле-до-ва-ли цель пол-но-го уни-что-же-ния Церк-ви в пре-де-лах Эс-то-нии. На ос-но-ва-нии этих ука-зов все нарв-ское ду-хо-вен-ство бы-ло аре-сто-ва-но. Свя-щен-ни-кам бы-ло вы-да-но пред-пи-са-ние — по-ки-нуть стра-ну в те-че-ние 24 ча-сов. Не бы-ли де-пор-ти-ро-ва-ны толь-ко трое из них: отец Алек-сандр Вол-ков, отец Ди-мит-рий Чи-сто-сер-дов — они бы-ли рас-стре-ля-ны — и отец Вла-ди-мир Бе-жа-ниц-кий, свя-щен-ник Нарв-ской Крен-гольм-ской Вос-кре-сен-ской церк-ви, ко-то-ро-го под-верг-ли из-де-ва-тель-ствам.
Ни-ка-ко-го рас-сле-до-ва-ния по де-лам вы-сы-ла-е-мых и рас-стре-ли-ва-е-мых не про-во-ди-лось, спис-ки со-став-ля-лись за-ра-нее. Бы-ло до-ста-точ-но ре-зо-лю-ции пред-се-да-те-ля нарв-ской ко-мис-сии по борь-бе с контр-ре-во-лю-ци-ей Ос-ка-ра Эл-ле-ка для то-го, чтобы че-ло-век был рас-стре-лян.
Иерей Алек-сандр Вол-ков и про-то-и-е-рей Ди-мит-рий Чи-сто-сер-дов бы-ли рас-стре-ля-ны как чер-но-со-тен-цы, хо-тя в по-ли-ти-че-ской де-я-тель-но-сти они за-ме-ша-ны не бы-ли. Но как пас-ты-ри они, ве-ро-ят-но, не мог-ли не го-во-рить пастве о сво-их взгля-дах и убеж-де-ни-ях в то тра-ги-че-ское вре-мя. Толь-ко за это — за ис-крен-ность и пас-тыр-ское пря-мо-ду-шие, за вер-ность взрас-тив-шей их Ро-дине и Церк-ви — они бы-ли при-го-во-ре-ны к рас-стре-лу. На вто-рой день Рож-де-ства Хри-сто-ва, в празд-ник со-бо-ра Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, 8 ян-ва-ря 1919 го-да их вы-ве-ли за пре-де-лы го-ро-да и пре-да-ли му-че-ни-че-ской смер-ти.

Константинопольский патриархат представляет недостоверные сведения об истории церкви на Украине, для утверждения истины нужна серьезная научная дискуссия с использованием архивных документов, заявил РИА Новости замглавы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

"Против правил". Эксперт о ситуации вокруг украинской автокефалии Глава УПЦ отказался встречаться с экзархами Константинопольской церкви. В эфире радио Sputnik профессор ВШЭ, доктор юридических наук Александр Домрин прокомментировал ситуацию.

Церковно-научный центр "Православная энциклопедия" ранее также начал публикацию документов, связанных с воссоединением Киевской митрополии с Русской православной церковью в XVII веке и историческими предпосылками этого. По оценке Московского патриархата, собран "огромный массив документов, около 900 страниц".

"Публикация в последнее время ряда материалов, касающихся данного вопроса, представителями Константинополя делает возможной хотя бы заочную дискуссию по вопросу о данном комплексе документальных источников, и Русская церковь к этой дискуссии готова", - сказал Балашов.

Протоиерей отметил, что РПЦ считает научную дискуссию крайне важной, "поскольку на недостоверных исторических основаниях Константинопольская церковь предполагает принять решение огромного значения для всей православной церкви".

В ходе встречи в Стамбуле 31 августа патриарх Кирилл предложил константинопольскому патриарху Варфоломею "провести встречу ученых и иерархов, на которой можно было бы обсудить исторические документы, касающиеся вопроса о включении Киевской митрополии в состав Московского патриархата в 1686 году", отметил Балашов.

Священник: решение РПЦ по Константинополю – последнее предупреждение РПЦ прекращает участие в структурах под председательством Константинопольского патриархата и приостанавливает сослужение с его иерархами. Пресс-секретарь патриарха Московского Кирилла Александр Волков в эфире радио Sputnik объяснил смысл принятых мер.

"В некоторых комментариях представителей Константинопольского патриархата, включая и константинопольского патриарха Варфоломея, звучала трактовка документов 1686 года как якобы представляющих только временное право патриархов Московских рукополагать митрополита Киевского. На самом деле документы свидетельствуют об обратном - никакой речи о временном характере этого решения в них не содержится, так же, как и представлений о неполном характере юрисдикции Московского патриархата над Киевской митрополией", - сказал протоиерей.

В минувшее воскресенье Константинопольский патриарх Варфоломей I заявил, что Украина вскоре получит автокефалию, потому что "у нее есть право на получение статуса". Против подобного решения выступили РПЦ, а также другие патриархи и митрополиты.

В эфире радио Sputnik священник, пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр Волков отметил, что Константинопольский патриархат интерпретирует историю церкви на Украине.

"Это их интерпретация истории, интерпретация событий… Все это они подверстывают под то представление, которое им сейчас выгодно. Им выгодно представлять все в таком свете, вот они и поручили своим подчиненным людям создать некую историческую картинку, ее они и опубликовали. Эта картинка никакого отношения к реальной истории не имеет, а вызывает только сочувственные улыбки у людей, которые занимаются историей профессионально. По этой публикации можно судить о качестве их полемики, их аргументов и тех претензий, которые сейчас Константинопольский патриархат предъявляет к Украинской православной церкви и в целом к православию на Украине", - сказал Александр Волков.

Иерей Александр Павлинович Волков родился в Нарве в 1873 году, в семье священника. Отец его, Павлин Алексеевич Волков, был протоиереем и настоятелем Нарвской Ивангородской Успенской церкви. Почти полвека (47 лет) прослужил он в приходе Успенской церкви. За свою долгую священническую жизнь он имел назначение только в один приход - в приход Ивангородской крепости. Автор некролога писал об отце Павлине: "он пользовался редкой любовью прихожан, среди которых были не только жители Нарвы, но и окрестных деревень". Вырастив сына, ивангородский настоятель отдал его в Санкт-Петербургскую семинарию, которую Александр окончил в 1893 году по первому разряду.

По окончании курса семинарии двадцатилетний Александр Волков был направлен учителем в Меррекюльскую церковно-приходскую школу. Меррекюль - дачная местность в окрестностях известного летнего курорта Усть-Наровы, лежащего на берегу Финского залива. Нарвское взморье пользовалось популярностью у нарвитян и петербуржцев, и в 1890-х годах здесь был возведен деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери, служивший преимущественно в летнее время приезжавшим сюда дачникам. При этом храме и происходило первоначально служение будущего пастыря. Через три года молодой учитель подает прошение о переводе в Александро-Невское Духовное училище, в котором ему предстоит трудиться на протяжении 10 лет, вплоть до своего отъезда в Нарву. Здесь он сменил несколько должностей, и эта разносторонняя деятельность была его дальнейшей подготовкой к пастырскому служению. В училище он исполнял обязанности надзирателя за воспитанниками, преподавателя русского языка и священной истории, а также обязанности эконома. 6 ноября 1901 года епископ Гдовский Константин (Булычев) рукоположил Александра Волкова в сан диакона.

Сослуживцы по училищу отмечают, что во всех должностях диакон Александр Павлинович Волков отличался аккуратностью, усердием, трудолюбием и старательностью, деятельность его всегда сопровождалась успехами. В 1904 году за усердную службу был награжден орденом святой Анны III степени.

6 ноября 1904 года о. Александр был рукоположен во священника преосвященным Кириллом (Смирновым), епископом Гдовским, викарием Санкт-Петербургского митрополита.

Еще три года отец Александр служит в Санкт-Петербурге. Он преподает в Александро-Невском Духовном училище и служит священником в церкви преподобного Сергия Радонежского при Громовском приюте.

В 1907 году произошли серьезные перемены в жизни о. Александра. 27 сентября в возрасте 71 года уволился на покой его отец, протоиерей Павлин Алексеевич Волков, прослуживший в течение всей своей священнической биографии в Ивангородской Успенской церкви. В связи с уходом за штат своего отца иерей Александр в 1907 году был определен на вакансию к Успенской Нарвской Ивангородской церкви. Этот храм был и остается одним из древнейших храмов нашего края. Построен он был в 1507-1509 годах предположительно архитектором Маркусом Греком, несколько раз перестраивался, но в настоящее время восстановлен в первоначальном виде. Когда-то эта церковь являлась частью так называемого Большого Бояршего города, размещавшегося за крепкими стенами Ивангородской крепости. Впоследствии, в послепетровское время, она превратилась в приходской храм Нарвы. Более полстолетия - 59 лет - священнический род Волковых совершал свое служение Богу и людям в одном из древнейших приходов Санкт-Петербургской епархии.

Свободное от служения время ивангородский настоятель посвящал преподаванию Закона Божия. В те годы пастыри не ограничивали свою деятельность отправлением богослужения и требоисполнением. Большая часть времени уходила на катехизическое и миссионерское служение Церкви. Поэтому навыки, полученные в Духовном училище, весьма пригодились о. Александру на новом месте служения. В Нарве в начале двадцатого столетия не было недостатка в учебных заведениях. Несмотря на существование нескольких приходов в городе и на немалое количество пастырей-педагогов, о. Александр состоял законоучителем сразу трех учебных заведений. Прежде всего надо назвать Первое женское нарвское училище, состоявшее из восьми учебных классов и предоставлявшее своим воспитанницам педагогическое образование. Одновременно о. Александр преподавал в школе при нарвском Доме трудолюбия, который оказывал срочную и непродолжительную помощь неимущим. Помимо предоставления крова здесь давалась возможность трудиться по мере сил. Наряду с этим пастырь Успенского прихода являлся законоучителем нарвской Коммерческой школы, принадлежавшей к разряду средних учебных заведений и находившейся в ведении Министерства торговли и промышленности. Училище предоставляло учащимся общее среднее и коммерческое образование. Таким образом, учительская деятельность о. Александра имела широкий диапазон и охватывала детей самых различных слоев населения г. Нарвы.

Отец Александр Волков и о. Димитрий Чистосердов были расстреляны как черносотенцы, хотя в политической деятельности они замешаны не были, в противном случае в следственных делах обязательно появились бы соответствующие документы и характеристики. Но как пастыри они, вероятно, не могли не говорить пастве о своих взглядах и убеждениях в то трагическое время. Только за это - за искренность и пастырское прямодушие, за верность взрастившей их Родине и Церкви - они были приговорены к расстрелу. На второй день Рождества Христова, в праздник собора Пресвятой Богородицы, 8 января 1919 года их вывели за пределы города и предали мученической смерти.

История не сохранила нам подробностей гибели двух ивангородских священников. Тела расстрелянных были брошены в нечистоты. Когда красные ушли, священник Никольской Ивангородской церкви о. Константин Колчин позаботился об отпевании мучеников и христианском их погребении.

Тропарь священномученикам Ивангородским Александру (Волкову) и Димитрию (Чистосердову):

Почтим, вернии, двоицу священную,/ пастырей честных Александра и Димитрия,/ во Иванграде Богу и людем послуживших,/ и тамо неповинно убиенных,/ смертию своею Христа прославивших,/ ихже яви Господь Бог наш,/ яко новых молитвенников о душах наших.

1873 г. — родился в г. Нарва в семье священника.

1893 г. — окончил Санкт-Петербургскую семинарию по первому разряду.

1904 г. — за усердную службу награжден орденом святой Анны III степени.

1907-1919 гг. — настоятель церкви Успения Пресвятой Богородицы в Ивангороде.

26 декабря 2001 г. — постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Сослуживцы по училищу отмечают, что во всех должностях диакон Александр Павлинович Волков отличался аккуратностью, усердием, трудолюбием и старательностью, деятельность его всегда сопровождалась успехами. В 1904 году за усердную службу был награжден орденом святой Анны III степени.?

Очевидцы событий января 1919 года засвидетельствовали, что оба батюшки, когда были приведены к месту казни и увидели купола ивангородского Святотроицкого храма, перекрестились, помолились и, как добрые христиане, простили своим мучителям.4

Лит.:

  1. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие, СПб., 1999, 80-81.
  2. Санкт-Петербургский мартиролог, СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002, 80-81.
  3. "Священномученик иерей Александр Волков", Церковный вестник. Ежемесячное издание Санкт-Петербургской епархии, 2002, № 3, 11-13, 14-15.
  4. Журнал № 81 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2001 г.

В пасхальную ночь Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит традиционное торжественное богослужение в московском Храме Христа Спасителя. О том, что значит для предстоятеля Русской Церкви главный православный праздник, как быть, если вера встречает непонимание, что можно противопоставить современному информационному потоку, а также о своем пути в храм рассказал в интервью РИА Новости руководитель патриаршей пресс-службы священник Александр Волков . Беседовал Алексей Михеев

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР, ВАМ ВОТ УЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ПРИХОДИТСЯ ПРОВОДИТЬ БОЛЬШИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ НА ПАТРИАРШИХ СЛУЖБАХ. А ЕСЛИ БЫ МОЖНО БЫЛО ВЫБИРАТЬ, КАК БЫ ВЫ ПРЕДПОЧЛИ ВСТРЕТИТЬ ПАСХУ? ЕСТЬ КАКИЕ-ТО НАИБОЛЕЕ БЛИЗКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ЭТОМ ПРАЗДНИКЕ?

— По счастью, не страдаю от невозможности выбора. Да и далеко не у каждого есть такая возможность — быть рядом с предстоятелем Церкви, и это действительно очень радостно. Конечно, как и у любого православного человека, у меня есть родной храм, в котором прошла большая часть моей церковной жизни. Это место, где хочется бывать всегда, тем более на большие праздники. Но вместе с этим я понимаю, что нахожусь с Патриархом не только по работе — это часть моего служения , и я для себя не вижу альтернатив.

Пасха — это всегда очень личный праздник , с ним, конечно же, связаны какие-то детские, юношеские воспоминания: служа в алтаре, мы занимались очень тщательной подготовкой к празднику — уборкой, чисткой. Потом, как со всех сторон наполированное пасхальное яичко, приносишь Богу свою жертву — в блестящих кадилах, в отглаженных облачениях, во всем — и это создает совершенно удивительную праздничную атмосферу. Радуешься, что тоже часть своей жизни отдал этому празднику.

- КАК ВЫ, СЫН ПРОФЕССОРА МГУ, ВДРУГ РЕШИЛИ ПОСВЯТИТЬ СЕБЯ ЦЕРКОВНОМУ СЛУЖЕНИЮ?

— Это как-то естественно случилось в моей жизни. Во-первых, наличие отца профессора вовсе необязательно должно мешать посещению храма. В моем случае, это даже способствовало, потому что родители воцерковились раньше меня . И именно благодаря нашей профессорской, университетской среде и я воцерковился — первым моим постоянным храмом стал храм святой Татианы при МГУ, куда я попал благодаря тому, что родители поддерживали его возращение Церкви во время противостояния со студенческим театром. А потом первый настоятель этого храма, выпускник филологического факультета, отец Максим Козлов позвал меня в алтарь, я пришел и больше из алтаря уже не выходил . В этом смысле мой путь был достаточно гладким, без каких-то больших потрясений.

- ТО ЕСТЬ БЛИЗКИЕ ВАС ПОДДЕРЖАЛИ?

— Даже вопрос не стоял. Это была первая половина 90-х, и в нашей среде все либо уже были в Церкви, либо к ней двигались — в те годы было массовое стремление людей к Христу и к Церкви.

А КАК БЫТЬ ТЕМ, КОМУ НЕ ТАК ПОВЕЗЛО? ЛЮДЯМ, КОТОРЫЕ, УХОДЯ В СЕМИНАРИИ И МОНАСТЫРИ, СТАЛКИВАЮТСЯ С НЕПОНИМАНИЕМ БЛИЗКИХ?

— Человек, сознательно выбравший путь следования Христу, должен отдавать себе отчет в том, что этот путь не будет простым. Но бывает, что человек не по разуму начинает от своих близких в какой-то агрессивной манере защищать свою веру — это тоже неправильный путь. Наша вера может встречать определенное непонимание. Поэтому первое, что мы должны делать — это очень четко и понятно ее объяснять; и наши близкие — это наш первый рубеж . Нужно стараться быть убедительными. Мы должны о своем уповании, о своей вере, о своей надежде уметь говорить и уметь объяснять наш выбор. И помнить, что далеко не каждый готов разделить с нами наш путь.

ВЫ ВОЗГЛАВЛЯЕТЕ ПРЕСС-СЛУЖБУ ПАТРИАРХА. УДАЕТСЯ ЛИ ВАМ ОБЪЯСНИТЬ ЛЮДЯМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В ЦЕРКВИ И КАК К ЭТИМ ПРОЦЕССАМ ОТНОСИТЬСЯ?

— Сегодня люди, приходящие к вере, переступающие порог церкви, задают гораздо больше вопросов, и их вопросы и сомнения гораздо более глубокие и осмысленные, чем это было раньше. И общая задача Церкви — находить на них правильные и нужные ответы . Это очень важно.

В советское время Церкви надо было сохранить хотя бы небольшую общину, нельзя было рассчитывать на то, что к вере придут тысячи людей. В начале 90-х, когда все поменялось в нашей стране и люди валом повалили в храмы, надо было их принять, крестить, дать какие-то основные навыки, а дальше каждый плыл в том или ином стиле, кто как научился. Теперь человек приходит в храм с гораздо большим внутренним чувством. И Церковь, со своей стороны, ставит себе очень высокую планку для того, чтобы отвечать этим запросам .

Сейчас невозможно просто прийти в храм, чтобы креститься. Для этого нужно проделать большую внутреннюю работу — встретиться со священником, прочитать определенное количество литературы. Церковь сознательно не упрощает диалог, а делает все для того, чтобы человек задумался о том, зачем он в нее приходит, сама ставит перед ним какие-то вопросы, чтобы он начал на них отвечать. Человек должен глубже осознавать самого себя — в этом весь нынешний подход Церкви к современному обществу .

- ТО ЕСТЬ «РЕЛИГИОЗНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ЛЮДЕЙ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ВОЗРОСЛА?

— Я вижу это, в том числе, по своим многочисленным друзьям, знакомым. Когда рождаются дети у друзей, у старых приятелей по двору, по школе, они звонят мне и говорят: «покрести», «стань крестным» или просто «помоги нам с чем-то». Бывает, люди знают, что я чем-то занимаюсь в Церкви, и спрашивают: «Папа у нас не может проходить все эти ваши огласительные беседы, можешь позвонить и решить как-то вопрос?» Я говорю: «Это невозможно. Я не могу позвонить священнику в ваш храм и сказать ему: отец имярек, вот есть такие-то люди, крестите их без катехизации» . Почему, спрашивают? Да потому, что это вещь, которая не измеряется теми же рулетками, которыми измеряются бюрократические процедуры. Это совсем другое. Это нужно не нам, не мне, не священнику, это вам нужно. Если нет времени сейчас, приходите через месяц, ничего страшного. И у меня было несколько таких случаев, когда потом, после некоторого недовольства — как же так можно, не помочь друзьям?— мне говорили: «Знаешь, ты прав, мы все же взяли в руки Евангелие, наконец-то прочли, ответили себе на какие-то жизненные вопросы, это было сделано не зря» .

- А БУДУЩЕЕ СВОИХ ДЕТЕЙ КАКИМ ВИДИТЕ?

Своих детей я, в первую очередь, вижу в Церкви. И в не меньшей степени — служащими на благо своему Отечеству . Вижу их сохраняющими, оберегающими нашу большую семью. Это три вещи, которые для меня принципиальны, которые мы вместе с супругой пытаемся в наших детей вложить. Их дальнейший жизненный выбор меня интересует, пожалуй, лишь с практической точки зрения — чем я должен им помочь и смогу ли. Но если один из них будет пчеловодом, другой морским офицером, а третий, не знаю, поваром — ради Бога. Не все они любят одно и то же, у всех не только таланты разные, но и их объем: кто-то более талантлив, кто-то менее, но Господь дал ему доброе сердце.

- А ЧТО ВАЖНЕЕ И ЦЕННЕЕ?

— Сложно выстраивать приоритеты — одно без другого не работает. Человеку с добрым сердцем, но пустой головой сложно устроиться в жизни, он может попасть на какие-то плохие пути от того, что кто-то будет им манипулировать. Человек с большими талантами, но без сердечной любви тоже обречен на страдания в жизни — от самого себя же. Я всегда прошу Бога, чтобы он дал детям и то, и другое и чтобы все в их жизни устраивалось правильно.

- КТО У ВАС ДОМА КРАСИТ ЯЙЦА НА ПАСХУ?

— Жена с детьми. Это многолетняя традиция.

- ДЕТИ ТОЖЕ?

— Конечно. Обычно мы красим яйца в Великий четверг, чтобы в Страстную пятницу не тратить время на какое-то земное попечение, а провести ее в храме. Поскольку я в эти дни, как правило, очень занят, всем занимается супруга. Когда вечером поздно прихожу домой, вижу детей, спящих с испачканными краской руками, вижу синие, красные и зеленые отпечатки. Вообще все, что связано с праздничной и будничной традицией, с соединением богослужебного круга с семейной жизнью — все это устраивает супруга, она создает эту правильную атмосферу в доме. Это дает детям с самого раннего возраста какой-то каркас жизни — понимание того, что жизнь не может быть вне Церкви . Это очень важно, это то, что мы пытаемся в них заложить.

Может быть, дети пока не видят какого-то глубоко смысла, сокрытого в богослужении, но они точно знают, что есть Сочельник, есть Рождество, есть Богоявление, Пасха. Знают, что папа обязательно придет с праздничной крещенской службы, и мы будем все вместе кропить дом, что раз в том году миску с водой носила Даша, то весь год все помнят, что в следующий раз это будет делать Саша. Потому что мы все по очереди это делаем и всех кропим. И собаку кропим — это всегда вызывает восторг.

- У СОБАКИ ТОЖЕ?

— У собаки тоже. И такие небольшие детали рассыпаны по году от начала до конца, и мы стараемся их поддерживать. Потому что все равно затягивает этот невероятный информационный поток, который может перемолоть все в крупный фарш, в котором вязнешь. И хочется, чтобы хоть с какой-то стороны были понятные очертания — что бы ты ни делал, чем бы ни занимался, сколько бы проблем ни встречал, должно быть место, куда ты возвращаешься и можешь вздохнуть.

- А У ВАС ВООБЩЕ ПОЛУЧАЕТСЯ КОГДА-НИБУДЬ ОТДОХНУТЬ?

— У меня есть полноценные 10 дней отдыха в году, когда я могу позволить себе куда-то уехать вдвоем с супругой. Физически не особенно отдыхаешь, но психологическую разгрузку получаешь.

Но знаете, если человек жалуется, что он света белого не видит, с утра до ночи на работе, и дети его видят только по телевизору, в этом есть некоторая доля неискренности — либо ты плохо планируешь свое время и у тебя плохо устроена твоя работа, либо есть что-то еще в жизни, что не дает тебе возможности тратить свое время на семью. Бывают ситуации, когда я начинаю работать в шесть утра и прихожу домой в час ночи. Но это случается совсем не каждый день, а если случается, значит, на следующий день я с чистым сердцем могу прийти на работу несколько позже. А в целом да, для меня отдых — это общение с семьей.

ВОЗВРАЩАЯСЬ К РАБОТЕ — МОЖЕТЕ РАССКАЗАТЬ, КАК ПРОВОДИТ ПАСХУ ПАТРИАРХ И О ЕГО ЛИЧНОМ ОТНОШЕНИИ К ЭТОМУ ПРАЗДНИКУ?

— Как любой человек, всю жизнь проживший в Церкви, патриарх относится к Пасхе как к личному событию. Он очень глубоко этот праздник переживает , и предшествующий ему Великий пост считает очень важным, ответственным делом — начинает его большим количеством богослужений и так же ежедневно служит на Страстной седмице. В этот период он очень сосредотачивается и старается не тратить свое время на какие-то посторонние вещи, отменяет любые мероприятия, которые могут возникать. С одной стороны, это вещь показательная, с другой, я говорил — как человек, с детства находящийся в Церкви и переживающий Пасху как главное событие собственной жизни, он всегда очень радуется, уделяет всему, что с ним связано, существенное внутреннее внимание.

Есть какие-то традиции, сложившиеся за годы его патриаршего служения, например, чтение Евангелия на большом количестве языков на пасхальном богослужении в храме Христа Спасителя. Это целое действо — Евангелие по стиху прочитывается на нескольких десятках языков — даже на самых экзотических, — на которых совершается богослужение в Русской Церкви. А кроме того, Патриарх обязательно посещает социальные учреждения — в этом нет ничего оригинального, просто на Пасху и на Рождество ему это особенно приятно делать.

ПОСЛЕ ПАСХИ ОЖИДАЮТСЯ ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ НЕ ТОЛЬКО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, НО И ПРАВОСЛАВНОГО МИРА В ЦЕЛОМ, УЖЕ ВЫЗВАВШИЕ РЯД ВОЗРАЖЕНИЙ И НЕДОПОНИМАНИЙ. ЭТО И ПРИУРОЧЕННЫЙ К 1000-ЛЕТИЮ РУССКОГО ПРИСУТСТВИЯ НА АФОНЕ ВИЗИТ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА НА СВЯТУЮ ГОРУ, И ВСЕПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР, КОТОРЫЙ ПРОЙДЕТ ЛЕТОМ НА КРИТЕ. КАК, ВЫ ДУМАЕТЕ, ВСЕ ПРОЙДЕТ?

— Я думаю, объективных проблем нет и быть не может. Патриарх в этом году действительно собирается посетить Святую гору Афон, сам по себе факт этого посещения не может вызвать ничью отрицательную реакцию. В этом же году все православные предстоятели соберутся на острове Крит для проведения Всеправославного Собора, это очень положительный импульс для развития внутриправославных отношений, для нашего общего свидетельства всему миру о Православии.

Несомненно, на большом пути всегда есть какие-то кочки и трещины в асфальте, но они не должны мешать нам идти — просто нужно осмотрительнее ступать, тогда все эти кочки и ухабы преодолеем. На пути к Собору, конечно, возникают какие-то недоумения и вопросы со стороны нашей паствы, но священноначалие Церкви делает все для того, чтобы разрешить их именно сейчас, преодолеть все трудности, чтобы их не возникало уже в ходе самого Собора. Патриарх очень серьезно, с полным осознанием своей ответственности перед паствой, готовится к Собору.

Беседовал Алексей Михеев

27 декабря 2015 года Святейший Патриарх Кирилл , руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, клирика храма св. мц. Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова. Вспомним о том, как все начиналось. Предлагаем нашим читателям отрывок из статьи «Алтарники Татьянинского храма: кто они сейчас» , опубликованной в интернет-издании «Татьянин день» в 2012 году.

ИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР ВОЛКОВ

Промыслом Божиим так вышло, что практически всю свою сознательную церковную жизнь я был в алтаре. У меня не было периода, когда бы я был в Церкви, но не был в алтаре — так устроил Господь, за что я Его всегда благодарю.

Формально мое алтарное служение начиналось в Заиконоспасском монастыре, но там я пробыл буквально несколько месяцев, а вот «полноценным» алтарником стал уже в храме мученицы Татианы, в 1995 году.

Промыслительным моментом было то, что мы с моими друзьями-соучениками из Классической гимназии при Греко-Латинском Кабинете Юрия Шичалина оказались тут 23 января 1995 года, когда в храме еще была мерзость запустения.

Отец Максим тогда попросил нашего директора прислать ребят, которые могли бы помочь, среди них оказался и я. Ну что мы, дети, могли сделать? — помыть пол, отодрать что-то от стенок, чем мы и занимались. А отец Максим (он был тогда совсем один, ни второго священника, ни диакона) подготавливал алтарные вещи. И вот он у священноначалия получил антиминс, развернул его перед нами, объяснил, что это такое и говорит:

«Посмотрите, вы в первый и в последний раз в жизни так близко видите одну из главных святынь любого храма, больше вам такой возможности не представится!»

Не помню, что я подумал в тот момент, но сейчас вспоминаю эти слова с улыбкой, так как уже семь лет имею счастье чистить этот антиминс после каждой Литургии. Так что это было пророчество вопреки!

Алтарник Александр Волков, 1997 год

Уже в феврале или начале марта 1995 года отец Максим позвал меня в алтарь. С этого же момента началась моя сознательная алтарная жизнь, полноценное воцерковление. Первые годы я находился под мудрым и любящим, что самое главное, руководством тогда старшего алтарника, а теперь . Потом я рос, а отец Павел как раз заканчивал диплом, создавал семью, и поэтому он постепенно передавал всю полноту ответственности алтарного служения мне. У нас не было торжественного возведения в сан старшего алтарника на Малом входе за Божественной литургией, все произошло само собой.

Я понял, что церковное служение — это то, в чем я вижу себя. Так же естественно сложилось и то, что я рукоположился, стал диаконом.

На всю жизнь в сердце останется память о совместных трудах. Ведь в то время, когда мы были алтарниками, у нас было настоящее братство! Мы делали огромное количество дел, связанных с тяжелым физическим трудом (чистить, мыть, начищать — ведь в храме были постоянные ремонты!), а не только надевали белую рубашечку и выходили со свечечкой, что само по себе тоже не просто — мы этому сами долго учились и других учили.

Помню, мы с нынешним отцом Игорем чистили ночью паникадило, мыли окна в верхнем алтаре — у нас в храме вообще очень серьезные объемы и размеры, совсем не как в большинстве храмов. Это сейчас окна нам могут помыть и друзья-таджики из специально заказанных контор, а тогда мы все это делаи сами, и в этом заключался очень глубокий смысл — ведь это вещи, связанные с нашим отношением к святыне. Чистота, порядок, стремление к абсолюту — это некое малое приношение. Мы стремились, чтобы в алтаре все было идеально, во всех смыслах. Не хвалюсь, но у нас на самом деле был один из самых ухоженных алтарей в Москве. Кроме того, у нас была своя система знаков, ведь во время богослужения бывают какие-то вещи, о которых не крикнешь и запросто не объяснишь, поэтому надо было использовать этот «сурдоперевод», в итоге мы стали друг друга понимать буквально с полуслова, у нас был абсолютный контакт!

Дьякон Александр Волков. Кипр, 2009 год

Помню один особенно смешной момент: отец Павел — юноша, я — мальчик, для меня это первая Пасха, ночная служба, алтарь, «Христос Воскресе!», крестный ход, пасхальный канон… короче, меня вырубило! Алтарь был временный — неуклюжая выгородка из фанеры, сесть было особо негде, стояла только одна табуретка, на которую сел отец Павел. Я говорю: «Можно посидеть немножко?», он отвечает: «Ну садись ко мне на колени». По-моему, это даже был какой-то центральный момент службы, и вот я сел к нему на колени и… уснул! Пасха, отец Максим с кадилом и Паша Конотопов со спящим на его коленях Сашей Волковым… Это то, что мы с теплотой вспоминаем сейчас, когда все стали большими дядьками, многодетными отцами…