Митрополит (Сурожский) Антоний. Путь церковного служения

Судьба Антония Сурожского настолько уникальна, что в православной истории ей трудно найти подобную. Андрей Борисович Блум (так звали в миру великого митрополита) родился в 1914 году в Швейцарии, еще с детства ему пришлось пережить многие лишения, так как после революции в России семье пришлось эмигрировать в Европу. Франция стала последним пунктом скитаний семьи росиийского дипломата (отец был консулом в Персии). В 14 лет юный Андрей Блум впервые прочел Евангелие и открыл для себя другой мир. Все чаще приходя в церковь и обращаясь к Христу, он больше размышлял о Боге, делился своими мыслями с окружающими, потому что считал преступлением умалчивать о том, что открылось ему.

Окончив медицинский факультет Сорбонны, будущий владыка работал хирургом французской армии, а в 1943 году принял монашеский постриг. В 1948 году, продолжая медицинскую практику, Антоний (такое имя было дано новоиспеченному монаху) был рукоположен в священники и направлен на служение в Англию как духовный руководитель англо-православного содружества св.Албания и прп.Сергия. За все время служения в Великобритании митрополит Антоний смог один небольшой приход, состоящий, в основном, из русских эмигрантов, превратить в организованную епархию, объединяющую множество людей разных национальностей. Владыка становится известной личностью не только в Великобритании, но и по всему миру, его приглашают выступить на радио и телевидение с проповедью Евангелия. Все, кому посчастливилось встретиться с митрополитом, видели в нем сильную личность, которой была характерна глубочайшая вера, удивительный аскетизм во всем и полное пренебрежение к себе. Поразительно и то, что у владыки не было своей квартиры, жил он при соборе, подрабатывая дворником. Он никогда не просил денег для епархии, которая существовала только на пожертвования прихожан. Благодаря проповедям владыки, поначалу совсем не знавшего английского языка, к церкви было привлечено огромное множество людей. Имея от природы решительный характер и лидерские качества, Антоний все же сохранял и естественную мягкость и простоту в обращении с окружающими. Твердость и силу духа он сохранял лишь в своем деле - по многочисленным рассказам, люди выходили после его исповеди как из бани - пропарившиеся, очистившиеся от грехов.

27 января 1966 года на тот момент архиепископу Антонию присвоен сан митрополита, после чего его утвердили в должности Экзарха Западной Европы. После 1974 года владыка слагает с себя все административные обязанности для посвящения своей жизни благоустройству епархии, служению и наставлению растущей паствы. Многие считают, что отказ владыки от должности экзарха был знаком протеста против высылки из СССР А.Солженицына, с которым владыка был в дружественных отношениях. За свою долгую жизнь, а отведено ему было 89 лет, митрополит написал множество книг и статей, посвященных основам духовной жизни, молитве и православной духовности. Его книги переведены на многие языки, при жизни владыки вышел в печать его труд «Молитва и жизнь», в котором он затрагивает самые глубокие темы о том, может ли еще современный человек молиться и чем отличается молитва от медитации. В настоящее время издано много трудов митрополита, как отдельными книгами, так и в периодической печати.

Добившись в жизни высокого положения, митрополит сохранял в душе смирение и аскетизм. Несмотря на многочисленные награды и почетные звания (а он был признан доктором богословия Абердинским, Кембриджским университетами, Московской и Киевской духовными академиями), он своей праведной жизнью доказал, что быть истинным христианином в жестоком светском и равнодушном мире все-таки возможно.


Митрополит Антоний Сурожский (в миру Андрей Борисович Блум) — один из известнейших православных миссионеров XX века, примером своей жизни и радио-проповедями […]

Митрополит Антоний Сурожский (в миру Андрей Борисович Блум) — один из известнейших православных миссионеров XX века, примером своей жизни и радио-проповедями приведший в Церковь многих жителей Западной Европы.

Предлагаем вниманию читателей десять избранных историй из жизни этого православного иерарха-миссионера, долгое время возглавлявшего Сурожскую епархию Русской Православной Церкви, которые могут послужить добрым христианским примером для всех нас:

1. Ещё будучи игуменом будущий владыка присутствовал на обеде в одном доме. После обеда он предложил свою помощь хозяевам и помыл посуду.

Прошли годы, игумен Антоний стал митрополитом. Однажды он обедал в той же семье. И снова после обеда предложил помыть посуду. Хозяйка смутилась - митрополит всё-таки, а будет посуду у неё мыть - и бурно запротестовала.

«А что, я в прошлый раз плохо помыл?», - спросил владыка.

2. Как-то в юности будущий владыка Антоний вернулся с летнего отдыха домой. Дома его встретил отец и сказал: «Я о тебе беспокоился этим летом».

Андрей Блум решил пошутить и ответил отцу: «Ты что, боялся, как бы я не сломал ногу или не разбился?»

Но тот возразил: «Нет. Это было бы все равно. Я боялся, как бы ты не потерял честь. Ты запомни: жив ты или мертв - это должно быть совершенно безразлично тебе, как это должно быть безразлично и другим; единственное, что имеет значение, это ради чего ты живешь и для чего ты готов умереть».

3. Однажды на вопрос одного из своих собеседников о том, как следует сочетать духовную жизнь с любовью к людям и приведенный пример с чрезмерной ревностью новоначальных христиан владыка поделился личным воспоминанием:

«Обыкновенно так и бывает, что все в доме делаются святыми, как только кто-нибудь захочет карабкаться на небо, потому что все должны терпеть, смиряться, всё выносить от «подвижника». Помню, как-то я молился у себя в комнате в самом возвышенном духовном настроении, и бабушка отворила дверь и сказала: «Морковку чистить!» Я вскочил на ноги, сказал: «Бабушка, ты разве не видишь, что я молился?» Она ответила: «Я думала, что молиться - это значит быть в общении с Богом и учиться любить. Вот морковка и нож»».

4. Однажды митрополиту Антонию пришлось стоять в ожидании такси около гостиницы «Украина». Здесь к нему подошел молодой человек и спросил: «Судя по вашему платью, вы верующий,священник?»

Владыка ответил: «Да». - «А я вот в Бога не верю…» Митрополит него посмотрел и говорит: «Очень жаль!» - «А как вы мне докажете Бога?» - «Какого рода доказательство вам нужно?» - «А вот: покажите мне на ладони вашего Бога,и я уверую в Него…»

Он протянул руку, и в тот момент владыка увидел, что у него обручальное кольцо и спросил: «Вы женаты?» - «Женат» - «Дети есть?» - «И дети есть» - «Вы любите жену?» - «Как же, люблю» - «А детей любите?» - «Да» - «А вот я не верю в это!» - «То есть как: не верю? Я же вам говорю…» - «Да, но я все равно не верю. Вот выложите мне свою любовь на ладонь, я на нее посмотрю и поверю…»

Он задумался: «Да, с этой точки зрения я на любовь не смотрел!…»

5. Многим кажется странным, отчего владыку Антония называют Сурожским. Ведь Сурожье (теперь - Судак) - это древняя Сугдея, византийская колония, в средние века - один из первых в Крыму христианских городов. Почему именно Сурожский?

Когда владыка Антоний был назначен правящим архиепископом в Великобританию, титул выбрали - епископ Великобритании и Ирландии. Но у англикан уже был свой Лондонский архиепископ, и такой пышный титул для русского пришельца вызвал бы неприязнь островной Церкви.

Владыка Антоний обратился к архиепископу Кентерберийскому Михаилу Рамзею, своему другу, за советом. Тот как бы подтвердил мысли владыки Антония: лучше, чтобы титул был русским. Так впервые возникло Сурожье. Ведь взять имя исчезнувшей епархии - как бы восстановить ее.

Но была и еще одна причина, по которой владыка Антоний выбрал русский титул. Он считал себя человеком русской культуры, а Россию — Родиной. Владыка говорил преимущественно на русском, хотя во время служения выучил несколько языков. Ему очень хотелось иметь русский титул.

Владыка обратился с просьбой в Патриархию, просьба была удовлетворена. Так архиепископ Великобритании и Ирландии стал Сурожским.

Вот что сам владыка Антоний говорил по этому поводу: «В Русской Церкви принято, когда создается новая зарубежная епархия, давать титул по епархии, которая существовала в древности и вымерла. Ввиду этого мне и дали титул Сурожского. Мне было отрадно иметь титул чисто русской, древней, но, кроме того, миссионерской епархии, потому что я рассматривал нашу роль на Западе как миссионерскую».

6. Однажды владыку Антония впервые в жизни посетил его будущий духовный сын Игорь Петровский. Митрополит Антоний проводил в соборе беседу с прихожанами. Когда новый человек подошёл под благословение, владыка сказал: «У меня такое ощущение, что нам нужно поговорить» и позвал его в свою келию для беседы.

Когда Игорь уже уходил, пастырь сказал ему на прощанье: «Я буду, как могу, молиться о вас. И давайте договоримся встретиться через два месяца в четыре часа дня».

«И всё! Через два месяца в четыре часа дня! Как в кино: «В шесть часов вечера после войны». Я не вполне поверил в серьезность этих слов. Он - глава огромной епархии; сотни дел, десятки встреч, службы, поездки. Как в круговерти этих больших вопросов можно запомнить, вспомнить о такой маленькой встрече?

Удивлению не было границ, когда через два месяца, подходя к Успенскому собору Лондона, я увидел его сидящим на скамеечке. Он тут же поднялся навстречу, обнял меня и сказал: «Я вас давно жду»…», — поделился воспоминаниями духовный сын.

7. К началу шестидесятых служение владыки Антония в Англии было сопряжено с огромными бытовыми трудностями. Не было храма, который бы считался «русским» - но удалось добиться специально предназначенного помещения для того, чтобы совершать Литургию. Это был старый англиканский храм святого Филиппа, за аренду которого надо было выплачивать немалую сумму.

Приходилось заниматься сбором средств, ремонтом, выяснением административных отношений. Порой приходилось проповедовать и на улицах.

Владыка Антоний любил говорить проповеди на улицах - это напоминало ему об апостольских временах. Часто среди слушателей оказывались аутсайдеры - хиппи. В воспоминаниях есть рассказ о юноше с огромной собакой, который пришел на проповедь митрополита Антония. Люди были поражены, когда его пес, черный ньюфаундленд, буквально бросился к владыке, как только его увидел, лёг у его ног и стал внимательно слушать, что говорит владыка, как будто понимал о чём идёт речь.

8. В 1956 году Англиканская церковь продала небольшую территорию городским властям. На территории располагался старый, почти разрушенный храм Святого Филиппа, который власти предложили митрополиту Антонию.

Условием, что община получает храм, был его ремонт - полностью. Ремонт должен был осуществляться на деньги общины и под надзором англиканского епархиального архитектора. Но это было все же дешевле, чем аренда.

Прошло 20 лет и внезапно все переменилось. Разбогатевший китайский ресторан предложил деньги властям за это здание, где собрался разместить танцпол, кабинеты, кухню и т.п. Владыку Антония вызвало англиканское начальство и поставило условие: либо храм выкупит община, либо его отдадут китайцам. Владыка твердо ответил, что храм он «покупает». Денег у Владыки не было, и он не стал это скрывать. Но повторил, что покупает, и деньги будут. Власти согласились на сделку.

Владыка Антоний собрал прихожан и сказал: «В этом храме мы молимся уже 23 или 24 года. В этом храме мы хоронили своих родителей, мы венчали вас, мы крестили вас, мы ваших детей крестили, многие из вас стали православными здесь. Неужели мы этот храм отдадим под ресторан и танцульку?»

Конечно, храм необходимо выкупить. Но Владыка, понимая все тонкости дела, сказал: «храм будем покупать на свои деньги, добытые своим трудом. Никаких спонсоров, никаких благодетелей. Потому что благодетель может предъявить права на это место, и тогда все труды погибнут».

Начался сбор денег. И что удивительно, небольшая община довольно скоро смогла собрать значительную сумму — за полтора года собрано было 50 000 фунтов. Это была почти половина суммы.

Англичане решили провести новую проверку с оценкой стоимости храма: а вдруг он стоит не сто тысяч, а больше? Пригласили архитектора для проведения экспертизы, но новая цена оказалась меньше на 20 тысяч - всего нужно собрать 80, так что собрано было уже больше половины требуемой суммы. Но силы общины были истощены, каждая сотня фунтов давалась огромными усилиями. Начались сомнения…

Слухи о героической общине расходились по всему Лондону кругами. О событиях у Святого Филиппа узнала одна журналистка из «Таймс», авторитетнейшей центральной газеты, и написала статью, в которой сравнивала апатичные англиканские приходы с живой и развивающейся русской общиной. Вроде бы никто не должен был обратить внимания на эту заметку. Но произошло чудо.

В адрес храма стали приходить деньги. В основном это были небольшие, по два-три фунта, пожертвования от англичан и русских: Один старик-англичанин, католик, которому книги Владыки Антония помогали старику не унывать в доме престарелых, послал Владыке Антонию три фунта, и сказал, что это все, что у него есть. Он отослал даже свое обручальное кольцо, приложив его к письму и трем фунтам. Кольцо это стало обручальным для молодой пары, которая была еще очень бедна, чтобы купить кольцо; Владыка Антоний записывал свои проповеди на кассеты. Некоторые из этих кассет попали к одной старушке, живущей в Швейцарии и она пожертвовала храму свои золотые зубы…

К 1979 году 80 тысяч фунтов было собрано и выплачено и храм остался за общиной.

9. Рассказ Ирины фон Шлиппе: «В некоторых случаях и когда у него была возможность, он предлагал человеку прийти на длительную исповедь. Домой или в храм. И там не формально, а хорошо разобравшись – в чём каешься и каешься ли – принимал исповедь.

Я сама никогда не имела такой возможности, но знаю людей, которые целый день с ним проводили, исповедуясь с его помощью. На вопрос, каким он был духовником, я бы ответила так: каждая встреча с глазу на глаз с ним это была фактически исповедь. Он говорил: «Мы с тобой сейчас войдём в вечность и посмотрим, что происходит»».

10. Рассказанное самим митрополитом Антонием:

«Когда я жил с бабушкой и мамой, у нас в квартире завелись мыши. Они полками бегали, и мы не знали, как от них отделаться. Мышеловки мы не хотели ставить, потому что нам было жалко мышей.

Я вспомнил, что в требнике есть увещевание одного из святых диким зверям. Там начинается со львов, тигров и заканчивается клопами. И я решил попробовать. Сел на койку перед камином, надел епитрахиль, взял книгу и сказал этому святому: «Я ничуть не верю, что из этого что-то получится, но раз ты это написал, ты, значит, верил. Я твои слова скажу, может быть, мышь поверит, а ты молись о том, чтобы это получилось».

Я сел. Вышла мышь. Я ее перекрестил: «Сиди и слушай!» - и прочел молитву. Когда я кончил, перекрестил ее снова: «Теперь иди и скажи другим». И после этого ни одной мыши у нас не было!».

На основе публикаций различных православных ресурсов. Составил Андрей Сегеда

Вконтакте

Страна: Англия

Биография:

Родился в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы. Предки по линии отца - выходцы из Шотландии, обосновались в России в петровское время; по матери он в родстве с композитором А.Н. Скрябиным. Раннее детство прошло в Персии, где его отец был консулом. После революции в России семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе, в 1923 г. осела во Франции. Здесь прошла юность, отмеченная мытарствами эмигрантского бытия и глубоко осознанной устремленностью жить для России. Мальчик рос вне Церкви, но однажды подростком услышал беседу о христианстве видного богослова.

Эта встреча определила всю последующую жизнь будущего владыки.

После средней школы он окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны.

В 1931 году был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже, и с этих ранних лет неизменно хранил каноническую верность Русской Православной Церкви.

10 сентября 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антоний (в честь преп. Антония Киево-Печерского) был пострижен 16 апреля 1943 г., под Лазареву субботу; постриг совершал настоятель Подворья и духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев).

Во время немецкой оккупации - врач в антифашистском подполье.

После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов, тогда Экзарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил (27 октября во иеродиакона, 14 ноября во иеромонаха) и направил на пастырское служение в Англию, духовным руководителем Православно-англиканского Содружества св. мч. Албания и преп. Сергия, в связи с чем иеромонах Антоний переселился в Лондон.

С 1 сентября 1950 г. - настоятель храмов св. ап. Филиппа и преп. Сергия в Лондоне; храм св. ап. Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года.

В январе 1953 г. был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 г. - архимандрита.

30 ноября 1957 г. был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе; хиротонию совершили в Лондонском соборе тогдашний Экзарх, архиепископ Клишийский Николай (Ерёмин) и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе.

В октябре 1962 г. назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского Экзархата, Сурожскую епархию, с возведением в сан архиепископа.

С января 1963 г, по уходе на покой митрополита Николая (Еремина), назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе.

В мае 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке.

27 января 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха в Западной Европе; это служение нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей Экзарха для более полного посвящения себя устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы.

За годы служения Владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью. Приходы епархии и отдельные ее члены ответственно несут свидетельство православной веры, укорененной в Евангелии и в святоотеческом предании. Епархия непрестанно растет, что особенно примечательно на фоне кризиса веры, охватившего западный мир, и того факта, что все христианские деноминации Запада теряют своих членов и численно уменьшаются.

Митрополит Антоний широко известен не только в Великобритании, но и по всему миру как пастырь-проповедник; его постоянно приглашают выступать перед самой разнообразной аудиторией (включая радио- и телеаудиторию) с проповедью Евангелия, православного благовестия о живом духовном опыте Церкви.

Особенность творчества владыки в том, что он ничего не пишет: его слово рождается как устное обращение к слушателю, - не безликой толпе, а каждому человеку, нуждающемуся в живом слове о Живом Боге. Поэтому все изданное печатается по магнитофонным записям и сохраняет звучание этого живого слова.

Первые книги о молитве, о духовной жизни вышли на английском языке еще в 1960-ые годы и переведены на многие языки мира; одну из них («Молитва и жизнь») удалось опубликовать в Журнале Московской Патриархии в 1968 г. За последние годы труды Владыки широко издаются в России и отдельными книгами, и на страницах периодической печати, как церковной, так и светской.

В России слово владыки звучало многие десятилетия благодаря религиозным передачам русской службы Би-би-си; его приезды в Россию становились значительным событием, магнитофонные записи и самиздатские сборники его проповедей расходились далеко за пределы Москвы.

Кроме уже упомянутой награды от Абердинского университета (1973г.), Митрополит Антоний - почетный доктор богословия факультетов Кембриджа (1996), а также Московской духовной академии (1983 - за совокупность научно-богословских проповеднических трудов). 24 сентября 1999 года Киевская духовная академия присудила митрополиту Антонию Сурожскому степень доктора богословия honoris causa.

Митрополит Антоний - участник богословских собеседований между делегациями Православных Церквей и представителями Англиканской Церкви (1958), член делегации Русской Православной Церкви на празднованиях тысячелетия православного монашества на Афоне (1963), член Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства, член Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей (1968-1975) и Христианской медицинской комиссии ВСЦ; участник Ассамблей Всемирного Совета Церквей в Нью-Дели (1961) и Уппсале (1968), член Поместных соборов Русской Православной Церкви (1971, 1988, 1990).

Научные труды, публикации:

ПУБЛИКАЦИИ В РОССИИ

Отдельные издания

Пpоповеди и беседы. – Паpиж, 1976; пеpеизд.: М.: «Либpис», 1991.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа: Пpоповеди. – Паpиж: Суpожская епаpхия, 1982; пеpеизд.: М: Свято-Данилов монастыpь, 1993. Доп.изд.: Суpожская епаpхия, 1995; пеpеизд.: Киев: Киево- лавpа, 1997. Клин: Христианская жизнь, 1999.

Беседы о веpе и Цеpкви. - Центp по изучению pелигии.– М: СП Интеpбук, 1991.

Молитва и жизнь. -Автоpизован.пеp. с англ. Т.Майданович. – Рига: Балто-славянское общество культуpного pазвития и сотpудничества, 1992.

О встpече. – СПб.: Сатисъ, 1994. Клин: Христианская жизнь, 1999.

Таинство любви: Беседа о хpистианском бpаке. – СПб.: Сатисъ, 1994. 2е изд.: Минск: Виноград, 1998. 2-е, доп. изд. СПб.: Сатисъ, 1999.

Любовь всепобеждающая: Пpоповеди, пpоизнесенные в России. – СПб.: Сатисъ, 1994. 2-е изд. М.: Крутицкое подворье, 2001.

Войду в дом Твой... – СПб.: Сатисъ, 1994. 2е изд.: Минск: Виноград, 1998. Клин: Христианская жизнь, 2002.

Дом Божий: Тpи беседы о Цеpкви. – М.: Путь, 1995. 2е изд. там же, 1998; 3е изд.: Минск: Виноград, 1998. Клин: Христианская жизнь, 2001.

Человек пеpед Богом.Часть I , – М.: Центp по изучению pелигии, 1995. 2-е изд., испр. и доп. М.: Православный паломник, 2000; 2001.

Жизнь. Болезнь. Смеpть. – М.: Зачатьевский монастыpь, 1995; 2е изд. 1997. 3е изд.: Минск: Виноград, 1998. Клин: Христианская жизнь, 2001.

Беседы о молитве. – СПб.: Сатисъ, 1996, 1999.

Воскpесные пpоповеди. – Минск: Минский кафедpальный Свято-Духов собоp, 1996.

Духовное путешествие: Размышление пеpед Великим постом. -Пеp. с англ. – М.: Паломник, 1997. 2е изд.: Минск: Виноград, 1998. Клин: Христианская жизнь, 2000.

“Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия…”: Беседы на Евангелие от Марка, гл. 1-4. – М.: Даниловский Благовестник, 1998.

Пути христианской жизни: Беседы.– М.: Альпари (по заказу храма свв. Афанасия и Кирилла Александрийских), 1998. 2-е изд. Киев: Дух и Лiтера, 2001.

Ступени [Беседы]. Село Решма (Ивановской обл.). Макариево - Решемская обитель, 1998. (Христианский собеседник. Вып. 40). Изд. Газеты “Свет Православия”.

О покаянии: Проповеди. – Клин: Христианская жизнь, 1999, 2000; 2001.

Может ли еще молиться современный человек?.. – Клин: Христианская жизнь, 1999.

Учитесь молиться. -Пер. с англ. Т. Майданович. – М.: Зачатьевский монастырь, 1999.

О слышании и делании. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. (Библиотечка журнала Альфа и Омега). -Сборник материалов, опубликованных на страницах журнала за пять лет его существования.

Школа молитвы. Клин: Христианская жизнь, 2000, 2001 (В сборник вошли книги: Молитва и жизнь; Учитесь молиться; Может ли еще молиься современный человек?..)

Быть христианином. Электросталь: Молва», 2000, 2001

Труды. М.: Практика, 2002; 2004; 2006.

Наблюдайте, как вы слушаете… М.: Фонд содействия образованию ХХI века, 2004.
542 с. (Библиотека журнала «Альфа и Омега»).

Брак и семья. Киев: Пролог, 2004. 301 с. (Слова и беседы).

То же, переизд. 2005.

Вера. Киев: Пролог, 2004. 271c. (Слова и беседы).

Встреча. Киев: Пролог, 2004. 242 с. (Слова и беседы).

О жизни христианской / Вступ. ст. А. Яковлева. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2004. 448 с. (Русь православная).

Пастырство / Предисл. митр. Минского и Слуцкого Филарета. Минск: Изд-во Белорусского Экзархата, 2005. 460 с, ил.

Слово Божие. Киев: Пролог, 2005. 338 с. (Слова и беседы).

Церковь. Киев: Пролог, 2005. 249 c. (Слова и беседы).

Человек. Киев: Пролог, 2005. 301 с. (Слова и беседы).

Публикации в пеpиодических изданиях

Слово пpи наpечении во епископа Сеpгиевского. //Жуpнал Московской Патpиаpхии /далее - ЖМП/. 1958. № 2.

О Цеpкви: Катехизическая беседа. /Пеp. с фp. (Вошло в сб. «Беседы о веpе и Цеpкви») //ЖМП. 1967. № 9.

Молитва и жизнь. /Пеp. с англ. (См. Отдельные издания) //ЖМП. 1968. №№ 3-7.

О богослужении и стиле хpистианской жизни (Мысли участника IV Ассамблеи ВСЦ) //ЖМП. 1968. № 9.

Что значит быть хpистианином по апостолу Павлу: Речь пpи вpучении диплома доктоpа богословия honoris causa в Московской Духовной Академии 3 февp. 1983 г. //ЖМП. 1983. № 6.

Интеpвью к 75-летию //ЖМП. 1989. № 11.

«Бог каждого из нас ведет...» //Книжное обозpение. 1990. № 51.

Откpытое Пpавославие /Ответы К. Тpоицкому //Московский цеpковный вестник. 1991. № 18.

Ответы на вопpосы жуpнала «Звезда» // Звезда. 1991. № 1.

Без записок //Новый миp. 1991. № 1.

«Мы должны нести в миp веpу – не только в Бога, но в человека...» //Литеpатуpное обозpение. 1991. № 2.

Размышление о пpизвании /Пеp. с англ. И. Кириллова //Иностpанная литеpатуpа. 1991. № 10.

О некотоpых категоpиях нашего тваpного бытия //Цеpковь и вpемя. 1991. № 2; в сокpащ. //Человек. 1993. № 4.

О встpече //Новый миp. 1992. № 2.

Мысли о pелигиозном воспитании детей //Пpавославная беседа. 1992. № 2-3.

«У нас есть что сказать о человеке» //Златоуст. 1992. № 1.

Собеседование о Цеpкви и священниках в совpеменном миpе //Континент. 1992. № 2 (72).

Стpастная седмица //Московские епаpхиальные ведомости. 1993. № 1.

Божественная литуpгия – местопpебывание Духа /Пеp. с фp. //Континент. 1993. № 75.

О свободе и пpизвании человека //Человек. 1993. № 3.

Кpестный путь Хpистов //Златоуст. 1993. № 2.

О веpе, обpазовании, твоpчестве //Искусство в школе. 1993. № 4.

Мысли о воспитании //Искусство в школе. 1993. № 5.

О Цеpкви, о монашестве и бpаке //Континент. 1993. № 77.

Тpи беседы о Цеpкви //Московские епаpхиальные ведомости. 1993. № 3; 1994. №№ 1, 2. (См. Отдельные изд. «Дом Божий»)

Об исповеди: Беседа с подpостками //Свеча: Литеpатуpный альманах. М., 1994

Уpоки Ветхого Завета //Альфа и Омега: Ученые записки Общества для pаспpостpанения Священного Писания в России. 1994. № 1.

Пpоповеди на темы Нового Завета //Альфа и Омега.1994. № 2.

О путях веpы //Искусство кино. 1994. № 4.

О созеpцании и деятельности //Искусство кино. 1994. № 5.

«Цаpственное священство» //Звезда. 1994. № 6.

О самопознании /Пеp. с фp. //Вопpосы психологии. 1994. № 6.

Цеpковь и Евхаpистия //Новая Евpопа. 1994. N 5.

Интеpвью; Иеpаpхические стpуктуpы Цеpкви //Континент. 1994. N 82.

О единении хpистиан //Альфа и Омега. 1994. № 3.

Духовность и духовничество //Моск. психотеpапевтический жуpнал. 1994. № 1.

О созеpцании и подвиге //Там же. 1994. № 2.

Беседы pазных лет //Там же. 1994. № 4.

О монашестве //Вестник РХД. 1994. № 170.

О медицинской этике //Независимый психиатpический жуpнал. 1995. № 1 (с незначит. сокpащ.); полный текст под назв.: Исцеление тела и спасение души //Человек. 1995. № 5.

«Быть пpавославным в Англии...»: (О Сурожской епархии) //Альфа и Омега. 1995. № 2 (5).

Человеческие ценности в медицине //Вpач. 1995. № 6.

Введение в чтение Евангелия //Альфа и Омега. 1995. № 3(6).

О жизни хpистианской //Путь Пpавославия. 1995. № 4.

Взаимоотношения Цеpкви и миpа с пpавославной точки зpения /Пеp. с фp. //Континент. 1996. № 89.

Проповедь на погребение архим. Льва (Жилле) /Пер. с фр. // Альфа и Омега. 1996. № 1(8).

Зов Божий и путь спасения //Альфа и Омега. 1996. № 2/3 (9/10).

«Пpоповедник должен говоpить о том, что является его опытом Бога» /Пеp. с англ. //-общественный вестник. 1996. №5.

«Хpистианство – единственная последовательная фоpма матеpиализма»//Континент. 1996. № 90.

Проповедь в неделю перед Рождеством Христовым /// Альфа и ОмегаАльфа и Омега. 1996. № 4(11)

«Оживший из меpтвых» /Пеp. с фp. //Человек. 1996. № 6; 1997. № 1.

Размышления на пути к Пасхе //Альфа и Омега. 1997. № 1 (12).

Заметки о тpудностях и надеждах экуменического диалога /Пеp. с фp. //-общественный вестник. 1997. № 18.

Проповеди // Альфа и Омега 1997. № 2(13).

Мысли при чтении Священного Писания //Альфа и Омега. 1997. № 3 (14.

Разговор о молитве /Пер. с англ. //Страницы. 1997. № 4.

Духовность и душевность: Беседа с православными священниками. Финляндия, Куопио. Август 1974 г. /Пер. с англ. //Московский психотерапевтический журнал: Спецвыпуск “Христианская психология”. 1997. № 4.

Царственное священство мирян //Альфа и Омега. 1998. № 1 (15).

Об истинном достоинстве человека /Пер. с англ. А. Кырлежев //Соборность: Сб. Избран. статей. – М.: FSAS; ББИ, 1998.

Первые прошения Молитвы Господней // Альфа и Омега. 1998. № 2 (16).

“Если мы не стали новыми, то пора начать все сначала…”: Доклад на ежегодной епархиальной конференции /Пер. с англ. //Русская мысль. 6-12 августа 1998.

Святость/ Пер. с англ. // ХРIСТIАНОС 1998. Вып. VII [Рига].

Проповеди // Альфа и Омега 1998. № 3(17).

О святых завтрашнего дня //Страницы. 1998. Т. 3. № 3.

Беседа о притчах /Пер. с англ. //Альфа и Омега. 1998. № 4 (18).

Православное свидетельство в инославном мире: Беседа с корреспондентом журнала “Церковь и время” (Лондон, 14 июля 1998) Об экуменической встрече. /Пер. с фр. (Женева, 1968). Служение христианина в секулярном обществе. /Пер. с англ. (Женева, 1969) //Церковь и время. 1998. № 3 (6).

Три проповеди // Альфа и Омега. 1999. № 1(19). // Альфа и Омега. 1999. № 1(19). // Альфа и Омега. 1999. № 1(19).

Пасхальные проповеди //Альфа и Омега. 1999. № 2 (20).

Утешитель: Доклад на епархиальной конференции 29 мая 1999 /Пер. с англ. //Русская мысль. 20-26 июня 1999.

“Берегитесь, братья мои, священники!” : Митрополит Антоний о трудностях пастырского служения и злоупотреблениях в духовнической практике: //Церковь и время. 1999. № 2(9).

Эволюция образа Отца и христианская вера. /Пер. с нем. Альфа и Омега. 1999.

Проповеди //Альфа и Омега. 1999. № 4(22).

Диалог атеиста с христианином //Альфа и Омега. 2000. № 1(23).

«Христианство подобно лесу» /Пер. с англ. //Истина и жизнь. 200. № 7.

Встреча с владыкой Антонием: Из «Записок православного» Алексия раба Божиего //Русский дом. 2000. № 11.

Увидев, не презреть: Три слова о хиппи //Встреча. Студенческий православной журнал. 2000. № 2(12) . (Митр. Антоний, иером. Серафим /Роуз/, свящ. Д. Дудко).

«Я не хороший человек, но все, что я говорю о Боге - правда…» //Фома. Православный журнал для сомневающихся. 2000. № 10.

Вступая в Великий пост (проповеди) //Альфа и Омега. 2001. № 1(27).

Катехизис для родителей //Альфа и Омега. 2001. № 2(28).

Ответы на вопросы [брак, семья]. //Альфа и Омега. 2001. № 3(29).

Что значит быть православным на Западе /Интервью записал Дм. Сапрыкин //Фома, газета, прилож. к журн. Фома. 2001. Октябрь; Сретенский альманах. Интервью. М.: Сретенский м-рь, 2001.

О сомнении //Фома. 2001. № 2(12).

Человек и Бог /Пер. с англ. //Альфа и Омега. 2001. № 4(30).

Вызов современости (Журнал «Церковь и время» 2001, № 4 (17)

Друг друга тяготы носите: Беседа со священником Христофором Хиллом. Оксфорд, 27 мая 2001 (Журнал «Церковь и время» 2001, № 4 (17)

Труды /Предисл. еп. Керченского Илариона. М.: Практика, 2002

«...мужчину и женщину сотворил их» //Альфа и Омега. 2002. № 2(32). С. 5-14.

Православная Церковь и «женский вопрос» // Вестник РХД. 2002. № 184. С. 26-42.

Слово и молчание в богослужении //Альфа и Омега. 2002. № 3(33). С. 178-194.

Может ли верить современный человек /Пер. с англ. // Континент. 2003. № 117.
С. 23-29.

О страхе Божием и об исповеди //Московский Психотерапевтический Журнал. 2003.
№ 3. С. 130-144.

Воспитание детей в вере //Отечественные записки. 2004. № 3. С. 94-100.

Уверенность в невидимом: Выступление во Фрейдовском Психоаналитическом обществе 25 ноября 1987 // Московский Психотерапевтический Журнал. 2004. № 4. С. 116-130. Пер. с англ.

Если Христос не воскрес… // Фома. 2005. Т. 2(25). С. 42-44, фот. Сокр. пер. с англ. Женева, 30 марта 1967.

Память всех святых в Земле Российской просиявших: Слово об избрании Патриарха
Пимена (20 июня 1971); Памяти Патриарха Пимена. 6 мая 1990 // Альфа и Омега.
2005. № 2(43). С. 241-244.

«Первенство» и «преимущества чести» // Вестник Русского студенческого движения.
2005.№ 189. С. 31-43. Пер. с англ. Выступление 9 ноября 1982 г.

Святой Дух /Пер. с англ. // Альфа и Омега. 2005. № 3(44). С. 225-234.

Встреча в Галилее: Беседа на конференции жен священников в Питерборо 11-12 мая 1971 года //Встреча. Студенческий православный журнал. 2006. № 1(22). С. 49-55, ил. Пер. с англ. М.В. Шмаиной. Публ. в сокращ.

Награды:

Бронзовая медаль Общества поощрения добра (1945, Франция), орден св. кн. Владимира I ст. (1961), орден св. Андрея (Вселенский Патриархат, 1963), Browning award (США, 1974 - «за распространение христианского благовестия»), Ламбетский крест (Англиканская церковь, 1975), орден преп. Сергия II ст. (1979), св. кн. Владимира I ст. (1989), св. кн. Даниила Московского I ст. (1994), преп. Сергия I ст. (1997), свт. Иннокентия Московского II степени (1999).

Annotation

Эта книга – самое полное из издававшихся когда-либо собрание бесед, проповедей и диалогов митрополита Сурожского Антония. Митрополит Антоний, врач по первой профессии, – один из наиболее авторитетных православных богословов мира, глава епархии Русской Церкви в Великобритании. Значительная часть текстов публикуется впервые. Книга снабжена обширной вступительной статьей, фотографиями, многочисленными комментариями, библиографией, аннотированным указателем имен и тематическим указателем. Книга предназначена самому широкому кругу читателей: не только православным, но каждому, кто хочет и готов услышать, что имеет сказать Православная Церковь современному человеку.

Митрополит Сурожский Антоний

Предисловие

Биографическая справка

От редакции

Богословие митрополита Сурожского Антония в свете святоотеческого Предания

Основные темы настоящей книги

Сокращенные названия библейских книг

Материя и дух

Человеческие ценности в медицине{17}

Вопросы медицинской этики{21}

Смерть{25}

Оживший из мертвых{35}

Православная философия материи{49}

Тело и материя в духовной жизни{50}

Перед лицом страдания{57}

Пастырь у постели больного{58}

О стигматах{63}

Вопрошание

Вопрошание и сомнение{68}

Православие и западный мир{72}

Диалог атеиста с христианином{75}

Бог под вопросом{82}

Без записок{86}

Об истинном достоинстве человека{104}

Вера Божия в человека{105}

Самопознание{109}

Внутренняя устойчивость{114}

Что такое духовная жизнь{121}

Духовное руководство в Православной Церкви{132}

Итоги жизни{134}

Святость{140}

О призвании человека{146}

Примирение всей твари{149}

Мы должны нести в мир веру{151}

О свободе{156}

Созерцание и деятельность{162}

Служение христианина в секулярном обществе{171}

О подвиге любви{174}

Таинство любви{176}

Вопросы брака и семьи{182}

Слово Божие

Мысли при чтении Священного Писания{186}

Уроки Ветхого Завета{192}

О Евангельском благовестии{193}

«Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия»{199}

Глава первая

Глава вторая

Глава третья

Глава четвертая

Первые прошения Молитвы Господней{210}

Зов Божий и путь спасения{216}

Размышления на пути к Пасхе{220}

Пути Божии

О творении и спасении мира{225}

День Седьмой{231}

О Воскресении Христовом{233}

Красота и материя в их взаимоотношении с Богом{238}

Жизнь и молитва – одно{301}

Молитва и деятельность{302}

Мужество молиться{310}

О Молитве Господней{320}

Молитвенное предстательство{335}

Вечерняя молитва{338}

Проповеди

«Проповедник должен говорить о том, что является его опытом Бога»{339}

Слово пастыря{342}

Новогодний молебен

Проповедь в неделю перед Рождеством Христовым{344}

Рождество Христово

Сретение Господне{345}

Крещение Господне{347}

Преображение Господне

Благовещение – Великая пятница{348}

Вербное воскресенье

Страстная седмица

Благовещение – Светлый Понедельник{354}

О Марии Магдалине{356}

О радости Христовой{358}

Вознесение Господне{359}

О Вознесении Господнем и Пятидесятнице{360}

Рождество Божией Матери{361}

Успение Божией Матери

Праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»{362}

Воздвижение Креста Господня

О страхе Божием{364}

О Евангелии{365}

О встрече{366}

О чуде{368}

Проповедь новобрачным{369}

О теле{371}

Об ответственности христиан за весь мир{372}

О покаянии{373}

О войнах{375}

О послании Патриарха Алексия к молодежи{377}

Панихида по морякам, погибшим на подводной лодке в Баренцевом море

День всех святых, в земле Российской просиявших{378}

День новомучеников и исповедников Российских

Библиография

Указатель имен

Митрополит Сурожский Антоний

Предисловие

Биографическая справка

Митрополит Сурожский Антоний (в миру Андрей Борисович Блум) родился 19 июня 1914 г. в Лозанне в семье российского дипломата. Мать – сестра композитора А. Н. Скрябина. Раннее детство митрополита Антония прошло в Персии, где его отец был консулом. После революции в России семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе в 1923 г. осела во Франции. Детство и юность митрополита Антония были отмечены тяжкими лишениями и страданиями, присущими эмиграции, и твердой решимостью, разделяемой близкими митрополита Антония, жить для России. В возрасте четырнадцати лет он обратился ко Христу и пришел в Церковь. С 1931 г. прислуживал в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московской Патриархии в Париже, и с тех пор всегда хранил каноническую верность Русской Патриаршей Церкви. В 1939 г. окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. Перед уходом на фронт хирургом французской армии, 10 сентября 1939 г., тайно принес монашеские обеты, в 1943 г. архимандритом Афанасием (Нечаевым) пострижен в монахи с именем Антоний. Во время немецкой оккупации – врач в антифашистском подполье. В 1948 г. рукоположен в иеромонаха и послан в Англию духовным руководителем Православно-англиканского Содружества св. Албания и прп. Сергия. В 1956 г. стал настоятелем храма Успения Божией Матери и всех святых в Лондоне и остается им до сего дня. В 1957 г. хиротонисан во епископа Сергиевского. С 1962 г. – архиепископ, правящий архиерей созданной на Британских островах Сурожской епархии. С 1966 г. – митрополит, в 1966-1974 гг. – экзарх Патриарха Московского в Западной Европе. В 1974 г. по собственному желанию освобожден от обязанностей экзарха. С тех пор продолжает окормлять непрерывно растущую паству своей епархии, а также посредством книг, радио- и телебесед проповедует Евангелие во всем мире. Имеет многие награды Русской Православной Церкви, братских православных Церквей, Англиканской Церкви. Почетный доктор богословия Абердинского университета (1973 г., Великобритания) «за проповедь Слова Божьего и обновление духовной жизни в стране» и Московской духовной академии (1983 г.) «за совокупность научно-богословских и пастырских трудов», а также Кембриджского университета (1996 г.) и Киевской духовной академии (2000 г.).

От редакции

Во вступительной статье к этой книге епископ Иларион указывает на актуальность богословского учения митрополита Антония как на характерную черту его укорененности в святоотеческом предании. Глубокая убежденность в богословской актуальности проповеди митрополита Антония заставляет нас говорить о необходимости публикации его книги в нашей современной ситуации. Один из разделов книги озаглавлен «Вопрошание». Сомнение неотделимо от веры, как о том постоянно говорит митрополит Антоний. Помимо тех неизбежных и благотворных вопросов и сомнений о смысле жизни, о красоте и осмысленности тварного мира, о несправедливости и жестокости человеческого общества, которые путем порой мучительных испытаний ведут человека к более глубокому богопознанию, существуют сомнения другого рода. Для человека, находящегося вне церковной ограды, – это вопрос о том, стоит ли входить в церковь, накладывать на себя добровольно иго Христово; для человека церковного то же сомнение выглядит как вопрос о правильности избранного пути, о том, не заключен ли он в церковной ограде, как в клетке, за стенами которой находится легкий и простой мир, не следует ли сбросить с себя иго Христово. Эти вопросы и сомнения, как об этом тоже постоянно и бесстрашно говорит митрополит Антоний, вызваны в первую очередь недостоинством христиан. Митрополит Антоний часто повторяет древнее монашеское присловье: «Никто не может прийти к Богу, если не увидит на лице хотя бы одного человека сияние вечной жизни». Иначе говоря, истина христианства открывается человеку прежде всего не как рассуждение, но как личный пример. Поэтому нам представляется, что в особенности в нашу эпоху, в которой все слова как будто сказаны и обесценены, необходимо слово митрополита Антония, слово, в котором глубина богословского созерцания до конца неотделима от примера христианского поступка.

Переходя к обсуждению богословского учения митрополита Антония, заметим, что, во-первых, его мышление воспитано в чтении святых отцов и плодотворных беседах с выдающимися православными богословами минувшего века – протоиереем Георгием Флоровским и В. Н. Лосским. Помимо этого на его становление, на наш взгляд, оказала влияние философия религиозного экзистенциализма, главным образом персонализм Н. О. Лосского, размышления Н. А. Бердяева о свободе и творчестве и центральная мысль М. Бубера о бытии как отношения Я-Ты.

В зрелом богословии митрополита Антония прежде всего хотелось бы отметить три особенности.

Евангелизм. Эта особенность выражается прежде всего в том, что проповеди и беседы митрополита Антония построены совершенно прозрачно: все богословские концепции христианских и иных религиозных культур, с которыми митрополит Антоний зачастую спорит или беседует, все литературные аллюзии о...

Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→

НАСЛЕДИЕ ЕРЕТИЧЕСТВУЮЩЕГО МИТРОПОЛИТА
Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» проводит cеминар из цикла «Цельность человека: путь ученичества», посвященный «трудам» митрополита Антония Сурожского.
Митрополит Антоний Сурожский (Блюм) – один из популярных писателей экуменического толка. Многотысячными тиражами выходят его книги, в числе которых «Школа молитвы», «Человек перед Богом», «Духовное путешествие» и многочисленные проповеди.
Его любит интеллигенция, слова из его проповедей звучат с церковных амвонов, в литературе и СМИ часто встречаются ссылки на его «труды», но по прочтении их обнаруживаешь, что Сурожский митрополит опирается, скорее, на опыт инославного вероисповедания, чем на святоотеческую Православную традицию.
Важная деталь – Антоний Сурожский в угоду протестантам высказывался в защиту женского священства. Его труды исполнены рассуждениями о себе, где косвенно прослеживается самодовольство и похвала своей персоне. Святые Отцы, напротив, никогда не позволяли говорить о себе, считая это признаком горделивого нрава.
А вот отношение его к римо-католической и протестантской ересям: «Каждая из наших христианских общин хранит верность Христу, в каждой есть истина и полная глубина».
Но мы знаем, что только Православная Церковь обладает всей полнотой истины, открытой Богом человечеству, а римо-католичество после II Ватиканского собора (1962–1965 гг.) превратилось из еретической христианской конфессии, каковой являлась доселе, в неоязыческую антихристианскую религию.
Митр. Антоний прилежно цитирует католиков – французского иезуита Бернаноса, Ж. Даниелу, генерала Мориса дэ Эльбо, а также протестантских лжеучителей, не только не предостерегая, но, к сожалению, выдавая «яд» за чистый источник истины.
Так, он приводит выдержки из трудов писателя К. С. Льюиса, приверженца англиканского вероисповедания. История его обращения описана им в книге «Настигнут радостью», прочитав которую становится ясно, кем был «настигнут» бедный Льюис. К сожалению, корень этой бесовской радости присутствует и в трудах владыки Антония, который не пренебрегает даже еретическим протестантским переводом Библии.
Рассуждая о «смирении», он приводит в качестве примера для подражания почитаемую у католиков Терезу: «Когда святую Терезу охватило яркое переживание всепоглощающей любви Божией к нам, она пала на колени со слезами радости и изумления; поднялась она уже новым человеком; видение любви Божией оставило ее в «сознании неоплатного долга», вот подлинное смирение – а не уничижение, – заключает митр. Антоний.
Преподобный Ефрем Сирин говорит о себе: «Доныне и в сей самый день с постыжденным и поникшим долу лицом дерзаю вещать Тебе, Владыко Ангелов и Создатель всяческих: я – земля и пепел, поношение человеков и уничижение людей, я – осужденник, весь покрытый ранами и исполненный уныния. Как вознесу взор ко благодати Твоей, Владыко? Как осмелюсь подвигнуть нечистый и оскверненный язык? Как положу начало исповеди моей?»
А митрополит Антоний уверяет, что «смирение вовсе не заключается в постоянном усилии принизить себя и отвергнуть человеческое достоинство, которым Бог наделил нас, которого он требует от нас, потому что мы Ему дети, а не рабы». Но всякому, знакомому с учением Святых Отцов, очевидно, что это не смирение, а горделивое величание человека, который самовластно присваивает себе честь сыновства, тогда как не может быть назван даже рабом Божиим.
«Недостоин Господа, недостоин подражания тот, кто весь в сквернах и нечистотах, а глупым, гордостным, мечтательным мнением думает быть в объятиях Пречистого, Пресвятаго Господа, думает иметь Его в себе и с Ним беседовать, как с другом – пишет святитель Игнатий. – Человек! Благоговейно прикройся смирением».
Непонятно, что побудило Владыку прибегнуть к такому нововведению, никогда не имевшему места в учении Церкви. Как он из еретических и безбожных учений выбирает то, что никак не может послужить добрым примером, не внимая при этом словам священномученика Иринея, который говорит: «Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви, ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, Апос- толы в полноте положили все, что принадлежит истине…»
Святитель Игнатий прямо предостерегает, говоря: «Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и Святых Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых!); изучите в Святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли приличны христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и Христианство…» Много было таких подвижников в Западной Церкви с того времени, как она впала в папизм, в котором богохульно приписываются человеку Божеские свойства и воздается человеку поклонение, подобающее и приличествующее единому Богу; много эти подвижники написали книг из своего разгоряченного состояния, в котором исступленное самообольщение представлялось им божественною любовию, в котором расстроенное воображение рисовало для них множество видений, льстивших их самолюбию и гордости.
Весьма часто вл. Антоний ставит в пример и свой собственный опыт. Так, он вспоминает о том, как посетил с митр. Иоанном Вендландом индуистский храм: «Когда мы стояли на коленях в глубине этого храма и молились оба Иисусовой молитвой, то люди, находившиеся там, несмотря на ошибочность своей веры, обращались к Богу, это было совершенно ясно, что проходили молитвой к Единому, единственному Богу». Таким образом, он утверждает, что в капище происходит общение язычников с истинным Богом, Пресвятой Троицей. Чем иным, как не богохульством, можно назвать таковое утверждение?!
В своей «Школе молитвы» митр. Антоний учит молиться так: «Мы можем повторять раз за разом: радость, о, радость…! Мы можем произносить любые слова, потому что слова не имеют значения, они только поддерживают нашу настроенность, выражают нелепо, безумно, нашу любовь или наше отчаяние».
Но если слова в молитве не имеют значения, то это уже не молитва, а заклинание. Именно заклинания (мантры) не имеют смыслового значения и представляют собой некий набор слов. Такая практика принадлежит восточному оккультизму и не имеет ничего общего с православным учением. Частое повторение безсмысленных заклинаний отключает внутреннее внимание человека, что необходимо демонам для обретения власти над ним. Через заклинания многие впустили в душу диавола и дошли до исступления ума.
Но в еще большее недоумение в названной «Школе» приводят примеры из жизни хасидов. Так, Владыка, восторгаясь, пишет о молодом раввине Цуссии: «Он [Цуссий] умел воздействовать потрясающим образом на всех людей, возбуждая в них покаяние, возбуждая в них новую жизнь».
Видимо, этот раввин потрясающим образом воздействовал и на Владыку, хвалящего «покаяние» тех, которые никогда не имели истинного покаяния, которые распяли Христа, и сами наложили проклятие на поколения своих потомков, засвидетельствовав: кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27, 25); и которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское (Откр. 2, 5).
«Никто из иудеев не покланяется Богу, – говорит святитель Иоанн Златоуст. – А потому-то [я] особенно и ненавижу синагогу и гнушаюсь ею, что, имея пророков, [иудеи] не веруют пророкам; читая Писания, не принимают свидетельств его, а это свойственно людям в высшей степени злобным… Словом, если ты уважаешь все иудейское, то что у тебя общего с нами? Если иудейское важно и достойно почтения, значит наше ложно, а если наше истинно, а оно и в самом деле истинно, то иудейское исполнено обмана».
А рассуждение вл. Антония о Суде Божием? Это суждение протестанта, человека, «спасенного» прежде Суда: «Ни грешников, ни праведников Бог не спрашивает об их убеждениях или о соблюдении обрядов – разглагольствует митр. Антоний, – Господь взвешивает только степень их человечности… Человечность же требует воображения, чуткости к реальной ситуации, чувства юмора и полного любви попечения в отношении подлинных нужд и желаний объекта…»
Но, простите: кто из Святых Отцов поместил названные качества в число Добродетелей?… И задавался ли владыка вопросом – зачем пришел на землю Христос? Зачем принял крестную смерть? Ведь если все равно как верить, то напрасны страдания Иисуса. Но владыка Антоний не разъясняет, что Христос и пришел для того, чтобы принести истинное учение во всей полноте, чтобы привести грешников к покаянию, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.
Труды владыки Антония напитаны ядом экуменизма. Приверженцы этого лжеучения обвиняют Церковь в отступлении от истины, говоря, что она якобы нарушила заповедь Христа о единстве. Такое убеждение неправо, ибо Истинная Церковь свята и непорочна, а если кто и нарушил заповедь единства – то это те, которые отступили от единой истины Православия. Но и для них двери Церкви открыты. Мы принимаем и их, только после отречения от своих заблуждений. Экуменическая же ересь стремится округлить все острые углы, сравнять все религии до некоего универсального состояния, чтобы все признали «единство». Для этого экуменисты под видом «любви» стараются найти новые точки соприкосновения, обходя разногласия.
Но потому-то и необходимо всякому православному быть бдительным к тем книгам, которые читаем, чтобы не принять нам дух экуменического вируса. Каждый даст ответ на Страшном Суде не только за чтение, но и за распространение, и за то молчание, которое неуместно при виде ближнего, читающего такие книги. Вот как об этом пишет святитель Игнатий: «Не прельщайся громким заглавием книги, обещающим преподать христианское совершен- ство тому, кому нужна еще пища младенцев, не прельщайся ни великолепным изданием, ни живописью, силою, красотою слога, ни тем, что писатель – будто святой, будто доказавший свою святость многочисленными чудесами… Душу мо- жет убить одна мысль, содержащая в себе какой- нибудь вид богохульства, тонкий, вовсе непри- метный для не знающих…»
Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! – говорит Господь. Пастырь не только должен уметь лечить овец, но и защищать их от волков. Но если он под предлогом любви собирает в одно стадо и овец, и волков, то он не пастырь, а волк в овечьей шкуре.
Святитель Игнатий, как истинный пастырь стада Христова, предостерегает нас, говоря: «Только те книги о религии позволено тебе читать, которые написаны Святыми Отцами вселенской Восточ- ной Церкви. Этого требует Восточная Церковь от чад своих. Если же ты рассуждаешь иначе, и нахо- дишь повеление Церкви менее основательным, нежели рассуждение твое и других, согласных с тобою, то ты уже не сын Церкви, а судия Ея…»
В статье использованы материалы кн. И.Н. Андреева. «Святитель Игнатий (Брянчанинов) и «Школа молитвы» митрополита Антония Сурожского (Блюма)»,
а также «Человек перед Богом» и «О встрече» Антония Сурожского
ruskalendar.ru