Семигин Г.Ю. Антология мировой политической мысли

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2015. № 4 (8). С. 29-41.

М. В. Стрелец, О. Г. Радькова

Анализируются идейные взгляды и политическая деятельность Эдуарда Бернштейна, основоположника ревизионистского течения в германской социал-демократии. Авторы пришли к выводу, что Э. Бернштейн, не отказываясь от социализма как более справедливого общественного устройства, считал, что путь к нему лежит через парламентскую демократию, соединение частной инициативы и социальной реформистской политики. Они также обращают внимание на актуальность наследия выдающегося теоретика социализма.

Ключевые слова: СДПГ; марксизм; ревизионизм; парламентская демократия; демократический социализм; большевизм; социализация.

M. V. Streletz, O. G. Radkova

EDUARD BERNSTEIN AS IDEOLOGIST AND POLITICS

This article analyzes the ideological views and political activities of Eduard Bernstein, the founder of revisionist currents in the German Social Democracy. The authors concluded that E. Bernstein, without abandoning socialism as a more just social order, believed that the way to it went through a parliamentary democracy and cooperation of private initiative and social reformist policies. They also draw attention to the urgency of the legacy of the outstanding theorist of socialism.

Keywords: SDPG; Marxism; revisionism; parliamentary democracy; democratic socialism; Bolshevism; socialization.

В 2015 г. исполняется 165 лет со дня рождения видного деятеля германского и международного социалистического движения конца XIX - начала XX в. Эдуарда Бернштейна. С его именем связано появление нового течения социалистической мысли - ревизионизма (бернштейнианства), подвергшего пересмотру многие фундаментальные положения марксизма.

Идеи, высказанные Э. Бернштейном в работах, опубликованных в конце 90-х гг.

XIX в., и получившие развитие в начале

XX в., вызвали острые дискуссии в социалистическом движении, продолжались многие годы, то затихая, то вспыхивая с новой силой. Его теоретическое и публицистическое наследие составляет до 300 наименований, он оставил также четыре книги мемуаров, опубликованных в 1918-1928 гг.

Об Э. Бернштейне написаны десятки монографий, сотни научных статей, проведены многочисленные международные конфе-

ренции и симпозиумы. В дореволюционной России работы Э. Бернштейна вызывали интерес у широкого круга общественности, печатались в Санкт-Петербурге, Москве, Иваново-Вознесенске, Харькове, Одессе, Симферополе, Екатеринославле и других городах. В проходивших дискуссиях социал-демократов, либералов, кадетов и других политических партий и движений им давались различные оценки - от негативных до восторженно-хвалебных.

В советской и восточногерманской историографии идейные взгляды и политическая линия Э. Бернштейна характеризовались исключительно в отрицательном ключе -шла непримиримая критика его теоретических суждений, он обвинялся в измене марксизму, в перерождении, в стремлении подчинить рабочее движение интересам буржуазии . В советский период работы Э. Бернштейна не издавались, оказавшись под строгим запретом.

© Стрелец М. В., Радькова О. Г., 2015

М. В. Стрелец, О. Г. Радькова

В западной литературе прослеживаются этапные моменты интереса к личности и деятельности Э. Бернштейна. Начиная с 1950-х гг. стали публиковаться его труды, появились монографические работы, в которых его взгляды и деятельность рассматривались в контексте общих исследований, посвященных германскому и международному социалистическому движению, проблемам борьбы ревизионизма с марксизмом, его позиции в годы Первой мировой войны и его антибольшевизму. Ортодоксальные марксисты и левые социалисты рассматривали Э. Бернштейна как предателя марксизма, правые социалисты и реформисты оценивали его как родоначальника демократического социализма .

Внимание к личности и взглядам Э. Бернштейна особенно проявилось в конце XX в. и было вызвано кризисом советской модели социализма и коммунистического движения в целом. В 1990-е гг. в постсоветской историографии наметилась тенденция к переосмыслению идейно-теоретических воззрений западной социал-демократии, в том числе и оценок Э. Бернштейна, который стал рассматриваться как первопроходец демократического социализма, выступивший против догматического толкования марксизма. Это характерно для исследований С. А. Агаева, С. В. Кретинина, Н. Е. Овчаренко,

Т. И. Ойзермана, Е. Л. Петренко и ряда других авторов.

Привлекают особое внимание яркие по стилю изложения портретные зарисовки жизненного пути и политической деятельности Э. Бернштейна, данные известным исследователем германской социал-демократии Н. Е. Овчаренко в его статьях, опубликованных в журнале «Новая и новейшая история» в 1994 г. (№ 3, № 4/5). Для понимания позиции Э. Бернштейна важной представляется книга С. В. Кретинина «Карл Каутский (1854-1914)». Автор в одной из глав своей работы выделил специальный раздел, посвященный отношению К. Каутского к ревизионизму Э. Бернштейна.

Интересными являются материалы обсуждения книги Т. И. Ойзермана «Оправдание ревизионизма», опубликованные в журнале «Вопросы философии» в 2006 г. Ученый рассмотрел воззрения Бернштейна в

процессе их формирования и развития, отношение к ним различных течений в социалистическом движении на протяжении конца XIX - начала XXI в. Выступившие в дискуссии видные обществоведы России указали на важность осмысления ревизионизма в свете происходящих в последние годы новых явлений и перемен. Так, доктор философских наук В. М. Межуев заявил: «Современная социал-демократия на Западе действительно дает повод говорить о ее сближении с либеральными лозунгами и программами... Такая социал-демократия остается целиком в горизонте буржуазного правосознания, ограничиваясь в критике капитализма чисто профилактическими мерами в области социальной политики» .

Авторы данной статьи стремились рассмотреть деятельность Э. Бернштейна как идеолога и политика с учетом происходящих в современном мире кардинальных трансформаций исторического познания, его многофакторности и многомерности.

Эдуард Бернштейн является германцем трех эпох. Он появился на свет 6 января 1850 г. в г. Шёнеберг абсолютно суверенного прусского королевства, полностью пережил кайзеровский рейх и не дожил 43 дней до финальной точки Веймарской республики. Его родители, Якоб и Иоганна Бернштейн, -еврейские переселенцы из польских земель, принадлежали к общине реформированного иудаизма, одним из основателей которой был брат отца А. Бернштейн, редактор газеты «Berliner Volkszeitung». Отец Эдуарда работал машинистом на железной дороге. Многодетная семья, несмотря на скудность средств, смогла оплачивать учебу Эдуарда в гимназии. В 1866 г. брат матери А. Розенберг направил его в коммерческое училище Соломона, а спустя некоторое время он был принят в банкирский дом братьев Гутентаг, в котором приобрел хорошие знания по бухгалтерии, биржевому делу, овладел тайнами банковских операций , что открыло для него двери в банкирский дом Ротшильдов в Берлине, где он прослужил до своей эмиграции в 1878 г. Работая в банковской сфере, Э. Бернштейн глубоко вник в социально-экономические вопросы, которые станут профилирующими в его будущей политической деятельности.

Эдуард Бернштейн как идеолог и политик

В конце 60-х гг. XIX в. Э. Бернштейн примкнул к социалистическому движению, в 1872 г. он вступил в Социал-демократическую рабочую партию (эйзенахцы), принял участие в созыве объединительного съезда в Готе в 1875 г. . СДРП и ВГРС вошли в единую партию на основе принятой на съезде Готской программы. Партия конституировалась как Социалистическая рабочая партия.

В годы исключительного закона против социалистов Э. Бернштейн вынужден был покинуть Германию, переехав в Швейцарию, позже в Англию. Находясь в эмиграции, он в 1880 г. стал редактором нелегального партийного органа, газеты «Социал-демократ», издававшейся в Цюрихе. После переезда в Лондон в 1888 г. поддерживал тесные дружественные связи с Ф. Энгельсом, П. Лафар-гом, Ж. Лонге, П. Л. Лавровым, познакомился с Г. В. Плехановым. В 1890 г. последовала отмена исключительного закона против социалистов и переименование СРПГ в СДПГ -Социал-демократическую партию Германии. Вместе с К. Каутским Э. Бернштейн принял участие в разработке Эрфуртской программы СДПГ, принятой в 1891 г. и носившей в целом марксистский характер.

С середины и до конца 1890-х гг., находясь в лондонской эмиграции, Э. Бернштейн инициировал ревизионистский спор. На его мировоззрение этого времени оказала влияние политическая ситуация в Англии, отличавшаяся от германской либерализмом и демократизмом. Он сблизился с лидерами Фабианского общества, стал больше времени уделять теоретическим вопросам, написал работу об английской революции, где, по его словам, стремился описать «демократические и коммунистические движения» в этом большом событии, а не только передать историю революции . Э. Бернштейн подготовил дополнительную главу к переводу работы швейцарского социалиста Л. Эри-тье о французской революции 1848 г., в которой остро критиковал вождей рабочих этой революции за то, что их стратегия бескомпромиссной конфронтации привела к кровавому подавлению рабочих. На его взгляд, Французская революция 1848 г. и Парижская Коммуна 1871 г. были не «локомотивами истории», а событиями, отбросившими далеко

назад рабочий класс Франции, замедлили политический и социальный прогресс страны. Как считает Н. Е. Овчаренко, именно эти поражения революции во Франции он использовал для обоснования реформистской политики социал-демократии в своих последующих работах .

В 1896-1898 гг. в «Die Neue Zeit», теоретическом органе СДПГ, была опубликована серия статей Э. Бернштейна под названием «Проблемы социализма», затем в 1899 г. последовал выход его книги «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии», в которых подверглись ревизии теоретические положения марксистской теории в области философии, политэкономии, социологии, политики. Появление ревизионизма многие исследователи связывают с изменениями в капитализме - научно-технический прогресс и завершение индустриализации, увеличение прослойки высокооплачиваемых рабочих, рост средних слоев. В рабочем движении все большую роль стали играть профсоюзы, направлявшие пролетариат на борьбу за конкретные и неотложные цели. В буржуазном обществе появилась социальная политика, которая стала блокировать наиболее отрицательные стороны капиталистической системы хозяйства (нищета, безудержная эксплуатация и т. п.). Э. Бернштейн одним из первых разобрался в новой ситуации .

В философии не только материализм, но и гегелевская диалектика представлялись Э. Бернштейну метафизическими, поэтому объявлялись ненаучными и отклонялись. Диалектический и исторический материализм, на которых основывался марксизм, должны быть заменены неокантианством. Это требование он выдвинул под провокационным девизом «Кант вопреки притворству» («Kant wider Cant» по-английски: Cant - притворство) . По его мнению, «чистый или абсолютный материализм столь же спиритуалистичен, как и чистый или абсолютный идеализм... Новейшие материалисты, подобно крупнейшим современным естествоиспытателям, решительно становятся на точку зрения философии Канта» .

Э. Бернштейн особым взглядом окинул теорию трудовой стоимости К. Маркса. Как

М. В. Стрелец, О. Г. Радькова

известно, марксистская теория трудовой стоимости базируется на следующем ключевом тезисе - стоимость товара на рынке измеряется вложенным в него рабочим временем. Э. Бернштейн считал, что К. Маркс в своей трактовке трудовой стоимости абсолютизировал значение отдельной сферы сложного хозяйственного механизма современного капиталистического общества -сферы производства, придавая непропорционально большое значение живому труду как создателю стоимости . Э. Бернштейн пришел к выводу, что стоимость создается не только живым трудом, но и в процессе движения капитала, поэтому он уделял большое внимание не производственным отношениям, а отношениям обмена. Бернштей-новская критика трудовой стоимости не фундаментальна. Он даже подчеркивал, что она сама по себе в определенной степени применима как метаформа для открытого изложения механизмов капиталистической экономики . «Трудовая стоимость, - по его мнению, - это абсолютно ничто, как ключ, это - плод фантазии наподобие одушевленного атома. Ключ, который искусной рукой Маркса привел к раскрытию и изложению механизма капиталистического хозяйства... с определенного пункта отказывает и поэтому стал роковым для почти каждого ученика Маркса» .

Трудовая стоимость теряет свою силу, если не изымается всё, что производится. В товары, которые не употреблены или не проданы, тоже ведь вложено время. Несмотря на это, они, очевидно, без стоимости. «... Статистика доходов, - полагал Э. Бернштейн, - показывает нам, что не занятые в производстве слои вдобавок присваивают себе намного большую часть совокупного продукта, чем их численное соотношение с производственной частью. Прибавочный продукт последней есть эмпирический продукт, подтвержденный опытом акт, который не требует дедуктивного доказательства. Верна марксова теория стоимости или нет, это для доказательства прибавочного труда целиком и полностью безразлично. Она в этом отношении является не тезисом для доказательства, а только средством анализа и объяснения» . Э. Бернштейн считал необходимым дополнить марксистскую по-

литэкономию экономическими теориями Бем-Баверка, Джевонса, Шульце-Гевернице и других буржуазных экономистов, которые анализировали непроизводственные сферы для роста нормы прибыли .

Весьма подробно Э. Бернштейн рассмотрел марксистский тезис о поляризации классов и крушении капитализма, отверг аргументацию Маркса о закономерностях капиталистического развития. Теория крушения была, на его взгляд, даже сфальсифицирована. В доказательство этого он приводит статистические данные о демографическом развитии и тенденциях роста доходов в некоторых европейских странах. Они свидетельствовали о том, что доля предпринимателей и повысивших свои доходы, то есть лучше зарабатывающих служащих, вопреки марксовой теории, выросла. Поэтому не могла произойти пролетарская революция, так как образованная часть работополучателей стремилась к интеграции в существующую систему и социальному подъему внутри нее .

Э. Бернштейн считал, что крах капитализма становится все менее вероятным, его жизнеспособность проявляется в том, что реже наблюдаются кризисы, растут средние слои. Не отрицая фактов перепроизводства, кризисов, тенденций к централизации и монополизации, он все же считал гибель капитализма невозможной . Кризисы неизбежны в современных условиях, но они свидетельствуют не о крахе, а о способности капитализма к самовоспроизводству, что является органическим моментом развития капитализма.

Много внимания Э. Бернштейн уделял проблемам концентрации производства, выступая однозначно противником абсолютизации крупных предприятий в процессе экономического развития, тезиса о нежизнеспособности мелких предприятий и их неминуемой гибели. В его экономической концепции важное место придавалось демократизации капитала. Это рост и увеличение роли акционерных обществ, рост благосостояния широких масс, выпуск мелких акций, что неизбежно приведет к увеличению собственников и будет способствовать социалистической трансформации капиталистического общества. Вопрос о собственности переходит

Эдуард Бернштейн как идеолог и политик

из сферы отношений «капитал - труд» в область отношений «богатство - бедность». Он солидарен со сторонниками экономического либерализма, отрицающими правомерность вмешательства государства в экономическую жизнь .

Э. Бернштейн отверг марксистский тезис об абсолютном и относительном обнищании пролетариата в новых условиях, хотя он весьма упрощенно понимал это явление, видя в нем лишь рост или падение материальных благ работников, превращение неимущих в имущих путем совершенствования капиталистического распределения . Таким образом, в экономической сфере Э. Бернштейн - сторонник стабильности развития капиталистического хозяйственного механизма, способности его преодолевать кризисные явления.

Исходя из этих теоретических посылок, Э. Бернштейн выдвинул идею об отказе от принципов классовой борьбы и социальной революции, изложил условия участия Социал-демократической партии Германии в политической системе кайзеровского рейха, используя демократические институты государства. По его мнению, социализм может быть достигнут не на путях насильственной революции, а реформистским путем. Он принципиально выступил против мысленного разделения на «раньше» и «потом». Это почти религиозное разделение между земным миром до революции и райским миром после нее было весьма ходовым в многообещающих и патетических речах XIX века. В этом смысле, видимо, следует понимать знаменитое высказывание Э. Бернштейна: «То, что вообще называют социализм конечной целью, для меня ничего не значит, движение - это всё» . Показателен неординарный подход Э. Бернштейна к различию между революцией и реформой. Первая быстрее и радикальнее второй только в своей разрушительной («отрицательной») стороне, но вторая действует медленнее, значительно сильнее первой в своем созидательном («положительном») качестве. Путь реформ, по Бернштейну, - это и есть путь к социальной революции, а то и сама революция . Вместе с тем Э. Бернштейн указывал, что он не отказывается от принципов, от конкретных целей. Более того, он

убежден, что любая формулировка конечной цели не обходится без «утопизма». Ядро ревизионистско-реформистского мировоззрения в бернштейновском варианте заключалось в том, чтобы объяснить путь к цели .

Важное место в теоретических рассуждениях Э. Бернштейна занимала проблема демократии, которая для него не только стратегическое средство борьбы, но и политическая самоценность. «Демократия, - писал он, - есть одновременно средство и цель. Она - средство достижения социализма и она - форма существования социализма» . Политик стремился ни переоценивать демократию, ни недооценивать ее: «Демократия есть принципиально ликвидация классового господства, если она также еще не есть ликвидация классов» . По его мнению, борьба классов существует, но она - не единственное содержание истории, так как рядом с ней существует и сотрудничество классов.

Э. Бернштейн пришел к выводу, что для социал-демократов есть все основания для веры в постепенную эволюцию, ведущую к социализации общественного строя через муниципализацию. Политические привилегии буржуазии во всех развитых странах шаг за шагом уступят место демократическим учреждениям, в обществе все сильнее будет нарастать протест против капиталистической эксплуатации. По его мнению, фабричное законодательство, демократизация общинного самоуправления, освобождение коалиций от всяких законодательных ограничений станут ступенями к общественному демократическому развитию. Если в Германии думают не об освобождении, а о стеснении права коалиций, то это свидетельствует не о том, что она достигла высокого уровня развития, а только о ее политической отсталости. Отсюда Э. Бернштейн, оставаясь социал-демократом, делает вывод о том, что вся практическая программа партии должна быть пересмотрена. Следует, в частности, отказаться от тезиса, что пролетариат не имеет отечества, и, следовательно, - от интернационализма. Это было верно раньше, ныне пролетарий все больше становится гражданином. «Полное уничтожение национальностей есть мечта и притом некрасивая... пора наконец со-

М. В. Стрелец, О. Г. Радькова

циал-демократии эмансипироваться от власти фразы и стать открыто тем, чем она уже является в действительности: демократическо-социалистической партией реформы» .

Обращаясь к теоретическому осмыслению острых проблем международных отношений, колониальных вопросов, Э. Бернштейн выступал против шовинизма и войны, но не отказывал колониализму в праве перехватить у дикарей землю в тропических странах, так как Европа может принести туда более высокую культуру. «Это не неизбежно, - указывал он, - что оккупация тропических стран европейцами причинит ущерб жизненным наслаждениям местных жителей, такое до сих пор вообще не случалось. Кроме того, может быть признано только условное право дикарей на занимаемую ими землю. Более высокая культура имеет здесь в исключительном случае также более высокое право. Не завоевание, а хозяйствование на земле дает правооснование на ее использование» .

Особенной критике со стороны Э. Бернштейна подверглось марксистское положение о диктатуре пролетариата. Отказ социал-демократии от диктатуры пролетариата означал, что проблема построения социализма переводилась в плоскость осуществления социальных реформ в условиях сохранения капиталистического строя » .

Э. Бернштейн понимал свою критику марксистских взглядов не как генеральную атаку на марксизм, а как средство развития существующей марксистской теории, считая, что дальнейшее развитие и совершенствование марксистского учения нужно начинать с его критики - «недоразумением... выглядит зацикливание на том, что Маркс и Энгельс когда-то разделяли эту позицию» . Он был убежден, что не может быть серьезным критиком Маркса тот, кто безоглядно льет воду на содержание и дух его учения и неоднократно подчеркивал, что речь идет не об удалении марксизма самого по себе: «Всё-таки идет ли вообще речь о преодолении марксизма или отбрасывании определенных остатков утопии, которые заключает в себе марксизм и в которых мы должны искать первоисточники противоречий в теории и практике, которые были под-

вержены марксизму его критиками?», а о улучшении теории, но не ее ликвидации, при этом основная идея теории не теряет вследствие этого своеобразия, а сама теория приобретает научность .

Свою деятельность по осовремениванию марксизма Э. Бернштейн рассматривал как работу по убеждению для смены парадигм внутри марксистской доктрины: «Заблуждения в учении могут считаться действительно преодоленными, если они как таковые признаются его поборниками. Такое признание еще не означает краха учения» . Он считал, что не нужно бояться браться за пересмотр «священных догм»: «Тот, кто хоть малость разбирается в теории, для кого научность социализма не является вещью, которую берут по торжественным поводам из серебряного шкафа, иными словами, не принимают во внимание, тот будет, пока эти противоречия им осознаются, воспринимать потребность их убрать. В этом, а не в вечном повторении слов учителя заключается задача его ученика» . Но не только ученикам Э. Бернштейн расчищал духовную свободу на интерпретацию идей и их дальнейшее развитие, но и признавал право политических противников при случае попасть своей критикой в точку . Если подобное будет иметь место, нужно критикуемое модифицировать и не игнорировать критику из-за ее происхождения: «Истина не потеряла в весе вследствие того, что она сначала найдена или сформулирована антисоциалистическим или не вполне социалистическим экономистом» .

Таким образом, работа Э. Бернштейна «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» представляла собой законченный и теоретически фундированный проект социал-демократической реформистской политики.

Идейная позиция Э. Бернштейна вызвала волну протестов внутри социал-демократической партии Германии, привела к разрыву его с марксистским центром, подверглась критике со стороны А. Бебеля, К. Каутского, В. Либкнехта, Р. Люксембург, А. Парвуса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина и многих других видных деятелей германского и международного социалистического движения. Опасность для марксизма состояла в том, что

Эдуард Бернштейн как идеолог и политик

он подвергся атаке в идейно-теоретическом плане не извне, а изнутри. На партийном съезде в Ганновере в 1899 г. в течение четырех дней шли ожесточенные дискуссии по поводу взглядов Бернштейна. С резкой критикой выступил Август Бебель, заявивший, что анализ социально-экономического положения Германии и общей картины мира не дает оснований для подтверждений основных выводов Бернштейна» . Он намеревался добиваться исключения Бернштейна из СДПГ как на данном съезде, так и на последующих, однако ему приходилось отказываться от этого ввиду того, что Бернштейн уже имел приверженцев внутри партии, а это создавало реальную угрозу расколу и основанию сепаратистской реформистской социал-демократической партии .

Противостояние между приверженцами марксизма и сторонниками Э. Бернштейна находилось в центре внимания всех съездов германской социал-демократии и конгрессов II Интернационала до Первой мировой войны. Развернулась полемика между К. Каутским и Э. Бернштейном. Первый опубликовал книгу «Антибернштейн», в которой попытался соотнести понятия «социальная революция» и «политическая революция». Цели социал-демократии, на взгляд К. Каутского, должны распространяться дальше, нежели борьба за демократические и социальные реформы, и состоит в кардинальном революционном преобразовании общества . Однако К. Каутский по мере дальнейшего развития капитализма и приближения Первой мировой войны стал всё более терпимо относиться к ревизионистско-реформистским взглядам Э. Бернштейна, в годы войны все больше и больше воспринимал его идеи, а позднее вообще признал его правоту по многим положениям» .

Р. Люксембург в брошюре «Социальная реформа или революция», изданной в 1899 г. в Лейпциге, подвергла резкой критике позицию Э. Бернштейна. Она указала на то, что оппортунистическое течение в партии, теоретически обоснованное Бернштейном,

стремится обеспечить преобладание в партии мелкобуржуазных элементов и изменить в их духе ее практическую деятельность и цели. «Вопрос о социальной реформе и ре-

волюции о конечной цели и движении представляет... вопрос о мелкобуржуазном или пролетарском характере рабочего движения», - писала она .

В 1901 г. власти Германской империи разрешили Э. Бернштейну вернуться в Германию, вскоре он был избран депутатом Рейхстага, одержав победу в избирательной борьбе на родине Ф. Лассаля - в г. Бреслау, являлся депутатом рейхстага до 1906 г., затем вновь был избран в рейхстаг в 1912 г. и был депутатом до 1918 г. Одновременно он работал в качестве главного сотрудника журнала «Sozialistische Monatshefte», придерживавшегося реформистской позиции. В эти годы Э. Бернштейн опубликовал несколько книг, среди которых трёхтомная «История рабочего движения в Берлине: 1848-1908 гг.», в предисловии к которой он, указывал, что его работа предпринята по поручению социал-демократических уполномоченных Берлина . Здесь же он отмечал, что «история делается людьми, при чем способности и обстоятельства заставляют одного играть большую роль, другого меньшую, и каждый несет долю ответственности» . Совместно с А. Бебелем он отредактировал и издал в 1913 г. «Переписку между Ф. Энгельсом и К. Марксом с 1844 по 1883 гг.» в четырех томах, выступал с докладами в Германии и за рубежом по вопросам социалистического движения, опубликовал много статей в германской и зарубежной прессе.

Интерес представляет статья Э. Бернштейна «Возможен ли научный социализм?», в основу которой был положен его доклад, прочитанный Берлинскому студенческому союзу по изучению социальных наук 17 мая 1901 г. В этой статье автор поставил ряд серьезных теоретических проблем - поиски критерия различия научного и утопического социализма, выделение специфики социализма как практического движения и теоретической концепции, соотношение идеала, науки и политики в марксизме и некоторых других. Э. Бернштейн выразил сомнение в научности социализма, так как он является политической доктриной и не отвечает тем требованиям науки, которые предъявляются к естественным наукам. Он предложил заменить понятие «научный социализм» на «кри-

М. В. Стрелец, О. Г. Радькова

тический социализм». Рассматривая различные истолкования социализма, он считал, что наиболее точное определение социализма -«кооперативный общественный строй», который возможен только при создании самоуправления и рабочей демократии .

Пристальное внимание Э. Бернштейна привлекли события, связанные с первой русской революцией 1905-1907 гг. В «Sozialisti-sche Monatshefte» в апрельском номере за 1905 г. он опубликовал статью «Революция в России», в которой рассмотрел это событие в контексте революций нового времени - Английской революции XVII в. и Французской революции XVIII в., отметив отличие русской революции от европейских. В ряде других публикаций, выступлениях перед рабочими он высказывал предложения по развитию тактики СДПГ на основе русского опыта, ставил вопрос об использовании массовых стачек рабочими Германии. Вместе с тем он предупреждал от попыток «механического перенесения российского опыта в немецкие условия» . Он не разделял тактику большевиков по бойкоту первой Государственной думы 1906 г., обращал внимание на то, что парламентская тактика СДПГ, которая находилась в период исключительного закона против социалистов на нелегальном положении, принесла ей успех. Он признавал возможным использовать массовую забастовку для завоевания демократии, без которой переход к социализму казался ему невозможным, но отвергал взгляды левого крыла, видевшего в массовой забастовке средство мобилизации масс для борьбы за социализм, перехода от парламентских методов к революционным.

Руководство социал-демократической

партии Германии, как известно, с началом Первой мировой войны пошло по пути поддержки кайзеровского правительства, лозунгов «защиты отечества» и «гражданского мира». Среди голосовавших 4 августа 1914 г. членов фракции СДПГ в рейхстаге за военные кредиты был и Э. Бернштейн. Затем он опубликовал в «Vorwarts» несколько статей, в которых военная политика германской социал-демократии оправдывалась необходимостью борьбы против царизма, якобы виновного за развязывание войны. В конце 1914 г. появилась большая статья Э. Берн-

штейна, изданная позднее в виде отдельной брошюры «Рабочий Интернационал и европейская война», основным лейтмотивом которой являлось доказательство ответственности России за развязывание войны. Именно Россия в силу своей крайней военизирован-ности является угрозой мира. Делался вывод о том, что Германия вступила в войну для защиты культуры всей Европы против агрессивного российского деспотизма, который должен быть наказан . Необходимость борьбы против царизма является очередной важнейшей задачей германского пролетариата .

Однако позднее Э. Бернштейн осознал ошибочность своей позиции, дистанцируясь от политики гражданского мира. В 1915 г. при очередном вотировании военного бюджета в рейхстаге он предложил воздержаться от голосования. Из 99 депутатов фракции его поддержали 30. Тогда он вместе с К. Каутским и Г. Гаазе решились обратиться к общественности. Они опубликовали воззвание «Веление времени» 19 июня 1915 г., в котором выступали приверженцами мира, возможного на основе свободного соглашения, предлагали отказаться от проводимой партией политики гражданского мира, отмежеваться от грабительских целей войны .

Руководство партии в таких условиях предложило подготовить два альтернативных варианта «Тезисов о целях войны»: один готовил Э. Бернштейн, второй - Э. Давид. При обсуждении проектов разгорелась острая дискуссия. За проект Давида высказалось большинство фракции. Проект Бернштейна не был поставлен на голосование, хотя в нем выдвигались интересные предложения и идеи - признание права народов на национальное самоопределение в рамках международного права как высшего принципа международных отношений, учреждение международного третейского суда, интернационализация морских путей, последовательное стремление к миру . Таким образом, в годы войны позиция Бернштейна менялась, принимая все более антиимпериалистический характер.

В 1917 г. Э. Бернштейн стал одним из основателей Независимой социал-демократической партии Германии, которая откололась от СДПГ в знак протеста против проводимой

Эдуард Бернштейн как идеолог и политик

ею политики одобрения войны. В этот период он систематизировал свои взгляды по проблемам войны и мира в ряде статей и книг, где поставил также вопрос о характере послевоенного устройства мира. Теперь он подверг резкой критике социалистов, несущих свою ответственность за то, что войну не удалось предотвратить, обвинил их в том, что они стали заложниками империализма. Он также занимался научной деятельностью - издал 12-томное «Собрание речей и сочинений Фердинанда Лассаля» со своим обширным введением, опубликованным ранее. В нем Лассаль предстал как один из основателей социалистического движения в Германии .

В период Ноябрьской революции в Германии Э. Бернштейн оставил НСДИГ и вернулся в СДПГ, партию большинства, руководители которой, Ф. Эберт и Ф. Шейдеман, стали президентом и премьер-министром Веймарской республики. Э. Бернштейн вошел в социал-демократическое правительство и получил должность комиссара республики по вопросам социализации (обобщение имущества). Он опубликовал монографию о Ноябрьской революции, в которой содержался богатый фактический материал, были точно показаны события, что давало возможность составить самостоятельное мнение о ходе революции. Вместе с тем эта работа отразила субъективные взгляды политика, оказавшегося «неспособным генетически связать революционную борьбу левого крыла германского рабочего движения против войны с позицией этого крыла во время самой революции» . Он дал нелицеприятную характеристику Карлу Либкнехту: «Несмотря на все свои дарования и весь свой радикализм, Либкнехт не пользовался особенным расположением даже в кругу радикальных вождей» , ему «недоставало тех качеств, без которых социал-демократия не в состоянии выполнить свою великую миссию в качестве творческой силы» .

На взгляд Э. Бернштейна, Ноябрьская революция призвана была уничтожить остатки феодализма, абсолютизма, чтобы постепенно реформировать общество посредством парламентаризма и демократических институтов. Она привела к установлению республики и завоеванию всеобщего избирательно-

го права, которое дает народу возможность распоряжаться своей судьбой. Республика могла вынести легшее на ее плечи бремя «только при условии, чтобы значительная часть буржуазии была заинтересована в ее существовании и процветании» . Для перехода к социалистическому обществу объективно Германия была еще не готова: «Экономическое развитие и социальная дифференциация Германии делали невозможным непосредственный переход ее к социалистическому строю, не говоря уже о сильном крестьянстве, с которым Германская республика должна была считаться еще в гораздо большей степени, чем большевики с русскими мужиками, налицо был целый миллион ремесленников, без которых она также не могла обойтись» . Для продвижения к социализму необходимым условием должна быть развитая демократия, которая способна обеспечить влияние рабочего класса на судьбу республики и «несет с собой в зародыше и социализм» . Таким образом, революцию в Германии Э. Бернштейн рассматривал как процесс, в ходе которого необходима демократизация, а потом социализация общества.

В 1920 г. Э. Бернштейн был избран в первый общегерманский рейхстаг, где стал заниматься налоговой политикой, являлся депутатом рейхстага до 1928 г. Он одновременно был депутатом и советником городского самоуправления района Шёнеберг-Берлин, не получавшим никакой зарплаты и никакого вознаграждения, то есть профилировал себя как парламентарий общегерманского и местного уровней. В 1920 г. на партсъезде в Касселе он был выдвинут в комиссию по разработке новой программы партии, принятой на съезде в Гёрлице в 1921 г.

Э. Бернштейн дал обширные комментарии этой программы.

Будучи комиссаром по вопросам социализации, Э. Бернштейн выступал по данной проблеме с докладами, в которых указывал на то, что обобществление собственности в условиях разрухи может лишь усугубить экономический и социальный кризисы в стране, призывал к проведению прагматической политики в данном вопросе .

Крайне негативно Э. Бернштейн воспринял Октябрьскую революцию в России.

М. В. Стрелец, О. Г. Радькова

Он считал, что революция в России произошла не по канонам социалистической теории, поэтому категорически не принял ее. На его взгляд, большевики не посчитались с законами общественного развития и задумали перевести отсталую страну в социализм, что противоречило концепции эволюционного развития общества. Россия в силу аграрного характера экономики и общей отсталости не была готова к социалистической революции.

Э. Бернштейн пристально следил за процессами, происходившими в Советской России. В лекциях, прочитанных в Берлинском университете в 1921 г. и опубликованных отдельной книгой «Социализм вчера и сегодня. Спорные вопросы социализма в прошлом и настоящем», он уделил большое внимание большевистской разновидности социализма, считая, что большевики создали «свой марксизм», механически позаимствовав у марксистской теории самое для них необходимое - насилие и экспроприацию собственников. Большевистская политика состоит «в беспрерывном неуклюжем экспериментировании» . Не разбираясь глубоко в сложнейшей ситуации, сложившейся в России в те годы, и вынужденности из-за чрезвычайных обстоятельств в проведении крайних мер, он обвинял большевиков в насилии, которое они якобы использовали как единственное средство преобразования общества. По его мнению, состояние гражданской войны в России явилось прямой заслугой большевиков, разогнавших Учредительное собрание и вызвавших тем самым кровавый гражданский конфликт, что дало повод иностранным державам отказать в признании их правительства. В Советской России «нет для инакомыслящих и свободы собраний, умерщвлена в области хозяйственной свободная творческая энергия, являющаяся для России прямо-таки необходимостью, если стране суждено хоть сколько-нибудь оправиться» .

Не принимая диктатуру пролетариата, основанную, по словам Э. Бернштейна, на насилии и экспроприации, он замечал, что большевики обходят либо игнорируют учение о социальном развитии общества, вопрос «об органической связи социально-политических моментов с фактами экономического

развития, иными словами - производственных отношений . Идея насилия, считал он, деформирует идею и политику социализма. В результате изгнания из страны лучших представителей науки и культуры были разрушены предпосылки создания нового социалистического общества, а диктатура пролетариата была подменена диктатурой партии. Э. Бернштейн замечал, что в его намерения не входит опорочивание большевиков, он только обсуждает ошибки большевизма, «потому что его доктрина и его методы приобрели в настоящее время значение в качестве спорных вопросов социализма» . В конечном итоге, на его взгляд, большевизм является чисто русским явлением, не заслуживающим подражания .

Важным направлением в практической и теоретической деятельности Э. Бернштейна стало осмысление опыта Первой мировой войны после ее окончания - анализ причин ее возникновения и поражения в ней Германии. В качестве эксперта по германо-английским отношениям он вошел в образованный Веймарским Национальным собранием в 1919 г. комитет по расследованию причин возникновения войны, методов ее ведения, упущенных возможностей для заключения мира, работал в первом подкомитете, изучавшим предысторию войны. Э. Бернштейн -один из немногих депутатов Национального собрания, признавших германскую вину за возникновение войны, тем самым он противостоял большинству буржуазных партий . Как констатирует исследовательница Тереза Лёве, он хотел подвинуть СДПГ и Германию к тому, чтобы признать германскую вину за войну .

Политик был озабочен тем, как в будущем избежать новой мировой катастрофы. Он считал, что важную роль в сохранении мира должны сыграть демократизация дипломатии и внешней политики государств. Война была развязана и потому, что народы мира были отстранены от решения спорных вопросов, а именно народы, а не государства должны стать субъектами международных отношений. Он полагал, что в исторической перспективе наступит время, когда в международных отношениях будет действовать не «Союз государств», а «Союз народов», ибо центр тяжести в международных отношениях

Эдуард Бернштейн как идеолог и политик

лежит на народных массах как на субъектах, действующих лицах союза, предполагающего доверительные отношения и демократическую природу союза. «Союз народов» может стать тем органом, который будет управляться самим народом или же его уполномоченными. Он поддерживал создание Лиги наций, но возражал против учреждения ее как союза государств, а не народов, опасался установления гегемонии США в предложенном президентом В. Вильсоном проекте создания Лиги наций .

Таким образом, Э Бернштейн в важных практических вопросах был радикальнее, чем партийное руководство. Его пунктуальный радикализм был подмечен бывшим ортодоксальным марксистом и нынешним ученым-политологом из Кёльна Христофором Бут-тервеге. Он указал на то, что Э. Бернштейн имел намерение образовать совместно с буржуазным средним классом альянс против монополистического капитала, выступал за обобществление предприятий этого капитала, в вопросе о военных кредитах уже в 1915 г. занял последовательную антимилитаристскую позицию против большинства в социал-демократии и в 1917 г. стал одним из основателей НСДПГ . К этому перечню можно добавить прежде всего его антинационалистическую позицию после 1918 г. по признанию вины Германии за развязывание Первой мировой войны . Видный теоретик СДПГ Хорст Хайман, отмечая стойкость Э. Бернштейна в окружении, которое потеряло ориентацию, указывал, что он перед войной был на стороне тех, кто хотел восполнить пространство между словом и делом, во время войны - на стороне антимилитаристов и после войны - на стороне тех, кто хотел прямо конфронтировать с германским национализмом .

В годы Веймарской республики, как уже отмечалось, Э. Бернштейн, будучи депутатом парламента, занимался проблемами социализации, налоговой политикой, научно-публицистической деятельностью, выступал на массовых собраниях, поддерживал связи с профсоюзами. Вместе с К. Каутским и Г. Гаазе он активно участвовал в возрождении II Интернационала, который представлялся ему идеалом классового сотрудничества. Э. Бернштейн был солидарен с теми

в германском и международном социалистическом движении, кто развернул наступление на завоевания Октябрьской революции, -опыт России неприемлем для Запада, это чисто русское национальное явление. В центре его внимания находилась политическая линия руководства германской социал-демократии по теоретическим и конкретно-политическим вопросам, национальный вопрос, отношение к фашизму. Однако его роль, как и К. Каутского, и влияние на политику социал-демократии уже были невелики . По личным мотивам и по состоянию здоровья он уже не был столь активен, как в прошлые годы. В 1924 г. умерла его жена Регина Шаттнер, на которой он женился в 1887 г. после годичного с ней знакомства и с которой прожил многие годы. Она была его соратницей и верной подругой. Будучи уже немолодым, он не всегда находил понимание «у новой, прагматически настроенной, генерации социал-демократов» .

В 1925 г. был отмечен вниманием общественности Германии и многих зарубежных стран 75-летний юбилей Э. Бернштейна, что свидетельствовало о его популярности. Но в последние годы своей жизни он отошел от активной политической деятельности. Осознавал опасность, которую несли народам Германии, Европы фашисты, но болезнь и возраст не позволили ему вступить в борьбу против фашизма .

Таким образом, жизненный путь и творческая деятельность Э. Бернштейна были неразрывно связаны с германской социал-демократией, с поисками путей развития рабочего движения, социалистических идей, с поисками ответов на серьезные вопросы, поставленные историей в годы его жизни. Многие его идеи опережали время.

Э. Бернштейн не отказался от марксизма как научной системы взглядов. Его ревизионизм явился средством отклика на новые вызовы времени. Он выступал за переустройство общества, но не с помощью насильственной революции, а путем постепенного его реформирования, рассматривал классовую борьбу как борьбу в парламенте, считал демократию идеалом, целью и средством социалистического движения. Его идейные

М. В. Стрелец, О. Г. Радькова

взгляды представляли собой теоретически фундированный проект социал-демократической реформистской политики. Ревизионизм постепенно утверждался в теории и практической деятельности германской социал-демократии, нашел развитие в идеологии современной социал-демократии с ее идеями объединения частной инициативы и социальных реформ.

Вместе с тем следует отметить, что в сложнейшей общественно-политической ситуации периода Первой мировой войны, Октябрьской революции в России, Ноябрьской революции в Германии Э. Бернштейн был непоследователен, не смог объективно, с учетом общемировых тенденций исторического развития и задач своего времени дать оценку этим событиям. Его приверженность догмам о постепенном эволюционном развитии общества, о несоответствии Октября канонам известных в истории революций, его крайний антибольшевизм вряд ли помогли рабочим Германии найти наиболее верный путь защиты их жизненных интересов в годы Веймарской республики и предотвратить приход к власти нацистов, развязавших Вторую мировую войну.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаев С. А. Движение и цель. О «формуле Бернштейна» и не только о ней // Полис. -1991. - № 2. - С. 155-165.

2. Бернштейн Э. Возможен ли научный социализм? Ответ Г. В. Плеханова. - М., 1991. -82 с.

3. Бернштейн Э. Германская революция. История ее возникновения и ее первого периода / с пред. А. Штейна. - Берлин; Дрезден: Восток, 1922. - 331 с.

4. Бернштейн Э. История рабочего движения в Берлине. 1848-1908. - СПб., 1908. - 465 с.

5. Бернштейн Э. Лассаль Фердинанд. Биографический очерк. - СПб., 1905. - 95 с.

6. Бернштейн Э. Проблемы социализма и задачи социал-демократии. - М. : Изд-во Д. П. Ефимова, 1901. - 360 с.

7. Бернштейн Э. Социализм и демократия в Великой Английской революции. - М. ; Пг., 1924. - 214 с.

8. Бернштейн Э. Спорные вопросы социализма. - Берлин: Изд-во С. Ефрон, 1922. - 286 с.

9. Бровко Л. Н. Война, революция и новая картина мира в идеологии германской социал-демократии / Первая мировая война: Пролог XX в. - М. : Наука, 1998. - С. 250-274.

10. Эдуард Бернштейн: немецкий публицист и

политический деятель. - URL:

http://ru.wikipedia.org.

11. Евзеров Р. Я. Бернштейн Эдуард // Большая Российская Энциклопедия. - Т. 3. - М., 1910.

12. Ковалев Е. В. Эдуард Бернштейн. Период становления политических взглядов // Вопросы гуманитарных наук. - 2007. - № 3 (30). -С. 387-393.

13. Кретинин С. В. Карл Каутский. 1854-1914. -Воронеж: Научная книга, 2007. - 557 с.

14. Кретинин С. В., Семенова А. О. Рецензия:

Eduard Bernsteins. Briefwechsel mit Karl Kautsky (1912-1932). / E.B. Gortz hrsg. Campus Verlag: Frankfurt am Main /New York, 2011.

633 s. / Германия и Россия: События, образы, люди: сборник российско-германских исследований. - Вып. 10. - Воронеж: Истоки, 2014. - С. 243-249.

15. Люксембург Р. О социализме и русской революции. Избранные статьи, речи, письма. -М. : Политиздат, 1991. - 399 с.

16. Международное рабочее движение. Вопросы истории и теории. - Т. 1-4. - М. : Мысль, 1976-1980.

17. Миллер С., Потхофф Х. Краткая история СДПГ (1848-1990) : пер. с нем. - Киев: Основы цшносп, 2000. - 375 с.

18. Обсуждение книги Т. И. Ойзермана «Оправдание ревизионизма» // Вопросы философии. -2006. - № 7. - С. 3-31.

19. Овчаренко Н. Е. Две жизни Эдуарда Бернштейна // Новая и новейшая история. - 1994.

- № 3. - С. 195-226.

20. Овчаренко Н. Е. Две жизни Эдуарда Бернштейна // Новая и новейшая история. - 1994.

- № 4/5. - С. 208-241.

21. Ойзерман Т. И. Оправдание ревизионизма. -М., 2005. - 688 с.

22. Петренко Е. Л. Социалистическая доктрина Эдуарда Бернштейна. Из цикла: История социалистических учений. - М. : Знание, 1990.

23. Радек К. Бернштейн Эдуард // БСЭ / гл. ред. О. Ю. Шмидт. - Т. 5. - М. : Советская энциклопедия, 1927. - С. 696-704.

24. Bernstein E. Aus den Jahren meines Exils. Erin-nerungen eines Sozialisten. - Berlin, 1918. -306 s.

25. Bernstein, Eduard. Die Jnternationale der Arbei-terklasse und europaische Krieg / E. Bernstein.

Tubingen, 1915. - 56 s.

26. Bernstein E. Der Sozialismus einst und jetz. Streitfragen des Sozialismus in Vorgangenheit und Gegenwart. - Berlin, 1922. - 376 s.

27. Bernstein E. Die Voraussetzungen des Sozialis-mus und die Aufgaben cler Sozialdemokratie. -Stuttgart: Dietz, 1921. - 275 s. - Neue Ausg. von Gunter Hillmann, Reinbek bei Hamburg, 1984.

28. Bernstein E., Haase H., Kaytsky K. Das Gebot der Stunde // Leipziger Volkszeitung. - 1915. -19.VI. - S. 6.

29. Butterwege C. Der Bernstein-Boom in der SPD // Blatter fur deutsche und international Politik.

1978. - S. 549-592.

Эдуард Бернштейн как идеолог и политик

30. Carsten F. L. Eduard Bernstein 1850-1932. Eine politische Biographie. - Beck. Munchen, 1993. -436 S.

31. Heimann H., Meyer T. Bernstein und die demo-kratische Sozialismus / Bericht uber den wissen-schafteichen Kongrep: die historische Leistung und aktuelle Bedeutung Eduard Bernsteins. -Dietz Verlag, Berlin, Hannover, 1978. - 456 S.

32. Klassenkampf, Tradition, Sozialismus... Grundrip. - VEB, Deutscher Verlag der Wissenschaften, Berlin, 1974. - 794 s. (s. 320-322).

33. Lexikon der deutschen Geschichte bis 1945. -Alfred Kroner Verlag, Stuttgart, 1998. - 1410 s.

34. Lowe Teresa. Der Politiker Eduard Bernstein. -

URL: http://library.Fes.de/fulltext/historiker/

35. Pofineck E. Was wollte Bernstein? // Ein Beitrag zum Jnhalt seiner Gesellschaftsauffasung. Ge-sellschaft fur Politik und Zeitgeschichte. - Leipzig, 1993. - 239 s.

36. Pofineck E. Zuruck zu Bernstein? Eine Bertach-tung seiner friendenspolitischen Ansichten. -Selbst. - Verlag, Dresden, 2007. - 454 s.

37. Protokoll uber die Verhandlungen des Parteita-ges der Sozialdemokratischen Partei Deutschlangs. Abgehalten zu Hannover. - Berlin, 1899. - 321 s.

38. Radczun G. Bernstein Eduard // Geschichte der Deutschen Arbeiterbewegung. Biographisches Lexikon. - Berlin: Dietz Verlag, 1970. - S. 4143.

Бернштейн Эдуард (Eduard Bernstein ; 06.01.1850, Шёнеберг - 18.02.1932, Шёнеберг) - немец кий социал-демократический теоретик , который обычно ассоциируется с РЕВИЗИОНИЗМОМ внутри МАРКСИЗМА . В его главной работе - "Die Voraussetzungen des Socialismus" (1899) - содержится утверждение, что расширение политических прав в капиталистических обществах будет постепенно трансформировать их и предотвращать экономические кризисы без необходимости насильственной революции или диктатуры ПРОЛЕТАРИАТА .
Эдуард Бернштейн родился в Берлине, в семье железнодорожника. Якоб Бернштейн, отец большого семейства, состоявшего из 15 детей, работал мастером-жестянщиком, затем кочегаром, машинистом на железной дороге. Достаток семьи был невелик, но почти всем детям удалось дать профессиональное образование.
Эдуард закончил частную мужскую школу, где ему хорошо давались языки и математика, а затем продолжил образование в гимназии. Окончив коммерческое училище, он начал работать служащим в банкирском доме Ротшильдов в Берлине.
Молодой банковский служащий рано заинтересовался социалистическими идеями. Вместе со своими гимназическими друзьями он создал союз «Утопия», изучал труды Ф. Лассаля и Е. Дюринга. В 1871 г. познакомился с А. Бебелем и другими социал-демократами, был принят в члены I Интернационала, стал делегатом Готского съезда германской социал-демократии, объединившего два ее направления («эйзенахцев» и «лассальянцев»). После принятия в 1878 г. «Исключительного закона против социалистов» для Э. Бернштейна начались годы эмиграции, растянувшиеся более чем на 20 лет, которые он провел в Швейцарии и Англии. В Лондоне Э. Бернштейн познакомился с К. МАРКСОМ и Ф. Энгельсом. Отношения с Ф. Энгельсом переросли в прочную дружбу, незадолго до своей смерти Ф. Энгельс в завещании назначил Э. Бернштейна и А. Бебеля своими душеприказчиками.
С 1880 г. Э. Бернштейн возглавляет газету «Социал-демократ», найдя в этой работе свое призвание. В этот период он почувствовал недостаточность своих теоретических знаний и активно занялся самообразованием. При всем многообразии существовавших тогда социалистических теорий четко выделялись два основных ТИПА СОЦИАЛИЗМА : революционный и реформистский. На эволюцию Э. Бернштейна в сторону социал-реформизма повлияло его пребывание в Англии, куда он переехал в 1888 г. Здесь он увидел «другой капитализм», МОДЕЛЬ общества со специфической системой власти и демократии, которая существенно отличалась от германской. Изучая процессы социально-экономического развития Англии, он обнаружил, что ТЕОРИЯ К. Маркса не соответствует изменившейся действительности.
В 1901 г. Бернштейн возвращается в Германию, где становится видным политическим деятелем. К этому времени завершается формирование теоретических воззрений Бернштейна. Избирался депутатом рейхстага в 1902-1918 гг. и в 1920-1928 гг. Последние годы жизни Бернштейн все силы отдает защите интересов Веймарской республики. Он активно выступает против КОММУНИЗМА в немецком рабочем движении. Бернштейн предостерегал немецкую социал-демократию от попыток повторения революционного опыта России, к которому относился крайне отрицательно.
Когда началась Первая мировая ВОЙНА , социал-демократы в рейхстаге, подчинившись партийной дисциплине, 4 августа 1914 г. единодушно поддержали первый военный бюджет, несмотря на то, что накануне, 3 августа, на заседании социал-демократической фракции 14 депутатов рейхстага проголосовали против военного бюджета. Э. Бернштейн был одним из них. В результате начала формироваться та часть Социал-демократической партии Германии, которая в 1917 г. превратилась в Независимую социал-демократическую партию Германии. РОЛЬ Э. Бернштейна в этом расколе была значительна. Однако после Ноябрьской революции 1918 г. и провозглашения в Германии республики Э. Бернштейн вернулся в социал-демократическое «большинство», решив, что может принести больше пользы не как оппозиционер, а как непосредственный участник строительства нового общества. Он был назначен комиссаром республики по вопросам социализации (обобществления имущества). В этот период он выступал против «обвального обобществления собственности», призывая к проведению реалистической политики, а не к социальным экспериментам.
Эдуард Бернштейн вошёл в историю экономической мысли в результате своей попытки подвергнуть пересмотру некоторые положения марксизма. Он положил начало течению бернштейнианства или ревизионизма (название, данное не Бернштейном и ему не нравившееся), против которого яростно боролись марксисты во главе с ЛЕНИНЫМ .
Бернштейн доказывал необходимость обновления марксизма с учетом нового исторического опыта, четкого различения СОЦИАЛИЗМА как теории и как политической доктрины. В статьях «Проблемы социализма» (1896-1898) и книге «Проблемы социализма и задачи социал-демократии»(1899) Бернштейн предложил программу ревизии учения Маркса. Тезис, выдвинутый им и ставший афоризмом: «Движение - все, конечная цель – ничто». С точки зрения Бернштейна, учение Маркса в целом ряде пунктов оказалось научно несостоятельным. Такими пунктами Бернштейн считает учение Маркса о прогрессирующем обнищании ПРОЛЕТАРИАТА с развитием капитализма, о концентрации КАПИТАЛА вообще и, в особенности, в земледелии, о революционном восстании масс.
По мнению Бернштейна, с дальнейшим развитием капитализма классовые противоречия не обостряются, а смягчаются, а положение рабочего КЛАССА путем государственных реформ все более улучшается. Постепенно происходит мирное врастание в социализм, причем орудием преобразования буржуазного общества Бернштейн объявляет парламент, в котором пролетариат должен стараться достигнуть большинства.
Бернштейн считал, что в усложнившемся по своей структуре обществе в принципе возможно лишь постепенное преобразование экономических и политических . Требования демократии, солидарности, самоопределения выполняются поэтапно, в процессе такого преобразования. Любая попытка насильственно, механически прервать эту постепенность чревата кризисом, разрушительные последствия которого непредсказуемы. В марксистском социализме присутствует, по его оценке, чисто умозрительное предварение зрелости экономического и социального развития, обнаруживавшего... лишь первые ростки (Э. Бернштейн . Условия возможности социализма и задачи социал-демократии. СПб., 1899, с. 30). ИСТОРИЯ не подтвердила убежденность Маркса и Энгельса в том, что политический ПЕРЕВОРОТ , захват власти пролетариатом является необходимым и достаточным условием переустройства экономики на социалистических принципах. Следовательно, перед их учениками и последователями стоит задача по восстановлению единства между теорией и практикой и внесения единства в теорию.
В работе «Возможен ли научный социализм?» (1901) Бернштейн формулирует свои представления о путях теоретического обновления марксизма. Социализм рассматривается Бернштейном с 3 сторон: как теория - принципы, по которым идет общественное развитие (имеет своей целью ПОЗНАНИЕ); как доктрина - теория борьбы классов (имеет своей целью защиту классовых интересов), и как движение - интерпретация теории с точки зрения достижения определенной цели (превращения капиталистического строя в коллективное регулируемое и управляемое хозяйство). Теорией является СОЦИОЛОГИЯ - НАУКА , которая позволяет выявить закономерности общественного развития. Но нельзя подменять науку (теорию) доктриной, то есть провозглашать цели классовой борьбы идеальными целями развития общества. Социология является наукой, которая не может определить, что произойдет в будущем. Она может уяснить тенденции. Но строить прогнозы развития, и тем более подчинять им в качестве целей политическое движение - это не дело теории и науки. И если это происходит - то это надо расценивать как вредное явление. Любое положение социалистической доктрины, возведшей себя в сан науки, будет рассматриваться как неизменный постулат в цепи ее логических доказательств. А при наличии тесной связи между теорией и практикой, к которой стремится социализм, это может в ряде случаев повредить практическому движению. Ученый приходит к выводу, что социализм как единство теории и практики вообще не может быть обоснован научно, да он и не нуждается в этом: собственно социалистической политическая программа может стать лишь при наличии в ней определенных морально-правовых установок. А поскольку наука должна быть свободна от ценностных суждений, то социализм научен лишь постольку, поскольку гарантирует свободу критики чисто научных элементов своей программы.
Критика Бернштейна сосредоточивается на тех положениях социалистического, и прежде всего марксистского, учения, на тех принципах политической практики рабочего движения, которые не сработали, превратились в догму. Однако ревизия Бернштейн ом отдельных положений учения Маркса и Энгельса была воспринята большинством его современников как полный отказ от теории и метода марксизма, а его социалистическая программа - как альтернативная идеям марксистского социализма.
Сам Бернштейн неоднозначно характеризовал свое ОТНОШЕНИЕ к марксизму. По его словам, это теоретический синтез философии истории, политической экономии капитализма и теории классовой борьбы пролетариата, синтез, обновленный последними исследованиями реалий общественного развития. В своих основных понятиях это учение оказалось опровергнутым. Но то, что составляет его глубинный смысл и содержание, подтверждено исторической практикой (Е. Bernstein. Der Sozialismus einst und jetzt. Bonn - Bad Godesberg. 1975, S. 181). Несомненной заслугой марксизма Бернштейн считает то, что в нем соединились в единое целое социализм как духовно-теоретическая

Эдуард Бернштейн (нем. Eduard Bernstein; 6 января 1850, Шёнеберг - 18 февраля 1932, там же) - немецкий публицист и политический деятель, социал-демократ, идеолог ревизионизма.

Биография

Родился в еврейской семье машиниста-железнодорожника, перебравшейся с территории современной Польши. В ранней молодости служил в банках. С 1872 г. активный член социал-демократической партии. С 1878 по 1881 г. был частным секретарем богатого мецената-социалиста и радикала Хёхберга (Hchberg), основателя ряда социалистических изданий.

После введения в 1878 г. Исключительного закона против социалистов был вынужден покинуть Германию, отправившись в эмиграцию (Швейцария и Великобритания). В 1881-1890 гг. был редактором выходившего в Цюрихе издания «Sozialdemokrat» - центрального органа запрещённой Социалистической рабочей партии Германии (затем переименованной в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ). В то время он был представителем крайнего, наиболее радикального крыла германской социал-демократии и считался одним из наиболее сильных её теоретиков.

В 1888 г. был выслан из Цюриха и поселился в Лондоне, где стал близким личным другом Энгельса, завещавшего ему и Августу Бебелю бумаги, свои и Маркса. В 1891 года СДПГ приняла марксистскую Эрфуртскую программу, которую разработали Карл Каутский и Бернштейн. Однако вскоре сблизился с английскими фабианцами, перешёл на правый фланг социал-демократии, отстаивая идеи реформизма и ревизионизма.

За оскорбление величества в одной газетной статье германской прокуратурой было возбуждено против него преследование; это не позволяло Бернштейну вернуться на родину раньше 1901 г., когда обвинение было наконец погашено давностью. В 1901 г. поселился в Берлине и с того же года состоял ближайшим сотрудником журнала «Sozialistische Monatshefte» (Социалистический ежемесячник) (Берлин), ставшего по преимуществу органом бернштейнианства, между тем как «Die Neue Zeit» (Новое Время) стала органом ортодоксального марксизма Каутского.

В 1902–1907, 1912–1918 годах депутат рейхстага. Отошёл от политической деятельности по состоянию здоровья.

В отличие от большинства реформистов, в вопросе о военных кредитах в 1915 году занял антимилитаристскую позицию против большинства в СДПГ, и в 1917 был среди основателей Независимой социал-демократической партии Германии, состоял в ней до 1919, когда вернулся в СДПГ.

После Ноябрьской революции как член НСДПГ работал в качестве помощника в имперском казначейском ведомстве Совета народных уполномоченных, занимаясь также вопросами социализации средств производства, и активно содействовал воссоединению НСДПГ и СДПГ.

В 1920-1928 годах депутат рейхстага.

Основные идеи

В 1891-1893 гг. по поручению социал-демократической партии редактировал сочинения Ф. Лассаля и написал для этого издания биографию Лассаля.

Во второй половине 1890-х гг. в убеждениях Бернштейна начался перелом, сказавшийся в серии статей «Проблемы социализма» в [журнале] «Neue Zeit» (Новое время), в письме к штутгартскому съезду СДПГ (1898) и наконец в книге «Условия возможности социализма и задачи социал-демократии» (1899). В этих произведениях он подверг суровой критике как философское, так и экономическое учение Маркса. Он доказывал, что история ведёт не к углублению пропасти между магнатами капитализма и пролетариатом, а к её заполнению; ожидание катаклизма [слома строя] не основательно и должно быть заменено верой в постепенную эволюцию, ведущую к социализации общественного строя (между прочим - через муниципализацию). Политические привилегии капиталистической буржуазии во всех передовых странах шаг за шагом уступают демократическим учреждениям: в обществе все сильнее сказывается протест против капиталистической эксплуатации.

Эдуард Бернштейн

Бернштейн Эдуард (1850 - 1932) - один из деятелей германской социал-демократии, основатель так называемого ревизионизма . Подвергнув в своей первой книге (в середине 90-х гг.) ревизии теоретические основы Марксова учения, Бернштейн в дальнейшей своей эволюции в конце концов дошел до самого правого фланга германского социализма.

БЕРНШТЕЙН (Bernstein), Эдуард (6 января 1850 - 18 декабря 1932)- немецкий социал-демократ, идеолог реформизма и ревизионизма.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 42.

Бернштейн Эдуард (1850 - 1932) – немецкий социалист и политический философ, член Социал-демократической партии Германии. Основной труд: «Эволюционный социализм» (1898). Ведущий теоретик ревизионизма, выступал за пересмотр и обновление ортодоксального марксизма. Стоял на позиции отсутствия «войны классов» и постулировал возможность мирного перехода к социализму. Один из основателей современной социал-демократии. Сформулировал известный лозунг: «Движение – все, конечная цель – ничто».

Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010, с. 6.

БЕРНШТЕЙН Эдуард (1850 1932) - немецкий социал-демократ. В своих статьях под общим заголовком «Проблемы социализма» (1896-98) он подверг ревизии основные положения марксизма в области философии, политической экономии, теории научного социализма. Провозгласив лозунг «Назад к Канту», Бернштейн отказался от последовательно материалистического решения основного вопроса философии ; отождествлял марксистскую диалектику с гегелевской. Бернштейн отрицал саму возможность научного социализма. Социализм, по Бернштейну, является лишь морально-этическим идеалом. Отвергая идею диктатуры пролетариата, он проповедовал теорию затухания классовой борьбы и признавал единственной задачей рабочего класса борьбу за мелкие реформы в рамках капитализма. Отсюда его известная фраза: «Конечная цель - ничто, движение - все!» В борьбе против ревизионистских взглядов Бернштейна в области философии большое значение имели выступления Плеханова. Всесторонний критический анализ взглядов русских последователей Бернштейна - «экономистов» и меньшевиков осуществлен Лениным.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 43-44.

Бернштейн (Bernstein) Эдуард (16 января 1850, Берлин - 8 декабря 1932, Берлин) - видный деятель немецкой социал-демократии, идеолог ревизии марксизма, теоретик реформизма. Окончил Коммерческую школу в Берлине, работал банковским служащим. В 1872 вступил в СДПГ, в 1878 эмигрировал в Швейцарию, где сотрудничал с «Die Zukunft», в 1880 стал редактором «Sozialdemokrat», в 1888 вынужден был переехать вместе с редакцией в Англию. В 1901 вернулся в Германию, где прожил до конца жизни. Свои взгляды о пе-ресмотре марксизма он изложил в серии статей «Проблемы социализма» (1896-98), а затем в работе «Предпосылки со-циализма и задачи социал-демократии» (Die Voraussetzungen des Sozialismus und die Aufgabe der Sozialdemokratie. Stuttg., 1899; рус. пер. M., 1901). Октябрьскую революцию Бернштейн не принял, во время Германской революции 1918 был заместителем министра финансов, не признавал экспроприацию частной собственности, позже выступал в защиту Веймарской республики, составил новую программу СДПГ, в которой изложил суть «эволюционного социализма». Бернштейн не считал Маркса философом (как и себя), а гегелевскую диалектику оценивал как «безжизненную спекуляцию». Марксов материализм, по его мнению, ведет к фатализму, пренебрежению духовными процессами, тогда как социальное освобождение обусловлено совершенствованием моральных и правовых норм. В работе «Возможен ли научный социализм» (Wie ist der wissenschaftliche Sozialismus moglich. В., 1901; рус. пер. Одесса, 1906) он говорил о невозможности обоснования научного социализма, который не должен трактоваться как историческая закономерность, ибо представляет собой стремление людей к идеалу. Поскольку цель движения - идеал, постольку она недостижима. Этот тезис является обоснованием лозунга Бернштейна: «Цель - ничто, движение - все».

M. А. Хевеши

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 245-246.

Бернштейн Эдуард (Bernstein) (1850-1932). Один из лидеров оппортунистического крыла германской социал-демократии и II Интернационала, идеолог ревизионизма. В 1881-1890 гг. - редактор центрального органа социал-демократической партии - газеты "Социал-демократ". В конце 90-ых годов выступил с книжкой "Предпосылки социализма", в которой подверг теоретической ревизии учение Маркса. С точки зрения Бернштейна учение Маркса в целом ряде пунктов оказалось научно несостоятельным. Такими пунктами Бернштейн считает учение Маркса о прогрессирующем обнищании пролетариата с развитием капитализма, о концентрации капитала вообще и, в особенности, в земледелии, о революционном восстании масс и диктатуре пролетариата. Положительная часть книжки Бернштейна сводится к утверждению, что с дальнейшим развитием капитализма классовые противоречия не обостряются, а смягчаются, положение рабочего класса путем государственных реформ все более улучшается, и происходит мирное врастание в социализм, причем орудием преобразования буржуазного общества Бернштейн объявляет парламент, в котором пролетариат должен стараться достигнуть большинства. Книжка Бернштейна, появившаяся в эпоху мирного развития капитализма, стала отправным пунктом целого течения в международной социал-демократии, известного под названием "ревизионизма" или "бернштейнианства". Против ревизионизма выступили тогдашние вожди ортодоксального марксизма - Каутский, Плеханов, Бебель, Р. Люксембург и др., вскрывшие в целом ряде трудов теоретическую несостоятельность ревизионизма и его политическую опасность для рабочего движения. Эволюция Бернштейна в течение трех десятилетий со времени появления его первой ревизионистской книги совершалась неуклонно вправо. В своих новых книгах он доказывает, что у рабочего класса имеются общие с буржуазией интересы в вопросах таможенной и колониальной политики, сухопутных и морских вооружений. Еще задолго до империалистической войны он "обосновал" значение идеи отечества для рабочего класса. С 1902 г. избирался в рейхстаг. В годы первой мировой войны - центрист. В 1919 г. участвовал в создании Независимой социал-демократической партии. К Октябрьской революции относился отрицательно.

Использованы материалы сайта http://100top.ru/encyclopedia/

Бернштейн (Bernstein) Эдуард (6.1.1850, Берлин,- 18.12.1932, там же), немецкий социал-демократ, идеолог ревизионизма и реформизма, один из лидеров 2-го Интернационала. В 70-х годах Бернштейн занимал позиции мелкобуржуазной демократии, был сторонником Е. Дюринга, сотрудничал (до 1878 года) в правооппортунистическим журналом: «Zukunft», в котором пропагандировались реформистские и философско-идеалистические взгляды, подвергнутые К. Марксом и Ф. Энгельсом беспощадной критике (см. «Циркулярное письмо А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др.», в кн.: Соч., т. 19, с. 161-75). Под влиянием этой критики Бернштейн временно отошёл от реформизма, был редактором ЦО социал-демократической партии «Der Sozialdemokrat» (1881-90).

После смерти Энгельса Бернштейн под влиянием тред-юнионизма, английской буржуазной экономической литературы и реформистских взглядов Г. Фольмара полностью порвал с марксизмом. Во 2-й половине 90-х годов он выступил с критикой всей системы марксизма как якобы устаревшего (статьи под общим названием «Проблемы социализма», опубликована в 1896- 1898 годы в журнале «Neue Zeit» и в 1899 году в книге «Проблемы социализма и задачи социал-демократии», рус. пер. 1901). В философии он отказался от материализма, провозгласив необходимость возврата к философии Канта, выступил против материалистической диалектики, которую отождествлял с идеалистической диалектикой Гегеля. Последняя будто бы вносила в марксизм идею насилия и катастрофизма. В области социально-политических наук Бернштейн подверг ревизии основные положения «Капитала» - теорию стоимости, учение о кризисах, об обнищании народных масс, отвергал социально-экономические основы революции. Это привело Бернштейна к отрицанию самой возможности научного социализма, к утверждению, что социализм - это только этический идеал. На основе утверждения, что пролетариат якобы не способен организовать производство и пролетарская революция может привести лишь к хаосу и разрушению производительных сил, Бернштейн отверг марксово учение о революции, классовой борьбе и диктатуре пролетариата, противопоставив ему программу реформ и компромиссов с буржуазией (лозунг: «Конечная цель - ничто, движение - всё»).

В своих комментариях к изданной им в 1913 году переписке К. Маркса и Ф. Энгельса, в работах «История рабочего движения в Берлине» (ч. 1 - 3, 1907 - 10, рус. пер. 1908), «Фердинанд Лассаль» (1904, рус. пер. 1905) и других Бернштейн фальсифицировал как теоретическое наследие основоположников марксизма, так и историю немецкого рабочего движения. В период 1-й мировой войны Бернштейн занимал вместе с К. Каутским центристскую позицию, позже вновь отошёл к правому крылу немецкой социал-демократии; был противником Октябрьской революции 1917 года в России.

Ревизионизм Бернштейна был подвергнут резкой критике В. И. Лениным, П. Лафаргом, Г. В. Плехановым, Ф. Мерингом, Р. Люксембург.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Литература:

Ленин В. И., Наша программа, ПСС, т. 4;

Ленин В. И., Что делать?, ПСС, т. 6;

Ленин В. И., Марксизм и ревизионизм, ПСС, т. 17;

Ленин В. И., Оппортунизм и крах II Интернационала, ПСС, т. 27;

Плеханов Г. В., О мнимом кризисе марксизма, в кн.: Избр. филос. произведения, т. 2, М., 1956;

Плеханов Г. В., Бернштейн и материализм, в кн.: Избр. филос. произведения, т. 2, М., 1956;

Плеханов Г. В., За что нам его благодарить, в кн.: Избр. филос. произведения, т. 2, М., 1956;

Чагин Б. А., Из истории борьбы против филос. реви-зионизма в герм, социал-демократии 1895-1914 гг., М.- Л., 1961;

Очерки пстории идейной борьбы вокруг «Капитала» К. Маркса, М., 1968.

Die Bernstein-Debatte, Die polit-ideologischen Stromungen und die Parteiideologie in der Sozialdemokratischen Partei Deutschland. 1898-1903. Helsinki, 1994.

Именно он поставил под сомнение незыблемость марксистского учения. Будучи ярким приверженцем социал-демократических идей, он явился автором новой теории ревизионизма, основу которой составили преобразования в той системе взглядов, которой придерживались эсдеки. Этот человек - Эдуард Бернштейн. «Бичеватель» марксизма и глава Второго интернационала был полностью убежден в том, что доктрина «крушения капитализма» и теория «обнищания пролетариата» в корне ошибочны. Так кто же он, Эдуард Бернштейн, и почему вдруг он стал противником Маркса? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Годы детства и юности

Известно, что Эдуард Бернштейн, краткая биография которого представляет определенный интерес для историков и политологов, родился в еврейской семье. Произошло это событие 6 января 1850 года в Германии. Родители Эдуарда не были состоятельными людьми, но, тем не менее, они смогли дать своим отпрыскам образование. Будущий эсдек окончил частную мужскую школу, после чего начал посещать гимназию.

Затем юноша поступил в коммерческое училище. Став его выпускником, он трудоустроился простым клерком в банковское учреждение, принадлежавшее Ротшильдам в немецкой столице.

СДП

Эдуард Бернштейн, уже будучи юношей, начинает увлекаться теорией социализма. Обучаясь в гимназии, он учреждает коллектив под названием «Утопия», куда входят люди, которые разделяют его взгляды. А в 1872 году молодой человек пополняет ряды немецкой Социал-демократической партии. Параллельно он занимается журналистской деятельностью в рамках политического поля. Вскоре Эдуард Бернштейн, биография которого известна далеко не всем, становится приверженцем социалистической теории, разработанной Дюрингом. В конце 1870-х годов немецкие власти запрещают газеты, выпущенные социал-демократами, после чего молодой человек вынужден был покинуть родину.

Эмиграция

Он перебирается в Швейцарию. Некоторое время юноша исполняет обязанности секретаря у бизнесмена Хехберга, который финансирует несколько печатных изданий эсдеков.

В начале 1880-х годов Эдуард Бернштейн начинает работать в периодическом издании «Социал-демократ» в качестве редактора. В этой должности он проработал почти 10 лет, превратившись в откровенного радикалиста, после чего терпение швейцарских властей лопнуло, и эсдека выдворили из страны. После Эдуард едет в Великобританию, где судьба его сводит с самим Энгельсом. Они становятся близкими друзьями, а Бернштейн - приверженцем марксистского учения.

В Германии

В начале 1890-х годов Эдуарду наконец разрешают вернуться на родину, где он сосредотачивает усилия на своей политической карьере. К этому моменту он окончательно определился с выбором доктрины.

В 1902 году эсдек становится членом немецкого парламента. Он проработает с небольшим перерывом в этом качестве вплоть до 1928 года.

Теория ревизионизма

В историю Бернштейн вошел как антагонист марксистского учения, причем он не соглашается не со всеми его положениями, а лишь с некоторыми. Он же разработал доктрину ревизионизма.

Ее автор настаивал на том, что теория Маркса нуждается в доработке, поскольку она идет вразрез с новым историческим опытом и градация социализма как политической доктрины и как учения просто необходима. А вот взгляды, которых придерживался Эдуард Бернштейн, и рождение ревизионизма были в штыки восприняты вождем русской революции Владимиром Лениным.

В своих работах «Проблемы социализма» и «Проблемы социализма и социал-демократии» эсдек сформулировал свой базовый тезис: «Движение - все, конечная цель - ничто».

Суть критики марксистского учения

Он, как указывалось выше, подверг сомнению правоту отдельных положений марксизма с точки зрения научной обоснованности. К ним, в частности, относится догма о том, что развитие капитализма будет провоцировать обнищание пролетариата. С чем еще не был согласен Эдуард Бернштейн? основывающиеся на том, что буржуазный строй предполагает обязательную концентрацию капитала во всех сферах экономики, также отвергались им. По мнению эсдека, чем сильнее развивается капиталистический строй, тем менее заметны классовые противоречия, причем жизнь простых рабочих в этом случае следует улучшать за счет государственных преобразований.

И в построении социального государства по буржуазному типу очень важный инструмент - это законодательный орган, в котором «левые» должны быть представлены в большинстве.

Вместе с тем Бернштейн является сторонником поэтапного реформирования политических и экономических институтов. Причем принципы самоопределения, солидарности и демократии должны также «мягко» и «выверенно» воплощаться в жизнь. Вместе с тем эсдек предупреждает о недопустимости насильственным (механическим) путем нарушать такую последовательность, в противном случае общество может столкнуться с кризисом.

Парадоксален тот факт, что практика не подтвердила теорию Энгельса и Маркса, согласно которой только вооруженный захват власти пролетариями может привести к «социализации» экономики.

«Возможен ли научный социализм?»

Так называется работа Эдуарда Бернштейна, написанная им в 1901 году. В ней он перечислил главные направления реформ, касающиеся марксистской модели развития. Понятие социализма эсдек рассматривает с трех точек зрения. Первая подразумевает социализм как теорию, в основе которой стоят классовые противоречия.

Вторая точка зрения позиционирует объект как движение по трансформации капиталистического строя в коллективное хозяйство с органами управления. Третья предполагает, что социализм - это доктрина, которая указывает, по какому пути пойдет развитие общества.

Эдуард Бернштейн в указанной работе подчеркнул, что декларировать цели классового противостояния в качестве идеальных целей развития общества - это классическое заблуждение.

«Каждый постулат теории социализма, возведенный в статус науки, следует позиционировать как неизменное правило в цепи ее логических доказательств. А при условии тесного взаимодействия с практикой, к которой социализм стремится, данный факт в некоторых случаях может свести практическое движение на нет», - пишет «бичеватель» марксизма.

Бернштейн выдвигает мысль, что социализм как консолидация практики и теории вообще не поддается научному обоснованию, хотя он и не нуждается в этом. Дело в том, что доктрина социализма жизнеспособна только при условии, что в ней предусмотрены некие морально-правовые догмы.

Вместе с тем ревизионистский подход эсдека современниками трактовался как абсолютное неприятие методологии и теории марксизма.

Личное отношение эсдека к марксизму

Эдуард Бернштейн как идеолог социал-демократии к учению Карла Маркса относился неоднозначно. Он воспринимал его как средоточие теории классовой борьбы, истории, философии, политической экономии капитализма, причем этот симбиоз обновлен передовыми исследованиями состояния гражданского общества.

Эдуарду Бернштейну частично удалось нивелировать незыблемость основных положений марксизма, но он вычленил в нем и положительные стороны. В частности, эсдек считал плюсом тот факт, что в учении Карла Маркса смогли консолидироваться и сосуществовать две трактовки социализма: классовая борьба и духовно-теоретическая деятельность.

Историки придерживаются мнения, что главной составляющей мышления Бернштейна была интеллектуальная честность. Он первый из последователей учения Энгельса и Маркса акцентировал внимание на его статусе и эффективности в новых исторических условиях.