Чем различаются политическая идеология и политическая психология. Как идеология и политическая психология влияют на политические поведение? В чем состоит опасность политического экстремизма. Политические установки и выводы

Тема 7. Политические идеологии. Часть I. Политическое сознание

1. Сущность политического сознания

1.1. Понятие и содержание

В политической сфере характер функционирования институтов вла-сти, формы поведения разнообраз-ных субъектов и все иные проявления активности человека непос-редственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств и иных духовных явлений. Наиболее общей категорией, отра-жающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений че-ловека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами, является «политическое сознание». То есть, политическое сознание отражает все те идеалы, нормы и иные воззрения человека, на которые он ориентируется и которые использует для адаптации к механизмам власти и выполнения в политике присущих ему функций.

Таким образом, по своему содержанию политическое сознание отражает все неинституциональные компоненты политической сферы общественной жизни. Тем самым оно показывает, что изменения в деятельности органов власти и управления, налаживании межпар-тийных отношений и других политических процессах так или иначе обусловлены субъективными позициями элитарных и неэлитарных слоев. Разнообразие подвижных и изменчивых человеческих взглядов формирует разнонаправленные политические процессы, ту стерео-логику политических взаимодействий, которая представляет много-образный поток человеческой жизни в публичной сфере. Эта генети-ческая зависимость политики от политического сознания превращает ее в непрерывный процесс опредмечивания идей и представлений (воплощения определенных взглядов и представлений в поступках че-ловека, функциях институтов) и их распредмечивания (отражения по-литических явлений в определенных оценках, доктринах, воззрениях).

Политическое сознание определяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса. Следует отметить, что политическое сознание, наряду с ценнос-тями, установками и т.п., включает в себя психологический механизм их выработки, поиска собственной позиции.

Политическое сознание тесно связано с политическим поведени-ем, является его подготовительным этапом, наполняет политическое поведение смыслом, а также делает возможным поли-тическое взаимодействие между субъектами политического процесса. Можно охарактеризовать политическое сознание как «внутреннее» политическое поведение, влияющее на «внешнее» поведение челове-ка, то есть на его активность и деятельность.

Что же включает в себя политическое сознание? Обычно, анализируя политическое сознание, выделяют две ос-новные группы составных частей этого явления: познавательные и мотивационные. К познавательным относят знания о политике, инте-рес к политическими явлениям и убеждения. К мотивационным — по-требности, ценности, чувства и установки. В действительности доста-точно сложно выделить тот или иной элемент политического сознания в чистом виде и однозначно отнести его к познавательному блоку или мотивационному. Все эти элементы достаточно тесно переплетаются между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние.

1.2. Подходы к рассмотрению политического сознания

В науке в настоящее время сложились две точки зрения на сущ-ность политического сознания. Так, сторонники бихевиорального под-хода рассматривают политическое сознание как форму рационально-го мышления человека, всю ту совокупность его воззрений и пред-ставлений, которую он использует при осуществлении своих ролей и функций в сфере власти. Иными словами, с этой точки зрения поли-тическое сознание предстает как развернутое и как бы наложенное на политику мышление человека. При таком подходе отсутствуют какие-либо специальные требования к выработке человеком своих позиций, оценок политических событий. А следовательно, снимается и проблема формирования политического сознания.

Второй, аксиологический, подход относится к политическому со-знанию как к определенному уровню социального мышления. С этой точки зрения в него входят также различные обыденные, общечело-веческие воззрения и ценности человека, но суть политического со-знания людей определяется его способностью и умением вычленять их групповые интересы, сопоставлять их с другими групповыми по-требностями, а также видеть пути и способы использования государ-ства для решения задач по их реализации. Таким образом, политичес-кое сознание понимается как тот уровень представлений, на кото-рый может подняться человек для оптимизации своего политического участия и выполнения необходимых функций в сфере власти.

В рамках такого подхода появляется возможность выделить, опи-раясь на те представления, которыми пользуется человек в сфере власти, две разновидности форм сознания — политическое и предполитическое (потестарное, от лат. potestas — власть), ориентирующие-ся на различные принципы и критерии отражения действительности. Политические формы сознания предполагают способность человека вычленять в социальной жизни динамику межгрупповой борьбы за власть, умение вырабатывать оценку политических отношений с уче-том целей соперников, средств и степени их достижения в рамках краткосрочной или долгосрочной перспективы развития, навыки про-гнозирования условий проигрыша (выигрыша) и других параметров этого взаимодействия. Такого рода воззрения, дополняясь этически-ми суждениями, позволяют людям осознавать ограничения полити-ческих методов борьбы, относить себя к сторонникам левых или пра-вых политических движений.

В противоположность этому предполитические формы сознания базируются на исключительно моралистских критериях оценки по-литических изменений, которые улавливают только внешние соци-альные взаимосвязи и потому трактуют все интересы в рамках эмоционалыю-нравственных предпочтений: плохо/хорошо, справедли-во/несправедливо. В силу такого восприятия политической реальнос-ти на этой основе постоянно развивается идеализация политической жизни, рождаются болезненные этнофобии, агрессивность, апатия, бунтарство.

1.3. Функции и пути формирования

Политическое сознание как неинсти-туциональный элемент политики выполняет три важнейших функции:

когнитивную (т.е. функцию отражения потребности общества в по-стоянном обновлении знаний для выполнения и модификации фун-кций политических субъектов); коммуникативную (т.е. функцию обес-печения осознанного взаимодействия субъектов между собой и с институтами власти); идейную (т.е. функцию осознания заинтересо-ванности субъектов в обретении и популяризации собственного ви-дения политического мира).

Степень полноты и характер реализации этих функций могут су-щественно меняться в зависимости от характера политических процессов. Например, в переходных процессах, когда в политическую жизнь активно включаются различные субъекты, обладающие соб-ственным видением политических изменений и политики будущего, ищущие логику своего властного поведения, тогда, как правило, ос-лабевает коммуникативная функция политического сознания, но од-новременно активизируется его идейная функция.

Политическое сознание, будучи вплетено в различные виды дея-тельности, внутренне структурируется, разделяясь на различные эле-менты и образования. В настоящее время вся совокупность духовных образований, обслуживающих политическую деятельность, в основ-ном исследуется в рамках трех основополагающих структур:

гносеологической (когнитивной), раскрывающей различия между элементами политического сознания с точки зрения достоверности отражения ими реальной действительности. Иными словами, гносео-логическая структура сознания предполагает, что все воззрения субъектов рассматриваются как знания, с той или иной степенью полноты отражающие различные стороны мира политики. В данном аспекте рассматриваются: вопросы соотношения политической ис-тины и лжи, заблуждения политического интеллекта и силы его про-никновения в тайны политического мира, соотношения мифологи-ческого, утопического и научного типов отражения и т.д.;

аксиологической, отражающей духовные явления политической сферы с точки зрения их приемлемости или неприемлемости для познающего субъекта. Иначе говоря, в данной структуре политичес-кие представления интерпретируются как разнообразные суждения и оценки, которые воплощают те или иные ценностные приоритеты познающего политику субъекта. Поэтому одни и те же институты, нормы, процессы и другие явления одним субъектом (например, пред-ставителем демократического мировоззрения) могут оцениваться по-ложительно, а другим (исповедующим иные идеалы и принципы) отрицательно. Совокупность же различающихся оценок и будет за-полнять весь объем политического сознания;

социологической (функциональной), характеризующей все эле-менты политического сознания с точки зрения занимаемого ими места, а также роли, которую они играют в процессе реализации духовных явлений на практике. С одной стороны, в рамках данной структуры описываются разные формы индивидуального, группово-го или массового сознания, а с другой — компоненты процесса пе-ремещения содержания мышления человека в сферу практики, а именно: идеалы, принципы, нормы, установки, мотивы и т.д. В каче-стве наиболее обобщенных элементов политического сознания в дан-ном смысле рассматриваются политическая идеология и политичес-кая психология, каждая из которых играет в политической жизни важную, чрезвычайно сложную специфическую роль.

Пути формирования политического сознания сложны и противо-речивы. Было бы большим упрощением считать, как полагали марк-систы, что оно привносится в массы идеологическими представите-лями партии и класса. В действительности формирование политичес-кого сознания осуществляется в сложном процессе критического осмысления людьми социальной действительности, обобщения и по-степенной рационализации чувственных представлений; осознания целей партийного или другого политического движения, присоеди-нения к уже сформированным оценкам и нормам политического про-цесса; эмоционального приобщения к вере в справедливость тех или иных политических идеалов. Естественно, ни один из названных пу-тей не гарантирует формирования политических воззрений. Это лишь предпосылка для появления способности осуществлять властно-груп-повую идентификацию. Только практика может дать ответ, возвысил ли человек свои воззрения до уровня политического сознания.

Политическое сознание открыто для восприятия разного опыта, для постоянного уточнения оценок минувшего и настоящего, пере-интерпретации разнообразных политических явлений. Однако поли-тическое сознание не может быть выработано исключительно «книж-ным путем», без вступления человека в реальные политические от-ношения. Политическое мышление — не логическая, не умозрительная форма мышления. Его развитие зависит не столько от приращения специальных знаний, сколько от разнообразия форм политического участия граждан в реальных процессах политической конкуренции. Поэтому сужение возможностей для участия граждан в отправлении власти омертвляет политическое сознание и одновременно способ-ствует деградации механизмов власти.

  1. Структура политического сознания

2.1. Характеристика массового, группового и индивидуального политического сознания

С точки зрения субъекта в мировой политологии выделяются массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание.

В первом измерении политическое сознание определяется как массовое сознание общества по вопросам, имеющим актуальное политическое содержание и чреватым определенными политическими последствиями. В этом смысле политическое сознание - особый, политизированный сегмент массового сознания. Структурно массовое политическое сознание включает статичные (типа ценностей и "общих ориентаций") и динамичные (типа массовых настроений) компоненты. В конкретном выражении это, во-первых, уровень ожиданий людей и оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реализации имеющихся ожиданий; во-вторых, социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (например, справедливость, демократия, равенство, стабильность, порядок и т.д.); в-третьих, быстро меняющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения, правительства, лидеров, конкретных политических акций и т.д. Массовое политическое сознание определяет тип и уровень политической культуры общества и обусловливает наиболее типичные, массовые варианты политического поведекия. Наиболее распространенный способ выявления массового политическое сознание - опросы общественного мнения по политическим вопросам.

Во втором измерении политическое сознание рассматривается как обобщенное сознание конкретных - больших (социальные классы, национально-этнические образования, группы и слои населения) и малых (например, политическая элита, "правительственная военная хунта", политбюро правящей партии, разнообразные лоббистские образования типа групп давления и т.п.) групп, связанных с политикой. Исходя из объективного места группы в социально-политической системе и особенностей группового самосознания, такое политическое сознание трактуется как совокупность представлений, определяющих содержание, направленность и интенсивность политической активности группы. В структурном отношении особое внимание уделяется политическим позициям и идеологическим предпочтениям, доминирующим в групповом политическом сознании. Наиболее распространенный способ выявления такого политического сознания - анализ документов политического характера, исходящих от интересующих групп.

В третьем измерении политическое сознание трактуется как свойство и качество личности, "политического человека", способного так или иначе воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в политическом плане. Здесь наиболыпий интерес представляют субъективно-психологические особенности, типовые характсристики и структурные компоненты сознания и поведения человека в политике как особой сфере деятельности, а также изучение процессов политической социализации личности, способов, используемых индивидом для овладения массовым и разными групповыми политическими сознаниями, а также для выработки собственного политического сознания на индивидуальном уровне. Анализ механизмов, управляющих функционированием политического сознания на этом уровне, позволяет выделить в нем два блока компонентов: мотивационные (политические потребности, ценности, установки, чувства и эмоции) и познавательные (знания, информированность, интерес к политике, убеждения). Наиболее распространенный способ выявления такого политического сознания - личностно-психологическое исследование, а также выделение социально-политических типов личности в отношении политического сознания.

2.2. Характеристика обыденного и научно-теоретического политического сознания

Важным функциональным направлением изучения политического сознания является исследование его обыденных и теоретико-идеологизированных форм. Обыденное политическое сознание отличается целым рядом специфических свойств: содержательной диффузностью, размытостью, "смутностью", спутанностью и противоречивостью, отрывочностью, несистематизированностью, повышенной эмоциональностью, во многом случайностью его компонентов, стихийностыо становления и развития под влиянием бытовых представлений и суждений о политике в рамках так называемого житейского здравого смысла. Одновременно, оно характеризуется устойчивостью и особого рода инерционностью влияния на политическое поведение: даже вступая в противоречие с параметрами теоретико-идеологизированного политического сознания, обыденное политическое сознание может продолжать определять такое поведение.

В отличие от него, теоретико-идеологизированное политическое сознание исходит из строгих и стройных представлений, составляющих собой целостную рациональную систему взглядов и суждений, определенное мировоззрение, объясняющее окружающую человека политическую действительность на основе той или иной идеологической концепции и сводящееся к расширенному истолкованию идеологии на подлежащие осознанию сферы жизни. Сознание в форме идеологии, науки, пропаганды и агита-ции позволяет устанавливать причинно-следственные связи меж-ду различными социальными и политическими явлениями объяс-нять и понимать политическую действительность, ориентиро-ваться в политической жизни.

Основным носителем такого сознания выступает политиче-ская элита. Посредством различных институтов, таких как общение, посвящение, мистерия, религия, предание и традиции, вос-питание, образование, средства массовой информации, агитация и пропаганда, искусство и т.д., это знание проецируется на насе-ление различным образом и с различными целями. Это может быть и сплочение населения для реализации общезначимой цели, и «промывание мозгов» для реализации целей авантюрной поли-тики находящихся у власти временщиков. На основе этого формируется массовое со-знание, которое включает в себя также знания на уровне здраво-го смысла как осмысление индивидуального или коллективного опыта.

Диалектика перехода тех или иных компонентов политического сознания из одной формы в другую представляет собой существенный показатель социально-политического развития.

2.3. Политическая идеология и политическая психология

Наиболее влиятель-ными формами политического сознания являются политическая идеология (подробно см. тему 25) и политическая психология.

Политическая психология нередко имеет более существенное значение для политики, чем другие формы политического сознания. Она представляет собой совокупность по преимуществу эмоционально-чувственных ощущений и представлений людей о политических явлениях, складывающихся в процессе их (людей) политического поведения и непосредственного взаимодействия с институтами.

Признание такого духовного образования ориентирует научные исследования на переход от рассмотрения человека как носителя определенных политических функций, статусов, прав и доктрин к анализу его конкретных чувств и психологических механизмов, которые управляют поведением индивидов, групп и массовых общностей. В этом отношении учитываются уже не свойства абстрактного «человека политического», а конкретные способности индивидуальных или групповых субъектов к межличностному (межгрупповому) общению и сплоченности, особенности их восприятия политических явлений, интенсивность ожиданий, особенности темперамента (общительность, чуткость, тревожность сознания), механизмы привлечения внимания и внушения, подражания и заражения, структура предпочтений (социометрическая структура) и другие психические реакции.

О принципиальном значении политических чувств и эмоций в политике говорили многие ученые. Например, Аристотель, полагая политику как форму общения государства и гражданина, писал, что правителям «...нужно знать настроения лиц, поднимающих восстания, ...чем собственно начинаются политические смуты и распри»; Декарт писал о шести чувствах, которые движут человеком в мире и власти; Макиавелли, утверждавший, что «править — значит заставлять людей верить», специально указывал, что различия в настроениях выступают основной причиной «всех неурядиц, происходящих в государстве». Многие ученые были уверены в существовании «души народа» (В. Вунд, Г. Лебон), описывали «психические эпидемии» (например, во время революций), приступы народного самосуда, опьянение людей свободой или жаждой мести, массовые психозы и т.д.

Политическая психология обобщенно характеризует подобные (от индивидуальных до массовых) аффекты. При этом она включает в себя как универсальные чувства и эмоции человека, специфически проявляющиеся в политической жизни (например, гнев, любовь, ненависть и др.), так и те ощущения, которые встречаются только в политической жизни (чувства симпатии и антипатии к определенным идеологиям или лидерам, чувства подвластности государству и т.п.). Однако различная роль этих чувств и эмоций предопределяет двоякое значение психологии в политической жизни.

С одной стороны, она выступает тем духовным явлением, которое опосредует все разновидности политического мышления и поведения человека, придает форму всем субъективным проявлениям его мыслительной и практической активности. В этом отношении политическая психология представляет собой тот внутренний механизм преобразования человеческих представлений, который органически вплетен в политический процесс, но при этом может и не играть никакой самостоятельной роли в поведении человека.

Неустранимость из политической деятельности универсальных психических способов взаимодействия и общения людей превращает психологию в своеобразный универсальный измеритель всей политики в целом. Иными словами, власть, государство, партии, разнообразные политические поступки субъектов, а также другие явления политики представляются как те или иные формы психологического взаимодействия людей. В связи с этим в политологии сложилось целое направление, представители которого абсолютизируют роль психологических факторов. Они однозначно сводят все причины возникновения революций и тираний, демократизации или реформирования государства и общества к психологическим основам политического поведения людей. Даже массовые политические процессы объясняются психологическими качествами индивида или малой группы (Э. Фромм, Г. Олпорт, Е. Богарус и др.). В этом случае «человек политический» понимается как продукт личностных психологических мотивов, перенесенных в публичную сферу (Г. Лассуэлл). Сама же политика практикуется как «явление психологическое в первую очередь, а потом уже идеологическое, экономическое, военное и др.».

С другой стороны, политическая психология представляет собой генетически первичную, эмоционально-оценочную реакцию политического сознания и тот специфический духовный фактор, который оказывает самостоятельное воздействие на выработку мотивов и политическое поведение человека, отличаясь при этом от влияния, например, его рациональных или ценностных побуждений. Как писал Й. Хейзинга, «непосредственные проявления страсти», создавая внезапные эффекты, способны «вторгаться в политическую жизнь в таких масштабах, что польза и расчет... отодвигаются в сторону». Общеизвестно, что спокойствие чувств, эмоциональное привыкание людей к складывающейся в государстве ситуации является главным фактором устойчивости режимов. Не случайно, как отмечает ряд российских ученых, «власть интересуют не мнения общества... а настроения», которые «могут охватывать миллионы. ...Настроения, охватившего массу, достаточно, чтобы все изменилось».

  1. Компоненты политического сознания

3.1. Политические ценности и установки

Одним из важных компонентов политического сознания являются по-литические ценности. По сравнению с другими компонентами, в ча-стности с политическими установками, ценности, как правило, рас-сматриваются как более фундаментальные ментальные образова-ния, как абстрактные идеалы не связанные с конкретным объек-том или ситуацией, как своего рода представления человека об иде-альных моделях поведения и идеальных конечных целях. Таким образом, ценности — это оценка идеального объекта в терминах «хорошо», «плохо», представление о том, что желательно и необ-ходимо.

Ценности — характеристика индивидуального сознания, имею-щая ярко выраженную социальную природу. Другими словами, мож-но сказать, что политические ценности — это усвоенные, приспособ-ленные индивидом (под влиянием личного интереса, ситуации и т.д.) социально-групповые представления. Эти представления усваиваются личностью в процессе социализации и формируют конкретные политические установки.

Каково же отличие политических ценностей от политических уста-новок? Ценности являются представлением человека об идеальном объекте или ряде объектов (например, о политической партии вообще или о свободе слова), в то время как установки характеризуют отно-шение людей преимущественно к конкретным объектам (данное раз-деление является, конечно, условным). Кроме того, ценности оказыва-ют значительное влияние на формирование конкретных политических установок, поэтому могут рассматриваться как один из элементов ус-тановок.

Ключевую роль во взаимоотношениях «внутреннего» и «внешне-го» поведения человека играет политическая установка: она предше-ствует действию, являясь его начальным этапом, настроем на дейст-вие.

Что же такое политическая установка? Применительно к уровню политического под уста-новками следует понимать отношение человека к тем или иным политическим объектам (институтам политической сис-темы, лидерам и т.д.), его субъективную готовность вести себя определенным образом по отношению к этим объектам.

При этом важно отметить, что на формирование политической ус-тановки значительное влияние оказывает социальный контекст: поли-тические установки служат выражением глубоких социально обуслов-ленных мотивационных потребностей, таких как ощущения включен-ности в структуру социальных связей, близости с социальным окруже-нием, безопасности, самопознания и самоутверждения и т.п.

Важной функцией установки, помимо преобразования потребнос-тей и мотивов в действия, является и оценочно-ориентационная функ-ция: она обеспечивает человека способностью реагировать на ситу-ацию и внешние объекты (например, на ситуацию неудовлетворенной потребности и объекты, способствующие или препятствующие ее удовлетворению) на основе прошлого опыта. Установка приводит в действие психические процессы и практические действия, адекват-ные ситуации и объектам, потому что в ней содержится предшествую-щая ситуации готовая модель этих процессов и действия. Другая существенная функция установок состоит в их способности не толь-ко опредмечивать возникшие на бессознательных глубинах психики потребности, но и практически выступать в качестве относительно са-мостоятельных потребностей и мотивов.

Установки неоднородны по своему происхождению и объектам. В политологии и других общественных науках существуют различные точки зрения относительно их структуры и типологии. Один из рас-пространенных подходов к типологии основывается на таком крите-рии, как природа элементов, лежащих в основе той или иной установки. В структуре установки, как правило, выделяются три эле-мента:

1) когнитивный (связанный со знаниями о политических объектах или явлениях и их нормативной оценкой);

2) аффективный (связанный с чувствами, испытываемыми инди-видом по отношению к объекту);

3) поведенческий (склонность к определенному поведению в от-ношении объекта).

Верхний уровень системы установок образует система политиче-ских и иных ценностей, имеющих отношение к политическим явлени-ям, характеризующая направленность в восприятии человека тех или иных явлений политики. Средний уровень — уровень установок, ха-рактеризующих отношение граждан к институтам политической систе-мы и политическими лидерам и группам, а также оценка своего места и роли во взаимоотношениях к политической системе (ориентации на политическую систему и на «свои» взаимоотношения с ней). Третий уровень — поведенческие установки (предуготованность к действию) по отношению к конкретным политическим объектам в конкретных ус-ловиях.

3.2. Политическая идентичность

С понятием «политическое сознание» тесно связано понятие «поли-тическая идентичность», которая является одним из продуктов политического сознания. Вместе с тем политическая идентичность является также продуктом объективных факторов, таких, например, как структура политического пространства и его ди-намики.

Политическая идентичность сама может оказывать значительное влияние на специфику политического сознания. Поэтому она, при оп-ределенных условиях и с известными оговорками, может рассматри-ваться как составляющая политического сознания.

Политическая идентичность играет существенную роль в процес-се формирования «внешнего поведения» индивида: с помощью поли-тической идентичности индивид или группа становится субъектом по-литических отношений и политического процесса.

Под политической идентичностью следует по-нимать отождествление субъектом политического процесса себя с определенной политической позицией, признаваемое другими субъектами политических отношений.

Идентичность формируется под влиянием явлений трех типов: психо-логической деятельности субъектов, системы ценностей и стереоти-пов, которые интериоризируются субъектами, и спецификой полити-ческой позиции (ее функциональными особенностями, а также «смыслом», придаваемым ею со стороны участников политического процесса).

Политическая идентичность, так же как и социальная, имеет груп-повую природу. Она проявляется в ощущении принадлежности к какой-либо группе (например, партии, идеологическому течению и т.д.) и/или как отождествление группой себя с какой-либо политической позицией и признание этого со стороны других субъектов политического процесса (например, борьба партий за возможность сформировать правительство и проводить определенный политический курс, а также после-дующее поведение ее как правящей партии с целью доказательства своего соответствия этой позиции). Политическая идентичность и идентификация также тесно связаны с легитимностью и легитимацией, ибо идентичность и идентификация предполагает признание право-мерности занятия той или иной позиции со стороны других субъектов политических отношений.

Исследователи выделяют различные типы политической иден-тичности.

По объекту идентификации с определенной группой можно выде-лить идентичность члена группы интересов, партии, идеологического течения, жителя города или региона, гражданина государства и т.п. При этом следует отметить, что, как правило, у людей преобладает смешанная идентификация. Так, житель Петрозаводска может ощу-щать себя одновременно коммунистом и жителем города. Он может чувствовать свою принадлежность к Республике Карелия как государ-ственному образованию в составе РФ и к России в целом. В странах, где государство не обладает всеми чертами современно-го, где процесс формирования национально-государственной идентич-ности еще не закончился, где существуют сильные региональные, соци-альные, культурные противоречия и особые традиции, может преобла-дать политическая идентичность, связанная с ощущением принадлеж-ности к какой-либо социальной группе, региону, местному поселению и т.д.

Достаточно важным вопросом является проблема идентификации граждан с определенными идейно-политическими направлениями, представителями определенных идеологических течений. Наиболее часто для характеристики такой идентификации используется шкала «левый-правый». Данная ось традиционно применяется для описания структуры политического пространства: позиций различных политиче-ских сил, политических предпочтений избирателей и т.д.

Деление на левых и правых имеет достаточно длительную исто-рию со времен Великой французской буржуазной революции данные слова применялись для характеристики идеологической позиции по-литических сил. Левыми обычно называли тех, кто выступал за соци-альные перемены, равенство и социальную справедливость, пра-вых — тех, кто был сторонником status quo, выступал с поддержкой ценностей индивидуализма, частной собственности, против социаль-ного равенства.

Вместе с тем в каждой отдельно взятой стране смысл, вкладыва-емый в данные понятия, несколько отличается. Эти отличия обуслов-лены историческими традициями, например формой и содержанием основного политического раскола. Кроме того, на смысловое содержа-ние данных понятий наложили отпечаток особенности социальных конфликтов и социально-политических проблем на определенных эта-пах развития.

3.3. Политические мифы

Обращение к мифам в политике в те или иные периоды исторического развития характерно для всех государств. Оно связано с особыми социально-политическими и экономическими условиями, которые не позволяют решать сложные проблемы за счет реально существующих средств и вынуждают политиков с помощью мифов воздействовать на массовое сознание людей и тем самым отвлекать их хотя бы на время от назревших и трудно разрешимых противоречий.

Попытка в теории представить мифы как нечто архаичное, утерявшее свое значение в современных условиях, на практике себя не оправдала. Реальная действительность доказывает, что одни мифы исчезают, другие появляются.

Замена одних мифов другими — явление закономерное для периодов революций и реформаций. Оно объясняется тем, что политические цели меняются коренным образом и требуют обеспечения веры в ту или иную идею, а также поддержки соответствующих политических акций со стороны народа.

Чем дальше общество продвигается в своем развитии, тем изощреннее и привлекательнее становятся мифы, тем сложнее они поддаются распознаванию. Мифы все больше приобретают актуальность и конкретную направленность, отвечающие потребностям времени. Мифы о «мудрой политике правительства», «о возможных переменах к лучшему» и т. п. используются как сильный аргумент легитимации власти.

Интерес к мифам со стороны исследователей проявляется давно. Изучением этой проблемы занимались Э. Кассирер, 3. Фрейд, А. Розенберг, Ж. Сорель, П. Сорокин, А. Камю и др. Однако предметом их изучения были мифы, относящиеся к сфере культуры. Разумеется, многие их рассуждения вполне применимы и к политическим мифам, так как и те и другие имеют общую природу и аналогичные свойства: некритическое, эмоционально окрашенное восприятие мира, соединение реальности и вымысла, принятие мифа на веру без предварительной проверки и анализа его содержания.

Однако политические мифы — это совершенно иное явление и их нельзя рассматривать как неотъемлемую часть человеческой природы, изгнание которых из жизни людей обеднило бы их существование.

Для политических мифов характерны следующие специфические особенности:

— они не появляются спонтанно, а создаются искусственно, сознательно и целенаправленно;

— основу их составляют осознанные и культивируемые политиками коллективные чаяния и надежды, усвоенные массовым сознанием;

— в них соединяются два разнородных качества: трезвый расчет и фанатическая вера, позволяющие политикам освобождать себя от всех моральных преград;

— они не поддаются разрушению с помощью рациональных аргументов и потому вполне правомерна их оценка как ненаучного знания. Политические мифы в лучшем случае — полуправда;

— для них характерна непосредственная связь с политической реальностью, они призваны оправдывать тот или иной ход событий, обеспечивать абсолютную уверенность людей в правоте осуществляемых политических акций;

— политические мифы появляются значительно позже мифов художественных, что обусловлено созданием политических структур и социальной дифференциацией.

Политическим мифам присуще определенное противоречие,

С одной стороны, они обладают особой устойчивостью, в основе которой находятся: взаимообусловленность мифа и массового сознания: миф творится и поддерживается массовым сознанием, массовое сознание опирается на миф; живучесть элементов изначального сознания, которое оказывает значительное влияние на характер восприятия мифа и поведение (несмотря на интеллектуальную и культурную эволюцию); заинтересованность людей в политике и неспособность к обнаружению ее мифологического характера; осознание возможности находить смысл собственной жизни с помощью мифа. При стабильности политических систем существуют устойчивые (главные) мифы, предписывающие людям определенную систему ценностей и способы поведения (например, в США такими мифами является миф об американской демократии и свободном предпринимательстве).

С другой стороны, политические мифы весьма динамичны. Они могут исчезать и воспроизводиться вновь в зависимости от соответствующих потребностей.

Что же вызывает к жизни политические мифы в наше время?

Во-первых, необходимой предпосылкой продуцирования и репродуцирования мифов является наличие коллективного массового сознания, именно через него усваиваются коллективные желания, которые становятся фундаментом для создания политического мифа.

Во-вторых, для появления мифов необходимо соответствующее психологическое состояние общества, наличие напряженной ситуации, когда можно легко поверить в гонимых врагов и катастрофу и когда в это хочется верить.

Не случайно большинство исследователей пришло к выводу, что существует определенная закономерность — политические мифы утверждаются наиболее легко в странах, где существуют кризисные ситуации, а люди не обладают достаточным уровнем политической культуры. В таких условиях усваиваются любые мифы, в том числе противоречивые, нелепые и утопичные.

Однако наличие этой закономерности не исключает утверждения политических мифов и в странах с благополучной социально-политической ситуацией, где в качестве предпосылки выступают желания и надежды людей как коллективное бессознательное, нуждающееся в соответствующем оформлении (в том числе и в мифе).

  1. Политический менталитет

4.1. Определение и сущность

Менталитет - это совокупность образов и представлений, которыми руководствуется человек или группа людей. Менталитет лежит между двумя формами познания: рациональным и религиозным, взаимодействуя как с первым, так и со вторым.

В свое время в обществознание понятие "менталитет" было введено представителями историко-психологического и культурно-антропологического направлений Л. Леви-Брюлем, Л. Февром, М. Блоком и некоторыми другими. В первоначальном контексте менталитет означал наличие у представителей того или иного общества, трактуемого прежде всего как национально-этническая и социо-культурная общностъ людей, некоего определенного общего "умственного инструментария", своего рода "психологической оснастки", которая дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать свое природное и социальное окружение, а также самих себя. Со временем понятие " менталитет" стало использоваться и для описания в обобщенном виде свойств и особенностей организации социальной и политической психологии людей, в частности, политического сознания и самосознания.

Исследователи акцентируют вопрос о соотношении менталитета и ментальности. Суть этого соотношения состоит в следующем: в отличие от менталитета под ментальностью понимается частичное, аспектное проявление менталитета не столько в умонастроении субъекта, сколько в его деятельности, связанной или вытекающей из менталитета. Поэтому в обычной жизни чаще всего приходится иметь дело с ментальностью, чем с менталитетом, хотя для теоретического анализа важнее последний.

Существуют различные трактовки политического менталитета: это и представления и убеждения, присущие определенной социальной общности; это и совокупность установок, которые предпо-лагают активное восприятие окружающей действительности как на уровне отдельной социальной общности, так и ее субъектов; это и особого рода конструкт «коллективного бессознательного». Понятию «политический менталитет» близки такие понятия, как «картина политического мира» и «политическое сознание». «Картина политического мира» включает как знания теоретиче-ского характера, так и знания, вытекающие из повседневного опыта, а также ценностные ориентации политических субъектов. Политическое сознание — это не только научные теоретические знания, но и представления, возникшие в ходе осознания повсе-дневной жизни.

Политический менталитет связан с опытом, повседневной жизнью и включает в себя: 1) представления о политической ре-альности; 2) ценностные политические ориентации, носящие как осознанный, так и неосознанный характер; 3) политические уста-новки, стихийные предрасположенности особым образом реаги-ровать на политическую ситуацию.

В обобщенном виде менталитет можно рассматривать как социально-политическую категорию, представляющую собой отражение социально-психологического состояния субъекта (этноса, социальной группы, человека), которое складывается в результате исторически длительного и достаточно устойчивого воздействия естественно-географических, этнических, социально-экономических и культурных условий проживания указанного субъекта и проявляется в различных сферах деятельности. Складываясь, формируясь, вырабатываясь исторически и генетически, менталитет представляет собой трудно поддающуюся изменениям, устойчивую совокупность социально-психологических и духовно-нравственных качеств и черт, взятых в их органической целостности, определяющих все стороны жизнедеятельности данной общности и составляющих ее индивидов.

4.2. Особенности формирования

Хотя менталитет и является наиболее устойчивой и стабильной частью духовной культуры человека (слоя, класса, общества, народа), он, сохраняя в себе в традиционном виде общечеловеческие этические и нравственные нормы и требования, тем не менее, постоянно меняется под влиянием изменений в общественной жизни. И эти изменения тем заметнее, чем решительнее и кардинальнее изменяется жизнь человека. Поэтому отчетливее всего изменения в менталитете наблюдаются на переломных этапах в жизни общества, когда переделывается веками складывающийся уклад. Имея обыкновение запаздывать в своем появлении, они продолжают действовать и тогда, когда общественная мысль уже претерпела радикальные перемены.

С функциональной социально-политической точки зрения общий для той или иной группы менталитет способствует поддержанию преемственности ее существования и устойчивости поведения входящих в нее членов, прежде всего в относителъно стабильных, но особенно в кризисных ситуациях. Главной особенностыо последних является такое разрушающее воздействие на менталитет, которое подвергает опасности его целостностъ и сплачивающе-унифицирующий поведение людей характер, а в случае экстремального, критического воздействия может привести к дестабилизации, расслоению и нарушению общности менталитет для членов группы, вплоть до полного разрушения такой политико-психологической общности. Возникающая в результате подобных ситуаций аномия ведет к появлению многочисленных форм отклоняющегося (девиантного) поведения и острым психологическим кризисам у представителей данной общности, что влечет за собой и социально-политические последствия: общность становится способной прежде всего к деструктивному в социально-политическом плане поведению, подчас чреватому не только разрушением социального сооружения, но и саморазрушением такой общности.

В подобных случаях возникает особый, "кризисный менталитет" как выражение определенного этапа распада устойчивых прежде социально-политических образований, определяющих поведение людей, в структуре сознания и в психике в целом. Главными его особенностями являются своеобразная мозаичность, несистематизированность, отсутствие целостности и устойчивости, ситуативность и непрерывная изменчивость. В отличие от докризисного, достаточно устойчивого и структурированного менталитет, кризисный носит потокообразный, неустойчивый характер. Менталитет такого типа, например, появляется в ситуациях резкого перехода от тоталитаризма к демократии, характеризующихся появлением целого ряда форм общественной жизни - в частности, социально-политического плюрализма, многоукладной экономики, многопартийности и т.п.

Примером такого рода, в частности, служат попытки разнообразных реформ в советском обществе, связанных с периодом перестройки: главным фактором этих реформ должен был стать "человеческий фактор", т.е. предполагался новый, изменившийся менталитет всего общества. Развитие событий показало, однако, что трансформация менталитета является достаточно длительным и болезненным процессом, что связано, во-первых, с трудностями отказа от прежней "психологической оснастки", со значительной инерционностью и особого рода "сопротивляемостью" прежнего менталитета, во-вторых, с опасностью деструктивных последствий в результате его слишком быстрого разрушения и, в-третьих, со сложностью формирования нового менталитета в процессе, по сути дела, принудительной адаптации людей не столько к новым условиям, сколько к предстоящему длительному периоду реформирования. Трудности данного рода ведут к тому, что общественные преобразования оказываются лишенными поддержки со стороны массового менталитета общества и вынуждены преодолевать дополнительное сопротивление со стороны психологии членов общества.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. П Л А Н 1. Общественное сознание и его структура. 2. Политическое сознание: уровни, функции, формы З. Политическая идеология и политическая психология как уровни политического сознания. 4. Основные идейно политические течения современности.

Сознание выступает необходимым атрибутом человеческой жизнедеятельности, и поэтому его проявления в обществе универсальны. Сознание общества функционирует в самых разнообразных формах, видах, состояниях, уровнях. На определенном этапе развития общества оно институализируется как духовное производство обретает относительную самостоятельность.

Познавательный (ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ) аспект общественного сознания основывается на оценке общественного сознания и его элементов как идеального отражения объективного мира, общественного бытия. Все уровни, виды обще ственного сознания здесь интегрируются, дифференцируются по тому, отражают они объективную истину или нет, а если отражают, то с какой глубиной, в каких формах.

Гносеологический аспект позволяет вы делить общественном сознании два в своеобразных полюса: науку и религию, различающиеся принципи ально противоположным отношением к объективной истине, теоретическое и эмпирическое сознание, раз личающиеся по уровням отражения действительности.

Социологический аспект общественного сознания предполагает оценку общественного сознания и его элементов с позиций их роли и значения для деятель ности общественного субъекта. Основным здесь является не объективная истина как таковая, а выражение интересов определенного общественного субъекта, роль в обосновании, развертывании его деятельности.

Выделение социологического аспекта общественного сознания позволило предло жить более глубокую интерпретацию идеологии как способа духовной деятельности человека, объяснить жизнестойкость всякого рода фетишистских форм об щественного сознания, разграничить целеполагание, мотивацию человеческой деятельности на теоретическом и обыденно практическом уровнях, решить ряд других проблем.

Раскрытие многокачествеыности обществен ного сознания ориентирует и на многоплановое выяв ление места и роли каждого его фрагмента, прежде всего таких, как обыденное сознание, общественная психология и идеология.

Обыденное сознание - повседневное, практическое сознание; оно представляет собой функцию непосред ственной практической деятельности людей и чаще всего отражает мир на уровне явлений, а не сущност ных го связей. е Обыденное сознание претерпевает из менения в процессе развития человеческого общества и испытывает воздействие таких уровней отражения, как наука, идеология; ассимилируя определенные их достижения, оно в то же время само активно влияет на них.

Высказываются предположения, что в перспективе обыденное сознание исчезнет за счет подъема его до уровня более сложных форм отражения. Но повсе дневная жизнь общества не требует обслуживания ее сознанием, находящимся на уровне науки. Например, акты купли продажи могут совершаться без обращения к экономическим категориям, а исполь зование электричества, техники, компьютеров в бы ту- без знания тех закономерностей, которые лежат в их основе.

Мир повседневных явлений, отражаемый обыденным сознанием, неразрывно связан с сущностью общественной жизни, поэтому и на уровне обыденного сознания в принципе возможно познание объективной истины. Что же касается вопроса о том, на каком уровне - обыденном или теоретическом - полнее от ражается истина, то здесь все зависит от конкретных условий. Бывает, что обыденное сознание ближе стоит к истине, чем теоретическое.

Например, в годы застоя обыденное сознание гораздо точнее оценивало небла гополучие в обществе, чем официальные деологиче ские и документы. Бывает и наоборот, когда в обыден ном сознании содержатся ошибочные оценки, как, например, активное неприятие форм индивидуальной трудовой деятельности некоторыми слоями нашего общества.

Общественная психология так же как и обыденное сознание, относится к числу генетически первичных форм отражения действительности. Она представляет собой совокупность общественных чувств, эмоций, на строений, переживаний, волеизъявлений и т. д.

Общественная психология складывается в резуль тате непосредственных и опосредованных воздействий общественной жизни. С одной стороны, общественная психология прямо зависит от реального положения дел в обществе. С другой стороны сущест венно зависит от теоретического сознания, идеологи ческого воздействия.

Общественная психология может как ускорять, так и замедлять ход общественных преобразований. Так, не в недалеком прошлом нам нехватило чувства стыда, по выражению К. Маркса, гнева, обращенного вовнутрь, за то состояние, в котором оказалось обще ство. ыло бы оно - Б может быть, раньше начались бы преобразования

И сегодня нам очень мешают и социальная апатия, и нетерпеливое желание немедлен но насладиться успехами, и склонность к разочарова ниям при первых трудностях и неудачах. Все это сов ременные реалии общественной психологии.

Идеология Это теоретически систематизи рованное сознание, выражающеее интересы опреде ленного класса, социальной группы, общности вообще. Пока у группы, общности, человечества есть какие то интере сы, есть необходимость их реализации-а это есть всегда, - до тех пор будет существовать идеология.

Идеология может су ществовать и на обыденном, социально психологиче ском уровне. Например, классовый инстинкт, психоло гические установки, определяющие отношение одной национально этнической общности к другой, не менее идеологичны, чем программы политических партий, ибо они выражают природу социального интереса и служат его реализации.

Основным водоразделом, позволяю щим выявить качественную специфику идеологии, является ее соотношение с наукой, познанием в целом. Если для научного познания главным является отражение объ ективных законов, объективной истины при определен ном отвлечении от интересов людей, то для идеологии, напротив, именно этот интерес, его выражение, реа лизация являются главными.

Абсолютизиро вать это различие, лишать идеологию познавательного момента, а познание - момента идеологического было бы неправильно, но все же природа идеологии как феномена общественного сознания определена обла стью общественного интереса.

Роль идеологии в общественной жизни Она очень велика. В настоящий момент в нашем обществе очень важно идеологически обеспечить реформирование общественных отношений. Для этого необходимо осознать и выра зить оренные к интересы народа, правильно сформули ровать основные цели, пути их достижения, выявить движущие силы преобразований и возможные силы торможения, сделать это знание достоянием всего об щества. От успеха идеологической работы в значи тельной степени зависит успех реформ.

Формы общественного сознания Общественное со знание отражает богатство общественной жизни, об щественного бытия в различных формах. К формам общественного сознания относятся: по литическое, правовое, нравственное, эстетическое, ре лигиозное, философское и научное сознание.

Они отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, если науку и философию интересуют как приро да, так и общество, то политическое сознание - отно шения между классами, нациями, социальными слоя ми и отношение каждого из этих образований к госу дарственной власти.

Каждая форма характеризуется специфическим соотношением обыденного сознания, психологии, тео ретического уровня освоения действительности. Неко торые формы выполняют сходные общественные функ ции, у других они принципиально различны. Филосо фии и религии, например, присуща мировоззренческая функция.

Важной отличительной чертой форм общественно го ознания является способ с отражения действитель ности. Для науки - это теоретико понятийные систе мы, для политики - политические программы и декла рации, ля морали - д нравственные принципы, для эстетического сознания - художественные образы и т. д.

В наши дни происходит дальнейшая дифференциа ция общественного сознания. Так, на современном этапе имеются веские основания для выделения эко номической формы общественного сознания, связан ной с экономическими отношениями людей.

2. Политическое функции, сознание: уровни, формы Одной из важнейших форм общественного сознания является политическое сознание. Политическое сознание - это осознание сферы полити ки социальными субъектами (индивидами, группами, общ ностями и др.). Политическое созна ние относится к числу наиболее общих понятий, характери зующих субъективную сторону

Оно представляет собой совокупность рациональных, ценностных, норматив ных, с одной стороны, и подсознательных, иррациональных, аффективных элементов, - с другой. На их основе форми руются политические ориентации и поведение, отношение индивидов и групп к государственным институтам и власти, участию в управлении и т. д.

Для того чтобы ориентироваться в политических событиях и отношениях, необходимо понимать, что происходит в обществе. Достичь своих целей в политике можно только при наличии соответствующей структуры вла сти, наличия адекватной политической формы.

Сознание вообще представляет собой спе цифическую способность человека и человечества так ориентироваться в окружающей среде, чтобы можно было существовать или адаптироваться твор ческим образом взаимодействуя со средой преоб разующим способом.

Политика занимается делами людей, а не приро ды. Поэтому политическое сознание направляет свое внимание на общество в целом, а его непосредствен ной задачей является осознание того, как можно ор ганизовать сообщество с максимальным учетом по требностей людей и минимальным уровнем насилия.

Политическое сознание всегда является ситуа тивным, оно осознает общество, исходя из его реаль ного одержания здесь и с сейчас. Это сознание всегда носит партийный характер, поскольку нет людей во обще, а существуют конкретные люди, выражающие в сознании не только предметы но и свою индивиду альную жизнь среди них. Это обстоятельство делает политическое сознание идеологией.

Политическое сознание носит всегда открытый характер, поскольку у всех людей по поводу политики не может быть единого мнения, это всегда борьба, диалог, компромисс, консенсус на любой вкус.

Реальное политическое сознание ищет ответы на вопросы: что такое политика, каковы интересы основных групп населения, какова общественно политическая по требность, как организовать эти группы населения, чтобы они выполняли свои функции, каково содержа ние законов, как обеспечить их исполнение, как со вместить статус человека и необходимость в его по литическом ограничении, как заставить население подчиниться всей политической организации и полю бить своих правителей, как избавиться от конкурен тов и претендентов на власть, как взаимодействовать с другими странами, с кем воевать и как побеждать, как обойтись без шпионов и т. д.

Политическое сознание выражает интересы, которые возникают в реальной жизни. Оно позволяет сформулировать ценности, на которые ориентируются люди, пытаясь реализовать свои ин тересы. В пределах политического сознания создают ся нормы, которые определяют условия социополитического взаимодействия людей.

Политическое сознание распределено среди всех людей, живущих в обществе. Такое сознание есть мас совое политическое сознание. Существуют также элитарные формы политического сознания, которые возникают в головах великих мыслителей и профес сионалов, занимающихся политикой и идеологией.

Уровни политического сознания 1. государственный, на котором осуществляются выра ботка и обоснование официальной политики. «Государствен ное» сознание регулирует политические отношения различ ными законопроектами, программами, конституцией и т. д. На данном уровне политического сознания наиболее последо вательно защищаются существующие политические поряд ки и принципы управления;

2. Теоретический - представлен различного рода кон цепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет: ставить и решать важнейшие политические цели и зада чи как фундаментальные (стратегические), так - и текущие, (тактические); определять средства и методы их достижения; определять направления и пути организацион но политического обеспечения решения назревших про блем; вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и це левых программ; корректировать политику с учетом данных практическо го опыта;

3. Эмпирический - базируется на непосредственной практике, участии а политическом процессе различных со циальных общностей. Данный уровень отражает политичес кую действительность в форме ощущений, иллюзий, пере живаний, представлений;

4. Обыденный - характеризует совокупность возникаю щих непосредственно из будничной жизни идей, взглядов общественного класса, социального слоя или группы лю дей. Данному уровню присущи ярко выраженные социаль но психологические черты: настроения, чувства, эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации.

Формы политического сознания Специализированное ПС - это, как правило, идеологически однородное сознание. Главное в этой форме - выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социаль ной руппы г и др. определенных ориентации и установок. Носители специализированного сознания - прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения.

Массовое политическое сознание выражает опосредо ванно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весь ма динамично. Оно испытывает на себе воздействие мно жества факторов: различные социальные потрясения, со держание конкретной исторической ситуации и многое дру гое.

Функции политического сознания: 1. Когнитивная - по требность познании в человеком различных сторон мира по литики; 2. идеологическая -необходимость в сплочении политических партий, наций и государств, в сохранении за воеванных властных позиций; 3. коммуникативная - обес печение взаимодействия субъектов политики с институтами власти;

4 оценочная способствует ориентации в политической жизни, оценке политических событий; 5 регулятивная политического участия; дает ориентиры относительно 6 интегрирующая способствует объединению социальных групп обще ства на базе общих ценностей, идей, установок; 7 прогностическая создает основу для предвидения содержания и ха рактера политического процесса; 8 нормативная создает общепринятый образ будущего.

Политическая идеология. Термин "идеология" был введен в научный обо рот в VIII веке французским ученым X Антуаном Дестютом де Траси. Марксисты термин "идеология" использовали в трех значениях: 1 сознание определенного класса в целом; 2 теоретическое сознание; 3 ложное, извращенное сознание, вызванное противоречиями производственных отношений.

Д. Истон, М. Дюверже определяли идеологию как систе му енностей и ц предпочтений. Благодаря ценностям осу ществляется процесс дифференциации и иерархизации объектов по степени их значимости, что необходимо для стимулирования человеческих действий.

М. Вебер относил идеологию, как и другие мировоззрен ческие и религиозные образования, к области веры, отри цая тем самым даже саму постановку вопроса о ее научно сти. Современные политологи Э. Шилдс и У. Матц расценивают политическое мировоззрение как веру.

Большинство политологов определяют идеологию как си стематизированную овокупность с идей, выражающих интересы, цели и намерения больших социальных групп - классов, наций, партий и пр.

Любая идеология носит политический характер, но поня тие политическая идеология употребляется в специфичес ком смысле - как совокупность взглядов социальных групп на политическое устройство общества, на место политики в общественной жизни.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ 1 легитимация власти правящих сил или права на власть оппозиции; 2 артикуляция интересов групп и слоев общества; 3 мобилизация и интеграция граждан, стимулирование целенаправленных действий с их стороны; 4 компенсация социальной неудовлетворенности надеж дой на благополучное изменение социального бытия.

5 прогностическая - способность индивидов и групп к формулированию целей, перспективной оценке на правлений развития политических процессов; 6 воспита тельная - возможность влиять на политическое поведение в соответствии с определенными целями, идеалами.

Идеологизация политики делает ее нефункциональной, неспособной определять и решать общественно важные за дачи. Превалирование идеологических ценностей над практическо политическими и тем более социально экономическими целями, как известно, стало одной из причин краха тоталитарных режимов в СССР и стра нах Восточной Европы.

Идеологизация международных отношений в XX v особенно в период между 1945 и 1985 годами, означала их подчинение задачам межгосударственной борьбы по идео логическим мотивам. Мирное сосуществование социалис тических и капиталистических государств рассматривалось в Советском Союзе как специфическая форма классовой борьбы на международной арене. Такой подход не раз под водил человечество к грани мировой войны.

Уровни политической идео логии: 1 теоретико концептуальный. На нем формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы класса, слоя, нации, государства; 2 программно политический. Здесь социально фило софские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования;

3 актуализированный. Он характеризует степень усво ения гражданами целей и принципов данной идеологии и их воплощения в тех или иных формах политического учас тия. Этот уровень может охватывать довольно широкий спектр вариантов усвоения идеологии: от незначительного изменения позиций до формирования глубинных мировоз зренческих ориентиров.

Инструментом распространения идеологического влия ния служит пропаганда. Ее назначение заключается в целе направленном соединении теоретического и обыденного уровней политического сознания, в формировании у людей готовности к определенному типу политического действия.

Таким образом, существование социально структуриро ванного общества порождает потребность в идеологии как систематизированном, теоретически оформленном спосо бе социально группового мышления, являющегося существенным элементом отношений власти.

Политическая психология это неотъемлемая часть политического со знания, обрамляющая и фиксирующая политические отношения и ин тересы в общественно психологической форме и способствующая вы работке у субъекта непосредственных мотивов и установок политического поведения. Политическая психология это низший уровень политического сознания.

Она складывается на основе стихийного (теоретически несистематизированного и неосмысленного) отражения интересов и потребностей клас сов и проявляется в виде симпатий и антипатий, чувств ненависти и до верия, дружбы и вражды, настроений энтузиазма, подъема, активности и пассивности. В нее также входят иллюзии, предрассудки, предубеждения, по рожденные субъективными искажениями в оценках действительного классов в обществе.

Непосредственным источником формирования полити ческой психологии является обыденно практическое сознание, которое само вырастает из практической деятельности людей как отражение их эмпирических условий существования, труда и борьбы.

Оно представляет со четание рационального и эмоционального, переплетение рассудочных форм и эмоций, сегодняшних представлений и сложившихся традиций, привычек, взглядов, мировоззренческих элементов и проявляется в умонастроениях людей.

Все вышеназванное характерно и для политической психологии. Она выражает политические настроения, в которые включены представители данного класса или группы практику их контактов с представителями других классов и групп, общественно политических организаций, с государственной властью, социально психологическую реакцию на важнейшие политические события, государственные установ ления.

Политическая психология и есть необходимое условие направления мощных, потоков энергии масс, стимулирования их политической активности. Оно во многом формирует общественное мнение, оценки данного класса, социальной группы тех или иных по литических действий, политической линии в целом.

Особенности политической психологии 1. Формируются в процессе непосредственной активности граждан на основе их практического взаимодействия между собой и институтами власти; 2. Отражение политических событий и процессов носит поверхностный характер; 3. Доминирующую роль играют чувственные и эмоциональные элементы сознания; 4. Отражают преимущественно не перспективные, а насущные интересы людей, их повседневные нужды; 5. Испытывает влияние различных идеологий и складывается в процессе их противоборства; 6. Способна быстро изменяться и чутко реагировать на изменяющиеся политические условия.

Элементы политической психологии: 1. чувства и эмоции людей, создающие определенные мотивы их полити ческой деятельности; 2. индивидуально психические свойства (воля, память); 3. физиологические механизмы, обусловленные врожденными качествами че ловека (наследственностью) и проявляющиеся в психофизических свойствах, регулирующих темперамент, демографические и половозрастные черты.

Наиболее влиятельными формами политического сознания являются политическая идеология и политическая психология. Политическая идеология как ориентированный на практическую реализацию комплекс идей, система взглядов на власть, государственное устройство и способы их регулирования может рассматриваться как своеобразная форма специализированного, интегрированного сознания или как «надстройка» над общественной психологией.

Понятие «идеология» введено в научный оборот в 1796 г. А.Д. де Траси - лидером группы философов, названных в дальнейшем в докладе «Проект идеологии» идеологами. И в этом докладе, и в более позднем четырехтомном исследовании «Элементы идеологии» де Траси стремился разработать методологию систематизации идей выдающихся мыслителей нового времени - Ф. Бэкона, Д. Локка, Э. Кондильяка, К. Гельвеция и создать общую «теорию идей», или науку об идеологии.

Большое влияние на формирование различных подходов к идеологии в современной науке имела концепция немецкого социолога К. Мангейма, разработанная им в книге «Идеология и утопия» с близких к марксизму позиций. Идеология, по Мангейму, - это разновидность ложного, «апологетического» сознания, которое, будучи «трансцендентным» по природе, играет по отношению к действительности роль стабилизирующего, охранительного фактора. Напротив, утопия по Мангейму, является «трансцендентной ориентацией» сознания, переходящей в действие и стремящейся взорвать существующий в данный момент порядок. Такое противопоставление «консервативной идеологии» и «революционной утопии» оказалось в конечном итоге несостоятельным.

Литература ХХ в., посвященная идеологии, способствовала тому, что этим понятием стали называть различные системы философии, социальные теории, учения, различные типы верований, социальных мифов, придав ему тем самым чрезвычайно неясный, запутанный смысл. Термин «идеология» нельзя заменить термином «идея», поскольку его целесообразнее использовать для обозначения «превращения идей в рычаги социального действия». Идеологии отличаются от различных идей, теорий и философских систем тем, что они всегда ориентированы на действие, на соединение с практикой, тяготея таким образом к сфере политики.

Современная политическая идеология является многоуровневой. Обычно выделяют три уровня функционирования идеологических систем: теоретико-концептуальный (элитарный), программно-политический (пропагандистско-просветительный) и актуализированный (житейский).

Для современного демократического общества характерен широкий спектр различных типов идеологии, начиная с крайне реакционных (неофашизм, расизм), неоконсервативных и либеральных и кончая левым экатремизмом.

Идеологической политической культурой специалисты называют специфическую структуру индивидуальных и групповых ориентаций, вырабатываемых в процессе перехода от традиционных обществ к секуляризированным общественным формам, в рамках которых политика постепенно становится результатом переговоров и рационально обоснованных проектов, не испытывая потребности в иррациональных стимулах.

Политическая психология нередко имеет более существенное значение для политики, чем другие формы политического сознания. Она представляет собой совокупность по преимуществу эмоционально-чувственных ощущений и представлений людей о политических явлениях, складывающихся в процессе их (людей) политического поведения и непосредственного взаимодействия с институтами.

Признание такого духовного образования ориентирует научные исследования на переход от рассмотрения человека как носителя определенных политических функций, статусов, прав и доктрин к анализу его конкретных чувств и психологических механизмов, которые управляют поведением индивидов, групп и массовых общностей. В этом отношении учитываются уже не свойства абстрактного «человека политического», а конкретные способности индивидуальных или групповых субъектов к межличностному (межгрупповому) общению и сплоченности, особенности их восприятия политических явлений, интенсивность ожиданий, особенности темперамента (общительность, чуткость, тревожность сознания), механизмы привлечения внимания и внушения, подражания и заражения, структура предпочтений (социометрическая структура) и другие психические реакции.

Политическое поведение, действительно, во многом зависит от идеологии и политической психиологии.

Мы знаем, что роль идеологии в социализации человека очень большая. Ведь человек буквально воспитывается в определенной идеологии, на основе определенных теорий, принципов, ценностей и взглядов. И эта система ценностей настолько сильно им воспринимается, что человек не видит иных действий. Его политическое и обычное поведение полностью зависит от этой идеологии.

Что касается политической психологии, то она содержит в себе определенных чувства, эмоции, настроения о политических процессах и явлениях. Политическая психология формирует политическое сознание, которое продуцируется на поведение. Например, психология выражается в определенных типах личности: экстраверт, сенсорик и так далее. И в соответствии с этими типами человек неосознанно строит свое поведение.

В чем состоит опасность политического экстремизма?

Политический экстремизм опасен хаосом, который он сеит в обществе. Такой экстремизм совершается исключительно по политическим мотивам и не будет остановлен до тех пор, пока экстремисты не получат власть и не добьются своей цели.

Экстремизм тоже поведение, которое формируется в следствии радикальных взглядов. Эти ценности могут быть слишком смелыми, а действия слишком жестокими, что может привести к большим ошибкам.

Политическая идеология – специфическая форма политического сознания, система взглядов на власть, государственное устройство и способы их регулирования. Стремление различных групп общества воплотить свои интересы, предпочтения(социальные, экономические, национальные и т.д.) привели к возникновению различных по целям и содержанию видов П.и.(либеральной, консервативной, радикальной и т.п.) и представлению о противоположности, борьбе идеологий. П.и. стали выступать как определенные доктрины, оправдывающие притязания какой-л. групп на власть, ее использование. Реальный «вес» П.и. зависит от степени ее влияния на общественное сознание. П.и. выполняет следующие функций 1) ориентационную, которая выражается в том, что, включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности и власти она задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности; 2) мобилизационную, смысл которой заключается в том, что, предлагаемая идея более совершенного общества, П.и. выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию; 3) интегративную, состоящую в том, что, наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, П.и. задают ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес; П.и. противостоят частным интересам и тем самым выступают интегрирующим фактором; 4) амортизационную, способствующую ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения; предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач, вновь стремиться к активным действиям по их реализации; 5) функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы, иными словами, П.и. могут возникать на основе интересов какой-л. социальной группы и призваны противопоставить их интересам др. групп; идеология, как правило, институционально оформлена в политических партиях, движениях, союзах, группировках; для этих институтов важной задачей является ориентация политического поведения граждан. Выделяются несколько уровней П.и.: 1) теоретический, концептуальный (наиболее абстрактный уровень, на котором раскрываются идеалы и ценности определенного класса, нации, государства, формируются основные положения применительно к главным сферам жизнедеятельности общества и человека); 2) программно-политический (на этом уровне происходит адаптация, перевод с языка социально-философских принципов на язык программ и лозунгов требований элиты или контрэлиты, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан; требования этого уровня - быть максимально доступными для возможно большего количества людей, ориентировать их на политические действия; 3) актуализированный, определяющий степень освоения идей, целей, принципов конкретной идеологии, ее влияния на практическую деятельность людей, их политическое поведение; именно этот уровень позволяет элите через изучение общественного мнения определять степень влиятельности, надежности П.и., которая выступает как организационная, регулятивная, контрольная система, направляющая жизнь человека и общества. Политическая психология - наука, изучающая психологические аспекты политической жизни. Объектами политике-психологических исследований являются - политическое участие, политическое лидерство, политические ценности и установки, мотивы, влияющие на политическое поведение, политическая социализация, массовое сознание и т.д. Методы исследований заимствовались П.п. из социальной, клинической, когнитивной и др. направлений психологии. К наиболее часто используемым методам исследований относят наблюдение, тестирование, социологические опросы, моделирование ситуаций в лабораторных условиях, психосемантический анализ, экспертную оценку личности, создание психологических портретов, анализ биографий политическихлидеров, схематическое картирование и др. Политическая психология составная часть политического сознания, обрамляющая и фиксирующая политические отношения и интересы в общественно – политической форме и способствующая выработке у субъекта непосредственных мотивов и установок политического поведения. Политическая идеология и политическая психология - частично совпадают по содержанию соответственно с теоретическим и обыденным, но имеют и свою специфику. Различение политической идеологии и психологии идет по тому же основанию - глубине и адекватности воспроизведения политической реальности. Однако идеология не тождественна теории, а политическая психология выходит за рамки обыденного сознания.
Под идеологией обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или изменение существующих общественных отношений. Политическая идеология соответственно представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и пр.). Объемы понятий «политическая идеология» и «политическая теория» частично перекрывают друг друга, поскольку идеология анализирует политическую реальность средствами теории - это систематизированное, логически последовательное, претендующее на объективность знание, вырабатываемое профессионалами сферы духовного производства. Однако идеология не укладывается целиком в рамки теории, потому что представляет знание не только о сущем (о том, что есть), но и о должном (о том, что должно быть) в обществе, что лишает ее твердой теоретической почвы. Центральное положение идеологий в структуре политического сознания изначально обусловлено рядом отличительных особенностей их формирования и функционирования, к которым обычно относят: целостность, систематичность представленного в идеологии знания, использование средств познания теоретического уровня; появление на свет в результате деятельности идеологов, профессионалов интеллектуальной деятельности (стихийно, «сама собой» идеология не складывается); изначальную нацеленность на изменение или закрепление существующих политических отношений и институтов; обусловленность интересами различных социальных групп (классов, слоев, сословий, элит и пр.); апелляцию к целям и ценностям общественной жизни в качестве одного из главных аргументов; склонность к некоторой лакировке действительности. К числу ведущих функций идеологии относятся: целеобразующая формулировка целей общественного развития, придающих смысл и обоснование притязаниям социальных групп на власть; программно-практическая - перевод теории в практику: разработка конкретных программ, средств, методов достижения власти и ее использования; интегративная - сплочение, формирование единства со-циальной группы; мотивирующая - побуждение людей к политической активности; коммуникативная - формирование особого языка политического общения - знаков, символов, ритуалов, по которому приверженцы идеологии идентифицируют своих сторонников и отделяют «чужаков». К основным функциям идеологии можно также отнести познавательную, аксиологическую (ценностную), пропагандист- скую, апологетическую (защиты политического имиджа властвующей элиты) и др. Таково в целом назначение идеологии в современном мире. К наиболее влиятельным идеологиям современности принято относить либерализм, консерватизм и социализм. Все они имеют давние исторические традиции и ныне это разветвленные комплексы идей, принципов, установок, составляющие основу программ и стратегий различных политических сил. Данные системы воззрений оказываются настолько мощными, что фактически перешагивают формальные рамки собственно политической сферы и превращаются в своеобразные типы или способы мышления, определяющие отношение людей ко всему окружающему миру. Другим уровнем политического сознания, парным идеологи-ческому, является политическая психология - совокупность политических чувств, мнений, настроений, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов. Будучи несистематизированным и стихийно формирующимся духовным образованием, политическая психология представляет собой своеобразный аналог обыденного сознания. Но полного совпадения между ними нет, так как понятие «политическая психология» включает в себя наряду с рациональными также и иррациональные, т.е. неосознаваемые, не контролируемые сознанием элементы - мотивы, предпочтения, установки и т.п. Сфера политической психологии включает в себя такие явления: социально-политические основания психологической активности (потребности, мотивы, интересы, стремления), психологические механизмы взаимодействия с политиче-ской средой (установки, стереотипы, предрассудки), психологические состояния людей, обусловленные политическими реалиями (настроения, ожидания, чувства, эмоции); устойчивые политико-психологические формы и продукты деятельности (традиции, навыки, привычки); психологические процессы политической коммуникации (внушение, подражание, убеждение, слухи) и др. В целом же этому уровню политического сознания присущи следующие особенности: спонтанный, малоконтролируемый процесс формирования; преобладание чувственно-эмоциональных компонентов сознания; взаимоналожение рациональных и иррациональных духовных элементов; известная противоречивость и рассогласованность личных элементов; выполнение в основном адаптивной и мотивирующей функций; подвижность, изменчивость, быстрая приспособляемость к складывающейся ситуации и т.д. В отличие от идеологии политическая психология хуже поддается теоретическому анализу ввиду наличия в ней множества иррациональных элементов. Но и они, как показало развитие науки психологии в XX в., могут стать объектом теоретического рассмотрения и практических рекомендаций.