Расписание богослужений в храме торжества православия. Закон Божий. О святых иконах. Анафема: что это, если не проклятие

Неделя 1-я Великого поста.
ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ.

Празднование Торжества Православия было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью в 843 году, когда на Константинопольском соборе был принят догмат о почитании икон.

Особую заслугу в этом стоит отдать византийской императрице Феодоре (815— 867 гг.) - жене императора-иконоборца Феофила, регентше (842 — 856 годы) при своём сыне императоре Михаиле III.

История установления праздника Торжества Православия

VII Вселенский Собор (787г.) закрепил почитание икон. Но иконоборческая ересь, появившаяся вскоре в Греции, распространилась по многим странам. Иконоборчество родилось не где-то за пределами христианства, среди язычников, стремящихся к разрушению Церкви, а внутри самой Церкви, в среде православного монашества — духовной и интеллектуальной элиты своего времени.

Иконоборческая эпоха делится на два периода: с 726 по 787 г. (от указа Льва Исавра до VII Вселенского собора, созванного при императрице Ирине) и с 813 по 843 г. (с воцарения императора Льва V Армянина до созыва Константинопольского собора, установившего праздник Торжества Православия).

Миниатюра из Хлудовской псалтири: аллегорическое изображение иконоборчества. «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом». Художник комментирует действия иконоборцев, сопоставляя их с евангельскими событиями. Распятие на горе Голгофе; иконоборцы, замазывающие известью икону Христа. Воин справа подносит Христу губку, напитанную уксусом, другой воин пронзает Христа копьём. У подножия горы иконоборцы Иоанн Грамматик и епископ Антоний Силлейский

Первым актом иконоборчества было уничтожение по приказу императора иконы Спаса, висевшей в Константинополе над воротами в императорский дворец. Видя эту кощунственную акцию, возмущенный народ растерзал чиновника, исполнявшего приказ. На это император ответил репрессиями. Борьба из сферы теоретической перешла в открытую войну.

Более 100 лет продолжавшаяся борьба породила новых мучеников, кровь которых теперь была на руках и совести христиан. Это была уже не просто борьба за христианскую веру, как в первые 300 лет до Константина, а борьба за непорочное христианство. В первые три века христиан гнали за то, что они не хотели поклоняться идолам, и решили иконоборцы, что иконы - те же самые идолы. И пошли императоры с патриархами опять гнать верующих. Пол ились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

В 825 году на Византийский престол вступил император Феофил. Он был вторым византийским императором и крестным сыном Льва V Армянина. Феофил получил отличное образование под руководством учёного Иоанна Грамматика, известного иконоборца, возведенного при Феофиле на патриарший престол. Супруга Феофила была армянского происхождения. Родители были сторонниками иконопочитания и воспитали свою дочь очень набожной. Император выбрал её женой на смотре самых красивых девушек империи. Вместе с Феодорой в императорской семье появилось тайное иконопочитание. Её супруг продолжал политику своего отца императора Михаила II в области иконоборства. Феодора хоть и пыталась оказывать поддержку своим друзьям, но сама была вынуждена скрывать от мужа и придворных иконы. Она прятала их под одеждой, а также во множестве ларцов в своей половине дворца. Продолжатель Феофана описывает случай, когда Феодору за молитвой перед иконами застал императорский шут Дендрис и без злого умысла проговорился об этом императору: «Царь все понял, воспылал гневом и, как встал из-за стола, сразу отправился к жене, осыпал ее всякой бранью и бесстыдным языком своим обозвал идолопоклонницей и передал слова помешанного. На что она, уняв гнев, сразу ответила: "Не так, совсем не так, царь, понял ты это. Мы со служанками смотрелись в зеркало, а Дендрис увидел отраженные там фигуры, пошел и без всякого смысла донес о том господину и царю". Так удалось ей тогда погасить царский гнев».

Историки отмечают, что практически всё окружение императора было на стороне иконопочитания, знал об этом и император.

После смерти Феофила в 842 году (в возрасте 29 лет) Феодора стала регентом на время несовершеннолетия юного монарха Михаила (ему тогда было 3 года). Империей в этот период вместе с Феодорой управлял Совет, члены которого были, как и императрица, сторонниками иконопочитания.

Восстановление иконопочитания было произведено Феодорой сразу после смерти императора Феофила. На 40-й день его кончины в Константинополе для этой цели был созван церковный собор. Для восстановления иконопочитания необходимо было сменить патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика. Иоанн был свергнут церковным собором с кафедры «за попытку самоубийства» и изгнан из церкви.

Новым константинопольским патриархом был избран Мефодий, пострадавший от иконоборцев. На соборе была провозглашена необходимость восстановления почитания икон. Собор подтверждал законность постановлений семи вселенских соборов и анафематствовал иконоборчество. Также собор вернул из ссылок всех ранее осуждённых за почитание икон, епископы-иконоборцы были изгнаны с кафедр, на которые возвратились архиереи, пострадавшие при Феофиле.

«Чин Торжества Православия»


Торжество Православия - это торжество победы Церкви над ересями, искажавшими учение христианской веры. По окончании Литургии в этот день положено совершать особый чин Торжества Православия. В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, возглашаются главные догматы, ею исповедуемые, утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Церковь молится об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой. Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, совершивших, по мнению Церкви, тяжкие прегрешения перед Православной Церковью или зараженных еретическими заблуждениями.

Церковнослужители объясняют, что анафема — это факт того, что сам человек выбрал путь, отличный от пути с Церковью , она ни в коем случае не переводит человека в разряд плохого и хорошего. Но для истинных верующих анафема считается страшнейшим наказанием.
При предании анафеме, отлученный ограждается от Святых Таинств и исключается из числа верующих.


В России в разное время были преданы анафеме Е. Пугачёв, И. Мазепа, протопоп Аввакум. В новейшей истории Русской Православной Церкви были анафематствованы: как проповедующий «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской» (Святейшим Синодом в феврале 1901); «творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной» (1918); несколько священников «публично похуливших Имя Божие» (1959, 1960); те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 году; те, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т. п. (1994); , который дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины» (1994); Глеб Павлович Якунин , после неоднократных увещеваний и предупреждений о бесчинном ношении иерейского креста после лишения сана (Архиерейским Собором 1997). Многие имена из списка позже были исключены. Но вот, например, Л.Н.Толстой до сих пор остается в этом списке потому, что даже перед смертью не отрекся от своих, опасных для Церкви, убеждений.

Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971г.

12 анафематствований «Чина Торжества Православия», как они провозглашались до 1917 года:

1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
2. Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
3.Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.
4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
7. Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
9. Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

Основной смысл празднования Торжества Православия

Церковь не случайно велела нам праздновать Торжество Православия в 1-е воскресенье Великого Поста, а значит вспоминать об одном большом церковном историческом событии - победе иконопочитания. Мы вспоминаем его потому, что оно имеет глубочайший догматический смысл. Господь Иисус Христос - Бог Слово принял естество человеческое, и поэтому когда Церковь зовёт поклониться образу Иисуса Христа на иконе, на образе, мы поклоняемся Божественной Его природе и Образу Божию в нас тоже. Образу Божию в человечестве, Образу Божию и человеческому естеству в Иисусе Христе, человеческому естеству, которое так близко к Богу в каждом из нас.

Слово икона - греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ.

Правивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса царь Авгарь был тяжко болен проказой. Услышав, что в Палестине находится великий "пророк и чудотворец" Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой о исцелении и нарисовал портрет Иисуса. Художник отыскал Иисуса, Но сделать «портрет» не смог «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ - первую, Самим Господом сотворённую икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление.

Икона — прежде всего священный предмет. Изображенный на ней лик получает, по правилу Церкви, имя через надписание. Этим икона усвояется тому, кто на ней изображен, восходит к своему первообразу и становится причастной его благодати, так что при недостойном, небрежном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а тот, чье имя она получила, ее первообраз.

Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву. Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего. Ее назначение — содействовать молитве. В молитвенном созерцании иконы мы имеем общение с Первообразом , не смешивая цель и средство; видимое постигаем через невидимое, земное через небесное. «Никто не будь столь безумен, чтобы истину и тень ее, архетип и изображение его, причину и следствие мыслить по существу тождественными» (св. Федор Студит). Как мы чтим Библию, не поклоняясь «естеству кож и чернил», но Слову Божьему, заключенному в ней, так мы почитаем в иконе не краски и доски, а Того, чей образ написан этими красками на этой доске . Честь, воздаваемая иконе, относится к Первообразу.

Материал подготовил Сергей Шуляк

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Закон Божий. О святых иконах

Установление праздника связано с событиями Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи.

История установления

После церковного собора, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи, Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста, бывшее в 843 году 11 марта (по другим данным - 19 февраля).

Икона «Торжество православия», 1375—1425 неизвестен , Public Domain

По словам историка Христианской церкви Антона Карташёва, один из византийских летописцев описал это событие таким образом:

Царица предложила святейшему патриарху Мефодию известить и собрать всех православных митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы пришли в Великую Церковь Божию с честными крестами и святыми иконами в первое воскресенье святого Поста.

И когда бесчисленное множество народа собралось, приходит и сам царь Михаил со святой и православной матерью своей Феодорой и со всем синклитом… соединившись со святым Патриархом, вместе двинулись от алтаря со святыми иконами и честным крестом и святым евангелием и пошли с литией до ворот дворца, так называемых Кентавриевых. И после долгой молитвы и сокрушенного многоплачевного и умиленного взывания Κύριε ελέησον возвратились во святой храм для совершения божественной таинственной литургии с великой радостью и торжеством.

И таким образом восстановлены святые и честные иконы для почитания и поклонения в храме Божием. Благочестивые же самодержцы со всечестным и святым патриархом Мефодием и бывшими при нём тогда митрополитами и преподобными подвижниками постановили: ежегодно в первое воскресение святого Поста праздновать торжественно в Великой Божией Церкви сей святой и честной праздник, который и празднуется доныне. Иконы одновременно были поставлены и во всех церквах Константинополя.

В воспоминание об этом событии, значимом для христианского мира, и в память императрицы Феодоры ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество православия».

Чин Торжества православия

К XI веку, возможно и раньше, сложился особый чин Торжества православия (Последование в неделю Православия, иначе Сино́дик ), который к XIV веку был дополнен текстами, содержащими православные догматы.

В тексте службы провозглашается торжество церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, совершивших, по мнению церкви, тяжкие прегрешения перед Православной церковью.


неизвестен , CC BY-SA 3.0

На Руси чин Торжества православия был введён в XI веке преподобным Феодосием Печерским, который вводил в своей обители ктиторский устав по образцу типика Алексеевского монастыря (один из уставов так называемой Студийской группы) в Константинополе. Сначала в него добавлены были имена почивших князей, святителей, монахов, а позже в него были добавлены имена русских еретиков. Чин неоднократно изменялся и не был единообразным на Руси, рукописные списки в разных местах отличались друг от друга.

Первое печатное издание было изготовлено на Украине (в составе Речи Посполитой) в 1627 году в составе Триоди Постной при архимандрите Захарии Копыстенском и под наблюдением «архитипографа» Памвы Берынды. В Москве первое печатное издание в Триоди Постной в 1656 году при патриархе Никоне. Всего к XVIII веку в нём было 20 анафемствований и до 4000 имён людей, объявленных еретиками.

В 1767 году был напечатан чин Торжества православия, отредактированный архиепископом Санкт-Петербургским Гавриилом (Кременецким), который исключил из него многие имена лиц, кому возглашалась «вечная память», а также имена многих гражданских преступников и расколоучителей, которым провозглашалась анафема. Чин ежегодно совершался в кафедральных соборах на середине храма перед иконами Христа и Богородицы.

В 1801 году чин был заметно сокращён, в нём стали только перечисляться ереси без упоминания имён еретиков, а из имён государственных преступников остались только Григорий Отрепьев и Иван Мазепа. В 1869 году из текста чина были убраны имена государственных преступников.

К 1917 году чин Православия включал в себя двенадцать общих анафематизмов без указания имён конкретных лиц.


неизвестен , Public Domain

Во времена советской власти в России во время совершения чина Торжества православия не провозглашались анафемы.

В 1990-е годы провозглашение анафем было допущено только на архиерейском богослужении. Однако из соображений политкорректности, во избежание разжигания религиозной нетерпимости (карается уголовной статьёй), анафемы фактически либо не произносятся совсем, либо произносятся в урезанном виде.

Богослужение

День, в который совершается Торжество Православия, в богослужебных книгах носит название: Неде́ля пе́рвая свята́го поста́, в ню́же Правосла́вие воспомина́ется .

В Православной церкви празднование Торжества Православия начинается в субботу вечером, богослужение совершается по Октоиху и Постной Триоди, служится всенощное бдение, на котором поются стихиры, в которых славится Христос и прославляется иконопочитание. Тропарём праздника является тропарь Нерукотворному образу Спаса.

Канон праздника написан Феофаном Начертанным, который сам пострадал от иконоборцев вместе со своим братом Феодором. Краегранесие канона: «Днесь благоче́стия Богосве́тлая прии́де заря́» (др. -греч. Σημερον εὐσεβίης θεοφεγγέος ἤλυθεν αἴγλη ). В отдельных тропарях канона прославляются императоры Михаил и Феодора как восстановители иконопочитания.

Чин торжества Православия - это молебен, который соединяется обычно с божественной литургией, он является вставкой в конце литургии.

В XIV веке Никифор Каллист Ксанфопул написал Синаксарь в Неделю Православия. В Синаксаре кратко рассказывается об истории иконоборчества, а также помещён рассказ о том, как перед смертью к умирающему Феофилу его супруга Феодора приносит иконы, которые Феофил, плача, целует и умирает. После этого Феодора просит помолиться за её мужа. Патриарх Мефодий собирает отцов, пострадавших от иконоборчества, записывает имена всех царей иконоборцев, включая имя Феофила, в список, который помещает под престол. Патриарх Мефодий служит всенощное бдение, после которого в списке имя Феофила исчезает. Синаксарь вошел в богослужение всенощного бдения в Неделю Торжества Православия, его читают после шестой песни канона на утрени.

Стихира, слава, на стиховне с великой вечерни; тропарь; кондак в Неделю Торжества Православию.
На греческом На церковнославянском(транслитерация) На русском
Стихира, слава, на стиховне с великой вечерни глас 2 (Ἦχος β") Οἱ ἐξ ἀσεβείας, εἰς εὐσέβειαν προβάντες, καὶ τῷ φωτὶ τῆς γνώσεως ἐλλαμφθέντες, ψαλμικῶς τὰς χεῖρας κροτήσωμεν, εὐχαριστήριον αἶνον Θεῷ προσάγοντες, καὶ τὰς ἐν τοίχοις καὶ πίναξι, καὶ ἱεροῖς σκεύεσιν ἐγχαραχθείσας ἱερὰς Χριστοῦ Εἰκόνας, τῆς Πανάγνου, καὶ πάντων τῶν Ἁγίων, τιμητικῶς προσκυνήσωμεν, ἀποβαλλόμενοι τὴν δυσσεβῆ τῶν κακοδόξων θρησκείαν· ἡ γὰρ τιμὴ τῆς Εἰκόνος, ὥς φησι Βασίλειος, ἐπὶ τὸ πρωτότυπον διαβαίνει, αἰτούμενοι ταῖς πρεσβείαις τῆς ἀχράντου σου Μητρός, Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν, καὶ πάντων τῶν Ἁγίων, δωρηθῆναι ἡμῖν τὸ μέγα ἔλεος. Из нече́стия во благоче́стие преше́дше, и све́том ра́зума просвети́вшеся, псало́мски рука́ми воспле́щим, благода́рственно хвалу́ Бо́гу принося́ще: и на стена́х, и дсках, и на свяще́нных сосу́дех, начерта́нным свяще́нным о́бразом Христо́вым, и Пречистыя, и всех святы́х, честно поклони́мся, отлага́юще злоче́стную злосла́вных ве́ру: прося́ще моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, Христе́ Бо́же наш, и всех святы́х, дарова́ти нам ве́лию ми́лость. От нечестия к благочестию перейдя и светом познания просветившись, будем согласно псалму рукоплескать, благодарственно хвалу Богу принося, и на стенах, и досках, и священных сосудах начертанным священным образам Христа, и Пречистой, и всех святых, с почтением поклонимся, отвергая нечестивую бесславных веру, - ибо честь, воздаваемая образу, как говорит святой Василий, на первообраз переходит, - и прося по ходатайствам пречистой Твоей Матери, Христе Боже наш, и всех святых, даровать нам великую милость.
Тропарь праздника, глас 2 (Ἦχος β") Τὴν ἄχραντον Εἰκόνα σου, προσκυνοῦμεν ἀγαθέ, αἰτούμενοι συγχώρησιν τῶν πταισμάτων ἡμῶν, Χριστὲ ὁ Θεός· βουλήσει γὰρ ηὐδόκησας σαρκί, ἀνελθεῖν ἐν τῷ Σταυρῷ, ἵνα ῥύσῃ οὓς ἔπλασας, ἐκ τῆς δουλείας τοῦ ἐχθροῦ· ὅθεν εὐχαρίστως βοῶμέν σοι· Χαρᾶς ἐπλήρωσας τὰ πάντα, ὁ Σωτὴρ ἡμῶν, παραγενόμενος εἰς τὸ σῶσαι τὸν κόσμον. Пречи́стому Твоему о́бразу покланя́емся Благи́й, прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших Христе́ Бо́же: во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на крест, да изба́виши, я́же созда́л еси, от рабо́ты вра́жия. Тем благода́рственно вопие́м Ти: ра́дости испо́лнил еси́ вся Спа́се наш, прише́дый спасти́ мир Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, / пришедший спасти мир!»
Кондак праздника, глас 2 (Ἦχος β") Ὁ ἀπερίγραπτος Λόγος τοῦ Πατρός, ἐκ σοῦ Θεοτόκε περιεγράφη σαρκούμενος, καὶ τὴν ῥυπωθεῖσαν εἰκόνα εἰς τὸ ἀρχαῖον ἀναμορφώσας, τῷ θείῳ κάλλει συγκατέμιξεν. Ἀλλ" ὁμολογοῦντες τὴν σωτηρίαν, ἔργῳ καὶ λόγῳ ταύτην ἀνιστοροῦμεν. Неопи́санное Сло́во О́тчее, из Тебе́ Богоро́дице описа́ся воплоща́емь: и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в, Боже́ственною добро́тою смеси́. Но испове́дающе спасе́ние, де́лом и сло́вом, сие́ вообража́ем. Неизобразимое Слово Отчее при воплощении от Тебя, Богородица, изобразилось, и осквернившийся образ в первоначальном виде воссоздав, с Божественною красотой соединило. И мы, исповедуя наше спасение, делом и словом его изображаем.


Храм в честь Торжества Православия

АДРЕС: Алтуфьевское шоссе, 77

НАСТОЯТЕЛЬ: протоиерей Андрей Кожевников

Подрядчик: ООО «Икар-строй»

Проектировщик: ООО «Архитектурный кабинет» (архитектор Владимир Иванович Козлов)

24 декабря 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма.

Храм построен с тремя приделами: во имя блаженной Матроны Анемнясевской и праведного Феодора Томского, а в цокольном этаже придел во имя преподобного Феодосия Тотемского.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Март 2019 года: ведется строительство приходского дома. Стены здания возведены. Завершаются кровельные работы. Заказаны окна. Как только контур будет полностью закрыт, строители приступят к внутренней отделке помещений.

Январь 2019 года: рядом с новым храмом возводится приходской дом. До конца марта планируется выполнить основные строительно-монтажные работы. До конца апреля – проложить внешние инженерные сети и смонтировать внутренние. За лето подрядчики надеются завершить наружную и внутреннюю отделку здания.

Ноябрь 2018 года: выполняется кирпичная кладка стен первого этажа приходского дома.

Май 2018 года: завершено строительство основного каменного храма. Возводится приходской дом: котлован разработан, установлены опалубка и арматура.

2018 год: на март намечено рыть котлован под нулевой цикл приходского дома. Все коммуникации уже подведены.

24 декабря 2017 года , в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении московского духовенства совершил чин великого освящения храма Торжества Православия в Алтуфьеве г. Москвы и возглавил Божественную литургию.

К концу октября 2016 года закончены кровельные работы, разобраны леса, заливаются отмостки, изготовлены и устанавливаются двери, идет кладка брусчатки и подготовка к сдаче объекта.

***

С 15 июня по 14 июля 2016 года были закончены бетонные работы по центральной лестнице; согласно проекту смонтирована вся белокаменная резьба по фасадам.

Велись малярные работы по фасадам и кладка основного крыльца. Кровельные работы были выполнены на 50%.

«Закончены общестроительные работы: кладка, бетонирование», - сообщили 2 августа представители Северо-Восточного викариатства.

Отделочные работы в верхнем храме были завершены к Пасхе 2016 года. Каждое воскресенье и в праздники богослужение совершается в верхнем просторном храме. «Это утешает всех нас, прихожан. Пусть иконостас временный, и стены пока не расписаны, однако храм наш получился очень красивым», - делятся своими впечатлениями жители района.

Особую благодарность община выражает архитектору проекта - Козлову Владимиру Ивановичу.

На настоящий момент (2 августа 2016 года) завершены работы по куполам и верхней части кровли. За лето планируется закончить все кровельные работы, отделку фасадов и осенью выполнить благоустройство территории.

Несмотря на то, что еще предстоит много трудов, храм уже стал настоящим украшением своего района и архитектурной доминантой городского пейзажа.

НОВОСТИ ПРИХОДА:

В храме Торжества Православия в Алтуфьево завершены общестроительные работы

Дневник строительства храма Торжества Православия на Алтуфьевском шоссе, 77

В Алтуфьево приступили к установке куполов на новом храме

Нижний храм в Алтуфьево освящен в честь преподобного Феодосия Тотемского


14 сентября на строящемся храме в Алтуфьево установят колокола






НОВОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

Строительство церкви в честь Торжества Православия на северо-востоке столицы завершится в 2016 году, сообщает в ноябре 2015 года интернет-портал Стройкомплекса со ссылкой на куратора Программы строительства православных храмов, депутата Госдумы РФ Владимира Ресина.

«Сейчас на храме устанавливают купола, а к Рождеству установят кресты. В июне будущего года основные строительные работы будут завершены», - сказал В. Ресин. Он отметил, что затем рабочие приступят к возведению приходского дома.

Строительство храмового комплекса началось в июле 2013 года. Храм кирпичный, пятикупольный, с асимметрично пристроенной звонницей.

Церковь возводится по индивидуальному проекту В.И. Козлова, представляющего ООО «Архитектурный кабинет». Все работы осуществляются исключительно на средства, которые собирает приход. Силами общины на территории установлена малая церковь, в которой совершаются регулярные богослужения.

18 октября 2014 года епископ Подольский Тихон, управляющий Северо-Восточным викариатством, совершил чин малого освящения нижнего храма в честь преподобного Феодора Тотемского.

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

Чин Торжества Православия совершается в первую Неделю Великого поста

Празднование было установлено в Греции в 842 году при царице Феодоре в память об окончательной победе над иконоборцами.
Учение о почитании икон, основанное на Священном писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII века оставалось неприкосновенным. Но со временем иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, постепенно распространилась по многим странам. Более 100 лет лилась кровь христиан, которые боролись за право изображать на иконах Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться перед святым образом. Тех, кто почитал иконы, заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные образа и мощи святых сжигались.
После VII Вселенского Собора (787 год), закрепившего почитание икон, наступило некоторое ослабление гонений, однако только в середине IX века из темниц были освобождены иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»
Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий установил тогда же особое праздничное богослужение - чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV веках эта служба была значительно дополнена за счет включения текстов, свидетельствующих о главных догматах христианства. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В ней утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцов.
В России чин Православия был введен в XIV веке.

24 декабря 2017 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Торжества Православия ― Патриаршего подворья в Алтуфьеве г. Москвы и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме.

Новый храм в Сергиевском благочинии Северо-Восточного викариатства (Алтуфьевское шоссе, владение 77) возведен в рамках Программы строительства православных храмов в Москве.

Центральный престол храма освящен в честь Торжества Православия, правый ― в честь праведного Феодора Томского, левый ― в честь блаженной Матроны Анемнясевской.

Его Святейшеству сослужили: архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Подольский Тихон , управляющий Северо-Восточным викариатством г. Москвы; епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря , управляющий Юго-Восточным викариатством и викариатством Новых территорий г. Москвы; епископ Люберецкий Серафим , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Георгий Климов, благочинный Троицкого округа Северо-Восточного викариатства, настоятель храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще г. Москвы; протоиерей Андрей Кожевников, настоятель храма Торжества Православия в Алтуфьеве г. Москвы; протоиерей Андрей Марущак, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; столичное духовенство.

На богослужении присутствовали: председатель Московской городской Думы А.В. Шапошников; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра Москвы и советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин; префект Северо-Восточного административного округа г. Москвы В.Ю. Виноградов; глава управы Алтуфьевского района СВАО г. Москвы В.П. Кузьменко; благотворители и строители храма.

Богослужебные песнопения исполнил хор Московской духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по строительству храма Торжества Православия ― Патриаршего подворья в Алтуфьеве протоиерей Андрей Кожевников был удостоен права ношения палицы.

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Артемия Дунаевского, клирика храма святителя Николая Мирликийского в Зеленограде (Зеленоградское благочиние г. Москвы), в сан иерея.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Владимир Александров, клирик храма Рождества Богородицы во Владыкине г. Москвы.

По завершении богослужения настоятель храма протоиерей Андрей Кожевников приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству старинный список Тихвинской иконы Божией Матери, отреставрированный прихожанином храма.

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом .

В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх Кирилл передал икону Божией Матери «Избавление страждущих».

Во внимание к помощи в строительстве храма Торжества Православия в Алтуфьеве Патриарших грамот были удостоены: глава управы Алтуфьевского района СВАО г. Москвы В.П. Кузьменко; генеральный директор ООО «Спецстрой-121» И.Ю. Круглов; руководитель ООО «Архитектурный кабинет» В.И. Козлов.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

1 марта 2015 г. в Неделю Торжества Православия, отец настоятель возглавил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме Покрова Пресвятой Богородицы.
После чтения Евангельского зачала, которое было совершено по традиции на двух языках, отец настоятель произнес проповедь с толкованием на прочитанное зачало, отметив, что: «Всем нам очень важно, после первой седмицы Великого поста, когда мы были особенно близки к Богу, как были близки к Нему Нафанаил и Филипп в сегодняшнем Евангельском чтении, остаться близкими Богу и все последующие недели Великого поста. И тогда мы сможем подлинным образом покаяться, а значит преобразиться. Это и будет самый главный плод трудов, которые мы подъемлем на себя в период святой Четыредесятницы».

По окончании Божественной литургии был совершен чин Православия.
Согласно Последованию молебного пения в Неделю Православия, отец настоятель вышел из алтаря. На аналое в центре храма были положены иконы Спасителя и Божией Матери.
После возгласа «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков», обычного начала (с Трисвятого по Отче наш) и 74-го псалма была произнесена великая ектения, к обычным прошениям присоединяя следующие:

  • О еже милостивым оком призрети на Святую Свою Церковь, и соблюсти ю невредиму и непреобориму от ересей и суеверий, и миром Своим оградити, Господу помолимся.
  • О еже утишити раздирания ея и силою Святаго Духа обратити всех отступльших к познанию истины и сопричести ко избранному Своему стаду, Господу помолимся.
  • О еже просветити мысли неверием помраченных светом Своего богоразумия, верных же Своих укрепити и непоколебимых в правоверии соблюсти, Господу помолимся.

После пения тропарей на «Бог Господь» было прочитано апостольское чтение (Рим 16:17-20), и евангельское зачало (Мф 18:10-18).

На сугубой ектении также были прибавлены дополнительные прошения:

  • Не хотяй смерти грешных, но ожидаяй обращения и покаяния, соедини всех во Святей Твоей Церкви, молим Ти ся, Милосердый Господи, услыши и помилуй.
  • Устроивый мир сей в славу Твою, сотвори, яко да истинною верою и благочестием Тебе, Бога нашего, прославят, молим Ти ся, Всесильный Творче, услыши и помилуй.
  • Давый заповедь Твою нам, еже любити Тебе, Бога нашего, и ближняго своего, сотвори, да ненависти, вражды, обиды и прочая беззакония прекратятся, истинная же любовь да царствует в сердцах наших, молим Ти ся, Спасителю наш, услыши и милостивно помилуй.

После сугубой ектении отец Максим прочитал молитву, в которой испросил у Господа укрепления в Православной вере, пребывания Церкви в единстве, преодоления ересей и расколов, спасения и обращения заблудших.
Затем прихожане храма торжественно исповедовали Символ Веры, после чтения которого хором под управлением Марины Адаевой была пропета вечная память Святейшим православным Патриархам, Преосвященным митрополитам, архиепископом и епископом, свв. равноапп. Константину и Елене, блгвв. и равноапп. Владимиру и Ольге, а также убиенным на поле брани вождям и воинам.
Затем многолетие было провозглашено Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и другим Православным Патриархам и Предстоятелям Поместных Православных Церквей, правящему архиерею епархии, Преосвященным митрополитам, архиепископом и епископом и всему Освященному Собору, Богохранимой стране, ее властям и воинству, и всем православным христианам.
Чин Православия завершился молитвой Пресвятой Троице и пением песни святого Амвросия Медиоланского.
Затем отец настоятель обратился к присутствующим в храме с такими словами: «Сердечно приветствую вас в сегодняшний день, который носит название Торжество Православия. Только что мы совершили чин, который восходит к 843 г., ко временам императрицы Феодоры, которая установила его почитание, и Константинопольскому патриарху Мефодию, который первый раз, именно в этом году, в Софии Константинопольской совершил данный чин. Мы знаем, что в течение ста лет Церковь Христова подвергалась гонениям, связанным с иконоборчеством. Те, кто вставали на позиции традиции почитания образов Спасителя, Божией Матери и святых, были жестоко гонимы, заключались в тюрьмы, отправлялись в ссылки, им выкалывали глаза, их уродовали и убивали. Даже после VII Вселенского собора, который восстановил иконопочитание, беззакония над православными продолжались. И только волевым решением императрицы Феодоры, которая объявила, что те, кто не почитает иконы Божией Матери и Спасителя, будут анафематствованы, была восстановлена эта духовная и церковная справедливость, и были окончены гонения.

Все эти события были окончены утверждением чина Торжества Православия, который теперь из года в год совершается в наших храмах. И сегодня мы тоже его совершили. Но при этом нам необходимо не забывать, что Торжество Православия – это не только лишь один день в году. Торжество Православия – это каждая Божественная литургия, которая совершается в храме. Торжество Православия – это каждая встреча с Христом человека, который до этого не знал пути к свету и вечной жизни. Торжество Православия – это происходящее на наших глазах изменение жизни человека. Торжество Православие – это торжество света над тьмой. Это торжество праведности над грехом, которое происходит в жизни каждого из нас ежедневно, ежечасно и ежеминутно. И дай Бог, чтобы мы прославляли Бога и в телах и в душах наших всякий раз, и чтобы именно православие, как образ жизни, а не только исповедание Господа, всегда присутствовало в наших словах, делах и поступках и в жизни каждого из нас».