Православная журналистика. Православная журналистика должна быть христоцентричной. В.Р. Легойда. Православная журналистика: явление или недоразумение? Проблемно-тематический анализ и жанровая специфика радиопередачи


На вышеназванную тему уже столько всего было сказано, что, наверное, не скажу ничего нового. Но кое-какие выводы сделать хочется – сделать «зарубки» на память и двинуться дальше.

За последние 20-25 лет церковная и околоцерковная журналистика продвинулась далеко вперед. Еще в начале 90-х она представляла собой газеты и интернет-странички с новостями церковной жизни в формате отчетов о множестве совершенных освящений и перерезаний ленточек. Немалую долю объема таких изданий занимали перепечатки наставлений святых отцов и размышления православных богословов.

Особняком в этом ряду стоял (и сейчас стоит) старейший «Журнал Московской Патриархии», в котором появлялись публикации, где авторы, в основном сановитые, рефлексировали на тему Церкви и общества в попытке осмыслить опыт существования Церкви в новых для нее условиях.

Добротные материалы еще в 90-х стали появляться в светской прессе, где зрел целый интеллигентский класс, представители которого охотно воцерковлялись. Такие журналисты писали интересные статьи о взгляде на церковные реалии изнутри.

ШЕПОТ МОНАХА

Мой личный опыт церковного публициста также состоялся на базе светской газеты – регионального еженедельника «Самовар», что выходил 20-титысячным тиражом на всю Амурскую область. Именно в этой редакции родился проект «Златоуст», который был призван расширить аудиторию газеты за счет православных верующих. Этот вкладыш из четырех полос появлялся в еженедельнике один раз в месяц. Кроме обычной сети распространения «Златоуст» расходился по приходам Благовещенской епархии.

Это был очень ценный опыт, поскольку промыслом Божиим мне приходилось рассказывать о Церкви сразу для двух целевых аудиторий: светских и верующих читателей. С одной стороны, я контактировал с духовенством епархии, помогавшим мне с терминологией и определениями, а с другой – я был независимым светским журналистом, который мог поднимать самые разные вопросы. От отношения общества к винам под брендами «Шепот монаха», «Душа монаха» и т.п. до церковного взгляда на вопрос существования инопланетян.

После, когда я перешел работать в городскую газету «Благовещенск», получилось сделать несколько выпусков приложения «Благовещенск златоглавый», где этот опыт осторожного синтеза церковного со светским только закрепился.

САМЫЕ РУССКИЕ СМИ

С развитием в России интернета на просторах сети стали появляться электронные СМИ православной направленности. В основном это были порталы с национально-патриотической риторикой. Например, мой первый шаг в интернет-публицистике состоялся на страницах православного информационного агентства «Русская линия» (не путать с позднейшей «Русской народной линией»), где я печатался под псевдонимом Дмитрий Донцов. Также активно читались мною такие сайты как «Русское воскресение» и «Русское небо».

Кстати, в сети было множество электронных версий православных газет, они и сейчас до сих пор наплаву. Например, самарский «Благовест» с его ярким Антоном Жоголевым и продолжатель традиций дореволюционного издания «Русский вестник» под редакторством Алексея Сенина.

ПЕРЕБОЛЕТЬ КРИТИКОЙ

Нужно обязательно упомянуть и о журнале «Русский Дом», который также представлен в сети, и даже были попытки организации соответствующего телевизионного канала. Кроме этого, о делах церковных можно было прочитать и в яркоокрашенных политических изданиях, таких как, например, знаменитое «Завтра» Александра Проханова.

Отдельно стоит вспомнить такое явление православной журналистики, как радио «Радонеж» с его официальным сайтом. Мастодонт церковной и околоцерковной полемики появился в начале 90-х и является площадкой консерваторов-охранителей.

Самое интересное, что практически во всех перечисленных сетевых, электронных и печатных изданиях наличествовала дозированная критика «справа» церковного официоза. Это, считаю, был очень полезный опыт становления церковной критической мысли. Этим нужно было переболеть, чтобы от оголтелого наклеивания ярлыков перейти в русло конструктивного диалога. Постепенно стали публично проводится тематические дискуссии и круглые столы, где верующие патриоты искали точки соприкосновения.

УРОЖАЙНЫЕ ГОДЫ

К сожалению, часть православных консервативных СМИ пошла по пути радикализации. Ответом на засилье ура-патриотических публикаций стало появление церковной либеральной журналистики. Эту свободную нишу в 2004 году заполнил портал «Православие и Мир», ставший спустя 10 лет одним из самых популярных православных ресурсов. Но самое важно – что редакция предоставляет площадку для высказывания и консерваторам, что значительно расширяет читательскую аудиторию. Я сам являюсь постоянным автором Правмира с 2011 года.

«Центристами» в процерковной медиасреде прочно стали журналы и их интернет-версии «Фома» и «Нескучный сад» (закрыт), университетская газета храма при МГУ «Татьянин день», научный портал Богослов.ру, журнал «Вода живая», ну и конечно, популярнейший проект московского Сретенского монастыря – Православие.ру. К правоцентристским православным ресурсам хочется отнести портал Александра Щипкова «Религия и СМИ».

Середина 2000-х была, вообще, очень урожайной особенно для различных нишевых православных изданий. В этом ряду стоит отметить молодежные журналы «Наследник» и «Отрок.ua», женский журнал «Славянка» и портал для женщин Матроны.ру, журнал для родителей «Виноград» и журнал для пап «Батя».

НОВЫЕ МЕДИА

В последние годы на православном медианебосклоне появилось еще несколько интересных СМИ. В первую очередь хотелось бы отметить открытие и развитие проекта Приходы.ру, который также нашел незанятую нишу и рассказывает читателям о приходской общинной жизни русской Церкви.

Появились в прошлом году и два новых радиопортала: Радио Вера и Православие.fm (радио «Логос»), где можно не только послушать, но и почитать церковную публицистику. Наверное, будет неправильным умолчать об открытии нового аналитического портала «Православный взгляд», а также о ближайшем запуске проекта «Orthodox 12:21», который из сообществ в соцсетях созрел для свободного плавания в сети.

Все это качественно новые сетевые СМИ с воздушным дизайном и интерактивным контентом.

КУДА ИДТИ?

Теперь настало время поразмышлять над самым важным вопросом: куда дальше двигаться православной журналистике? Однозначно можно утверждать лишь одно: движение должно быть только вперед. Но на этом пути есть несколько опасностей.

Думаю, каждой редакции хочется, чтобы их детище было самым современным и доступным для большой целевой аудитории. Первая опасность – полностью уйти в сферу подражания светским СМИ, которые черпают инфоповоды из импульсов медиасферы. В этом отношении средства массовой коммуникации представляются мне ладьями, баркасами, пароходами и лайнерами, которые покачиваются на волнах информационного моря, вылавливая из волны рыбку, что пожирнее.

Современные СМИ также похожи на фабрики по производству продуктов питания, и они следят за тем, чтобы сделать потребителю «вкусно», приготовляя из нарезки цитат и мнений «корм» для своих потребителей.

НЕ УПУСТИТЬ ХРИСТА

В погоне за трафиком можно легко забыть об истинной цели любого православного ресурса – стимулировать у своей аудитории желание задуматься о вечности. Согласен, что у православной журналистики не должно быть запретных тем. Но освещая, например, те же политические события – нельзя упускать из виду Христа.

На мой взгляд, будущее православных СМИ в том, чтобы рассказывать людям о самом главном, используя современные формы представления: видеоролики, аудиозарисовки, инфографику, интерактивные карты или что-то иное.

Православных ресурсов в Интернете и печатных православных СМИ сегодня все больше. Как Вам кажется, могут ли они конкурировать на равных со светскими СМИ? Существует такой стереотип представления о том, что есть журналистика обычная, светская, а есть православная, которая как бы уже не совсем журналистика, поскольку профессиональный уровень православных СМИ значительно уступает уровню светских изданий. Как с этим сейчас дело обстоит, может, что-то уже изменилось?

— Это вопрос, на который трудно ответить однозначно, прежде всего потому, что церковные издания, телепрограммы, сайты невозможно причесать под одну гребенку. Одно дело — сайт какого-то прихода, другое дело — сайт епархиальный, третье — сайт Московской Патриархии, четвертое — какой-нибудь крупный информационно-аналитический портал, такой, как «Православие.ru», «Православие и мир». Это все очень разные по своему характеру и по своему содержанию ресурсы. Что касается профессионализма, его уровень тоже будет очень разным. Кроме того, если говорить о сайтах официальных — храмовых, епархиальных, о сайте Московской Патриархии, то там никаким образом нельзя уйти от того, что в обычных светских СМИ именуется официозом, то есть нельзя уйти от хроники событий и от того, что в каком-то смысле такой сайт выполняет сугубо прикладную, рабочую функцию. Зайдя на него, можно узнать, где какие богослужения были совершены, где какие храмы освящены. Ценность этого, с журналистской точки зрения, невысока: вчера — освящение храма и завтра — освящение храма, позавчера — освящение колокола, послезавтра — освящение купола… Но, с точки зрения некой хроникальности, это необходимо.

Проще, если речь идет о каком-то информационно-аналитическом портале, потому что там уже совершенно другие задачи, там все уже гораздо ближе к живой журналистике. И если говорить о ведущих Интернет-порталах такого рода, то, безусловно, профессионализм людей, которые работают там, ни в чем не уступает профессионализму светских журналистов.

Что касается приходских и епархиальных сайтов, то есть откровенно слабые и по дизайну, и по техническим решениям, и, безусловно, хорошо было бы их как-то переделать. Но при этом не стоит ставить перед ними какие-то сверхзадачи. Допустим, если это сайт храма, то в основном его функции должны быть представительскими: он должен быть таким, чтобы настоятель храма мог, показав этот сайт, рассказать, что собой представляет храм, какова его история, кто в нем служит, какие реставрационные работы ведутся и т. д. Это бывает нужно для разговора с потенциальными благотворителями. На храмовом сайте должно присутствовать расписание богослужений, состав клира этого храма, отображена в форме новостей его жизнь. Если настоятель понимает, что в его конкретном случае имеет смысл через сайт храма заниматься и какой-то просветительской деятельностью, если у него есть для этого возможность и квалифицированные кадры, то, безусловно, в рамках приходского сайта это тоже может быть.

То же самое относится и к епархиальным сайтам. Опять-таки сначала — представительская функция, потом — информация о епархии и о жизни в ней, а затем в той или иной мере — миссионерские и просветительские задачи. Наверное, в каждом случае надо взять некий минимум: это хороший дизайн, хорошее техническое оснащение сайта. И лишь во вторую очередь — расширение того наполнения, которое на этом сайте может быть, поскольку на сегодняшний день, конечно, есть много церковных сайтов, за которые бывает стыдно и обидно.

— А общий профессиональный уровень — его как-то можно оценить?

— А как можно оценить общий уровень? Если его сравнивать с тем, каким он был лет пять тому назад, однозначно он растет. Хороших сайтов становится больше. Но слабеньких тоже очень много.

— Тем не менее почему-то до сих пор в массовом сознании церковное СМИ ассоциируется с бедненьким и убогим приходским листком — с расписанием богослужений и формально отписанной хроникой событий…

— Не надо так пренебрежительно говорить о приходских листках. Приходской листок должен отвечать достаточно простым требованиям, но в то же время это вещь очень нужная на приходе. Это то, что помогает приходу жить общей жизнью, а прихожанам — находить ответы на вопросы, которые они наиболее часто задают, то есть настоятель храма видит, с чем люди чаще всего к нему подходят, что у людей вызывает какие-то недоумения, а порою и огорчение,- и это выносит на полосы своей приходской газеты. Делать ее для того, чтобы просто делать, конечно, не надо: она должна работать для людей этого конкретного прихода. Думаю, что приходское издание имеет смысл создавать тогда, когда это большой приход. Если в приходе сто или двести человек, я не уверен, что есть такая необходимость. Если же в храм ходит пятьсот человек и больше, то этим, скорее всего, нужно заниматься.

— Интересных православных сайтов сегодня немало, чего не скажешь о наличии качественных печатных изданий: «Фома», «Нескучный сад»… Я, признаться, больше даже не могу перечислить.

— «Альфа и Омега», «Наследник», «Виноград», «Православие и современность»…

— Но это все же небольшой ряд примеров. А почему? Некий кризис жанра?

— Нет, это не кризис жанра. Это кризис развития, потому что если светская пресса была всегда, то церковной прессы у нас семьдесят лет не было. В течение семи десятилетий у нас был «Журнал Московской Патриархии» и «Богословские труды», которые выходили очень редко, да и их содержание было очень далеко от того, что можно назвать журналистикой, поскольку и возможности заниматься журналистикой не было. Поэтому церковные СМИ начали развиваться с нуля.

Мы знаем: чтобы что-то развивалось, должны вкладываться средства. От того, есть средства или их нет, зависит, на какой бумаге и насколько красочно будет произведено издание. От того, какие могут быть вложены средства, зависит, хороший дизайнер будет этим проектом заниматься или же это будет человек, который едва-едва научился что-то верстать. От наличия средств зависит, будут там хорошие, профессиональные снимки или же некачественные и скучные. Наконец, есть такая вещь, как гонорарный фонд: ведь для того, чтобы пригласить более или менее профессионального человека в церковное издание, ему что-то нужно платить. А средств у нас на это катастрофически мало… Какие из этого можно сделать выводы? Может быть, следовало бы идти путем некоего укрупнения таких изданий. Но в целом это не кризис жанра — это просто некое постепенное развитие.

Если посмотреть на то, что было три года или десять лет тому назад, то, совершенно очевидно, есть наметившаяся тенденция к улучшению ситуации. А вот если говорить о светской журналистике, то там кризис жанра налицо и движение по нисходящей идет непрестанно. В начале 90-х годов, в пик периода перемен, это была журналистика очень яркая. Помню, как люди, для того чтобы купить «Московские новости», выходили из дома в шесть часов утра, и в ларек на Пушкинской площади в Москве стояла такая очередь, как в доперестроечные годы за дефицитом в какой-нибудь магазин. Сейчас такого нет, никто не испытывает подобного интереса к печатному слову. Да и печатного слова такого по уровню и по качеству уже нет. Я, как человек, так или иначе по роду занятий прессой интересующийся, просматривая какой-нибудь крупный известный журнал, как правило, прихожу к выводу, что обычный читатель прочитает, скорее всего, порядка 10-15 процентов того, что в нем написано. Остальное для него просто неинтересно. У каждого это будет свое разделение в процентах, но опять-таки, если вернуться к советским временам, «Огонек» и даже «Науку и жизнь» читали от корки до корки.

— Могут ли лучшие из церковных изданий конкурировать со светскими аналогами, если их положить рядом, на один прилавок, в одном газетном киоске? Или это изначально утопическая идея?

— У этих изданий разные сферы, и ни о какой конкуренции, думаю, тут говорить не стоит. Вообще слово «конкуренция» в отношении Церкви не совсем уместно: Церковь не может быть чьим-либо конкурентом, в том числе и на медийном пространстве. Бороться за души людей, за их сердца Церковь должна, но не посредством соревнования с кем то, потому что если люди хотят прочитать нечто о политике, о новых товарах, о ценах на нефть и на бензин, светские новости, то не начинать же нам писать о том же самом в своих изданиях для того, чтобы люди попутно читали что-то и о жизни Церкви.

— Но можно просто интереснее писать на свои собственные темы. Вы же говорите, что светские СМИ постепенно деградируют, а церковные, наоборот, развиваются…

— Да. Но дело в том, что человек переступает порог храма тогда, когда у него пробуждается интерес к церковной жизни или когда у него появляется явная необходимость в помощи Божией. И тогда для него естественно взять в руки какое-то церковное издание и начать его читать. А когда человек подходит к журнальному киоску, где представлены средства массовой информации самого разного толка, в том числе и более чем легкомысленные, то предположить, что он из всего этого многообразия выберет именно церковное издание, маловероятно. Я думаю, что одно-два издания, такие, как журнал «Фома», должны быть представлены в светской сети распространения. Собственно, с «Фомой» это и происходит, и по своему тиражу он приближается к светским журналам. А много церковных изданий, на мой взгляд, в светской сети быть просто не может.

— А за счет чего «Фоме» удается то, что не удается другим?

— В частности, за счет того принципа, который в свое время был взят на вооружение главным редактором журнала Владимиром Легойдой. Этот принцип таков: каждый раз на обложке «Фомы» мы видим лицо известного человека и таким образом нам показывается, что и этот человек — в Церкви. Это некий прием, с одной стороны, продвижения журнала, а с другой стороны, своего рода «продвижения» Православия. Есть масса людей, потенциальных читателей, которые уважают человека, интервью с которым представлено в очередном номере, для которых он интересен. И кто-то из них думает: «Как — и он в Церкви? Может быть, мне туда хотя бы заглянуть?». В этом смысле можно сказать, что этот прием работает.

— А Православие вообще нужно продвигать?

— Вот как раз я об этом хотел сказать. Его не нужно продвигать, это не наши методы, но свидетельствовать о нем можно разными способами. Делать из известного человека, пришедшего в Церковь, некий «бренд», конечно, не стоит. Но, с другой стороны, совсем игнорировать тот интерес, который есть к нему у массы его поклонников, и ту пользу, которую может принести разговор с этим человеком о его приходе к вере, тоже не стоит. А то, что материал выносится на первую полосу, помогает продвигаться, в первую очередь, самому журналу. И речь не только об обложке, но и о том, как в целом это издание построено. Читатель постоянно выводится на стык той жизни, которой он живет, и жизни церковной, в которую он, скорее всего, еще не вошел. Поэтому «Фома», на мой взгляд,- это журнал прежде всего для людей, не живущих в Церкви, а подходящих к ней, наблюдающих за ней. Для людей, к Церкви враждебных, он, может, и не подойдет, а вот для тех, кто на нее с интересом и неким дружелюбием смотрит, это лучшее издание.

— В этом смысле отдельный разговор, наверное, стоит вести о присутствии Церкви в нецерковных печатных СМИ — в виде православных вкладок, страничек…

— Это редко бывает сейчас. Если в данном случае имеется в виду наш саратовский опыт издания вкладки «Взгляд-Православие», для столичных СМИ это некий вчерашний день, потому что в Москве такого рода полосы, рубрики начали появляться в начале 90-х годов. Но сейчас уже они практически исчезли и нечасто встречаются.

— А почему?

— Здесь, наверное, стоит учитывать то, что сегодня в СМИ светских, федеральных церковная тема и так представлена достаточно широко. И представлена не по какой-то указке сверху, а просто потому, что она на самом деле достаточно интересна и привлекает внимание людей.

У нас был такой опыт с бывшим заместителем главного редактора газеты «Известия» Еленой Ямпольской: мы делали для «Известий», казалось бы, чудные, непривычные, непрофильные для этого издания публикации. Один раз это было интервью перед Великим постом, практически на полосу; в другой раз — интервью перед Рождественским постом не только о том, как поститься, что есть, а чего не есть, но и о гораздо более глубоких и тонких моментах. И когда вышло и было опубликовано в электронной версии интервью о Великом посте, то оно стало одним из самых рейтинговых материалов этого номера, одним из наиболее востребованных посетителями сайта. Это вполне определенный показатель. И начиная фактически с этого времени церковная тематика в «Известиях» прижилась настолько, что у них появился человек, специально за нее отвечающий. Постоянно и очень широко представлена тема Православия и в газете «Культура», которую Ямпольская сейчас возглавляет.

— В случае с «Известиями» и «Культурой» внимание к церковной тематике — это судя по всему выбор редактора и издателя, так ведь? А должна ли Церковь, со своей стороны, пытаться присутствовать в светских СМИ, где этот выбор не сделан так однозначно, или лучше ей держаться подальше, дабы не быть обвиненной в экспансии? Если же присутствие необходимо, как она должна строить взаимоотношения с теми, кто определяет политику, направленность изданий?

Однако проблема в том, что большинству современных СМИ абсолютно безразлично, как живет общество, как живут люди, как живет каждый конкретный человек. Их проекты нередко недолговечны, ибо создаются просто для трансляции чьих-то идей, мыслей, взглядов, для поддержания чьего-то бизнеса. Таких изданий — море. И в этих изданиях Церкви трудно было бы найти для себя место, да и они Церковью не интересуются просто потому, что в принципе не интересуются даже той страной, в которой печатаются и распространяются. А если говорить о тех изданиях, которые все-таки имеют какую-то собственную позицию — журналистскую, гражданскую, человеческую,- в них, как правило, обращение к церковной тематике происходит, повторюсь, закономерным образом.

Церковная журналистика - понятие далеко не новое. Ее основы были заложены еще в первые века христианства и дошли до нашего времени в виде церковной письменности. Первыми христианскими писателями были апостолы-евангелисты: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. «И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами…» (Еф. 4:11). Кто как не они: «…были с Ним, возвещали вместе с Ним Евангелие и изгоняли бесов…» (Мк. 3:14). Христос наделил апостолов Своею властью: «Принимающий вас, Меня принимает, а принимающий Меня, принимает пославшего Меня» (Мф. 10:40). В силу этой власти апостолы после Воскресения Христова и сошествия на них Святого Духа (Пятидесятница) становятся во главе христианской Церкви, согласно Евангелию от Матфея (10:2).

Все увиденное апостолами позже вошло в Четвероевангелие: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Следовательно, первыми журналистами были апостолы. С греческого «апостол» означает «посылать», «посланник». «Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас…» (2Кор. 5:20).

В древние времена церковная журналистика называлась и христианской письменностью, и апологетическими сочинениями, и обличительными письмами, направленными в адрес язычников.

Именование «апологет» закрепилось в основном за раннехристианскими писателями II-III вв., создавшими особый жанр богословско-полемических сочинений - апологии.

Апология по своей форме - это проповедь о Христе и Его искупительной жертве, принесенной за все человечество. Апология была посвящена рациональной защите истинности христианского вероучения. А по своему содержанию это был хороший аргументированный богословский труд.

Как мы видим, уже во II-III вв. возникли группы людей, которые задачу своей деятельности видели в письменном (циркулярном) проповедовании Слов Божественного Евангелия: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам…» (Мф. 24:14).

Апологетику, или христианскую письменность, можно поделить на несколько периодов: Апологетика раннехристианская и эпохи Вселенских Соборов (II-VII вв.), Апологетика Средневековья и эпохи Возрождения (VIII-XV вв.), Апологетика Нового времени (XVI-XIX вв.), Апологеты ХХ века.

К первому периоду мы отнесем: Климента Александрийского и его труд «Увещание к эллинам», «Слово к Антонину» (нач. III в.); Тертуллиана и его две книги под названием «К язычникам»; Евсевия Кесарийского и его работу «Евангельское приуготовление» в 15 книгах. Список апологетов можно продолжать, но в данном случае для нас важно отметить наследственность - преемственность поколений христианских писателей, апологетов-журналистов. Для них проповедь о Христе была высшей целью, миссией, призванием, за которые они были готовы отдать свою жизнь: «…кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек» (Ин. 8:52).

А что изменилось в XXI веке? Кроме «технологий»

проповедования - донесения слова о Христе - ничего. Как и в I веке не все признавали Христа: «Пилат сказал Ему: итак Ты Царь…?» (Ин.18.37); «И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет» (Ин.1:21). Так и сегодня, для многих Христос - историческая личность, политический деятель, проповедник… Но для всех нас, как и для апостола Петра: «Христос - Сын Бога Живаго» (Мф. 16:15-16).

Сегодня от нас, журналистов, никто не требует мученически умирать на арене Колизея. Главной задачей для нас является проповедь о Христе и Его Святом Евангелии: «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф. 10:7). А если нет, то: «Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:40). Нужно призывать человека к вере, показывать, насколько богатый внутренний мир Церкви Христовой. Опыт Церкви должен быть приоритетным в решении ряда жизненно важных вопросов: «…будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15).

Прошло две тысячи лет со времени пришествия в мир Христа Спасителя, но не все еще услышали голос Его Божественной проповеди. Да, они слышали о Нем, но не услышали: «И слыша не слышат, и не разумеют» (Мф. 13:13). Мы должны помочь людям услышать Христа. Как сказано в Писании: «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). «Мы призываем всех работников СМИ нести людям добро и правду, быть проповедниками слова Божия, помнить о том взаимодействии, которое они способны оказать на умы и души людей». /Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Вера и слово. 2004./

Становление церковной журналистики в XX веке

В начале XX века печать и радио были главным инструментом пропагандистской деятельности тогдашней разбойничьей власти. Инструмент, дарованный нам Богом для того, чтобы нести Его Слово и проповедовать «…Евангелие всей твари» (Мк. 16:15), был порабощен, стал средством «проповеди» о земном царстве.

В советское время авторы посвятили немало работ «критике вероучения и практики современного русского православия, отображению«кризисных явлений во всем церковно-религиозном комплексе». /Новиков М.П. Православие и с современность. - М., 1965./

Начиная с этого времени, СМИ пребывают в этом порабощении и даже пошли дальше - возникла антихристианская и антирелигиозная пресса, «желтая», или «бульварная», пресса, которая не может существовать без «искусственного пафоса», «пиара» и «гламура».

Церковная журналистика в XX в. прошла сложный и тернистый путь. Единственным официальным изданием Русской Православной Церкви, начиная с 1931 г., был «Журнал Московской Патриархии». Объем журнала, его тираж, а также содержание публикуемых материалов определялись Главлитом, который в этом вопросе исходил из своего циркуляра от 24 августа 1928 г., посвященного контролю за выпуском религиозной литературы. Согласно этому документу церковная периодика могла, «как правило», выходить только «в центре» и издаваться минимальным тиражом. Никакого роста ее тиражей, как и тиражей вообще всей религиозной литературы, допускать не предполагалось. Строго регламентировалось содержание: оно сводилось к «каноническому и догматическому материалу и сугубо церковной хронике». /Жирков Г.В. Духовная журналистика: история, традиции, опыт // Журналистика. Просвещение. Церковь. - СПб., 2002. - С. 82./

Этот документ запрещал также выпуск церковных отрывных календарей, листовок и воззваний.

«ЖМП» просуществовал до 1935 г. Спустя десятилетие, 12 сентября 1943 г. по личному распоряжению И. Сталина его издание было возобновлено.

Пока «ЖМП» приходилось молчать, активно печатался самиздат. Благодаря инициативе частных лиц печатные листы с проповедями и поучениями святых отцов передавались из рук в руки. Самиздат дал возможность верующим получать духовную пищу, которая была им так необходима.

«В основном нелегальные газеты выходят в Москве, Ленинграде, в Прибалтике, на Урале и других городах. Наиболее известная периодика, которая содержит православную проблематику, в 1988 г. - это «Благовест», «Российские ведомости», «Гласность», «Выбор», «Слово», «Амвон», «Надежда», «Невский духовный вестник», «Земля» и др.

Самиздат второй половины 80-х годов активно писал о борьбе за открытие храмов и религиозную свободу. «Он выходит, не дожидаясь каких-либо новых законов о печати. Редакции подобных изданий существовали в тот период сугубо на пожертвования. Качество журналов и газет было низким, но содержание - богатым. Эти издания впервые в полный голос заговорили о тех проблемах, которые не мог ещё поднимать официальный орган Церкви - «Журнал Московской Патриархии». / http://iov75.livejournal.com/34704.html /

До конца 1980 г. Журнал Московской Патриархии был единственным периодическим изданием, выпускавшимся Издательским отделом РПЦ. Затем на базе этого журнала стали возникать другие периодические издания: с 1986 г. - ежемесячное иллюстрированное приложение «Православное чтение»; с 1989 г. - «Московский церковный вестник»; позднее - антисектанский журнал «Прозрение» и церковно-археологический журнал «Светильник». Таким образом, на рубеже 1980-1990-х годов церковная печать вступила на новый этап своей жизнедеятельности. /«Журналу Московской Патриархии» - 70 лет. - С. 28-29./

«Становление новых государственно-церковных отношений, начавшееся в 1980-х годах, значительно возросший общественный интерес к религии и Церкви стимулирует возрождение православия в России - обращение людей к Русской Православной Церкви и постепенное восстановление ее традиционных форм жизнедеятельности, включая активное развитие церковных СМИ». XX веке. - СПб., 2004. - С. 111./

«Церковная журналистика имеет в России богатые традиции, однако пятнадцать лет назад нам пришлось начинать ее возрождение практически с нуля. У Церкви было лишь одно периодическое издание - «Журнал Московской Патриархии». В 1989 г. вышла в свет наша первая (общецерковная периодическая - ред. авт.) газета «Церковный вестник». Эти издания и сегодня остаются ведущими в нашей церковной журналистике». /Святейший Патриарх Алексий II/

В 1988 г. начинает выходить православное издание «Слово», в котором публикуются материалы о «перестройке, переменах во взаимоотношениях между Церковью и государством». Большое внимание журнал уделяет знаменательному событию - 1000-летию Крещения Руси. Но в нем мы не найдем помпезных фраз по этому поводу, а наоборот, трезвый рассудочный взгляд на жизнь. «Символом духовного запустения и культурного одичания русской земли смотрятся оскверненные и заброшенные храмы. Ослепшими глазницами глядят они сегодня на торжество». В связи с празднованием 1000-летия Крещения журнал поддерживает идею об амнистии узников совести: «гуманно не оставлять в неволе среди насильников, воров и убийц тех, кто был лишен свободы в связи со своими убеждениями… В год 1000-летия на Руси христианства такой акт милосердия и гуманности станет еще одним шагом в деле сближения взаимопонимания Церкви и государства». Такой акт действительно был актуальным, так как в это время около 400 человек были лишены свободы по религиозным причинам. В отличие от светских изданий православное «Слово» выражает адекватный христианский взгляд на эти проблемы. /http://iov75.livejournal.com/34704.html/

Политические и правовые преобразования оказались плодотворными в 1990 г. Принятие законов о СМИ, свободе совести и религиозных организациях привело к появлению массы новых изданий, различной аудиторной ориентации. За 1990 г. появилось 1173 газеты, журнала, бюллетеня новых политических партий и общественных организаций. Демократизация жизни нашего общества позволила в некотором роде возродить традиции журналистики дореволюционного периода. В этот отрезок времени можно заметить значительный рост православной и церковной периодики: возобновляется издательская деятельность Троице-Сергиевской Лавры в Загорске, Московской духовной академии, ряда других крупных монастырей и учебных заведений. Начинают выходить журналы: «Троицкое слово», «Троицкий благовестник», «Даниловский благовестник», «Вестник Ленинградской духовной академии» и др. Эти издания примечательны тем, что они стараются продолжить традиции дореволюционной церковной печати. «Троицкое слово» занимается раскрытием вопросов духовной жизни и православного вероучения. «Троицкий благовестник» представляет собой небольшую брошюру, которая раскрывает в себе один вопрос, одну тему. / http://iov75.livejournal.com/34704.html /

В 1994-1995 гг. группой людей под руководством епископа Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попова) был создан документ под названием «Основы возрождения православной миссии». «Информационная миссия» выделяется в нем как особое направление.

В 1994 г. был образован Издательский Совет Русской Православной Церкви. В его функции входила координация деятельности православных издательств, рецензирование и оценка представленной в Совет литературы, издание необходимой для жизнедеятельности РПЦ богослужебной литературы, литературы учебно-методического характера, а также общецерковных официальных изданий Московского Патриархата.

Московская Патриархия осуществляет свою деятельность при помощи различных, созданных в ней структур. Отдел внешних церковных сношений осуществляет связи с международными светскими, государственными, парламентскими организациями, а также связь РПЦ со СМИ. Этот отдел выпускает свой бюллетень, научно- богословский и церковно-общественный журнал «Церковь и время» (тираж 1000 экз.). Миссионерский отдел, образованный в 1995 г., выпускает бюллетень «Миссионерское обозрение» и с таким же названием ежемесячное приложение к газете «Православная Москва». При отделе религиозного образования и катехизации с 1991 г. издаются журналы «Просветитель», «Божий мир», «Путь Православия». Три раза в неделю выходят передачи радиостанции отдела «Логос». Этот отдел проводит Международные Рождественские образовательные чтения - лучшие доклады которых периодически издаются отдельными сборниками. Отдел по делам молодежи РПЦ выпускает свой «Вестник».

Православная периодика не ограничивается изданиями Издательского Совета Московской Патриархии. Православное студенчество выпускает следующие издания: «Татьянин день» (МГУ), «Встреча» (МДА), «Фома» и др. В православной прессе присутствуют издания для детей, учащихся школ и гимназий. В силу сложившейся в обществе экономической ситуации таких изданий - единицы: «Воскресная школа», «Пчелка», «С нами Бог», «Купель», «Колокольчик», «Гимназист». Для семейного чтения предназначены «Православная беседа», «Православный душеполезный журнал для семейного чтения», «Христианское чтение». Кроме того, выходят специализированные издания, такие как: «Храм» - журнал, посвященный проблемам церковного искусства; «Светильник» - журнал по церковному искусству и археологии; «Приход» - православный экономический вестник; «Православный паломник» - журнал для путешествующих по святым местам; «Нескучный сад» - журнал о делах милосердия; «Детский дом» - журнал, посвященный делам милосердия и благотворительности по отношению к детям, и др. Массовыми стали издания «Православная Москва», «Радонеж», «Православная беседа», «Русский дом», «Русь державная», «Русь православная», ориентированные на различные социальные и политические слои общества. Однако тиражи этих изданий в несколько десятков тысяч в многомиллионной России по-прежнему остаются каплей в море. Конечно, во многих городах России издаются региональные издания, но материальная база и тиражи по-прежнему оставляют желать лучшего. На подписку рассчитывать не приходится. Многие приходские газеты и листки распространяются бесплатно. Духовные книги и журналы многим верующим тоже не по карману, поэтому газеты содержат, кроме информации о текущих событиях из жизни страны и церкви, катехизаторскую информацию, жизнеописания святых, проповеди, духовное литературное творчество.

10 октября 1996 г. прошло первое заседание в новом учебном заведении, открывшемся при Издательстве Московской Патриархии, - Институте церковной журналистики. /М. Ж. Институт церковной журналистики и издательского дела // Журнал Московской Патриархии. 1996. - № 11. - С. 30./ В 1998 г. он был преобразован в факультет Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова. В качестве учебной практики с 2000 г они издают свою издательскую газету «Университетский вестник».

В мае 1997 г. Издательским Советом Московского Патриархата (РПЦ) и фирмой «Книга-сервис», занимающейся почтовыми пересылками, был выпущен «Каталог изданий Русской Православной Церкви». Каталог дал возможность во многих регионах России и Украины получать сведения о новинках церковной литературы.

Развитие церковной журналистики в начале XXI века

В 2000 г. впервые в истории РПЦ проходил Конгресс Православной прессы. В резолюции Конгресса было отмечено, что «за истекшее десятилетие Церковь восстановила свою периодическую печать. Ныне большинство епархий имеют свои церковные СМИ. Появились интересные детские и молодежные православные издания. Активно осваиваются новые виды СМИ - радио, телевидение и Интернет».

Напомним, что в 1913 г. Православная Церковь, согласно данным советского исследователя М.Шестакова, выпускала 1764 журнала и газеты общим тиражом 5731 тыс. экземпляров. /Шестаков М. Религиозная печать на службе самодержавия // Под знамением марксизма. 1941. - № 3. - С. 159./ Однако по нашим подсчетам церковные периодические издания составляли около четырех сотен названий. Они имели широкую географию: в Петербурге и Москве выходил ряд органов Синода, на местах, в 67 епархиях, - «Епархиальные ведомости». /Кашеваров А. Н. Печать Русской Православной Церкви в XX веке. - СПб., 2004. - С. 12./

Также было подчеркнуто, что «православные издания как внутрицерковные, рассчитанные только на воцерковленных читателей, должны обращаться также к тем, кто стоит на пороге храма. В соответствии с этим их язык должен быть понятным для большинства людей». /Итоговый документ Конгресса Православной прессы/

Сейчас необходимо выработать новый язык и новые формы обращения к людям, новые формы миссии через СМИ, более влияющие на душу человека. /Митрополит Калужский и Боровский Климент. Задачи православных СМИ и нравственная ответственность журналиста. Доклад. Вера и Слово. 2004./

Подытоживая работу, Конгресс общим мнением выразил главную задачу церковной журналистики - «Евангелизация общества». Противостояние бездуховности - главнейшая задача сегодняшнего дня.

Конгресс также обратился к людям, работающим в средствах массовой информации, «принять более активное участие в становлении православной журналистики и духовном просвещении нашего народа». /Резолюция Конгресса Православной прессы/

На каждом из нас лежит большая ответственность. Церковная письменность достойно выстояла не одно испытание, закалившись, не потеряла своей святости и значимости. Апостолы, евангелисты, апологеты через множество поколений предали нам из уст самого Христа слова Истины и Правды: «…уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20).

Православный журналист, кроме профессиональных навыков, должен помнить также о внутренней стороне своей деятельности. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Чистота мыслей, нравственная жизнь - это те качества, которые должны наполнять наше сердце и нашу жизнь. Ведь в Евангелии сказано: «Вы - свет мира», и по заповеди Христа мы должны быть примером - светом для других. «Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез Него» (Ин. 1. 7). Так будем достойными посланниками, свидетелями Света, который есть Христос.

Рассказывает о работе возглавляемого им отдела и задачах современной религиозной журналистики .

— В чем состоит Ваша основная задача в должности главы Синодального информационного отдела?

— Моя основная задача — чтобы Отдел работал, причем работал эффективно. А вот если говорить про задачи самого Отдела, то здесь несколько условно можно выделить два направления: взаимодействие со светскими СМИ и с православными СМИ и епархиальными пресс-службами и иными информационными подразделениями.

Что касается светских СМИ, здесь мы ставим перед собой также две основные задачи: первая — позиция Церкви должна присутствовать в медийном поле, вторая — она должна быть выражена адекватно: и по форме, и по содержанию. Вкратце так. Немного, но и непросто, уверяю Вас.

Что касается «своих», церковных медиаресурсов, то здесь основная задача Отдела — построение единого информационного пространства всей Церкви. Конечно, в первую очередь в смысловом плане, а не в технологическом. Технологиями мы занимаемся в меньшей степени, в отличие от нашего светского vis-a-vis — Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. С этой целью мы пытаемся развивать собственные информационные, медийные ресурсы.