Библия, изложенная для семейного чтения. Исцеление слепорожденного и притча о милосердном самарянине. Исцеление Иисусом слепого. Комментарий. Исцеление слепых в евангелиях

Однажды Иисус шел со Своими учениками. Они увидели человека, слепого от рождения. Ученики спросили, почему он слепой: потому ли, что он совершил грех, или потому, что согрешили его родители.

От Иоанна 9:1–2


Спаситель сказал, что ни родители, ни человек этот не согрешили. Человек был слепым, чтобы Иисус мог исцелить его и показать людям силу Божью.

От Иоанна 9:3–5


Иисус сделал брение из глины. Он помазал ею глаза слепого человека. Иисус велел человеку пойти и умыть свои глаза.

От Иоанна 9:6–7


Смыв с глаз глину, человек стал видеть!

От Иоанна 9:7


Когда его увидели соседи, то засомневались, тот ли это человек. Он сказал им, что Иисус исцелил его. Соседи отвели этого человека к фарисеям. Человек рассказал фарисеям, что его исцелил Иисус.

От Иоанна 9:8–11


Некоторые фарисеи думали, что Иисус скорее всего праведник. Другие думали, что Он грешник. Когда этот человек сказал, что Иисус – праведник, некоторые фарисеи рассердились и выгнали его.

От Иоанна 9:13–16, 30–34


Иисус нашел этого человека. Он спросил у него, верит ли он в Сына Божьего. Человек спросил: а кто такой Сын Божий? Иисус сказал, что Он и есть Сын Божий, и человек поклонился Ему.

Однажды Иисус Христос встретил на дороге слепого от рождения человека. Иногда, дети, бывает так, что человек вначале видит хорошо, а потом у него начинают болеть глаза и наконец он слепнет. А иногда бывает, что человек так и родится слепым. Это и есть слепые от рождения. Такого вот слепого и встретил Иисус Христос.

Ученики спросили у Него: «Учитель! За чьи грехи он родился слепым? Сам он согрешил или его родители?»

Иисус Христос ответил: «Ни за свои, ни за грехи родителей, а родился слепым, чтобы с ним случилось чудо Божье». Иисус Христос плюнул на землю, скатал из грязи шарик и помазал слепому глаза, а после сказал: «Иди умойся в купальне Силоам». Слепой пошел, умылся и стал видеть.

Соседи и знакомые слепого, удивляясь, говорили: «Не тот ли это слепой, который сидел и просил милостыню?» Одни говорили, что тот самый, другие утверждали, что этот человек только похож на него. Но сам слепой убеждал, что это он и есть. Его спрашивали, как он прозрел, и он все рассказал о чудесах, которые делает Иисус Христос. «Где же Он?» – спрашивали люди. «Не знаю», – отвечал исцеленный.

Дело было в субботу, а фарисеи говорили, что в субботу грешно даже лечить. Люди повели исцеленного к фарисеям, там стали его допрашивать, почему он стал видеть. Слепой отвечал, что Господь приложил к его глазам грязь, потом сказал умыться, и после этого он прозрел. Тогда некоторые фарисеи стали говорить, что не от Бога этот человек, раз не хранит субботу. А другие говорили: «Разве грешник может творить такие чудеса?» Стали спорить и решили тогда спросить у слепого от рождения: «А ты что скажешь о Нем, ведь Он открыл тебе глаза». Тот ответил: «Это Пророк». Иудеям это не понравилось, они даже не поверили, что этот человек был слеп и стал видеть. Поэтому позвали его родителей и спросили их: «Ваш ли это сын, который, как вы говорите, родился слепым? Как же он стал видеть?» Родители отвечали: «Мы знаем, что это наш сын и что он родился слепым, но почему стал видеть – мы не можем сказать, он не маленький, спросите его самого». Родители испугались, что фарисеи не пустят их в синагогу молиться, поэтому сами ничего не сказали, а свалили все на сына. Фарисеи снова вызвали исцеленного и сказали ему: «Благодари Бога! А человек этот (исцеливший тебя) – грешник». «Не мое это дело, грешник Он или нет; я одно знаю – был слепым, а теперь вижу». Досадно фарисеям, и думают они, как бы сбить его с толку, и опять спрашивают: «Что Он делал с тобой? Как открыл тебе глаза?» – «Я уже сказал вам, но вы не хотите меня слушать. Зачем опять спрашиваете? Или сами желаете стать Его учениками?» Фарисеи рассердились: «Это ты Его ученик, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, а о Нем ничего не знаем, кто Он и откуда». Исцеленный сказал: «Вот это-то и удивительно, что вы не знаете Его. А Он между тем сделал меня зрячим. Ведь грешников Бог не слушает, а слушает только того, кто почитает Бога и исполняет Его волю. Разве это слыхано, чтобы кто-нибудь открыл глаза родившемуся слепым? Если бы Он не был от Бога, то не смог бы это сделать». Тут фарисеи вышли из себя. «Ты весь в грехах родился и еще смеешь учить нас!» – сказали они бывшему слепому и выгнали его.

Иисус Христос встретил его и спросил, верит ли он в Сына Божьего. Тот ответил: «А кто Он, чтобы мне в Него верить?» – «Ты видишь Его. Это Тот, Кто говорит с тобой». «Верую, Господи!» – воскликнул исцеленный и поклонился Иисусу Христу.

Речь идет об этих текстах Нового Завета:

“И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. … Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный . Он пошел и умылся, и пришел зрячим” (Иоан. 9:1,6,7).

В Иерусалиме было две купальни, Силоамская (Силоам переводится буквально с еврейского Посланный); и Вифезда. Вифезда в северной части города, а Силоамская в южной. В дни праздников в город приходило множество паломников. Никто из них не мог “нечистым” войти в храм и поэтому они совершали ритуальное омовение. А миквы (домашние купели) были лишь у тех, кто имел свой дом в городе. Количество же паломником могло достигать миллиона человек, что во много раз превышало население Иерусалима. В Вифезде так же омывали жертвенных животных, соответственно вода там была грязная. Она находилась у рынка, где их продавали ("у овечьих ворот"). Купальня Силоамская была намного чище и там был источник чистой воды. Именно из Силоамского источника в праздник Кущей брали воду в храм для торжественного возлияния на жертвенник из золотого сосуда, в последний день праздника, при радостных восклицаниях народа, звуках труб и кимвалов. Это совершалось в память чудесного изведения воды из скалы во время странствования евреев по пустыне, на что указывается в Священном Писании (Иоанн. 7:2,37,39; Ис.12: 3).

В данном отрывке указано, что Христос испачкал веки слепого грязью и потому направил его умыться в ближайшем источнике воды, чтобы смыть с себя "брение". То, что Он послал его в Силоамскую купалью может иметь два понимания. 1. Что там вода была намного чище. 2. Что она находилась ближе к тому месту, где они встретились. Второй вариант вероятней, поскольку маловероятно, что Христос пошлет слепого через весь город.

Исходя из текста, нельзя делать выводы о каком то аллегорическом смысле. Текст является прямым описанием события. Иногда относительно исследуемого отрывка Евангелия, у верующих возникает еще один вопрос:

“Почему Иисус не просто исцелил слепого Словом, а сделал брение, помазав им ему глаза?”.Б. >

Действительно, мы видим в Новом Завете истории, когда Христос исцелял на расстоянии, например, слуга сотника (Лук. 7:2-10), прокаженные (Лук. 17:12-14) и др. Однако, также Иисус исцелял, прикасаясь к людям. То есть, Его чудеса были всегда разными - иногда прикоснется, иногда словом исцелит, иногда пошлет прокаженных к священнику, иногда плюнет на глаза, иногда сделает брение, иногда вылечит слепоту сразу, иногда постепенно и пр. Согласно текста нельзя дать ответ почему именно так в каждом конкретном случае Христос сделал… Очевидно, что Иисус всегда показывал новое чудо не случайно. Вероятнее всего, Он так делал для того, чтобы никто не стал повторять сам и учить "методике" исцеления Христа, мол, дело именно в определенных формах и манипуляциях…

Омывшись в водах Силоама, слепорожденный прозрел. Соседи его и знавшие его прежде как слепого недоумевали, когда увидели Его зрячим; одни из них говорили, что это тот самый, который сидел близ храма и просил милостыню; другие же, не отрицая этого со своей стороны, находили в нем большое сходство с бывшим слепым. Недоразумение это разрешил сам исцеленный, и на вопрос – как открылись у тебя глаза ? – ответил: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел . Отчетливо рассказав все случившееся с ним, он не мог, однако, указать на своего Исцелителя, так как не видел Его, не мог даже сказать, где Он, но назвал Его по имени, которое, вероятно, слышал от других. Выслушавшие объяснение бывшего слепца повели его к фарисеям, так как исцеление произошло в субботу, когда, по учению фарисеев, не следовало даже исцелять. Исцеленный рассказал и фарисеям то, что знал о своем исцелении; по поводу этого рассказа между фарисеями произошел спор. Одни (вероятно, громадное большинство) нагло утверждали, что не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы . Другие же, по всей вероятности, только что уверовавшие в Иисуса во время беседы Его в храме, не соглашались с таким мнением и говорили: как может грешный человек творить такие чудеса? (). Спор этот перешел в распрю, и озлобленные враги Христовы, побежденные своими товарищами, обращаются к исцеленному, надеясь в нем найти поддержку своего мнения. Они рассчитывали, что он не осмелится возражать им, так как, по постановлению синедриона, всякий, признавший Иисуса за Христа-Мессию, должен быть отлучен от синагоги. Ты что скажешь о Нем? – это пророк , – ответил исцеленный (). Не найдя поддержки своему мнению в исцеленном, злобные иудеи возбудили вопрос: да был ли он еще слеп? И, призвав родителей его, спросили: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? (). Боясь отлучения от синагоги и мщения фарисеев, родители исцеленного дали уклончивый ответ; они подтвердили, что это их сын, родившийся слепым, но почему теперь видит, – отозвались незнанием. Они ответили, что не были при этом исцелении и потому не знают, кто отверз ему очи; спросите его; он в совершенных летах и потому может отвечать сам за себя.

Удостоверясь таким образом, что исцеленный был действительно слепым от рождения, иудеи вызывают его вторично. На время допроса его родителей он был удален. Враги Христа стараются теперь внушить бывшему слепцу, что они произвели тщательное расследование о Том Человеке, Которого он не знает и даже не видел, и пришли к несомненному убеждению, что Человек Тот грешник (). Ненависть их к Иисусу была так велика, что они даже не называли Его по имени. Поверь же нам, говорили они, воздай славу Богу и признай со своей стороны Его грешником, нарушающим закон о субботнем покое.

Воздай славу Богу – эта обычная форма заклинания говорить под клятвой истину (Епископ Михаил. Толковое Евангелие. 3, 299).

Исцеленный не произнес желанной фарисеями клятвы, но не без глумления над ними сказал: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

Что же сделал Он с тобою? как отверз твои очи ? – снова спросили его фарисеи. Этот вопрос приводит в раздражение исцеленного. «Вы уже спрашивали меня об этом, и я ответил вам (говорит он), а если тогда вы не хотели меня слушать, то чего теперь хотите от меня? Вы так тщательно исследуете подробности совершенного надо мною чуда, так интересуетесь ими, что можно подумать, не хотите ли и вы сделаться Его учениками?»

На эту явную насмешку фарисеи с гордостью ответили: «Может быть ты ученик Его, Этого нарушителя закона о субботе, а мы ученики того, кто дал нам этот закон, мы Моисеевы ученики ... с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он ()».

Руководители и учители еврейского народа, очевидно, должны были разузнать, откуда явился Иисус, за Которым идут толпы народа и Которого многие считают Христом, но они говорят, что не знают Его, то есть очевидно лгут. В этой-то лжи и упрекает их исцеленный, говоря: «Удивительно, что вы не знаете, откуда Он (), отверзший мне очи, сотворивший чудо, неслыханное от начала века; мы же знаем, что грешников не слушает, а слушает только того, кто чтит Его и творит волю его, и если бы Он не был от Бога, то не мог бы сотворить такое чудо».

Пристыженные простым бесхитростным человеком, ученые фарисеи не в силах далее продолжать спор с ним и, чтобы как-нибудь выйти из неловкого положения, в которое поставил их бывший слепец, прибегают к обычному в подобных случаях способу: указывают на невозможность продолжения спора вследствие неравенства спорящих сторон. «Ты (говорят они) грешник, родившийся весь во грехах, и за то наказанный слепотой; ты ли учишь нас, учителей народных, точных исполнителей закона?» И выгнали его вон () из того собрания, в котором происходил допрос его и его родителей.

Иисусу рассказали обо всем этом, и Он нашел необходимым укрепить в исцеленном так смело исповеданную им веру. Нашедши его, Иисус спросил: ты веруешь ли в Сына Божия? (). Исцеленный не видел еще Того, Кто исцелил его, следовательно, и не знал Его, а потому не мог даже и догадаться, что Исцелитель его говорит теперь с ним. Выражая полную готовность веровать в Сына Божия, то есть Мессию, он спрашивает: а Кто Он? (). И когда Иисус открылся ему, то он пал пред Ним, поклонился Ему и в умилении воскликнул: верую, Господи ! ().

Духовное ослепление ученых фарисеев и книжников и просветление слепорожденного дали Иисусу Христу повод сказать несколько слов о последствиях Его явления в мир.

Обличение фарисеев в слепоте

Еще Симеон, держа на руках Младенца-Иисуса, сказал: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий... да откроются помышления многих сердец (). Об этом-то разделении людей на последователей и на противников Его, как следствии явления Его в этот мир, и говорит теперь Христос: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы ().

Современники земной жизни Иисуса, видя Его и слыша Его учение, а последующие поколения изучая Его учение, судят о Нем, и суждения эти приводят их к тому, что превозносящиеся своей ученостью, способностью все видеть и понимать, оказываются иногда непонимающими главнейшего – истины Божией, становятся слепыми по отношению к ней; а те, которые казались непросвещенными наукой и как бы слепыми, сердцем чувствовали эту истину и приняли ее. Этим и оправдались слова Иисуса, что видящие , то есть способные видеть и понимать виденное, стали слепы , а те, которые не имели способности сразу все увидеть и познать виденное, то есть как бы невидящие, увидели.

Услышав это, некоторые из фарисеев , не все, присутствовавшие в храме, а лишь немногие, случайно появившиеся тут, или нарочно явившиеся сказали Иисусу: «Неужели и мы, ученые фарисеи, знатоки закона, неужели и мы слепы?»

«Нет, вы не слепы, – сказал им Христос, – но тем хуже для вас, что вы, не будучи слепы, не хотите видеть того, что происходит перед вами: если бы вы действительно были слепы, то ваше неверие, как следствие слепоты, не было бы вменено вам, и вы не имели бы на себе греха; но как вы говорите , что вы не слепы, что можете видеть, то грех вашего неверия остается на вас за то, что вы смотрите и не видите».

Эти слова Господа должны почаще вспоминать все просвещенные светом Его учения. Познавшие через Него волю Божию, то есть правду, истину, приобрели тем возможность сделаться свободными от заблуждений, от греха, и потому не могут уже отговариваться незнанием этой правды; они не слепы, они прекрасно видят все, все понимают; и если, несмотря на это, они все-таки живут не по правде Божией, то нет им никакого извинения в их грехе, если они покаянием и добрыми делами не искупят его.

Притча о добром пастыре

Фарисеи считали себя непогрешимыми руководителями еврейского народа и истолкователями данного Богом закона; потому-то они с насмешкой и спросили у Иисуса: неужели и мы слепы ? Объяснив им ответственность их за то, что они видя не видят, Христос в иносказательной, не сразу понятой ими, форме разъясняет им, что они не могут считаться добрыми пастырями народа, так как думают больше о своих личных выгодах, нежели о благе пасомых ими, и потому ведут их не к спасению, а к гибели. Для наглядности Он сравнивает народ со стадом овец, а руководителей народа – с пастырями этого стада. В восточных странах стада овец загоняли на ночь для охранения от воров и волков в пещеры или нарочно устроенные для того дворы, причем в один двор нередко загоняли стада, принадлежащие разным хозяевам; утром привратники открывали пастухам двери двора, пастухи входили в них, отделяли свои стада от чужих, называя своих овец по именам, и выходили на пастбища; овцы узнавали своих пастухов по голосу и виду, слушались их и выходили за ними. Воры же и разбойники не смели войти в охраняемые стражею двери двора, а перелезали тайно через ограду. Все это было прекрасно известно фарисеям. И вот, беря такой общеизвестный пример, Христос говорит: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазить инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса ().

Фарисеи не поняли Иисуса; впрочем, мысль, положенная в основу этого иносказания, не была еще Им высказана вполне, и потому Он, продолжая Свою речь, сказал: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам... кто войдет Мною, тот спасется ().

Теперь стало ясно, что Он говорит об основанном Им на земле Царстве Божием, Царстве людей, соединенных верою в Него и любовью к ближним. Это Царство Он уподобляет двору овец; но так как во двор надо пройти через двери, а в Царство Божие можно войти не иначе, как уверовав в Него, то Он и называет Себя тою дверью, которая ведет в это Царство.

Но Он не только дверь, Он – Пастырь. Он вывел Своих овец из старой ограды Моисеева закона и зовет их к Себе; они идут за Ним, и Он, как Пастырь добрый, ведет их к блаженству вечной жизни, и любовь Свою к ним доказывает тем, что жизнью Своею жертвует за них. Пастырю доброму Иисус противопоставляет воров и разбойников, которые думают только о том, как бы поживиться на счет овец, а также наемника, которому овцы не дороги, который не любит их и думает только о своем личном благополучии. Ворами и разбойниками Он называет всех лже-пророков, лже-мессий, наемниками – фарисеев и подобных им мнимых руководителей народа, а волком – диавола.

Но Христос пришел не для того только, чтобы вывести евреев из ограды Моисеева закона и привести в Царство Божие; Он пришел спасти весь мир, всех людей, готовых уверовать, к какой бы народности они ни принадлежали, и всех их объединить новым законом любви. Вот почему, говоря о Себе как о Пастыре добром, Он тут же счел нужным вновь рассеять ложные понятия евреев о Мессии как исключительном Царе Израилевом. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь ().

До пришествия Христа можно было делить все народы, населяющие землю, на евреев, поклонявшихся Истинному Богу и составлявших поэтому избранное стадо, и язычников, поклонявшихся идолам. Слова Иисуса, что будет одно стадо и один Пастырь , доказывают, что отныне евреи перестают быть исключительным, избранным стадом Божиим, – что в это избранное стадо будут привлечены и язычники, овцы... не сего двора , и таким образом составится одно разноплеменное стадо под главенством одного Пастыря – Христа. Такая мысль, заключающаяся в приведенных словах Иисуса Христа, ясна и не вызывает никаких возражений.

Но, спрашивается, можно ли развивать эту мысль шире? Следует ли считать, что со временем все без исключения человечество, вмещающее в себе все народы земли, войдет в это одно стадо, – что вне этого стада других стад не будет, и что, следовательно, все люди будут признавать своим Пастырем Иисуса Христа?

Ответ на этот вопрос надо искать в Евангелии, в изречениях Иисуса Христа. Говоря о кончине мира и предстоящем втором пришествии Своем, Христос сказал: И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец (; ср. ). Это изречение Иисуса Христа приводит к заключению, что до кончины мира всем народам, населяющим землю, будет проповедано Евангелие, то есть будет дана возможность познать истинного Бога и Его волю, но все ли они полюбят Бога и все ли будут творить волю Его, то есть все ли объединятся в одну дружную семью, одушевленную любовью к Богу и друг к другу, – этого (по мнению некоторых толкователей) из приведенных слов Иисуса вывести нельзя; предстоящее же разделение при окончательном Суде на праведников и грешников не только всех воскрешенных для того, но и тех, которые доживут до того времени, наводит этих толкователей на мысль, что и к кончине мира все человечество не составит единого стада, овцы которого были бы послушны голосу своего Пастыря.

С таким мнением нельзя, однако, согласиться. Мысль о едином стаде и едином Пастыре заложена, так сказать, в сердца людей при самом создании их и поддерживалась в сознании лучших представителей рода человеческого в течение всего, весьма продолжительного, времени существования его. Мысль о том, что над людьми царит Сам Бог, волю Которого они должны исполнять как безусловно обязательный закон, освещает всю ветхозаветную историю. Основные законы Божий (люби Бога, люби ближнего и трудись!) даны были еще первым людям ; в них – вся правда Божия, и ими должны были определяться все взаимные отношения людей. И если бы люди действительно управлялись этими законами, то давно уже составили бы единое стадо с единым Пастырем, то есть тот рай земной, то Царство Божие, которое и составляет назначение земной жизни человечества. Но люди созданы существами свободными; они могли подчиняться воле Божией, выраженной в этих законах, могли и противиться ей. Поняв дарованную им свободу в смысле противления всякой чужой воле, а следовательно, и воле Божией, люди, не замечая того, стали слепо исполнять иную волю, волю злую, восстанавливающую их друг против друга, разъединяющую их и тем препятствующую им сплотиться в единое дружное стадо с единым Пастырем. Не замечая этого подчинения, человек думал, что творит свою волю, делает то, чего сам хочет, и потому стал считать свои желания высшим для себя законом, а удовлетворение их – смыслом своей жизни. И прошло так множество лет, и люди падали нравственно все ниже и ниже. Забыв волю Божию, выраженную в Его вечных и неизменяемых законах, они не понимали цели человеческой жизни и не видели в ней никакого смысла; лучшие же представители язычества дошли до отчаяния и считали, что единственное счастье человека заключается в возможности прекратить самоубийством свою бесцельную и бессмысленную жизнь. Но смутное воспоминание о той счастливой поре, когда люди блаженствовали, ни в чем не нуждаясь (присущее почти всем народам, населяющим землю), скорбь об утрате этого блаженства и мечты о наступлении золотого века, о возврате потерянного рая, – все это приводило людей с душой, не погрязшей в мелочах будничной жизни, к сознанию, что так дальше жить нельзя и что должен явиться Человек, Который обновит падший мир; и ждали Этого Человека с востока. Вдохновляемые Богом еврейские пророки вещали скорое наступление этого счастливого будущего. Пророк Исайя, громя в своих пламенных речах беззакония своих современников, утешал их, однако, что наступит то блаженное время, когда «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их; и младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку на гнездо змеи; не будут делать зла и вреда на святой горе» (). Пророк Михей, говоря о той же счастливой поре, предсказывал, что когда люди «перекуют мечи свои на плуги, и копья свои – на серпы; не будет поднимать народ на народ меча, и не будет более учиться воевать; но каждый будет сидеть под своей виноградной лозой и под своей смоковницей, и никто не будет устрашать их» (). И вообще лучшие люди того времени верили, что счастье будет возможно лишь тогда, когда мечи будут заржавлены, а плуги – блестеть; когда житницы будут полны, а больницы и тюрьмы – пусты; когда ступени храмов и школ будут стерты, а дорога к судам зарастет травой.

И вот, пришел Христос с благой вестью о том, что человек бессмертен, что кратковременная земная жизнь его есть подготовление к Жизни Вечной, что для этой Вечной Жизни люди будут воскрешены и после окончательного Суда над ними одни будут блаженствовать, а другие страдать, что удостоиться блаженства Вечной Жизни можно лишь исполнением воли Божией, что требует от людей любви к Нему, Создателю, и ко всем людям, что благо человека не в угнетении ближних, а в постоянной помощи им, в любви даже и к тем, которых мы ошибочно считаем врагами своими, ибо врагов не должно быть, все должны быть братьями, друзьями...

Принося такую весть, Христос сознавал, что «не мир принес на землю, а меч», и что учение Его породит страшные раздоры между людьми, даже членами одной и той же семьи; но вместе с тем Он говорил Своим Апостолам в прощальной беседе Своей, чтобы они не смущались этим, так как победа за Ним обеспечена: мужайтесь: Я победил мир ().

Раньше Он говорил, что все народы земли услышат Его голос (то есть Его учение), и тогда настанет та счастливая пора, о которой вещали пророки и мечтали язычники, – тогда будет одно стадо и один Пастырь .

Спрашивается: можно ли сомневаться в истинности сказанного Господом о едином стаде с единым Пастырем после того, как Он сказал, что Он победил мир? В чем же другом могла бы выразиться эта победа, как не в объединении всех людей, населяющих землю, в одно стадо, в одно Царство Божие, в котором царит Сам Бог, и восстановить которое пришел Христос? Конечно, такое объединение людей в одно Царство Божие будет совершаться очень медленно, но оно уже совершается и, по слову Господню, совершится непременно. Много плевел растет и теперь на ниве Христовой, но, при дружных усилиях всех истинных учеников Христовых, плевел этих будет все меньше и меньше. Много земель еще не занято этой нивой; но Слово Божие сеется теперь и там, где даже нет благоприятных условий, и оно дает всходы. И пусть не говорят, что плевелы заглушат пшеницу! Хотя по временам плевелы и могут усиленно разрастаться и угнетать своим ростом пшеницу, но не надо забывать, что Слово Божие, как горчичное зерно, обладает чудесной силой вырастать в роскошное дерево, под ветвями которого не будет места для плевел. Конечно, если мы будем проповедовать, что люди никогда не объединятся в одну дружную семью, любящую Бога и друг друга, то этим мы отдалим возвращение людям потерянного рая; отдалим, но не воспрепятствуем исполнению воли Божией и осуществлению сказанного Христом. Не будем же сомневаться в истинности слов Господа; постараемся согреть сердца свои и ближних своих любовью, дабы в нас царил мира и любви; будем, по мере сил своих расширять пределы Царства Божия; соединимся все в молитве и будем молить милосердного Создателя: да умолкнет дух злобы, вражды и человеконенавистничества, пожинающий ныне обильную жатву! Да воспламенятся сердца наши любовью к Нему, Отцу Небесному, и друг к другу! Да поможет Он нам сознать свою духовную нищету, свое нравственное бессилие и ничтожество в сравнении с тем совершенством, к какому мы должны стремиться! Да дарует Он нам силы расширять пределы Царства Его! Да будем все едино, и да будем едино с Ним! Да будем едино стадо с единым Пастырем!

Говоря о Себе как о Пастыре, отдающем жизнь Свою за Своих овец, Иисус сказал, что отдает Свою жизнь добровольно, что никто не отнимает ее у Него и отнять не может, что Ему принадлежит власть как отдать ее, так и вновь принять, и что власть эту Он принял от Отца Своего. Этими словами Он указывал на предстоящую Ему смерть, и, дабы ученики Его не могли отпасть от Него, видя Его на Кресте, Он наперед объяснил им, что без Его воли никто не может лишить Его жизни и что отдавая ее добровольно, Он имеет власть опять принять ее. Апостолам Своим Он уже не раз говорил, что воскреснет; этими же словами Он пояснил, что не будет воскрешен, а воскреснет Сам, в силу власти Своей опять принять жизнь, отданную за овец Своих.

От этих слов опять произошла распря между Иудеями , то есть между фарисеями, из среды которых, как сказано выше, некоторые уверовали в Иисуса как Мессию. Озлобленные враги Христовы говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его? (). Фарисеи же, уверовавшие в Иисуса, не соглашались со своими товарищами: это слова не бесноватого (говорили они); может ли бес отверзать очи слепым? ().

На этом Евангелист Иоанн оканчивает повествование свое о пребывании Иисуса в Иерусалиме на празднике кущей.

Исцеление слепорожденного
Глава из Закона Божия Серафима Слободского


Бывши по случаю одного праздника в Иерусалимском храме, Спаситель, после Своей проповеди, вышел из храма и, проходя по улице, увидел человека слепого от рождения (слепорожденного).
Иудеи думали, что всякое несчастие, случающееся с человеком, есть наказание за грехи его. Если же несчастье постигало младенца, то они считали это наказанием за грехи родителей.
Поэтому ученики Иисусовы спросили Его: «Равви (учитель)! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?»
Иисус Христос ответил: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».

Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение (грязь) из плюновения, и помазал брением глаза слепому.
Потом Спаситель сказал слепому: "пойди, умойся в купальне Силоам (так назывался один источник воды, находившийся за городом; слово Силоам значит «посланный»).
Чтобы исцелить слепорожденного, Спаситель мог сказать только слово, и слепой стал бы видеть. Поэтому, если Он помазал теперь слепому глаза, то сделал это не потому, что в этой мази заключалась целебная сила, а для того, чтобы таким прикосновением к его глазам возбудить в нем веру и показать людям, что слепой с верою принимает слова Спасителя.
Слепорожденный пошел к Силоамской купальне, умылся и стал видеть; и возвратился зрячим.

Тогда все соседи и видевшие его прежде удивлялись и спрашивали: «не тот ли это слепой нищий, который сидел и просил милостыню?»
Одни говорили: «это он». Другие говорили: «только похож на него». Сам же он говорил: «это я, тот самый, который был слеп».
Тогда все стали спрашивать его: «как же открылись у тебя глаза?»
Исцеленный ответил: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел».
Его спросили: «где этот Человек?»
Исцеленный ответил: «не знаю».

Тогда повели бывшего слепца к фарисеям; а была суббота, когда Иисус Христос исцелил его.
Фарисеи также стали спрашивать исцеленного, как он прозрел.
Исцеленный сказал им: «брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу».
Некоторые же из фарисеев стали говорить: «не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы».
Другие же говорили: «как может человек грешный творить такие чудеса?»
И была между ними распря.
Затем опять спросили исцеленного: «ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?»
Исцеленный же сказал им: «Это Пророк».

Тогда фарисеи не поверили, что он был слеп и прозрел. Они призвали родителей и спросили их: «это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? Как же он теперь видит?»
Родители исцеленного отвечали им: «мы знаем, что это наш сын, и что он родился слепым. А как он теперь видит, не знаем, и кто отверз ему очи, мы не знаем. Сын наш в совершенных летах (взрослый), самого спросите; пусть сам о себе скажет».
Так отвечали родители его, потому что боялись фарисеев, которые уже раньше сговорились и постановили, что всякого, кто признает Иисуса из Назарета за Христа-Мессию, Спасителя мира, отлучат от синагоги, т. е. считать отступником от их веры и закона. Потому-то родители ради страха перед фарисеями и сказали: он в совершенных летах, самого спросите.

Тогда фарисеи вторично призвали исцеленного и сказали ему: «Воздай славу Богу! мы знаем, что Человек Тот грешник (т. е. за свое исцеление благодари Бога, а не этого Человека, Он грешник)».
Исцеленный же сказал им: «грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу».
Фарисеи стали снова спрашивать его: «что сделал Он с тобою? Как отверз твои очи?»
Исцеленный ответил: «Я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться Его учениками?»
Фарисеи же рассердились, укорили его и сказали: «ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же (Иисуса) мы не знаем, откуда Он».
Тогда исцеленный сказал им в ответ: «это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто (из людей) отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, то не мог бы творить ничего».
Эти простые и разумные слова, против которых ничего нельзя было сказать, разгневали фарисеев. Они сказали ему: «во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?»
И выгнали его вон.

Иисус Христос, услышав, что исцеленного фарисеи выгнали вон, нашел его и сказал ему: «ты веруешь ли в Сына Божия?»
Исцеленный спросил: «а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?»
Иисус Христос сказал ему: «и видел ты Его, и Он говорит с тобою».
Тогда исцеленный с великою радостью сказал: «верую, Господи!» и поклонился Ему.

См. в Евангелии от Иоанна, гл. 9, 1–38.

Силоамская купель.
Яков Федорович Капков. 1845 г. Холст, масло. 139х179.
Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Арт-сайт

В 1845 г. за исполнение программы «Силоамская купель» Яков Капков был награждён большой золотой медалью и званием классного художника XIV класса.


Исцеление слепорожденного.
Н. М. Алексеев (1813-1880). 1848 г. Масляная живопись по сухой штукатурке
Роспись в аттике над северо-восточным пилоном.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург


Исцеление слепорожденного.
Худояров Василий Павлович (1829/31-1892). 1860-1870-е. Холст, масло
Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств
www.christianart.ru


Исцеление слепорожденного Иисусом Христом.
Василий Суриков. 1888 г. Холст, масло. 162х107.
Музей Свято-Троицкой Сергиевой лавры
(Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии).
Дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I 1956 г. Подпись с датой справа внизу.

Монументальная фигура Христа занимает практически все пространство холста. На Нем свободная белая хламида с наброшенным на левое плечо синим гиматием. Его напряженный взгляд направлен прямо на зрителя. Правая рука Христа тяжело и устало легла на голову слепца. Левой он едва касается судорожно вытянутой руки спасаемого. Еще не видящий ничего из-за ослепившего его света, человек выпускает посох из сжатых рук. Чудо свершилось в притворе храма, и толпящиеся позади и едва различимые апостолы не могут скрыть своего изумления. В качестве основы своего произведения Суриков избрал строки Евангелия от Марка (8:22-26), об исцелении слепого в Вифсаиде, и Евангелия от Иоанна (9:1-8), в котором прозвучали слова: «Я свет миру».

Хотя выдающийся живописец В.И. Суриков не был церковным художником в прямом смысле, однако он неоднократно обращался к религиозной тематике. Самой значительной и наиболее ранней его религиозной работой были картоны для росписей храма Христа Спасителя в Москве, выполненные в 1876 г. Рассматриваемое полотно, исполненное мастером 12 лет спустя, уже демонстрирует серьезные изменения в живописном строе, проявившемся во многих известных произведениях мастера.

Василий Иванович Суриков (1848, Красноярск - 1916, Москва) - выдающийся живописец. В 1867 г. красноярский губернатор направил ходатайство в петербургскую Императорскую Академию художеств о приеме талантливого мальчика учеником. В 1869 г. Суриков был принят в число вольнослушателей Академии. Его учебные работы неоднократно отмечались серебряными медалями и премиями. В 1875 г. ему присуждается звание классного художника 1-й степени. В 1876 г. он получает заказ на росписи в храме Христа Спасителя в Москве, завершенные в 1878 г. 1870-1880-е годы отмечены работой над самыми известными произведениями, составившими славу русского искусства. В 1881 г. его приняли в члены Товарищества передвижных художественных выставок, с которым была связана вся его творческая деятельность. Последовавшие позже полотна, такие как «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», укрепили его положение первого исторического живописца. В 1914 г., за два года до смерти, им была написана картина «Благовещение». Умер художник в Москве в 1916 г.
М. Красилин. МДА
___

Встреча слепорожденного со Христом все больше увлекала Сурикова. Он вдруг понял, почему Спаситель исцелял людей в субботу. Совсем не для того, чтобы оскорбить чувства фарисеев. А чтобы показать истинный смысл субботнего дня – дня, в который Господь почил от трудов Своих, вручив сотворенный мир заботе человека. Этот смысл заключается в том, что любовь к ближнему – и есть то, что превращает субботу в День Господень. Когда Суриков писал «Притчу о милосердном самаритянине», которой Иисус как раз и отвечает на вопрос: «Кто для человека ближний?», он как-то еще не думал об этом всерьез. А сейчас он совершенно отчетливо увидел, что у него есть Оля и Леночка, которым он теперь отец и мать, есть старенькая мама, есть Саша, наконец… и он всем им очень нужен. И Христос зовет его забыть себя. Как забыл себя бывший слепой, бесстрашно отвечавший иудеям, что Человек, исцеливший его, Пророк, хотя прозревший человек отлично знал угрозу фарисеев отлучать от синагоги всякого, кто признает Иисуса Христом.

В феврале 1893 года в Петербурге открылась XXI Передвижная выставка. Василий Иванович, долго не решавшийся показывать свою картину широкому зрителю, смог, наконец, сообщить матери и брату: «Я поставил на выставке «Исцеление слепого Иисусом Христом». Художники хвалят и московская публика, которая у меня видела картину дома. Не знаю, что скажет петербургская. Да и я думаю, что она довольно равнодушна в деле веры».

А через несколько дней в Красноярск полетела вторая весточка. "Дорогие мои мамочка и Саша! Критика картиной «Исцеление слепого Христом» недовольна. Идеалисты ругают, что она очень реальна, а реалисты, что она чересчур идеальна. Вот и разбери. А плюнуть придется на тех и других".


Исцеление двух слепых.
Андрей Петрович Рябушкин (1861-1904). 1888 г. Холст, масло, 182х141.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их. Евангелие от Матфея 9:27-30

Исцеление Христом слепых.
Константин Егорович Маковский. 1860. Бумага, акварель, графитный карандаш. 35 x 45 см
Частная коллекция


Исцеление слепорожденного.
К.В. Лебедев. Хромолитография. Бумага, графика.
Изд. Москва, начало XX в.
Из собрания Государственного музея истории религии


Исцеляющий Христос.
Клавдий Васильевич Лебедев.