Митрополит макарий деятельность. Макарий, митрополит московский и всея руси. Святитель макарий, митрополит московский

К середине XVI века Московская Русь становится централизованным православным государством. Это время характерно духовным единением и сплочением Руси. Немало усилий к этому приложил Московский митрополит Макарий. Этот "чудный муж", -- как назвал его летописец, своими неустанными трудами создал целую эпоху в жизни Русской Церкви, Русского государства и русской культуры.

Святитель Макарий родился в 80-х годах XV века. Став священником, он рано овдовел и принял монашеский постриг в Боровском монастыре. Через некоторое время его как образованного и деятельного монаха назначают сначала настоятелем Можайского монастыря, а затем в 1526 году -- архиепископом Великого Новгорода. На эту кафедру более 15 лет не назначали архиерея. Такой мерой великий князь Василий III пытался привести вольнолюбивых новгородцев к полной покорности Москве. Однако Василий понимал, что долгое отсутствие архипастыря может привести к нарушению церковной жизни в епархии. Великий князь искал человека, который смог бы, сохраняя лояльность к Москве, снискать любовь новгородцев. И таким человеком оказался святитель Макарий.

Взойдя на Новгородскую кафедру, Макарий показал себя как мудрый архипастырь и талантливый администратор. Он за короткий срок сумел восстановить и наладить епархиальную жизнь, заслужив своей деятельностью любовь новгородцев. Одним из первых начинаний Макария, согласно летописи, была организация миссии среди поморцев. Он принимает активные меры и по распространению христианства на северных окраинах своей епархии. Макарий начинает капитальный ремонт обветшавшего Софийского собора -- главной новгородской святыни. Летописное сообщение о благоукрашении Макарием Софийского храма впервые за всю историю летописания так пространно и обстоятельно. Летописец отмечает, что даже у скептически настроенных новгородцев "пропадало всякое недоверие к новому архиерею, когда они видели преобразившийся собор и его труды на благо епархии". Одновременно с ремонтом Софии шло обновление других обветшавших храмов, а также строительство новых. В течение десяти лет в одном только Новгороде было построено свыше 30 церквей. Возводя храмы, Макарий заботился и об их убранстве. При нем достигают своего расцвета мастерские, где изготавливаются предметы церковной утвари и иконы. Другим важным начинанием святителя явилась монастырская реформа. Макарий вводит общежительный устав в большинстве новгородских монастырей. После этой реформы, согласно летописи, стало расти число иноков.

Однако, более всего святитель Макарий знаменит своими литературными трудами. Он предпринял попытку собрать воедино все книги, читаемые на Руси. Таким образом, появились знаменитые "Великие че тьи-мине и" -- сборник, включавший большинство произведений духовной литературы Древней Руси. В целом его объем занимает около 30 тысяч листов. Труд этот, начатый в Новгороде, Макарий продолжил и позднее, став в 1542 году митрополитом Московским.

Начало первосвятительства Макария пришлось на сложное время политических интриг и дворцовых усобиц при малолетнем Иване Грозном. Его предшественники были сосланы в дальние монастыри спорящими между собой боярскими партиями. Видя борьбу бояр за власть, митрополит Макарий ясно осознавал необходимость устроения на Руси царского единодержавия. Именно поэтому в 1547 году он венчает юного Ивана Грозного на царство, полностью соблюдая византийский церковный обряд коронования императоров. Через некоторое время от Константинопольского патриарха была получена грамота, признающая царское достоинство за Иваном и его потомками. Таким образом, православный мир окончательно признал рождение нового Московского царства. Эти обстоятельства заставляли по-новому осмыслить и статус Русской Церкви. Чуть позже, менее чем через пол столетия, московских митрополитов нарекут патриархами. Немало сделал для этого митрополит Макарий, которого называют "собирателем Русской Церкви".

Святитель Макарий возродил соборное начало в церковной жизни Руси. При нем через каждые полтора-два года собирались соборы, на которых принимались важные решения по церковному устроению. Первые из них были посвящены утверждению духовного величия Русской Церкви. На них были канонизированы 39 новых русских святых. Эти соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе. Летописец радостно замечает: "Теперь сияет земля русская славою святых своих по всей вселенной". Канонизация святых в свою очередь способствовала развитию русской книжности, литературы и иконописи.

Не забывал митрополит Макарий и о внутренних проблемах Русской Церкви. В 1551 году был созван собор, который получил название "Стоглав". Этот собор был призван искоренить нестроения и содействовать упорядочению христианской жизни на Руси.

С именем митрополита Макария связано еще одно начинание, имевшее огромное значение для дальнейшего культурного развития России -- начало книгопечатания. Решение о необходимости открытия типографии было принято на стоглавом соборе. Однако святителю так и не удалось увидеть результаты этой работы. Лишь в 1564 году, через год после кончины первосвятителя, вышло в свет первое издание -- знаменитый московский Апостол.

Разносторонняя деятельность митрополита Макария поражает. Он и монах-аскет, и писатель-богослов, и умелый организатор, и труженик на ниве духовного просвещения. Всегда и ко всем доброжелательный, митрополит Макарий принадлежал к тем избранным людям, которые одним своим присутствием облагораживают и возвышают окружающих. Его вклад в развитие русской культуры и государственности огромен.

Биография митрополита Макария

Митрополит Макарий (в миру Леонид Никитович Свистун) родился 14 сентября 1938 года в Киеве в рабочей семье. В 1956 году окончил среднюю школу. В 1960 году окончил Киевскую духовную семинарию, а в 1965 году – Московскую духовную академию со званием кандидата богословия за курсовое сочинение «Иноки-иконописцы в истории древнерусского искусства». В 1968 году окончил аспирантуру при Московской духовной академии, занимался в Экуменическом институте в Боссэ (Швейцария).
В марте-апреле 1968 года принимал участие в работе III Всехристианского мирного конгресса в Праге, в том же году был делегатом от Русской Православной Церкви на VI Ассамблее Всемирного конгресса Церквей в Упсале (Швеция).
22 мая 1968 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом рукоположен во диакона. 6 июня 1970 года во Владимирском кафедральном соборе в Киеве митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов, + 1978), митрополит Киевский и Галицкий Филарет, митрополит Старозагорский Панкратий (Болгарская Православная Церковь), архиепископ Житомирский и Овручский Палладий (Каминский, + 1978), архиепископ Львовский и Тернопольский Николай (Юрик – впоследствии митрополит, + 1984), епископ Черновицкий и Буковинский Феодосий (Дикун, впоследствии митрополит), епископ Черниговский и Нежинский Владимир (ныне Блаженнейший митрополит, Предстоятель УПЦ) совершили наречение архимандрита Макария во епископа Уманского, викария Киевской епархии.
В неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора, 7 июня, во Владимирском соборе в Киеве была совершена хиротония архимандрита Макария во епископа Уманского, викария Киевской епархии.
В 1970 году Преосвященный Макарий был назначен управляющим Канадской епархией и в этом же году – временно управляющим приходами Московского Патриархата в США. На этом посту пребывал с 1970 по 1975 годы. С 1975 по 1978 год – постоянный представитель Патриарха Московского и всея Руси при Всемирном Совете Церквей. С 1978 по 1982 год – епископ Уманский, викарий Киевской митрополии. В 1979 году возведен в сан архиепископа. С 1982 по 1990 год – управляющий Ивано-Франковской и Коломыйской епархией. В 1990 году назначен управляющим приходами Московского Патриархата в США и временно управляющим Канадской епархией с титулом «архиепископ Клинский, викарий Московской епархии».
В 1992 году назначен управляющим Винницкой и Брацлавской епархией, а в 1994 году в связи с разделением епархии на две – управляющим Винницкой и Могилев-Подольской епархией.
За время своего служения за границей и внутри Отечества архиепископ Макарий исполнял многочисленные послушания церковного чиноначалия, принимая участие в религиозных международных конференциях и в представительских поездках по странам Европы, Азии, Африки и Америки. За ревностные труды митрополит Макарий награжден орденами: святого равноапостольного князя Владимира II степени, преподобного Сергия Радонежского I степени, святого благоверного князя Даниила Московского II степени, преподобных Антония и Феодосия Печерских I степени, святого великомученика Георгия Победоносца (Грузинская Церковь), святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (Болгарская Церковь), Марии Магдалины (Польская Церковь), крестом Гроба Господня (Иерусалимская Церковь) и др.

Митрополит Макарий - Всероссийский митрополит, Глава Русской церкви 16 века.

Детство митрополита

Митрополит Макарий является одним из ярких представителей православной церкви. Родился он в 1482 году, и его детство было омрачено разными событиями.

Отец его умер после рождения сына, так что Макарий остался сиротой. Мать ушла в монастырь. После рождения его назвали Михаил, но потом он поменял себе имя на Макарий.

Макарий, как и его мать, решил посвятить свою жизнь монашескому подвигу. С этой целью он избрал Пафнутиево-Боровский монастырь. В это время из монастыря уже ушел Иосиф Волоцкий.

Становление

В монастыре он молился, исплнял подвиг послушания и смирения, много трудился. Монастырское хозяйство переживало период расцвета. Стараниями Макария многое изменилось. Сам он интересовался и изучал иконописание.

В 1526 году происходит перелом в его судьбе. Он становится архиепископом Новгородским и Псковским. Огромные культурные богатства Новгорода поражают его, и он начинает их тщательно изучать.

Он выясняет, что в Новогородской земле много язычников, и посылает своих священников и монахов разорять языческие капища и крестить язычников. Также это время Макарий занимается постройкой новых храмов и реконструкцией новых. Ремонтирует Софиевский собор, приглашает художников для украшения храмов. Под его руководством делают новую церковную утварь.

Макарий много помогает своим соотвечественникам. Известно, что в то время в Великом Новгороде был мор и болезни. Макарий хоронит мертвых, ухаживает за больными, молится за всех. Его стараниями составляется новый летописный свод.

В монастыре были работы и Дионисия, по ним Макарий учился художественному мастерству. Так, были привезены новые фрески, поновлены старые. Люди смотрят на его деятельность с одобрением, по мнению большинства, возрождает исконную русскую веру. Макарий способствует развитию на Руси книгопечатного дела. Он приглашает мастеров-печатников в Москву, и они открывают там типографию.

В это время группировка князей Шуйских низлагает митрополита Иоасафа, и Макарий становится митрополитом Московским и Всея Руси 19.03.1542г. Он борется с Шуйскими, защищая малолетнего Ивана Грозного. Макарий учит царевича жизни, и способствует его возведению на престол. Также митрополит проводит большую работу по канонизации святых, и помогает составлять их житие.

Макарий был человеком добрым, Шуйские хотели воспользоваться им, чтобы иметь влияние на . Но оказалось, что Макарий сторонник иосифлян, и он хочет сделать их главными в государстве.

Митрополит Макарий является сподвижником царя. В 1552 году он предсказывает царю победу над неверными при Казани. И его прогноз оправдывается. В 1547 и 1549 годах он созывает соборы, которые затем получили название Макарьевских. На этих соборах решается вопрос почитания святых. В 1551 году под руководством Митрополита Макария проходит Стоглавый собор, на котором рассматривается вопрос о моральном облике православного христианина.

В это время проходит Стоглавый собор, и Макарий принимает деятельное участие в его работе. Митрополит изменял жития, добавляя в литературные произведения церковнославянские слова. Под его руководством проходил сбор всех необходимых данных.

«Великие Четьи-Минеи» составлены во многом благодаря его заслугам, и также он написал жития новых святых. За короткий срок Макарий смог наладить жизнь церкви и епархии. Многие люди видели преображение епархии, и считали, что все это происходит благодаря трудам Макария.

Он основал множество мастерских, где создавались иконы и предметы утвари. Поэтому многие уважали и чтили его. К людям относился ровно и не делил их на богатых и бедных. Многим помогал, выкупал пленных у татар.

Митрополит Макарий известен как «Собиратель русской церкви». Он всегда отстаивал интересы церкви, и помогал своим собратьям. Он добился того, чтобы у церкви не отбирали земли. Выступал против попыток государственных органов ограничить права церкви.

Про Макария сохранилась самая лучшая память. Он состоял в , которая в 1560 году была распущена. Всех ее членов судили, кроме Макария. Царь его бесконечно уважал.

После крестного хода, посвященного мученику Никите в сентябре 1563 года, митрополит простудился и заболел. Его не стало 31.12.1563 года. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля. К лику святых причислен в 1988 году. День памяти 30 декабря.

Митрополит Макарий

В 1542 г. митрополитом Московским стал Макарий, имя которого прославлено в русской письменности и культуре. Образованный и умный, он был известен как книжник и писатель. Макарий сочинил кодекс церковных правил - Стоглав. По его же инициативе начали составлять грандиозную иллюстрированную летопись - Лицевой летописный свод с 16 тыс. миниатюр! Макарий редактировал Великие Четьи-Минеи - сборник произведений духовной литературы. По его предложению созывались церковные соборы, на которых канонизировали многих русских праведников. Впоследствии, уже после кончины, святым объявили и самого Макария. Он пользовался уважением Ивана Грозного, который наряду со страстью к душегубству имел глубокое, даже экзальтированное религиозное чувство, был набожен и с юных лет совершал богоугодные поездки по монастырям, включая дальние Кирилло-Белозерский и Ферапонтов.

Реформы Избранной рады

Итак, после событий 1547 г. начались реформы. Вместо архаичной системы дворцового управления возникли приказы - центральные органы власти. На местах власть перешла от прежних назначенных сверху наместников к выборным местным старостам. Проведенная тогда же реформа военной службы состояла в том, что получившие населенные земли дворяне выставляли вооруженных воинов в зависимости от количества данной им земли. Приняли и новый свод законов - Царский Судебник. Его утвердил Земский собор, также новое учреждение - общее собрание выборных представителей из разных «чинов», периодически созываемое в Москве для решения проблем «всей земли», т. е. всего государства.

Вокруг царя сложился круг реформаторов, названный потом Избранная рада. Душой его стали священник Сильвестр и дворянин Алексей Адашев - люди образованные и умные. Оба они 13 лет оставались главными советниками Ивана IV. В целом деятельность Рады привела к реформам, укрепившим государство и самодержавие.

Ко времени Избранной рады относится начало книгопечатания на Руси. Первую книгу (Евангелие) напечатал в 1553 г. в основанной Адашевым типографии мастер Маруша Нефедьев и его товарищи. Среди них известны Иван Федоров и Петр Мстиславец, которых долгое время ошибочно считали главными русскими первопечатниками. Впрочем, их заслуги в деле книгопечатания и так огромны. В 1563 г. в Москве, в только что открытой типографии, здание которой сохранилось до наших дней, в присутствии царя Ивана Грозного, Федоров и Мстиславец начали «устраивать печатанье книг» - печатать «Апостол» - одну из важнейших богослужебных книг, составленную из части Нового Завета, Деяний апостолов и их Посланий. В 1567 г. мастера бежали от ужасов опричнины в Литву и там продолжили печатание славянских книг. В 1574 г. во Львове Иван Федоров издал первую русскую «Азбуку» «ради скораго младеньческаго научения». Этот учебник включал основы чтения, письма и счета. Чтение начиналось с твердого заучивания букв и усвоения двух- и трехбуквенных слогов: «бы, вы, гы… бри, ври, гри, жри, зри…». Там же были первая русская грамматика, составленная из поучительных историй хрестоматия для чтения. Набрана она тем же шрифтом, что и московский «Апостол». Книга воплощала великую жизненную цель Ивана Федорова - «по свету рассеивать и всем раздавать духовную пишу». Единственный из дошедших до нашего времени экземпляров «Азбуки», проданный при Сталине за границу, хранится в библиотеке Гарвардского университета в США.

Святитель Макарий, митрополит Московский, родился в Москве около 1482 года в семье благочестивых родителей, и при крещении был наречен именем Михаил в честь Архистратига Небесных Сил Господних. Род его не отличался знатностью, но в нем было много людей духовного сословия. Отец Михаила Леонтий вскоре умер, и мать его, возложив упование о воспитании сына на Бога, постриглась в инокини с именем Евфросиния. Тогда и юный Михаил рассудил оставить сей бренный мир и посвятить себя на служение Богу: он удалился в монастырь преподобного Пафнутия Боровского.

Приняв постриг с именем Макарий в честь знаменитого православного святого аскета-пустынника Макария Египетского, будущий святитель начинает свои первые монашеские подвиги бдения, смирения, молитвы и послушания, приобщается к книжной мудрости русского ученого монашества; имея перед глазами иконы, писанные прославленным древнерусским иконописцем Дионисием, приобретает навыки иконописания, столь пригодившиеся ему впоследствии.

Это были долгие годы ежедневного монашеского труда и подвига. О них современник говорит, что Макарий, «много лет пребывая во уставе преподобного Пафнутия, в нем же много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив». Промыслу Божию было угодно воздвигнуть сей смиренный сосуд целомудрия и кротости в более высокую степень церковного послушания.

15 февраля 1523 году инок Макарий, пройдя все духовные степени чтеца, иподиакона, диакона и пресвитера, был поставлен в архимандриты в Лужский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный преподобным Ферапонтом Можайским (память 27 мая).

4 марта 1526 года архимандрит Макарий поставляется на самую древнюю архиерейскую кафедру Московской митрополии - архиепископом Великого Новгорода и Пскова, и, по словам летописца, «послал Господь Бог милость свою на люди своя, молитвами его, времена тиха и прохладна, и обилие велие изобилованна бысть».

Святитель Макарий начинает широкую миссионерскую деятельность среди соседствовавших с Новгородской землей северных народов. Он неоднократно посылает туда священников-миссионеров на проповедь среди язычников, с повелением - грамотой разорять языческие требища, обряды и кропить все освященной водой и устроивать новые церкви.

Святитель Макарий трудился над единообразным устроением новгородских иноческих общежитийных монастырей. Большую заботу проявил Святитель и о создании храмов в своей епархии. Он украсил свой кафедральный Софийский собор новыми иконами. Всего при святителе Макарии только в Новгороде строятся, перестраиваются, вновь украшаются после пожаров около сорока храмов, которые снабжались книгами, утварью и сосудами из мастерских, учрежденных Святителем.

Вопрос снабжения храмов книгами стоял перед архиепископом Макарием очень остро, ибо в то время в церковном быту существовало очень много различных житийных списков и их редакций. Святитель Макарий в 1529 году предпринимает на себя великий труд собирания и систематизации русского календарного агиографического года и сведение его в единый корпус Четьи Миней. Этот труд у святителя занял 12 лет.

В 1542 году по повелению святителя Макария строится храм Святителя Николая на владычном дворе. Архиепископ Макарий очень чтил Николая Чудотворца - этого покровителя странствующих и путешествующих, ибо и самому Макарию неоднократно приходилось совершать длительные поездки как по своей епархии, так и по Русскому государству. Так, в 1539 году 25 января архиепископ Макарий приезжал в Москву; здесь он возглавлял выборы и постановление нового всероссийского митрополита, которым стал настоятель Троице-Сергиева монастыря игумен Иоасаф.

Особое внимание уделял святитель Макарий составлению житий и установлению памяти местночтимых святых. По его благословению племянник Иосифа Волоцкого инок Досифей Топорков работал над исправлением Синайского Патерика, составлял Волоколамский Патерик и Хронограф.

В 1542 году архиепископ Макарий поставляется на престол первосвятителей Московских.

Впервые в русской истории в 1547 году митрополит Макарий венчал на царство первого русского царя. Вскоре царь Иван Васильевич собрался в поход против Казани. Святителю Макарию было чудесным образом открыто о грядущей победе царя, благословляя которого, святитель предрек Ивану Грозному об успехе в брани. По возвращении из похода в Москве был построен и освящен святителем Макарием собор Покрова на Рву (собор Василия Блаженного). Он был воздвигнут как дар благодарения Богу от русского народа, одержавшего победу над нехристианским миром.

Все годы пребывания святителя Макария на митрополии ознаменованы бурной деятельностью в устроении всех сфер русской церковной и культурной жизни. Вопросы церковной практики, дисциплины, литургики, каноники, агиографии, канонизации святых, иконографии, вопросы церковного пения и многие другие митрополит всегда представлял на всеобщее соборное обсуждение.

Так, в 1547 и 1549 годах святитель Макарий созывает в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых. До святителя Макария почитание святых на Руси осуществлялось по благословению и властью местного архиерея. В результате было очень много местночтимых святых, память которых почиталась в одних, но не почиталась в других землях. Митрополит Макарий, созывая Соборы, положил перед собой труд канонизации угодников Божиих всей полнотой Русской Церкви. Прославление святых требовало написания им служб и житий, требовались также и литургические указания типиконного характера о порядке совершения им служб. Все это принял на себя первосвятитель Макарий ради славы Божией и святых угодников, вновь канонизированных на Руси.

Следует сказать и о взаимоотношениях великого русского подвижника XVI века преподобного Александра Свирского (память 30 августа) и святителя Макария. Преподобный Александр подвизался в пределах Новгородской епархии и знаком был святителю Макарию еще по новгородскому архипастырству. Высоко святитель Макарий чтил своего современника за его труды и подвиги, которые Сам Господь почтил явлением ему Святой Троицы.

21 июня 1547 года в Москве случился пожар страшной силы, дотоле еще небывалый; выгорела почти вся Москва и Кремль. От удушья погибло множество народа. Митрополит Макарий чудом спасся. Когда его стали спускать с кремлевской стены на канате к реке, канат оборвался, и он, 65летний старец, сильно расшибся, едва мог прийти в себя, и был отвезен в Новоспасский монастырь. Кремлевские монастыри Чудов и Вознесенский сгорели; в Китай-городе сгорели все лавки с товарами и все дворы. За городом - большой посад по Неглинной, Рождественка до Никольского Драчевского монастыря; по Мясницкой пожар шел до церкви святого Флора, на Покровке - до церкви святого Василия, народу сгорело 1700 человек. Святителю Макарию в пожаре опалило глаза так, что правое око его перестало видеть.

После пожара началось восстановление Москвы. Строятся новые церкви. Святитель Макарий храмы освящает сам. Он рассылает грамоты с повелением строить храмы и в других городах: в Костроме, в Тихвинском монастыре, в Пскове. Заботясь о всей земле Русской, Святитель заботится и о каждом человеке, милостиво относится к отдельным, даже заблудшим чадам Церкви.

В 1551 году 23 февраля в Москве в царских палатах начал работу другой Собор, созванный Митрополитом, - знаменитый Стоглав. Собор возглавлял святитель Макарий в присутствии 8 архиереев, множества архимандритов и игуменов. Вопросы, которых касался Собор, были самые разные. Это и внешность христианина, и его поведение, и церковное благочиние и дисциплина, церковная иконопись, духовное просвещение и многое другое. Проблема просвещения была особенно важна для святителя Макария. Он повелел протопопу из храма Спаса-на-Бору написать книгу о Святой Троице, житие епископа Василия Рязанского и выверить пасхалию. По инициативе митрополита Макария составляется 10-томный «Лицевой летописный свод» (в нем до 16 тысяч миниатюр) и «Степенная книга царского родословия», составленная по повелению Макария царским духовником, протопопом Благовещенского собора Андреем (в постриге Афанасий) в 1555-1563 годах.

При митрополите Макарии начинается в Русском государстве печатание книг. Первый «Апостол» вышел более чем за полгода до кончины святителя, а в вышедшем после его смерти Часослове (1565 г.) упоминается о его участии: «Благословением преосвященного Макария митрополита всея Руси составися сия штанба сиречь печатных книг дело, во царствующем граде Москве».

На том же Соборе была осуждена ересь Матфея Башкина, не почитавшего Христа Богом и не признававшего церковных Таинств.

Постничество и пребывание в молитве было повседневным правилом митрополита Макария. Об этом пишет современник святителя: «Когда митрополит Макарий в Москве стал жить, правя слово Божие истинное (…) так постился, что от воздержания в пище и питии едва ходил, был кроток и смирен, и милостив ко всем, не терпя гордости и в других ее искоренял со властью, как дитя был умом, оставаясь всегда совершенным».

Митрополит провидел грядущие бедствия Русской земли, которые принесла ей опричнина, учрежденная царем вскоре после кончины Макария. «Грядет нечестие и кровопролитие, и разделение земли». Так и было.

В том же году однажды прислал царь Иван Васильевич к митрополиту Макарию с просьбой передать душеполезную книгу. Макарий прислал ему чин погребения. Разгневался царь и сказал: «Ты прислал мне погребальную, а в наши царские чертоги такие книги не вносятся». Макарий же ответил ему: «Я богомолец твой попросту прислал, по твоему приказу, ведь ты просил книгу душеполезную, а эта всех полезней; если кто ее со вниманием почитает, тот во веки не согрешит».

В середине сентября 1563 года на память мученика Никиты митрополит Макарий совершал крестный ход, во время которого простудился и заболел. Вечером он «нача сказывати старцам своим, что изнемогает сильно, тело его студеное со болезнью одержимо есть».

Наступил праздник Рождества Христова, 25 декабря. Жизнь святителя между тем угасала. Он уже не мог сам читать Святое Евангелие, которое всегда ежедневно читал, и теперь по его просьбе ему читали Евангелие разные духовные лица. И вот 31 декабря 1563 года, когда колокол ударил к заутрени, «преосвященный, дивный Святитель и пастырь Митрополии всея Руси предал душу свою в руки Бога Живаго, Его же возлюби от юности своея». Погребен был святитель в Успенском соборе Московского Кремля.

Так окончил свою славную жизнь великий устроитель Церкви Русской митрополит Московский Макарий, и чада российские не забывают забот, трудов и подвигов его. Почитание святителя началось сразу после его кончины, вскоре же появились и первые его иконы. Царь, вернувшись из похода против Литвы в 1564 году, просит перед надгробием святителя благословения, ибо митрополит Макарий еще до похода предсказал ему победу. Иван Васильевич прикладывается к образам святителей Петра, Алексия, Ионы и Макария, «любезно их целоваше».

О личной святости святителя Макария имеется много свидетельств современников: о нем говорили как о постнике, воздержнике, прозорливом и смиренном подвижнике.