Проповедь святейшего патриарха кирилла в праздник благовещения пресвятой богородицы после литургии в благовещенском соборе московского кремля. Проповедь святейшего патриарха кирилла в праздник благовещения богородицы после литургии в благовещенском соборе

07.04.2016 19:42

7 апреля , в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Благовещенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Сегодня мы слышали отрывок из Послания апостола Павла к Евреям, в котором говорится, что сделал Христос через Свое воплощение ради людей: Господь воспринял плоть и кровь, чтобы избавить тех, кто через всю жизнь пребывал в рабстве (Евр. 2:11-18).

Господь пришел освободить человека. Но мы знаем, что рабовладельческий строй не пал; ни в одной из Своих проповедей, в словах, обращенных к людям, Господь не призывал свергать этот строй. О какой же тогда свободе говорит апостол Павел? О той самой подлинной свободе, которая делает человека сильным, независимым, способным сопротивляться любым, даже самым трудным обстоятельствам жизни. Потому что человек теряет свободу, когда он перестает быть господином самого себя, когда он перестает контролировать свои мысли, свои поступки, когда он становится рабом своих страстей, своего греха, когда он становится слабым, неспособным выдерживать давление внешних обстоятельств. И проистекает это чаще всего не потому, что обстоятельства столь тяжелые, а потому что сами мы внутренне несвободны.

Когда читаешь жития святых, поражаешься, насколько отшельники, преподобные, подвижники были свободны. Их ничто не могло омрачить, ничто не могло выбить из жизненной колеи, потому что они побеждали самих себя. Эта победа над самим собой и открывает людям возможность быть свободными.

Почему же апостол говорит, что Господь ради освобождения людей принял плоть и кровь? Да потому что Он явил в Самом Себе образ абсолютной человеческой свободы. Ни грех, никакие-либо обстоятельства не могли непреодолимой силой воздействовать на Него, потому что по Своей человеческой природе Он был неподвластен внешней силе и влиянию греха и обладал подлинной свободой. Как говорят святые отцы, Господь пришел, чтобы обновить человеческое естество, потому что точно таким и был создан человек и, если бы не пошел на поводу у греха, то оставался бы свободным.

Сегодня многие говорят о свободе как о величайшей ценности, связывая это понятие с конкретными социально-политическими условиями. Люди нередко борются за свободу, оставаясь полностью закабаленными, и даже в этой борьбе часто бывают несамостоятельны, действуя и говоря с чужого голоса, подвергаясь воздействию иных мыслей, и никакой свободы не обретают.

Существует замечательный обычай выпускать на Благовещение птиц, которые жили в клетке. Это и есть символ того, о чем апостол Павел сегодня нам говорит. Птица, которая выходит из клетки и взмывает ввысь, к небу, является символом подлинной свободы. Мы становимся свободными, когда мы устремляемся к небу, когда мы побеждаем самих себя. Тогда никакие внешние обстоятельства неспособны поработить нас, потому что свободу, о которой говорит апостол Павел, принес нам Сам Господь.

Мы прославляем сегодня имя Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной, Девы Марии, через Которую и обрели этот дар свободы в Господе Иисусе Христе, и почитаем Ее выше святых ангелов и архангелов, ибо то, что Она сделала для всего мира, не сделал никто, - через Нее в мир пришел Сын Божий и Сын Человеческий, Господь наш Иисус Христос.

Я всех вас сердечно поздравляю с этим праздником. И пусть предстательство Царицы Небесной помогает каждому из нас преодолевать внутренние проблемы своей жизни, преодолевать притяжение греха и стараться быть свободными, чтобы в тот момент, когда Господь нас призовет к Себе, мы могли подняться ввысь, как птицы, и войти в Его Божественное Царство. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

7 апреля 2016 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Благовещенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Сегодня мы слышали отрывок из Послания апостола Павла к Евреям, в котором говорится, что сделал Христос через Свое воплощение ради людей: Господь воспринял плоть и кровь, чтобы избавить тех, кто через всю жизнь пребывал в рабстве (Евр. 2:11-18).

Господь пришел освободить человека. Но мы знаем, что рабовладельческий строй не пал; ни в одной из Своих проповедей, в словах, обращенных к людям, Господь не призывал свергать этот строй. О какой же тогда свободе говорит апостол Павел? О той самой подлинной свободе, которая делает человека сильным, независимым, способным сопротивляться любым, даже самым трудным обстоятельствам жизни. Потому что человек теряет свободу, когда он перестает быть господином самого себя, когда он перестает контролировать свои мысли, свои поступки, когда он становится рабом своих страстей, своего греха, когда он становится слабым, неспособным выдерживать давление внешних обстоятельств. И проистекает это чаще всего не потому, что обстоятельства столь тяжелые, а потому что сами мы внутренне несвободны.

Когда читаешь жития святых, поражаешься, насколько отшельники, преподобные, подвижники были свободны. Их ничто не могло омрачить, ничто не могло выбить из жизненной колеи, потому что они побеждали самих себя. Эта победа над самим собой и открывает людям возможность быть свободными.

Почему же апостол говорит, что Господь ради освобождения людей принял плоть и кровь? Да потому что Он явил в Самом Себе образ абсолютной человеческой свободы. Ни грех, никакие-либо обстоятельства не могли непреодолимой силой воздействовать на Него, потому что по Своей человеческой природе Он был неподвластен внешней силе и влиянию греха и обладал подлинной свободой. Как говорят святые отцы, Господь пришел, чтобы обновить человеческое естество, потому что точно таким и был создан человек и, если бы не пошел на поводу у греха, то оставался бы свободным.

Сегодня многие говорят о свободе как о величайшей ценности, связывая это понятие с конкретными социально-политическими условиями. Люди нередко борются за свободу, оставаясь полностью закабаленными, и даже в этой борьбе часто бывают несамостоятельны, действуя и говоря с чужого голоса, подвергаясь воздействию иных мыслей, и никакой свободы не обретают.

Существует замечательный обычай выпускать на Благовещение птиц, которые жили в клетке. Это и есть символ того, о чем апостол Павел сегодня нам говорит. Птица, которая выходит из клетки и взмывает ввысь, к небу, является символом подлинной свободы. Мы становимся свободными, когда мы устремляемся к небу, когда мы побеждаем самих себя. Тогда никакие внешние обстоятельства неспособны поработить нас, потому что свободу, о которой говорит апостол Павел, принес нам Сам Господь.

Мы прославляем сегодня имя Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной, Девы Марии, через Которую и обрели этот дар свободы в Господе Иисусе Христе, и почитаем Ее выше святых ангелов и архангелов, ибо то, что Она сделала для всего мира, не сделал никто, - через Нее в мир пришел Сын Божий и Сын Человеческий, Господь наш Иисус Христос.

Я всех вас сердечно поздравляю с этим праздником. И пусть предстательство Царицы Небесной помогает каждому из нас преодолевать внутренние проблемы своей жизни, преодолевать притяжение греха и стараться быть свободными, чтобы в тот момент, когда Господь нас призовет к Себе, мы могли подняться ввысь, как птицы, и войти в Его Божественное Царство. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

7 апреля 2016 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Благовещенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Сегодня мы слышали отрывок из Послания апостола Павла к Евреям, в котором говорится, что сделал Христос через Свое воплощение ради людей: Господь воспринял плоть и кровь, чтобы избавить тех, кто через всю жизнь пребывал в рабстве (Евр. 2:11-18).

Господь пришел освободить человека. Но мы знаем, что рабовладельческий строй не пал; ни в одной из Своих проповедей, в словах, обращенных к людям, Господь не призывал свергать этот строй. О какой же тогда свободе говорит апостол Павел? О той самой подлинной свободе, которая делает человека сильным, независимым, способным сопротивляться любым, даже самым трудным обстоятельствам жизни. Потому что человек теряет свободу, когда он перестает быть господином самого себя, когда он перестает контролировать свои мысли, свои поступки, когда он становится рабом своих страстей, своего греха, когда он становится слабым, неспособным выдерживать давление внешних обстоятельств. И проистекает это чаще всего не потому, что обстоятельства столь тяжелые, а потому что сами мы внутренне несвободны.

Когда читаешь жития святых, поражаешься, насколько отшельники, преподобные, подвижники были свободны. Их ничто не могло омрачить, ничто не могло выбить из жизненной колеи, потому что они побеждали самих себя. Эта победа над самим собой и открывает людям возможность быть свободными.

Почему же апостол говорит, что Господь ради освобождения людей принял плоть и кровь? Да потому что Он явил в Самом Себе образ абсолютной человеческой свободы. Ни грех, никакие-либо обстоятельства не могли непреодолимой силой воздействовать на Него, потому что по Своей человеческой природе Он был неподвластен внешней силе и влиянию греха и обладал подлинной свободой. Как говорят святые отцы, Господь пришел, чтобы обновить человеческое естество, потому что точно таким и был создан человек и, если бы не пошел на поводу у греха, то оставался бы свободным.

Сегодня многие говорят о свободе как о величайшей ценности, связывая это понятие с конкретными социально-политическими условиями. Люди нередко борются за свободу, оставаясь полностью закабаленными, и даже в этой борьбе часто бывают несамостоятельны, действуя и говоря с чужого голоса, подвергаясь воздействию иных мыслей, и никакой свободы не обретают.

Существует замечательный обычай выпускать на Благовещение птиц, которые жили в клетке. Это и есть символ того, о чем апостол Павел сегодня нам говорит. Птица, которая выходит из клетки и взмывает ввысь, к небу, является символом подлинной свободы. Мы становимся свободными, когда мы устремляемся к небу, когда мы побеждаем самих себя. Тогда никакие внешние обстоятельства неспособны поработить нас, потому что свободу, о которой говорит апостол Павел, принес нам Сам Господь.

Мы прославляем сегодня имя Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной, Девы Марии, через Которую и обрели этот дар свободы в Господе Иисусе Христе, и почитаем Ее выше святых ангелов и архангелов, ибо то, что Она сделала для всего мира, не сделал никто, - через Нее в мир пришел Сын Божий и Сын Человеческий, Господь наш Иисус Христос.

Я всех вас сердечно поздравляю с этим праздником. И пусть предстательство Царицы Небесной помогает каждому из нас преодолевать внутренние проблемы своей жизни, преодолевать притяжение греха и стараться быть свободными, чтобы в тот момент, когда Господь нас призовет к Себе, мы могли подняться ввысь, как птицы, и войти в Его Божественное Царство. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

7 апреля 2011 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Кирилл в Благовещенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сердечно приветствую всех вас, дорогие отцы, братья, сестры, уважаемая Светлана Владимировна! Поздравляю с великим двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.

«Днесь спасения нашего главизна» — сегодня начало нашего спасения. Этот день положил начало великой тайне Божественного воплощения, тайне, которая не может быть объята человеческим умом. В этой тайне так много непонятного для людей, и, в первую очередь, само благовещение, зачатие и непорочное рождение Сына Божиего и Сына Человеческого. Люди пытаются примерить все эти тайны к своему опыту, но ничего не получается, потому что в человеческой жизни нет аналогов воплощения Бога в лице Сына Человеческого. Мы лишь можем благоговеть перед этой тайной и прикасаться к ней — не разумом своим, несущим в себе и грех, и несовершенство нашего мира и нашей собственной личности, — но только чистой верой, и обретать от этого прикосновения великую силу.

О празднике Благовещения в святоотеческих творениях написано очень много; сохранились замечательные проповеди выдающихся иерархов, отцов Церкви, в которых раскрывается богословие этого великого события. Но, с другой стороны, эти древние слова не всегда понятны современному человеку; а поскольку факт Боговоплощения лежит вне опыта современного человека, то даже самое мудрое и самое прекрасное человеческое слово как бы повисает в воздухе. Для того чтобы иметь живую веру, нам нужно все то, что Бог явил во Христе роду человеческому, включить в свою жизнь, в свое понимание. Сделать это очень непросто, но, опять-таки, святые отцы помогают нам это сделать.

Мы говорим о Божией Матери, что Она выше Ангелов и Архангелов, «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим». Мы понимаем — кто-то очень отчетливо, а кто-то хотя бы в общем, — что речь идет о каком-то величайшем совершенстве. А как это совершенство было выражено в жизни? Сохранились ли свидетельства о том, как выглядела Божия Матерь, как Она одевалась, как Она себя вела? Наверное, если бы мы увидели обычную земную жизнь Богородицы, то от нас бы отступили всякие сомнения, потому что величайшая святость являлась во всем, в том числе и во внешнем облике, и в общении с людьми, и в том, что и как Она говорила.

И вот вопрос: а сохранились ли эти свидетельства, есть ли где-нибудь эти описания — не сказочные, не фантастические, а записанные со слов очевидцев? Такие описания есть, и я хотел бы вам сегодня их зачитать.

Около 110 года после Рождества Христова мученически скончался епископ Антиохии Игнатий, именуемый Богоносцем. По преданию, он был тот самый младенец, которого Господь взял на руки и сказал: «Если будете как дети, войдете в Царство Небесное» (см. Мф. 18, 3). Игнатий Богоносец не был, конечно, ровесником Спасителя, но он был ровесником тех, кто видел и Самого Спасителя, и Божию Матерь.

Что же пишет нам святитель Игнатий Богоносец о Божией Матери? Цитирую: «У нас все знают, что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда была весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им. Была кроткой в благополучии, милостивой к бедным и всегда помогала им — как и чем могла. Была наставницей в благочестии, во всяком добром деле. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее. О Ней рассказывали люди, достойные доверия, что по Ее святости в наружности Ее соединились естество Ангельское с человеческим». Свидетели — те, кто видел, слышал — сказали Игнатию Богоносцу, человеку, жившему не во втором, не в третьем поколении, а в то же самое время.

Известный церковный писатель Никифор Каллист, также отталкиваясь от рассказов свидетелей и очевидцев, пишет: «Она была среднего роста, или, как иные говорят, несколько более среднего. Волосы у Нее были золотистые, глаза живые, брови дугообразные, темные, нос прямой, удлиненный, губы цветущие, лицо не круглое и не заостренное, но несколько удлиненное, руки и пальцы длинные».

Святитель Амвросий Медиоланский жил несколькими столетиями позже Пресвятой Богородицы. Но он также пишет не от ветра головы своея, но отталкиваясь от того живого Предания, которое положили самовидцы Пресвятой Девы Марии: «Она была Девою не только телом, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судией Своих мыслей. Правилом Ее было никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомыслящей, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты».

Замечательно также свидетельствует о Ней тот же Никифор Каллист: «В беседе Она сохраняла скромное достоинство, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась. Совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала, и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Она довольствовалась естественным цветом одежд, что и теперь доказывает священный головной покров Ее» (который во времена Никифора Каллиста хранился в церкви). Короче говоря, во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать.

Вот какой дивный физический образ Божией Матери сохранен в Предании. Эти слова должна бы знать каждая современная женщина — и богатая, и бедная. Это идеал женщины, это идеал человека. И потому, когда мы говорим о Ней, что Она выше всех Ангелов и Архангелов, мы ведь имеем в виду не небожительницу — мы имеем в виду реального человека, Пречистую Преблагословенную Деву Марию, Которая запечатлела в истории, в словах тех, кто свидетельствовал о Ней, великую красоту Своего образа — и физического, и духовного.

Конечно, как Мать Сына Божиего Она несет миру совершенно особую миссию. Она предстоит пред престолом Божиим и молится за Церковь и за всех, кто обращает к Ней свою молитву. Но Она также является идеалом и великим примером для подражания.

Пусть же Господь всем нам поможет воспринять святой образ Приснодевы Марии, в том числе и физический, как пример для подражания и как одну из основ почитания Пречистой и Преблагословенной Девы Марии в Православной Церкви. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

7 апреля 2015 года, во вторник Страстной седмицы, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня великий двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совпадает с Великим вторником, и радостное торжественное богослужение, прославляющее Божию Матерь, вплетается в ткань великопостных страстных молитв и чтений. В этом сочетании есть что-то, помогающее нам многое понять, в том числе связанное со служением Пресвятой Богородицы.

В сегодняшнем Евангельском чтении, которое посвящено Великому вторнику (Мф. 24:36-26:2), говорится о человеческих сокровищах, без которых невозможно обрести оправдание на Страшном Суде. Господь в притчах говорит нам об этих сокровищах: девы, которые наполнили светильники свои маслом и удостоились войти в Божие Царство; рабы, которые преумножили Богом данные таланты; и говорит о том, кто не преумножил таланта.

За этими образами скрывается одна и та же мысль: в Царствие Божие входит только человек богатый, но не тем богатством, к достижению которого направляются силы большинства людей. Не тем богатством, которое скрывают в сейфах или на банковских счетах, не тем, которое тратят, услаждая человеческую плоть. Но тем богатством, которое, реализуясь, открывает врата вечности, врата Божиего Царства.

Завершается Евангельское повествование перечислением тех добродетелей, без которых человек не войдет в Царствие Божие: накормил ли голодного, напоил ли жаждущего, одел ли нагого, посетил ли того, кто болен или того, кто в заключении? Простые и очень конкретные дела, но совершить эти дела невозможно, если душа пуста, если нет внутреннего богатства.

Притча о талантах помогает нам понять еще что-то очень важное — каково соотношение Божиего Промысла о человеке и его свободы. Это сложный философский вопрос, над которым размышляли и философы, и богословы. И он так просто разъясняется этой притчей. Бог дает людям разные таланты. Это означает, что в каком-то смысле Он закладывает разные жизненные программы в человека. Он дает либо пять талантов, либо два таланта, либо один. И это означает, что присутствие Бога в человеческой жизни в первую очередь обуславливает возможности и способности человека, в том числе способность собирать духовное богатство.

Но ведь каждый раб по-разному распорядился этим Богом данным капиталом. Один его преумножил. Другой преумножил настолько, насколько получил этот дар. А третий отказался преумножать. И Бог не присутствовал на том этапе жизни, когда это богатство либо прирастало, либо закапывалось в землю.

Не так ли происходит и со всеми нами? Господь каждому дает разные способности, разные возможности, поставляет человека в разную общественную, социальную среду. Он дает разные стартовые возможности людям, а затем дает нам свободу распорядиться всем тем, что Он в нас вложил. И мы либо преумножаем богатства, либо закапываем их в землю. Мы сами решаем, как поступать. Это наше право, данное нам Богом, и это результат нашего свободного выбора.

Евангелие говорит об этом. О том, как в ответ на милость Божию, на Божий дар человек должен строить свою жизнь, чтобы преумножать в первую очередь эти внутренние духовные богатства, которые, реализуясь, приносят долгожданный плод оправдания на Божием суде. Поэтому Евангелие есть свидетельство о Божием всемогуществе и о человеческой свободе.

Благовещение по-гречески Ευαγγελισμός, потому что Евангелие — это Благая весть. И Царица Небесная, получая великий дар от Бога в момент Благовещения, действует как свободный человек. Ее мысли, Ее слова, Ее дела никем не предопределены. Никакая сила Божия не внушает Ей ответов. И сам великий архангел Гавриил не внушает Ей никаких ответов. Он разговаривает с Ней как с равной, Она участвует в этом диалоге с Небесами, являя Свою Богом данную свободу. И в ответ на это свободное произволение Богоматери, дар, данный Ей Богом, расцветает в великое спасительное действие, преобразующее весь человеческий род.

На праздник Благовещения принято выпускать птиц, которые содержатся в клетке. Эта традиция связана с тем, о чем мы сейчас говорим: Евангелие говорит о Боге и о человеческой свободе. И самым ярким повествованием, сочетающим Божий замысел и человеческую свободу, является повествование о Благовещении. В память о том самом свободном ответе Богоматери мы даем свободу птицам, которые, взлетая в небеса, свидетельствуют нам своим свободным полетом о том, какую же благодать и силу принес Господь людям, даруя им и таланты, и свободу эти таланты развивать.

Да поможет всем нам Господь сочетать нашу жизнь, наши труды с сильной верой, с глубоким убеждением в том, что над всем Господь. Он влагает в нас то, что мы призваны развивать. Но без этого творческого акта не может состояться человеческая личность. И когда люди настаивают на свободе и отрицают Бога, то впадают в страшное заблуждение, и, в конце концов, теряют и свободу, и нередко — свою жизнь.

Помоги всем нам Господь молитвами Пречистой Царицы Небесной укрепляться в вере, в понимании того, что есть человеческая свобода, и раскрывать те дары, которые каждый из нас получил во славу Божию и во спасение наших душ. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси