Две беседы святейшаго патриарха константинопольскаго фотия по случаю нашествия россов на константинополь. Светлый вечер. Беседа Патриарха Кирилла с участниками фестиваля “Вера и слово”

Две беседы константинопольскаго патриарха Фотия, известныя под заглавием: «на нашествие Россов», особенно замечательны тем, что содержат в себе древнейшее и несомненное известие об одном из деяний славяно-русскаго народа, произведшем сильное впечатление в столице Византийской империи в IX веке по Рождестве Христовом и имеющем близкое отношение к важнейшему событию в жизни самаго русскаго народа – к обращению его в христианскую веру. Сказания греческих и славянских летописцев об этом нападении россов на Константинополь, хотя не совсем согласныя между собою, с одной стороны свидетельствуют, что воинственный отряд неожиданно прибывших россов навел большой страх на константинопольских граждан, и если бы внезапно случившеюся бурею не были разбиты корабли отважных пришельцев, то греки могли потерпеть величайшия бедствия; а с другой стороны, по свидетельству тех же летописцев, необыкновенныя обстоятельства этой осады греческой столицы произвели столь сильное впечатление на самих россов, что многие из них вскоре за тем приняли греческую христианскую веру. Беседы патриарха Фотия, относясь к современному событию – к нашествию россов и внезапному их отступлению, представляют живое и одушевленное, исполненное достопамятных подробностей и христианскаго красноречия, изображение того, что́ происходило тогда в Константинополе; о благодетельных же последствиях этого события для славяно-руссов, обращении их в христианскую веру и тому подобном, в них не упоминается, без сомнения потому, что такого обращения еще не последовало ни во время самаго события, ни непосредственно по его окончании.

Из обеих бесед патриарха, довольно обширных по объему, не видно, в котором году оне были произнесены им; иначе сказать, в котором году случилось то нападение россов на Константинополь, к которому непосредственно оне относятся. По историческим известиям оно считается первым нашествием славяно-руссов на столицу Византийской империи, дотоле неизвестных в ней даже по имени; из содержания же бесед Фотия ясно только то, что первая из них произнесена была во время самой осады россами Константинополя, при отчаянном состоянии устрашенных жителей города и при отсутствии всяких средств обороны от неприятелей, а вторая сказана была тотчас по разсеянии неприятельских кораблей на море и снятии осады на суше и последовавшем затем удалении их от Константинополя; и притом как нападение, так и отступление россов, а следовательно и произнесение той и другой беседы совершились в небольшой промежуток времени одного лета. Какого же лета? Довольно удовлетворительное решение этого вопроса может быть сделано на основании известий других историков о том же событии и по соображении ближайших к нему обстоятельств, упоминаемых ими и указываемых некоторыми намеками в самых беседах Фотия. – По свидетельству греческаго историка Симеона Магистра и Логофета, замечавшаго при повествовании о событиях и хронологию их, в девятый год единодержавнаго царствования византийскаго императора Михаила III (τῷ θ ’ αὐτοῦ ἔτει ) константинопольский префект Офрифа, узнав об угрожающем нашествии россов (τῶν Ῥῶς ), поспешил послать известие о том к императору, незадолго пред тем отправившемуся с войском в Азию против агарян; а в десятом году того же царствования россы уже проникли далее крепости Иерона (τῷ ἰ αὐτοῦ ἔτει οἱ Ῥῶς ἔνδοθεν τοῦ Ἱεροῦ ϕθάσαντες , περικυκλοῦσιν τὴν πόλιν ...), подступили к Константипополю и опустошали окрестности его дотоле, пока не прибыл Михаил, немедленно возвратившийся из похода и с трудом между неприятельскими кораблями достигший столицы; вслед затем (εὐθύς ) император вместе с патриархом Фотием вынесли из влахернскаго храма Богородицы святый Ея омофор и, с песнопениями дошедши до моря, немного погрузили ризу Богоматери в тихое море, после чего внезапно наступившая буря разбила корабли россов и прекратила их осаду Константинополя . Таким образом описанное событие, равно как и произнесение двух бесед патриарха Фотия, происходили в том году, в который окончился 9-й и начался 10-й год единодержавнаго царствования императора Михаила III-го; а этим годом, по соображению лет царствования византийских императоров и тогдашних обстоятельств, надобно признать 865-й год по Рождестве Христовом . Подтверждением этого могут служить еще следующия соображения: а) нашествие россов на Константинополь упоминается у венецианских летописцев, и полагается после произнесеннаго папою Николаем на римском соборе 1-го ноября 864-го года определения против императора Михаила ; у византийских же историков показывается предпринятый императором Михаилом другой поход против восточных врагов в апреле 866-го года ; следовательно предшествовавший поход его против агарян, почти одновременный с нашествием россов, относится ко времени между 864 и 866 годами, именно к 865-му году. б) В следующем 866 году патриарх Фотий отправил известную окружную грамоту к восточным епископам, в которой говорит, что россы, недавно нападавшие на Константинополь, уже примирились с греками и приняли христианскую веру (ἀντὶ τῆς πρὸ μικροῦ καθ ᾽ἡμῶν λεηλασίας ) не тотчас после этого нападения, но, как дополняют другие греческие историки, предварительно вступив в сношение с византийцами чрез посольство, присланное недолго спустя после отступления от Константипополя (μετ ᾽ οὐ πολύ πάλιν ) . Все это показывает, что самое событие нашествия россов на столицу восточной римской империи, по поводу котораго произнесены были две беседы патриарха Фотия, могло произойти и происходило в 865 году, в удобное для того время от апреля до июля месяца.

Столь драгоценныя для истории русскаго народа беседы знаменитаго патриарха Фотия долго оставались неизвестными в ученом мире; потом не мало времени были известны только по заглавию в описаниях рукописей библиотек – испанской эскуриальской и московской синодальной, именно в издании: Gatalogus Mss. Codd. Hispan. Reg. Scorial. Bibl. ab Alex. Barvoetio ed. Antwerp. 1648. p. 526, где впрочем эти беседы между оданнадцатью беседами Фотия ошибочно озаглавлены словами: εἰς τὴν ἔϕοδον τῶν ϕώτων , вместо τῶν Ῥῶς , как доказал ученый Е. Куник ; а в московской синодальной библиотеке видел их газский митрополит Паисий Лигарид между шестнадцатью беседами Фотия и сообщил список с них западным ученым, из которых Combefis в Bibliothecae Patrum auctario novissimo, Paris, 1672. P. I. p. 548, и Montfaueon в Bibliotheca bibliothecarum manuscriptorum, Paris, 1739. Tom II. p. 1156, упомянули о них под заглавием: εἰς τὴν ἔϕοδον τῶν Ῥῶς . Ho к сожалению в эскуриальской библиотеке кодекс, в котором заrлючались беседы патриарха Фотия, погиб во время пожара 1671 года ; и бывший в московской синодальной библиотеке кодекс с этими беседами, равно как и список с них, отосланный Паисием Лигаридом к Николаю Гейнзию, утратились неизвестно куда . К счастию в восточных книгохранилищах недавно найдены еще два рукописных кодекса, один с 14-ю беседами Фотия в находящемся в Константинополе подворье гроба Господня, откуда потом он перенесен в иерусалимскую патриаршую библиотеку, а другой с 16 беседами Фотия в афонском Иверском монастыре, где хранится до настоящаго времени. В них содержатся и обе эти беседы: εἰς τὴν ἔϕοδον τῶν Ῥῶς .

Печатныя издания бесед патриарха Фотия «на нашествие Россов» в греческом подлиннике неоднократно деланы были вскоре по открытии афоно-иверскаго кодекса, который первоначально принадлежал константинопольскому патриарху Дионисию и написан. в первой половине XVII столетия (окончен 26 апреия 1627 года), на бумаге, в лист. Архимандрит , ныне епископ и член московской синодальной конторы, первый издал неполный греческий текст их, но с полным русским переводом, в книге под заглавием: «четыре беседы Фотия, святейшаго архиепископа Константинопольскаго, и разсуждение о них». Спб. 1864 г., к сожалению наполненной неверными чтениями подлиннаго греческаго текста, неточным переводом многих мест его и странными толкованиями некоторых выражений патриарха Фотия. Потом сделаны были г. Севастьяновым с того же кодекса фотографические снимки, с которых появились в печати два полных издания этих бесед, одно – ученаго А. Наука в упомянутом сборнике: Lexicon Windobonense, 1867 г., другое Миллера в сборнике под заглавием: Fragmenta Historicorum graecorum, С. Мüller. Т. 5. Paris. 1870 г., с критическою разработкою греческаго текста и с необходимыми примечаниями.

Настоящий предлагаемый перевод бесед на русский язык сделан с новаго издания греческаго их текста, помещеннаго в греческой константинопольской газете Ἀλήθεια (№ 9 и 13, за 1881 год) по новому списку их с афоно-иверской рукописи, который сделан иеродиаконом Ватопедином и тщательно сличен с печатными изданиями преосвященнаго Порфирия, Наука и Миллера, и с фотографическими снимками г. Севастьянова. Разделение бесед на части, котораго нет в греческом рукописном подлиннике, оставлено в том виде, в каком оно принято в издании названной газеты под редакциею великаго логофета С. Аристархиса.

20 сентября 2018 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и мэра Москвы С.С. Собянина VIII заседание Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом.

Уважаемый Сергей Семенович! Уважаемые члены Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов в городе Москве!

Строительство и реставрация храмов — одно из важнейших направлений деятельности Русской Православной Церкви. Строя новые храмы, мы укрепляем духовные основы жизни нашего народа. Реставрируя древние святыни, мы возрождаем национальную историческую память. Организуя в новых храмах социальное служение, развивая миссионерскую деятельность и работу с молодежью, мы возвращаем в наше общество традиционные духовно-нравственные ценности, без опоры на которые не может существовать сильное государство и строиться благополучие его граждан.

Замечательно, что при активной поддержке властей столицы, — и я хотел бы особо отметить роль нашего мэра Сергея Семеновича Собянина, — а также крупных меценатов и строительных компаний нам удалось значительно продвинуться в реализации программы строительства новых храмов. С признательностью хотел бы еще раз отметить, что наше взаимодействие с городскими властями успешно осуществляется на всех уровнях в контексте реализации этой программы.

Теперь несколько слов о статистике. В Москве по нашей программе уже возведено 46 храмов, еще на 17-ти к настоящему времени завершены основные строительно-монтажные работы, 25 храмов строятся. Много это или мало? Быстро или медленно мы строим? Для сравнения можно привести в пример исторический Храм Христа Спасителя, который строился около 44 лет. На Руси, а затем и в Российской империи большие каменные храмы возводились в течение пяти, десяти и более лет. Сегодня в рамках нашей программы храмы в среднем строятся около трех лет; большим подспорьем нам, конечно, служат технологии XXI века, которые позволяют значительно ускорить процесс строительства.

Успех нашей программы зависит, в том числе, и от крупных благотворителей, которые берут на себя попечение о строительстве храмов. Особую благодарность хочу выразить руководству компаний «Норильский никель», «Транснефть», корпорации «Ростех», компании «ПИК Регион». Хотел бы поблагодарить руководство Федеральной налоговой службы России за новый храм на Походном проезде. Высокую активность показывают приходы, во главе которых стоят деятельные, энергичные, инициативные настоятели. Это и приход строящегося храма святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, в Коптеве, и приход храма Державной иконы Божией Матери в Чертанове, и приход храма святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве, и другие.

За последнее время у нас наметилось еще одно интересное направление в храмостроительстве, несколько неожиданное для Москвы. Новый импульс получило строительство деревянных храмов, причем не только временных, небольших, но и постоянных. С одной стороны, я, конечно, одобряю появление деревянных храмов. Но хотел бы предупредить тех, кто намерен вместо строительства каменного храма возвести храм деревянный. Конечно, это дешевле и быстрее. Но не думаю, что наш Первопрестольный град, современный мегаполис, должен застраиваться деревянными сооружениями, и вот почему. Представьте себе современные здания в современном районе, — и вдруг небольшая деревянная церквушка, словно кусочек провинции в центре мегаполиса. Какие выводы из этого сделают люди, может быть, недостаточно воцерковленные и недостаточно знающие историю храмоздательства на Руси? «Вот видите, это настоящее, будущее, — а вот это прошлое...» Не думаю, что мы должны создавать превратное представление о религиозном факторе в жизни городе Москвы. Поэтому я предложил бы строить храмы деревянные в основном как временные; и очень дозированно, только в совершенно конкретных случаях, воздвигать в качестве постоянных храмы деревянные. Ни в коем случае прагматические соображения, желание построить побыстрее и подешевле не должны уводить нас с траектории, которую мы обозначили в самом начале пути. Поэтому еще раз хочу сказать: конечно, деревянное строительство заслуживает внимания, но заменить строительство каменных храмов деревянными по причине удешевления и ускорения проекта, на мой взгляд, не совсем правильно.

Большое значение в деле храмостроительства имеет фактор добросовестности. По моему благословению в целях повышения контроля над качеством выполняемых работ теперь на проектирование и строительство храмов заключается четырехсторонний договор между приходом, Финансово-хозяйственным управлением Московского Патриархата, генеральным подрядчиком и техническим заказчиком. Таким образом мы повышаем мотивацию и ответственность всех участников, в том числе наших приходов, а также ограждаем себя от некомпетентных подрядчиков, усиливая входной контроль над всеми привлекаемыми к работе организациями. Дело в том, что сегодня храмостроительство становится одним из самых востребованных направлений в современном строительстве. С одной стороны, это процесс положительный — многие стремятся попасть в нашу программу; однако, к сожалению, люди не всегда рассчитывают свои силы и возможности. Поэтому так важно на каждом этапе, начиная с проектирования, вести строгий контроль за ходом работ. И, конечно, на всех этапах строительства, от сбора разрешительной документации до ввода объекта в эксплуатацию, необходимо строго контролировать качество работ, соответствие исполнительной документации проекту и техническим условиям, выполнение сроков. Вместе с тем не стоит поощрять строителей гнаться за сроками в нарушение технологии строительства и в ущерб качеству.

Возвращаясь к теме проектирования, можно констатировать, что за последние два-три года проектирование храмов вышло на качественно новый уровень. Для каждого храмового комплекса разрабатывается индивидуальный проект. Особое внимание уделяется оптимальной организации богослужебного пространства для литургических нужд. Также отрабатывается удобная функциональная взаимосвязь всех помещений — как относящихся к богослужению, так и связанных с внебогослужебной деятельностью прихода.

Продолжается, и небезуспешно, процесс осмысления и поиска современного образа православного храма. Многие храмы проектируются с учетом современных тенденций, которые прекрасно вписываются и в традиции православного храмоздательства, — хороший тому пример храм на Ходынке, освященный великим чином в октябре 2017 года. Архитектор проекта умело соединил традиционные мотивы северной архитектуры с современными архитектурными решениями.

Весьма оригинальный проект — храм священномученика Ермогена на Симферопольском бульваре. Он одновременно продолжает и традиции русского модерна, и традиции псевдорусского стиля конца XIX — начала ХХ века. Крупные лаконичные формы удачно сочетаются с контрастными цветовыми пятнами, а круглые купола на барабанах — с тремя остроконечными шпилями. Этот проект — настоящая находка архитектора; в ближайшее время планируется приступить к его воплощению в жизнь.

Немало удачных проектных решений было предложено и по реконструкции уже построенных зданий. К примеру, для прихода храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Царицыне, на пересечении улиц Севанской и Бехтерева, был создан интересный современный проект, который предполагает возведение нового храмового ансамбля на основе уже существующих малопривлекательных строений.

Еще один яркий пример реконструкции — это строительство комплекса с храмом Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове (улица 9-я Парковая, дом 4а). Это одна из самых необычных строек нашей программы — на месте ветхого здания возводится храм с приходскими помещениями, демонтаж и строительство производятся поэтапно.

За последние несколько лет реализация нашей программы привела к тому, что сложился определенный круг архитекторов, успешно с нами работающих и создающих очень удачные проекты. Я с признательностью хотел бы отметить труды Алексея Анатольевича Мамонова, Сергея Владимировича Борисова, Владимира Ивановича Козлова, Сергея Яковлевича Кузнецова, Федора Ивановича Афуксениди, Александра Ивановича Зусика. Этих архитекторов мы нередко рекомендуем и нашим настоятелям, каждый из них работает в своем узнаваемом стиле. Мы также активно привлекаем к участию в нашем проекте и молодежь. Два года назад в МАРХИ при активном участии Церкви была открыта кафедра храмового зодчества, с программой магистратуры. В своих курсовых работах студенты разрабатывают проекты храмов, имея на руках реальные генпланы наших участков по Программе строительства храмов. К проекту также проявила интерес кафедра ландшафтной архитектуры МАРХИ — студенты создают проекты ландшафтного дизайна, приходских садов, благоустройства территорий для новых храмов в соответствии с нашей Программой.

В рамках Рождественских чтений на базе МАРХИ была организована молодежная научная конференция по архитектуре православных храмов. Полагаю, было бы важно продумать стратегию взаимодействия с архитектурными институтами, в том числе по возможному трудоустройству наиболее способных студентов в области храмостроительства.

В заключение хотел бы по традиции подвести итоги нашей работы по реставрации храмов. Наше сотрудничество с городом осуществляется в рамках программы предоставления субсидий из бюджета города Москвы. С 2012-го по 2018 год в рамках программы предоставления субсидий из бюджета города Москвы было полностью отреставрировано более 20 объектов. В 2017 году по программе предоставления субсидий ремонтно-реставрационные работы выполнялись на 12 объектах, при этом в полном объеме реставрация была завершена на 5-ти. Это колокольни Рождественского, Высоко-Петровского монастыря, пятигранная башня Новоспасского монастыря, храм Рождества Христова в Варварине и звонница Владимирского храма в усадьбе «Виноградово». Высокое качество выполнения работ второй год подряд было отмечено дипломами конкурса «Московская реставрация-2017».

На нынешний год в рамках городской программы утверждено финансирование работ на 14 объектах. Ими стали, в частности, храм Живоначальной Троицы при бывшей Черкасской богадельне, храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине, храмы «Малое Вознесение» и «Большое Вознесение», объекты ансамбля Рождественского, Новоспасского и Высоко-Петровского монастырей. Следует отметить, что реставрационные работы требуют особой подготовки специалистов, высокого уровня профессиональной квалификации, в том числе от подрядных организаций. Кроме того, реставрационные работы существенно дороже общестроительных, а потому на приходы, которым необходимо восстанавливать свои храмы, ложится еще более тяжкое бремя, чем на приходы, которым предстоит построить новые храмы. В связи с этим хотел бы выразить благодарность руководству города и лично Сергею Семеновичу за своевременное решение, принятое в текущем году, по увеличению лимита средств, выделяемых из бюджета Москвы на нашу программу.

Что же касается нашего сотрудничества с Министерством культуры Российской Федерации, то в 2017 году в рамках пункта 58 программы «Культура России» были проведены реставрационные работы на 5 объектах, а также на ряде объектов Новодевичьего монастыря. В 2018 году на средства федерального бюджета планируется проведение работ на 9 объектах, а также на ряде объектов ансамбля Новодевичьего монастыря. В 2018 году продолжится реставрация еще одного знакового объекта для нашего города, — я говорю о храмах Зарядья, которые располагаются в непосредственной близости от Кремля и Красной площади. В этом году запланирована реставрация колокольни Знаменского собора с кельями. Напомню, что в рамках федеральной программы с 2014-го по 2017 год была выполнена комплексная реставрация самого Знаменского собора, а благодаря поддержке города с 2011-го по 2016 год были отреставрированы храм великомученицы Варвары, храм преподобного Максима Блаженного на Варварке, храм Георгия Победоносца на Псковской горе, храм Зачатия праведной Анны, что в углу, и старый Государев двор в Знаменском монастыре.

В прошлом году рядом с храмами в Зарядье был открыт природно-ландшафтный парк, ставший за короткое время одним из любимых мест отдыха москвичей и гостей столицы, но, помимо развлекательной и рекреационной функции, парк «Зарядье» выполняет и просветительскую миссию. Приезжая посмотреть на новую городскую достопримечательность, люди открывают для себя удивительный мир древних храмов Москвы.

Хотел бы поблагодарить всех членов Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов в городе Москве за большую проделанную работу. Наблюдая за развитием нашей Программы, мы все более и более убеждаемся, насколько важно соборное творчество. Представители светской власти, Церкви, широкой общественности, меценаты — каждый на своем месте — вносят весомый вклад в дело духовного возрождения нашего Отечества и нашей столицы. Надеюсь, эти труды будут плодотворны и в будущем.

Завершая свое выступление, хотел бы от имени всех вас и от своего собственного имени еще раз сердечно поздравить Сергея Семеновича с переизбранием на высокий пост градоначальника Первопрестольного града Москвы.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл беседовал с участниками фестиваля “Вера и слово”. Патриарх Кирилл ответил на актуальные, важные, а также личные вопросы.

К. Мацан

Это «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, дорогие друзья! В студии Константин Мацан. И у нас сегодня очень необычная программа, потому что гостем нашим сегодня, в некотором смысле, станет патриарх Московский и всея Руси Кирилл, но гостем заочным.

На днях в Москве завершился VII Международный фестиваль православных СМИ «Вера и Слово», и центральным мероприятием фестиваля стала встреча участников с патриархом Кириллом. На этой встрече у нас была возможность задать предстоятелю вопрос от радио «Вера» и услышать вопросы наших коллег. И, конечно, услышать ответы патриарха. Из этих ответов и сложилась наша сегодняшняя программа - некоторые высказывания предстоятеля, прозвучавшие на этой встрече, уже стали заголовками новостей, и мы решили дать нашим слушателям возможность познакомиться с ответами патриарха непосредственно, что называется, обратиться к оригиналу. Потому что не секрет, что многие мысли начинают звучать принципиально глубже, когда погружены в контекст всего высказывания.

И, несмотря на то, что во встрече принимали участие представители, казалось бы, узкой специальности - работники православных медиа, темы и проблемы, поднятые предстоятелем в его ответах, звучат, на мой взгляд, универсально и имеют отношение к жизни и человеку вообще. Особенно к жизни человека в информационном обществе в эпоху Интернета, социальных сетей и зашкаливающего количества информации. Как реагировать, как не потонуть в информационном потоке, что значит оставаться человеком в таких условиях и какое отношение все это имеет к вере в Бога - эти и другие темы в нашей сегодняшней программе.

И начать позволю себе с кое-чего не совсем обычного. В ходе встречи мне, как представителю нашей радиостанции, довелось озвучить вопрос патриарху лично. Не скрою, нам, конечно же, оказался очень важен ответ предстоятеля и его слова о радио «Вера». Поэтому, преодолевая некоторое стеснение, все же предлагаю послушать Вам этот фрагмент записи как он есть, без монтажа, чтобы, возможно, передать саму атмосферу той встречи в Храме Христа Спасителя.

Ваше Святейшество, благословите, Константин Мацан, радио «Вера», Москва. Любое СМИ, которое говорит о вере и о Церкви, наверняка, ставит своей целью говорить об этом с широкой аудиторией. При этом часто само это понятие - «широкая аудитория» - не так легко определить именно в силу широты. Но Вы, как пастырь, постоянно общаетесь именно с широкой аудиторией. Более того, возможно, Ваша аудитория - вообще самая широкая в стране, потому что Ваши проповеди и выступления слышат люди разных возрастов, социальных групп, из разных регионов, разных уровней образования и так далее. Вот какой совет Вы могли бы дать нам, журналистам? Как говорить о вере с широкой аудиторией? Спасибо.

Патриарх Кирилл

Ну, во-первых, я бы хотел поздравить радио «Вера» и сказать, что Вам удается говорить с широкой аудиторией.

К. Мацан

Спасибо, Ваше Святейшество!

(Аплодисменты.)

Патриарх Кирилл

Я не всегда могу Вас слушать, но иногда удается в машине что-то такое слышать. Мне нравится, как Вы ведете передачи.

Я скажу о какой-то тоже страничке из своей собственной биографии. Я, как старый человек, уже все начинаю туда, в историю. Так вот, реально, в 1994 году, на Пасхальной неделе ко мне обратились сотрудники «Первого канала» (тогда это, кажется, называлось «Останкино») и попросили, чтобы я произнес проповедь на телевидении. И в субботу, перед Фоминым Воскресеньем, меня пригласили, с тем чтобы я сказал какую-нибудь проповедь. Ну, я сказал то, что мог сказать. Им понравилось, они говорят: «А Вы не могли бы в следующую субботу сказать?» Я говорю: «Ну, постараюсь». Но понял, что потом могут быть продолжены эти просьбы, и поэтому сразу решил свои проповеди устраивать в виде цикла целого, чтобы из одной вытекала другая и так далее. И вот где-то в эти первые две недели, наверное, я размышлял вот о чем: а на каком языке я должен разговаривать? Ведь меня все слушают - верующие, неверующие. Тогда ведь неверующих людей было гораздо больше, чем сейчас. И для многих даже терминология была непонятна. На каком языке?

Теперь, ведь есть очень интеллектуальная, просвещенная публика, причем, с атеистическим воспитанием - я на нее должен ориентироваться? Ну, наверное, да. Потому что важно, чтобы в сознании этих людей возникала какая-то мировоззренческа я альтернатива. Поэтому, конечно, я как-то имплицитно воспринимал это, что это одна из самых вот таких важных, что ли, побудительных причин - вообще вещать через телевидение. Но, с другой стороны, понимал и другое: появляется епископ на экране в субботу, и верующие люди ведь тоже будут смотреть! А верующие люди - это разные люди. Это пожилые женщины, это среднего возраста люди, кто-то из молодых, это воцерковленные, это не очень воцерковленные. Но потом подумал: стоп, а мусульмане наши - они что, смотреть не будут? Да конечно, будут смотреть! А иудеи что, вообще будут выключать? Нет, не будут, многие будут смотреть.

И сразу задумался: на каком языке-то говорить со всей этой публикой? Потом перекрестился и сказал: «Буду говорить, как могу». Вот на этом языке я и разговариваю с людьми.

(Аплодисменты.)

Короче, больше искренности, правды, честности - и тогда люди будут не только интеллектуально Вас воспринимать - они будут чувствовать Ваше настроение. Это самое важное - чтобы не только умом, но сердцем нам передавать христианское послание ближним нашим.

К. Мацан

Таким был ответ патриарха Кирилла на вопрос радио «Вера» в рамках фестиваля «Вера и Слово». В начале встречи предстоятель обратился к участникам с кратким вступлением и рассказал историю из собственной юности, из тех времен, когда ему был 21 год. По моим ощущениям, эта история стала своего рода лейтмотивом всей встречи, потому что в ней - ответ на вопрос, которым, уверен, многие задаются: как, что называется, сохранить рассудок, когда вокруг такое количество давящей информации, разной - серьезной, развлекательной, в телевизоре, в Интернете - где угодно? Как выработать собственное отношение к информационному потоку и, скажем так, обезопасить себя? Вот каким был ответ патриарха Кирилла.

Патриарх Кирилл

Я рассказывал Вам историю. Это было в далеком 1968 году, 48 лет назад, в городе Упсале в Швеции. Проходила IV Генеральная Ассамблея Всемирного совета церквей. Я был самым молодым участником этого большого международного межхристианского съезда - мне был 21 год. И вот рядом со мной сидел пожилой священник из Соединенных Штатов Америки, его звали отец Иоанн Туркевич. Он был сыном митрополита Леонтия Туркевича, который в свое время был женатым священником, потом овдовел, а потом стал главой русской митрополии в Северной Америке.

Отец Иоанн, помимо того, что был священником, был выдающимся американским ученым-химиком. Он всю жизнь проработал в Принстоне, он был участником Манхэттенского проекта, человеком огромных знаний, опыта и одновременно глубоко верующим человеком. И поэтому очень большую часть времени на этой Ассамблее я провел в беседах с ним и многое от него почерпнул. Так вот именно ему принадлежали слова: «Умейте отделять сигналы от шумов». И он научил меня этой мудрости во время заседания. Кто-то вступает, идет какая-то дискуссия, а я по молодости, по рвению, желанию все запомнить и проанализировать, конспектировал. А он так косо на меня смотрел и говорил: «Что это Вы делаете?» Я говорю: «Ну как же - мне надо записать, потом подумать». Он говорит: «Не надо Вам все записывать. Вы внимательно слушайте и отделяйте шумы от сигналов».

Заповедь такая, наказ - он меня сопровождает всю жизнь. И, поверьте мне, очень помогает. Особенно когда ты сталкиваешься с огромным объемом информации. Не нужно все запоминать и не нужно, особенно, все серьезно воспринимать. Там, где шумы, и нужно все это отсеивать.

К. Мацан

Патриарху задали много вопросов, вроде бы, касающихся актуальной повестки дня. А вот ответы оказывались во многом шире только актуальной повестки - они выходили и на обобщения, и, что важно, на просто человеческие проблемы, с которыми мы так или иначе сталкиваемся. Спрашивали, например, про то, как противостоять пропаганде ненависти, которая льется сегодня из разных СМИ, причем, одинаково с разных сторон политических баррикад. И на политический, казалось бы, вопрос. Прозвучал пастырский ответ - о любви к врагам.

Патриарх Кирилл

А что такое «любить врагов»? Как можно любить врага? Врага принято ненавидеть, с ним нужно бороться. Вот все сегодняшние информационные катаклизмы отражают напряженную политическую борьбу, внешнеполитическ ую борьбу, столкновение интересов. И ведь это же из этого же самого разряда, еще раз повторю. Как относиться к врагу? И что такое «любить»? Вот любить той эмоциональной любовью, разумной любовью, любовью, которая охватывает все твое существование, врага невозможно. Как бы Вы ни напрягались, Вы не сможете полюбить врага так, как Вы можете любить самого близкого человека. А что же тогда, призыв Евангелия - это что, просто так, красивое слово? Совсем нет. Я глубоко убежден в том, что любовь врага означает отсутствие злобы. Вы можете быть согласны с человеком или не согласны, Вы можете быть согласны с другим государством или не согласны. Никто не ограничивает Вашей свободы комментировать, критиковать, объяснять свою точку зрения. Но не надо заражаться злобой. Когда человек начинает сжимать зубы и сжимать кулаки - это от дьявола, это не от Бога. И вот это внутреннее состояние - оно только мешает трезво оценивать обстановку, вступать в диалог, если необходимо. А отсутствие злобы позволяет в любой момент от самой жесткой дискуссии перейти к совершенно спокойному разговору. И это не будет вымученным изменением курса, это будет естественно, потому что в сердце нету злобы.

Я не знаю, это дар Божий - отсутствие злобы, или он приобретается молитвой. Но я глубоко убежден, что это замечательное состояние человеческой души - когда человек чувствует свободу над внешними обстоятельствами. И ведь всегда проигрывает тот, кто злится. Даже в спорах проигрывает тот, кто теряет самообладание, кто выходит из себя, кто, действительно, чуть ли не драться начинает. Он проигрывает. А выигрывает тот, у кого злобы нет. Вот Господь, говоря о любви к врагам, призывал нас не иметь злобы в сердце, а тем более, ненависти. Будем жить так - все у нас получится. И отстаивать свою точку зрения будем, и убеждать других, и то, что называется «двигаться вперед», но без того, чтобы повреждать свое внутреннее состояние и в конце концов разрушать целостность своей личности.

К. Мацан

Я напомню: у нас сегодня специальный выпуск программы «Светлый вечер» в нестандартном формате. Мы слушаем, какие ответы дал Святейший Патриарх Кирилл на вопросы участников фестиваля «Вера и Слово», Международного форума православных СМИ. Атмосфера злобы и нелюбви, подчас наполняющая информационное пространство, в котором мы живем, - эта тема возникала на встрече не раз. Оно и понятно - слишком сильно каждый это чувствует. Можно просто провести 15 минут в социальных сетях. И каждый рза встает вопрос: а как поступать лично мне? Не оставаться равнодушным и ввязываться в дискуссию, если видишь, что звучит неправда о чем-то важном для тебя, или, наоборот, уклоняться от любых споров - дескать, все равно бесполезно, а злоба только умножится? Ответ патриарха, что неудивительно, предлагает «царский путь», то есть срединный, избегающий крайностей: и равнодушным не оставаться, но и злобу не множить. Патриарх Кирилл говорит конкретно «о нападках на Церковь» (это цитата), но сама мысль, сама логика актуальна, как мне кажется, для спора на любую тему, для любой дискуссии, где начинают разгораться страсти. Словом, давайте послушаем.

Патриарх Кирилл

Здесь нужно, конечно, разумно поступать. Всегда, мне кажется, нужно ответить. По крайней мере, если бы я сидел в этих сетях, я бы всегда отвечал. Но смотрел бы на реакцию. Если в результате этой реакции ругань становится в десять раз сильнее, то, знаете, не мечите бисер перед свиньями. Но попытаться нужно всегда. Ведь останавливает Церковь руку убийцы, руку преступника. Священники же делают это во время исповеди, пытаются это сделать, когда к ним приходят за духовным советом люди с очень дурными намерениями. Но если все-таки человек решил идти совершать преступление, то ведь не побежит батюшка за ним с громкоговорителе м, что вот идет человек на плохое дело. Не побежит. Каждому Бог дает свободу выбора. И, в данном случае, это его выбор.

Поэтому в этих дискуссиях нужно всегда сохранять и человеческое, и христианское достоинство. Но молчать, ссылаясь на то, что «да ну, все это чепуха!», не надо. Это грех - не ответить. А почему ты не ответил? Испугался, или лень, или ума не хватает? Посоветуйся с кем-то - может быть, тебе помогут сформулировать ответ, остановить человека. А может быть, найти такие аргументы, которые… Может быть, он тут же ругнется на Вас, но аргумент западет в голову. Пройдет какое-то время, он подумает: «Что-то я погорячился, ведь вот этот пользователь - он, вроде, ничего плохого не сказал».

Поэтому не нужно уходить от борьбы. Потому что иначе это малодушие или окамененное нечувствие, как в молитве мы говорим. А если нет окамененного нечувствия, нету малодушия, мы должны отвечать и отстаивать нашу позицию, но с учетом того, что я сейчас сказал. Полагаю, что это будет, конечно, участием в духовной брани. Так человек и призван к духовной брани. Мы все воины Христовы. Только своего собственного, как я сказал, достоинства, собственного лица терять не надо в этой борьбе. Как и омрачать своего внутреннего состояния.

Вот это тоже очень важный момент: что происходит, когда мы на зло отвечаем злом? Вот представьте себе: я сижу в мирном состоянии духа, ну, и кто-то вдруг меня сильно обижает. У меня было мирное состояние духа, я радовался жизни, погоде, людям, окружению. Вдруг кто-то меня несправедливо обидел - на работе или в прессе, или еще где-то, да? Если в моем сердце возникает злоба, что происходит? Тот, кто меня обижает, меня победил - он разрушил мой внутренний мир, он оказался сильнее. А вот если он моего внутреннего мира не разрушил, если злобы в моем сердце не возникло, то, значит, его атака была бесплодной, он ничего не добился. Потому что здесь действительно брань-то не плоти и крови - здесь на духовном уровне идет сражение. И каждый, кто своей злобой разрушает наш внутренний мир и сеет злобу в нашем сердце, он нас побеждает. А Господь этой заповедью любви к врагам дает нам силу быть свободными от этих обстоятельств, лететь как птица над этими конфликтами. Это не значит терять ориентацию: сохранять критическое мышление, разумную способность к анализу, но быть свободным от страстей. Вот что такое христианство. Это великая сила, которая помогает человеку быть счастливым, потому что счастье - это состояние нашего сердца.

К. Мацан

Вот о чем предложил помнить патриарх Кирилл участникам фестиваля «Вера и Слово».

Много острых тем затронули на этой встрече - например, ситуацию на Украине. В рамках фестиваля проходила фотовыставка, посвященная Всеукраинскому Крестному ходу. Он, напомню, прошел летом, был организован Украинской Православной церковью Московского патриархата и объединил около 100 тысяч человек в молитве о мире и любви на украинской земле. Фотографии показали патриарху Кириллу, и он не смог не сказать и об этом.

Патриарх Кирилл

Вот, всматриваясь в эти фотографии, понимал, что за этими фотографиями стоит. Нам иногда не хватает мужества, чтобы кому-то сказать в глаза правду, чтобы отстаивать церковные интересы, особенно в социальных сетях, в той их части, в которой не испытывают симпатии к Церкви. Нас иногда что-то шокирует и даже пугает. Вот какой подвиг был этим народом принят, который, несмотря на провокации, трудности, запреты, опасности, и под дождем, и под жарой шел из Святогорской лавры, из Почаевской лавры в центр - Мать Городов Русских, в гордо Киев, в Киево-Печерскую лавру. Удивительно спокойные лица, никакого озлобления, никакого ожесточения. Никто не отстаивал никаких политических позиций. Крестный ход выражал саму суть Церкви, которая неразрывно связана с осуществлением христианских заповедей, с жизнью по Евангелию. И если и было сопротивление этому Крестному ходу, то, наверняка, здесь уже борьба с миродержителями тьмы века сего. Потому что кто же мог в добром уме и ясном сознании противиться этой миссии мира? Восставали именно на духовную, молитвенную акцию. Ну, а борьба с молитвой, с верой - она всегда проистекает от духов злобы поднебесной. Считаю, что Крестный ход в Киеве был великой милостью, знаком благоволения Божия к нашей Украинской Православной церкви, к украинскому народу и свидетельством о том, какая должна быть миссия Церкви в нашем разделенном противоречиями мире.

К. Мацан

Другая большая тема, которая часто попадает в светские СМИ, это строительство новых храмов в спальных районах Москвы. И об этом патриарха участники встречи тоже спросили, и предстоятель выделил несколько аспектов этой темы. Как правило, несогласие со строительством храма, если такое возникает, вызвано выбором места - например, участка у парковой зоны. В этих случаях Церковь, как отметил патриарх, идет навстречу и меняет место. Есть те, кто противится строительству храмов в силу каких-то политических соображений. Но есть и аспект более серьезный, чем политика. Об этом патриарх сказал особо, упомянув ситуацию вокруг храма в московском парке «Торфянка» и сравнив это с тем, как строился в свое время кафедральный собор в Калининграде.

Патриарх Кирилл

Вот расскажу Вам очень кратко историю строительства кафедрального собора в городе Калининграде. Вы знаете, что построен величественный собор на главной площади - вот там, где парады, демонстрации, стоял вначале Вильгельм, потом Ленин, там все было, да? И как раз на том месте, на котором стоит сейчас собор, была огромная цветочная клумба, розарий. А в 90-е годы смятение было в душах калининградцев. Кто-то говорил о том, что Калининград давно уже продан немцам, что не нужно с ним связывать будущее. Начался даже отток населения из Калининграда. И ко мне, как к митрополиту Калининградскому, стали обращаться люди с просьбами: «Ну, Вы что-то сделайте, повлияйте, ну что же Вы так? Так стало как-то страшно жить в Калининграде». И тогда я выступил по телевидению и сказал: «Нам нужно построить кафедральный собор». Потому что все культовые здания в Калининграде, которые использовала Православная церковь, это бывшие лютеранские кирхи. Мы их немножко переоборудовали, восстановили из руин, но это не наша русская архитектура. И сказал, что для того, чтобы кафедральный собор стал символом города, а значит, символом русского города, нам нужно его построить в центре. И сказал, на каком месте - вот на месте этой клумбы, рядом с главной площадью. Ну, реакция была, кстати, очень неплохая, хотя власти перепугались и говорят: «Вы знаете, нет. Лучше вот там - в отдаленности парк есть». Я говорю: «Нет, вот здесь надо строить, если Вы хотите снять напряжение и изменить культурный облик города». Ну, власти были так не очень настроены, чтобы идти навстречу, и тогда я предложил провести референдум. «Давайте, - говорю, - проведем референдум городской». Ну, посчитали - референдум проводить дорого. Решили провести глубокий социологический анализ, опрос. Результат - 74% за строительство храма в этом месте. И власти решили строить.

Хорошо. Ну, строили не власти - мы строили. Это целая история, как мы построили собор, не буду сейчас об этом говорить. Но факт в том, что они дали согласие.

И вот для закладки камня на это место я решил привезти крест большой и поставить его. И мы двигались от действующего кафедрального собора - небольшой кирхи - до места закладки, через центр города, Крестным ходом, неся этот крест - большой, 6 метров. Идем по главной улице, и вдруг наперерез нам вырывается группа, человек 40, с искаженными злобой лицами. Они плевали, кричали, топали. Бесовщина! И мне говорят: «Посмотрите, это вот коммунисты все устраивают!» - «Стоп-стоп-стоп! Это не коммунисты. Так коммунисты себя не ведут. Это совсем другая публика». И потом оказалось - это была другая публика. Это были сектанты, которые не переносят изображения креста. Мы поставили крест - через три дня его спалили. Мы поставили из металла 12-метровый крест, который стоял до тех пор, пока мы не поставили временный храм.

Вот теперь к случаю «Торфянки» хотел бы перейти. Когда, знаете, там разворачивались очень такие грозные события, и мы договорились с властями, что мы готовы поменять место. Ну, хорошо - людям хочется в парке этом гулять, хотя кусочек небольшой и не очень, кстати, такой уж привлекательный. Ну, Бог с ним. Да, давайте, вот выбрали место. И защитники этого места, где храм должен был быть построен, говорят: «Вы знаете, а давайте крест-то оставил - в память обо всем, что мы делали». Сегодня с таким же ожесточением эти люди борются не с храмом - с крестом! Так, может быть, изначально это была не защита территории, не защита парка, а борьба вот именно с этим символом христианства? Вот и сбросили маски.

Ну, в таком случае, и соответствующие действия с нашей стороны должны быть принципиально. Мы не можем идти на поводу у людей, которые по идейным соображениям ненавидят изображение Креста Господня. Тем более, что Крест, скажем, в наших символах государственных присутствует. Поэтому неправильно будет нам отдавать на поругание Крест Христов.

К. Мацан

Напомню, это специальный выпуск программы «Светлый вечер». Мы слушаем фрагменты выступления Святейшего патриарха Кирилла на фестивале «Вера и Слово». В студии Константин Мацан. Мы прервемся и вернемся к Вам буквально через минуту.

«Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. У нас сегодня специальный выпуск в нестандартном формате. Наш гость сегодня, скажем так, заочный. Это Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

На этой неделе в Москве прошел фестиваль «Вера и Слово», в рамках которого патриарх ответил на вопросы его участников - сотрудников православных медиа. Ответы подняли проблемы, выходящие далеко за пределы цеха церковных журналистов, и сегодня эти ответы мы слушаем. Из них и складывается наша нынешняя программа.

Патриарха спросили о том, как может Церковь, что называется, противостоять миру. Миру в том смысле, что каждый, посмотрев вокруг, может обнаружить в информационном пространстве много вещей, которые трудно назвать правильными и добрыми. То есть, есть, с одной стороны, Церковь с ее тихим голосом проповеди и дел милосердия, с другой стороны - вся развлекательная система медиа. И численный перевес здесь очевидно на стороне последней. И снова вопрос, поставленный конкретно о Церкви, обретает в ответе патриарха более широкое звучание - это, на самом деле, про каждого человека в момент совершения выбора. Например, о родителях, которые стремятся защитить детей от вредной информации. Давайте послушаем, что сказал патриарх Кирилл.

Патриарх Кирилл

Человек, в силу отсутствия, может быть, духовного воспитания, убеждений, более предрасположен к тому, чтобы удовлетворять свой инстинкт, чем к тому, чтобы воспитывать свой разум и свой дух. Вот я вспоминаю одну беседу с немецкими издателями и телевизионщиками тоже в начале 90-х годов, когда у нас все изменилось и очень важный такой, большой, мощный издательский концерн из Германии приехал в Россию и почему-то они захотели со мной встретиться. У них была идея создания какого-то совместного журнала с Русской Православной церковью. И вот мы все это обсуждали, и я потом посетовал на то, что… Говорю: «Вот включил один из каналов Ваших - как-то Вы уж очень там работаете «ниже пояса». Что это такое, зачем это?» А мне говорят: «А иначе денег не заработаем. Вот за это люди платят. А вот, - говорят, - за то, что Вы проповедуете, люди не очень готовы платить».

Я уже когда-то публично рассказывал эту историю. Это такая… Не знаю, было когда-нибудь это или не было, но это из истории философии такой рассказ. Вот по улице античного города идет философ в окружении учеников, а навстречу идет уличная женщина. Подходит к философу и говорит: «Вот ты их учишь тут полжизни, а мне достаточно пальцем поманить, пойду домой - и они за тобой». Он говорит: «Правильно ты говоришь, женщина. Потому что ты предлагаешь им скатиться вниз, а я предлагаю взбираться на гору. А взбираться на гору всегда труднее». Поэтому мы изначально находимся в уязвимом как бы положении - у нас изначально меньше возможностей повлиять на человека, чем у тех, кто раскручивает это инстинктивное начало. Но что это означает? Это означает, что надо складывать оружие? Да совсем нет. Да просто означает, что мы должны в 10 раз работать лучше, чем те, кто разрушает человеческую личность. Мы должны быть более организованными, более образованными. В конце концов, мы должны быть умнее. А ум нам дает не только наша природа - нам Господь вкладывает ум. Мы живем, мы имеем перед собой Евангелие, слово Божие, величайшую мудрость, выше которой нету ничего. И ничего выше этого, значительнее не было создано за всю историю человеческой цивилизации. Это в наших руках. Мы от этого и на основании этого обращаемся к людям. «Поэтому да не смущается сердце Ваше - веруйте в Меня и в Бога веруйте», - Господь говорит. Это наш путь. Это действительно узкий, трудный путь. Но мы избрали этот путь и должны идти вперед с уверенностью в том, что Господь с нами, а значит, и победа будет с нами. А это точно. Потому что эсхатологическая победа - за Христом, а не за дьяволом. Поэтому мы - на стороне Победителя.

К. Мацан

Для меня лично в этих словах патриарха важно, кроме всего прочего, что, начав с обозначения проблемы несовершенства человека, слушателя все равно приводят в конце к радостному финалу.

На встрече с патриархом, конечно, не могла не возникнуть тема милосердия и благотворительно сти, ее весьма острый аспект. Знаю по личному общению: все, кто работает в сфере благотворительно сти, каждый раз сталкиваются с проблемой. С одной стороны, неловко говорить в СМИ о собственных добрых делах. А с другой стороны, говорить об этом необходимо, и не только чтобы привлекать жертвователей, но, что не менее важно, чтобы заражать больше и больше людей самой идеей милосердия и помощи ближним. Как найти эту тонкую грань и как на ней держаться? Ведь здесь идет речь не столько и не только о публикациях в СМИ, сколько, в большей степени, о том, зачем человеку вообще нужны дела милосердия. Давайте послушаем, что сказал патриарх.

Патриарх Кирилл

Социальная работа и любая другая работа в Церкви, служение, не должны использоваться для личного пиара. Я очень страдаю, когда я вижу эту линию поведения. Она касается разных рангов церковнослужител ей, к сожалению. Когда видишь, что на первом месте пиар, а дальше все остальное, а дальше просто какие-то такие вот «подставочки» под твою собственную фигуру, то понимаешь, что, во-первых, такое доброделание не приведет ни к спасению души, ни к личному успеху. Вот это я хотел бы сказать всем, кто меня слышит. Люди, которые используют церковное служение для личного пиара, должны помнить: никакого успеха не получится. Потому что церковная карьера не только от человека, но и от Бога.

А вот скромный труд людей, какое бы положение они ни занимали - сестра милосердия, студент богословия, священник, дьякон, епископ - если каждый служит внутри церковного организма и старается не выпячивать самого себя, не зарабатывать очки на своем служении, то тогда такое служение, несомненно, будет и Богом благословлено, и человек многое от этого получит. В первую очередь, он получит глубочайшее внутреннее удовлетворение.

Поэтому, думаю, критерий только один - ни одно из церковных служений, в том числе и социальное служение, не может служить не просто поводом или причиной, а фактором, который используется для личных целей. В противном случае, это все будет во вред.

Да, собственно говоря, ведь и в обществе люди так же воспринимают доброделание, даже если говорить не о церковных структурах милосердия. Сразу же видно, кто как себя ведет. Даже из тех людей, которые мелькают на экране телевидения. Люди безошибочно понимают и чувствуют, чем занимается человек - он на себя работает, осуществляя какие-то грандиозные миссии, или он реально помогает людям. Он реально помогает, но, в первую очередь, для самого себя. Вот в Церкви это не должно иметь места. Я хотел бы, чтобы меня сегодня все услышали - и те, кто милосердием занимается, и кто другими областями церковной жизни занимается. Потому что если мы служим Богу, то двойной бухгалтерии быть не может. И не должно быть служение, направленное, скорее, не во Славу Божию, а во имя собственных интересов. Вот то, что я мог бы на этот вопрос ответить.

К. Мацан

Участники фестиваля «Вера и Слово» - люди из разных регионов, и на встрече с патриархом прозвучал вопрос из Кабардино-Балкар ии. И ответ мне показался очень важным. Мы часто слышим, что Россия - многонациональна я страна, но не так часто задумываемся, что и Русская Православная церковь многонациональна, начиная с того, что Русская Православная церковь - это не Церковь Российской Федерации, и заканчивая тем, что внутри Церкви православие исповедуют люди разных народностей, в том числе малых. И Церковь бережно хранит многие их национальные и культурные особенности. И это, на мой взгляд, говорит что-то очень важное о христианстве как таковом. Это воплощение на практике слов Нового Завета о том, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, что никакие национальные или этнические факторы, как таковые, не могут закрыть человеку путь ко Христу. Что Церковь предлагает людям самую подлинную и глубокую общность, какая только возможна - общность поверх всех земных разделений и барьеров, Единство веры в Христа-Спасителя. Послушаем, что сказал об этом патриарх Кирилл.

Патриарх Кирилл

У нас ведь очень многонациональна я Церковь. Епископат у нас многонациональны й, духовенство многонационально е. И когда мы принимаем решение, допустим, об избрании епископа, то никогда не задаемся вопросом, а какой он национальности. То есть это вопрос вообще даже на повестке дня не стоит. Я говорю это для чего? Для того, чтобы было ясно, что Церковь открыта для всех. Она открытая община. Есть религиозно закрытые общины, куда можно попасть только по признаку национальности. А есть полностью открытые. Вот Христианская церковь - она полностью открытая к миру. Почему? Потому что Господь сказал: «Идите, учите, крестите». И не сказал, в этом этносе или в этом географическом районе. Он позвал учеников Своих к Вселенской проповеди. Повеление было Божье - идти к язычникам. Петр пошел к язычникам, но затем замечательная проповедь была среди языческого мира апостола Павла. У Церкви именно этот мандат. И поэтому все, что касается, в том числе, и пастырского попечения о малых народностях, живущих, в том числе, и на территории России, это наш прямой долг. И Вы знаете, на одном из архиерейских соборов мы приняли декларацию в отношении малых народностей Севера и Сибири, но это касается не только малых народностей - это касается всех народностей. Поэтому нету никаких ограничивающих факторов, чтобы каким-то образом избегать публикаций литургических, богослужебных текстов, Евангелия на языках, тем более, народов России. С нашей стороны всегда будет поддержка.

К. Мацан

Я напомню, в эфире специальный выпуск программы «Светлый вечер». Сегодня в нестандартном формате мы слушаем отрывки выступления Святейшего Патриарха Кирилла на фестивале православных СМИ «Вера и Слово». Участники встречи задавали вопросы, из ответов на которые и складывается наша сегодняшняя программа.

Еще одна остроактуальная тема, возникшая во время беседы, это тема памятников различным историческим деятелям и, скажем так, идеологической нагрузки этих памятников. Но, как всегда, тема политическая стала поводом сказать о более важном - теме мировоззренческо й. Патриарх не высказался ни за, ни против конкретных памятников, но сказал, скорее, о том, что ни один памятник не достоин того, чтобы ради него люди ненавидели друг друга и множили злобу. Послание, которое лично меня очень согрело. Возможно, главное послание всей встречи. Но предлагаю послушать первоисточник.

Патриарх Кирилл

Вот удивительно: Советский Союз, тоталитарная организация, жесткая идеология - в центре города Петербурга стоят памятники царям. Но ведь, с точки зрения советской власти, они все были эксплуататоры, исчадия ада! У нас же о царях ничего хорошего не говорили! Еще так, чуть-чуть - о Петре что-то. А Екатерина-то - Господи, ну как, хуже не бывает! А Николай I и так далее? И стоят памятники. И стояли в советское время. И многие люди, проходя, понимали, что вот это эксплуататоры, вот это они мучили наш народ, терзали, а памятники стоят.

Ну памятник Петру - ну даже с точки зрения чисто гуманистической, не идеологической - но ведь управлял-то он жесткой рукой! Я вот учился в то время в школе, когда нам рассказывали о том, какое огромное количество людей погибло при строительстве Санкт-Петербурга и от чего они погибали. Это же невероятная жестокость! Представить себе невозможно, чтобы в современной жизни так могли бы строить города или еще что-то. А Петр так строил - памятник стоит.

Я не понимаю, почему только сейчас у нас возникло вот это какое-то обостренное такое отношение к таким персонам. Ну, кому-то нравится, кому-то не нравится. Ну, кто-то пьет чай с сахаром и с лимоном, а кто-то со сливками. Но мы же живем в свободном обществе! Ну не приноси ты цветы к этому памятнику! Пиши статьи, что вот этот человек - вообще-то, он не заслуживает памятника, но, вроде, большинство проголосовало. «Мы принимаем мнение большинства, но это не исключает моего критического отношения к этой личности». Мы должны немножечко научиться цивилизованно жить. И ведь сейчас многие люди очень критически относятся к советскому прошлому, тем более, к революции. Но ведь стоят же памятники - не будем уж точно называть имя, отчество и фамилию, да? И многие приезжают и без всяких симпатий взирают на эти памятники. Но никому же в голову не приходит их спиливать, как где-то недалеко от России, да?

Вот я думаю, что отношение к такого рода явлениям должно свидетельствоват ь об определенной зрелости людей и в хорошем смысле слова - о толерантности. Я очень не люблю это слово, но в данном случае оно очень уместно. Когда мы терпимо относимся, допустим, к иной точке зрения, странной для нас точке зрения, ошибочной точке зрения. Да, но она разделяется очень многими людьми. Ну что же - пускай, а у меня свое там мнение.

Нам не надо перенапрягать, что называется, наши межличностные отношения, общественные отношения и поднимать слишком градус вот этой полемики, которая, вообще-то, не заслуживает того, чтобы слишком уж влиять на умы людей. Я полагаю, что нам нужно научиться жить с большим уважением к различным точкам зрения, которые существуют. А история - она вся соткана из различных точек зрения. Если посмотреть не только на наши памятники, а то, что за границей - кровавым королям стоят памятники. Но люди же знают историю! Никому в голову не придет: «Давайте спилим, потому что он столько людей загубил». Нет.

А вот в учебниках истории нужно говорить правду. Нужно говорить о хорошем и плохом, нужно вырабатывать объективный взгляд на историю. А самое главное - история должна перестать разделять наш народ. Ведь не разделяют наш народ экспонаты в музее! Почему история сейчас так разделяет наш народ? Мы должны перейти через эту эпоху, если хотите, этот период нашего общественного развития и закрыть тему войн вокруг исторических персоналий и вообще исторических периодов. Давайте перекрестимся, скажем: «То, что с нами было, было. Господи, благодарим Тебя и за радость, и за горе, и за улыбки, и за слезы, которые были, но мы устремляемся вперед, как народ, объединенный общими целями и, дай Бог, единой верой!»

К. Мацан

Таким был ответ патриарха Кирилла на вопрос о памятниках историческим деятелям и об их идеологической нагрузке.

И под занавес нашей сегодняшней передачи перейдем от темы серьезной к теме легкой - впрочем, тоже серьезной. Молодая студентка задала патриарху Кириллу вопрос о его фотографии с пингвинами во время поездки в Антарктиду. Девушка спрашивала, планируются ли еще подобные экзотические поездки с экзотическими фотографиями, которые могли бы так же, без всякого специального продвижения, что называется, «взорвать Интернет». Вот что ответил предстоятель.

Патриарх Кирилл

Вы знаете, я меньше всего планирую свои поездки и свою работу, думая о реакции на фотографии. Причем, я это без всякой ложной скромности говорю. Это действительно так, я просто об этом не думаю.

Но, более того, я иногда своих коллег некоторых… Вот если сейчас отец Александр Волков где-то… Вот он, там сидит. Я одергиваю, я говорю: «Не надо это фотографировать! Ну зачем Вы это делаете?» А они, как специалисты, меня убеждают: «Слушайте, вот на это-то и обратят внимание!» Я говорю: «Бог знает, кто обратит внимание, но не надо этого делать!»

Вот я шел вдоль Темзы, и начали меня фотографировать. Я позвал отца Александра и говорю: «Что Вы делаете, зачем это надо? Ну, я иду в плаще, в скуфеечке, дождь льет - ну зачем это надо?» - «Нет, это надо!» Ну, вот потом увидел, что в газетах почему-то именно эту фотографию оставили. Поэтому это помимо моей воли происходит.

А что касается плана моей работы, то он, конечно, сверстывается, потому что много есть просьб, с которыми обращаются к патриарху, - посетить те или иные места. Но я считаю, что пока есть силы, нужно посещать те места, где мало шансов людям когда-нибудь встретиться с патриархом. Я убедился, насколько это важно.

И вот что касается Антарктиды - это ведь не просто туризм был. А когда мы оказались в Латинской Америке и я вспомнил обо всех этих приглашениях, которые мне из Антарктиды присылали полярники, то почему бы не полететь? И полетели, и, по милости Божьей, встретились с людьми - с замечательной международной группой. Я, выступая перед ними, сказал: «Вы знаете, у Вас есть что-то такое, что напоминает Царствие Божие, Рай. Конфликтов межнациональных нету, политических - нету, конфликтов с природой нету, конфликтов с животным миром тоже нету. Никаких военных действий, военных приготовлений - ничего нет. Вы просто мирно живете и занимаетесь своим делом». Я был очень рад встретиться с этими людьми. Ну, и, надеюсь, и для них это была какая-то духовная поддержка. Поэтому это не просто туризм, не развлечение. На туризм, к сожалению, не хватает времени. А когда удается соединить свои путешествия по программе с посещением каких-то таких мест, то, конечно, получаешь двойное удовлетворение - и от трудов, и от созерцания как раз природы или зверей. Я очень люблю животный мир и природу люблю. Так что для меня это всегда вдвойне приятно.

К. Мацан

Такими были слова патриарха Кирилла.

На этом нашу сегодняшнюю программу пора заканчивать. Напомню, это был специальный выпуск «Светлого вечера» в таком нестандартном формате. На этой неделе патриарх встретился с участниками фестиваля «Лира и Слово». Поднятые ими вопросы и ответы патриарха составили прошедший час.

Предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата – об автокефалии, войне и примирении.

В начале сентября в Стамбуле состоялся синакс – заседание архиереев Константинопольского патриархата. Они о том, что патриархат может предоставлять автокефалию без согласия других православных церквей. Это решение касается прежде всего правового аспекта возможного издания Томоса, который бы подтвердил самостоятельность православной церкви Украины. Однако когда он будет издан – пока неясно.

17 сентября два представителя (экзарха) Константинопольского патриархата, которых патриарх Варфоломей направил на Украину, на встрече с президентом страны Петром Порошенко, что процесс предоставления Украинской православной церкви автокефалии "уже начался". Священный синод Русской православной церкви в ответ на действия Константинопольского патриархата поминовения патриарха Константинопольского за богослужением в Русской православной церкви. В РПЦ, которую возглавляет Московский патриарх Кирилл, считают Украину своей "канонической территорией" и обвиняют Константинопольский патриархат в попрании канонов.

20 сентября глава Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет в рамках визита в Вашингтон встретился с заместителем госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэссом Митчеллом. По словам иерарха, он приехал в Соединенные Штаты за поддержкой Украины в вопросе о получении автокефалии. В Вашингтоне патриарх Филарет также встретился и поговорил с корреспондентом русской службы "Голоса Америки". Он рассказал, когда, по его мнению, в Украине появится независимая единая поместная православная церковь; в чье ведение после этого перейдет Киево-Печерская лавра и как будут приниматься решения о переходе украинских церковных общин из Московского патриархата в новую Украинскую православную автокефальную церковь.

– Накануне вы выступали в Атлантическом совете и сказали, что приехали в США просить поддержки в предоставлении Украине автокефалии. Как Соединенные Штаты могут помочь?

– Поддержать намерение Вселенского патриарха Варфоломея предоставить Украинской православной церкви Томос об автокефалии Украинской церкви. На каком основании? На том основании, что Украина, то есть Киевская митрополия, является канонической территорией Вселенского патриарха. Потому что присоединение Киевской митрополии в 1686 году было незаконным. Архиерейский собор Вселенского патриарха изучил все документы и пришел к выводу, что это его каноническая территория, хотя фактически Украинская церковь находилась в составе Московского патриархата. Но канонически присоединение было незаконным. А если законно – то мы являемся канонической территорией Константинопольского патриархата.

– Что могут сделать США? Написать письмо Вселенскому патриарху?

– Защитить его от нападений, которые могут осуществляться со стороны Русской церкви.

– Каких нападений?

– Вот сейчас уже началось: если патриарх даст Томос, то они прекратят поминовение. А дальше, если Томос будет вручен, то последует и прекращение евхаристического общения. Вот поэтому Вселенский патриарх должен чувствовать защиту.

– А он вообще боится Москвы? В одном из интервью вы говорили, что боится.

– Не боится. Несмотря на то что Московский патриархат на Всеправославном соборе отсутствовал и сагитировал еще несколько церквей не ездить на этот Собор, Вселенский патриарх Собор провел. И это свидетельство того, что уже не боится.

– Насколько вероятно, что Синод в начале октября в Константинополе подпишет Томос? Может ли этот вопрос быть отложен?

– Я не могу сказать когда, но думаю, что в этом году Томос должен быть. И доказательством этого является решение патриарха направить в Киев двух экзархов, то есть представителей, послов для подготовки Собора. Значит, если экзархи направлены – а они уже действительно были в Киеве, встречались с президентом, с представителями церквей – значит, это решение патриарха твердое. Следующий шаг – это решение о предоставлении Томоса, то есть решение об автокефалии Украинской православной церкви как своей канонической территории. После этого будет созван Собор – из тех архиереев, которые обратились к Вселенскому патриарху с просьбой о предоставлении автокефалии. Это 42 архиерея Киевского патриархата, 12 архиереев автокефальной церкви и 10 архиереев Московского патриархата. Всего на Соборе будет 60 с лишним архиеерев.

– Вы говорите, что это важно сделать до конца года. Почему именно сейчас?

– Потому что мы уже 25 лет добиваемся этого Томоса от Вселенского патриарха, и пока не было серьезных движений. А в этом году президент Украины Порошенко активно взялся за этот вопрос. Он заинтересован в том, чтобы была автокефальная церковь, потому что без единой церкви государство не может долго просуществовать. Вот взять, например, автокефальные церкви Балкан, которые входили в состав Константинопольского патриархата. Когда возникали государства, параллельно образовывались и автокефальные церкви. Первой стала Греция. Она вышла из состава Оттоманской империи, и после этого Элладская церковь отделилась от Константинопольского патриархата. Вселенский патриарх тоже какое-то время не давал Томос об автокефалии, а потом вынужден был дать. То же самое было и с румынской, и с болгарской церковью. Украина в этом отношении – не исключение. Она идет тем же историческим путем.

– Историческая логика понятна, но я говорю о краткосрочной перспективе. Почему это нужно именно сейчас? Это связано с выборами в марте?

– Это не имеет отношения к выборам, потому что Порошенко как человек искренне верующий понимает, что без Украинской церкви государства не может быть. И поэтому он хочет, чтобы при его президентстве Украина утвердилась как государство. Поэтому он и армию создал....

– Но он создал ее в условиях агрессии.

– Да, но он понимает, что без армии не может существовать государство. Он так же понимает, что и без церкви не может существовать государство. Вы спрашиваете, почему именно в этом году? Потому что в следующем году заканчиваются его полномочия как президента. Поэтому и мы заинтересованы в том, чтобы во время его президентства мы получили Томос.

– Может быть, это часть его предвыборной кампании?

– Я не думаю. Может это влиять? Может. Но его задача – не предвыборная кампания. Его задача – в свое президентство утвердить украинское государство. Вы же знаете его три принципа? Армия, язык, вера. То есть церковь. Вот он и действует в этом направлении, а мы поддерживаем его.

– Представим, что Томос подписан, Украине предоставлена автокефалия. Как дальше все будет происходить технически? Слово "патриархат" останется?

– Будет объединенная церковь, из трех разделенных церквей будет одна – Украинская православная церковь. Но поскольку возглавлять будет патриарх, то патриархат как второе название останется. Так же, как например, Русская православная церковь – Московский патриархат, болгарская церковь – Болгарский патриархат... Так и украинская церковь останется патриархатом. Украинским, киевским – но патриархатом.

– Какова в этом случае может быть судьба Киево-Печерской лавры?

– Киево-Печерская лавра является памятником архитектуры и находится в ведении государства. Кому государство передаст, тот и будет пользоваться этой святыней. А вообще-то, Киево-Печерская лавра – украинская святыня или российская? Фактически украинская. Троице-Сергиева лавра – украинская святыня или российская? Российская. А почему Киево-Печерская лавра должна быть святыней российской церкви? Но все будет совершаться свободно, без всякого насилия – мы не допустим этого, потому что нам нужно не имущество, а нам нужны человеческие души.

– Как раз по поводу человеческих душ. Если какой-то конкретный храм захочет стать частью украинской церкви, это будет возможно? И как эти вопросы будут решаться?

– Есть закон, по которому община избирает свой центр. А вот как этот закон претворить в жизнь, не сказано. Как в советской Конституции была статья о том, что каждая республика имеет право выйти из Союза, но не было сказано, как именно. Поэтому и держали Советский Союз единым. Так и тут. Будет принят закон в развитии того закона, который уже есть. Мы хотим предложить, что, если две трети общины избирают русскую церковь, значит, храм будет принадлежать религиозной общине Русской православной церкви. Если же две трети религиозной общины захотят перейти в украинскую церковь, то храм будет принадлежать им.

– То есть все будет решать община?

– Да. И таким способом мы избежим всякого насилия. Собирается приход и голосует.

– Примерно год назад вы приводили такие цифры: 44–48 процентов населения поддерживает Киевский патриархат. Эта цифра за последний год увеличилась? И вообще, насколько события последних пяти лет повлияли на переход людей из Московского патриархата в Киевский?

– Война очень повлияла. Сейчас Московский патриархат поддерживает до двадцати процентов населения. Сейчас происходит интенсивный переход верующих из Московского патриархата в Киевский. Из-за того, что Московский патриархат не поддерживает нашу армию, считает, что они убийцы.

Московский патриархат не поддерживает нашу армию, считает, что они убийцы

– На самом деле, не все храмы Московского патриархата придерживаются такой позиции.

– Так вот эти "не все" и придут в украинскую церковь.

– А священники вообще переходили в Киевский патриархат?

– Да, но очень мало. Боятся. А верующие переходят сотнями и тысячами.

– Кстати, о количественном вопросе. Может ли украинская церковь в случае предоставления автокефалии стать самой крупной?

– Может быть, не самой крупной, но не меньше, чем русская церковь. Но по активности, по количеству приходов она будет самой большой церковью православия. Хотя населения в Украине меньше, чем в России, но активность верующих больше. Вот на Пасху, по данным полиции (российской и украинской), в Украине пришли в храмы 12 миллионов, а в России – 8 миллионов. Видите, какая разница? В Украине за годы независимости построено около 4 тысяч новых храмов.

– Но в России тоже активно строят храмы.

– Активно, но не так! Духовенство, которое приезжает в Украину из России, удивляется, как быстро строятся храмы.

– Опять обращусь к статистике: по данным соцслужбы центра Разумкова, в целом создание автокефальной поместной православной церкви поддерживает 31% украинцев, не поддерживают 20%. И 35 процентам это безразлично. Насколько, как вы считаете и чувствуете, автокефалия нужна именно на человеческом, а не на государственном уровне?

– Почему поддерживают Московский патриархат? Потому что Москва объявила украинскую церковь раскольнической, неканонической. Пока такое клеймо на нас висит, вот эти 20 процентов и будут. А когда мы будем иметь Томос, мы уже не будем раскольниками и цифры изменятся.

– Правильно я понимаю, что сейчас переворачивается ситуация и уже Москва выступает в роли раскольника?

– Получается так. Она будет в расколе по отношению к Вселенскому православию.

– То есть для людей связь с Русской православной церковью будет означать отсутствие единства с другими поместными православными церквями?

– Да. Поменяемся ролями.

– Как в Москве комментируют эту смену ролей?

– Пока в Москве думают, что если они прекратят евхаристическое общение с Вселенским патриархом, то он изменит свое решение. Но патриарх уже на это не реагирует. Это на его решение не повлияет.

– А как вы думаете, это будет как в случае с Эстонией, когда прекратили поминовение на полгода, или это затянется на долгий срок и будет иметь другие последствия?

– Я думаю, что это будет временный разрыв. Московский патриарх рано или поздно возвратится. Этого потребует народ и духовенство, долго в изоляции они существовать не смогут.

– А смогут они предать анафеме Вселенского патриарха?

Через анафему Киевский патриархат стал более авторитетным

– Московский патриарх на все способен. На меня же тоже наложили анафему. Могут и на Вселенского патриарха. Но она не действует. Как сам патриарх Кирилл сказал – я не знаю, правда это или нет, но до меня дошла такая информация – когда на меня анафему наложили: "Не сработала анафема". Как был народ в Киевском патриархате, так и остался. Через анафему Киевский патриархат стал более авторитетным и в Украине, и за рубежом. Мы рассчитываем, что две трети Московского патриархата перейдет в эту единую украинскую церковь. А это значит, что в душе они с Украиной, мы на них рассчитываем.

– Когда война закончится, все это пройдет, Украина получит автокефалию – возможно ли примирение священников с разных сторон?

– Не только возможно – это надо сделать. Чтобы мы не были врагами, будучи православными. Ведь русский народ и украинский народ – братские народы.

– Вы знаете, это словосочетание в последнее время сильно испорчено.

– Но мы же должны быть в нормальных отношениях? Должны. Церковь должна эту способствовать? Должна! И мы будем это делать.

– Может ли автокефалия способствовать установлению мира в Украине?

– Может и будет. Потому что миссия церкви – примирить. Когда мы объединимся, мы не будем делить людей на "наших" и "не наших". Все будут наши, мы не допустим разделения внутри церкви. А если не будет разделения внутри церкви, то это отразится и на всем обществе. Церковь будет способствовать объединению украинского народа.