«Донской монастырь». Светлый вечер с епископом Бронницким Парамоном (28.08.2016). Викарный архиерей


15 мая 2017 года в храме святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине состоялся престольный праздник – День памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба. Божественную литургию возглавил управляющий Северным викариатством города Москвы епископ Бронницкий Парамон (Голубка), наместник Донского ставропигиального мужского монастыря. Ему сослужили настоятель храма святых мучеников Бориса и Глеба в Дегунине митрофорный протоиереей Георгий Таранушенко, духовенство нашего храма, других московский храмов и гости из Троице-Сергиевой Лавры. По окончании Литургии владыка Парамон обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Поздравляю вас с Престольным праздником - днём памяти святых страстотерпцев Бориса и Глеба. И хочу в первую очередь передать вам поздравления с престольным праздником от святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, от правящего нашего архиерея, отцу настоятелю, дорогим отцам, всем прихожанам храма сего и пожелать всем вам возрастать от силы в силу. Возрастать в том подвиге, в котором процвели наипаче святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб.

Удивительная жизнь, удивительная кончина. Это для всех нас такой особый урок мужества . Ведь мы подчас, когда грех к нам подступает, сдаёмся ещё на дальних подступах, мы не находим в себе мужества противиться греху. Мы не находим в себе мужества оставить этот грех. Мы его сами впускаем в своё сердце. Преподобный Паисий Святогорец говорит, что как раз непротивление греху является самой большой причиной того, что он нас покоряет, что он вселяется в наши души, в наши сердца.

И для того, чтобы не бояться этого греха, как раз и требуется мужество, мужество, которое явили благоверные князья-страстотерпцы. Ведь они, будучи сами воинами, могли защитить свою жизнь, он могли, имея авторитет среди воинов, пролить большую кровь того Святополка, который возжелал их жизни отнять, чтобы расчистить себе путь от тех, кто мог претендовать на престол. Они ведь могли его победить.

Святополк коварно, думая о себе и своей выгоде, посылает убить своих братьев. И зная об этом, что делают страстотерпцы?.. Они не противятся этому. Они принимают это как волю Божью. Святой благоверный страстотерпец Борис распускает своих воинов и молится. За этой молитвой его и настигают убийцы. Когда они его убивают, он не сразу умирает, погибает его ближайший охранник и верный слуга. А он ещё выходит из палаты и вместо проклятия, которое обычно, когда нам делает человек какое-то зло, вместо проклятия он передаёт мир своему брату Святополку и тем, кто его убивает. Он говорит: «Делайте своё дело, на которое вы пришли»...

Вот это христианское мужество , когда ты не противишься воле Божьей, ты её принимаешь. Ты противишься тому злу, которое внутри, в твоём сердце. И здесь как раз и проявляется самое настоящее мужество. Мужество в том, что ты не противишься Богу и в том, что ты принимаешь эту волю Божью о себе.

И самое интересное ведь было потом... Как закончил свою жизнь Святополк, и кем стали святые благоверные князья Борис и Глеб? Они стали знаменем в преодолении междоусобных браней , они стали для многих князей и их соплеменников символом примирения , не вражды, а примирения. К ним притекали в тех обстоятельствах, когда больше всего вражда поднималась, и молились, чтобы утихла вражда междоусобной самоистребительной войны, вражда, когда братья поднимали меч друг на друга, чтобы лишить другого жизни. Потому святые князья так почитаются, что были первыми воинами, первыми мучениками, который канонизировали здесь, у нас, а не в Византии.

Они проявили мужество. А сколько у нас есть мужества, чтобы противиться злу, которое подчас пускает свои корни в наших душах и в наших сердцах, и разрастается таким бурным, цветистым, укоренившимся и мощным древом? Не дай Бог, если кто-то нас когда-нибудь тронет. Мы отомстим, затаим злобу в своих сердцах, не дадим этой злобе умереть там, где она зародилась. Мы ходим и с этой злобой носимся, как с чем-то самым дорогим. Мы как бы подпитываемся, как нам кажется, хотя эта злоба истощает нас, наши души, наши сердца и наши силы.

И для того, чтобы эта злоба не процветала среди нас, дорогие братья и сестры, нужно проявить то мужество, которое проявляли святые князья-страстотерпцы. И когда мы видим грех, не соглашаться с ним, а бороться, противиться греху. И когда грех видит, что ему противятся, он оборачивается вспять, и бывает богатый плод для нашей души и для нашего сердца. И бывает мирно у нас на душе, что мы не сделали злое, бывает тот мир на душе, когда мы этому злу не даём укорениться, который посылает Господь. И он стоит дороже всего, что есть на земле.

Если мы имеем мир с Богом и мир между собою, то ничто земное не может составить цену этому миру . Ведь тогда, в мирном состоянии души, мы друг другу желаем только всего самого хорошего. Мы желаем другому человеку только добра. И имеем это богатство, не потому, что мы богаты сами, а потому что мы у Бога берём и делимся с теми, кто нас окружает. И тогда зло бывает побеждаемо.

Дай Бог нам сил, мужества и крепости бороться с грехом, чтобы он не имел места в наших душах, в наших сердцах, чтобы мир Божий был среди нас. С праздником вас. Христос Воскресе!


Публикация: Храм свв. мучеников и старстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине

Епископ Парамон, фото - www.donskoi.org

Игумен Парамон (Голубка), в миру Фёдор Михайлович Голубка, родился 26 июня 1977 г. в селе Угля Тячевского района Закарпатской области Украины в семье служащего.

  • 1984-1994 гг. - учился в Углянской средней школе
  • 1994 г. - поступил в Московскую Духовную Семинарию.
  • 5 декабря 1996 года ректором Московской Духовной Академии и Семинарии епископом Верейским Евгением хиротонисан во чтеца.
  • В 1997 году, согласно поданному прошению, принят в число братии Троице-Сергиевой Лавры в качестве послушника. В этом же году, по окончании Московской Духовной Семинарии, зачислен на первый курс Московской Духовной Академии, которую окончил в 2001 году.
  • 30 марта 1998 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, архимандритом Феогностом, наместником Троице-Сергиевой Лавры, пострижен в монашество с именем Парамон, в честь святого мученика Парамона Вифинского. Тезоименитство: 12 декабря (мученика Парамона Вифинского).
  • 23 июля 1998 года епископом Орехово-Зуевским Алексием, в храме Ризоположения города Москвы рукоположен в сан иеродиакона.
  • 14 октября 2000 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II рукоположен в сан иеромонаха.
  • В декабре 2001, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, направлен в командировку в Южно-Сахалинскую и Курильскую епархию, где с 31 декабря 2001 года по 01 июня 2010 года нёс послушание наместника Воскресенского кафедрального собора г. Южно-Сахалинска.
  • В 2003, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, к 10-летию Южно-Сахалинской и Курильской епархии, епископом Южно-Сахалинским и Курильским Даниилом возведён в сан игумена.
  • В 2004 году, по представлению епископа Южно-Сахалинского и Курильского Даниила, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II удостоен права ношения палицы и креста с украшением.
  • В январе 2009 года участвовал в работе Поместного собора
  • С 1 июня 2010 года по 12 апреля 2012 года нёс послушание в Троице-Сергиевой Лавре (клирос, канонарх).
  • Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 марта 2011 года включён в состав комиссии при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам принесения святынь.
  • Указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 12 апреля 2011 года назначен штатным клириком прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне г. Москвы.
  • Согласно резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, наложенной на прошении Преосвященнейшего Сергия, епископа Солнечногорского, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии от 10.11.2011. исх. № 01-0105/1972 относительно образования Комиссии по координации выставочной деятельности, назначен её председателем.
  • 24 февраля 2012 года указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла назначен штатным священником храма святых апостолов Петра и Павла в Лефортове.
  • 26 июня 2012 г. - назначен наместником московского Донского монастыря.
  • 22 октября 2015 г. решением Священного Синода избран епископом, викарием Московской епархии с титулом «Бронницкий».
  • 27 октября 2015 г. в храме святого Александра Невского Донского монастыря Москвы митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием (Судаковым) возведён в сан архимандрита
  • 3 ноября 2015 года распоряжением Патриарха Кирилла назначен управляющим Северным и Северо-западным викариатствами Москвы
  • 5 ноября 2015 года состоялось наречение во епископа Бронницкого
  • 2 декабря 2015 г. - в храме Христа Спасителя была совершена хиротония архимандрита Парамона во епископа Бронницкого

Фома, епископ Бронницкий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (в миру Демчук Вадим Борисович) родился 9 марта 1983 г. в г. Бельцы, Республики Молдова в семье рабочих. Крещен во младенчестве.

С 10 лет алтарничал в Успенской церкви с. Моара де Пятрэ Дрокиевского р-на Молдавии, затем в Николаевском соборе г. Бельцы.

В 1990-2000 гг. обучался в средней школе №4 г. Бельцы. По окончании школы переехал в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, где трудился разнорабочим и готовился к поступлению в семинарию, обучаясь на катехизаторских курсах при Петропавловском подворье Лавры.

13 августа 2002 г. зачислен на первый курс Московской духовной семинарии и назначен на послушание иподиакона ректора МДА архиепископа Верейского Евгения.

С марта 2007 г. по июль 2008 г. исполнял послушание ризничего и келейника лаврского духовника игумена Виссариона (Остапенко, +2015). 21 июля 2008 г. назначен секретарем-референтом наместника Лавры епископа Сергиево-Посадского Феогноста.

В 2007 г. окончил обучение в семинарии, защитив дипломную работу на тему «Положение Православной Церкви в Молдавии с 1924 по 1941 годы».

В 2008 г. поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2010 г.

22 апреля 2008 г. в Троицком соборе Лавры епископом Сергиево-Посадским Феогностом пострижен в рясофор с оставлением имени Вадим.

22 января 2009 г. в Успенском соборе Лавры епископом Сергиево-Посадским Феогностом рукоположен во иеродиакона, а 10 апреля 2009 г. в Троицком соборе Лавры пострижен в мантию с наречением имени Фома в честь св. Фомы, апостола от 12-ти.

27 февраля 2011 г. в Троицком соборе Лавры архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом рукоположен во иеромонаха.

19 октября 2012 г. командирован в Донской ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы и назначен временно исполняющим обязанности эконома обители. 8 апреля 2013 г. принят в братию обители с утверждением в должности эконома.

22 января 2015 г. назначен старшим священником приписного к Донскому монастырю храма Державной иконы Божией Матери при Главном Управлении МВД РФ по экономической безопасности и противодействию коррупции по г. Москве.

17 декабря 2015 г. назначен помощником наместника Донского монастыря по богослужебной и административной части.

Решением Священного Синода от 4 мая 2017 г. (журнал № 34) избран епископом Гдовским, викарием Псковской епархии.

10 мая 2017 г. в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита.

Родился будущий епископ в православной семье, крестили его в младенчестве с именем Феодор. Когда старший брат Степан принял постриг, он решил оставить школу и тоже уйти в монастырь, но родители удержали. «Юность всегда горячая», — с улыбкой вспоминает владыка. Окончив школу, поехал в Сергиев Посад, поступил в Московскую духовную семинарию, а потом в академию. В 20 лет — монах, в 25 лет — игумен. Служил на Сахалине, а с 2012 года и по сей день — наместник Донского монастыря.

Почему в храме светло

— Я восьмой по счёту ребёнок: у меня две сестры и семь братьев. Со школьной скамьи пономарил в нашем сельском храме Рождества Пресвятой Богородицы. В субботу и в воскресенье мы всей большой семьёй ходили на богослужения.

— Проблем из-за веры не было?

— В 3-м классе меня вместе с другими детьми принудительно приняли в пионеры. Хочешь или не хочешь — галстук на шею. Меня это возмутило, и после торжественной церемонии я при всех снял галстук и вытер им ботинки. Легко отделался: директор школы приказал больше так не делать, не то поставят на учёт в милицию.

— А в школе были ещё православные?

— Это не афишировали. Учителя и директор делали вид, что они атеисты. А на самом деле… Я в детстве спрашивал папу: «Почему ночью в храме горит свет?» Он отвечал: «Это коммунисты причащаются». Сельчане знали, что к местному священнику тайно приходят люди. Днём проповедуют коммунизм, а ночью — на исповедь. И когда отношение к Церкви изменилось, многие педагоги открыто пошли в храм. Несколько лет назад я был в родном селе и встретил на литургии учительницу начальных классов. Она учила нас азбуке. Радостная была встреча.

Монастырское процветание

— Почему вы решили стать монахом? Сказалось влияние брата?

— Брат старше меня на девять лет, его пример немало значил, но решение о монашестве человек принимает сам. Меня очень вдохновило, что Церкви дали свободу, что стали возрождаться монастыри.

— А как к этому отнеслись ваши родители?

— Они, конечно, хотели, чтобы у меня была семья, и надеялись, что я передумаю. Когда я приезжал из семинарии на каникулы, заводили разговоры о женитьбе. Пытались даже знакомить меня с девушкой из хорошей семьи: дескать, присмотрись, поухаживай. Но я сказал: «Если вы будете сильно настаивать, то я больше домой не приеду». И они ответили: «Хорошо, какой ты путь выберешь, такой мы примем».

— Для многих людей монашество — загадка. В 20 лет человек отрекается от радостей, связанных с семьёй, с детьми, с удовольствиями, процветанием…

— Процветание у нас есть! Почему вы думаете, что монахи не процветают? Человек может все силы направить на служение Богу, людям, Церкви. Быть монахом — значит радоваться. Что же касается семьи, то это внутренний выбор человека. Всё зависит от душевной склонности. Главное — не сделать ошибки.

Уроки старца Кирилла

— В годы вашей учёбы в лавре служил старец архимандрит Кирилл (Павлов)…

— Да, он был духовником монашеской братии, к нему шли на исповедь. Мне посчастливилось жить с ним на одном этаже. Надо было видеть: в шесть утра он участвовал в братском молебне, потом шёл в келью и там до полуночи принимал народ. А на следующее утро снова на молебне. Хотя ему было уже 80 лет. Всегда улыбался и умел всех настроить на правильный лад. Каждому оказывал особое внимание. Мне как молодому дарил шоколадки.

— Вы спрашивали у него совета? Он давал указания?

— На вопросы он всегда отвечал цитатой из Священного Писания. Никаких приказов. Улыбался и цитировал Библию. Часто это была цитата, которую ты много раз читал. И вдруг её смысл открывался по-новому. В итоге я получал исчерпывающий ответ на свой вопрос.

Что удивило сахалинцев

— Вы восемь лет служили на Сахалине. Что запомнилось?

— Первое время я был озадачен: в храме знакомлюсь с верующими, люди подходят под благословение, а за оградой, на улице, эти же люди обходят меня стороной, будто чего-то боятся. Потом мне объяснили: здесь с советских времён было очень мало священников и те, которые служили, ходили по городу в мирской одежде. А я всегда в облачении, в подряснике. Но потом стали привыкать. Захожу в магазин — узнают, здороваются. Изменилось отношение.

— А много было верующих?

— Нет, ведь на Сахалине долгое время вообще не было Церкви: до конца 1980-х годов ни одного православного храма. Зато при Андропове там сумела зарегистрироваться баптистская община. А в 1990-е годы туда рванулись миссионеры из Южной Кореи. Построили много молельных домов, активно вовлекали население. Вложили в это большие деньги.

— Возникали проблемы с сектантами?

— Нет, мы просто начали строить новые храмы.

Классика не стареет

— Сегодня у вас большая нагрузка: Донской монастырь, Северное и Северо-Западное викариатства… Успеваете?

— Пытаюсь.

— Что такое для вас досуг?

— Возможность чуть дольше поспать.

— А чтение, классика?

— Стараюсь. Люблю Лескова. Читаешь его, и такое впечатление, что про сегодняшний день написано.

5 фактов из жизни владыки Парамона

-Родился 26 июня 1977 года в селе Угля Тячевского района Закарпатской области в семье служащих.

-В 3-м классе был принудительно принят в пионеры, но галстук не носил.

-Пострижен в монашество с именем Парамон в честь святого мученика Парамона Вифинского.

-Его духовником в лавре был известный старец архимандрит Кирилл (Павлов).

-Старший брат владыки — архимандрит Симеон (Голубка) — служит -наместником мужского монастыря в Закарпатской области Украины.