Церковь на аляске. О русской аляске. Там русский дух, там Русью пахнет…

Например, как рассказала девушка в интервью «ПолитЭксперту» , в самом густонаселенном городе Анкоридже (400 тысяч человек) много бродяг, и большинство из них являются местными жителями. Русских, считает Дарья, здесь, действительно, много. Однако ей кажется, что несмотря на это, Аляска все же американизировалась.

«Единственное, что напоминает Россию, так это природа, тополя, рябины, дикая смородина, березы, ели. Еще, конечно, есть медведи и лоси, которых частенько можно встретить прямо в городе. Многие здесь занимаются охотой, рыболовством, в магазинах продукты невероятно дорогие, так как все привозится из других штатов, включая овощи», - поделилась девушка.

Дарья Райс отметила, что на полуострове много православных церквей. Ей нравится одна из старейших в городе Эклутна – храм в честь Святителя Николая.

Президент Московского историко-просветительского общества «Русская Америка» Владимир Колычев, который не раз бывал на Аляске, рассказал, что в сувенирных лавках, продаются матрешки, медведи, изображения российских государственных лидеров, безделушки в технике ростовской финифти. Словом, там представлено почти полное разнообразие изделий, производимых на российских фабриках, в том числе, и золотые изделия.

«Больше всего таких магазинчиков в городе Джуно – это столица штата Аляска. В городе Ситка – это бывший Новоархангельск, столица «русской Америки» до 1867 года, и в других городах, таких как Кадьяк, то есть, в тех, которые расположены вдоль тихоокеанского побережья. Это связано с тем, что по проливу ходят большие круизные лайнеры, на борту которых находятся обычно три-пять тысяч человек. Это туристы из Европы, Австралии, причем туристов из России на Аляске тоже достаточно. Именно для путешественников и созданы многочисленные сувенирные лавочки», - пояснил Колычев.

По словам Колычева, «русский дух живет в храмах», а не только в сувенирных лавочках. Русские поселенцы привезли с собой на Аляску православие, а уже после их ухода оно распространилось по территории Штата.

Православная церковь Уналашка на Аляске — Ваше Высокопреосвященство, в этом году исполняется 220 лет прибытия на Аляску первой духовной миссии. 25 декабря 1793 года миссионеры отправились в путь из Петербурга на Аляску через Москву, Иркутск и Охотск. Какие цели были у монахов-миссионеров?

В первую очередь миссионеры оказывали духовную помощь русским людям, которые открывали и осваивали заокеанские земли. Также в обязанность им вменялось проповедовать евангельские нормы жизни местным жителям. Ко времени прибытия первой духовной миссии на Аляску многие из автохтонов уже были знакомы с духовными традициями русских, среди них уже были и крещеные. Крестили их приезжавшие туда на промыслы миряне: мореходы, купцы, промышленники, и, что интересно, со стороны алеутов тогда уже звучали просьбы о направлении к ним священника. Так было, например, на острове Уналашка, когда его посетили члены первой миссии по пути на Кадьяк.

Купцы Г.И. Шелихов и И.Л. Голиков, основатели торгово-промысловой компании в Тихоокеанском регионе, которая впоследствии была реорганизована в Российско-американскую компанию, ходатайствуя о назначении миссионеров на Аляску, надеялись, что это поможет укрепить русские поселения и через христианизацию туземцев положит конец конфликтам между ними и русскими. Встретив миссионеров в Иркутске, Шелихов договорился с ними о единой политике по развитию нового края. Он просил их взять на себя обучение в школе детей местных уроженцев и заботу о библиотеке, передав им книги в дополнение к тем, что они везли с собой из столицы. Также он хотел, чтобы миссионеры участвовали в хозяйственном развитии русских поселений, используя свои знания и навыки в земледелии, архитектуре, металлургии.

У императрицы Екатерины II были свои цели при направлении миссионеров. За океаном не было ни государственных учреждений, ни чиновников, и церковная миссия была уполномочена представлять там интересы государства. Императрица не во всем доверяла купцам и в миссионерах видела независимый источник информации. Она считала, что кроме укрепления в сознании автохтонов их принадлежности к российской короне священнослужители должны смягчать грубые нравы промышленников, которых компания вербовала в портовых городах из лихих людей.

Какие сохранились свидетельства об отношении местных жителей к проповеди Евангелия? На что обращали внимание миссионеры в своих проповедях для подготовки аборигенов к принятию святого крещения?

В тех местах, где еще до миссионеров находились русские, местное население было подготовлено к принятию христианства. В первых письмах с Кадьяка члены миссии сообщали, что их удивляли постоянные и настойчивые просьбы туземцев о крещении. Главная трудность была не в том, чтобы убедить их принять крещение, а в том, чтобы донести до их сознания, что значит быть христианином.

Миссионерам было трудно, а порой и невозможно объяснить туземцам смысл евангельского учения. Дело было не только в незнании языка, но и в отсутствии у местных народов многих христианских и житейских понятий. Например, как объяснить, что такое «плод», человеку, который не знает земледелия и живет в местности, где нет плодовых деревьев. Или что такое «закваска», если человек не имеет представления о хлебе и как он готовится. Миссионеры не могли найти адекватные аналогии для объяснений духовных понятий с помощью аллегорий, а буквальный перевод вульгаризировал их. Например, на Кадьяке толмачи переводили «причащение» как «кровопитие».

Вот почему в «Наставлении архимандриту Иоасафу» - инструкции, которую перед отправлением на Аляску получил глава миссии от митрополита Санкт-Петербургского Гавриила, говорилось, что миссионеры должны учить аборигенов основам христианской жизни примером своей праведной жизни. При этом миссионеры не превращали крещение в формальность. Они обратили внимание на то, что среди местного населения распространено многоженство, а поэтому крестили при условии отказа от всех жен, кроме одной, и обещания соблюдать супружескую верность. Даже такое требование обязывало туземца большому ограничению и напряжению воли, ведь количество жен определяло его социальный статус среди соплеменников.

Кроме того, непременным условием крещения был отказ от шаманства. Желающий креститься, по правилам Церкви, отрекается от диавола. Миссионеры объясняли, что диавол действует через шаманов. В знак своего отречения абориген должен был плюнуть на землю и дать обещание поклоняться и служить только Иисусу Христу, сознавая, что к шаману он более обращаться не станет.

Известно ли о конфликтах миссионеров с шаманами? Насколько жестким было сопротивление с их стороны?

Противостояния не было. Святитель Иннокентий, который был первым постоянным священником на Алеутских островах, писал, что он, как ни старался, не мог найти у алеутов ритуальных предметов - они сами их уничтожили. Подобные сведения сообщал и архимандрит Иоасаф (Болотов) с Кадьяка: туземцы «не шаманили», опасаясь гнева русских. Первые миссионеры действовали преимущественно среди кадьякских эскимосов и алеутов, которые к тому времени имели тесные отношения с русскими, а также среди эскимосов чугачей и индейцев танайна (кенайцев). Но что важно отметить, у этих народов не было сложившейся системы религиозных представлений, и шаманы не играли в их жизни большой роли, как это было у тлинкитов, где христианизация шла медленно.

Единственное упоминание о шамане в связи с деятельностью первых миссионеров содержит записанное у берингоморских эскимосов предание о гибели иеромонаха Ювеналия (Говорухина). Оно повествует, что миссионер был убит отрядом охотников в то время, когда он приблизился к ним и, обращаясь с проповедью, поднял руки для благословения. Среди охотников находился шаман, внимание которого привлек наперсный крест проповедника. Он взял его себе. И, когда крест был при нем, он не мог призывать духов. Это убедило его в особой силе креста, и после этого шаман говорил своим соплеменникам оказывать почтение всякому пришельцу, у которого будет такой же крест.

Интересные сведения о взаимоотношениях миссионеров и шаманов содержат путевые журналы священников, служивших на территории континентальной Аляски позже - в середине XIX века - среди народов, не зависимых от русских, но с которыми были торговые отношения. Средствами воздействия миссионеров были проповедь евангельского учения и богослужение. И нередко бывало, что сами шаманы принимали крещение.

Есть ли сведения о том, какое количество туземцев крестилось в первые годы? Насколько успешна была проповедь?

В ноябре 1795 года архимандрит Иоасаф направил в Иркутск своему епархиальному архиерею поименную ведомость о количестве крещеных и венчанных. В документе указывалось, что в течение первого года деятельности миссии крещение приняли 6740 коренных жителей острова Кадьяк и материковой Аляски, а также вступили в брак 1573 супружеские пары. Епископ Вениамин переправил эту ведомость в Святейший Синод. Несмотря на то, что в синодальном архиве данная ведомость не сохранилась, приведенные цифры отражены в других официальных документах: рапорте епископа Вениамина и журнале заседания Святейшего Синода от 20 марта 1796 года. Примерно эти же цифры упоминали и другие члены миссии в своих письмах.

Стоит заметить, что реальная цифра крещеных туземцев была намного выше. Архимандрит Иоасаф не мог привести в своей ведомости количество алеутов, которых крестил иеромонах Макарий (Александров), поскольку он с Алеутских островов, где проповедовал, минуя Кадьяк, отправился в Иркутск. Ведомость иеромонаха Макария сохранилась в архиве Синода. Она также является поименной: в ней указано, в каком селении, на каком острове, кто именно был им крещен и повенчан. Он крестил 2472 туземца.

В общей сложности количество крещенных в первые годы составило более девяти тысяч человек. Это, несомненно, был значительный успех. В целях окормления новокрещеной паствы в Синоде был поднят вопрос о необходимости расширить миссию до викариатства Иркутской епархии и назначить туда епископа.

Можно ли говорить о том, что туземцам было выгодно принимать христианство?

Миссионеры не предлагали аборигенам при крещении внешних выгод: повышения социального статуса или каких-либо подарков. Принявшие крещение жили вместе с некрещеными, между ними не делали различия. В царской России существовала практика освобождения от уплаты государственного налога пушниной (ясака) в течение трех лет, но ко времени прибытия первой духовной миссии сам ясак был отменен.

Что еще могло привлечь туземцев? Например, платье из европейских тканей. Так что даже крестильные одежды можно рассматривать в качестве выгоды. Но миссионеры не располагали запасами, чтобы обеспечить одеждой тысячи крещеных. В период первой духовной миссии подавляющее большинство крещений было совершено во время миссионерских путешествий иеромонахами Макарием и Ювеналием. Трудно предположить, что они возили с собой столь значительный груз.

К этому можно добавить, что впоследствии святитель Иннокентий строго запрещал выдавать туземцам при крещении что-либо, кроме нательного крестика и небольшой бумажной иконки, потому что все остальное могло быть воспринято аборигенами как подарок. В связи с этим американская исследовательница Лидия Блэк отмечала, что это правило тормозило процесс христианизации индейцев тлинкитов, так как у этого народа ритуал подарка сохраняет первостепенное значение даже в наши дни.

Думаю, что для аборигенов особую ценность представляло установление духовного родства с русскими, которые становились восприемниками при крещении. Местные жители очень высоко ценили духовное родство. Еще до прибытия миссионеров они хранили верность своим крестным отцам промышленникам, помогая им в добыче ценной пушнины. Со своей стороны крестные отцы, проявляя заботу о крестниках, не только учили их православным традициям, но и снабжали их европейскими товарами, что возвышало последних в глазах соплеменников.

Также, по свидетельству американских этнографов, первое время аляскинских туземцев особенно привлекало в крещении то, что они получали новое имя и фамилию крестного отца. Это было связано с их представлениями, что в имени заключалась сила человека, и с каждым именем он получал новые возможности.

Впоследствии к принятию христианства аборигенов влекло ощутимое действие благодати на новокрещеных. Святитель Иннокентий писал, что ради веры, которая не предлагает внешних выгод, они ограничивали себя во многих телесных удовольствиях. В первую очередь это касалось отказа от пороков, характерных для их уровня социального развития: полигамии и рабства. Кроме того, исполнение некоторых церковных установлений на Аляске осложнялось местными условиями: например, пост перед причащением для местных жителей состоял не в перемене рода пищи, что в принципе было невозможно, а в полном отказе от нее на дни говения.

Стоит заметить, что многие из крещеных аборигенов становились верными и, как говорит святитель Иннокентий, примерными христианами. Среди них были и те, кто достигал вершин святости. Кадьякский эскимос Чукагнак, в крещении Петр, принял мученическую смерть в испанской миссии в Калифорнии, отказываясь принять католичество. Жителю острова Акун алеуту Спиридону Смиренникову после крещения являлись ангелы, которые учили его вере и благочестию в течение 30 лет, когда остров не посещали священники. Сохранился подлинник рапорта святителя Иннокентия, в бытность его священником на Уналашке, епископу Иркутскому, где это подробно описано. Этот рассказ был с интересом воспринят в столицах, о нем упоминали святители Филарет Московский и Феофан Затворник.

Местные жители не только сами принимали христианство, но и убеждали своих соотечественников креститься, собирали их по воскресеньям и праздникам и сами без священника читали молитвы. До 1820-х годов молитвы читались по русским молитвословам. После того как святитель Иннокентий совместно с алеутом Иваном Паньковым создали письменность для алеутов, местные уроженцы не только стали охотно учиться грамоте, но и помогали миссионерам переводить молитвы, поучения, богослужебные тексты, Священное Писание. Наиболее существенную помощь оказали аляскинские креолы, отцы которых были русскими, а матери - туземками. Креолы были билингвами и смогли найти в языках коренных народов Аляски наиболее близкие по смыслу слова для передачи церковных текстов. В Отделе рукописей Библиотеки Конгресса имеется письмо креола Константина Ларионова, в котором он поясняет особенности употребления отдельных слов, использованных при переводе молитв и поучений на кадьякский язык. Это очень интересный документ. Так что без участия самих автохтонов труды русских миссионеров не имели бы такого успеха.

Какими были отношения между миссионерами и промышленниками Русской Америки?

При отправлении первой духовной миссии Екатерина II уполномочила миссионеров представлять государственную власть. В частности, они должны были наблюдать за деятельностью промышленников и заступаться за притесняемых. Но в действительности все зависело от местной администрации, которая обеспечивала миссионеров всем необходимым для их жизни и деятельности. В 1790 году правителем русских поселений компании Шелихова-Голикова был назначен купец Александр Андреевич Баранов. Оказываясь свидетелями жестокого обращения служащих компании с туземцами, монахи-миссионеры старались утешать обиженных и заступаться за них перед правителем. Баранов же видел в этих действиях лишь попытки подорвать его авторитет среди местных жителей. Глава миссии архимандрит Иоасаф направил Шелихову письмо с резкой критикой действий правителя. Но письмо пришло в Иркутск, когда Шелихов скончался, и оно никак не поменяло положения дел. Став в 1799 году главным правителем Русской Америки, Баранов оставался на Аляске до 1818 года.

Миссионеры находили безжалостное отношение к туземцам не только противным христианству, но и подрывающим авторитет Российской империи и пытались сообщить об этом в столицу. Иеромонах Макарий вместе с тремя алеутами ездил в Санкт-Петербург. Но когда он туда приехал (1798), там уже завершалась работа по учреждению Российско-американской компании, которая по указу Павла I стала представлять государственные интересы на Аляске. Павел I по-иному смотрел на обязанности миссионеров, он был полностью на стороне купечества, и иеромонах Макарий был отослан на Аляску с указанием не вмешиваться в дела компании. Но корабль, на котором он плыл на Кадьяк вместе с первым епископом Аляски Иоасафом, потерпел крушение, и все погибли, в том числе и большая часть миссионеров.

Позже более подробное описание жестоких методов работников компании сделал иеромонах Гедеон (Федотов), который летом 1804 года прибыл на Аляску в составе первой кругосветной экспедиции. От него остававшиеся на Аляске миссионеры узнали, что они лишены своих прежних полномочий, возложенных еще Екатериной II. В этом и заключалась причина недоразумений и конфликтов между участниками миссии и промышленниками в Русской Америке.

При этом надо отметить, что отношения между миссионерами и служащими РАК не были однозначно враждебными. Баранов не был гонителем Церкви, он жертвовал личные средства на строительство храмов (при нем было построено два храма и несколько часовен), присутствовал за богослужениями, радовался колокольному звону. Монах Герман (Попов), причисленный к лику святых, активно защищал туземных жителей, но не выступал против власти главного правителя. Преподобный стал восприемником сына Баранова - Антипатра, нянчил его внука, а после его смерти выхлопотал пенсию для его туземной вдовы.

В 1867 году Российская империя продала Аляску Соединенным Штатам Америки. Как это отразилось на деятельности Русской Православной Церкви в этих землях?

Пока не выявлено достоверных источников, подтверждающих участие духовенства в обсуждении вопроса о продаже Аляски. Святитель Иннокентий, который в то время был архиепископом Камчатским (территория Аляски была частью его епархии), узнал о продаже заокеанских владений уже после подписания договора. Известно его письмо обер-прокурору графу Д.А. Толстому, в котором святитель излагает свои взгляды на дальнейшую судьбу Православной Церкви в Новом Свете. В продаже Аляски он видел возможность распространения православия по всей Америке и давал рекомендации, что надо сделать. Трудами святителя и его преемников в начале ХХ века православие вошло в десятку наиболее распространенных в США вероисповеданий.

Следует особо отметить, что после продажи Аляски правительство Российской империи оставило за собой право на защиту интересов ее православного населения. Необходимость нахождения там православного духовенства признавалась еще во время обсуждения возможности продажи Аляски. Во второй и третьей статьях договора о продаже записано, что православные храмы на Аляске остаются в собственности членов Православной Церкви, которым будет предоставлена свобода исповедовать свою веру как полноправным гражданам США.

Вопрос о том, как Русская Православная Церковь будет продолжать свою деятельность на Аляске, ставшей частью иностранного государства, обсуждался на заседаниях специального правительственного комитета. В его окончательном решении принимали участие представители Государственного совета, Министерства финансов, Министерства иностранных дел и Синода. МИД через свое представительство в Вашингтоне выяснял, как избежать при создании на территории Аляски епархии и финансировании ее из России обвинения со стороны США во вмешательстве в их внутренние дела, так как епископ и духовенство будут подчинены Святейшему Синоду, находящемуся в Петербурге. В итоге в 1870 году была учреждена Алеутская епархия - первая за границами Российской империи.

До 1917 года из России на Аляску регулярно поступали денежные средства и приезжали священнослужители. Благодаря этому Русская Америка не прекратила своего существования, но из политического и экономического образования трансформировалась в социокультурное явление. Важно подчеркнуть, что после ухода русских Православная Церковь на Аляске продолжала развиваться. Увеличивалось число храмов, часовен, церковных школ. Было издано порядка десяти книг на языках народов Аляски. Росла численность духовенства и церковнослужителей из местного населения. Несмотря на ухудшение демографической ситуации, православная паства существенно не сократилась, а количество православных индейцев тлинкитов даже выросло в четыре раза по сравнению с русским периодом. В приходской жизни (в работе братств и обществ трезвости) прихожане участвовали порой даже более активно, чем в России.

Как сейчас сохраняются традиции русского православия на Аляске? В чем сегодня значение миссионерских трудов русских монахов в XVII-XIX веках?

Сейчас действует Аляскинская епархия Православной Церкви в Америке, которая объединяет 89 приходов. Почти все духовенство составляют местные уроженцы, выпускники семинарии преподобного Германа Аляскинского в Кадьяке. Научные российские экспедиции на Аляску 2009-2011 годов посетили православные храмы и стали свидетелями, что там сохраняются традиции русского православия. Наши священнослужители, принимавшие участие в экспедициях, совершали богослужения вместе с аляскинскими священниками и отметили, что распевы на Аляске не отличаются от российских, за богослужениями используются славянский, местный и английский языки. Несмотря на некоторый акцент в произношении, при чтении или пении молитв на церковнославянском языке русскому человеку все понятно. Отдельные молитвы на славянском языке, к примеру «Отче наш», даже молодые люди могут читать наизусть.

Сегодня во многих селениях местные жители Аляски с гордостью говорят, что они православные, что в них течет русская кровь, и помнят имена православных миссионеров, которые трудились на их земле. До сих пор они называют детей православными именами, носят русские фамилии. У жителей внутриконтинентальной Аляски для обозначения русского человека, в отличие от американца, который на их языке именуется «гуссук», существует особое слово: «гуссук-пиак», которое переводится как «настоящий, истинный белый».

Наш современник епископ Аляскинский Григорий (Афонский) очень точно сказал, что «мало кто в Америке, да и на Аляске сможет сказать, что такое Российско-американская компания, когда она существовала. Зато другое, неземное и вечное, что пришло на Аляску с теми же промышленниками и купцами, а потом было утверждено миссионерами-героями, осталось как русское наследие и по сей день существует и известно на Аляске всем - это Православная Церковь».

Церковь на Аляске

Полуостров Аляска – это треть США. В крупнейшем его городе - Анкоридж - шестнадцатом по величине городе страны, живет половина всей Аляски - триста тысяч человек.

Но Анкоридж — вовсе не столица штата. Столица расположена южнее и зовется Джуно, и нет там ничего примечательного, кроме здания правительства и крошечного аэропортика. Вторая же половина жителей 49-го штата США обитает в небольших городках и деревеньках, отстоящих на огромном расстоянии друг от друга.

Деревенские жители на все лето уходят на охоту и рыбалку. С ними часто отправляются и священники. Уходят из нужды и также по традиции и обычаю предков, потому что доход местное население получает сегодня не только от добычи рук своих, но и от финансов, вложенных корпорациями индейского населения в бизнес. По специальному закону каждый житель Аляски имеет дивиденды — до 2 тысяч долларов на человека — от средств, заработанных штатом на бирже и от продажи нефти. Сейчас на территории Аляски добывается больше половины всей американской нефти.


Валаамцы на краю земли

Так что индеец нынче не тот, что был при преподобном Германе, хотя фамилии многие носят русские — Александровы, Михайловы, Кашеваровы… Есть такие, кто назван в честь и память «людей высокой духовной жизни», приехавших на Аляску с первой православной миссией. В числе их был и первый святой здешней земли — преподобный Герман Аляскинский. Валаамский инок, в 1794 году он отправился на Аляску с православной миссией, которую возглавил также валаамец архимандрит Иоасаф. «…На острове Уналашка более ста человек окрестили: они уже давно готовы к принятию крещения, ибо всегда с русскими промышленниками живут, — писал на Валаам отец Иоасаф. — Народ добрый, но бедный. Живем хорошо, они нас любят, а мы их. И так усердно приемлют крещение, что все свои шаманские наряды изломали и сожгли. … Платье носят небогатое, из птичьих шкурок, но длинное до пят… Пища — рыба и разные коренья».

В 1796 году на острове Кадьяк была освящена церковь, а через несколько лет устроили школу, где алеутов учили краткому катехизису, священной истории, чтению, письму, арифметике и навыкам земледелия. В то время главой Американо-Кадьякской духовной миссии был назначен отец Герман — истинный христианин: он всех любил и всех прощал. Старец, однако, с каждым годом все больше тяготился мирским обществом и в конце концов решил уединиться на необитаемом острове Еловом. Все ему здесь напоминало Валаам: хвойный лес и огромное нагромождение каменных глыб на берегу. Около поселения отца Германа бил источник, который местные жители считали чудотворным по бывшим от его воды исцелениям. На острове отец Герман вырыл землянку, где прожил все лето, а к зиме построил небольшую деревянную келию. Постелью ему служила небольшая скамья, подушкой — два кирпича, которые лежали под шкурой. Одеяло заменяла деревянная доска, днем лежавшая на печке.

Со временем недалеко от келии была устроена часовня и дом для посетителей со школой для сирот — учеников отца Германа. Первое время отец Герман жил на Еловом абсолютно один. Порой его спрашивали, не скучает ли он один в лесу, на что преподобный отвечал: «Я там не один. Там есть Бог, как и везде есть Бог. Там есть ангелы святые. И можно ли с ними соскучиться? С кем же лучше и приятнее беседы, с людьми или ангелами? Конечно, с ангелами». В конце 1819 года отец Герман возобновил переписку с иноками Валаамского монастыря. «…Мы, Валаамские, живем трое вместе: отец Афанасий — от церкви верст за сорок или более, на острове Афогнак, который от Кадьяка отделяется узким проливом; отец Иоасаф в Гавани при церкви — для хранения библиотеки и ризницы. А я от Гавани верст за десять, на особливом острове, имя ему Новый Валаам. Близко подле меня — самая маленькая речка, в ней летом довольно бывает рыбы. Отец Иоасаф часто ко мне ездит в кожаных американских лодочках, кои называются по-здешнему байдарками. У нас общие огороды, а живущие подле меня американцы почитают нас за родных и во всем нам помогают». Алеуты часто приезжали к нему за советами, с жалобами на притеснения, прося его защиты, и с разными другими нуждами, а по воскресеньям и праздникам — для молитвы. Отец Герман читал Часы, Апостол, Евангелие, пел и поучал; детей наделял сухариками, пек крендельки и рассказывал им, вместо сказок, жития святых.
Полностью посвятив себя, вдали от родины, служению Господу, среди скорбей и лишений, преподобный Герман сподобился многих даров от Бога. Водой, освященной в праздник Богоявления, он поил хворых, и это «лекарство» всегда приносило облегчение.

В 1830 году новым правителем в Русской Америке стал капитан первого ранга барон Ф. П. Врангель. Он дважды встречался с отцом Германом, после чего написал: «Отец Герман ортодокс в своей вере, которой он предан без всякого обмана и лжи… Он нрава веселого, любит смешному посмеяться, принимает участие во всех мирских событиях, особенно исторических. Однако о сих предметах разговаривает недолго и, наконец, перейдет непременно к своему предмету — к религии…»
Незадолго до своей смерти преподобный сказал своим ученикам: «Когда я умру,… похороните меня одни и о моей смерти не сказывайте в Гавани. … За священником не посылайте и не дожидайтесь его — не дождетесь!» И действительно, когда 13 декабря 1836 года старец почил на 81-м году жизни, разразилась буря, и в течение месяца никто не мог добраться на Еловый. После погребения преподобного ветер тотчас стих, и поверхность моря сделалась гладкой как зеркало. …

При жизни отец Герман часто говорил, что на Аляске будет свой архиерей. И это его предсказание исполнилось. 28 мая 1842 года на Уналашку прибыл епископ, а впоследствии Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов), апостол Америки и Сибири. Здесь 18 лет тому назад, ещё священником, начал он свои миссионерские труды. Любимые им алеуты радовались, как дети. После литургии в построенной им Вознесенской церкви и проповеди они преподнесли дорогому архипастырю трогательный подарок: чрезвычайно искусно вытканные из древесных корней и различных трав орлецы — коврики, подстилаемые под ноги архиерею во время церковной службы. В том же году епископ Иннокентий начал сооружение Миссионерского Дома в городе Ситка. Сегодня это старейшая постройка на Аляске — с часовней, освященной в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Спустя два года на Ситке началась сооружение нового собора в честь Архангела Михаила. Несмотря на многие труды, епископ Иннокентий нашел время изготовить часы, которые украсили соборную колокольню. 20 ноября 1848 года храм был освящен. А спустя два года известный иконописец из Санкт-Петербурга Владимир Боровиковский пожертвовал собору одну из самых почитаемых в Америке святынь — чудотворную икону Божией Матери Казанскую, больше известную сегодня как Ситкинская. Среди верующих Аляски бытует верование, что именно взгляд Божией Матери восстановил здоровье тем, кто с верою и молитвой притекал к Ситкинской иконе. После молитвы перед этим образом, среди других бывших чудес, многие получили исцеление глаз. Святитель Иннокентий был замечательным проповедником и постоянно наставлял прихожан. Во время многочисленных поездок изучал язык островитян, так мало схожий с языками Старого Света, быт и нравы народов, среди которых проповедовал; составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка, перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. В 1868 году, когда святитель Иннокентий стал митрополитом Московским, произошло значительное для него и для России событие: земли Русской Америки были проданы Соединенным Штатам. Первые и самые любимые прихожане святителя, алеуты и колоши, стали гражданами другого государства.

Как живет и верит Аляска

В год столетия становления Православия в Америке в 1894 году епархиальные власти вспомнили преподобного Германа и поставили над его могилой памятник. А ещё двумя годами раньше епископ Николай (Зиоров) после посещения Нового Валаама распорядился сделать все необходимое для вскрытия мощей преп. Германа и построить над его могилой часовню во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских. По обретению мощей небесного покровителя Аляски они были положены в храме Воскресения Господня, где покоятся и ныне. «Сегодня на Аляске живет около тридцати тысяч православных верующих, все англоязычные, многие американцы. Соответственно и служат в храмах по-английски с добавлением эскимосского, алеутского, атабасского языков. Благодаря монахам-миссионерам у них осталась и сохранилась тяга к русскому Православию.

Шестьдесят приходов на Аляске входят в юрисдикцию Американской Православной Церкви, три прихода — Антиохийской Церкви, один приход — греческий, — продолжает отец Вениамин. — На Еловом острове находится скит во имя Архистратига Михаила, в котором подвизаются двое монахов — отец Мартирий и отец Андрей, на острове святого Нила — женская обитель из трех монахинь. В Православной семинария во имя преподобного Германа Аляскинского на острове Кадьяк обучаются будущие местные православные — атабаски, алеуты, эскимосы». Это рассказывает Джорданвилльский насельник монах Вениамин (Гомартели), проведший на Аляске 15 лет. Поселился он в лесу недалеко от деревеньке с поэтичным названием — Виллоу — «верба», жил в тишине, молился и трудился. Отец Вениамин, как и две сотни лет назад преподобный Герман, поселился поначалу в старенькой крошечной избушке. И была она столько мала, что встать в ней в полный рост было невозможно. Со временем к избушке он сделал пристройку и там провел суровую зиму, когда воздух на улице, словно «открытый космос», а пилу при температуре минус пятьдесят с лишним заводил разве что в доме, и с уже работавшим агрегатом шел в лес — пилить дрова. Продукты из города привозили летом на лошади, а зимой на снегоходе или собаках, если последний не заводился.

Но те, что недавно приехал из России, выбирают на жительство города большие, как Анкоридж. Вот туда, служить по-церковнославянски, специально для новоприезжих, лет шесть назад из Москвы прислали батюшку — выпускника Московской духовной академии и Свято-Тихоновской семинарии в Пенсильвании протоиерея Даниила Андреюка. Батюшка основал приход-миссию в Анкоридже в честь св. патриарха Тихона и преп. Алексея Зосимовского для вновь приезжих.

Но случилось непредвиденное: на службы стали приходить все больше эскимосы, алеуты да атабаски. По-славянски они не понимали, зато в интонациях богослужения им все было близко и знакомо. И понял отец Даниил, что постоянно служить здесь надо все-таки хотя бы наполовину по-английски. Но на этом не успокоился. Сын сельского священника из Белоруссии поставил себе цель построить новый большой храм. На месте будущей церкви каждую неделю стал служить молебен. Тут пожилой американец протестант продал ему в рассрочку семь акров земли в столице с видом на море и разрешил сразу же начать строительство. И за год отец Даниил построил храм почти без долгов. «Прихожане возводили стены, покрыли потолок, мы с индейцем сделали купол, — рассказывает отец Вениамин. — Батюшке пожертвовали плитку, а поляк-католик бесплатно выложил ею пол в церкви. Отец Даниил постоянно находил трудников и благотворителей. Ему помогали вожди племен и индейских корпораций, потому что видели, что это человек дела, и он строит храм». Многие удивлялись, откуда деньги? Отец Даниил только отшучивался… И никогда не говорил, что молится.

В 2007 году церковь освятили во имя священноисповедника Патриарха Московского Тихона и преподобного Алексия, старца Зосимовского. Последние годы на Пасху храм собирает до трехсот человек — американцев, эскимосов, индейцев, креолов, русских. Приняв Православие, в быту аляскинские индейцы, при этом, сохранили свои вековые традиции. В последний путь усопших они по-прежнему провожают не на знакомом нам кладбище, а строят для почившего «спирит хаус», — «дом, где обитает дух». Такой домик, увенчанный по православному крестом, имеют право строить только родные усопшего. Потому и домики, где «обитает дух почившего», заметно разнятся с точки зрения как дизайна, так и мастерства строителя. Сегодня православная Аляска живет в ожидании перемен.
С избранием главой Американской Православной Церкви монахолюбивого митрополита Ионы, духовного воспитанника Валаамской — не промыслительно ли! — обители, и назначением на Аляскинскую кафедру епископа Герасима, который хорошо знает и любит Аляску, церковную жизнь на полуострове ждет время духовного расцвета. Его так долго и терпеливо ждали последние годы православные христиане полуострова, какой бы национальности они не были.

Макдональд Джеффри

Обзор истории Православия на Аляске

После появления первых русских торговцев пушниной и моряков на Аляске (до середины XVIII в.), они постепенно стали осваивать алеутские острова и побережье полуострова. На судах присутствовали в том числе и корабельные священники. И тогда они некоторых алеутов обратили, но это было еще такое индивидуальное обращение в Православие, неорганизованное.

В 1780 годах Григорий Шелихов завоевал Кадьякские острова и в бухте Трех святых основал поселение.

В 1795 году Екатерина II направила на Аляску группу монахов-миссионеров из Валаамского монастыря. Они прибыли на остров Кадьяк, где русские основали колонию под названием Гавань святого Павла. Теперь этот город тоже называется Кадьяк. Помимо гражданского населения сейчас там располагаются база американских морских пограничников.

Некоторые из этих миссионеров были священниками и крестили тысячи людей. Одним из них был иеромонах Ювеналий, и во время миссионерской поездки он был убит местными жителями. Место его гибели точно не известно.

В городе Гавань Святого Павла был основан детский дом и школа, в которой помимо религиозного образования учили также и практическим навыкам, таким, как навигация и другим подобным предметам.

Но, однако, постепенно назрел конфликт между администрацией Русско-американской компании (она была частной торговой корпорацией) и монахами-миссионерами. Суть конфликта состояла в том, что монахи заступались за местных жителей, которых спаивали и притесняли торговцы. В результате этого конфликта компания урезала фонды на миссионерскую деятельность, и, в конце концов, на Аляске остался только один монах по имени Герман, который сейчас известен как преподобный Герман Аляскинский. Он покинул гавань Святого Павла и поселился на маленьком островке - острове Еловом, где жил один в безмолвии, как подвижник-исихаст. Он был не священником, а простым монахом, не мог совершать службы, но, тем не менее, интересно, что из всех миссионеров раннего периода народы Аляски помнят только преподобного Германа. И не только помнят, но любят и почитают. Для алеутов и эскимосов святой Герман - главный молитвенник. В мирском смысле он систематической миссионерской деятельностью не занимался, но был человеком очень высокой личной святости, уже при своей жизни совершил много чудес. И сейчас, спустя века после его кончины, алеуты и эскимосы приходят со своими бедами и проблемами помолиться на место его могилы, собирают с нее землю и получают исцеления и решение своих проблем.

Долгое время преподобный Герман внешним миром был забыт. Его широкое почитание началось после его канонизации Православной Церковью в Америке в 1960 году.

Вторая важная фаза миссионерской деятельности началась с прибытием на Аляску священника Иоанна Вениаминова. Он прибыл на остров Уналашка, построил прекрасную церковь, в которой и служил. Отец Иоанн был человеком разнообразных дарований, в том числе одарен как инженер-механик. Помимо неустанной миссионерской работы он оставил много этнографических записок, и был избран почетным членом Петербургского Этнографического общества. Он выучил местные языки и начал переводить Священное Писание. Им было переведено огромное количество текстов.

В конце концов, Русско-Американская компания перевела свою столицу из Кадьяка в Ситху. Индейцы ситхи, которых называли колоши (или тлинкиты), в отличие от кротких алеутов и эскимосов, были воинственными язычниками. Например, некоторые шаманы алеутов и эскимосов предвидели приход миссионеров и наставляли свой народ идти и получить от них веру в истинного Бога. У индейцев такого не было. Священник Иоанн Вениаминов, приехав в Ситху, построил кафедральный собор, изучил очень сложный язык индейцев колошей и начал переводить на него Священное Писание. Через несколько многотрудных лет он поехал в Петербург, чтобы получить разрешение на опубликование своих переводов. Во время этого многомесячного путешествия его жена скончалась, и его постригли в монахи именем Иннокентий и хиротонисали во епископы.

Владыка Иннокентий вернулся в Ситху и продолжил миссионерскую деятельность в своей епархии, основал школу. К сожалению, построенный им храм был деревянным, и в 1990-е годы сгорел. Он рукоположил первого местного священника, отца Иакова Нецветова, который был наполовину алеут, наполовину русский. Отец Иаков работал среди алеутского народа, был направлен к эскимосам-юпикам, и с 1840-х по 1860-е годы перенес центр миссии в деревню, которая до сих пор носит название «Русская миссия». Он евангелизировал в этих районах не только эскимосов, но и индейцев.

В 1867 году Россия продала Аляску американскому правительству, и многие русские священнослужители покинули Аляску. Это было очень хаотичное время, долгое время там присутствовали только охотники на пушнину и золотодобытчики, представители американского правительства поначалу отсутствовали. Конечно, церковная миссия от этого очень пострадала.

В это время епископа Иннокентия избрали митрополитом Московским, и он основал в Москве Миссионерское общество. Усилиями русских миссионеров продолжилось распространение Православия на Аляске, и вскоре работа этого общества превзошла ту деятельность, которая проводилась в те времена, когда Аляска еще принадлежала России. Многие церковные здания были построены там как раз в это время. По всей Аляске было основано более 45 школ и две семинарии, Церковь процветала. Аляскинский епископ перенес центр епархии из Ситхи в Сан-Франциско, и началась новая миссия уже на основной территории США по обращению в православие эмигрантов, прибывавших из Восточной Европы. Усилиями миссии более 100 000 униатов вернулось в Православие. Таким образом, оказалось, что в континентальных штатах сделалось гораздо больше православных, чем на Аляске.

Уже в ХХ в. епископом американским стал святой Тихон. Он сновал много монастырей, семинарий, школ. Основную финансовую поддержку миссия в это время получала из Русского миссионерского общества.

На Аляске период упадка начался между 1910 и 1913 годами. Американское правительство приняло решение, что они должны, наконец, дать настоящее образование народам Севера. Аляска была поделена меду разными протестантскими группами, где они могли беспрепятственно совершать свою миссию, просвещая темных местных жителей. Алеутские острова достались методистам, Кадьяк достался баптистам, Ситха достались пресвитерианам, Юпики достались моравским братьям. Миссии получали финансовую поддержку американского правительства. Были организованы школы-интернаты, детей забирали у родителей и держали безвыездно в общежитиях, заставляя их получать настоящее американское образование. С 1910 года американские миссионеры убедили американское правительство насильно закрыть все русские школы. Для тогдашних протестантов Православие практически приравнивалось к язычеству, и они старались перекрыть все источники его распространения. Они также хотели, чтобы люди перестали говорить на местных языках, а говорили на «нормальном цивилизованном», т. е. английском языке. Моравские братья хотели также изменить местную экономику, чтобы она не зависела полностью от охоты и рыбной ловли, что им, конечно, не очень удалось. Результатом подобных усилий парадоксальным образом стало то, что остававшиеся еще языческими деревни сделались православными.

Православные миссии использовали местные языки, готовили местных жителей к священству, уважали местные традиции. Православные видели, что не все в местной дохристианской жизни нужно бездумно уничтожать, поэтому даже шаманы во многом подготовили людей к тому, чтобы они приняли христианство.

В 1917 году произошел большевистский переворот. Это было катастрофой не только для России но и для американской православной миссии. Многие священники вернулись в Россию. Финансирование мгновенно было прекращено. И на Аляске, и в континентальных штатах вся административная структура Церкви разрушилась, большинство церковных учреждений закрылось. Церковь раскололась на многие этнические группировки, которые занимались в основном сохранением своей собственности. Это разделение совершенно исказило направление деятельности Церкви: вместо того, чтобы быть миссионерской Церковью, которая направлена на внешний мир, она превратилась в множественные этнические группировки, заинтересованные в основном в тем, как сохранить свое культурное наследие, понимавшееся к тому же весьма узко: в основном народные обычаи, а не высокую культуру.

Кроме того, для эмигрантской психологии характерно желание влиться, вписаться в культуру страны, в которую люди въехали, ничем не выделяться и не пытаться эту культуру изменять. Таким образом, после революции миссия постепенно сходила на нет.

Но постепенно происходили следующие процессы: с одной стороны, Церкви научились создавать механизмы поддержания своей собственной жизни, а с другой стороны, новые поколения, родившиеся в Америке, больше думали не о своей национальной принадлежности, а о религиозном содержании своей веры. Вернулось понимание того, что необходимо поддерживать миссионерскую работу на Аляске.

В 1960-х годах открылась маленькая миссионерская школа в Ситхе. В 1973 году открылась большая семинария на Кадьяке. «Большая», конечно, по местным меркам: в ней обучалось около 20 студентов вместо двух. В ней я как раз и преподавал. Мы прилагали усилия, чтобы к нам поступали именно местные жители. Территория расселения эскимосов-юпиков (самого многочисленного православного народа Аляски) никогда не находилась под прямым русским административным управлением, и большая часть клириков миссии состояла в основном из алеутов. И теперь по-прежнему территория юпиков - это самая большая территория на Аляске, где народ обращен в Православие, и самая благочестивая.

Во время периода упадка на всей Аляске было от 4 до 9 священников, сейчас - около 90 приходов, 35 священников и больше 100 чтецов с семинарским образованием. Там, где нет священников, богослужение проводят чтецы. Большинство священников - из местных жителей, поэтому они могут жить в деревне, которая по-прежнему существует благодаря рыболовству и охоте.

К сожалению, американское правительство по-прежнему не слишком расположено к Православию на Аляске. Но если раньше навязывался английский язык и протестантизм, то теперь вызрело новое понимание. Местные языки и культура всячески поощряются, а вместе с ними народу навязывается давно отмершее язычество в виде шаманизма. Считается, что белые люди виноваты в насилии над местными жителями, так что теперь они обязаны вернуть их к их первобытному состоянию - т. е. к язычеству. Но сами местные жители твердо держатся православия и не хотят от него отступать.

О современном положении Православной Церкви на Аляске

- На каком языке совершаются богослужения?

До сих пор еще остается много людей, которые говорят на русском языке. И славянский язык используется на богослужениях по всей Аляске. Кроме того, служат на английском и на местных языках.

- А в процентном отношении сколько на Аляске православных и протестантов?

Если говорить о местных жителях, алеутах и эскимосах, то по большей части они живут в деревнях и среди них большинство православных, хотя протестантские миссии работают и там. Но большинство населения Аляски - белые американцы, большие города в основном - чисто американские. Это более 75% населения всего штата Аляска. Городские алеуты также сохраняют Православие.

- Они говорят по-русски?

Некоторые говорят между собой, но это очень «простой» русский… С русскими они на нем говорить стесняются, потому что говорят плохо.
Можно я расскажу вам историю? В село Старая Гавань, которая раньше называлась Бухта Трех святых, прибыла баптистская миссионерша и жила там некоторое время, пытаясь обратить православных в баптизм. Небольшое количество людей она все-таки убедила в том, что они должны принять новое баптистское крещение, которое она назначила на Страстную Пятницу 1964 года. В этот день на Аляске произошло громадное землетрясение. Волна цунами смыла с лица земли всю деревню кроме здания храма. На этом баптистская миссия в этом месте закончилась. Миссионершу с позором выгнали из села.

- Есть ли православные среди индейцев?

Среди индейцев тоже встречаются православные. Но русские успели обратить в Православие лишь некоторую часть индейцев (в основном тлинкитов), в то время как другие были обращены в пресвитерианство уже после ухода русских с Аляски. Когда началось американское государственное участие в миссионерской деятельности, система образования на Аляске была построена на том, чтобы детей отнимать у родителей и заставлять их говорить только на английском. Это вызвало целый ряд психологических и социальных проблем. Люди до сих пор продолжают на большей части Аляски говорить на местных языках. Меньше в городах, которые больше англизированы, в больше - в деревнях и селах.

Я прочитал недавно, что Аляска не была продана, а была сдана в аренду на определенное количество лет. Но русское правительство и с советские годы не претендовало на Аляску. Как правительство самой Аляски смотрит на это?

Я точно не могу сказать, но мне кажется, что это, скорее всего, неверно, потому что такие документы внимательно изучаются и про это никто не писал.

- Каковы взаимоотношения с Русской Православной Церковью?

Православная Церковь Аляски - часть Православной Церкви в Америке. Отношения хорошие. Русская Церковь в 1970 году предоставила Американской Православной Церкви автокефалию, т.е. независимость. На 200-летие Православия в Америке приезжал Патриарх Алексий II. Он посетил Аляску и, в частности, Кадьяк, где тогда жил и я.

- Какова архитектура аляскинский церквей?

На Аляске встречаются три архитектурных стиля. Есть очень красивые русские церкви, есть деревянные храмы из бревен, построенные местными жителями, и есть церкви нового стиля, условно называемого стилем «аэродромных ангаров», которые сейчас строят в деревнях. Они большие, но не слишком красивые.

- В чем живут на Аляске? В ярангах, чумах?

Иглу, это там совсем на Севере, внутри полярного круга, и только на время охоты. В иглу вообще-то можно прожить не более трех дней, потому что от дыхания в ней все обледенеет. Традиционные дома местных жителей называются бараболы, это - землянки. До сих пор в некоторых местах стоит храм, а вокруг - землянки. Затем был постепенный переход к бревенчатым избам, и потом уже к более европейским домам.

По социальной программе американского правительства на Аляску привозят дома, состоящие из блоков, щитовые.

- Как местные жители относятся к русскому прошлому?

Не вся территория была освоена русскими, в основном - Кадьяк и побережье. Тамошние жители очень гордятся своим русским прошлым.

- Есть ли секты на Аляске, и проводят ли они там активную миссионерскую деятельность?

В городах, конечно, есть, а в деревнях и селах никаких сект нет. Кадьяк - один из центров мунизма. Муну принадлежит громадная собственность в Кадьяке, например, консервные заводы. Но муниты вкладывают там деньги в свои экономические проекты, а прозелитизмом не занимаются: не хотят, чтобы люди особенно обращали внимание на то, что они там есть. Я никогда не видел на Аляске мунитов, которые бы занимались вербовкой на улице.

- Где находится центр епархии?

Официально резиденция епископа находится в Ситхе. Но епархиальное управление находится в Анкоридже, это самый большой транспортный узел штата. Прежний епископ Григорий (Афонский), был ученым человеком и преподавал в семинарии. Поэтому большую часть времени он жил на Кадьяке при семинарии. Сейчас он на покое. Где чаще всего живет новый епископ, я не знаю.

- Есть ли РПЦЗ на Аляске?

Нет, Зарубежная Церковь, когда еще была в расколе, пыталась обосноваться на Аляске, но местные жители их не приняли. Единственным исключением стал один бывший священник (игумен) Зарубежной Церкви, который был изгнан за грубые моральные нарушения. Уже когда он со своей небольшой монашеской калифорнийской общиной был «в свободном полете», он купил несколько гектаров земли в Монашеской Гавани и даже на острове Еловый и поселил там нескольких своих монахов. Зарубежный епископ Антоний Сан-Францисский связался с епископом Григорием Аляскинским и сказал, что «это не наш, не принимайте его». Впрочем, эта раскольническая группа на Аляске не прижилась и вскоре покинула ее.

- Каких еще святых, кроме Германа Аляскинского, почитают православные на Аляске?

Святой Иннокентий, митрополит Московский, его часто называют аляскинским апостолом. Святой Ювеналий мученик. Еще один молодой человек, почти мальчик, алеут, со своими товарищами охотился на котиков у берегов Калифорнии. Там их всех задержали испанские францисканцы и потребовали, чтобы они отреклись от Православия и сделались римо-католиками. Вся группа отказалась, их подвергли пыткам, от которых этот молодой человек, Петр Алеутский, скончался. Ему отрезали пальцы, один за другим, и он истек кровью. Остальных смогло освободить русское правительство через дипломатические каналы.

- А почитают ли они наших русских святых?

Конечно, их точно так же почитают. Есть храмы, посвященные свт. Николаю.

- Очень ли холодно на Аляске?

По-разному. Аляска очень большая. Кадьяк, например, омывается тихоокеанским теплым течением, там не слишком холодно и очень часто льют дожди.

Приводится в сокращении


«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 19-20).

В прошлом номере газеты мы опубликовали заметку о празднике в Петъялах, на котором архиепископу Йошкар-Олинскому и Марийскому Иоанну сослужили два православных священника с Аляски - отец Михаил и отец Даниил. Много необычного открыли для себя батюшки на сельском приходе в российской глубинке. Живая, теплая вера простого народа, святыни нашего края произвели на них глубокое впечатление. Да и в целом поездку эту в храм святителя Гурия, архиепископа Казанского, в день Собора Казанских святых вряд ли можно назвать случайной, ведь освоение Аляски русскими переселенцами началось в далеком XVI веке именно с Казанской земли…

Первопроходцы

В 1552 году войска Иоанна Грозного взяли Казань, открыв дорогу русскому движению на Восток. В 1581 году «лихой козак» Ермак Тимофеевич перешел за Урал и «прорубил окно в Сибирь», разгромив войска сибирского хана Кучума. В XVII веке казаки-первопроходцы, дви­­гаясь далее на восток, осваивали все новые и новые земли, и уже в 1648 году мореплаватель Семен Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой. В 1697-1699 годах экспедиция В. Атласова положила начало продвижению русских «охочих» людей на Аляску.

Перебираясь на Аляску, русские переселенцы оседали там, строили города (Кадьяк, Ситка), прививали русский уклад жизни, культуру и грамотность коренному населению Аляски - алеутам. До сих пор в самом северном штате Америки можно встретить следы русской культуры: отец Михаил, увидев в Петъялах на праздничной трапезе самовар, сказал, что это чисто русское изобретение он видит второй раз в жизни, впервые это произошло на Аляске… в музее.
Спасибо Дасе

Занимаясь в основном промыслом - охотой на северо­американского бобра и котика, русские переселенцы продвигались на юг по западному побережью Северной Америки и дошли до полуострова Калифорния, где столкнулись с потомками испанских конкистадоров, которые преградили путь естественному продвижению русских на юг Америки. Здесь нашими соотечественниками была основана крепость Форт Росс. Многие реки в Калифорнии до сих пор носят русские названия.

Семена
православной веры

Православие на Аляску пришло с первыми русскими переселенцами, которых, как и «русскую веру», коренные жители Аляски встретили доброжелательно. Принятие Православия алеутами происходило мирным путем, так как русские жили с ними бок о бок, подчас выбирая себе в жены девушек из местных племен. Православная вера не насаждалась силой, но привлекала коренных жителей красотой и благочестием. И здесь небезынтересно будет сделать отступление и сравнить подходы и плоды католической, протестант­ской и православной миссий на американском континенте.

Католичество, всегда стремящееся к жесткой церковно-административной системе, насаждалось испанскими конкистадорами среди индейцев Латинской Америки большей частью силой. В то время богослужение у католиков велось исключительно на латинском языке, что вызвало отчуждение у коренного населения Америки. Поэтому сегодня индейцы «католической традиции» фактически являются двоеверами - полукатоликами, полуязычниками. Сами испанцы, после времен жестоких гонений конкистадоров Кортеса на индейцев, в конце концов ассимилировались с ними, составив многонациональный конгломерат из мулатов, метисов, самбо и других смешанных народностей.

Протестантизм, занесенный в Америку из Англии и Франции, усмотрел в своем переселении из Европы аналогию с ветхозаветным исходом израильского народа из Египта и вселением его в Ханаан. А потому, что Бог повелел евреям делать с язычниками в Ханаане, то же самое стали делать и протестанты в Америке с индейцами - не обращать их в христианство, а истреблять и загонять остатки исконных хозяев Нового Света в резервации. Не удивительно поэтому, что северо-американский протестантизм породил секты адвентистов, иеговистов и мормонов, которые сугубо привержены Ветхому Завету. Потомки англосаксов, исповедующих протестантизм, так и не смешались с коренным индейским населением.

Православие в Америке пошло по иному пути… Начало православной миссии на Аляске положили монахи Валаамского монастыря, которые в 1787 году обосновались на острове Кадьяк. В 1794 году на острове Еловом поселился валаамский монах Герман, который проповедовал алеутам Евангелие и заботился об их осиротевших детях. В 1836 году он преставился, а на его мощах стали происходить исцеления. Алеуты и по сей день чтят его память. Любопытно заметить, что духовным наставником как преподобного Германа, так и горячо любимого нами батюшки Серафима Саровского был ныне прославленный в лике преподобных саровский старец Назарий, направленный затем на восстановление пришедшего в то время в запустение Валаамского монастыря.

Апостол Сибири
и Америки

Но особенно широко православная миссия на Аляске развернулась благодаря трудам архиепископа Иннокентия (Вениаминова), будущего митрополита Московского. В 1840 году он стал первым епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. Святитель Иннокентий составил алеутскую азбуку и перевел Евангелие на алеутский язык. При этом он столкнулся с такими переводческими трудностями, с которыми без помощи Божией просто новозможно справиться.

Например, как перевести такие слова Христа, как «Я есть хлеб жизни» (Ин. 6, 48). Для нас это понятно, но алеуты во времена святителя Иннокентия не ели хлеба, основным продуктом их питания всегда была рыба. Так и пришлось перевести: «Я есть рыба жизни», - как для китайцев, вьетнамцев и других народностей Юго-Восточной Азии приходится переводить эти слова «Я есть рис жизни».

Или другой пример… Как перевести слово «крест», если в языке алеутов вообще нет такого понятия? Поэтому и пришлось оставить слово «крест», таким, какое оно есть. Даже и в наше время Библейское общество, составляя переводы Священного Писания на языки малых народов Севера, не переводит это слово, а добавляет в примечаниях рисунок креста с комментариями. А всем, кто интересуется проблемой миссионерства среди малых народов Севера, стоит прочитать познавательную повесть Н. Лескова «На краю света».

С 1867 года Аляска стала принадлежать США, но с этим православная миссия среди алеутов не прекратилась. В калифорнийском городе Сан-Франциско была основана епархия, которая объединила всех православных, живших в то время в Америке. С 1898 по 1907 год епископом Аляски был святитель Тихон, будущий Патриарх Московский и всея Руси. По его благословению православные службы на Аляске были переведены на английский язык.

После бури

Революционная буря в России выбросила на американский берег многих русских православных христиан. Среди них оказались и дедушка с бабушкой отца Михаила, которые бежали от ужасов революции и гражданской войны из Белоруссии на Аляску в 1921 году. Вторая волна русских эмигрантов в Америку началась после Второй мировой войны. Люди бежали сюда из стран, попавших под влияние Советского Союза и утвердивших у себя коммунистические режимы (государства Восточной Европы и Китай). В Америку переселились ученики последних оптинских старцев, профессора богословия из Парижа, православная эмиграция из китайского Шанхая.

Русское Православие, напитав американскую почву благодатными росами, произрастило такого известного в православном мире богослова, как иеромонах Серафим (Роуз). Благодаря его трудам было основано Валаамское общество Америки, возрожден журнал «Русский паломник», прославлен в лике святых преподобный Герман Аляскинский.

«Последний рубеж»

Такое, хотя и не официальное, но глубоко символичное прозвище обрела Аляска среди других североамериканских штатов. Несмотря на появление американских протестантов на островах сразу же после знаменитой сделки с Америкой, маковки православных церквей до сих пор возвышаются над деревнями по всей Аляске. Более того, многие говорят сегодня о возрождении здесь Православной Церкви, которой когда-то предсказывали полное забытье.

Так, в Анкоридже, крупнейшем деловом, торгово-транспортном центре штата (откуда, собственно, и прибыли наши гости), недавно был воздвигнут новый православный храм - кафедральный собор святителя Иннокентия. Его строительство стало необходимым из-за все возрастающего количества паствы.

Сегодня на Аляске проживает около 600 тысяч человек. Православную веру исповедуют в основном алеуты и русские переселенцы, но есть православные и среди других американцев. На Аляске 94 православных прихода и 34 православных священника, поэтому в среднем на каждого священника приходится 3 прихода, и они служат там по очереди. В праздничные и воскресные дни в храмах бывает до 50-60 человек.

56,17 Kb

Храмы на Аляске почти все деревянные, и не потому, что не хватает средств на возведение каменных: просто на Аляске нередко бывают землетрясения, каменные здания дают трещины, а древесина выдерживает. Внутреннее убранство православных храмов на Аляске не отличается от наших. Скамеек, как в некоторых западных православных приходах, нет. Богослужение ведется в основном на английском языке, но также на русском и на алеутском.

Священническое служение, как и в России, имеет свои трудности. Священников в школы к детям не пускают. Если, например, у учителя в школе будет обнаружена Библия или другая религиозная книга, то на него могут подать в суд за проповедь религии в стенах школы. Священнику в Америке приходится быть очень тактичным и строго соблюдать все ограничения. Если наши батюшки щедро кропят своих прихожан по праздникам святой водой, то в Америке за это можно схлопотать штраф в 500 долларов, так как такое обильное кропление воспринимается там как оскорбление личности.

На Аляске практически нет святых источников - кругом частная собственность, и священник не может их освятить без ведома хозяина. Поэтому купание в источниках на Аляске не принято. Тем удивительнее для батюшек из Америки было узнать, что у нас в Петъялах купаются в источниках круглый год.

141,09 Kb Впрочем, говорят, что Аляска существенно отличается от всех других штатов Америки. Сказывается российское прошлое. Даже в Анкоридже, население которого составляет 250 тысяч человек, возникает ощущение маленькой деревни, где все люди друг друга знают, очень доброжелательны и здороваются даже с незнакомыми. А храм святого Иннокентия, построенный в восьмидесятые годы теперь уже прошлого столетия и расположенный в одном из тихих спальных районов города, многие обоснованно считают знаковым местом. Деревянный, типично русской архитектуры, словно парящий над окружающими его деревьями на фоне высоких гор вдали, он являет собой своеобразный символ возрождения Православия на Американской земле.

Николай Пирогов,

Г. Волжск.
«Мироносицкий вестник»