Структура командно административной системы в ссср. Формирование административно-командной системы в ссср. Основные черты командно-административной

  • Аграрная и земельная реформы как неотъемлемое звено экономических реформ: понятия, исторические, идеологические и социально-экономические предпосылки
  • Администрация Президента РФ: понятие, правовы основы, внутренняя структура.
  • Командно-административная система управления - это централизованное государственное управление, которое заставляет все предприятия выполнять плановые директивы (обязательные задания) с помощью приказов и других внеэкономических методов.

    Предпосылки становления административно-командной системы

    Такая форма государственной системы первоначально затрагивала только хозяйственную сферу, однако ее эффективность в глазах большевиков, со временем поспособствовала ее внедрению в социальную структуру общества.

    Основой для становления командной системы стала исключительная доминирующая роль коммунистической партии, властные амбиции верхушки ВКП (б) и полное отсутствие сопротивления оппозиционных сил. Прикрываясь наставлениями Ленина и искаженными догмами марксизма, партийное руководство ВКП (б) создавало изолированное государство, которое только на теории могло называться социалистическим.

    Для контроля над населением была введена система карательных органов НКВД, представители которой очищали общество от «врагов социализма», под категорию которых попадал каждый третий гражданин.

    Командно-административная система создала экономику, основной целью которой является поддержание и содержание властных структур. Любое сравнение с рыночной экономикой показывает, что подобный тип экономики абсолютно неконкурентоспособен

    Основные этапы в развитии советской командно-административной системы

    За исторически короткий период существования СССР были испробованы различные формы организации государственной экономики и даже предпринимались попытки совместить социализм с рынком. Экономические неудачи в итоге вынудили советское руководство в середине 80-х гг. начать довольно радикальный отход от ортодоксального марксизма в рамках политики перестройки.

    Поэтому путь, который прошла советская экономика до начала перестройки - это поучительный для экономической теории опыт, демонстрирующий исторически ограниченные возможности командно-административного управления народным хозяйством.

    В экономической истории СССР до 1985 г. можно выделить четыре этапа.

    На первом этапе (1918-1921 гг.) была предпринята попытка непосредственно воплотить в жизнь марксистскую доктрину. Экономическая политика, позднее получившая название «военного коммунизма», была направлена на немедленную и принудительную ликвидацию, частной собственности и «товарно-денежных отношений» (так в марксистской теории обычно называли рыночные отношения, инструменты и механизмы - деньги, цены, кредит и т. д.). На их место приходили отношения натурального обмена между предприятиями и бесплатное предоставление многих товаров и услуг населению (продуктовые пайки, бесплатный проезд в городском транспорте и т. д.). Большинство банков и других финансовых учреждений были закрыты. Сельскохозяйственная продукция насильственно изымалась у крестьян, получавших в обмен низкокачественные промышленные товары из города. Частная торговля, особенно «спекуляция» (перепродажа товаров с целью получения дохода) каралась очень жестоко.



    «Военный коммунизм» в сочетании с Гражданской войной обернулся экономической катастрофой, которая поставила под угрозу Советскую власть.

    В этих условиях по инициативе Ленина в 1921 г. была провозглашена «новая экономическая политика» (НЭП), что стало началом второго этапа в развитии советской экономики.

    Вводя НЭП, советское руководство не отказывалось от ортодоксально-марксистских представлений, но откладывало реализацию социалистических принципов до того времени, когда будет достигнута определенная стабилизация экономики. Поэтому были разрешены торговля, мелкое и среднее частное производство, наем работников, рыночное ценообразование, биржи, банки, иностранные концессии и другие механизмы и институты рынка. При этом государство сохраняло за собой «командные высоты», то есть полный контроль над тяжелой промышленностью. НЭП действительно способствовал оживлению экономики, развитию промышленности (преимущественно легкой), росту сельского хозяйства и некоторому подъему жизненного уровня народа.



    Замечательной заслугой хозяйственных руководителей тех лет была стабилизация финансов на основе денежной реформы и введения в обращение твердой валюты - червонца, который котировался на зарубежных рынках наряду с валютами ведущих западных стран.

    Однако НЭП продолжался недолго - до конца 20-х гг. Он был свернут потому, что объективно подрывал монополию партии на власть, а также потому, что руководство страны взяло курс на форсированную индустриализацию и милитаризацию.

    Начался третий этап - период сталинской диктатуры, продолжавшийся с конца 20-х гг. до 1953 г. Сталинская система в наиболее полном виде воплотила сущностные черты социализма как особой экономической модели - тотальное господство государства и планирование всей хозяйственной деятельности. В этот период экономическая деятельность велась исключительно на основе плановых заданий, которые исходили из политически обусловленных партийных требований и установок. Главной задачей было создание сильной армии. Поэтому в сталинский период основой советской экономики стала мощная военная промышленность. Сельское хозяйство подверглось принудительной коллективизации, т. е. фактически огосударствлению и превращению в часть командно-административной экономики.

    Рыночные отношения, естественно, не находили места в сталинской системе. В частности, деньги не выполняли тех функций, которые им присущи в рыночной экономике. Исключение составляли только оплата труда и сфера потребления - покупка населением товаров и услуг, но и здесь способность денег выступать в качестве средства обращения была ограниченной из-за отсутствия многих товаров в открытой торговле и распространения всевозможных форм внерыночного распределения товаров и услуг. В остальных же сферах экономики деньги и связанные с ними финансово-ценовые инструменты (цены, кредит и т. д.) играли исключительно контрольно-учетную роль. Они служили для измерения продукции при выдаче плановых заданий и отчетности по плану, для измерения совокупного общественного продукта и других народнохозяйственных показателей, а также для дополнительного контроля за движением материальных ресурсов.

    В течение всего сталинского периода (естественно, за исключением военных лет) советская экономика поддерживала очень высокие темпы роста. В экономике произошли огромные структурные сдвиги - практически с нуля были созданы многие современные отрасли производства. В эти годы норма накопления, т. е. та доля национального дохода, которая идет не на потребление, а на инвестиции, официально составляла 25-27% (а на самом деле еще больше) и была самой высокой в мире.

    Быстрое развитие экономики обеспечивалось также наличием практически неисчерпаемых запасов природных ресурсов, использованием рабского труда миллионов заключенных ГУЛАГа и жестокой эксплуатацией городского и особенно сельского населения. Современные исследователи отмечают, что основным законом сталинской экономики была максимизация темпов роста тяжёлой промышленности за счет максимизации потребления всех видов ресурсов: труда, капиталовложений, сырья, основных фондов, земли. В природе сталинской модели - чрезвычайно высокая ресурсоемкость. Поэтому она может «работать», как правило, только в больших и богатых сырьем странах, например, в СССР и Китае, а в других государствах обычно силой поддерживается извне.

    Сталинизм вызвал такое перенапряжение сил всего общества, что сразу после смерти диктатора новое руководство было вынуждено «ослабить гайки».

    В 1953 г. советская экономика вступила в четвертый этап - период зрелого социализма и относительной стабильности - который продолжался до середины 80-х гг.

    Для этого периода характерен отход советского руководства от наиболее одиозных проявлений сталинизма - массовых репрессий, жестокой эксплуатации населения, закрытости от внешнего мира и т. п. К концу 70-х -началу 80-х гг. даже стал ослабевать стержень социалистической экономики - командно-административный контроль над производством и распределением. Но в течение всего периода советская экономика сохранила сущностные черты, заложенные при Сталине.

    С середины 50-х до середины 60-х гг., в период правления Н.С. Хрущева, быстро росли новые отрасли промышленности, связанные с научно-техническим прогрессом, а также отрасли потребительского сектора. Но уже в это время народное хозяйство СССР столкнулось с исчерпанием ресурсной базы и потребностью в переходе к интенсивному типу развития. Поэтому на рубеже 50-х и 60-х гг. в научной печати началась дискуссия «о совершенствовании методов социалистического планирования», в центре которой стоял вопрос о том, как сочетать соблюдение общегосударственных интересов с инициативой и относительной самостоятельностью предприятий.

    После смены советского руководства в 1964 г. эти дискуссии явились идейной основой для экономической реформы, начатой в 1965 г. по инициативе нового главы правительства А.Н. Косыгина. Реформа была призвана придать импульс социалистической экономике путем расширения хозяйственной самостоятельности предприятий и введения отдельных элементов рыночного механизма.

    В основу работы предприятий был положен «хозрасчет».

    Хозрасчет - это система управления, предусматривавшая самоокупаемость и самофинансирование социалистических предприятий. Иными словами, предприятие должно было самостоятельно окупать свои затраты и зарабатывать средства на плановые капиталовложения путем производства и реализации продукции в соответствии с укрупненными заданиями государственного плана. Укрупненность плановых заданий состояла в том, что, за исключением важнейших видов продукции, задания выдавались в стоимостном выражении. Это давало предприятию возможность несколько варьировать выпуск продукции в пределах одной ассортиментной группы, например, делать выбор между производством спортивных и прогулочных велосипедов в зависимости от того, как легче выполнить план выпуска велосипедов по стоимости. Одним из важнейших плановых показателей стала прибыль от реализации продукции. Большую роль сыграла предоставленная предприятиям возможность оставлять часть прибыли для премирования работников, а также самостоятельно реализовать сверхплановую продукцию по повышенным ценам.

    Итогом политики коллективизации и индустриализации экономики стало формирование административно командного аппарата советского государства.

    Предпосылки становления административно-командной системы

    Такая форма государственной системы первоначально затрагивала только хозяйственную сферу, однако ее эффективность в глазах большевиков, со временем поспособствовала ее внедрению в социальную структуру общества.

    Основой для становления командной системы стала исключительная доминирующая роль коммунистической партии, властные амбиции верхушки ВКП (б) и полное отсутствие сопротивления оппозиционных сил. Прикрываясь наставлениями Ленина и искаженными догмами марксизма, партийное руководство ВКП (б) создавало изолированное государство, которое только на теории могло называться социалистическим.

    Для контроля над населением была введена система карательных органов НКВД, представители которой очищали общество от «врагов социализма», под категорию которых попадал каждый третий гражданин.

    Административно-командная система в действии

    Окружение Сталина представляло собой исключительно проверенных людей, «ненадежные» элементы были давно устранены от государственного управления. Государственный аппарат, как и советский социум, были подчинены авторитету Генерального Секретаря, который был своеобразным гарантом строительства социалистического общества.

    Вождю доверяли, с его решениями не спорили. В свою очередь, Сталин не осмеливался на открытые противозаконные действия и все преступления, которые совершал против общественности и государства, прикрывал ширмой весьма либеральных, на первый взгляд, нормативно правовых актов.

    Ярчайшим примером этому является принятие Конституции СССР в 1936 году, в которой простому населению предоставлялись весьма широкие права и свободы, однако на самом деле закон закреплял авторитет Сталина и безграничность его власти.

    Для формирования благоприятного настроения народных масс, большевиками проводились фестивали и праздники, на которых всегда присутствовала пропагандистская агитация. Свято веря в «мудрые решения партии и товарища Сталина», советский народ в своем большинстве не замечал репрессий со стороны ВКП(б) и активно поддерживал партийное руководство.

    Политика по отношению к рабочим

    Индустриализация, не смотря на беззаконные пути проведения, принесла положительные плоды для экономики страны. Но условия жизни и труда работников предприятий были приближенными к казарменным. В 1932 году большевиками была введена система паспортов и трудовых книжек.

    Такое нововведение значительно облегчало контроль над трудящимися опоздания или нарушения трудовой дисциплины рассматривалось как вредительство и наказывалось принудительными трудовыми работами.

    Командно административная система по своей сути напоминала крепостнические отношения, в качестве помещика выступало само государство. Карточная система, которая действовала в первой половине 30-х годов, привязывала народ к работе на производстве, так как это был единственный способ не умереть от голода.

  • 9. Россия в начале XVII в. Крестьянская война в начале XVII в.
  • 10. Борьба русского народа против польских и шведских захватчиков в начале xviiв.
  • 11. Экономическое и политическое развитие страны в XVII в. Народы россии в XVII в.
  • 12. Внутреняя и внешняя политика в стране в первой половине XVII в.
  • 14. Продвижение русских в сибирь в XVII в.
  • 15. Реформы первой четверти XVIII в.
  • 16. Эпоха дворцовых переворотов.
  • 17. Россия в эпоху екатерины II: "просвещенный абсолютизм".
  • 18. Внешняя политика российской империи во второй половине XVIII века: характер, итоги.
  • 19. Культура и общественная мысль россии в XVIII в.
  • 20. Царствование павла I.
  • 21. Реформы александра I.
  • 22. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии (1813 - 1814 гг.): место в истории россии.
  • 23. Промышленный переворот в россии в XIX веке: этапы и особенности. Развитие капитализма в стране.
  • 24. Официальная идеология и общественная мысль в россии в I половине XIX века.
  • 25. Культура россии в I половине XIX века: национальная основа, европейские влияния.
  • 26. Реформы 1860 - 1870-х гг. В россии, их последствия и значение.
  • 27. Россия в годы царствования александра III.
  • 28. Основные направления и результаты внешней политики россии во II половине XIX века. Русско-турецкая война 1877 - 1878 г.
  • 29. Консервативное, либеральное и радикальное течения в общественном движении россии во II половине XIX века.
  • 30. Экономическое и социально-политическое развитие россии в начале xх века.
  • 31. Культура россии в начале хх века (1900 - 1917 гг.)
  • 32. Революция 1905 - 1907 гг.: причины, этапы, значение.
  • 33. Участие россии в I мировой войне, роль восточного фронта, последствия.
  • 34. 1917 Год в россии (основные события, их характер
  • 35. Гражданская война в россии (1918 - 1920 гг.): причины, участники этапы и итоги.
  • 36. Новая экономическая политика: мероприятия, итоги. Оценка сущности и значение нэпа.
  • 37. Складывание административно-командной системы в ссср в 20-30-егоды.
  • 40. Коллективизация в ссср: причины, методы проведения, итоги.
  • 41. Ссср в конце 30-х годов; внутреннее развитие,
  • 42. Основные периоды и события второй мировой войны и великой отечественной войны
  • 43. Коренной перелом в ходе великой отечественной войны и второй мировой войны.
  • 44. Завершающий этап великой отечественной войны и второй мировой войны. Значение победы стран антигитлеровской коалиции.
  • 45. Советская страна в первое послевоенное десятилетие (основные направления внутренней и внешней политики).
  • 46. Социально-экономические реформы в ссср в середине 50 - 60-х годов.
  • 47. Духовная и культурная жизнь в сср в 50 - 60-е годы.
  • 48. Общественно-политическое развитие ссср в середине 60-х половине 80-х годов.
  • 49. Ссср в системе международных отношений в середине 60-х середине 80-х годов.
  • 50. Перестройка в ссср: попытки реформирования экономики и обновления политической системы.
  • 51. Распад ссср: становление новой российской государственности.
  • 52. Культурная жизнь в россии 90-х годов.
  • 53. Россия в системе современных международных отношений.
  • 54. Социально-экономическое и политическое развитие россии в 1990-е годы: достижения и проблемы.
  • 37. Складывание административно-командной системы в ссср в 20-30-егоды.

    В 20-е годы в СССР стала складываться политическая система, при которой государство осуществляло абсолютный контроль над всеми областями жизни общества.

    Большевистская партия превратилась в главное звено государственной структуры. Наиболее важные государственные решения сначала обсуждались в кругу партийных лидеров - Политическом бюро (Политбюро) ЦК РКП (б), в состав которого в 1921 г. входили В. И. Ленин, Г. Е., Зиновьев, Л. Б. Каменев, И. В. Сталин, Л. Д. Троцкий и т. д. Затем их утверждал ЦК РКП (б), и только после этого все вопросы закреплялись в решениях государственных, т. е. советских органов. Все руководящие государственные посты занимали партийные лидеры: В.И. Ленин - председатель СНК; М.И. Калинин - председатель ВЦИК; И.В. Сталин - народный комиссар по делам национальностей и т. д.

    На Х съезде РКП (б) была принята секретная резолюция "О единстве партии", которая запрещала создание в РКП (б) фракций или групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения. Однако это решение не прекратило внутрипартийной борьбы. Болезнь В. И. Ленина, а затем его смерть в январе 1924 г. осложнила ситуацию в партии. Генеральным секретарем ЦК РКП (б) стал И. В. Сталин. Различное понимание принципов и методов социалистического строительства, личные амбиции, стремление занять в партии и государстве руководящее положение (Л. Д. Троцкий, Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев и др.), их неприятие сталинских методов руководства - все это вызвало оппозиционные выступления в Политбюро партии, в ряде местных партийных комитетов, в печати. Сталкивая политических противников и умело интерпретируя их высказывания как антиленинские, И. В. Сталин последовательно устранял своих оппонентов Л. Д. Троцкого в 1929 г. выслали из СССР, Л. Б. Каменев, Г. В. Зиновьев и их сторонники были репрессированы в 30-х годах.

    И. В. Сталин сосредоточил в своих руках огромную власть, расставив в центре и на местах преданные ему кадры. Складывался культ личности И. В. Сталина.

    В 20-е годы большевистское руководство нанесло удар по сохранявшимся оппозиционным политическим партиям. В 1922 г. были закрыты газеты и журналы левых социалистических партий.

    Летом 1922 г. в Москве прошел публичный судебный процесс над лидерами эсеров, обвиненных в террористической деятельности. В середине 20-х гг. были ликвидированы последние подпольные группы правых эсеров и меньшевиков. В стране окончательно утвердилась однопартийная политическая система.

    Через систему секретных сотрудников ВЧК - ОГПУ (Объединенное Государственное Политическое Управление - с 1924 г.) был налажен контроль над политическими настроениями государственных служащих, интеллигенции, рабочих и крестьян. Органы тайного сыска изолировали в тюрьмах и концлагерях всех активных противников большевистского режима, карательные меры коснулись всех слоев населения. Вслед за раскулачиванием были проведены репрессивные меры в отношении городских слоев населения.

    Репрессии сопровождались нарушением законности. Создавались внесудебные органы в системе госбезопасности, решение которых по вопросам репрессий не подлежало контролю. Устанавливался новый порядок ведения дел о террористических актах. Их рассмотрение проводилось в 10-дневный срок без участия защиты и обвинения.

    Усиливались командно-административные методы руководства социально-политической и культурной жизнью страны. Были ликвидированы многие общественные организации.

    В середине 30-х годов усилились репрессии против командных кадров Красной армии (М. Н. Тухачевский, И. Э. Якир, И. П. Уборевич, А. И. Егоров, В. К. Блюхер).

    Десятки тысяч невинных людей приговаривали к заключению в системе Государственного управления лагерей (ГУЛАГ).

    Численность заключенных в них лиц увеличилась со 179 тыс. в 1930 г. до 996 тыс. в 1937 г.

    К средине 30-х годов в СССР сложилась административно-командная система. Ее важнейшими чертами были: централизация системы управления экономикой, сращивание политического управления с экономическим, "захват государства партией", уничтожение гражданских свобод, унификация общественной жизни, культ национального вождя.

    38. ОБРАЗОВАНИЕ СССР: ПРИЧИНЫ И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ СОЮЗА .

    К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские республики, Дальневосточная республика, Бухарская и Хорезмская народные советские республики.

    В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз (июнь 1919 г.).

    С окончанием войны во взаимоотношениях республик сохранилось экономическое сотрудничество. В 1920 - 1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двустороннее соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Республики передавали правительству РСФСР право предоставлять и защищать их интересы на международной арене. Азербайджан, Армения и Грузия в 1992 г. образовали Закавказскую Советскую Социалистическую Федерацию (ЗСФСР).

    Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепления советского политического строя и их обороноспособности потребовали совершенствования существующих договорно-федеративных связей. Необходимо было уточнить взаимоотношения между республиками, конкретизировать их права и обязанности.

    В августе 1922 г. была образована комиссия для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения И. В. Сталин разработал план "автономизации". В соответствии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Украинской, Белорусской и Закавказской республик на правах автономии. Этот план ущемлял суверенные права народов, поэтому большинство руководителей республик высказались против него.

    В сентябре - ноябре 1922 г. после обсуждения вопроса о форме государственного объединения была принята идея В. И. Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

    30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Субъектами СССР стали РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.

    В январе 1924 г. II съезд Советов СССР принял Конституцию, которая законодательно закрепила образование СССР. Формой Государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выходы из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транспортом и связью входило в функции союзных ведомств. Верховным законодательным органом стал Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами - двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были сформированы Общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан. При Совнаркоме учреждалось Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и терроризмом. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования. По-прежнему были лишены избирательных прав эксплуататорские элементы и служители религиозных культов.

    В 1924 - 1925 гг. образовались Узбекская ССР, Туркменская ССР, а в 1929 г. Таджикская ССР. Все вновь образованные республики вошли в состав СССР.

    ПРОВЕДЕНИЕ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ В ССР: МЕТОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ, ЦЕНА.

    К концу 1925 г. народное хозяйство страны было восстановлено. Важнейшей задачей экономического развития стало превращение страны из аграрной в индустриальную, преодоление технической отсталости, обеспечение экономической независимости и укрепление обороноспособности. Неотложной потребностью была модернизация экономики, главным условием которой являлось техническое совершенствование (перевооружение) всего народного хозяйства.

    Курс на индустриализацию провозгласил XIV съезд ВКП (б) в декабре 1925 г. Руководство страны поставило задачу превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. В документах съезда обосновывалась потребность в максимальном развитии средств производства (группа "А").

    Источниками средств для индустриализации являлись: доходы легкой промышленности и сельского хозяйства; прибыль государственной монополии на внешнюю торговлю, налоги с нэпманов и займы государства у населения. Важным источником ресурсов для проведения индустриализации стал трудовой энтузиазм трудящихся, который проявился в массовом "социалистическом соревновании": в ударничестве (с 1929 г.) и стахановском движении (с 1935 г.).

    Индустриализация осуществлялась в годы довоенных пятилеток: первой - 1928-1932 гг., второй - 1933-1937 гг.

    Базой индустриализации стали европейская часть РСФСР и Украина. Вместе с тем индустриальной перестройке подверглись районы Урала и Сибири. В Закавказье и Средней Азии упор делался на строительство предприятий группы "Б".

    За годы первых двух пятилеток были созданы новые отрасли промышленности: станкостроительная, авиационная, тракторостроительная, автомобильная, химическая и др.

    Было построено 8900 предприятий союзного значения. Среди крупнейших предприятий, введенных в строй, были: Днепрогэс (1932 г.), Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты (1932 г.), три тракторных завода (Сталинградский - 1930 г., Харьковский - 1931 г., Челябинский - 1933 г.), заводы сельскохозяйственного машиностроения в Ростове - на - Дону (Ростсельмаш - 1930 г.) и комбайностроения в г. Запорожье, Кузнецкий угольный бассейн, Московский метрополитен, Беломоро-Балтийский канал, канал Москва - Волга и многие оборонные заводы.

    Рост промышленного производства в 1930-е годы в среднем составлял 15 - 18% в год. Такие высокие темпы роста были обеспечены низким стартовым уровнем и командным методом руководства плановой экономикой. Рыночные стимулы не могли обеспечить такого промышленного роста.

    Форсированная индустриализация позволила СССР достичь экономической независимости от Запада по стратегическим поставкам. Прекратился ввоз из-за рубежа более 100 видов промышленной продукции. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в 1937 г. вышел на второе место после США. Однако политика индустриализации мало затронула другие отрасли. Ручной труд преобладал в строительстве, в аграрном секторе. Хронически отставала легкая промышленность. Не хватало подготовленных кадров во всех отраслях производства.

    Индустриализация обеспечивала полную занятость трудоспособного населения. К 1931 г. безработица в СССР была ликвидирована, закрылась последняя биржа труда. В конце 30-х годов И. В. Сталин заявил о превращении СССР из аграрной в индустриальную страну.

    С 1929 г. в экономике молодого Советского государства начались важные перемены. Значительные меры были предприняты относительно сельского хозяйства. По проекту ВСИХ должны были быть значительно увеличены гос.

    Капиталовложения в с/х, по проекту Госплана в экономике должен был сохраниться преобладающий частный сектор. В июне 1929 г. началась массовая коллективизация, центральный орган управления коллективными хозяйствами (колхозцентр) получал дополнительные полномочия.

    К осени 1929 г. заготовительная компания приняла насильственный характер, нынешние механизмы были сломаны. В январе 1930 г. специальная компания Наркомзема разработала график коллективизации. К осени 30 г. сплошная коллективизация должна была завершиться на Северном Кавказе, Нижнем и Среднем Поволжье. На всей территории страны преобладающей формой хозяйствования признавалась сельскохозяйственная артель (в которой земля, скот и техника обобществлялись).

    К концу 1930 г. широко развернулась борьба с кулачеством. В состав “кулачества” включались три категории крестьян: 1) Кулаки, занимавшиеся контрреволюционной деятельностью; 2) “Кулаки” не оказывавшие активного сопротивления власти; 3) “Кулаки”, признанные лояльными по отношению к власти.

    Ко всем трем группам применялись следующие меры: они подвергались арестам и высылке в Сибирь и в Казахстан, конфискации имущества, выселению на необработанные земли. В марте 1930 г. принимается постановление ЦК “О борьбе против искривления линии партии в колхозном движении”, после чего начался массовый выход крестьянства из колхозов. Это повлекло за собой снижение поступлений зерновых государству. Но в августе 1932 г. был принят закон, сурово наказывающий даже мелкие хищения колхозной собственности. Начались аресты, чистки госаппарата в связи с актами “саботажа хлебозаготовительными работами”

    В 1927 г. принимается ряд положений “ Об общих собраниях граждан в сельской местности”, регулирующие правовой порядок органов традиционного крестьянского самоуправления.

    Старая общинная структура подверглась сильной деформации в ходе районирования (1926–1928 г.г.), когда старая система административного устройства губерния-уезд-волость была ликвидирована. На ее месте возникла новая система область-округ-район. В 1934-1925 г.г. было проведено разукрупнение краев и областей и был ликвидирован округ. Районирование стало административной подготовительной мерой, осуществленной накануне сплошной коллективизации.

    С 1927 г. производственное руководства с/х осуществляли спец.органы-Зернотрест, Сельхозснабжение. В 1929 г. образуется единый Наркомат земледелия СССР, принявший на себя планирование, регулирование и кредитование с/х.

    Для централизации работы по заготовкам разрозненные заготовительные органы были объединены в Комитет по заготовкам при СНК.

    В начале 1923 г. при МТС создавались политотделы. МТС стали центрами, осуществлявшие контроль за сельскохозяйственными производствами и т.д. В 1934 г. устанавливаются ставки денежного обложения крестьян–единоличников, увеличиваются налоги. В начале 1935 г. на втором съезде колхозников было констатировано, что 99 % всех обрабатываемых земель в стране стали “социалистической собственностью”.

    Законодатели закрепили итоги коллективизации в двух актах-“ Примерных уставах сельскохозяйственных артелей” (1930 г.-первый, 1935 г.-второй).

    В этих уставах регламентировались вопросы создания единого земельного массива, обобществления рабочего и товарно-продуктового стана семенных и кормовых запасов и т.д.

    В 1933г. устанавливаются примерные нормы выработки и расценки в трудоднях.

    В июле 1935 г. СНК СССР принял постановление о выдаче райисполкомами сельхозартелям государственных актов на вечное пользование землей.

    В мае 1929 г. Пятый съезд советов СССР принял вариант первого пятилетнего плана. В промышленности административный способ распределения ресурсов подменил собой планирование. Это было результатом противоречий между плановыми показателями и реальными возможностями их выполнения.

    Начавшаяся индустриализация потребовала обновления технических кадров. С апреля 1928 г. начинается массивное изгнание обвиненных в правовом уклоне или “ чуждом в социальном происхождении” сотрудников Госплана, ВСНК, ЦСУ и др. Наступление на старые кадры и широкое выдвижение на руководящие посты рабочих–членов партии, негативно сказались на развитие производства. В июле 1931 г. принимается закон ставивший размер социальных благ в зависимость от стажа работы. В сентябре 1935 г. вводятся трудовые книжки. Была введена система прописки, целью которой было уменьшение текучести кадров. С ноября 1932 г. вводятся суровые наказания за неявку на работу.

    Важнейшим инструментом управления экономикой стало планирование. В начале 20 х г. оно распространялось на отдельные отрасли народного хозяйства. В 1925 г. были составлены цифры для народного хозяйства в целом. В 1929 г. был принят первый перспективный план развития. С этого времени “косвенное регулирование” вытесняется элементами негосударственного управления. План-директива стал противопоставляться плану-прогнозу.

    Хозяйственный кризис 1925 г. привел к нарастанию планово-регулирующих элементов в экономике. Сам процесс ликвидации кризиса складывался из комплекса мер планово-административного воздействия (сокращение кредитования, регулирование цен, вытеснение частичной торговли и т.д.) и рыночного регулирования. В 1927 г. был реорганизован аппарат ВСНК: вместо единого центрального управления государственной промышленностью были созданы отраслевые главные управления. На них опиралось в своей деятельности планово-экономическое управление. Сложилась трехзвенная система управления: главк-трест-прдприятие.

    ВСНК продолжал руководить общесоюзной и республиканской промышленностью, кустарной промышленностью и т.д. С 1930 г. от ВСНК стали отделяться самостоятельные отрасли управления: пищевая, легкая и т.д.

    В 1930 г. произошла массовая чистка старых профсоюзных кадров, профсоюзы превращались в инструмент для выполнения планов. Чистку государственного и хозяйственного аппаратов возглавляли ЦКК–ДКИ. В 1930-1931 гг. создаются государственные контрольные органы-комитеты исполнения при СНК.

    Реконструкция экономики в направлении централизации и планирования привела с существенным преобразованиям кредитной системы. В 1927 г. частные кредитные организации закрываются в связи с выявлением в их деятельности “ спекулятивных тенденций”. В мае 1932 г. частным лицам запрещалось открывать магазины и лавки. С 1930 г. Госбанк превращался в единственного распределителя краткосрочных кредитов, кредиты стали выдаваться по целевому назначению. Госорганизациям, кооперативам и смешанным акционерным обществам запрещалось отпускать товары и оказывать друг другу услуги в кредите. С 1934 г. окончательно ликвидируется функциональная система управления экономикой, вместо нее устанавливается производственно-территориальный способ управления.

    Формирование командно-административной системы оказалось сложным и действительным процессом, который нередко содержал взаимоисключающие черты и тенденции.

    Основным итогом ее становления стали сращивание государственного и партийного аппаратов, установление приоритета плановых и распределительных функций хозяйствования, унификация правовой системы и правоприменительной практики.

    Объективные и субъективные предпосылки формирования командно-административной системы в СССР

    Командно-административная система управления - это централизованное государственное управление, которое заставляет все предприятия выполнять плановые директивы (обязательные задания) с помощью приказов и других внеэкономических методов. Характерные черты этой системы отражены в схеме.

    Командно-административное управление:

    Прямое управление предприятиями из центра.

    Полный контроль государства за производством и распределением.

    Управление с помощью только административно-приказных методов.

    Режим власти, созданный И.В. Сталиным в 1930-е гг., получил название тоталитарного. При тоталитаризме во главе государства стоит один человек, осуществляющий высшую власть. Отсутствуют всякие права и свободы, подавляется любое инакомыслие, единственно верной провозглашается та доктрина, которой придерживается лидер. Но для существования тоталитарного режима необходимо было создать особую государственную систему. Сталин ее создал, и она получила название командно-административной. Основу ее составлял бюрократический аппарат, номенклатура (номенклатура - круг должностных лиц, назначение и утверждение которых относится к компетенции какого-либо вышестоящего органа). Именно в руках номенклатуры сосредоточивалось управление всеми сферами жизни советского общества.

    Административно-командная система напоминала пирамиду, на вершине которой находился вождь, окруженный пятью-шестью ближайшими соратниками, вместе с которыми он вырабатывал основные решения по вопросам внутренней и внешней политики страны, позднее оформлявшимися номенклатурой в виде законов и указов. По некоторым данным, за все годы советской власти, с 1917 по 1991, число лиц, непосредственно участвовавших в принятии и оформлении таких кардинальных решений, не превысило 2-3 тыс. человек. В основании же пирамиды находились миллионы простых советских тружеников: рабочие, крестьяне, интеллигенция.



    Предпосылки становления командно-административной системы в СССР в 1920-30 гг.

    Для возникшего в СССР в 30-е гг. политического строя был характерен тоталитаризм - режим, который полностью подчиняет, контролирует и регулирует все сферы жизни общества.

    Одной из важных предпосылок становления этой системы являлась монополия на власть одной партии. Внутри самой партии постепенно свертывались демократические начала, ослабевали коллективные принципы руководства. Все реже стали созываться съезды ВКП (б), партийные конференции (в 1918-1929 гг. состоялось 9 съездов и 9 конференций, в 1930?1941 гг. 3 съезда и 2 конференции).

    В конце 1920-х гг. начался кризис нэпа. Промышленность СССР не успевала за развитием сельского хозяйства. Крестьянин-единоличник не мог купить на вырученные от продажи своей продукции деньги необходимые промышленные товары. Посевные площади стали сокращаться. Упали государственные закупки сельхозпродуктов, в городах начался голод. Преодолеть кризис можно было двумя путями. Экономический план, сторонниками которого были Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и другие их партийные единомышленники, предусматривал иностранные инвестиции в советскую экономику, насыщение рынка (за счет этих средств) промышленными товарами, постепенный запуск отраслей промышленности, производящих ТНП (товары народного потребления). Но выполнение этого плана растянулось бы на многие годы и поставило СССР в зависимость от капиталистических государств. И.В. Сталин и его сторонники предпочли проверенный в годы Гражданской войны способ насильственного изъятия сельхозпродукции у крестьян.

    С этой целью в 1928 г. было решено провести коллективизацию? политику советского государства, направленная на массовое создание насильственными методами коллективных хозяйств. Целью коллективизации провозглашались: «ликвидация кулачества как класса», обобществление средств производства, централизованное управление сельским хозяйством, повышение эффективности сельскохозяйственного труда, получение средств на индустриализацию страны.

    Насильственное проведение коллективизации обеспечило приток средств для проведения индустриализации - процесса создания крупного машинного производства, формирования новой социальной структуры и перехода на этой основе от аграрного общества к индустриальному. Впервые лозунг перехода к индустриализации провозгласила ХIV Всероссийская партийная конференция большевиков в 1925 г. Целями индустриализации определялись: преодоление технико-экономической отсталости СССР от развитых западных государств, превращение страны из аграрной в индустриальную, ликвидация отсталости аграрного сектора экономики, создание мощной оборонной системы и укрепление международного положения СССР.

    Для успешного проведения коллективизации и индустриализации потребовалось держать в повиновении миллионы людей, не допускать никаких проявлений самостоятельности и инакомыслия. С этой целью в нашей стране была создана могучая репрессивная система, возникшая еще в годы Гражданской войны и окончательно сформировавшаяся в 1930-х гг. Ее основу составили органы наркомата внутренних дел? НКВД, пришедшие на смену ВЧК-ОГПУ, которые постепенно вышли из-под контроля не только государства, но и партийного аппарата, непосредственно подчиняясь лишь И.В. Сталину.

    Нужно отметить, что сталинская политика находила одобрение у основной массы коммунистов, вступивших в партию в то время, когда И.В. Сталин был ее генеральным секретарем. Это были в своей основной массе малообразованные, культурно отсталые, политически неграмотные люди, связывающие свое вступление в партию с возможностью сделать быструю карьеру, получить привилегированное положение. Репрессии выдвигали на руководящие должности первых секретарей обкомов, наркомов, директоров крупнейших заводов молодых людей в возрасте тридцати с небольшим лет. Вот почему перед Великой Отечественной войной среди высшего руководства страны, командующих армиями и военными округами оказалось слишком мало опытных кадров.

    После разгрома «правого уклона» в партии уже не было открытой организованной оппозиции. Правда, еще имели место отдельные проявления недовольства, несогласия с «генеральной линией». Но они уже не могли изменить ситуацию.

    XVII съезд, названный «съездом победителей», прошел при отсутствии какой-либо критики в адрес Сталина, выступавшие всячески восхваляли его. К ним присоединились и присутствовавшие на съезде бывшие члены оппозиционных группировок. При этом бывшие оппозиционеры каялись в своих ошибках, признавая тем самым свое окончательное поражение. Впервые в истории партии съезд не принял по отчету ЦК развернутой резолюции, а просто предложил «всем парторганизациям руководствоваться в своей работе положениями и задачами, выдвинутыми в докладе товарища Сталина».

    Таким образом, диктатура партии все больше превращается в диктатуру ее вождя, формируется культ его личности.

    Характерной чертой политической системы 30-х гг. являлось сращивание партии с государством, превращение работников партгосаппарата (так называемой номенклатуры) в новый господствующий слой общества. Одновременно с этим трудящиеся массы на деле отчуждались от реальной власти. Это видно на примере новой Конституции СССР, принятой в декабре 1936 г. Ее текст содержал много демократических норм: отменялись ограничения прав граждан по классовому признаку, вводилось всеобщее, прямое, равное, тайное голосование, провозглашались широкие права и свободы и т.д. Но Конституция не имела механизма их реализации и оставалась во многом документом? декларацией, резко расходившимся с реальной жизнью того времени.

    Репрессии являлись одной из важнейших составляющих общественно-политической жизни этого времени в СССР. Проводились они руками мощного картельного аппарата, основу которого составляли органы ОГПУ. С 1934 г. ? НКВД СССР, в чьем ведении находилась разветвленная система ГУЛАГа. Жесткий идеологический контроль над обществом, монополия на средства массовой информации позволяли внедрять в общественное сознание образ внутреннего врага. Сопровождать репрессии широкомасштабными пропагандистскими кампаниями. Формировался своеобразный эффект «привыкания» к массовому произволу. В раскручивании маховика репрессий особую роль сыграли события 1 декабря 1934 г. В этот день в Ленинграде был убит С.М. Киров. В тот же день было принято постановление Президиума ЦИК СССР о порядке рассмотрения обвинений в подготовке или совершении террористических актов. На следствие по этим делам отводилось не более 10 дней, они рассматривались без прокурора и адвоката, приговоры к высшей мере наказания приводились в исполнение немедленно. Командно-административные методы управления пагубно повлияли и на функционирование политической системы советского общества. ее развитие носил противоречивый и сложный характер. Основной была противоречие между демократической формой и бюрократической сущностью политической системы. Указанное значительной мере было связано с замкнутым характером политической системы советского общества, который заключался в том, что исчерпывающий перечень всех составляющих элементов этой системы определялся в конституционном порядке (сначала это была Конституция СССР 1936 p., а впоследствии - Конституция СССР 1977 г. При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается своего рода раковое заболевание - бюрократизация государственного аппарата. В этом случае чиновники работают формально, они используют занимаемые должности в личных и корыстных интересах. Для всякого бюрократического аппарата характерен неудержимый рост управленческих штатов.

    В СССР тоталитаризм как феномен был сформирован фактически сразу после образования государства, в середине 20-х годов 20 века. Тоталитарный режим был единственным способом правящей РКП(б) закрепить свои позиции в государстве и реализовать все свои стратегические цели.

    Первоначально такая форма авторитарного правления коснулась экономической сферы: большевики упразднили право свободного труда, заменив его принуждением, частично милитализировали экономику и монополизировали большинство предприятий.

    Для укрепления тоталитарного режима, члены РКП(б) физически уничтожили оппозицию, таким образом установив единоличное господство своей партии. Для окончательного становления тоталитаризма, было необходимо подготовить благодатную почву в лице народной покорности.

    Власть начала внедрение первой идеологической пропаганды, которая заключалась в контроле средств массовой информации, иеологической изоляции страны, едином идеологическом образовании, а также в унификации духовной жизни.

    Началом действия тоталитарной машины историки считают суд над эссерами в 1922 году. Впервые после Октябрьской революции, согласно официальному судебному решению, оппозиционеры были приговорены к расстрелу. К концу 20-х годов окружением Сталина были ликвидированы все оппозиционные силы.

    В этот период началось функционирование исправительных трудовых лагерей, благодаря дальновидности Сталина, они были построены в Восточной Сибири еще в 1919 году. Одним из самых масштабных лагерей на то время, был Соловецкий лагерь, в который отправляли так называемых, «врагов народа» - белогвардейцев, духовенство, кулаков.

    Лагерная система достигла своего апогея в 1930 году, с образованием ГУЛАГа. Спустя пять лет после создания, в системе ГУЛАГа насчитывалось более полутора миллиона заключенных. Согласно итогам 20 съезда Коммунистической Партии, на котором был развенчан культ Сталина, в лагерях ГУЛАГа сложили свои головы более 20 млн. людей, из которых 97% были невиновными.

    В этот период активно поощрялось доносительство - любой человек имел возможность сделать донос на своего соседа и обвинить его в антигосударственной деятельности. «Виновного» без суда и следствия отправляли в ссылку, а в худшем случае - приговаривали к смертной казни.

    Массовые репрессии коснулись также деятелей искусства и науки, которые не поддерживали государственную политику. Многие ученые, писатели, художники были вынуждены тайно эмигрировать в США и страны Европы.

    Основным стержнем тоталитаризма был культ вождя - Сталина. Объявив себя единственным приемником ленинского движения, Иосиф Виссарионович стал настоящим лидером великого государства.

    Сталин весьма умело научился расправляться со своими противниками - своего главного конкурента, Л. Троцкого, приказал убить, такая же участь постигла Фрунзе и Кирова. С помощью идеологической пропаганды и карательных мер, вождь тоталитаризма обеспечил себе «любовь и почитание» советского народа.

    Тоталитарная модель обеспечила высокие темпы индустриализации, что позволило за десятилетие создать передовые отрасли тяжелой и добывающей промышленности. В военный и послевоенный период был создан обширный военно-промышленный комплекс, который стал «полюсом роста» и обеспечил развитие науки, смежных отраслей, оборонной инфраструктуры. Мобилизационный характер индустриализации, ограниченность внутренних ресурсов накопления, поддержка мировой системы социализма привели к хроническому отставанию отраслей, производящих товары широкого потребления. Таким образом, индустриальный потенциал был создан за счет искусственного занижения потребления, снижения жизненного уровня населения.

    Радикальные преобразования и победа в Великой Отечественной войне позволили СССР достичь такого геополитического могущества, какого не было за всю историю российского государства. После смерти И.В. Сталина в 1953 г. партия и вся страна осознали необходимость обновления. Советское руководство хотело доказать способность СССР построить общество, где бы показатели производительности труда, научно-технического развития, социальной защищенности, уровня жизни населения были бы выше, чем в развитых странах Запада. Вставал вопрос о формировании модели опережающей модернизации.

    Следовало найти способ перехода от мобилизационного варианта экономического развития к модели устойчивого развития. Ограниченная эффективность и исчерпанность тоталитарных ресурсов роста (неэквивалентный обмен с деревней, трудовой энтузиазм, ограничение потребления, принудительный труд) требовали поиска новых ресурсов и стимулов развития. Преемник И.В. Сталина должен был изменить механизм принятия решений и их исполнения, поскольку никто не мог унаследовать авторитет и харизму вождя. Общество ощущало необходимость в стабилизации социальной структуры и внутренних связей, рассчитанных на эволюционное развитие без репрессий, массовых миграций в города, раскулачивания, депортаций, мобилизаций в армию.