Женский монастырь архангела михаила в закарпатье. По монастырям закарпатья. Деревянная церковь Архангела Михаила

Закарпатье является тем счастливым местом, где каждые исторические эпохи оставили по несколько выдающихся достопримечательностей, которые рассказывают древнейшую историю руского духа, историю части украинского народа, вписанную в мировую культурную.
Гордостью для Закарпатья являются уникальные в своем роде деревянные церкви, построенные народными мастерами без единого гвоздя, в специфических архитектурных стилях, присущих лишь определенной местности.
Карпаты - место единения восточной и западной церковных архитектурных традиций. Отсюда - богатство форм культовых сооружений, разнообразия стилей и их вариантов.
В архитектуре церквей Закарпатья различают 5 стилей. Лемковский характеризуется устранением центричности строения благодаря перемещению высотной доминанты из центрального сруба, нефу на высокую колокольню, сведенную над бабинцем или рядом с ним. Если в лемковской церкви нет шатрового покрытия над каким-то из ее срубов, замененного двухскатной крышей, у неё обязательно развитая барокова маковка.
Бойковский является начальным вариантом деревянных храмов в Карпатах: храм тризрубный, трёуровневый с шатровыми верхами, с несколькими заломами.
К нефу с запада и востоку прилегают более узкие прямоугольники срубов бабинца и алтарной части, угловые соединения сделаны вырубом в «ласточкин хвост».
Храм в гуцульском стиле имеет крестообразную форму.
Бароковый и готический, а также два подстиля - середнегуцульский и «ампир» - случаются в верхоречье Тересвы.
В пределах этих стилей различают несколько вариантов.
Стили «бароковый», «готический», «ампир» является условным, поскольку не идет речь о классических европейских стилях, а лишь об органическом усвоении украинской архитектурой определенных элементов этих стилей. Местные феодалы всячески поддерживали развитие монастырей, поскольку именно с ними было связано развитие образования и культуры в этой труднодоступной местности.
Кстати, уже не является тайной то, что в древнем Грушевском монастыре работала типография, а в Мукачевском была создана огромная библиотека.
В настоящее время действует свыше 30 монастырей, самыми известными из которых является:
1. Мукачевский (женский, православный), г. Мукачево (XIV ст.).

2. Имстичевский (мужской, греко-католический), с. Имстичево (в 1687 г.).
3. Уголянский (женский, православный), с. Угля (X ст.).
4. Чумаливский (женский, православный), с. Чумалове (в 1925 г.).
5. Домбозкий (женский, православный), с. Ракошин (в 1932 г.).
6. Малоберезнянский (мужской, греко-католический), с. М. Березний (в 1742 г.).
7. Драгивский (женский, православный)
с. Драгове-забродь (XIII ст.).
8. Изянский (мужской, православный), с. Иза-нанкове (в 1920 г.).
9. Хустский (мужской, православный), с. Хуст-городилове (в 1930 г.).
10. Боронявский (мужской, греко-католический), с. Боронява (в 1716 г.).
11. Свалявский (женский, православный), м. Свалява (в 1997 г.).
12. Хустский (мужской, православный), с. Хуст-колесарове (XX ст.).
Кроме специфического деления за национальными признаками, не менее красочно население Закарпатья представлено разными религиозными конфессиями, направлениями, течениями, которые здесь зарегистрировано около тридцати.
Среди самых распространенных церквей есть Украинская православная церковь (Московский патриархат), Украинская православная церковь (Киевский патриархат), Украинская православная автокефальная церковь, Общество православных старообрядцев, Греко-католическая церковь, Римо-католицька церковь.

Почаевская Лавра
Волынь - древнейшая среди христианских земель Древней Руси; вслед за первопрестольным Киевом, одной из первых она была бы вправе отмечать тысячелетие своего крещения. Но, может быть, самые ранние проповедники Слова Божия появились здесь еще раньше: по преданиям западная часть нынешней Волыни уже в конце IX века входила в епархию равноапостольного Мефодия (+ 885), простиравшуюся от Моравии до волынских рек Буга и Стыри. И кто знает, не тогда ли уже пришли сюда первые иноки, которым полюбилась гора, получившая впоследствии имя Почаевской, покрытая густым лесом и имевшая множество пещер.


История не сохранила для нас каких-либо сведений об их жизни. Однако мы знаем, что более века спустя другой святой, которого Церковь почтила именем равноапостольного, - великий князь Владимир приводит на Волынь духовенство греческое и болгарское и принимается здесь за крещение подвластных ему сел и городов. В этих краях основывает он и новый город - Владимир-Волынский, где ставит храм, освященный во имя Василия Великого, святого, именем которого сам он был наречен при своем крещении. В 992 году он учреждает здесь епископскую кафедру и строит соборную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, и Владимир-Волынский становится центром церковной и политической жизни западно-русской окраины.
Вместе с принятием христианства возникла на Руси и тяга к монашеству, к "узкому пути" спасения, и стремление это тотчас встретило поддержку и поощрение со стороны самых высоких слоев древнерусского общества.
По преданию (никаких письменных документов не сохранилось от этого периода), где-то около 1240 года появляются на Почаевской горе, спасаясь от татарского погрома, уцелевшие киевские иноки. Мы не знаем их имен, но книги, посвященные русским святым, донесли до нас сведения о преподобных угодниках Киево-Печерской Лавры, из среды которой вышли первые насельники горы Почаевской. По духу они - отцы, наставники, братья их.
У истока многих русских обителей стоит чудо - явление самой Пресвятой Богородицы или же особое Ее присутствие. Это явление, даруется ли оно одному или нескольким, становится как бы незримым краеугольным камнем, полагающим начало общежительной жизни монахов. На долгие последующие века служит оно знаком чудесного избранничества учрежденной обители, свидетельством небесного покрова и благоволения, распростертого над нею Царицей Небесной. Не обошло такое благоволение и заступничество Матери Божией и той горы, которую облюбовали для себя первые добравшиеся сюда иноки. Еще в древности место это сделалось чудодейственным и благодатным, несущим на себе невидимый знак избранничества. И пронеслась в народе молва: "Поча Діва творити чудеса". По мнению некоторых исследователей, в живой разговорной речи "Діва" утратило начальный звук "д" и конечный "а", и так из двух слов "Поча Діва" возникло одно - Почаів.

Святые места Закарпатья
Приезжая в Закарпатье, поражаешься обилию возвышающихся среди гор деревянных храмов. Здесь можно встретить храмы, построенные как в поздневизантийском, романском, готическом архитектурном стиле, так и в стиле раннего реннесанса, барокко. Многие из них - ценнейшие памятники архитектуры XV-XIX столетия. По количеству древних храмов - их около 60 - Закарпатье занимает одно из первых мест в Европе.
Монастырские строения возводились прямо на территории лесистых малолюдных Карпатских гор. Святые обители соседствуют с первозданной природой - лесами, реками, озерами и горными водопадами. Православные храмы в основном принадлежат двум православным епархиям Закарпатья - Мукачевской и Хустской.

У каждого монастыря своя уникальная история. Так, Мукачевский Свято-Николаевский женский монастырь – один из самых древних и крупных центров православия на Закарпатье.

История Мукачевского монастыря берет начало в XI веке от дочери великого князя Ярослава Мудрого Анастасии и ее мужа венгерского короля Андрея I. По преданию, Мукачевскую обитель основали приехавшие из Киева с Андреем I монахи Киево-Печерского монастыря. В 1339 году наместник города Мукачево Федор Корятович воздвигнул новые стены монастыря и передал в собственность обители много земель. Впоследствии монастырь становится центром православия и культуры Закарпатья.
До сегодняшнего дня в монастыре сохранилась библиотека, возникшая еще в XVII веке, в которой собрано много ценных церковно-славянских книг, изданных в Остроге, Киеве, Львове, Чернигове. В библиотеке и сегодня можно увидеть редчайшие памятники письменности, в том числе «Закарпатское Евангелие» (1401 г.) и Библию русского первопечатника Ивана Федорова (1581 г.).
Кроме того на территории маленького Закарпатья находится 30 православных монастырей, которые являются столпами веры на века.

Мукачевская и Ужгородская епархии
Религии. Христианство. Православие. Русь

В 14 веке году литовско-русский князь Фёдор Корятович переселился в Угорскую Русь, и, получив в удел Мукачевское княжество, оказывал содействие Мукачевскому Свято-Николаевскому монастырю. С тех пор мукачевские епископы поселились здесь, и обитель сделалась средоточием духовной жизни края.


Мукачевский Свято-Николаевский монастырь


После смерти венгерского короля Карла Роберта в 1342 году ужгородская доминия переходит во владение римокатолика Филиппа Другета. Для православного населения Закарпатья настали тяжелые времена, православная церковь теряла права. В эти годы, по-видимому, епархия зависела от митрополитов Угро-влахийских. В 1596 году здесь стала вводиться Брестская уния, однако мукачевские архиереи принимали деятельное участие в сохранении православия в крае. 24 апреля 1646 года в костеле Ужгородского замка 63 священника в присутствии Егерского католического епископа подписали Ужгородскую унию.

Согласно ей мукачевские епископы должны были утверждаться римской курией, а униатскому духовенству предоставлялись все права и привилегии римокатолического. Большинство православного духовенства не поддержало унию, что соглашение подписали всего 63 из 690 священников Мукачевской епархии. В связи с переходом края в унию, православный епископ Мефодий (Раковецкий) перенес свою кафедру в Марамарош в 1690 году, а последний православный Мукачевско-Марамарошский епископ Досифей был замучен в Хустском замке в 1735 году. Монастыри и храмы передавались греко-католикам (униатам). Фактически православная церковь была признана властями вне закона. Перегод в унию позволил сохранить церковно-славянский язык и византийский обряд в церкви.

Лишь в начале XX столетия возникает движение за восстановление православной веры. Австро-венгерские власти всячески препятствовали его распространению и организовали преследования. В 1903—1904 годах был организован первый Марамарош-Сигетский процесс, на котором семеро православных исповедников были осуждены к различным срокам тюремного заключения. Во второй половине 1913 года уже 32 человека были арестованы за переход в православие. Второй Марамарош-Сигетский процесс завершился 3 марта 1914 года открытым осуждением перешедших в православие исключительно за религиозные убеждения.


Кафедральный собор Почаевской иконы Божией Матери в г. Мукачево


По окончании Первой мировой войны и с распадом Австро-Венгерской империи Закарпатье вошло в состав Чехословакии на правах автономной части республики. Её конституция провозглашала свободу вероисповедания, и местное население массово возвращалось в православие. В 1920 году у президента Чехословакии было выхлопотано признание полномочий Сербской православной церкви в Закарпатье, после чего, по архиерейский собор Сербской церкви принял решение о посылке епископа Нишского Досифея в Чехословакию. Был выработан устав новой Церкви, и для его утверждения у центральных властей епископ Досифей направляется в Прагу, где 28—29 августа 1921 года проходил Второй Собор Чехословацкой Церкви. Преемники епископа Досифея, также носили титулы сербских епархий, а в 1930 году епископ Битольский Иосиф был назначен архиереем уже с титулом экзарха Карпатской Руси. 2 августа 1931 года он восстановил Мукачевскую кафедру, и в этом же году Сербская церковь получила право назначать на постоянное служение правящего архиерея с титулом Мукачевский и Пряшевский.

После освобождения Закарпатья Советской армией в 1944 году вскоре последовало его присоединение к СССР, после чего, по обоюдному соглашению между Русской и Сербской Православными Церквями, закрепленному на заседании Священного Синода Русской православной церкви 22 октября 1945 года, Мукачевская епархия в составе земель, вошедших в СССР, перешла под омофор Московского Патриарха. Словацкая часть Мукачевской епархии, оставшаяся в составе Чехословакии, вошла в Чешскую епархию.

Решением Священного Синода Украинской православной церкви от 29 июля 1994 года из Мукачевской епархии была выделена Хустско-Виноградовская епархия.

Следующий пункт нашего паломничества.

Он расположен на северной окраине города Мукачево Закарпатской области, на склоне Чернечьей горы, вершина которого покрыта вековым дубовым лесом.

Обитель была основана в XI веке , когда пришли в эти земли монахи Киево-Печерского монастыря. Выкопав на склоне горы пещеры, подобные киевским, они поселились здесь, основав таким образом Мукачевский монастырь.

В монастыре находится много чтимых Святынь. Среди них Икона Божией Матери Скоропослушница , Иверская икона Богородицы , привезенная со святой Афонской горы и рака с частицей мощей Преподобного Моисея Угрина .

Слово «угрин» в переводе на русский язык означает «венгр». Это говорит о том, что был родом из Угорских (Венгерских) земель, в состав которых входила территория Закарпатья в XI веке. Именно отсюда он и его братья Ефрем и Георгий отправились в Киев для будущего монашеского подвига. Летописи сохранили данные о Родине святого и потому, в 1996 году, архиеископом Мукачевско-Ужгородской епархии Евфимием часть нетленных мощей Преподобного Моисея Угрина была перенесена на историческую родину, где почивают и поныне, в Свято-Николаевском женском монастыре.

Наш визит в Мукачевскую обитель был в определенной степени удивительным, поскольку именно 8 августа , в тот день, когда мы приехали в монастырь, Церковью празднуется память преподобного Моисея Угрина.

К моменту нашего приближения к Обители в монастыре начался торжественный Крестный ход вокруг Соборного храма с мощами святого, участниками которого мы неожиданно для себя сподобились стать. Словно сам Преподобный Моисей привел нас на свой праздник, где царила атмосфера торжества Православия и духовной радости. По окончании Крестного хода все желающие имели возможность приложиться к бесценному сокровищу Обители - святым мощам.

Получив благословение Преподобного Моисея, мы отправились в Свято-Покровский мужской монастырь в селе Ракошино .

Монастырь был основан совсем недавно, в 2004 году. Однако Соборный храм монастыря был основан гораздо раньше, в 1921-1925 годах. Строили его русские эмигранты, которые покинули территорию России и пришли на территорию Чехословакии, в состав которой входило Прикарпатье с 1920 по 1944 года. Среди эмигрантов был священник - Всеволод Коломацкий, который и возглавил строительство храма. Причем необычной для Закарпатья была форма храма в виде Креста, в то время как по традиции Карпатской Руси храмы строились в форме корабля, что символизировало Церковь как корабль спасения, на котором христиане достигают Царства Небесного.

Жизнь отца Всеволода складывалась в дальнейшем довольно сложно. Внезапно уходит из жизни его маленькая дочь, а затем и матушка, который было 28 лет от рождения. Вскоре меняется власть. В Прикарпатскую Русь приходит советская власть. Имея маленького сына на руках, батюшка осознавал, что их не оставят в живых и принимает решение покинуть приход и Закарпатье. Так Покровский храм оказался в руках советов, которые, недолго думая, устроили в его помещении музей атеизма.

Однако все на земле изменяется и лишь Бог остается той же во веки. Одна власть сменяла другую, пока не пришло время расцвета. В 1999 году храм вновь был отдан Православной Церкви. Ныне в монастыре проживает 14 насельников во главе с архимандитом Митрофаном.

В Покровской обители хранятся удивительные святыни: Иверская икона Божией Матери и слезоточащая икона Богородицы «Умиление».

Слезоточащая икона начинает плакать лишь тогда, когда повышается уровень воды и окрестным селениям угрожает затопление. Когда это происходит, братия оповещает всю окрестность и уже на наступающую ночь никто не остается в поселке. Сколько не пытались объяснить данное явление ученые, тщательно исследуя Образ, вывод был лишь один – это чудо Божие.

На территории монастыря располагаются некоторые хозяйственные здания. Занимательно то, что напротив монашеского корпуса построен небольшой загон, в котором живут ослики. Их проживание на территории обители на первый взгляд кажется забавным. Однако как объяснил наш бесценный гид, протоиерей Владимир,- появление животных было совсем неслучайным.

Из Евангельского повествования нам известно, что именно на осле въезжал Господь наш Иисус Христос в Иерусалим перед Крестными страданиями. «Ослик же шел и думал: «Как меня все любят, как уважают!» Хотя на самом деле люди кланялись Спасителю» , - рассказывал отец Владимир. Так вот для того чтобы монахи не гордились и не превозносились, думая что кланяются им, а не Господу, образ которого они несут, настоятель обители – архимандрит Митрофан расположил перед входом в корпус добродушных осликов.

Наша группа с преогромным удовольствием покормила осликов хлебушком, имея возможность оказать милым животным всевозможные знаки внимания.

Последней точкой третьего дня паломничества стал женский Спасо-Преображенский монастырь в селе Домбоки , где мы поклонились чудотворному образу Богородицы «Скоропослушница» .

Образ Божией Матери «Скоропослушница» - один из самых любимых в среде Православных христиан. Многие копии Афонского Образа находятся в самых разных уголках Земли, в том числе и в Домбоковской Обители, куда Он прибыл из Афонского монастыря Дохиар.

Образ Пречистой расположен в тихом углу Успенского храма. Множество лампад, тихий огонек пламени, теплота, исходящая от Преблагой Царицы, создают тишину, в которой с Пречистой Девой и Ее Всевышним Сыном говорит лишь душа.

Среди святынь монастыря есть также частицы Животворящего Креста Господня, частицы мощей святителя Григория Богослова и его брата Кесария, Патриарха Константинопольского Нифонта, а также мучеников Кирика, Маманта, преподобномучеников Игнатия, Акакия и великомученика Пантелеимона.

Наполненные впечатлениями от посещения Карпатских святынь, окрыленные исходящей от них благодатью, мы спешили возвратиться в Кирилло-Мефодиевскую обитель к вечерней службе.

Всенощное Бдение накануне празднования памяти великомученика и целителя Пантелеимона стало торжественным окончанием третьего дня нашего путешествия. Впереди у нас еще много новых открытий, но пока следует впитать и обдумать все то, к чему сподобил нас сегодня прикоснуться Всемилостивый Господь.

Согласно археологическим и письменным источникам, на территорию современного Закарпатья христианство пришло еще до того, как оно было официально принято Киевской Русью. Большинство исследователей (И. Базилович, М. Лучкай, архимандрит Василий (Пронин) и др.) связывают распространение христианства греческого обряда с именами святых Кирилла и Мефодия или, по крайней мере, их учеников. Некоторые венгерские источники свидетельствуют о том, что, когда угры пришли в Паннонию, местное славянское население имело епископство (см. «Повесть о приходе венгров»). По мнению архимандрита Василия (Пронина), ученики святых Кирилла и Мефодия, вынужденные оставить Сазавский монастырь и чешские земли, положили начало Угольскому монастырю . Свидетельством того, что в Закарпатье имел распространение греческий обряд, является деятельность Георгия, Ефрема и Моисея Угринов при дворе киевских князей Бориса и Глеба.

В те времена местами, где процветали духовность и образование, были монастыри. Анализируя источники и монографический материал, можно прийти к выводу, что в дотатарские времена в Закарпатье могли существовать монастыри не только в Угольке, но и в Грушеве. Эту мысль подтверждает исследователь начала ХХ века Ю. Жаткович. Он пишет, что после отхода татар грушевские монахи жаловались венгерскому королю Бейле IV о потере документов и грамот на землевладение . Что же касается монастыря в Мукачеве, то документы о его основании ранее 1360 года не обнаружены.

Расцвет Православия в Закарпатье связывают с деятельностью подольского князя из рода Гедиминов - Федора Корятовича. Князь перестроил Мукачевский монастырь и передал ему во владение несколько сел из своего имения; он содействовал развитию образования и культуры в крае.

Сложным вопросом остается определение церковной юрисдикции края. Ученые допускают, что в Закарпатье формировались два центра церковной власти. Первый - в Мукачеве и второй - в Грушеве. В середине ХV столетия в Мукачеве упоминается пресвитер Лука, который мог выполнять епископские функции, подчиняясь Сербскому митрополиту. Известна также грамота Константинопольского патриарха Антония от 1391 года о предоставлении Грушевскому монастырю ставропигии. В 1491 году в Мукачеве упоминается епископ Иоанн, который стремился распространить свое влияние на всю территорию Закарпатья.

В ХVІ-ХVІІ веках Православие в Закарпатье стало испытывать сильное давление со стороны католичества и реформации. По инициативе местных правителей и церковной верхушки было инициировано заключение в 1646 году Ужгородской унии. Согласно унии, «новая церковь» хранила восточный обряд и язык богослужения, но признавала догмат о римском папе и его власть. После смерти епископа Василия (Тарасовича) униатским епископом был избран Петр Парфений, а православным епископом - Иоанникий (Зейкан). Последний был вынужден в 1663 году оставить Мукачевский монастырь и руководить епархией из Имстичева и Угли (Угольки). С этого времени для православной веры начались тяжелые времена гонений. Центром сопротивления унии и латинизации оставалась Мараморощина (восточная часть Закарпатья), где в конце ХVІІ - начале ХVІІІ столетий было основано около десяти монастырей. Среди них, согласно «Списанию обителей Мараморошских», были Драговский, Кричевский, Боронявский, Бедевлянский, Белоцерковский, Вильхивский, Бичковский монастыри. Все они основаны стараниями православных владык Иосифа (Стойки; 1690-1711) и Досифея (Федоровича; 1717-1735), которые стремились создать крепкий плацдарм для обороны Православия.

Австрийская власть встала на сторону униатской церкви и сделала все, чтобы не допустить выборов нового православного владыки, а императрица Мария-Терезия заявила, что на Закарпатье православных больше не существует. Восточный обряд и православная вера сохранились благодаря преданности местного населения вере своих предков и деятельности отдельных униатских священников.

Известна борьба против латинизации писателя-полемиста Михаила Андрелли (1635-1710). Он открыто отрекся от унии и написал несколько полемических произведений; наиболее известные из них - «Логос» и «Оборона». Спасаясь от преследований, он переселился в Изу, где и умер. Его дело продолжил отец Иоанн Раковский (1815-1885), который имел значительное влияние на возрождение Православия.

В начале ХХ века в Закарпатье началось возрождение Православной Церкви. Венгерское правительство всячески пыталось препятствовать этому, считая, что движение за возрождение Православия носит выраженный социальный и национально-освободительный характер. Власть организовала два судебных процесса против православных в Мараморош-Сиготе (1903-1904 и 1913-1914 гг.), но эти судебные преследования не могли остановить возрождение Православия. Во главе православного движения встал преподобный Алексий (Кабалюк; † 1947).
После вхождения Закарпатья в 1919 году в состав Чехословакии (под названием Подкарпатская Русь) Православная Церковь получила наконец возможность свободно развиваться. Согласно каноническим правам, на эту территорию распространила свою власть Сербская Православная Церковь. В 1921 году Синод СПЦ направил в Подкарпатскую Русь своего иерарха - епископа Нишского Досифея (Васича). Этому епископу принадлежит значительная роль в утверждении Православия среди русинов. Он основал десятки православных парафий, упорядочил монашескую жизнь. Были созданы мужские и женские монастыри в Изе, Липче, Теребле.

Одной из наиболее значительных проблем того времени было недостаточное количество православного духовенства. В связи с этим в 1920-1930 годах немало закарпатцев получали духовное образование в богословских заведениях Сербии. После епископа Досифея Карпаторусской Православной Церковью руководили епископы: Новосадский Ириней (Чирич), Призренский Серафим (Иванович) и Битольский Иосиф (Цвиевич).

В 1931 году была возобновлена древняя Мукачевская кафедра, в состав которой также вошли приходы Восточной Словакии. Первым Мукачевско-Пряшевским епископом стал Дамаскин (Грданичка). Епископ реорганизовал духовную консисторию, способствовал повышению образования духовенства. Для этого он организовал пастырско-богословские курсы в Изском Николаевском монастыре. Был также построен дом епархиального управления в Мукачеве. Чешское правительство начало оказывать православному духовенству финансовую помощь.

В 1936 году в состав Мукачевско-Пряшевской епархии входили 127 приходов, в них было 160 тыс. прихожан. Действовало также пять монастырей: три мужских - Николаевский (в Изе), Преображенский (в Теребле), преподобного Иова Почаевского (в Ладомирове) и два женских - Рождества Пресвятой Богородицы (в Липче) и Благовещения (в Домбоках). Кроме того, существовало еще пять мужских скитов .

В 1920-1930-х годах часть православных приходов, монастырей и скитов подчинялась также Пражскому архиепископу Савватию (Врабцу), который был хиротонисан Константинопольским патриархом Мелетием (Метаксакисом).

В 1938 году на Мукачевско-Пряшевскую кафедру был назначен епископ Владимир (Раич). В Мукачеве епископ пробыл недолго, поскольку, по Мюнхенскому соглашению, часть Подкарпатской Руси была оккупирована Венгрией. Епархиальное управление и епископ перешли в Хуст, который в марте 1939 года также захватили венгры. В апреле 1941 года епископа Владимира арестовали, а в октябре того же года выслали в Сербию.

Регент Венгрии Миклош Хорти назначил «администратором греко-восточных венгерских и греко-восточных русинских церковных частей» Михаила Попова. Попов проводил провенгерскую политику и пытался создать в Венгрии «автокефальную православную церковь».

5 февраля 1944 года новым администратором был назначен игумен Феофан (Сабов). В документе его должность значится как «епископский заместитель и администратор православной Мукачевско-Пряшевской епархии» .

В октябре 1945 года Мукачевско-Пряшевская епархия перешла под юрисдикцию Русской Православной Церкви. Во времена советской власти Православная Церковь в Закарпатье (как, впрочем, и в других местах) пережила немало трагедий и потрясений. Были ликвидированы почти все монастыри и скиты, некоторые священники были репрессированы.

Качественно новый этап в жизни Православной Церкви начался в конце 1980 - начале 1990 годов, когда Мукачевско-Ужгородской епархией управлял архиепископ Евфимий (Шутак). За несколько лет были возобновлены десятки православных церквей и монастырей, возродилось духовное образование в крае. В 1994 году из состава Мукачевско-Ужгородской епархии была выведена Хустско-Виноградовская епархия.

В 2000-2007 годах епархией в Мукачеве руководил епископ Агапит (Бевцик). В декабре 2007 года Священный Синод Украинской Православной Церкви назначил епископом Мукачевско-Ужгородским Феодора (Мамасуева). Хустской епархией управляет архиепископ Марк (Петровцы).

На конец 2008 года на территории двух епархий Закарпатья насчитывается около 520 приходов и 35 монастырей. Действует духовная семинария в Иршаве и академия в Ужгороде. Издаются периодические издания «Православная летопись» (Мукачево) и «Духовная криница Карпат» (Хуст).