Зачем молиться Богу, если Он и так знает все наши потребности? Как появилось молитвенное правило

Какому святому помолится, чтобы выйти замуж? А какому святому поставить свечку от головной боли? А при онкологии кому помолиться? А при мигрени? Эти вопросы и их многочисленные вариации регулярно слышат как сотрудники церковных лавок, так и многие воцерковленные прихожане. Действительно, очень актуальный вопрос для многих наших современников: кому и как помолиться, чтобы всё в жизни «стало хорошо».

Однако вопрос почитания святых и молитвы им – это не просто вопрос о «сферах ответственности» каждого святого. Это гораздо более серьезный вопрос о том, зачем вообще нужно молитвенное общение со святыми. Ведь, например, протестанты, отрицают даже саму такую возможность.

Таким образом, мы видим две крайности: «молиться святым не надо, нужно молиться только Богу» и вторая крайность – это уже названное разделение на «сферы ответственности». Давайте разбираться, чему же учит Православная Церковь в вопросе почитания святых.

А как же библейский запрет?

«Вся Библия против молитвы святым» – это типичная фраза для всякого рода протестантских форумов и Интернет-беседок. Тут и «не сотвори себе кумира», и многие другие доводы идут в ход в интеллектуальной битве. Не буду разбирать подробно всю православную апологетическую концепцию, обозначу лишь ключевые моменты. Цитаты о почитании святых и о молитве им есть и в Ветхом, и в Новом Заветах.

«В вечной памяти будет праведник» (Пс. 111, 6) и «память праведника пребудет благословенна» (Притч. 10, 7) – гласит Ветхий Завет. Но гораздо более важна другая, уже новозаветная мысль: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). И ведь действительно: святые – это наши наставники. И к этим наставникам мы обращаемся в молитве.

В «Катехизисе» дается ясное определение, что такое Церковь: «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и таинствами». Причем к Церкви относятся все верующие: как живые, так и умершие. То есть и мы, ныне живущие грешники, и великие святые – члены одной Церкви.

Святым дан особый дар – молиться за людей. Господь слышит молитвы святых: «Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5, 17-18).

С первой крайностью всё понятно, но как тогда быть с современным понимаем «сфер ответственности»?

Моли Бога о нас

Язычество являет нам прекрасный пример того, как каждый бог и божок пантеона за что-то «отвечает». Один – за гром и молнию, другой – за леса и поля. И тут все было ясно: хочешь дождя – принеси жертву такому богу, хочешь грозу – этому. Только не перепутай!

«Православная Церковь верит в то, что жизненный опыт человека, его личность сохраняется и после смерти»

Христианство принесло в мир другие представления. Православная Церковь верит в то, что жизненный опыт человека, его личность сохраняется и после смерти. Святитель Николай в своей жизни молился о моряках и путешествующих, и мы молимся ему перед большой поездкой. Великомученик и целитель Пантелеимон в своей земной жизни был врачом, и мы просим его исцелить наши телесные недуги.

И тут есть одна очень важная деталь. Молитвенно призывая святых, мы просим помочь не их. Мы просим, чтобы они помолились Богу о нас, и Он по их молитвам помогает нам. Мы не просим: «Святой врач Пантелеимон, исцели нас». Мы обращаемся к нему с другими словами. «Моли Бога о нас» – так звучат слова молебнов и акафистов, обращенных к святым. Обратите внимание, что не «спаси нас», а «моли Бога о нас». И Господь по молитвам того или иного святого помогает нам.

Опять же, об этом прекрасно сказано в «Катехизисе»: «Верующие, принадлежащие к Церкви, подвизающейся на земле, принося молитву Богу, призывают в то же время на помощь святых, принадлежащих к Церкви Небесной; и святые, находясь на высших степенях приближения к Богу, своими посредническими молитвами очищают, укрепляют и приносят к Богу молитвы верующих, живущих на земле».

Неужели нельзя «обратиться напрямую» – быть может, спросит кто-то с возмущением. «Ведь молитва Господня начинается с обращения к Богу-Отцу как Отцу нашему. Неужели мне нужен посредник, чтобы общаться со своим Отцом?» – не унимаются сомневающиеся.

Православная Церковь обладает огромным богатством. И это не материальное богатство. Это богатство духовного опыта. Православный христианин – богатый человек. У него есть не только его личная молитва, но и заступничество святых. И тут он гораздо богаче всех тех, кто говорит, что ему «не нужны посредники между ним и Богом». Главное только такому человеку не попасться в ловушку разделения святых на «сферы ответственности».

Вконтакте

Зачем молиться? Зачем молиться, если Бог управляет абсолютно всем? Зачем молиться, если Бог и так знает, что мы собираемся просить, еще до того, как мы попросим об этом?

1. Молитва – это форма служения Богу (Луки 2:36-38). Мы молимся потому, что Бог указывает нам молиться (Филиппийцам 4:6-7).

2. Христос и ранняя церковь дали нам пример молитвы (Марка 1:35; Деяния 1:14; 2:42; 3:1; 4:23-31; 6:4; 13:1-3). Если Иисус считал, что молиться стоит, то и нам следует поступать так.

3. Бог желает, чтобы молитва была средством получения Его решений в ряде ситуаций:

а) подготовка к важным решениям (Луки 6:12-13);
б) преодоление дьявольских препятствий в жизни (Матфея 17:14-21);
в) призвания работников для сбора духовного урожая (Луки 10:2);
г) получение силы для преодоления искушения (Матфея 26:41);
д) духовное подкрепление других (Ефесянам 6:18-19).

4. Мы имеем Божественное обетование, что наши молитвы не напрасны, даже если мы и не получаем конкретно того, о чем просили (Матфея 6:6; Римлянам 8:26-27).

5. Он пообещал, что когда мы попросим о вещах, согласующихся с Его волей, Он даст нам это (1 Иоанна 5:14-15).

Иногда в Своей мудрости и для нашей пользы Он медлит с ответом. В этих ситуациях мы должны быть усердными и настойчивыми в молитве (Матфея 7:7; Луки 18:1-8). В то же время нам не следует использовать молитву для того, чтобы заставить Бога исполнять нашу волю на земле, наоборот – она должна стать средством исполнения Его воли. Божья мудрость бесконечно превыше нашей.

В ситуациях, относительно которых мы не знаем точно какова Божья воля, молитва становится средством познания. Если бы Петр не попросил Иисуса позвать его выйти из лодки в воду, то пропустил бы эту возможность (Матфея 14:28-29). Если бы сирийская женщина с дочерью, одержимой демоном, не помолилась Христу, то не получила бы исцеления своего ребенка (Марка 7:26-30). Не воззвав к Христу, слепой в окрестностях Иерихона так бы и остался слепым (Луки 18:35-43). Бог сказал, что мы часто не имеем, потому что не просим (Иакова 4:2). В некотором смысле, молитва похожа на благовествование другим людям. Пока не поделимся благой вестью, мы не узнаем, кто ответит на нее. Так же и с молитвой: мы никогда не увидим результат молитвы, пока не помолимся.

Недостаток молитвы демонстрирует недостаток веры и доверия Божьему Слову. Мы молимся, чтобы продемонстрировать нашу веру в Бога и в то, что Он исполнит обещания, данные в Его Слове, а также благословит наши жизни больше, нежели мы можем просить или надеяться (Ефесянам 3:20). Молитва – это первоочередное средство увидеть Божественную работу в жизни других. Являясь нашим средством «подключения» к источнику Божьей силы, она стает нашим путем к победе врага (дьявола) и его армии, которых мы не в силах преодолеть одни. Таким образом, давайте чаще приходить к трону Божьему, потому что на небесах мы имеем Первосвященника, Который может помочь нам во всех наших испытаниях (Евреям 4:15-16). Мы имеем Его обещание, что «…много может усиленная молитва праведного» (Иакова 5:16-18). Пусть Бог прославит Свое имя в нашей жизни, когда мы будем все чаще и чаще преклоняться перед Ним в молитве.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Постараюсь показать различие между почитанием святых и служением Богу на одном примере.

Однажды мне пришлось беседовать с одним молодым человеком, который, придя в храм, был очень возмущен наличием в церкви большого количества икон. Было видно, что молодой человек неплохо подкован в знании Священного Писания, имел понятие о некоторых христианских догматах, хотя несколько искаженное, но при этом был человеком абсолютно нецерковным. Из этого я сделал вывод, что передо мной стоял человек, попавший под воздействие учения какой-то псевдохристианской секты. Тем более, что поведение парня было несколько агрессивным по отношению ко всему православному.

Складывалось впечатление, что он был специально подослан в храм для какой-то провокации. Это мнение подкреплялось видом явно сдерживающей свои эмоции свечницы, которой молодой человек пытался «прочищать мозги». Я поспешил на помощь церковнице.

Как и следовало ожидать, все внимание молодого человека сразу же переключилось на меня, т.к. он искренне надеялся доказать свою правоту хотя бы одному православному христианину, а тем паче, священнику. Свои доводы он подкреплял словами Священного Писания: «Сказано ведь «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (). Так почему же в православных храмах такое большое количество икон святых, когда кроме изображений Христа не должно быть ничего? А как зайдешь в , только и слышишь, молись Богородице, Николаю Чудотворцу, Пантелеимону Исцелителю и еще кому-то. А куда делся Бог? Или вы уже успели заменить Его другими богами?» Я чувствовал, что разговор предстоит непростой и, как видимо, долгий. Не буду пересказывать его весь, но постараюсь выделить лишь самую суть, т.к. в наше непростое время подобными вопросами задаются многие люди. И, к сожалению, эти искатели истины довольно часто падают жертвами хорошо подкованных сектантов и сами становятся постоянными членами различного толка сект.

Для начала я предложил молодому человеку разобраться с определениями, следуя простой логике. Это простой психологический прием, который я довольно часто использую при необходимости донести до человека некоторые неоспоримые истины. Итак, кто такие святые и зачем им молиться? Неужели и вправду, это некоторые боги низшего порядка? Ведь призывает почитать их и возносить молитвы к ним. Начнем с того, что почитание святых – это древняя христианская традиция, сохраняющаяся с апостольских времен. Мученик, пострадавший за Христа, сразу после своей смерти становился объектом благоговейного почитания верующих. На гробницах первых христианских святых совершали Божественную Литургию, им возносили молитвы. Понятно, что святому воздавалось особое почитание, но вовсе не как отдельному богу. Это были люди, отдавшие свою жизнь за Бога. И, в первую очередь, они сами были бы против превознесения их в ранг божества. Ведь мы, к примеру, чтим память людей, положивших свою жизнь за Отечество на полях сражений. И даже ставим им памятники, чтобы будущие поколения знали бы и чтили этих людей. Так почему же христиане не могут чтить память людей, особо угодивших Богу своей жизнью или мученической смертью, при этом называя их святыми? Я попросил молодого человека ответить на этот вопрос. Последовал утвердительный ответ. Первый бастион сектантского мышления рухнул.

Теперь было необходимо показать этому искателю истины в чем разница между поклонением Богу и почитанием святых. Человеку воцерковленному сразу видна разница в определениях. И действительно, человек призван служить Господу Богу своему и только Ему одному. Поклонение чему-либо или кому-либо другому расценивается как нарушение первой заповеди: «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (). Служение Господу проявляется и в церковной и в повседневной жизни православного христианина. Достаточно обратить внимание на название – бого-служение, а вовсе не свято-служение. Таким образом, православные вовсе не поклоняются святым, а почитают их. Почитают как старших наставников, как людей достигших духовной высоты, как людей, живущих в Боге и для Бога. Людей, достигших Царства Небесного. А основание для почитания наставников было дано ап. Павлом: «Поминайте наставников ваших…. и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (). А вера святых есть вера Православная и она призывает к почитанию святых с апостольских времен. И один из величайших святых говорил о этом почитании: «Достопоклоняемы святые – не по естеству своему, мы поклоняемся им, потому что Бог прославил и соделал страшными для врагов и благодетелями для приходящих к ним с верою. Поклоняемся им мы не как богам и благодетелям по естеству, но как рабам и сослужителям Божиим, имеющим дерзновение к Богу по любви своей к Нему. Поклоняемся им, потому что сам Царь относит к Себе почитание, когда видит, что почитают любимого Им человека не как Царя, но как послушного слугу и благорасположенного к Нему друга».

Наша беседа с молодым человеком перешла в более спокойное русло, и теперь он больше слушал, чем говорил. Но для большей убедительности было необходимо привести еще парочку веских аргументов своей правоты, и я поспешил сделать это. Для этого как нельзя лучше подошло понятие о Церкви небесной и земной. Церковь Небесная – торжествующая вкупе с Церковью земной – воинствующей составляет единую Церковь Христову – Его Тело. А все люди, в том числе святые угодники, порознь являются членами Церкви Христовой. Святые являются нашими молитвенниками и покровителями в небесах и поэтому живыми и деятельными членами Церкви воинствующей, земной. Их благодатное присутствие в Церкви, внешне являемое в их иконах и мощах, окружает нас как бы молитвенным облаком славы Божией. Оно не отделяет нас от Христа, но приближает к Нему, соединяет с Ним. Это не посредники между Богом и людьми, которые отстраняли бы Единого Посредника Христа, как думают протестанты, но наши сомолитвенники, друзья и помощники в нашем служении Христу и нашем общении с Ним. Посредник же «…един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех…» (). Церковь есть тело Христово, и спасающиеся в Церкви получают силу и жизнь Христову, обожаются, становятся «богами по благодати», сами являются христами во Христе Иисусе. Таким образом, святые суть те, кто подвигом своей действенной веры и деятельной любви осуществили в себе свое богоподобие и тем явили в силе Божий образ, чем и привлекли к себе изобильную благодать Божию. Ведь сам Христос говорит в Евангелии: «кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему, и обитель у него сотворим» (). Апостол лишь подтверждает эти слова: «не я живу, но живет во мне Христос» (). На это мой собеседник уже не мог найти вразумительных аргументов в свою пользу ни в Священном Писании, ни в своих сектантских познаниях.

Теперь я мог спокойно перейти к вопросу о молитве к святым угодникам. Как я уже показал выше, святые суть наши сомолитвенники и друзья на пути служения Богу. Но разве мы не можем просить ходатайствовать за нас пред престолом Вседержителя? Разве не то же самое происходит в нашей повседневной жизни, когда мы просим наших близких и знакомых замолвить слово за нас перед начальством? А ведь Отец наш Небесный куда выше любого земного начальства. И Ему действительно возможно все, чего нельзя сказать о простых земных людях. Но при молитве к святым угодникам вовсе нельзя забывать о молитве Господу. Ибо только Он – Податель всех благ. И это очень важный момент, т.к. многие православные христиане в молитве к святым забывают о Том, к Кому, в конце концов, и направлена будет молитвенная просьба, пусть и предстательством кого-либо из святых. Не должно христианину забывать о Господе Боге своем. Ведь и святые служили именно Ему. Этим я показал молодому человеку, как важно не перегнуть палку даже в таком, вроде бы, простом деле, как молитва. Было видно, что парень находился в некотором замешательстве, но собравшись с мыслями, выдал последний вопрос: «Скажите, а почему необходимо молиться разным святым по какому-то определенному вопросу?». Я ожидал этого вопроса и ответ уже был готов. Святые могут помогать нам не в силу изобилия своих заслуг, но в силу обретаемой ими духовной свободы в любви, которая достигается их подвигом. Она дает им силу предстательства пред Богом в молитве, а также и в деятельной любви к людям. Бог дает святым, наряду с ангелами Божиими, совершать Свою волю в жизни людей деятельной, хотя обычно и невидимой, помощью. Они суть руки Божии, которыми Бог совершает дела Свои. Поэтому святым и за гранью смерти дано творить дела любви не в качестве подвига для своего спасения, которое уже совершено, но, действительно, для помощи в спасении других собратий. И помощь эта даруется Самим Господом во всех наших житейских нуждах и переживаниях по молитвам святых. Отсюда и святые – покровители тех или иных профессий или ходатаи перед Богом в житейских нуждах. Благочестивая церковная традиция, основываясь на житиях святых, приписывает им действенную помощь своим земным собратьям в различных нуждах. К примеру, Георгий Победоносец, бывший при жизни воином, почитается как покровитель православного воинства. Великомученику Пантелеимону, бывшему при жизни врачом, молятся об избавлении от телесных недугов. Николая Чудотворца очень почитают моряки, ему же молятся девицы об удачном замужестве, основываясь на фактах его жития. Люди, живущие за счет рыбной ловли, молятся об удачном улове апостолам Петру и Андрею, которые до своего высокого призвания были простыми рыбаками. Ну и конечно, нельзя не сказать о высшей всех ангел и архангел Пресвятой Богородице, стоящей во главе сонма святых. Она является покровительницей материнства.

В Православии существует обычай давать при крещении имена в честь христианских святых, которые, при этом, называются ангелами данного человека (день именин также называется день ангела). Это словоупотребление указывает, что святой и ангел-хранитель сближаются в служении своем человеку настолько, что обозначаются даже общим именованием, хотя и не отожествляются.

Беседа наша подходила к логическому концу. Я очень надеялся, что аргументы, приведенные мной, должны были оставить след в душе этого молодого человека. И я не ошибся. Напоследок он сказал фразу, ради которой можно было бы говорить еще очень долго: «Спасибо вам! Я понял, что во многом ошибался. Видимо моих познаний в христианстве еще недостаточно, но теперь я знаю, где искать правду. В православии. Еще раз большое спасибо». С этими словами мой собеседник удалился. Оставшись один на один со своей радостью, я поспешил в храм вознести благодарственную молитву Господу и всем святым, которые помогли мне в этот день в моем пастырском служении. Но это уже совсем другая история…..

Все Святые, молите Бога о нас!

Часть вторая

Не так давно на сайте была опубликована моя статья «Зачем молиться святым, когда есть Христос?». Как я и предполагал, она вызвала достаточное количество отзывов. Были отзывы с благодарностью, а были и с осуждением и непониманием. Но мне запомнился один комментарий. Приведу его дословно: «У меня пару замечаний. Как известно, протестанты бывают разные. Среди них и лютеране. И знают они Писание в целом лучше православных. Так вот, их позиция: можно «почитать святых», т.е. вспоминать их жизнь, ставить их в пример… но нельзя им молиться. Почему? – потому, что все почившие пребывают в ожидании Страшного Суда. До этого они как бы «недееспособны». Таким образом, вoпрос не в пантеизме, а понимании загробной жизни до(!) Суда. Если батюшка соизволит это объяснить, ссылаясь на Писание (а для протестантов это авторитет в отличие от предания), тогда это будет более ценным».

Итак, предлагаю читателю вновь рассмотреть тему почитания святых в свете Священного Писания. Сразу же хотел бы возразить автору комментария в том, что лютеране знают Библию лучше православных. Библия одна и у православных и у протестантов. Есть православные, которые весьма хорошо знают Священное Писание, есть и протестанты, которые хорошо подкованы в знании Библии. Поэтому, думаю, что какое-то сравнение вообще неуместно.

Продолжим дальше. Действительно, протестанты не признают Священного Предания, для них является авторитетом лишь Священное Писание. Пусть так. Начнем со слов ап. Павла, сказанных в послании к евреям: «вы приступили … ко граду Бога Живаго, к Небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (). Праведники пребывают на небесах, в Небесном Иерусалиме. Значит, их загробная участь уже определена Господом. Еще более показательны в этом вопросе слова Спасителя, сказанные раскаявшемуся разбойнику: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (). Священное Писание содержит достаточное количество текстов, говорящих о святых, как о насельниках Небесного Града. Вот один из них: «тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (). Показана и немаловажность святых в Небесном Иерусалиме: «и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (). И их число достаточно велико: «И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч» (). Следовательно, согласно Писанию, святые уже пребывают в раю рядом с Господом и их загробная участь уже определена до Страшного Суда.

Теперь стоит поразмыслить над «недееспособностью» святых, о которых говорил автор комментария. Здесь было бы уместным дать определение Церкви Христовой. Опять обратимся к Писанию. Бог положил «всё небесное и земное соединить под Главою – Христом» (). Следовательно, Церковь Христова – это совокупность небесной и земной церквей. Церковь небесная и земная есть одно Тело, Глава которого – Христос. А все мы, в том числе и святые – это члены одного Тела. Но разве члены одного тела не заботятся друг о друге. Разве одна нога, споткнувшись, не перекладывает всей ноши тела на другую ногу. Или одна рука не моет ли другую заботясь о ней. Не может организм функционировать, если прекратило свою работу сердце. В таком случае, не заботятся ли святые о нас, уже находясь перед Богом.

Разве не посылает здоровый орган тела импульс головному мозгу о том, что начал болеть соседний. Так же и святые молят о нас Господа, «дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (). «Вышний Иерусалим … он – матерь всем нам» (). А ведь граждане одного города, когда увидят своих сограждан в какой-либо беде, тотчас по зову их помогают, чем могут. Так поступают и православные и протестанты. И те и другие молятся друг за друга, не взирая на многие трудности, которые приходится преодолевать, чтобы помочь или делом или молитвой. Молятся по слову апостола: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» ().

Так почему же протестанты возбраняют молиться за нас самим апостолам? Разве это не абсурд? Взаимная молитва есть проявление взаимной христианской любви и попечения. Вот в эту-то взаимность между земной Церковью и небесной не верят протестантские богословы. Во дни своей земной жизни апостолы, по слову Спасителя, любили ближних и молились за них: «мы… не перестаем молиться о вас» (). Так неужели, после того, как они «вышли из тела и водворились у Господа» (), стали меньше любить тех, которые остались на земле? Неужели потеряли они ту любовь во Христе Иисусе, о которой и сами писали, что она «никогда не перестает» ()? Нет, нет и еще раз нет! Они молятся за нас и молитва их действенна, и глупо отрицать это. Сколько чудес совершает Господь через их святые мощи и иконы! И этому нет противоречий в Священном Писании, ибо «вера без дел мертва» (). А их дела видны всем.

Просят за нас святые угодники, и Господь исполняет их просьбы: «чего ни попросите в молитве с верою, получите» (). Они наши сомолитвенники. Мы просим их молиться с нами и за нас. Так почему же мы должны отвергнуть от себя то, что было естественно для святых – молитву друг за друга? В православии молитвенное призывание святых основывается на том, что они такие же люди. И мы просим их о том же, о чём и других людей имеющих свободную молитву. Призывает к взаимной молитве не только Господь, но святые вторят ему. Святой : “Будем везде и всегда молиться друг за друга… и если кто из нас прежде отойдет туда (на небо) по благоволению Божию: да продолжится пред Господом наша взаимная любовь, и да не престанет пред милосердием Отца, молитва за наших братий”. А вот как говорит о предстательстве святых свт. в слове на 40 мучеников: «Сколько употребил бы ты труда найти и одного молитвенника за себя ко Господу! – и вот 40 молитвенников, возсылающих согласную молитву… святый лик! Священная дружина! Непоколебимый полк! Общие хранители человеческого рода! Добрые сообщники в заботах, споспешники в молитвах, самые сильные ходатаи, светила вселенной, цвет церквей! Вас не земля сокрыла, но прияло небо, вам отверзлись врата рая».

Итак, святые молятся за нас, помощь их действенна и видна многим. Сколько у людей духовных и житейских нужд. Но не всегда Господь исполняет наши молитвенные просьбы. И это по грехам нашим: «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (). Бывает это и от того, что мы молимся без веры и усердия: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (). Молитвы же святых Господь слышит и исполняет: «потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их « (). Молитвы святых сильны перед Богом: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (). Поэтому мы и стараемся найти себе сомолитвенников и предстателей перед Господом среди святых. И действительно, многие люди прибегают к молитвенной помощи святых в разных нуждах. И каждому святому Господь дает особую благодать помощи людям в различных ситуациях. Сколько женщин становятся счастливыми матерями после долгих лет бесплодия по молитвам Богоматери. И воистину «Кто притекая в храм твой, Богородице, не премлет вскоре исцеления?» (чинопоследование малого освящения воды). А сколько людей исцеляет от телесных недугов Господь руками вмч. Пантелеимона Исцелителя. И не перечесть всех чудес, которых творит Бог по молитвам свт. Николая Чудотворца.

Уже сложилась традиция молитвы разным святым в различных нуждах. В ней нет ничего предрассудительного, если следовать всему вышеизложенному. Но, к сожалению, многие люди не понимают этого. В последнее время в храмах появились в продаже «молитвословы на различную потребу». В них изобильно представлены молитвы святым угодникам в различных житейских нуждах. Названия молитв в них представлены примерно следующим образом: «молитва Адриану и Наталии о семейном благополучии» или «молитва Пантелеимону Исцелителю от телесных недугов». Прекрасно, давайте молиться! Открываем нужную страницу и видим, что там находится молитва, читаемая в день памяти святого. Что-то смущает. А где же наша житейская нужда? Куда делось наше молитвенное прошение к святому помолиться в конкретной ситуации? Разве не проще обратиться к святому своими словами и попросить помолиться за нас. Ведь, как говорил , «молитвы святых имеют очень великую силу, но только когда мы сами раскаиваемся и исправляемся». И лишь в редкой книге можно найти подобное объяснение. Как правило, его нет. А народ Божий начинает усердно читать предложенные молитвы как некие заговоры. Написано ведь черным по белому: «от телесных недугов» и т.п. И даже не советуются со священниками в столь важном вопросе, как молитвенное правило. А зачем? В молитвослове ведь все написано, как и кому молиться. А в молитве ко святому многие и вовсе забывают о том, что подателем всех благ является Всемогущий Бог, а не святой. И молитвенное правило такого человека представляет собой подобие такого «молитвослова на всякую потребу», где нет места молитве Господу. А человек уже начинает мнить себя столпом благочестия и примером молитвенного подвижничества. В итоге впадает в гордыню. И этому виной издатели таких молитвословов, которые в целях экономии средств не утруждают себя объяснением того, как правильно почитать святых и просить их молитвенного предстательства. Печально, но факт! И это вовсе не придумано мной, а основано на реальных человеческих судьбах. К счастью, есть и противоположные примеры, когда издатели, заботясь о читателе, подробно изъясняют то, как следует чтить святых и обращаться к ним за молитвенной поддержкой. Такой молитвослов приятно взять в руки и помолиться.

Так что же делать человеку неопытному в таком важном вопросе, как молитва? В первую очередь, необходимо четко понимать, что мы просим святых молить Бога о нас. И никак иначе! Во вторых, молитва – это не какой-то заговор, после прочтения которого моментально перестанет болеть голова или удачно выйдет замуж засидевшаяся в девках дочь. Лишь Господь знает, когда и что подать от своих богатых милостей и щедрот человеку. В третьих, перед началом постоянного чтения того или иного молитвенного последования нужно взять благословение у духовника. В этом случае человек будет знать, что поступает правильно, а с благословения молиться всегда лучше. Можно даже попросить священника отслужить молебен святому, к которому впоследствии будет обращаться с молитвами. Но только не надо просить батюшку отслужить молебен о материальном благополучии или повышении по службе. Если бы Господь исполнял эти прошения, то священники, наверное, были бы самыми богатыми и успешными людьми на земле. Но самое главное, надо помнить, что молитва никогда не бывает лишней. Она, по слову , «есть наша благоговейная беседа с Богом». Пусть и предстательством святых. Одним словом, беседуйте на здоровье! Все святые, молите Бога о нас!

Нет сомнения, что каждый человек приходит к Богу. На свете нет одинаковых или похожих людей. Пути и судьбы индивидуальны. Для одних это горестные события, для других радость. Некоторым вложили любовь к Богу с момента рождения.

С возрастом человек отчётливее и осознаннее понимает, что эта жизнь не так проста, как казалось в детстве и юношестве.

Чаще задумывается о смысле жизни, о необходимости существования, о предназначении. Это и есть путь к Богу.

Люди, не посещавшие церковь, не знают как себя там вести. В определенный момент душа человека начинает требовать посещения такого места. Люди, которые впервые пришли в церковь стесняются, не представляют как себя там вести, что говорить. Как молиться.

Каждый знает с детства, не зависимо к какой вере принадлежит, что в церкви молятся. Далеко не каждый человек знает, что молитва отличается силой. Приобщаться к Богу можно в любом месте и в подходящее время. Утром, когда просыпаешься. Днём, когда заняты делами. Одни учебой, другие работой. Вечером, когда расслабляются после трудового дня. Возможно некоторые просто грустят. Сила молитвы по истине велика.

Молитва. Определение.

Молитва — слово, не похожее ни на одно другое. Это обращение к Богу. Произнесенное вслух или внутренне, но с открытой душой. Истинный смысл у каждого человека в душе. Чем больше человек ощущает силу молитвы, тем особенным становится для него это слово.

Не случайно святые отцы учат, что мир держится молитвой. Написано огромное количество разнообразных молитв. Для разных жизненных обстоятельств, посвящённые конкретным святым. Каждая молитва уникальна. Особой молитвой является та, которую изрёк Господь Бог. Это молитва «Отче наш» . Являясь короткой молитвой, включает в себя необходимое для успокоения души человеческой. Произносится и в радости, и в горе, и как благодарность. Множественные молитвы собираются и печатаются в специальных книгах — молитвословах. Возможно сложно сразу запомнить слова необходимой молитвы, тогда можно просто взять книгу и прочитать. Как говорят святые отцы, главное не дословно передать содержание молитвы, а произнести открытой душой. Чем сильнее открыта душа во время молитвы, тем сильнее сила.

Нужда в молитве.

Молитва это способ измениться. Подняться выше в духовном плане. Душа неразрывно связана с телом. Значит стремиться к совершенству в каждом аспекте жизни. Распахнуть душу для восприятия божественного. Сама жизнь человека состоит в покаянии, в стремлении очистить мысли и поступки.

Сам Спаситель душ человеческих нуждался в молитве. Значит и человек, созданный на подобии Божьем, нуждается. Но человек загадочная натура, и проявляет двойственность во многом. С одной стороны человек хочет приобщаться к Богу, а с другой стороны проявляется какая то лень, нежелание творить Божественное. Не трудно понять, почему происходит так. Первое порождается первозданной природой. Второе – порождение грехов.

О чем молиться?

Бывает, что человек молиться, но кажется что ничего в жизни не меняется, что Бог не слышит. Это не так. Тут возможны две причины. Во-первых, человек молиться либо не о том, о чем следует. Во-вторых, не так, как следует. Молящийся должен быть мудрым в своей молитве. Если хочется молиться о земном, то никто этого запретить не может. Однако исполнение такой молитвы возлагается на волю Божью. Ему, как никому, лучше знать что нужно человеку в конкретное время. Язык молитвы должен быть простым. Не следует использовать мудрых или сложных слов. Фразы должны как-бы литься из души. Молитесь с верою, только так молитва вознесется до небес.

Если человек будет молиться Господь не отвернется от него. Поможет и поддержит. И только таким образом получишь неподдельную благодать.

Бог нуждается в превозношении. В противном случае в Библии не было бы так много написано об этом. Однако и слышит, но пока человек сам не произнесет просьбу, сделает осознанной, Бог ничего делать не будет. Наделил людей многим, сделал себе подобными, но дал собственную волю. Нарушать установленные рамки не будет. Поэтому так важна молитва. Так же у человека в течении жизни накапливает много грехов. Молитва помогает избавиться от них. Совершенно не потому, что человек просто произнесет молитву, а только оттого, что перед молитвой осознал грех.

Молитва о близких

Иногда человек сам осознанно избегает церкви и молитвы. Тогда на помощь приходят близкие люди. Они молятся о других людях. Церковь принимает всех, независимо от социального статуса, вероисповедания. Молиться можно о человеке, который попал в греховную струю. Бог услышит и поможет. Бог вразумит. Человека, который молиться о других характеризует открытость души, желание помочь. Такая помощь просто необходима.

Откроем Евангелие от Матфея, глава 6, стих 6. Иисус здесь говорит своим ученикам: "Вы же, когда молитесь, войди в комнату твою, и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно". Иногда людям кажется, что молитва - это просто трата времени. Зачем утруждаться? Но если ставить вопрос таким образом, зачем тратить время на разговоры с Вашим мужем или Вашей женой? Или, например, с детьми? К чему суетиться и докучать родителям своими разговорами? Зачем нужно общаться с друзьями? Любые человеческие отношения подразумевают общение и разговор. Так же и в наших отношениях с Богом. Через разговор и общение мы развиваем наши отношения с Ним.

Вчерашний вечер я провел дома, чему я очень рад, и имел возможность целых два часа поговорить со своим старшим сыном, ему сейчас уже 17. Это так здорово, когда можно просто поговорить! Мы провели великолепные 2 часа. И после разговора я почувствовал, как мы сблизились еще больше. Просто потому что нам удалось поговорить. Если мы хотим знать Бога, если мы хотим стать к нему ближе, молитва - это верный путь к близкому познанию Его. Итак, мы молимся в первую очередь для того, чтобы развивать наши отношения с Богом.

Вторая - этот пример, который подал нам Иисус. Он молился. В Евангелиях постоянно упоминается, что Иисус уединялся для молитвы. Он учил молиться своих учеников. Он не говорил "Если вы молитесь", Он говорил "Когда вы молитесь". Он также говорит, что за молитву полагается награда: "И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно". Иногда чувствуешь себя неловко из-за награды: "Может не следует делать этого для того, чтобы получить что-то?". Но с этой наградой все в порядке. Это нормальная награда. Награда награде - рознь, не так ли? Деньги за сексуальные услуги - тут не все в порядке. Но есть поступки, достойные награды. Если Вы учитесь, готовитесь к экзаменам и сдаете их, и получаете профессию, это награда за Ваш тяжелый труд.

Брак - это, если хотите, награда за влюбленность. К.С. Льюис писал об этом: "Настоящая награда - это не просто результат Вашей деятельности, но и сама Ваша работа, доведенная до конца". Бывает должная награда и за молитву. Какая она?

Во -первый, молитва дает нам опыт переживания Божьей любви. Эта любовь изливается в наше сердце Святым Духом. Мы чувствуем радость. Псалмопевец говорит "в Его присутствии" (в присутствии Бога) "есть полнота радости". Мы наслаждаемся миром. Павел пишет: "Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом". И затем он пишет: "И мир Божий, который превыше всякого ума" (в некоторых переводах "превосходит всякое разумение") "и мир Божий, который превосходит разумение, соблюдет сердца Ваши и помышления Ваши во Христе Иисусе". Когда мы сбрасываем наш груз, мы получаем мир Божий.



Бог ведет нас в молитве. Он говорит с нами. Он дает на совершенно новое понимание проблем, с которыми нас сталкивает жизнь.

Бог удовлетворяет наш голод. Он утоляет нашу жажду, когда мы проводим время в Его присутствии. И не только это, молитва всегда приносит результаты. Это часть награды. Ошибочно думать, что мы живем во вселенной, в которой все уже установлено и предопределено. Была статья в Таймс в ответ на чье-то мнение о том, что если Бог знает будущее, значит оно уже определено. В ней Клиффорд Лонгли, религиозный обозреватель "Таймс", заметил, что "если Бог живет в вечном настоящем, то Он слышит все молитвы одновременно. Поэтому Он может использовать молитву, которую вы произнесете на следующей неделе, и применить ее к событиям месячной давности. Молитвы, произнесенные после какого-то события, могут быть услышаны до их произнесения и учтены еще до самого события. Или, другими словами, у Бога есть в распоряжении целая вечность, чтобы ответить на молитву, произнесенную за доли секунды водителем автомобиля, который вот-вот разобьется."

Откроем Евангелие от Матфея, глава 7, стих 7. Иисус, уча о молитве, говорит здесь: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, то тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него." Иисус Сам вдохновляет нас просить. Это, конечно, не единственная часть молитвы. Есть и другие: восхваление, поклонение, исповедание и благодарение, но прошение - это часть молитвы. Я не предлагаю Вам доказывать существование Бога на основании Его ответа на молитвы. Но я не могу не сказать Вам, что когда Он отвечает, это удивительное переживание.



Я помню, когда еще был очень молодым верующим, я решил, ну... попробовать. Я слышал о молитве и подумал, надо и мне попытаться. Случилось так, что мне нужно было прокатиться в Лондон. Там намечалась вечеринка. И я подумал, что это был подходящий случай, чтобы попробовать. Я молился и сказал: "Господи, я прошу тебя, пусть меня кто-нибудь подвезет в Лондон." Несколькими секундами позже раздался стук в дверь, вошел человек и сказал: "Я еду в Лондон, никого не надо подвезти?" Я подумал: "Вот забавное совпадение." Затем я решил попробовать что-нибудь посерьезней. Моя мама плохо спала по ночам. Я решил, что не буду ей ничего говорить, но только молиться, чтобы она хорошо спала. Я молился об этом неделю. В конце недели я спросил ее, как у нее дела со сном. И она ответила: "На этой неделе - я хорошо спала." Я подумал: "Совпадение". Вот уже 23 года подряд я наблюдаю совпадения за совпадениями, столько совпадений! Их было уже так много, что если вы спросите меня: "Ты думаешь, Бог действительно отвечает на молитвы?", я могу сказать: "Я знаю, что Бог отвечает на молитвы". Для каждого единичного случая можно найти объяснение. Но опыт, накопившийся годами, день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом, убедил меня в том, что Бог точно слышит молитвы и отвечает на них.

Бог отвечает, но всегда ли? В действительности, мы не всегда получаем то, что хотим. Правда и то, что Бог никогда не поступает вопреки своей природе. Бог не может сделать так, чтобы 2-жды 2 равнялось чему-нибудь кроме 4. Нас наверное позабавит рассказ об отчаянной молитве мальчика при выходе из класса, где он писал экзаменационную контрольную работу: "Господи, сделай, пожалуйста, Париж столицей Турции!" Есть молитвы, на которые Бог никогда не ответит.

В Новом Завете названы некоторые причины, по которым наши молитвы остаются без ответа. Во-первых, если есть какое-нибудь препятствие между нами и Богом, им может быть наш не исповеданный грех. Как мы уже говорили раньше, наши неправильные поступки создают барьер между нами и Им. Не стоит ожидать, что Он услышит нас, если есть что-то, разделяющее нас. Иногда по своей милости Бог отвечает на такие молитвы, но лучше на это не надеяться. В нашем прошлом может быть что-то, что создает препятствия, и нам необходимо исповедать эти грехи и просить о прощении.

Другой причиной может оказаться наш план на будущее, в котором мы даем место неправильным вещам. Нежелание подчиниться. Псалмопевец говорит: "Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь".

Третья причина, по которой наши молитвы остаются без ответа, это наши неправильные мотивы. Иаков пишет об этом: "Не имеете, потому что не просите; просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для вожделений ваших." Нигде в Новом Завете нет гарантий, что каждая молитва о новом "Мерседесе" или "Роллс-ройсе" обязательно будет услышана.

Наши молитвы бывают эгоистичны. Вот известный пример обращения к Богу подкупающе искренне, но с неверными мотивами. Ее написал Джон Уорд из Хакни в 18-м веке: "О, Господь, Ты знаешь, что у меня девять усадеб в центре Лондона, и еще я недавно купил поместье в Эссексе; я прошу тебя хранить Эссекс и Миддлэссекс от пожаров и землетрясений. И поскольку у меня имеется усадьба в Хертфордшире, молю Тебя, отнесись с состраданием и к этой области; а что касается остальных областей Англии, делай с ними все, что благоугодно Тебе." Типичный пример неверных мотивов.

Препятствием может стать непонимание воли Божьей. Иногда мы неправильно понимаем волю Бога, а в 7 главе Евангелия от Матфея, сказано: "тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него." Он не дает нам того, что плохо. Мы не всегда знаем, что для нас лучше всего. Мы тут похожи на детей. Если бы дети пришли к своим родителям и сказали: "Мама и папа. Мы все так здорово придумали, мы разведем костер нашей спальне!" Ни один любящий родитель не одобрит такой идеи! И не даст разрешения на это. Возможно, они объяснят детям, почему. А бывают ситуации, когда объяснять слишком долго, но родители все равно скажут "НЕТ". Бог всегда слышит наши молитвы, но иногда ответ Его может быть "Подожди, еще не время" или "нет". Ответ "нет" следует, если, как пишет об этом Джон Скотт, "то, что мы просим плохо само по себе, или это прямо или косвенно, сейчас или потом, наносит вред нам самим или кому-то другому."

Иногда наше сердце отчаянно просит чего-то: работы, отношений. Но Бог знает лучше. У Него приготовлено для нас нечто лучшее, чем то, что мы планируем для себя сами. И тогда Он говорит "нет" в ответ на наши вопли. Рут Грэм, прожившая более 50 лет в счастливом браке с Билли Грэмом, сказала однажды на собрании в Миннеаполисе: "Я благодарна Богу, что Он не всегда отвечал на мои молитвы. Если бы Он отвечал, я бы уже несколько раз вышла замуж не за того, за кого надо".

Оглядываясь сегодня назад в мое прошлое, я вспоминаю по крайней мере два случая, когда Бог не ответил на мои отчаянные молитвы. Он просто закрыл мне путь, но теперь, с позиции знания того, что было после, я благодарен Ему. Потому что иначе я бы не делал сегодня то, что делаю. Даже если кто-то из вас думает: "Лучше бы Он тогда их не закрыл!". Мне очень нравится, что я делаю. Позже мы порой понимаем, почему Он говорит нам "нет". Хотя можем и не понять, по крайней мере в этой жизни.

Десять месяцев назад один из моих ближайших друзей умер от сердечного приступа у меня на глазах. Ему было 42 года, шестеро детей, он был чудесным человеком: его любили буквально все, кто его знал. Я умолял Бога оставит его в живых, но он умер. Я не знаю, как Бог допустил это. Вряд ли я смогу понять это в этой жизни. Но это не отнимет у меня желание молиться и не разубедит меня в том, что у Бога есть Свои причины, даже если я этого не понимаю этого сегодня. Потому что Бог - Бог любви. Он любит нас и хочет самого-самого хорошего для нас.

Итак, как нам молиться. Молитва - это осуществление отношений. Как в любых отношениях здесь нет правил. Если Вы разговариваете с друзьями, у Вас, как правило, нет схемы. В браке никто не устанавливает правила беседы. На собрании временами необходимо иметь повестку, но иногда хорошо просто поговорить. Есть много моделей, которые люди используют для построения молитвы, и на одной из них я хочу остановиться поподробнее.

Откроем Евангелие от Матфея, глава 6, стихи с 9 по 13. Здесь есть модель молитвы, которую Иисус дал своим ученикам. Он сказал: "Молитесь так: "Отче наш, сущий на небесах." Я уже несколько последних лет использую ее как основу для моих молитв, и мне это очень помогает: молиться просто словами Иисуса, как бы разделяя молитву на части согласно подзаголовкам. Например, под заголовком "Отче наш, сущий на небесах" я благодарю Бог за то, что Он - мой Отец, воздаю Ему хвалю за то, Кто Он и что Он сделал. Говорю Ему "спасибо" за все ответы на молитвы, за все благословения моей жизни.

"Да святиться имя Твое". Имя Бога - это Его характер, оно раскрывает, каков Он. И мы просим, чтобы имени Его была воздана честь. В нашем обществе. Иногда у нас Бог предстает в таком свете, что у меня сердце разрывается. Например, по телевидению, и моя молитва - мое прошение, чтобы Его имени была воздана честь в нашем обществе, в нашей церкви, в моей жизни. Иногда я перечисляю то, чем я занимаюсь, и прошу Его прославиться в этих делах.

Затем, "Да придет царствие Твое". Это Божье управление жизнями людей. Я прочитал статистические данные (мне их подложили под дверь), подготовленные Центральным Статистическим Управлением. "Каждый день в Британии хотя бы 470 нерожденных младенцев умирают в результате аборта. По крайней мере 27 школьниц становятся беременными, две - до 13 лет. 1 из 3 подростков до 14 лет регулярно имеет сексуальные контакты. 20 женщин подвергаются насилию. 65% продаж видео продукции связаны с оккультизмом, сексом, насилием. Ежедневно только в одной Англии к списку детей, нуждающихся в защите, прибавятся 75 имен. Каждый день! Как минимум 90 детей попадают в участки. 280 детей убегают из дома или из машины. 150 человек осуждаются за правонарушение, связанное с наркотиками. Хотя бы 1 преступление совершается каждые 6 секунд, нападение - каждые 2 минуты. Кто-то звонит в службу спасения каждые 2 минуты, 2 кражи со взломом и 3 преступления на дороге совершается каждые 60 секунд. Британский бизнес каждый год теряет более 5 миллиардов фунтов из-за преступности. У нас 30 000 христианских приходов всех типов и 80 000 зарегистрированных предсказателей судьбы и колдуний. И это далеко не все. Наша земля отчаянно нуждается в Иисусе Христе. Чтобы пришло Его царство. Чтобы люди узнали Его любовь. Чтобы получили освобождение; чтобы восстановить разрушенные браки, объединить семьи, исцелить больных. "Да будет воля Твоя". Это не самоуничижение. Это наилучшая из молитв, потому что "Воля Божья благая, угодная и совершенная", как Павел говорит в Послании к Римлянам, 12 главе, 1 и 2 стихе. Это самое хорошее для всех. Если Вы не знаете, как поступить в како-то ситуации, не уверены как быть с работой или Вам нужно принять какое-нибудь важное решение, нет ничего надежнее, чем эта молитва: "Да будет воля твоя". Как сказал псалмопевец: "Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит". "Да будет воля Твоя".

Затем: "Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день". Бог заинтересован во всем, что мы делаем. У Него есть время для важных дел и для мелочей, и мы можем молиться обо всем. Мартин Лютер говорил, что эта молитва охватывает все, что необходимо для поддержания жизни: пища, здоровье, хорошая погода, дом, жена, дети, хорошее правительство и мир. Мы можем молиться обо всем, независимо от того насколько это кажется важным. Одна женщина, посещавшая наш Альфа курс, рассказала, что у нее есть свой небольшой бизнес, и там были какие-то проблемы. Однажды, когда они молились в своей группе, лидер этой группы сказал: "Почему бы нам не помолиться за Ваш бизнес?" Она удивилась: "Я не имела понятия, что можно молиться о таких вещах". Но мы действительно можем молиться обо всем. "Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день".

"И прости нам долги наши, как и мы прощаем всякому должнику нашему". Часто люди спрашивают: "Почему мы должны просить прощения?" Мы уже знаем теперь, что то, что Иисус сделал для нас на кресте, дает нам возможность получить прощение всех грехов, прошлых, настоящих и будущих. Если это так, то почему же мы просим прошения каждый день? Есть отличное место в Писании, чтобы объяснить это. 13 глава Евангелия от Иоанна, Тайная вечеря. Тот момент, когда Иисус обходит всех учеников и омывает им ноги. Петр говорит, когда Иисус подходит к нему: "Господи, Тебе ли омывать мне ноги?". А Иисус ему отвечает: "Если не умою тебя, не имеешь части со мною." Петр тогда сказал: "Господи, не только ноги мои, но и все тело омой". Но Иисус объяснил Петру: "Омытому нужно только ноги умыть. Потому что чист весь". Другими словами, когда мы приходим ко Христу, мы получаем полное прощение. Нам не нужно каждый раз, когда мы совершаем ошибку и грешим, начинать весь процесс сначала. Но мы живем и пачкаемся каждый день. Наши отношения как бы тускнеют. Если быть совсем точным, надо сказать так: "Наши отношения с Богом всегда застрахованы благодаря тому, что сделал Иисус для нас. Но наша дружба иногда покрывается налетом и нам нужно прощение."

Потом "Не введи нас в искушение, но избавь от лукавого". У всех нас есть свои слабости. Сферы, в которых мы вероятнее всего подвергаемся искушению. Бог не искушает нас, но Он позволяет нам проходить через испытания, и в этой молитве мы просим силу противостоять искушению и пройти через испытания.

Когда нам молиться? Мы можем молиться вместе с другими. Совместная молитва очень сильна. Иисус сказал: "Говорю Вам, где двое из вас согласятся на земле просить о чем-либо, то будет им дано от Отца Моего Небесного." Правда, иногда бывает тяжело молиться громко с кем-нибудь еще. Я помню, как я делал это в первый раз. Я молился вместе в двумя моими самыми близкими друзьями, причем никто из нас никогда не молился до этого, это длилось одну минуту, но после моя рубашка была буквально абсолютно мокрой. До такой степени я нервничал. Но вообще молиться вместе это замечательно. Впрочем можно это делать и одному. Иисус сказал: "Когда молишься, войди в комнату твою, затвори дверь твою".

Если мы развиваем жизнь общения с Богом, отношений с Богом, те отношения о которых я говорю сегодня весь вечер, то удивительно как с годами просматривается то, как Бог отвечает на молитвы. У меня есть так называемый молитвенный дневник, туда я записываю свои молитвы. Мне помогает, если я заглядываю иногда назад и вижу, что Бог ответил на некоторые молитвы, и я ставлю галочки напротив таких записей. Не на все Бог отвечал немедленно. Напротив некоторых параграфов еще так и не появились галочки.

Хочу рассказать Вам историю, которая случилась несколько лет назад. Мне позвонил человек, который был на нашем вечернем служении и попросил меня о встрече, мы встретились и пошли обедать вместе. Его, как оказалось, звали Джеймс Уинн. Он когда-то был актером, затем преподавал английский в Гранд Хилл и стал директором. Он женился на очень красивой девушке по имени Анна. Они, можно сказать, имели все. У него был успех, была известность, деньги, короче: все, что было нужно. Но однажды, после трех лет совместной жизни, Анна вдруг оставила его. Он пришел ко мне и сказал: "Я не могу представить, как простить то, что произошло." И я объяснил ему, что простить действительно очень сложно, пока ты не знаешь, что сам прощен. И тогда мы стали молиться. Джеймс попросил прощенья за все, что он сделал в прошлом, отвернулся от всего, что он сделал неправильно, поблагодарил Иисуса за то, что Он умер за него, попросил Его Дух войти и жить в нем. Джеймс начал переживать отношения с Богом. Почти сразу же как только это случилось, как только он стал общаться с Богом, у него возникло желание опять общаться с Анной, встретиться с ней, сказать, что он простил ее и попросить прощения самому. Но она к тому времени уже встретила кого-то другого, переехала в другой дом, вообще уехала из Лондона и начала бракоразводный процесс. Джеймс мог сообщаться с ней только через ее адвоката. Его самого она видеть не хотела. Тогда я написал ей. Он молился, а я написал ей через адвоката и пригласил встретиться со мной. И однажды летним вечером она пришла к нам. Мы с Филиппой провели некоторое время с ней, поговорили и предложили ей встретиться с Джеймсом хотя бы на пол часа, потому что он сильно изменился, и теперь совсем другой человек. Она обещала подумать. Спустя 2 дня я получил от нее письмо, в котором она сообщала, что уверена, что никогда больше не хочет его видеть и потому решила ускорить бракоразводный процесс. Это разбило нам сердце. Я рыдал, когда получил это письмо. Но Джеймс продолжал молиться. И друзья Джеймса молились.

В то время как Билли Грэм приехал в Англию, Джеймс уже дошел до стадии, когда его отношение к этому вопросу трансформировалось. Он говорил: "Господи, ты знаешь, я бы очень хотел, чтобы наши отношения с Анной возобновились. Но еще больше я хотел бы, чтобы она узнала, что такое отношения с Тобой." И он послал два билета на Билли Грэма ей и ее приятелю. Они прислали их обратно, потому что пойти не могли. Билли Грэм решил остаться в Уибле на дополнительное служение, и Джеймс решился сделать еще одну попытку. Он послал им билеты опять, и в тот же день Анна позвонила ему и сказала: "Я бы хотела послушать Билли Грэма, но мой приятель не может пойти, может, ты пойдешь со мной?" Джеймс, конечно, согласился. Она, наверное, чувствовала себя в безопасности, так как дело об их разводе было уже в той стадии, когда оставалось только выдержать срок и получить вольную.

Итак, они пошли на Билли Грэма в тот день, и в конце проповеди Билли Грэм пригласил людей, которые хотели бы отдать свои жизни Христу, выйти вперед, и Анна вышла. Помощник спросил у нее: "Вы пришли сюда с кем-нибудь?" Она ответила утвердительно. "Этот человек - христианин?" - спросил он. "Да"- ответила она. "Тогда давайте подойдем к нему", - предложил помощник. "Но это мой муж," - уточнила Анна. "Тем лучше" " Вы не понимаете, - объяснила ему она, - Я не видела его до этого два с половиной года!". Услышав это, помощник Билли Грэма заплакал.

На следующее утро я проповедовал в сестринской церкви на Сент Пол Онслоу Сквер. Я повернулся и увидел, как они вошли в церковь вместе. Никогда прежде я не видел Джеймса и Анну вдвоем, но в тот день они прошли и сели прямо напротив меня в первом ряду. Я терялся в догадках по поводу того, что произошло накануне. Меньше всего я хотел выглядеть нетактичным и, поэтому, не мог спросить ее в лоб, выходила ли она вчера вечером на покаяние. Но я знал, что в тот день был дождь и спросил: "Вы не промокли вчера?" "Есть немного, - ответила она, - на площадку попадал дождь."

После этого она решила вернуться к Джеймсу. Им пришлось пойти в суд и остановить действие разводных документов, и когда они рассказали свою историю судье, тот был поражен. Пристав в суде заливался слезами. Теперь у Джеймса и Анны двое детей, они лидеры в церкви, вообще-то Джеймс сегодня в студии занимается съемкой. А я тогда на следующий день заглянул в свой дневник и нашел все молитвы, в которых просил за эту пару и восстановление их отношений, и теперь я мог поставит дюжины и дюжины новых галочек. И я записал в тот день: "Благодарю Тебя за вчерашнее. Это лучший день на моей памяти. Благодарю Тебя за Твое величие, силу и любовь. За то, что Анна Уин пошла на Билли Грэма, что она вышла к покаянию, что осталась потом с Джеймсом. Что она пришла на мою проповедь, что молилась с нами. Спасибо за то, что она решила вернуться к Джеймсу, за то, что они потом пошли вместе ужинать, так приятно видеть их вместе. Спасибо за то, что Ты - Бог, который отвечает на молитвы. Господь, я так люблю Тебя. Я еще раз вверяю Тебе себя и всем сердцем хочу служить Тебе всю мою жизнь. Есть ли что слишком сложное для Бога?"

Давайте будем молиться.

Отец, мы благодарим Тебя за то, что Ты Бог, Который слышит молитвы и отвечает на них. Спасибо, что мы можем обращаться к Тебе через Иисуса Христа в силе Твоего Святого Духа. Сегодня мы просим Тебя, как просили Твои ученики, научи нас молиться, помоги каждому из нас стать ближе к Тебе. Во имя Иисуса Христа. Аминь.