Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Молитва. Молитва о живых. Молитвенное призывание святого, имя которого носишь

УМК «Начальная школа XXІ века»

Тип урока: открытие нового знания.

Тема: «Утро в произведениях «Утренняя молитва» П.Чайковского и «Утро» Э.Грига» ».

Цель урока: познакомить обучающихся с образами утренней природы в музыке на примере творчества П. Чайковского и Э. Грига.

Задачи урока:

1.Развивать умение анализировать средства музыкальной выразительности, которые предстают как способ проникновения в целостный художественный смысл произведения,проводить анализ, сопоставление и сравнение музыкальных тем и образов в произведениях разных композиторов;

2.Формировать эмоциональную сферу детей (умения эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления в пении или пластике);

3.Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе и музыке.

Формы работы: индивидуальная,фронтальная.

Оборудование: учебник Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка», ноутбук, наглядные пособия, раздаточный материал.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

І. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.

Сегодня мы начинаем изучение нового раздела, который называется «День полный событий». На протяжении нескольких уроков мы будем говорить о музыке связанной с жизнью в самых разных направлениях. Именно музыка поможет нам ярче ощущать красоту природы, познавать свой внутренний мир.

Приветствуют учителя и друг друга.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Коммуникативные:

ІІ. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Есть музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром. А есть музыка, которая передаёт настроение, связанное с образами природы, внешней картиной мира.

Именно о таких музыкальных произведениях мы будем говорить, изучая раздел «День, полный событий».

Обратите внимание на доску, на которой зашифрована тема урока. Отгадайте кроссворд:

1. Для того, чтобы зазвучала музыка, нужны КОМПОЗИТОР, ИСПОЛНИТЕЛЬ и …

2. Большое вокальное произведение, состоящее из нескольких частей. Исполняется хором, оркестром и певцами-солистами.

3. Вокальный жанр музыки - сольная песня с инструментальным сопровождением.

4. Человек, сочиняющий музыку.

Молодцы! Осталось собрать из выделенных букв тему нашего урока?

Верно. А это значит, сегодня мы будем говорить об образах утренней природы в музыке.

Слушатель.

Кантата

Композитор

Познавательные: анализ объектов с целью выделения общих признаков.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

ІІІ. Этап выявления места и причины.

Сегодня мы будем слушать две пьесы: «Утреннюю молитву» П. Чайковского и «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

Эти музыкальные примеры позволят нам услышать внутреннее согласие в ощущениях композиторами мира природы, мира людей.

Ребята, посмотрите на иллюстрации презентации и опишите, как вы себе представляете утренний пейзаж?

Хорошо, спасибо!

Первая пьеса, с которой мы познакомимся, написана Петром Ильичом Чайковским - великим русским композитором, дирижером, педагогом. Его первая пьеса фортепианного цикла «Детский альбом», она называется «Утренняя молитва».

Ребята, вы знаете, что такое молитва? Кто мне ответит на этот вопрос?

Да, это разговор с Богом.

А как вы думаете, молитва должна быть какой?

О чём человек разговаривает с Богом?

Делает ли молитва человека лучше?

Чего можно просить Бога во время молитвы?

Молитва, соединенная с верой, обязательно будет услышана.

А почему музыкальная пьеса называется «Утренняя молитва»?

Правильно, в 19 веке все русские люди - и дети, и взрослые - читали молитву утром и на ночь.

А теперь сядьте поудобнее и приготовьтесь очень внимательно слушать «Утреннюю молитву» П.И. Чайковского.

Это разговор с Богом.

Доверительной, чистосердечной, чистой.

Здоровья близким, хороших отношений с друзьями, взаимопонимания, мудрости и т.д.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное формирование познавательной цели, проблемы.

ІV. Этап построения проекта и выхода из затруднения.

СЛУШАНИЕ: «Утренняя молитва» П. Чайковского.

Какое впечатление сложилось у вас от этой пьесы? Какие эмоции она вызвала?

Как (по характеру) звучала эта мелодия?

Кого или что вы могли представить под эту музыку?

Какими словами мы можем характеризовать музыкальное звучание этой пьесы?

На душе спокойно и радостно.

Светлая, чистая, безоблачная.

Регулятивные: планирование. Познавательные: доказательство, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

А сейчас мы познакомимся с произведением норвежского композитора- Эдварда Грига. Это пьеса «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт»

Скажите, знаете ли вы что такое сюита?

Сам Эдвард Григ писал об этом произведении:

«Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же ФОРТЕ солнце прорывается сквозь облака…»

А что значит ФОРТЕ?

Ребята, сейчас мы прослушаем пьесу «Утро», будьте внимательны.

Какие эмоции вызвала у вас эта музыка?

Всегда одинаково звучала мелодия? Что в ней менялось?

Итак, музыка становилась другой, новой за счёт изменения..? Чего?

Значит, мелодия звучала в разных..?

Какие же музыкальные средства помогли нам увидеть изменения, развитие в музыке Э.Грига?

Какая (по характеру) эта мелодия?

Опишите словами, какая картина вам представилась?

Хорошо! Вы молодцы!

А теперь: Физкультминутка.

Покажите, как вы с утра встанете, потянетесь и побежите по траве. Ну, а чтобы окончательно проснуться, наклонились и умылись росой!

- Последовательность, или цикл пьес разного характера.

- Это значит громко.

- Дети слушают пьесу.

- Состояние покоя.

- Нет. Окончание. Стало более развитым, стремилось вверх.

- Мелодии.

- Нет, то высоким, то более низким.

- Регистрах.

- Мелодия, регистр, динамика, тембр, темп, ритм.

- Созерцательная (красота, покой, гармония), радостная, бодрая, таинственная.

- Картина постепенного пробуждения природы - солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные: выявление, идентификация проблемы.

VІІ. Этап включения в систему знаний и повторения.

А сейчас мы просмотрим мультфильм-фантазию на тему Эдварда Грига, «Гномы и Горный Король»

Просмотр мультфильма.

Регулятивные: контроль, оценка.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

VІІІ. Рефлексия.

Пришло время подвести итог нашего урока. Сегодня мы с вами начали знакомство с разделом «День, полный событий». Мы говорили об образах утренней природы в музыке.

Вспомните имя русского композитора, рассказавшего нам о спокойном душевном состоянии ребёнка в момент его разговора с Богом?

Как называется эта пьеса?

Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

«Утреннюю молитву» Петра Чайковского мы сравнивали с фрагментом симфонической сюиты норвежского композитора.

Назовите его имя?

Как называется фрагмент симфонической сюиты «Пер Гюнт», который мы слушали и анализировали?

Какой мы увидели утреннюю природу в сочинении Э. Грига?

Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали!

Спасибо за урок!

Д.З.: нарисовать иллюстрации к произведениям Э.Грига и П. Чайковского.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Пётр Чайковский.

- «Утренняя молитва».

Эдвард Григ.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь.

Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:

Молитва мытаря

(Евангелие от Луки, глава 18, стих 13)

Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон)

Молитва предначинательная

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». (Трижды) От Вознесения до Троицы начинаем молитвы со «Святый Боже…», опуская все предшествующие.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
(Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропари Троичные

Воставше от сна, припадаем Ти, Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти, Сильне: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

От одра и сна воздвигл мя еси, Господи, ум мой просвети и сердце, и устне мои отверзи, во еже пети Тя, Святая Троице: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Внезапно Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся, но страхом зовем в полунощи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

Господи, помилуй. (12 раз)

Молитва ко Пресвятой Троице

От сна востав, благодарю Тя, Святая Троице, яко многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, лениваго и грешнаго, ниже погубил мя еси со беззаконьми моими; но человеколюбствовал еси обычно и в нечаянии лежащаго воздвигл мя еси, во еже утреневати и славословити державу Твою. И ныне просвети мои очи мысленныя, отверзи моя уста поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем, и воспевати всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Молитва 1-я, святого Макария Великого

Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков Аминь.

Молитва 2-я, святого Макария Великого

От сна востав, полунощную песнь приношу Ти, Спасе, и припадая вопию Ти: не даждь ми уснути во греховней смерти, но ущедри мя, распныйся волею, и лежащаго мя в лености ускорив возстави, и спаси мя в предстоянии и молитве, и по сне нощнем возсияй ми день безгрешен, Христе Боже, и спаси мя.

Молитва 3-я, святого Макария Великого

К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 4-я, святого Макария Великого

Господи, Иже многою Твоею благостию и великими щедротами Твоими дал еси мне, рабу Твоему, мимошедшее время нощи сея без напасти прейти от всякаго зла противна; Ты Сам, Владыко, всяческих Творче, сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 5-я, святого Василия Великого

Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения осенение; Сам, Безсмертный Царю, приими моления наша, яже в настоящее время, на множество Твоих щедрот дерзающе, от скверных к Тебе устен творим, и остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением, или неведением согрешенная нами; и очисти ны от всякия скверны плоти и духа. И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в оньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его; да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки веков. Аминь.

Молитва 6-я, святого Василия Великого

Тя благословим, вышний Боже и Господи милости, творящаго присно с нами великая же и неизследованная, славная же и ужасная, ихже несть числа, подавшаго нам сон во упокоение немощи нашея, и ослабление трудов многотрудныя плоти. Благодарим Тя, якo не погубил еси нас со беззаконьми нашими, но человеколюбствовал еси обычно, и в нечаянии лежащия ны воздвигл еси, во еже славословити державу Твою. Темже молим безмерную Твою благость, просвети наша мысли, очеса, и ум наш от тяжкаго сна лености возстави: отверзи наша уста, и исполни я Твоего хваления, яко да возможем непоколеблемо пети же и исповедатися Тебе, во всех, и от всех славимому Богу, Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 7-я, ко Пресвятой Богородице

Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати. Ступати право мя настави, путем Христовых заповедей. Бдети к песни укрепи, уныния сон отгоняющи. Связана пленицами грехопадений, мольбами Твоими разреши, Богоневесто. В нощи мя и во дни сохраняй, борющих враг избавляющи мя. Жизнодателя Бога рождшая, умерщвлена мя страстьми оживи. Яже Свет невечерний рождшая, душу мою ослепшую просвети. О дивная Владычня палато, дом Духа Божественна мене сотвори. Врача рождшая, уврачуй души моея многолетныя страсти. Волнующася житейскою бурею, ко стези мя покаяния направи. Избави мя огня вечнующаго, и червия же злаго, и тартара. Да мя не явиши бесом радование, иже многим грехом повинника. Нова сотвори мя, обетшавшаго нечувственными, Пренепорочная, согрешении. Странна муки всякия покажи мя, и всех Владыку умоли. Небесная ми улучити веселия, со всеми святыми, сподоби. Пресвятая Дево, услыши глас непотребнаго раба Твоего. Струю давай мне слезам, Пречистая, души моея скверну очищающи. Стенания от сердца приношу Ти непрестанно, усердствуй, Владычице. Молебную службу мою приими, и Богу благоутробному принеси. Превышшая Ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори. Светоносная Сене небесная, духовную благодать во мне направи. Руце воздею и устне к похвалению, осквернены скверною, Всенепорочная. Душетленных мя пакостей избави, Христа прилежно умоляющи; Емуже честь и поклонение подобает, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 8-я, ко Господу нашему Иисусу Христу

Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 9-я, к Ангелу хранителю

Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице

Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя) , яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Песнь Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Тропарь Кресту и молитва за отечество

Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Молитва о живых

(имя) , родителей моих (имена) , сродников (имена) , начальников, наставников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан.

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Если можешь, читай вместо кратких молитв о живых и усопших этот помянник:

О живых

Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя: приклони ухо Твое, и услыши смиренное моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящаго. И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири, и непреобориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей востания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй Богом хранимую страну нашу, власти и воинство ея, огради миром державу их, и покори под нозе Православных всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей, и о всех людех Твоих: да тихое и безмолвное житие поживем во правоверии, и во всяком благочестии и чистоте. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Кирилла, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его) , и святыми его молитвами прости моя согрешения. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их) , братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй по множеству щедрот Твоих вся священноиноки, иноки же и инокини, и вся в девстве же и благоговении и постничестве живущия в монастырех, в пустынях, в пещерах, горах, столпех, затворех, разселинах каменных, островех же морских, и на всяком месте владычествия Твоего правоверно живущия, и благочестно служащия Ти, и молящияся Тебе: облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу о Тебе силу и крепость им подаждь, и молитвами их даруй ми оставление грехов. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищия и сироты и вдовицы, и сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих, изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущия рабы Твоя, и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею ослабу, свободу и избаву им подаждь. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй благотворящия нам, милующия и питающия нас, давшия нам милостыни, и заповедавшия нам недостойным молитися о них, и упокоевающия нас, и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй посланныя в службу, путешествующия, отцы и братию нашу, и вся православныя христианы. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, и от пути спасительнаго отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради, грешнаго. (Поклон)

Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. (Поклон)

О усопших

Помяни, Господи, от жития сего отшедшия правоверныя цари и царицы, благоверныя князи и княгини, святейшия патриархи, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, во иерейстем же и в причте церковнем, и монашестем чине Тебе послужившия, и в вечных Твоих селениих со святыми упокой. (Поклон)

Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих, родителей моих (имена их), и всех сродников по плоти; и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение. (Поклон)

Помяни, Господи, и вся в надежди воскресения и жизни вечныя усопшия, отцы и братию нашу, и сестры, и зде лежащия и повсюду, православныя христианы, и со святыми Твоими, идеже присещает свет лица Твоего, всели, и нас помилуй, яко Благ и Человеколюбец. Аминь. (Поклон)

Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память. (Трижды)

Окончание молитв

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни пасхального канона:

Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся!Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. (Трижды)

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.

Примечания:

- Напечатанное курсивом (пояснения и названия молитв) не читается во время молитвы.

- Когда написано «Слава», «И ныне», надо читать полностью: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»

- В церковнославянском языке нет звука ё, а поэтому надо читать «зовем», а не «зовём», «твое», а не «твоё», «мое», а не «моё» и т. д.

Работа над пьесами "Детского альбома” П.И.Чайковского в классе фортепиано хорового отделения
из опыта практической работы по развитию музыкального мышления


Содержание:
I. Введение.
1. Доступность и органичность детскому восприятию образов "Детского альбома” П.Чайковского.
2. Учитель ученик – соучастники творческого поиска.
3. Развитие музыкального мышления – главная цель обучения.

II. Методический анализ работы над пьесами "Детского альбома” П.И.Чайковского. Обобщение опыта работы с учениками по развитию музыкального мышления.
"Старинная французская песенка”.
Первый этап. Показ пьесы педагогом.
Анализ художественных средств выразительности, как "поиск ответов”.
Второй этап. Разбор пьесы.
1. Игра партий левой и правой руки в "ансамбле” с педагогом – интенсивное формирование слуховых представлений.
2. Анализ интонационного строя, фразировки и формы на самых ранних этапах работы.
3. Игра двумя руками с заучиванием наизусть. Работа по частям - единство средств выразительности.
Третий этап. Решение исполнительских задач.
1. Главная исполнительская задача – добиться "певучего” легато.
2. Трудность аккомпанемент второй части - стаккато ("пиццикато”).
3. Педализация.

1. Главная задача – эмоциональное восприятие образа.
2. Целостный охват формы.
3. Органичность исполнения, проявления личности.
"Полька”.
Вопросы решения технических задач через образное мышление.
"Утренняя молитва”
1. Принципы работы над пьесой сходные с работой над партитурой.
2. Работа над звукоизвлечением.
3. Навыки пения в хоре - одновременное гармоническое и мелодическое слышание.

III. Заключение.
"Детский альбом” П.И.Чайковского: высокие художественные достоинства музыки, широкие возможности в постижении искусства владения инструментом, расширение музыкальных представлений ученика.

IV.Список литературы.

II. Методический анализ работы над пьесами "Детского альбома” П.И.Чайковского. Обобщение опыта работы с учениками по развитию музыкального мышления.
"СТАРИННАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ ПЕСЕНКА” 2 класс.
Первый этап. Показ пьесы педагогом.
От выразительности исполнения педагогом пьесы зависит, в какой мере музыка заинтересует ребёнка, даст импульс к дальнейшей активной работе. На этом этапе выясняется характер произведения, особенности языка, формы. Анализ лучше проводить в виде наводящих вопросов и ответов, найденных учеником совместно с педагогом. Такая форма анализа активизирует мышление ребёнка, включает его в "поиск”, заставляет делать самостоятельные выводы. Вопросы преподавателя ведут ученика от общих выводов к частным. Конспективно подобную беседу можно представить так:
1. Вопрос: Подумай о характере, услышанной музыки. Каков он?
Вывод: Музыка грустная (минор).
2. Вопрос: Определи и сыграй тональность, в которой написана пьеса.
Вывод: Соль минор (полезно построить на инструменте аккорды T-S-D).
3. Вопрос: Изменяется ли характер музыки на протяжении пьесы?
Вывод: В пьесе три части. I и III часть - грустное повествование, II часть –
драматическое событие. Характер второй части – взволнованный. Герой
заново переживает воспоминания прошлого. Кульминация всей пьесы -
такты 21-23.
Далее анализ формы и особенностей языка музыкального произведения целесообразно продолжить после самостоятельного разбора учеником пьесы (по частям). После знакомства с музыкой, разговор о средствах выразительности станет не голословным, а более доступным для дальнейшего осмысления. Ещё раз хочу подчеркнуть, что и в дальнейшем анализ идет, как "поиск ответов”. Педагог должен избегать прямых объяснений, продолжая направлять мысль ученика.
Второй этап. Разбор пьесы каждой рукой отдельно. Игра партий левой и правой руки в "ансамбле” с педагогом. Игра двумя руками с заучиванием наизусть (работа по частям).
Практика показала, что нецелесообразно разбирать всю пьесу сразу. Лучше это делать частями, так как ребёнку легче охватить небольшой объём текста, объединённый единством средств выразительности. Работа при этом идёт интенсивнее.
I и III часть. Преподаватель обращает внимание ученика на то, что III часть является укороченной, недословной репризой I части, и ведёт далее работу над частями одновременно, выявляя сходства – различия. Сразу ставится цель – осмысление интонации, фразировки, строения частей, что помогает избежать механического заучивания.
Подробно разбираются особенности интонационного строя: затактовое начало мотива ("тихий вздох”), плавное движение восьмых длительностей к длинной (четвертная с точкой) "стонущей” интонационной вершине. Троекратное окончание мотивов на V ступени – передаёт безысходность, щемящую душевную боль. Думаю, что после такого анализа, ребёнок не станет бездумно "бросать” этот, столь важный для создания образа, звук, а обязательно его дослушает и прочувствует. Целесообразно подчеркнуть интонационную вершину педалью, что поможет точно выдержать длительность (четвертная с точкой), дослушать конец мотива.
После проигрывания и анализа партии правой руки (мелодии), педагог предлагает ученику сыграть с ним в "ансамбле”, взяв на себя партию левой руки. Это позволяет сразу услышать музыку "целиком”, ускоряет дальнейшие этапы работы.
Когда ученик играет партию левой руки, обращается внимание на полифоническое изложение. Ребёнку, поющему в хоре, предлагается подумать о том, кто же "поёт” в этом "трио”. Исходя из тембровой окраски, персонифицируются голоса. Бас, почти полностью выдержанный на тонике, – сдержанный, мудрый старик. Тенор, с ласкающей интонацией (IIIступень),– женщина (меццо-сопрано). И уже проанализированное сопрано, с затактовым ” вздохом” и "щемящим” секундовым окончанием мотива, - ребенок-сирота. Полезно узнать ученику, что тема песенки была использована Чайковским в опере "Орлеанская дева” (хор менестрелей – уличных музыкантов из второго действия).
Так постепенно выстраивается образ пьесы. Бродячие музыканты отдыхают. Сирота рассказывает печальную историю своей жизни. Его слушают женщина и старик, которые сочувствуют ребёнку, размышляют о его судьбе.
Работая над партией левой руки, полезно разделить бас и тенор между руками. Это позволяет лучше прослушать голоса, избежать общей ошибки - недослушанный или "упущенный” бас. Затем педагог подключается к исполнению с партией сопрано. Ученик, поющий в хоре, лучше представляет тембровую окраску голосов, прослушивает голосоведение.
Кода ученик добился осмысленного и свободного исполнения партий правой и левой руки, можно переходить к игре двумя руками. Причём, сложившиеся при игре в "ансамбле” слуховые представления, помогают ускорить и процесс заучивания наизусть. Таким образом, освоение материала идет параллельно с заучиванием наизусть, что делает работу интенсивнее.
II часть. Целесообразно начать работу над второй частью на следующем уроке, разделив освоение и осмысление частей временной дистанцией и проверив, что предыдущий материал (I и III часть) учеником усвоен хорошо. Я убеждена, что ограничение объёма частью формы, даёт выигрыш в интенсивности обучения. Вероятно, это связано с особенностями детского восприятия.
Анализ второй части начинается с поиска ответа на вопрос: Какими средствами добивается композитор изменения характера музыки? Почему нам здесь слышится воспоминание о "драматическом событии”?
Выводы: Изменился характер аккомпанемента. Длинные лиги сменило короткое стаккато ("прерывистое дыхание”). Мелодия утратила плавное движение восьмых длительностей в четвертную с точкой в конце мотива, появились четвертные, пунктирный ритм. В первой части, поступенное движение мелодии вверх, опевание V ступени передают спокойное течение рассказа. Во второй части, мелодия приходит к кульминации (такты 21-23) только после "волевого” квартового скачка II-V ступени и "подъёма” на VI ступень ("из последних сил”). Волевое начало этого "подъёма”, затруднённое движение, преодолевающее "остановки и препятствия” (четвертные, четвертные с точкой), сменяются "усталым” поступенным спуском (VII-II ступень). Вторая часть заканчивается на доминанте. Перед кульминацией уместно небольшое замедление и цезура, чтобы после неё ещё проникновеннее прозвучала реприза.
Третий этап. Решение исполнительских задач.
В процессе игры, на любом уровне сложности, перед учеником ставится главная исполнительская задача – добиться "певучего” легато, ведь он исполняет пьесу с названием "песенка”. Практика показала, что учащиеся хорового отделения, зачастую, справляются с этим лучше, чему способствует внутреннее пропевание, ощущение протяжённости каждого звука. В последних трёх тактах пьесы, необходимо позаботиться о качестве легато при соединении аккордов, не только с помощью запаздывающей педали, но и пальцев.
Кроме того представляет трудность аккомпанемент второй части. Стаккато ("виолончельное пиццикато”) исполняется легким, объединяющим движением руки, цепкими кончиками пальцев ("щипком”).
Педализация пьесы разнообразна: первая часть – интонационная педаль; вторая часть – ритмическая на первую долю; конец третей части – запаздывающая гармоническая.
Четвёртый этап. Подготовка к концертному выступлению.
Готовясь к концертному выступлению, необходимо избавиться от излишнего "логического груза” начального этапа работы, переключив внимание ученика на целостный охват формы, с её внутренней динамикой развития. Главная задача – эмоциональное восприятие образа. За одну – две недели до выступления, педагог должен ограничить себя в желании "оттачивать детали”, жертвуя частным ради общего. Образ должен "отстояться” в сознании ученика, вызвать эмоциональный отклик, его индивидуальное восприятие, без чего исполнение теряет органичность. Преподаватель обязан бережно относиться к любым проявлениям личности в игре юного музыканта.
"ПОЛЬКА” 3 класс.
Общие принципы и методы работы, описанные ранее: интенсивное формирование слуховых представлений ("ансамблевая игра”); глубокий анализ интонационного строя, фразировки и формы на самых ранних этапах работы (разбор) - помогают мне не только сократить период освоения музыкального материала, но и сконцентрировать мышление ученика, чему способствует прохождение произведения частями (от разбора до заучивания наизусть).
Опуская подробности анализа интонации и фразировки, остановлюсь на вопросе решения технических задач через образное мышление.
Наряду со своим показом, в начале работы над "Полькой”, я знакомлю ученика с оркестровой записью этой пьесы ("Композиция по Детскому альбому П. Чайковского” оркестровка В.Суслина, оркестр п/у Ш.Каллоша). Исполнению предшествует стихотворный эпиграф, удачно раскрывающий образный строй музыки, вызывающий аналогии с балетами-сказками П.И.Чайковского:

Мышка, мышка, спляшем польку,
Подадим гостям пример?
Я сплясала бы, да только,
Мышке кот – не кавалер!
Оркестровая запись, с разнообразием тембров различных инструментов, пиццикато струнных, помогает с первых шагов найти нужные краски. Образы стихов – добиться легкого, изящного звучания в первой и третей части ("танец мышки”), тембровой окрашенности звука во второй части ("танец кота”). Ученик сможет услышать присутствие "капризной мышки” и в аккомпанементе второй части. Точно найденный образ сразу даёт ключ к решению технических задач. Первая победа – отсутствие тяжеловесности и неуклюжести при игре стаккато.
I и III часть -"Танец мышки”. Форшлаги в мелодии необходимо проучить отдельно, добиваясь изящного исполнения. Надо обратить внимание ученика на параллельный хроматический ход (начало долей) в мелодии (ре, ми-бемоль, ми-бекар, фа) и в басу (си-бемоль, до, до-диез, ре), попросить сыграть его. Бас - "кот” сопровождает мелодию - "мышку”, но та держит его на далеком расстоянии (децима). Осмысление этого двойного хода способствует образности исполнения, быстрому заучиванию.
Особое внимание уделяется работе над аккомпанементом. Надо предложить ученику "собрать” разложенные аккорды, проанализировать их, услышать и запомнить гармоническую последовательность. Затем, играя аккорды в первоначальном разложенном виде, обращаем внимание на то, что бас и оставшаяся часть аккорда должны извлекаться разным прикосновением: бас – "уколами-толчками” от клавиши; остальные звуки аккорда – легким стаккатиссимо ("пиццикато”). Помощью в этом, опять же, будут музыкальные представления, полученные при прослушивании оркестровой обработки. Полезно на этом этапе работы подключить "точечную” ритмическую педаль на бас сильной доли.
Трудность в запоминании представляют три различных окончания одинаково начинающихся фраз в первой и третей части. Необходимо, путем сопоставления и анализа сходств-различий, точно определить их место в музыкальной форме (окончание-1 – первая фраза I и III части; окончание-2 – вторая фраза I части; окончание-3 – вторая фраза III части "реплика кота”). Очень интересной для понимания образа является "реплика кота” (в басу), на которой "примиряюще” заканчивается пьеса. Чтобы ученик успел переключиться, и "реплика” была произнесена чётко, необходимо небольшое замедление в двух последних тактах.
II часть - "Танец кота”. Трудности координации (мелодия в левой руке, аккомпанемент – в правой) необходимо преодолевать через образность. Густое, плотное звучание мелодии рисует образ "вальяжного, лоснящегося кота”, а легкое пиццикато аккомпанемента – "коготки мышки”. Трудность представляют октавные повороты кисти при смене обращённых интервалов в аккомпанементе. Выход – игра в одной позиции, без смены пальца на общем звуке, чего нет в аппликатуре многих редакций.
Переход к третей части – "весёлая погоня кота за мышкой” по звукам доминанты (на начало долей). Необходимо обратить внимание ученика на недопустимость смещения акцента на слабую часть доли, совпадающую с аккомпанементом, так как это делает игру тяжеловесной, мешает "разбегу погони”. Педаль также мешает выстраивать единую линию перехода, дробя её на такты, поэтому лучше её здесь не брать.
"УТРЕННЯЯ МОЛИТВА” 4-5 класс.
Ученикам хорового отделения изучение этой пьесы приносит большую пользу. Навыки пения в хоре, прежде всего, одновременное гармоническое и мелодическое слышание, помогают ученикам избежать многих трудностей при её исполнении. Одним из предметов, изучаемых на хоровом отделении, является игра хоровых партитур. Принципы работы над данной пьесой сходны с работой над партитурой. Кроме того, её светлый, спокойный характер требует большой работы над звукоизвлечением.
Рассмотрим пьесу "Утренняя молитва” с точки зрения исполнительских задач. Начинаем работу с мелодии. Определяем интонационный строй, фразировку, кульминацию всей пьесы (такт 12), выстраиваем динамический план. Затем учим нижний голос, а также играем нижний и верхний голос вместе. Два голоса в одной руке играем, разделив их между собой, двумя руками. Обращаем особое внимание на длинные звуки в одном из голосов. Часто ученики, исполняя два голоса одной рукой, не дослушивают эти выдержанные звуки, теряют при этом двухголосие. Необходимо, в таких случаях, научить ученика слушать "вертикально” - интервалами, которые образуются от сочетания двух голосов. Все эти приёмы необходимо сочетать с постоянным контролем за звуком. Ученики часто выталкивают короткие длительности после длинных, не чувствуя тяготения слабых долей в следующую за ними сильную долю.
Выстраиваем аккордовую фактуру, не теряя при этом мелодический верхний голос. Необходимо, чтобы на уровне звучности пиано, был отчётливо слышен каждый из четырех голосов. Выравнивание звучности аккорда достигается путем слуховой тренировки. Одно из упражнений: арпеджировать аккорд, внимательно вслушиваясь в звучание каждого звука. При взятие аккорда, движение руки напоминает "кошачью хватку” (фиксация кончиками пальцев, при свободном запястье), что предохраняет руку от зажимов. Рекомендуется, наряду с верхним голосом, выделять ещё и тенор, что улучшает акустическое звучание аккорда, придаёт ему стериофоничность. Важно при этом, чтобы ладонь образовывала "купол” – резонатор.
С самого начала работы нужно, чтобы ученик почувствовал фразировку, научился создавать звуковую линию "большого дыхания”, объединяя мотивы в большое предложение из восьми тактов, с кульминацией в седьмом такте. Частой ошибкой является аккордовое "вертикальное” мышление, избежать которое помогает достигнутое ранее свободное владение мелодией, ощущение тяготения слабых долей в следующую за ними сильную долю ("горизонтальное” мышление). Кульминация второго предложения должна прозвучать ярче, благодаря употреблению аккорда DD7 в параллельном миноре (e-moll) на сильном времени (такт 12). Часто ученики недослушивают длинные звуки в конце мотива, не чувствуют "дыхания” перед новой фразой. Полезно мысленно заполнять длинные звуки более мелкими длительностями (пульсация внутри длинного звука), что дает ощущение непрерывности мелодической линии, объединяет мотивы в предложении.
Анализируем форму пьесы: период повторного строения с дополнением. Напряжённо звучит дополнение на органном пункте (тоника - звук "соль”). Этому способствует пониженная VI ступень в теноре, тритон в верхних голосах на интонационной вершине. Трудность у ученика вызывает многократное повторение баса, который должен исполняться одной краской, одинаковым прикосновением (максимально близким к клавиатуре движением пятого пальца, без замаха). Для выделения при этом тенорового голоса, можно использовать лёгкое погружение сверху в клавишу боковой поверхностью первого пальца.
Педаль в пьесе "Утренняя молитва” - запаздывающая на каждую новую гармонию, со снятием на паузах и секундовых ходах подголосков.

III. Заключение.
Анализ, приведённых здесь, пьес ещё раз доказывает, что высокие художественные достоинства музыки "Детского альбома” П.И.Чайковского дают широкие возможности в постижении искусства владения инструментом. Ребёнок приобретает множество навыков: это и певучее легато, и разнообразное по звукоизвлечению стаккато; это навык танцевального аккомпанемента и полифонии; это и разнообразная по задачам педализация. Черты симфонического мышления Чайковского проявляются в пьесах "Детского альбома” в штриховом разнообразии, в богатстве тембровой палитры, что расширяет музыкальные представления ученика, делает его игру многомерной.
Каждому педагогу хочется сделать работу ученика творческой, избежать схоластического заучивания, воспитать в нём думающего и чувствующего музыканта, и "Детский альбом” П.И.Чайковского даёт в этом неисчерпаемые возможности.

"Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением артистической души”.

П.И.Чайковский.

IV.Список литературы:
  • С.Айзенштадт "Детский альбом П.И.Чайковского” М.:”Классика –XXI” 2006.
  • Н.Г.Гильченко "Слушаем музыку вместе” – СПб: ”Композитор”, 2006.(тема "Музыка и детство”)
  • З.Е.Осовицкая, А.С.Казаринова "Музыкальная литература” Первый год обучения. Учебник для ДМШ. - М.: ”Музыка”, 2004.(раздел Музыкальные формы. "П.И.Чайковский Детский альбом”)
  • Н.М.Владыкина – Бачинская "П.И.Чайковский” – М.: "Музыка”, 1975.
  • Г.А.Прибегина "Петр Ильич Чайковский” - М.: "Музыка”, 1982.

Лосева Л.Н., 2009 г.,
Санкт-Петербург


Светлана Радионова
Конспект беседы о пьесах П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» с детьми 6–7 лет

Конспект беседы о пьесах П . И. Чайковского «Утренняя молитва » и «В церкви » из «Детского альбома » с детьми 6-7 лет

Цель :

обогащение музыкальными впечатлениями детей через знакомство с творчеством П. И. Чайковского , а именно «Утренняя молитва » и «В церкви »

Задачи :

Совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, его изобразительный характер

Учить различать средства выразительности в соответствии с характером пьес

Продолжать формировать умение вести беседу о музыке

Оборудование :

Портрет П. И. Чайковского ; магнитофон; иллюстрации по теме; аудиозапись «Утренняя молитва » , «В церкви »

Предварительная работа :

Знакомство с некоторыми биографическими сведениями из жизни П. И. Чайковского ;

Слушание отдельных произведений на музыкальных занятиях;

Просмотр мультипликационного фильма «Детский альбом » ;

Упражнение «Музыка и эмоции» , «Мое настроение»

Ход беседы:

Воспитатель приглашает детей в игровую комнату и обращает внимание на портрет П. И. Чайковского и иллюстрации к музыке «Детский альбом » .

Ребята, вы знакомы со многими пьесами из «Детского альбома » П. И. Чайковского . Давайте вспомним, для кого написал свой альбом композитор и о чем он рассказывал в нем.

Ответы детей.

Петр Ильич хорошо понимал детей, умел радоваться их радостям, печалится их невзгодам. С помощью музыки он рассказывал о детских радостях и печалях , забавах и играх, о родной природе, сказках, путешествиях. Все это наполняет день ребенка. Начинается и заканчивается альбом молитвами – утренней и вечерней . Может быть, кто-то знает, что такое молитва ?

Ответы детей.

Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошел благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощения за совершенные проступки (например, ребенок не слушался родителей или капризничал, жадничал или подрался).

Пьеса , которая открывает «Детский альбом » П. И. Чайковского , называется «Утренняя молитва » . Заканчивается альбом пьесой «В церкви » . Можно предположить, что композитор в своем альбоме хотел рассказать об одном дне ребенка, наполненном разными событиями, играми и переживаниями. Устраивайтесь удобнее и послушайте пьесы , которые открывают и закрывают альбом (две молитвы ) и скажите, похожи они между собой. (Звучит аудиозапись) .

Ответы детей.

Да, обе пьесы сосредоточенные , углубленные. Аккорды напоминают церковное хоровое пение . Молитвы в церкви поются на несколько голосов. Каждый голос задает свою мелодию. Сливаясь вместе, они создают красивое, стройное звучание. (Звучат фрагменты аудиозаписи) .

А отличаются ли по характеру эти пьесы ?

Ответы детей.

Да, «Утренняя молитва » светлая, чистая, безоблачная. День только начинается на душе спокойно и радостно. А вечерняя молитва более сумрачная . За окном темно, ребенок устал. День был наполнен разными переживаниями. Музыка грустная, печальная, сосредоточенная, задумчивая, просящая.

Интересно, что П. И. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы , которую поют в церкви . Поэтому музыка звучит серьезно и строго, совсем не по-детски . Он не упрощал музыку, которую сочинял для детей, а писал ее с такой же глубиной чувств, как и «взрослую» .

Еще раз внимательно послушайте, как звучат концы обеих пьес . (Звучит аудиозапись) . Вы заметили повторяющиеся звуки в басу? Но как они звучат в «Утренней молитве » и как в вечерней?

Ответы детей.

На фоне светлой мелодии «Утренней молитвы » эти звуки звучат строго и спокойно, а в вечерней молитве – более мрачно , сосредоточенно, устало. День угас, спускается ночная тьма, все затихает, успокаивается, замирает…

Вот вы и познакомились с новыми пьесами . Как называлась пьеса , которая открывает «Детский альбом » ? А какая пьеса заканчивает его ?

Ответы детей.

Я уверена, теперь вы будете помнить, что эти пьесы подарил нам…П . И. Чайковский .

Список литературы

1. Гогоберидзе А. Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» . Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М. ; Издательский центр «Академия» , 2005г.

2. Радынова О. П. «Настроения, чувства в музыке» . Издательство : Творческий центр Сфера. Серия : Музыкальные шедевры, 2010г.

Тема урока "Молитва. "

Цель урока: значение слова в нравственном становлении православного человека.

Задачи:

    Дать детям понимание значения слова «молитва»

    Познакомить с тремя основными православными молитвами: «Отче наш», «Ангелу хранителю», «Богородица».

    Раскрыть культурологический характер молитвы как жанра русской литературы, музыки.

Литературный и музыкальный материал, используемый на уроке:

1. П.И. Чайковский «Утренняя молитва», «В церкви» из цикла ф-ной музыки «Детский альбом».
2. Глинка «Ария Ивана Сусанина» из оперы «Жизнь за царя».
3. Л. Толстой «Благословляю вас, леса».
4. Лермонтов «Ангел».
5. Отрывок из сказки Андерсена «Снежная королева».
6. Песня «Колокольный звон» на стихи иеромонаха Романа в исполнении Ж. Бичевской.

ХОД УРОКА

– Дети, мы слышали песню в исполнении Жанны Бичевской на слова иеромонаха Романа. Как бы вы ее назвали? О чем она?
– Эту песню можно назвать «Молитва за Россию».
– По каким словам вы поняли, что это молитва?
– Господи помилуй.
– Да, это действительно слова самой древней молитвы всех христиан. А что такое молитва?
(Варианты ответов детей)
– А может ли быть молитва без слов?
– Нет.
– А почему?
После ответов детей подвести к тому, что молитва – это обращение к Богу, разговор с ним.
– Значит, главное в молитве – СЛОВО.
Конечно же, вы помните, что первыми, кто донес слова святого писания до наших предков, были основатели славянской азбуки святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. (Изображения икон Кирилла и Мефодия).
И создали славянскую азбуку именно для того, чтобы приобщить славян к христианской культуре. И первые слова, которые они перевели с греческого языка были: «Искони было слово, и слово было к Богу и Бог был слово».
Слово в православии – это дар Божий. Как же мы порой оскверняем этот дар бранью, грубостью, примитивностью.
Сегодня мы посмотрим на священный дар слова, на молитву глазами православного человека. Заглянем в историю. От куда же появились молитвы? (Можно послушать варианты ответов детей)
– Когда то люди, столкнувшись с грозными для них явлениями природы, обратили внимание на солнце, луну, дождь, молнию и т.д. и придумали то, что мы с высоты своего исторического возраста назвали мифологией. Они дали имена своим богам и стали их «закликать» – появились «заклички», а этот жанр народного творчества есть не что иное, как... молитва. В закличке выражалась просьба: не гневись, смилостивись, пошли урожай, добрую охоту. В десятом веке у славян произошло событие, наверное, самое великое за всю предыдущую и последующую историю – Крещение Руси. Для нового Бога не нужно было придумывать молитвы: они вместе с верой пришли к славянам из Византии и Болгарии.
Главное отличие заклички, древней формы молитвы, от молитвы новой, заключалось в следующем: закличка – это экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая, а православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному истинному Богу, (обратить внимание на ребят на тему урока).
– О чем может человек разговаривать с Богом, после ответов детей подвести к тому, что молитвы бывают благодарственные, просительные, покаянные, хвалебные. Дети объясняют, как они понимают.
– Вот как сказал о благодарственной молитве священник Александр Мень.
«Благодарственная молитва – самая прекрасная, чистая. Она не ищет своего, не просит, она переполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека. За все: за глаза, которые видят солнце и красоту мира; за уши, которые слышат гармонию звуков и слово Божие; за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить – за все это благодарит человек».
Просительная молитва – обращение к Богу за помощью во всех своих тяготах: и духовных и материальных; просят здоровья, радости, благ различных, всего, из чего состоит наша суетная, беспокойная жизнь.
Покаянная молитва – просьба простить за содеянное зло, за скверные поступки, за дурные мысли и желания.
– Ребята, как вы думаете, какие молитвы человеку произносить особенно не легко?
– Покаянные.
(Обсудить, почему так считают?) Попробуйте определить, интонации какой молитвы звучат в стихотворении Л. Н. Толстого.
Ученик читает стихотворение «Благословляю вас леса» Дети определяют жанр хвалебной молитвы.
Молитвы обладают невероятной силой! Сейчас прозвучит отрывок из знакомой вам сказки, вы сами ее узнаете, (под звуки тревожной музыки ученик зачитывает отрывок из сказки Андерсена "Снежная королева», где Герда усмиряет с помощью молитвы «Отче наш» армию холода). Дети узнают сказку.
– Почему Герда читала молитву?
– Ей нужен был помощник, что бы победить армию холода. Она обратилась молитвой за помощью к Богу
– Какую молитву читала Герда?
– «Отче наш»
(На доске плакат с текстом молитвы и объяснением смысла некоторых слов).

Эту короткую, но очень емкую молитву оставил людям, простым рыбакам, виноградарям, сеятелям, сам Господь. Это одна из самых главных молитв православных христиан. Попробуем разобраться в смысле этой молитвы. (На доске)

Отче наш, Иже еси на Небесех!
Да святится имя Твое, да
приидет Царствие Твое, да
будет воля Твоя. Яко на небеси
и на земли. Хлеб наш
насущный даждь нам днесь, и
остави нам долги наша, якоже
и мы оставляем должником
нашим, и не введи нас во
искушение, но избави нас от
лукаваго.

Иже – который; Иже еси на
небесех – живущий на небесах;
Яко – как; на небеси и на земли
– на небе, на земле;
Насущный – необходимый для
существования;
Даждь – дай;
Днесь – сегодня;
Остави – прости;
Искушение – соблазн ко греху;
От лукаваго – от зла.

– А любой ли человек может писать молитвы? – Нет.
– А какой?
– Тот, который причастен божьей благодати, святой. И многие молитвы сочинялись точно такими людьми, монахами, святыми, посвятившими всю свою жизнь служению Богу.
– А как вы думаете, кому могут принадлежать эти строки? «Когда молюсь от сердца, Господь мою молитву слышит. Молитва наша есть сестра, она, как свет, нам душу освещает».
После догадок детей показываю портрет Чайковского
– Узнали, удивились.
– Да, ребята эти строчки написал на французском языке в 1851 году, Петр Ильич Чайковский. Ему было тогда 11 лет. – Ровесник вам.
– А с чего начинается ваш день?
– С завтрака.
– А вот у детей того времени день начинался с молитвы. И подтверждением тому служит «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского (День из жизни ребенка). Начинается он вот такой пьесой.
Звучит пьеса «Утренняя молитва». Дети сами дают ей название
– Как услышали, что молитва, ведь нет слов?
– Есть интонация молитвенных песнопений и главное – молитвенное настроение свет, возвышенность.
– Это по-вашему благодарение, покаяние, величание или тихая просьба-обращение?
– Просьба-обращение.
– Послушайте, как созвучна эта музыка молитве Ангелу-Хранителю.
Зачитываю молитву, объясняю смысл.
– Могут ли эти слова настроить на скверные поступки?
– Нет, только на добро, любовь и благие дела.
– А заканчивается «Детский альбом »вот такой пьесой. Это тоже молитва, но похожа ли она с утренней. (Звучит пьеса «В церкви» Дети сравнивают) .
– Здесь более строгое звучание, более торжественное, словно целый хор поет.
– Это домашняя молитва?
– Нет, церковная, она больше похожа на покаянную.
– Что нового сейчас вы узнали о Чайковском?
– Наверное, он был верующим человеком и знал православные традиции.
– Да, многие великие люди России были глубоко верующими людьми, чтили нравственные, высокодуховные нормы христианской жизни, знали молитвы. Не даром молитвенный слог, молитвенные интонации слышны в стихах многих русских поэтов.

Под мягкую, лирическую музыку ребенок читает стихотворение М.Ю.Лермонтова:

По небу полуночи Ангел летел,
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и течи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О Боге Великом он пел,
и хвала Его не притворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

– Кто ж такие ангелы?
– Вестники.
– Именно ангел возвестил Марии о том, что она родит Спасителя мира – Христа.
Об этом свидетельствует нам Евангелие и слова, которые ангел провозгласил Марии, стали началом еще одной любимой, чтимой всеми христианами молитвы:
«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен Плод Чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших »
Объяснение смысла молитвы понятными словами. Обратить внимание на то, что красота молитв теряется, если они звучат на современном нам языке.
К образу Богородицы на Руси особое отношение, почитание, упование. Древняя летопись свидетельствует нам о чудесном спасении Руси от нашествия Тамерлана по молитве обращенной к Божьей матери всеми жителями Москвы. (Можно об этом подробней – сообщение ребенка.)
Молитва укрепляла людей в самые трудные времена. Великие русские князья не шли на битву без молитвы, а после победы воздавали хвалу Господу.
В известной вам арии «Ивана Сусанина» мы тоже слышим обращение к Богу. Это не молитва в полном понимании слова, это мольба человека перед смертью. И в последний для него час он не просит ничего лично себе. Его мысли о семье, о близких, о Родине и Вечном Судии. Слушаем фрагмент из «арии Сусанина» М.И. Глинки из оперы «Жизнь за царя».
Мы убедились на множестве примеров в том, что молитва прочно вошла в русскую культуру. Этот жанр получил развитие в отечественной литературе, музыке, в произведениях великих писателей, поэтов, композиторов.
Молитва остается вершиной православного слова, несущего человеку нравственную чистоту, духовную силу.

Звучит песня «Колокольный звон».