Владыка якутский и ленский роман. Роман, архиепископ Якутский и Ленский (Лукин Алексей Александрович). Чудеса и знамения

ИА SakhaNews. 1 февраля 2016 года в храме Христа Спасителя в Москве епископ Якутский и Ленский Роман возведён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сан архиепископа. Об этом ИА SakhaNews сообщили в пресс-службе Якутской епархии.

Напомним, архиепископ – почетный титул епархиального архиерея, даруемый указом патриарха.

Глава города Якутска Айсен Николаев и депутаты Якутской городской Думы сердечно поздравляют Владыку Романа с возведением в сан архиепископа и благодарят за вклад в укрепление духовного здоровья народа, воспитание любви к Отечеству, уважение к национальным святыням.

Справка:

Архиепископ Якутский и Ленский Роман , в миру Лукин Алексей Александрович , родился 11 октября 1968 года, в день памяти Собора преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в г.Прохладный Кабардино-Балкарской АССР, в православной семье.

По окончании средней школы города поступил в Профессионально-техническое училище, которое окончил в 1987 году.

В июле 1987 года, принят в иподиаконский состав архиепископа Антония (Завгороднего, +1989) правящего архиерея Ставропольской и Бакинской епархии.

В декабре того же года призван для прохождения срочной воинской службы.

В декабре 1989 года принят в 1 класс Ставропольского епархиального училища имени святителя Игнатия Брянчанинова. В 1990 году переведен во второй класс реорганизованной Ставропольской семинарии.

С 1990 года нес послушание иподиакона митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона (Докукина, +2003).

20 марта 1992 года, обучаясь на третьем курсе Ставропольской духовной семинарии, архимандритом Евгением (Решетниковым) (ныне архиепископ Верейский), пострижен в монашество с именем Роман, в честь преподобного Романа Сладкопевца.

7 апреля 1992 года митрополитом Ставропольским и Бакинским Гедеоном, в Андреевском соборе города Ставрополя, рукоположен в сан иеродиакона. 9 августа того же года, в Крестовоздвиженском храме г.Кисловодска – в сан иеромонаха.

В течение последнего года учебы нес послушания благочинного семинарского храма и исполнял обязанности заведующего канцелярией семинарии.

По окончании семинарии назначен на должность настоятеля храма свт. Игнатия Ставропольского (Брянчанинова), и.о. инспектора, а также преподавателя литургики и нравственного богословия Ставропольской Семинарии.

С 18 октября 1993 года – ответственный секретарь, а с 14 мая 1994 года – главный редактор газеты "Православное слово".

В 1995 году, за усердное служение Церкви Божией ко дню Святой Пасхи награжден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II наперсным крестом.

В том же году поступил на очное отделение Московской Духовной Академии, которую окончил в 1999 году со степенью кандидата богословия защитив диссертацию на тему: "Аскетические воззрения архиепископа Феодора (Поздеевского)".

С 1999 года - проректор по воспитательной работе (инспектор) Ставропольской духовной семинарии и настоятель Игнатиевского семинарского храма.

В 2000 году согласно указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, ко дню Святой Пасхи возведен в сан игумена.

В последующие годы был председателем комиссии по Религиозному образованию и катехизации Ставропольского благочиннического округа, редактором и ведущим духовно-просветительской телепрограммы "Ставропольский Благовест".

В 2004 году окончил психологический факультет Института Дружбы народов Кавказа в Ставрополе.

11 апреля 2004 года за усердное служение Церкви Божией Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден крестом с украшениями.

С 2005 года - наместник Кафедрального собора св. ап. Андрея Первозванного г.Ставрополя, настоятель храма святой мученицы Татьяны и декан теологического факультета Института Дружбы народов Кавказа. Неоднократно совершал пастырские поездки в Чеченскую Республику и Республику Ингушетию.

За время служения в Ставропольской епархии стал инициатором большой социальной и образовательной работы.

Ко дню Святой Пасхи 2006 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II возведен в сан архимандрита.

Определением Священного Синода от 6 октября 2008 года (журнал №82) избран епископом Михайловским, викарием Ставропольской епархии.

С 2009 - сотрудник отдела Внешних церковных связей.

С 2009 – по 2011 гг. - слушатель Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. Равноапостольных Кирилла и Мефодия.

25 декабря 2009 года постановлением Священного Синода, по результатам состоявшегося согласования с католикосом-патриархом всея Грузии Илией II, как клирик Московской епархии направлен в Тбилиси для пастырского служения среди русскоязычных верующих с поручением в необходимых случаях также представлять позицию Русской Православной Церкви (журнал № 106).

С 4 января 2010 года по благословению предстоятеля Грузинской Церкви приступил к служению в Тбилисском храме Апостола Иоанна Богослова.

Определением Священного Синода от 30 мая 2011 г. избран епископом Якутским и Ленским (журнал №42).

18 июня 2011 года в домовой церкви патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве состоялось наречение архимандрита Романа во епископа Якутского и Ленского.

19 июня 2011 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице Всех святых, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя, рукоположен во епископа Якутского и Ленского. Хиротонию совершили: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим (Джоджуа) (Грузинская Православная Церковь), митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин (Мищук), архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), архиепископ Верейский Евгений (Решетников), архиепископ Челябинский и Златоустовский Феофан (Ашурков), архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), епископ Зарайский Меркурий (Иванов), епископ Саратовский и Вольский Лонгин (Талыпин), епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (Курьянов), епископ Солнечногорский Сергий (Чашин).

25 ноября 2012 года, в память о праздновании 380-летия вхождения Якутии в состав России и служения по этому случаю Божественной литургии в Храме Христа Спасителя г.Москвы, награжден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом памятной панагией.

23 октября 2014 года Священным синодом Русской Православной Церкви (Журнал №91) избран членом комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации Церковной миссии.

Церковные:

2002 г. - орден святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского III степени (Русская Православная Церковь);

2012 г. – юбилейная медаль «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года» (Русская Православная Церковь);

2013 г. – медаль «Каложскага Крыжа» III степени (Белорусский экзархат);

2013 г. – орден святителя Кирилла Туровского I степени (Белорусский экзархат);

2013 г. – орден святого благоверного князя Киевского Ярослава Мудрого (Украинская Православная Церковь);

2013 г. – орден святой равноапостольной Марии Магдалины III степени (Польская Православная Церковь);

2013 г. – грамота Синода Белорусской Православной Церкви в память празднования 1025-летия Крещения Руси;

2014 г. – Патриарший знак "700-летие преподобного Сергия Радонежского";

2015 г. – Юбилейная медаль "В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира".

Светские:

2005 г. – медаль «10 лет Институту дружбы народов Кавказа»;

2008 г. - медаль «За заслуги перед Ставропольским краем»;

Медаль «Патриот России»;

2012 г. – юбилейный знак «380 лет Якутия с Россией»;

2012 г. – медаль Уссурийского войскового казачьего общества «Николай Муравьев-Амурский»;

2012 г. – юбилейный знак «380-летие основания города Якутска»;

2013 г. – юбилейный знак «370 лет Среднеколымску»;

2013 г. – почетный знак «За вклад в развитие Вилюйского улуса»;

2013 г. – юбилейный знак Управления ФСКН России по РС(Я);

2013 г. - благодарность Президента Республики Саха (Якутия) №859РП.

2015 г. - серебряная медаль ФСИН «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы в России»;

2015 г. – почетный знак Республики Саха (Якутия) «За укрепление мира и дружбы народов»

Дата рождения: 11 октября 1968 г. Страна: Россия Биография:

По окончании средней школы города поступил в профессионально-техническое училище, которое окончил в 1987 г.

В июле 1987 г. принят в иподиаконский состав архиепископа Антония (Завгороднего, +1989), правящего архиерея Ставропольской и Бакинской епархии.

В декабре того же года призван для прохождения срочной воинской службы.

В декабре 1989 г. принят в первый класс Ставропольского епархиального училища им. свт. Игнатия Брянчанинова. В 1990 г. переведен во второй класс реорганизованной Ставропольской семинарии.

С 1990 г. нес послушание иподиакона митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона (Докукина, +2003).

20 марта 1992 г., обучаясь на третьем курсе Ставропольской духовной семинарии, пострижен в монашество с именем Роман в честь прп. Романа Сладкопевца.

7 апреля 1992 г. в Андреевском соборе г. Ставрополя митрополитом Ставропольским и Бакинским Гедеоном рукоположен в сан иеродиакона. 9 августа того же года, в Крестовоздвиженском храме г. Кисловодска, ― в сан иеромонаха.

В течение последнего года учебы нес послушания благочинного семинарского храма и исполнял обязанности заведующего канцелярией семинарии.

По окончании семинарии назначен на должность настоятеля храма свт. Игнатия Ставропольского (Брянчанинова), и.о. инспектора, а также преподавателем литургики и нравственного богословия Ставропольской семинарии.

С 18 октября 1993 г. ― ответственный секретарь, а с 14 мая 1994 г. ― главный редактор газеты «Православное слово».

В 1995 г. поступил на очное отделение , которую окончил в 1999 г. со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Аскетические воззрения архиепископа Феодора (Поздеевского)».

С 1999 г. ― проректор по воспитательной работе (инспектор) Ставропольской духовной семинарии и настоятель Игнатиевского семинарского храма.

С 2009 г. по 2011 гг. ― слушатель .

25 декабря 2009 г. постановлением Священного Синода (), по результатам состоявшегося согласования с , как клирик Московской епархии в Тбилиси для пастырского служения среди русскоязычных верующих с поручением в необходимых случаях также представлять позицию Русской Православной Церкви.

С 4 января 2010 г. по благословению Предстоятеля приступил к служению в тбилисском храме апостола Иоанна Богослова.

Во епископа 18 июня 2011 г. в домовой церкви Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. 19 июня за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

25 ноября 2012 г., в память о праздновании 380-летия вхождения Якутии в состав России и служения по этому случаю Божественной литургии в Храме Христа Спасителя г. Москвы, награжден Святейшим Патриархом Кириллом памятной панагией.

Вот и похоронили мы дорогого нашего Ваню…. Солиста Ансамбля им.Александрова старшего сержанта российской армии Столяра Ивана Витальевича Иван Столяр. (…)

Мы хотели, Надя хотела, родственники хотели, чтобы перед похоронами наших друзей отпели по православному обряду, пусть в закрытых гробах, но чином очного отпевания. Мы хотели, чтобы на отпевании пел лучший в стране Соборный хор - друзья Вани Столяра и других артистов Ансамбля собрались и приехали из нескольких регионов страны, среди них Заслуженные артисты России, солисты Большого театра, Геликон-оперы, Новой Оперы, Музыкального театра им.Станиславского и Немировича-Данченко, Хор Сретенского монастыря, Хор Свято-Данилова монастыря, Хор Новоиерусалимского монастыря, Хор Давидовой пустыни, Хор Саввино-Сторожевского монастыря, многие другие известные православные певчие, не удивлюсь, если пара-тройка Народных артистов России приехала, я всех не успел даже увидеть. Мало?! Еще перечислять?! Лучше этих людей у нас никто в стране не поет! Более сотни человек приехало!! (…)

Об их участии в отпевании и церемонии прощания договаривались неделю. Вышли на всех - на митрополита Ювеналия и даже на Патриарха. Со стороны Минобороны вышли на всех, до кого смогли добраться - до Шойгу не дотянулись, но военные и не возражали, и даже бесплатно выделили специальный большой автобус для трансфера хора. Да и РПЦ наша не возражала. На словах…

В итоге Соборный хор собрался, люди приехали в Мемориал в Мытищи для участия в церемонии. Военный комендант Москвы генерал-лейтенант Селезенев Е.А. лично распорядился разместить хор в зале, чтобы те могли петь всю службу. И тут… о, да, «любимое» ЗАО «РПЦ» проявило себя во всей красе! Некто епископ Роман Серпуховской (Гаврилов) (возглавляющий обряд отпевания) - скучный дед с серым лицом и пустыми глазами, послал одного из своих многочисленных "холуёв" к военным с требованием не допустить «непонятный Соборный хор» к пению. Заявил из разряда: «если они запоют - я остановлюсь!». У всех паника, у военных тоже. Пауза… «Сапоги» не свистят, но скрипят мозгами…. родные погибших рыдают над закрытыми гробами…

Думали они не долго - выгнали весь хор из 100 человек на улицу, на мороз. Сказали: запоете - арестуем. Певцы не успели понять ничего…. Я был внутри с родственниками, наружу если бы вышел, обратно бы не пустили, ничего поделать не мог! Федя Тарасов и Леша Татаринцев пытались в шоке кого-то убедить, но бесполезно: «серый епископ» брякнул, что ему, дескать «не разрешило Министерство обороны» и прошмыгнул служить трижды укороченное отпевание с какими-то батюшками-певчими в количестве пяти человек. Пять человек нестройно пели, а огромный хор певцов в растерянности…. разошелся и разъехался….

Это беда и позор, люди!!... Не, я могу понять трусость и тупость подмосковного архиерея - он наверняка думал о том, что телевидение снимает, о том «как бы чего не вышло», о том, что он не контролирует этих певцов, а вдруг они «политически некорректного чего» запоют?! Но с тобой же согласовывали каждый день в течение недели! Тебе звонили, писали, просили твоих «холуёв» получить твое трижды никому не нужное «благословение»! Ювеналию писали, в Патриархию звонили! Получили же, вроде как, «устное благословение» правящего архиерея (и это не ты)! И вообще, благословляет Бог, а ты, проводник бородатый, Его должен слушать, да людей, паству твою! Тьфу, позорище!!! Эти люди, что ты на мороз выгнал, лучшие певчие страны, они на всех главных службах и православных концертах поют…. лично тебе они сто раз до этого «многолетие» пели. Они пришли проводить в последний путь своих друзей, они хотели спеть для них!! Ты там вообще не главный был - главные там были люди, чьих тел мелкие части в закрытых капсулах в гробах лежали, да их родственники, которые ждали этот хор и этого пения!!! Одна лишь Надя неделю под капельницей этого добивалась, и звонила, писала, звонила, и писала в прединсультном состоянии! А ты их всех взял и выгнал на мороз, красавец!!... Надеюсь, лишит тебя твой «директор» Ювеналий «корпоративной премии», собранной с подмосковных приходов от нищих старух.

В итоге, самые стойкие певцы не разошлись, остались. Спели на улице, у могилы. Да как спели!!! Я такого пения не слышал. Да и многие такого не слышали… Слезы текли и высохнуть не могли… Когда стреляли пушки, военный духовой оркестр играл гимн России, так никто из нас этого не слышал даже, мы пели. Потом на видеозаписи оказалось, гимн сзади звучит… (…)

Ансамбль им.Александрова, его сотрудники, - молодцы, спасибо им огромное, очень стараются помочь! Минобороны, в целом, тоже хорошо, скрипят, копают «от столба и до обеда». Журналисты…. некоторые из них, переодевшись врачами, пробрались к Наде в больницу, с целью выяснить, как она собирается делить со свекровью тело погибшего мужа…. Журналисты, кароче, тоже ма-ла-дцы!((...

Но вот попы… попы выступили по-полной, и получают от меня заслуженное 1-е место в рейтинге «благодетелей». Все вокруг помогали как могли - деньгами, льготами, транспортом, Префектура ЦАО и Управа «Хамовники» по собственной инициативе зал для поминок предоставили и стол на 60 человек за свой счет накрыли (шикарный стол!) и смиренно ждали до полпервого ночи, пока все наплачутся и напоются, люди из Минобороны, соцслужб звонили и спрашивали, чем помочь, присылали врачей и психологов бесплатно, лечили в лучших палатах, Собянин даже, оторвавшись от плитки и парковок, раньше всех деньги заплатил и еще обещает помочь, ну - нормальные все люди!

Русская же Православная Церковь Московского Патриархата молчит. Еще тупит. Трусит. И, как видите, еще и гадит. Где-то пробегала информация, что Патриарх помолился за погибших в авиакатастрофе. И всё?! Ни утешения, ни помощи, ни даже денег. Нахрена вы вообще нам тут нужны, а?! Вы даже свой собственный хор выгнали на улицу!! Я православный христианин, а вынужден такие обличающие слова писать, вместо того, чтобы радоваться доброте, пониманию и милосердию Церкви нашей… Больно мне за этот мрак и лицемерие, что я вижу! Да все видят, кто не слеп…. (…)

Вспоминая прошлогоднюю жару, я готовился к нынешнему крестному ходу в Коробейниково - 17-му по счету и 12-му в моей жизни - с некоторым сомнением и даже страхом. Какая будет погода? Хватит ли сил и здоровья? Поможет ли Господь?..

Начало

После ранней Литургии в Покровском кафедральном соборе крестный ход в первый день, 26 июня, возглавил Его Высокопреосвященство митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий. Вместе с ним шли епископ Рубцовский и Алейский Роман, священство Барнаульской и других епархий, жители Барнаула, Алтайской митрополии, Горноалтайской епархии, приезжие из разных городов страны, включая Москву, Европейскую часть России, Томск, Омск, Новосибирск, Иркутск и многие другие города и села России.

В первый день вместе с провожающими нас шло около двух тысяч человек. Непосредственно крестоходцев было человек 450 - 500.

Погода

В городе я обычно не обращаю особого внимания на погоду: дождь ли, солнце, облака - все это ровным счетом не имеет никакого значения, когда в любой момент ты можешь спрятаться под «крышу дома своего». Город - это, прежде всего, благоустроенность и удобства. И все, что этому сопутствует. Это место, «где лжет и кадит, ухмыляясь, комфорт» (Пастернак). Нынешнюю цивилизацию можно назвать «цивилизацией комфорта», которая развращает человека и делает из него расслабленного. Совсем другое дело - «полевые условия», многодневное пребывание на природе, когда ты круглые сутки на воздухе, идешь по открытому пространству, отдаваясь полностью во власть стихии, и, что бы ни случилось: дождь, град, палящее солнце, ветер, холод - спрятаться от капризов погоды абсолютно негде. Рассчитывать приходится только на свой плащ и палатку (от дождя), шляпу и одежду (от солнца), свитер и спальник (от холода), спрей (от комаров) да на Божью помощь. И Господь нас не оставлял. Хотя жаркие солнечные дни тоже были, но они чередовались с ветреными и облачными. А в Елбанке - единственном месте, где не служилась Литургия, ночью традиционно разразилась страшная гроза - с громами и молниями, с дождем едва ли не на всю ночь. В разгар непогоды, среди сплошных раскатов грома, из одной из палаток раздался испуганный детский голосок: «Я боюсь! Я боюсь!»

Еще более страшная буря разразилась с праздничную ночь в Коробейниково - во время ночной Литургии, которая служилась в 4 часа пополуночи - было все то же самое, что в Елбанке, плюс страшные порывы ветра, которые рвали двери палатки, грозя снести и обрушить ее. Со мной был сын Федор, который спал сном праведника. Утром я спросил его - слышал ли он, как разгулялась стихия. Оказалось, он почти ничего не слышал.

Архипастыри и пастыри

Второй год подряд крестный ход возглавлял епископ Рубцовский и Алейский Роман. Владыка благословил всем участникам исповедаться и причащаться на каждой Литургии, которые совершались ежедневно, за исключением Елбанки, благо, у нас была скиния (походный храм). Таким образом, мы причащались Святых Таин в Бурановке, Калманке, Белояровке, Алейске, Усть-Пристани и Коробейниково. Кроме того, на остановках служились акафисты или водосвятные молебны.

В Коробейниково в связи с традиционным наплывом паломников и крестоходцев не только из Барнаула, но также из Белокурихи и Бийска, 3 июля служились три праздничные Литургии: в полночь, в 4 утра и в 9:00. Последняя служба совершалась архиерейским чином, ее возглавил владыка Роман, ему сослужили епископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат и епископ Бийский и Белокурихинский Серапион, а также многочисленное духовенство, прибывшее не только из Барнаульской, Бийской, Рубцовский, Славгородской и Горноалтайской, но и из многих других соседних епархий.

В Бурановке владыка Роман напомнил слова Господа: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Мы здесь «на тренировке», призванные научаться и любить этот поиск правды и Небесного Царства. «И вот мы ищем эту правду Божию в себе и находим… сплошное язычество! Как мы заботимся о том, что совсем не относится ни к правде Божией, ни к Царству Его!.. Но постепенно мы настраиваем все существо свое на внимание к этой Божественной правде. Возложим же упование на Бога, не ропща и по возможности помогая ближним. Господь точно позаботится о нас, даже если бы нас было вдвое или втрое больше». Владыка призвал не помышлять о суетном, но вместе со всеми идти и творить Иисусову молитву. Идти не как туристы или юродивые пешеходы, но как настояшие воины Христовы. «Постараемся не заботиться о злобе дня, а возложить упование на Господа, искать правды и Царства Небесного! А остальное - ВСЕ без исключения - приложится нам, ибо слова Божии непреложны».

В Калманке владыка Роман вспомнил слова Господа о том, чтобы мы взяли своей крест и шли за Ним: «Мы творим Иисусову молитву. Но Господь напоминает нам: “Не всякий, говорящий Господи, Господи, войдет в Царство Небесное” (Мф. 7, 21). Даже если наши уста пели согласно со всеми, этого еще мало очень. Надо, чтобы все наше существо, ум, сердце, исполняли волю Божию. Но зачастую мы вроде бы и поем, но помышляем о суетном, а то и о грешном. А кто-то помышляет об остановке - отдохнуть бы, вытянуть ноги! Но вспомним о имени Христовом, которое есть в наших устах и мы хотим, чтобы осталось в нашем сердце. “Он есть путь и истина и живот”. Мы уже пришли, если на нашем уме и сердце имя Христа. И нам нечего больше искать. Вот что мы должны с вами помнить.

Сегодня мы приветствуем братьев казаков, которые шествуют с нами крестным ходом по воде. По великой сибирской реке Оби идет казачий струг “Атаман Ермак - Князь Сибирский”. Он несет святыню - икону “Державная” Божией Матери».

Кстати, когда крестный ход переходил по мосту реку Чарыш уже на подходе к Коробейниково, струг прошел под нами, и мы приветствовали друг друга, радостно крича и размахивая руками! Он шел под парусом, на котором была изображена икона Спаса Нерукотворенного. Поразительное зрелище!

В Калманке после Литургии был также совершен молебен, освящен камень в основание нового храма и крест.

В Белояровке владыка отметил, что «мы подошли к середине пути. Но… конец - делу венец. Важно завершить начатое, доведя его до конца. Так и с крестным ходом. Мы - на середине пути. Иногда мы начинаем хорошо, но в середине пути ослабеваем, теряются наши цели, появляются другие - суетные, мелкие, сиюминутные. И мы сворачиваем с избранного пути. Да не будет с нами так!» Епископ Роман напомнил, что здесь, в Белояровке стоит храм в честь Сергия Радонежского и обратился к преподобному с молитвой помочь дойти и достойно завершить начатое, невзирая на все то, что нам мешает! И эта молитва возымела действие - мы дошли.

В Алейске Литургия совершалась на территории монастыря Димитрия Солунского. Владыка Роман напомнил евангельский эпизод, когда Господь с учениками шли на корабле по морю Генисаретскому, и Господь спал, несмотря на разбушевавшуюся стихию. Спал, потому что страшно устал, исходя сотни дорог, проповедуя о приблизившемся Царстве Небесном. Испуганные ученики разбудили Его: «Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?» (Мф. 8, 25-27). Господь, Сам создавший из ничего все эти стихии, укротил их, продемонстрировав ученикам Свое всемогущество.

Владыка Роман провел параллель евангельской истории с днем сегодняшним: «По всем прогнозам нас в Алейске ожидала непогода, ливень, дождь, гроза. Было штормовое предупреждение. Встал вопрос: где служить - в храме или под открытым небом? По-человечески, конечно, в храме надо готовиться. Но, слава Богу, хватило мудрости оставить место для действия Божия Промысла. И он совершился: солнышко, ветра нет и никакого дождя. Господь повелевает всем этим.

Вчера глава администрации города Вера Николаевна Серикова вместе с нами шла в крестном ходе через весь город. Такого еще не было! Мы говорили о том, как много надо вместе потрудиться, чтобы люди укреплялись в вере, знали с детства православную культуру и Закон Божий. И вот Господь показывает нам Свои милости и Божественные чудеса, укрепляет нас Своими святыми Тайнами, через действие Своего Промысла».

В Усть-Пристани архипастырь обозначил: цель уже видна, мы уже в Усть-Пристанском районе, где находится святыня. Он напомнил евангельскую историю о том, как ученики нарушали пост, даже, изголодавшись, ели колосья пшеницы и их упрекали за это фарисеи. «Часто и мы нарушаем законы, - добавил владыка Роман. - Но Божественная Благодать выше закона. Любовь выше закона. И Тот, Кто закон этот нам поставил, может все эти законы естества временно остановить ради нашего спасения. Постараемся же очистить нашу душу, подготовить ее к принятию Божественной Благодати. Святой и праведный Иоанн Кронштадтский, в храме которого мы молимся, сказал о Божьей Матери, что приходящий к Ней никогда не уходит без дара, который Она дает. Никто не останется без подарка. Она, добрая и могущественная Госпожа, каждого желает одарить. И у Нее много подарков. Каждому - по силам, по достоинству, по нужде. Постараемся быть достойными этого дара. Каждый получит то, что он просит, если это ко спасению». Так проповедовал владыка Роман на всем пути крестного хода.

Среди пастырей мы созерцали как проверенных временем крестоходцев, таких как протоиерей Андрей Ушаков, протоиерей Анатолий Садовиков, иерей Петр Лисицкий, иерей Павел Балакирев, иерей Сергий Тимофеев, иерей Иоанн Попович, похоронивший уже во время крестного хода свою супругу, кстати, отпевал ее в Топчихе владыка Роман в воскресенье, так и новые лица - иеромонах Прокопий (Губанов), иерей Евгений Телегин и другие. И, конечно, было бы грешно не упомянуть многолетнего бессменного руководителя колонны диакона Константина Филатова, у которого теперь есть и соруководитель или помощник диакон Филипп из Рубцовской епархии, так как крестный ход теперь - после разделения - проходит по территории двух епархий - Барнаульской и Рубцовской. Сестры из молодежного объединения «Слово» перед отправкой домой пропели отцу Константину «многая и благая лета», но что расчувствовавшийся отец Константин сказал: «Молитесь, чтобы Господь даровал нам крестный ход и в следующем году

Просите - и дастся вам

Владыка Роман об этом сказал так: «Вспомним, что мы хотели попросить у Богородицы? Крепкой веры, любви несокрушимой, терпения, добродетели христианской, здоровья себе или своим сродникам, семейного благополучия или разрешения каких-либо других проблем, которые никто не может в мире решить - ни знакомые, ни связи, ни звонки, ни знания - только вмешательство свыше. Божественная заповедь прямо повелевает: “Просите - и дастся вам!” И мы должны просить все, что потребно. Но что в первую очередь надобно просить? В Евангелие от Луки сказано: неужели Господь не пошлет вам Духа Своего, благодати Его? С ней нам ничего не страшно и, поверьте, ничего больше в мире не нужно».

Тем не менее, каждый крестоходец имеет какую-то свою цель, заветную просьбу. Кто-то хочет отблагодарить Господа за оказанные ему великие милости, иной - помолиться о даровании ему чада или о здоровье уже рожденных детей, другие, особенно молодые девушки, - о даровании семейного счастья. Ведь трудно себе даже представить, как томится молодая душа без второй «половинки»! И всем Господь дает - по вере их и по готовности принять с пользой для себя то, о чем они просят.

Я вот, как это кому-то ни покажется странным, всегда, в том числе и в крестном ходу, молюсь не только за детей, внуков и ближних, но и за Президента России, чтобы Господь укреплял и вразумлял его, давал ему силы для служения государству российскому и народу на его колоссально ответственном посту, тем более когда темные тучи все более сгущаются на наших границах.

Виды и красоты

Это - волшебной красоты озера, это поля, это рощи березовые, это храмы Божии, это дивное небо, украшенное кучевыми облаками. Но особенно меня поразило одно место. Когда мы пришли в Белояровку, отец Петр занял для стоянки площадку среди елей и березок, там была такая отрадная прохлада в тени деревьев, что я просто влюбился в это место! Оно нам полностью заменило Чистюньку, где мы раньше останавливались среди тополей на территории училища, ныне расформированного.

Концерт

В Усть-Пристани нас ждал иеромонах Никандр (Речкунов) у Поклонного креста, здесь был отслужен водосвятный молебен, а на территории, примыкающей к строящемуся храму в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, был организован не только ужин, но душ и традиционный концерт. На Оби крестоходцев ждала встреча с казачьим стругом «Атаман Ермак» и его командой. Желающие могли также сходить и на святой источник. Помню, на концерте дети под гитару исполняли патриотические военные песни, в том числе «Синий платочек». Слова этих песен очень актуальны и сегодня, когда Запад в очередной раз покушается на богатства России, которые даровал русскому народу Господь за его веру…

Строительство храма продвигается. Хочется верить, что скоро прихожане будут служить Литургию уже в стенах этого монументального сооружения из красного кирпича, которое украсит райцентр во всех смыслах, в том числе в духовном. Ведь не бывает настоящего русского села без церкви Божией.

Дети

Я был порадовался, когда увидел своих сродников - сына Виталика и супругой Владой и внучат Ирину (9 лет) и Гошу (7 лет). Ира шла уже почти как взрослая, а Гоша то играл в индейца, носясь с луком и колчаном стрел, то, как восточный воин, ходил с нунчаками - оружием восточных боевых искусств. Надеюсь, и остальные мои дети и внуки в следующем году повторят подвиг Витали и Влады. Ведь заповедь Господня непреложна: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10, 14). Так же свято исполняет эту заповедь мой друг и коллега Марина Боровикова - мама троих детей. Как и в прошлом году, она шла в первый день до кафе «У Григорича», что на Змеиногорском тракте, с двумя детьми - старшим Колей (8 лет) и младшим Сашей (2 годика). Тут подъехал на авто их папа Сережа, чтобы забрать семью, но Коля выразил желание продолжить крестный ход и шел практически весь день - до озера - с крестным отцом Александром Громовым. Меня поразила целеустремленность и серьезность мальчика. Кстати, он и родился 8 лет назад во время крестного хода - 4 июля! И назвали его в честь Николая Чудотворца. Маме он после сказал, что хотел бы пройти весь крестный ход.

Был там и мальчик Саша четырех с половиной лет, который весело носился вдоль колонны, и Илюша с Ярославом, у которых недавно появился на свет третий брат, которому еще нет и месяца, но он тоже ехал в коляске с мамой Анастасией. Здесь были и мои знакомцы с прошлого года «Арсений-мальчик» и «Лиза-девочка», теперь им 4 и 6 лет. Они шли с мамой и бабушкой. В Алейске наши палатки стояли рядом, и когда мы прибыли и расположились лагерем, кто-то из них заблажил громким ревом: «Хочу в крестный ход! Хочу в крестный ход!» По-видимому, их довезли на машине, а крестный ход для них - это движение в колонне в летних колясках, где они чувствуют себя как дома.

Была там и девочка-сирота лет 8-9, знакомая мне с прошлого года, которая шла с тетей, как взрослая, не отдыхая и не подъезжая. Ее называли «игуменьей». Были и другие дети, ехавшие в колясках и шедшие пешком. Иногда какой-нибудь уставший мальчик садился на обочину дороги, с минуту сидел, отдыхая, а потом вскакивал и с новыми силами мчался дальше.

Блаженны родители, которые привели своих детей к Богу…

Трапеза

На кухне командовала Лариса Тумялис (также ветеран кружка «Слово»), там подвизались мои старые друзья-крестоходцы Владимир Цыганков и Петр, а также новый знакомый Евгений и другие, которые регулярно снабжали нас кипятком, а мы их - чаем, настоянным на ароматных травах. В хозблоке кудесничал Александр Есипов.

Трапеза была простая, но сытная: супы, борщи, каши, хлеб, зелень, салаты, маринованные овощи, к чаю - печенья, пряники, сушки. Все это предоставили благотворители. Кроме того, традиционно накрытыми столами нас встречало кафе «У Григорича» в Барнауле, на Змеиногорском тракте, а в Коробейниково вот уже который год крестоходцев потчевала раба Божия Елена из Иркутска, которая предлагала к трапезе молоко, творог, сметану, окрошку, пироги с картошкой, капустой и повидлом, мед к чаю, печенье и другое.

С нами шел Геннадий Игнатьевич из села Логовское, который набрал с собой столько припасов, включая молочные продукты, орехи, лимоны, и пр., что нам хватило на весь крестный ход подкрепляться во время дневных привалов. Ну и у остальных тоже что-то с собой было. Так что ни разу не голодали.

Многая и благая лета всем милующим и питающим крестоходцев!

Братья и сестры

Традиционно и по зову души я шел с группой молодежи из миссионерского молодежного епархиального объединения «Слово», которое базируется при храме Димитрия Ростовского в Барнауле. Создано оно было как православный молодежный кружок по благословению протоиерея Михаила Капранова в 2004 году пономарем Павлом Тайченачевым - ныне иереем, проживающим в Шебалино (Горноалтайская епархия). Нас окормлял - исповедовал и проводил духовные беседы - иерей Петр Лисицкий, настоятель храма Архангела Михаила в селе Михайловском. Отец Петр - настоящий пастырь-подвижник, благодаря которому у нас не было проблем с исповедью и многие ежедневно участвовали в Литургиях и причащались Святых Таин, а также могли получить ответы на любые интересующие их духовные вопросы. С нами также был иеромонах Прокопий - тихий, смиренный молодой батюшка, которого очень любят прихожане, пономари Иван Браун и Юрий - также из Михайловки. Иван Григорьевич - мой сват, человек очень эмоциональный, порой вспыльчивый, но крестный ход на него действует самым благотворным образом - Иван пребывал в блаженстве. Позднее к нам присоединилась матушка Елена - супруга отца Петра.

Кружок представляли Александр Девятых, который в этом году закончил семинарию и оставлен на преподавательскую работу в БДС, диакон Сергий Солдаткин и матушкой Анной, Татьяна Доманова, Екатерина Нелепко, матушка Наталья Ворожцова, Зина Зимогор, Николай (внук участника Великой Отечественной войны Даниила Гавриловича Попова), Димитрий, Владимир, а также новые для меня лица - Яна (Анна), Ксения и Мария. А это значит, что кружок вот уже двенадцатый год не только живет, но и развивается, приходят новые молодые люди, слава Богу за все! Кстати, в этом году, пожалуй, впервые шли в пешем строю представители молодежного объединения «Свет» при Иоанно-Богословском храме во главе с Владимиром Зябловым, чему мы не могли не радоваться. В Елбанке вечером после ужина у нас было совместное чаепитие.

Дружной совместной группой шли также прихожане Иверского семинарского храма - их было 20 - 25 человек во главе с иереем Александром Микушиным. Сплотили их в том числе совместные паломнические поездки с отцом Александром по святым местам Горного Алтая, а также активная проповедническая деятельность батюшки.

Традиционно шли также участники детской воскресной школы при храме Димитрия Ростовского (Барнаул) во главе с Еленой Валентиновной Лебедевой, конечно, в сопровождении родителей.

Меня от души порадовали участники «Слова», благодаря которым я не чувствовал себя одиноким. Конечно, в крестном ходу, где незримо с нами Сам Господь и Божия Матерь, невозможно чувствовать себя одиноким, но ведь в том числе и через братьев и сестер действует Господь, даруя то, что нам потребно.

Чудеса и знамения

Молитвенное общение с братьями и сестрами - главное чудо крестного хода. Но были и другие чудеса и знамения. В Белояровке, едва мы поставили палатки в тенечке и радовались райскому уголку, в котором оказались, как я услышал взволнованный голос монаха Кириона: «Владимир Федорович! Скорее, радуга!» Я схватил фотоаппарат и, выбежав из-под сени деревьев, действительно увидел ярко сверкающую радугу. Едва успел сфотографировать, как она исчезла.

В первые дни нас мучили комары, за исключением, пожалуй, Алейска, где мы стояли в Понюшово возле монастыря Димитрия Солунского. И вот утром в пятницу, 1 июля, в Усть-Пристани, перед отправлением крестного хода, я удачно пересекся с владыкой Романом и попросил благословения «на блаженный крестный ход». Владыка благословил со словами: «Пусть крестный ход будет блаженным». Не успели мы выйти из райцентра в поле, как откуда ни возьмись, налетели стрекозы и начали, подобно терминаторам, истреблять комариное племя. Стрекоз были сотни и сотни, и они нас сопровождали до самого Коробейникова, так что про комариную напасть мы практически забыли. Однако, вернувшись в Барнаул, я обнаружил целые полчища этих кровопийц у себя на огороде, и на 10 июля, когда я дописывал эти строки, стрекозы в городе так и не появились.

Впрочем, спросите у любого крестоходца, и он вам расскажет, какое чудо случилось с ним лично в крестном ходу. У каждого - свое.

А Зина рассказала о чудесном исцелении ее мамы Ольги, страдавшей в тяжелой форме сердечной аритмией. Как-то Ольга выпила таблетку антибиотика и запила ее водой из Никольского источника. С тем и легла спать. Утром вдруг почувствовала, что сердце работает нормально. День прошел, другой, а сердце все билось ровно, без перебоев. До сих пор продолжает пить Никольскую воду из святого источника и радоваться жизни. Это случилось, конечно, не в крестном ходу, но свидетельствует о том, что чудеса нас подстерегают повсюду. По вере нашей даются они свыше.

Кстати, как напомнила Зина, Никольский источник был отмечен как целебный в конце XIX века, а явное чудо исцеления было зафиксировано впервые в начале века XX, когда в воду источника погрузили расслабленного ребенка со скрюченными ручками-ножками, после чего ребенок встал и пошел… После октябрьского переворота 1917 года большевики постарались стереть из памяти народа сведения о чудесном месте, которое было превращено в свалку. Однако в 80-е годы XX века об источнике вспомнили. Микробиологи брали пробы воды, анализировали ее состав. К их великому удивлению, вода оказалась абсолютно чистой. Исцеления тех, кто с верой употребляет Никольскую воду, продолжаются.

Сейчас рядом с источником по благословению митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия ведется строительство храма в честь священномученика архиепископа Иакова (Маскаева) Барнаульского, так как неподалеку было место расстрела верующих, в том числе монашек.

Вместо эпилога

Сколько раз я убеждался, впадая в уныние от осознания собственной немощи, от страха болезни и неуверенности в своих силах, что Господь знает о наших скорбях, молениях и желаниях и обязательно поможет, если это пойдет на пользу к нашему спасению. Так случилось и на этот раз. Господь услышал мои мольбы, дал силы, вразумил, как пройти крестный ход без ущерба для здоровья, а то и с прибавлением такового. Видевшие меня говорили, что в сравнении с прошлым годом выглядел я намного бодрее. Так оно и было. На самом деле нам дается свыше много, гораздо больше, чем мы можем даже осознать. Слава Богу и Божьей Матери за все!

А архипастырям, пастырям, организаторам, братьям и сестрам - участникам крестного хода в Коробейниково 2016 года - многая и благая лета!

Владимир Клименко

Епископ Роман (Гаврилов Геннадий Михайлович) родился 3 февраля 1957 г. в православной семье рабочих в городе Кольчугино Владимирской области.

В 1974 г. окончил 10 классов Беречинской средней школы и в этом же году поступил рабочим на завод имени Серго Орджоникидзе.

С 1975 по 1977 гг. служил в рядах Советской армии. По демобилизации из армии был направлен на работу инспектором в отдел охраны административных зданий города Москвы.

С 1978 по 1980 гг. обучался в Московском институте стали и сплавов.

Непреодолимое желание посвятить свою жизнь служению Богу и людям в чине иноческом побудило в праздник Преображения Господня 6/19 августа 1980 г. постричься в иночество. Постриг был совершен в Свято-Троицком храме с. Низкое Московской области иеромонахом Иосифом (Балабановым).

С 14 августа по 17 декабря 1981 г. нес послушание псаломщика в Свято-Параскевинском храме с. Великодворье Гусь-Хрустального района Владимирской области.

4/17 декабря 1981 г. в день памяти св. великомученицы Варвары и прп. Иоанна Дамаскина по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) в домовой церкви Архиерейских покоев, что при Владимирском Епархиальном управлении, настоятелем Свято-Успенского кафедрального собора города Владимира, секретарем архиепископа Владимирского и Суздальского, благочинным церквей Киржачского округа архимандритом Алексием (Кутеповым) пострижен в монашество с наречением имени Роман, в честь св. Романа Киржачского, ученика преподобного Сергия Радонежского.

В день памяти святителя Николая Чудотворца в Свято-Успенском кафедральном соборе города Владимира архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом рукоположен в сан иеродиакона, а на следующий день, 7/20 декабря 1981 г., тем же Преосвященным архипастырем в том же соборе рукоположен в сан иеромонаха и стал клириком упомянутого собора.

С 20 января 1982 г. по 15 апреля 1986 г. - делопроизводитель Владимирского Епархиального управления.

В 1983 г. поступил в Московскую Духовную семинарию.

18 октября 1983 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом удостоен права ношения наперсного креста.

7 апреля 1985 г. в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом возведен в сан игумена.

20 января 1986 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом к празднику Святой Пасхи награжден правом ношения палицы.

С 15 апреля 1986 г. по 2 декабря 1987 г. служил настоятелем Свято-Успенского храма города Петушки.

20 апреля 1987 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом удостоен правом ношения креста с украшениями.

22 декабря 1987 г. по 2 ноября 1990 г. определением митрополита Кишиневского и Молдавского Серапиона назначен на должность настоятеля Преображенского собора города Бендеры.

6 января 1988 г. митрополитом Кишиневским и Молдавским Серапионом возведен в сан архимандрита.

В связи с юбилеем 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. Святейшим Патриархом Пименом награжден орденом святого равноапостольного великого князя Владимира III степени.

14 октября 1988 г. определением митрополита Кишиневского и Молдавского Серапиона назначен членом Епархиального совета Кишиневского Епархиального управления. В том же году награжден Патриархом Московским и всея Руси Пименом орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского III степени.

В 1989 г. в ознаменование юбилея 400-летия учреждения Патриаршества на Руси Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш».

В 1990 г. избран членом президиума Общества милосердия города Бендеры Молдавской ССР.

18 февраля 1991 г. принят в клир Московской епархии и указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен настоятелем Преображенского храма города Железнодорожного.

20 апреля 1991 г. указом митрополита Ювеналия назначен благочинным церквей Щелковского округа.

26 ноября 1992 г. назначен настоятелем Борисоглебского храма города Дмитрова Московской области с оставлением в должности благочинного церквей Щелковского округа и настоятеля Преображенского храма.

23 февраля 1993 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви Московского Патриархата утвержден в должности настоятеля Борисоглебского мужского монастыря города Дмитрова Московской области.

С 19 сентября 1997 г. по 7 октября 2005 г. служил настоятелем Успенского кафедрального собора города Дмитрова Московской области.

28 июля 2003 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден орденом преподобного Сергия Радонежского II степени.

С 13 мая 2005 г. по 18 октября 2005 г. являлся настоятелем Елисаветинской церкви города Дмитрова Московской области.

8 августа 2005 г. митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием поручено временное исполнение, по совместительству, обязанностей настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района Московской области и обязанностей благочинного церквей Чеховского округа.

7 октября 2005 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви назначен настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района, Московской области и указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен благочинным церквей Чеховского округа.

В 2006 г. окончил Московскую Духовную семинарию. На кафедре богословия написал по предмету «Основное богословие» дипломную работу на тему «Критический анализ мировоззренческой стороны трудов академика М.С.Норбекова». В этом же году зачислен на I курс экстерната Московской Духовной Академии (Богословское отделение).

10 августа 2006 г. Святейший Патриарх Алексий II за Божественной литургией в Смоленском храме Новодевичьего монастыря г. Москвы возглавил хиротонию архимандрита Романа во епископа Серпуховского, викария Московской епархии.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 129) назначен игуменом Высоцкого монастыря г. Серпухова с освобождением от обязанностей настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни.

В 2008 г. окончил Московскую Духовную Академию.