Владыка якутский и ленский роман. Епископ Якутский Роман: начинать нужно с прихожан. Чудеса и знамения

Епископ Роман (Гаврилов Геннадий Михайлович) родился 3 февраля 1957 г. в православной семье рабочих в городе Кольчугино Владимирской области.

В 1974 г. окончил 10 классов Беречинской средней школы и в этом же году поступил рабочим на завод имени Серго Орджоникидзе.

С 1975 по 1977 гг. служил в рядах Советской армии. По демобилизации из армии был направлен на работу инспектором в отдел охраны административных зданий города Москвы.

С 1978 по 1980 гг. обучался в Московском институте стали и сплавов.

Непреодолимое желание посвятить свою жизнь служению Богу и людям в чине иноческом побудило в праздник Преображения Господня 6/19 августа 1980 г. постричься в иночество. Постриг был совершен в Свято-Троицком храме с. Низкое Московской области иеромонахом Иосифом (Балабановым).

С 14 августа по 17 декабря 1981 г. нес послушание псаломщика в Свято-Параскевинском храме с. Великодворье Гусь-Хрустального района Владимирской области.

4/17 декабря 1981 г. в день памяти св. великомученицы Варвары и прп. Иоанна Дамаскина по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) в домовой церкви Архиерейских покоев, что при Владимирском Епархиальном управлении, настоятелем Свято-Успенского кафедрального собора города Владимира, секретарем архиепископа Владимирского и Суздальского, благочинным церквей Киржачского округа архимандритом Алексием (Кутеповым) пострижен в монашество с наречением имени Роман, в честь св. Романа Киржачского, ученика преподобного Сергия Радонежского.

В день памяти святителя Николая Чудотворца в Свято-Успенском кафедральном соборе города Владимира архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом рукоположен в сан иеродиакона, а на следующий день, 7/20 декабря 1981 г., тем же Преосвященным архипастырем в том же соборе рукоположен в сан иеромонаха и стал клириком упомянутого собора.

С 20 января 1982 г. по 15 апреля 1986 г. - делопроизводитель Владимирского Епархиального управления.

В 1983 г. поступил в Московскую Духовную семинарию.

18 октября 1983 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом удостоен права ношения наперсного креста.

7 апреля 1985 г. в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом возведен в сан игумена.

20 января 1986 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом к празднику Святой Пасхи награжден правом ношения палицы.

С 15 апреля 1986 г. по 2 декабря 1987 г. служил настоятелем Свято-Успенского храма города Петушки.

20 апреля 1987 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом удостоен правом ношения креста с украшениями.

22 декабря 1987 г. по 2 ноября 1990 г. определением митрополита Кишиневского и Молдавского Серапиона назначен на должность настоятеля Преображенского собора города Бендеры.

6 января 1988 г. митрополитом Кишиневским и Молдавским Серапионом возведен в сан архимандрита.

В связи с юбилеем 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. Святейшим Патриархом Пименом награжден орденом святого равноапостольного великого князя Владимира III степени.

14 октября 1988 г. определением митрополита Кишиневского и Молдавского Серапиона назначен членом Епархиального совета Кишиневского Епархиального управления. В том же году награжден Патриархом Московским и всея Руси Пименом орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского III степени.

В 1989 г. в ознаменование юбилея 400-летия учреждения Патриаршества на Руси Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш».

В 1990 г. избран членом президиума Общества милосердия города Бендеры Молдавской ССР.

18 февраля 1991 г. принят в клир Московской епархии и указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен настоятелем Преображенского храма города Железнодорожного.

20 апреля 1991 г. указом митрополита Ювеналия назначен благочинным церквей Щелковского округа.

26 ноября 1992 г. назначен настоятелем Борисоглебского храма города Дмитрова Московской области с оставлением в должности благочинного церквей Щелковского округа и настоятеля Преображенского храма.

23 февраля 1993 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви Московского Патриархата утвержден в должности настоятеля Борисоглебского мужского монастыря города Дмитрова Московской области.

С 19 сентября 1997 г. по 7 октября 2005 г. служил настоятелем Успенского кафедрального собора города Дмитрова Московской области.

28 июля 2003 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден орденом преподобного Сергия Радонежского II степени.

С 13 мая 2005 г. по 18 октября 2005 г. являлся настоятелем Елисаветинской церкви города Дмитрова Московской области.

8 августа 2005 г. митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием поручено временное исполнение, по совместительству, обязанностей настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района Московской области и обязанностей благочинного церквей Чеховского округа.

7 октября 2005 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви назначен настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района, Московской области и указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен благочинным церквей Чеховского округа.

В 2006 г. окончил Московскую Духовную семинарию. На кафедре богословия написал по предмету «Основное богословие» дипломную работу на тему «Критический анализ мировоззренческой стороны трудов академика М.С.Норбекова». В этом же году зачислен на I курс экстерната Московской Духовной Академии (Богословское отделение).

10 августа 2006 г. Святейший Патриарх Алексий II за Божественной литургией в Смоленском храме Новодевичьего монастыря г. Москвы возглавил хиротонию архимандрита Романа во епископа Серпуховского, викария Московской епархии.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 129) назначен игуменом Высоцкого монастыря г. Серпухова с освобождением от обязанностей настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни.

В 2008 г. окончил Московскую Духовную Академию.

ИА SakhaNews. 1 февраля 2016 года в храме Христа Спасителя в Москве епископ Якутский и Ленский Роман возведён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сан архиепископа. Об этом ИА SakhaNews сообщили в пресс-службе Якутской епархии.

Напомним, архиепископ – почетный титул епархиального архиерея, даруемый указом патриарха.

Глава города Якутска Айсен Николаев и депутаты Якутской городской Думы сердечно поздравляют Владыку Романа с возведением в сан архиепископа и благодарят за вклад в укрепление духовного здоровья народа, воспитание любви к Отечеству, уважение к национальным святыням.

Справка:

Архиепископ Якутский и Ленский Роман , в миру Лукин Алексей Александрович , родился 11 октября 1968 года, в день памяти Собора преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в г.Прохладный Кабардино-Балкарской АССР, в православной семье.

По окончании средней школы города поступил в Профессионально-техническое училище, которое окончил в 1987 году.

В июле 1987 года, принят в иподиаконский состав архиепископа Антония (Завгороднего, +1989) правящего архиерея Ставропольской и Бакинской епархии.

В декабре того же года призван для прохождения срочной воинской службы.

В декабре 1989 года принят в 1 класс Ставропольского епархиального училища имени святителя Игнатия Брянчанинова. В 1990 году переведен во второй класс реорганизованной Ставропольской семинарии.

С 1990 года нес послушание иподиакона митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона (Докукина, +2003).

20 марта 1992 года, обучаясь на третьем курсе Ставропольской духовной семинарии, архимандритом Евгением (Решетниковым) (ныне архиепископ Верейский), пострижен в монашество с именем Роман, в честь преподобного Романа Сладкопевца.

7 апреля 1992 года митрополитом Ставропольским и Бакинским Гедеоном, в Андреевском соборе города Ставрополя, рукоположен в сан иеродиакона. 9 августа того же года, в Крестовоздвиженском храме г.Кисловодска – в сан иеромонаха.

В течение последнего года учебы нес послушания благочинного семинарского храма и исполнял обязанности заведующего канцелярией семинарии.

По окончании семинарии назначен на должность настоятеля храма свт. Игнатия Ставропольского (Брянчанинова), и.о. инспектора, а также преподавателя литургики и нравственного богословия Ставропольской Семинарии.

С 18 октября 1993 года – ответственный секретарь, а с 14 мая 1994 года – главный редактор газеты "Православное слово".

В 1995 году, за усердное служение Церкви Божией ко дню Святой Пасхи награжден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II наперсным крестом.

В том же году поступил на очное отделение Московской Духовной Академии, которую окончил в 1999 году со степенью кандидата богословия защитив диссертацию на тему: "Аскетические воззрения архиепископа Феодора (Поздеевского)".

С 1999 года - проректор по воспитательной работе (инспектор) Ставропольской духовной семинарии и настоятель Игнатиевского семинарского храма.

В 2000 году согласно указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, ко дню Святой Пасхи возведен в сан игумена.

В последующие годы был председателем комиссии по Религиозному образованию и катехизации Ставропольского благочиннического округа, редактором и ведущим духовно-просветительской телепрограммы "Ставропольский Благовест".

В 2004 году окончил психологический факультет Института Дружбы народов Кавказа в Ставрополе.

11 апреля 2004 года за усердное служение Церкви Божией Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден крестом с украшениями.

С 2005 года - наместник Кафедрального собора св. ап. Андрея Первозванного г.Ставрополя, настоятель храма святой мученицы Татьяны и декан теологического факультета Института Дружбы народов Кавказа. Неоднократно совершал пастырские поездки в Чеченскую Республику и Республику Ингушетию.

За время служения в Ставропольской епархии стал инициатором большой социальной и образовательной работы.

Ко дню Святой Пасхи 2006 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II возведен в сан архимандрита.

Определением Священного Синода от 6 октября 2008 года (журнал №82) избран епископом Михайловским, викарием Ставропольской епархии.

С 2009 - сотрудник отдела Внешних церковных связей.

С 2009 – по 2011 гг. - слушатель Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. Равноапостольных Кирилла и Мефодия.

25 декабря 2009 года постановлением Священного Синода, по результатам состоявшегося согласования с католикосом-патриархом всея Грузии Илией II, как клирик Московской епархии направлен в Тбилиси для пастырского служения среди русскоязычных верующих с поручением в необходимых случаях также представлять позицию Русской Православной Церкви (журнал № 106).

С 4 января 2010 года по благословению предстоятеля Грузинской Церкви приступил к служению в Тбилисском храме Апостола Иоанна Богослова.

Определением Священного Синода от 30 мая 2011 г. избран епископом Якутским и Ленским (журнал №42).

18 июня 2011 года в домовой церкви патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве состоялось наречение архимандрита Романа во епископа Якутского и Ленского.

19 июня 2011 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице Всех святых, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя, рукоположен во епископа Якутского и Ленского. Хиротонию совершили: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим (Джоджуа) (Грузинская Православная Церковь), митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин (Мищук), архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), архиепископ Верейский Евгений (Решетников), архиепископ Челябинский и Златоустовский Феофан (Ашурков), архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), епископ Зарайский Меркурий (Иванов), епископ Саратовский и Вольский Лонгин (Талыпин), епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (Курьянов), епископ Солнечногорский Сергий (Чашин).

25 ноября 2012 года, в память о праздновании 380-летия вхождения Якутии в состав России и служения по этому случаю Божественной литургии в Храме Христа Спасителя г.Москвы, награжден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом памятной панагией.

23 октября 2014 года Священным синодом Русской Православной Церкви (Журнал №91) избран членом комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации Церковной миссии.

Церковные:

2002 г. - орден святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского III степени (Русская Православная Церковь);

2012 г. – юбилейная медаль «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года» (Русская Православная Церковь);

2013 г. – медаль «Каложскага Крыжа» III степени (Белорусский экзархат);

2013 г. – орден святителя Кирилла Туровского I степени (Белорусский экзархат);

2013 г. – орден святого благоверного князя Киевского Ярослава Мудрого (Украинская Православная Церковь);

2013 г. – орден святой равноапостольной Марии Магдалины III степени (Польская Православная Церковь);

2013 г. – грамота Синода Белорусской Православной Церкви в память празднования 1025-летия Крещения Руси;

2014 г. – Патриарший знак "700-летие преподобного Сергия Радонежского";

2015 г. – Юбилейная медаль "В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира".

Светские:

2005 г. – медаль «10 лет Институту дружбы народов Кавказа»;

2008 г. - медаль «За заслуги перед Ставропольским краем»;

Медаль «Патриот России»;

2012 г. – юбилейный знак «380 лет Якутия с Россией»;

2012 г. – медаль Уссурийского войскового казачьего общества «Николай Муравьев-Амурский»;

2012 г. – юбилейный знак «380-летие основания города Якутска»;

2013 г. – юбилейный знак «370 лет Среднеколымску»;

2013 г. – почетный знак «За вклад в развитие Вилюйского улуса»;

2013 г. – юбилейный знак Управления ФСКН России по РС(Я);

2013 г. - благодарность Президента Республики Саха (Якутия) №859РП.

2015 г. - серебряная медаль ФСИН «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы в России»;

2015 г. – почетный знак Республики Саха (Якутия) «За укрепление мира и дружбы народов»

- Ваше Преосвященство, я никогда не понимала пристального внимания к биографии писателей, художников, учёных... Мне кажется, что для любого творческого человека, а тем более священнослужителя, а тем более епископа, посвятившего себя сотворчеству с Богом, внешние обстоятельства большого значения не имеют. Ведь благодаря таинству рукоположения, молитвам, богослужению в судьбу священника, в его характер, в его ум, чувства, поступки начинает вмешиваться благодать Божия. Он становится не равен сам себе. Но всё же у людей есть большой интерес именно к этому - подробностям жизни.

Расскажите, пожалуйста, о себе, о семье. Как Вы верить в Бога начали? Когда и почему решили принять монашеский постриг? Как стали священнослужителем? Короче говоря, поведайте о жизни, которая привела Вас к нам, в Якутию .

Мне думается, есть два пути к Богу. Первый - когда вера передаётся, что называется, по наследству. Второй - встреча с Богом в результате разных обстоятельств: болезнь или озарение, или призвание Божие, или… Этих «или» может быть очень много. Совсем не значит, что какой-то из путей - более величественный и предпочтительный. На каждом из них есть свои сложности.

- Искушения второго пути мне понятны, а какие бывают на первом?

Когда вера дана от рождения, от воспитания семейного, она не подвергается такому рассудочному, интеллектуальному усвоению, как это бывает, когда человек обретает её в зрелом возрасте. Несмотря на то, что всё моё детство прошло в церкви, я впервые должен был защищать веру, формулировать и излагать свои религиозные убеждения в армии, когда встречался с атеистами.

Так вот, я принадлежу к тем людям, которые впитали веру с молоком матери. Родился на Северном Кавказе, в Кабардино-Балкарии, в станице Прохладной (сейчас это город), в семье традиционной, православной, консервативной. Моя бабушка была монахиней. Меня крестили вскоре после рождения. Восприемником моим стал священник, настоятель храма. Детство я провёл в его стенах. Всё воспитание, формирование мировоззрения проходило под влиянием Церкви, священников и благочестивых родителей. Мама до сих пор жива, за что я благодарю Господа.

По окончании восьми классов мне пришлось идти учиться в ПТУ, потому что в семье был сложный период - отец сильно болел, и мама воспитывала нас, троих детей, практически одна. А в училище я имел возможность три дня учиться и три дня работать, помогать маме кормить брата и сестру.

По древней русской семейной традиции в многодетной семье одного из детей посвящали служению Богу. И мама дала обет, что я, первенец, буду посвящён Господу. С детства она меня духовно «программировала» на это служение. Поэтому к моменту принятия монашества не было дилеммы, какой путь выбрать. Так меня воспитали. Я родился монахом. Как Владимир Высоцкий пел: «Колея эта - только моя!» Моя колея - монашеская.

После окончания училища, почти год до призыва в армию, я провёл близ почившего архиепископа Антония (Завгороднего), тогда управляющего Ставропольской епархией, очень одарённого, талантливого архиерея. Он принял меня в состав иподьяконов, и я впервые был вовлечён активно в церковную жизнь. Владыка много миссионерствовал, ездил по епархии, часто совершал богослужения, и первую школу священства, миссионерства я прошёл подле него.

В 1987 году меня призвали в ряды вооружённых сил. Служил, естественно, в стройбате, в то время и быть не могло по-другому, ведь я призывался из Церкви. Служба была, с одной стороны, сложная, с другой - много оставалось времени для чтения, повышения своего интеллектуального и богословского уровня, чем я и занимался. Благодарю Господа за те два года, тот опыт, который приобрёл в армии. Я отдал долг Родине. Так нас всегда воспитывали и, думаю, что это правильно - защищать Отечество.

После возвращения я был принят в Ставропольскую духовную семинарию. На третьем курсе принял монашеский постриг. В 1992 году ректор семинарии, тогда архимандрит, а ныне архиепископ Верейский Евгений (Решетников), ректор Московской духовной академии, постриг меня в монашество. Он же стал моим духовным отцом. Владыка Евгений - человек глубочайшей веры, такого же смирения, удивительной простоты, ведущий правильную монашескую жизнь (как я сейчас могу это оценивать). Имея духовников в Троице-Сергиевой лавре, он в простоте и смирении меня воспитывал и заложил основы монашеской жизни. Для монаха это очень важно. Монах не может состояться без духовника. Всякому человеку нужен духовный отец, который рождает и закладывает основы мировоззренческие, монаху - особенно.

Ещё учась на четвёртом курсе, я стал заведующим канцелярией семинарии, занимался издательской деятельностью.

- Об этом подробнее, пожалуйста.

Мы выпускали семинарскую газету «Православное слово». Интересно, как она появилась. В город приехал популярный тогда экстрасенс, соблазнять и совращать людей. И мы, семинаристы, пошли к цирку, где он выступал, чтобы на ступеньках останавливать людей. А перед этим кто-то из сокурсников сказал: «Хорошо бы сделать листовки!» И мы сделали… газету. И раздавали её. Печатали сначала на старинном угольном ротере. Конечно, первый номер был обличительный, направленный против экстрасенсов и прочей оккультной деятельности. Потом газета издавалась семинаристами еженедельно.

На четвёртом курсе я получил рукоположение сначала в иеродиакона, потом в иеромонаха. После окончания семинарии остался в ней преподавать и был инспектором. Затем началась очная учёба в Московской духовной академии, которую я окончил, написав кандидатскую работу «Аскетические воззрения архиепископа Феодора (Поздеевского)».

После окончания академии в 1999 году возвратился в Ставропольскую семинарию в качестве проректора по воспитательной работе. И там десять лет занимался делами семинарии во всём их многообразии.

В 2009 году я был направлен представителем Патриарха Московского и Всея Руси в Грузию, где прослужил полтора года до решения Синода назначить меня епископом Якутским и Ленским.

Монашеский идеал

- Удивительно: Вы посвятили кандидатскую диссертацию архиепископу Феодору (Поздеевскому), а Владыка Зосима составил жизнеописание этого выдающегося деятеля Церкви периода её новомученичества!

Ничего в нашей жизни не бывает случайным. Узнав о том, что Владыка был специалистом по архиепископу Феодору, я просто прослезился. Отслужив литию на могиле епископа Зосимы, позвонил родителям покойного, рассказал о том, что нас связывает, и, мне кажется, папа его тоже растрогался до слёз.

- Владыко, думаю, общий интерес к личности архиепископа Феодора (Поздеевского) тоже не случаен. Значит, у вас один монашеский идеал? В чём он?

Митрополит Антоний Храповицкий говорил, что монашество может быть монастырским и учёным. Наверное, как подвизаются монахи, живущие в монастыре, понятно. Учёные же монахи посвящают себя научной и просветительской деятельности. Архиепископ Феодор (Поздеевский) был одним из самых ярких представителей такого типа монашества. Он возглавлял Московскую духовную академию в сложный период перед революцией. Был одним из последних настоятелей Данилова монастыря. Аскет, подвижник благочестия, богослов, человек учёный, знавший множество иностранных языков… Таким ведь был и Владыка Зосима. Вот мой монашеский идеал.

- Вы исследовали а скетические воззрения Владыки Феодора . Скажите, аскетика для Вас в большей мере предмет исследования или способ жизни? Возможно ли первое без второго? Необходим ли аскетизм христианину?

Христианина без подвижничества не бывает. Аскетика - это наука о подвижничестве. Духовная жизнь имеет свои правила, законы, живя по которым только и возможно наследовать жизнь вечную, получить спасение. Подвижничество может быть и неправильным. У апостола Павла есть такие слова: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (Тим 2, 5).

- Читатель спросит: а кто создал эти законы? Почему я должен им подчиняться?

Во-первых, они отражены в Священном Писании - в Нагорной проповеди Спасителя, которую передаёт Евангелие от Матфея. И далее, более глубоко, - в творениях апостола Павла, а потом - у отцов Церкви. Уже начиная с мужей апостольских, в писаниях апологетов, первых монахов, значительное место уделялось правилам подвижничества, духовной жизни. Знание этих законов имеет исключительную важность. Потому что в них заключён опыт людей, достигших богообщения, святости.

Парадоксально, что никто из святых отцов не писал книги просто так, из внутренней потребности самовыразиться. Они писали не для тщеславия, не для того, чтобы положить свои труды в стол, не потому, что очень захотелось порассуждать…. Всякий богословский святоотеческий труд - ответ на вопрошание. И «Лествица» Иоанна Лествичника, и «Душеполезные поучения» Аввы Дорофея - книги, которые так и начинаются: ты спрашивал, я тебе отвечаю…

Святые отцы пережили всё, о чём они учили других. Они делятся результатами собственных духовных подвигов, объясняют, как правильно молиться, поститься, держать свои помыслы в узде, следить за своими чувствами, не заниматься собственным восхвалением, не искать восхищений. Это правила, выведенные из глубины личного опыта.


/p>

Миссионерствовать - значит гореть

- Ваше Преосвященство, я с удовольствием прочла в интернете Ваши журналистские материалы. Совсем недавно, в январе 2011 года, спрашивая митрополита Ахалкалакского и Кумурдойского Николая (Пачуашвили), творчески свидетельствующего о вере Христовой в Грузии, с чего он начинал, Вы добавили: «Ведь ваша епархия особенная - миссионерская». И вот сами возглавили епархию, ещё более нуждающуюся в христианской миссии. Переадресую Вам Ваш же вопрос: на что, Владыко, Вы намерены опираться в большей мере - на свой опыт или наработки предшественников?

Конечно же, я буду опираться и на знания свои, и на опыт, которые получил, но ещё более - на тот опыт, который здесь, в Якутии, уже есть. Хочу подражать и святителю Иннокентию, и архиепископу Герману, и епископу Зосиме, и всем прежним святителям.

Главное в миссионерстве, как мне видится, это явление Евангелия собственной жизнью, на собственном примере. Потом уже можно говорить о путях и методах, которые могут быть разными, исходящими из реальных условий, особенностей времени… Но, мне кажется, всё это второстепенно по отношению к первому.

- Тем не менее, о методах… Какую форму миссии Вы считаете наиболее продуктивной и целесообразной: командировки священников на приходы для постоянного духовного окормления верующих и просветительской работы (на это делал упор архиепископ Герман), религиозно-светские мероприятия с привлечением широкой общественности (активно практиковавшиеся епископом Зосимой), миссия через печатные и электронные СМИ, что-то ещё?

Я полагаю, что Вы говорите о разных частях единой сильной миссионерской деятельности. Нельзя одно другому противопоставлять и тем более говорить о превосходстве той или иной формы. Безусловно, должна вестись активная, большая работа на приходах. Буду и священников подвигать, и сам ездить. Это очень важно. Но так же важны церковно-общественные и даже чисто светские мероприятия. Я прошу священников не отказываться ни от одного приглашения, которые они получают. Всегда их участие полезно. Даже хождение по улице в рясе, в священной одежде - это миссионерство. Любое присутствие священника - вид, слово, дело - в любой ситуации должны нести весть о Христе.

Проблема в том, что мы очень много знаем о миссионерстве: методы, способы, приёмы... Но самое важное - всё это делать: не потухать, не угасать, не быть теплохладным, как сказано в Откровении. Главное - гореть! Но кроме горения, активности миссионер должен быть, как мне видится, смиренным.

- Святейший Патриарх и в своей речи при наречении Вас епископом, и за обедом говорил о необходимости сотворчества с якутской интеллигенцией: «Ваша задача заключается в том, чтобы протянуть им руку, участвовать в диалоге, посещать университет, читать лекции, не уходить от контакта с мыслящими людьми, рассказывать им об истории православия - потому что в нынешних условиях местный народ не выдержит глобализации, если не будет православным». Но, согласитесь, интеллигенты - везде самая трудная для проповеди прослойка. Свойственные нам гордыня ума, обострённое тщеславие и прочие страсти как бы закладывают уши, как в самолёте. Но, с другой стороны, умному, образованному человеку, может быть, легче объяснить свою точку зрения. Как Вы смотрите на эту проблему?

Конечно, Вы правы, интеллигентным людям, как никому другому, свойственно чувство собственного достоинства. Во многом знании много печали... Вот тут-то надо потерпеть! И гордыньку, и упивание собственной значимостью надо потерпеть потому, что такая есть особенность у людей, которым много дано. Если не проявить терпение и смирение, ничего не получится: и миссионер гордый, и представитель интеллигенции с обострённым чувством собственного достоинства… Плюс на плюс - последует отторжение.

У меня есть опыт работы с научной интеллигенцией - небольшой, но есть. Я был деканом факультета в светском вузе - в Институте дружбы народов Кавказа. И с профессурой общался, и с преподавателями, и со студентами. Да, сразу никто не открывает сердце, но со временем и слова находятся, и людей начинаешь чувствовать. Мы служили миссионерские литургии в институте - сокращённые, с комментариями… Учитывать сложности людей творческих вполне возможно.

- А Вы не можете сказать, что с какими-то людьми Вам проще найти общий язык, с какими-то труднее?

Нет. Мне сложно с агрессивными людьми, которые заведомо относятся к тебе враждебно. Но в этой агрессии нужно разбираться. Иногда за ней скрывается гордыня: человеку интересно бы узнать о Христе, о Евангелии, а весь его прошлый опыт жизни атеистический так и противится признать это, и он начинает спорить, причём агрессивно. С таким человеком можно не спорить, а говорить. А бывает слепая агрессия, бесовская, тогда не стоит метать бисер… Но это редко встречается, к счастью.

- Владыко, в Якутске на 290 тысяч человек - четыре действующих храма (не считая домовых), то есть не более 1% населения являются регулярными прихожанами. Как Вы видите миссию в «легкодоступном» (в сравнении с северными улусами) городском пространстве?

Черчилль говорил, что статистика - узаконенная система обмана. Я с недоверием отношусь к статистике. Как посчитать, сколько людей посещает храм? Кто-то приходит раз в год, кто-то несколько раз в неделю… В Якутске, конечно, мало храмов. Чем меньшую территорию охватывает приход, тем ближе священник к людям, тем больше у него времени заниматься их проблемами. Я полагаю, что на 10 тысяч человек должен быть храм. Храм - центр миссии. Понятно, что это не так просто, но мы будем стремиться восстанавливать и строить храмы параллельно с миссией евангелизации. Мне хочется, чтобы их было больше.

Будем служить по-якутски

- Сейчас лишь небольшая часть богослужения совершается на якутском языке, планируете ли Вы ввести хотя бы иногда или в отдельных храмах служение полностью по-якутски?

Я бы очень этого хотел! Хочу, чтобы одна из литургий (ранняя или поздняя) в воскресный день в кафедральном соборе была на якутском языке в самое ближайшее время. А сейчас надо использовать шире хотя бы то, что уже переведено: возгласы, молитвы, ектении, Евангелие, Апостол… Но я ставлю перед собой задачу, чтобы богослужение на якутском языке совершалось полностью, как при святителе Иннокентии.

- Значит, в Ваших планах продолжение переводческой деятельности? Предполагаете ли Вы более широко издавать то, что уже переведено: Новый Завет, Псалтирь, молитвы?..

Когда я совершал первый свой молебен в Преображенском кафедральном соборе г.Якутска, увидел, как много пришло представителей саха, впервые услышал ектению на якутском языке, песнопения и сказал, что мне очень понравился якутский язык, он прекрасно ложится на мотивы, распевы церковнославянские. Я дал обещание, что буду учить якутский язык. Думаю, нет, уверен, что мы займёмся и литургическими переводами, будем служить литургии на языке саха. И уже начал заниматься якутским.

- А русский язык? Не считаете ли Вы возможным в большей степени вводить его в богослужение, хотя бы параллельно?

Межсоборное присутствие недавно опубликовало на официальном сайте по этому поводу проект концепции. Я его вполне одобряю. Совершенно согласен, что в переводе на русский язык богослужение нуждается, но категорически против, чтобы это было сделано спешно и неграмотно. Увы, примеры нехорошие есть. Осторожность нужна и в силу того, что в Церкви значительная часть консервативно настроенных людей решительно против участия русского языка в богослужении. Поспешность может привести к расколу, как это случилось в Греции, например. Нельзя этого допустить.

- Читая одно из Ваших интервью, я узнала, что Грузинская и Греческая Церкви осуществили совместно замечательный проект: напечатали миллион экземпляров Евангелия от Марка и… по почте разослали всем жителям страны! О важности раздачи духовной литературы говорил протоиерей Максим Козлов, настоятель храма св. мч. Татианы при МГУ, когда приезжал в Якутию. Не кажется ли Вам, что Слово Божие должно быть доступно хотя бы тем, кто этого желает?

Сделаю смелое заявление: мы в самое ближайшее время предпримем издание Евангелия на якутском языке и будем раздавать его бесплатно, обеспечим библиотеки, храмы. Думаю, я найду помощников из числа добрых меценатов, которые к этой программе подключатся. Можете считать, что она уже началась. Вы дали мне эту идею.

- Тогда позволю себе ещё одну: отец Анатолий Астафьев издал в Ленске молитвослов с параллельными текстами на якутском и церковнославянском языках с русскими комментариями. Причём многие молитвы Саломия Леонтьева, редактор этого молитвослова, в своё время переводила специально для «Логоса». Тираж две тысячи экземпляров разлетелся…

Я посчитал своим долгом на следующей день после хиротонии поехать в Успенский собор Троице-Сергиевой лавры и там отслужить молебен у мощей святителя Иннокентия, чтобы получить его благословение на епископское служение в Якутии. Во время службы ко мне подошёл отец Анатолий, показал молитвослов, сказал, что хочет переиздать его. Я ответил, что этот тираж нужно увеличить как минимум в пять раз, раздавать какую-то часть бесплатно и пообещал, что этот проект епархия возьмёт на себя. Тем более, что в молитвослове есть катехизическая часть, к тому же его можно использовать как пособие для тех, кто хочет учить якутский. Очень хорошее издание!

- Святейший Патриарх в своём напутствии Вам сказал: «…Никогда Якутия не знала такого числа священников и архиереев, как в годы репрессий… И может быть, ты также примешь на себя труд рассказать поимённо о каждом, кто мученически скончался на якутской земле за верность Христу Спасителю». Готовы ли Вы, Владыко, принять на себя этот благодатный труд?

На заседании первого же епархиального совета мы приняли решение о создании комиссии по канонизации святых. В неё будут привлечены специалисты историки-архивисты. Для начала надо хотя бы составить базу данных, а потом собрать сведения о жизни и смерти мучеников и исповедников ещё пока неведомых. Мы будем это делать. Я знаю, что при Владыке Зосиме такая работа уже началась. Думаю, что это архи необходимо. Надо возвращать память о людях святых.

- Владыко, меня очень тронул вопрос, который Вы ставите перед собой: «А сумел бы я, будучи распят на кресте, с этого креста, подобно апостолу, проповедовать слово Христовой истины?» Наверное, этот ответ может дать только жизнь, но от всего сердца желаю, чтобы люди не распинали Вас своей злобой, недоверием, клеветой, ведь архипастырский крест и без того тяжёл. Чтобы, понимая, насколько благое дело Вы призваны делать, все якутяне помогали Вам, кто чем может.

Вот и похоронили мы дорогого нашего Ваню…. Солиста Ансамбля им.Александрова старшего сержанта российской армии Столяра Ивана Витальевича Иван Столяр. (…)

Мы хотели, Надя хотела, родственники хотели, чтобы перед похоронами наших друзей отпели по православному обряду, пусть в закрытых гробах, но чином очного отпевания. Мы хотели, чтобы на отпевании пел лучший в стране Соборный хор - друзья Вани Столяра и других артистов Ансамбля собрались и приехали из нескольких регионов страны, среди них Заслуженные артисты России, солисты Большого театра, Геликон-оперы, Новой Оперы, Музыкального театра им.Станиславского и Немировича-Данченко, Хор Сретенского монастыря, Хор Свято-Данилова монастыря, Хор Новоиерусалимского монастыря, Хор Давидовой пустыни, Хор Саввино-Сторожевского монастыря, многие другие известные православные певчие, не удивлюсь, если пара-тройка Народных артистов России приехала, я всех не успел даже увидеть. Мало?! Еще перечислять?! Лучше этих людей у нас никто в стране не поет! Более сотни человек приехало!! (…)

Об их участии в отпевании и церемонии прощания договаривались неделю. Вышли на всех - на митрополита Ювеналия и даже на Патриарха. Со стороны Минобороны вышли на всех, до кого смогли добраться - до Шойгу не дотянулись, но военные и не возражали, и даже бесплатно выделили специальный большой автобус для трансфера хора. Да и РПЦ наша не возражала. На словах…

В итоге Соборный хор собрался, люди приехали в Мемориал в Мытищи для участия в церемонии. Военный комендант Москвы генерал-лейтенант Селезенев Е.А. лично распорядился разместить хор в зале, чтобы те могли петь всю службу. И тут… о, да, «любимое» ЗАО «РПЦ» проявило себя во всей красе! Некто епископ Роман Серпуховской (Гаврилов) (возглавляющий обряд отпевания) - скучный дед с серым лицом и пустыми глазами, послал одного из своих многочисленных "холуёв" к военным с требованием не допустить «непонятный Соборный хор» к пению. Заявил из разряда: «если они запоют - я остановлюсь!». У всех паника, у военных тоже. Пауза… «Сапоги» не свистят, но скрипят мозгами…. родные погибших рыдают над закрытыми гробами…

Думали они не долго - выгнали весь хор из 100 человек на улицу, на мороз. Сказали: запоете - арестуем. Певцы не успели понять ничего…. Я был внутри с родственниками, наружу если бы вышел, обратно бы не пустили, ничего поделать не мог! Федя Тарасов и Леша Татаринцев пытались в шоке кого-то убедить, но бесполезно: «серый епископ» брякнул, что ему, дескать «не разрешило Министерство обороны» и прошмыгнул служить трижды укороченное отпевание с какими-то батюшками-певчими в количестве пяти человек. Пять человек нестройно пели, а огромный хор певцов в растерянности…. разошелся и разъехался….

Это беда и позор, люди!!... Не, я могу понять трусость и тупость подмосковного архиерея - он наверняка думал о том, что телевидение снимает, о том «как бы чего не вышло», о том, что он не контролирует этих певцов, а вдруг они «политически некорректного чего» запоют?! Но с тобой же согласовывали каждый день в течение недели! Тебе звонили, писали, просили твоих «холуёв» получить твое трижды никому не нужное «благословение»! Ювеналию писали, в Патриархию звонили! Получили же, вроде как, «устное благословение» правящего архиерея (и это не ты)! И вообще, благословляет Бог, а ты, проводник бородатый, Его должен слушать, да людей, паству твою! Тьфу, позорище!!! Эти люди, что ты на мороз выгнал, лучшие певчие страны, они на всех главных службах и православных концертах поют…. лично тебе они сто раз до этого «многолетие» пели. Они пришли проводить в последний путь своих друзей, они хотели спеть для них!! Ты там вообще не главный был - главные там были люди, чьих тел мелкие части в закрытых капсулах в гробах лежали, да их родственники, которые ждали этот хор и этого пения!!! Одна лишь Надя неделю под капельницей этого добивалась, и звонила, писала, звонила, и писала в прединсультном состоянии! А ты их всех взял и выгнал на мороз, красавец!!... Надеюсь, лишит тебя твой «директор» Ювеналий «корпоративной премии», собранной с подмосковных приходов от нищих старух.

В итоге, самые стойкие певцы не разошлись, остались. Спели на улице, у могилы. Да как спели!!! Я такого пения не слышал. Да и многие такого не слышали… Слезы текли и высохнуть не могли… Когда стреляли пушки, военный духовой оркестр играл гимн России, так никто из нас этого не слышал даже, мы пели. Потом на видеозаписи оказалось, гимн сзади звучит… (…)

Ансамбль им.Александрова, его сотрудники, - молодцы, спасибо им огромное, очень стараются помочь! Минобороны, в целом, тоже хорошо, скрипят, копают «от столба и до обеда». Журналисты…. некоторые из них, переодевшись врачами, пробрались к Наде в больницу, с целью выяснить, как она собирается делить со свекровью тело погибшего мужа…. Журналисты, кароче, тоже ма-ла-дцы!((...

Но вот попы… попы выступили по-полной, и получают от меня заслуженное 1-е место в рейтинге «благодетелей». Все вокруг помогали как могли - деньгами, льготами, транспортом, Префектура ЦАО и Управа «Хамовники» по собственной инициативе зал для поминок предоставили и стол на 60 человек за свой счет накрыли (шикарный стол!) и смиренно ждали до полпервого ночи, пока все наплачутся и напоются, люди из Минобороны, соцслужб звонили и спрашивали, чем помочь, присылали врачей и психологов бесплатно, лечили в лучших палатах, Собянин даже, оторвавшись от плитки и парковок, раньше всех деньги заплатил и еще обещает помочь, ну - нормальные все люди!

Русская же Православная Церковь Московского Патриархата молчит. Еще тупит. Трусит. И, как видите, еще и гадит. Где-то пробегала информация, что Патриарх помолился за погибших в авиакатастрофе. И всё?! Ни утешения, ни помощи, ни даже денег. Нахрена вы вообще нам тут нужны, а?! Вы даже свой собственный хор выгнали на улицу!! Я православный христианин, а вынужден такие обличающие слова писать, вместо того, чтобы радоваться доброте, пониманию и милосердию Церкви нашей… Больно мне за этот мрак и лицемерие, что я вижу! Да все видят, кто не слеп…. (…)

Дата рождения: 11 октября 1968 г. Страна: Россия Биография:

По окончании средней школы города поступил в профессионально-техническое училище, которое окончил в 1987 г.

В июле 1987 г. принят в иподиаконский состав архиепископа Антония (Завгороднего, +1989), правящего архиерея Ставропольской и Бакинской епархии.

В декабре того же года призван для прохождения срочной воинской службы.

В декабре 1989 г. принят в первый класс Ставропольского епархиального училища им. свт. Игнатия Брянчанинова. В 1990 г. переведен во второй класс реорганизованной Ставропольской семинарии.

С 1990 г. нес послушание иподиакона митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона (Докукина, +2003).

20 марта 1992 г., обучаясь на третьем курсе Ставропольской духовной семинарии, пострижен в монашество с именем Роман в честь прп. Романа Сладкопевца.

7 апреля 1992 г. в Андреевском соборе г. Ставрополя митрополитом Ставропольским и Бакинским Гедеоном рукоположен в сан иеродиакона. 9 августа того же года, в Крестовоздвиженском храме г. Кисловодска, ― в сан иеромонаха.

В течение последнего года учебы нес послушания благочинного семинарского храма и исполнял обязанности заведующего канцелярией семинарии.

По окончании семинарии назначен на должность настоятеля храма свт. Игнатия Ставропольского (Брянчанинова), и.о. инспектора, а также преподавателем литургики и нравственного богословия Ставропольской семинарии.

С 18 октября 1993 г. ― ответственный секретарь, а с 14 мая 1994 г. ― главный редактор газеты «Православное слово».

В 1995 г. поступил на очное отделение , которую окончил в 1999 г. со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Аскетические воззрения архиепископа Феодора (Поздеевского)».

С 1999 г. ― проректор по воспитательной работе (инспектор) Ставропольской духовной семинарии и настоятель Игнатиевского семинарского храма.

С 2009 г. по 2011 гг. ― слушатель .

25 декабря 2009 г. постановлением Священного Синода (), по результатам состоявшегося согласования с , как клирик Московской епархии в Тбилиси для пастырского служения среди русскоязычных верующих с поручением в необходимых случаях также представлять позицию Русской Православной Церкви.

С 4 января 2010 г. по благословению Предстоятеля приступил к служению в тбилисском храме апостола Иоанна Богослова.

Во епископа 18 июня 2011 г. в домовой церкви Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. 19 июня за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

25 ноября 2012 г., в память о праздновании 380-летия вхождения Якутии в состав России и служения по этому случаю Божественной литургии в Храме Христа Спасителя г. Москвы, награжден Святейшим Патриархом Кириллом памятной панагией.