В конституции 1924 г ссср был. Принятие конституции ссср

Конституция - Основной закон СССР, была принята 31 января 1924 г. на II съезде Советов СССР. Она состояла из двух разделов.

1. Декларации об образовании СССР, где отражались основные принципы объединения республик в Союз Советских Социалистических Республик (добровольность, равноправие, право выхода).

2. Договора об образовании СССР, который состоял из 11 глав:

1) О предметах ведения верховных органов власти СССР;

2) О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве;

3) О съезде Советов СССР;

4) О Центральном Исполнительном Комитете СССР;

5) О Президиуме ЦИК СССР;

6) О Совете Народных Комиссаров СССР;

7) О Верховном Суде СССР;

8) О народных комиссариатах СССР;

9) Об Объединенном государственном политическом управлении;

10) О союзных республиках;

11) О гербе, флаге и столице СССР.

В компетенцию СССР входили: международные отношения и внешняя политика, основополагающие вопросы развития народного хозяйства СССР, утверждение единого бюджета СССР, руководство транспортом, связью, вооруженными силами, финансовой и налоговой системой, землей, недрами, определение основ судоустройства и судопроизводства, гражданское, уголовное, общие начала трудового законодательства.

Союзные республики осуществляли свою власть самостоятельно, ограничиваясь лишь пределами, установленными для них в конституции.

В обязанности СССР входила охрана суверенных прав республик. СССР решал вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ СССР или границ республик, споры между республиками.

Граждане союзных республик получали гражданство СССР.

Высшим органом власти СССР являлся Всесоюзный съезд Советов, избиравшийся из городских и губернских съездов Советов.

В период между съездами высшим органом власти был Центральный исполнительный комитет СССР-ЦИК СССР, который состоял из:

союзного Совета (избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик);

Совета Национальностей (состоял из представителей союзных и автономных республик и автономных областей).

ЦИК СССР работал в сессионном порядке, в промежутках между сессиями с функциями высшего законодательного и исполнительного органа работал Президиум ЦИК СССР.

Совет народных комиссаров СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР. Он состоял из председателя СНК, его заместителей и 10 наркомов.

Верховный Суд СССР наделялся функциями судебного контроля и конституционного надзора.

Правом вносить изменения в конституцию обладал Всесоюзный съезд Советов.

Гражданское и налоговое право РСФСР

Отличительными чертами Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. были с одной стороны наличие многоукладной экономики, товарно-денежных отношений, проведение нэпа, с другой - приоритет социалистического уклада в народном хозяйстве.

ГК состоял из 4 разделов:

Общая часть содержала основные положения и общие принципы гражданского права;

Вещное право регулировало институт права собственности, права застройки и залога имущества;

Обязательственное право регулировало комплекс договорных обязательств (имущественный наем, купля-продажа, мена, заем, подряд, поручительство, поручение, страхование), комплекс обязательств, возникающих вследствие вреда и неосновательного обогащения, порядок создания товариществ;

Наследственное право - ГК вводило наследование по закону и по завещанию.

ГК гарантировал всем гражданам РСФСР охрану гражданских прав независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения, но в то же время ограничивал свободу предпринимательской деятельности и частной инициативы, если осуществление гражданских прав противоречит их социально-хозяйственному назначению, наносит явный ущерб государству.

Формы собственности по ГК:

Государственная (земля, недра, леса, горы, железные дороги, - исключительная собственность государства);

Кооперативная;

Частная (ГК ограничивал объем и размеры права частной собственности: физическое лицо не могло иметь в собственности более одного жилого строения, продавать жилое строение можно было не чаще одного раза в три года, запрещалось взимание процентов на проценты, количество наемных рабочих частного предприятия не могло быть более 20).

ГК устанавливал порядок, условия и формы заключения договоров, регламентировал размеры договорных сумм, сроки договоров, последствия нарушения договорных обязательств.

Субъектами по ГК могли быть правоспособные граждане и юридические лица. Государственные предприятия пользовались значительными преимуществами: их имущественная ответственность ограничивалась оборотным капиталом.

Отдельную группу составляли государственные предприятия, переведенные на хозяйственный расчет - тресты. Тресты объединяли промышленные и сельхозпредприятия, наделялись обособленным имуществом, самостоятельно осуществляли коммерческую деятельность с целью извлечения прибыли, государство не отвечало по их долгам.

В целях регуляции оптовой торговли, заготовительных и сбытовых процессов создавались торговые объединения - синдикаты.

Отменив налоговую систему, существовавшую в России, большевистское правительство по окончании Гражданской войны оказалось перед необходимостью поиска источников бюджетных доходов. Одним из инструментов стало возвращение к восстановлению налоговой системы, декларативно построенной на классовом принципе, предполагавшем пониженную нагрузку на трудящихся. Однако фактическое превалирование в интересах правящей партии государственнических целей, довольно быстро привело к реставрации механизма акцизов, всей своей тяжестью ложившихся на трудящееся население, прежде всего крестьян.

Этот период в истории налоговой системы страны отличается наибольшим лицемерием, т.к. изменения в налоговой системе, производимые в интересах государства, ставшего самодостаточным субъектом общества, прикрывались политической демагогией о государстве рабочих и крестьян, как высшей форме государства всеобщего благоденствия.

Акцизы, как и большинство прочих налогов в первый период становления советского государства отсутствовали. Реализация политики «военного коммунизма», непосредственно связанной с выполнением государственным аппаратом учетно-распределительной функции практически исключили из экономической жизни товарно-денежные отношения, не оставив места и для налогового инструментария, за исключением ряда эпизодических мероприятий конфискационного характера. Тем более, что ряд прогнозов будущего развития государства, предполагали немедленное введение общественных отношений, присущих коммунистическому обществу. Однако реалии социально-экономического развития, глубочайший кризис, ставший следствием Гражданской войны привели к реализации в политической практике Советского государства т.н. Новой экономической политики, предполагавшей развитие частной собственности как в сельском хозяйстве, так и в ряде отраслей промышленности.

В этот период в Советской России – СССР существовала достаточно развитая налоговая система, включавшая ряд акцизов, ежегодно дававшая в бюджет государства приблизительно от 14 (в 1924 г.) до 24 % (в 1927 г.) доходов, впоследствии их доля сокращается до 18 % (в 1930 г). Парадокс ситуации с акцизами состоял в том, что они всей своей тяжестью ложились на те социальные слои ради которых, по заверению лидеров Коммунистической партии, и была совершена Октябрьская революция 1917 г.

В 1923 г. было восстановлено производство спиртных напитков, сразу же переведенное в режим государственной монополии, просуществовавшей до 1992 г. Были введены 12 видов акцизов. В 1921 г. появились акцизы на виноградное вино до 1928 г., спички, нефтепродукты, пиво, мед, квас, соль, сахар, чай, кофе, цикорий, прессованные дрожжи. В 1923 г. был введен акциз на текстильные изделия и забавный акциз на галоши. Плательщиками акцизов выступали предприятия – производители подакцизных товаров. Формально косвенные налоги были упразднены налоговой реформой 1930-1932 гг.

Принципиально новым для отечественной акцизной системы было право местных органов власти устанавливать к акцизам специальные надбавки, размеры которых определялись центральной властью. Особое место в системе акцизов занимал налог на соль, существовавший с 1921 по 1927 г. и служивший единственным средством акцизного налогообложения подавляющего большинства населения страны, которое проживало в сельской местности. С целью компенсации отмены акциза на соль был введен акциз на парфюмерные и косметические изделия. Общей тенденцией было сокращение акцизов на предметы первой необходимости и их рост на товары «излишнего потребления».

К 1930-м гг. в СССР сложилась разветвленная система акцизов на предметы первой необходимости и массового потребления, а также на так называемые продукты «излишнего потребления». Продекларированная цель равномерного косвенного налогообложения города и деревни была лишь пропагандистским прикрытием неэквивалентного обмена с деревней, откуда изымались средства, необходимые государству для выполнения своих целей. С укреплением диктаторской власти Сталина необходимость в налоговых инструментах отпала и правящий режим перешел к силовым методам изъятия товаров, произведенных сельским населением страны.

Регулирование земельных ой отношений после Гражданской войны

Проведение политики НЭПа вызвало необходимость в разработке нового земельного законодательства, согласующегося с изменившимися условиями хозяйствования. Эта задача была решена в Земельном кодексе РСФСР, принятом ВЦИК 30 октября 1922 г.

Земельный кодекс состоял из Основных положений и 3 частей:

1) О трудовом землепользовании;

2) О городских землях и государственных земельных имуществах;

3) О землеустройстве и переселении.

Кодекс провозглашал отмену частной собственности на землю, недра, воды и леса. Все земли сельскохозяйственного назначения объединялись в единый государственный земельный фонд, находящийся в ведении Наркомзема.

Все сделки с землей (покупка, продажа, завещание, дарение, залог) запрещались под страхом уголовного наказания.

Государство могло предоставлять землю лишь во владение и пользование.

Правом пользования могли обладать трудовые землевладельцы и их объединения, городские поселения, государственные учреждения и предприятия. Право на пользование землей для ведения сельского хозяйства при условии ее обработки своим трудом имели все граждане РСФСР.

Земля предоставлялась в бессрочное пользование, которое могло быть прекращено только на основании закона.

Использование наемного труда имело ограничения, все трудоспособные члены крестьянского хозяйства должны были участвовать в сельскохозяйственных работах наравне с наемными работниками, условия труда которых регулировались КЗоТ РСФСР.

Земельный кодекс устанавливал следующие формы землепользования: общинное с уравнительными переделами между дворами, участковое (отрубные и хуторские участки) и товарищеское (сельскохозяйственная коммуна, артель, товарищество по общественной обработке земли).

Как исключение, он разрешал аренду земли, которая носила трудовой характер. Срок аренды ограничивался одним севооборотом. Аренда допускалась в случае временного ослабления крестьянского хозяйства из-за стихийного бедствия, недостатка рабочей силы, неурожая.

Кодекс устанавливал правовой статус крестьянского двора, который представлял собой объединение членов одной или нескольких семей, проживающих в одном доме и ведущих совместное хозяйство. Во главе стоял отец семейства - домохозяин, который руководил крестьянским двором. Кодекс предоставлял право замены домохозяина в случае неудовлетворительного руководства двором, которое оформлялось постановлением волостного исполкома с разрешения сельского совета.

По Земельному кодексу правом рассмотрения земельных споров наделялись специальные земельные комиссии.

Правовая основа сплошной коллективизации. Развитие колхозного и земельного права

Коллективизация - производственное кооперирование крестьянских хозяйств. Ее проведение провозгласил XV съезд партии в 1927 г., правовой основой коллективизации являлся закон «Об общих началах землепользования и землеустройства» 1928 г., на основании которого колхозам предоставлялись налоговые и кредитные льготы, льготы по получению в пользование земель, кулаки, наоборот, ограничивались в правах аренды земли. Закон также определил, что право собственности на всю землю в составе Союза принадлежит СССР и создал правовую базу для учреждения общесоюзной централизованной системы управления сельским хозяйством.

Проведение коллективизации предполагалось на основе принципов добровольности и постепенности, однако кризис хлебозаготовок 1927-1923 гг. подтолкнул власти на проведение принудительной ускоренной коллективизации. Данное решение было принято Пленумом ЦК Коммунистической партии в ноябре 1929 г.

Для государственного управления процессом коллективизации и в целом сельскохозяйственным производством был создан Наркомзем СССР, в состав которого вошел Колхозцентр СССР.

Проведение коллективизации регламентировалось принятым 1 февраля 1930 г. ЦИК и СНК СССР законом «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством» и соответствующей Инструкцией ЦИК СССР от 4 января 1930 г.

Процесс коллективизации сопровождался раскулачиванием - изъятием у кулаков имущества и их переселением, задачами которого было создание материальной базы колхозов, освобождение трудовых ресурсов для проведения индустриализации, запугивание крестьянства. Инструментом коллективизации выступали созданные на селе Комитеты бедноты, делегирование в деревню представителей рабочего класса «Двадцатипятитысячники», карательные органы.

В задачи колхозного и земельного права входило укрепление правового статуса колхозов. Законодательной базой являлись «Примерный устав сельскохозяйственной артели» от 1 марта 1930 г. и более поздний Примерный устав 1935 г., принятый на II Всесоюзном съезде колхозников.

Примерный устав устанавливал организационно-правовые основы существования и деятельности колхозов, определял, что земля является общенародной государственной собственностью, закрепляется за артелью в бессрочное пользование и не подлежит купле-продаже или сдаче в аренду. Устав определял перечень имущества, подлежащего обобществлению при вступлении в колхоз, порядок распределения доходов колхоза, членство.

Фактически колхозная собственность представляла собой разновидность государственной собственности, будучи псевдоправовым институтом, ставя бывшую крестьянскую собственность под госконтроль.

Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г.

Изменения в условиях общественно-экономической жизни периода НЭПа требовали новых норм трудового законодательства, нашедшие свое концентрированное выражение в КЗоТе РСФСР, который был принят ВЦИК 30 октября 1922 г. В него вошли основные нормы КЗоТ РСФСР 1918 г., дополненные и приспособленные к новым условиям.

Всеобщая трудовая повинность стала возможна лишь в исключительных случаях по соответствующим постановлениям СНК. Трудовые отношения стали строиться на основе свободного найма рабочей силы с заключением добровольного трудового договора.

КЗоТ устанавливал две формы привлечения к труду.

Коллективный договор, который заключался между профсоюзом и администрацией предприятия, в нем оговаривались условия труда работников, уровень заработной платы, правила внутреннего трудового распорядка;

Трудовой договор, который заключался между работником и администрацией. Трудовой договор мог быть расторгнут по инициативе работника или нанимателя.

КЗоТ устанавливал исчерпывающий перечень оснований увольнения работника по инициативе работодателя (ликвидация предприятия, приостановление работ более чем на один месяц, дисциплинарные нарушения работника).

Предприятие обязано было по государственным нормам бесплатно обеспечивать работника инструментами, одеждой и обувью, необходимыми для работы.

Защищать интересы рабочих призваны были профсоюзы, которые наделялись КЗоТ правом контролировать выполнение предприятиями норм по охране труда, санитарных норм, порядок выплаты зарплаты.

КЗоТ устанавливал 8-часовой рабочий день, выходные и праздничные дни.

В связи с наличием в торговом обороте частного сектора КЗоТ заменил систему государственного социального обеспечения на систему социального страхования. Предприятия, пользующиеся наемным трудом, обязаны были уплачивать страховые взносы в страховые фонды.

Социальное страхование гарантировало предоставление лечения, выдачу пособий при временной утрате трудоспособности, на кормление и уход за ребенком, по безработице, по инвалидности, членам семьи умершего работника.

Сфера действия КЗоТ распространялась на все государственные и частные предприятия, кооперативы, общественные организации.

Нарушение норм Кодекса влекло применение административной и уголовной ответственности к администрации государственных предприятий или к владельцам частных предприятий.

Кодификация советского уголовного права.

Уголовные кодексы РСФСР 1922 и 1926 гг.

С завершением Гражданской войны и переходом к мирному периоду развития страны потребовалось внести изменения в правовое обеспечение карательной функции пролетарского государства. При сохранении классового характера государства, место и роль уголовной репрессии претерпело определенные изменения. Уголовное право ликвидирует чрезвычайные карательные меры, свойственные периоду Гражданской войны, множественность нормативных актов союзного и республиканского значения, получает четкое деление на Общую и Особенные части и завершается принятием в 1922 г. Уголовного кодекса РСФСР.

УК дает общее понятие преступления, выделяя общественную опасность и противоправность, наличие умысла или неосторожности, однако признает преступлением всякое действие и бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядка. Это по сути узаконивало произвол в привлечении к уголовной ответственности без вины, лишь на основании социальной опасности лица, наличие или отсутствие которой устанавливал суд.

УК объявляет законной аналогию и обратную силу уголовного закона, что на практике приводит к усилению судебного усмотрения в оценке правонарушения и назначения наказания.

Из числа преступных деяний была исключена спекуляция, что было обусловлено проведением НЭПа.

Особенностью УК стало введение составов контрреволюционных преступлений и отнесение их к наиболее опасным.

Контрреволюционным признавалось всякое действие, нацеленное на уничтожение революционных достижений, свержение советской власти, оказание помощи международной буржуазии, целью которой было свержение советского строя путем интервенции, шпионажа, финансирования и др.

Понятие наказание становится частью мер социальной защиты, целью которых является общее предупреждение новых нарушений со стороны преступника или потенциального нарушителя.

В качестве высшей меры наказания предусматривается смертная казнь в виде расстрела, далее по тяжести следует изгнание из РСФСР на определенный срок или бессрочно, лишение свободы, принудительные работы, конфискация имущества и т.д.

Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. дополнили меры социальной защиты мерами медицинского и медико-педагогического характера, ввели новый вид наказания - объявление врагом трудящихся с лишением гражданства СССР и изгнание за его пределы навсегда. УК РСФСР 1926 г. по сути повторил УК РСФСР 1922 г.

В 1927 г. было принято Положение о государственных (контрреволюционных) и особо опасных преступлениях против порядка управления, которым вводилось 14 составов контрреволюционных преступлений (шпионаж, вредительство, антисоветская пропаганда и др.). Впоследствии орудием репрессий станет пресловутая 58 ст. УК, содержавшая составы, позволявшие репрессировать не только «врагов советской власти», но и членов их семей.

Кодификация гражданско-процессуального

и уголовно-процессуального права РСФСР в 20-е гг.

Развитие частного предпринимательства, наличие в стране многомиллионного крестьянства, составлявшего большинство населения и занимавшегося ведение единоличного хозяйства требовало законодательного регулирования возникавших при этом отношений.

Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР был введен в действие с 1 сентября 1923 г. и состоял из 5 частей, которые регламентировали:

Положения о представительстве в суде, подсудности, судебных расходах, сроках;

Исковое производство (порядок предъявления иска, судебное разбирательство, обеспечение доказательств);

Особое производство;

Пересмотр решений по гражданским делам;

Исполнение судебных решений и определений.

Он закреплял принципы гласности, публичности, ведения производства на родном языке, диспозитивности, объективного и всестороннего рассмотрения дела.

Кодекс устанавливал исчерпывающий круг источников гражданского процесса, на основании которых суд принимает решения по делу:

Действующие нормативные акты высших органов власти и управления СССР и РСФСР, норматив местных органов власти;

Общие начала советского законодательства;

Политика официального правительства.

Главным было то, что из числа источников исключалось революционное правосознание, что способствовало усилению законности при принятии решений и упрочению принципов правосудия.

Кодекс закрепил сильное процессуальное положение прокурора в гражданском процессе: прокурор мог предъявлять иски, вступать в дело на любой стадии процесса, давать заключение по делу, вносить протест в вышестоящую судебную инстанцию на незаконное и необоснованное решение нижестоящего суда.

В связи с кодификацией уголовного права был подготовлен Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР вступивший в действие с 1 июля 1922 г. Однако в результате реформирования судебной системы 15 февраля 1923 г. был принят новый УПК.

Нормы УПК были сгруппированы в 5 разделов:

2 регламентировал порядок ведения предварительного следствия и дознания;

4 устанавливал порядок судебного контроля, проводимого Народным комиссариатом юстиции;

5 регулировал исполнение приговоров.

УПК установил гарантии неприкосновенности личности, расширил право обвиняемого на защиту, закрепил принцип гласности судебного разбирательства, полного и всестороннего изучения дела, исследования как отягчающих, так и смягчающих обстоятельств.

Однако некоторые демократические принципы, провозглашенные в УПК, на практике не действовали по причине существования параллельно с судебными органами псевдосудебных органов на основе ОГПУ, а впоследствии пресловутые «тройки» ставшие орудием внесудебной репрессии в отношении т.н. «врагов народа». Прокурор (зам прокурора) СССР А.Я. Вышинский (1933-1939) выдвинул тезис «признание – царица доказательств», а для получения признательных показаний широко применялись методы физического и психологического воздействия, которые оправдывались тем, что их применяют на Западе в отношении революционеров.

Трансформация политической системы

Утверждение диктаторской формы правления

Основными социально-политическими факторами, оказывавшими решающее влияние на государственное строительство и правовую систему страны данный период были следующие:

Постановка задачи построения социализма;

Борьба внутрипартийных группировок (а соответственно и моделей развития страны) за власть, завершившаяся победой группы Сталина, ориентированной на силовые методы ускоренного строительства социализма в одной стране;

Фактическая ликвидация частной собственности в ходе коллективизации и свертывании НЭПа;

Создание мощной производственной базы путем форсированной индустриализации;

Создание сельского хозяйства социалистического типа путем проведения сплошной коллективизации;

Нарастание угрозы мировой войны;

Широкомасштабная культурная и образовательная революция.

Развитие государственного механизма связано с закреплением руководящего положения Коммунистической партии. В условиях однопартийности усиливалась централизация государственного управления, росла численность работников государственного аппарата, формировался привилегированный слой бюрократии - номенклатура, заседавшая во всех государственных и местных органах.

Реорганизация органов власти и управления характеризовалась усилением единства Системы Советов, которые теперь стали называться Советы депутатов трудящихся. Однако фактическое подчинение их партийным органам, как в центре, так и на местах, превратило советы в придаток к партийному механизму управления страной. Советы выполняли по преимуществу функции хозяйственного характера.

В целом формирующаяся в данный период система власти получила название тоталитарной, т.к. в стране утвердилась диктатура правящей партии, обладающей монополией на государственную власть. Происходит сращивание партийной власти с властью государственного аппарата.

В результате внутрипартийной борьбы устанавливается единоличная власть партийного лидера, Генерального секретаря ЦК партии И.В. Сталина. В результате проведения массовых репрессий Сталин устранил всех реальных и потенциальных противников, препятствовавших утверждению режима его личной власти (Троцкий, Каменев, Зиновьев, Бухарин и др.). Обвиненные впоследствии в антисоветской деятельности они, за исключением Троцкого, убитого агентом НКВД в Мексике, были осуждены на фальсифицированных процессах 30-х гг. и расстреляны.

Замена партийной диктатуры старой гвардии большевиков личным единовластием Сталина явилась главной отличительной чертой политической системы и привела к утверждению диктаторской формы правления.

Основой сталинского режима были органы госбезопасности, непосредственно подчинявшиеся Сталину и осуществлявшие контроль над населением страны.

ОГПУ было переименовано в Главное управление государственной безопасности и вошло в состав новой структуры Наркомата внутренних дел (НКВД) СССР, имевшего разветвленную вертикальную структуру своих органов.

При НКВД было создано Особое совещание, которое рассматривало контрреволюционные дела в упрощенном порядке и обладало широкими репрессивными полномочиями (могло приговаривать к расстрелу, рассматривать дела целыми списками).

Правовой основой массовых репрессий стала статья 58 УК, предусматривавшая уголовную ответственность за т.н. контрреволюционные преступления.

Конституция СССР 1936 г.

Социальное, экономическое и политическое развитие государства завершилось принятием Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов в 1936 г. Конституции СССР.

Конституция провозглашала политическое объединение рабочих и крестьян, что подтверждалось в переименовании Советов рабочих и крестьянских депутатов в Советы депутатов трудящихся, составлявшие политическую основу СССР. Экономическую основу СССР составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.

Высшим органом власти являлся Верховный Совет СССР, имеющий двухпалатную структуру: Совет Союза (избирался по территориальным округам) и Совет Национальностей (избирался по союзным, автономным республикам, автономным областям и национальным округам). Обе палаты были равноправны, работали в сессионном порядке, избирались на 4 года. Верховный Совет являлся единственным законодательным органом.

Президиум Верховного Совета СССР избирался на совместном заседании палат и был постоянно действующим органом. Он созывал сессии Верховного Совета, толковал действующие законы, имел право отменять несоответствующие закону постановления СНК СССР.

Совет Народных Комиссаров СССР действовал в качестве правительства и не имел законодательных функций, но мог издавать подзаконные акты

Народные комиссариаты действовали как органы отраслевого управления.

На местах вместо съездов Советов стали действовать просто Советы, состоящие из избираемых депутатов.

Государственное устройство страны Конституция определяла как федеративное (союзное) объединение республик, основанное на добровольном объединении равноправных и суверенных советских социалистических республик.

Она устанавливала единое гражданство и провозглашала право каждого гражданина СССР на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, право на образование, женщины уравнивались в правах с мужчиной.

Конституция закрепляла принцип равноправия граждан независимо от их расы и национальности, гарантировала гражданам свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, право на объединение в общественные организации.

Прогрессивный характер конституции был положительно воспринят трудящимися буржуазных государств, служил примером для многих стран.

Однако многие, заложенные в нее демократические принципы не нашли практического воплощения, так как ее нормы не имели решающего значения в жизни государства и общества, грубо нарушались органами государства.

Хозяйственное право в условиях проведения индустриализации в СССР

Необходимость сохранения власти требовало от правительства СССР обеспечения безопасности страны от угрозы внешнего нападения. Доставшаяся от царской России сравнительно слабая база тяжелой промышленности, в значительной мере пострадала в годы Гражданской войны и не обеспечивала выполнения поставленных задач (изначально иницирование мировой революции (Троцкий), позднее воссоздание империи (Сталин). Курс на проведение индустриализации был провозглашен на XIV съезде партии в 1925 г.

Индустриализация означала форсированное, максимально быстрое промышленное развитие страны.

Основные черты и особенности индустриализации:

Развитие хозяйства на плановой основе (5-летние планы развития народного хозяйства);

Использование в основном внутренних финансовых и трудовых ресурсов;

Внедрение метода социалистического соревнования (стахановцы);

Эмоциональный подъем, энтузиазм трудящихся, с одной стороны, с другой - усиление репрессий и снижение жизненного уровня населения.

Влияние индустриализации обусловило развитие обязательственного права в системе хозяйственного права. Между государственными предприятиями стали широко использоваться хозяйственные договоры, в основном подряд и постает. Проведение индустриализации требовало установления четкого и безоговорочного контроля государства над хозяйственными операциями, что в правовом плане означало всестороннее регулирование государством системы договоров. Выполнение договора увязывалось с выполнением плана, а потому жестко регламентировалось и контролировалось. Государство издавало специальные постановления, обязывающие оформлять госзаказы и поставки письменными договорами.

СНК СССР ежегодно издавало постановления, регламентирующие порядок заключения договоров на год.

Устанавливаются две формы договоров:

Генеральные договоры - заключаются между центральными органами двух государственных систем, например, между министерством и торговым ведомством;

Локальные договоры - заключаются между определенными поставщиками и покупателями на основе генеральных договоров.

Позднее, в связи с усложнением хозяйственных отношений, данный порядок заменяется системой прямых договоров, которые вначале заключались на основе протокольных соглашений ведомств, которые позднее были заменены основными условиями поставок, утверждаемыми СНК СССР.

Усиливается ответственность за неисполнение договора, постановления правительства предписывают устанавливать в договорах последствия их неисполнения: пеня, штраф, неустойка.

На решение проблемы качества продукции была направлена инструкция Госарбитража 1939 г., регулировавшая порядок предъявления претензий при поставке товаров ненадлежащего качества и установившая высокие штрафы.

Однако существовали и внедоговорные хозяйственные отношения по поставкам некоторых видов продукции, что подчеркивало приоритет административного регулирования над гражданско-правовым.

Индустриализация, проводившаяся во многом с помощью принудительных методов, требовала увеличения численности промышленных рабочих и ужесточения трудовой дисциплины, в т.ч. для удержания рабочих на предприятиях.

Конституция 1936 г. закрепила право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, установила и обязанность трудиться.

Перед трудовым законодательством ставились задачи повышения эффективности производства, трудовой отдачи, сокращения нарушений трудовой дисциплины.

Правовым обоснованием данных задач являлись:

Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 г. «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле»;

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений».

Сокращается число праздничных дней, устанавливается полный рабочий день для лиц с 16 лет.

С октября 1930 г. в связи с объявлением о ликвидации безработицы прекращается выплата пособий по безработице и закрываются биржи труда.

Трудовое право закрепляло поощрение добросовестных работников и устанавливало санкции для нерадивых.

23 июня 1931 г. был принят закон, поощряющий рабочих - членов профсоюза, длительно работавших на одном предприятии. Нормы страхового обеспечения по болезни устанавливались в зависимости от стажа работы на предприятии.

В декабре 1938 г. были утверждены Положения о присвоении высшего трудового отличия - звания Героя Социалистического Труда и о награждении медалями «За трудовое отличие» и «За трудовую доблесть».

Отменяется действие трудовых норм, регулирующих выполнение трудового договора, в частности, право работника на увольнение по собственному желанию, перевод на другое предприятие и в другую местность.

Усиливается ответственность за прогул и опоздание. Прогулом признается отсутствие на работе без уважительных причин более 20 минут, уволенные за прогул выселялись с жилой площади, предоставленной предприятием, и лишались пособия по временной нетрудоспособности в течение 6 месяцев на новом предприятии. Устанавливается уголовная ответственность за прогул - исправительные работы до 6 месяцев плюс удержание 25 % из зарплаты. За самовольный уход с работы следовало тюремное заключение на срок от 2 до 4 месяцев.

Развитие уголовного права характеризовалось ужесточением уголовного наказания в экономической сфере (защита социалистической собственности) и в государственной («контрреволюционные преступления»).

Изменения вносились общесоюзными органами, республиканские органы их последовательно воплощали в своем внутреннем законодательстве.

Возраст привлечения к уголовной ответственности был понижен до 12 лет.

Развивается законодательство о государственных преступлениях:

Увеличиваются до 25 лет сроки лишения свободы за совершение государственных преступлений;

Особенная часть дополняется статьями об измене Родине, за совершение таких преступлений предусматриваются самые суровые меры наказания, чаще всего - расстрел;

В связи с постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 августа 1932 г. «О борьбе со спекуляцией» повышается санкция за спекуляцию до 5 лет лишения свободы;

В связи с индустриализацией повышается уголовная ответственность за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции, данные преступления теперь считаются противогосударственными и наказываются лишением свободы от 5 до 8 лет;

Хищение социалистической собственности рассматривается как государственное преступление;

Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» повысило меру наказания до расстрела, а при смягчающих обстоятельствах возможно было ее снижение до 10 лет лишения свободы, причем размер похищенного не имел значения для квалификации данного преступления (т.н. «закон о колосках»).

Уголовный процесс характеризовался применением репрессий и массового террора. Был введен особый порядок рассмотрения дел о террористических организациях, вредительстве и диверсиях, который предусматривал очень короткий срок расследования - не более 10 суток и вручение обвиняемому обвинительного заключения за сутки до рассмотрения дела в суде. Прокурор не принимал участия в таких процессах, а защитник участвовал только на стадии судебного разбирательства. Устанавливался запрет на кассационное обжалование, приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно.

Вне системы судебных органов стояли Особые совещания при НКВД СССР, которые проводили массовые репрессии без соблюдения уголовно-процессуальных норм.

Советское государство в период Великой Отечественной войны

(июнь 1941-1945 г.)

22 июня 1941 г. Германия начала войну против СССР, целью которой было полное уничтожение СССР как государства и физическое истребление или превращение в рабов большинства населявших его народов. Война вызвала полную перестройку всей социально-экономической жизни страны на военный лад, принятие чрезвычайных мер для обеспечение Красной Армии.

Основной функцией Советского государства стала организация ведения войны, все остальные функции являлись вспомогательными. Страна превратилась в единый военный лагерь. Народное хозяйство было перестроено для удовлетворения нужд фронта и обороны.

Война стала серьезной проверкой на состоятельность советской системы в управлении государством и организации советского общества, показала эффективность работы государственного аппарата, оправданность плановой системы хозяйствования, идеологическую и социальную устойчивость советского государства, подтвердила право СССР на мировое признание.

Коммунистическая партия и государство предписывали партийным и советским органам принимать меры, направленные на укрепление общественной, государственной, военной и трудовой дисциплины, мобилизовывать все силы на разгром врага. Данный призыв содержался в Указе «О военном положении», принятом Президиумом Верховного Совета СССР 22 июня 1941 г.

Перестройка государственного аппарата была направлена на усиление роли центральных органов власти и управления, упрощение системы государственных органов, сокращение штатов.

В условиях войны продолжали действовать созданные ранее общесоюзные, республиканские и местные органы власти и управления. На послевоенное время были перенесены выборы в ВС СССР.

Для эффективного управления в условиях войны были созданы следующие чрезвычайные органы:

Государственный Комитет Обороны СССР (ГКО), руководимый И.В. Сталиным, сосредоточивший всю полноту власти в государстве, его постановления имели силу законов военного времени. ГКО не имел своего аппарата, а использовал аппарат СНК СССР и ЦК ВКП(б). На местах создавались городские комитеты обороны;

Ставка Верховного Главнокомандования - для руководства вооруженными силами;

При СНК СССР были созданы:

Совет по эвакуации - руководил эвакуацией промышленности;

Снабжением народного хозяйства занимались Главснабнефть, Главснабуголь, Главснаблес и т. д.;

Управление по эвакуации населения;

Комитет по учету и распределению рабочей силы;

Управление по гособеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих;

Совинформбюро - проводило информационно-пропагандистскую работу.

Общая характеристика Конституции РСФСР 1918 г.

Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы в Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая советская Конституция обобщила (хотя и весьма небольшой) опыт государственного строительства.

Проекты комиссии ВЦИК и Наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б). На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции, который с некоторыми изменениями и дополнениями был принят съездом 10 июля 1918 г. 19 июля 1918 г. Основной Закон был опубликован в «Известиях ВЦИК» и с этого момента вступил в силу.

Конституция закрепила, что Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Власть в ней принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в Советах.

Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если они используются в ущерб трудящимся. Избирательных прав лишались лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; ограничивались их права на военную службу, на них возлагалось отправление военно-транспортных и военно-строительных обязанностей.

Конституция устанавливала равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, при этом предусматривалось предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления. Косвенно устанавливался принцип равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Предоставлялся широкий круг демократических свобод: свобода совести, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода объединения во всякого рода союзы.

Конституция отразила соответствие правам граждан их обязанностей. Важнейшими обязанностями устанавливались всеобщая обязанность трудиться и всеобщая воинская обязанность.

В Конституции закреплялись основные принципы советской федерации. Так, Конституция закрепила возможность объединения в автономные областные союзы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом. Закреплялся национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации: членство в федерации строилось на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности.

Определялась компетенция высших органов власти РСФСР. Высшими органами власти и общего управления являлись Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминала также о Президиуме ВЦИК, но правовое положение не раскрывала. Органами отраслевого управления согласно Конституции являлись народные комиссариаты.

Была зафиксирована и структура местных органов власти и управления, затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами.

Поскольку органы Советской власти всех степеней были выборными, в Конституции были закреплены основные принципы советской избирательной системы.

Общая характеристика Конституции СССР 1924 г.

Оформление единого союзного государства как федерации суверенных советских республик было продолжено на II Всесоюзном съезде Советов, который 31 января 1924 г. утвердил первую Конституцию СССР. Конституция СССР состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В Декларации указывалось на причины и принципы объединения республик (добровольность и равноправие). СССР оставался открытым объединением для вхождения в его состав новых республик "...имеющих возникнуть в будущем". За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, а ее территория могла быть изменена только с ее согласия. Договор состоял из 11 глав: 1. О предметах ведения верховных органов власти СССР. 2. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве. 3. О Съезде Советов СССР. 4. О Центральном Исполнительном Комитете СССР. 5. О президиуме ЦИК СССР. 6. О СНК СССР. 7. О Верховном суде СССР. 8. О народных комиссариатах СССР. 9. Об ОГПУ. 10. О союзных республиках. 11 О гербе, флаге и столице СССР.

В исключительное ведение Союза входили внешняя политика и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ общесоюзного законодательства. Высшим органом власти являлся Съезд Советов СССР (собираемый раз в год), а в период между съездами - ЦИК СССР. ЦИК состоял из Союзного Совета (представители республик пропорционально населению) и Совета Национальностей (представители союзных и автономных республик - по 5 депутатов от каждой, и автономных областей - по 1 депутату). Число председателей ЦИК соответствовало числу союзных республик. Председателями ЦИК СССР в то время являлись М. И. Калинин, Г. И. Петровский, Г. А. Червяков и Н. Н. Нариманов. В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом власти являлся Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. ЦИК СССР формировал высший исполнительный орган - СНК СССР из 10 наркоматов. Пять наркоматов были общесоюзными: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщений, почт и телеграфов. Пять наркоматов были объединенными: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов и РКИ. Конституция предусматривала создание Верховного суда при ЦИК СССР, на который возлагались функции разбирательства дел о злоупотреблениях высших должностных лиц СССР и рассмотрение дел о соответствии республиканского и союзного конституционного законодательства.

Все остальные сферы управления находились в исключительной компетенции союзных республик. В конституции СССР 1924 г. не было характеристик общественного устройства союзного государства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве и местных органах власти. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Конституция РСФСР была принята в 1925 г.

История принятия

  • Декларация об образовании СССР
  • Договор об образовании СССР.

Декларация об образовании СССР

В декларации были сформулированы принципы объединения (добровольность и равноправие), особый характер национальной политики Советского государства. Она не просто декларировала создание Союза. Она задавала ему цель, будучи пронизана царившим в то время чаяньем мировой революции . Цитаты из Декларации:

  • «Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.»
  • «доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем»
  • «новое союзное государство … послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».

Договор об образовании СССР

Договор в редакции Конституции 1924 года включал 11 глав:

  • Глава I. Предметы ведения верховных органов власти Союза Советских Социалистических Республик
  • Глава II. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве
  • Глава III. О Съезде советов СССР
  • Глава IV. О Центральном Исполнительном Комитете СССР
  • Глава V. О Президиуме ЦИК СССР
  • Глава VI. О Совете народных комиссаров СССР
  • Глава VII. О Верховном суде СССР
  • Глава VIII. О народных комиссариатах СССР
  • Глава IX. Об Объединенном государственном политическом управлении
  • Глава X. О союзных республиках
  • Глава XI. О гербе, флаге и столице СССР

Основные положения Конституции 1924 года

Первая союзная Конституция дала исчерпывающий перечень предметов ведения. По Конституции к исключительному ведению Союза были отнесены:

  • внешние сношения и торговля,
  • решение вопросов о войне и мире,
  • организация и руководство вооруженными силами,
  • общее руководство и планирование экономики и бюджета,
  • разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).

Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, территория могла быть изменена только с её согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство .

Верховным органом СССР объявлялся Съезд Советов СССР , избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов. При этом устанавливалась система непрямых выборов делегатов съезда.

В период между съездами верховным органом власти был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из Союзного совета (избираемого съездом из представителей республик пропорционально населению) и Совета национальностей (составленного из представителей союзных и автономных республик).

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР (избиравшийся на совместном заседании палат), который мог приостанавливать действие постановлений съездов советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган - Совет народных комиссаров СССР , в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов.

Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они стали частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республик были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) их представителями.

По Конституции центр получал значительные полномочия для контролирования периферии. Конституция ставила целью создание новой политической культуры - «пролетарской по содержанию и национальной по форме», и представляла собой компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Конституция СССР 1924 года" в других словарях:

    - (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже «Конституция победившего социализма») основной закон СССР, принятый VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года. Содержание 1… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Конституция СССР. Конституция СССР 1977 года конституция СССР действовавшая с 1977 по 1991 год. Принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Первая редакция существенно не изменила… … Википедия

    Года была утверждена Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года. Содержание 1 История принятия 2 Структура Конституции 1924 года … Википедия

    Конституция РСФСР 1925 года конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Советской России). Утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного … Википедия

    Конституция СССР была принята 7 октября 1977 года Верховным советом СССР взамен Конституции СССР 1936 года, была основным законом СССР, приближающим закон к правовой практике той эпохи. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую… … Википедия

    Конституция СССР 1936 года (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже «Конституция победившего социализма») основной закон СССР, принятый VIII чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года. Содержание … Википедия

II СЪЕЗД СОВЕТОВ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНОГО ЗАКОНА (КОНСТИТУЦИИ)

Заслушав доклад об утверждении Основного Закона (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик, II Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик постановляет:
Основной Закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик, представленный во исполнение резолюции I Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик на окончательное утверждение II Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик, утвердить со следующими поправками:
В примечании к ст. 15 после слов: "Юго - Осетия" добавить: "Нагорный Карабах и Нахичеванская".
Ст. 26 дополнить: "Для образования Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, согласно ст. ст. 26 и 37 настоящей Конституции, устраивается совместное заседание Союзного Совета и Совета Национальностей. Голосование на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей производится отдельно Союзным Советом и Советом Национальностей".

ОСНОВНОЙ ЗАКОН (КОНСТИТУЦИЯ) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик, торжественно провозглашая незыблемость основ Советской власти, во исполнение Постановления I Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик, а также на основании Договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик, принятого на I Съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик в городе Москве 30 декабря 1922 года, и принимая во внимание поправки и изменения, предложенные центральными исполнительными комитетами союзных республик, постановляет:
Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик составляют Основной Закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик.

Раздел первый.
ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.
Там, в лагере капитализма, - национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны.
Здесь, в лагере социализма, - взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов.
Попытки капиталистического мира на протяжении десятков лет разрешить вопрос о национальности путем совмещения свободного развития народов с системой эксплуатации человека человеком оказались бесплодными. Наоборот, клубок национальных противоречий все более запутывается, угрожая самому существованию капитализма. Буржуазия оказалась бессильной наладить сотрудничество народов.
Только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов.
Только благодаря этим обстоятельствам удалось советским республикам отбить нападение империалистов всего мира, внутренних и внешних; только благодаря этим обстоятельствам удалось им успешно ликвидировать гражданскую войну, обеспечить свое существование и приступить к мирному хозяйственному строительству.
Но годы войны не прошли бесследно. Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик.
С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения.
Наконец, само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью.
Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутренние хозяйственные преуспеяния, и свободу национального развития народов.
Воля народов советских республик, собравшихся недавно на съезды своих Советов и единодушно принявших решение об образовании "Союза Советских Социалистических Республик", служит надежной порукой в том, что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем, что новое союзное государство явится достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.

Раздел второй.
ДОГОВОР ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР: Советская Социалистическая Республика Азербайджан, Советская Социалистическая Республика Грузия и Советская Социалистическая Республика Армения) объединяются в одно союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик.

Глава первая. О ПРЕДМЕТАХ ВЕДЕНИЯ ВЕРХОВНЫХ ОРГАНОВ
ВЛАСТИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:
а) представительство Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами;
б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками;
в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;
г) объявление войны и заключение мира;
д) заключение внешних и внутренних займов Союза Советских Социалистических Республик и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик;
е) ратификация международных договоров;
ж) руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли;
з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик;
и) руководство транспортным и почтово - телеграфным делом;
к) организация и руководство Вооруженными Силами Союза Советских Социалистических Республик;
л) утверждение единого государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, в состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них и надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик;
м) установление единой денежной и кредитной системы;
н) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза Советских Социалистических Республик;
о) общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда;
п) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза;
р) установление основных законов о труде;
с) установление общих начал в области народного просвещения;
т) установление общих мер в области охраны народного здравия;
у) установление системы мер и весов;
ф) организация общесоюзной статистики;
х) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;
ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;
ч) отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений съездов советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик;
ш) разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками.
2. Утверждение и изменение основных начал настоящей Конституции подлежит исключительному ведению Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик.

Глава вторая. О СУВЕРЕННЫХ ПРАВАХ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК
И О СОЮЗНОМ ГРАЖДАНСТВЕ

3. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. Союз Советских Социалистических Республик охраняет суверенные права союзных республик.
4. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.
5. Союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции.
6. Территория союзных республик не может быть изменяема без их согласия, а равно для изменения, ограничения или отмены статьи 4 требуется согласие всех республик, входящих в Союз Советских Социалистических Республик.
7. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство.

Глава третья. О СЪЕЗДЕ СОВЕТОВ
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

8. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является Съезд Советов, а в период между Съездами Советов - Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей.
9. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик составляется из представителей городских Советов и Советов городских поселений по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов - по расчету 1 депутат на 125000 жителей.
10. Делегаты на Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избираются на губернских съездах Советов. В тех республиках, где нет губернских объединений, делегаты избираются непосредственно на съезде Советов данной республики.
11. Очередные Съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик один раз в год; чрезвычайные съезды созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по его собственному решению, по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей или же по требованию двух союзных республик.
12. При чрезвычайных обстоятельствах, препятствующих созыву в срок Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик, Центральному Исполнительному Комитету Союза Советских Социалистических Республик предоставляется право отсрочки созыва Съезда.

Глава четвертая. О ЦЕНТРАЛЬНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ КОМИТЕТЕ
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

13. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик состоит из Союзного Совета и Совета Национальностей.
14. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избирает Союзный Совет из представителей союзных республик пропорционально населению каждой, всего в составе 414 членов.
15. Совет Национальностей образуется из представителей союзных и автономных советских социалистических республик - по 5 представителей от каждой и из представителей автономных областей РСФСР - по одному представителю от каждой. Состав Совета Национальностей в целом утверждается Съездом Советов Союза Советских Социалистических Республик.
Примечание. Автономные республики - Аджария и Абхазия - и автономные области - Юго - Осетия, Нагорный Карабах и Нахичеванская - посылают в Совет Национальностей по одному представителю.

16. Союзный Совет и Совет Национальностей рассматривают все декреты, кодексы и постановления, поступающие к ним от Президиума Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, отдельных народных комиссариатов Союза, центральных исполнительных комитетов союзных республик, а также возникающие по инициативе Союзного Совета и Совета Национальностей.
17. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик издает кодексы, декреты, постановления и распоряжения, объединяет работу по законодательству и управлению Союза Советских Социалистических Республик и определяет круг деятельности Президиума Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик.
18. Все декреты и постановления, определяющие общие нормы политической и экономической жизни Союза Советских Социалистических Республик, а также вносящие коренные изменения в существующую практику государственных органов Союза Советских Социалистических Республик, обязательно должны восходить на рассмотрение и утверждение Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.
19. Все декреты, постановления и распоряжения, издаваемые Центральным Исполнительным Комитетом, обязательны к непосредственному исполнению на всей территории Союза Советских Социалистических Республик.
20. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик имеет право приостанавливать или отменять декреты, постановления и распоряжения Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, а также съездов советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик и других органов власти на территории Союза Советских Социалистических Республик.
21. Очередные сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик созываются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета три раза в год. Чрезвычайные сессии созываются по постановлению Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, по требованию Президиума Союзного Совета или Президиума Совета Национальностей, а также по требованию центрального исполнительного комитета одной из союзных республик.
22. Законопроекты, восходящие на рассмотрение Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, получают силу закона лишь при условии принятия их как Союзным Советом, так и Советом Национальностей и публикуются от имени Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.
23. В случаях разногласий между Союзным Советом и Советом Национальностей вопрос передается в создаваемую ими согласительную комиссию.
24. При недостижении соглашения в согласительной комиссии вопрос переносится на рассмотрение совместного заседания Союзного Совета и Совета Национальностей, причем, в случае отсутствия большинства голосов Союзного Совета или Совета Национальностей, вопрос может быть передан, по требованию одного из этих органов, на разрешение очередного или чрезвычайного Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик.
25. Союзный Совет и Совет Национальностей для подготовки их сессий и руководства работой последних выбирают свои Президиумы, в составе по 7-ми членов каждый.
26. В период между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик высшим органом власти является Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, образуемый Центральным Исполнительным Комитетом в количестве 21 члена, в число которых входят в полном составе Президиумы Союзного Совета и Совета Национальностей.
Для образования Президиума Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик (ст. ст. 26 и 37 настоящей Конституции) устраивается совместное заседание Союзного Совета и Совета Национальностей. Голосование на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей производится отдельно Союзным Советом и Советом Национальностей.
27. Центральный Исполнительный Комитет избирает по числу союзных республик четырех председателей Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик из состава членов Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.
28. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик ответствен перед Съездом Советов Союза Советских Социалистических Республик.

Глава пятая. О ПРЕЗИДИУМЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

29. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, в период между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, является высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти Союза Советских Социалистических Республик.
30. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик наблюдает за проведением в жизнь Конституции Союза Советских Социалистических Республик и исполнением всех постановлений Съезда Советов и Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик всеми органами власти.
31. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик имеет право приостанавливать и отменять постановления Совета Народных Комиссаров и отдельных народных комиссариатов Союза Советских Социалистических Республик, а также центральных исполнительных комитетов и советов народных комиссаров союзных республик.
32. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик имеет право приостанавливать постановления съездов Советов союзных республик, с последующим внесением этих постановлений на рассмотрение и утверждение Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.
33. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик издает декреты, постановления и распоряжения, рассматривает и утверждает проекты декретов и постановлений, вносимых Советом Народных Комиссаров, отдельными ведомствами Союза Советских Социалистических Республик, центральными исполнительными комитетами союзных республик, их президиумами и другими органами власти.
34. Декреты и постановления Центрального Исполнительного Комитета, его Президиума и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик печатаются на языках, общеупотребительных в союзных республиках (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, тюрко - татарский).
35. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик разрешает вопросы о взаимоотношениях между Советом Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и народными комиссариатами Союза Советских Социалистических Республик, с одной стороны, и центральными исполнительными комитетами союзных республик и их президиумами - с другой.
36. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик ответствен перед Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик.

Глава шестая. О СОВЕТЕ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

37. Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик является исполнительным и распорядительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик и образуется Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик в составе:
председателя Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик;
заместителей председателя;
народного комиссара по иностранным делам;
народного комиссара по военным и морским делам;
народного комиссара внешней торговли;
народного комиссара путей сообщения;
народного комиссара почт и телеграфов;


народного комиссара труда;

народного комиссара финансов.
38. Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик в пределах, предоставленных ему Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик прав и на основании Положения о Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, издает декреты и постановления, обязательные к исполнению на всей территории Союза Советских Социалистических Республик.
39. Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик рассматривает декреты и постановления, вносимые как отдельными народными комиссариатами Союза Советских Социалистических Республик, так и центральными исполнительными комитетами союзных республик и их президиумами.
40. Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик во всей своей работе ответствен перед Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик и его Президиумом.
41. Постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть приостанавливаемы и отменяемы Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик и его Президиумом.
42. Центральные исполнительные комитеты союзных республик и их президиумы опротестовывают декреты и постановления Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, не приостанавливая их исполнения.

Глава седьмая. О ВЕРХОВНОМ СУДЕ
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

43. В целях утверждения революционной законности на территории Союза Советских Социалистических Республик, при Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик учреждается Верховный Суд, к компетенции которого относятся:
а) дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;
б) рассмотрение и опротестование перед Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по представлению прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку ими затрагиваются интересы других республик;
в) дача заключений по требованию Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;
г) разрешение судебных споров между союзными республиками;
д) рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц, Союза в преступлениях по должности.
44. Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик действует в составе:
а) пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик;
б) гражданско - судебной и уголовно - судебной коллегий Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик;
в) военной и военно - транспортной коллегий.
45. Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик в составе его пленарного заседания образуется из 11-ти членов, в том числе председателя и его заместителя, 4-х председателей пленарных заседаний верховных судов союзных республик и одного представителя Объединенного Государственного Политического Управления Союза Советских Социалистических Республик, причем председатель и его заместитель и остальные пять членов назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.
46. Прокурор Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик и его заместитель назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. На обязанности прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик лежит дача заключений по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик, поддержание обвинения в заседании его и, в случае несогласия с решениями пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик, опротестование их в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.
47. Право направления указанных в ст. 43 вопросов на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик может иметь место исключительно по инициативе Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, его Президиума, прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик, прокуроров союзных республик и Объединенного Государственного Политического Управления Союза Советских Социалистических Республик.
48. Пленарные заседания Верховного Суда Союза образуют специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения:
а) уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных республик, и
б) дел персональной подсудности членов Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик.
Принятие Верховным Судом Союза Советских Социалистических Республик к своему производству этих дел может иметь место исключительно по особым на каждый раз постановлениям Центрального Исполнительного Комитета Союза или его Президиума.

Глава восьмая. О НАРОДНЫХ КОМИССАРИАТАХ
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

49. Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного управления, входящими в круг ведения Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, образуется 10 народных комиссариатов, указанных в ст. 37 настоящей Конституции, действующих на основе Положений о народных комиссариатах, утвержденных Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик.
50. Народные комиссариаты Союза Советских Социалистических Республик делятся на:
а) общесоюзные народные комиссариаты - единые для всего Союза Советских Социалистических Республик;
б) объединенные народные комиссариаты Союза Советских Социалистических Республик.
51. Общесоюзными народными комиссариатами Союза Советских Социалистических Республик являются народные комиссариаты:
по иностранным делам;
по военным и морским делам;
внешней торговли;
путей сообщения;
почт и телеграфов.
52. Объединенными народными комиссариатами Союза Советских Социалистических Республик являются народные комиссариаты:
высший совет народного хозяйства;
продовольствия;
труда;
финансов и
рабоче - крестьянской инспекции.
53. Общесоюзные народные комиссариаты Союза Советских Социалистических Республик имеют при союзных республиках своих уполномоченных, непосредственно им подчиненных.
54. Органами объединенных народных комиссариатов Союза Советских Социалистических Республик, осуществляющими на территории союзных республик их задания, являются одноименные народные комиссариаты этих республик.
55. Во главе народных комиссариатов Союза Советских Социалистических Республик стоят члены Совета Народных Комиссаров - народные комиссары Союза Советских Социалистических Республик.
56. При каждом народном комиссаре, под его председательством, образуется коллегия, члены которой назначаются Советом Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик.
57. Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего комиссариата, доводя о них до сведения коллегии. В случае несогласия с тем или иным решением народного комиссара коллегия или отдельные ее члены, не приостанавливая исполнения решения, могут обжаловать его в Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик.
58. Распоряжения отдельных народных комиссариатов Союза Советских Социалистических Республик могут быть отменяемы Президиумом Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик.
59. Распоряжения народных комиссариатов Союза Советских Социалистических Республик могут быть приостанавливаемы центральными исполнительными комитетами или президиумами центральных исполнительных комитетов союзных республик при явном несоответствии данного распоряжения Союзной Конституции законодательству Союза или законодательству союзной республики. О приостановке распоряжения центральные исполнительные комитеты или президиумы центральных исполнительных комитетов союзных республик немедленно сообщают Совету Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и соответствующему народному комиссару Союза Советских Социалистических Республик.
60. Народные комиссары Союза Советских Социалистических Республик ответственны перед Советом Народных Комиссаров, Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик и его Президиумом.

Глава девятая. ОБ ОБЪЕДИНЕННОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
ПОЛИТИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ

61. В целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом учреждается при Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ), председатель которого входит в Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик с правом совещательного голоса.
62. Объединенное Государственное Политическое Управление Союза Советских Социалистических Республик руководит работой местных органов Государственного Политического Управления (ГПУ) через своих уполномоченных при советах народных комиссаров союзных республик, действующих на основании специального положения, утвержденного в законодательном порядке.
63. Надзор за закономерностью действий Объединенного Государственного Политического Управления Союза Советских Социалистических Республик осуществляется прокурором Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик на основе специального постановления Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

Глава десятая. О СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИКАХ

64. В пределах территории каждой союзной республики верховным органом власти последней является съезд советов республики, а в промежутках между съездами - ее центральный исполнительный комитет.
65. Взаимоотношения между верховными органами власти союзных республик и верховными органами власти Союза Советских Социалистических Республик устанавливаются настоящей Конституцией.
66. Центральные исполнительные комитеты союзных республик избирают из своей среды президиумы, которые в период между сессиями центральных исполнительных комитетов являются высшими органами власти.
67. Центральные исполнительные комитеты союзных республик образуют свои исполнительные органы - советы народных комиссаров в составе:
председателя совета народных комиссаров;
заместителей председателя;
председателя высшего совета народного хозяйства;
народного комиссара земледелия;
народного комиссара финансов;
народного комиссара продовольствия;
народного комиссара труда;
народного комиссара внутренних дел;
народного комиссара юстиции;
народного комиссара рабоче - крестьянской инспекции;
народного комиссара просвещения;
народного комиссара здравоохранения;
народного комиссара социального обеспечения,
а также, с правом совещательного или решающего голоса, по решению центральных исполнительных комитетов союзных республик, - уполномоченных народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов.
68. Высший совет народного хозяйства и народные комиссариаты продовольствия, финансов, труда, рабоче - крестьянской инспекции союзных республик, подчиняясь центральным исполнительным комитетам и советам народных комиссаров союзных республик, осуществляют в своей деятельности директивы соответственных народных комиссариатов Союза Советских Социалистических Республик.
69. Право амнистии, а равно право помилования и реабилитации в отношении граждан, осужденных судебными и административными органами союзных республик, сохраняется за центральными исполнительными комитетами этих республик.

Глава одиннадцатая. О ГЕРБЕ, ФЛАГЕ И СТОЛИЦЕ
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

70. Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на шести языках, упомянутых в ст. 34: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Наверху герба имеется пятиконечная звезда.
71. Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик состоит из красного или алого полотнища, с изображением на его верхнем углу у древка золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Отношение ширины к длине 1:2.
72. Столицею Союза Советских Социалистических Республик является город Москва.

Поводом для составления Конституции в двадцатые годы XX века стало объединение РСФСР с несколькими государствами в Союз. В течение 1923 года главным документом страны был Договор о создании СССР. Но он не был детальным и касался лишь общих принципов, на которых строился Советский Союз.

Для чего писалась Конституция

Договор о создании СССР фактически заработал в начале 1923 года. В течение полугода были сформулированы положения будущей Конституции. По ней Советский Союз:

  • обеспечивал безопасность республик;
  • занимался внешней политикой;
  • вёл внешнюю торговлю;
  • распределял финансирование и определял стратегию развития;
  • контролировал пути сообщения.

Считал, что важно сохранять равенство власти всех входивших в Союз республик. И Договор 1922 года эту позицию закреплял. Но на первом же съезде было решено, что Союз с таким распределением власти не будет эффективным.

Полгода ушло на разработку новой Конституции. 31.01.1924 состоялся II Всесоюзный съезд Советов, где её официально утвердили.

Фактически действовать Конституция начала ещё до её официального утверждения, с июля 1923 года, когда её согласовали на II сессии ЦИК СССР.

В течение двух лет союзные республики откорректировали свои собственные Конституции. Основной документ каждой из союзных республик основывался уже на положениях общесоюзной Конституции.

Структура первой Конституции СССР

Основной документ нового государства состоял из двух разделов:

  • Декларация об образовании СССР;
  • Договор об образовании СССР.

Декларация содержала в себе идеологическую составляющую.

  • Был сохранён принцип равноправия государств;
  • Закреплялась диктатура пролетариата;
  • Сформулированы трудовые права рабочих и крестьян, а так же классовые права трудящихся.

Предполагалось, что вход в состав Союза и выход из него был делом простым и добровольным.

Большевики говорили, что федеративное устройство со временем сменится социалистическим унитаризмом. В планах было создать единое государство с общей системой управления.

Вторая часть Конституции состояла из 11 глав. Они регулировали сферы государственности. Были определены и разъяснены:

  • полномочия верховных органов власти;
  • уровень независимости входящих в СССР республик;
  • порядок проведения ежегодных съездов Советов;
  • полномочия ВЦИК, СНК, Верховного Суда, народных комиссариатов.

Отсутствие выборности было, по мнению стран Запада, признаком недемократичности. А вот большевики, наоборот, считали всеобщие выборы признаком буржуазности, и их отсутствие было настоящей гордостью «власти Советов».

Ну, и, конечно, Конституция 1924 года регламентировала герб и флаг СССР.

Так как большинством мнений СССР определялся как государство с сильным центром, то Конституция 1924 года закрепляла этот центр за РСФСР, и столицей СССР определялась Москва.

12 лет действия Конституции 1924 года

С 1924 по 1936 год этот документ регламентировал жизнь страны. На тот момент это был первый опыт создания такого государства, и за 12 лет стало понятно, какие изменения должны произойти в основном законе СССР. Некоторые поправки в него вносились все эти годы. Но когда определил желаемый вектор развития Советского Союза, тогда в 1936 году на смену этой Конституции пришла новая.