Улей онлайн настольная игра. А как же выиграть? Наши насекомые поздоровались. Что делать дальше

Сколько раз вы уже сталкивались с извечной проблемой поиска компании для хорошей и интересной игры? Сколько раз вы задавались вопросом: «почему меня никто не понимает и считает маленьким ребёнком?» Да, мне 37 лет, да, я взрослый и состоявшийся мужчина и у меня двое детей. Да, я практически генеральный директор этой фирмы, в которой работаю уже 15 лет. У меня хорошая машина и квартира в центре Москвы. Но я люблю настолки! Я без ума от них! Что же мне делать? Дети ещё слишком малы, а супруга кроме шашек не признаёт других игр! Историй много, а вопрос повторяется из уст в уста… Ответ один — попробуйте «Hive». Игра, история создания которой захватывает дух. Игра, ставшая обладателем множества престижных премий. Игра, которая завоёвывала аудиторию и шла через тернии к звёздам… Игра, настроенная на игру только двух игроков. Настоящая дуэль! Результат воплощения детской мечты в реальность превзошёл все ожидания! Игра популярна во всём мире. А теперь, она хочется познакомиться с вами…

Краткие характеристики

  • Тип: Дуэльная игра
  • Издатель: «Мосигра»
  • Сложность правил: Простые
  • Время игры: 20 минут
  • Количество игроков: для 2 игроков
  • Возраст игроков: от 8 лет
  • Язык: знания языков не требуются

СОДЕРЖИМОЕ КАРТОННОЙ КОРОБКИ

Вы знаете, наверное, впервые мне практически не о чем говорить в этой главе. Может быть и не самая удачная затея начинать обзор именно с такой ноты, но всё же. Причина проста! Материал для компонентов подобран крайне удачно. Да и само качество исполнения на должном уровне. Придраться не к чему. Но чтобы вы не уличили меня в предвзятости, я обязательно укажу вам на существующий изъян. Всё-таки, несмотря на удачный форм фактор и текстуру материала, на нём появляются царапины. И ждать особо долго не придётся. Нельзя сказать, что это сильно бросается в глаза. Но тем не менее прекрасный глянец, которым вас встречает новая игра, в скором времени угаснет. Времени всё подвластно. Из прочих несущественных недостатков заметил, что в моей версии, на фишку москита капнула серая краска. Причём от души. Не отмывается =) Качество во всём…


Что ещё вас ожидает в комплекте с игрой? Неудобный буклет с игровыми правилами. Но не настолько, чтобы за одно прочтение он вам сильно надоел. Правила элементарны и оседают в голове, словно это вы их придумали. Всё логично до безобразия. Поэтому прочитали один раз и можно выбросить сложить, чтобы убрать в долгий ящик (или мешочек, о которых чуть ниже).

Говоря же о прочных и удобных мешочках для хранения… Здесь всё настолько индивидуально, что говорить о достоинствах или недостатках не имеет никакого смысла. Лично меня не устраивают огромные размеры и фактура ткани дорожной версии. Кому-то вполне может и понравится… Это дело вкуса. В крайнем случае можно самостоятельно изготовить мешочек того цвета и той фактуры, которая нравится именно вам…

Резюмируя всё вышесказанное — исполнение на пять! Что же касается перечисленных недостатков… наш мир не идеален. Придётся свыкнуться с этой мыслью…

ЦЕЛЬ ИГРЫ ВКРАТЦЕ

Хотите предысторию? Острый сюжет? Тогда вот вам трейлер из игровых правил: «Начните войну ульев! Окружите вражескую королеву с помощью своих насекомых, чтобы победить. Каждый обитатель вашего улья имеет свои уникальные возможности, которые создают основную для очень глубокой и гибкой стратегии. Правила понимаются за тридцать секунд, и играть можно практически где угодно.» Пробрало? главное не забудьте включить подходящую музыку… А если серьёзно, то забудьте о сеттинге. Это здесь совершенно не важно. Важна игровая механика и цель.

А цель игры — полностью окружить королеву улья соперника, защищая при этом свою. Не важно, из чьих фишек построено окружение: ваших или вашего врага. Кто первый окружает королеву улья соперника, тот и побеждает.

МЕХАНИКА ИГРЫ

По традиции разберём игру по типу используемых игровых механик. Напоминаю, что этот абзац скорее для профессионалов, нежели для «обычных» игроков. Любителям хорошо провести время, рекомендуется сразу же ознакомиться с особенностями игровых правил, которые описаны чуть ниже.

  • Grid Movement — перемещение по клеткам. Игровое поле состоит из одинаковых по размеру и форме «клеток» (в том числе гексов - шестиугольников), а перемещения разрешены только между смежными (соседними) клетками. В данном случае, привычное игровое поле отсутствует. Оно собирается игроками самостоятельно и меняется в процессе игры в результате передвижения фишек по определённым правилам.
  • Tile Placement — размещение тайлов. Механика побуждает игроков выкладывать тайлы на поле так, чтобы извлекать выгоду (в том числе победные очки); вместо тайлов также применяются карты, жетоны, фишки и т.д. Яркий пример: «Каркассон». Некоторые абстрактные игры также используют эту механику.

По сути игровые правила невероятно просты. Вам потребуется не более пяти минут, для того, чтобы запомнить все игровые тонкости. Другое дело, что придётся разыграть не один десяток партий, прежде чем вы сможете выработать правильную стратегию и набор методов, благодаря которым вы научитесь контратаковать противника или устраивать хитроумные ловушки. Грубо говоря, перед вами классические, но крайне упрощённые (поймите правильно) шахматы. В распоряжении каждого игрока будет от 5 до 8 типов фигур (в зависимости от количества дополнений, участвующих в игре), которые обладают специфическими особенностями. Научитесь их правильно передвигать, учитывать ситуацию на игровом поле и дело в шляпе. Наверное…

Говоря краткими тезисами, игровой процесс строится следующим образом:

  • Каждый игрок получает по 11 фишек одного цвета (чёрные или белые) и выкладывает их перед собой в открытую (фишек может быть больше, в зависимости от количество используемых расширений);
  • Первый игрок (может быть как белый, так и чёрный) выкладывает одну из своих фишек на центр игрового поля;
  • Второй игрок присоединяет к ней одну из своих фишек (обратите внимание на особенности выкладывания новых фишек );
  • Следующим ходом игроки могут либо выкладывать очередную фишку из своего запаса, либо перемещать (обратите внимание, что перемещение доступно не сразу! — см. особенности перемещения ) уже выложенные на поле фишки;
  • Поражение присуждается игроку, чья королева окажется в окружении первой. Всё просто, как дважды два! Но есть несколько нюансов…

Особенности выкладывания новой фишки

  • Новая фишка может быть выложена в любой момент игры (во время своего хода);
  • Новая фишка должна располагаться таким образом, чтобы она не прилегала к фишке противника (за исключением первого хода);
  • Выложенные фишки остаются на игровом поле до конца игры;
  • Во время партии не обязательно использовать все свои фишки из запаса;
  • Королева улья, должна быть выложена на игровое поле не позднее четвёртого хода (для каждого игрока).

Перемещение фишки

  • Перемещение фишек возможно только после выкладывание в улей королевы;
  • Каждое насекомое передвигается по улью особенным способом;
  • При перемещении фишка может соприкасаться и ложиться рядом с фишками противника;
  • Все фишки должны соприкасаться хотя бы одной стороной. Перемещение, во время которого улей разрывается на две части (после или во время этого действия) запрещено!

Особенности перемещения фишек насекомых

  • Королева пчёл (Queen bee) — может передвигаться только на один шаг. Крайне неповоротлива, но наследников голубых кровей не судят;
  • Паук (Spider) — перемещается ровно на три шага за ход (не больше и не меньше) строго в одну сторону! При движении обязательно должен соприкасаться с другими фишками;
  • Муравей Солдат (Soldier Ant) — может передвигаться со своего места в любое другое вокруг улья, но только в одном направлении;
  • Кузнечик (Grasshopper) — кузнечик способен перепрыгнуть по прямой любое количество фишек. При этом конечная точка его прыжка оказывается в первом свободном месте по траектории его движения;
  • Жук (Beetle) — может передвигаться только на один шаг, при этом способен передвигаться по другим фишкам, таким образом блокируя их. Фишка, на которой расположен жук, лишена возможности передвижения;
  • Божья коровка (Ladybug) — перемещается ровно на три шага. При этом два из них поверх улья, а третий по основному уровню;
  • Москит (Mosquito) — может двигаться так, как фишка, которой он касается. Своеобразный джокер! Правда есть и исключения: если москит граничит только с таким же москитом, то он не может двигаться!
  • Мокрица (Pillbug) — наверное, это самое сильное насекомое в улье. Умеет таскать чужих насекомых и «переваливать» их через себя на новую клетку. Например, она может поднять муравья, поставить себе на спину и свалить рядом с собой за один ход.

И последнее, что стоит обязательно помнить — в игре возможна ничья. То есть, если во время хода игрок одновременно окружает и свою и вражескую королеву улья, поражение никому не засчитывается. Придётся в новой партии определять сильнейшего!

  • Базовая стратегия состоит в том, чтобы контролировать периметр улья, блокируя фигуры противника внутри. Для этой задачи лучше всего подходят муравьи, способные мгновенно перемещаться на требуемые позиции, однако занятые этим муравьи не могут атаковать королеву противника или защищать свою. Правильно размещенные пауки и кузнечики способны быстро перемещаться и блокировать фигуры противника, так что муравьи могут выполнять более важные задачи;
  • Не следует недооценивать пауков, особенно в начале игры. Они уступают муравьям в гибкости, но в начале, пока улей небольшой, пауки могут быстро переместиться на сторону соперника и блокировать его фигуры.
  • Старайтесь как можно раньше блокировать королеву противника. Чем раньше она не сможет двигаться, тем легче ее будет окружить;
  • При окружении королевы и противника убедитесь, что она заблокирована (блокировка обычно осуществляется путем перемещения одной из своих фигур так, чтобы она прилегала только к королеве). Три или четыре взаимосвязанные фигуры в окружении часто позволяют королеве ускользнуть;
  • Всегда ищите возможности перемещать собственную королеву. Иногда королеве удается самой заблокировать несколько фигур противника и серьёзно нарушить его планы;
  • Часто используемая тактика состоит в перемещении жука поверх королевы противника. Таким образом королева лишается возможности перемещаться, а ее клетка считается своего цвета, поэтому можно окружить королеву, просто выкладывая новые фишки. Наконец, противник теряет возможность заблокировать одну из клеток рядом со своей королевой, так как жук может в любой момент сползти туда. Эта тактика делает жуков очень важными фигурами в середине игры и в эндшпиле. Обороняющийся игрок должен попытаться заблокировать жуков противника или накрыть их собственными жуками. Имеет смысл накрыть жука противника, даже если он уже находится поверх королевы, так как он потеряет возможность сползти в последнюю незанятую клетку, а противник не сможет размещать свои фигуры;
  • Рекомендуется вводить кузнечиков в игру на поздних стадиях, так как это позволяет использовать их с максимальной эффективностью, быстро перемещая их по улью или используя их для окружения королевы противника.

Существует множество способов начать игру, но издатель рекомендует два основных варианта:

Паук - королева - муравей (расположенные буквой V, паук впереди). Это гибкое начало, позволяющее королеве максимально свободно перемещаться и рано вводящее в игру муравья.

Королева - паук - паук (расположенные буквой V, королева впереди). Агрессивное начало, позволяющее начать перемещение уже на третьем ходу, чтобы быстро атаковать соперника и блокировать его фигуры. Кроме того, если противник начнет схожим образом, часто появляется возможность свести игру к ничьей, так как королевы расположены рядом. По этой причине в турнирах размещение королевы на первом ходу запрещено. Очень похожим является начало королева - паук - муравей .

Другие варианты начала опираются на жуков или кузнечиков. В зависимости от того, какую форму улей принимает в дальнейшем, жук или кузнечик будут в состоянии выскочить (или выползти) со своей начальной позиции, в то время как паук или муравей вынуждены были бы провести там всю оставшуюся игру.

Не следует оттягивать размещение собственной королевы на четвертый ход. Во-первых, до этого фигуры не смогут перемещаться, а во-вторых, существует риск, что игрок будет вынужден выложить ряд фигур, которые сразу будут заблокированы. Не рекомендуется также выкладывать на первом ходу муравья: первая выложенная фигура часто рано оказывается окруженной, и игрок останется без одного муравья, что сильно уменьшает его шансы. (источник Wikipedia.org)

МОЁ МНЕНИЕ ОБ ИГРЕ

Оформление и исполнение. Правильный маркетинг (разбавим обзор иностранными словами) — двигатель торговли. Вспомним так многими не любимую монополию… Отличный пиар, правильная реклама, удачное оформление, лёгкие правила и игра на первых позициях (нет, не в рейтингах bgg ) в магазинах детских игрушек (секция «настольные игры»). Но, что-то я отвлёкся! Возвращаемся в реалии и видим, что гениальное решение автора и блестящее исполнение игровых компонентов выводят не знакомую никому игру на первые строчки в рейтингах настоящих фанатов настольного ремесла (boardagamecraft — звучит серьёзно).

Великолепные игровые фишки из материала, напоминающего искусственный камень. В меру тяжёлые, гладкие и невероятно приятные на ощупь. А с каким звуком они ложатся на поверхность стола… Это просто прелесть. Изящная фактура, напоминающая керамику и пластик одновременно. Вы можете себе это представить? Словами не описать того восторга, который вы испытаете… Ну, это конечно, если у вас есть тяга к прекрасному и совершенному…

На этом впрочем все прелести и заканчиваются. Хотя с другой стороны, а чего вы ещё ожидали? Всё самое главное уже вам представлено. Не обращайте внимания на не совсем удобные и продуманные мешочки для хранения. А книжечки правил… Прочитали и полно вам… К чему обременять себя лишним мусором? Главное, что сами компоненты выше всяческих похвал…

Подготовка к игре. Вы не поверите, но кажется, что это настоящий рекордсмен. Выложите все фишки на игровой стол, отсортируйте по цветам и вуаля! От силы это займёт у вас десять секунд…

Цена . Друзья! Опять и снова мы возвращаемся к этому вопросу. Никуда в этом материальном мире нам не спрятаться от денежных эквивалентов. Эта игра оценивается розничными магазинами в 990 — 2000 рублей, в зависимости от версии оформления. Обращаю ваше внимание, что функционал при этом совершенно не страдает. Скажу больше — в карманной версии, занимающей самые низкие позиции в ценовой политике, присутствуют игровые фишки из дополнений к игре. То есть за меньшие деньги вы получаете более глубокую версию игры. Приятно, не правда ли?…

Правила. Порог вхождения в игру низкий. Объясняются правила действительно за несколько минут. Понимание о возможностях перемещения той или иной фишки приходит спустя три-четыре хода. Другой вопрос — стратегия… Здесь игровой процесс в какой-то мере схож со всеми известными шахматами… Вы можете с лёгкостью научиться передвигать фигуры, но для того, чтобы в совершенстве овладеть искусством ведения боя с противником, потребуется ни один десяток партий…

Механика . Простота — залог успеха. Выкладывайте шестиугольные фишки, перемещайте их по особым правилам и пытайтесь окружить «королеву» улья соперника, при этом не позволив окружить себя. Разве не элементарно? И не нужно ломать голову. Хотя над тактикой и стратегией придётся задуматься! Попробуйте поучаствовать в одном из турниров. Вы удивитесь! Не всё на самом деле так просто, как кажется на первый взгляд.

Влияние элемента случайности . Интересно, а в шахматах можно говорить об элементе случайности? Ну, в крайнем случае, если вы по независящим от вас причинам просчитались (а могут ли быть такие?)… Хотя это скорее говорит о вашей неподготовленности или вспыльчивости при принятии важных решений. Игра совершенна и не терпит пренебрежительного к ней отношения… Мне так кажется =)

Реиграбельность. Она невероятна. Это я говорю без какого-либо преувеличения… А учитывая идеально сбалансированные фишки дополнений… Десятки и сотни часов хорошей игры вам обеспечены. Но пройдёт время… и… С одной стороны хочется, чтобы автор внёс в игру ещё что-нибудь новенькое. Но с другой присутствует внутри, может и неоправданный, но страх, за то, что пытаясь отполировать совершенство, рука мастера может дрогнуть и оставить неисправимый изъян. Сейчас всё идеально. Стоит ли пытаться сделать лучше?.. Вопрос в пользу бедных.

Атмосфера . Перед вами качественный и хорошо сбалансированный абстракт. Говорить о какой-то атмосфере не приходиться. У вас есть цель и вы обладатель множества средств для её достижения. Насколько правильно вы этим распорядитесь — зависит только от вас. Главное логика! А атмосфера уходит на второй план. Хотя всё-таки представить себя в улье насекомых вы можете попробовать. Вопрос будет только один — откуда здесь столько разномастных существ? Может это вторжение?..

Динамика и даунтайм (ожидание собственного хода) . Если ваш соперник глубоко задумался над дальнейшей тактикой и пытается предотвратить неизбежное, но его понимания не хватает для того, чтобы принять судьбу проигравшего — вы можете установить самостоятельно время на ограничение хода (или разбудить его, если игра показалась скучной). Правда вы скорее будете использовать эти драгоценные минуты для решения собственных задач. Главное правильно расставить приоритеты…

Оптимальный игровой состав. Эээ… Думаю, стоило исключить этот пункт. Но раз уже он остался, то помните — игра исключительно для двоих игроков…

Игровое пространство. Основное условие, которое придётся вам соблюдать — ровная и твёрдая поверхность. Желательно, чтобы фишки лежали неподвижно и ничего не мешало вам использовать их во время партии. Говорить об оптимальной площади немного сложновато, поскольку никогда не знаешь в какую сторону будут разворачиваться боевые действия с вашим соперником. Но лично для себя я определил свободную зону в 30 квадратных сантиметров. Это где-то третья часть обычного обеденного стола. И да! Не забудьте, что теперь можно пить молоко, вино и другие прохладительные напитки (чай тоже не возбраняется, кстати) и закусывать это всё жирной куриной ножкой. Прольёте на стол? Не беда! Испачкаете фишки? Тоже не вопрос. Качественный материал, достаточно протереть влажной тряпкой и игра как новая. Но я всё-таки предпочитаю соблюдать меры безопасности и не употреблять пищу во время игры… что не так с вином, не пойму… =)

Резюме и рекомендации . Вы давно искали отличную логическую игру для двоих? Вы хотели проводить дождливые вечера в компании любимого человека у горящего камина, но требовалось разбавить романтику чем-то ещё? Вы не могли подобрать настолку, которая понравится вашей второй половинке? Наконец-то вы её нашли (я про настолку естественно). Нет, серьёзно. Такой простоты правил, глубины и вариативности, я ещё не встречал. Игра понравится абсолютно всем и каждому, начиная с ребёнка и заканчивая истинным гиком (не без исключений конечно же). Шикарная захватывающая дуэль. Лучшего и представить невозможно. А компактность и отличное качество игровых компонентов, позволят взять игру с собой и наслаждаться ею сотни, тысячи и десятки тысяч партий. Возможно, что однажды, вы разработаете свою собственную тактику и сможете одержать победу в настоящем чемпионате по настольной игре «Hive». По крайней мере удовольствие от участия вы точно получите!..

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И ЭМОЦИИ ОТ ИГРЫ

Это бомба. Скажу откровенно — я много слышал об этой игре, читал какие-то статьи и обзоры, листал правила, видел множество фотографий и даже встречал электронную версию, но я и представить себе не мог насколько это шедевральное произведение. Неужели всё гениальное настолько просто? Неужели не нужно сто пятьсот тысяч разноцветных компонентов, сотни карточек с морей мелкого текста и деревянных фигурок в виде миплов, чтобы игра стала уютной, глубокой и невероятно увлекательной? Оказывается, что не нужно! Перед вами пара десятков фишек с изображением насекомых и больше ничего… В этом вся прелесть. Минимализм, стиль, простота и невероятная глубина… Всё это открывается перед вами в мире «Hive». Бездонное разнообразие, сотни стратегий и… Но знаете, всё это звучит словно рекламный слоган. Поэтому хочется сказать напоследок только одно: пробуйте, восхищайтесь и играйте с удовольствием…

НАГРАДЫ И НОМИНАЦИИ

  • 2003 International Gamers Award — General Strategy: Two-players
  • 2006 Mensa Select Winner
  • 2006 Spiel der Spiele Hit für Zwei Recommended
  • 2007 Golden Geek Best 2-Player Board Game Nominee
  • 2007 Juego del Año Finalist

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ОБ ИГРЕ

  • Впервые идея данной игры пришла в голову её американскому автору John Yianni в далёком 1982 году;
  • В дальнейшем, в 2002 году, John создал компанию Gen 42, которая занимается производством и реализацией настольных игр, в том числе всемирно популярного «Улья»;
  • Прототип игры не имел ничего общего со знакомым нам сеттингом (тематика). Первая версия была о драконах, рыцарях и замках;
  • В 2001 году автор самостоятельно (совместно со своей супругой) изготовил первую партию из 1000 игр своими руками. 2001 год является официальной датой рождения игры;
  • На сегодняшний день игра имеет несколько официальных расширений: Hive: The Ladybug , Hive: The Mosquito , Hive: The Pillbug , которые включают в себя дополнительные фишки с уникальными способностями. Обратите внимание, что дорожная версия, которая издаётся в России уже включает в себя фишки Москит и Божья Коровка;
  • Существуют также неофициальные дополнения к игре: Улей: Скорпион / Hive: The Scorpion Улей: Мотылек / Hive: The Moth Улей: Стрекоза / Hive: The Dragonfly Улей: Мокрица / Hive: The Pillbug. Малоизвестные, экспериментальные дополнения: Улей: Блоха / Hive: The Flea; Улей: Богомол / Hive: The Praying Mantis; Улей: Оса / Hive: The Wasp; Улей: Изумрудная тараканья оса / Hive: The Jewel Wasp; Улей: Сороконожка / Hive: The Centipede; Улей: Скарабей; Улей: Полукруг; Улей: Бабочка / The Butterfly. Улей: Червь / The Worm;
  • В 2009 году игра появилась на платформе IOs. В результате появления цифровой версии многие пользователи предложили множество новых идей по развитию правил. Также были разработаны турнирные правила игры.
  • В 2010 году появилась версия настольной игры «Hive Carbon». По словам автора она была разработана после того как он узнал историю о ребёнке с плохим зрением, который не мог полноценно играть в любимую игру. Стильный вариант исполнения моментально поднял продажи;
  • В 2012-2013 году вышли варианты игры на Android и Xbox. Улей попал в Steam (сервис цифрового распространения компьютерных игр);
  • В России официальным дистрибютером игры является компания «Магеллан».

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА

  • Качество игровых компонентов – 8 из 10
  • Оригинальность каждой партии – 9 из 10
  • Глубина игрового процесса – 8 из 10
  • Уровень взаимодействия между игроками — 9 из 10
  • Динамичность каждой партии – 8 из 10
  • Купить игру в г. Санкт-Петербург.

Играйте с удовольствием!

Впервые игра Улей (английское название Hive) была выпущена в две тысячи первом году.

Сражения насекомых, изображенных на пятигранных фишках, захватили игроков, даже не очень-то жалующих стратегии. Игра Улей очень быстро вышла в топ большинства хит-парадов настольных игр и получила всемирную известность.

Описание и особенности

Настольная игра Улей требует стратегического склада ума. Чтобы победить в этом развлечении, просчитывайте каждый свой шаг, не дав противнику перехватить инициативу.

В распоряжении каждого 11 гексов, белых или черных, с нарисованными насекомыми. Это одна пчела, три муравья, три кузнечика, два паука и два жука. Интересная особенность - отсутствие игрового поля, что дает возможность провести партию практически на любой более-менее ровной поверхности. Гексы выкладываются так, что б касаться "дружественных" фишек хотя бы одной стороной. В результат образуется рой или "улей".

Основным аналогом игры Улей (Hive) считаются только шахматы. Данная игра развивает математические способности и умение просчитывать свои действия на несколько ходов вперед.

Очень важен даже первый ход, ведь от него зависит каким позиции займете вы и ваш противник. Как и в настоящем сражении, игроки могут влиять на действия противника прямо и косвенно, просчитывая его дальнейшие шаги или блокируя врагов ситуативно.

Присоединив своего персонажа к грани противника, вы не дадите ему продвинуться в ту сторону, в которую положили фишку. Выбирайте позиции так, чтобы ваши фигуры можно было перемещать по игровой карте в нужном направлении, а фигуры противника - нет.

Чтобы защитить свой улей и завоевать новое жизненное пространство для своих подопечных, изучите все нюансы и выберите победную стратегию.

Ход игры

В Улей (Hive) сражаются в открытую, ведь выставленные фишки видны всем и каждый игрок понимает какие остались у противника на руках. Как и в шахматах, здесь первый ход отдается игроку, выбравшему белых воинов, но игроки могут договориться и о противоположном.

В каждый ход участники имеют право добавить на поле боя нового подопечного или переместить уже имеющегося. Однако ходить они могут только в случае уже прилетевшей королевы. Если та еще находится в запасе, каждый должен оставаться на выложенном месте.

Если Вы положили нового солдата на поле, следите чтобы его грани не касались противника, иначе это будет считаться нарушением кодекса сражений крошечных бойцов. Это правило не распространяется на первую, выложенную на поле фишку специально. На старте фигурки должны разместиться так, чтобы их края соприкасались.

На протяжении всего движения все бойцы могут соприкасаться с другими. Когда игрок завершает свой ход, его подопечный должен примкнуть краем хотя бы к одному союзнику или врагу.

Внимательно выбирайте место для размещения фишек. Разместив в первую очередь слабых бойцов, вы заблокируете проход противнику и оставите сильнейших в тылу, пока не придет их черед сражаться.

Выпустить на поле сражения королеву можно в любой из первых трех ходов. На четвертый шаг игрок будет обязан выложить её, вне зависимости от своего желания.

В игре не допускается разбивка армии на две и больше группы. Двигаться бойцы должны по граням других фишек, тем самым держась в единой сильной "кучке" или рое.

Особенности каждой фишки:

  • Королева

За один ход может передвинуться всего на одну клетку. Иногда такое действие может быть стратегически необходимо, чтобы расстроить планы противника.

  • Жук

Умеет ползать вверх, поэтому ходит не по краю других фишек, но и по головам. Так он может взобраться на своих союзников или заползти на улей противника. За время своего передвижения такой персонаж может сделать только один шаг. Если он залез на другую фигурку, та теряет возможность ходить. Другие жуки могут заползать поверх горки собратьев.

  • Пауки

Считаются лучшими фигурками для нападения на противника. Особенную пользу они приносят в начале игры, когда на карте не так много противников, ведь за одну фазу он может переместиться сразу на три клетки. Если выбрать правильное место для своих пауков, они могут оказаться решающими фигурками на последних стадиях игры.

  • Кузнечик

Как вы наверное, догадались, может только прыгать. Ходит прямо, перескакивая через другие фишки. Одновременно может преодолеть препятствие из нескольких фигурок, которые расположены горизонтально или вертикально. Его главным плюсом можно считать способность оказаться на свободной клетке, которая окружения союзниками или врагами. Также он может перепрыгнуть сразу через обе команды, если по прямой траектории нет других свободных клеток. Благодаря такой способности он может неожиданно ворваться, оказавшись в тылу врага.

  • Главным достоинством муравьев-солдатов

считается их возможность передвигаться на любое количество шагов, по желанию игрока. Так они подходят для роли эффективных захватчиков или быстро окружать врага, решившего напасть на ваше законное место.

Выигрывает тот участник сражения, которому удалось окружить вражескую королеву без шанса на спасение. Продолжительность игры зависит только от тактических навыков, способности анализировать и быстро подстраиваться под сложившуюся ситуацию на карте.

Можно окончить игру ничьей, если обе королевы заперты чужими солдатами.

Игра отличается разнообразием фишек-насекомых

Отличия Карбон

Предыстория создания этой версии такова. Получив письмо от одного из игроков, издательство сделало версию для ребенка с плохим зрением, который не мог различать цвета.

Улей Карбон

Улей Карбон имеет только черные и белые фишки. Теперь люди, страдающие дальтонизмом, не будут сбиваться в попытке понять различие цветов. Игру перенесли на подобную платформу для удобства пользователей, тем самым заслужив признание, как клиентоориентированное издательство.

Пользователи хотели, чтобы игру можно было носить в кармане. Первая реакция производителей - добавить удобную дорожную сумку, которая решала бы эту проблему. Что, собственно, и было сделано. Возможно это связано с тем, что набор быстро стал одним из самых продаваемых на рынке настолок.

Главное отличие от обычного "жилья пчел" заключается в номенклатуре фишек. Здесь вы встретите сразу несколько видов, которые не все ожидают увидеть на охране королевы. Все из них имеют свои цвета в первых двух изданиях:

  • Все пауки коричневого цвета
  • Жучки имеют фиолетовый окрас
  • Для кузнечиков производители выбрали зеленый цвет
  • Муравьи, выступающие в роли солдатов, - синие
  • Глава всех отважных воинов, Королева - золото.

Стратегии

К настоящему времени игроки выработали зачительное количество способов расстановки персонажей так, чтобы именно ваша команда победила. Среди них выделяют две тактики:

  1. Первыми на карту выставляют одного паука, королеву и солдата-муравья. Ставят их в v-образной форме, чтобы восьминогий охотник занимал первую позицию. Этот способ расстановки считается одним из самых гибких, ведь золотая фишка может спокойно перемещаться, а две другие фигурки имеют самую высокую способность к перемещению.
  2. Вторая тактика считается более агрессивной, ведь в ней вводят сразу двух пауков, которые могут захватывать противника и быстро передвигаться по вражескому стану. Третьей в игру вводят королеву, чтобы дать доступ к ходу первым двум персонажам.

В остальных тактиках делается упор на жуков и кузнечиков. Они предусматривают быстрое бегство или неожиданной инициации боя с врагом, резко врываясь в окружение. Первой фигуркой принято выкладывать любые фишки, кроме королевы и муравья, ведь они могут быть быстро заблокированными противниками.

  • Вы можете держать свой улей в форме круга, замыкающего внутри своих врагов. Чтобы сделать это, удобнее использовать муравьев, которые быстро перемещаются и могут перебежать из одной части карты в другую всего за один ход.
  • Королева не всегда должна находиться в окружении своих солдат. Её можно вывести за пределы союзников, дав им возможность запереть врагов, чтобы те не смогли подобраться к своей цели.
  • В начале стоит остерегаться пауков. Они не столь быстроходны, как муравьи, но тоже имеют способность шустро перебегать к противнику, тем самым делая ему блок для хода.
  • Пытайтесь создать препятствие для движения королеве пчел как можно быстрее. Чем раньше вы лишите её возможности ходить, тем больше шансов будет окружить её.
  • Золотая фишка тоже имеет право блокировать чужаков. Иногда это может помешать врагу осуществить свои планы.
  • Жука можно использовать в качестве препятствия движению королевы, разместив его сверху. Так вы лишаете её возможности ходить и выигрываете себе дополнительное время для её окружения.
  • Если игрок перемещает вражеского жука по направлению к драгоценной фишке, вы можете увести её или заставить своих солдат разбежаться, удлинив цепочку движения к цели врага. Так можно гонять жука долгое время. Но остерегайтесь блока другими фишками, которые могут параллельно подползать с разных сторон.
  • Кузнечики хорошо влияют на игру на поздник стадиях. Если ваш жук уже устремился к королеве оппонента, можно не дать ей спастись бегством, использовав прыгуна, который заблокирует уход в одну из сторон.

Что в комплекте?

В одной коробке есть два игровых набора для каждой команды. Чтобы различать где чья фишка, все они имеют два вида фона: белый и черный. Всего в комплект входит двадцать две фишки:

  • Две королевы
  • Четыре паука
  • Четыре жука
  • Шесть кузнечиков
  • Шесть муравьев-охранников
  • Улей правила игры
  • Удобный для проведения на улице партий мешочек, чтобы игру можно носить в кармане
  • Коробка, за счет которой набор выглядит вдвойне красиво.

Введение и история игры.

Первые шаги и игра без багов
В 1982 году Джону Янни было целых 18 лет. Он торговал одеждой в семейном магазине и немного увлекался шахматами. В один прекрасный день он увидел фильм, где два друга каждый день играли в парке в шахматы, причём каждый приносил половину поля и половину фигур. Это сильно зацепило юный разум, и он решил, что нужна игра без поля. И чтобы все фигуры можно было носить в кармане.

Первая версия была про замки, драконов и рыцарей. Некоторые монстры сохранились: например, гигантские крысы ходили как муравьи в базовом Улье. Также были камни, просто блокирующие дорогу, и кабаны, толкающие другие фишки. Вместо королев улья были короли. Поле было прямоугольным, а не гексагональным. В отличие от современной игры, начинающейся с двух фишек в начале поля, в старой версии была полная стартовая позиция (в современном Улье каждый ход есть выбор: двигать одно из существующих насекомых или вводить в игру новое).

Инициализация партии
Примерно через 18 лет (когда Джону исполнилось 36, и он работал вебмастером-на-все-руки), он вдруг вспомнил игру из детства. И начал потихоньку выпиливать фигурки из фанеры во время обеденных перерывов. Тема фэнтези была уже не так популярна, и он перешел на биологию. После тестов с друзьями и семьёй квадратные фишки были заменены на шестиугольные. После кучи-кучи переделок и доработок, удалось получить более-менее стабильный релиз со сходящимся балансом. Поскольку Джон не был профессионалом, ему нужна была обратная связь от настоящих настольных гиков. И он решил обратиться в Finchley Games Club для тестов - это клуб в его городе, который он нашел в сети - и даже не представлял, что там и как.

Он объяснил про свою игру, и его очень тепло встретили. Но сразу остановили: объяснять правила не надо. Сиди и молчи, мол, мы будем читать и пробовать понять, как игроки будут разбираться без тебя. Через несколько часов они сказали: «Джон, мы тебя ненавидим. Из-за тебя мы завтра будем играть в это вместо работы». И расстроились, потому что протестировать игру и не найти в ней багов - это как-то непривычно.

Гаражное производство
В 2001 году Джон решил выпилить первую 1000 игр руками. Вместе с женой Марией они наделали деревянных шестиугольников, напечатали наклеек и стали клеить. 22 тысячи наклеек - это не так просто, как может показаться. Последние добивали толпой из друзей и знакомых в местном KFC с друзьями, Джон проставлялся.

Потом они начали рассылать игры в магазины. Первым 6 штучек взял мужик, который слышал про эту игру от друзей из клуба. Позже его магазин стал одним из самых крупных покупателей Улья - но на 2001 год продажи измерялись единицами, а не тысячами игр в месяц.

Джон поехал на свой первый игровой конвент «Dragonmeet» - это что-то типа Техкранча, только для настольщиков и ролевиков. Продаж было мало, но нашлась ещё пара магазинов, готовая поставить игры на полки. Дальше - сбор любителей комиксов, ярмарка фантастики в Лондоне и так далее. Игра нравилась всем, кто попробовал, но продаж всё ещё было мало.

Успех, провал, провал, успех
В 2002 году случился Эссен. Эссен - город в Германии, где проводится одна из самых здоровых в мире выставок настольных игр. Майк, владелец магазина, где продавался Улей, посоветовал взять столько коробок, сколько влезет в машину. Джон с Марией смогли упаковать около 500 штук в багажник и салон, плюс взяли плакаты. На выставке выяснилось, что большинство самостоятельных издателей продаёт по 20-30 игр, что расстраивало.

В первый день на выставку ворвалась огромная толпа гиков со списками игр, которые нужно обязательно купить. Уже известные настольщикам начали хорошо продаваться, а Улей что-то не шел: в списках его попросту не было. Ближе к вечеру, когда настроение стало ниже плинтуса, начались первые продажи. Гики успокаивались, похватав дефицитные игры, и начинали спокойно ходить по выставке. Заходили, смотрели на игру, читали правила, пробовали за столами рядом... К концу дня почти все столы играли в Улей. И вдруг как-то неожиданно тираж начали расхватывать как горячие пирожки. Уже первая сотня казалась настоящим волшебством - а впереди ещё были главные дни выставки. Сразу скажу, они продали 400 коробок в итоге.

На второй день к ним подошёл Клаус из German Publishers Zoch. Он предложил контракт на издание, но Джон ничего не понял из условий и решил переждать, набираясь опыта. Год за годом Клаус подходил потом к его стенду на Эссене, пока не подписал эксклюзив по Германии.

Домой Джон уехал с предложением от «Космоса» - крупного международного издателя. И призом зрительских симпатий Эссена.

Надо сказать, что несмотря на продажи около 1000 штук за два года, некоторые магазины настолок и товаров для хобби в Великобритании уже знали про игру и размещали предзаказы. Чуть позже начали поступать заявки из Европы.

Проблема была в том, что у Джона, как и у многих начинающих производителей, себестоимость коробки зашкаливала: нужно было срочно работать над удешевлением тиража. С трудом через знакомых удалось найти производителя деревянных игрушек, который смог организовать всё серийно. Итак, было решено, что минимальный тираж - 5000 штук. Много, но меньше было просто нерентабельно. Наши герои получили тираж и начали потихоньку продавать его магазинам - но все новые контакты брали по 5-10 штук, не рассчитывая на особые продажи. Тираж грозил отлёживаться дома ещё 5-8 лет такими темпами. Настроения «нафига мы за это взялись» начали витать в воздухе. В 2004 году последним шагом стала Нюрнбергская выставка игрушек, где подписывались крупные контракты. Всё складывалось так, что либо игра выстрелит там, либо придётся всё это бросать и возвращаться в скучный офис.

В отличие от Эссена, на Нюрнберге творились совершенно странные вещи. На соседние стенды подходили люди, и подписывали предзаказы на десятитысячные, двадцатитысячные и (о ужас!) пятидесятитысячные тиражи игр, коробки которых даже не видели. К концу выставки Джон понял, как мало он знает про этот бизнес - и почти чудом получил контракт от американского магазина на 5000 единиц игры. Уф!

Настольные игры - серьёзный бизнес
В 2005 году Джон пересмотрел свою стратегию и начал делать следующие умные вещи:

От прямых заказов на мелкие магазины он перешел к работе с дистрибьюторами и агентами. Они сразу дали ему хорошие продажи как в Англии, так и в Европе.
Оказалось, что Англия - один из самых сложных рынков. Та же Германия была куда прибыльнее. Остальные европейские страны и США тоже давали большую отдачу.
Производство перевели на полимеры (у нас этот материал называется «бакелит» - искусственный камень, нечто среднее между керамикой и пластиком, вы его можете знать по домино, корпусам старых городских телфонов и ступеням эскалатора). По словам Джона, это сразу дало очень ощутимый рост продажи. Фишки было крайне приятно держать в руках, и они звонко стучали о стол. Плюс они стали намного тяжелее и солиднее.
Начал номинироваться на премии. Американский приз в одной из категорий игрушек сразу позволил подписать новые контракты с реселлерами в США.
В 2007 году один из агентов предложил выпустить промо-фишку специально для фанатов игры. Джон взял и придумал москита, умеющего «воровать» способности других насекомых. Когда тираж кончился, на всех выставках стали спрашивать «дополнение с комаром», и Джон решил выпустить две фишки москита в отдельной упаковке. Это было достаточно важно, потому что примерно к этому моменту у Улья появилась оптимальная стратегия выигрыша, дающая сильным игрокам однозначное преимущество. Москит увеличивал вариативность стратегий и вносил необходимую глубину. Много позже появятся ещё дополнения «Божья коровка» и «Мокрица». Кстати, «Мокрица» понадобилась для игроков, предпочитающих психологически-комфортную стратегию глубокой защиты.

Правила на русском языке

Цель игры
Цель игры - полностью окружить королеву улья соперника, защищая при этом свою. Не важно, из чьих фишек построено окружение: ваших или противника. Кто первый окружает королеву улья соперника, тот и побеждает.

Как играть
Игра начинается с того, что первый игрок выкладывает одну из своих фишек на центр стола, затем второй игрок присоединяет к ней одну из своих фишек. В свой ход вы можете либо положить новую фишку, либо переместить одну из уже выложенных своих фишек.

Положить фишку
Новую фишку вы можете выложить в любой момент игры. Её нельзя располагать так, чтобы она прилегала к фишке противника (за исключением первого хода).

За время игры вы можете использовать не все фишки, но если вы выложили фишку, она останется на поле до конца игры.

Улей
Выложенные на стол фишки - это и есть улей.

Выложить королеву
Фишку королевы вы должны выложить в течение первых четырех ходов (то есть на четвертом ходу вы обязаны выложить королеву, если не сделали этого раньше)

Перемещение фишки
Как только вы выложили фишку королевы (но не раньше), вы можете выбирать, выложить ли новую фишку или передвинуть уже лежащую. Каждое существо перемещается по улью особым способом. Перемещая фишку, вы можете класть ее по соседству с фишками соперника.

Кто что умеет в моём улье?

  • Королева медленная: она умеет переползать только на одну клетку, но зато может неожиданно сдвинуться и поломать этим все планы соперника.
  • Паук может перебегать ровно на три клетки по периметру улья: это очень полезно в начале игры.
  • Муравей может перебегать по краю улья на любое количество шагов: он может оказаться где угодно на границе улья, даже в тылу противника. Именно поэтому он становится очень полезен в середине и в конце игры.
  • Кузнечик прыгает: он может перелетать через насекомых противника по прямой, что позволяет ему легко запрыгивать в недоступные места или вырываться из окружения.
  • Жук умеет ползать по другим фигурам сверху, «наступая» на них. Фигура под жуком не может двигаться, пока он не переползёт куда-то ещё.
    Одна из самых популярных стратегий - наползти жуком на королеву противника и заблокировать её этим, а потом окружить муравьями и кузнечиками.
  • Божья коровка ходит на три клетки ровно: две вверху улья (как жук), одну внизу (как королева). Заканчивать ход можно только на нижнем уровне улья, то есть остаться наверху не выйдет. Божья коровка была выпущена в 2011 году для придания игре дополнительной тактической глубины.
  • Москит копирует свойства той фигуры, с которой соприкасается: например, если рядом кузнечик и жук, Москит может прыгнуть или же заползти на фигуру. Фишка существенно усложняет игру и добавляет тактической глубины.
  • Мокрица умеет таскать чужих насекомых и «переваливать» их через себя на новую клетку. Например, она может поднять муравья, поставить себе на спину и свалить рядом с собой за один ход. Так что теперь многим насекомым придётся куда сложнее - ведь их могут неожиданно переместить.
Особенности стратегии улья
  • Во-первых, очень важно правильно начать: ведь первые выложенные фигуры, с одной стороны, позволят быстро занять нужные позиции, а с другой - скорее всего, останутся заблокированными другими насекомыми.
  • Во-вторых, можно быстро блокировать основные угрозы противника: ведь если вы разместите свою фигуру на внешнем крае фигуры противника, она не сможет сдвинуться с места: улей должен быть неразрывным, и ходы, отделяющие от него фигуры, невозможны.

Правила на украинском языке

Цiль Гри
Повністю оточіть королеву суперника, захистивши при цьому свою. Не має значення, із чиїх фішок складається оточення: ваших чи супротивника. Перемагає той, хто першим оточить ворожу королеву вулика.

Пiдготовка до гри
Візьміть усі 13 фішок одного кольору та покладіть їх перед собою малюнком догори.

/Підпис до малюнка: Королева оточена./

Як грати
Гравець, що ходить першим, викладає одну зі своїх фішок на центр столу, після цього другий гравець приєднує до неї свою фішку.

За хід гравець може або покласти нову фішку, або пересунути одну з фішок, викладених на попередніх ходах.

Покласти фішку

Викласти нову фішку ви можете під час свого ходу в будь-який момент гри. Її не можна розміщувати так, щоб вона прилягала до фішки супротивника (крім першого ходу).

Під час гри ви можете використовувати не всі фішки, але ті з них, які вже викладені на поле, залишаються на ньому до кінця партії.

Вулик

Викладені на стіл фішки - це і є вулик.

Викласти королеву

Королева повинна з’явитися в грі протягом перших чотирьох ходів, тобто під час четвертого ходу ви зобов’язані викласти королеву, якщо ви не зробили цього раніше.

Пересування фішки
Щойно ви виклали фішку королеви (але не раніше), ви можете вибирати: класти нову фішку чи пересунути вже викладену. Кожна фігура пересувається по вулику своїм способом. Пересунуту фішку можна розміщувати поряд із фішками супротивника.

Увага: усі фішки повинні торкатися хоча б однією стороною. Під час або після пересування жодна частина вулика не повинна бути відокремленою від іншої частини.

Мешканці вулика
Королева вулика

Королева пересувається тільки на один крок за хід. Незважаючи на це обмеження, вчасне пересування королеви може зруйнувати всі плани супротивника.

/Підпис до малюнка: Із цього місця королеву можна перемістити на чотири різні позиції./

Жук

Жук, як і королева, може пересуватися тільки на один крок за хід. Але при цьому він може рухатися поверх інших фішок вулика. Фішка, на якій знаходиться фішка жука, рухатися не може. При цьому кольором місця у вулику є колір жука, а не фішки під ним.

Якщо жук розташований поверх вулика, ви можете пересувати його по поверхні на один крок за хід.

Жука також можна ставити в оточені порожні місця, які для більшості комах недоступні.

Єдина можливість заблокувати жука - розмістити іншого жука зверху.

Усіх чотирьох жуків можна поставити один на одного.

Увага: викладайте жука за тими ж правилами, що й інші фігури. Ви не можете одразу розмістити жука над вуликом, а тільки пересунути його туди пізніше.

/Підпис до малюнка: Зі свого місця білий жук може пересунутися на чотири позиції./

Коник

Коник стрибає через будь-яку кількість фішок на перше вільне місце по прямій. Це дає йому можливість застрибувати у вільні місця, які оточені іншими комахами.

/Підпис до малюнка: Зі свого місця чорний коник може перестрибнути у три різні точки. Зверніть увагу: він не може перестрибнути «дірку» і опинитися на місці, що позначене хрестиком./

Павук

Павук може пересуватися рівно на 3 кроки за хід (не більше і не менше). Він повинен рухатися в одному напрямку і під час ходу не може повернутися на те місце, де вже був. Під час кожного кроку павук повинен дотикатися хоча б до однієї фішки.

/Підпис до малюнка: З даної позиції чорний павук може рухатися в чотирьох напрямках, але не може одразу переміститися у позицію зліва (під номером 2)./

Мураха-солдат

Мураха пересувається по периметру вулика, але тільки в одному напрямку.

Така свобода пересування робить мураху однією з найцінніших фігур у грі.

/Підпис до малюнка: У даному випадку мураха може перейти в одну з 11 позицій, але не може стати на позицію в центрі вулика (за правилом пересування ковзанням - стор.14)./

НОВІ МЕШКАНЦІ ВУЛИКА
Ця версія гри одразу містить доповнення «Сонечко» та «Москіт», тож у гру додаються два нові мешканці вулика. Рекомендовано для досвідчених гравців.

Сонечко

Сонечко завжди пересувається рівно на три кроки, причому перші два воно робить поверх вулика по інших комахах, а третій - по основному рівню.

Сонечко завжди повинне закінчувати хід на основному рівні вулика і не може, як жук, після ходу залишитися на іншій фішці.

Перевага сонечка над жуком - у швидкості.

/Підпис до малюнка: Сонечко може закінчити хід тільки на позиціях, що позначені зеленим./

Москіт

Москіт переймає поведінку тієї комахи, фішка якої розташована поруч із ним, тож його здібності змінються після кожного ходу. Переймати властивості москіт може і зі своїх фішок, і з фішок супротивника.

Єдиним винятком є москіт, що опинився поверх вулика після ходу за правилами жука. Такий москіт продовжує ходити за правилами жука доти, поки не опиниться на основному рівні.

Якщо на початку ходу москіт торкається тільки іншого москіта, то пересуватися він не може.

Якщо москіт торкається декількох фішок, то він може вибрати спосіб пересування будь-якої із них. Наприклад, москіт, що розташований поряд із коником або мурахою, може або стрибнути, як коник, або рухатися по периметру, як мураха. Наступний хід москіт робить відповідно до правил будь-якої з тих фішок, поряд із якими він виявився.

/Підпис до малюнка: У цій ситуації москіт може рухатися як жук чи павук і закінчити хід на шести позиціях, що позначені зеленим./

ОБМЕЖЕННЯ
Правило єдиного вулика

Усі фішки у грі повинні торкатися одна до одної. Не можна залишати вулик розірваним або ділити його на дві частини. Це правило ви можете використовувати у своїй стратегії - робити так, щоб противник не міг рухати свої фішки.

/Підпис до малюнка: Пересування мурахи ділить вулик на дві частини. Такий хід неприпустимий./

/Підпис до малюнка: Після ходу чорної королеви вулик знову стане єдиним, але такий хід теж неприпустимий, оскільки під час пересування одна фішка буде відірваною від вулика./

Правило пересування ковзанням

Комахи пересуваються виключно ковзаючим рухом. Якщо фішка оточена так, що фізично її неможливо пересунути без відриву від столу, то ходити вона не може.

Увага: викладати нову фішку в оточення інших фішок дозволяється. Головне - щоб це не суперечило правилам викладання фішок. Наприклад, викладена фішка не повинна торкатися фішок іншого кольору.

Неможливо викласти або перемістити фішку

Якщо ви не можете ні викласти фішку, ні пересунути вже виставлену, ви пропускаєте хід. Так триватиме доти, поки у вас знову не з’явиться можливість ходу або поки супротивник не оточить королеву.

КІНЕЦЬ ГРИ
Гра закінчується щойно королева буде повністю оточеною іншими фішками будь-якого кольору. Гравець, королеву якого оточено, вважається переможеним.

Якщо ж одночасно оточеними виявляються дві королеви, гра закінчується нічиєю.

Якщо виникає патова ситуація, то, за згоди гравців, гра також вважається закінченою внічию.

Rules in English

Hive is a bug-themed tabletop game, designed by John Yianni and published in 2001. The object of Hive is to capture the opponent"s queen bee by completely surrounding it, while avoiding the capture of one"s own queen. Hive is an abstract strategy game.
Hive shares elements of both tile-based games and board games. It differs from other tile-based games in that the tiles, once placed, can then be moved to other positions according to various rules, much like chess pieces. Thus, the game has mechanics comparable to an abstract strategy board game and is marketed in that genre. It does not fit the classical definition, however, as there is no gameboard involved; the pieces are simply placed on some relatively flat surface.

Composition
There are 22 pieces in total making up a Hive set, with 11 pieces per player, each representing an insect and a different means of moving (the colors listed are for the third edition of the game; the first and second used full-color drawings):
1 Queen Bee (Yellow-Gold)
2 Spiders (Brown)
2 Beetles (Purple)
3 Grasshoppers (Green)
3 Soldier Ants (Blue)
1 Mosquito (Gray)
1 Ladybug (Red)
1 Pill bug (Cyan)

Gameplay
Setup and placement
On each turn, a player may place a new piece from their supply, or, if their Queen Bee has been placed, move a piece according to its function. A new piece, when placed, must be adjacent to only the player"s pieces; it cannot touch any of the opposing player"s pieces. The only exception to this rule is the first piece played by each player; the first played piece simply cannot be adjacent to anything, and the other player"s first piece must be adjacent to the first player"s piece (see the "one hive rule" in the Movement section below). Once placed, a piece may be moved to a new space regardless of what pieces it will touch, except that it must be adjacent to at least one other piece.

After the Queen Bee has been placed, a player is at liberty to place or move at will; as pieces are placed, the layout, known colloquially as the "hive", gets larger, and pieces become surrounded by others. The strategy in placing tiles is thus usually to wait to place stronger tiles until they have a strong chance of not being immediately trapped.

The Queen Bee must be placed in one of the first four turns, and if a player"s Queen Bee has not yet been placed, that player may not move any pieces. Therefore, it is generally preferable to place the Bee before being forced to do so on the fourth turn.

Movement
Movement of pieces in Hive is governed by the hexagonal shape of the tiles. Tiles must be situated such that one face of a tile contacts the face of an adjacent tile, and a movement of one "space" equates to a shift to a different (imaginary) hex-shaped area that is adjacent to both the current space and to one other piece. The game has no actual board, however it can be thought of as being played on an infinite plane of tessellated hexagons.

A major rule in Hive is the "One-Hive Rule"; a piece may never be moved such that during or after its movement, there are two separate groups of pieces in play. Even if as a result of the piece"s move, the layout remains one group, if the hive becomes disconnected while the piece is in transit the move is illegal. This allows for the basic strategy of "trapping" an opposing piece or pieces by moving one"s own piece to the outside of the opposing piece; the opposing piece then cannot legally move because the trapping piece would be stranded.

With two exceptions, moves are made around the circumference of all pieces of the layout, and a piece may never move into or out of a hex that is almost completely or completely surrounded (known as the "Freedom to Move Rule"). The two exceptions to both are noted below.

  • The Queen Bee is the most limited in movement; she can only move one space at a time. Although restricted, a well-timed movement of the Queen can avoid her being trapped and frustrate an opponent"s plans.
  • The Beetle , like the Bee, can move only one space at a time. However, unlike the Bee, a Beetle can also climb on top of any adjacent piece, and then if the player so wishes can move one space at a time over the top of the layout. The piece under the Beetle cannot move as long as the Beetle remains on top, and for the purpose of placing new tiles, that space is the color of the Beetle"s tile, not the underlying tile. Beetles can move on top of other Beetles even when that Beetle is atop another piece; theoretically a stack 5 tiles high can be constructed, with all four Beetles atop some other tile. A Beetle on top of the layout can crawl back down onto the edge of the board, or into any surrounded space.
  • The Spider can move three spaces around the circumference of the layout; no more, no less. This makes the Spider restricted in terms of its usefulness later in gameplay, however it has a high degree of utility at the beginning of the game as a base for other pieces or as a fast-attack piece while the layout is still small. Even when the layout becomes larger, the Spider, when positioned correctly, can still affect the game significantly.
  • The Grasshopper is, like its namesake, a jumping piece; it moves by jumping over one or more other pieces in a straight line to the first adjacent space on the opposite side of the line of pieces. It always jumps in the direction of one of its faces, never one of its corners. Because of this mode of movement, it can quickly traverse from one side of the layout to the other, and like the Beetle it can move into a surrounded space.
  • The Soldier Ant may move only around the edge of the layout, like the Bee or Spider, but unlike either piece it may move as many spaces as the player wishes. This makes the Ant a very powerful piece, capable of moving from anywhere on the edge of the Hive to anywhere else to trap an opposing piece or free a trapped piece.
  • The Mosquito acts as a sort of "wild card" piece; once played, the Mosquito takes on the characteristics of any other piece it touches at the time, so that its movement and abilities change during the course of the game.
  • The Ladybug moves three spaces; two on top of the Hive, then one down. It must move exactly two on top of the Hive and then move one down on its last move. It may not move around the outside of the Hive and may not end its movement on top of the Hive.
  • The Pillbug moves exactly like a Queen. In addition, the Pillbug has the special ability, in lieu of moving, to pick up and move another bug of either color. When doing so, the Pillbug picks up an adjacent piece and places it into a different, unoccupied space adjacent to itself. This special ability may, for example, be used to rescue a friendly Queen on the verge of being surrounded. The Pill
Endgame
The game ends when a Queen Bee is captured by surrounding it on all 6 sides by either player"s pieces, and the player whose Queen Bee is surrounded loses the game. The game is a draw if a move results in the simultaneous surrounding of both Queen Bees, or in a situation where each player"s best move for a turn leads to an endless cyclical repetition of a series of moves (this situation is known as stalemate).

Стратегическая настольная игра «Улей» – отличное развлечение с простыми правилами для пары игроков. Но не думайте, что все элементарно, ведь понадобится раскинуть мозгами, не дать окружить свою королеву пчел другими насекомыми и не провалить игру. Это отличная зарядка для ума, а у детей разовьет мышление. В зависимости от глубины стратегии партия занимает от 10 минут до часа .

Уровень сложности: лёгкий

Количество игроков: 2

Развивает навыки: сообразительность, стратегия, комбинативность


  • 22 фигуры, на которых разместились насекомые, включая королев пчел;
  • брошюра с правилами игры на русском языке;
  • мешок для хранения.

Почти как шахматы, только про насекомых?

Любители стратегий часто ставят игру «Улей» в параллель с шахматами. Не удивительно, ведь здесь множество комбинаций, и партии не наскучат. Набоков , зная толк в шахматах, говорил:

«Соперники бывают трех типов: новички, умники и мудрецы. Начинающий будет очарован быстро отысканным решением, умник его проигнорирует и предпочтет нечто более сложное, а мыслитель же вдоволь насладится процессом игры ума, который подтолкнет его к примитивному решению.»

Именно в настольном развлечении «Улей» все варианты событий реализуемы, что и дает сходства двум играм.

Почему Улей так популярен?

Ответ прост, настолка пропитана комбинациями стратегий, а объяснение правил игры не займет и пяти минут. Не все готовы часами погружаться в нюансы и лазейки. Если игроки все же захотят задуматься, то тут это применимо, ведь каждый сам выбирает стратегию и не дает сопернику ее разрушить. Так можно не оставить противнику и шанса на успех!

Маленькая война, глубокая стратегия!

Каждый ход игры «Улей» должен иметь за собой смысл, чтобы не дать выиграть противнику. Создавайте стратегии, загоняйте в западню оппонента, ведь на войне все способы хороши! С каждой новой партией игроки начнут тщательнее анализировать ходы, и однажды найдут беспроигрышный вариант.

Что за насекомые?

Насекомые на фишках – основные фигуры, которые приближают игрока к победе. Стандартная комплектация игры включает паука, королеву пчел, жука, муравья, кузнечика. Но создано огромное число дополнений, внедряющее множество интересных персонажей.

Как их выкладывать?

Партия настольной игры «Улей» начинается так, что участник выкладывает любую из фишек на центр стола, а соперник присоединяет насекомое своего цвета (черного, если все его фишки черные). Во время своего хода требуется выложить новую фишку или же поменять положение уже выложенной ранее.

Вам понравится: Каркассон (Carcassone)

Когда выложить королеву?

Фигуру королевы требуется выложить на протяжении первых четырех ходов. Если в течение первых трех королева пчел места не заняла, то на четвертом ходу она обязана это сделать, и никак иначе. В тот момент, когда королева оказалась на поле, можно выбрать, выложить новую фишку или передвинуть имеющуюся в игре.

Как ходят?

Каждое существо передвигается в настолке «Улей» по игровому полю разными способами.

  • Королева достаточно медлительная, она переползает лишь на одну клетку, но вправе неожиданно переместиться и разрушить планы остальных играющих.
  • Пауку разрешено передвигаться ровно на 3 клетки по периметру улья, такое действие полезно в начале партии.
  • Муравей двигается по краю улья на неограниченное число шагов. Так он оказывается и на границе улья, и в тылу соперника.
  • Кузнечик передвигается прыжком, что не очень удивляет. Траектория у него весьма специфична: прыжок через насекомых противника по прямой, так он попадает в недоступные места.
  • Жуку разрешено ползать по фигуркам сверху, наступая на них. Фигура под жуком замирает, пока тот не переползет в иное место. Часто применяется стратегия, когда игрок наползает на королеву соперника, блокируя ей дорогу, а потом окружает её.

Кому понравится?

  • фанатам качественно офомленных, интересных и оригинальных настольных игр;
  • тем, кто берет игры в длительные и короткие путешествия, ведь она упакована в мешок и не содержит в комплектации игрового поля;
  • тем, кто проводит партии вдвоем с ребенком, правила просты, поэтому дети точно оценят игру;
  • любителям спокойного времяпровождения;

Правила игры

Фишка при перемещении должна скользить. Если она окружена другими насекомыми так, что физически передвинуть не получается, значит играть ей в данном ходу невозможно.

Насекомое, которого игрок настолки «Улей» хочет выложить на стол, кладется на свободное место, окруженное другими фишками.

Участник игры, королева которого окружена (как собственными насекомыми, так и противника), признает за ее владельцем поражение. Если обе королевы окружены одновременно, то объявляется ничья.

Начало игры

В настольной игре «Улей» все элементарно: возьмите все 11 фишек одного цвета (белые или черные, подобно шахматам) и разложите их лицом вверх. Вы готовы приступать к партии!

Что категорически нельзя?

Правила игры «Улей» не позволяют пренебрегать следующим правилом: все фишки игроков на протяжении партии плотно прилегают друг к другу. Это значит, что ни один кусок не может быть оторван от улья, образуя две части.

А как же выиграть?

Цель, которую преследует каждый игрок, со всех сторон окружить королеву улья соперника, не давая то же самое сделать противнику. Не имеет значения, из чьих фигур выстроено окружение. Победит тот участник, кто первым окружит королеву.

Какие еще бывают наборы и дополнения?

«Улей Карбон » – специальное издание настолки, включающее оригинальную версию и два дополнения «Москит» и «Божья коровка». В отличие от классического исполнения базовой игры здесь строго черно-белое.

Вам понравится: Уно

«Улей Мокрица » прекрасно дополнит базовый набор и дорожную версию «Улья». Внутри комплекта встретятся две мокрицы разных цветов, которые таскают чужих насекомых и перемещают их через себя на новую клетку. Дополнение не используется без базовой версии, однако применимо для «Улья Карбон».

«Улей: Божья коровка » – дополнение к базовому комплекту с новым персонажем, обладающим собственными свойствами. Божья коровка перемещается на три клетки и не более.

«Улей: Москит » – дополнение для дорожного или базового набора, где персонаж москит копирует свойства насекомых, соприкасающихся с ним.

«Улей Мотылек » – неофициальное приложение к стандартной версии. Мотылек двигается поверх улья и останавливается в ближайшей фишке противоположного цвета (то есть поблизости от фишек соперника). Во время следующего хода он двигается одинаково, но остается поверх улья. Для версии справедливо правило единого улья: когда мотылек перемещается, ему нельзя отделяться, пролетая пустую клетку. Мотылек не принесет пользы в обороне, так как не используется для окружения королевы пчелы соперника.

«Улей Скорпион » – также относится к неофициальным дополнениям. Скорпион парализует соседнее насекомое, принадлежащее сопернику. Фишка парализованного насекомого переворачивается и не двигается, пока противник не потратит ход, чтобы перевернуть ее обратно. Скорпион не вправе навредить идентичному виду соперника.

«Улей Стрекоза » – еще одно добавление к стандартному набору. Соответствующее насекомое передвигается на две позиции, а также поверх других фишек. Также стрекоза передвигает с собой насекомое, на котором находится. Она не вправе быть транспортироваться стрекозой соперника.

«Улей Богомол ». Фишка перемещается на 1,2 или 3 позиции относительно улья. Правила предполагают, что можно убрать из игры богомола и любую близлежащую фишку, если это не приведет к нарушению целостности улья. Взятое насекомое помещается под фигурку богомола.

«Улей Блоха ». Она входит в игру взамен фишки кузнечика. Когда блоха оказывается на игровом поле, она касается как фишки её обладателя, так и фишки противника, за исключением его королевы.

«Улей Оса », персонаж дополнения которой залезает на любую позицию улья, включая окруженные участки, но не остается наверху и не располагается около королевы. Также оса вправе ужалить соседнее насекомое, тогда следующий ход соперника включает передвижение пораженной фишки подальше от осы.

«Изумрудная тараканья оса », где насекомое залетает на любую позицию улья, но не остается наверху или рядом с королевой. Также она жалит, и владеющий ей игрок получает контроль над фишкой соперника, перемещает ее исходя из возможности того насекомого. После этого оно замирает на ход.

«Улей Скарабей ». Он передвигается так, что толкает 1 фишку перед собой. Вместо этого также разрешается поменять ее местами с любой соседней фишкой.

«Улей Полукруг », где соответствующая фишка выкладывается перед участниками так, чтобы образовалось кольцо. Когда улей сомкнется в другом месте, обе фишки игроков выходят из игры.

Вам понравится: Соображарий Два!!

«Улей Бабочка ». Фишка двусторонняя, где на сторонах найдется бабочка и гусеница. В начале партии играет только гусеница, которая перемещается на один шаг в любую сторону. Она не вправе залезть на другие фишки улья. В свой ход игроку дается возможность обратить ее в бабочку, которая наделена следующими способностями. Она двигается вокруг улья в любом направлении, не соприкасаясь фишек соперника.

«Червь », где он перемещается на 3 клетки под ульем и завершает ход лишь под другой фишкой, которая не в стопке. Единство улья нарушать нельзя.

Почему улей карбон черно-белый?

Автор игры «Улей Карбон» предпочел такую гамму, так как однажды получил письмо, что один лондонский мальчик обожает оригинальный «Улей», но плохо различает цвета из-за проблем со зрением. Именно поэтому он выпустил ограниченный тираж настолки, которую в полной мере оценили любители шахмат.

Есть ещё дорожная версия

«Улей (дорожная версия) » – компактная модификация глубокой стратегии в компактном, удобном формате. Здесь игроки обнаружат и два новых персонажа: Божья коровка, ползающая по спинкам других насекомых, и Москит со свойствами хамелеона.