В ходе исследования использованы следующие методы. Методы исследования, используемые при написании дипломной работы
В данной работе нами были использованы следующие методы научного исследования:
Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования;
Педагогические наблюдения;
Анкетирование с использованием разработанной анкеты
«Какие требования предъявляют занимающиеся на тренировках воркаутом »;
Методы математической статистики для обработки полученных результатов анкетирования.
Теоретический анализ специальной литературы как метод научного исследования представляет собой подбор и изучение литературных и официально-документальных источников, относящихся к теме исследования. Теоретический анализ специальной литературы имеет собственные цели и задачи, решение которых позволяет ответить на поставленные вопросы в максимальном объеме. Целью аналитической переработки информации является закрепление теоретических знаний, выработка практических навыков и формирование основных регламентирующих ее деятельность документов.
Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения.
Наибольшая эффективность педагогического наблюдения достигается при использовании его в комплексе с другими методами исследования.
Анкетирование - это один из методов письменного опроса, который служит получению информации о типичности тех или иных явлений. На результативность анкетирования влияют: подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление, дающих валидную (правдивую) информацию; постановка как прямых, так и косвенных вопросов; исключение подсказок в формулировках вопросов; предупреждение двойственного понимания смысла вопросов; предварительная проверка степени понимания вопросов анкеты на небольшом числе респондентов и внесение соответствующих корректировок в содержание анкеты. В роли респондентов могут выступать учащиеся, их родители, учителя, воспитатели и т.д.
Математическая статистика позволяет решить различные задачи обработка фактического материала, получение новых и дополнительных данных, обосновать научную организацию исследования и т.д. В настоящее время компьютеры играют большую роль в математической статистике. Они используются как для расчетов, так и для имитационного моделирования. Алгоритм выполнения работы складывается из следующих этапов. Первым этапом расчетов является нахождение средних арифметических величин исследуемых показателей, позволяющих получить обобщенную характеристику явлений по какому-либо количественному признаку.
Что такое метод научного познания?
Метод это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Современная наука основывается на определенной методологии – то есть совокупности используемых методов и учений о методе. Система методов научного исследования включает в себя, во-первых, методы применяемые не только в науке, но и в других отраслях знания, во-вторых, методы применяемые во всех отраслях науки и. В-третьих, методы специфические для отдельных определенных разделов науки, отдельных научных дисциплин.
Виды методов научного познания
Давайте кратко рассмотрим, какие именно методы чаще всего используются в научных работах :
Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Данный метод является наиболее популярным для курсовых и дипломных работ. Так может использоваться: сравнительно-правовой анализ (например, сравниваются правовые системы России и Франции), статистический анализ (динамика рассматриваемого явления за определенный период) и т. д.
Аналогия – прием познания при котором на основе сходства объектов по одним признакам делается заключение об их сходстве по другим.
Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.
Индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.
Классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком (особое значение имеет в описательных науках: геологии, географии, некоторых разделах биологии).
Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.
Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.
Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общий свойства и признаки объектов.
Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.
Прогнозирование – специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.
Синтез – соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.
Эксперимент – апробирование, испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В эксперименте стремятся выделить изучаемое явление в чистом виде, с тем чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации.
Как использовать методы при написании диплома или курсовой работы
Вот несколько вариантов оформления методологической основы дипломной работы:
1. Методологическую основу исследования составляют научные труды в области уголовно-процессуального, уголовного, конституционного, международного права , криминалистики, теории оперативно-розыскной деятельности, теории государства и права. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, историко-юридический, системно-правовой и другие, системный анализ изучаемых явлений и результатов.
2. В процессе исследовательской работы были применены совокупность методов экономико-статистического анализа, методы анализа и синтеза экономической информации, концепции различных школ финансового менеджмента . Основой оптимизации деятельности ресторана послужила методика предельного анализа.
3. Методологической основой исследования является диалектический метод познания и системный подход. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция , анализ и синтез, методы группировки, сравнения и др.
4. Методологическая основа исследования состояла в применении метода диалектики как общенаучного метода познания, а также ряда частнонаучных методов: исторического, технико-юридического, логического, системного анализа в их различном сочетании. Так, на основе сравнительно-исторического метода проведен анализ истории развития института гражданско-правового договора и порядка его заключения в российской цивилистической науке и законодательстве разных периодов.
Для курсовой работы обычно используется более простой вариант, например:
При написании курсовой работы нами были использованы следующие методы научного исследования:
Сравнительный метод;
Изучение нормативно-правовой базы;
Изучение монографических публикаций и статей;
Аналитический метод.
Все студенты выпускного курса сталкиваются с проблемой: как написать введение для дипломной работы. Ведь этот раздел активно используется в составлении защитного слова, на него больше всего обращают внимания проверяющие. Значит, текст необходимо выверить и отшлифовать до мелочей. Первый раздел должен включать точные формулировки важнейших пунктов проделанного исследования, а также описание использованных в дипломной работе методов.
Структура раздела «Введение»
Существует определённый алгоритм, которого важно придерживаться при написании вступления к дипломной работе. В действительности он довольно прост, если хорошо разобраться. Введение должно последовательно включать следующие пункты:
- Актуальность поднятой проблемы (2-3 абзаца).
- Авторы (отечественные и зарубежные), работавшие над той же темой (1 абзац).
- Объект и предмет исследования (2 предложения, лучше всего их выделить в отдельные абзацы).
- Гипотеза исследования (может быть общей, частной или описательной; формируется на основе поставленной проблемы).
- Цель исследования (не более 1 абзаца).
- Задачи исследования (не более 4-5). Задачи являются составными частями цели и происходят из названий пунктов дипломной работы.
- Методологическая база (методы исследования) в дипломной работе.
- Научная новизна и практическая значимость.
- Структура работы (кратко).
Как определить цель исследования
Необходимо начать с конечного результата, потому что он и будет определять цель исследования в дипломной работе. Сформулируйте, что вы хотите выяснить во второй (практической) главе.
Вообще, целью дипломной работы является решение поставленной проблемы. Формулировка может начинаться словами: определить, выявить, найти, доказать, обосновать и т. п.
Определяем объект и предмет исследования
Этот вопрос нередко вызывает трудности у студентов. Чтобы лучше понимать его, нужно для начала запомнить, что понятие «объект исследования» гораздо шире, чем «предмет исследования».
В первом случае речь идёт о какой-либо сфере знания (организм человека, функционирование предприятия, речевое развитие дошкольника, налогообложение физических лиц, перевод художественного текста и т. п.). Всё это объекты исследований.
Во втором случае имеется в виду отдельный процесс или явление, которое проистекает из данной сферы знания и рассматривается в дипломной работе. Например: дыхательная система, выплата заработной платы, использование сказок, налоги для резидентов и нерезидентов, перевод метафор и т. п. Всё это предметы соответствующих исследований.
Когда пишется введение, то вначале указывается объект (как более широкое понятие), а затем предмет исследования в дипломной работе. Обе формулировки должны быть чёткими, понятными и достаточно лаконичными.
Общенаучные методы исследования в дипломной работе
Поскольку ВКР - это самостоятельное исследование выпускника на тему, связанную с его будущей профессией, для осуществления этой задачи используются научные методы. Их существует большое разнообразие.
Так называемые общенаучные методы исследования в дипломной работе:
- анализ литературы (или нормативно-правовых документов) по теме исследования;
- исторический метод (изучение в хронологическом порядке);
- изучение и обобщение сведений;
- сравнение (например, различных школ исследования или различных результатов одной и той же деятельности);
- абстрагирование (изучение предмета вне его связей с миром);
- синтез (объединение фактов в одно целое);
- индукция (рассуждение от частного к общему);
- дедукция (рассуждение от общего к частному);
- аналогия (перенос знания с одного предмета на другой);
- классифицирование (создание системы, объединяющей разнородные явления по единому принципу);
- моделирование (получение информации о предмете через созданную модель).
Среди общенаучных методов отдельно выделяются эмпирические методы исследования в дипломной работе. Их отличие в том, что они основаны на непосредственном познании свойств предмета. Эти методы используются при написании второй главы дипломной работы. В их числе:
- измерение (получение количественных данных);
- анкетирование или интервьюирование (опрос по нужной проблеме);
- наблюдение (фиксирование каких-либо явлений);
- эксперимент (организация направленного наблюдения);
- сравнение (явлений или качеств).
Частные методы
Одни методы исследования в дипломной работе подходят к любой тематике, а другие используются только в отдельных отраслях знаний. И кроме перечисленных общенаучных теоретических и эмпирических методов, бывают также частные. Они используются в определённых отраслях знания и необходимы для изучения отдельных, специфических вопросов. Например, такими могут быть:
Знание и понимание основных методов научного исследования помогает в написании любых видов подобных работ.
Методы исследования – способы, помогающие достигать поставленных задач и целей в дипломном работе.
Их нужно указать во введении и на основе них выполнять все практические действия. Они подразделяются на практические и теоретические. Более того, в каждой отдельной сфере науки разработаны свои методы, которые также нужно учитывать при написании проекта.
Методы исследования в дипломной работе:
- Анализ. Предполагает рассмотрение предмета или явления с учетом его индивидуальных свойств или признаков.
- Синтез. Объединяет отдельные элементы (признаки, свойства) в одно целое.
- Моделирование. Существующий объект исследования проектируется на определенную модель.
- Аналогия. Подчеркивает сходство отдельных предметов по каким-либо качествам.
- Индукция. Рассуждение от общего к частному.
- Дедукция. Выводы делаются с учетом множества частных свойств предметов.
- Обобщение. Рассматривается множество признаков, чтобы сделать общий вывод об явлении или предмете.
- Классификация. Предметы или явления делятся на определенные категории по отдельно взятому показателю.
- Наблюдение. Основывается на объективном восприятии происходящего с целью получение определенной информации о качествах и свойствах предметов.
- Сравнение. Предполагает сравнение определенного числа предметов между собой по отдельно взятому свойству.
- Измерение. Основывается на точных расчетах и числовых показателях.
- Эксперимент. Заключается в испытании или тестировании изучаемых объектов или явлений в контролируемых или специально созданных условиях.
Рассмотрим примеры методов исследования в дипломе
По праву:
Методологической основой дипломной работы послужили методы: логический, сравнительно-правовой, историко-правовой метод, методы системного анализа, метод теоретико-правового прогнозирования.
По менеджменту:
Методологические основы исследования:
В процессе работы над дипломом я опиралась на методы: теоретического анализа, изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, документального анализа, опроса экспертов, наблюдения.
Пример методов исследования в дипломной работе по экономике:
Методы исследования: методологической основной при написании работы являются научные методы, которые основаны на требованиях объективного и всестороннего факторного анализа финансового состояния организации. Исследования проведены с применением совокупности методов и способов научного познания. Абстрактно-логический метод позволил раскрыть теоретические аспекты оценки финансового состояния и финансовой устойчивости, определить основные характеристики процессов и явлений, происходящих в этой сфере. Системно-структурный метод использован для анализа финансового состояния и выявления структурных изменений. Применение экономико-математических и экономико-статистических методов позволило определить тенденции развития организации, оценить их динамику, выявить диспропорции и противоречия, прогнозировать их дальнейшее развитие и методы повышения финансовой устойчивости организации.
Пример в дипломе по психологии:
Методы исследования: опросники, проективный метод, беседа, наблюдение, анкетирование. Психодиагностические методики: проективная методика «Рисунок семьи»; методика «Определение особенностей распределения ролей в семье», методика выявления самооценки Дембо – Рубинштейна.
Методы исследования курсовой - это способы, определенные техники или средства, с помощью которых решались поставленные задачи и в результате были достигнуты заявленные цели. Несмотря на все разнообразие и наличие узкоспециализированных приемов, методики проведения научных изысканий делятся на две большие группы: теоретические и практические, или эмпирические.
Какие бывают методы исследования в курсовой
Теоретические
Служат для осмысления и обработки эмпирических материалов с помощью логических операций и умозаключений.
Анализ | Материальное или умозрительное деление объекта, процесса, предмета, явления на составные части в целях изучения их особенностей и свойств. Для ознакомления с комплексными эволюционирующими системами используется исторический анализ. |
---|---|
Синтез | Процедура, обратная анализу и органически связанная с ним. Заключается в соединении данных, полученных в ходе предшествующего рассмотрения отдельных элементов, в единое целое. |
Классификация | Распределение информации на основе сравнения. Простой, но эффективный способ структурирования подходит абсолютно для всех . |
Абстрагирование | Отвлечение от второстепенных признаков для конкретизации интересующих свойства изучаемого предмета. Часто применяется в гуманитарной отрасли: в философии, филологии, педагогике, литературоведении, психологии и других науках – чтобы выявить ключевые закономерности, скрытые под наслоением несущественных деталей. |
Аналогия |
Аргументированное присвоение атрибутов одного объекта другому на основании сходства их признаков. Существует в двух формах:
|
Индукция | Построение выводов на базе обобщения отдельных фактов. |
Дедукция | Переход от общего к частному. |
Обобщение | Выявление общих свойств и признаков исследуемых феноменов, по которым они объединяются в группы, классы и т. д. |
Идеализация | Подвид абстрагирования, при котором мысленно создаются понятия о не существующих в действительности, но имеющих реальные прообразы объектах. Часто используется как метод исследования в курсовой работе по естественным и общественным наукам. |
Формализация | Раскрытие сущности процессов через математические модели, формулы. Краеугольный камень алгоритмизации, программирования. Широко применяется в лингвистике, точных дисциплинах, логике. |
Аксиоматическое построение | Утверждения вытекают из принятых за исходную точку рассуждения постулатов, не требующих доказательств. |
Восхождение от абстрактного к конкретному | Теоретическое раскрытие сущности изучаемого объекта через движение от первоначальных определений его важных сторон к составлению целостной картины их взаимодействия. |
Прогнозирование | Сложная методика, которую чаще задействуют при написании дипломов. Представляет собой цепочку логических и математических операций, предпринимаемых с целью получить конкретные результаты для формирования разнообразных прогнозов - от предвидения демографических кризисов в социологии до планирования прибыли предприятий в экономике. |
Практические
Предполагают получение знаний опытно-прикладным путем.
Сравнение | Устанавливает сходства и различия, определяет общее и специфическое, выявляет изменения, тенденции и закономерности. Первый уровень любого аналитического исследования. |
---|---|
Наблюдение |
Считается простейшим методом, элементом других практических приемов. Это основа дальнейших практических или теоретических действий. Опирается на восприятие органами чувств предметной деятельности и приводит к результатам, не зависящим от воли наблюдателя. Может быть:
|
Измерение | Определяет выраженное в общепринятых единицах численное значение изучаемой величины в сопоставлении с эталоном. |
Описание | Базируется на результатах наблюдения (качественное) и измерения (количественное) и может квалифицироваться как их завершающая фаза. Собранная информация излагается языком научных понятий, схем, графиков, цифровых данных, которые затем приводятся в курсовой работе. |
Эксперимент | По сути, частный случай наблюдения. Предусматривает опытное изучение предметов и явлений в естественной или преднамеренно созданной среде. Может проводиться непосредственно с исследуемым объектом или с его моделью и предоставляет возможность отследить их свойства в экстремальных условиях. Обязательное свойство достоверного опыта - повторяемость. |
Материальное моделирование |
Разновидность эксперимента. Строится на работе с искусственно созданными имитациями реальных объектов, оперирование с которыми в действительности сопряжено со значительными трудностями или вообще невозможно. Материальные модели могут быть подобны оригиналу:
|
Анкетирование Тестирование Интервью |
Широко применяются в курсовых работах по социально-гуманитарным дисциплинам. Заключаются в сборе устной или письменной информации от собеседников или респондентов. |
Деление методов исследования курсовой на эмпирические и теоретические достаточно условно, поскольку многие приемы относятся к универсальным научным способам работы с исследуемыми объектами, например, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, обобщение, моделирование.
Как оформить методы исследования в курсовой
Выбор определенного метода зависит от темы проекта, его . Приемы должны соответствовать содержанию этапов исследования и способствовать получению максимально точных результатов на каждом из них.
Методы исследования указываются во . Расшифровывать каждый и прописывать его классификационную принадлежность не требуется, достаточно простого перечисления. Лишние писать не стоит: преподаватель может поинтересоваться, где именно и зачем они применялись, а вот специфические для сферы изыскания обозначить надо.
Образец оформления
Пример № 1. История.
Методы исследования: анализ и обобщение специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, посвященных событиям в истории города; изучение архивных материалов и закрытых фондов Музея боевой славы, интервьюирование ветеранов Великой Отечественной войны.
Пример № 2. Право.
Методологическая основа курсовой работы включает: системный анализ, сравнение, типологизацию, теоретико-правовое прогнозирование.
Пример № 3. Психология.
Методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, проективный метод (по Л. Франку), квантификация. Психодиагностические профессиональные методики диагностики эмоционального выгорания личности по В. В. Бойко, «Миссисипская шкала ПТСР».