Святая гликерия гераклейская. Гликерия ираклийская

* Мученицы Гликерии девы и с нею Лаодикия, стража темничного (ок. 177). Перенесение мощей преподобномученика Макария, архимандрита Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца (1688).
Мученика Александра Римского (284-305). Святителя Павсикакия, епископа Синадского (606). Святых Георгия исповедника с супругою Ириною и чадами (ок. 829-842); Никифора, пресвитера монастыря Ефапсийского. Преподобных Евфимия Нового (1028), Иоанна отца его (998), Георгия (1066) и Гавриила (X) Иверских, Афонских; Преподобномучеников монахов иверян, Афонских (ок. 1261-1281). Преподобных Амфилохия (1452), Макария (после 1462), Тарасия (1440) и Феодосия (XV), Глушицких чудотворцев. Праведной Гликерии девы, Новгородской (1522). Священномучеников Василия (Соколова) и Александра (Заозерского) протоиереев, и Христофора (Надеждина) пресвитера. Преподобномученика Макария (Телегина) иеромонаха и мученика Сергия (Тихомирова), Московских (1922). Мучеников 103 Черкасских (XX).

Мученица Гликерия

Мученица Гликерия дева жила во Фракии, происходила от богатых родителей. Когда умерли родители ее, она совершенно отказалась от мирских удовольствий, которые предстояли ей как богатой и знатной по происхождению, и желала принять венец мученический. Это желание ее скоро исполнилось. Во II в. император Антонин воздвиг гонение на христиан. В городе, где жила Гликерия, назначено было жертвоприношение Юпитеру. Сюда прибыл начальник области Савин. Явилась в собрание и Гликерия и просила позволить ей как дочери знаменитого сановника первой принести жертву. «Где же твоя лампада, от которой ты зажжешь жертву?» спросил ее начальник. «А вот на челе моем», сказала Гликерия и при этом сняла с головы покрывало и показала изображение креста Христова, затем помолилась о сокрушении идола, и тогда послышался страшный гром, и идол повергся разбитым на части. Сначала язычники испугались, а затем начали бросать в Гликерию камнями; но ни один камень не коснулся ее. После этого св. Гликерию подвергли разным испытаниям: строгали тело ее железными когтями, морили ее голодом, бросали в разожженную печь, сдирали кожу с головы; но она каждый раз получала исцеление от Бога. Видевшие все это сочли мученицу волшебницей, а иные уверовали во Христа. Так, темничный страж Лаодикий, видя, как Господь исцелил мученицу, когда снята была кожа с ее головы, принял веру Христову, сам на себя наложил оковы и явился к Савицу. Савин тотчас же велел обезглавить его. Наконец святую мученицу бросили на съедение зверям, но звери ласкались к ней. Тогда Гликерия начала просить Бога принять ее в свои небесные селения и скончалась. Мощи ее покоятся в г. Ираклии, и от гробницы ее истекало миро.

Мученик Александр

Мученик Александр был воином в римском войске под начальством Тибериана во времена императора Максимиана (в III в.). Император устроил праздник по случаю обновления языческого храма, и Александр, будучи христианином, не пошел на праздник, а остался дома. Император, узнав об этом и видя мужество и молодость Александра (ему было только 17 лет), сначала хотел ласково уговорить его отречься от Христа, затем, услышав отказ, страшно разгневался на него и приказал жестоко мучить. Господь помогал мученику переносить все мучения. Потом ему отсекли голову. Это было во Фракии. Тело его, брошенное в воду, чудесно извлечено оттуда и погребено родной матерью.

Преподобный Евфимий Новый

Преподобный Евфимий Новый происходил из Грузии и был княжеского рода. Называется Новым в отличие от св. Евфимия Великого, память которого 20 января. Воспитывался преподобный у деда, так как отец его, когда Евфимий был еще младенцем, удалился в монастырь в Константинополе. Скучая о своем сыне, дед отправился с внуком в Константинополь и умолял сына возвратиться домой. Сын не соглашался, не хотел отпускать от себя и Евфимия. Дело дошло до царя; царь сказал: «Пусть решит это Бог. К кому сам отрок пойдет, пусть и останется при том!» И отрок Евфимий, к удивлению всех, бросился к отцу. Отец облек сына в иноческие одежды. Жизнь юного инока под руководством отца была истинно подвижнической, так что стали относиться к нему с особенным уважением. Но это побудило смиренного Евфимия вместе с отцом удалиться на Афонскую гору, в лавру св. Афанасия. Здесь он был рукоположен в священники и, кроме иноческих подвигов, принял на себя труд перевода на грузинский язык некоторых из книг Священного Писания, святоотеческих творений и житий святых. Мало того, св. Евфимий на Афоне возобновил многие храмы, устроил больницы и таким образом возвеличил святую гору. По смерти Афанасия братья упросили его принять управление лаврой, а после того и всей горой. Но недолго жил св. Евфимий в лавре: по любви к уединению удалился он в пустыню. За свою святую жизнь прп. Евфимий удостоился дара чудотворения.
Во время пребывания в Константинополе по делам Святой Горы преподобный однажды ехал на муле и, не сходя с него, хотел было подать милостыню; но мул испугался нищего, понесся по улице, и святой погиб. Это было в 1028 г. От мощей его исходили чудеса. Мощи Евфимия почивают в обители св. Иоанна Предтечи.

Свя-тая Гли-ке-рия му-че-ни-че-ски по-стра-да-ла за Хри-сто-ву ве-ру во II ве-ке во вре-мя го-не-ния на хри-сти-ан им-пе-ра-то-ра Ан-то-ни-на (138-161). Она про-ис-хо-ди-ла из знат-но-го ро-да, отец ее, Ма-ка-рий, был гра-до-на-чаль-ни-ком Ри-ма, впо-след-ствии он пе-ре-се-лил-ся во фра-кий-ский го-род Тро-я-но-поль. Свя-тая Гли-ке-рия ра-но ли-ши-лась от-ца и ма-те-ри. Сбли-зив-шись с хри-сти-а-на-ми, она об-ра-ти-лась к ис-тин-ной ве-ре и еже-днев-но по-се-ща-ла храм Бо-жий. Пра-ви-тель Тро-я-но-по-ля Са-вин, по-лу-чив им-пе-ра-тор-ский при-каз о при-нуж-де-нии хри-сти-ан к при-не-се-нию жертв идо-лам, на-зна-чил для жи-те-лей го-ро-да день об-ще-го по-кло-не-ния идо-лу Зев-су. Свя-тая Гли-ке-рия твер-до ре-ши-ла по-стра-дать за Хри-ста и рас-ска-за-ла о сво-ем на-ме-ре-нии хри-сти-а-нам, про-си-ла их мо-лить-ся о том, чтобы Гос-подь по-слал ей твер-дость к пе-ре-не-се-нию стра-да-ний. В день празд-ни-ка Зев-са свя-тая Гли-ке-рия, на-чер-тав на сво-ем че-ле зна-ме-ние Кре-ста, яви-лась в ка-пи-ще; свя-тая ста-ла на воз-вы-ше-ние в лу-чах солн-ца, сня-ла по-кры-ва-ло с го-ло-вы, по-ка-зав всем свя-той крест, на-чер-тан-ный на ее че-ле. Она го-ря-чо мо-ли-лась Бо-гу, чтобы Он вра-зу-мил языч-ни-ков и со-кру-шил ка-мен-но-го идо-ла Зев-са. Вне-зап-но по-слы-шал-ся гром, ста-туя Зев-са рух-ну-ла на пол и раз-би-лась на мел-кие ча-сти. В яро-сти пра-ви-тель Са-вин и жре-цы при-ка-за-ли на-ро-ду по-бить свя-тую Гли-ке-рию кам-ня-ми, но бро-шен-ные кам-ни не кос-ну-лись свя-той. Свя-тую Гли-ке-рию за-клю-чи-ли в тем-ни-цу, ку-да к ней при-шел хри-сти-ан-ский свя-щен-ник Фило-крат и укре-пил му-че-ни-цу на пред-сто-яв-ший ей по-двиг. Утром, ко-гда на-ча-лись ис-тя-за-ния, вне-зап-но сре-ди му-чи-те-лей по-явил-ся Ан-гел, и все они па-ли на зем-лю, объ-ятые ужа-сом. Ко-гда ви-де-ние ис-чез-ло, то по при-ка-зу Са-ви-на, ед-ва об-рет-ше-го дар ре-чи, свя-тую вновь от-ве-ли в тем-ни-цу, дверь ко-то-рой креп-ко за-пер-ли и за-пе-ча-та-ли лич-ным перст-нем пра-ви-те-ля, чтобы ни-кто не смог к ней про-ник-нуть. Во все вре-мя за-клю-че-ния Ан-ге-лы Бо-жии при-но-си-ли свя-той Гли-ке-рии пи-щу и пи-тие. Спу-стя мно-го дней Са-вин при-шел в тем-ни-цу и сам снял пе-чать. Вой-дя к свя-той, он был по-ра-жен, уви-дев ее жи-вой и здо-ро-вой. От-пра-вив-шись в го-род Ирак-лию, Са-вин по-ве-лел ве-сти ту-да же и свя-тую Гли-ке-рию. Из это-го го-ро-да вы-шли ей на-встре-чу ирак-лий-ские хри-сти-ане с епи-ско-пом До-ме-ти-ем во гла-ве, ко-то-рый пе-ред все-ми про-из-нес мо-лит-ву Гос-по-ду об укреп-ле-нии свя-той в му-че-ни-че-ском по-дви-ге. В Ирак-лии свя-тую Гли-ке-рию вверг-ли в рас-ка-лен-ную печь за от-каз при-не-сти жерт-ву идо-лам, но огонь в ней сра-зу по-гас. То-гда пра-ви-тель в безум-ной яро-сти при-ка-зал со-драть с го-ло-вы свя-той Гли-ке-рии ко-жу. По-том об-на-жен-ную му-че-ни-цу бро-си-ли в тем-ни-цу на ост-рые кам-ни, она же непре-рыв-но мо-ли-лась, и в пол-ночь в тем-ни-цу явил-ся Ан-гел и ис-це-лил ее ра-ны. Тем-нич-ный страж Ла-оди-кий, при-шед-ший утром за свя-той, сна-ча-ла ее не узнал, ду-мая, что му-че-ни-ца скры-лась и хо-тел се-бя убить, бо-ясь на-ка-за-ния, но свя-тая Гли-ке-рия оста-но-ви-ла его. По-ра-жен-ный чу-дом, Ла-оди-кий уве-ро-вал в Ис-тин-но-го Бо-га и про-сил мо-литв свя-той, чтобы и ему по-стра-дать и уме-реть за Хри-ста вме-сте с нею. "Сле-дуй за Хри-стом, и ты спа-сешь-ся", - от-ве-ти-ла ему слав-ная му-че-ни-ца. Ла-оди-кий воз-ло-жил на се-бя узы, ко-то-ры-ми бы-ла свя-за-на свя-тая, и на су-де объ-явил пра-ви-те-лю и всем при-сут-ство-вав-шим о чу-дес-ном ис-це-ле-нии свя-той Гли-ке-рии Ан-ге-лом и ис-по-ве-дал се-бя хри-сти-а-ни-ном. Но-вый из-бран-ник Бо-жий был немед-лен-но усе-чен ме-чом. Хри-сти-ане, тай-но взяв его остан-ки, с че-стью пре-да-ли их по-гре-бе-нию, а свя-тая Гли-ке-рия бы-ла от-да-на на рас-тер-за-ние зве-рям. С ве-ли-кой ра-до-стью вы-шла она на казнь, но вы-пу-щен-ная на свя-тую льви-ца сми-рен-но под-полз-ла к ней и, лас-ка-ясь, ли-за-ла ей но-ги. На-ко-нец, свя-тая с мо-лит-вой об-ра-ти-лась к Гос-по-ду, про-ся, чтобы Он взял ее к Се-бе. В от-вет она услы-ша-ла го-лос с неба, при-зы-вав-ший ее к небес-но-му бла-жен-ству. В это вре-мя на свя-тую бы-ла вы-пу-ще-на дру-гая льви-ца, ко-то-рая бро-си-лась на му-че-ни-цу и умерт-ви-ла ее, но не рас-тер-за-ла. Епи-скоп До-ме-тий и ирак-лий-ские хри-сти-ане с че-стью по-хо-ро-ни-ли свя-тую му-че-ни-цу Гли-ке-рию. Она по-стра-да-ла за Хри-ста око-ло 177 го-да. Свя-тые мо-щи ее про-сла-ви-лись ис-те-че-ни-ем це-леб-но-го ми-ра.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.



Святая праведная Гликерия, дева Новгородская

Гликерия († ок. 1522, Вел. Новгород), прав. дева (пам. 13 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Новгородская. Г. была дочерью Пантелеимона - старосты новгородской Людогощей (Легощей) ул. Сведения о Г. в связи с обретением ее мощей сообщает Новгородская 2-я (Архивская) летопись (2-я пол. XVI в.). Мощи прав. девы были обретены 14 июня 1572 г. за новгородской ц. святых Флора и Лавра на Людогощей ул., очевидно на церковном кладбище, в основном нетленными («тело цило, а не все» - ПСРЛ. Т. 30. С. 192), со сложенными крестообразно на груди руками, в гробу «верх земли»; имя Г., а также указание на ее происхождение, вероятно, сохранились на белокаменном надгробии (в 1-й трети XVI в. надгробия уже имели надписи). Как сообщила Новгородскому архиеп. Леониду пожилая местная жительница Анастасия, Г. хоронили здесь ок. 50 лет назад, т. е. ок. 1522 г. В честь Г. был устроен крестный ход с пением молебнов, «и положили тую девицу на ином месте», т. е., вероятно, в ц. святых Флора и Лавра. В тот же день при гробе Г. получил исцеление 4-летний Агафон, сын подьячего Сувора Богдана, по этому случаю «у владыкы» (т. е. в Новгородском кремле) весь день звонили в колокола. 11 авг. 1572 г. у гроба св. девы произошло 2-е чудо - она «простила человека очима» (Там же. С. 194). Дни обретения мощей и прославления Г. совпали с пребыванием в городе царя Иоанна IV Васильевича (июнь-авг. 1572), в эти месяцы часто совершались по городу крестные ходы во главе с архиепископом, в Новгород из Москвы были возвращены мн. чтимые иконы, на Софийскую звонницу подняты новые колокола.

Исцеления при гробе Г. стали основанием для ее канонизации, происшедшей, вероятно, в том же году (одновременно с прославлением св. Иакова Боровичского и, возможно, по мнению А. С. Хорошева, прп. Тихона Лухского). Днем памяти святой, местно чтившейся в Новгороде, стал день памяти мц. Гликерии - 13 мая; в нек-рых работах (Е. Е. Голубинский, Н. П. Барсуков) можно встретить утверждение, что память святой чтится 23 мая. Ц. святых Флора и Лавра (построена в 1379) была кардинально перестроена на старом фундаменте в 1674-1695 гг., затем в 1830 г., когда к ней с зап. стороны были пристроены паперть с приделом и колокольня. Вероятно, с этого времени мощи Г. находились под спудом в юго-зап. углу храма. Надпись на раке Г. (опубликована Барсуковым) содержала ошибочную дату ее смерти - 7015 (1505) г. В сер. XIX в. во имя Г. был освящен придел в Тихвинской ц. в московском Симоновом Новом в честь Успения Божией Матери мон-ре. Церковь во имя святых Флора и Лавра была разрушена во время обстрелов Новгорода в 1941-1943 гг., в наст. время здесь разбит сквер им. Лени Голикова, раскопки на месте храма не производились.

Канонизация Г. подтверждена включением ее имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было подтверждено 10 июля 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) (Собор известен с 1831). В службе Собору Г. упоминается наряду с др. св. женами Новгорода, имеется отдельный тропарь Г. под 13 мая (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 453; Ч. 2. С. 68-69), молитва и кондак (Трофимов А. Святые жены Руси. М., 1994. С. 112-114).

Источники: ПСРЛ. Т. 30. С. 192, 194.

Литература: Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 221; Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 95-97; Краснянский Г., свящ. Месяцеслов (святцы) Новгородских святых и угодников Божиих. Новгород, 1876. С. 86; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 134-135; Описание о российских святых. С. 264; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 56-57; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 28-30; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 142; Голубинский. Канонизация святых. С. 114-115; Хорошев А. С. Политическая история рус. канонизации (XI-XVI вв.). М., 1986. С. 177, 178, 183, 184; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 319, 380.

М. В. Печников


Святая мученица Гликерия Ираклийская

Гликерия [греч. Γλυκερία] (II в.), мц. Ираклийская (пам. 13 мая), пострадала при имп. Антонине Пии (138-161). Происходила из семьи рим. анфипата (консула) Макария. Вместе с родителями жила во фракийском г. Траянополе. Осиротев, Г. сблизилась с христ. общиной и вела целомудренную жизнь. Когда имп. Антонин Пий начал гонения на христиан, в Траянополе должен был состояться праздник в честь Зевса - лампадофория (или лампадодромия), во время к-рого по городу двигалась процессия с зажженными факелами. Г. опередила толпу язычников, собиравшихся войти в храм, и заявила, что поскольку она самого знатного происхождения, то первой должна принести жертву Зевсу. Когда рим. наместник игемон Савин (Сабин) спросил, где же ее лампада, Г. велела погасить лампады присутствующих, сняла покров с головы и все увидели у нее на лбу знамение креста. По молитве Г. статуя Зевса упала и разбилась. В мученицу полетели камни, но они не только не коснулись ее, но образовали вокруг девушки нечто вроде укрепления. Г. схватили и заключили в темницу, где ее посетил иерей Филократ. На следующий день Г. подвергли мучениям: привязав за волосы к ветвям дерева, ее тело строгали железными орудиями, затем били по лицу. Не добившись отречения от Христа, Г. оставили в темнице без воды и пищи. Придя через неск. дней, Савин обнаружил, что перед Г. стоят блюда с яствами, к-рые приносили ей ангелы. Отправившись по делам в г. Ираклия (Фракия), Савин взял Г. с собой. Там ее, ведомую под конвоем, приветствовали христиане. По приказу Савина Г. была брошена в печь, но осталась невредимой. Затем палачи содрали кожу с головы девушки и положили ее обнаженную на острые камни в темнице. Но когда стражник Лаодикий на др. день вошел к ней, то не узнал ее, настолько цветущий вид имела Г. От страха, что настоящей мученице удалось бежать и его ждет суровое наказание, Лаодикий хотел покончить с собой, но Г. остановила его, объяснив, что ее исцелила вера во Христа. Тогда Лаодикий исповедал себя христианином и был усечен мечом (его память также отмечается 13 мая). Когда Г. отдали на съедение львам, первая львица легла у ног мученицы, вторая загрызла ее, не растерзав тела. Еп. Ираклийский Дометий похоронил Г., от ее мироточивых мощей происходили исцеления. Савин в час гибели мученицы умер от водянки.

Церковь во имя Г. в Ираклии в 591 г. посетил имп. Маврикий, о чем сообщает совр. ему историк Феофилакт Симокатта, к-рый также рассказывает о чуде от мощей Г.: однажды епископ Ираклии решил заменить медный сосуд, в к-рый стекало миро, на серебряный и купил последний в К-поле. Но когда новый сосуд поставили к мощам, истечение мира прекратилось. Выяснив, что сосуд раньше принадлежал чародею Павлину, епископ сообщил об этом патриарху К-польскому свт. Иоанну IV Постнику. Виновники этого происшествия были казнены по настоянию патриарха. В 610 г. церковь посещал также имп. Ираклий, что свидетельствует о почитании Г. в Ираклии по крайней мере до VII в. Согласно местному преданию, в VIII в. мощи Г. были перенесены на о-в Лемнос. Однако глава мученицы, по нек-рым сведениям, осталась в Ираклии, где продолжала почитаться, в ц. вмч. Георгия Победоносца.

Сохранилось анонимное греч. Житие Г. в краткой, изданной в «Acta Sanctorum» (BHG, N 699), и в пространной редакциях, а также рассказ о чуде Г. Никифора Каллиста Ксанфопула (BHG, N 699m).

В греч. и зап. календарях память Г. отмечается 13 мая, однако в ряде визант. рукописей память мученицы указана 10, 12 или 15 мая, а в Иеронимовом Мартирологе - 8 июля (MartHieron. P. 358).

Мощи Г. привезены в Москву в 1604 г. архиеп. Феодосием Амиклонским от К-польского Патриарха Рафаила (Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 318). Они упомянуты в описи Благовещенского собора 1680-1681 гг. (Христианские реликвии. С. 114).

Ист очники : BHG, N 699-699m; ActaSS. Mai. T. 3. P. 12*-15*, 188-193; SynCP. Col. 679-680, 64; ЖСв. Май. С. 430-443; Феофилакт. Ист. Кн. 1. Гл. 11.

Лит ература : Büttner Th. Die Verehrung der hl. Glykeria // BZ. 1897. Bd. 6. S. 96-99; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 179-180; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie // AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 249-252; ΘΗΕ. T. 4. Σ. 568-569; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 97; Sauget J.-M. Gliceria // BiblSS. Vol. 7. Col. 57-58; Aubert R. Glyceria // DHGE T. 21. Col. 230-231. .

О . Н . Афиногенова

Гликерия Ираклийская (+ ок. ), мученица

Происходила из знатного рода, отец ее Макарий был градоначальником Рима, впоследствии он переселился во Фракийский город Траянополь . Святая Гликерия рано лишилась отца и матери. Сблизившись с христианами, она обратилась к истинной вере и ежедневно посещала храм Божий.

Правитель Траянополя Савин, получив императорский приказ о принуждении христиан к принесению жертв идолам , назначил для жителей города день общего поклонения идолу Зевсу . В день, назначенный для жертвоприношения, святая Гликерия, начертав на своем челе знамение Креста, явилась в языческое капище и своей молитвой сокрушила идола. За это святую хотели побить камнями, но камни чудесно не коснулись ее.

Во время мучений ей явился ангел, при виде которого мучители в ужасе пали на землю. Тогда святую стали морить голодом и жаждой, но она оставалась невредимой, так как ангелы Божии приносили ей пищу и питие. Затем Гликерию отправили в город Ираклию Перинфскую близ побережья Мраморного моря во Фракии , где, за отказ принести жертву идолам, ее бросили в раскаленную печь. По молитве святой Гликерии огонь в печи погас. После этого, содрав кожу с ее головы, мученицу связанную и обнаженную положили на острый камень. Ночью ангел Господень исцелил Гликерию и освободил от оков.

Пораженный этим чудом темничный страж Лаодикий уверовал в истинного Бога и, наставленный в вере святой мученицей, принял мученическую кончину. Святая же была отдана на съедение зверям. Однако выпущенная на нее львица стала смиренно лизать ей ноги. Наконец, святая Гликерия с молитвой обратилась к Богу, прося, чтобы Он взял ее к себе. В ответ она услышала голос, призывающий ее к небесному блаженству. Вскоре на святую мученицу выпустили другую львицу, которая умертвила ее, но не растерзала. Случилось это в году .

Почитание

Ираклийские христиане с честью похоронили святую мученицу, мощи которой прославились истечением благоуханного и целебного мира . Очевидцем истечения мира от гроба святой мученицы Гликерии был между прочим император Маврикий (582 - 602). При нем было следующее чудо, совершившееся на гробнице святой мученицы: епископ Ираклийский пожелал заменить медный сосуд, в который истекало святое миро, серебряным, с каковою целью и купил его в Константинополе . Но когда сосуд этот был поставлен при робе святой, миро остановилось. После усиленных молитв и заменения сосуда старым, оно опять потекло. Оказалось, что серебряный сосуд ранее принадлежал человеку, занимавшемуся волхвованием и употребляем был им на дела нечестия.

Литература

  • Свт. Димитрий Ростовский, Жития Святых :
  • Свт. Николай (Велимирович), Охридский Пролог :

Использованные материалы

  • Житие на сайте Православие.ru
  • Свт. Димитрий Ростовский, Жития Святых :

Святая Гликерия мученически пострадала за Христову веру во II веке во время гонения на христиан императора Антонина (138-161). Она происходила из знатного рода, отец ее Макарий был градоначальником Рима, впоследствии он переселился во Фракийский голод Троянополь. Святая Гликерия рано лишилась отца и матери. Сблизившись с христианами, она обратилась к истинной вере и ежедневно посещала храм Божий. Правитель Троянополя Савин, получив императорский приказ о принуждении христиан к принесению жертв идолам, назначил для жителей города день общего поклонения идолу Зевсу. Святая Гликерия твердо решила пострадать за Христа и рассказала о своем намерении христианам, просила их молиться о том, чтобы Господь послал ей твердость к перенесению страданий. В день праздника Зевса святая Гликерия, начертав на своем челе знамение Креста, явилась в капище; святая стала на возвышение в лучах солнца, сняла покрывало с головы, показав всем святой Крест, начертанный на ее челе. Она горячо молилась Богу, чтобы Он вразумил язычников и сокрушил каменного идола Зевса. Внезапно послышался гром, статуя Зевса рухнула на пол и разбилась на мелкие части. В ярости правитель Савин и жрецы приказали народу побить святую Гликерию камнями, но брошенные камни не коснулись святой. Святую Гликерию заключили в темницу, куда к ней пришел христианский священник Филократ и укрепил мученицу на предстоявший ей подвиг. Утром, когда начались истязания, внезапно среди мучителей появился Ангел, и все они пали на землю, объятые ужасом. Когда видение исчезло, то по приказу Савина, едва обретшего дар речи, святую вновь отвели в темницу, дверь которой крепко заперли и запечатали личным перстнем правителя, чтобы никто не смог к ней проникнуть. Во все время заключения Ангелы Божии приносили святой Гликерии пищу и питие. Спустя много дней Савин пришел в темницу и сам снял печать. Войдя к святой, он был поражен, увидев ее живой и здоровой. Отправившись в город Ираклию, Савин повелел вести туда же и святую Гликерию. Из этого города вышли ей навстречу ираклийские христиане с епископом Дометием во главе, который перед всеми произнес молитву Господу об укреплении святой в мученическом подвиге. В Ираклии святую Гликерию ввергли в раскаленную печь за отказ принести жертву идолам, но огонь в ней сразу погас. Тогда правитель, в безумной ярости, приказал содрать с головы святой Гликерии кожу. Потом обнаженную мученицу бросили в темницу на острые камни, она же непрерывно молилась и в полночь в темницу явился Ангел и исцелил ее раны. Темничный страж Лаодикий, пришедший утром за святой, сначала ее не узнал, думая, что мученица скрылась и хотел себя убить, боясь наказания, но святая Гликерия остановила его. Пораженный чудом, Лаодикий уверовал в Истинного Бога и просил молитв святой, чтобы и ему пострадать и умереть за Христа вместе с нею. "Следуй за Христом и ты спасешься", - ответила ему славная мученица. Лаодикий возложил на себя узы, которыми была связана святая, и на суде объявил правителю и всем присутствовавшим о чудесном исцелении святой Гликерии Ангелом и исповедал себя христианином. Новый избранник Божий был немедленно усечен мечом. Христиане, тайно взяв его останки, с честью предали их погребению, а святая Гликерия была отдана на растерзание зверям. С великой радостью вышла она на казнь, но выпущенная на святую львица смиренно подползла к ней и, ласкаясь, лизала ей ноги. Наконец, святая с молитвой обратилась к Господу, прося, чтобы Он взял ее к Себе. В ответ она услышала Голос с Неба, призывавший ее к Небесному блаженству. В это время на святую была выпущена другая львица, которая бросилась на мученицу и умертвила ее, но не растерзала. Епископ Дометий и ираклийские христиане с честью похоронили святую мученицу Гликерию. Она пострадала за Христа около 177 года. Святые мощи ее прославились истечением целебного мира.