Сиддхартха гаутама родился. Возникновение буддизма, сиддхартха гаутама. Возвышение Сиддхартхи Гаутамы

Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама или будда Шакьямуни родился около 500-600 года до нашей эры на севере Индии в семье царя Шуддходана. История просветленного будды начинется когда жене царя Маха Майе приснился сон, в котором она очутилась высоко в горах на ложе из лепестков, а с небес спустился слон, державший в хоботе цветок лотоса. Брахманы трактовали это сновидение как приход великого правителя или мудреца, который принесет миру новое учение.

Рождение будды Сиддхартхи Гаутамы

В майское полнолуние Майя рожает младенца и вскоре умирает. Легенда гласит будто грудной ребенок говорит матери что пришел освободить мир от страданий. Он идет по траве, а вокруг распускаются цветы. Так же на теле младенца находят знаки в доказательство его избранности богами. Так начинается история просветления будды Сиддхартха Гаутама — одного из величайших учителей древнего мира. Здесь автор полагает, что вышеописанные сверхъестественные качества не более чем преувеличение, попытка приукрасить историю (дальше вы поймете почему) .

Мальчика называют Сиддхартха (идущий к цели), он растет в стенах дворца, в изобилии, в достатке и взаперти… Раджа Шуддходана знает о пророчестве и намеревается сделать из принца достойного наследника — великого воина и правителя. Побаиваясь как бы принц не ударился в духовные поиски, царь ограждает Сиддхартху от внешнего мира так, что он не знает что такое болезнь, старость и смерть. Так же он не знает о монахах и духовных учителях (здесь очевиден парадокс — если Гаутама является просветленным с момента рождения, он должен знать о старости, болезни, и тем более о смерти ).

Детство будды Шакьямуни

С раннего детства мальчика посвящают в тайны воинского искусства где он проявляет особый талант. В 16 лет юный принц побеждает на воинском турнире и женится на принцессе Яшодхаре, через год у них рождается сын Рахулу. Раджа видит, что мирские заботы и ратное дело мало волнуют Гаутаму. Больше всего пытливый ум принца жаждет исследовать и познать природу вещей в мире. Будущий будда Сиддхартха Гаутама любит наблюдать и мыслить и часто ненамеренно погружается в медитативные состояния.

Он мечтает о мире вне стен отцовского дворца и однажды у него оказывается такая возможность. Кстати о дворце, в истории жизни Гаутамы Будды описывается величайшая роскошь, в которой буквально «купался» принц. Говорится об озерах с лотосами, богатом убранстве и трех дворцах в которых жила королевская семья во время смены сезонов. На самом деле, когда археологи нашли один из таких дворцов, они обнаружили всего лишь остатки небольшого дома.

Вернемся к истории просветления будды. Жизнь принца меняется, когда он покидает отчий дом и погружается в настоящий мир. Сиддхартха понимает, что люди рождаются, проживают жизнь, их тела стареют, они болеют, и вскоре приходит смерть. Он осознает, что все существа страдают, а после смерти рождаются вновь, чтобы продолжить страдание . Эта мысль поражает Гаутаму до самой глубины души. В этот момент Сиддхартха Гаутама постигает свое предназначение, он осознает цель своей жизни — выйти за пределы и достичь просветления будды.

Учение будды Гаутамы

Будущий будда Шакьямуни навсегда уходит из дворца, срезает свои волосы, снимает украшения и богатое одеяние. В простой одежде он пускается в странствие по Индии. Тогда основной религией был брахманизм — ранняя форма индуизма, и принц-монах начинает постигать это учение. В то время существовало несколько медитативных техник. Одна из них представляла собой аскетизм, частичное или полное голодание для погружения в измененные состояния сознания. Будущий будда Сиддхартха Гаутама выбирает второй путь и в течение продолжительного времени практикует аскезу. У него появляются первые последователи. Вскоре Гаутама доводит свое тело до грани между жизнью и смертью и осознает, что самоограничение разрушает человека, так же как и чрезмерность. Так в нем рождается мысль о Срединном Пути. Его сподвижники разочаровываются и покидают учителя, когда узнают, что он оставил аскезу.

Сиддхартха Гаутама находит в лесу дерево и дает себе обет, он будет пребывать под его тенью пока не достигнет просветления. Принц-монах следит за дыханием концентрируясь на кончике носа при вдохе, наблюдая как воздух наполняет легкие и так же внимательно провожает выдох. Такая медитация успокаивает дух и предшествует состоянию, когда разум чист и очень силен в процессе познания. Возможно, он вспоминает свои предыдущие жизни, смотрит на свое рождение, детство, жизнь во дворце, жизнь бродячего монаха. Вскоре он мысленно приходит к давно забытому состоянию из детства, когда спонтанно погружался в медитацию.

Здесь стоит заметить, когда человек заново проживает ситуации из прошлого, он возвращает себе затраченную энергию. В учении дона Хуана Карлоса Кастанеды эта техника вспоминания называется перепросмотром.

Вернемся к истории просветления будды Сиддхартхи. Под кроной дерева Бодхи к нему приходит демон Мара, который олицетворяет темную сторону человека. Он пытается заставить принца испытать страх, вожделение или отвращение, но Шакьямуни остается безмятежен. Он безразлично принимает все как часть себя и страсти утихают. Вскоре будда Сиддхартха Гаутама постигает Четыре Благородные Истины и достигает просветления. Он называет свое учение Восьмеричный или Срединный Путь. Эти истины звучат примерно так:

  • В жизни есть место страданию
  • Желание обладать есть причина страдания
  • Пагубные желания можно усмирить
  • Следование Срединному Пути ведет к просветлению будды

Это смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия, самоконтроль и отказ от крайностей. Он узнает, что если устранить желание можно избавиться от страдания. Стремление обладать — прямая дорога к разочарованию и страданию. Это состояние сознания свободное от невежества, алчности, ненависти и заблуждений. Это возможность выйти за пределы сансары — бесконечного цикла перерождений. Путь к просветлению будды начинается из и следованию нескольким заповедям: нравственности, медитации и мудрости. Это так же значит не убивать, не красть, контролировать свою сексуальную жизнь (но не отказываться от нее), не лгать и не опьянять ум.

Возвышение Сиддхартхи Гаутамы

Будда Шакьямуни начинает проповедовать Четыре Благородных Истины для всех кто желает достигнуть просветления. После восьми лет скитаний будда Сиддхартха Гаутама возвращается во дворец к покинутой семье. Отец прощает его от всего сердца, а его мачеха молит о принятии в ученики. Сиддхартха соглашается, она становится первой в истории монахиней, а его сын — монахом. Вскоре Гаутама снова покидает свою землю и продолжает проповедовать истину, которую постиг под деревом Бодхи. Сиддхартха основывает школу медитации Сангха, где обучает всех желающих медитации и помогает встать на путь просветления.

Он умирает в майское полнолуние в возрасте 80 лет, возможно от болезни или отравления, доподлинно неизвестно. Перед уходом будда Шакьямуни погружается в глубокий транс на пути к нирване — вечному блаженству, свободе от новых рождений, от страданий и смерти… Тело будды Сиддхартхи Гаутамы кремируют, а его прах сохраняют. Так заканчивается история просветления будды, но не его учение. После смерти, буддизм массово распространяется с помощью царя Индии Ашока, но больше всего благодаря странствующим монахам. Созывается совет, чтобы сохранить наследие будды, таким образом, священные тексты были увековечены и частично дошли до наших дней в первозданном виде. Современный буддизм насчитывает около 400 млн. последователей по всему миру. Это единственная в мире религия без насилия и крови.

Символ буддизма

Символ Гаутамы будды — лотос, прекрасный цветок, который произрастает из грязи, но при этом всегда остается чистым и благоухающим. Так и сознание каждого человека, способно раскрыться и стать таким же прекрасным и чистым как лотос. Смыкаясь на закате лотос укрывается в самом себе — источник просветления и чистоты, недоступный скверне земного мира. Будда Шакьямуни искал и нашел свой путь. Он постиг Знание, которое противоположно обладанию вещами и удовлетворению желаний. Буддизм — это единственная религия, которая не содержит в себе поклонение богу. Посредством учения будды человек учится контролировать свой ум, он может стать хозяином своего ума и достичь нирваны. Сиддхартха был человеком, он учил, что каждый человек при должном усердии может достигнуть просветления и освободится от бесконечного цикла перерождений.

История просветления будды Сиддхартха Гаутама учит что жизнь — это единение тела и разума, продолжается до тех пор, пока существует неудовлетворенное желание. Желание — причина перерождений . Жажда удовольствий, власти, богатства, ввергает нас в круг сансары. Чтобы обрести избавление от этого страшного мира полного скорби нужно избавиться от своих желаний. Только тогда душа просветленного войдет в нирвану, сладость вечного молчания.

Просмотры 7 524

Будда Шакьямуни [(563 до н. э. - 483 до н. э.) Пробуждённый Мудрец из рода Шакьев или Сакьев] - духовный учитель, легендарный основатель буддизма.

Получив при рождении имя Сиддхаттха Готама (пали) / Сиддхартха Гаутама (санскрит) ("потомок Готамы, успешный в достижении целей"), он позже стал именоваться Буддой (буквально "Пробудившимся"). Его также называют: Татхагата, Бхагаван, Сугата (Правильно Идущий), Джина (Победитель), Локаджьештха (Почитаемый миром).

Сиддхаттха Готама родился в царской семье в Северной Индии. За несколько столетий до этого, во время одного из массовых переселений народов, эту территорию колонизировали его предки из клана Шакьев, пришедшие оттуда, где сегодня находится Украина и европейская Россия.

Отец - царь Шуддходана Гаутама - правил небольшим государством с центром в городе Капилавасту, располагавшемся на берегу реки Рохини, протекающей у южного подножья Гималаев (ныне это территория Непала в южной его части). Мать - царица Майя - была дочерью дяди царя, который также царствовал в одном из соседних государств.

Более двадцaти лет у супругов не было детей. Но однажды ночью царица увидела сон, в котором белый слон вошёл в неё через правый бок, и она зачала. Царь, придворные и весь народ с нетерпением ожидали рождения ребёнка.

Когда время родов стало приближаться, царица, по обычаю своего народа, поехала рожать в свой родной дом.

В пути она присела отдохнуть в саду Лумбини (место находится в западной части Непала). Был погожий весенний день, в саду цвели деревья ашока. Царица потянулась правой рукой, чтобы сорвать цветущую ветку, схватилась за неё, и в этот момент начались роды.

В истории жизни Будды говорится, что роды у Махамайи прошли безболезненно и чудесным образом: младенец вышел из левого бока матери, которая в это время стояла, ухватившись за ветвь дерева. Родившись, царевич сделал семь шагов вперед. Там, где он ступал, под ногами появлялись лотосы. Будущий Будда провозгласил, что он пришёл, чтобы освободить человечество от страданий.

Царь, узнав, что у него родился мальчик, был обрадован. Он назвал сына Сиддхартха, что означает "Исполнение всех желаний".

Но после радости царя ждало горе: вскоре умерла царица Майя. Царевича стала растить её младшая сестра Махапраджапати.

Недалеко в горах жил святой отшельник по имени Асита. Ему показали новорождённого, и Асита обнаружил на теле младенца тридцать два великих признака и восемьдесят малых признаков, по которым предсказал, что, когда царевич подрастёт, он либо станет вселенским правителем (чакравартин), который способен объединить весь мир; либо, если покинет дворец, то вступит на путь отшельничества и вскоре станет буддой, который будет спасать существ от страданий.

Царь сначала был обрадован, потом обеспокоен: в своём единственном сыне он желал видеть выдающегося царского наследника, но не аскета-отшельника. Тогда отец Сиддхартхи решил: чтобы не наталкивать сына на философские размышления о смысле жизни, царь создаст для него совершенно райскую атмосферу, исполненную одних радостей.

Царевич был окружён всем, что любят взрослеющие молодые люди. У него было пятьсот самых лучших женщин, возможность заниматься спортом и другими волнующими вещами. Он полностью освоил важное искусство ближнего боя. Ему были обеспечены самые лучшие условия для умственного развития, и в этом царевич также очень скоро преуспел. Таким образом, первые двадцать девять лет своей жизни он переживал лишь разные, сменяющие друг друга проявления радости. В его сознании-хранилище не содержалось ничего тревожащего из прошлых жизней - никаких неприятных впечатлений, которые могли бы выступить на поверхность. Все потенциально болезненное было скрыто от молодого царевича.

До 29 лет принц прожил во дворцах своего отца.

Позже Будда рассказывал ученикам об этих днях:

Монахи, я жил в роскоши, в предельной роскоши, в полной роскоши. У моего отца в нашем дворце были даже лотосовые пруды: в одном из них цвели красные лотосы, в другом белые лотосы, в третьем голубые лотосы, все ради меня. Я использовал сандаловое дерево только из Бенареса. Мой тюрбан был из Бенареса, моя туника, нижняя одежда, и накидка тоже. Надо мной днем и ночью держали белый зонт, чтобы защищать меня от холода, жары, пыли, грязи, и росы.

У меня было три дворца: один для холодного сезона, один для жаркого сезона, и один для дождливого сезона. Во время четырех месяцев дождливого сезона меня развлекали во дворце для дождливого сезона музыканты, среди которых не было ни одного мужчины, и я ни разу не выходил из дворца. В других домах прислугу, работников и дворецких кормили чечевичной похлебкой и дробленым рисом, а в доме моего отца слуг, работников и дворецких кормили пшеницей, рисом и мясом.

Хотя я и был одарен таким богатством, такой полной роскошью, ко мне пришла мысль: "Когда необразованный, заурядный человек, который сам подвержен старению, не преодолел старения, видит другого человека, который стар, он испытывает страх, презрение и отвращение, забывая о том, что он сам подвержен старению, не преодолел старения. Если я, подверженный старению, не преодолевший старения, буду испытывать страх, презрение и отвращение при виде другого старого человека, это будет неподобающим для меня". Когда я заметил это, свойственная молодым людям опьяненность юностью полностью прошла".

Из сутры о роскоши - "Сукхамала сутта"

Вскоре он должен был наследовать трон. Однако надеждам царя не суждено было сбыться в результате четырех знамений. Сиддхартха решил узнать о жизни за стенами дворца и приказал вознице сопровождать его. В первый раз он увидел старика и спросил возницу, почему тот такой худой и сгорбившийся. Таков удел всех людей, без исключения таков естественный и неизбежный итог жизни, - последовал ответ. Тогда Сиддхартха воскликнул "Какой смысл и какая польза от юности, если все завершается столь печально".

Когда Сиддхартха во второй раз вышел из дворца, он повстречал больного. Царевич поразился тому, что болезни не щадят даже самых крепких и здоровых людей, и никто не знает, как их избежать.

Третье знамение случилось, когда Сиддхартха увидел похоронную процессию. Люди несли на носилках тело умершего. Покойника в Индии не прятали от глаз людей в гробах на катафалках, и процедура сожжения тела происходила публично, причем чаще всего на пристани у реки. Сиддхартха пришел к печальному выводу люди не могут влиять на свою судьбу. Никто не хочет стареть, но все стареют; Никто не хочет болеть, но люди болеют. Смерть неизбежна, но тогда бессмысленна жизнь. Сиддхартха пробудился ото сна и начал постигать смысл состояния сансары, связанного со старостью, болезнями, смертью и постоянным становлением. Его поразило, что люди смирились со своей участью. Наконец, четвертое знамение. В этот раз Сиддхартха увидел садху (святого), ходившего по улицам с миской для подаяний. Садху - это "скиталец", считающий, что в том мире, в котором мы живем ("царство сансары"), невозможно обрести свой дом.

После этого молодой царевич Сиддхартха провел ужасную ночь. Он думал не о себе - он был вне этого. Но сознание того, что боль поражает каждого человека, лишило его покоя. Куда бы он ни смотрел, нигде не обнаруживалось ничего, что можно было бы предложить любимым людям в качестве прибежища. Положиться было не на что. Семья, слава, друзья и богатство - все уйдет. Везде он находил лишь непостоянство. Не было ничего вечного или реального - ни во внешнем мире, ни во внутреннем. На следующее утро он выглядел как вопросительный знак - его ум был целиком поглощен этим неразрешимым вопросом.

В таком состоянии он проходил мимо йогина, погруженного в глубокую медитацию. Когда их глаза встретились и умы соприкоснулись, Сиддхартха остановился, очарованный. Возможно, этот человек показывал ему то, что он искал, - настоящее, истинное прибежище. Состояние йогина демонстрировало зеркало за отражениями, океан под волнами, вечное осознавание ума сквозь все его появляющиеся, меняющиеся и растворяющиеся картинки. Внезапно будущий Будда пережил озарение: возможно, за всеми идеями, впечатлениями и между ними есть что-то неизменно сознательное. "Вот оно!" - подумал Сиддхартха. Казалось абсолютно разумным, что доверять следует переживающему, а не меняющимся переживаниям. Встреча с этим человеком впервые дала будущему Будде почувствовать заманчивый вкус ума, который, как он понял, ему самому нужно будет пережить для блага всех.

Он пришёл к отцу и сказал:

Наступило время моего ухода. Прошу тебя не препятствовать мне и не печалиться.

Царь ответил:

Я дам тебе всё, что ты можешь пожелать, если только ты останешься во дворце.

На это Сиддхартха сказал:

Дай мне вечную юность, здоровье и бессмертие.

Я бессилен дать тебе это, - ответил царь, и в ту же ночь Сиддхартха тайком ушел из дворца.

Предания повествуют о том, как в ночь полнолуния Сиддхартха, оставив жену и сына, отправился на границу царства Сакья. Там в возрасте 29 лет он снял одежду, постриг волосы и бороду и отправился дальше уже как странник. Это событие толкуется в буддизме как "продвижение" Сиддхартхи, он отказывается от мирской жизни и предается поискам Истины.

Вначале Сиддхартха направился к отшельникам, жившим вокруг брахмана Райваты, но быстро оставил это место и перешел в Вайшали, к известному созерцателю Арада-Каламе, принадлежавшему по своим воззрениям, по-видимому, к старинной индийской философской школе Санкхья. У Арада-Каламы было 300 учеников, которых он обучал медитации Сферы Ничто (Мир Полного Отсутствия Всего, принадлежит к Миру Без Форм). После недолгой тренировки Бодхисаттва сумел достичь состояния погруженности в Сферу Ничто и спросил учителя: "Вы достигли только этой ступени сосредоточения?" "Да, - ответил Арада, - теперь, что знаю я, знаешь ты". Тогда Бодхисаттва подумал: "Значит, нужно искать чего-то более действенного". И ушел в Центральную Индию. Там через некоторое время он встретил Удрака Рамапутру, обучавшего 700 учеников сосредоточению ума в Сфере ни сознания, ни не-сознания (Мир Ни Присутствия [познания], Ни Отсутствия [познания], принадлежит к Миру Без Форм) и стал учиться у него. За короткое время достигнув Сферы ни сознания, ни не-сознания, Бодхисаттва, поговорив с Удракой, как и с Арадой, оставил его, сказав себе: "Нет, это тоже не ведет к Нирване!" Пять из учеников Удраки последовали за ним.

Придя на берег реки Найранджаны, Сиддхартха решил предаться аскетизму самостоятельно. Шесть лет он провёл в глубоком сосредоточении. Он ограничивал себя в пище и сне, не мылся и ходил нагим. Его авторитет среди аскетов был очень высок, у него появились ученики и последователи. Слава распространялась, будто звук большого гонга под куполом неба. Хотя Сиддхартхе и удалось поднять свое сознание на неизмеримо более высокий уровень, в конечном счете, он пришел к выводу, что она не приближает его к истине (к прекращению страдания).

На берегу реки в сторону Бодхгаи ему встретилась крестьянская девушка Суджата, от неё он принял пожертвование пищи - чашу простокваши или молока с мёдом и рисом. Пять сподвижников-аскетов, увидев, что Сиддхартха вернулся к нормальной пище, восприняли это как падение, потеряли веру в него, покинули его, ушли в сторону Варанаси. Бодхисаттва же помылся, постриг волосы и бороду, отросшие за годы отшельничества, и, восстановив силы пищей, перешёл реку и сел под развесистое дерево, именуемое с тех пор древом Бодхи (в ботанике этот вид зовётся теперь ficus religiosa).

Сиддхартха дал себе слово: "Пусть высохнет моя кровь, пусть сгниёт моё мясо, пусть истлеют мои кости, но я не сдвинусь с этого места, пока не достигну". Дружественные духи бежали от него, когда приблизился искуситель Мара, буддийский дьявол. День за днем Сиддхартха противостоял разнообразным искушениям. Мара призвал своих демонов и напустил на медитирующего Гаутаму смерч, наводнение и землетрясение. Он велел своим дочерям - Желанию, Наслаждению и Страсти - соблазнить Гаутаму эротическими танцами.

Не обращая внимания на дьявольские запугивания и искушения Мары, он вошёл в глубокое медитативное погружение (самадхи) и, не сходя со своего места, вскоре реализовал непревзойдённое состояние Будды. Это случилось утром в майское полнолуние, примерно 2425 лет назад, за неделю до того, как ему исполнилось тридцать пять лет.

Как известно, через сорок пять лет после этого он умер в тот же лунный день. В момент полного постижения ума все завесы смешанных чувств и жестких взглядов растворились, и Будда пережил всеобъемлющее "здесь и сейчас". Исчезла всякая разделенность во времени и пространстве. Прошлое, настоящее и будущее, близко и далеко - все эти противоположности слились в односияющее состояние интуитивного блаженства. Так он стал вневременным, всепронизывающим осознаванием. Каждой клеточкой своего тела он знал все и был всем.

Сначала у него не было уверенности, что его поймут. Однако Будда все же начал излагать свое учение. Через семь недель после Просветления Будда начал учить людей. Впервые это произошло в Оленьем парке недалеко от Сарнатха - селения в семи милях от города Бенареса, сегодня называемого Варанаси.

Первыми его учениками стали пятеро сподвижников, которые подумали, что он не выдержал. Им Будда прочитал свою первую проповедь, которая позже получила название "Первый поворот колеса Дхармы" ("Сутра о запуске колеса Закона").

В ней Будда изложил основы учения о Четырёх Благородных Истинах:

  1. обусловленное состояние есть страдание;
  2. у этого страдания есть причина;
  3. у страдания есть конец;
  4. существуют пути к этому концу.

В Раджагрихе Будда обратил в свою веру царя Бимбисару. Остановившись в его дворце, он стал проповедовать Учение по всей стране. Вскоре его учениками стало более двух тысяч человек, включая двух его главных учеников Шарипутру и Маудгальяяну.

Царь Шуддходана, не желавший, чтобы его сын оставил мирскую жизнь, и глубоко опечаленный его уходом из дворца, Махапраджапати, вскормившая царевича, царевна Ясодхара и другие из рода Шакья также стали его последователями и учениками.

Проповедуя 45 лет Учение, Шакьямуни достиг возраста 80 лет. В Вайсали, по пути из Раджагрихи в Шравасти, он в разговоре с Анандой предсказывает, что уйдёт в Нирвану через три месяца. Продолжая свой путь и проповедуя Дхарму, Будда достиг Павы, где отведал пищу, поднесённую ему кузнецом Чундой, сушёную свинину, причину его физического недомогания. Зная, что он ест, Будда запрещает употреблять её сопровождавшим Будду ученикам.

В возрасте 80 лет на окраине города Кушинагара Будда покинул этот Мир Страданий, войдя в Паринирвану.

В тот день он вошёл в лес деревьев сала и лёг отдохнуть между двумя высокими деревьями. Лёжа на земле, он продолжал наставлять своих учеников.

Вот слова Будды Шакьямуни, когда перед смертью он наставлял пришедшего к нему человека по имени Субхадра:

"О Субхадра, когда я достиг возраста 29 лет, я стал монахом и 51 год практиковал каждую возможную добродетель. О Субхадра, религиозная дисциплина, которой недостаёт Восьмеричного Святого Пути, не осуществляет четырёх результатов, достигаемых отшельником. Но если Восьмеричный Путь существует, тогда эти результаты реализуются. Отдельно не может быть реального достижения святости".

После ухода тело Будды было кремировано, а его останки были помещены в священные ступы - сооружения, в которых хранятся мощи святых.

Отправной точкой в рассмотрении буддизма для нас служить лицо его основателя -Будды.

Надо сказать, что существуют как мифическая, такие реальная биография Будды. Однако современная наука мало что может сказать о его реальной биографии. Все известные жизнеописания Будды появились не ранее первых веков нашей эры. их составители опирались не только на отрывочные сведения о нем из канонических произведений, приписывались самому "просветленные" или его ученикам, но также использовали всевозможные легенды и мифы, особенно "Рассказы о предыдущих перерождение Будды" - Джошакы. Джатаки чрезвычайно популярны в Индии до сих пор. Поэтому в рассказе о жизни и проповедь Будды легенды и действительность будут и у нас тесно переплетаться.

Согласно мифологической версии биографии основателя буддизма, будущий Будда перерождался 550разив и каждый раз в новом облике - от царя до крысы. Перечень перерождений подчеркивал стойкость действия закона перерождения и равных возможностей каждого человека. Наконец, боги решили, что пришло время Будде стать человеком и принести свет Истины другим людям. Так и произошло. Будда сам выбрал время, часть мира, место, семью и ту, которая станет его матерью в последнем перерождении-жену царя Шуддходаны, правителя индийского княжества в городе Капилавасту.

Конфессиональная структура современного мира

Динамика мировых религий в XX в. (в процентном отношении к общей численности населения Земли)

Современная география мировых религий

Накануне этого события жена царя по имени Майя увидела странный сон: ей приснилось, что вдруг появился белый слон и вошел в ее правый бок. Мудрецы сочли ее сон так: если у царицы родится сын и если он останется в мире, то будет царем царей, обладателем всех стран и народов, а если выберет отшельничество, то станет Буддой и своим учением осветит весь мир. Царица стала ждать рождения сына, и когда пришло время, отправилась в дом своих родителей, чтобы там родить ребенка. Однако сын родился у нее на пути, и родился он не обычным путем, а вышел со стороны матери, когда она стояла в лесу между двумя цветущими вековыми деревьями, что склонили перед ней свои ветви, и самостоятельно сделал первые семь шагов.

Зато считается, что основатель буддизма - реальная историческая личность, которая жила между VII-V вв. до н.э. Он известен под разными именами: Силдхартха (личное имя, санскр. - Тот, кто достиг цели), Гаутама (родовое имя, означающее "тот, кто происходит из рода готами"), Шакьямуни (букв, мудрец из племени Шакья), наконец - Будда (санскр. Просветленный). Официальные годы его жизни - 624-544 гг. До н.э. По другой, научно более обоснованной версии, Будда жил между 566- 486 гг. До н.э.

Сиддхартха Гаутама принадлежал к царствующего дома небольшого княжества Шакья на Севере Индии. Официальное место рождения основателя буддизма находится в настоящее заброшенном поселке Лумбини с сплошь небуддийським населением в 10 км от индийско-непальской границы. Мать его умерла на седьмой день после родов, и мальчика воспитывала его тетка. Отец очень любил сына и построил ему три замечательных дворцы, по одному для каждого времени года: летом, зимой и периода дождей. Дворцы, полные слуг, стояли посреди садов, а в садах были ставки, покрытые разноцветными лотосами. Царевич всегда был одет в тонкие драгоценные ткани, с головы до ног убран драгоценностями. Над его головой всегда держали огромный белый зонтик, чтобы не касались его лучи солнца, капли дождя или пилин. Множество хороших девушек постоянно радовали царевича музыкой, спи вом и танцам и. Все, что могло омрачить взгляд и душу царевича, по строгому приказу его отца, который помнил предсказание о Его судьбу, всегда убиралось подальше с его пути.

С ранней юности царевич поражал всех своей исключительной силой, ловкостью, а знаниями быстро превзошел своих учителей. Когда пришло время, царевич женился на красивой, умной, добродетельной девушкой из соседнего царства. Сыграли свадьбу, и впоследствии жена подарила ему сына, которого назвали Рахула, что означает "препятствие".

Но однажды царевич ехал на колеснице по своим владениям. Вдруг он увидел старую, седую, беззубую и согбенную человека, который с трудом передвигалась, опираясь на палку. Царевич спросил возница, что это за человек, так непохожая на тех людей, с которыми ему приходилось до сих пор встречаться.

Это признаки того, что называется "преклонный возраст", - ответил возница.

И я тоже буду старым? - Спросил принц.

И ты будешь старым, и я буду, все подданные старости, - ответил возница.

"Как можно наслаждаться тем, что ты сейчас сильный и юны и, но изменишься так быстро, и, змарнившы, будешь старый?" - С этими словами, пораженный увиденным, царевич прервал прогулку и вернулся во дворец в глубокой задумчивости * 34.

* 34: {Биографические детали и слова Будды приводятся согласно его официальной биографии, написанной Асвагошею (Ашвагхоши) (М., 1913).}

И снова поехал царевич по своим садах и рощах и увидел больного, страдавшего, мучился, лежал, покрытый язвами, и спросил царевич возницы:

Кто это?

Больной, - ответил возница.

Сразу расстроился царевич и спросил: "он один только больной или еще?"

Ответил возница: "Такие люди везде в мире: кто живет, имея тело, имеет в жизни знать боль".

Вернемся, - приказал тогда царевич.

И еще глубже погрузился он в мысли о болезни и старость, и присущие ему радость, силы и здоровье исчезли.

Выехав в третий раз, принц встретился с похоронной процессией.

Кто это? - Спросил он.

Это мертвый человек, - ответили ему. И далее услышал царевич, что в мире везде то же самое: "Тот, кто жизнь начал - жизнь закончит. Есть начало-е конец",

И в четвертый раз выехал царевич и увидел бритую человека в коричнево-красной одежде и спросил он извозчика, кто этот человек, у которого голова не такая, как у других людей, и оденет такой, как у других людей?

Это отшельник, - последовала ответ. -А Кто такой отшельник?

Отшельник-человек, который живет благим жизнью, сердобольная ко всем существам, которая следует истинному учению.

Так состоялись три встречи, показавшие царевичу трех страшные бедствия жизни - старость, болезни и смерть, и встреча, которая открыла ему путь к спасению от этих бедствий. Несмотря на любовь к жене и ребенку, в обязанность унаследовать отцовское царство, он ночью вышел из дворца, сел на коня и уехал из родного дома. Мечом отрезал себе царевич волос, снял с себя драгоценности, отдал их едином слуге, который сопровождал, и велел известить родных о своем уходе. По дороге он обменял в встречного нищего свое платье в лохмотья. На данный момент Гаутама исполнилось 29 лет.

Некоторые ученые, разделяют взгляд на Будду как на реальную историческую личность, считают, что его уход был проявлением политической и духовного кризиса, вызванного расширением арийских завоеваний (еще при жизни Будды его родной царство попало под власть могучих соседей) и разрушением под влиянием этих завоеваний традиционного уклада жизни и религиозных верований. Сам же Будда впоследствии однозначно связывал свой уход с поиском смысла своей жизни, стремлением найти точку опоры в окружающем мире, стал непонятным: "Я буду искать и найду один благородный закон. Чтобы восстал против смерти, против болезни и против старости" .

Сначала будущий Просветленный стал учеником двух мудрых жрецов-брахманов. Он усвоил от них учение об иллюзорности окружающего мира, о колесе сансары и закон Кармы, однако не почувствовал себя приближенным к истине. Тогда он поселился в лесу и предался строгому аскетизму и умерщвлению плоти. Шесть лет такой жизни превратили его в живой скелет, но не помогли ему овладеть высшей мудрости. И тогда Сиддхартха понял, что не голоданием и самоистязанием достигнет он высшей мудрости. И употребил он риса и супа, принесенных дочерью одного местного пастуха - поклонницей отшельника. Подкрепив свои телесные силы и сделав омовение в реке Найраджуна, что текла неподалеку, царевич сел в охапку свежей травы под покровом священного дерева баньяна (смоковницы) и сказал сам себе, и ю не сдвинется с этого места, пока не достигнет полного прозрения. Произошло это в местности, носившей название Буддхагая (Священная роща), на 2/3 пути из Дели в Калькутту.

Бог зла Мара попытался повредить осуществлению этого благородного намерения -он то подсылал к нему трех своих дочерей - стремление, Неудовлетворенность и Страсть в образах прекрасных девушек, то окружал воинством страшных бесов. Но все было напрасно - Гаутама оставался неподвижным и невозмутимым. Царевич вспомнил все свои перерождения, такие разные и в то же время всегда одинаковы - сначала рождения, счастья или страдания, а затем - смерть, и наконец на Сиддхартху Гаутаму Шакьямуни снизошло просветление относительно того, как можно все это прекратить.

Произошло это днем рождения Будды. Легенда гласит, что из-за козней бога зла Мары Будда сразу после озарения подумал, насколько трудно будет восторженным пристрастием людям понять, что составляет причину этих страстей, но потом пришел к выводу, шо только проповедь открытой им истины может помочь спастись и другим.

Многие дней провел Будда под этим деревом, которое получило название "Древа Познания". Позже это дерево стало в буддизме священным. Во многих странах Азии существуют специальные храмы, где главным предметом поклонения является "Священное дерево", выросшее из побега "Древа познания". А самый известный в истории баньян показывали западным путешественникам еще в XIX в., Пока его не сбила буря.

Затем Просветленный отправился в путь. Перед пятью отшельниками, которых он знал по совместной отшельничество и которых удивил его здоровый и сияющий вид, в местности, называемой "Олений парк", вблизи священного для индуистов города Бенарес на полпути из Дели в Калькутту, сказал он свою первую проповедь. В этой проповеди Будда кратко изложил свое учение о сущности мира и пути к спасению. И пять бывших аскетов стали первыми членами основанной им монашеской общины - сангхи. С тех пор более 40 лет странствовал Будда из города в город. Он проповедовал свое учение, привлекал к себе учеников и последователей, создавал монашеские братства, только время от времени для поддержания своего авторитета творил небольшие чудеса.

Где бы выступал Будда, он говорил в соответствии с пониманием каждого. С мудрыми и знающими он рассуждал, выслушивая их вопросы и сомнения; с малообразованными говорил интересными при повестками, часто рассказывал о своих прежних перерождения и на примере своих ошибок или правильных поступков показывал, как надо жить честно и хорошо, избегать зла, а главное - спокойно относиться к смерти, чтобы в конце концов достичь спасения.

Так, однажды к нему подошла молодая мать, у которой умер ребенок. Она никак не могла смириться с потерей и пришла к Будде просить для сына лекарств. Будда посоветовал ей взять щепотку горчичных зерен из дома того человека, у которого никогда не умирал никто из родных. Ни одного подобного дома в течение дня не могла найти женщина. И стала она размышлять о судьбе людей, чья жизнь вспыхивает на короткое мгновение, а затем снова гаснет. И подумала она про себя: "Сколько себялюбия в горести моей! Всем суженая смерть; но в этой долине, полной скорби, есть тропинка, которая ведет человека к бессмертию, где нет места себялюбию" * 35. Понятно, что отбросив себялюбивого приверженность сына, мать похоронила его тело в лесу, а потом вернулась к Будде, нашла приют и утешение в буддийской общине.

* 35: {Всемирное Писание Сравнительная антология священных текстов.- М., 1995.- С. 206.}

Легенды рассказывают, что учение Будды распространялось по всей Индии, как снежный ком. За правдой к нему приходили и богатые, и бедные, и знатные юноши, и блудницы. Многие из жрецов прежней религии приняли учение Будды. Даже дикий слон, выпущенный на Будду одним из его преследователей, распростерся у ног Просветленного.

После своего просветления посетил Будда и родные места. Своему отцу он принес такой подарок, который ни разу не получал отец от сына - он указал путь, ведущий к истинному счастью и смысла в жизни.

На самом деле к Будде приходили все те, кого не удовлетворяли малопонятные поучения жрецы в-брахманов; те, кто чувствовал себя неспособным придерживаться крайностей аскетизма и отшельничества, а также практиковать чрезмерно сложные высшие уровни йоги; те, кто считал чрезмерно дорогими и малоэффективными торжественные храмовые церемонии.

В восьмидесятилетний возрасте Будда почувствовал, что конец его близок. На пути в большой город Кушинагара он тяжело заболел, отведав блюда с грибами, которой от всей души угостил Учителя один из его бедных последователей. Прибыв на место, он во шел в лес, лег на землю в "позе льва", в которой его изображают на множестве статуй и барельефов, сказал для тысяч монахов и мирян в которые собрались, чтобы схватить его последний взгляд и дыхание, последнюю в своей земной жизни проповедь. Заканчивалась эта проповедь словами "Всему приходит конец!". После этого, считают буддисты, он погрузился в нирвану.

Так умер великий индийский учитель жизни, но не умерла память о нем самом. И теперь, через два с половиной тысячи лет после его смерти, о нем продолжают говорить и писать во многих странах мира. Виддня смерти Будды в некоторых странах, где распространен буддизм, ведется летоисчисление. Основоположнику буддизма поздняя легенда приписывает и авторство широко известного на Востоке лунного календаря с 12-летним циклом. Предание гласит, что однажды перед Новым годом (естественно, по лунному календарю) собрал Будда всех животных, пообещав им вознаграждение за верную службу. Однако пришли только двенадцать животных, каждая из которых получила в подарок собственный год. Последовательность лет, таким образом, совпадает с последовательностью, с которой звери приходили на поклон к Будде.

Тело Будды по древнему индийскому обычаю было сожжено, а пепел разделен между всеми последователями, чтобы предотвратить раздора между ними. В восьми местах те, кто получил горсть пепла Будды, похоронили его и построили надмогильные куполообразные склепы - ступы. Культ ступ в разных архитектурных вариантах и по сей день распространен в буддийских странах. Наименьшие ступы умещаются на ладони, а гигантская ступа в столице Малайзии Куала-Лумпуре возвышается на 99 м, не считая 20 м платформы, на которой она установлена.

Кроме того, по легенде, одному из учеников Будды удалось выхватить из пламени один из его зубов. Впоследствии этот зуб стал уважаемым реликвией буддизма. Теперь он хранится в специально построенном для этого храме Зуба Будды в городе Канди на о. Шри-Ланка (Цейлон). Там ежегодно проводятся торжественные религиозные церемонии, описание которых встречается в буддийской литературе с V в. н.э. Настоящий это зуб или подделка - достоверно не известно, и объективной научной экспертизы на этот счет пока не предвидится.

При анализе канонической биографии Будды сразу же обращают на себя внимание два обстоятельства. Первое - она воплощала в себе древнеиндийский идеал брахмана, обязан был сначала нажить имущество, создать семью и выполнить свой религиозный долг, только потом оставить земные радости, чтобы найти в самосозерцании возможность слияния с Брахмой. Второе-образ царя-отшельника, который разорвал все семейные связи, как олицетворял мнению об изменчивости всех земных благ, подчеркивал равенство всех варн и каст в деле спасения.

Но как бы то ни было, Будда занимал особое место среди выдающихся духовных наставников своего времени. Он не был брахманом, чье происхождение давало ему власть учить других, не стал и святым аскетом, который агитировал личным примером, не счел он себя и мудрецом, который заимствовал свое знание в богов, потому что понял свои "благородные истины" самостоятельно. НЕ спустился он на землю в виде аватары, воплощение какого-то из тысяч божеств, а родился, пусть в богатой и знатной, но обычной кшатрийской семье. Это необычное место и статус всемирной значимости личности Сиддхартхи Гауг и подчеркивал его титул Просветленного - Будды, так же, как наименование Спасителя - Христа возвеличивать через несколько веков во всемирно-историческом плане личности Иисуса из Назарета.


Будда Гаутама

Дата рождения: около 563 до н. э. или 623 до н. э.

Место рождения: Лумбини, сейчас в Непале

Дата смерти: около 483 до н. э. или 543 до н. э. (80 лет)

Место смерти: Кушинагар, сейчас в Индии

Гаута?ма Бу?дда (санскр. ???? ????? ????????? ????; 563 до н. э. - 483 до н. э.) - духовный учитель, легендарный основатель буддизма, жил в северо-восточной части Индийского субконтинента, создатель учения «Четырёх Благородных Истин»

Содержание
1 Гаутама, как легендарная личность
2 Семья Гаутамы
3 Жизнь Будды
3.1 Зачатие и рождение
3.2 Ранняя жизнь и брак
3.3 Отстранение и аскетический образ жизни
3.4 Пробуждение(просветление)
3.5 Формирование Сангхи
3.6 Странствия и Учение
3.7 Смерть/Махапаринирвана
3.8 Жизнь Будды в традиции Ваджраяны
4 Хронология жизни
5 Учение Будды
6 См. также
7 Примечания
8 Литература
9 Материалы, доступные в Интернете

[править] Гаутама, как легендарная личность
В большинстве современных буддийских традиций, его называют Верховным буддой (Sammasambuddha), что означает «пробужденный» или «просветленный». Получив при рождении имя Сиддха?ттха Гота?ма (пали) / Сиддха?ртха Гаута?ма (санскрит) - «потомок Готамы, успешный в достижении целей», он позже стал именоваться Буддой (буквально «Пробудившимся»). Гаутаму также называют Сакьяму?ни или Шакьяму?ни - «мудрец из рода Сакья», или Татха?гата (санскр. ?????, «Так Приходящий») - «Достигший Таковости», «Достигший Истины».

Сиддхартха Гаутама является ключевой фигурой в буддизме. Рассказы о его жизни, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы были обобщены его последователям после его смерти и легли в основу буддийского канона - «Трипитаки», сформировавшегося в I веке до н. э.. Учение Гаутамы, до этого момента передавалось только устно и стало письменным текстом спустя 400 лет после его смерти. Ранняя западная наука принимала биографию Будды, представленную в буддийских писаниях в качестве реальной истории, однако в настоящее время «ученые неохотно соглашаются давать неподтвержденные сведения об исторических фактах, связанных с жизнью Будды и его Учении». Также Будда является персонажем многих дхармических религий, в частности - бона (позднего бона) и индуизма. В Средние века в поздних индийских Пуранах (например, в Бхагавата-пуране) он был включён в число аватар Вишну вместо Баларамы.

[править] Семья Гаутамы
См. также: Шакья

Отцом Сиддхаратхи был Шуддходана (санскрит; пали - Суддходана), а матерью - [Маха-]Майя. Мать умерла через семь дней после его рождения и заботу о ребёнке взяла на себя её сестра Маха-Праджапати (санскрит; пали - Маха-Паджапати), которая также была замужем за Шуддходаной. У Будды не было родных братьев или сестёр, но был сводный брат [Сундара-]Нанда, сын Маха-Праджапати. Тхеравадинская традиция говорит, что у Будды была также сводная сестра Сундара-Нанда. Брат и сестра позже вошли в Сангху и достигли архатства.

Согласно Махавасту, у отца Будды было три брата: Дхаутодана (санскрит; пали - Дхотодана), Шуклодана и Амритодана (санскрит; пали - Амитодана), и сестра Амритика (санскрит; пали - Амита). Тхеравадинская традиция говорит о четырёх братьях с именами Дхотодана, Амитодана, Суккодна и Суккходана, и добавляет ещё одну сестру по имени Памита.

В Махавасту называются имена сестёр его матери и Маха-Праджапати - Махамайя, Атимайя, Анантамайя, Чулия и Колисова.

Известны следующие двоюродные братья Будды: Ананда, которого в тхеравадинской традиции считали сыном Амитодана, а в Махавасту называют сыном Шуклодана и Мриги; Девадатта, сын дяди по материнской линии Суппабуддхи и тети по отцовской линии Амиты.

Личность жены Гаутамы остаётся неясной. В традиции Тхеравады мать Рахулы (см. ниже) именуется Бхаддакаччей, но Махавамса и комментарии к Ангуттара Никае называют её Бхаддакаччана и видят в ней двоюродную сестру Будды и сестру Девадатты. Махавасту (Mahavastu 2.69), однако, называет жену Будды Яшодхара и подразумевает, что она не была сестрой Девадатты, так как Девадатта сватался к ней. Буддхавамса также использует это имя, но в палийском варианте - Ясодхара. Это же имя чаще всего встречается в североиндийских санскритских текстах (также в китайских и тибетских их переводах). Лалитавистара (Lalitavistara) говорит, что женой Будды была Гопа, мать дяди по матери Дандапани. Некоторые тексты утверждают, что у Гаутамы было три жены: Яшодхара, Гопика и Мригая.

У Сиддхаратхи был единственный сын - Рахула, который, повзрослев, вступил в Сангху. Со временем он достиг архатства.

[править] Жизнь Будды

Основными источниками информации о жизни Сиддхартхи Гаутамы являются буддийские тексты. Согласно им, Будда и его монахи каждый год на протяжении четырёх месяцев обсуждали и повторяли его Учение. После смерти Будды они приступили к сохранению его трудов. Первый совет по обсуждению трудов Будды был проведен вскоре после его смерти, второй же совет был проведен лишь век спустя. На этих советах монахи пытались установить соответствия между реалиями жизни и Учением Будды. Они разделили его Учение на отдельные, но перекрывающиеся части материала, для сохранения каждой части был назначен свой монах. Многие основные аспекты Учение Будды были включены в рассказы и песни в попытке передать их более точно.

Со времени первого совета, Учение передавались в устной форме. Старейшие тексты, относящиеся к Будде, датируются вторым советом или немного позднее, так как Учение Будды не записывалось в течение трех или четырёх сотен лет после его смерти. К этому моменту, в эти труды были внесены изменения самими монахами, в частности, для гиперболизации фигуры Будды.

Труды Древних Индийцев не освещали хронологические моменты, концентрируясь больше на философских аспектах. Это хорошо отражено в Буддийских текстах, в которых описание мыслей Шакьямуни преобладало над описанием времени, когда это все происходило. Эти документы содержат описания культуры и ежедневной жизни древней Индии, которые подтверждаются потом писаниями Джайн, и делают время Будды самым ранним периодом Индийской истории, о котором существуют значительные упоминания.

[править] Зачатие и рождение
В соответствии с принятыми в современных буддийских традициях текстами, Сиддхаттха Гаутама родился в окрестности города Капилавасту (расположенного в долине р. Ганг; ныне в этом месте находится храмовый комплекс Лумбини) в майское полнолуние в кшатрийском племени Шакья в маленьком княжестве Капилвасту(современный Непал). День его рождения широко празднуется в буддийских странах (Весак).

В это время множество городов-государств, существовавших в Древней Индии, называлось Джапанады. Республики и племена с размытой политической структурой и малым уровнем социального расслоения составляли большую часть Джапанады; они назывались Гана-сангхами. Согласно Браминской теории, общество времен Будды, по всей видимости, не имело кастовой системы, являясь слабоструктурированным. Там не существовало полноценной монархии, скорее всего оно было похоже на олигархию или же на некоторую форму республики.

Согласно традиционной биографии(составители не позднее Армстронга), его отцом был король Шуддходана(по другой версии царём Капилаваттху в Магадхе[источник не указан 456 дней]), глава клана Шакья. Гаутама - его фамильное имя. Его мать, королева Маха Майя, жена Шуддходана, была Колиянской принцессой. В ночь зачатия Сиддхартхи, королеве приснилось, что в неё вошёл белый слон с шестью белыми клыками; через десять месяцев родился Сиддхартха. По давней традиции Шакья, когда его мать забеременела, она покинула Капилвасту и направилась в царство своего отца, чтобы родить там ребенка. Однако, она родила в Лумбини, в саду, под деревом ашока. День рождения Будды отмечается в странах Тхеравады, как праздник Весак. Большинство источников утверждают, что его мать умерла через несколько дней после его рождения. Младенец получил имя Сиддхартха, которое означает «тот, кто добился своей цели».

В день его рождения, отшельник-провидец Асита, живущий в горной обители, заявил, что младенец станет либо великим королем (Чакравартин), либо великим святым. Это случилось после того, как Сиддхартха встал на волосы отшельника, позволив тому внимательно рассмотреть его родимые пятна. Шуддходана провел церемонию именования ребенка на пятый день от его рождения и пригласил восемь ученых браминов, для того, чтобы они предсказали будущее. Они так же подтвердили двойственное будущее Сиддхартхи. Каудинья, самый молодой из них, был единственным, кто предсказал, что Сиддхартха станет Буддой.

[править] Ранняя жизнь и брак
Отец уготовил Сиддхартхе роскошную жизнь. Для него было специально построено три дворца. Его отец, король Шуддходана, желая, чтобы Сиддхартха был великим королем, всячески ограждал сына от религиозных учений или знаний о человеческих страданиях. Сиддхартха был воспитан младшей сестрой своей матери, Маха Пайпати.

Как только сыну исполнилось 16 лет, его отец организовал свадьбу с Яшодхара, кузиной, которой так же исполнилось 16. Через несколько лет она родила ему сына, Рахулу. Сиддхартха провел 29 лет своей жизни как принц Капилавасту. Хотя отец и давал сыну все, что только ему может потребоваться в жизни, Сиддхартха чувствовал, что материальные блага - не конечная цель жизни..

Однажды, после 13 лет брака Гаутама в сопровождении колесничего Чанны выезжал за пределы дворца. Там он увидел «четыре зрелища»: старого калеку, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. Гаутама тогда осознал суровую правду жизни - что болезнь, старение мучение и смерть неизбежны, что бедных больше, чем богатых, и что даже удовольствия богатых в конечном счёте превращаются в прах. Это подвигло Гаутаму в возрасте 29 лет оставить свой дом, семью и имущество, чтобы стать монахом.

[править] Отстранение и аскетический образ жизни
В 29 лет Сиддхартха покинул свой дворец для того, чтобы посмотреть мир вокруг себя. Несмотря на попытки своего отца убрать всех больных, старых и страдающих с улиц, Сиддхартха увидел пожилого человека. Когда его возничий Чанна рассказал, что все люди постепенно стареют и умирают, принц продолжил свою поездку, в ходе которой он увидел множество тяжело больных, умирающих людей. Пораженный этим, он захотел преодолеть старость, болезни и смерть, живя в воздержании.

Сиддхартха покинул свой дворец в сопровождении Чанны на своей лошади Кантака, оставляя королевскую жизнь позади. В легенде говорится, что «стук копыт его лошади был приглушен богами», чтобы его отъезд остался в тайне. Это событие называют «Великим Отправлением». Сиддхартха сначала поехал в Rajagaha, где он начал свою аскетическую жизнь, попрося милостыню на улице. После того, как о его путешествии узнал король Бимбисара, ему предложили трон. Сиддхартха отказался от предложения, но пообещал посетить королевство Магадха, сразу после того, как он достигнет просвящения.

Сиддхартха покинул Райагаха и стал учиться. Он последовал пути йогической медитации у двух брахманов-отшельников. После того, как он освоил учения Алара Калама, сам Калама попросил Сиддхартха присоединиться к нему, но Сиддхартха ушёл от него через некоторое время. Потом, Сиддхартха стал учеником Удака Рамапутта, но после достижения высшего уровня медитативного сосредоточения, он также покинул учителя.

Облачившись в одежды скитающегося монаха, он направился в юго-восточную Индию. Сиддхартха вместе с пятью спутниками под предводительством Каундиньи, пытался достичь просвящения через полное лишение мирских благ, включая еду, занимаясь суровым самоистязанием. После того, как он почти обрек себя на смерть, употребляя в пищу один лист или орех в день, во время купания, свалившись в реку, он чуть не утонул. Через 6 лет, на грани смерти он обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. После этого, Сиддхартха начал пересматривать свой путь. Он вспомнил момент из детства, когда его отец начинал сезонную пашню. Это повергло его в сконцентрированное состояние, которое казалось ему блаженным и освежающим, в состояние Джайна.

[править] Пробуждение(просветление)
После аскетизма, сосредоточения на медитации и Анапана-сати (задержка дыхания), Сиддхартха обнаружил срединный путь - путь умеренности, остережения от таких крайностей, как холение самого себя и самоумерщевление. Он принял немного молока и рисовый пудинг от деревенской девушки по имени Суджату, которая ошибочно приняла его за духа, исполняющего желания, такой у него был изнеможенный вид. После этого, сидя под фикусовым деревом, которое сейчас называют деревом Бодхи, он поклялся, что не встанет до того, пока не найдет Истины. Каудинья и остальные его 4 спутника, полагая, что он отказался от своих дальнейших поисков, покинули его. После 49 дней медитации в майское полнолуние, в возрасте 35 лет он достиг Просветления. После этого Гаутаму стали называть Буддой или «Пробудившимся».

В этот момент, как полагают, он достиг полного пробуждения и полного представления о природе и причине человеческих страданий - невежестве - а так же шаги, которые необходимы для устранения этой причины. Данное знание потом получило название «Четырёх Благородных Истин», а состояние Наивысшего Пробуждения, которое доступно для любого существа, названо ниббана (пали) / нирвана (санскрит). Будда - наставник для тех существ, которые решили сами пройти путь, достичь Пробуждения и познать истину и действительность, как она есть.

В этот момент Будда должен был выбрать, удовлетвориться ли собственным освобождением или обучать Дхарме других людей. Он был обеспокоен тем, что люди, переполненные жадностью, ненавистью и обманом, не смогут увидеть истинную Дхарму, идеи которой были очень глубоки, тонки и трудны для понимания. Однако, Бхарма Шахампати, заступился за людей и попросил Будду принести Дхарму миру, так как «всегда найдутся те, кто поймет Дхарму». В конце концов со своим великим состраданием к любым существам на земле, Будда согласился стать учителем.

[править] Формирование Сангхи
После Просветления Будды, двое торговцев - Тапусса и Бхаллика, которых встретил Будда, стали первыми его учениками. Будда дал им пару волос со своей головы, которые по преданию хранятся в Замке Шве Дагон, Бирма. После этого Будда намеревался вернуться в Аситу к своим бывшим учителям, Каламу и Рамапутту, чтобы рассказать им о том, чего он достиг, но потом он узнал, что они уже умерли.

Позже Будда отправился в Сарнатх в Оленью Рощу около Варанаси в северной части Индии, там он прочел свою первую проповедь. В этой проповеди были описаны Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь. Тем самым делая свою первую проповедь группе своих спутников с которыми он ранее искал Просветления, он привел в действие Колесо Дхармы. Вместе с Буддой, они сформировали первую Сангху, сообщество буддийских монахов, что завершило формирование Трех Драгоценностей(Будда, Дхарма и Сангха). Все пятеро вскоре стали арахатами. Их число увеличилось, после того, как к ним примкнул Яса со своими 54 спутниками. Позже к ним примкнули три брата Кассапа и их ученики (1000 человек), которые потом понесли Дхарму людям.

До сих пор нет четкого представления, на каком языке говорил Будда, так как нет убедительных доказательств той или иной точки зрения. Вполне вероятно, что его учения передавались на множестве тесно связанных Средне-Индо-Арийских диалектов.

[править] Странствия и Учение
В оставшиеся 45 лет своей жизни, Будда путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии, преподавая свое Учение и дисциплину самым разнообразным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты- от дворян до уборщиков, от убийц, таких как Ангулимала, до людоедов, таких как Алавака. Будда основал общину Буддийских монахов и монахинь («Сангха») для продолжения своего пути, после отправления в Парнирвану или Полную Нирвану. Его учение было открыто всем расам и классам, она не имела кастовых структур. Будда также был объектом покушений оппозиционных религиозных групп, включая неоднократные покушения на убийство.

Сангха путешествовала с места на место по Индии, излагая Дхарму. Это происходило ежегодно в течение восьми месяцев, исключение составляли четыре месяца сезона дождей - Вассана. Путешествие в эти месяцы осложнялось ливнями, аскеты всех религий в это время не путешествовали, так как было довольно тяжело ходить, не наступая при этом на подводных животных, непреднамеренно убивая их. В течение этого периода Сангха возвращалась в монастырь, парк или лес - люди сами приходили к ним.

Первая Вассана была проведена в Варанаси, когда Сангха была впервые сформирована. После этого они отправились в Райагаха, столицу Магадха, для того, чтобы почтить своим визитом короля Бимбисара, которого Будда обещал посетить после своего Просветления. Именно во время этого визита произошло посвещение Сарипутта и Мазамоггаллана - они должны были стать двумя важнейшими учениками Будды. Следующие три Вассаны Будда провел в монастыре Велувана в Бамбуковой Роще, в Райагаха, столице Магадха. Этот монастырь содержался на средства Бимбисара, хоть и был достаточно удален от центра города.

Узнав о Просвещении, Шуддходана направил королевскую делегацию к Будде, чтобы он вернулся в Капилавасту. Всего к Будде было направлено девять делегаций, но все делегаты присоединились к Сангхе и стали архатами. Десятая делегация, во главе с Калудаи, другом детства, была принята Буддой, и он согласился отправиться в Капилавасту. Так как для Вассана было ещё рано, Будда отправился в двухмесячное путешествие в Капилавасту пешком, проповедуя Дхарму на своем пути.

В пятом Вассана Будда жил в Мазавана вблизи Весали. Узнав о предстоящей смерти своего отца, Будда пошёл к Шуддходана и проповедовал ему Дхарму. Шуддходана стал архатом прямо перед своей смертью. После смерти отца, его приемная мать Маха Пайпати просила присоединиться к Сангха, но Будда отказался и решил вернуться в Райагаху. Маха Пайпати не приняла отказа и возглавила группу королевских женщин рода Шакьян и Колиян, которая последовала за Сангхой. В итоге, Будда принял их в Сангху на том основании, что способность их к просветлению была наравне с мужчинами, но дал им дополнительные правила Виная для соблюдения.

[править] Смерть/Махапаринирвана
Согласно канону Пали - Махапариниббана Сутта, в возрасте 80 лет Будда объявил, что скоро он достигнет Паринирваны, или конечную стадию бессмертия, освободив свое земное тело. После этого, Будда съел свою последнюю еду, которую он получил от кузнеца Кунда. Точный состав последней еды Будды не известен;традиция Тхеравада предполагает, что это была свинина, в то время как традиция Махаяна говорит, что это были трюфели или какие-то другие грибы.

Махаяна Вималакирти Сутра утверждает, что Будда не заболел и не постарел, он преднамеренно принял такое обличие, для того чтобы показать тем, кто родился в сансаре ту боль, которую причиняют оскорбительные слова, поощряя тем самым их стремление к Нирване.

Перед смертью Будда спросил учеников, чтобы узнать, остались ли у них какие-то сомнения или вопросы. Их не было. Затем, он вступил в Парнирвану; его последние слова были: «Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием». Будда Гаутама был кремирован в соответствии с обрядом для Вселенского властителя (чакравартина). Его останки (мощи) были разделены на восемь частей и лежат в основании специально воздвигнутых ступ. Некоторые из памятников, как считают, сохранились до нашего время. К примеру, храм Зуба «Далада Малидава» в Шри-Ланке - место, где хранится правый зуб Будды.

Так же Будда дал наставление своим ученикам - следовать не за лидером, а следовать за учением, Дхармой. Однако, в Первый Буддийский Совет, Махакашьяпа был провозглашен главой Сангхи, вместе с двумя главными учениками Будды - Мазамаггаллана и Сарипутта, которые умерли незадолго до Будды.

[править] Жизнь Будды в традиции Ваджраяны
В Синей Летописи сказано, что во время появления на земле Будды Кашьяпы, будущий Шакьямуни - Бодхисаттва «Благословенный» решил реализоваться. Он стал брахмачарином и переродился в Дэвалоке Тушита. Благословенный выждал время и сказал: «Я войду в чрево Махамайи в стране Джамбудвипа и достигну Нирваны. Те из вас, кто хочет достичь Нирваны, должны переродиться в той стране» Боги умоляли его остаться и говорили, что в той стране не нужно перерождаться, так как там много еретиков (?).
Но Благословенный вошёл в чрево Махамайи в 15-й день месяца уттра-пхалгуни (февраль-март). Он родился в роще Лумбини при восходе звезды Тишья. Это случилось в год Древа-тигра (1027 год до н. э.). Он стал Буддой в полнолуние месяца вайшакха года Огня-Свиньи (994 год до н. э.). Тогда случилось лунное затмение - Рахула проглотил Луну. Через 7 недель Брахма попросил Будду начать проповедь. Проповедь достигла отшельников: Каундинья, Ашваджит, Вашпа, Маханаман, Бхадрика. Они достигли архатства.

В «Самскрита-самскрита-винишчая-нама» сказано:

«Наш Учитель Шакьямуни прожил 80 лет. 29 лет он провел в своем дворце. Шесть лет он подвизался аскетом. Достигнув Просветления, первое лето он провел в месте поворота Колеса Закона (Дхармачакраправартан). Второе лето он провел в Велуване. Четвертое - также в Велуване. Пятое - в Вайшали. Шестое - в Голе (то есть в Голангулапаривартане) в Чжугма Гьюрвэ, что возле Раджагрихи. Седьмое - в Обители 33-х богов, на площадке из камня Армониг. Восьмое лето провел в Шишумарагири. Девятое - в Каушамби. Десятое - в месте, называемом Капиджит (Тэутул) в лесу Парилейякавана. Одиннадцатое - в Раджагрихе (Гьялпё-каб). Двенадцатое - в селении Вераньджа. Тринадцатое - в Чайтьягири (Чотэн-ри). Четырнадцатое - в храме раджи Джетаваны. Пятнадцатое - в Ньяг-родхараме в Капилавасту. Шестнадцатое - в Атаваке3. Семнадцатое - в Раджагрихе. Восемнадцатое - в пещере Джвалини (возле Гаи). Девятнадцатое - в Джвалини (Барвэ-пуг)4. Двадцатое - в Раджагрихе. Четыре летних пребывания было в араме Мригаматри к востоку от Шравасти. Затем двадцать первое летнее пребывание - в Шравасти. Будда ушел в нирвану в роще Шала, в Кушинагаре, в стране Малла».

[править] Хронология жизни
Ключевым ориентиром для датировки жизни Будды является начало царствования буддийского императора Ашоки. На основании эдиктов Ашоки и дат царствования эллинистических царей, к которым он направлял послов, ученые датируют начало правления Ашоки 268 г. до н. э. Палийские источники говорят, что Будда умер за 218 лет до этого события. Поскольку все источники согласны с тем, что Гаутаме было восемьдесят лет, когда он умер (например, Digha Nikaya 2.100), то мы получаем такие даты: 566-486 до н. э. Это так называемая «длинная хронология» (long chronology). Альтернативная «короткая хронология» (short chronology) основана на санскритских источниках североиндийского буддизма сохранившихся в Восточной Азии. В соответствии с этой версией Будда умер за 100 лет до инаугурации Ашоки, что дает такие даты: 448-368 гг. до н. э. При этом в некоторых восточноазиатских традициях датой смерти Будды называется 949 или 878 г. до н. э., а в Тибете - 881 г. до н. э. В прошлом, среди западных ученых общепринятыми датами были 486 или 483 г. до н. э., но сейчас считается, что основания для этого слишком зыбкие..

Радиоуглеродный анализ показывает, что некоторые населённые пункты, которые Будда посещал согласно Палийскому канону, не были заселены до 500 г. до н. э.(±100 лет), что заставляет сомневаться в такой ранней дате, как 486 г. до н. э. Кроме того, рассмотрение доступной нам информации по истории джайнизма[источник не указан 396 дней] заставляет предположить, что Будда и Махавира, лидер джайнов, который умер несколько раньше Будды, оба умерли между 410 и 390 гг. до н. э.

[править] Учение Будды
Ученые считают, что некоторые фрагменты канона Пали и Агамас могут содержать отрывки оригинального Учения (а может даже и реальные выражения) Будды. Но это не относится к более поздним Сутрам Махаяны. Работы Раннего Буддизма предшествуют работы Махаяны по хронологии и рассматриваются многими западными учеными как основной источник надежной информации, касающейся Учения Гаутамы Будды.

Вот некоторые фундаментальные моменты из Учения Гаутамы Будды:

¦Четыре Благородные Истины: страдание - неотъемлемая часть существования, страдание происходит от невежества, основные симптомы этого невежества - привязанность и влечение; от привязанности и влечения можно избавиться; следуя Благородному Восьмеричному Пути можно прийти к избавлению от страданий
¦Благородный Восьмеричный Путь: правильное понимание, правильные мысли, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильные цели, правильная забота, правильная концентрация.
¦Зависимое происхождение: любое явление существует только потому, что существование других явлений заключено в сложной сети причинно-следственных связей, покрывающих прошлое, настоящее и будущее. Так как все вещи условны и непостоянны (Аничча), они не имеют реальной сути (Анатта).
¦Отказ от непогрешимости принятых ранее писаний: учение не должно приниматься до того, как оно не подтвердится собственным опытом и не удостоится похвалы мудрых.
¦Аничча - все вещи непостоянны
¦Дуккха - все существа страдают от «неясного» ума
¦Анатта - ощущение постоянства «себя» - иллюзия
В некоторых школах Махаяны, эти моменты рассматриваются как второстепенные моменты Учения Гаутамы Будды. Существуют довольно большие расхождения во мнениях между различными школами Буддизма над более эзотерическими моментами Учения Будды и над некоторыми дисциплинарными правилами для монахов.

Согласно преданию, Будда придавал особое значение этике и правильному пониманию сути. Будда говорил, что между Богом и человеком нет и не может быть посредников; Будда является только наставником и учителем для живых существ, которые должны следовать по пути Нирваны, чтобы достичь духовного пробуждения Бодхи, и увидеть правду и реальность, какой она есть. Буддийские системы познания не считаются «божественными» дарами, но они считаются ключом к пониманию истинной природы ума, которая должна быть обнаружена каждым человеком в ходе пути, проповедуемом Буддой.

[править] См. также
Портал «Буддизм»
Будда Гаутама в Викицитатнике
Будда Гаутама на Викискладе

[править] Примечания
1.^ Даты его жизни не поддаются точному определению, и различные историки датируют его жизнь по разному: 624-544 гг. до н. э.; 623-543 гг. до н. э.; 563-486 гг. до н. э.; 571-491 гг. до н. э.; 453-373 гг. до н. э.; 448-368 гг. до н. э. См. также специальный раздел в данной статье
2.^ Не следует путать со школой тибетского буддизма Сакья.
3.^ Lopez Buddhism in Practice. - Princeton University Press, 1995. - P. 16.
4.^ Digha Nikaya 2.52
5.^ Therigatha комментарии 83 и A?guttara Nikaya комментария 1.363
6.^ Mahavastu 1,355
7.^ Suttanipata комментария 1,357, Mahava?sa II.18-22
8.^ Mahavastu 1.355-7
9.^ Mahava?sa II.21-4
10.^ Buddhava?sa
11.^ 1 2 Michael Carrithers, The Buddha, 1983, pages 13, 14. Found in Founders of Faith, Oxford University Press, 1986.
12.^ Sue Hamilton, Identity and Experience. LUZAC Oriental, 1996, pages 110-111.
13.^ Carrithers, page 15.
14.^ Romila Thapar, The Penguin History of Early India: From Origins to AD 1300. Penguin Books, 2002, page 137.
15.^ Richard Gombrich, Theravada Buddhism: A Social History from Ancient Benares to Modern Colombo. Routledge and Kegan Paul, 1988, pages 49-50.
16.^ Armstrong, Karen (2000), Buddha, (UK) Orion, ISBN 978-0-7538-1340
17.^ Sacred-texts.com
18.^ Buddhanet.net
19.^ Sarca indica, Ashoka Tree, Ashoka (англ.). Проверено 6 ноября 2010.
20.^ 1 2 Narada A Manual of Buddhism. - Buddha Educational Foundation, 1992. - P. 9-12. - ISBN 967-9920-58-5
21.^ Narada (1992), p11-12
22.^ 1 2 Narada (1992), p14
23.^ Narada (1992), pp15-16
24.^ Narada (1992), pp19-20
25.^ в некоторых традициях считается, что это произошло в пятом лунном месяце, в других - в двенадцатом
26.^ Maha-parinibbana Sutta (DN 16), verse 56
27.^ и «As is now almost universally accepted by informed Indological scholarship, a re-examination of early Buddhist historical material, …, necessitates a redating of the Buddha’s death to between 411 and 400 BCE.» Paul Dundas, The Jains, 2nd edition, (Routledge, 2001), p. 24
28.^ It is therefore possible that much of what is found in the Suttapitaka is earlier than c.250 B.C., perhaps even more than 100 years older than this. If some of the material is so old, it might be possible to establish what texts go back to the very beginning of Buddhism, texts which perhaps include the substance of the Buddha’s teaching, and in some cases, maybe even his words. How old is the Suttapitaka? Alexander Wynne, St John’s College, 2003, p.22 (this article is available on the website of the Oxford Centre for Buddhist Studies: [
29.^ It would be hypocritical to assert that nothing can be said about the doctrine of earliest Buddhism … the basic ideas of Buddhism found in the canonical writings could very well have been proclaimed by him , transmitted and developed by his disciples and, finally, codified in fixed formulas. J.W. De Jong, 1993: The Beginnings of Buddhism, in The Eastern Buddhist, vol. 26, no. 2, p. 25
30.^ The Mahayana movement claims to have been founded by the Buddha himself. The consensus of the evidence, however, is that it originated in South India in the 1st century CE-Indian Buddhism, AK Warder, 3rd edition, 1999, p. 335.

[править] Литература
¦Арья Шура. Гирлянда Джатак, или Сказания о подвигах Бодхисаттвы / пер. с санскр. А. П. Баранникова и О. Ф. Волковой. - М.: Вост. лит., 2000.
¦Жизнь Будды / Ашвагхоша. Драмы / Калидаса; пер. К. Бальмонта; введение, вступ. статья, очерки, науч. ред. Г. Бонгард-Левина. - М.: Худож. лит., 1990. - 573 с.
¦Жизнь Будды / сост. С. А. Комиссаров. - Новосибирск: Наука, 1994.
¦Лысенко В. Г. Будда как личность или личность в буддизме // Бог - человек - общество в традиционных культурах Востока. - М.: Наука, 1993. С. 121-133.
¦Ольденбург С. Ф., Владимирцов Б. Я., Щербатской Ф. И., Розенберг О. О. Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни. Пять лекций по буддизму. - Самара: Агни, 1998.

[править] Материалы, доступные в Интернете
¦Будда Сидхартха // Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. - Мн.: Книжный Дом, 2007
¦Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. - М.: Вост. лит., 2001
¦Александр Берзин. Жизнь Будды Шакьямуни
¦Жизнь Сиддхартхи Гаутамы (Шакьямуни Будды) (по материалам Д-ра George Boeree, университет Shippensburg)
¦Жизнеописание Будды, согласно Палийскому канону (англ.)

Гаутама Будда, или Будда Шакьямуни (Śākyamuni), получивший при рождении имя Сиддхаттха Готама (Siddhārtha Gautama), что означает "потомок Готамы, успешный в достижении целей", позднее стал известен просто под именем Будда или Верховный будда (Sammāsambuddha).


Сиддхартха Гаутама – ключевая фигура в буддизме, чья жизнь, мудрые изречения, беседы с его последователями и монастырские заветы стали основой полного свода священных текстов буддизма, "Трипитаки". Помимо этого, Будда – герой многочисленных дхармических религий, включая поздний бон и индуизм, и персонаж, включенный в число аватар Вишну (Vishnu) вместо Баларамы (Balarāma), одной из форм Бога в индуизме.

Гаутама Будда родился около 563 г. до н. э. или 623 г. до н. э., однако достоверной информации о его жизни настолько мало, что традиционно жизнеописание зиждется на ряде буддийских текстов, включая "Лалитавистара" ("Lalitavistara Sūtra"). Но даже первые тексты, связанные с именем Будды, появились через 400 лет после его смерти и прошли через гиперболизацию, одобренную монахами.

Будда Шакьямуни начал свой путь к просветлению за многие сотни жизней до выхода из мучительного "колеса чередования жизней и смертей", со встречи ученого брамина Сумедха с буддой Дипанкара. Пораженный безмятежностью будды, Сумедха захотел подобного состояния, и после его смерти сила этого желания влияла на последующие его воплощения в человеческих и звериных телах, а самого Сумедху стали называть "бодхисатвой". Проживая цикл и совершенствуясь, бодхисатва в предпоследний раз появился среди богов, где получил возможность выбрать место для заключительного рождения на земле. И он остановил выбор на семье царя шакьев, дабы люди проявили большее почтение и доверие к предстоящим проповедям Будды.

Традиционная биография гласит, что раджа Шуддходана (Suddhodana), вероятнее всего, член правящего собрания кшатриев, стал отцом Будды, а матерью – царица Маха Майя (Maha Maya), принцесса из царства колиев. В ночь зачатия будущего основателя буддизма, Маха увидела во сне слона с шестью белыми клыками, который вошел в ее правый бок.

Отдавая дань традиции шакьев, Маха Майя пришла в дом родителей, где должны были произойти роды, но ребенок появился на свет раньше – по дороге, под деревом ашока, в роще Лумбини (Lumbini). Новорожденный тут же встал на ноги, заявив, что является существом, превосходящим богов и людей. Почти все источники уверяют, что Маха Майя умерла через несколько дней после рождения чудо-сына. Отшельник-провидец Асита (Asita) насчитал на теле младенца 32 признака его величия и благословил его, пообещав, что мальчик станет чакравартином или великим святым. На пятый день рождения ребенка нарекли Сиддхартха ("тот, кто добился своей цели"), пригласили восемь брахманов и с их помощью подтвердили его двойственное будущее.

Сиддхартха воспитала Маха Паджапати (Maha Pajapati), сестра Маха Майи, в то время как его отец всеми силами ограждал сына от религиозных учений и знаний о бренности бытия. Мальчик жил в трех дворцах, обгонял сверстников, как в физическом, так и умственном развитии, и имел склонность к размышлениям. В 16 лет он женился на кузине, принцессе Яшодхаре (Yaśodharā), которая через несколько лет родила ему сына Рахулу (Rahula). Долгие годы Сиддхартха был принцем Капилавасту (Kapilavastu), но внутри себя он чувствовал, что материальный достаток отнюдь не финальная цель его существования.

Когда Сиддхартха отметил 29 день рождения, ему удалось вместе с колесничим Чанны (Channa) выйти за пределы дворца, где безмятежный принц увидел "четыре зрелища". Он осознал все реалии суровой жизни, когда натолкнулся на нищего человека, больного, отшельника и смердящий труп, и понял: единственный путь постигнуть все страдания человеческие – это путь самопознания. После этого Сиддхартха втайне оставил дом, семью и свои богатства, чтобы в долгих странствиях найти пути для избавления от страданий.

Одевшись как простолюдин, Сиддхартха стал аскетом, просил милостыню, учился йогической медитации, освоил учения Алары Каламы (Alara Kalama) и стал учеником Удаки Рамапуты (Udaka Ramaputta). Выйдя на высший уровень медитативного сосредоточения, Сиддхартха вместе с пятью спутниками оказался в юго-восточной Индии, где практиковал суровую аскезу и умерщвление плоти, но через шесть лет – на пороге жизни и смерти – пришел к выводу, что аскетизм не дает большего понимания, а лишь затуманивает разум и истощает тело.

45 лет он странствовал по долине реки Ганг (Gang), без лицеприятия делясь знаниями и совершая чудеса. Однако не все радостно откликались на его весть, и оппозиционные религиозные группы неоднократно пытались убить Будду.

В 80-летнем возрасте Гаутама Будда заявил, что совсем скоро достигнет конечной стадии бессмертия, Паринирваны, и избавится от земного тела. Легенда гласит, что перед смертью Будда сказал ученикам: "Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием". После специальной кремации его мощи поделили на восемь частей и положили в основании ступ. Считается, что в месте Далада Малигава на Шри-Ланке (Dalada Maligawa, Sri Lanka) хранится священная реликвия, "Зуб Будды".

Интерпретаций истории жизни Будды предостаточно. И, если ранняя западная наука охотно принимала биографию духовного учителя из древней Индии, то сегодня ученые не торопятся делиться неподтвержденными сведениями об исторических фактах, так или иначе связанных с Буддой.