Relp. новая конституция рсфср

Со времени принятия Конституции РСФСР 1937 г. про-шло четыре десятилетия, за которые изменилась экономика страны, иным стал социальный облик общества, измени-лось международное положение СССР, субъектом которого была РСФСР. Эти изменения обусловили необходимость создания новой Конституции СССР, которая была принята 7 октября 1977 г. На ее основе была принята Конституция РСФСР 1978 г.

1) В структуре появились 11 разделов, которые делились на 22 главы. В разделе первом «Основы общественного строя и политики РСФСР» появились главы: «Полити-ческая система», «Экономическая система», «Социальное развитие и культура», «Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества».

2) Подчеркивалась пре-емственность идей и принципов первых трех российских конституций и их развитие на новом историческом этапе. Конституция развивала разработанные еще В. И. Лениным черты конституции социалистического типа, ленинские принципы государственного строительства. Так, в ней за-креплялась установленная прежними конституциями поли-тическая основа РСФСР - Советы. Вместе с тем их новое наименование - Советы народных депутатов - должно было символизировать построение, как казалось руководи-телям КПСС, общенародного социалистического государ-ства, развитого социализма. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического един-ства социальных групп и слоев общества.

3) Классовый характер демократии наиболее ярко выражал-ся в ст. 6 Конституции РСФСР 1978 г., закреплявшей руко-водящую роль КПСС в политической системе общества.

4) При разработке Конституции РСФСР учитывался опыт конституционного творчества других социалистических стран, где в 1970-е гг. были приняты новые конституции. Некоторые положения конституций этих стран были вос-приняты Конституцией РСФСР 1978 г. Так, в ряде консти-туций (Болгария, ГДР) закреплялись собственность обще-ственных организаций, право на жилище, которые нашли отражение и в Конституции РСФСР 1978 г.

5) Другой характерной чертой Конституции РСФСР 1978 г. стало расширение круга прав и обязанностей рос-сийских граждан.

Развитие статуса личности при этом шло по двум направлениям:

Во-первых, в Конституцию были введены многие новые права и свободы.

В их числе:

Право на охрану здоровья;

Пра-во на жилище;

Право на пользование достижениями куль-туры;

Свобода творчества;

Право на внесение предложений в государственные органы и общественные организации и критики недостатков в их работе;

Государственная защи-та семьи;


Право на судебную защиту и на возмещение при-чиненного ущерба.

6) Во-вторых, в Конституции РСФСР 1978 г. была укре-плена взаимосвязь прав и свобод граждан с их обязанностя-ми. Конституция исходила из тесной связи прав граждан с их обязанностями. Обеспечение широких прав и свобод граждан РСФСР предполагает уважение каждым из них интересов общества и прав других граждан. Конституция РСФСР 1978 г. впервые закрепляла такие обязанности граждан, как: обязанность беречь природу, охранять ее бо-гатства; всеобщее обязательное среднее образование моло-дежи; долг граждан заботиться о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей; обязанность уважать национальное достоинство других граждан, укре-плять дружбу наций и народностей в российском многона-циональном государстве; содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.

7) Начиная с 1989 г., в период перестройки существовав-ших тогда в России политической и экономической систем, в Конституцию РСФСР 1978 г. было внесено более 300 по-правок. Была учреждена новая система высших представи-тельных органов государственной власти: Съезд народных депутатов РСФСР, Верховный Совет РСФСР. Учрежден пост Президента РФ и Конституционный Суд РФ, прове-дена реформа судебной власти .

Из официального названия страны и республик в составе РСФСР были исключены определения «советская» и «социалистическая», что озна-чало отказ от социалистической модели развития страны, монопольного положения КПСС в политической системе общества, В Конституцию были включены нормы о призна-нии частной собственности на средства производства, раз-делении властей, местном самоуправлении, политическом плюрализме. В содержание Конституции были включены нормы принятой Верховным Советом РСФСР в 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина, которая значительно расширила круг прав и свобод человека и гражданина, а также гарантии их реализации.

8) Существенные изменения были внесены в федеративное устройство России. Бывшие автономные республики и ряд областей добились статуса республик в составе Российской Федерации. Повысился статус краев, областей, городов Мо-сквы и Санкт-Петербурга, которые стали субъектами РФ. Изменилась государственная символика России.

9) В результате внесения изменений в Конституцию РСФСР 1978 г. ее объем увеличился почти в два раза, она стала внутренне непоследовательным и противоречивым документом. Так, с одной стороны, Конституция закрепля-ла разделение властей, а с другой - определяла Советы на-родных депутатов как основу государственного аппарата, которым были подчинены исполнительные органы госу-дарственной власти, что, несомненно, противоречило кон-ституционному

Главную причину и необходимость разработки новой Конституции, следует связать с существенным изменением политического режима в стране. Какое общество мы имеем или строим на новом этапе? Никакой "классовой борьбы" уже не было. Причины принятия новой Конституции Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21. 01.1937 "Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" (вместе с Конституцией) // Документ опубликован не был:

1) Экономические предпосылки: в Конституции 1936 г. указывалось, что экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства и отмены частной собственности. Теперь же экономика СССР превратилась в единый народнохозяйственный организм.

2) В социальной структуре: сохранение за рабочим классом положения ведущей силы общества, рост его численности (1936 г. - 1/3, 1977 г. - 2/3 населения страны); изменилось колхозное крестьянство - современный крестьянин родился и вырос в колхозе, его психология сформировалась уже на социалистической, коллективистской основе. Все слои общества вместе, дружно и без малейшего противостояния решают единые задачи. Таким образом, изменение социальной структуры общества являлось важной причиной появления новой Конституции СССР.

3) Принципиальный аспект: с построением зрелого социализма, советское государство, возникшее как государство диктатуры пролетариата, переросло в общенародное государство. Это означало, что расширилась социальная база государства: в первые годы советской власти - союз рабочего класса и беднейшего крестьянства; с 30-х годов - союз рабочего класса и колхозного крестьянства; ко времени принятия Конституции 1977 г. - нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Государство превратилось в общенародную организацию, выражающую интересы всего народа. Неизмеримо большими по объему стали творческие, созидательные функции государства. Эти факторы следовало учесть в новой Конституции.

4) В теорию и конституционную терминологию вводилось понятие "политическая система советского общества". Все организации (государственные и общественные) интегрируются в рамках политсистемы общества, которая служит интересам социалистического народовластия.

5) Всеми процессами в стране руководила Коммунистическая партия. Ее роль никем не воспринималась, конечно, через право граждан на объединение, хотя именно в посвященной ему ст.126 Конституции 1936 г. фиксировалось положение партии в стране. Поэтому возникла идея отразить в Конституции место КПСС как ядра политической системы общества.

6) В области национально-государственного строительства в Конституции предполагалось отразить единство советских людей, - многонационального советского народа.

7) Намечалось отразить в Конституции условия дальнейшего развития советской демократии - участие трудящихся в управлении государственными и общественными делами, повышение роли общественных организаций и органов общественной самодеятельности, народного контроля.

8) За время действия прежнего Основного Закона появилось много нового в организации и деятельности государственных органов.

9) Внешнеполитические причины появления новой Конституции. Она должна была демонстрировать силу СССР, его ведущие позиции в мире, наличие социалистического содружества, соответствующие устои внешней политики советского государства.

Подводя итоги, можно констатировать, что был ряд объективных предпосылок появления новой Конституции: стремление укрепить в политическом режиме начала законности, предотвратить даже саму возможность массового произвола, унижения личности; переход от постулатов власти одной части общества (диктатуры пролетариата) к общенародному государству и участию в осуществлении функций народовластия всех слоев общества; необходимость закрепления в Конституции широкого круга прав и свобод граждан, более четких полномочий государственных органов, соотношения возможностей Союза и республик.

Даже в структурном плане это был все-таки новый Основной Закон. В Конституции СССР 1977 г. - 174 статьи, в Конституции СССР 1936 г. - 146. Имеется преамбула, которой не было у Основного Закона 1936 г. и которая имеет принципиальное значение, поскольку именно в ней дается сжатая характеристика общества развитого социализма и общенародного государства. Структурно новая Конституция делится на разделы и главы, а Конституция 1936 г. - только на главы. В Конституции 1977 г.8 новых глав, 75 абсолютно новых статей; 99 статей касаются тех же вопросов, что и Конституция 1936 г., но из них лишь 17 перешли в новую Конституцию без изменений.

Таблица 4 - Структура Основного Закона СССР 1977 г. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07. 10.1977) (ред. от 14. 03.1990) (Утратил силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Соглашения от 08. 12.1991 "О создании содружества независимых государств", ратифицированного Постановлением ВС РСФСР от 12. 12.1991 N 2014-1) // Ведомости ВС СССР. - 1977. - N 41. - ст. 617

Преамбула

Основы общественного строя и политики СССР

гл.1-5: Политическая система; Экономическая система; Социальное развитие и культура; Внешняя политика; Защита социалистического Отечества

Государство и личность

гл.6-7: Гражданство СССР. Равноправие граждан; Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

Национально-государственное устройство СССР

гл.8-11: СССР - союзное государство; Союзная Советская Социалистическая Республика; Автономная Советская Социалистическая Республика; Автономная область и автономный округ

Советы народных депутатов и порядок их избрания

гл.12-14: Система и принципы деятельности Советов народных депутатов; Избирательная система; Народный депутат

Высшие органы государственной власти и управления СССР

гл.15-16: Верховный Совет СССР; Совет Министров СССР)

Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках

гл.17-19: Высшие органы государственной власти и управления союзной республики; Высшие органы государственной власти и управления автономной республики; Местные органы государственной власти и управления

Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор

гл. 20-21: Суд и арбитраж; Прокуратура

Герб, флаг, гимн и столица СССР

Действие Конституции СССР и порядок ее изменения

Примечательной чертой Основного Закона является более широкое, чем в предшествующих конституциях, регулирование основ общественного строя страны. В преамбуле дается подробная характеристика развитого социалистического общества.

Новая Конституция СССР закрепила положение КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы. Впервые ст.6 Конституции отразила основные направления осуществления руководящей роли Коммунистической партии.

Конституция 1977 г. закрепляет уже известные принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Но она содержит и ряд новых моментов: снижение возраста пассивного избирательного права во все Советы до 18 лет (ранее для Верховных Советов республик - 21 год), в Верховный Совет СССР - до 21 года (до этого - 23 года); право граждан и общественных организаций активно участвовать в подготовке и проведении выборов; возможность избрания гражданина, не более чем в два Совета; расходы по выборам за счет государства; включение в Конституцию по итогам всенародного обсуждения статьи о наказах избирателей.

Новшеством явилось включение в Конституцию специальной главы о народном депутате; основой для ее создания явился Закон СССР 1972 года о статусе народных депутатов в СССР О статусе народных депутатов в СССР: Закон ВС СССР от 20. 09.1972 (ред. от 19. 04.1979) (утратил силу) // Ведомости ВС СССР. - 1979. - N 17. - ст. 277. Более широкое, чем раньше, регулирование статуса личности. Раздел "Государство и личность" был поставлен вторым в Конституции 1977 г. (в Конституции 1936 г. глава о правах и обязанностях располагалась ближе к концу текста).

Многие нормы Конституции 1977 г. были направлены на обеспечение законности в стране. Впервые принцип законности зафиксирован (ст.4) как один из принципов политической системы общества.

Появилась ст.57, говорящая о том, что "уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц".

Появилась специальная глава (гл.4) об основах внешней политики государства. Она воспроизводит многие положения Заключительного акта состоявшегося перед этим Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) Заключительный акт СБСЕ (Хельсинки, 1 августа 1975 г.) (извлечение) // Сборник "Действующее международное право", т. 1.

Таковые главные черты и особенности Конституции СССР 1977 г.

Новая Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 г Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России (принята ВС РСФСР 12. 04.1978) (ред. от 10. 12.1992) (утратил силу в связи с принятием Конституции Российской Федерации от 12. 12.1993) //Ведомости ВС РСФСР. - 1978. - N 15. - ст. 407. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва. Причины появления новой Конституции РСФСР - аналогичны.

Конституция 1978 года в первоначальной редакции не изменила политической системы страны - Советы депутатов трудящихся стали называться Советами народных депутатов, срок полномочий Верховного Совета был увеличен с 4 до 5 лет, срок полномочий Советов народных депутатов - с 2 до 2,5 лет.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Конституция РСФСР РФ 1978 НЕ ОТМЕНЕНА! Заставь чиновников РФ соблюдать ОСНОВНОЙ ЗАКОН!

    ✪ Как оккупанты писали конституцию РФ для граждан СССР

    ✪ Принятие расстрелянной Конституции СССР 1977 года. Программа "Время" 07.10.1977 г.

    ✪ СМИ РФ сообщают - СССР юридически СУЩЕСТВУЕТ!!!

    ✪ Оккупационные пункты конституции РФ

    Субтитры

Структура

По структуре и содержанию Конституция РСФСР 1978 года соответствовала новой Конституции СССР. В отличие от предыдущей Конституции новая Конституция РСФСР стала намного объёмнее и углубила систематизацию конституционных норм. Первый и второй разделы в целом соответствовали аналогичным разделам Конституции СССР. В третьем разделе «Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР» было закреплено административное деление РСФСР: в состав РСФСР входили 16 АССР, 5 автономных областей и 10 автономных округов.

Конституция содержала 11 разделов, 22 главы и 185 статей:

I. Основы общественного строя и политики РСФСР (статьи 1-30) (статьи 1-9) (статьи 10-18) (статьи 19-27) (статьи 28-30) II. Государство и личность (статьи 31-67) Глава 5. Гражданство РСФСР. Равноправие граждан (статьи 31-36) Глава 6. Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР (статьи 37-67) III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР (статьи 68-84) Глава 7. РСФСР - союзная республика в составе СССР (статьи 68-77) Глава 8. Автономная Советская Социалистическая Республика (статьи 78-81) (статьи 82-84) IV. Советы народных депутатов РСФСР и порядок их избрания (статьи 85-103) (статьи 85-90) (статьи 91-98) Глава 12. Народный депутат (статьи 99-103) V. Высшие органы государственной власти и управления РСФСР (статьи 104-130) Глава 13. Верховный Совет РСФСР (статьи 104-121) Глава 14. Совет Министров РСФСР (статьи 122-130) VI. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики (статьи 131-136) Глава 15. Верховный Совет автономной республики (статьи 131-132) Глава 16. Совет Министров автономной республики (статьи 133-136) VII. Местные органы государственной власти и управления в РСФСР (статьи 137-151) Глава 17. Местные Советы народных депутатов (статьи 137-144) Глава 18. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов (статьи 145-151) VIII. Государственный план экономического и социального развития РСФСР. Государственный бюджет РСФСР (статьи 152-162) Глава 19. Государственный план экономического и социального развития РСФСР (статьи 152-157) Глава 20. Государственный бюджет РСФСР (статьи 158-162) IX. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор (статьи 163-169) Глава 21. Суд и арбитраж (статьи 163-175) Глава 22. Прокуратура (статьи 176-179) X. Герб, флаг, гимн и столица РСФСР (статьи 180-183) XI. Действие конституции РСФСР и порядок её изменения (статьи 184-185).

Впоследствии структура неоднократно менялась в связи с поправками. По состоянию на 10 декабря 1992 года Конституция имела следующую структуру:

I. Основы общественного строя и политики Российской Федерации (статьи 1-30) Глава 1. Политическая система (статьи 1-9) Глава 2. Экономическая система (статьи 10-15, 17-18) Глава 3. Социальное развитие и культура (статьи 19-25, 26-27) Глава 4. Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества (статьи 28-30) II. Государство и личность (статьи 31-67 11) Глава 5. Права и свободы человека и гражданина (статьи 31-67 3) Глава 6. Обязанности граждан Российской Федерации (статьи 67 4 −67 11) III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство Российской Федерации (статьи 68-84) Глава 7. Российская Федерация - суверенное государство (статьи 68, 70, 71-72, 75) Глава 8. Республика в составе Российской Федерации (статьи 78-81 5) Глава 9. Автономная область и автономный округ (статьи 82-84 6) Глава 9 1 . Край, область, город федерального значения в составе Российской Федерации (статьи 84 7 −84 15) IV. Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания (статьи 85-103) Глава 10. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов (статьи 85, 86, 86 1 , 87, 90) Глава 11. Избирательная система (статьи 91-98) Глава 12. Народный депутат (статьи 99-103) V. Высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации (статьи 104-130) Глава 13. Съезд народных депутатов Российской Федерации и Верховный Совет Российской Федерации (статьи 104-121) Глава 13 1 . Президент Российской Федерации (статьи 121 1 −121 11) Глава 14. Совет Министров Российской Федерации (статьи 122-125, 127-130) VI. Высшие органы государственной власти и управления республики в составе Российской Федерации (статьи 131-136) Глава 15. Съезд народных депутатов и Верховный Совет республики в составе Российской Федерации (статьи 131-132) Глава 15 1 . Глава исполнительной власти (Президент) республики в составе Российской Федерации (статьи 132 1 −132 2) . Глава 16. Совет Министров республики в составе Российской Федерации (статьи 133-136) VI 1 . Органы государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения в составе Российской Федерации (статьи 136 1 −136 6) Глава 16 1 . Советы народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения в составе Российской Федерации (статьи 136 1 −136 2) Глава 16 2 . Краевая, областная администрация, администрация автономной области, автономного округа, города федерального значения (статьи 136 3 −136 6) VII. Местное самоуправление в Российской Федерации (статьи 137-151) Глава 17. Местные Советы народных депутатов и органы территориального общественного самоуправления (статьи 138-145) :Глава 18. Местная администрация (статьи 146-150) VIII. Государственный план экономического и социального развития Российской Федерации. Государственный бюджет Российской Федерации (статьи 152-162) Глава 19. Государственный план экономического и социального развития Российской Федерации (статьи 152-157) Глава 20. Государственный бюджет Российской Федерации (статьи 158, 160-162) IX. Правосудие и прокурорский надзор (статьи 163-169) Глава 21. Судебная система Российской Федерации (статьи 163-174) Глава 22. Прокуратура (статьи 176-179) X. Герб, флаг, гимн и столица Российской Федерации (статьи 180-183) XI. Действие конституции Российской Федерации и порядок её изменения (статьи 184-185).

Преамбула

В преамбуле в общем виде был оценен исторический путь, пройденный советским обществом за 60 лет после Октябрьской революции. Также в преамбуле было сказано, что Конституция сохраняет принципы предыдущих Конституций.

15 декабря 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР утвердил новую редакцию преамбулы. В ней отмечалось, что Съезд, сознавая историческую ответственность за судьбу России, свидетельствуя уважение к правам всех народов СССР и выражая волю народов РСФСР, подтверждает государственный суверенитет республики и заявляет о своей решимости создать демократическое правовое государство в составе обновлённого СССР.

9 декабря 1992 года из преамбулы было исключено упоминание о СССР, добавлено указание на признание приоритета прав человека и гражданина РФ.

Политическая система

Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества.

Статья 1 обозначала, что РСФСР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». 15 декабря 1990 года эта формулировка была отменена, вместо этого было установлено, что РСФСР «есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нём народами».

21 апреля 1992 года к этой формулировке было добавлено указание о том, что РФ «есть суверенное федеративное государство…», «незыблемыми основами конституционного строя» которого являются народовластие , федерализм , республиканская форма правления . Наименования «Российская Федерация » и «Россия » Конституция объявляла равнозначными.

Статья 2 утверждала, что вся власть в РСФСР принадлежит народу, который осуществляет её через Советы . Все другие органы были подотчётны и подконтрольны Советам.

15 декабря 1990 года было установлено, что власть принадлежит «многонациональному народу РСФСР», а осуществляется им как через Советы, так и непосредственно .

Статья 3 определяла, что организация и деятельность РСФСР строятся в соответствии с принципом демократического централизма , и давала его характеристику.

21 апреля 1992 года эта статья была изложена в новой редакции, в соответствии с которой система государственной власти основана на принципах разделения властей и разделения полномочий между Федерацией и её субъектами , однако принципу разделения властей противоречила часть вторая статьи 104 Конституции, которая предоставляла Съезду народных депутатов право решать любой вопрос, отнесенный к ведению РФ (в несколько усеченном виде пункт 26 статьи 109 предоставлял его и Верховному Совету). Данное противоречие стало одной из причин кризиса власти , переросшего впоследствии в вооруженный конфликт между двумя её ветвями. Впрочем, ещё в августе 1993 года Верховный Совет разработал проект закона о поправках в конституцию, который должен был исключить указанные пункты о полновластии Съезда и парламента . Председатель Комитета ВС по конституционному законодательству Владимир Исаков утверждал, что часть вторая статьи 104 и пункт 26 статьи 109 ни разу не применялись .

Статья 5 предусматривала возможность проведения референдумов и всенародных обсуждений по «наиболее важным вопросам государственной жизни», однако перечень этих вопросов не указывался.

15 декабря 1990 года в новой редакции этой статьи было провозглашено, что «право собственности в РСФСР защищено законом», а 9 декабря 1992 года было установлено, что в Российской Федерации признаются и защищаются следующие её формы: частная (юридических лиц и граждан), коллективная (общая совместная, общая долевая), государственная, муниципальная и собственность общественных объединений.

Статья 16 провозглашала экономику РСФСР составной частью экономики СССР и закрепляла принцип государственного планирования экономики , вместе с тем предполагая сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта , прибыли , себестоимости и других экономических рычагов и стимулов . V Съездом народных депутатов РСФСР в октябре-ноябре 1991 года эта статья была исключена.

Органы власти

В новой Конституции был введен новый Раздел IV - «Советы народных депутатов РСФСР и порядок их избрания», где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов - с 2 до 2,5 лет.

Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего , равного, прямого избирательного права при тайном голосовании . При этом, согласно статье 92 , был снижен возраст пассивного избирательного права в Советы до 18 лет.

Раздел V закреплял положения о высших государственных органах власти - Верховном Совете (глава 13 ) и Совете Министров РСФСР (глава 14 ). Содержащаяся в этом разделе статья 104 предоставляла Верховному Совету (а с 27 октября 1989 года - Съезду народных депутатов) РСФСР всю полноту государственной власти; к исключительным полномочиям ВС РСФСР относилось (по первоначальной редакции): принятие Конституции и законов РСФСР, внесение в них изменений; представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых автономных республик и автономных областей в составе РСФСР; утверждение государственных планов экономического и социального развития РСФСР, государственного бюджета РСФСР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов.

27 октября 1989 года были введены нормы о Съезде народных депутатов РСФСР (новая редакция главы 13 ), а 24 мая 1991 года - отдельная глава 13 1 о Президенте РСФСР .

В разделе VI были обозначены органы власти автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись Верховные Советы (а с 27 октября 1989 года - и Съезды народных депутатов) и Советы Министров республик.

1 ноября 1991 года была введена глава о президентах республик РСФСР (глава 15 1 ), а 21 апреля 1992 года - отдельный раздел VI 1 , в котором были установлены органы исполнительной (администрация) и законодательной (Совет народных депутатов) власти краёв, областей, автономных областей и округов, городов федерального значения (последние стали охватываться этой главой с принятием соответствующих поправок 9 декабря 1992 года).

Поправки

До 1989 года Конституция РСФСР находилась в полной неприкосновенности, даже малые поправки, - например, аналогичные июньским поправкам 1981 года, - в Конституцию СССР 1977 года не вносились . Вопрос о необходимости изменения Конституции РСФСР впервые встал лишь в 1988-1989 годах в связи с необходимостью приведения российского Основного Закона в соответствие с новой редакцией Конституции СССР. В соответствии с этим 27 октября 1989 года Верховный Совет XI созыва принял первые поправки к конституции. Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов , избираемый сроком на 5 лет на основе всеобщего , равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет . Но Съезд не был постоянным органом - он собирался раз в год. Съездом народных депутатов избирался Верховный Совет РСФСР, собиравшийся на сессии дважды в год и осуществлявший полномочия законодательного органа власти между съездами. Верховный Совет теперь состоял из двух (а не одной, как это было в 1938-1990 годах) палат - Совета Национальностей и Совета Республики , организацию их работы обеспечивал Президиум Верховного Совета . Функции высшего должностного лица РСФСР осуществлял Председатель Верховного Совета .

«Съезд народных депутатов РСФСР,
- сознавая историческую ответственность за судьбу России,
- свидетельствуя уважение к правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,
- выражая волю народов РСФСР,

В данной редакции из Конституции были повсеместно исключены упоминания о социализме.

Из-за отказа ставить на голосование ратификацию Беловежского соглашения о создании СНГ , где говорилось, «что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование» , Съезд народных депутатов не стал рассматривать вопрос о полном исключении из конституции упоминания о конституции и законах СССР; так, например, они продолжали упоминаться в части 2 статьи 4 конституции:

Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конституцию СССР , законы Российской Федерации и СССР , конституции и законы республик, входящих в состав Российской Федерации, изданные в пределах их полномочий.

Был существенно пересмотрен каталог прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, причем некоторые права закреплялись в российской Конституции впервые.

В конституцию были внесены положения о Республике Адыгея, Республике Горный Алтай, Карачаево-Черкесской ССР и Республике Хакасия. В текст основного закона внесено города Санкт-Петербург вместо Ленинграда (однако в статье 109 осталось указание на избрание Верховным Советом РФ Ленинградского городского суда, а не Санкт-Петербургского), а также заменены названия областей: Нижегородская область вместо Горьковской , Тверская область вместо Калининской , Самарская область вместо Куйбышевская (см. История административно-территориального деления РСФСР#Преобразования 1990-1992 годов). Председатель Верховного Совета России был наделён полномочиями вести переговоры и подписывать соглашения между законодательными органами (парламентами) Российской Федерации и суверенных государств. Также в конституцию были включены положения Федеративного договора от 31 марта 1992 года (ст. 72, ст.ст. 81-1 - 81-5, 84-1-81-6 и глава 9-1), а сам договор стал приложением к конституции. Данные поправки вступили в силу момента опубликования 16 мая 1992 года в «Российской газете» .

9 декабря 1992 года в конституцию были внесены очередные поправки. Из преамбулы было исключено упоминание об СССР и включено упоминание о признании приоритета прав человека и гражданина. Из статьи 7 конституции, где говорилось, что политические партии , общественные организации и массовые движения действуют в рамках закона, было исключено упоминание о Конституции и законах СССР, включено указание об иных (помимо республик) субъектах Федерации, акты которых должны соблюдаться партиями, организациями и движениями; запрещено создание не предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации структур власти и незаконных вооружённых формирований , вместо недопустимости действий партий, организаций и движений по свержению советского конституционного строя и нарушению целостности социалистического государства было закреплено положение о недопустимости свержения конституционного строя и нарушении целостности Российской Федерации. Введено положение о том, что собственность в следующих её формах: частной (понятие частной собственности в Конституции появлялось впервые и включало собственность юридических лиц и граждан), коллективной (общей совместная , общей долевой), государственной, муниципальной и собственности общественных объединений - признаётся и защищается; запрещалось использование собственности в целях, противоречащих интересам общества, правам и свободам других граждан; смягчены ограничения по обороту земельных участков. Из статьи 30, где говорилось об обеспечении безопасности и обороноспособности страны, было исключено упоминание о Вооружённых Силах СССР . Города республиканского подчинения (Москва, Санкт-Петербург) были преобразованы в города федерального значения , хотя в статье 153 Москва и Санкт-Петербург продолжали упоминаться как города республиканского подчинения . Верховный Совет был наделён правом давать согласия на назначение на должность министра иностранных дел , министра обороны , министра безопасности, министра внутренних дел ; назначать председателя Центрального банка ; обеспечивать совместно с Верховными Советами республик в составе Российской Федерации соответствие Конституций республик в составе Российской Федерации Конституции Российской Федерации. Президент был наделён полномочиями Верховного главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации , назначать на должность и освобождать от должности высших должностных лиц Вооружённых Сил Российской Федерации и присваивать высшие воинские звания в порядке, определяемом законом. Совет Министров стал подотчётен не только президенту, но и Съезду народных депутатов и Верховному Совету, как это было до мая 1991 года. Также было установлено, что в случае невозможности исполнения полномочий Президента Российской Федерации вице-президентом Российской Федерации они переходят последовательно к Председателю Совета Министров Российской Федерации, Председателю Верховного Совета Российской Федерации . Этим же законом закреплено положение о избрании судей КС РФ съездом и введены нормы о мировых судьях. Указанные поправки вступили в силу момента опубликования в «Российской газете» 12 января 1993 года .

На следующий день была внесена поправка, разделяющая Чечено-Ингушскую АССР на Ингушскую Республику и Чеченскую Республику . Данная поправка был опубликована 29 декабря 1992 года в "Российской газете " и вступила в силу 9 января 1993 года по истечении 10 дней со дня официального опубликования .

Конституционный кризис и принятие новой Конституции

Конституция Российской Федерации, установившая новые основы построения российской государственности после распада СССР, была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования (проголосовало только 1/3 населения страны, 58% из которых проголосовали "за"), проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» - 25 декабря 1993 года.

Органические законы на основе Конституции 1978 года

  • Закон РСФСР «О выборах в Верховный Совет РСФСР» от 8 августа 1978 года
  • Закон РСФСР «О Совете Министров РСФСР» от 3 августа 1979 года
  • Закон РСФСР «О выборах в местные советы народных депутатов РСФСР» от 3 августа 1979 года
  • Закон РСФСР «О краевом, областном совете народных депутатов РСФСР» от 20 ноября 1980 года
  • Закон РСФСР «Об автономных округах РСФСР» от 20 ноября 1980 года
  • Закон РСФСР «О выборах районных (городских) народных судов РСФСР» от 8 июля 1981 года
  • Закон РСФСР «О порядке отзывов народных судей и народных заседателей районных (городских) народных судов РСФСР» от 8 июля 1981 года

Органические законы на основе Конституции 1978 года в редакции 1989 года

  • Закон РСФСР «О выборах народных депутатов РСФСР» от 27 октября 1989 года
  • Закон РСФСР «О выборах народных депутатов местных советов народных депутатов РСФСР» от 27 октября 1989 года
  • Закон РСФСР «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» от 14 июля 1990 года
  • Закон РСФСР «О статусе народного депутата местного совета народных депутатов РСФСР» от 30 октября 1990 года
  • Закон РСФСР «О статусе народного депутата РСФСР» от 15 октября 1990 года
  • Закон РСФСР «О порядке отзыва народного депутата РСФСР» от 17 мая 1991 года

Ключевые слова: особенности, Конституции, РСФСР, 1978, года

Последующее развитие конституционной системы бывшего СССР осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977 г. На ее основе в 1978 г. была принята Конституция РСФСР , как и конституции других союзных республик

На протяжении своего 15-летнего срока действия Конституция 1978 г. претерпевала значительные изменения . Это касалось не только содержания конкретных норм, но и самой сущности Конституции. В ней закреплялся статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем и как независимого государства после распада Союза.

В связи с этим данная Конституция на последних этапах своего существования, в отличие от прежних, была самой нестабильной , изменялась часто, причем самым радикальным образом. Вот почему ее характеристика имеет различное содержание применительно к тому или иному периоду ее действия.

В первые 10 лет (до начала периода, получившего название "перестройка" ) вся новая конституционная система СССР, в том числе Конституция РСФСР 1978 г., характеризовалась следующими чертами.

1. Принятие всех конституций этого периода должно было отразить новый этап , в который, как утверждалось, вступило советское общество - этап "развитого социализма", означавшего превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство, что прямо закреплялось в первых статьях всех конституций. В связи с этим в конституциях как СССР, так и республик было впервые введено понятие "народ"; именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть.

Несмотря на утверждение об общенародном характере государства, конституции не утрачивали классового характера. Такая трактовка сущности конституции была общепринятой в политической и государственно-правовой литературе, поскольку идея диктатуры пролетариата была преобразована в идею о ведущей роли рабочего класса. Это подтвердилось и тем, что, например, в преамбуле Конституции РСФСР 1978 г. прямо говорилось о сохранении в ней преемственности идей и принципов Конституции РСФСР 1918 г., Конституции РСФСР 1925 г., Конституции РСФСР 1937 г.

2. Классовый характер конституций подчеркивался и тем, что они еще более откровенно и прямо отражали роль коммунистической партии , которая является "руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций", как записано в ст. 6 Конституции СССР 1977 г. и в ст. 6 Конституции РСФСР 1978 г.

Знаменательно, что это была самостоятельная статья о партии , причем включенная в гл. 1 Конституции СССР (в прежней - статья о партии включалась в гл. X и положение о ней составляло часть ст. 126).

Это означало дальнейшее конституционное утверждение роли партии как основы всей государственной структуры.

3. В конституциях сохранялась и классовая ориентированность демократии , которая именовалась "социалистической демократией". Однако рамки ее были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях.

Конституции закрепили более полный перечень прав граждан , введя такие новые права, как право на жилище, право на охрану здоровья и др.

Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.

Конституция РСФСР 1978 г. впервые утверждала в преамбуле , что ее принимает и провозглашает народ Российской Федерации.

4. Конституция РСФСР вслед за Конституцией СССР весьма значительно изменилась структурно. В отличие от Конституции 1937 г., в ней имелось 11 разделов, делившихся на 22 главы. Конституция стала значительно более объемной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку. Так, в разд. I "Основы общественного строя и политики" были выделены главы: "Политическая система", "Экономическая система", "Социальное развитие и культура", "Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества".

Все это свидетельствовало о значительном расширении предмета конституционной регламентации, более совершенном уровне формирования государственно-правовых институтов.

5. Применительно к положениям Конституции РСФСР о ее федеративном устройстве можно отметить следующие новые моменты. В Конституции не было предусмотрено утверждение органами РСФСР конституций АССР; национальные округа были преобразованы в автономные и впервые перечислены; повысился уровень нормативных актов об автономных областях и автономных округах (указано, что их статус определяется законом РСФСР, а ранее предусматривалось Положение о них).

12 декабря 2008 года исполнилось 15 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации.

Первая Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года в связи с образованием РСФСР.

После установления советского строя контрольные функции в соответствии с принципом «Вся власть Советам!» были сосредоточены в высшем органе советской власти. Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделен Президиум ВЦИК.

Вторая Конституция принята второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года (в связи с образованием СССР). Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего - Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками.

Третья Конституция («сталинская») принята Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года. Она окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль, в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отмены противоречащих Конституции актов союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.

Четвертая Конституция («брежневская») принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. Она сохранила существовавший порядок осуществления конституционного контроля и конкретно указала эту функцию в списке полномочий Президиума Верховного Совета СССР.

После распада СССР в новых исторических условиях Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость («Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года). В Декларации закреплено новое название - Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России. В 1993 году Президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. Референдум по принятию новой Конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами законодательного органа России - Федерального Собрания.

Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Конституция провозгласила формирование новой системы государственно-политического устройства, подведя черту под советским периодом истории России. Конституция не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества. Вся полнота государственной власти в стране осуществляется Президентом Российской Федерации совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент ‑ Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и судебной власти, действующих самостоятельно. Президент как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

5 ноября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ выступил с инициативой о внесении поправок в Конституцию. Изменения увеличивают срок полномочий главы государства с 4 до 6 лет, а Госдумы - с 4 до 5 лет, и вводят новую ежегодную обязанность правительства РФ предоставлять отчет о своей работе в Госдуму.

21 ноября 2008 года поправки в Основной закон были одобрены Государственной Думой, 26 ноября - Советом Федерации. Новые сроки будут применены к Президенту и Госдуме, которые будут избраны после вступления в силу поправок. После одобрения Советом Федерации поправки в Конституцию направляются на рассмотрение законодательных собраний субъектов Федерации. В случае одобрения их двумя третями регионов поправки вернутся в верхнюю палату, которая вновь соберется на заседание и утвердит решение регионов. После повторного принятия решения Советом Федерации дается семь дней на его обжалование в Конституционном Суде. Если обжалования не происходит, поправки направляются на подпись Президенту.