Структура государственной власти рф. Исторические этапы развития государственного управления в россии. Введение в раздел

2-ой уровень (несколько продвинутый)

«Россия в годы Гражданской войны (октябрь1917 г. –1920 г.)»

Примерный план ответа

1.Внутренняя политика большевиков (1917-1920 гг.) II съезд Советов, разгон Учредительного собрания,разрыв большевиков и левых эсеров,


складывание однопартийной системы; принятие Конституции РСФСР.

4.Социально- экономические преобразования большевиков в годы Гражданской войны Политика « военного коммунизма».

Задание 6. Вопросы для самопроверки :

1.Каковы причины Гражданской войны в России? На какие слои населения опирались враждующие силы?

2 В чьих интересах проводилась внутренняя политика большевиков (1917-1920 гг.), могла ли она стать причиной Гражданской войны в России?

3.Как началась Гражданская война? На какие этапы она делится?

4.В чём особенность Гражданской войны в России?

5.Каков результат восстания Чехословацкого корпуса в 1918 г

6.Кто стоял у истоков создания Добровольческой армии?

7.В каком году Красная Армия вела наиболее упорные бои с войсками Колчака, Деникина, Юденича?

8.Какой титул принял в 1918 г адмирал А.А. Колчак?

9.Когда и в связи с какими событиями был аннулирован Брест- Литовский договор с Германией?

10.Каковы причины поражения «белого движения» ,победы «красных» в Гражданской войне?

11.Что такое политика « военного коммунизма»? Каковы ее цели и последствия?

12.Каковы были итоги Гражданской войны в России

3-ой уровень (продвинутый)

«Россия в годы Гражданской войны (октябрь1917 г. –1920 г.)».

Примерный план ответа
1.Внутренняя политика большевиков (1917-1920 гг.) II съезд Советов, разгон Учредительного собрания,разрыв большевиков и левых эсеров,
складывание однопартийной системы; принятие Конституции РСФСР.

2.Внешняя политика большевиков (1917-1920 гг.). Брестский мир.

3.Гражданская война: причины, основные этапы и события, экономическая политика большевистской власти в годы войны, причины победы большевиков, итоги войны.

4.Социально- экономические преобразования большевиков в годы Гражданской войны.Политика « военного коммунизма».

Задание 8.

Задание 8. Дайте полный и обоснованный ответ на вопрос:

1.Заполните таблицу «Борьба в большевистском руководстве по поводу заключения сепаратного мира с Германией».


2.В годы Гражданской войны вы:


а) встали бы в ряды «красных»;
б) присоединились бы к «белым»;
в) пошли бы за национальными движениями (петлюровцами, дашнаками, мусаватистами и пр.);
г) были бы близки к идеям и действиям Махно и ему подобных.
Объясните свой выбор.

3.Представьте, что вас как специалистов-историков, исследующих тему Гражданской войны, пригласили принять участие в разработке проекта памятника участникам Гражданской войны 1918-1920 гг. Каким бы вы хотели его видеть?

4.Является ли Гражданская война закономерностью революции, была ли она неизбежной после прихода к власти партии большевиков? Выскажите своё мнение, аргументировав его.

5.Сформулируйте цели интервентов.

6.Сопоставьте тактику «красных» и «белых» в годы Гражданской войны. Какие проблемы оказались равнозначно сложными и вынудили прибегнуть и тех и других к террору?
Литература

Основная


1.В.В Артемов, Ю.Н Лубченков. История, Учебник для нач. сред. Проф. Образования. В 2ч.Ч 2М. - Издательский центр « Академия», 2011. Стр136-139; 140-148.

2.Лекции учебных занятий.

Дополнительная

1.Бровкин В.Н. Россия в гражданской войне. Власть и общественные силы // Вопросы истории. 1994. №5.

2.Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической системы. М., 1995.

3.Гражданская война в России: перекрёсток мнений. М., 1994.

4.Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1991.

5.Журавлёв В.В., Симонов Н.С. Причины и последствия разгона 6.Учредительного собрания // Вопросы истории. 1992. №1.

7.Красный террор // Знание – сила. 1991. №7.

8.Лехович Д.В. Белые против красных. М., 1992.

9.Майсурян А. Учредительное собрание // Энциклопедия для детей: История России. Т. 3. М., 1995.

10.Майсурян А. Гражданская война. Деятели Гражданской войны. Партия большевиков в 1917-1921 годах // Энциклопедия для детей: История России Т.З. М., 1995.

11.Павлюченков С.А. Военный коммунизм в России: Власть и массы. М., 1997.

12.Советско-польская война // Родина. 1992. №5.

13.Шубин А. Махно и махновское движение. М., 1998.

14.http:// www . whiteforce . newmail . ru (Белая гвардия).

Карта темы 7

Задания

1-й уровень (базовый)

«Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР».

Примерный план ответа


  1. Новая экономическая политика
    а) Причины перехода к нэпу;


Задание 2. Дайте определение , объяснение:

Новая экономическая политика (нэп); продовольственный налог (продналог); концессия; хозрасчёт; нэпманы; Объединённое Государственное политическое управление (ОГПУ); теория о возможности построения социализма в одной стране; большевистская гвардия; режим личной власти; Союз Советских Социалистических Республик (СССР); унитарное государство; федерация; автономия; план автономизации; Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО); Государственная общеплановая комиссия (Госплан); Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКП (б)).


Задание 4. Кто это?

Сталин И.В.; Зиновьев Г.Е.; Каменев Л.Б.; Бухарин Н.И.; Троцкий Л.Д.; Рыков А.И.; Томский М.П.; Сокольников Г.Я.

2-ой уровень (несколько продвинутый)

Задание 5. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР».

Примерный план ответа


  1. Новая экономическая политика
    а) Причины перехода к нэпу;
    б) Сущность и основные черты нэпа;
    в) Противоречия и итоги нэпа..

  2. Образование СССР (предпосылки образования, проекты объединения).
Задание 6. Вопросы для самопроверки :

1.Какова была обстановка в Советской России после окончания Гражданской войны?

2.В чем состояли причины перехода к нэпу? В чем состояла сущность нэпа?

3.Каковы положительные и отрицательные итоги нэпа?

4. Был ли неизбежным отказ советского руководства от нэпа?

5.Почему и как образовался Советский Союз? Какова была структура управления новым государством?

3-ой уровень (продвинутый)

Задание 7. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР».
Примерный план ответа


  1. Новая экономическая политика
    а) Причины перехода к нэпу;
    б) Сущность и основные черты нэпа;
    в) Противоречия и итоги нэпа..

  2. Образование СССР (предпосылки образования, проекты объединения).
Задание 8. Дайте полный и обоснованный ответ на вопрос:

1.Согласны ли вы с высказыванием У. Черчилля о Ленине: «Русские люди остались барахтаться в болоте. Их величайшим несчастьем было его рождение, но следующим несчастьем была его смерть»?

2.Нарисуйте схему «Высшие органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1924 г.».

3.На основе приведённых ниже фактов попробуйте определить, имеет ли какое-либо отношение создание СССР к попыткам большевиков разжечь мировую революцию?

В названии государства – СССР – нет указания ни на национальную, ни на территориальную принадлежность.

Конечная цель государства была определена как «объединение трудящихся всех стран в мировую советскую республику».

Лозунгом СССР стал призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», символом – красная пятиконечная звезда, обозначающая пять континентов, а серп и молот – единство рабочего класса и крестьянства.

4. Кому из партийных лидеров В.И. Ленин дал следующую характеристику: «…не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии»?

5.Кто стал председателем Совнаркома после смерти В.И. Ленина? Кто выступал в 20-е годы в качестве основных противников И.В. Сталина?

6.Сравните «левый» (Троцкий, Зиновьев, Каменев) и «правый» (Бухарин, Рыков) уклоны в ВКП (б) в 1920-е гг. Укажите, что было общим, а что – различным.Как вы думаете, почему в этой борьбе победу одержал И.В. Сталин?

Литература

Основная


1.В.В Артемов, Ю.Н Лубченков. История. Учебник для нач. сред. Проф. Образования6 В 2ч.Ч 2М. - Издательский центр « Академия», 2011. Стр.172-177.

2.Лекции учебных занятий.

Дополнительная

1.Виноградов С.В. Нэп: опыт создания многоукладной экономики. М., 1996.

2.Неизвестный Кронштадт // Родина. 1993. №7.

3.Горинов М.М. Нэп: поиски путей развития. М., 1990.

4.Мау В.А. Реформы и догмы: Очерки истории становления хозяйственной системы советского тоталитаризма. М., 1993.

5.Нэп: приобретения и потери. М., 1994.

6.Трукан Г.А. Путь к тоталитаризму: 1917-1929 гг. М., 1994.

7.Такер Р. Сталин: Путь к власти. 1879-1929 гг. М., 1994.

Карта темы 8

«СССР в 30-е годы».

Задания

1-й уровень (базовый)

Задание 1. Используя учебник составьте ответ по вопросу «СССР в 30-е годы».
Примерный план ответа

2.Индустриализация страны:



Задание 2. Дайте определение , объяснение:

Индустриализация; коллективизация; коллективное хозяйство (колхоз); кулак; выдвиженцы; двадцатипятитысячники; раскулачивание; машинно-тракторная станция (МТС); пятилетка; социалистическое соревнование; стахановцы; «враг народа»; репрессии; Главное управление лагерями ОГПУ (ГУЛАГ); культ личности; «большой террор»; номенклатура; государственный социализм; повинность; Верховный Совет; Президиум Верховного Совета.

Задание 3. Какие события связаны с датами


1925 г., декабрь

Задание 4. Кто это?

Сталин И.В.; Рютин М.Н.; Киров С.М.; Зиновьев Г.Е.; Каменев Л.Б.; Пятаков Г.Л.; Радек К.Б.; Тухачевский М.Н.; Бухарин Н.И.; Рыков А.И.; Каганович Л.М.; Ежов Н.И.; Калинин М.И.; Ягода Г.Г.; Ворошилов К.Е.; Микоян А.И.; Стаханов А.Г.; Тимошенко С.К.

2-ой уровень (несколько продвинутый)

Задание 5. Используя учебник составьте ответ по вопросу «СССР в 30-е годы».

Примерный план ответа
1.От нэпа к форсированному строительству социализма.

2.Индустриализация страны:


а) Цели, особенности, источники, итоги и последствия;
б) Первая, вторая, третья пятилетки.

3.Коллективизация сельского хозяйства (цели, основные события, итоги и последствия).

4.Советское государство и общество в 30-е гг.

Задание 6. Вопросы для самопроверки :

1.В чем состояли причины отказа от нэпа? Какие мнения о путях дальнейшего развития страны существовали среди руководства СССР?

2.Какие изменения произошли в сфере управления экономикой при переходе к индустриализации?

3.Что такое коллективизация? Каковы были причины перехода к политике коллективизация?

4.Как осуществлялась коллективизация? Каковы ее результаты?

5.В чем причины установления в СССР единоличной власти Сталина?

6. В чем состояли причины массовых репрессий? Какие последствия они имели?

7.Какие социальные процессы происходили в СССР? Какое значение имело стахановское движение?

8.Каковы итоги развития СССР в 30-е годы.

3-ой уровень (продвинутый)

Задание 7. Используя учебник составьте ответ по вопросу «СССР в 30-е годы».
Примерный план ответа
1.От нэпа к форсированному строительству социализма.

2.Индустриализация страны:


а) Цели, особенности, источники, итоги и последствия;
б) Первая, вторая, третья пятилетки.

3.Коллективизация сельского хозяйства (цели, основные события, итоги и последствия).

4.Советское государство и общество в 30-е гг.

Задание 8. Дайте полный и обоснованный ответ на вопрос:

1.По мнению учёных-историков О.В. Волобуева и С.В. Кулешова, наиболее распространены четыре оценки совершённого в нашей стране «великого перелома».

Путь был определён в своей основе верно, хотя осуществлялся с ошибками.

Пройденный путь сопровождался многими бедствиями, но избежать его было невозможно (концепция «исторической ловушки»).

Нэповский вариант был предпочтительнее.

На рубеже 20 – 30-х гг. никому не удалось найти никакой удовлетворительной альтернативы.

Какая из вышеуказанных точек зрения представляется вам наиболее верной? Почему? Быть может, вы предложите что-то своё?

2.Как вы объясните тот факт, что в нашем обществе и сейчас немало приверженцев Сталина, причём не только среди старшего поколения, но и среди молодёжи? Какие цели преследуют современные сталинисты? Нужно ли с ними бороться?

3.Какая из перечисленных точек зрения на ваш взгляд верная? Объясните почему.

Сталинизм был фатально неизбежен, так как сам исход и условия русской революции предопределили установление личной диктатуры.

Сталинизм – случайность: если бы Сталина не было, в истории России не было бы и сталинизма.

Сталинизм стал вероятностью: если бы в истории России не было Сталина, то была бы установлена иная личная власть, например, Л. Троцкого, ведь глубокие цивилизационные кризисы, бурные социальные и политические революции ведут к установлению диктатуры Кромвеля, Робеспьера, Сталина…

4.Назовите не менее трёх причин успешного проведения коллективизации.

5.Как менялись цели репрессий в 1920-1930-е гг.? Почему репрессиям подверглись так называемые «старые» большевики и высшее руководство Красной Армии?

6.Какие личные качества и конкретные действия Сталина способствовали формированию культа его личности?

7.Какими достижениями нашего народа в 30-е гг. мы с полным правом можем гордиться?


Литература

Основная
1.В.В Артемов, Ю.Н Лубченков. История, Учебник для нач. сред. Проф. Образования. В 2ч.Ч 2М. - Издательский центр « Академия», 2011. Стр. 177-181, 182-186.

2.Лекции учебных занятий.

Дополнительная

1.Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30 – 40-х годах. М., 1989.

2.Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивания (начало 30-х годов). М., 1994.

3.Индустриализация Советского Союза: Новые документы. Новые факты. Новые подходы. М., 1997.

4.Лельчук В.С. Индустриализация СССР: История, опыт, проблемы. М., 1984.

5.Тепцов Н.В. Аграрная политика: на крутых поворотах 20 – 30-х годов. М., 1990.

6.Трагедия советской деревни: Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы. 1927- 1939. М., 1999.

7.Хлевнюк О.В. 1937 год: противостояние. М., 1991.

8.Экономика ГУЛАГа и её роль в развитии страны. 1930-е годы. Сб. док. М., 1998.

http:// ocrtxt . narod . ru /092. zip («Сталинизм и советское общество»).

9.http:// www . auditorium . ru / books /477/ index . html («Коллективизация как национальная катастрофа: Воспоминания её очевидцев и архивные документы»).

Карта темы 9

Задания

1-й уровень (базовый)

Задание 1. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Внешняя политика Советского государства в 20 – 30-е годы XX в.».

Примерный план ответа



Задание2. Дайте определение , объяснение:

Недемократические режимы, фашизм, национал- социализм, Лига наций, Мюнхенский сговор, система коллективной безопасности, политика умиротворения, вермахт, пакт Молотова- Рибентропа, « жизненное пространство», первый, второй, третий центры силы, Версальский договор, блицкриг, советско- финляндская война, линия Маннергейма, коллаборационисты, « народные представительства», Закон о всеобщей воинской обьязанности, план « Барборосса»,Вторая мировая война, Великая Отечественная война.


1919-1920
1924 г.
1934 г.

Задание 4. Кто это?

В.Вильсон; Гитлер А.; Гинденбург П.; Франко Ф.; Риббентроп И.; Молотов В.М.; Литвинов М.М.; Рузвельт Ф.Д.; Черчилль У.; Жуков Г.К.

2-ой уровень (несколько продвинутый)

Задание 5. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Внешняя политика Советского государства в 20 – 30-е годы XX в.»

Примерный план ответа


  1. Внешняя политика в 20-е г.Полоса признания советской России:первые международные договоры, участие в международных конференциях, установление дипломатических отношений.

  2. Внешняя политика в 30-е годы. Мир в конце 30-х гг., Германо – советский договор. Военно- политические планы сторон.
Задание 6. Вопросы для самопроверки :

1.Вчем состояли причины установления недемократических режимов в большинстве стран мира в 20-30-е годы?

2.Как фашисты нацисты пришли к власти в Италии, Германии?

3.С какой целью была создана Лига Наций? Почему ее деятельность оказалась неэффективной?

4.Почему соглашение в Мюнхене вошло в историю как « Мюнхенский сговор»?

5.Какова была расстановка сил в мире накануне Второй мировой войны? Что прпятствовало обузданию стран- агрессоров?

6.Как был заключен счоветско- германский договор? Каковы были его последствия?

7.Что представляли военно- политические планы сторон накануне войны?

8.Была ли вторая мировая война неизбежной?

3-ой уровень (продвинутый)

Задание 7. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Внешняя политика Советского государства в 20 – 30-е годы XX в.»

Примерный план ответа


  1. Внешняя политика в 20-е г.Полоса признания советской России:первые международные договоры, участие в международных конференциях, установление дипломатических отношений.

  2. Внешняя политика в 30-е годы. Мир в конце 30-х гг., Германо – советский договор. Военно- политические планы сторон.
Задание 8. Дайте полный и обоснованный ответ на вопрос:

1.В 30-е гг. XX в. народы Англии, Франции, США, СССР выступали против надвигающейся мировой войны и её потенциального поджигателя – Германии. Тем не менее, указанные страны прямо или косвенно содействовали созданию мощного военно-экономического потенциала явного инициатора агрессии. Почему правительства этих стран, видя и понимая сущность проблемы, совершали такой шаг?

2.Выскажите доводы за и против заключения пакта о ненападении с Германией. Сформулируйте вывод. Измените ли вы мнение, если узнаете о секретном дополнительном протоколе? Объясните, почему.

3.Известны слова Сталина, сказанные в узком кругу после подписания пакта о ненападении с Германией: «Обманул Гитлера, обманул!» Кто же в конечном итоге оказался в выигрыше: СССр или Германия? Аргументируйте свой ответ.

4.Северо-западные границы Советского Союза действительно требовали укрепления на случай войны с Германией. Финской стороне предлагали решить этот вопрос мирным путём, но правительство Финляндии даже не ответило на это предложение. Тогда СССР стал отодвигать свои границы военным путём, так как другого выхода уже не видел. Может быть, прав был Советский Союз, тем более что Финляндия когда-то была составной частью России?

5.В работе «Путь к разделу мира» швейцарский исследователь Г.- А. Якобсен утверждает, что в отношении виновности государств, развязавших Вторую мировую войну, никто не может сравниться с Германией и Гитлером. Эта страна «главный виновник», все остальные «совиновные». Среди них англичане, «стремившиеся к миру любой ценой»; страны Юго-Восточной Европы с их «эгоизмом»; «польские государственные мужи с их высокомерием и переоценкой собственных сил»; «Советский Союз с его поведением летом 1939 года». Дайте оценку высказываниям швейцарского исследователя.


Литература

Основная


1.В.В Артемов, Ю.Н Лубченков. История,Учебник для нач. сред. Проф. Образования6 В 2ч.Ч 2М. - Издательский центр « Академия», 2011. Стр 154-159,175-176,163-166,191-196.

2.Лекции учебных занятий.

Дополнительная


  1. Анти – «Ледокол». Беседа Л. Безыменского с Ф. Городецким // Новое время.1995. №11.

  2. Донгаров А.Г. Война, которой могло не быть // Вопросы истории. 1990. №5.

  3. Европа между миром и войной: 1918- 1939. М., 1992.

  4. Открывая новые страницы: Сборник статей. М., 1989.

  5. Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. 1931- 1941. М., 1992.

  6. Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. М., 1989.

  7. Советско-германские документы 1939-1941 гг. Из архива ЦККПСС // Новая и новейшая история. 1993. №1.

  8. Суворов В. Ледокол. День. // Новое время 1992.

  9. Шишкин В.А. Становление внешней политики послереволюционной России (1917-1930 годы) и капиталистический мир: от революционного «западничества» к «национал-большевизму». СПб., 2002.

  10. http:// katyn . codis . ru (Катынь).
Карта темы 10

«Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа »

Задания

1-й уровень (базовый)

Задание 1. Используя учебник составьте ответ по вопросу

Примерный план ответа

1.Начало Второй мировой войны.

Задание 2. Дайте определение , объяснение:

Первый, второй, третий центры силы, Версальский договор, блицкриг, советско- финляндская война, линия Маннергейма, коллаборационисты, « народные представительства», Закон о всеобщей воинской обязанности, план « Барбаросса»,Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Ставка Верховного командования, Ставка Верховного главнокомандующего, блокада Ленинграда, Государственный комитет обороны, Перл- Харбор.

Задание 3. Какие события связаны с датами:

А. Гитлер; Сталин И.В.; Жуков Г.К.; Тимошенко С.К.; Гаврилов П.М.; Конев И.С.; Панфилов И.В.; Клочков В.Г.; Рокоссовский К.К.; Ватутин Н.Ф.; Ерёменко А.И.; Шумилов М.С.; Чуйков В.И..

2-ой уровень (несколько продвинутый)

Задание 5. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа ».

Примерный план ответа

2.Укрепление боеспособности и расширение западных границ СССР.

3.Нападение Германии на Советский Союз.

4.Причины поражения Красной Армии.

5.Мероприятия по организации отпора врагу.

6.Московская битва.Значение победы советских войск под Москвой.

7. Омск фронту и тылу в годы Великой Отечественной войны.

Задание 6. Вопросы для самопроверки :

1.Как началась Вторая мировая война? Какие военные действия проводились в Европе? Какие страны были захвачены Германией, страны- союзники Германии?

2.Как Советский Союз укреплял свою обороноспособность накануне Великой Отечественной войны7

3.Каково было соотношение сил накануне нападения Германии на СССР?

4.Как началась Великая Отечественная война? Каков был ход военных действий в 1941г?

5.Вчем состояли причины поражения Красной армии в начальный период войны?

6.Какие мероприятия по организации отпору врагу были проведены в СССР в начальный период войны?

7.Какие военные действия проходили на Тихом океане?

3-ой уровень (продвинутый)

Задание 7. Используя учебник составьте ответ по вопросу «Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа ».

Примерный план ответа

1.Начало Второй мировой войны. Этапы войны.

2.Укрепление боеспособности и расширение западных границ СССР.

3.Нападение Германии на Советский Союз.

4.Причины поражения Красной Армии.

5.Мероприятия по организации отпора врагу.

6.Московская битва.Значение победы советских войск под Москвой.

7. Омск фронту и тылу в годы Великой Отечественной войны.

Задание 8. Дайте полный и обоснованный ответ на вопрос:


  1. Почему в своей речи по радио 3 июля 1941 года Сталин обратился к народу нашей страны со словами «Братья и сёстры!»? Какой перелом во взаимоотношениях власти и общества отразило это обращение?

  2. Какую оценку вы можете дать приказу № 227 с военно-стратегической и с нравственной позиций?

  3. Определите причины поражения Красной Армии в начальный период войны. В какой степени её неудачи были обусловлены объективными причинами?

  4. Определите главные отличия Второй мировой войны от Первой. В чём их сходство?

  5. Чем блокада Ленинграда отличалась от обороны других городов от немецких войск?

  6. Назовите основные периоды Великой Отечественной войны. Какой критерий лежит в основе названной вами периодизации?

  7. Охарактеризуйте роль советских полководцев в победе над агрессорами.

  8. Когда и почему в войну вступили США, Великобритания и ряд других государств?
Литература

Основная


1.В.В Артемов, Ю.Н Лубченков. История, Учебник для нач. сред. Проф. Образования6 В 2ч.Ч 2М. - Издательский центр « Академия», 2011. Стр191-200.

2.Лекции учебных занятий.


Дополнительная

  1. Великая Отечественная война. Военно-исторические очерки. М., 1999.

  2. Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия. М., 1985.

  3. Гареев М.А. Неоднозначные страницы войны. Очерки о проблемных вопросах Великой Отечественной войны. М., 1995.

  4. Полвека назад: Великая Отечественная война: цифры и факты/ Г.Ф. Кривошеев, В.М. Андроников, М.В. Филимошин, П.Д. Буриков; Под ред. Г.Ф. Кривошеева. М., 1995.

  5. Уткин А.И. Вторая мировая война. М., 2002.

  6. http:// www . serpukhov . su / dima / war (Битва за Москву)

  7. http:// battle . volgadmin . ru (Сталинградская битва)

  8. http:// www . bsu . edu . ru:8834 (Курская битва глазами современников и потомков).
Карта темы 11

Задания

1-й уровень (базовый)

Задание 1. Используя учебник составьте ответ по вопросу « Второй период Второй мировой войны.»

Примерный план ответа

2.Антигитлеровская коалиция.

6.Открытие второго фронта.

7.Битва за Берлин.

8.Война СССР с Японией.

Задание 2. Дайте определение , объяснение:

Коренной перелом, антигитлеровская коалиция, второй фронт, Тегеранская конференция, Крымская конференция, Прохоровка, битва за Днепр, оккупационный режим, движение Сопротивления, партизанское движение, ленд- лиз, десять сталинских ударов, второй фронт, Акт о безоговорочной капитуляции,Ялтинская конференция, Хиросима, Нагасаки.

Задание 3. Какие события связаны с датами:

Задание 4. Кто это?

Паулюс; Павлов Я.Ф.; Зайцев В.Г.; Э. Манштейн; Катуков М.Е.; Ротмистров П.А.; Баграмян И.Х.; Черняховский И.Д.; Малиновский Р.Я.; Толбухин Ф.И.; Егоров М.А.; Кантария М.В.; В. Кейтель; Василевский А.М.; Говоров Л.А.; Захаров Г.Ф.; Мерецков К.

2-ой уровень (несколько продвинутый)

Задание 5. Используя учебник составьте ответ по вопросу « Второй период Второй мировой войны.»

Примерный план ответа

1.Военные действия на советско-германском фронте летом 1942г. Сталинградская битва.

2.Антигитлеровская коалиция.

3.Коренной перелом в ходе войны. Битва на Курской дуге.

4..Окупационный режим. Партизанское движение.

5. Военные операции 1944 г. на советско- германском фронте.

6.Открытие второго фронта.

7.Битва за Берлин.

8.Война СССР с Японией.

9. Итоги, последствия и уроки войны

Задание 6. Вопросы для самопроверки :

1.Почему Сталинградскую битву считают важнейшим событием Второй мировой войны? Каков ее ход и результат?

2.Каковы были цели антигитлеровской коалиции? В чем состояло ее значение?

3. Что такое коренной перелом во Второй мировой войне? Когда он был завершен?

4.В чем причины движения Сопротивления? Какую роль оно сыграло в ходе Второй мировой войны? Что такое коллаборационизм?

5.Что такое « десять сталинских ударов» ? Перечислите их.

6.Каковы были итоги битвы за Берлин?

7.Каковы результаты Второй мировой войны? В чем состояло значение победы антигитлеровской коалиции? В чем цена победы советского народа в Великой Отечественной войне?

3-ой уровень (продвинутый)

Задание 7. Используя учебник составьте ответ по вопросу « Второй период Второй мировой войны.»

Примерный план ответа

1.Военные действия на советско-германском фронте летом 1942г. Сталинградская битва.

2.Антигитлеровская коалиция.

3.Коренной перелом в ходе войны. Битва на Курской дуге.

4..Окупационный режим. Партизанское движение.

5. Военные операции 1944 г. на советско- германском фронте.

6.Открытие второго фронта.

7.Битва за Берлин.

8.Война СССР с Японией.

9. Итоги, последствия и уроки войны

Задание 8. Дайте полный и обоснованный ответ на вопрос:

1.Что, на ваш взгляд, защищали воины Красной Армии в годы войны: Родину, политический режим, Сталина? Были ли для них едины или разделены эти понятия? Ваше отношение к лозунгу «За Родину! За Сталина!».

2.Каково было кодовое название плана контрнаступления советских войск под Сталинградом?

3.Американская историография склонна видеть главную причину быстрой капитуляции Японии в ядерных бомбардировках и, естественно, в истощении её сил в ходе длительной борьбы с США на море. Согласны ли вы с подобной точкой зрения? Ответ аргументируйте.

4.По итогам Второй мировой войны и с согласия США и Великобритании Советскому Союзу были возвращены отторгнутые у России после Русско-японской войны Южный Сахалин и Курильские острова. Таким образом, это было сделано не в одностороннем порядке. Почему же сейчас Япония предъявляет претензии к России и требует отторжения в её пользу основных островов Курильской гряды? Почему США и Великобритания не выступают с осуждением современных территориальных притязаний японской стороны к России

5.Некоторые современные историки считают, что после изгнания немецких захватчиков с территории СССР и вступления советских войск в Европу война перестала быть народной, Отечественной, превратилась со стороны Советского Союза в войну завоевательную. Разделяете ли вы подобную точку зрения? Аргументируйте свой ответ.


ч. 1 ч. 2 ч. 3

История государственного управления в России охватывает множество веков. Рассмотрим ее вкратце.

Государственное управление в России сложилось еще во времена Киевской Руси. Во стоял князь, который принадлежал к роду Рюриковых. В отдельных городах управляли племенные князья. Но власть князя была ограничена вече, т.е. не была монархической. Когда умирал князь, вся лестница государственного управления поднималась на одну ступеньку вверх.

Князь должен был обеспечивать внутренную безопасность, издавать законы, управление высшим судом, он являлся главой администрации. Также в его обязанности входили сборы и формирования дружины. Население платило дань, полюдье. В городах находились чиновники, которые назывались численники. Они делали перепись населения для выплачи дани. В каждом княжестве были свои особенности государственной организации и управления. Здесь сложилось новое звание, бояре, которые все чаще стали оспаривать права князей. История государственного управления в России очень интересна. В 12-13 веках князья очень часто менялись - 68 раз, при этом князь был незаменимым элементом социально политической системы. После того, как произошло объединение русские земель в 15в. образовалось единое государство, которое называлось Россией. В связи с этим изменяется социально-экономическая структура государства. История государственного управления в России немалое место отводила и думе. Во главе государства стоял Великий Князь. Дума состояла из дух частей - бояры и окольничие. Также в государственной структуре были Дворец, который занимался землями князя, и Казна, где хранились государственные деньги, драгоценности, также важные документы. С приходом к власти Ивана IV, меняется система государственного управления в России. В следствии его реформ, создается Ближняя дума, система приказов… В деревнях должность руководителя называлась Губные старосты, и Излюбленные головы в городах. В 1549г. был создан а в 1551г. был собран которые ввел реформы в церковном правлении. Иван IV поделил всю страну на земщины и опричнины. Уже начиная с 17в в России замечаются предпосылки перехода от монархии к самодержавию. Произошли также изменения в военном строе России. Усилились вооруженные силы России. Во времена правления Петра реформы реализовались в по отношению к Его преобразования в основном были направлены в сторону европеизации, модернизации социально-экономическому и государственному строю России. Его реформы касались и крестьян, которые разделились на государственных и крепостных крестьян. В середине 18века были государственные перевороты, а после смерти Петра, были созданы органы, функцией которых было ограничение власти царя. Такими органами являлись (1725-1730), кабинет министров (1730-1740), конференция при высочайшем дворе (1740-1762). Были созданы также гражданский и уголовный суды. Такие реформы совершались постоянно в течении нескольких веков. В начале 20в была создана Государственная Дума. Республика была провозглашена 1-ого сентября 1917г.. Государством управляло временное правительство. В 1918г 10 июля была провозглашена первая конституция, конституция РСФСР. Согласно ей законодательным органом был ВЦИК.. 31-ого января 1924г была провозглашена просуществовал до 1991г. после его разрушения образовалась Российская Федерация, президентом которого стал Борис Ельцин.

История государственной службы в России охватывает несколько столетий. В Киевской Руси не было служебной повинности. Серьезные изменения в этой сфере произошли после объединения северо-восточных земель Руси под власть московского князя. Начиная с любой служилый человек не могу выехать за границы московского княжества - это считалось государственной изменой.

История государственной службы неразрывно связано с история гос управления в России. Мы попытались вкратце изложить тему "История государственного управления в России".

ЛЕКЦИЯ № 18

Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР

Денежная реформа в 1922 г. укрепила национальную валю­ту, покончив с инфляцией.

Однако если в социальной и экономической сфере нововведе­ния были существенными, то в политической системе они были незаметны.

Все важнейшие вопросы государственной жизни решала пар­тия, вернее ее аппарат. На X съезде РКП(б) были осуждены «ан­тимарксистские» взгляды «рабочей оппозиции», запрещено соз­дание фракций и групп внутри партии. После X съезда после­довала «чистка» партии. В 1922 г. была полностью свернута деятельность сохранившихся социалистических партий. Состо­ялся первый крупный политический процесс: ГПУ (которое за­менило ВЧК) обвинило 47 арестованных руководителей эсеров­ской партии в контрреволюционной деятельности. Осенью 1922 г. из России были высланы 160 ученых и деятелей куль­туры («философский пароход»).

Господство большевистской идеологии утверждалось воин­ствующей пропагандой атеизма , разрушением храмов. В 1922 г. в рамках кампании по сбору средств для борьбы с голодом были конфискованы многочисленные церковные ценности. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным собором, был арестован.

Укрепление единства партии, разгром ее противников уси­ливали однопартийную политическую диктатуру.

Итоги нэпа.

Нэп быстро изменил облик страны. В 1926 г. был достигнут довоенный уровень промышленности. Стремительно поднялось сельское хозяйство. К 1924 г. посевные площади при­близились к довоенному уровню. Развитие крестьянского хозяй­ства способствовало оживлению розничной торговли.

Однако наряду с безусловными достижениями нэп имел и ряд негативных черт. Росли социальное неравенство, безработица . Усилилась коррумпированность чиновников. Экономическое раз­витие страны сопровождалось постоянными кризисными явле­ниями.

В целом развитие Советской страны в 20-е гг. шло недоста­точно высокими темпами.

В этот период передовые страны мира совершили серьез­ный скачок вперед, в то время как Россия лишь восстано­вила свой довоенный уровень.

Перед партийным и государственным руководством встала проблема совершенствования методов экономической поли­тики.

Образование СССР.

После окончания Гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовало шесть социалистических, две народные советские республики и Даль­невосточная республика. В составе крупнейшей республики - РСФСР - находилось немало автономных образований с неоп­ределенным государственным статусом. Во главе всех советских республик стояли члены РКП(б). Между республиками устанав­ливались тесные хозяйственные, культурные и иные связи. Все это создавало предпосылки для государственного объединения .

К началу 1922 г. ряд советских республик заключили дого­воры, по которым в ведение РСФСР передавались их вооружен­ные силы, управление промышленностью, финансы, связь, транспорт и международные отношения . Причиной такого ре­шения явилось не только признание ведущего вклада Советской России в победу в Гражданской войне, но и слабость прави­тельств других республик и их зависимость от руководства РСФСР, фактически поставившего их у власти.

В августе 1922 г. в ЦК РКП(б) была создана комиссия по из­учению предложений советских республик об усовершенствова­нии их отношений между собой. Народный комиссар по делам национальностей (Джугашвили), сделавшийся в 1922 г. генеральным секретарем ЦК РКП(б), выступил с иде­ей придать советским и народным республикам право автоно­мий в рамках РСФСР. Когда в 1922 г. республики Закавказья создали Закавказскую Федерацию в составе Грузии, Армении и Азербайджана, Сталин надеялся, что это государственное обра­зование в будущем станет частью РСФСР. Однако подобные пла­ны вызвали протест руководства Советской Грузии.

Заместитель председателя Каменев по по­ручению Ленина составил иной проект, предусматривавший вхождение республик в состав нового государства на основе до­говоров. Проект этот был поддержан Пленумом ЦК РКП(б).

Несмотря на то что в Договоре и Декларации об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР), принятых на I съезде Советов СССР 30 декабря 1922 г., указы­валось, что Союз образован по свободному волеизъявлению на­родов с правом свободного вступления и выхода, путей выхода предусмотрено не было. В ведение Союза передавались воору­женные силы, международные дела и торговля, финансы, со­общение и связь. Промышленность, культура и внутренние дела оставались в ведении республик.

Высшим органом нового государства стал Всесоюзный съезд Советов, избиравший на время между своими заседаниями Цен­тральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Председателем ЦИК СССР стал.

Внешняя политика в 20-е гг. XX в.

Первые международные договоры были заключены Советской Россией со странами, бо­ровшимися за свою независимость. В 1921 г. были подписаны договоры с Ираном и Афганистаном, затем с Турцией, которая получила ряд территорий бывшей Российской империи и воен­ную помощь. Тогда же были заключены мирные договоры с го­сударствами, возникшими на окраинах России: Финляндией, Польшей, Латвией, Литвой и Эстонией.

Поскольку западные державы не спешили признавать Совет­скую Россию, большевики стали заключать с ними торговые со­глашения, рассчитывая через экономические связи добиться установления и политических. В течение 1921 -1922 гг. были подписаны торговые соглашения с Германией, Великобритани­ей, Австрией, Норвегией, Швецией, Италией, Чехословакией.

Советское правительство выступило с идеей проведения меж­дународной конференции для урегулирования всех спорных во­просов между Советской Россией и странами Антанты с целью заключения мирного договора. Это предложение было принято Антантой, которая в 1922 г. пригласила РСФСР на междуна­родную конференцию в Генуе. Советскую делегацию возгла­вил нарком иностранных дел.

Представители ряда европейских держав потребовали от РСФСР возвратить долги царского и Временного правительств, вернуть иностранным владельцам национализированные пред­приятия или оплатить их стоимость, отменить монополию внеш­ней торговли и т. д. Советская сторона не согласилась с этими предложениями и предъявила встречное требование - возме­стить ущерб, причиненный иностранной интервенцией и эконо­мической блокадой. Одновременно советское руководство согла­шалось признать часть довоенных долгов, если европейские пра­вительства отсрочат их выплату на 30 лет и предоставят новые займы. Эти условия были отвергнуты. Казалось, конференция будет безрезультатной для Советской России. Однако Чичерин воспользовался разногласиями между Антантой и Германией. 16 апреля 1922 г. в Рапалло (предместье Генуи) был подписан договор между РСФСР и Германией о восстановлении диплома­тических отношений. Германия отказывалась от претензий по возмещению стоимости национализированных предприятий их бывшим владельцам. В свою очередь, РСФСР предоставляла Гер­мании большие торговые преимущества.

Опасаясь дальнейшего сближения Советского государства с Германией, западные державы приступили к созданию «сани­тарного кордона» против большевиков, используя для этого Польшу, Румынию и прибалтийские страны. В мае 1923 г. ми­нистр иностранных дел Великобритании Джордж Керзон в своей ноте обвинил советскую дипломатию в разжигании анти­британской кампании и потребовал отозвать советских уполно­моченных из Ирана и Афганистана. Однако идея новой войны была непопулярна в британском обществе. Ультиматум был ско­ро взят британским правительством обратно.

Уже в 1924-1925 гг. СССР установил дипломатические от­ношения с Великобританией, Италией, Австралией, Швецией, Грецией, Норвегией, Китаем, Мексикой, Францией, Данией и Японией. Этот процесс вошел в историю под названием «полоса признаний».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите об обстановке в Советской России после окончания Гражданской войны.

2. Назовите причины перехода к нэпу. В чем состояла сущность нэпа?

3. Назовите положительные и отрицательные итоги нэпа.

4. Был ли неизбежным отказ советского руководства от нэпа? Ар­гументируйте свой ответ.

5. Почему и как образовался Советский Союз? Какова была струк­тура управления новым государством?

6. Охарактеризуйте советскую внешнюю политику в 20-е гг. XX в.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился последний дворцовый переворот. Заговорщики из высшей петербургской знати убили императора Павла I. На российский престол взошел его старший сын Александр. Молодой 23-летний император был сложной и противоречивой натурой. Это объяснялось врожденными чертами его характера и теми условиями, в которых он воспитывался. В раннем детстве Екатерина II оторвала цесаревича от семьи отца, лично следила за его образованием и воспитанием. Александру приходилось лавировать между отцом и бабкой, лукавить и скрывать свои истинные чувства. Одни современники отмечали его лицемерие и неискренность. А. С. Пушкин дал ему весьма образную характеристику: «Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой…» Другие отмечали приветливость, умение очаровывать, притягивать к себе людей. Александр получил блестящее для того времени образование. Его учителями были выдающиеся писатели и ученые России. Наставником будущего императора был швейцарский политический деятель Ф. Лагарп, республиканец, противник рабства, приверженец идей французского просветительства, которые он пытался привить своему ученику. Несомненно, что в первые годы своего правления Александр хорошо видел политическое и экономическое отставание России от передовых европейских государств, думал о возможности и необходимости некоторой модернизации страны. Однако его политическое сознание с возрастом значительно изменилось. Либерал в первые годы царствования, он постепенно превращался в консервативного и даже в последние годы жизни реакционного политика. Его глубокая религиозность, доходившая до мистицизма, отразилась в конкретных внутри- и внешнеполитических действиях в 1815-1825 гг.

Эра либерализма

Вступив на престол, Александр не рискнул прямолинейно проводить деспотическую политику. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызывавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику «по законам и сердцу» своей бабки Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Александр восстановил отмененныe Павлом Жалованные грамоты дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т. д. Эти меры создали Александру славу либерала.

В начале царствования Александр дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам. В 1801 г. был образован Непременный совет - совещательный орган при императоре, состоявший большей частью из деятелей екатерининской эпохи. Однако основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя - граф П. А. Строганов, польский князь А. Е. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и граф Н. Н. Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые лишь слегка подновили фасад Российской империи.

Реформы государственного управления

К началу XIX в. коллегии, созданные еще при Петре I как главные органы исполнительной власти, утратили свою роль и, по существу, перестали функционировать. В связи с этим в 1802 г. они были заменены министерствами. В результате значительно усилилась центральная исполнительная власть. Реформа завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были еще более четко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учрежден Комитет министров.

В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим административным судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его роль в законотворческой деятельности выражалась в том, что он получил право делать императору «представления» по поводу устаревших законов, а также участвовать в обсуждении новых.

Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший синод, члены которого назначились императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия все больше усиливались. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803-1824 гг. князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения.

Наиболее активным сторонником идеи реформы системы государственного управления был статс-секретарь Непременного совета М. М. Сперанский (1772-1839). Сын бедного сельского священника, он благодаря своему выдающемуся уму, энергии и необычайной работоспособности быстро сделал блестящую служебную карьеру, стал одним из первых лиц в государстве. М. М. Сперанский разработал проект реформы государственного управления. Ее осуществление могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. В его проекте - «Введение к уложению государственных законов» - намечался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти путем созыва представительной Государственной думы и введения выборных судебных инстанций. Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления. Все вновь предложенные органы осторожный М. М. Сперанский наделял лишь совещательными правами и отнюдь не покушался на полноту самодержавной власти.

Против либерального проекта М. М. Сперанского выступила консервативно настроенная часть дворян, которая увидела в нем опасность для самодержавно-крепостнической системы и для своего привилегированного положения. Идеологом консерваторов стал известный писатель и историк Н. М. Карамзин. В записке «О древней и новой России», адресованной царю, он настаивал на сохранении старых порядков, понимая под этим незыблемость самодержавия и крепостничества.

В практическом плане реакционную политику проводил близкий к Александру граф А. А. Аракчеев, который в отличие от М. М. Сперанского стремился к укреплению личной власти императора путем дальнейшего развития бюрократической системы. Борьба между либералами и консерваторами закончилась победой последних. М. М. Сперанский был отстранен от дел и отправлен в ссылку.

Единственным результатом реализации планов М. М. Сперанского было учреждение Государственного совета в 1810 г., который состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором. Ему были приданы совещательные функции при разработке новых законов и толковании смысла уже изданных. Государственный совет распределял также финансовые средства между министерствами и рассматривал годовые отчеты министров до их предоставления императору. (С такими функциями Государственный совет просуществовал до 1906 г.)

Реформы 1802-1811 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной и исполнительной властью.

В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во введении Конституции в Царстве Польском (1815), сохранении сейма и конституционного устройства в Финляндии, присоединенной к России в 1809 г., а также в создании Н. Н. Новосильцевым по поручению царя «Уставной грамоты Российской империи» (1819-1820). В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге.

Аракчеевщина

В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике все больше ощущалась консервативная тенденция. По имени ее проводника она получила название «аракчеевщина». Это была политика, нацеленная на упрочение абсолютизма и крепостного права. Она выражалась в дальнейшей централизации и мелочной Регламентации государственного управления, в полицейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия, в «чистке» Университетов, в насаждении палочной дисциплины в армии.

Наиболее ярким проявлением аракчеевщины стали военные поселения - особая форма комплектования и содержания армии. Цель создания военных поселений - добиться самообеспечения и самовоспроизводства армии, облегчить для бюджета страны тяжесть содержания огромной армии в мирных условиях. Первые попытки их организации относились к 1808-1809 гг., но в массовом порядке их начали создавать в 1815-1816 гг. В разряд военных поселян переводились казенные крестьяне Петербургской, Новгородской, Могилевской и Харьковской губерний. Здесь же расселяли солдат, к которым выписывались их семьи. Жены становились поселянками, сыновья с 7 лет зачислялись в кантонисты, а с 18 - в действительную военную службу. Все они своим трудом должны были добывать себе пропитание, выполняя обычные сельскохозяйственные работы, и одновременно нести военную службу. Вся жизнь семьи крестьянина была строго регламентирована. За малейшее нарушение распорядка следовало телесное наказание. Торговля, промыслы, контакты с внешним миром категорически запрещались. В поселениях царил произвол местного начальства. Главным начальником над военными поселениями был назначен А. А. Аракчеев. Крестьяне и передовые люди России с возмущением встретили введение военных поселений, но Александр твердо заявил, что «военные поселения будут во что бы то ни стало». К 1825 г. около трети солдат было переведено на поселение. Однако затея с самоокупаемостью армии провалилась. На организацию поселений правительство тратило огромные деньги. Военные поселяне не стали особым сословием, расширившим социальную опору самодержавия, наоборот, они волновались и бунтовали. Правительство от этой практики в последующие годы отказалось.

Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 г. Детей у него не было. Из-за неясности в вопросе о престолонаследии в России создалась чрезвычайная ситуация - междуцарствие. В ходе переговоров между вторым сыном императора Павла Константином, жившим в Варшаве в качестве наместника Царства Польского, и его братом Николаем в Петербурге выяснилось, что Константин давно уже отрекся от престола, так как был женат на польской княгине Лович. Но об этом отречении знали немногие, поэтому Сенат и армия присягнули Константину. К середине декабря вопрос о престолонаследии был решен. Российским императором стал третий сын Павла - Николай.

Император Николай I (1825-1855)

Личность нового императора неоднозначно оценивалась современниками. Приближенные восхищались его необыкновенной работоспособностью, скромностью в быту. Радикальные общественные деятели XIX в. оставили весьма резкие отзывы, называя его тираном и деспотом с кругозором «ротного командира». Николая не готовили к управлению Россией. Его интересовало главным образом военное дело, особенно внешняя сторона - парады, маневры и муштра. А. И. Герцен называл его солдатом «по призванию, по образованию, по наружности и по внутренности». Однако природный ум и железная воля, умение подбирать способных исполнителей его предначертаний дали Николаю возможность достаточно эффективно управлять государством. Свою деятельность на троне он рассматривал не как право, а как обязанность, данную ему по праву рождения. Цель своей политики он видел в укреплении внутреннего и внешнего положения России, в недопущении в нее революционной «заразы». Свое программное заявление: «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни, пока… я буду императором» он осуществлял реальными политическими мероприятиями.

Вырабатывая свой внутриполитический курс, Николай I не мог не видеть углублявшегося экономического и социально-политического отставания России от передовых западно-европейских стран. Не мог он также не учитывать недовольство крестьян, выливавшееся в восстания и бунты, и подъем общественно-политического движения, проявившийся в формировании либеральной оппозиции и развитии революционной традиции. Европейские буржуазные революции, окончательная ломка абсолютистских режимов, выход на политическую арену новых социальных слоев, общая либерализация государственного строя во многих странах - все это также оказывало большое влияние на мировоззрение и деятельность российского императора. Поэтому в Манифесте по случаю коронации (лето 1826 г.) Николай обещал провести усовершенствование внутреннего состояния государства. Он призвал население довериться правительству и ждать, когда оно само решит, что, как и когда следует сделать. Однако царь очень своеобразно понимал направление этих усовершенствований.

При Николае I роль Государственного совета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Все высшие бюрократические посты занимали любимцы царя, лично ему преданные свитские генерал и флигель-адъютанты. Широко практиковалось создание секретных комитетов для разработки различных законопроектов. Эти комитеты подчинялись лично царю. Система министерств, созданная при Александре I, была частично подменена разросшейся Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Она разделялась на несколько отделений, ведавших политическими, общественными и духовными делами страны. Особое место занимало III отделение С. Е. И. В. канцелярии и объединенный с ним в 1827 г. корпус жандармов. К территориально-административному делению России были добавлены жандармские округа, что повышало эффективность политического сыска внутри страны. III отделение имело свою сеть агентов и в России, и за ее пределами.

В годы правления Николая I армия чиновников выросла до 70 тыс. человек. Половину из них составляли военные. Бюрократическая система охватила всю страну от центра до самых мелких территориальных единиц (уезд, волость, стан).

Бюрократизация имела двоякий результат. С одной стороны, она действительно на какое-то время могла обеспечить больший порядок в стране. С другой стороны, она привела к пробуксовыванию государственного механизма, к волоките, коррупции, казнокрадству и взяточничеству.

Как и его предшественники, Николай I проводил продворянскую политику. Ряд его указов способствовал консолидации господствовавшего сословия. При нем было ограничено получение дворянства выходцами из других сословий. С этой целью в 1832 г. был введен институт «почетных граждан». Правительство стремилось все служебные посты в центральных и местных органах власти предоставлять исключительно дворянам.

Кодификация законов

Николай I твердо верил, что неукоснительное следование всех подданных букве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена кодификация (упорядочение) архаичного и запутанного российского законодательства. Эта работа была поручена возвращенному из ссылки М. М. Сперанскому. Он намеревался собрать и классифицировать все имевшиеся законы, создать на этой основе принципиально новую систему законодательства. Однако консервативные тенденции во внутренней политике вынудили его ограничиться более скромной задачей. Под его руководством были обобщены законы, принятые после Соборного уложения 1649 г. Их опубликовали в 1830 г. в «Полном собрании законов Российской империи» (45 томов). В отдельный «Свод законов» (15 томов) в 1832 г. были помещены действующие законы, соответствовавшие правовому положению в стране. Все это также было направлено на усиление бюрократизации управления.

В целом высшее государственное управление России перестраивалось в первой половине XIX в. по линии укрепления личной власти царя и усиления централизации. Проведенные преобразования не затронули основ самодержавного строя. Созданная в первой половине XIX в. система государственного управления просуществовала небольшими изменениями вплоть до начала XX в.

Совершив октябрьскую революцию, большевики оказались перед достаточно большой проблемой - как управлять государством. Все теоретические изыскания в этом вопросе оказались весьма ущербны, и представляли собой умозрительные предположения, как и что должно быть. Но на деле все эти теории оказались не жизнеспособны.

Первым, что сделали большевики после национализации - создали органы рабочего контроля, которые должны были перерасти в рабочее управление народным хозяйством. Но жизнь развеяла эти иллюзии. Для управления государственной народно- хозяйственной системой требовались специалисты.

Малограмотные дилетанты с революционным прошлым не могли справиться с поставленными задачами. В результате длительных поисков, была создана система управления государством, которая и просуществовала до перестройки, фактически развалив государство.

При всех заявлениях и закреплениях конституционных норм, система управления в СССР была административно -командной. Государство в лице коммунистической партии, и в частности Генерального Секретаря ЦК КПСС, старалось контролировать всё и вся.

Официально в СССР существовали четыре ветви власти. Первой номинально считалась представительная, второй административная, третьей контрольная и самая главная - политическая.

Высшим координационным органом всех властей административной, представительной, контрольной и политической было Полит Бюро ЦК КПСС.

Основу составляли советы народных депутатов, разных уровней, от местного до Верховного Совета и их органы управления, которые формировали исполнительную власть.

Высшим органом представительской власти был Верховный Совет СССР, который избирался на четыре года, и выбирал Президиум Верховного Совета СССР в составе Председателя и пятнадцати его заместителей, избирал судей Верховного Суда, назначал Совет Министров СССР и Генерального прокурора СССР.

Верховный Совет СССР состоял из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей, который представлял законодательную власть.

Члены комиссий Верховного Совета и другие функционеры выбирались из числа депутатов.
Президиум Верховного Совета СССР руководил страной между сессиями Верховного Совета СССР, которые обычно созывались два раза в год для утверждения подготовленных законодательных актов.

Политическую власть возглавлял Генеральный секретарь Центрального комитета КПСС, у которого в подчинении были секретари ЦК курирующие конкретные сферы государства.

Начиная с Хрущёва, Председателем Президиума Верховного Совета СССР был Генеральный Секретарь КПСС, что послужило окончательной концентрацией власти в одних руках.

Контрольная власть не имела конкретного высшего руководителя. В каждом подразделении этой власти был свой руководитель Генеральный прокурор СССР, Председатель Верховного Суда и Председатель Комитета народного контроля.

Административную власть возглавлял Председатель Совета Министров, который был номинально главою государства и управлял государственными структурами сверху вниз.

Между тем параллельно с государственными структурами, существовала политическая власть, которая контролировала все структуры государственной власти. При этом она не несла ответственности за выполнение решений. Вся ответственность ложилась на власть исполнительную.

Так на уровне города, главою города был Председатель исполкома - осуществляющий исполнительную власть.

Городской Совет депутатов - был отражением законодательной власти, формировал городские исполнительные структуры, и принимал законы городского уровня в рамках законов СССР.

А Секретарь городского комитета коммунистической партии контролировал работу Председателя городского исполкома и всех остальных городских органов власти.

Эта особенность, когда политическая партия подменяет собою государство, и привела к краху СССР.