Просветительские идеи жан жака руссо. Руссо жан жак. Жан-Жак Руссо: биография

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА»

На тему «Основные педагогические идеи Жан-Жака Руссо»

Студента 2(5 лет) курса,

группа заочной формы обучения

Соломатиной Светланы Анатольевны

Старший преподаватель: Бубунец Светлана Олеговна

Коломна 2016

Заключение

Биография и жизненный путь Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо (1712-1778) - французский философ, писатель, педагог-просветитель с мировым именем, музыковед, композитор и ботаник. Родился в Женеве в семье ремесленника-часовщика. Жан-Жак был любимым ребёнком в семье. Так как его мать умерла при родах, а отец вынужден был его покинуть, женившись во второй раз, Жан-Жака, оставили под опекой дяди по линии матери. Детские годы он провел в протестантском пансионе Ламберсье, потом был отдан в учение к нотариусу, а в возрасте 13 лет -- к гравёру. В это время он много читал, даже во время работы, за что подвергался суровому обращению.

В 16 лет он решился покинуть Женеву. Далее его обучение продолжилось в Турине в монастырь, где обучали прозелитов. Не получив систематического образования, он с помощью самообразования поднялся до уровня величайших умов своей эпохи. В поисках работы много путешествовал по Европе, имел много профессий. Он работал лекарем в аристократическом доме, домашним наставником в семье Мабли, домашним секретарем у графа Монтегю, французского посланника в Венеции.

Уже сложившимся человеком, тридцати лет, Руссо приехал в Париж, где познакомился с новой буржуазной интеллигенцией того времени, с ее лучшими представителями-публицистами и философами.

Женившись на служанке парижской гостиницы, он вынужден был содержать её родителей и всю их родню. У него было пятеро детей, которые все были отданы на содержание в воспитательный дом. Руссо оправдывал свой поступок тем, что не имел средств их прокормить, что они не давали бы ему спокойно заниматься и что он предпочитает лучше сделать из них крестьян, чем искателей приключений, каким был он сам.

Получив место секретаря у откупщика Франкёля, Руссо стал домашним человеком в кружке, к которому принадлежали известная мадам д"Эпине, её друг Гримм и Дидро. Руссо часто гостил у них, ставил комедии, очаровывал их своими наивными, хотя и разукрашенными фантазией рассказами из своей жизни.

В 1749 году Дижонская академия объявила конкурс для сочинения на тему «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?». По совету Дидро Руссо взялся написать работу на эту тему. В этом произведении он решительно выступил против социального неравенства, против аристократов и бездельников, против культуры и науки феодального общества. Мысль, отраженная в работе Руссо, заключает в себе всю суть его мировоззрения: «просвещение вредно и сама культура -- ложь и преступление». За эту работу Руссо получил премию Дижонской академии.

Для Руссо наступило десятилетие самой плодотворной деятельности и непрерывного торжества. Два года спустя его оперетта «Деревенский колдун» была поставлена на придворной сцене.

В 1755 году появляется вторая работа Руссо - «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», в которой имеются элементы диалектики. Затем последовал «Общественный договор» (1762). Руссо доказывал в своих работах, что неравенство росло вместе с цивилизацией. В «Общественном договоре», развивая договорную теорию Локка, он противопоставил цивилизованному (т. е. феодальному) обществу как идеал некое общество в якобы «естественном состоянии», когда люди были равны и свободны, а затем отказались от своих прав ради сохранения своей трудовой собственности.

Руссо нашёл своё призвание: он стал, как удачно было сказано, «Иеремией» современного ему культурного общества. Но его слава была недолгой. С появлением произведения «Эмиль, или О воспитании» Руссо преследуют, и он вынужден бежать из Франции. Это произведение даже было сожжено на одной из площадей Парижа. Лишь незадолго до смерти он возвращается в Париж. Одним из средств существования Руссо в это время было переписка нот. Большая часть жизни Руссо прошла в нищете.

Педагогические идеи и взгляд Руссо на воспитание детей

В своих трудах Руссо выражал интересы общества «третьего сословия» французского общества (крестьян, ремесленников, фабрикантов, городской бедноты, купцов и банкиров). Руссо развивал идею естественной свободы и равенства людей, которая основывается на собственном труде каждого. Он считал, что к реализации этой идеи можно прийти только через соответствующее воспитание, основанное на умении ценить собственную и чужую работу и независимость.

Систематическое изложение своей педагогической программы Руссо сделал в произведении «Эмиль, или о воспитании». Центральным пунктом этой программы выступает теория естественного, свободного воспитания, где в центре стоит личность ребенка, где естественное воспитание заключается в необходимости осуществлять его в соответствии с природой самого ребенка и его возрастных особенностей. Жан-Жак считал, что такое воспитание должно происходить на лоне природы и в тесном контакте с ней.

Основными факторами влияния на детей Руссо считал природу, людей и предметы окружающего мира. Для него основная задача воспитания, которое осуществляется людьми и вещами, заключается в том, чтобы согласовать свои воздействия с естественным развитием ребенка.

Свободное воспитание вытекает из естественного права каждого человека на свободу. Оно следует за природой, помогает ей. Руссо выступает за неприкосновенность, автономность внутреннего мира ребенка как маленького человека. Он отрицает авторитаризм в воспитании. Отсюда отрицание Руссо методов наказания и принуждения в воспитании. По его мнению, идя по природе ребенка, необходимо отказаться от ограничений, установленных воспитателем. Свобода ребенка может быть ограничена лишь вещами. В этой связи Руссо предлагает заменить методы наказания методом «естественных последствий» от неправильных поступков.

Важный вклад Руссо в педагогику заключается и в том, что он осуществил попытку наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы обучения и воспитания. Он выделил четыре возрастных периода:

Возраст младенца (0-2 г.), который охватывает период до овладения ребенком языка; руссо воспитание педагогический эмиль

Детство или «сон разума» (2-12 лет), когда преобладает чувственное познание ребенком мира;

Отрочество (12-15 г.) - период умственного развития (формирование интеллекта) и трудового воспитания;

Юность (15-18 г.) - период бурь и страстей, время морального и полового воспитания. С этого периода начинается самое главное в воспитании - учить любить людей.

Главная задача первого периода - нормальное физическое развитие ребенка, его закалки. Ребенок в этом возрасте должен как можно больше двигаться, быть на свежем воздухе.

В период «сна разума» главная задача - развитие внешних органов чувств и продолжение физического развития. Способы этого развития должны быть естественные, удовлетворяющие интересы ребенка. Руссо рекомендует не заставлять ребенка в этом возрасте думать, заучивать стихи, сказки, не читать ему никаких моральных установок.

Третий период - это получение образования, развития самостоятельного мышления. В этот период происходит переход от чувственного знания к суждений. Умственное развитие, как считает Руссо, сочетается с трудовым воспитанием. Руссо отвергает систематические знания. При выборе предметов для обучения необходимо руководствоваться, по его мнению, интересами ребенка. Основу дидактики Руссо видит в развитии у детей самостоятельности, умение наблюдать и сообразительности. Все должно быть представлено для детского восприятия с максимальной наглядностью. Руссо против иллюстрированной наглядности (рисунков, картин и т.д.). Он считает, что предметом изучения является сама природа, поэтому большинство занятий нужно проводить на природе.

В период юношества, по мнению Руссо, полноценное нравственное воспитание происходит только в обществе, где юношам и девушкам нужно научиться любить людей и жить среди них. Руссо перед нравственным воспитанием ставит три задачи:

Воспитание добрых чувств путем реальных дел, примеров, а не рассуждений;

Воспитание хороших суждений через изучение биографий великих людей, изучение истории и т. п.;

Воспитание доброй воли путем совершения добрых дел.

Руссо считал большим заблуждением педагогов стремление искоренить инстинктивные склонности ребенка, что существующая система воспитания портит совершенную природу ребенка. Основным принципом в педагогике для него является, что ребенок - это не взрослый, и взрослым не следует обращаться с ним по-взрослому. Ведь человек по натуре добр, а общество портит и развращает его. «Природа создала человека счастливым и добрым, но общество искажает его и делает несчастным», -- утверждал Руссо.

Руссо был против специально религиозного воспитания. Он признавал только естественную религию: каждый человек вправе верить в творца вселенной по-своему. В учебных заведениях своего времени, особенно иезуитских, Руссо видел лишь средоточие нравственного падения и интеллектуальной деградации.

Немало важную роль в нравственном воспитании Руссо отводил женщине. Основная функция женщины, по мнению Руссо, быть женой и матерью, и ей не нужно широкое научное образование. «Но пусть только матери соблаговоляют кормить своих детей, нравы преобразуются сами собою, природные чувства проснутся во всех сердцах, государство снова станет заселяться; этот первый шаг - этот один шаг вновь все соединит. Прелесть домашней жизни - лучшее противоядие дурным нравам. Возня детей, которую считают докучливой, становится приятной; она делает отца и мать более необходимыми и дорогими друг другу; она крепче связывает между ними супружескую связь. Когда семья оживлена и одушевлена, домашние заботы составляют самое дорогое занятие жены и самое сладкое развлечение мужа. Таким образом, исправление одного этого недостатка скоро даст в результате всеобщую реформу, и природа скоро вступит снова в свои права. Пусть только женщины снова станут матерями - и мужчины скоро станут опять отцами и мужьями», - писал Руссо.

По утверждению Руссо, существуют три источника воспитания: природа, вещи, люди. Познавая предметы, манипулируя с ними, ребенок самостоятельно изобретает и строит свои первые инструменты. Таким образом он лучше усвоит не только их назначение, но и какой-либо механический и физический принцип.

Руссо разработал четкую систему формирования личности, но она не была лишена противоречий и недостатков. Он недооценивал систематичности обучения, отбрасывая книжное, словесное обучения. Ведь те знания, которые ребенок получает способом самостоятельного накопления опыта, не только малочисленные, но и несистематические, ненаучные.

Однако, не смотря на это, педагогика Руссо оказалась чрезвычайно ценной.

Я согласна с Руссо в одном, что ребенок нуждается в собственном познании мира больше, чем в специальных знаниях. Знать - не значит верить в то, что говорит учитель, это значит - видеть самому и рассуждать.

Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», как выражение взглядов Руссо на воспитание детей

Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» является основным педагогическим сочинением Жан-Жака Руссо, в котором наиболее ярко отражены его взгляды на воспитание. По мнению Руссо, разумное воспитание - это способ общественного переустройства. В своем произведении автор осуждает педагогов, обучающих детей наукам, требующим памяти и развитой логики, а именно - геральдики, географии, хронологии, языков и т.д., - которые не имеют связи с опытом ребенка и ему непонятны.

«Эмиль» последовал за «Новой Элиозой», на страницах которой Руссо высказал суть тех положений педагогики, которые он развил в «Эмиле». Роман вызвал значительный для того времени отклик у читателей, ее положения стали предметом страстных споров, вошли в моду и оказали влияние на нравы.

В романе действуют два персонажа -- Эмиль (от рождения до 25 лет) и проведший с ним все эти годы воспитатель, выполняющий роль родителей.

Воспитателем ребенка Руссо делает молодого человека, так как, по его мнению, именно он должен стать для ребенка наставником и другом, которого он имеет с рождения. В первой книге рассказывается то, что автор берется за воспитание Эмиля - это идеальный ребенок, также как и автор - идеальный наставник. Эмиль - сирота, поэтому все права и обязанности выполняет наставник. Такую исходную точку дает Руссо для того, чтобы показать действие своей педагогической системы. Эмиль должен почитать своих родителей, но слушаться - одного наставника. Жан-Жак пишет о том, что он не взялся бы за воспитание слабого ребенка, потому что слабое тело расслабляет душу. Истинными врачами он считает: воздержанность и труд, так как труд обостряет аппетит, а воздержанность мешает злоупотреблять им. Он рекомендует: для того чтобы ребенок был здоров, необходимо также частое мытье с постоянным и медленным понижением температуры, а чтобы он хорошо развивался, ребенка нельзя пеленать туго, у него должна быть свобода движений.

Эмиль воспитывается вдали от развращающего людей общества, вне социальной среды, на лоне природы.

Особенности каждого возрастного периода, выделенных Руссо, раскрываются в первых четырех частях произведения на примере развития и воспитания главного героя романа Эмиля.

Эмиль воспитывается так, что не чувствует гнета воспитателя. Воспитанник делает то, что ему захочется. Его обучение состоит в том, что он больше спрашивает, чем отвечает, его воспитатель больше отвечает, чем спрашивает. Но спрашивает Эмиль то, что хочет услышать от него воспитатель. Руссо считал, что воспитанник может считать себя господином, а на деле господин -- воспитатель. «Нет подчинения столь совершенного, как то, которое сохраняет наружный вид свободы», -- утверждал Руссо

На примере взросления Эмиля Жан-Жак Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте.

Ноги, руки, глаза являются первыми учителями Эмиля, до наступления разумного возраста ребенок воспринимает «не идеи, а образы»; ребенка поражает все, что он видит и слышит, все окружающее его служит ему книгой. Эмиль берет уроки у природы, а не у людей.

На примере того, как Эмиль научился читать, можно увидеть отношение Руссо к самообразованию детей. Мальчик получает записки с приглашением на обед, прогулку и т.п. Ему нужно найти кого-то, кто бы их прочел, но такого человека не всегда найдешь в нужное время или он занят. Наконец, ему читают записку, но уже поздно, момент прошел. «Ах, если бы я сам умел читать!», - думает Эмиль. Ребенок напрягает силы, пытаясь прочесть следующие записки, кое-что у него получается с помощью взрослых, а затем дело идет быстро и легко, то же -- с письмом. Интерес к учению делает его желанным и естественным занятием.

Живя в деревне, Эмиль получает из своих наблюдений понятия о полевых работах. А так как в детстве ребенку свойственно желание создавать, действовать и подражать, у Эмиля появляется желание заняться огородничеством; он вместе с воспитателем высеивает бобы, поливает, ухаживает за всходами. Но однажды, увидев, что все всходы взрыты, он сильно расстроился. А огородник, раньше посеявший на этом месте семена дынь, наставляет его: «Никто не трогает огорода своего соседа, каждый уважает труд другого, чтобы и его собственный был обеспечен». Так идея собственности осваивается мальчиком из личного опыта, а не из отвлеченных наставлений и рассуждений.

«Наказание никогда не следует налагать на детей как наказание, оно должно всегда являться естественным последствием их дурного поступка», -- указывал Руссо.

Руссо выступает за то, чтобы на детей не давили рассказами, наставлениями о скорби, бедах, потому что в этом возрасте детский ум к этому менее всего чувствителен, и никто не знает, да и не может знать, сколько бед выпадает на его долю во взрослом состоянии. Во второй главе автор рассказывает о том, что нет нужды запрещать дурной поступок, нужно помешать его совершению. Также Руссо призывает не быть щедрыми на отказы, но и менять их нельзя. «Самый верный способ сделать ребенка несчастным - это приучить его не встречать ни в чем отказа; так желание его постоянно будет возрастать вследствие легкости удовлетворения их, но рано или поздно придется прибегнуть к отказу, а эти непривычные отказы принесут ему больше мучений, чем самое лишение того, чего он желает».

Описывая отрочество Эмиля, Руссо определяет задачу воспитателя не в том, чтобы преподать науку Эмилю, а вызвать в нем интерес, дать ему методы изучения. Он не полностью удовлетворяет любопытство Эмиля, когда тот обращается к наставнику с вопросами, и тогда у Эмиля возникает желание самому дополнительно узнавать новое.

Будучи юношей, Эмиль трудиться вместе со своим воспитателем, учится столярному делу, работает в поле, саду, на огороде, в мастерской и в кузнице. Он трудолюбив, воздержен и терпелив.

Эмиля научили избегать зла и делать добро. Особенно развиты были в нем симпатия к бедным и угнетенным, желание помочь им. Эмиль постепенно и естественно приходит к познанию Божественного начала, к мысли о творце мира.

Последняя пятая часть произведения посвящена воспитанию невесты Эмиля - Софии. Рассказывая о ней, Руссо выражает свое мнение относительно основной функции женщины. По его мнению, женщина специально создана для того, чтобы нравиться мужчине и быть ему подчиненной. София имеет добрые задатки от рождения, сердце ее чувствительно, ум у нее хотя и неглубокий, но проницательный, характер уживчивый. Она не красавица, но возле нее мужчины забывают красивых женщин, любит наряды и знает в них толк. У Софии есть природные таланты: она научилась петь, умеет играть на клавикордах, танцевать, может сшить себе платье, знакома с кухней, умеет хорошо вести счета. София религиозна, но в ней мало догматов и обрядов; она молчалива и почтительна, т.е. обладает всеми качествами, чтобы понравиться Эмилю.

Эмиль вступает в пору любви и счастья. И когда он готов обвенчаться с любимой, воспитатель отправляет его на два года за границу, чтобы познакомиться с жизнью других народов. Только после возвращения из путешествия юноша получает согласие на брак. Воспитатель предлагает ему поселиться в сельской местности, так как, по его мнению, только там возможно естественное существование людей с неизвращенным сердцем, там они с женой смогут совершить много благодеяний для поселян. Так заканчивается роман, в котором автор, изобличая пороки современного общества, показал тот путь, который способен преобразить жизнь целых государств, -- это воспитание нового Человека.

Заключение

Руссо определил совершенно новую систему воспитания, так как он никогда и ни в чем не был подражателем. Он всегда оставался оригинальным в поэзии, философии, музыке, в самом восприятии мира и мышлении. Очень важными были требования Руссо придать образованию реальный характер, связать его с жизнью, развивать в процессе обучения активность и самодеятельность детей, подготавливать их к труду как общественной обязанности каждого гражданина. Пытаясь выявить внутренние закономерности развития ребенка, Руссо при этом он не занимался глубоким изучением особенностей определенных этапов детства, хотя и выделил четыре, по его мнению, этапа становления личности ребенка.

Он утверждал, что в первоначальном, или «естественном состоянии», люди были равны между собой, они отличались чистотой нравов и были счастливы. Но возникшая в дальнейшем частная собственность разделила мир на богатых и бедных, что привело к неравенству в обществе, и как следствие - к порче нравов. В целом Руссо не отрицал положительного значения культуры в истории человечества, но он стремился доказать, что деятельность ученых и художников может быть плодотворной и станет полезной народу, если она подчинена общественным целям. Руссо стремился найти пути восстановления утраченного равенства; но в силу объективных причин, будучи не в состоянии вскрыть законы общественного развития, он возлагал все надежды на просвещение и воспитание.

Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения.

«Руссо! Руссо! Память твоя теперь любезна человекам: ты умер, но дух твой живет в «Эмиле», но сердце твое живет в «Элоизе», -- так выразил свой восторг великим французом русский историк и писатель Николай Михайлович Карамзин.

Используемая литература и источники

1. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2 / Под ред. Г.Н. Джибладзе; Сост. А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. 336 с. (Пед. б-ка).

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Руссо,_Жан-Жак.

3. электронная онлайн библиотека http://banauka.ru/4439.html - История педагогики: курс лекций «Педагогические идеи Жан-Жака Руссо».

4. http://studopedia.ru/3_163122_pedagogicheskie-vzglyadi-russo.html - статья «Педагогические взгляды Руссо».

5. http://rudocs.exdat.com/docs/index-176624.html - образовательный материал «Вклад в педагогику и оценка деятельности».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Руссо как самый знаменитый писатель Франции в XVIII в. Методы школьного обучения в XIX в. по А. Дистервегу. Педагогический путь Руссо. Роман-трактат "Эмиль, или О воспитании" как основное педагогическое сочинение Руссо. Природа как источник воспитания.

    реферат , добавлен 04.12.2010

    Изучение жизненного пути Ж.-Ж. Руссо, его теории естественного воспитания. Описания возрастной периодизации развития детей, особых форм воспитания и обучения. Анализ взглядов автора на психическую природу ребенка в произведении "Эмиль или о Воспитании".

    реферат , добавлен 18.05.2011

    Особенности педагогических взглядов и теории свободного воспитания Жан-Жака Руссо, которая заключается в том, что в развитии личности ребенка нужно следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы. Педагогическая концепция Л.Н. Толстого.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2010

    Сущность идеи свободного воспитания, ее основные положения и история развития, вклад ее великих представителей - Ж.Ж. Руссо, Толстого. Положение во Франции в середине XVIII, его влияние на развитие педагогической теории Руссо, отличия от идей Толстого.

    контрольная работа , добавлен 27.03.2010

    Психологические взгляды и руководящие идеи педагогической системы Ж.-Ж. Руссо. Обстановка воспитания Эмиля. Периоды воспитания или периоды саморазвития человеческой личности. Первые заботы о ребенке: питание, закаливание ребенка и развитие речи.

    реферат , добавлен 13.08.2009

    Сущность и становление идеи свободного воспитания в сравнительной педагогике, ее связь с историческими событиями социума. Факторы, определяющие ее развитие. Анализ теорий основных ее представителей: Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, С.Т. Шацкого.

    контрольная работа , добавлен 17.03.2010

    Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста, его философско-педагогические взгляды. Идеи развития личности в трудах Коменского, Монтеня. Теория соответствия воспитания индивидуальным задаткам и возрастным особенностям ребенка по Руссо.

    реферат , добавлен 12.12.2016

    Александр Нил (Нейлл) - "последний классик" свободного воспитания. Мыслители Древней Греции о воспитании. Гуманистические идеалы Возрождения, основные идеи новой педагогики. Эпоха Просвещения, всесилие воспитания. Ж.-Ж. Руссо, "естественная природа".

    реферат , добавлен 05.01.2009

    Сущность понятия "воспитание". Воспитание как естественный путь развития ребенка в теории, выдвинутой Ж.-Ж. Руссо. Демократические преобразования в обществе и возникновение гуманистической модели образования. Формирование нравственной самостоятельности.

    статья , добавлен 14.06.2013

    Влияние на Песталоцци произведения Руссо "Эмиль, или О воспитании". Негатив в практике индустриальных школ. Социально-педагогическая утопия устремлений Песталоцци. "Учреждения для бедных" в Нейгофе, детский приют в Станце, школы для бедных детей в Клинди.

Философско-просветительские идеи Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) - виднейший представитель философии Просвещения, оригинальный мыслитель, педагог и искусствовед, в трудах которого художественно представлены культ личности, культ природы, чувственности и чувство социальной несправедливости. Через эти основные, идеи его учение приобретает удивительную целостность. Невоздержанный, неуравновешенный, дошедший до морального индифферентизма, Руссо проповедует идеальную мораль и идеальные правила воспитания.

Согласно Руссо, все люди от природы равны. В естественных условиях они различались лишь тем, что обладали различными признаками. У них не было частной собственности. Однако создание орудий труда усугубило различие между людьми, что соответствовало все большему отдалению их от первобытного состояния и возникновению неравенства. Это неравенство окончательно устанавливается вслед за возникновением частной собственности на землю.

Развитие своей мысли Руссо осуществляет в работе «Об общественном договоре», где теория государства Т. Гоббса дополнена важной идеей: государство обязано обеспечивать равноправие и свободу граждан. Возникшее на основе договора, такое государство должно иметь идеальную конституцию, уничтожить угнетение, эксплуатацию и зло и восстановить мораль «естественного человека».

Образ воспитания нравственного человека предложен Руссо в работе «Эмиль, или о воспитании». В ней утверждается, что в существующем обществе формы воспитания несовершенны. Все хорошо, что создано руками Творца, но все портится в руках человека. Поэтому воспитание ребенка должно быть изолировано от общественной среды, его надо воспитывать на лоне природы. Ребенок, воспитанный вне порочной и развратной цивилизации, не будет знать о морали существующего общества. Особое внимание следует обращать на его естественные чувства, а к принципам истинной морали он придет самостоятельно. Целью воспитания является формирование честного, откровенного, доброго человека, свободного от пороков.

В романе «Новая Элоиза» Руссо больше внимания уделяет эмоциям героев, волнениям чувств, проявлению добродетели, лирической меланхолии. Обостренное внимание к своему «я» и душевным конфликтам является характерной чертой героев его романа. В истории литературы Руссо признан противником классицизма и представителем сентиментализма.

Известно отрицательное отношение Руссо к религии. Он атеист. Религиозное воспитание, по его мнению, необходимый момент для создания нового человека, но религия откровения принципиально отвергается им. В справедливом идеальном обществе должна существовать «идеальная религия», соответствующая природе и естественным чувствам человека. Такая религия требует от человека доброты, искренности чувств и борется с пороками, порожденными развитием цивилизации. Руссо возвеличивает человека: «Прекрасное и величественное зрелище являет собою человек, выходящий, если так можно выразиться, из небытия собственными усилиями, светом разума рассеивающий мрак, которым окутала его природа, возвышающийся над самим собою, устремляющийся духом в небеса, с быстротою солнечного луча пробегающий мыслью огромные пространства вселенной и, что еще величественнее и труднее, - углубляющийся в самого себя, чтобы изучить человека и познать его природу, его обязанности и назначение». Идеи Руссо вдохновляли не одно поколение мыслителей. Известно их особое влияние на И. Канта и Л.Н. Толстого.

ПЕРВУШКИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

ЧОУ "Санкт-Петербургская Школа "Тет-а-Тет"

Учитель Математики Высшей категории

Основные педагогические идеи Жан-Жака Руссо

1)Жан-Жак Руссо родился в Женеве в 1712 в семье часовщика, умер в 1778.

2)Его мать умерла при родах, поэтому воспитанием ребенка занимались дядя и кальвинистский священник, в результате чего познания мальчика оказались беспорядочными и хаотичными.

3)Выходец из народа, он познал всю унизительную тяжесть сословного неравенства.

4)В 16-летнем возрасте, в 1728 году Руссо, ученик гравёра, покидает родную Женеву и долгие годы скитается по городам и сёлам Швейцарии и Франции, не имея определенной профессии и добывая средства к существованию различными занятиями: камердинером в одной семье, музыкантом, домашним секретарем, переписчиком нот.

5)В 1741 году Руссо перебирается в Париж, где знакомиться и сближается с Дидро и с энциклопедистами

Воспитание детей начинается с их рождения. По мнению Руссо, время воспитания в соответствии с природными особенностями детей делится на 4 периода:

младенчество — от рождения до 2 лет;

детство — от 2 до 12 лет;

отрочество — от 12 до 15 лет;

юношество — от 15 до вступления в брак.

В каждом возрасте природные задатки проявляются по-разному, меняются с годами потребности ребенка. На примере взросления Эмиля Ж.Ж. Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте.

Основные педагогические идеи:

— Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания — сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом и воспитанием человек в его естественном состоянии.

— Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку.

— Свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет Он того, чего хочет от него воспитатель.

— Воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться.

— Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы.

Чувственное познание и опыт становятся источниками научною знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми- этой задачей следует руководствоваться в учении.

— Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей.

Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения.

«Руссо! Руссо! Память твоя теперь любезна человекам: ты умер, но дух твой живет в «Эмиле», но сердце твое живет в Элоизе», — так выразил свой восторг великим французом русский историк и писатель

Карамзин.

Основные работы:

1750 — «Рассуждения о науках и искусствах» (трактат).

1761 — «Новая Элоиза»(роман).

1762 — «Эмиль, или О воспитании» (роман-трактат).

1772 — «Исповедь».

Жан Жак участвовал в создании «Энциклопедии», писал статьи для нее.

В первое сочинение Руссо - "Рассуждение о науках и искусствах"(1750) говорится "...с какой силой мог бы я поведать о всех злоупотреблениях наших общественных институтов, как просто мог бы я доказать, что человек добр по природе своей и только благодаря этим институтам люди стали злыми!"

В «Эмиль или О воспитании» Руссо заявлял: «Труд есть неизбежная обязанность для общественного человека. Всякий праздный гражданин - богатый или бедный, сильный или слабый - есть плут».

Руссо считает, что неуправляемые чувства без дисциплины разума ведут к индивидуализму, хаосу и анархии.

Руссо намечает три вида воспитания и три типа учителя: Природа, Люди и Предметы. Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы, люди помогают использовать это развитие, предметы действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, а действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас.

«Воспитание человека начинается с его рождения. Он ещё не говорит, ещё не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.»

Он борется за торжество разума. Зло зародилось вместе с обществом, и с помощью общества обновленного оно может быть изгнано и побеждено.

Человека в "естественном состоянии". Естественный человек в его понимании - это целостный, добрый, биологически здоровый, морально честный и справедливый.

Воспитание - великое дело, и оно может создавать свободного и счастливого человека. Естественный человек - идеал Руссо - гармоничен и целен, в нем высокоразвиты качества человека-гражданина, патриота своей Родины. Он абсолютно свободен от эгоизма.

Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло - жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля, из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, - прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем.

Роман-трактат «Эмиль или о Воспитании» является главным педагогическим сочинением Руссо, целиком и полностью посвященным проблемам воспитания человека. Для выражения своих педагогических идей Руссо создал такую ситуацию, когда воспитатель начинает воспитывать ребенка, оставшегося с малолетства сиротой и берет на себя права и обязанности родителей. И Эмиль является полностью плодом его многочисленных усилий как воспитателя.

КНИГА 1

(Первый год жизни. Природа, общество, свет и их отношение к воспитанию .)

«Растениям дают вид посредством обработки, а людям посредством воспитания». «Мы рождаемся всего лишенными - нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными - нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дается нам воспитанием».

«Дайте возможность телу свободно развиваться, не мешайте природе»

КНИГА 2

(Детский возраст. Рост силы. Понятие о способности. Упрямство и ложь. Неумственность книжного обучения. Телесное воспитание. Правильное развитие чувств. Возраст от 2 до 12 лет.)

«Воспитывая Эмиля по принципу естественных последствий, наказывает Эмиля, лишая свободы, т.е. разбил окно - сиди в холоде, сломал стул - сиди на полу, сломал ложку - ешь руками. В этом возрасте велика воспитывающая роль примера, поэтому необходимо на него опираться в воспитании ребенка.»

«Идея собственности естественно восходит к нраву первого завладения посредством труда».

КНИГА 3

(Отроческий период жизни. Употребление сил при накоплении знаний и опыта, нужных в последующей жизни. Знание окружающего внешнего мира. Знание окружающих людей. Ремесло. 12-15й год жизни.)

«К 12 годам Эмиль крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее, затем окружающий мир посредством своих чувств. Он вполне подготовлен к тому, чтобы освоить умственное и трудовое воспитание.» «Голова Эмиля - голова философа, а руки Эмиля - руки ремесленника»

КНИГА 4

(Период до 25 лет. «период бурь и страстей» - период нравственного воспитания.) три задачи нравственного воспитания - воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой все время «идеального» человека. Лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии, Руссо убежден, что Эмиль думает о первопричине и самостоятельно приходит к познанию божественного начала.

КНИГА 5

(Посвящает воспитанию девушек, в частности невесты Эмиля - Софи.)

«Женщина должна быть воспитана в соответствии с желаниями мужчины. Приспособление к мнениям других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, безропотное подчинение чужой воле - удел женщины»

«естественное состояние» женщины - зависимость; «девушки чувствуют себя созданными для повиновения. Никаких серьезных умственных занятий им не нужно».

Французский писатель и философ. Представитель сентиментализма. С позиции деизма

осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. Выдвинул лозунг "Назад к

природе!". Руссо оказал огромное влияние на современную духовную историю Европы

с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры. Основные

произведения: "Юлия, или Новая Элоиза" (1761), "Эмиль, или О воспитании" (1762), "Об общественном договоре" (1762), "Исповедь" (1781-1788).

Спустя четыре месяца Руссо оставил Турин Вскоре он истратил деньги и вынужден

был поступить лакеем к старой, больной аристократке Через три месяца она умерла,

и Руссо снова оказался не у дел На этот раз поиски работы были недолгими Он

нашел место лакея в аристократическом доме Позже в этом же доме работал домашним

секретарем Здесь ему давали уроки латинского языка, научили безукоризненно

говорить по-итальянски И все же Руссо не задержался надолго у своих

благосклонных господ Его по-прежнему тянуло странствовать, к тому же он мечтал

вновь увидеть госпожу де Варане. И эта встреча вскоре состоялась Госпожа де

Варане простила Руссо безрассудные юношеские скитания и приняла его в свой дом,

который надолго стал его пристанищем Здесь между Руссо и госпожой де Варане

установились близкие, сердечные отношения Но привязанность и любовь Руссо к

своей покровительнице, по-видимому, долго не приносили ему уми-

ротворения и покоя. Госпожа де Варане имела и другого возлюбленного - швейцарца

Клода Анэ. Руссо с огорчением не раз покидал свое пристанище и после новых

мытарств снова возвращался к де Варане. Только после смерти Клода Анэ между Жан

Жаком и Луизой де Варане установилась полная идиллия любви и счастья.

Де Варане сняла замок в горной долине, среди чудесной зелени, виноградников,

цветов. "В этом волшебном уголке, - вспоминал Руссо в своей "Исповеди", - я

провел два или три лучших летних месяца, стараясь определить свои умственные

интересы. Я наслаждался радостями жизни, цену которым так хорошо знал,

обществом, столь же непринужденным, как и приятным, - если только можно назвать

обществом наш тесный союз, - и теми прекрасными знаниями, к приобретению которых

я стремился..."

Руссо продолжал много читать, основательно изучал философские и научные труды

Декарта, Локка, Лейбница, Мальбранша, Ньютона, Монтеня, занимался физикой,

химией, астрономией, латинским языком, брал уроки музыки. И нужно сказать, что

за годы, протекшие в доме де Варане, он достиг серьезных результатов в

философии, естествознании, педагогике и других науках. В одном из писем к отцу

он так выразил суть своих научных занятий: "Я стремлюсь не только просветить ум,

но и воспитать сердце к добродетели и мудрости".

В 1740 году взаимоотношения между Руссо и де Варане ухудшились, и он вынужден

был покинуть свое многолетнее пристанище. Переехав в Лион, Руссо нашел здесь

место воспитателя детей в доме господина Мабли - главного судьи города. Но

работа домашнего воспитателя не приносила ему ни морального удовлетворения, ни

материальных благ. Через год Руссо снова вернулся к де Варане, но уже не

встретил прежнего расположения. По его словам, он почувствовал себя лишним

"возле той, для которой когда-то был всем". Разойдясь с де Варане, осенью 1741

года Руссо переехал в Париж. Первое время он серьезно рассчитывал на успех

своего изобретения - новой нотной системы. Но действительность разбила его

надежды. Изобретенная им нотозапись в цифрах, представленная в Парижскую

академию наук, не встретила одобрения, и ему вновь пришлось рассчитывать на

случайные заработки В течение двух лет Руссо перебивался перепиской нот, уроками

музыки, мелким литературным трудом. Пребывание в Париже расширило его связи и

знакомства в литературном мире, открыло возможности для духовного общения с

передовыми людьми Франции. Руссо познакомился с Дидро, Мариво, Фонтенелем,

Гриммом, Гольбахом, Д"Аламбером и другими.

Наиболее теплые дружеские отношения установились у него с Дидро. Блестящий

философ, также как Руссо, увлекался музыкой, литературой, страстно стремился к

свободе. Но мировоззрение у них было разное. Дидро был философом-материалистом,

атеистом, занимавшимся главным образом разработкой естественнонаучного

мировоззрения. Руссо же находился во власти идеалистических взглядов, перенося

все свое внимание на социально-политические вопросы. Но в конце 1760-х годов на

почве идейных и личных разногласий между Руссо и Дидро возник конфликт,

приведший их к разрыву В "Письме к Д"Аламберу о зрелищах", касаясь и того

конфликта, Руссо писал "У меня был строгий и справедливый Аристарх; у меня его

больше нет, и я не хочу

другого; но я никогда не перестану жалеть о нем, и его не хватает еще больше

моему сердцу, чем моим сочинениям".

Находясь в крайне стесненных материальных условиях, Руссо пытался найти путь к

более обеспеченной жизни. Ему посоветовали познакомиться с дамами высшего света

и использовать их влияние. От знакомого патера-иезуита Руссо получил несколько

Дюпон, жене богатого откупщика, и другим дамам.

В 1743 году через посредство госпожи де Брольи он получил должность секретаря

французского посланника в Венеции. Около года Руссо добросовестно выполнял свои

обязанности. В свободное от занятий время знакомился с итальянской музыкой и

собирал материал для книги о государственном управлении. Высокомерное и грубое

обращение посланника графа де Монтэгю вынудило Руссо оставить дипломатическую

службу и вернуться в Париж

В Париже Руссо сошелся с молодой белошвейкой Терезой Левасеер, которая, по его

словам, обладала простым и добрым нравом. Руссо прожил с ней 34 года, до конца

своих дней. Он пытался развить ее, обучить грамоте, однако все усилия его в этом

направлении оставались бесплодными.

У Руссо было пятеро детей. Неблагоприятные семейно-бытовые условия вынудили

поместить детей в воспитательный дом. "Я содрогнулся перед необходимостью

поручить их этой дурно воспитанной семье, - писал он о семье Терезы Левасеер, -

ведь они были бы воспитаны ею еще хуже. Пребывание в воспитательном доме было

для них гораздо менее опасным. Вот основание принятого мной решения..."

Связь с Терезой многие биографы и историки философии считали для Руссо большим

несчастьем. Однако свидетельства самого Руссо опровергают это. В "Исповеди" он

утверждал, что Тереза была для него единственным действительным утешением. В ней

"я нашел восполненье, в котором нуждался. Я жил со своей Терезой так же хорошо,

как жил бы с величайшим гением мира".

Кстати сказать, эта многолетняя связь не мешала Руссо встречаться с другими

женщинами, что, конечно, огорчало Терезу. В особенности нелепой и обидной могла

казаться ей любовь Жан Жака к Софи Д"Удето. Эту его страстную любовь и

переселение в Эрмитаж, поближе к предмету своего глубокого увлечения, долго не

могли простить Руссо и его друзья.

Из биографии Руссо вряд ли можно сделать вывод его уравновешенности или

аскетичности. Напротив, очевидно, он был весьма эмоциональным, беспокойным,

неуравновешенным человеком. Но при этом Руссо был необыкновенно одаренной

личностью, готовой во имя добра и правды жертвовать решительно всем.

В 1752-1762 годы Руссо внес свежую струю в идейное новаторство и литературно-

художественное творчество своего времени.

Первое сочинение Руссо написал в связи с конкурсом, объявленным Ди-жонской

академией. В этой работе, которая называлась "Способствовало ли возрождение наук

и искусств улучшению нравов" (1750), Руссо впервые в истории общественной мысли

совершенно определенно говорит о расхождении между тем, что сегодня называют

научно-техническим прогрессом, и состоянием человеческой нравственности. Руссо

отмечает ряд противоречий

исторического процесса, а также то, что культура противостоит природе

Впоследствии эти идеи окажутся в центре споров о противоречиях общественного

процесса

Другая важная мысль Руссо, которую он будет развивать в своей работе

"Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1755) и в

своем главном произведении "Об общественном договоре, или Принципы политического

права" (1762), связана с понятием отчуждения Основой отчуждения человека от

человека, заявляет Руссо, является частная собственность

Руссо не мыслит себе справедливости без равенства всех людей Но столь же важна

для справедливости, по его убеждению, свобода Свобода тесно связана с

собственностью Собственность развращает общество, утверждал Руссо, она рождает

неравенство, насилие и ведет к порабощению человека человеком "Первый, кто напал

на мысль, огородив участок земли, сказал "это мое" и нашел людей, достаточно

простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского

общества, - пишет Руссо в "Общественном договоре" - От скольких преступлений,

войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот,

кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним "Не слушайте лучше

этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земные принадлежат

всем, а земля - никому1"

И тот же самый Руссо, как это ни парадоксально, который способен на такой

революционный гнев, утверждает, что именно собственность может гарантировать

человеку независимость и свободу, только она может внести в его жизнь покой и

уверенность в своих силах Выход из этого противоречия Руссо видит в уравнивании

собственности В обществе равных между собой собственников он видит идеал

справедливого устройства общественной жизни

В своем "Общественном договоре" Руссо развивает идею, согласно которой люди

договорились между собой учредить государство для обеспечения общественной

безопасности и охраны свободы граждан Но государство, согласно Руссо, из

института, обеспечивающего свободу и безопасность граждан, со временем

превратилось в орган подавления и угнетения людей Наиболее откровенно этот

переход "в свое иное" происходит в монархическом абсолютистском государстве

До государственного и соответственно гражданского состояния люди жили, согласно

Руссо, в "естественном состоянии" С помощью идеи "естественного права" им

обосновывалась неотъемлемость таких прав человека, как право на жизнь, свободу и

собственность Разговор о "естественном состоянии" становится общим местом всего

Просвещения Что касается Руссо, то, в отличие от других просветителей, он, во-

первых, не считает право собственности "естественным" правом человека, а видит в

нем продукт исторического развития, и, во-вторых, Руссо не связывает

общественный идеал с частной собственностью и гражданским состоянием человека

Наоборот, Руссо идеализирует "ди каря" как существо, которое еще не знает

частной собственности и других достижений культуры "Дикарь", по мнению Руссо, -

это существо добродушное, доверчивое и дружелюбное, а вся порча идет от культуры

и исторического развития

Только государство, согласно Руссо, может осуществить идеалы "естественного

состояния", какими он считает идеалы Свободы, Равенства и Братства Но

государством, способным осуществить эти идеалы, у Руссо может быть только

республика

В романе "Юлия, или Новая Элоиза" впервые на грани 60-х и 70-х годов XVII века

раздалось искреннее слово о непреодолимом могуществе свободной любви, не знающей

сословной розни и лицемерия Успех книги был беспримерным

Элоизой звали невесту средневекового философа Пьера Абеляра Элоиза стала идеалом

женской верности, человеческой естественности Именно естественное человеческое

чувство и является тем основанием, на котором должна, согласно Руссо, строиться

человеческая личность Наиболее подходящей системой воспитания является система,

которая опирается на человеческие чувства А местом, наиболее подходящим для

воспитания ребенка и молодого человека, Руссо считал природу

Руссо является основоположником так называемого "сентиментализма" Сентиментализм

ставит чувство во всех отношениях выше разума Нравственное начало в человеке,

считает Руссо, укоренено в его натуре, оно глубже, "естественнее" и

основательней, чем рассудок Оно самодостаточно и знает только один источник -

делает нас безразличными к людским страданиям Поэтому Руссо выступает против

"культуры" По сути, он первый, кто после античных авторов стал критиком культуры

асоциального прогресса Руссо был против театра и считал сценическое искусство

нарочитым и неестественным

При всей своей неприязни к официальной церкви Руссо считал, что нравственное

чувство, которое лежит в основе человеческой личности, есть по существу

религиозное чувство И без культа Верховного Существа оно недействительно Руссо -

деист Но его деизм не столько космологического, как у Вольтера, сколько

нравственного свойства И поскольку органическая нравственность есть, по Руссо,

отличительная черта народной демократии, в противоположность, в сущности,

безнравственному аристократизму, то Руссо считал атеизм аристократическим

мировоззрением

В педагогическом романе "Эмиль, или О воспитании" (1762) Руссо показал

порочность феодально-схоластической системы воспитания и блестяще изложил новую

демократическую систему, способную формировать и выращивать трудолюбивых и

добродетельных граждан, хорошо знающих цену передовым общественным интересам

Трактат вызвал положительные отклики у Гете, Гердера и Канта А у деятеля

Французской революции М Робеспьера эта книга была в буквальном смысле настольной

Кроме того, Руссо писал статьи по актуальным политическим, экономическим,

музыкальным и другим вопросам для "Энциклопедии", редактируемой Д"Аламбером и

Дидро Интересна его статья "О политической экономии", опубликованная в 1755 году

в V томе "Энциклопедии" Он осветил в ней социально-экономические проблемы, в

частности, имущественные отношения, государственное управление, общественное

воспитание В 1756 году Руссо изложил содержание обширного труда Шарля де Сен

Пьера "Рассуждение о вечном мире" В духе демократического гуманизма он подверг

тельной критике кровавые грабительские войны и выразил свое горячее стремление к

миру, к избавлению человечества от опустошительных войн и к превращению всех

народов в единую дружную семью Эта работа была опубликована посмертно, в 1781

Литературные успехи, однако, не приносили Руссо ни достаточных средств, ни

душевного покоя. Его яростно травили и преследовали французские, швейцарские,

нидерландские клерикалы и королевские чиновники. После выхода в свет романа

"Эмиль, или О воспитании" и политического трактата "Об общественном договоре"

парижский парламент стал метать громы и молнии против автора "зловредных"

произведений. Королевский суд приговорил "Эмиля", а затем и "Общественный

договор" к сожжению и издал постановление об аресте Руссо. Спасаясь от

преследования, Руссо ночью бежал в Швейцарию. Но здесь, как и в Париже, его

стали преследовать. Женевское правительство также осудило "Эмиля" и

Женевской республики принял постановление о произведениях Жан Жака Руссо "Эмиль"

и "Общественный договор": "...разорвать их и сжечь... перед ратушей, как

сочинения дерзкие, постыдно-скандальные, нечестивые, и направленные к разрушению

христианской религии и всех правительств".

Руссо не оставалось ничего другого, как искать покровительства и защиты в других

странах. Он обратился с письмом к Фридриху II, прося его разрешить поселить в

Невшателе. В то время Невшатель представлял собой небольшое княжество

Нейнбургское, находившееся под властью прусского короля. Фридрих II приказал

губернатору пойти навстречу "французскому изгнаннику".

В Невшателе Руссо прожил более двух лет. Вначале он поселился на даче Коломбе у

губернатора лорда Кейта, затем в деревне Мотье, расположенной в предгорьях в

живописной местности. В этом уединении Руссо писал сравнительно немного: первое

время он отдыхал. Но и то, что было написано в деревне Мотье в ответ на

преследования и происки женевских властей ("Письма горы", "Письмо к архиепископу

Христофору де Бомон" и др.), вызвало возмущение невшательского духовенства и

массовый протест в протестантском мире. Руссо бежал из Мотье и поселился на

острове Св Петра на Бильском озере Но и здесь правительство не оставило его в

покое Бернский сенат предложил Руссо в двадцать четыре часа покинуть остров и

область Берна.

В поисках пристанища, Руссо в сопровождении Терезы отправился в город Страсбург.

Однако и тут он не мог оставаться долго Тогда Руссо уговорили поехать в Англию,

куда пригласил его философ Дэвид Юм. Руссо пересек Ламанш и прибыл в Лондон. Юм

поселил его в Чезвике, в окрестности Лондона. Через некоторое время сюда

приехала и Тереза Но близость к английской столице не устраивала Руссо. После

всего пережитого он искал покоя и уединения. Это желание было удовлетворено Юмом

и его друзьями В распоряжение Руссо был предоставлен замок в Дербеншире Однако и

в английском замке ни Руссо, ни Тереза не могли найти душевного покоя их

подавляла и угнетала непривычная обстановка Без ведома Юма Руссо вскоре оставил

замок и переселился в ближайшую деревушку Вуттон, где продолжал работать

над "Исповедью". Даже здесь Руссо не находил покоя. Ему казалось, что и Юм,

вслед за его бывшими французскими друзьями, отвернулся от него.

К таким "бывшим друзьям" Руссо относил Вольтера, который, действительно, не раз

с ожесточением выказывал свое нерасположение к Руссо.

Письма, получаемые Жан Жаком из Швейцарии, тоже поддерживали в нем

представление, что его всюду окружают враги и недоброжелатели. Все это породило

у Руссо тяжелый недуг В течение ряда лет Руссо страдал манией преследования и

подозрительностью. Принимая Юма за неискреннего друга, за послушное орудие в

руках врагов, он решил покинуть Вуттон и в мае 1767 года внезапно оставил

английское убежище

Очутившись снова на французской земле, Руссо и тут не мог дышать свободно. Он

вынужден был скрываться под именем гражданина Рену. Как ни старались его друзья

дю Пейр, маркиз Мирабо и другие создать спокойные и безопасные для Руссо условия

жизни, но ни в имении Флери, близ Медоне, ни в замке Триэ, близ Жизора он не мог

найти покоя. Одиночество, болезненный страх внезапного нападения беспрерывно

мучили и угнетали его

Летом 1768 года Руссо оставил Терезу в замке Триэ и отправился в путешествие по

старым, хорошо знакомым местам. В Шамбери он повидал своих давних знакомых и,

обуреваемый воспоминаниями, посетил могилу де Варане. И здесь, у могилы,

вспомнил все неповторимое, прекрасное, что нашел в ее дружбе и благосклонности.

Не желая покидать милые сердцу места, с которыми был связан "драгоценный период"

его жизни, Руссо поселился в маленьком городке Вургоэне, лежавшем между Лионом и

Шамбери. Вскоре приехала сюда и Тереза. Здесь ее ожидал приятный сюрприз. Руссо

решил закрепить отношения с Терезой браком.

Через год супруги переселились в соседнее местечко Монкен. Руссо снова приступил

к работе над второй половиной "Исповеди". С 1765 года он стал думать о

возвращении в Париж. "Исповедь", над которой Руссо работал в течение пяти лет,

осталась неоконченной. Желание вернуться в столицу настолько овладело им, что,

пренебрегая опасностью быть схваченным, он переехал Париж и поселился на улице

Плятриер (ныне улица Ж Ж. Руссо). Это был 1770 год, когда французское

правительство в связи с бракосочетанием дофина с Марией Антуанеттой стало

воздерживаться от политических репрессий, и Руссо, к своему удовольствию, мог

свободно появляться на улицах, посещать друзей и знакомых.

В последние годы жизни Руссо не вынашивал больших творческих планов Он занимался

главным образом самоанализом и самооправданием своих прошлых постутков. Весьма

характерны в этом отношении наряду с "Исповедью" очерк "Руссо судит Жан Жака",

диалоги и его последнее произведение - "Прогулки одинокого мечтателя". В этот

период, по мнению биографов Руссо, он уже не пытался искать выхода из

одиночества, не стремился заводить новые знакомства. Правда, он попытался

прочесть публично свою "Исповедь", но по настоянию госпожи Д"Эпинэ полиция

запретила это чтение

В "Исповеди" Руссо с поразительной откровенностью повествует о своей жизни, он

не умалчивает о самых неприглядных ее сторонах Самым неожиданным для читателя

было признание в том, что, женившись на Терезе, Руссо заставил ее подбросить

сначала первого их ребенка, а затем и второго

О последних годах жизни Жан Жака Руссо немецкая писательница Генриетта Роланд-

Гольст писала "Жизнь его была распределена точно и равномерно Утренними часами

он пользовался для переписки нот и сушки, сортировки и наклеивания растений Он

делал это очень аккуратно и с величайшей тщательностью, приготовленные таким

образом листы он вставлял в рамки и дарил тем или другим из своих знакомых Он

стал снова заниматься музыкой и сочинил в эти годы множество небольших песенок

на данные тексты, он назвал этот сборник "Песни утешения в горестях моей жизни"

После обеда он отправлялся в какое-нибудь кафе, где читал газеты и играл в

шахматы, или делал большие прогулки в окрестностях Парижа, он до конца оставался

страстным любителем прогулок пешком"

В мае 1778 года маркиз де Жирарден предоставил в распоряжение Руссо особняк в

Эрменонвиле, вблизи Парижа Переселившись в это прекрасное предместье, он

продолжал вести прежний образ жизни совершал утренние прогулки, встречался со

знакомыми и почитателями

почувствовал острую боль в сердце и прилег отдохнуть, но вскоре тяжело застонал

и упал на пол Прибежавшая Тереза помогла ему подняться, но он снова упал и, не

приходя в сознание, скончался Скоропостижная смерть и обнаружение кровоточащей

раны на лбу дали повод слуху, что Жан Жак Руссо покончил жизнь самоубийством

перенесен в Пантеон и положен рядом с прахом Вольтера

"Остров тополей" в Эрменонвиле, где он был похоронен, стал местом паломничества

У его могилы можно было встретить Марию Антуанетту, адвоката из Арраса

Максимилиана Робеспьера, при котором ее позже казнили, и будущего императора

Имя: Жан-Жак Руссо (Jean-Jacques Rousseau)

Возраст: 66 лет

Деятельность: писатель, мыслитель, музыковед, композитор, ботаник

Семейное положение: был женат

Жан-Жак Руссо: биография

Жан-Жак Руссо родился в Женеве 28 июня 1712 года. Этот французский философ, писатель эпохи Просвещения известен педагогическими трудами, теориями. Руссо называют основоположником романтизма в философской науке. Некоторые исследователи считают, что Жан-Жак Руссо в некоторой степени спровоцировал Великую французскую революцию.

Детство и юность

Детство франко-швейцарца Жан-Жака Руссо нельзя назвать беззаботным. Мать, Сюзанна Бернар, скончалась при родах, оставив сына на попечении отца Исаака Руссо, который трудился часовщиком и подрабатывал учителем танцев. Смерть супруги мужчина переносил тяжело, но постарался направить любовь на воспитание Жан-Жака. Это стало значимым вкладом в развитие младшего Руссо.


Ребенок с младых лет изучал труды , зачитывался «Астреей» с отцом. Жан-Жак представлял себя на месте античного героя Сцеволы и специально обжег руку. Вскоре старшему Руссо пришлось покинуть Женеву из-за вооруженного нападения, но мальчик остался в родном доме с дядей. Родитель и не подозревал, что сын станет значимым философом для этой эпохи.

Позже родственники отдали Жан-Жака в протестантский пансион Ламберсье. Через год Руссо для обучения передали нотариусу, позже перевели к граверу. Несмотря на серьезную загруженность, молодой человек находил время на чтение. Образование научило Жан-Жака лгать, притворяться и красть.


В 16 лет Руссо сбегает из Женевы и попадает в монастырь, расположенный в Турине. Почти четыре месяца провел здесь будущий философ, после чего поступил на службу к аристократам. Жан-Жак трудился лакеем. Сын графа помогал парню постигать азы итальянского языка. Но навыки письма Руссо получил у «мамаши» - госпожи де Варан.

Жан-Жак Руссо в некоторых произведениях, собственноручно написанных, представляет интересные факты своей биографии. Благодаря этому узнаем, что юноша трудился секретарем и домашним наставником, прежде чем пришел к философии и литературе.

Философия и литература

Жан-Жак Руссо – это, прежде всего, философ. Книги «Общественный договор», «Новая Элоиза» и «Эмиль» до сих пор изучают представители науки. В произведениях автор пытался объяснить, почему в обществе существует социальное неравенство. Руссо первым попробовал определить, имел ли место быть договорной способ создания государственности.


Жан-Жак считал закон выражением общей воли. Он должен был защитить представителей общества от правительства, которое не способно не преступать закон. Имущественное равенство возможно, но только в случае высказывания общей воли. Руссо предложил людям самостоятельно принимать закон, тем самым контролируя поведение властей. Благодаря Жан-Жаку Руссо создали референдум, сократили сроки депутатских полномочий, ввели народную законодательную инициативу, обязательный мандат.

«Новая Элоиза» - знаковая работа Руссо. В романе четко прослеживаются нотки «Клариссы Гарло», созданной Ричардсоном. Эту книгу Жан-Жак считал лучшим произведением, написанным в эпистолярном жанре. «Новая Элоиза» представляет 163 письма. Этот труд привел в восторг французское общество, так как в те годы подобный способ написания романов слыл популярным.


«Новая Элоиза» рассказывает историю о трагедии в судьбе главной героини. На нее оказывает давление целомудрие, мешая девушке насладиться любовью и подчиниться влекущему соблазну. Книга завоевала любовь людей и сделала Руссо отцом романтизма в философии. Но литературная жизнь писателя началась несколько раньше. Еще в середине XVIII столетия Руссо состоял на службе посольства в Венеции. Вскоре мужчина находит призвание в творчестве.

В Париже произошло знакомство, которое сыграло значимую роль в судьбе философа. Жан-Жак встретился с Полем Гольбахом, Этьенном де Кондильяком, Жаном д’Аламбером и Гриммом. Ранние трагедии и комедии не стали популярными, но в 1749 году, находясь в заключении, он прочитал в газете о конкурсе. Тема оказалась близка Руссо:

«Способствовало ли развитие наук и искусств порче нравов, или же оно содействовало улучшению их?».

Это вдохновило автора. Популярность среди граждан Жан-Жак заработал после постановки оперы «Деревенский колдун». Это событие случилось в 1753 году. Душевность и натуральность мелодии свидетельствовали о деревенских нравах. Даже напевал арию Колетты из произведения.


Но «Деревенский колдун» и «Рассуждения» добавили в жизнь Руссо проблем. Гримм и Гольбах восприняли творчество Жан-Жака негативно. Вольтер встал на сторону просветителей. Главной проблемой, по мнению философов, стал плебейский демократизм, присутствующих в работе Руссо.

Историки с упоением изучали автобиографическое творение Жан-Жака под названием «Исповедь». Правдивость и искренность присутствуют в каждой строчке произведения. Руссо показал читателям сильные и слабые стороны, обнажил душу. Цитаты из книги до сих пор используют для создания биографии философа и писателя, оценки творчества и характера Жан-Жака Руссо.

Педагогика

В сфере интересов просветителя Жан-Жака Руссо находился природный человек, на которого не влияют общественные условия. Философ считал, что на развитие ребенка влияет воспитание. Эту идею Руссо использовал при разработке педагогической концепции. Основные педагогические идеи Жан-Жак представил в произведении «Эмиль, или О воспитании». Этот трактат, по признанию автора, -лучший и важный. Через художественные образы Руссо попытался донести мысли относительно педагогики.


Образовательно-воспитательная система не устраивала философа. Идеям Жан-Жака противоречил тот факт, что в основе этих традиций находится церковность, а не демократия, широко распространяемая в те годы на территории Европы. Руссо настаивал на необходимости развития природных талантов у ребенка. Естественное развитие индивида – главная задача образования.

По мнению Жан-Жака, взгляды на воспитание детей должны коренным образом измениться. Это связано с тем, что человек с момента рождения и до смерти постоянно открывает новые качества в себе и окружающем мире. Исходя из этого, нужно строить воспитательные программы. Добрый христианин и добропорядочный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.


Педагогические идеи Жан-Жака Руссо заключались в советах родителям о необходимости развивать в маленьком человеке стремление к труду, уважение к себе, чувство свободы и независимости. Ни в коем случае нельзя потакать или уступать требованиям, даже капризам малышей. В то же время нужно отказаться от подчинения ребенка. Но больше всего переживал философ за перекладывание ответственности за воспитание на подростка.

Немаловажную роль в воспитании человека играет труд, который привьет дитю чувство долга и ответственности за собственные поступки. Естественно, что это в дальнейшем поможет малышу зарабатывать на пропитание. Под трудовым образованием Руссо подразумевал умственное, нравственное и физическое совершенствование человека. Развитие потребностей и интересов ребенка должно быть первостепенным для родителей.


По мнению Жан-Жака Руссо, на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное. До двух лет – физическое развитие. От 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – умственное, от 15 до 18 лет – нравственное. Перед отцом и матерью стоит главная задача – быть терпеливыми и настойчивыми, но ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, прививая ему ложные ценности современного общества. Физические упражнения и закаливания разовьют в малыше стойкость, выдержку и укрепят здоровье.

В период взросления подростку для познания мира нужно учиться использовать органы чувств, а не книги. Литература хороша, но она вкладывает в неокрепшие умы чье-то видение мира.

Таким образом, чадо не разовьет собственный рассудок, а станет воспринимать слова других на веру. Основные идеи умственного воспитания заключались в общении: родители и воспитатели создают атмосферу, когда ребенку хочется задавать вопросы и получать ответы. Важными для развития предметами Руссо считал географию, биологию, химию и физику.

Взросление в 15 лет – это постоянные эмоции, вспышки чувств, которые накрывают подростков с головой. Важно в этот период не переусердствовать с нравоучениями, а постараться привить ребенку нравственные ценности. Общество достаточно аморально, поэтому перекладывать эту обязанность на посторонних людей не нужно. На этом этапе важно развитие доброты чувств, суждений и воли. Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами.


Как только юноше или девушке исполнится 20 лет, необходимо переходить к знакомству с общественными обязанностями. Интересно, что этот этап представительницам женского пола разрешалось пропустить. Гражданские обязанности – исключительно мужское проявление. В работах Жан-Жака Руссо прослеживается идеал личности, который противоречил обществу XVIII века.

Труды Руссо совершили переворот в педагогическом мире, но власти посчитали это опасным, угрожающим устоям общественного мировоззрения. Трактат «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а в отношении Жан-Жака выпустили указ об аресте. Но Руссо успел скрыться в Швейцарии. Мысли философа, несмотря на неприемлемость французским правительством, оказали влияние на педагогику того времени.

Личная жизнь

Из-за отсутствия денег жениться на знатной даме у Жан-Жака не было возможности, поэтому в жены философ выбрал Терезу Левассер. Женщина трудилась служанкой в гостинице, расположенной на территории Парижа. Умом и сообразительностью Тереза не отличалась. Девушка происходила из крестьянского рода. Образование не получила - не определяла, который час. В обществе Левассер представала вульгарной.


Тем не менее, в браке Руссо прожил до конца дней. Через 20 лет супружеской жизни вместе с Терезой мужчина отправился в церковь, где их обвенчали. У супругов родилось пятеро детей, но малышей сразу отдали в воспитательный дом. Жан-Жак объяснял этот поступок отсутствием денежных средств. Да и к тому же, по мнению философа, дети мешали заниматься Руссо тем, что он любил.

Смерть

Смерть настигла Жан-Жака Руссо 2 июля 1778 года, в загородной резиденции Шато д’Эрменонвиль. Сюда в 1777 году привёз философа друг, который заметил ухудшение в состоянии здоровья Руссо. Для развлечения гостя товарищ организовал концерт на острове, расположенном в парке. Жан-Жак, влюбившись в это место, попросил устроить могилу для него здесь.


Друг решил выполнить последнюю просьбу Руссо. Официальным местом захоронения общественного деятеля считается остров Ив. Сотни поклонников ежегодно посещали парк ради знакомства с мучеником, которого так ярко описал Шиллер в стихотворениях. В годы Великой французской революции останки Жан-Жака Руссо перенесли в Пантеон. Но через 20 лет произошло скверное событие - два преступника украли ночью прах философа и выбросили в яму, наполненную известью.

  • Руссо учился в музыкальной школе, писал музыкальные произведения.
  • После нескольких лет скитаний, в 1767 году вернулся во Францию, но под другим именем.
  • В Швейцарии есть остров на реке Рона, названный в честь Жан-Жака Руссо.
  • Философ пользовался популярность у дам.
  • Руссо не был карьеристом из-за строптивого характера.

Библиография

  • 1755 – «Рассуждения о происхождении неравенства между людьми»
  • 1761 – «Юлия, или Новая Элоиза»
  • 1762 – «Об общественном договоре»
  • 1762 – «Эмиль, или О воспитании»
  • 1782 – «Прогулки одинокого мечтателя»
  • 1782 – «Размышления о правительстве Польши»
  • 1789 – «Исповедь»