Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) в Прощеное воскресенье. Проповедь в Прощеное воскресенье — протоиерей Олег Стеняев. Прощеное воскресенье. Проповедь Патриарха Кирилла

Сегодня в храмах читается Евангелие от Матфея. И ради этого Евангелия наше сегодняшнее воскресенье именуется Прощеным воскресеньем. Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15). Все очень коротко и ясно. Но надо понимать, что это всего лишь образ такой приточный. Господь не может прощать-не прощать. Но поскольку люди мало способны ориентироваться в духовной жизни, Господь излагает законы этой жизни на языке, который всем понятен. Потому что «прощать-не прощать» – это все люди хорошо понимают.

Но на самом деле речь идет не о прощении, как таковом. А каких возможностей достиг человек для своего сердца? Потому что где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Мф. 6, 21). Если человек хочет достичь общения с Богом, у него должны быть определенные качества. И вот, самое главное качество заключается в способности сердца простить, это главное свойство христианского сердца.

И в таком случае, если человек достиг такого свойства и может простить, тогда Господь может принять этого человека в общение с Собой. Почему? Потому что этот человек стал подобен Богу. В чем же это подобие?

Вот вчера мальчик пришел один, ему тюрьма грозит, сразу вспомнил и о Боге, и о Церкви. Пять лет не причащался, сразу все вспомнил, сразу «Господи, помоги». И что? А Господь сразу бежит ему навстречу помогать, не спрашивая: «А, ты Меня забыл на пять лет, ну вот, посиди пять лет, а потом обращайся». Господь совершенно не видит даже того зла, которое мы совершаем. И то, что мы попадаем в тюрьму или у нас начинаются болезни – Он это попускает только с одной целью: в надежде, что человек обратится к Богу. Потому что всякие трудные обстоятельства, только они, способствуют этому обращению.

Так что речь идет не просто о прощении, а о том, каким человек должен стать, если хочет, чтобы Царство Небесное воцарилось в его сердце. Если твое сердце не умеет прощать ближнего, Господь, даже если очень захочет, не сможет ничего с тобой сделать. Многие мамаши приходят: «А вот у меня сын такой и такой, и что мне делать?» Ответ один: ничего ты не сделаешь. Ничего. Человек сам должен сначала обратиться к Богу, потом покаяться, а потом изменить свою жизнь. Тогда можно на что-то надеяться. Все от начала до конца делает сам человек.

Поэтому Господь хочет через эту короткую притчу из четырех с половиной строк довести до нашего ума, что если мы хотим познать Бога, надо Ему, Богу, уподобиться. Как Он говорит в другом месте: Станьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5, 48). А этим совершенством является любовь. И мы должны достигнуть этого в отношении наших ближних, независимо от того, друг он нам или враг, соплеменник или вообще другой расы – это абсолютно не важно. Важно только одно – твое сердечко.

Вот многие из нас уже десятилетиями ходят в церковь. За это время сколько сожгли парафину, сколько написали записок, извели бумаги! И что? От этого качество души изменилось? Как сплетничала, так и сплетничает. Как осуждала, так и осуждает. Поминаешь-не поминаешь, оздравии-заупокой – что это меняет? Это тебя не спасает ни от чего. Да, ты просишь, чтобы Господь помянул данную душу, и Господь вспомнит о ней по твоей просьбе. А ты сам-то что? А ты как был злодей, так и остался. А Господь говорит, что только собственное изменение важно.

Дальше Господь говорит про пост. С завтрашнего дня мы вступаем на поприще поста. Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 16-18). О чем это речь? О том, чтоб мы не зависели от людского мнения, от того, как оценят, что скажут. Мы все очень ощущаем эту зависимость. А пост и все остальные христианские подвиги должны происходить в молчании, чтобы правая рука не знала, что делает левая (см. Мф. 6, 2-3). Потому что если ты говоришь о своих добрых делах, люди тебя похвалят, ну и все. А духовный подвиг, он преображает человека только тогда, когда в нем нет ни капли тщеславия. А то, что прославят человека люди, это Царствия Небесного абсолютно не дает. Бессмысленная вещь.

И третье. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 19-21). Очень много сил у нас уходит на сокровища материальные, но прибавка любых вещей и денег никоим образом не способствует человеку достичь Царства Небесного. Даже наоборот, сказано, что трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19, 23). Так что сребролюбие – это одна из форм атеизма: человек не надеется на Бога, а надеется на деньги, что они сохранят, спасут. И мамона заслоняет от человека, от его духовного взора Самого Бога. Он вынужден заниматься не умягчением собственного злого сердца, а вынужден следить за своим имуществом, капиталом. На это уходит масса времени, хлопот, нужно встречаться с разными людьми, ночи не спать часто. Очень это тяжелая работа, но которая ничего не дает для Царствия Небесного. Потому Господь и говорит, что надо собирать себе сокровище на небе – то, что в душе нашей останется и после того, как душа отлетит от тела и от всех сокровищ, которые все останутся, можно сказать, неизвестно кому.

И вот, Господь на примере таких жизненных ситуаций очень хорошо каждому все объясняет. Но заставлять тебя никто не будет. Хочешь – усваивай, не хочешь – гуляй так. Только если вдруг ты в 50 лет опомнишься и начнешь из своего злого сердца делать доброе, оказывается, что это уже невозможно. Поздно. В голову ничего не идет, даже вот читает, а не разумеет. Все, ничего не сделаешь. Остается только взывать к Богу – но и тут нужен навык. Это же не просто так – никогда не молился, и вдруг стал молитвенником афонским. Так что не нужно нам являть собой камень, под который вода не течет. Нам нужно оживать. И вот, время Великого поста – как раз время оживления нашей жизни.

Стихи:
Пусть плачет горько с прародителями мир,
Как павший с ними, из-за сладкой пищи павшими.

В этот день мы творим воспоминание изгнания первозданного Адама из рая сладости, которое наши божественные отцы установили прежде (начала) святой Четыредесятницы, показывая этим, насколько полезно человеческому естеству лекарство поста и насколько, напротив, отвратительны последствия сластолюбия и непослушания. Итак, отцы, оставив повествования относительно случившегося в мире из-за этих страстей, как бесчисленные, представляют нам первозданного Адама, ясно показывая, насколько жестоко он пострадал оттого, что не постился, привнеся тем (смерть) в наше естество, и как он не сохранил первой святой Божией заповеди людям - о посте и, послушавшись чрева, а вернее, коварного змия через Еву, не только не стал богом, но и навлек смерть, и принес погибель всему роду (человеческому).

Это из-за (вкушения) пищи первым Адамом Господь постился сорок дней и был послушен (см. Флп. 2, 8); из-за Адама же святые апостолы задумали и эту Великую Четыредесятницу, чтобы мы, сохранив то, что он не сохранив, пострадал, потеряв бессмертие, снова приобрели (последнее) через пост.

Кроме того, как мы раньше говорили, намерение святых (отцов) - коротко изложить дела, совершенные Богом, от начала даже до конца. А поскольку причиной всех наших (бед) было преступление (заповеди) и падение Адама через вкушение, - по сей причине и предлагают сегодня творить память об этом, чтобы мы избежали сего, и особенно чтобы не подражали невоздержанию во всем.

В шестой день создан был Адам рукою Божией, будучи почтен и образом (Его) через вдуновение; и, получив заповедь, с этого времени до шестого часа жил в раю, а затем, преступив ее, был изгнан оттуда. Впрочем, иудей Филон считал, что Адам прожил в раю сто лет, другие же называют семь лет или дней, из-за значимости числа семь. А что в шестой час (Адам), протянув руки, коснулся (запретного) плода, - показал Новый Адам - Христос, в шестой час и день простерший руки на Кресте, исцеляя того от погибели.

(Адам) был создан между смертью и бессмертием, чтобы получить то, что сам выберет. Хотя возможно было Богу создать его и безгрешным, но чтобы было испытано и его собственное произволение, дается заповедь употреблять (в пищу) от всех деревьев, кроме одного, - это значит, разрешается помышлять о познании Божественной силы через все творения Божии, но только не о естестве Божием. Так и Григорий Богослов любомудрствует, что (другие) райские деревья - это божественные помыслы, а запрещенное дерево - созерцание. То есть, говорит он, Бог повелел Адаму интересоваться всеми остальными стихиями и качествами и умом размышлять (о них), равно и о своей природе, прославляя за это Бога, ибо это - истинная пища; однако о Боге: Кто же (Он) по естеству, и где (Он), и как привел все из небытия, - отнюдь не допытываться. Однако Адам, оставив всё другое, стал более и более выведывать о Боге и тщательно исследовать Его сущность. Поскольку был еще несовершенен и неразумен, как младенец, то и впал в это, когда сатана через Еву внушил ему мечту обожения.

А великий и божественный Златоуст, хотя и следуя Писанию, но вместе с тем не по букве, приписывает этому древу (познания) некую двойную силу и говорит, что рай был на земле, считая его вместе и духовным, и материальным, - как и Адам был между смертью и бессмертием.

Некоторые же думают, что древом преслушания была смоковница, так как (Адам и Ева), внезапно познав свою наготу, прикрылись, употребив ее листья. Потому Христос и проклял смоковницу, что она была причиной непослушания; она имеет даже и некое сходство с грехом. Прежде всего, - это сладость (плодов), затем жесткость листьев и прилепление клейким соком. Но есть и такие, которые неправильно помышляют, будто (запрещенное) дерево - соблазнение Адама Евою и познание (ее).

Итак, преступив заповедь Божию, Адам оделся в смертную плоть, был проклят и изгнан из рая; и повелено было, чтобы огненный меч охранял его вход. Адам же, сидя напротив (рая), плакал (о том), скольких благ лишился из-за того, что не постился в свое время. И в его лице весь человеческий род подвергся проклятию, пока Создатель наш, пожалев наше естество, погубленное сатаною, не возвел нас снова в первозданное достоинство, родившись от Святой Девы и безгрешно пожив, показав нам путь через противоположное тому (что сделал Адам), то есть пост и смирение, и победив прельстившего нас хитростью.

Итак, богоносные отцы, желая все это представить в целой Триоди, вначале предлагают ветхозаветные (события); первое из них - сотворение Адама и изгнание из рая, память которого сегодня совершаем, также чтения и из других (книг Библии): Моисеевых, пророческих и более всего Давидовых, прибавляя при этом нечто и по благодати. Затем, по порядку, следуют и (события) Нового Завета, из которых первое - Благовещение, по неизреченному Божию Промышлению всегда приходящееся на Четыредесятницу; воскрешение Лазаря и цветоносная (Неделя), святая Великая седмица, когда прочитываются священные Евангелия и со умилением воспеваются сами святые и спасительные Страсти Христовы. Потом, в период от Воскресения до Сошествия Святого Духа, прочитываются Деяния (апостолов): как происходила (их) проповедь и призвала всех уверовавших, - ибо Деяния чудесами свидетельствуют о Воскресении.

Итак, поскольку мы столь сильно пострадали из-за того, что Адам однажды не сохранил поста, то предлагается воспоминание об этом теперь, на пороге святой Четыредесятницы, чтобы, памятуя, какое зло принесло невоздержание, мы постарались с радостью начать пост и соблюдать его. Потому что через пост мы получим то, чего не достиг Адам [то есть обожения], плача, постясь и смиряясь, пока не посетит нас Бог, - ведь без этого трудно получить то, что потеряли.

Да будет же известно, что сия святая и Великая Четыредесятница - десятина от всего года. Поскольку мы по лености не хотим постоянно поститься и избегать зла, то апостолы и божественные отцы дали ее нам как некое плодоносное для души время, чтобы всё, сколько за весь год мы сделали безрассудного, теперь очистить сокрушением и смирением в посте. И эту (Четыредесятницу) мы должны тщательно соблюдать, как, впрочем, и другие три (поста), то есть святых апостолов, Богородицы (Успенский) и Рождества Христова, - соответственно четырем временам года. Четыредесятницу же передали (нам) святые апостолы, почтив ее особо из-за святых Страстей и из-за того, что Христос постился (40 дней) и прославился; и Моисей 40 дней постился, чтобы принять закон; также и Илия, и Даниил, и все, которые прославлены у Бога. И Адам доказывает от противного, что пост - это благо. По этой причине Адамово изгнание и помещено здесь святыми отцами.

Христе Боже наш, по несказанному милосердию Твоему сподоби нас райской сладости и помилуй, ибо Ты один Человеколюбец. Аминь.

То есть пост.

Филон Александрийский, иудей, род. в 20 г. до Р. Х. Пытался согласовать Библию с учением греческих и восточных мудрецов и толковал закон Моисеев аллегорически.

Проповедь в Прощеное воскресенье

Щадите друг друга, да пощадит вас Господь.

Преподобный Антоний Великий

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Святые дни Великого поста для христианина подобны плаванию к светлому берегу, на котором ждет нас Воскресший Спаситель. Мы призваны омыться покаянными слезами, укрепить мышцы душ своих подвигом воздержания и молитвы, чтобы в чистоте и силе встретить торжество торжеств - Пасху Христову. Но может ли достичь желанной цели пловец с камнем на шее? Каким бы выносливым и закаленным он ни был, тяжелый груз неминуемо увлечет его на темное дно. Такой же тяжестью, не позволяющей нам даже надеяться на приближение к Божественному свету, является для нас гнев и обида на ближнего. Вот почему с древнейших времен христиане на пороге Великого поста со слезами просили прощение друг у друга. Богоугодный обычай этот восприняла Церковь Русская, в Прощеное Воскресенье питающая сердца сынов и дочерей Своих сладостью примирения. «С людьми мирись, а с грехами бранись», - такая пословица недаром сложена благочестивыми предками нашими.

Жгуч гнев, горька обида. Смрадным дымом застилают эти низкие чувства человеческую душу, отравляя каждое ее движение, делая ее недоступной для Божественной благодати. Такая душа делается чужой Господу, в ней могут обитать только гнусные бесы - и тщетны обращения ее к Всевышнему; по слову преподобного Исаака Сирина, «быть злопамятным и молиться значит то же, что сеять на море и ждать жатвы».

Светлые Ангелы плачут, а сатана торжествует, когда между людьми разрывается святой союз любви. Родные и друзья, еще недавно наслаждавшиеся взаимным общением, бывшие один для другого опорой и радостью, - и вот они же выкрикивают бранные слова, копят злобу, смотрят друг на друга с ненавистью. Какая мрачная картина, какая чудовищная потеха для врага рода человеческого!

Любовь все переносит (I Кор. 13, 7), - говорит святой апостол Павел. А мы горды и тщеславны, наше изнеженное самолюбивое «я» не желает переносить малейших уколов. Сгоряча сказанное ближним слово, неосторожный намек, просто подозрение или лживая сплетня - и слабую искру раздуваем мы в пожар негодования, любую песчинку превращаем в гору гнева, если считаем себя оскорбленными. И в то же время мы не помним, что сами ежечасно, ежеминутно оскорбляем Небесного Отца. В нас вложен пречистый образ Божий. Предаваясь нечистым мыслям, мы оплевываем святыню, каждый наш грех - это ком грязи, пятнающий святой образ Господа. Если бы Творец судил нас тем судом, каким мы судим ближних, каждый из нас давным-давно оказался бы на дне преисподней. Мы не стоим и временной жизни, а Вселюбящий Бог призывает нас к блаженной вечности, за одну слезинку покаяния готов Всемогущий простить нам тягчайшие оскорбления Имени Его. Но наше немилосердие заграждает нам путь к Милосердию Небесному.

Если и ближний тяжко согрешает против тебя - что тогда? За него, как и за тебя, распят на кресте Сын Божий, и, проникаясь к ближнему ненавистью, мы попираем любовь Господню. Покрыть чужие грехи - это высший род милостыни. Пусть нам причинили зло - но вспомним, сколько ран мы сами нанесли людям на кривом своем пути, сколько обид и горя причинили, каким соблазном для других были наши слова и поступки. Себе мы привыкли прощать все, унижаем и искушаем людей как бы мимоходом, подчас сами того не замечая, но сколько свидетельств против себя услышим мы на Страшном Суде Господнем, когда все тайное станет явным. И не оправдаться нам в Судный час, если ныне останемся мы глухи к слову Милосердного Спасителя: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6, 14).

Церковь Христова есть сообщество людей, прощенных Богом. Первородный грех, эта оковывающая человеческие души короста древней порчи, расплавлена Пречистой Кровью Спасителя, омыта водами святого Крещения. Принося покаяние, мы освобождаемся и от собственных грехов - всю громаду их принял на Себя Сын Человеческий, все их искупил за нас Крестной смертью Своей. И к нам, выкупленным из рабства смерти и аду столь дорогой ценой, обращается Спаситель с призывом: любите друг друга и да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5, 45).

Разжечь чадное пламя вражды легко, потушить его трудно. Стоит поддаться раздражению - и злой бес гнева внедряется в души, лукаво преувеличивая нанесенную нам обиду, доводя мгновенную вспышку неприязни до упорной ненависти, превращая ее в страсть. Как преодолеть это душепагубное состояние? Преподобный Максим Исповедник учит: «Если случилось тебе искушение со стороны брата, и огорчение довело тебя до ненависти, не давай победить себя ненавистью, а сам победи ее любовию. Победить же мо­жешь следующим образом: истинно молясь о нем Богу, приемля приносимое от брата извинение или сам его тем предупреждая, поставляя себя самого виновником случившегося и долготерпя, покуда не пройдет сия туча».

Урок Божественного Милосердия явил нам Иисус Христос, молившийся за своих убийц: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). Но разве мы, называющие себя христианами, не ведаем, как духовно слепые богоубийцы-иудеи, что творим?

Мы призваны к любви - и вот, не умея прощать и просить прощение, мы умерщвляем свои души и души ближних своих. Неужели не понятно, что питающий ненависть к брату - духовный самоубийца, а соблазняющий другого на ненависть к себе - убийца его души.

Как милосердие Господа нашего Иисуса Христа не имеет границ, так же и христианин не должен законнически скупо отмеривать прощение ближнему своему. Когда Апостол Петр, воспитанный на ветхозаветных установлениях, спросил: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?- Спаситель ответствовал: не до семи, но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 21-22), то есть - всегда.

Тяжело, кажется нам, прощать, но еще труднее - просить прощение. Порою горько обидев человека, мы и не чувствуем своей вины, фарисейски кичась своей «праведностью», видим «сучок в его глазу», не замечая «бревна в собственном оке».

Если кто-то расстраивается, печалится или плачет из-за нас - а мы не чувствуем за собой вины, все равно мы должны покаяться пред этим человеком. Значит, был в нас некий скрытый грех, опечаливший ближнего, и не кичиться мы должны своей невиновностью, а утешить того, кто страдает из-за нас. Глубоко засевшая в нас диавольская гордыня шепчет нам, что, попросив прощение, мы «унизим себя», «уроним свое достоинство». Но нам ли, ничтожным грешникам, бояться унижения, когда Сын Божий ради нас терпел насмешки и поругания, плевки и побои, подвергся позорной казни? А мы ради души ближнего не хотим просить у него прощения. Нет! не такова любовь христианская. Обидев человека, мы должны не просто обратиться к нему с холодным «извините!» - если понадобится, то и со слезами, на коленях должны мы испросить его прощение, да снизойдет мир в его страдающую из-за нас душу.

Могут спросить: как быть, если ближний упорно отвергает все попытки к примирению? Искренне примиримся с ним сами в душе своей, будем молиться за него, будем изыскивать средства к тому, чтобы он принял чистосердечное наше покаяние - и Господь поможет нам обратить вражду в любовь.

В большинстве случаев нанесенные нам обиды есть следствие нашей гордыни. Любовью и смирением мы можем обезоружить тех, кто хочет причинить нам зло. «Ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых», - говорит Святитель Иоанн Златоуст.

Дорогие во Христе братья и сестры!

Ради стяжания Милости Божией готовимся мы ныне вступить на поприще Великого поста. Но чтобы воздержание и молитвы наши стали угодны Господу, соблюдем же заповеданное в Священном Писании: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя... прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твои (Мф. 5, 23-24).

Прежде всего мир должен воцариться в вашей семье - в домашней церкви вашей. Где ярче всего расцвести любви христианской, как не между самыми родными и близкими? Именно здесь надлежит особенно бережно хранить святость нежных чувств: почтение к родителям, супружеское согласие, заботу о детях. На Святой Руси в Прощеное воскресенье старшие члены семьи просили прощение даже у малых детей, и ребенок серьезно отпускал грехи против себя седому отцу своему, и так родители собственным примером учили смирению детей.

Чувства обиды и гнева мучительны для самого человека, они лишают его покоя и радости, отравляют ему жизнь, калечат его душу. Этот тяжкий духовный недуг может привести и к телесным болезням. Врачи заметили, что заболевания раком чаше всего поражают людей раздражительных, копящих в себе тяжелые обиды. И это естественно, ибо корень всякой болезни - грех; порча души отражается на здоровье тела. Для такого больного недуг есть «смирительная рубаха» на его грехах.

Но как безмятежен и светел становится тот, кто ни к кому не питает зла, кто находится в мире со всеми людьми. Умеющий каяться и прощать знает эту чудесную сладость примирения с людьми - а значит, и с Вселюбящим Господом, обетовавшим: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9). Аминь.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир

Проповеди Молитвы Видеогалерея Фотогалерея

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга«Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова» .

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо-лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

П ро-ти-во-дей-ство-вать и бо-роть-ся с людь-ми, при-чи-ня-ю-щи-ми зло, не на-до, не толь-ко де-лом или сло-вом, но да-же в по-мыс-лах сво-их. Ина-че бе-сы бу-дут по-беж-дать. За та-ких лю-дей на-до мо-лить-ся. Тог-да Гос-подь по-мо-жет и бе-сы отс-ту-пят. Мо-нах дол-жен к смер-ти го-то-вить-ся, по-э-то-му на-до всег-да ду-мать о том, что-бы встре-тить смерть в ми-ре со все-ми.

все поучения →

Расписание Богослужений

март ← →

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 16
23
30

Сегодня, 15 марта2 марта ст. ст.

Казанский и Введенский храмы

Полунощница, утреня, 1, 3, 6, 9 часы, изобразительны, вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров

Владимирский храм

Мф, 17 зач., 6, 14-21
Сказал Господь: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Почему накануне Великого поста Господь говорит об этом? Цель и смысл Поста заключается в том, чтобы мы стяжали сокровище. Не то сокровище, которое собирается здесь, на земле, где тля и моль тлит, и ржавчина разъедает, где воры подкапывают и крадут (и где много этого сокровища, они там и подкапывают), а то сокровище, которое на небесах. Не то сокровище, где всегда неизбежен распад, а то сокровище, которое ставит нас перед лицом Бога Живаго, перед Его любовью, потому что - где сокровище наше, там и сердце наше будет. И где любовь Божия, где радость Христова о каждом кающемся грешнике, о каждом из нас, там и сердце наше будет среди Пасхи Господней.

Подлинное прощение невозможно без исповедания полноты веры, и подлинное прощение невозможно без жизни по вере, без отвержения всякой лжи и всякого зла. Иными словами, мы призываемся понять две вещи. Во-первых, что прощение невозможно там, где нет признания греха, и, во-вторых, - прощение невозможно, если оно не исходит от Бога. Отрицание греха делает прощение, по крайней мере, излишним.

Мы живем в мире, где все делается, чтобы отменить в массовом сознании само понятие греха, отменяя заповедь Божию и нравственный закон. Если не существует больше нравственного закона, не существует и греха. И непонятно, о каком прощении может идти речь. Чем углубленней человек живет духовной жизнью и, значит, чем больше он узнает, как страшен грех, тем сильнее нуждается он в прощении от Бога, от другого человека. И тем легче способен он сам простить.

Ужаснее всего, как всегда, равнодушие, делание вида, что все в порядке («нечего особенно прощать»), желание не видеть человека, оставить его и забыть о нем; думать, что простил, отвернувшись от человека, затворив от него сердце. Но горечь, которая остается, может вырасти в ненависть. Современный человек часто ищет примирения, чтобы не быть захваченным неприятными отрицательными чувствами, чтобы не осложнять себе жизнь. Это означает «прощать, не прощая», обманывая себя и других.

Драгоценней всего - сделать первым шаг к другому, и этот шаг будет твердым, если он будет совпадать с тем, что мы идем, начинаем идти, попирая всякий грех. Прощение - чудо. Оно творится Богом из ничего. Прощение нельзя создать. Его получают сверх сметы, сверх меры, сверх ожидаемого. Оно - благодать. Здесь точка нашего личного соприкосновения с Богом. И с Крестом. Ибо где умножился грех, там преизобилует благодать. И эта благодать нас преображает, делает другими. Только получив от этой жизни с избытком, мы можем щедро дать другим. В самом деле, как молиться за убивающих нас, если прощение не исходит от Бога? Это дар Бога, не наше достижение. Потому наше примирение друг с другом утверждается в Таинстве исповеди - Таинстве покаяния, и оно должно быть особенно глубоким Великим постом.

Только даром Божиим, Его благодатью и нашим участием в этом даре - трудом сорокадневного поста - можем мы научиться дару прощения. Нельзя заставить простить, так же как нельзя заставить любить. И Господь нас не заставляет прощать, Он как бы говорит: «Вы можете не прощать, вы можете поступать так, как хотите», - потому что если бы Он заставил нас простить, то такое прощение не было бы нашим. Это было бы Божие прощение, а к нам не имело бы никакого отношения. Подлинную цену имеет только то, что делается свободно и сознательно, когда сам человек понимает, что он должен простить. Господь только предупреждает, что если мы не прощаем, то и Он нас не простит. И если мы молимся в молитве Господней: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», понимая значение этих слов, и одновременно говорим: «Я никогда и ни за что не прощу этого человека», - значит, мы вполне сознательно просим Господа, чтобы Он никогда и ни за что не прощал нас и наши грехи.

На Святой Афонской Горе существует такой обычай: если кто-то из братии находится с кем-нибудь во вражде, он должен убрать из Господней молитвы эти слова. Он не имеет права их произносить, если не хочет, чтобы они были ему в суд и во осуждение. Но как убрать из молитвы Господней хоть одно слово, если эта молитва, как говорят святые отцы, - краткая запись всего Евангелия? И если кто-нибудь вычеркнет хотя бы одно слово из этой Книги жизни, говорит нам Божественное Откровение (Откр. 22, 19), Господь вычеркнет из Книги жизни имя того человека. Тяжесть наших грехов, и крупных, и самых мелких, которые, как горы, накапливаются изо дня в день, будет возрастать, а когда мы перейдем в вечность, будет давить нас вечной безысходностью.

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, - говорит Христос, - ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою». Для того чтобы пост был для нас осмысленным, он не должен быть лицемерным. Мы не должны ничего делать напоказ, с тем, чтобы нас увидели другие и похвалили. Как только это происходит, мы теряем свою награду от Господа.

«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое». Что значит помазать голову елеем? Голова - это ум, говорят святые отцы. Надо позаботиться о том, чтобы мысли наши были чистыми. Но и слова наши не должны быть злыми, скверными и пустыми. О слове, так же, как и о мыслях, в течение всего Поста нам будет напоминать молитва: «Положих, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих» - слово Господне, которое обращено к последнему Суду, к самой Пасхе Христовой. «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 37). Не только за слово скверное, гнилое, но и за «всякое слово праздное, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда» (Мф. 12, 36). Праздным словом прежде всего является не просто бессмысленное или лживое, а правдивое и истинное, но которое мы делаем праздным, когда употребляем святые слова всуе, как ничего не значащие.

Мы живем в мире, где самая главная война идет против человека; против единственного словесного существа - человека. Все делается для того, чтобы слова стали бессмысленными. Чтобы не только потопить всех в океане лживых слов, которые ежедневно обрушиваются на нас, но и святые слова смешать со словами лживыми и скверными. И чтобы мы тоже приняли в этом участие. Если мы поддаемся врагу, то горе нам. Для того и предлагается нам пост, чтобы мы помнили, что есть самое главное; чтобы мы помазали главу свою: свой ум, свое слово - елеем смысла, добра, веры, правды и чистоты, и чтобы слово наше стало живым, как и мысли.

Слова Евангелия «помажь главу» относятся, конечно, ко всему внутреннему человеку, к сердцу нашему, - чтобы из сердца не исходила ни зависть, ни ненависть, ни злоба, ни вражда, никакая похоть, ничего грязного. Чтобы внутренний наш человек - душа наша - была помазана благодатью Духа Святаго. Чтобы наша ожесточенная, окаменевшая, мертвая душа за то, что она хранит этот Пост, по дару Христову, по Его благодати, получила благоуханное помазание Духа Святого, когда завершится Великий пост, и мы предстанем перед Христом Распятым и Воскресшим.

А что значит умыть свое лицо водою? Лицо, говорят святые отцы, - это внешний наш человек. Что у нас на лице? - Глаза, чтобы мы обратили внимание на то, куда мы смотрим, где блуждает наш взор среди этого, всеми красками греха переливающегося, изменчивого мира, лежащего во зле и во лжи. Чтобы, само собой, исключались Великим постом, все сомнительные телевизионные программы, и мы не уподоблялись такому человеку, который воздерживается от мяса в течение всего Поста и вместе с тем пожирает своими глазами всякую нечистоту, как тот блудный сын, который сел за один стол с грязными, шумно чавкающими свиньями - за бесовскую трапезу, которую предлагают нам сегодня средства массовой информации. Мы должны быть глухими, как говорит апостол Павел, и слепыми, смотря по обстоятельствам. Все тело наше должно быть не вертепом разбойников, а храмом Божиим.

Господь говорит, чтобы вначале мы помазали голову, а потом уже умыли лицо. Голову помазали, а потом лицо, потому что внутреннее должно идти впереди внешнего. Не то, что Он внешнее считает незначительным. Нет, внешнее очень значительно. Кто не постится во Святую Четыредесятницу без уважительной причины, «да никакоже причастится» - правило святых отцов, которое никто не может отменить, ибо оно дано Духом Святым. Но что главнее - душа или зеркало души?

Самый главный пост - воздержание от себялюбия, от нашего «я». Наш пост должен быть «перед Отцом, Который втайне». Господь говорит, чтобы наш пост был втайне - там, где мы с Отцом Небесным. Мы должны научиться поститься у Бога, ибо пост имеет Божественное измерение. Отец, Сын и Святой Дух живут друг для друга. Никто из Них не живет для Себя. Бог - общение, превосходящее все, что мы можем помыслить. Этим единством общения Пресвятой Троицы должна жить Церковь. В тайне нашего сердца мы призваны молить Бога научить нас этому таинственному посту от нашего «я», чтобы сделаться способными отдавать свою жизнь другим. «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Господь говорит о небе, о Самом Отце, - как о сокровище, которое находится там, где сердце наше. Мы должны совершать наше очищение, изменять наше отношение ко всему на уровне сердечных глубин. Ибо наше смертное «я», то, что рождает смерть, стремится всегда обладать. Оно влекомо внешним, так что готово даже других людей превратить в объекты нашего обладания. Покаяние сердца, подлинная жизнь с Отцом Небесным заключается в освобождении от этого духа обладания. Если Христос Бог станет сокровищем любви, которое мы ищем, все остальное приложится нам. Все станет благодатью в нашей обновленной жизни, и рай наступит уже здесь и сейчас, Пасха Господня.

Протоиерей Александр Шаргунов

Завтра начинается Великий Пост. Говорят, что усердные христиане ждут это время с радостью и надеждой. С радостью и надеждой потому, что надеются этими малыми днями наконец исправиться, сделать то что никак не получалось сделать до этого, приобрести какую-либо полезную привычку, и самое главное, посвятить все свое время тому, что бы побыть с Богом. Если сказать по-честному, то весь год мы хотим начать делать что-то хорошее, нужное, но все время у нас как-то все откладывается. То времени не найдем, до лень,то думаем сами в себе-вот начнется пост, тогда я возьмусь за ум. Так вот, пост начинается. И самое время для того, что бы делать. Мы-то как думаем, что пост-это когда надо что-то не делать-не есть мяса, не пить молока, не ругаться, не драться. Это верно, но пост-это еще и то дорогое время, когда мы можем приобрести для себя хорошую привычку делать что-то важное. К примеру, регулярно садиться за чтение Священного Писания, или начать традицию молиться всей семьей перед едой. Но самое главное, что Великий Пост, это то самое время, когда наконец мы находим возможность вырваться из привычных для нас суетных будней и посвящаем его (время) молитве, тишине и размышлениям. Но прежде чем мы начнем поститься «постом приятным» Церковь нам дает очень важное напутствие-оказывается наш пост и наши труды могут быть неугодными Богу. Так бывает тогда, когда между нами есть вражда или обида, когда мы не в силах простить, когда в этом мире есть люди, которых мы ненавидим. «Если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный». Нет тогда никакого смысла ни в отказе от пищи, ни в молитвах, ни в длинных богослужениях-потому что Бог нам ничего не простит. Он нам Сам дает пример-как Я прощаю, так и вы прощайте, как Я добр к злым и пустым людям-так и вы будьте к ним добры.

Несколько недель мы говорили о том, что для того, что бы выйти на встречу Богу нужно некоторым смириться, некоторым подняться от уныния. А сегодня Христос, Бог наш, говорит о том, что важнее всего на свете-прощение. Если не простишь, то и не начинай поста. Не мажь голову маслом, не натягивай улыбку на свои губы, не читай псалтырь-потому что без прощения все напрасно. Один скажет, как могу я простить, если мне сделали такую подлость, такую низость, что как только вспомню, так внутри все вскипает. Как простить тогда? А вот как-смотри на Спасителя, Его ведь несправедливо прибили ко кресту? Ему ведь не за преступление какое в лицо плевали? Как в богослужении Страстной седмицы сказано-за манну напоили меня уксусом. А Спаситель, вися на кресте, не только не проклинал безумных богоубийц, а еще и молился о них-Отче, прости им, не ведают что творят. Ты скажешь, так то-Христос, Он Бог, Он мог так говорить, а я простой маленький человек, и сил моих на такое не хватит. Хорошо, вот вам пример простого человека-серийный убийца убил более шестидесяти женщин. Его поймали и судили, а перед самой казнью родственникам тех, кого он убил разрешили подойти к нему и высказать все что они бы хотели. Родственники по очереди подходили и выливали на него всю свою боль, всю обиду, весь свой гнев-но убийца слушал спокойно, и ни один мускул на его лице не пошевелился. Лишь когда к нему подошел один человек, отец убитой им девушки, и сказал так: «Мистер, многие присутствующие вас ненавидят, но я не из их числа. Я верю, что вам было трудно жить, и это тот случай, когда Господь велит нам прощать. Вы прощены, сэр». Он сказал и отошел, а убийца расплакался. Прощение заставило плакать страшного человека, сердце которого не трогали мольбы его несчастных жертв.

Мы часто делаем ошибку, когда думаем, что те кто делают нам плохо, те кто ранят нас, что они делают это специально, только для того, что бы нам сделать похуже, что бы нам навредить. Но это не всегда так. Зло в чистом виде практически не возможно встретить. Все те, кто делает другим подлости или пакости, делают это почти всегда либо из самых лучших побуждений, либо под действием греховной страсти. Умные люди даже придумали такую пословицу-«L’enfer est plein de bonnes volontés et désirs» (в переводе с французского «Ад полон добрых намерений и пожеланий») . Это значит, что хотим мы как лучше, а получается как всегда. Все-то не знают, что мы хотим как лучше, и каждый в свою меру оценивает наши действия-и поэтому мы ссоримся, враждуем, иногда даже дело доходит до войны. А сейчас самое время вспомнить, что никто не благ, как только Один Бог. А раз так, то все мы иногда ошибаемся. А пока мы живы-у нас есть возможность исправить свои ошибки. Это когда мы в гроб уляжемся-тогда уже все-губы не шевелятся, руки не поднимаются-как тут прощения просить? А пока мы живы-все в наших руках. И сегодня тот самый день, когда надо попросить друг у друга прощения-у тех кто рядом, у тех, кто далеко. И в семье, и на работе, и у друзей. Потому что иногда мы носим все в себе и нам нужен удобный случай, что бы вынести весь мусор, всю нашу грязь, всю обиду-выбросить все это, что бы учиться строить свою жизнь и отношения в ней. Пусть этим удобным случаем для нас станет этот Великий Пост, а именно этот день, который мы называем еще Прощенным воскресением.

Видите, дело не только в пище или питье, а дело в том, что бы Бог нам грехи простил. А простит Он нам тогда, когда мы простим. Опытный в духовной жизни святитель Игнатий Кавказский предупреждает нас: «Желающий заняться подвигом молитвы! Прежде, нежели приступишь к этому подвигу, постарайся простить всякому огорчившему, оклеветавшему, уничижившему тебя, всякому, причинившему тебе какое бы то ни было зло». А чем собираемся заниматься мы в дни Великого Поста, если не молитвой? Вот и давайте попробуем простить друг друга от всего сердца, что бы мы могли честно, всей душой сказать: «Христос посреди нас»! Аминь!