Презентация по орксэ православие о божием суде. О суде божием. Что изменилось с Пришествием Христа

Цель урока : рассказать детям опонятиях слов «Божий суд», «бессмертие», «рай», «ад». Объяснить какими конкретными делами можно помочь окружающим, как вера в Божий суд влияет на поступки людей, как православие учит вести себя в трудной жизненной ситуации. Дать понятие слов «монастырь», что такое монашеское облачение, кто такой паломник, какие обеты дает монах при постриге, что означает для монаха послушание. Объяснить правила поведения паломника. Познакомить со стихами и притчами по данной теме.

Оборудование: книга часть 2.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

    Организационный момент: отметить отсутствующих, объявить и записать тему урока.

    Проверка знаний:

    1. Что такое чудо? Что можно назвать чудом?

      Какие чудеса случались в вашей жизни или о каких вы слышали?

      О каких чудесах вы можете вспомнить из прочитанных книг?

      О каком чуде говорится в притче «В поисках чудес»?

      Как вы понимаете «Чудес не ищут – к добрым людям они приходят сами»?

      Что такое добродетель? (Вера, Надежда, Любовь).

    Актуализация новых знаний: Вы узнаете:

Как видеть в людях Христа

Почему христиане верят в бессмертие

4. Изучение нового материала:

Прежде чем мы с вами поговорим о Божьем суде, давайте вспомним о том, как Бог сотворил мир и человека.

Слайд 2. Сотворение мира и человека.

Мы уже знаем, что Бог Всеблаженный, т.е. Он пребывает в вечном Блаженстве. Но также Бог – это Любовь. А любовь, как мы помним, это стремление давать, делать добро. И Бог по Своей любви творит мир, чтобы и другие могли пребывать в Божественном блаженстве.

Сначала Бог сотворил мир невидимый - духовный.

Как вы думаете, что такое невидимый мир? (дети отвечают)

Мир невидимый – это ангельский мир.

Затем Бог сотворил мир видимый.

Что относится к видимому миру? (дети отвечают)

Это все, что мы видим вокруг. Земля, вода, небо, звезды, растения, животные…

И венец Божьего творения – человек. В человеке Бог соединил мир невидимый и видимый.

Как Бог соединил в человеке мир видимый и невидимый? (дети отвечают)

У человека есть душа и тело. Т.е. человек – это живое, органическое соединение земного и небесного, материального и духовного.

Слайд 3. Душа и тело.

Работа по карточке, задание 1

Разделите пары слов на два столбика: что относится к душе, а что – к телу:

вечность - время, инстинкт - разум, зависимость - свобода, радость – удовольствие.

Дети пишут.

Давайте посмотрим, что у нас получилось.

К телу относятся значения ?

Время, инстинкт, зависимость, удовольствие.

К душе относятся значения ?

Вечность, разум, свобода, радость.

Посмотрите, все, что относится к телу, а значит и к миру – временно. А все, что относится к душе – вечно. Потому что душа бессмертна, а тело смертно и окружающий нас видимый мир тоже не вечен.

Слайд 4. Назначение человека.

Как вы думаете, каково предназначение человека, какова цель его земной жизни ?

По замыслу Божию, человек имеет высшее назначение в мире. Имея бессмертную душу, человек призван,

    сам соединиться с Богом и пребывать в вечном блаженстве

    имея тело, соединить через себя с Творцом весь видимый мир, привести его к преображению (бессмертию) (об ó жение - святость , не обож é ние). Видите, какую ответственность каждый человек несет перед Богом, перед людьми и перед всем миром.

У политиков есть такое выражение – casus belli (казус белли). Повод к войне. Во все века у всех народов законным поводом к началу войны считалось убийство иностранных послов. Посол и пославший его правитель считаются одним и тем же лицом. Оскорбление посла – оскорбление правителя и страны.

Скажите, а можно ли человека считать послом Бога на земле? Если да – то, как надо относиться к людям?

Слайд 5. Образ и подобие.

Чтобы человек смог исполнить свое предназначение, Бог сотворил душу человека по образу и подобию Своему.

В чем заключается образ Божий в человеке ?

Образ Божий в человеке заключается в свойствах его души - свобода, разум, способность любить и творить.

А в чем заключается подобие Божье в человеке, как вы думаете ?

Используя свойства души, человек может духовно совершенствоваться, т.е. может стать подобным Богу. Образ Божий дан абсолютно каждому человеку, но подобным Богу становится только тот, кто стремится к этому и живет по Законам Божиим. Полностью сам человек достигнуть этого не сможет, но если он старается, то Бог помогает ему.

Как вы считаете, в чем заключается достоинство каждого человека?

Не в уме или богатстве, а в образе Божием. Об этом всегда надо помнить, чтобы не замутнить этот образ в себе. И в других людях следует видеть прежде всего образ Божий. Творя дурное и оскорбляя ближних, мы оскорбляем Бога, Который доверяет человеку так, что дал ему Свой образ.

Как называют людей, достигших с Божьей помощью подобия Божьего ?

Таких людей называют праведниками и святыми.

Чтобы человек, имея в себе образ Божий, достиг совершенства, т.е. достиг подобия Божия, и соединился с Богом в Царстве Небесном, он должен в этой жизни кое-чему научиться.

Слайд 6. Уроки для вечности.

Как вы думаете, чему должен научиться человек в этой жизни ?

Человек должен научиться любить. Т.е. научиться делать добро.

Слайд 7. Зачем учиться?

Давайте подумаем, зачем человек вообще учится.

- Например, зачем мы учимся ходить ?

Чтобы быть самостоятельными, свободными в выборе. Ходить не туда, куда понесут тебя другие, а самому выбирать дорогу.

- Зачем мы учимся в школе ?

Опять же, чтобы быть самостоятельными, свободными в выборе того, чем будем заниматься. Послушайте стихотворение Валентина Берестова:

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

Чем больше мы знаем и умеем, тем свободнее наш выбор.

Т.е. человек учится, чтобы быть свободным, чтобы выбирать, чем заниматься, не по принуждению или по необходимости, а по призванию сердца. И знания, полученные в школе, помогают сделать правильный выбор в жизни.

Слайд 8. Уроки доброты.

Знания и умения позволяют не зависеть от обстоятельств. Значит, и добру необходимо учиться, чтобы быть свободными и не зависеть от чего-то.

Но от чего, как вы думаете ?

От вредных привычек, от гордости, от равнодушия, от лени… от греха. Настоящая свобода заключается не в том, чтобы делать все, что захотел, а в том, чтобы иметь силу и не совершать греха.

Слайд 9. Душа и тело.

А всегда ли вам хочется делать уроки и почему ?

Когда мы спим, ?

Когда играем, удовольствие получает душа или тело ?

А выученным урокам радуется душа или тело ?

Т. е. душа и хотела бы выучить уроки, да тело не желает. Душа хотела бы помочь маме, да телу лень.

И вот, вместо того, чтобы испытывать истинное чувство радости, душа начинает привыкать к кратковременным телесным удовольствиям. Так душа подчиняется телу. Получается, как в одной небылице-перевертыше .

Слайд 10. Небылица-перевертыш.

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

"Тру", - сказала лошадь

И мужик заржал,

Лошадь пошла в избу,

А мужик стоял,

Лошадь ела булки,

А мужик овес,

Лошадь села в сани,

А мужик повез.

Как вы считаете, что важнее – душа или тело ?

Душа важнее тела. Значит не тело должно управлять душой, а душа - телом.

Есть такое выражение «держать себя в узде».

Как вы понимаете это выражение ?

Узда - часть сбруи - ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряжного животного. Держать себя в узде - это значит себя контролировать. Не позволять себе расслабляться; быть собранным, дисциплинированным. А для христианина это значит и умение душе держать в повиновении тело. Это одно из самых важных и главных умений человека.

Слайд 11. Аскетика, пост.

И в православии среди многих богословских наук, есть наука, которая учит как правильно христианину «держать себя в узде». Называется эта богословская наука - аскетика. С греческого слово «аскеза» переводится как «упражнение». Православная аскетика - это «упражнения для души», которые помогают исцелиться от греха. Одно из «упражнений» православной аскетики – пост.

Из полной редакции учебника:

В календаре православной церкви чередуются радостные праздники и строгие посты. Церковное значение слова пост очень близко с воинским значением этого же слова. Это стояние на страже. Человек охраняет себя от плохих слов, поступков, действий. И, как ни странно, – от хорошей, вкусной, дорогой пищи.

Святой Иоанн Златоуст так объяснил значение поста: подсчитай, сколько тебе стоит обычный обед. Теперь подсчитай, сколько тебе будет стоить обед без мяса. Купи себе постную (более дешевую) еду, а разницу отдай нищему.

В Евангелии есть притча о том, какое значение такая сэкономленная копеечка может иметь для судьбы человека. Это притча о Божием суде. Суд Божий называется также Страшным Судом.

Чтение текста (стр.32-33)

Слайд 12. Фон.

В Евангелии есть притча о Божием суде:

В последний день мировой истории все люди, все народы, когда-либо жившие на земле, соберутся перед лицом Христа. После всеобщего воскресения Христос «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлищ - по левую».

Люди спросят Его: почему Ты осудил нас? Христос же ответит: отчего, когда Я был голоден, вы не дали Мне есть? Почему, когда Я жаждал, вы не напоили Меня? Я был странником, а вы не приняли Меня. Я был наг, и вы не одели Меня. Я был болен и был в тюрьме, но вы не посетили Меня...

Недоумевающие люди вопрошают – но мы не видели Тебя голодным или просящим у нас ночлега. Если бы мы знали, что Ты в больнице, к Тебе-то уж точно мы зашли бы с гостинцем!

Христос же отвечает: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из людей, то не сделали Мне.

Это значит, что каждое доброе или злое слово, сказанное любому из людей, Бог принимает на свой счет. Помощь, оказанная случайному незнакомцу или давно знакомой родной бабушке – это помощь Богу. Но оскорбление, нанесенное любому из людей, Бог принимает как нанесенное Ему, то есть как Богохульство. Любой человек – посланник Неба на земле!

Как вы думаете, кого символизируют овцы и козлища ?

Овцы символизируют праведников - людей добрых, готовых всегда пожертвовать собой ради ближних. Козлища являют собой образ грешников, которые будут осуждены, ибо, живя на земле, они не принесли доброго плода.

Древнерусская летопись:

Прислали греки к князю Владимиру философа. Он показал Владимиру завесу, на которой изображено было судилище Господне. Владимир же, вздохнув, сказал: "Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева". Философ же сказал: "Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись во имя Святой Троицы, как и сказано в Евангелии: И дите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ». Владимиру же запало это в сердце, и сказал он: "Подожду еще немного", желая разузнать о всех верах. И дал ему Владимир многие дары и отпустил его с честию великою.

Икона «Страшный суд» (художник Иероним Боск)

Давайте и мы посмотрим изображение Страшного суда на православной иконе.

В центре иконы располагается образ Христа во славе. Фигуру Христа, представленного сидящим на троне с распростертыми в стороны руками, на которых видны раны от гвоздей, окружает сияние. Ко Христу в молении за человеческий род предстоят Богородица (слева) и Иоанн Предтеча (справа). К трону с двух сторон припадают на коленях Адам и Ева, молящиеся ко Господу за своих потомков. По сторонам изображают 12 апостолов, сидящих на престолах, а позади них – сонмы Ангелов.

Сверху изображаются ангелы, свивающие небо (небо подобно свитку с расположенными на нем небесными светилами).

Ниже Христа во славе находится Этимасия – Престол Уготованный, на котором обязательно присутствует Крест. Справа от Христа – группа праведников, слева – группа грешников.

От основания престола Христа по направлению к аду (нижний правый угол) истекает огненная река, проходящая вниз через всю композицию и разделяющая ее на две части.

Река часто заменяется изображением змея с мытарствами (на теле змея подобия узлов с вписанными в них названиями грехов.

Ниже слева изображается рай. Рай включает изображения дверей, охраняемых огненным херувимом, Лона Аврамова, Богородицы и благоразумного разбойника. Лоно Авраамово – Авраам (либо Авраам, Исаак и Иаков) на седалище, по сторонам от которого стоят праведные души в образе детей. Богоматерь изображается на троне, с двумя Ангелами по сторонам. Рядом, часто у врат рая, благоразумный разбойник с крестом на плече. Райские двери - прямоугольная конструкция, в которую вписано изображение шестикрылого Ангела. У дверей шествие праведных в рай, предваряемое апостолом Петром с ключами. За ним, первым в ряду праведников, часто изображается апостол Павел, иногда – преподобная Мария Египетская.

Внизу справа изображается ад. В геенне изображается Сатана – человекоподобная фигура, восседающая на адском звере, который пожирает грешников. На коленях у Сатаны – душа Иуды в образе ребенка.

Адские мучения изображаются в виде нескольких ячеек с так называемыми «личинами». Обычные подписи: «Огонь неугасимый» (человеческие фигуры или головы в пламени), «Червь неусыпающий» (черепа и черви на темном фоне), «Плач» (иногда «Мрак») и «Скрежет зубов» (фигуры или головы на темном или красном фоне, люди плачут, иногда скалят зубы).

Как вы думаете, почему Божий Суд называется также Страшным Судом ?

Представьте, что вы перепачкались и вас выставили в таком виде на всеобщее обозрение. Вам и стыдно и страшно. Бог – это Свет и в божественном свете на Суде откроется вся неправда души, как грязь на одежде и теле. В том числе и та неправда, которую мы порой прячем глубоко в себе, стыдясь признаться. И еще потому Божий суд называется Страшным, что после этого Суда уже ничего нельзя будет исправить.

Как вы думаете, почему сделанное нами добро или зло для ближних Бог принимает на свой счет ?

Потому что Бог всех людей считает Своими детьми. И Бог, как и наши родители огорчается, если Его детей обижают, и радуется, когда Его детям делают добро.

Чтение текста

Слайд 16. Просит убогий, а подашь Богу.

В культуре христианских народов есть много рассказов о том, как человек совершал некие добрые или злые действия по отношению к незнакомцу, а тот вдруг оказывался Самим Христом. Например, поэт Вячеслав Иванов в свою повесть о Светомире царевиче включил такой эпизод (стр.33-34):

На берегу предстал царевичу великан. Сам исполин какой-то косный, косматый, будто страховидный, но глаза из-под густых бровей глядели нежно и ласково сияли. Царевич обратился к нему улыбаясь: «Как величать тебя, добрый человек?»

Я Христофор… Пришла мне с юности охота послужить самому сильному господину. Нашел я царя, самого сильного, и подвизался на него работать как на своего господина. А как услышал, что царь тот боится черта, ушел я черту служить. Да увидел я однажды как черт от креста бежит: Распятого боится. Ну, и пошел я тогда искать Распятого. Забрел в пустыню, а там старец отшельник стал мне сказывать про Христа. Я и говорю ему: «По всему вижу, что Он сильнейший. Ему и послужу». И слышу раз ночью слабый голос зовет. Вижу у воды младенца, молит жалобно его перенести. Взял я палку, посадил дите на плечо себе. Иду. А вода подымается, гудит, ревет, не пускает, поглотить грозится. Ребенок претяжелый стал, через силу несу. Помирать, думаю, час настал. Боюсь лишь не загубить бы дитятю. Насилу добрался до берега. И говорю младенцу: «Тяжел ты был, точно я бремя всего мира на себя взял». А он мне говорит: «Оно не удивительно, что тяжело тебе было, ибо ты нес мир и Творца мира». И, видя мое удивление, еще говорит: «Я Христос, Которого ты ищешь». И тут же Он и окрестил меня, и Христофором назвал, а прежде звали меня Репровом» (Имя Христофор – это имя в переводе с греческого означает тот, кто несет Христа).

За словами Христа («что вы сделали одному из….») таится подсказка – как вести себя в трудной жизненной ситуации. Если тебе плохо – оглянись. Найди человека, которому, может быть, еще труднее, чем тебе. Помоги ему. Если не деньгами, то добрым словом и добрым взглядом, улыбкой. Может быть, от этого человека ничего доброго к тебе не вернется. Но у Бога много людей. И то, что ты одолжил одному, может вернуться через другого.

В Библии есть совет о том, как Бога сделать своим должником: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (в церковно-славянском переводе это звучит очень емко и мелодично: «м илуяй нища взаим дает Богови»).

Эти слова означают, что Свой долг такому человеку Бог возвращает всегда, но не всегда той же валютой. Человек дал бедняку рубли. А взамен от Бога он может получить… Нет, не деньги, а доброе бессмертие.

Слайд 17. Святой Христофор. Иероним Боск .

1. Как вера в Божий суд влияет на поступки человека?

Работа по карточке.

Вычеркните дела, которые не являются добродетелями.

Справедливость, рассудительность, лень , жадность , мужество, злопамятность , великодушие, благотворительность, лживость , гостеприимство, общительность, честность, злость , искренность, гнев , терпение, странноприимство, радушие, равнодушие , щедрость, смелость, долготерпение, трусость , сострадательность, трудолюбие, смирение, гордость , милосердие.

Дети работают. Разбираем задание.

Слайд 19. Бессмертие.

Как вы понимаете, что такое бессмертие души ?

Бессмертие души – это бессмертие наших мыслей, чувствований и желаний. Все, что мы думаем, чувствуем и желаем, просто так никуда не исчезает, даже если мы забываем. Недобрые мысли, чувства и желания могут быть уничтожены только Богом, когда мы в них искренне каемся.

Чтение текста

Человеческая жизнь на земле не бесконечна. Поэтому во все века люди пытались понять, что же там, за порогом земной жизни.

Если кто-то общался с людьми по Интернету, а потом его компьютер поломался, означает ли исчезновение человека из Интернета его смерть? Вот так и поломка тела не уничтожает душу.

Убеждение многих древних религий можно пересказать современным образом: тело подобно ракете, которая за несколько коротких минут выносит космический корабль в его долгий полёт. Тело умирает, а человек – нет. Просто его душа перестает пользоваться телом.

Кроме того, христианин полагает, что даже поломки души (т.е. грехи) не могут ее уничтожить. Но они могут ее искалечить. Бессмертие человека может не обрадовать его. Качество бессмертия зависит от качества любви.

Представь, что к тебе приехал погостить твой почти незнакомый дальний родственник. Он привез для тебя множество очень хороших подарков. Но просто он забыл, что за те годы, что вы не виделись, ты очень вырос. А он такие замечательные погремушки тебе привез! И очень хорошую детскую коляску! А тебе уже 10 лет…

Последнее взросление и последний переход – это выход из тела, то есть смерть. Как раньше человек вырастал из своих детских одежд, так однажды он перерастет своё тело. Его душе станет нужно то, что сможет принести радость именно ей, а не телу, которое стало слишком тяжелым и тесным. Но научился ли уходящий человек ценить именно такие, духовные и вечные радости?

Если человек не любил Бога и других людей, то он и в вечности останется одиноким.

Кроме того, христианин помнит и о том, что бессмертен не только он, но и те, кого он обидел. Один современный поэт сказал: «никому нет конца – даже тем, кто не с нами». Они же тоже будут уже приняты Богом. Значит, они станут другими, они станут добрее. А если я по старой своей памяти буду на них сердиться – я причиню себе ненужную боль. Поэтому надо успеть примириться с людьми до своего (или их) ухода из земной жизни.

Таков четвертый мотив христианина для того, чтобы творить добро.

Слайд 20. Зачем творить добро.

Перечислите все четыре мотива, поощряющих христиан к творению добра.

    Самоотверженность, которая рождается с чувством истинной благодарности Христу за Его жертву ради спасения человека.

    Желание духовной радости, которую испытывает христианин при соединении с Богом.

    Вера в то, что в жизни есть место чуду, которое человек может творить сам, делая добро другим.

    Вера в бессмертие души и Божий суд.

Стих стр. 32

Пока живу - Тебе молюсь,
Тебя люблю, дышу Тобой.

Когда умру – с Тобой сольюсь,

Как звезды с утренней зарей.

Хочу, чтоб жизнь моя была

Тебе немолчная хвала,

Тебя за полночь и зарю,

За жизнь и смерть – благодарю!

(Дмитрий Мережковский)

Как вы думаете, в чем заключается наша хвала Богу? Как можно прославлять Бога?

Христиане прославляют Бога словами и добрыми делами. Делами прославляет Бога тот, кто Его слушается во всем, потому что добрым быть лучше, чем злым. Бог Сам очень добрый и добрых людей любит, а злые постоянно злобствуют и тем мучают сами себя.

    Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • прот.
  • прот.
  • свящ.
  • cвт.
  • протопр.
  • свт.
  • Ча́стный Суд - Суд Божий над душой человека, совершаемый после его смерти, предваряющий окончательное определение его участи на .

    Какова была посмертная участь людей во времена ?

    Эти темницы населялись человеческими душами не по личному произволу, а согласно Божьему решению или Суду: «У Меня отмщение и воздаяние » ().

    Так, о грешниках сообщалось, что «как овец, заключат их в преисподнюю, смерть будет пасти их» (). А о праведниках говорилось: «души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» ().

    В реализации определений Божьего Суда участвовали добрые ангелы и злые духи. Положим, о праведном Лазаре сообщается: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (). А о безумном землевладельце замечено: «Бог сказал ему: безумный! в сию же ночь душу твою возьмут у тебя» (). «Взять» и похитить человеческую душу - характерно для демонов. «Господи, Боже мой! - взывал псалмопевец… - Да не похитит он, как лев, душу мою, когда нет избавителя и спасителя» ().

    О различии мест посмертного пребывания праведников и беззаконников рассказывается в притче о богатом и Лазаре (). Внутреннее состояние грешников отмечено там как крайне тяжёлое и мучительное. Кроме того, в притче приводятся слова Авраама о невозможности свободного передвижения праведников ко грешникам и наоборот: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ().

    Что изменилось с Пришествием Христа?

    В результате Искупления человека Сыном Божьим ад перестал быть единственным, безальтернативным посмертным пристанищем душ. Через Подвиг Христа человеку открылся вход в Царство Небесное. Возможность переселения в Горнее Царство дарована всем. Однако реализуемость этой возможности зависит от того, насколько жизнь человека соответствует жизни Христа.

    Святые, принадлежавшие к ранней Церкви, не имели и тени сомнения в том, что душа праведного человека, по смерти, попадает на Небеса. «Ибо знаем, - учил апостол Павел - что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (). Хижина, в этом стихе, означает бренное тело, а дом нерукотворенный и вечный - дом Отца ().

    О том, что Небесных обителей достигает не каждый, известно из слов Искупителя: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (); «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» ().

    Нечестивые души, отделившись от тела, попадают в геенну, во ад. «И если соблазняет тебя рука твоя, - наставлял Искупитель, - отсеки ее; лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый»(). Он также свидетельствовал: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь» ().

    Как в ветхозаветный, так и в новозаветный период посмертное определение участи души, в соответствии с обетованием - «Я воздам » (), - производится Божьим Судом: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» ().

    Ярким, выразительным примером подобного Суда служат слова Сына Божия, адресованные благоразумному разбойнику: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (). Правда, в силу исключительных обстоятельств, Божье решение о посмертной судьбе было открыто разбойнику прижизненно.

    Почему Частный Суд именуется Частным?

    1) В отличие от будущего Страшного Суда он совершается относительно души, а не относительного цельного человека.

    2) В отличие от Всеобщего Страшного Суда он осуществляется частным образом, при частных обстоятельствах.

    3) В отличие от будущего Страшного Суда Частный Суд не является окончательным. Души, приобщенные к Царству Небесному, уже не отпадут от Творца; после Страшного Суда их блаженство будет более полным. Что же касается грешников, их участь может быть улучшена по молитвам Церкви; на Страшном Суде, милостью Божьей они могут быть причислены к Царству святых.

    Как происходит Частный Суд?

    1) После смерти человека отделившаяся от тела душа предстаёт перед ангелами: добрыми () и злыми (). Затем ей надлежит испытание - прохождение мытарств, где особые демоны - лютые и свирепые мытники, - желая удержать восходящую душу в собственной власти, взыскивают с неё за все её грехи. На каждом мытарстве востребуются определенные виды грехов, и каждое мытарство, в зависимости от степени виновности души, может служить более или менее действенным препятствием для её восхождения на Небо. Добрые ангелы сопровождают терзаемую душу, выступая в роли заступников и вспоминая всё доброе. Это происходит под оком Высшего и Неподкупного Судьи. В зависимости от того, насколько испытуемая душа оказывается праведной или грешной, решается её дальнейшая судьба.

    Считается, что в ряде случаев ангелы беспрепятственно возносят души на Небо. А душу Пресвятой Богородицы, как следует из Предания, воспринял Сам Господь .

    Вопреки голословному обвинению, что учение о мытарствах - плод желания экзальтированных проповедников выдать мечтательное за действительное, основу учения о мытарствах составляют не воображаемые, а библейские тексты. Формирование же этого учения происходило под влиянием откровений святым.

    Так, сатана прямо назван в Писании князем, господствующим в воздухе, то есть в той самой области надземного пространства, через которую возносятся души (). О желании демонов хватать и губить человеческие души сообщается через уподобление ада живому существу, огромной разинутой пасти, ищущей кого поглотить (). Кроме того, указанием на участие демонов, да и самого диавола в уловлении и истязании душ, для отцов Церкви служили слова: «подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои»(). Наконец, вспомним, что и Сам Господь, чувствуя приближение смертного часа, поведал ученикам: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» ().

    Важнейшим библейским свидетельством об участии добрых ангелов в деле посмертного сопровождения душ служит притча о богатом и Лазаре (), а также более общие указания о помощи ангелов людям: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ().

    Сам принцип посмертного испытания души соответствует духу Евангельского Благовестия: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» ().

    2) Иногда под Частным Судом подразумевается то Божественное решение, которое выносится непосредственно после хождения души по мытарствам. А иногда и само прохождение мытарств включается в объём понятия «Частный Суд».

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Православие о Божием суде Урок ОРКСЭ в 4 классе Подготовила: Коршунова Лариса Александровна Учитель истории и обществознания МКОУ СОШ № 10 п. Каменский Красноармейского района Саратовской области

    На Бога надежда Молись, надейся и трудись, Работы тяжкой не страшись, Верь: кто добра достичь желает, Тому Всевышний помогает. Найдёшь ли трудности в ученье, Иль позже в жизни затрудненья, На Божью помощь положись, Молись, надейся и трудись. (Архимандрит Павел Груздев.) По многочисленным свидетельствам, отец Павел в самые суровые морозы ходил по снегу босиком. Возможно, это было связано с пыткой холодом в концлагере, после которой он перестал бояться мороза.

    Притча о Божием суде В последний день мировой истории все люди, все народы, когда-либо жившие на Земле, соберутся перед лицом Христа. После всеобщего воскресения Христос «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлищ по левую»…. -Как вы считаете, каким должно быть продолжение притчи? Почему, обоснуйте своё мнение. -А теперь откройте страницу 72 учебника и давайте узнаем как заканчивается эта притча из Евангелия.

    Помни об этом всегда! Каждое доброе или злое слово, сказанное любому из людей, Бог принимает на Свой счёт. Помощь, оказанная случайному незнакомцу или родной бабушке, - это помощь Богу. Оскорбление, нанесённое любому из людей, Бог тоже принимает как оскорбление, нанесённое ему, то есть как Богохульство. Любой человек- посланник Неба на Земле.

    Просит убогий, а подашь Богу.

    Работа с текстом учебника 1. Откройте учебник на странице 73 и внимательно прочитайте легенду о Христофоре. 2. Чему учит нас легенда? Какие выводы вы сделали для себя после прочтения этой легенды?

    МИЛОСЕРДИЕ БЕССМЕРТИЕ милуяй нища взаим дает Богови

    Задание: Разделите пары слов на два столбика: что относится к душе, а что – к телу: вечность - время, инстинкт - разум, зависимость - свобода, радость – удовольствие. Тело Душа

    Задание. Как определяется судьба человека в вечности? 1. по статусу, который человек заработал в земной жизни 2. по тому, научился ли человек за свою любить других людей 3. по накопленному богатству.

    Стих.Н.М. Языкова. Блажен, кто мудрости высокой Послушен сердцем и умом, Кто при лампаде одинокой И при сиянии дневном Читает книгу ту, святую, Где явнен Божеский закон: Он не пойдёт в беседу злую, На путь греха не ступит он.


    Цель урока

    Знакомство с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека

    Задачи урока

    • Обучающая: Углубленно обработать затронутые на уроках вопросы, осмыслить ранее приобретенные знания, учиться систематизировать, обобщать их, вести диалог.
    • Воспитательные: Духовно-нравственное воспитание: подведение учащихся к осознанному пониманию себя как личности, т.е. развитие представления о значении личной духовной культуры и нравственности; воспитание активной жизненной позиции, осознание необходимости оздоровления человека и общества.
    • Развивающие: Развитие творческого потенциала учащихся, интереса к познанию, осознанному и самостоятельному получению информации; формирование коммуникативных навыков, лаконичного и четкого изложения своих мыслей; доказывать свою точку зрения; активировать механизмы саморазвития личности; развитие способностей работать в группе и самостоятельно, умение анализировать информацию.
    • Методическая: Продемонстрировать возможность применения комбинированного урока с элементами визуализации.

    Виды деятельности

    Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

    Основные термины и понятия

    Пост, душа, бессмертие, вечность, Божий суд

    Словарик к уроку

    • Пост - ритуальное воздержание от принятия определённой пищи и питья. Пост упоминается в древнейших библейских текстах (Лев.16:31 и др).

    Средства наглядности

    Репродукции картин на тему урока (по усмотрению учителя).

    Основные вопросы урока

    • Как видеть в людях Христа?
    • Почему христиане верят в бессмертие?

    Ход урока

    1 вариант

    1. Подготовка учащихся к восприятию материала урока

    Ответы на вопросы под рубрикой «ВЫ УЗНАЕТЕ». Работа над рубрикой может быть дополнена следующим заданием: Прочитайте стихотворение И.А. Бунина «И цветы, и шмели...» Что хотел сказать Богу лирический герой этого стихотворения?

    И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

    И лазурь, и полуденный зной...

    Срок настанет – Господь сына блудного спросит:

    "Был ли счастлив ты в жизни земной?"

    И забуду я все – вспомню только вот эти

    Полевые пути меж колосьев и трав –

    И от сладостных слез не успею ответить,

    К милосердным коленям припав.

    2.Чтение статьи учебника

    Прочитаем статью полностью. Спросим у детей, что именно в статье привлекло их внимание, и перечитаем статью. Для перечитывания и осмысления статьи предлагаем работу с конспектом статьи, в который закрались неверные, противоречащие тексту статьи утверждения. Учащимся предлагаем задание – сопоставить конспект со статьёй учебника, находя неверные утверждения и заменяя их на верные (или более простой вариант: отклик ученика на утверждение словами «да» и «нет»). После выполнения этого задания даётся задание найти утверждение, не вошедшее в конспект. Найденное утверждение следует вписать в соответствующую графу конспекта (Конспект может проецироваться через мультимедиа проектор, учащимся раздаются распечатанные листы с конспектом).

    В чередовании радостных дней и строгих дней поста проходит год христианина. Пост – стояние человека на страже от собственных плохих поступков. Пост – строгий запрет на животную пищу, чтобы лучше себя чувствовать физически. Копеечка – такая маленькая денежка, что ничего не стоит, о ней никто никогда не вспоминает. В последний день мировой истории Христос отделит одних людей от других, как пастух, следящий за стадом домашних животных, отделяет овец от козлищ. Всех людей Христос поставит по левую сторону от себя. Когда Христос будет отделять одних людей от других, тогда вспомнится копеечка, которую человек забыл или пожадничал или просто не захотел отдать нуждающимся. По правую руку Христа будут поставлены те, кто творил дела милосердия. Оскорбление другого человека, злое слово, сказанное в его адрес – это защита себя самого, стремление отразить чужую злобу. Любой человек – посланник Неба на земле. Душа человека бессмертна, утверждают многие древние религии, а тело – подобно ракете, вынесшей космический корабль на орбиту, погибает. Грехи человека уничтожают его душу. Совершенно неважно, как прожил человек свою жизнь, его душа всё равно бессмертна, и в своём бессмертии он будет продолжать радоваться. В бессмертии с человеком останутся только те радости, что радовали душу. С людьми, с которыми враждовал при жизни или которых обижал, можно будет примириться после смерти.

    Утверждение из статьи учебника, не вошедшее в конспект:

    3. Проверка выполнения задания и обсуждение откликов учащихся

    4. Перечитывание стихотворения И.С. Бунина

    Обсуждение ответа на вопрос: какую радость души унёс с собой с Земли лирический герой стихотворения И.А. Бунина?

    5. Чтение стихотворения Д.С. Мережковского и сравнение со стихотворением И.А. Бунина. Обсуждение вопроса, есть ли что-то общее в мыслях и переживаниях двух поэтов.

    Выбор стихотворения для заучивания наизусть.

    6. Подведение итогов урока

    Ответы на вопросы учебника, их обсуждение.

    2 вариант

    1. Выявление восприятия, мотивация

    СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

    • Действительно, каким Бог видит свое творенье – нас с вами? Когда Он радуется, глядя на нас с вами, а когда – нет?
    • Расскажите, какими вопросами друг к другу могли бы обменяться Бог и человек при встрече. Как вы думаете, Бога можно обмануть?
    • Есть такое выражение – casus belli (казус белли) – повод к войне. Во все века у всех народов законным поводом к началу войны считалось убийство иностранных послов. Посол и пославший его правитель считаются одним и тем же лицом. Оскорбление посла – оскорбление правителя и страны. Скажите, а можно ли человека считать послом Бога на земле? Если да, то – как же надо относиться к людям?

    2. Исследовательская работа с текстом

    Опережающее задание

    Какова мера ответственности человека перед Богом и людьми? Есть суд гражданский, уголовный… А существует Божий суд? Выскажите гипотезы, которые мы обсудим после чтения текста.

    Чтение текста

    Послетекстовая работа

    • Ответим на вопрос опережающего задания. Кто в высказанной гипотезе был ближе всех к правильному ответу?
    • Какие вопросы у вас возникли после чтения текста? Прочитайте фрагменты текста, которые требуют дополнительного комментария, расширенного разговора.
    • Попробуем пояснить нашу тему примером жизни великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Маленький Никоша (так называли его домашние) рос и воспитывался в очень верующей семье на Полтавщине. Это теперешняя Украина. Его маменька (так было принято называть самого дорогого человека) часто читала ему отрывки из Священной истории. Будучи уже взрослым, Гоголь вспоминал, какое сильное впечатление оказал на него маменькин рассказ о Страшном Суде. Он понял, что за все свои действия и поступки, хорошие и плохие, человек даст ответ Богу на Страшном, последнем суде, когда будет решаться его окончательная участь. С тех пор понятие грех и покаяние стали главными в его жизни и творчестве. Представляете: все, что писал Гоголь, должно было напоминать человеку о последнем его ответе перед Богом. В пятом классе вы читаете повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством». Наверняка вам понравился один из центральных героев – кузнец Вакула. Помните, еще в начале повествования писатель говорит, что черт (тоже персонаж повести) ненавидел Вакулу больше, чем проповеди сельского священника отца Кондрата. И причиной его ненависти была икона Страшного суда, которую написал Вакула. Вот отрывок, посвященный описанию этой иконы: «…торжеством его (Вакулы) искусства была одна картина … в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленьями и чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал ее на большой деревянной доске, черт всеми силами старался мешать ему…». И нам становится понятна ненависть черта. Дело в том, что при Втором пришествии Христа, а это и есть событие Страшного Суда, все жившие когда-то и живущие на земле люди предстанут перед Богом. Только станут они по разные стороны от Христа: праведники станут справа (одесную), а грешники слева (ошуйю). Думаем, что всем понятно: Бога на Страшном Суде обмануть невозможно. Вот потому грешники, понявшие свою «левую» участь, и колотят беса кнутом, поленом и чем ни попало. Конечно, как часто бывает у Гоголя-сатирика, нам смешно. Но за этим встает ситуация ответа: за все, за все ответит человек перед Богом. Тогда читатель и понимает ненависть беса к Вакуле. Чего больше всего боится черт? Он боится, что его лукавство, обман, искушение станет для человека очевидным. Вакула и сделал очевидным то, что бес всегда скрывает, обманывая и искушая человека.

    Поговорим об этом же образным языком притчи. Перескажите притчу о последнем дне мировой истории. Не бойтесь подглядывать в текст учебника!

    • Добрыми людьми могут быть только христиане? (Разумеется, добрыми людьми могут быть все без исключения. То, что часто называют «нравственным законом» заложено в природу человека. Помните, что при сотворении человека Бог вдунул в уста Адама дыхание Свое. Дыхание Бога, душа присутствуют в каждом человеке. От человека зависит, как он распорядится этим духовным богатством: будет его взращивать или предаст забвению. Важно понять, что вера помогает человеку устоять в добром, координировать свое поведение и поступки, соотнося с Идеалом).

    3. Подведение итогов

    Поговорим по душам

    Как вы думаете: понимание того, что есть строгий Ревизор, Которого нельзя обмануть и «ответ» перед которым неминуемо придется держать, помогает человеку быть ответственным или сдерживает его свободное развитие?

    ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ

    К следующему уроку узнай, где находится ближайший монастырь и его название.

    Творческие задания для учеников

    Вопросы и задания

    • Как вера в Божий суд влияет на поступки человека?
    • Перечисли вместе четыре мотива, поощряющих христиан к творению добра.
    • Добрыми людьми могут быть только христиане? Обсудите это с одноклассниками

    Изложено по Руководству «Православно-догматического богословия» митрополита Макария. СПб., 1857. Т.2. Отд. 2. Гл. 2.

    Смерть человека есть разлучение души от тела, при котором тело, как прах, возвращается в землю, чем он и был, а дух возвращается к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7). Причина смерти - грех. Бог создал человека для нетления (Прем. 2, 23), смерть же, равно как и болезни и страдания, есть неизбежное следствие греха наших прародителей. Возвратишься в землю, из которой ты взят - таков был приговор Божий согрешившему Адаму (Быт. 3, 19), и с тех пор люди сделались смертными, смерть распространилась и на всех потомков Адама и стала необходимым уделом всего рода человеческого (Рим. 5, 12).

    Смерть есть предел, которым оканчивается время подвигов для человека и начинается время воздаяния, так что по смерти невозможно нам ни покаяние, ни исправление жизни. «Только настоящая жизнь есть время для подвигов, а после смерти - суд и наказание... Пока мы находимся в настоящей жизни, для нас еще возможно избежать наказания чрез исправление себя. А когда отойдем в жизнь другую, напрасно уже будем оплакивать свои грехи», - пишет святитель Иоанн Златоуст.

    Согласно святоотеческому учению, по смерти человека бывает для него двоякий суд Божий и двоякое воздаяние: суд частный, который совершает Господь над каждым человеком в отдельности по смерти его, и следующее за тем воздаяние, еще не окончательное; и суд всеобщий, который совершит Господь над всем родом человеческим при кончине мира и на котором каждый получит воздаяние уже полное, решительное, вечное.

    Образное представление частного суда, издревле существующее в Православной Церкви, основанное на церковном предании и согласное со Священным Писанием, находим в учении о мытарствах.

    Учение о мытарствах содержится в писаниях святых отцов и учителей Церкви. Оно вошло также в песнопения и молитвы, употребляемые на богослужениях, а также в жизнеописаниях святых.

    «При разлучении души нашей с телом, - пишет святитель Кирилл Александрийский (+ 444), - предстанут пред нами, с одной стороны - Воинства и Силы Небесные, с другой - власти тьмы, злые миродержители, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел... Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и ужасе будет искать себе защиты у Ангелов Божиих. Но и будучи принята святыми Ангелами, и под кровом их протекая воздушное пространство и возносясь на высоту, она встретит различные мытарства (как бы некие заставы или таможни, на которых взыскивают пошлины), которые будут преграждать ей путь в Царствие, будут останавливать и удерживать ее стремление к нему. На каждом из этих мытарств востребуется отчет в особенных грехах... Каждая страсть души, всякий грех будут иметь своих мытарей и истязателей... При этом будут присутствовать и Божественные Силы, и сонмы нечистых духов; и как первые будут представлять добродетели души, так последние - обличать ее грехи, учиненные словом или делом, мыслию или намерением. Между тем душа, находясь среди них, будет в страхе и трепете волноваться мыслями, пока, наконец, по своим поступкам, делам и словам, или, быв осуждена, заключится в оковы, или, быв оправдана, освободится (ибо всякий связывается узами собственных грехов). И если за благочестивую и богоугодную жизнь она окажется достойною, то ее восприимут Ангелы, и тогда она уже небоязненно потечет к Царствию, сопровождаемая Святыми Силами... Напротив, если окажется, что она проводила жизнь в нерадении и невоздержании, то услышит оный страшный глас: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господней (Ис. 26, 10)... Тогда оставят ее Ангелы Божии, и возьмут страшные демоны... И душа, связанная неразрешимыми узами, низвергнется в страну мрачную и темную, в места преисподние, в узилища подземные и темницы адские» Из «Слова на исход души», помещаемого обыкновенно в «Следованной Псалтири». .

    Из слов святителя видно, что мытарства представляют собою неизбежный путь, которым совершают свой переход от временной жизни к вечному жребию все человеческие души, и во время этого перехода каждая душа, в присутствии Ангелов и демонов, пред оком Всевидящего Судии, постепенно и подробно истязуется во всех ее делах, злых и добрых. Вследствие этого подробного отчета в прежней жизни души добрые, оправданные на всех мытарствах, возносятся в райские обители, а души грешные, задержанные на том или ином мытарстве, влекутся демонами, по приговору невидимого Судии, в их мрачные обители.

    После частного суда Православная Церковь различает два вида воздаяний: одно для праведников и другое для грешников, хотя и то и другое признает еще не окончательным - до всеобщего воскресения и Страшного суда Христова. В Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере (1723 г.) говорится следующее: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся, смотря по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби: впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения. Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно».

    Души праведников восходят на Небо, где пребывают в благодати Божией. Место, куда отходят души праведников, называется в Священном Писании раем (Лк. 23, 43), Царствием Небесным (Мф. 5, 3), Царствием Божиим (Лк. 13, 28), домом Отца Небесного (Ин. 14, 2) и другими именами. Праведники по смерти прославляются на Небе, в Церкви торжествующей, и на земле, в Церкви воинствующей. Прославляя их на земле, мы почитаем их как угодников и друзей Божиих, призываем их в молитвах, чтим их мощи и священные изображения на иконах.

    Души же скончавшихся грешников отходят во ад (Лк. 16, 23) - место осуждения и гнева Божия, место печали и скорби, называемое в Священном Писании также тьмою кромешною (Мф. 22, 13), преисподнею (Фил. 2, 11), бездною (Лк. 8, 31), и др. «О том же, что это за место и где оно есть, - говорит св. Иоанн Златоуст, - не будем доискиваться, но будем прилагать старание о том, чтобы избежать его».

    В то же время Церковь исповедует, что для тех из грешников, которые до разлучения с настоящей жизнью покаялись, только не успели принести плодов покаяния - каковы молитва, сокрушение, утешение бедных и другие дела любви к Богу и ближним, - для таковых остается еще возможность получить облегчение в страданиях и даже вовсе освободиться от уз ада по бесконечной благости Божией через молитвы Церкви и благотворения, совершаемые за умерших живыми, а особенно силою Бескровной Жертвы, приносимой за них священниками во время совершения литургии (об этом говорится в Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере). Отсюда очевидна важность молитв и благотворении за умерших, совершаемых их родными и близкими.

    Молясь за скончавшихся в покаянии, Святая Церковь уповает, что все, за кого она молится, спасутся и не лишатся блаженства. Ибо, - пишет святой Иоанн Дамаскин, - «этого-то и жаждет, и хочет, и желает, об этом радуется и веселится Преблагий Господь, да никто не лишится Божественных даров Его». Надо также не забывать, что обителей у Отца Небесного много и степени блаженства вечного будут весьма различны, соответственно достоинству тех, которые удостоятся этого блаженства.

    Суд частный, которому подвергается каждый человек по смерти своей, не есть суд полный и окончательный. На частном суде получает воздаяние только душа человека, без всякого участия тела, хотя и тело разделяло с нею добрые и злые дела ее. После частного суда для праведников и грешников открывается только начаток того блаженства или мучения, которое они заслужили, а для некоторых грешников остается еще возможность облегчения участи по молитвам Церкви.

    Но придет некогда последний день для всего человечества (Ин. 6, 39-40), как бывает последний день для каждого человека порознь, день кончины века (Мф. 13, 39), назначенный Богом, в который Он будет праведно судить вселенную (Деян. 7, 31), т.е. произведет суд всеобщий и решительный. В этот день Господь наш Иисус Христос приидет на землю в славе Отца Своего со святыми Ангелами, чтобы судить живых и мертвых (Мк. 8, 38). День этот называется поэтому в Священном Писании днем судным (Мф. 11, 22), днем гнева и откровения праведного суда Божия (Рим. 2, 5), или днем Господним (2 Пет. 3, 10), днем Христовым (2 Сол. 2, 2), днем великим и страшным (Иоил. 2, 31).

    Тогда по гласу Господню воскреснут мертвые и изменятся живые (1 Кор. 15, 52), и начнется суд над ними - суд всеобщий. Суд этот будет открытый - потому что Судия явится во всей славе Своей и произведет суд пред лицом всего мира; страшный - потому что совершится во всей правде Божией; решительный и последний - потому что неизменно определит навеки участь каждого из судимых (Мф. 25, 46).

    Учение о Страшном суде Христовом является всеобщим и всегдашним верованием Церкви. Оно содержится в Символе веры - в члене о втором пришествии Христовом во славе для суда над живыми и мертвыми. Его повторяют в своих писаниях и многие святые отцы Церкви.

    Образ всеобщего суда начертан в Слове Божием. Оно говорит нам, что когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле Славы Своей (Мф. 21, 31), и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (24, 31), и соберут от Царства Его все соблазны и делающих беззаконие (13, 41), и отделят злых из среды праведных (13, 49). Соучастниками Его в суде будут апостолы Христовы (19, 28) и святые (1 Кор. 6, 2). И соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 32), живые и мертвые (Деян. 10, 42), праведные и злые (2 Кор. 5, 10). И не только все люди предстанут на суд, но и падшие духи (2 Пет. 2, 4; Иуд. 6). Предметом суда будут не только дела человеческие (Рим. 2, 6), но и слова (Мф. 12, 36), и самые сокровенные помышления (1 Кор. 4, 5).

    И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую (Мф. 25, 32-33). И произнесет приговор тем и другим. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира... Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (25; 34, 41). Однако это изображение Страшного суда Христова, как оно дано нам в Священном Писании, не должно понимать во всех своих подробностях буквально и человекообразно.

    В день последнего суда наступит и кончина века - конец мира. Нынешние небо и земля, как риза, обветшают, и... изменятся (Пс. 101, 27). Изменение, или обновление, мира будет состоять в том, что на новом небе и новой земле не останется уже ничего греховного, а будет жить одна правда (2 Пет. 2, 13). Всеобщим судом окончится также царство благодати (благодатное Царство Христово) и откроется Царство славы - вечное Царство Божие (1 Кор. 15, 24).

    Вечное осуждение грешников будет состоять в удалении их от Бога и лишении всех благ Царства Небесного, в том числе общения с другими людьми: они не будут видеть вокруг себя никого, кроме духов злобы; кроме того, они будут претерпевать многообразные мучения - внутренние и внешние.

    Праведники же наследуют Царство Небесное. Блаженство праведников в Царстве Небесном будет состоять в ближайшем единении и общении их с Самим Богом, Источником блаженства, и соучастии в Божественной славе - насколько это возможно для существ сотворенных. Они будут пребывать и в ближайшем общении между собою и со святыми Ангелами, будут связаны узами чистейшей любви, как дети одного общего Отца. Будет полностью удовлетворена их жажда истины (1 Кор. 13, 12) и добра (правды) (Мф. 5, 6). Тела их восстанут нетленными, славными (светоносными), духовными. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной... И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет (Откр. 7, 16; 21, 4). Вообще же блаженное состояние праведников на Небе будет таково, что ныне мы ни представить, ни изобразить его не можем: Не видел того глаз, и не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9)...

    О времени же этого великого предустановленного дня Господь запретил мудрствовать, сказав ученикам перед Своим Вознесением: Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 6-7). День Господень так придет, как тать ночью; ибо когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут, - говорит апостол Павел христианам (1 Фес. 5, 1-3).

    Но Господь заповедал внимать знамениям времен (Мф. 16, 3). Слово Божие указывает некоторые признаки второго пришествия Христова.

    «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, - предупреждает об этом времени Своих учеников Христос, - ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и военных слухах... Но это еще не конец... Восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми за имя Мое; и тогда соблазнятся многие... И, по причине умножения беззакония, во многих оскудеет любовь... И тогда придет конец...» (Мф. 24, 4-14). Перед концом Евангелие Царствия будет проповедано по всей вселенной, и, однако, Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле? (Лк. 18, 8).

    «Предсказанное Словом Божиим должно совершиться, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). - Наш священный долг - благоговеть пред судьбами непостижимыми Господа Бога и, понимая глубокое значение совершающегося, обратить все внимание, внимание усиленнейшее, на усвоение себя Христу, как святые отцы сказали: «спасаяй, да спасет душу свою»...

    Над судьбами мира и каждого человека неусыпно бдит Промысл всемогущего Бога, - и все совершающееся совершается или по воле или по попущению Божию. Нам должно обращать взоры ума на себя и умолять Господа, чтоб Он сохранил нас в верности Православной Церкви, открыл нам всесвятую волю Свою и непреткновенный путь к Себе, Источнику истинной жизни и спасения».

    Этими словами святителя хотелось бы закончить нашу книгу, с надеждой на то, что она доставит читателю душевную пользу.