Посмертная судьба некрещеных младенцев. Если умер младенец. Почему православным необходимо креститься

Здравствуйте, уважаемая Ксения!

Я искренне сочувствую вам и семье вашей одноклассницы. Смерть близкого человека приносит много горя. Но двойная смерть ещё больнее. Эта боль так сильна, что всегда задаёшь один и тот же вопрос: «Почему? Где они сейчас, что с ними происходит? А если они снятся вам, то почему и что это значит?

На эти вопросы многие люди дают свои ответы. Сколько людей, столько и мнений. Но нас, истинных христиан, должно интересовать мнение Бога по этому поводу. А точку зрения Бога мы можем узнать только в Его Слове, Библии.

Многие религии по разному отвечают на эти вопросы. Чему бы ни учили религии, почти все они сходятся в одном: какая-то часть человека переживает смерть тела. Во все времена люди верили, что после смерти мы продолжаем жить и каким-то непостижимым образом сохраняем способность видеть, слышать и думать. Но возможно ли это? Ведь чувства и мысли связаны с работой мозга. А когда человек умирает, мозг перестаёт работать. Со смертью мозга наши воспоминания, чувства и переживания просто исчезают. Они не могут существовать сами по себе. В Псалме 145:4 сказано, что со смертью „исчезают все помышления“ человека. А Слово Бога не может лгать!

Библия учит:когда человек умирает, он перестаёт существовать. Смерть - это противоположность жизни. Мёртвые не могут видеть, слышать и думать. К сожалению, все мы смертны и не можем жить после того, как умирает тело. Нашу жизнь можно сравнить с пламенем свечи. Если свечу погасить, пламя просто исчезает. Оно не будет гореть где-то в другом месте.

Слова Иисуса Христа помогают понять, в каком состоянии находятся умершие. Когда умер Лазарь, близкий друг Иисуса, он сказал своим ученикам:»Лазарь, друг наш уснул". Зная о болезни Лазаря, ученики подумали, что он спит, чтобы набраться сил. Но они ошибались и Иисус прямо сказал им:«Лазарь умер» (Иоанна11:11-14). Заметьте, Иисус сравнил смерть со сном. Лазарь не пошел на небо, не мучился в адском огне, не оказался в мире ангелов, не попал к умершим предкам и не переродился в другое существо. Умерев, он словно погрузился в глубокий сон. Когда Иисус воскресил Лазаря, он ничего не говорил о том, что с ним происходило (Иоанна 11:43,44). Также и у наших умерших есть надежда на воскресение. Иисус сам сказал об этом:«Не удивляйтесь этому, потому что настаёт час, в который все находящиеся в памятных склепах услышат его голос и выйдут: кто делал добро - для воскресения жизни...» (Иоанна 5:28,29). Когда прийдёт это время, воскреснет и она и её ребёнок. Нам, конечно, в это не легко поверить, но это обязательно произойдёт, потому что так говорит Бог:«И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (ОТкровение 21:4).

Сны это обычное явление в жизни людей. Ваша одноклассница снится им, потому что, они помнят её и события связанные с её смертью ещё находятся в их сердцах. Пройдёт время, боль уляжется. А сейчас вам нужно просто жить, думать о будущем, общаться с друзьями и родственниками умершей, ободрять и утешать их. Если возникнут вопросы, пишите, буду рада ответить на них.

С уважением к Вам, Любовь Алексеевна.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Здравствуйте, уважаемая Ксения!Я искренне сочувствую вам и семье вашей одноклассницы. Смерть близког..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

прим.:
* если находите ошибки (а они есть) или есть замечания и предложения - буду признателен;

P.S. Решил несколько изменить порядок публикования в ЖЖ - основную 4-ую часть выложу после.

5.3. Участь некрещенных младенцев. Между раем и адом.

В вопросе крещения младенцев, самым больным вопросом является вопрос о посмертной участи некрещеных младенцев. Почему-то последнее время устоялось твердое мнение, что только Св.Августин прямо говорил, что все некрещенные младенцы идут в ад и это его частное мнение, которое Церковь не приняла. И вновь, приходится напоминать, что, как мы видим на протяжении всей этой работы, просто не может быть речи о спасении без крещения, без каких-либо возрастных или других критериев. И теперь, как мы писали в самом начале раздела, настали времена, когда вопрос особо остро стал и нельзя умалчивать о посмертной участи младенцев, дабы не вводить в соблазн. Св.Августин придавал особую важность этому вопросу:


  • · «…недопустимо, чтобы мы оставили этот случай младенцев, просто сказав, что нам неизвестно, переходят ли возрожденные во Христе умершие младенцы в вечное спасение, а невозрожденные — во вторую смерть…»; Св.Августин Аврелий ,

Итак, если отцы однозначно говорят, что без крещения нет спасения, что некрещеные идут в ад (см.§4), то вполне логично, что это касается всех возрастных категорий без исключения и логично то, что младенцы, как минимум, не попадают в рай, ибо это невозможно. С этим согласны даже противники этого, но они уповают на милость Бога. Но, что говорят отцы:


  • · Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере (1723 г.): «Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь : «Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие» (Ин.3:5). Посему оно нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху и без крещения не могут получить отпущения сего греха. И Господь, показывая сие, сказал без всякого исключения , просто: «Кто не родится...» то есть по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться. Если же младенцы имеют нужду в спасении, то имеют нужду и в крещении. А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и следовательно, не спасаются. Итак, младенцам необходимо нужно крещение. Притом младенцы спасаются, как говорится у Евангелиста Матфея, а не крестившийся не спасается. Следственно, младенцы необходимо должны креститься. И в Деяниях говорится, что крестились все домашние (Деян.16:33), следственно, и младенцы».

Подписанты (цитата из документа): «Святейший нового Рима Константинополя и Вселенский Патриарх Иеремия, Блаженнейший Патриарх града Божия Антиохии Афанасий, Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима Хрисанф , и о бретающиеся при Нас Преосвященные Архиереи, т. е. Митрополиты, Архиепископы и Епископы, и весь христианский Восточный Православный клир» .


  • · «…одни младенцы, не будучи возрождены, забираются из этой жизни для вечной смерти, а другие, будучи возрождены, — для вечной жизни». Св.Августин Аврелий ,

Митрополит Макарий, как бы выражает все православное понимание по этому вопросу в учебнике по догматике:


  • · «И младенцы не чужды прародительского греха, и не иначе могут очиститься от него и войти в царствие Божие, как только чрез Крещение». Митрополит Московский и Коломенский Макарий ,

На практике, это выражается, к примеру, в том, что в требнике в разделе «Последование крещения и миропомазания», есть сокращенный чин для крещения детей, которые находятся под угрозой смерти (см. п.7: « Молитва святых крещений вкратце, како младенца крестити , страха ради смертнаго » ) .

Также другие косвенные утверждения:


  • · Уже упомянутое нами в §4.2 письмо Св.Киприана, отвечая на вопрос о крещении младенцев: «…сколько это от нас зависит, ни одна душа не должна погибнуть, если это возможно ».Св.Киприан Карфагенский,

Стоит напомнить, что в этом письме, Св.Киприан выражает не просто свое личное мнение, а соборное решение Карфагенской Церкви.


  • · «Если от какого-либо беспорядка случится младенцу умереть во чреве, то необходимо уже определенным на то врачам прибегнуть к острым орудиям, и тогда младенец переходит от смерти к смерти, из тьмы во тьму». Св.Макарий Египетский,

Но благожелательные , не хотят примириться с этим, считая, что это частное мнение отцов, и это противоречит всемилостивому Богу, и что есть другая линия высказываний, поэтому они и допускают, что нет «абсолютной обязательности» крестить младенцев, или более того - не нужно крестить младенцев, а ждать, когда они вырастут и сознательно придут к крещению. К абсолютной обязательности Бог никого не принуждает, но и не абсолютно все спасаются (хотя в наше апостасийное время, пытаются и это опровергнуть). На что же они ссылаются? Обычно на слова Св.Григория Богослова, как самый сильный довод:


  • · «…не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя незапечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда».Св.Григорий Богослов,

Но заметим, что:
1. что святитель не утверждает, а лишь предполагает: «..осмелюсь сказать об этом, что думаю; полагаю же, что согласятся со мной и другие, имеющие ум» ;
2. также он говорит не только о младенцах, но и обо всех «чтящих дар» (крещения), но не принявших его «по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств» (см.тамже), т.е. следуя логике благожелательных, в рай идут не только младенцы, но и добрые некрещеные, что противоречит всему православному вероучению;
3. святитель вообще не говорит, что они войдут в рай - он говорит ясно: «не прославлены» , т.е. однозначно лишены рая и приобщения Богу, а что радостного уже в том, как быть лишенным Бога и Его Царствия Небесного?

Тот же Св.Григорий Богослов, на вопрос крестить или не крестить младенцев отвечает:


  • · « Непременно, если близится опасность. Ибо лучше без сознания освятиться , нежели умереть незапечатленным и несовершенным. Д оказательством этому служит восьмидневное обрезание, которое в преобразовательном смысле было некоторой печатью и совершалось над неполучившими еще употребления разума, а также помазание порогов, через неодушевленные вещи охраняющее первенцев. О прочих же малолетних мое мнение такое: дождавшись трехлетия, или несколько ранее, или несколько позже, когда дети могут слышать что-нибудь таинственное и отвечать, хотя не понимая совершенно, однако же запечатлевая в уме, должно освящать их души и тела великим таинством совершения. Причина же этому следующая: хотя дети тогда начинают подлежать ответственности за жизнь, когда и разум придет в зрелость, и уразумеют они Таинство (потому что за грехи неведения не взыскивается с них по причине возраста), однако же оградиться им Крещением без сомнения гораздо полезнее, по причине внезапно встречающихся с ними и никакими способами не предотвращаемых опасностей». [Св.Григорий Богослов, там же, 4, С.301-302]

Модернисты обычно ссылаются на эти слова, или обрезывая цитату, или вовсе не приводя слова святителя, а приписывая ему мнение, якобы он был против крещения младенцев, хотя мы видим совершенно противоположное.

Нужно заметить, Св.Григорий Нисский, как и Св.Григорий Богослов также упоминает о трех посмертных участях души, но к категории «не прославленных и не наказанных» относит… отлагающих крещение из неподобающих мотивов и принявших его перед самой смертью (с чего мы и начали весь этот труд), к которым и обращено его слово:


  • · «Как мне кажется, судьба людей в будущей жизни будет троякая, говоря вообще без подразделений. Первый чин - достойных хвалы и праведных; второй — и не удостаиваемых почести и не наказуемых; третий — несущих наказания за грехи свои. Где мы поставим принявших благодеяние крещения пред смертью? Ясно, что в разряд вторых, и это по снисхождению, чтобы и они не лишены были части в человеколюбии, свойственном Богу. Ибо нерадевший о пути преуспеяния в добродетели не свободен от наказания и осуждения, потому что если желание зла подвергает осуждению, то ненавидение добра есть явный признак испорченности?» Св ригорий Нисский ,

Хотя, конечно же, это еще и не означает, что Св.Григорий ограничивается только этой категорией людей.

Но вернемся непосредственно к самой сути высказывания Св.Григория Богослова. Действительно, в православном Предании встречаются редкие изречения о том, что некрещенные младенцы не прославятся (не попадают в Царствие Небесное), но и не будут наказаны (не подвергнуться гееннским мучениям), а также о некотором месте между адом (точнее геенной) и раем:


  • · Синаксарь в субботу мясопустную:

«Подобает знать и то, что крещеные младенцы насладятся райской сладости, а непросвещенные и языческие - не попадут ни в рай, ни в геенну (огненную)».


  • · В видении Григория ученика Св.Василия Нового, некрещеные младенцы называются слепыми и Бог уготовил им отдельные покои:

«Потом Господь повелел отделить от левой стороны слепых, но ходивших по мановению Божию. На них не было ни печати зла, ни печати добра. Господь посмотрел на них, сжалился с кротостию. На родителей же их грозное обратил внимание, осуждая их, что они не постарались просветить их Святым Крещением. И повелел Господь святым Своим Ангелам даровать им место покойное на полудне, Западе, и несколько причастное наслаждению вечной жизни, но чтобы они не видели лице Божие . <…> — И даровал им Господь малое утешение. Это были некрещеные младенцы. Возрастом все они были одинаковы. Прославили они благость Божию за Его милость и вошли в покой, уготованный им от Господа». Григорий, ученик Василия Нового,

Но нужно отметить, что само житие относится к историческим памятникам компилятивного характера, к тому же самих рукописных текстов весьма много и они между собой разнятся . В любом случае, видим, что в этой версии, Бог весьма грозно осудил родителей , которые не крестили детей , самих детей в Царствие Небесное не пустил, но и от мучений избавил, и повелел «даровать им место покойное на полудне, Западе, и несколько причастное наслаждению вечной жизни, но чтобы они не видели лице Божие» (см.тамже).


  • · В прологе за 12 августа (по ст.стилю) упоминается то самое место между геенной и раем - у патриарха Германа произошел спор с епископами об участи одного милостивого богача, который раздавал милостыню бедным, но жил в блуде, и было видение одному затворнику:

«… я увидел некоторое место, с правой стороны которого был рай, исполненный неизреченных благ, а с левой огненное озеро, из которого пламень восходил до облаков. Между же раем и среди страшного пламени стоял привязанным умерший муж и громко стонал, взирая же к раю, горько рыдал . И подошел к нему светоносный Ангел и сказал: "что напрасно стонешь? Вот, ради твоей милостыни, ты от муки избавлен; а за то, что не оставил своего беззакония до смерти, лишен ты рая блаженного". Слыша это, патриарх и бывшие с ним,одержимые страхом , сказали: "правду говорил Апостол: "бегайте блуда. И что теперь скажут говорившие: "если мы и блуд творим, но зато милостынею своей будем избавлены от наказания за него?" Вот и умершему нужно было и милостыню творить, и чистоту соблюсти, без которой никто не узрит Бога. Никакой пользы не приносит дающему серебро, подаваемое им нечистою рукою и с душою нераскаянною». Плюснин , А. И.,

Как видим, это видение ввергло в страх Патриарха и епископов, т.к. нет никакой пользы таким, которые попадают в это место, и хотя душа не подвергается мучению, но уже быть лишенным Царствия Небесное, для человека тяжелая участь.

Так, где же тогда это место «между адом и раем», если само Писание об этом ничего не говорит, и Православная Церковь учит только об аде и рае, Св.Исаак Сирин пишет:


  • · «<…> разумею же одну степень горнюю, другую дольнюю, посреди же их разнообразие в разности воздаяний. Если же это справедливо (как и действительно справедливо), что несмысленнее или неразумнее такой речи: "Довольно для меня избежать геенны, о том же, чтоб войти в Царство, не забочусь"? Ибо избежать геенны и значит это самое - войти в Царство; равно как лишиться Царства - значит войти в геенну. Писание не указало нам трех стран, но что говорит? Егда приидет Сын человеческий в славе С воей... и поставит овцы одесную Себе, а козлища ощуюю (Мф.25:31,33.). Не три наименовал сонма, но два - один одесную, другой ошуюю . И разделил пределы различных обителей их, сказав: И идут сии, то есть грешники, в муку вечную, праведницы же в живот вечный (Мф.25:46); просветятся яко солнце (Мф.13:43). И еще: ...от восток и запад приидут и возлягут на лоне Авраамовом в Царствии Небеснем : сынове же царствия изгнани будут во тму кромешную , где плач и скрежет зубом (Мф.8:11,12), что страшнее всякого огня. Не уразумел ли ты из сего, что состояние, противоположное горней степени, и есть самая мучительная геенна Св.Исаак Сирин,

Также Св.Симеон Новый Богослов говорит о том, что все обители находятся в одном чертоге:


  • · «Отделенные же от Божественного Тела, то есть от Церкви и лика избранных, скажи, куда они пойдут? в какое царство? в каком месте, скажи, они надеются вселиться? Ибо рай, конечно, и лоно Авраамово, и всякое место упокоения принадлежит спасающимся. А спасающиеся, конечно, есть святые, как свидетельствует и учит все Божественное Писание. Ибо многи обители, но внутри чертога (Ин. 14, 2). Подобно тому ведь как одно небо и на нем звезды, различающиеся друг от друга честью и славой, так существует и один Чертог и одно Царство. Но и рай ведь, и Град Святой, и всякое место упокоения есть один Бог. Ибо как в этой жизни человек, если он не пребывает в Боге и Бог в нем, не имеет покоя, так и после смерти вне Его одного, полагаю, не будет ни упокоения, ни места, совершенно свободного от печали, воздыхания и скорби». Св имеон Новый Богослов,

Цитируемый нами выше протоиерей Георгий Городенцев в той же работе протоиерей Георгий Городенцев , , считает, что они попадают в единственно возможное место - на Авраамово лоно (Лук.16:22), которое, в свою очередь, находится в аду. Но, возможно, это несколько поспешно. Признаемся, что до написания этой работы, мы тоже думали, что Авраамово лоно находится в аду (общепринятая точка зрения), место, где праведники не подвергались мучениям в ожидания прихода Спасителя. Но в процессе исследования высказываний Св.Отцов, в которых упоминается Авраамово лона, мы пришли к несколько иным выводам. Может Авраамово лоно до Крестной Смерти Иисуса Христа и находилось в аду , то после того, как Господь разрушил врата ада и вытащил всех праведников и уповающих на Бога в надежде воскресения, Авраамово лоно, в понимании отцов, находится, никак иначе, как в Царствие Небесном (как одна из степеней блаженства) (см. цитаты выше Св.Исаака и Св.Симеона) или даже есть само Царствие Небесное.


  • · «…лоно Авраамово есть страна живых, жилище вечно веселящихся, обилие вечных благ». Омилия 44. Св.Григорий Палама ,

Думаем, эту «трансформацию» Авраамово лона, можно как-то осмыслить, если принять поучения преподобной Макрины в ее беседе с ее братом Св.Григорием Нисским, о том, что ад и рай, это состояние души человека:


  • · «…кажется мне, и благое состояние души, в каком слово Божие упокоевает подвижника терпения, названо лоном Авраамовым». Св.Григорий Нисский ,

А когда Сам Христос сошел в ад, Авраамовом лоно преобразилось, т.е., встретившись с Самим Богом, души праведников перешли в другое горнее состояние, удостоившись лицезрения Самого Христа, Его света, как и Моисей на Сионе, когда его покрыла рука Бога (Исх.33:22), а это по сути и есть, как сказано в катехизисе Св.Филарета Московского, предначинание блаженства:


  • · «372. В ЧЕМ СОСТОИТ ПРЕДНАЧИНАНИЕ БЛАЖЕНСТВА?

  • Предначинание блаженства соединено с лицезрением Самого Иисуса Христа. В большей степени оно свойственно святым, как это даёт понять апостол Павел: Имею желание разрешиться и быть со Христом (Флп. 1:23)». Св.Филарет Московский,

Но это лишь наше, сугубо личное, предположение.

В любом случае, если, как многие считают, что некрещенные идут на Авраамово лоно (место, где они не терпят мучений, но и не прославляются), то значит они, тем самым, попадают в Царствие Небесное, что противоречит православному пониманию об участи некрещенных и о самом Царствии Небесном, как о месте блаженстве прославленных. На Авраамово лоно, Православная Церковь сопровождает именно души крещеных детей, согласно чину погребения младенцев:


  • · «10) Вместо разрешительной молитвы, положенной при отпевании возрастных, священник читает следующую молитву:

  • Храняй младенцы, Господи, в нынешнем житии, в будущем же веце уготовавый им пространство, Авраамово лоно и по чистоте Ангельская светообразная места, в нихже водворяются праведных дуси ! Ты Сам, Владыко Христе, душу раба Твоего младенца (имярек) приими с миром. Ты бо рекл еси: оставите дети прийти ко Мне, таковых бо есть Царство Небесное. Тебе бо подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Опять же, согласно молитве - Авраамово лоно, это место, где собираются именно праведные души. Поэтому, если души некрещеных младенцев и спускаются в ад, то только не на Авраамово лоно. Правда, опять же, мы сталкиваемся с тем, что ад будет брошен в геенну огненную («озеро огненное» (Откр.20:14)), а это в нашем сознании самые страшные мучения, но святые говорят, что там тоже есть уровни с малым наказаниями:


  • · « Не нужно удивляться, что все не записанные в книге жизни будут брошены в озеро огненное, потому что как многи обители у Бога и Отца для спасаемых, так же многоразличны способы и места мучений, которые получат не удостоившиеся написания в книге жизни, а именно: одни будут самые жестокие, а другие — более умеренные». Св.Андрей Кесарийский,

  • · «Одни в мiре убийцы, другие любодеи, иные хищники, а некоторые также раздают имение свое нищим. Господь взирает на тех и на других, и делающим добро дает упокоение и награду, есть меры избыточествующие и есть меры малые, в самом свете и в самой славе есть разность. В самой геенне и в наказании есть отравители, и разбойники, и другие, прегрешившие в малом. А которые утверждают, что одно царство, одна геенна и степеней нет, те говорят худо. Сколько ныне м i рских людей, которые преданы зрелищам и прочим бесчинствам? И сколько еще таких, которые молятся и боятся Бога? Бог взирает на тех и на других, и как праведный Судья уготовляет одним упокоение, другим - наказание». Св.Макарий Египетский,

Конечно, многим такая «несправедливая» участь некрещеных младенцев так и остается непонятной и не приемлется, и Св.Августин, который более всех отцов уделил этому вопросу пристальное внимание, объясняет:


  • · «46. Не напрасно также говорится, что младенцы ответственны за грехи предков, не только первых людей, но и своих, от которых сами родились. То Божеское из речение «...за вину отцов наказывающий детей» (Втор. V,9) имеет в виду, конечно, их наказание прежде, чем они через возрождение начинают принадлежать к Новому Завету. Об этом Завете пророчествовалось, когда говорилось через Иезекииля, что дети не получат грехов отцов своих и что в Израиле не будет более той притчи: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскоми на» (Иезек. XVIII, 2). Для того каждый и возрождается (прим.: т.е. крестится), чтобы освободиться от всего греховного, с чем рождается. Ибо грехи, совершаемые худой жизнью могут быть заглажены раскаянием, как, мы видим, бывает даже после крещения. И не почему-либо иному установлено возрождение, как потому, что порочно рождение; и до того порочно, что даже рожденный в законном браке говорит: «я в беззаконие зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. L, 7). И не сказал: «в беззаконии» , или: « во грехе» , хотя и это было бы правильно, но предпочел сказать: «в беззаконии и во грехах». Потому что и тот один грех, который перешел на всех людей и настолько велик, что им извращается и необходимо подвергается смерти человеческая природа, и другие грехи родителей связали бы детей ответственностью, если бы не приходили на помощь дарованная благодать и Божие милосердие ». Св.Августин Аврелий ,

Но опять же, возникает тогда другой резонный вопрос - почему Бог одним младенцам позволяет креститься, а у других забирает жизнь, не удостаивая этого дара, на это честно скажем - не знаем, и не дерзаем вникать.


  • · «…сокрыта и человеческому, моему по крайней мере, разумению совершенно недоступна причина, для чего рождается младенец, сейчас или вскоре имеющий умереть… »Св.Августин Аврелий ,

  • «А по какой причине одним дается (прим.: возможность креститься), а другим нет: Кто познал ум Господень? (Рим 11:34) Кто способен постичь непостижимое? Кто может исследовать неисследимое?» Св.Августин Аврелий ,

Для полного ознакомления по вопросу исследования текстов жития Св.Василия Нового, ссылаем к монографии, докторской диссертации уроженца г.Кишинева, профессора Сергея Г.Вилинского (1876—1950) «Житие св. Василия Нового в русской литературе»;

Точно такую же цитату мы находим у Св.Ефрема Сирина в труде «О блаженных обителях», точнее весь трактат полностью входит в 58-ое слово Св.Исаака Сирина. На момент написания работы, нам не известны основательные исследования по данной проблеме и точной атрибуции текста, но есть все основания считать, что авторство принадлежит, действительно, Св.Исааку, а не Св.Ефрему.

Хотя и в этом контексте у отцов нет согласия, если прямо об этом утверждали Св.Ипполит Римский («Слове против эллинов»), блаженный Иероним Стридонский (Письмо 56. К Илиодору) и др., то блаженный Августин прямо противился этой идее, а блаженный Феофилакт, считал рассказ о Лазаре, лишь притчей, «ибо не настало еще время ни праведным наследовать блага, ни грешным противное »;

В этой работе мы не рассматриваем другой сопутствующий крещению серьезный вопрос об обязательной катехизации родителей и восприемников;

(с) Александр Дрэничеру

Всех нас страшит смертный час и посмертная участь, ведь все мы грешны и сознаем свою греховную природу. Но каков удел невинных младенцев, которые даже не смогли принять Таинство Крещения в силу различных трагических причин? Статья посвящена размышлению на эту тему, в ней обобщены взгляды святых отцов Церкви на этот вопрос.

"Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" (Мф. 19:14)

"Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…" (Мф. 28:19), – говорит Господь, указывая на необходимость принятия Святого Крещения всем, кто уверовал во Христа и собирается провести всю свою оставшуюся жизнь в соблюдении Его заповедей. Здесь сложного или спорного ничего нет и быть никак не может.

Но в жизни бывают разные трагические ситуации. Как быть с теми младенцами, которые не появились на свет в силу каких-либо причин (например, аборт, выкидыш или так называемая "замершая беременность", когда сердце младенца внезапно останавливается, хотя ничто этого и не предвещало), или в случаях, когда после рождения родители не успели их принести в храм или вызвать священника для совершения Таинства Крещения? Нам неизвестно, почему младенцы, которые не были умерщвлены родителями через аборт (осознанное убийство), вдруг умирают – этот вопрос лежит в области Промысла Божия. Помимо вопроса о посмертном пребывании некрещеных детей встает проблема о молитве за них. Эти вопросы достаточно серьезные, и, к сожалению, некоторые осмеливаются решать их категорично и жестоко, даже не разобравшись, тем самым причиняя боль родителям и возмущая остальных людей. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе и выяснить, что нам об этом говорит Православная Церковь.

***

Читайте также по теме:

  • Как искупить грех аборта? - иерей Максим Обухов
  • Я сделала аборт... - Православие и мир

***

В Мясопустную субботу, когда совершается заупокойное богослужение за всех усопших православных христиан, после шестой песни канона читается Синаксарь (выражаясь простым языком – поучение на определенный день), в котором есть следующие интересные слова: "Надлежит знать и то, что младенцы крещеные вкушают по смерти наслаждение, а не просвещенные крещением и язычников дети ни наслаждения, ни геенны не достигнут" .

Что это за место, где не достигают "ни наслаждения, ни геенны"? Здесь нам помогает преподобный Ефрем Сирин, который в своем труде "О Рае" пишет о неком "среднем" месте, которое располагается около Рая. Мы видим такие слова: "Незнающих и неразумных <…> Благий поселит подле рая, и будут они питаться от райских крупиц" . Далее мы встречаем следующее: "Если в страну сию невозможно войти оскверненному, то дозволь мне при ограде ее обитать под тенью ее" . Уже в самом конце труда святой Ефрем пишет достаточно ясно: "Блажен <…> который обретает помилование в нашей стране и удостаивается быть принятым в окрестности рая, чтобы по благодати пастись ему хотя вне рая" . Как мы можем понять, что место, где нет ни мучений, ни прославления, находится около Рая, потому и люди, находящиеся в этом месте, питаются райскими крупицами. Это место уготовано для тех, кто не знал Христа (то есть ничего о Нем никогда не слышал, как, например, некоторые далекие племена) или же по какой-то уважительной причине не смог принять Святого Крещения, как те же младенцы, не сподобившиеся очищения "в бане пакибытия".

Представителем мнения о том, что некрещеные младенцы не могут быть спасены или хотя бы утешены, является блаженный Августин, епископ Иппонийский (354 – 430). Особенно ярко он выражает свое мнение, когда пишет о недоношенных детях, которые умерли, не успев во чреве матери оформиться (стать похожим на человека): "Прежде всего возникает вопрос о недоносках, которые, хотя и зародились уже во чреве матери, однако не смогли родиться. Если мы скажем, что они воскреснут, то это может быть приложимо только к тем, которые уже сформировались, бесформенные же выкидыши, как и неоплодотворенные семена, по общему мнению, более склонны к окончательной гибели" . Это мнение противоречит мнению Православной Церкви, которая четко утверждает, что жизнь человека начинается с момента его зачатия. Однако далее блаженный Августин оговаривается, говоря, что "произойдет усовершенствование, какое началось бы со временем, как не будет и недостатков" . В другом фундаментальном труде "О граде Божием" Августин пишет: "Поэтому <…> младенцы, как утверждает истинная вера, рождаются с грехом не личным, а первородным, и мы признаем, что и им необходима благодать отпущения грехов, то поскольку они грешники, постольку признаются и нарушителями того закона, который дан был в раю…" . Он считает, что младенцы, которые не были крещены, виноваты уже в том, что они несут на себе первородный грех. Конечно, все это правильно, если обращать данный вопрос к взрослому человеку. Но в чем виноват не родившийся на свет или умерший в ранние годы человек?

Но, как оказалось, не один блаженный Августин из святых отцов придерживается такого мнения. Например, преподобный Макарий Великий (300 – 391) в своем "Добротолюбии", рассуждая о будущей жизни, совершенно четко высказывает свое мнение о том, что ребенок, который не родился, отправляется в геенну огненную: "Если от какого-либо беспорядка случится младенцу умереть во чреве, то необходимо уже определенным на то врачам прибегнуть к острым орудиям. И тогда младенец переходит от смерти к смерти, из тьмы во тьму" .

Примечания

1. Синаксари Постной и Цветной Триодей. – М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2017. С. 38.

2. О Рае // Святой Ефрем Сирин. Творения. Том 5. М.: Издательство "Отчий дом", 1995. С. 261.

3. Там же. С. 282.

4. О Рае // Святой Ефрем Сирин. Творения. Том 5. С. 293.

5. Глава 85. Воскреснут ли недоноски (недоношенные дети) // Блаженный Августин. Энхиридион к Лаврентию, или О вере, надежде и любви. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 140-141.

6. Там же. С. 141.

7. Книга Шестнадцатая // Августин Блаженный. О граде Божием. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. С. 817.

8. Св. Макарий Великий. Будущая жизнь // Добротолюбие в русском переводе, дополненное. Том первый. М.: 1905. С. 270.

9. Папская богословская комиссия предлагает отказаться от учения о невозможности спасения для некрещеных младенцев [Электронная версия] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/150260.html (дата обращения: 17.04.2018).

10. Слово 40 // Святитель Григорий Богослов, Архиепископ Константинопольский. Творения: В 2 т. Том первый: Слова. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. С. 427.

11. Григорий Нисский, святитель. О младенцах, преждевременно похищаемых смертью / Предисловие, примеч. П.К. Доброцветова. – М.: Сибирская Благозвонница, 2014. С. 27-28.

12. Там же. С. 39.

13. Протоиерей Владимир Ригин. Молитва родителей о детях, умерших некрещеными // ЖМП, №10 (1983). С. 79.

14. Там же.

15. Святитель Феофан Затворник. Наставления в духовной жизни. М.: Директ-Медиа, 2011. С. 64.

16. Протоиерей Владимир Ригин. Молитва родителей о детях, умерших некрещеными // ЖМП, №10 (1983). С. 79.

17. Выступление председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона перед учащимися Свято-Димитриевского училища сестер милосердия [Электронная версия] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1179636.html (дата обращения: 19.04.2018).

18. Протоиерей Владимир Ригин. Молитва родителей о детях, умерших некрещеными // ЖМП, №10 (1983). С. 80.

19. IV. Поминовение усопших на домашней молитве // Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. – Киев: Общество любителей православной литературы Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2008. С. 460.

20. Президиум Межсоборного присутствия одобрил список тем для изучения комиссиями Присутствия в будущем [Электронная версия] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2637643.html (дата обращения: 19.04.2018).

21. Протоиерей Алексий Уминский. Лишены ли некрещеные младенцы Царствия Небесного? // От смерти к жизни: как преодолеть страх к смерти: сборник / авт.-сост. А.А. Данилова. – М.: PRAVMIR.RU; ДАРЪ, 2015. С. 284.

22. Журналы заседания Священного Синода от 14 июля 2018 года [Электронный ресурс] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5236824.html (дата обращения: 14.07.2018).

Использованная литература

1. Августин Блаженный. О граде Божием. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 1296 с. – (Классическая философская мысль).

2. Блаженный Августин. Энхиридион к Лаврентию, или О вере, надежде и любви. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – 191 с.

3. Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. – Киев: Общество любителей православной литературы Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2008. – 544 с.

4. Григорий Нисский, святитель. О младенцах, преждевременно похищаемых смертью / Предисловие, примеч. П.К. Доброцветова. – М.: Сибирская Благозвонница, 2014. – 64 с.

5. Добротолюбие в русском переводе, дополненное. Том первый. М.: 1905. – 638 с.

6. От смерти к жизни: как преодолеть страх к смерти: сборник / авт.-сост. А.А. Данилова. – М.: PRAVMIR.RU; ДАРЪ, 2015. – Изд. 2-е, доп. – 416 с.

7. Протоиерей Владимир Ригин. Молитва родителей о детях, умерших некрещеными // ЖМП, №10 (1983). С. 79-80

8. Святитель Григорий Богослов, Архиепископ Константинопольский. Творения: В 2 т. Том первый: Слова. Прил.: Свящ. Н. Виноградов. Догматическое учение св. Григория Богослова. – М.: Сибирская Благозвонница, 2010. – 895, с. – (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 1).

9. Святитель Феофан Затворник. Наставления в духовной жизни. М.: Директ-Медиа, 2011. – 104 с.

10. Святой Ефрем Сирин. Творения. Том 5. М.: Издательство "Отчий дом", 1995. – 520 с.

11. Синаксари Постной и Цветной Триодей. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2017. – 240 с.

Электронные ресурсы:

12. Выступление председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона перед учащимися Свято-Димитриевского училища сестер милосердия [Электронная версия] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1179636.html (дата обращения: 19.04.2018).

13. Журналы заседания Священного Синода от 14 июля 2018 года [Электронный ресурс] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5236824.html (дата обращения: 14.07.2018).

14.Папская богословская комиссия предлагает отказаться от учения о невозможности спасения для некрещеных младенцев [Электронная версия] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/150260.html (дата обращения: 17.04.2018).

15.Президиум Межсоборного присутствия одобрил список тем для изучения комиссиями Присутствия в будущем [Электронная версия] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2637643.html (дата обращения: 19.04.2018).

По верованию Православной Церкви, умершие младенцы православных родителей, не сподобившиеся св.крещения, а равно и мертворожденные, у Человеколюбца Бога не будут забыты. Это верование Церкви можно видеть из того, что она чествует (29 декабря), в лике святых, четырнадцать тысяч младенцев, за Христа избиенных от Ирода в Вифлееме (Жит.св.м.дек.).

Из св. Отцов Церкви, св. Григорий Нисский, о судьбе младенцев вообще, пишет: «Преждевременная кончина младенцев не ведет к мысли, что скончавший так жизнь несчастлив, или что равен он очистившим себя в настоящей жизни всякою добродетелею; потому что Бог, по лучшему Своему промышлению, предотвращает безмерность зол в тех, которые стали бы жить во зле» (Ч.4.стр.359, изд.1862г.).

Св. Григорий Богослов говорит: «Последние (т.е. не сподобившиеся крещения по малолетству) не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены, однако же не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже и наказания» (Сл. на св Крещ., - ч.3, стр.242-243, изд. 1889г.). Участь младенцев, умерших некрещенными, ни в каком случае нельзя назвать безнадежною. Св. Апостол Павел говорит о тех детях, у которых отец христианин, а мать некрещенная, что дети эти «святые суть»(1 Кор.7, 14). Наши же мертворожденные младенцы имеют и родителей и предков православных. Кроме того, дети эти в некотором роде уже освятились во время чревоношения их матерями: нося их в своей утробе, матери их каждодневно молились, часто читали или слушали Слово Божие и соединялись со Христом Господом в таинстве Св. Причащения. А когда их матерям пришло время разрешиться ими, они с теплою верою прибегали к Божией помощи и, может быть, полагали особенный обет пред Богом, чтобы разрешение их было благополучно. Как же можно думать, чтобы дети, плод от таких родителей, погибли навсегда? Если даже иной из них и умрет еще в утробе матерней; и тут была готовность родителей совершить над ним крещение. А Господу Богу угодны и самые намерения наши, если они святы. - Еще слышим в Евангелии слова Самого Христа Спасителя:»В дому Отца Моего обители многи суть» (Иоан. 14, 2). Ужели в этих обителях не будет места для тех младенцев, которых родители были христиане, которых только не было возможности просветить св. крещением, или которые получив уже имена христианские, скончались перед самой купелью? Святая Церковь выражает прямое верование в помилование этих младенцев: «ведати подобает» (говорит она в Богослужебных книгах), «яко младенцы и непросвещенные (т.е. некрещенные) ниже в геенну пойдут» (Синакс.в мясоп.субб.). Св.Григорий Богослов говорит: «Иные даже не имеют возможности и принять дара (благодати крещения) или, может быть по малолетству, или по какому-нибудь, совершенно независящему от них, стечению обстоятельств. (Душеп. Соб. 1905., N2, стр.52-53).

Св. Ефрем Сирин пишет: «Кто умер во чреве матери и не вступил в жизнь, того Судия сделает совершеннолетним в то же мгновение, в которое возвратит жизнь мертвецам. Младенец, которого матерь умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем, и узнает матерь свою, а она узнает детище свое. Невидавшие здесь друг друга, увидятся там, и матерь узнает, что это ее сын, и сын узнает, что это его матерь... Равными воскресит Творец сынов Адамовых; как сотворил их равными, так равными же пробудит и от смерти. В воскресении нет ни больших, ни малых. И преждевременно родившийся восстанет таким же, как и совершеннолетний. Только по делам и образу жизни будут там высокие и славные; и одни уподобятся свету, другие - тьме». (Ч. 4, стр.105, изд. 1900).

О возможности совершать над мертвыми младенцами крещение, нарекать им имена и поминать некрещенных за литургией не может быть и речи; ибо Господь заповедал Апостолам крестить живых людей, а не мертвых (Марк. 16, 16), ибо как может бездыханный труп слышать проповедь и уверовать в Того, о Котором бы ему возвещали? Св.Церковь положила 26-м правилом Карфагенского собора скончавшихся ни крестить, ни подавать им Божественных Тайн; а в толковании на сие правило сказано: «Пресвитерское бо неразумие (если бы таковое было допущено) не поможет скончавшемуся, по смерти бо крещен быв от него, несть крещен». Правило это помещено в книге «Кормчей», где находятся правила св. Апостолов и святых Вселенских и девяти поместных соборов. Остается только молитвенно воздыхать о таких младенцах к Богу в своих домашних молитвах. Для таковой цели можно порекомендовать молитву, находящуюся в синодике бывшего новгородского и петербургского митрополита Григория. Содержание ее следующее: «Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших рабов Твоих - младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли святаго таинства крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченною Твоею благодатию» (Душеп. Соб., стр.54).

На вопрос, «как молиться о мертворожденных и вообще не сподобившихся св. крещения младенцев?» Стефан Фаворский, архиепископ Вифлеемской обители, дает такой ответ: «Получившие св. крещение будут радоваться и блаженствовать на небеси во веки, хотя бы кончину получили и нечаянную, равно не следует отвергать и тех младенцев, которые родились мертвыми и не успели быть окрещены; они не виноваты, что не получили св.крещения, а у Отца Небесного Обители многи суть, в числе коих есть, конечно, и такие, в которых таковые младенцы будут покоиться за веру и благочестие верных родителей своих, хотя сами, по неисповедимым судьбам Божиим, не получили св.крещения; так думать не противно религии, о чем свидетельствуют и св. Отцы в Синаксаре в субботу мясопустную. Молиться за них могут родители с верою в милосердие Божие; каждая мать, плачущая о таковых своих чадах, без сомнения может вопиять к Человеколюбцу Господу, следующими словами: «Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего. Господи, не лиши их света Твоего Божественного! (Из Палест. листка Вифлеем. обители).

Наконец, не должно же забывать и о себе и о том, что вина мертворождения детей может падать и на самих матерей-родильниц, не говоря уже о тех злодейках матерях, которые сознательно стараются уничтожить плод (большею частью незаконный) и даже в последних периодах чревоношения. Вечная огненная геенна - вот достойное возмездие правосудия Божия, ожидающее нераскаянных за эти злодеяния» (Душеп.Соб. стр.54).

Св. Ефрем Сирин пишет: «Горе... любодейце, которая извела зачатый ею во чреве плод, чтобы не видел он здешнего мира; не даст Бог увидеть и ей новый век. Как она не дозволила ему насладиться жизнью и светом в этом веке, так и Он лишит ее жизни и света в оном веке. Поелику решилась она извергнуть плод свой из чрева преждевременно, чтобы скрыть его во мраке земли; то и она, как мертвый плод чрева, извергнута будет во тьму кромешную. Таково воздаяние любодеям и любодеицам, которые посягают на жизнь детей своих: Судия накажет их вечною смертию и низринет в бездну мучения, полную зловонного тления» (Помн. послед. твоя, изд. 1903, стр.37).

Впадшие в такое тяжкое прегрешение должны поспешить принести покаяние, пока есть возможность; ибо нет греха побеждающего Божие милосердие для обращающихся к Нему с верою (Жит. пр. Марии Египетской).

Но бывают и другие обстоятельства мертворождения, вину коих нельзя не приписать матерям-родильницам: одна подняла тяжелый мешок хлеба на воз, а другая безмерно работала на уборке хлеба, - и разрешились преждевременно младенцами. Эта напилась пьяной и оступилась, - родила мертвого младенца. У той последовал выкидыш вследствие душевных потрясений, происходящих...от безумной и, может быть, неосновательной ревности к мужу. Бывают и случаи явной кары Божией за ропот на многочадие и за проклятие рода, находящегося еще в утробе. Увы! И такие безумные матери есть на свете. Вот почему мать-родильница, после рождения мертвого младенца, должна основательно подумать - не была ли она как-нибудь прямо или косвенно причиною мертворождения, и если - по бесстрастном обсуждении этого вопроса, - окажется что-либо у нее на совести, то она должна поспешить к своему отцу духовному, исповедать ему свой грех, попросит совета для заглаждения своего греха и затем загладить свой грех добрыми делами, из коих обыкновенно рекомендуется:
1) милостыня бедным людям, у коих много детей, особенно в такие дни, как Пасха, Рождество Христово и престольный праздник;
2) путешествие ко святым местам (наприм. в Киев к мощам св. угодников и св. младенца, убиенного от Ирода за Христа, и почивающего в дальних пещерах Лавры);
3) усиленная домашняя молитва, сопровождаемая известным количеством поклонов, и добровольно налагаемый пост (напр. по понедельникам; о нем сказано в требнике, в чине исповеди), и
4) совершение в приходском храме литургии об оставлении грехов (Душеп. Соб., стр.54-55). См. подроб. в кн. «Наставл. и утеш. болящ.» свящ.В.А. Черкесова.

Нередко можно слышать совершенно ложное мнение о том, что младенцы некрещеные Царства Небесного не наследуют. При этом обычно говорится, что они будут пребывать в каком-то среднем месте, избежав адских мук, но и не достигнув райского блаженства. То есть в неком безвидном, безрадостном царстве теней. Эта теория не имеет ничего общего с учением и преданием св. Православной Церкви. Начать с того, что Православие не знает никакого «среднего места». В Св. Писании сказано только про «муку вечную» для грешников и «жизнь вечную» для праведников. (25:46). Учение же о месте обитания некрещеных младенцев происходит из католичества. Некрещеные младенцы, согласно этому учению, попадают в место, называемоелимб, где они не испытывают мук, но и не наслаждаются присутствием Божиим. Однако современный католицизм уже не придерживается этой концепции.

То, что у католиков появилось учение о лимбе, неудивительно. Ведь католицизм проникнут духом юридизма. Младенцы некрещеные, по западному учению, являются наследниками первородного греха Адама и Евы, он не смыт с них в крещении, и значит, они несут ответственность за грех прародителей, и проклятие за него. Но в Православии первородным грехом называется удобоприклонность ко греху, то есть общая испорченность человеческого естества после грехопадения прародителей, но не какое-то родовое проклятие. Грех, подобно наследственной болезни, вошел в род человеческий. В крещении мы получаем благодать Божию, помощь и оружие для борьбы с грехом, совлекаемся ветхого, падшего человека и облекаемся в нового. Но крещение дается нам, чтобы мы как воины Христовы, боролись с грехом и дьяволом в своей земной жизни, дается как оружие, как средство исправления жизни.

Но младенец, который не вступил еще в мир, не имеет личных грехов (ибо чин отпевания младенческого нигде не содержит прошений о прощении грехов и помиловании), не может быть наказан только за то, что он некрещен. Например, младенцы, убитые во время абортов, тоже не крещены, но они даже не родились, не вошли в этот мир. Неужели они не сподобятся Царства Небесного? Конечно, Господь примет их к себе, ведь их можно назвать даже страстотерпцами, невинно убиенными, как 14 тысяч Вифлеемских младенцев (которые, кстати, тоже были некрещеными). Милосердие Божие, без всякого сомнения, простирается и на некрещеных младенцев.

«А дети - все ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставить Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездн а» - Свт. Феофан Затворник.

Отрицание спасения для некрещеных младенцев - есть отрицание милосердия Божия.

Господь сотворил человека со свободной волей и даже Всемогущий Бог не может нарушить ее. Человек сам и только сам делает свой выбор: идти ему за Христом или отринуть Его. И это является необходимым условием спасения, то есть личный выбор, вера. «Кто будет веровать и крестится, спасен будет». (16:16).

Младенцы не имеют возможности выбора, и как Господь может наказать их за то, что они еще не могут сделать свой выбор? Но младенцы, и крещеные и некрещеные - дети не только земных родителей, но, в первую очередь, чада Божии и «таковых есть Царство Небесное» (19:14).

(http://pavel-gumerov.ru/book/vechnaya-pamyat/part3/sub4)