Православный календарь 14 августа. Святые бессребреники Косма и Дамиан. Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня

На Руси праздник в честь Спаса (спасителя Иисуса Христа) и Богородицы был установлен в 1164 году Андреем Боголюбовым. Считается, что в победе над волжскими булгарами ему помог Крест Господень, который он выставил перед своим войском. Отсюда возник обычай в Первый Спас носить Крест Господень по главным улицам города, чтобы защитить его и народ от болезней и различных бедствий.

Именно поэтому Первый Спас раньше называли праздником происхождения честных древ Креста Господня.

Другое название Первого Спаса - Мокрый, так как в этот день служители церкви посещали водоемы, реки и озера для их освящения. Этот обычай привязан к Крещению Руси, которое произошло 1 августа по старому или 14 августа по новому стилю в 988 году.

Спустя некоторое время появилось современное название праздника - Медовый Спас, из-за обычая заламывать полные соты именно в это время. Пчеловоды в день Медового Спаса должны приносить в церковь для освящения первые соты и первый мед этого года. Это произошло не случайно, ведь пчеловодством на Руси занимались с давних времен, а мед всегда считался целительным и постным продуктом.

После освящения меда, дьяк обязательно собирал долю священникам, часть из которой церковь раздавала нищим. Считалось, что все в этот день обязательно должны попробовать освященного молодого меда. В этот праздник в семьях обязательно готовили разные медовые блюда и напитки, мед ели с орехами и хлебом.

В Медовый Спас принято было также есть блюда из мака, ведь 14 августа еще считался Макавеевым днем – днем памяти 7 мучеников Макавеева, описанных в Ветхом завете.

С Медового Спаса начинался не только Успенский пост, но и подготовка к зиме. Крестьяне отделывали к холодам овчины, чистили гумна и распахивали поля под озимые. Женщины тем временем отправлялись с детьми в лес для заготовки грибов и ягод.

Как праздновать Медовый Спас

Как и несколько столетий назад, сегодня этот праздник начинается с торжественной литургии в православных храмах. Во время нее на середину храма выносится Крест Господень для поклонения, затем совершается крестный ход, освящение воды и принесенного прихожанами меда.

В этот праздник, как и в течение двухнедельного Успенского поста, принято есть мед, мак и блюда из этих продуктов. В православных семьях пекут медовые пряники, делают постные блины или маковые рулеты, варят медовуху и сбитень – старинный славянский напиток из воды, меда и пряностей.

Праздник Православной церкви – Медовый Спас

Празднование приходится на первый день Успенского поста и отмечает необыкновенную чудодейственную силу креста, которая появилась на Земле вместе с Иисусом Христом. Исторически праздник стали праздновать в Константинополе. В церквях выносится крест и люди поклоняются ему. Происходит много излечений. В это же время освящается вода и мед. Силою Креста Господь ограждает верующих от врагов на жизненном пути. В этот же лень отмечается и праздник Пресвятой Богородицы, в честь знамения от иконы и Святого Креста во время сражений с волжскими булгарами.

День Корриды в Португалии

Абиула (Abiul) отмечает главное событие Португалии — коррида в национальных традициях, своеобразное и удивительное сочетание искусства и спорта, зрелищное шоу, при котором отчаянные смельчаки священнодействуют на поле наедине с быком. Участники корриды могут быть пешими (фуркадуш) или на лошади (кабальеро). Вначале выезжает боец на лошади, а когда бык уже ранен пикой – в бой вступают пешие бойцы.

В былые времена конные воины были всегда из аристократов, а пешие — обычные простолюдины. Это отражалось и в пышности костюмов. Участники корриды делятся на несколько групп. В младшую могут входить мальчики от 10 до14 лет, которые борются с маленькими бычками. В основном на арену выходят мужчины от 18 до 35 лет, иногда верхняя граница повышается до 40-45 лет. Что касается быков — их возраст 3-4 года, вес 500-600 кг.

День памяти защитников Отечества в Абхазии

В 1992-93 году во время Отечественной войны с Грузией в стране было много жертв (2700 человек). К памятникам и могилам возлагаются цветы и венки. Введение грузинских войск закончилось вооруженным противостоянием, которое длилось 413 дней. Грузинские войска потерпели поражение.

Успенский пост

Пост продолжается две недели. Это не самый жесткий пост, — два дня в неделю разрешается употреблять растительное масло, один день в неделю – рыбу (в среду или пятницу). Остальные дни – горячая пища без масла, сухоядие по средам и пятницам. Пост учрежден в память о матери Божьей, которая, будучи святой, продолжала поститься и молиться до самой смерти, а также в честь Преображения и Успения.

14 августа в народном календаре

Медовый Спас, Маковый Спас

У этого праздника есть еще несколько названий – например, Спас на воде, или Первый спас. Установлен он еще в 9 веке и проводится вместе с древним обычаем вынесения Креста господня на улицы города, для защиты от всяких болезней. В России праздник стали отмечать в 15 веке. До яблочного Спаса не рекомендуется пробовать яблоки, виноград. Иногда первый Спас называют еще и мокрым – озера и реки освящались священнослужителями и в освященных водах купались прихожане церкви. В это время подрезают или заламывают соты и продуют новый мед. Эта процедура обязательная для пчельников, иначе мед могу перетаскать соседние пчелы. Мед освящался в церкви, а вместе с ним и первые семена плодов.

Южные районы отличались еще ии освящением маковых головок (Маковый Спас). С использованием меда и мака готовили маковники и другие блюда. Мак на Руси наделялся свойством защищать дом от ведьм и колдунов – семенами дикого мака обсыпали дом. С этого дня крестьяне начинали распахивать поля под озимые, очищать гумно. Традиционно первое зерно в поле бросал самый старый дед из деревни, которого специально стаскивали с печи и везли в поле. Наблюдали за ягодами малины– крупные ягоды в начале созревания говорили о том, что пора сеять рожь раньше, мелкие – нужно подождать. Малину заготавливали в основном женщины — а мужчины были больше заняты полевыми работами. Собирали и сушили на зиму и ягоды черемухи — ее применяли как лечебное средство.

Исторические события 14 августа

Европейский книгопечатник Иоганн Гутенберг открыл типографию в родном городе Майнце, и стал компаньоном с ростовщиком. Средства были очень ограничены, но гутендерг смогт добиться успеха, издав два издания библии, латинскую грамматику. Между компаньонами возникли разногласия по разделу прибыли, которые долго рассматривались в суде. Ростовщик добился перехода типографии ему, и Гутенберг снова начинал свое дело с нуля. В августе 1457 года он напечатал первое издание издание «Псалтири» в Европе.

Ликвидировала Запорожскую Сечь императрица Екатерина II своим указом, не желая больше терпеть вольное поведение казаков и укрывательство беглецов и преступников. Автономная до этого организация казачества вошла в состав России, вместе с ранее присоединенным Крымом. Такую возможность императрица получила после победы русских в войне с турками1768-1774 годов. Кроме того, поводом для роспуска Сечи послужила и некоторая поддержка со стороны казаков в сторону Емельяна Пугачева, который поднимал свой бунт в 1773-1775 годы.

«Пугачевщина» была ликвидирована, та же участь постигла и Запорожскую Сечь. Казацкие земли получили русские и украинские помещики, местное население стало государственными поселянами. Часть казаков перешла за Дунай, и основала Задунайское казачество, числясь при этом на султанской службе. Позднее после победыв над Турцией, казачество переселилось и на Северном Кавказе (Кубань).

Переговоры президента США ФранклинаРузвельта и премьер министра Великобритании УинстонаЧерчилля завершились выработкой согласованной позиции двух стран против нацистской Германии и ее союзников. «Атлантическая Хартия» состояла из 8 пунктов, в котором явно ощущалась поддержка стран, потерпевших от нацистского режима. Война против Германии была объявлена после 7 декабря, после нападения на американскую военную базу в Перл-Харборе. 24 сентября к хартии присоединился и СССР, подчеркнув, что готов соображаться с нуждами обеих стран. В начале 1942 года в Вашингтоне был подписан документ: «Декларация 26 государств».

14 августа 1986 года – подписание документа о прекращении переброски северных рек в южные регионы.

Еще на рубеже 19-20 веков идея «Повернуть реки вспять» будоражила умы ученых. Императорская Академия наук заявила о своем негативном отношении, но при Советской власти проект был реанимирован. Сибирскую Обь решили приспособить для нужд южных регионов, поставив несколько насосных станций, перекачивающих воду наверх. Экологи выразили много претензий, опасаясь смещения зоны холода на юг на 50 километров.

Экологические неприятности могли коснуться и перемещения животных. Сильное испарение речных вод могло привести к засолению регионов Средней Азии. После тщательной проверки проекта выяснилось, что польза от получения воды гораздо меньше, чем предполагалось изначально, и постановление о начале работ было приостановлено.

Родились 14 августа

Даниэла Стил (1947) — американская писательница женских романов

Писательница имеет богатый жизненный опыт, полученный в нескольких браках. Ее романы выпущены тиражом более 125 миллионом экземпляров, многие из романов экранизированы. В память и погибшем сыне она написала книгу «Его яркий свет», романы «Обещание страсти» и «Воспоминание» посвящены третьему неудачному браку. В четвертом браке супруги вместе воспитывали 5 общих детей, но и он распался. Даниэла Стил продолжает свою творческую деятельность.

Эммануэль Беар (1963 г.) – французская актриса

Эммануэль — не только актриса, но еще и посол UNICEF, активистка общественного движения.
первую роль она сыграла в телесериале «Raison perdue». Позже она получила известность за роль пастушки, танцующей нагишом. Эммануэль получала приз фестиваля «Сезар» как лучшая актриса второго плана. Всего актриса имеет около 20 актерских работ в кино, была лицом знаменитой компании «Кристиан Диор».

Холли Бэрри (1968 год) – американская актриса

Темнокожая актриса Холли Мария Берри добилась популярности не сразу. Долгое время она работала всего лишь моделью, ее не останавливал даже диагноз – сахарный диабет. Начиная, как комедийная актриса в сериалах, Холли Берри смогла получить роли в блокбастерах («Умри, но не сейчас», «Девушка Бонда», «Познакомьтесь с Дороти Дэндридж» и др.). За лучшие женские роли получила несколько «Оскаров» и звезду на Аллее Славы.

Именины 14 августа

Именины в этот день отмечают : Александр, Тимофей, Федор, Дмитрий, Леонтий, Софья.

Конец лета и начало осени - время, богатое на праздники, посвященные Спасителю. Три Спаса посвящены разным событиям в христианской и дохристианской жизни. Они все приходятся на первый день Успенского поста, который посвящен памяти Успения Богородицы.

14 августа - день происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня

Медовый Спас - день, в который отмечается сразу три христианских события:

  • праздник Честного Животворящего Креста;
  • крещение Руси;
  • почитание памяти братьев Маккавеев, живших в дохристианском периоде.
Внимание! В народе 14 августа называют Медовым Спасом или Маковеем, хотя к меду и маку этот день имеет очень отдаленное отношение, если смотреть с христианской, а не языческой позиции.

Этот праздник можно назвать днем благодарения. Именно в знак благодарности за победу над язычниками и сарацинами 14 августа стали праздновать, как день Древа Животворящего Креста.

День памяти Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня принадлежит к числу двунадесятых праздников

Это случилось в 1164 году, когда в поход одновременно выступил русский князь Андрей Боголюбский против болгар (язычников) и греческий император Мануил против сарацинов.

Будучи ревностным христианином, князь никогда не шел на битвы без благословения и покрова чудотворной иконы Божьей Матери. Два Священника несли впереди войска Владимирскую икону Богоматери и Христов Крест. Перед битвой все войско участвовало в Таинствах Исповеди и Причастия, после чего звучала молитва из уст самого князя.

Андрей Боголюбский утверждал, что всякий, кто уповает на защиту Богоматери, не погибнет, на Нее надеются все грешные, видя в Матери Божьей покров. После молитвы все войско, начиная от полководцев и заканчивая низшим чином, совершали целование Святого лика и Креста Животворящего. Русский князь разбил болгар и освободил от их ига волжские земли.

В это же время греческий император просил защиты Всемогущего Спаса, греки легко одержали победу.

Эти события одновременно в разных местах ознаменовались огненными лучами, исходящими от икон. Яркий свет, покрывающий войска, видели как русские, так и греки.

Важно! Освещенная Божьей славой победа стала событием, в память о котором православные христиане празднуют 14 августа день Всемогущего Спаса, Пресвятой Богоматери и Животворящего Креста.

Есть еще одна версия праздника Изнесения древ Честного креста. В конце лета в Византии стояла сильная жара, страну накрывали моры, случались эпидемии, смерть косила людей, ведь уровень медицины даже у греков того времени был на низком уровне.

В X веке Церкви греческого обряда утвердили обычай совершать молебны и выносить Честный Крест, на котором был распят Иисус, на улицы города. В Константинополе пышную процессию сопровождало большое количество народа. После молебнов, в признании своей немощи и прошений Бога о защите, смерть отступала от страны.

С того времени в Греции 14 августа совершается крестный ход, это праздник благодарения и прошения о дальнейшей защите и дарования благодати.

В этот день Крест во всех православных церквях выносится посреди храма для целования, после чего Его несут к источникам воды для освящения ее, при этом совершается молитва.

Празднуем, братии, воздавая хвалу и благодарение всесильному Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери, Владычице Богородице, благоговейно почитая и Честный Крест Христов; но празднуем с благоговением, благоугождая Богу, пребывая между собою в мире и любви, оказывая дела благотворения и удаляясь, памятуя страх Божий, от грехов: чтобы, угодивши Создателю нашему и Владыке, удостоились вечного празднования со всеми святыми после того дня, когда явится знамение Сына Человеческого на небеси- Честный Крест Христов, предыдущий пришествию Судии живых и мертвых, грядущему с силою и славою многою, и осияет всех праведных светлыми и радостными лучами. По совершении же суда, предъидет всем святым, предводя их в Царство небесное, и будут блаженствовать все святые, радуясь бесконечные веки; к ним, по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы, да причтет и нас грешных всемилостивый Спас наш Христос. Аминь.

Отсюда этот праздник получил народное название Мокрый Спас или Спас на воде.

Крещение князя Владимира Великого

Именно 14 августа (или 1 августа по старому стилю) считается днем крещения Руси. Хотя в этот день принял христианское крещение великий язычник, блудник и поклонник божествам русский князь Владимир, который до 25 лет жил, Бога не зная.

Князь Владимир принял христианское крещение

Князь всея Руси прибыл в Херсонес, чтобы жениться на прекрасной гречанке Анне, хотя у него уже было несколько жен.

До похода русский правитель вел бурную жизнь, жестоко расправлялся с христианами, в то же время много слышал о расцвете стран, принявших христианство. О силе благодати, которая исходила на верных поклонников Христа, говорили все в мире.

Князю было отказано в женитьбе, и он взял Херсонес в осаду. По преданию, Владимир получил записку, в ней неизвестный писал об источнике, перекрытие которого оставит город без воды, и тот сдастся. Князь вскрикнул: «Если будет так, то крещусь». Город пал, Анна согласилась стать женой русского князя по просьбе братьев, которые надеялись, что таким образом христианство придет на Русь.

Перед свадьбой князя Владимира и Анну ждало новое испытание, правитель Руси ослеп.

Интересно! Чудо исцеления произошло в момент крещения Владимира, сразу после этого князь вскричал, что познал истинного Иисуса. В одно мгновение закоренелый язычник очистился и стал верным поклонником Иисуса.

После венчания пара возвратилась в Киев.

По возвращении домой князь Владимир отпустил всех своих жен, дав им свободу, и крестил вначале своих сыновей, а затем и весь люд.

Память о подвиге братьев Маккавеев

Семь братьев, живших в ветхозаветном периоде, стали примером верности Богу. Это случилось в 166 году до эры христианства. Сирийский царь Антиох Епифан был греческим язычником, эллином и поклонялся богу Зевсу, статуей которого был осквернен Иерусалимский храм.

Греческий царь обязал каждого иудея поклоняться Зевсу, отказаться от Бога и жить по законам язычества. Первым отказался предать Бога учитель Закона Елизар. Его отвели на суд, подвергли мучениям и предали смерти.

Смерть учителя не испугала братьев Маккавеев и их мать Соломонию. Они привселюдно объявили себя последователями Единого Бога, Творца и Создателя вселенной и с бесстрашием отказались поклоняться языческим богам.

Святые мученики Маккавеи

Один за другим умирали братья, с них живых сдирали кожу, крючьями выдирали внутренности и распинали на колесе. Ни один из них не отказался от Бога, принимая мучения. Когда остался последний, самый младший сын, Антиох «смиловался» и предложил матери уговорить малыша отказаться от веры.

Любящая мать, поседевшая от горя, видя страдания старших сыновей, встала на колени, обняла сыночка и прошептала: «Потерпи, там тебя ждет Бог и братья. До встречи»

Реклама

14 июля отмечается один православный церковный праздник. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 14 июля

Бессребреников мучеников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших

Святые бессребреники Косма и Дамиан

Святых братьев Косму и Дамиана, врачей-бессребреников, живших во второй половине III - начале IV века, почитает и православная, и католическая церковь.

В житийной литературе известны три пары святых врачей с такими именами, живших в разных местах: одни, по преданию, родились, жили и пострадали в Риме - в 284 году при императоре Карине, Аравийские (по происхождению), казненные в Киликии между 287-м и 303 годом, и Азийские (или Асийские), уроженцы малой Азии, жившие и мирно скончавшиеся в IIIвеке и похороненные в Феремане.

А поскольку все они жили в III веке, а сведения о них скудны и во многом совпадают, издавна возникали путаница и сложности с соотнесением их мощей, иконописных изображений и посвященных им храмов.

Католическая церковь почитает только Косму и Дамиана Аравийских, православная - все три пары.

14 июля - память Космы и Дамиана, живших и принявших мученическую смерть в Риме при императоре Марке Аврелии Карине, правившем в 283-285 годах. Они родились в христианской семье и, став врачами, прославились не только своей высокой профессиональной квалификацией, но и тем, что никогда не брали денег с пациентов. Естественно, растущая популярность врачей-христиан рано или поздно должна была привлечь внимание властей, считавших христианство опасной "тоталитарной сектой". По преданию, узнав, что за Космой и Дамианом послали стражу, соседи-христиане их предупредили, и братья успели скрыться. Но когда услышали, что вместо них начали арестовывать соседей-единоверцев, вернулись и добровольно сдались в обмен на освобождение заложников.

Их обвинили в колдовстве, они обвинения не признали, исповедали веру в Христа, но, согласно житию, в самый разгар судебного процесса император внезапно заболел и они его вылечили. Конечно, после этого братьев отпустили. А погибли Косма и Дамиан от руки коллеги-врача, из зависти зазвавшего их в горы собирать лекарственные травы и столкнувшего их в реку.

Их тезки и коллеги из Асии (в Малой Азии) родились в семье грека-язычника и христианки. Отец умер, когда они были еще маленькими, и воспитывала их мать. Считается, что жили они не позднее IV века, потому что в первой половине V века, при императоре Феодосии младшем, во имя этих святых уже строили храмы. Кроме того копты, отделившиеся от православия со времен Халкидонского собора (431 г), признают их святыми.

Косма и Дамиан Аравийские - которых почитают католики - почти современники Римским: они были обезглавлены во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане.

С IV века храмы во имя святых бессребреников Космы и Дамиана стали появляться в Иерусалиме, Египте, Месопотамии, а когда император Юстиниан построил им церковь в Константинополе и перенес в нее мощи братьев-врачей, захороненные в сирийском городе Кир и считавшиеся чудотворными, она стала местом паломничества. А в Риме папа Феликс IV посвятил святым Косме и Дамиану базилику в Форуме Веспасиана, в которой сохранились мозаики VI века, иллюстрирующие их житие.

На Руси врачей-бессребреников Косму и Дамиана кроме 14 июля (Римских, мучеников) издавна поминают еще 30 октября (Аравийских, мучеников) и 14 ноября (Асийских), причем церковные службы, составленные в их честь, за исключением некоторых песнопений, совершенно разные - еще одно подтверждение, что речь идет о разных людях.

Но поскольку документальных свидетельств о них не осталось, трудно определить, кого имеет в виду то или иное местное предание. Так, например, в воззвании комитета по сооружению Владимирского собора в Херсонесе Таврическом (в Севастополе) в 1861 году говорится: "Сюда были сосланы на заточение святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан, довольно потрудившиеся в этом языческом городе в проповеди евангельской". Какая из трех пар братьев-врачей побывала в Крыму, сказать трудно, но память о них там жива и сегодня: их именем назван источник у подошвы Чатыр-Дага, а близ него расположен Космо-Дамиановский монастырь.

Кого чтит церковь сегодня 14.07.2018

Сщмч. Аркадия пресвитера (1918).

Мч. Потита (II).

Прп. Петра патрикия, Константинопольского (854).

Прав. Ангелины, деспотиссы Сербской (XVI).

Прп. Никодима Святогорца (1809).

Перенес. мощей прп. Иоанна Рыльского из Тырново в Рыльск (Болг.).

Свв. Иулия и Аарона, первомчч. Уэльсских (304) (Кельт, сообщает сайт C-ib. и Брит.).

Св. Сервана, апостола Зап. Файфа, в Восточной Шотландии (VI)(Кельт. и Брит.).

Свт. Леонтия Радаутского, Румынского (Рум.).

Свт. Галла, еп. Клермонтского и прп. Епархия затворника (Галл.).

25 мчч. Никомидийских (Греч.).

Прп. Василия, основателя монастыря "Глубокого потока" (Греч.).

Мч. Константина и иже с ним мчч., Кипрских (Греч.).

Св. Лео пустынника (Греч.).

Св. Серфа еп. Кинросского.

Св. Епархия отшельника Гальского (581).

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

25 сентября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 25 сентября

Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы

Последний день многодневного праздника в честь рождения Девы Марии. В церквях проходит служба, читаются молитвы, песнопения.

Отданием называется последний день попразднства двунадесятых и великих праздников, длящихся много дней (у великих недвунадесятых праздников попразднства и отдания нет). В ортодоксальной литургике он сопровождается не меньшими торжествами, чем сам день праздника. Какой же сакральный смысл несет в себе это церковное действо, иное название которого - аподосис - переводится с греческого языка как возвращение?

Отдание является не чем иным, как возвращением верующего сердца к переосмыслению праздника спустя определенное время. В раннехристианские времена это практиковалось строго на 8-й день. Обычай посвящать 8-й день попразднества «ушедшему» великому событию сохраняется в литургике и неправославных церквей на протяжении многих веков - 8-дневный период, начинающийся в день самого праздника и заканчивающийся отданием, сегодня именуется в них октавой.

Сложно сказать, было ли празднование отдания распространено в поместных неиудейских христианских общинах с самых первых, апостольских, времен. Но история доносит до нас верные сведения о том, что уже при императоре Константине І проходили 8-дневные празднования в честь освящения храмов-базилик городов Иерусалима и Тира. Позже такая традиция распространилась на двунадесятые ежегодные праздники, и в IV веке начало повсеместно служиться отдание Пасхи и Пятидесятницы, а на Востоке - еще и Богоявления, а позже и Рождества Христова. Примерно в XVII веке появляется традиция праздновать отдания дней памяти угодников Божиих - в частности, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого Лаврентия, римского мученика-архидиакона, святой мученицы Агнессы.

Во время богослужения, приуроченного к отданию праздника, по литургической традиции, поются и читаются все песнопения и молитвы этого дня. При отдании двунадесятых праздников совершается утреня с великим славословием, а во время литургии читаются Апостол и Евангелие дня. Особым по значению временем попразднства наделено Фомино воскресенье, или Неделя Антипасхи. Во время этой недели и самого дня отдания праздника воспоминается история уверения Фомы неверующего, принято читать кондак, причастен и прокимен Антипасхи и святого апостола.

В Православной Церкви существуют праздники, отдание которых в силу различных исторических причин не служится. К таковым в наши дни относятся, например, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество и Усекновение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Обрезание Господне и день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Традиции христианского богослужения, как видим, меняются (и это закономерно, так как Церковь - живой богочеловеческий организм, без перемен она существовать не может), но суть остается прежней.

Говоря об отдании церковного праздника, митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что Господь иногда дает Благодать, связанную с тем или иным событием, именно в этот последний день попразднства. Почему? Наверное, по той же причине, по которой Христос, сначала скрывшийся от глаз узнавших его Луки и Клеопы, потом является вновь своим ученикам. Человек не может в полной мере осознать ценность того, что от него не отдаляется хотя бы на время. Чтобы усвоить сакральное понятие и умом, и душой, нужно проникнуться им на протяжении нескольких дней, а затем отпустить во время отдания, с нетерпением ожидая его возвращения. Субботство, то есть празднование Ветхого и Нового Завета, вряд ли можно намертво привязать к какому-либо календарному дню - это, скорее, особое состояние.

Артамон Змеевик

Священномученика Автонома Италийского, епископа

Церковь чтит память святого Автонома. Изначально он был епископом в Италии. При гонении на христиан во время правления императора Диоклитиана переехал в Вифинию. Был убит язычниками.

Священномученик Автоном был епископом в Италии. Во время гонения на христиан императора Диоклитиана (284-305) святитель Автоном для пользы Церкви оставил свою страну и поселился в Вифинии, в местечке Сорея у страннолюбца Корнилия. Святой Автоном с ревностью совершал свое апостольское служение и обратил ко Христу столько язычников, что образовалась большая Церковь, для которой он освятил храм во имя Архистратига Михаила. К этой Церкви святитель рукоположил Корнилия сперва в сан диакона, а затем в пресвитера. С проповедью о Христе святитель Автоном посетил также Ликаонию и Исаврию. Император Диоклитиан повелел схватить святителя Автонома, но он удалился в Клавдиополь на Черном море. Возвратившись в Сорею, святитель Автоном посвятил пресвитера Корнилия во епископа. Сам он направился в Асию, а когда вернулся оттуда, начал проповедовать в местечке Лимны, близ Сореи.

Однажды новообращенные разрушили идольское капище. Язычники решили отомстить христианам. Выбрав момент, когда святитель Автоном служил Божественную литургию, язычники напали на храм Архистратига Михаила и после истязаний убили святого Автонома, обагрив алтарь церкви его мученической кровью. Диакониса Мария извлекла тело святого мученика из-под груды камней и предала погребению.

В царствование святого Константина Великого на месте погребения святителя была воздвигнута церковь. Около 430 г. обветшавшую церковь разобрал один священник. И, не зная, что под храмом похоронено тело мученика, устроил церковь на новом месте. Через 60 лет мощи святого были обретены нетленными и создан храм во имя священномученика Автонома.

Перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского (Меркушинского)

Праздник в честь перенесения мощей святого Симеона из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. Данное событие произошло в 1704 году, по благословению митрополита Тобольского Филофея.

Праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви.

С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили святого за его чистое житие. С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни. В девственной сибирской тайге он предавался Богомыслию, в каждом живом существе видя неизреченную Премудрость «Сотворившего вся».

Подвижник никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства.

Много молился святой Симеон об укреплении в вере ново-просвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге. В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу. Но и здесь он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания.

Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила.

Господь прославил Своего угодника, который оставил все земное ради служения Ему Единому. В 1692 году, спустя 50 лет после кончины святого, жители села Меркушинского чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления.

Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692–1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего:

«Кто ты?» – явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», – и стал невидимым.

«Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».

Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул:

«Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной».

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

12 сентября 1704 года, по благословению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. В этот день Церковь празднует вторую память святого праведного Симеона Верхотурского (первая – 18 декабря).