Православная роспись. Роспись храма. От истоков к современности

Внутреннее убранство храма не должно выглядеть «как Библия для неграмотных» по выражению Григория Богослова.

Каждый храм должен иметь свое лицо, при этом соблюдая законы канонической росписи.

Каждый отдельный элемент росписи храма - есть часть органичного, неделимого целого, построенного на основе определенных принципов. Чтобы создать роспись стен в храме, художник должен сочетаться с богословом. Например, иеромонах и живописец Дионисий в своем трактате «Ерминия или Наставление в живописном искусстве», дает первый совет для художника-иконописца :

«Желающий научиться живописи пусть полагает первое начало и несколько времени упражняется в черчении и рисовании без всяких размеров, пока навыкнет. Потом пусть совершится моление о нем Господу Иисусу Христу пред иконою Одигитрии.»

Сотворив молитву, можно приступать к делу

  1. Роспись храма начинается от купола и барабана храма сверху вниз, спускаясь к основному объему церковного четверика.
  2. Затем начинается роспись алтаря храма, на хорах и под хорами.
  3. Расписывается притвор храма, вход, и нижние многофигурные композиции в четверике.
  4. Наконец, пишутся орнаменты в самом низу храма.

Начиная работу с купола храма, художник словно показывает своей работой, что есть главное в Божием храме, постепенно спускаясь в процессе работы до нижнего, наземного уровня высотой в человеческий рост.

Для ответственной работы в намоленном месте нужна бригада хорошо сработавшихся художников.

Материалы для художественных работ могут сочетать несколько типов краски, в зависимости от композиции. Например, для фигурных композиций можно применять одни краски, для орнаментов другие.

Подойдут силикатные, масляные краски, художественный акрил .

Вновь обратимся к труду иеромонаха Дионисия:

«Какие краски употребляются для стенной живописи и какие не употребляются

Иконные белила, ярь от меди, голубая краска (лахури), лак и арсеник не употребляются для стенной живописи, а прочие краски все употребляются. Однако о киновари надобно знать тебе, что если расписываешь наружную часть храма на таком месте, где дует ветер, то не клади ее, потому что она чернеет, а замени светло-коричневою краскою. Если же расписываешь внутренность храма, то прибавь к киновари немного стенных белил и константинопольской охры, и она не почернеет.»

Основные этапы в работе по росписи стен храма:

Разметка под роспись храма

  • Оштукатуривание, грунтовка и покраска стен;
  • расчерчивание стены, калькирование;
  • выполнение линейных рисунков на стене;

Изображение основных архитектурных элементов

  • Прорисовка филенок, фонов;
  • изготовление бумажных трафаретов для рисования орнаментов;
  • выполнение росписи кистью, доработка.

Роспись купола храма, орнаменты и изображения архангелов

  • Прорисовка фонов под орнаментами и изображениями;
  • фигурные композиции святых в декоративном оформлении;
  • применение золотой краски (например, матовой краски Keim Soldalit).

Роспись под площадкой хоров

Архитектурные элементы, орнаменты наносятся с помощью кальки и трафаретов. Применяются трафареты для шрифтов на старославянском языке.

Роспись алтаря

Строго по канону расписываются восточные стены алтаря, апсиды. В центральной части образ Господа Вседержителя, восседающего на троне, или образ Христа, причащающего двенадцать апостолов.

В большом храме может быть несколько алтарей и престолов. Роспись алтаря чаще всего производится масляными красками, для достижения естественных цветов и оттенков.

Примеры росписи стен в православных храмах

Благовещенский собор (Московский Кремль)

Благовещенский собор Московского Кремля невелик по размерам, ведь он предназначался лишь для Великокняжеской семьи.

Собор был сооружен в 1489 году мастерами из Пскова.

Икона Богородицы из Деисусного чина, при входе в собор со стороны западной галереи, словно приглашает войти в церковь.

Уникальные сохранившиеся росписи, сделанные сыном Дионисием, художником Феодосием, с братиею. Средневековая артель, безымянная братия, сотворила для нас уникальную роспись, на которой лики выглядят словно живые.

Художники тех давних лет были обязаны сами изготавливать краску для росписи.

Вернемся к монументальной, настенной росписи Благовещенского собора. Трижды он украшался фресками в процессе переустройства.

Роспись собора называют многословной, состоящей из циклов. Каждый цикл состоит из подробных сюжетов, которые усложняются добавлением эпизодов и персонажей. Роспись стен Благовещенского собора Кремля сохранилась со времен Иоанна Грозного. Есть уникальные персонажи, которые не принято изображать в православных храмах :

  • Греческие мудрецы Аристотель (со свитком, на котором написано «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино»), Гомер, Плутарх, Менандр, Птолемей, Анаксагор. Эллинские мудрецы словно провозвещают рождение Христа.
  • Древнеримские пророчицы Сивиллы.

Собор Святой Софии (Софийский собор), Киев

Сердцевина Софийского заповедника, православный храм XI века в стиле украинского барокко. Храм построен князем Ярославом Мудрым и сохранил уникальные фрагменты стенописи XVII-XVIII вв., больше 3000 м2.

В древности все боковые стены Софийского собора были украшены росписью водяными красками по сырой штукатурке. В XVII веке галереи, башни и хоры были обновлены клеевой краской. Поврежденные фрески были оштукатурены и забелены.

Новые требования эпохи привели к тому, что в XVIII веке были нанесены новые масляные изображения поверх фресок. Спустя век новую масляную живопись расчистили. Сюжеты древних фресок были повторены.

В соборе, внесенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, были проведены реставрационные работы в наши дни. Восстановлены древние фрески, и там, где они были утеряны, оставлена живопись позднего периода.

В Соборе Святой Софии поражает синяя, глубокая лазурь на стенах храма. Как этого добивались художники по росписям храма в древности? Вот что пишет иеромонах Дионисий в труде «Ерминия, или наставление в живописном искусстве »:

«Как лазурью освещать стены.

Положи лазурь на плиту, подбавь к ней немного синели (), называемой хинти (индиго), чтобы лазурь не плесневела на стене, и сколько положил синели, столько же примешивай и стенных белил, сотри все это хорошенько и собери в чашку. Потом сперва прогрунтуй стену белилами, сваренными с льняным маслом, затем покрой черною краскою, и наконец освети лазурью. Отсвет ее делается и на черной умре и на темно-коричневой краске.»

В храме, созданном при Ярославе Мудром, имеется уникальная фреска «Групповой портрет семьи Ярослава Мудрого». На фреске Ярослав держит макет Софийского собора, рядом с князем жена Ярослава и княгиня Ирина. За Ярославом и Ириной в торжественной процессии шли сыновья и дочери. От этой большой композиции сохранились четыре фигуры на южной стене центрального нефа и две на северной.

По легенде, у фигуры Христа, к которому идет княжеская семья, стояли также князь Владимир и княгиня Ольга.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

На берегу реки Костромы, недалеко от ее впадения в Волгу в XV-м веке основан Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь с каменным Троицким собором с двумя приделами.

Фресковый цикл Троицкого собора покрывают стены, словно ковром. Они расположены в пять ярусов и весь цикл состоит из восьмидесяти одной композиции. Артель иконописцев во главе со знаменитым Гурием Никитиным и Силой Савиным расписала собор за три месяца 1685 года. Эту грандиозную работу сумели сделать 18 человек! В воображении невольно возникают картины необыкновенно самоотверженного труда артели. Написание фресок в Троицком соборе был завершающим аккордом великого мастера.

Гурий Никитин прожил свою жизнь бобылем, был аскетом и подвижником. В писцовой книге XVII века назван и двор иконника бобыля Гурия Никитина, о котором только одна фраза: «Пожитком добре худ», - то есть он был очень бедным человеком.

«Наименьший из живописцев», как в то время скромно себя величали мастера-монументалисты, расписывал стены храмов во многих городах, в том числе и в Московском Кремле: Успенский и Архангельский соборы. В кремле Ростова Великого - Успенскую и Воскресенскую церковь.

Одна из самых известных фресок Ипатьевского монастыря - «Страшный суд » на западной стене Троицкого собора. Когда входишь в храм, застываешь от удивительного зрелища этой монументального произведения. Это одна из самых древних фресок собора и датирована 1654 годом.

Пример иконописца Гурия Никитина ярко показывает какие требования предъявлялись к живописцам, создающим фрески на стенах церквей. Во всякое время художники, работающие в храмах, должны ценить свое призвание.

В наше время, когда появляется все больше храмов, на подобные работы много заказов. Цены зависят от объема работы, сложности образов. Конечно, подвижника и аскета наподобие Гурия Никитина сегодня не сыскать, но добротного художника встретить вполне возможно.

На момент написания статьи такие расценки:

От 4000 руб м2, с учетом эскизов и проектов, но без подготовки стен и лесов и до 7 000 руб м2

стоимость материалов; (~150 т руб на 1000 м2 росписи)

Надпись на стене Благовещенского Собора в Кремле послужит вдохновением для всех художников, чье призвание - монументальная роспись в храмах: «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино»

Всем творческих удач!

Наша мастерская выполнила ряд настенных росписей, по которым можно судить о высоком профессионализме иконописцев и дизайнеров, умении работать в архитектурном пространстве, сочетая строгий канон и художественную свободу. В основном иконописцы имеют высшее художественное образование. Роспись храма осуществляется на основании разрабатываемого проекта под контролем руководителя. Над проектом росписи работает коллектив художников-дизайнеров, решая стилистику и цветовое решение храма. В орнаментах росписи нет случайных цветов, каждый колер тщательно подбирается на картонах, ­делается несколько вариантов, при этом контролируется чтобы ни один орнамент не выскакивал из общего решения и гармонировал с другими орнаментами и живописными сюжетами. В отличии от многих мастерских мы не ставим задачу -

за короткий срок покрыть росписью как можно больше квадратных метров. Быстро не бывает хорошо. Большое внимание мы уделяем тому, чтобы стены были идеально подготовлены (не были рыхлые и неровные) - это как фундамент для здания.

Основные наши работы по росписи храмов приводим ниже:

Роспись стен православного храма.

Интерьер христианского храма принято украшать иконами и настенной росписью. В Византии с ранних времен была разработана система построения элементов росписи, которая мало чем изменилась и по сегодняшний день. Роспись стен православного храма имеет огромное значение для христиан. Во все времена для росписи храма привлекались лучшие мастера монументального искуссва. в росписи храма мало быть искуссным мастером в живописи, нужно уметь организовать большую поверхность стены, правильно и гармонично расположить фигуры по отношению друг к другу. Дизайнер, делающий проект росписи храма, должен грамотно, согласно с каноном, разместить сюжеты росписи и орнамент между ними по всему храмутак, чтобы все элементы росписи гармонично вписались в интерьер храма. Роспись храма должна сочетатьса с иконостасом, киотами, и другими элементами церковной утвари, создавая единую гармонию и целостность восприятия. Роспись храма должна соответствовать архитектурному стилю храма так же как и весь комплекс украшений храма. Если храм построен в византийском стиле, то и роспись храма, как и весь интерьер храма должны соответствовать данноми направлению. Если храм построен в современном классическом архитектурном стиле, то роспсь храма в византийском стиле будет выглядеть нелепо. Роспись такого храма необходимо выполнить в современном академическом стиле иконописания. Разумеетса при росписи храма в любом стиле необходимо придерживаться канонов иконописи.

Роспись храма - византийский стиль..

Роспись интерьера византийского храма в отличие от раннехристианских храмов в средневековой Европе не рассматривается как набор одельных сюжетов, как Библия в картинках". Система расположения сюжетов, стройно построенная на плоскости стены, с особой выразительностью показывала основны христианского учения, в полной мере показывала историю Ветхого и Нового Завета. Однако, роспись играла не только учительную функцию. Верующий. находясь в православном храме, не просто видит изображения росписи храма, но и сам становился как бы соучастником всех событий священной истории. При росписи храма византийские художники изображали сюжеты и изображения святых не в естественной перспективе в глубоком пространстве, а в плоскости храма, создавая впечатление присутствия святых среди молящихся. Порой при росписи храма иконописцы использовали обратную перспективу. Все изображения при росписи храма располагались в соответствии с их значимостью. Самые важные события изображались в центральных частях храма: куполе, сводах, в Алтаре. На стенах как и в иконостасе выше изображаютя праотцы и пророки, а ниже апостолы и сюжеты Нового Завета, изображающие земную жизнь Христа. На росписи нижней части храма святые более зримо присутствуют среди молящихся. При росписи храма художник изображал фон как глухую стену, дающую только небольшую глубину и дающую возможность воспринимать фигуры святых в реальном пространстве интерьера храма. Ту же роль играл и золотой фон, не дающий большой глубины, но показывающих изображения святых в неземном сиянии. Лики святых не изображались в профиль, кроме негативных персонажей. Святые на росписях и на иконах не изображались спиной. т.к. это означало его отсутствие в данном действии. Но строгая фронтальность не давала показать на росписи взаимодействие персонажей между собой. Поэтому использовался трехчетвертной ракурс изображения фигур. При росписи вогнутых поверхностей византийские иконописцы располагали фронтальные фигуры друг против друга, добиваясь те самым их взаимодествия в реальном пространстве.

Позднее. начиная с XII века в византийских и других храмах восточного православного мира роспись храма становится более насыщенной и многословной. Но общая стилистика росписи храма остается неизменной. Основа иконографического содержания византийской росписи служила образцом для росписи храмов в православных странах, особенно в росписях древнерусских храмов на протяжении всех последующих веков, несмотра на некоторые совершенствования.

К середине 9 века после окончания иконоборчества в Византии наступил расцвет церковного иконописного искусства. К тому времени сформировывается стройная богословская и художественная система росписи христианского храма. В совершенстве продуманная система росписи храма четко согласуется с архитектурой храма и составляет с ней единое целое. Роспись Софийского Собора в Киеве отображает в полной мере константинопольский стиль росписи храма. Она отражает развитие византийского стиля монументального церковного искусства и в своем времени и является образцом для большинства древнерусских храмов. Сюжетные композиции, используемые при росписи Софийского Собора, повторяются в росписях православных храмов вплоть до 16 века. В центральном куполе Софийского Собора изображен Христос Пантократор в окружении четырёх архангелов. В барабане в простенках между окнами изображены ростовые фигуры 12-ти апостолов. В парусах изображены четыре евангелиста. На арках изображены медальоны с 40 Севастийскими мучениками. На арке, отделяющей апсиду, в трех медальонах представлен Деисус - Иисус Христос, Божья Матерь и Иоанн Предтеча. На центральной апсиде в конхе - Богоматерь "Оранта", ниже - Евхаристия. На Евхаристии слева Иисус Христос причащает апостолов хлебом, справа вином. Евхаристия - символическое изображение Тайной Вечери. В нижней части апсиды изображены святители и диаконы. Они­ как бы окружают стоящий в центре Алтаря Святой Престол. Евангельский цикл отличается особой подробностью, так как направлен на просвещение новокрещенного народа. Поэтому здесь присутствует и повествовательный элемент: На столбах изображены лики первоввященников. а западных гранях, обращеных к молящимся - Благовещение Пресвятой Богородицы. Важнейшие двунадесятые праздники изображены на сводах подкупольного креста. Подобное расположение праздников на сводах ветвей креста с некоторыми вариациями встречается в росписях православных храмов по сей день. На центральных стенах изображены сцены земной жизни Христа, Страсти Христовы и события после Воскресения Христова. В левой апсиде придела Петра и Павла изображены сюжеты деяний этих апостолов. В правой апсиде придела Иоакима и Анны, родителей Богородицы, изображены сюжеты о рождении и детстве Богоматери. Две крайние апсиды в приделах Великомученика Георгия и Архистратига Михаила расписаны житиями­ этих сятых и поясными иконами. На хорах изображены: Тайная Вечеря и её прообраз - Брак в Кане Галилейской, явление Пресвятой Троицы Аврааму и Три отрока в пещи огненной. Особой достопримечательностью росписи Собора был ктиторский портрет семьи Ярослава Мудрого, постоившего храм. Он располагался на западной стене подкупольного креста. Изображение ктиторских композиций в росписях храма было широко распространенно в те времена. Ктитор - государь или знатный заказчик по строительству или росписи храма, иногда это церковный иерарх предстоит в молитвенном поклоне к Христу или Богородице. Обычным явлением было и изображение семьи строителя храма. Очень часто ктитор изображается на росписи держащим в руках макет построенного им храма. На малых куполах и нижних сводах под хорами изображены медальоны с ангелами, херувимы и серафимы. Роспись остальных столбов и стен храма изобилует изображениями ликов святых. Лестничные башни Собора, ведущие на хоры, расписаны светскими по содержанию сюжетами, похожими на росписи византийских дворцов, т.к.хоры служили местом. где молился великий князь со своей свитой.

Подобные приемы в росписи храма часто можно увидеть и в наше время.

Роспись храма академический стиль.

В 18-19 веках на Руси большинство иконописцев при росписи храмов придерживаются сюжетной и композиционной традиции византийского стиля иконописания, однако образы приобрели более живописный характер. Древняя манера иконописания сохранилась только в старообрядческой среде.
Реформы Петра I отразились на развитии церковного искусства наряду со светской живописью.Многие художники-академисты. ориентируясь на западных художников эпохи возрождения, наряду со свободным творчеством занимались росписью храмов и нарписанием икон для иконостасов. Академический стиль иконописи в это время приобретает массовых характер. Создаются иконописные мастерские, работавшие в академической манере. В 1757 году в г. Санкт-Петербурге открылась Академия художеств, которая стала центром эстетических стандартов­ для светской живописи, а так же и для церковной. Многие художники занимающие руководящие посты в Академии,занимались еще и росписью храмов и изготовлением икон для иконостасов. Большое влияние на русских иконописцев оказали мастера итальянской религиозной живописи эпохи Возрождения, в особенности Рафаэль и Микеланджело. Ф.А. Бруни (1799-1875гг). итальянец по происхождению и католик по вероисповеданию выполнил росписи и эскизы к росписям Исаакиевского и Казанского Соборов города Санкт-Петербурга. Его работы вызывали возмущение у одних современников и восторг у других. В церковном искусстве тех времен оставили свой след такие знаменитые художники как Брюлов, Боровиковский и др.

С 1875 по 1883 год художники -академисты расписывали храм Христа Спасителя в Москве. В росписи храма под руководством Бруни участвовали художники: В.П. Верещагин, Н.А.Кошелев, И.Н. Крамской, В.Е. Маковский, А.Т. Марков, Т.А. Нефф, И.М. Прянишников, Е.С. Сорокин, В.И. Суриков, Г.И. Семирадский.Роспись храма была выполнена маслом по известковой штукатурке.
­В.М. Васнецов негативно отзывался об этом периоде монументального церковного искусства, которое превратилось в натуралистическое со святыми-натурщиками. Кстати художники, восстанавливающие росписи в Новом Храме Христа Спасителя по старым эскизам, пошли еще дальше. Например на сюжетах "Тайная Вечеря" или "Вход Господень в Иерусалим" Нестеренко можно увидеть в лице апостолов вместо ликов апостолов лица друзей художника.

В конце 19 начале 20 веков древние иконы начинают почитаться как к ценные памятники старины, их коллекционируют и реставрируют. Всплеск интереса к старинной иконе способствовал изменению отношения художников-академистов к иконописанию. Возникает «неорусский» стиль в церковной живописи. Основоположником нового направления в церковной живописи стал В.М. Васнецов (1848-1926гг). В 1885-1886 годах он наряду с другими художниками выполнил роспись Владимирского Собора в Киеве. При росписи храма Васнецов ориентировался не на западных художников эпохи Возрождения, а на византийскую и древнерусскую монументальную живопись, привнеся в нее модерновый стиль. Работы Васнецова оказали огромное влияние на художников-иконописцев конца 19 и начала 20 веков.

В работе по росписи Владимирского Собора так же принимал участие и М.В. Нестеров, которому принадлежат четыре иконостаса в боковых нефах, композиции «Рождество Христово», «Воскресение Христово», «Богоявление Господне», образы Бориса и Глеба, княгини Ольги и др. Работы­ М.В.Нестерова можно увидеть на настенных росписях Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве. Нестеров, как и Васнецов, тяготеет к стилю модерн в сочетании с русской декоративностью и фольклорностью. Несмотря на живописные качества иконопись Нестерова в отличие от Васнецова ближе к картине чем к иконе.

Иконописцы нашей мастерской стремятся взять от знаменитых художников самые лучшие качества, стремясь при этом не отходить далеко от канонов древней иконописной школы.

У нас вы можете заказать роспись храма, икону или мозаичное панно. Все виды работ будут выполнены в едином стиле и иметь уникальный образ. При создании образа художник вкладывает частичку себя и своего видения. Каждый образ мы проживаем вместе. Для того, чтобы расписать храм, нужно знать каноны православной церкви и следовать им. В православном храме каждая деталь имеет определенное местоположение, символическое значение и таинственный смысл, который наиболее полно выражается в монументальной живописи (роспись храмов), иконописи или мозаике. Одухотворенные образы наглядно изображают библейскую историю, иллюстрируя догматы церкви. Храм как символ жизни вечной, и все в нем имеет свое значение. Расположение изображений в храме обусловлено своими канонами. В пределах этих канонов существует разнообразный выбор сюжетов для каждого образа и авторский стиль исполнения делают каждую фреску уникальной. Алтарь олицетворяет собой небесный мир, центральная часть храма - земной мир, видимый. Изображению Христа в православной церкви отводится высшая точка храма- купол. Господь, как создатель и творец всего мира. В барабане купола могут располагаться пророки, апостолы, ангелы или небесные чины - херувимы. На парусах сводов, с четырех сторон обычно изображают евангелистов. Как корабль движимый ветром и управляемый парусами, так и православное учение держится на записях Евангелистов, которые разошлись по всему свету и проповедовали о Христе. Роспись алтаря может иметь различные композиционные сюжеты. Часто на центральной абсиде изображают Богоматерь окруженную херувимами, как символ Царицы Небесной, милостивой заступницы за род людской. Ниже может быть изображена композиция "Евхаристия". Еще ниже в алтаре могут быть расположены святители. Роспись боковых частей алтаря (жертвенник и диаконник) более лояльна в канонах и могут отражать специфику данного храма. Средняя часть храма объединяет одновременно горний мир и земной. Небесное бытие и земная жизнь праведников, мучеников и преподобных неразрывно связаны между собой. Мученики, или столпники, как опора Церковной жизни, часто изображаются на столпах. Стены в центральной части иллюстрируют события Священной Истории Ветхого и Нового Завета. На западной стене храма канонична композиция страшного суда. Небесный горний мир на востоке противопоставлен наглядными образами расплаты за греховную земную жизнь в данной композиции. Росписи святых в храме зачастую располагаются на некотором значительном расстоянии от пола. Раньше на этих местах писали светлые полотенца украшенные орнаментом - убрусы, что символизирует почитание образов и благоговение перед святынями. Все фрески, росписи, иконы и мозаики в православном храме объединены единой системой, и являются продолжением и дополнением архитектурной части и неразрывно связаны с совершаемыми таинствами. Росписи и любое благоукрашение в православном храме призваны служить наглядным пособием священного писания, помогая каждому обрести Бога и выбрать свой путь ко спасению. Если Вам нужна роспись храма, или мозаика - напишите нам, и мы с удовольствием благоукрасим его.

Основные принципы византийской храмовой росписи

Росписи интерьеров византийских храмов в отличие от раннехристианских церквей и соборов средневековой Европы не могут рассматриваться просто как набор обособленных изображений (икон) или же простой повествовательный цикл ("Библия для неграмотных" по выражению св. Григория Великого ).

Знаменитый австрийский историк искусства Отто Демус пишет:

«В случае с храмовым убранством - той областью, в которой византийское искусство достигло, быть может, своих наибольших высот, - каждый отдельный элемент есть часть органичного, неделимого целого, построенного на основе определенных принципов. Как кажется, в классический период средневизантийского искусства - с конца IX до конца XI в. - эти принципы формируют удивительно последовательно составленную структуру, в которой некоторые параметры допустимы и даже необходимы, тогда как других избегают, поскольку не находят нужным с ними считаться. Эта система не была чисто формальной - для её создания богослов был нужен не меньше, чем художник». «Ансамбль византийской монументальной живописи существенно проиграет, если рассматривать его как сумму отдельных композиций. Эти композиции не задумывались как независимые произведения. Их создателей в первую очередь заботили взаимоотношения образов друг с другом, с архитектурным обрамлением и со зрителем ».

Осиос Лукас. Интерьер собора. XI век.

Стройная система расположения сюжетов наглядно выражала основные истины христианского вероучения, прежде всего христологический догмат, т. е. учение о Христе Спасителе . Однако, роспись играла не только учительную функцию. Пришедший в храм человек не просто разглядывал те или иные изображения, но сам становился соучастником тех или иных событий священной истории. Византийские художники добивались такого впечатления, что изображенные на стенах и сводах храма святые присутствовали не в иллюзорном живописном пространстве (такого пространства в византийской живописи не было) как бы за гранью поверхности стены, но воспринимались как находящиеся в реальном трехмерном пространстве интерьера вместе с молящимся. В соответствии с учением о иконопочитании VII Вселенского собора образы Христа и святых являют их живое настоящее присутствие, так что "честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней ".

Все изображения в храме располагались в четком соответствии с их иерархией. Важнейшие, наиболее сакрально значимые зоны храма располагались вверху – купол и свод алтаря (конха апсиды), они символизировали духовное небо. Далее шли своды храма и верхние части стен, которые обычно отводились под изображение событий евангельской истории. Наконец нижние зоны интерьера представляли собой земной мир, где среди святых пребывал и пришедший в храм человек.

Осиос Лукас. Омовение ног. Ниша нартекса.

В столичных византийских храмах изображения располагались как правило только в верхних зонах храма, тогда как поверхности стен облицовывались мрамором. Исключения составляли отдельные ниши, выделенные на плоскости стен. Наиболее часто использовавшаяся мозаика лучше всего подходила к криволинейным поверхностям купола , сводов , тромпов , парусов и ниш . Только лишь в ансамблях, создававшихся на периферии Византии (в Италии, Каппадокии, на Руси и т. д.) росписи покрывали стены сплошным ковром.

Позднее эти принципы уходят из византийского искусства. Изменяется так же и лаконичный иконографический набор сюжетов. С XII века в византийских храмах (включая и другие страны восточного православного мира) вновь усиливается повествовательное начало, росписи становятся многословны. Они насыщаются множеством новых сюжетов и сюжетных циклов. Но ключевые составляющие программы остаются при этом почти неизменны. К ним прежде всего относится верхняя зона храма и алтарь.

Особо значимые изменения происходят в палеологовский период. Дорогостоящая техника мозаики вытесняется фреской. Изменяется трактовка пространства и построение композиции многофигурных сцен. В изображении возникает некоторая пространственная глубина, впрочем все равно лишенная прямой перспективы . Менее строгим становится и набор ракурсов, фигуры становится более свободны и подвижны.

Основное иконографическое содержание византийской системы росписи продолжало служить образцом и для позднейшего искусства православных стран, в частности в росписях древнерусских храмов несмотря на все новшества последующих веков. Выработанные в Византии принципы и иконография до сих пор наилучшим образом подходят для росписи православных храмов.

Иконографическое содержание росписи раннехристианских храмов

Система росписи византийского крестово-купольного храма

Купол и тромпы собора монастыря Осиос лукас. Мозаики XI века (купол утрачен и восстановлен в технике фрески).

Дафни. Христос Пантократор. Медальон в куполе.

Наос храма Неа Мони. Евангельские сцены в тромпах и нишах. Евангелисты на парусах в основании купола.

Дафни. Тромп с мозаикой "Рождество Христово".

Притвор собора Осиос Лукас.

В середине IX века с момента окончания византийского иконоборчества наступает расцвет церковного искусства Византии. К этому времени окончательно складывается стройная богословская и художественная система монументальной декорации христианского храма. Одновременно с этим в архитектуре господствует крестово-купольный тип храма, а именно, храм типа вписанного креста, идеально отражающий идею христианского храма и соответствующий восточному обряду богослужения. Строго продуманная система росписи согласуется с архитектурой здания и составляет с ней как бы единое целое.

Константинопольский патриарх Фотий в одной из своих проповедей описал роспись построенного при нём нового храма в императорском дворце. Согласно этому описанию в куполе был изображен Христос Вседержитель в медальоне в окружении архангелов. В конхе алтаря – Богоматерь Оранта . Кроме того в храме были многочисленные изображения святых: праотцев, пророков, апостолов и мучеников. Про сцены, изображающие евангельские события (двунадесятые праздники) здесь не упомянуто, хотя и они могли уже включаться в роспись храма .

Так как памятники Константинополя средневизантийского времени утрачены, наибольший интерес представляют три мозаичных ансамбля XI в., созданных в провинции при участии столичных мастеров: собор монастыря Осиос Лукас в Фокиде 1030-40 гг., Неа Мони на острове Хиос ок. 1045 г. и монастырь Дафни ок. 1100 г. Интерьеры этих храмов представляют собой квадратное пространство (наос) перекрытое куполом на тромпах . В Осиос Лукас и Дафни наос окружен галереями с хорами . С востока к наосу примыкает алтарь , состоящий из вимы и апсид. С запада храм заканчивается одним или двумя притворами .

Иконографическая программа этих ансамблей в целом схожа:

  • В куполе располагается Христос Вседержитель, поясной в медальоне. В Осиос Лукас Христа окружают архангелы и Богоматерь (позднее повторение утраченных мозаик).
  • В барабане купола между окон - пророки.
  • В конхе алтаря в Осиос Лукас сохранилась фигура тронной Богоматери с Младенцем на коленях (аналогичная фигура IX века сохранилась в алтаре Софии Константинопольской).
  • В Осиос Лукас на боковых крестовых сводах располагались медальоны с ангелами. В отдельных нишах алтаря и храма - святители. В западной части храма на сводах под хорами ростовые и поясные в медальонах фигуры преподобных. Особый набор святых вместе с местночтимым преподобным Лукой изображен на стенах притвора.

Многофигурные сцены праздников (важнейших событий Евангельской истории) располагаются как в наосе , так и в притворе . Их число со временем возрастает.

  • В наосе праздники занимают тромпы в основании купола, ниши между ними и верхние части стен. Сцены располагаются по кругу по часовой стрелке.
  • В притворе праздники и входящие в их цикл некоторые другие сцены из Евангелия располагаются на стенах и в торцевых нишах.

Здесь могли быть изображены: Благовещение , Рождество Христово , Сретение Господне , Крещение Господне , Преображение Господне , Воскрешение Лазаря , Вход в Иерусалим , Распятие Христово , Воскресение Христово , Вознесение Господне и Пятидесятница (Сошествие Святого Духа на апостолов), а также некоторые вторичные сцены, более подробно показывающие Страсти Христовы и события по Его воскресении – Омовение ног на Тайной вечери , Снятие с креста , Уверение Фомы . При этом, некоторые композиции, например, Снятие со креста, занимают место наравне с двунадесятыми праздниками.

Купола собора святого Марка в Венеции. Мозаика "Пятидесятница" или "Сошествие Святого Духа".

Интересной особенностью является отсутствие Вознесения Христа . Его место занимает купольное изображение вознесшегося Христа Пантократора. Для византйицев того времени эти два сюжета были фактически идентичны. Повествовательная композиция Вознесения превратилась в иератический символ. Одновременное использование образа Пантократора в куполе и Вознесения в цикле праздников появится только в более поздних росписях.

  • Важнейшие из двунадесятых праздников располагались на цилиндрических сводах подкупольного креста с четырёх сторон от купола. Здесь эти изображения утрачены, но подобное расположение праздников на сводах ветвей креста будет с некоторыми вариациями использоваться в древнерусских храмах во все века, включая XVII столетие.
  • Ниже на стенах центрального подкупольного пространства евангельское повествование продолжалось сценами Страстей Христа и событий по Его воскресении. Верхний регистр занимал люнеты стен: здесь сохранились сцены: Христос перед Каиафой, Отречение Петра и Распятие. Ниже были изображены: Воскресение (Сошествие во ад), Явление Христа женам-мироносицам, Послание апостолов на проповедь, Уверение Фомы и Сошествие Святого Духа.

Отдельные повествовательные циклы располагаются в боковых апсидах:

  • В левой апсиде изображены деяния апостолов Петра и Павла, так как здесь располагался освященный в их честь придел.
  • В правой апсиде был придел Иоакима и Анны, родителей Богородицы. Здесь располагается протоевангельский цикл, содеражщий рассказ о рождении и детстве Богоматери. В основу этого цикла, очень распространенного в храмовых росписях положен текст Протоевангелия Иакова .
  • Две крайние апсиды вляются приделами великомученика Георгия и Архангела Михаила, содеража в себе сцены жития святого и деяний архангела. В конхах этих апсид - поясные фигуры св. Георгия и Архангела Михаила.

Несколько ветхозаветных и новозаветных сцен расположены на хорах:

  • Тайная Вечеря и её прообраз - Брак в Кане Галилейской .
  • Явление Троицы Аврааму и Три отрока в пещи огненной , так же прообразующие христианское таинство.

Особенностью росписи собора был почти утраченный ктиторский портрет семьи Ярослава Мудрого, строителя храма, располагавшийся на западной стене подкупольного креста. Включение ктиторских композиций в роспись храма является широко распространенной традицией. Ктитор - государь или знатный заказчик храма, иногда церковный иерарх предстоит в молитве Христу или Богородице. Обычным является изображение семьи строителя храма. Часто ктитор держит в руках модель построенного им храма.

Кроме того на многочисленных столбах и стенах храма изображено множество святых различных чинов.

Редчайший образец светской по содержанию росписи представляют собой фрески лестничных башен собора, ведущих на хоры. Сохранившиеся здесь изображения восходят к росписям византийских дворцов, так как хоры служили местом молитвы великого князя и его свиты. Таким образом и не чисто церковная, государственная или придворная жизнь занимает свое место в общей иерархии бытия .

Примечания

Ссылки

  • ЕРМИНИЯ ИЛИ НАСТАВЛЕНИЕ В ЖИВОПИСНОМ ИСКУССТВЕ, СОСТАВЛЕННОЕ ИЕРОМОНАХОМ И ЖИВОПИСЦЕМ ДИОНИСИЕМ ФУРНОАГРАФИОТОМ
  • Настенная роспись Храма Вознесения г. Павловский Посад (множество фотографий)

Литература

  • В. Д. Сарабьянов . Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М., «Северный паломник», 2002
  • Л. Нерсесян . Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря. М., «Северный паломник», 2002
  • Е. А. Анкудинова , А. Г. Мельник . Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря в Ярославле. М., «Северный паломник», 2002
  • Флоренский П. А. Иконостас. Сочинения в 4-х т. Т. 2 - М.: Мысль. 1996. С. 419−526 ISBN 5-244-00241-4 ISBN 5-244-00251-1
  • Успенский Б. А . О семиотике иконы // Труды по знаковым системам. Вып. V. Ученые записки Тартусского ун-та. Вып. 28. Тарту, 1971. С. 178−223
  • Отто Демус . Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Пер. с англ. Э. С. Смирновой. ред. и сост. А. С. Преображенский.- М.: Индрик, 2001

Сакральная живопись сегодня

Живопись - это вид изобразительного искусства, одна из главных задач которого - донести определенную информацию. Информационная функция живописи особенно актуальна, когда речь идет про роспись храмов . Сакральная живопись была актуальна во все времена, но имела разную смысловую нагрузку. В глубокой древности стены храма украшали фрески, повествующие о неких событиях и персонажах, что было необходимо для того, чтобы донести до неграмотных посетителей святых мест информационный посыл о богах и событиях, значимых для верующего человека.

Сакральное искусство или храмовая роспись вчера и сегодня - это искусство, которое сложно рассматривать исключительно с эстетической точки зрения. Каждый художник, работающий непосредственно с храмовой живописью должен не только обладать определенными профессиональными навыками и быть творцом. Для храмовой живописи первоочередное значение имеют не столько сами образы, сколько тайны сакральный смысл, вложенный в каждое изображение. Такое искусство должно быть, прежде всего, духовным, а уж потом - эстетичным. Не многим мастерам удается соблюсти определенные каноны, создать грамотное тематическое пространство и одновременно не нарушить эстетику храма. Таким образом, качественная роспись соборов должна иметь следующие черты:

. художник не изобретает художественные образы, а действует в соответствии с указаниями Отцов Церкви;
. хорошее произведение храмового искусства должно быть признано священнослужителями как соответствующее нравственно-религиозным канонам;
. иконы не являются портретами и имеют другую сущность, но благодаря особым техникам и приемам могут быть признаны достойными почитания и святыми.
Добиться такой гармонии непросто и под силу далеко не каждому творцу.

Роспись храмов и церквей

Безусловно, тесно связана с развитием и становлением светского искусства. Религиозная живопись должна не просто «радовать глаз», но изображения святых, пророков и мучеников, а также сцены из Ветхого или Нового Завета должны вести верующих по пути просветления, вызывать только положительные эмоции.

Для достижения поставленных целей сегодня используются такие приемы:
. фреска в церкви;
. иконографические сюжеты;
. роспись стен и т.д.

Все элементы храмовой росписи должны быть объединены в единую композицию, которая составляется по определенным законам. Роспись церквей в Украине сегодня является очень актуальным, так как число прихожан постоянно растет, и ежедневно создаются все новые и новые храмы, а также ведутся реставрационные работы по восстановлению святынь, разрушенных Советским режимом. Мастерами компании Голд Арт Лайн выполнено множество реставрационных работ и актуальные заказы по созданию интерьеров храмов различных конфессий. Эта работа всегда вызывает особенный трепет и определенное душевное состояние, вдохновляющее на творческие подвиги!

Если у вас возникла необходимость создать актуальную роспись храмовых сооружений, то наши мастера всегда рады такой работе и выполняют ее не только с физической, но и с духовной отдачей.