Поучение. Устами государя-псалмопевца. Князь Владимир Мономах

На вопрос напишите пожалуйста 10 уроков Владимира Мономаха заданный автором Просеяться лучший ответ это Из «Поучения» Владимира Мономаха
➊Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите ее в сердце свое и не ленитесь, но усердно трудитесь...
➋В дому своем не ленитесь, но за всем наблюдайте, не полагайтесь ни на тиуна1, ни на отрока2, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не надейтесь на воевод. Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью. Сторожей сами снаряжайте и ночью, со всех сторон расставив охрану, ложитесь около воинов, а вставайте рано. Оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись; по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.
➌Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас.
➍Везде, куда вы пойдете и где остановитесь, напойте и накормите просящего... Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте, и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Мы, люди, грешны, и если кто нам зло сотворит, то хотим его поглотить, кровь его пролить скорей.
➎Если же вам придется крест целовать, то, проверив сердце свое, целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте свое слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою.
➏Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; все, что мы имеем, дано нам на малое время. Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью, ни во что ставьте всеобщий почет.
➐Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьем; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым.
➑Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.
➒Если забудете это, то чаще перечитывайте мою грамотку, тогда и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.
➓Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее...

Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Си- роту и вдову сами на суде по правде судите; не дайте их сильным в

Обиду.

Ни правого, ни виноватого не убивайте и не позволяйте убивать, хотя бы заслуживал смерти; не губите никакой христианской души.

Когда речь ведете о чем, не клянитесь Богом, не креститесь, нет в

этом никакой нужды. Если же придется вам крест целовать (давать клятву), то подумайте сначала хорошенько, можете ли сдержать клятву; а поклявшись, держитесь клятвы … .

Епископов, попов и игуменов почитайте, принимайте от них благо- словение. Любите их и по мере сил заботьтесь о них, чтобы они мо-

Лились о вас.

Более же всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме: мы все смертны – сегодня живы, а завтра в гробу. Все, что дал нам Бог,

не наше, а поручено нам на короткое время … .

В дому своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами… На войне не ленитесь, не надейтесь на воевод ваших, не предавайтесь ни питью, ни еде, ни спанью … .

Куда приедете, где остановитесь, напоите, накормите бедного. Бо-

лее всего чтите гостя, откуда ни пришел бы он, простой ли человек, или знатный, или посол … .

Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учи-

тесь … ».

История педагогики в России: Хрестоматия

/ Сост. С.Ф. Егоров. - М., 1999. - С.34-38.


4. Согласны ли вы с утверждением, что Киевская Русь не уступала по уровню образованности Центральной и Западной Европе? Обоснуйте свое мнение.

5. Проанализируйте приведенную ниже выдержку из постановления

«Стоглавого собора» (1551 г.). Чем было вызвано решение о созда- нии в стране «училищ книжных»?

«Глава 35.О дьяцех, хотящих в дьяконы и в попы ставитися. О став- леникех хотящих в дьяконы и в попы ставитися, а грамоте мало уме- ют; и святителем их поставити – ино противно священным прави- лом, а не поставити – святыя церкви без пения будут, а православ- ные християне учнут без покаяния умирати. И святителем избирати по священным правилом … а грамоте бы умели, чтобы могли церковь божию здержати и детей своих духовных, православных кре- стьян, управити могли по священным правилом. Да о том их святи- тели истязуют с великим запрещением: почему мало умеют грамоте, и они ответ чинят: мы-деи у своих отцов учимся или от своих ма- стеров, а инде деи нам учитися негде; сколько отцы наши умеют и мастеры, по тому и нас учат, а отцы их и мастеры и сами потому же мало умеют, и силы в божественном писании не знают; а учитца им негде. А прежде сего в российском царствии на Москве, и в великом Новеграде, и по иным городом многие училища бывали, грамоте, и пи- сати, и пети, и чести гораздых много было …

Глава 36. О училищех книжных по всем градом. И мы о том по цар- скому совету соборне уложили: в царствующем граде Москве и по

Князь Владимир Мономах – чем он знаменит? Биографию великого православного монарха Вы сможете прочитать в нашей статье!

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»

Вступление переяславского князя Владимира в наследование престола его знаменитых предков, Ярослава Мудрого и Великого князя Всеволода, было для него уроком смирения. Двадцать лет ожидания и борьбы, двадцать лет напряжения душевных и умственных сил, пока, Всеволодович не приобрел подобающего зрелости спокойного рассуждения с полным преданием себя в волю Божию!

И вот тогда, когда улеглись страсти, бушевавшие в душе князя, когда лучшие качества его души настоялись, как благородное вино, и он уже стоял на пороге умудренной старости, в его руках оказалось послание киевских бояр - всего несколько строк, открывавших ему дорогу в столицу русских земель: «Князь! Приезжай в Киев! Если ты не приедешь, то знай, что произойдут большие несчастья: тогда не только Путятин двор или дворы сотских и дворы ростовщиков будут разгромлены народом, но пойдут <…> и на всех бояр, и на монастыри. Ты, князь, будешь в ответе, если народ разграбит монастыри!».


В Киеве, охваченном восстанием народа, разгромившего двор крупнейшего боярина, тысяцкого Путяты Вышатича, ожидали того, кто мог бы умирить крестьян-закупов, доведенных до отчаяния кабальными условиями займов, и заимодавцев-вотчинников. Доставленная в Переяславль гонцом грамота была не только призывом о помощи, а приглашением на великое княжение.

Решение о выборе князя «смысленные» люди из числа киевской знати и духовенства принимали в главном Соборе, перед образом Святой Софии - Премудрости Божией, с надеждой на то, что Господь просветит их и подаст им мудрое решение. Из письма видно, что представлялся составителям послания человеком, способным разрешить сложнейшие задачи правления.

В то время в русских землях не было правителя, равного ему в военном и политическом отношении. Многие годы переяславский князь был «грозой» половцев, преследуя их в южнорусских степях до самого Азова. Ему удалось справиться с задачей объединения некогда разобщенных усобицами русских князей.

В. Васнецов. Отдых великого Мономаха после охоты. 1848 г.

На Руси и за ее пределами Владимир Всеволодович был известен и как талантливый писатель, владевший слогом так же уверенно, как боевым и охотничьим оружием. Для знати имело значение и особое благородство его происхождения: наследник киевских князей, по материнской линии он приходился внуком византийскому императору Константину IX Мономаху, от которого и получил свое необычное прозвище. Одним словом, в глазах киевлян шестидесятилетний Владимир Всеволодович был воплощением мужества, благородства и мудрости, подобающих Великому князю. Он же принял Киев под свое начало и погасил раздор с истинной христианской любовью и милостью, не помянув прежних своих разочарований и обид, с которыми некогда уезжал отсюда в свою вотчину.

«Мать городов русских» - Киев - с юных лет был для князя Владимира желанным уделом. В последние годы жизни своего отца, Великого князя Всеволода Ярославича, больного и не способного уже в полной мере нести бремя государственных забот, Владимир фактически управлял государством. Однако обычай того времени не предполагал передачи великокняжеского престола от отца к сыну, если были живы старшие родственники князя. После смерти Всеволода в 1093 году киевское боярство передало киевский стол князю Святополку. Владимир же должен был удалиться в свой удел - пограничный Переяславль, где начинались знаменитые «Змиевы валы», древние укрепления, много веков отделявшие земли пахарей от «земли незнаемой», от степи, раскинувшейся на многие сотни километров. Местоположение и пограничное назначение его удела определили и поведение князя Владимира по отношению к половцам.

В период, когда киевский князь Святополк искал дружбы с могущественным половецким ханом Тугорканом, когда черниговский князь Олег Святославич укрывал в своем уделе половецкие отряды, Владимир Всеволодович был последовательным сторонником объединения русских князей с целью отражения половецких нашествий. Он-то и был главным вдохновителем знаменитого решения, провозглашенного на Любечском съезде князей: «Отселе имеемся в едино сердце и блюдем Рускые земли; кождо да держить отчину свою». - Удельный князь, Владимир Всеволодович, по существу, принял на себя ответственность за русские земли, подобающую великому князю.

Вести о его победе над половецкими ордами за Сулой и о большом походе на половецкие «вежи», о победах у Зарубинского брода над Тугорканом доходили до отдаленных уголков Руси, и народ слагал былины, где в «Тугарине Змеевиче» легко узнать Тугоркана, а в «Идолище Поганом» - Итларя. Под водительством князя Владимира состоялись общие походы русских князей против половцев в 1103, 1109, 1110, 1111 годах. Русские дружины отвоевывали половецкие города на Северском Донце, вынуждали половцев отходить за Дон и за Волгу в степи Северного Кавказа и Южного Урала, а в некоторых битвах брали в плен по 20 половецких ханов…

Уже первые мероприятия князя Владимира Мономаха оправдали ожидания киевлян: он погасил мятеж, дополнив существовавший уже свод законов - «Русскую Правду» - особым Уставом, существенно облегчавшим положение горожан и снижавшим проценты выплат по займам; при нем и его сыне Мстиславе был создан наиболее полный свод законов - «Пространная Русская Правда», урегулировавший вопросы собственности, наследования, правового положения женщин, ограничивавший права князя по отношению к боярству.

Среди повседневных забот Великий князь не забывал о главном: о содействии объединению русских княжеств. На всем протяжении своего правления он полагал основанием для единства, прежде всего, единоверие. Православие было для него тем «стержнем», который соединял русских людей сильнее, чем самые заманчивые посулы ищущих союза с ним иноверцев. Не случайно князь проявил и особую заботу о прославлении первых русских мучеников, молитвенников за Русь перед Богом - . Погибшие от руки вероломного брата Ярополка, расчищавшего путь к власти, эти святые были примером христианского миролюбия и единения для всех русских князей. Их житие предостерегало от грехов вражды, корысти и разделения. Но, пожалуй, самым ярким выражением устремления князя Владимира Мономаха к христианскому образу жизни и правления стало его знаменитое «Поучение».

«Поучение» Владимира Мономаха

Как жить по правде Божией

«Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и

по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться». Такими словами начинает князь Владимир свои наставления к потомкам.

И главной для всех его наставлений становится мысль об этической ответственности государя. Верховная власть рассматривается им отнюдь не как основание для самовозвышения, а как своего рода «послушание», налагающее на правителя обязанность быть неукоснительным исполнителем евангельского закона.

Истины Нагорной проповеди и предшествовавшие ей моральные правила, которые нашли отражение в Псалтири царя и пророка Давида, служили ему источником вдохновения. Отношение к Святому Писанию у князя было отнюдь не «начитательным». «Поучение» являлось собранием опытно пройденных истин. Мономах писал о том, что пережил сам, в силе чего убедился.

Основа основ: «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, - это ведь начало всякого добра». Страх Божий - это память о Боге, о Его моральном законе, о том, то для Него нет ничего сокрытого. Он видит каждого из людей, и в конце жизни всех ожидает суд по делам. Все погрешны, и поэтому так важна милостыня - поданная добровольно, во Славу Божию, с любовью она искупает множество грехов…

Предвидя, что сомнение может поколебать решимость его потомков жить в точности по заповедям среди жестокого мира, приводит в ободрение им слова Псалтири: «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей». То есть, не сравнивай себя с другими, не стремись подражать живущим неправедно, помни о Боге. И тут же напоминает о том, что украшает юность: о скромности, целомудрии, чести. Молодому человеку пристало «…есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится». Как красиво и как достойно: держи глаза к низу, а душу устремляй ввысь! То есть, береги зрение: через него приходят соблазны; храни себя, помня о том, что носишь в себе образ Божий, и вся твоя жизнь - путь к Отечеству Небесному!

Особенно же Владимир Мономах заповедует молодым быть почтительными: «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев» , и это не случайно: доброе имя приобретается еще в юности, как и добрые друзья.

Напоминает князь и о справедливом рассуждении, необходимом для правителя: «Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу. Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте». И не только к правым, но и к виновным, князь призывает оказывать милость и снисхождение: «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души». И этот «урок» не раз был пройден им самим.

Один из самых красноречивых примеров княжеского великодушия - то, как Мономах обошелся со своим заклятым противником князем Олегом, ставшим виновником гибели одного из его сыновей, муромского князя Изяслава и вероломно покушавшегося на жизнь другого - Мстислава * . Памятником на века осталось письмо князя Владимира к Олегу, в котором напоминание о правде Божией и о суде превозмогает законное, казалось бы, желание справедливости:

«Меня, - поясняет киевский князь, - принудил написать к тебе сын мой, которого ты крестил и который теперь недалеко от тебя: он прислал ко мне мужа своего и грамоту и говорит так: сладимся и примиримся, а братцу моему суд пришел; не будем ему мстителями; возложим все на Бога; пусть они станут пред Богом, мы же русской земли не погубим. Я послушался и написал; примешь ли ты мое писание с добром или с поруганием, - покажет ответ твой. Отчего, когда убили мое и твое дитя перед тобою, увидавши кровь его и тело его, увянувшее подобно едва распустившемуся цветку, отчего, стоя над ним, не вник ты в помыслы души своей и не сказал: зачем это я сделал? Зачем ради кривды этого мечтательного света причинил себе грех, а отцу и матери слезы? Тебе было бы тогда покаяться Богу, а ко мне написать утешительное письмо и прислать сноху мою ко мне… она тебе не сделала ни добра, ни зла; я бы с нею оплакал мужа ее и свадьбу их вместо свадебных песен. Я не видел прежде их радости, ни их венчания; отпусти ее как можно скорее, я поплачу с нею заодно и посажу на месте, как грустную горлицу на сухом дереве, а сам утешусь о Боге. Так было и при отцах наших. Суд пришел ему от Бога, а не от тебя! Если бы ты, взявши Муром, не трогал Ростова, а прислал бы ко мне, мы бы уладились; рассуди сам, тебе ли следовало послать ко мне или мне к тебе? Если пришлешь ко мне посла или попа и грамоту свою напишешь с правдою, то и волость свою возьмешь, и сердце наше обратится к тебе, и будем жить лучше, чем прежде; я тебе не враг, не мститель».

И вот тогда истинно христианская кротость князя Владимира смогла положить предел усобице, завершившейся братским соглашением на Любеческом съезде.

…Добрые истины «Поучения» Мономахова: избегай лени, праздности, расслабления и пьянства, за которыми приходит бедность и душевная пустота. Из древности доносятся слова великого князя, полные любви и правды Господней. Драгоценное наследие Руси православной.

В молодые годы не лишенный горячности и честолюбия, свойственных большинству князей того времени, по вступлению в возраст «мужа совершенна» Владимир Мономах воплотил в своем правлении лучшие черты христианского государя: защиту веры, хранение братства и мира, милость к бедным, великодушное прощение соперников, помня о том, что земная жизнь - это только подготовка к Вечности, где Сам Господь будет выбирать князей для Царства Неветшающей Славы.

*Олег считал Муром своей «отчиной», поскольку его отец Святослав, являясь князем Черниговским, одновременно был и на княжении в Муроме, и проигнорировав приглашение на совет в Киев в мае 1096 г., где участники собирались «сойтись и положить поряд», в сентябре того же года нанес удар по Мурому: 6 сентября Изяслав Владимирович был убит в сече.

** Молодой князь Мстислав Владимирович правил в Новгороде, и был любим жителями города. Захватив после Мурома и Суздаль, Олег намеревался совершить поход и на Новгород. И тогда новгородский князь опередил его, выступив в поход и изгнав Олега из ростово-суздальской земли, не являвшейся его наследием. Лицемерно приняв предложение о заключении мира, князь Олег решил внезапно напасть на Изяслава, чем поразил современников, поскольку Изяслав являлся его крестником, и такого рода действия справедливо рассматривались как преступление против совести, явное нарушение заповедей. К счастью, новгородцы оказались предусмотрительны и вместе с ростовцами и белозерцами обратили Олега в бегство на р.Колакше.

Проблема детской беспризорности существовала на Руси издавна. Причин для того было предостаточно. Многочисленные нашествия и войны, пожары и неурожаи, приводившие к гибели населения страны. К чужой беде и в древности русские люди были небезразличны. Широко известны слова Владимира Мономаха: "Всего же более убогих не забывайте". И русский человек привечал "сирых и убогих", среди которых было немало детей, их почитали, защищали. Часто они кормились у монастырей и храмов.
В конце XVII в. были сделаны попытки создания Государева Указа о государственном содержании и обучении сирот. Однако дальше благих намерений дело не пошло, так как не имело под собой экономической основы.
Петр I, будучи радикальным правителем, решил покончить с таким неприглядным явлением как нищенство. Он строго приказал возвращать беглых посадских людей назад. Его Указ от 30 ноября 1691 года гласил: "...ссылать посадских людей в те же города и посады, из коих они пришли, а дворцовых крестьян в дворцовые волости, а помещичьих и вотчинников крестьян отдавать помещикам и вотчинникам. А буде те люди впредь объявятся на Москве... бить кнутом и ссылать в ссылку в дальние сибирские города". Преследовались не только нищие, просящие милостыню, но и люди, подающие ее: "заказывать, чтобы бродящим нищим милостыню никто не давал, а те, кто ослушается, таких хватать, приводить в Монастырский приказ и брать с них пеню по указу" (из распоряжения главы Монастырского приказа от 1705 г.). Однако даже в суровые петровские времена дети из бедных семей могли получать поддержку в виде образования.
Народ не понимал и не принимал преследований бездомных и нищих, считал это дело противоестественным и безбожным. Бездомные, калеки, убогие и юродивые всегда считались людьми Божьими. Недаром дворяне и солдаты, посланные на поимку нищих, жаловались, что у них нищих отбивают, а их самих бьют.
В начале XVIII в. репрессивные меры против бездомных и нищих постепенно начали сменяться конструктивными решениями. Например, предписывалось: "По всем губерниям учинить шпиталеты для самых увечных, таких, которые работать не могут..." (Указ от 31 января 1712 года). Всего с конца XVII века до 1775 года вышло около 70 указов касающихся нищенства. В основном они сводились к тому, что нищенство следует запретить, нетрудоспособных поместить в богадельни, детей в приюты, а работоспособных привлечь к труду или мобилизовать в армию. Это ясно указывает на намерение государства разрешить проблему бродяжничества и нищенства.
Позднее, в XVIII в., государство расширило систему детских приютов и воспитательных домов, в которых сироты не только жили, но и получали образование. В кадетских корпусах наряду с детьми из богатых дворянских семей воспитывались дети-сироты из бедных дворянских семей. Государственная поддержка общественных начинаний была закреплена законодательным актом от 7 ноября 1775 г., получившим название "Учреждение для управления губерний Всероссийской империи". В каждой самоуправляемой территории России создавались особые административные органы - приказы общественного призрения, в обязанность которым вменялось создание народных школ, сиротских домов, больниц, богаделен, домов для неизлечимых больных и т.д.
Кроме государства большую роль в социальной поддержке сирот играли частные жертвователи, выделявшие значительные средства на создания приютов. Самым представительным из них было Ведомство учреждений императрицы Марии, названное так по имени супруги императора Павла I. В конце XVIII и на протяжении XIX вв. строительство частных больниц и приютов для бедного населения стало делом престижа. Сначала дворянская аристократия - крупные землевладельцы, а затем промышленники и купцы вкладывали средства в благотворительные дела, стремясь зарекомендовать себя в глазах общественности. Небольшие приюты, в которых находили себе место дети-сироты, часто создавались при церквях и монастырях.
Таким образом, в России в начале XIX в. была создана государственная система приказов общественного призрения, а также довольно широко разветвленная сеть благотворительных обществ и учреждений. В 1837 г. в России разработано "Положение о детских приютах". В 1855 году в Ведомстве императрицы Марии состояло уже из 365 учебных и благотворительных заведений их количество продолжало расти, достигнув к концу века 500. В них обучались десятки тысяч детей обоего пола; в 40 больницах Ведомства ежегодно проходило лечение свыше 40 тысяч больных. Годовой бюджет Ведомства к этому времени достигал 13 миллионов рублей. В 1866 г. был принят закон об исправительных приютах для несовершеннолетних. Можно сказать, что в XIX в. по всей России было создано множество приютов, в которых воспитывались сироты и дети из бедных семей. а к 1900 году их число превышало 500. В воспитательных домах, в приютах, в богадельнях проживало свыше 60 тыс. человек.
Октябрьская революция, гражданская война, всеобщая разруха привели к значительному росту числа беспризорных детей. К 1925 году их численность достигла 200 тысяч, причем 90 тысяч нуждались в экстренной помощи. Детская преступность выросла: из 45 тысяч преступлений, совершенных детьми, 75% на совести беспризорников (треть из них были рецидивистами).
Прошло 80 лет. В настоящее время в нашей стране более трех миллионов беспризорных детей.
По материалам, собранным организацией "Врачи без границ" Санкт-Петербургского регионального общественного благотворительного фонда помощи детям-сиротам "СОДЕЙСТВИЕ"

Воспитательное кредо данного периода четко просматривается в «Поучение князя Владимира Мономаха детям», в котором написано: « . Все же более убогих не забывайте. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Старых чти, как отца, а молодых как братьев. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, оттого ведь душа погибнет и тело. Что имеет хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь».

Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старым быть почтительными, к сверстникам - приветливыми. Богу надо угождать не отшельничеством, не монашеством, не постом, а добрыми делами. Обращаясь к людям, Владимир Мономах советовал им учиться, ссылаясь на своего отца, который знал иностранные языки. Свои советы он давал всем, кто «примет в сердце свое грамотицу».

Христианство значительно повлияла на общее распространение знаний и грамотности. Священнослужители, выполняя Божию волю, активно влияли на эти процессы. Так, святой митрополит Киевский Михаил благословлял учителей и давал наставления, как правильно вести обучение. В Новгороде, Смоленске и других городах были организованы школы и училища при кафедрах епископов для обучения детей грамоте. Постепенно в разных городах Руси священники стали обучать грамоте при церквях, школах и училищах детей всех сословий. Со временем не только священники, но и люди нецерковного звания - «мастера грамоты» - начали обучать детей.

Мальчики получали образование у священников или «мастеров», женское образование было сосредоточено преимущественно при женских монастырях. В конце XI века в одном из женских монастырей Киева было создано женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу.

К середине 11 в. в Киеве уже появились начитанные, обладавшие широкими знаниями знатные люди: Ярослав Мудрый, его дети, окружение. Во время своего правления (1019-1054) Ярослав Мудрый открывал школы не только в Киеве, но и в Новгороде, Переяславле, Суздале, Владимире, Муроме, Ростове и др. Цель обучения в школах освоение книжной мудрости. Необходимо отметить, что школы «ученья книжного» представляли собой повышенную по сравнению с простым обучением грамоте ступень образования. В них особое внимание отводилось тривиуму, включавшему грамматику, риторику и диалектику, что было характерно для школ этого типа в Западной Европе того времени.

Прошли «книжное учение» многие деятели культуры того времени: писатели, летописцы, переводчики и переписчики книг, проповедники и образованные «книжники». Известна повышенная школа, организованная в Киево-Печерском монастыре для «книжного учения» монахов. Из этой школы вышло несколько десятков представителей высшего духовенства.

Грамматика, судя по сочинениям хорошо известного на Руси Иоанна Дамаскина, включала в себя учение о восьми частях речи, сведения по этимологии, о грамматических категориях, о поэтической образности языка. Важное место отводилось риторике-обучению навыкам красиво говорить и писать. Под диалектикой в то время подразумевали главным образом начала философии. Простое обучение письму, чтению и счету осуществлялось чаще всего «мастерами грамоты» и было их основным ремеслом. Мастер мог иметь несколько учеников, которые и составляли «училище».

Знакомство с грамотой происходило с помощью буквослагательного метода, заимствовано из византийской школы. В качестве материала использовали бересту. На бересте «писалом» выцарапывали тексты. Первые берестяные грамоты относятся к 10-11 в. О том, чему и как учили мастера грамоты, косвенно свидетельствуют берестяные грамоты новгородского мальчика Онфима (13 в.). Онфим выучился 26-буквенному алфавиту, который был достаточен для записи речи, ведения торговых и деловых записей, но не достаточен для «учения книжного», основанного на 43-буквенном алфавите.

При обучении элементарной математике прибегали к образным примерам, пальцевому счету. В знаменитой «Русской Правде» (XI век) - юридическом памятнике Киевской Руси - обнаружены математические задачи, представляющие в совокупности учебное пособие для приобретения навыков в вычислительной практике и хозяйственных расчетах. Они делались с помощью счетного устройства типа греческой абаки.

На древнерусской абаке (прототипе позднейших счетов) мелкими предметами (например, вишневыми и сливовыми косточками) откладывались числа в уровнях, идущих параллельными рядами снизу вверх: на нижнем - единицы, среднем - десятки, затем - сотни и т. д.

Книжная мудрость осваивалась по «изборникам» (хрестоматиям) энциклопедического характера. Таков например «изборник Святослава» (1073). Это был курс семи свободных искусств, где давались материал для запоминания и ответы, вводившие в круг христианских идей и представлений. Краткий и сравнительно легкодоступный курс помогал овладеть элементами знаний в духе византийской образованности.

Обучали не только правилам чтения (определенный темп, трехкратное повторение пр.), но и искусству делать книги. Учебник изготовлял собственный изборник, т.е. выполнял работы переписчика, иллюстратора и переплетчика.

На протяжении 10-11 вв. письменность проникла во все слои населения. Очень большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Они фактически представляли собой крупнейшие центры образования того времени. Зачинателем таких монастырских центров считается русский просветитель и религиозный деятель Сергий Радонежский (1314-1391). В них учились не только лица, готовившиеся к принятию духовенства, но и просто желающие овладеть грамотой и читать книги. При монастырях получили элементарное образование и воспитание значительное число русских людей.

В этот период именно в среде монахов постепенно укреплялось отрицательное отношение к рациональному знанию, наукам о внешнем мире, строгое следование формуле апостола Павла, который полагал, что все человеческое знание исходит от Бога. Если в западноевропейских университетах, открывавшихся в это время, обучение преследовало цели вооружения учащихся инструментами познания, то в монастырях Руси сложилось отношение к книжным знаниям как к духовному сокровищу, которое следует накапливать. На Западе формировалось стремление понять и исследовать Священное писание, а на Востоке - следовать ему. Не собственное мышление ученика, а послушание ценилось в монастырских кругах на Руси.