Портал "дивное дивеево". Большая христианская библиотека

«Удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего» (Ек. 11:10).

«Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир» (Пр. 15:15).

«Благословение Господне — оно обогащает, и печали с собою не приносит» (Пр. 10:22).

«Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22).

«Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10).

Печаль — это чувство грусти и скорби, душевной горечи; забота и беспокойство.

Печальный — испытывающий чувство печали, грустный; исполненный печали; вызывающий и навевающий печаль

Печалиться — скорбеть, горевать, жалеть, тужить, огорчаться, грустить, сохнуть, плакать, болеть, скучать (В. Даль).

В противоположность радости, знаменующей спасение и присутствие Божие, печаль есть горький плод греха, отделение нас от Бога. Ее видимые причины бывают различны: испытание, означающее, что Бог скрывает свое лицо; жена, приводящая в уныние своей сварливостью; плохо воспитанный сын; друг, ставший врагом; собственное безрассудство, лукавство сердца и злословие окружающих. Печаль есть следствие греха, радость — плод спасения (Словарь библ. богословия, с. 778).

Печаль подавляет сердце, угнетает дух, иссушает кости даже больше, чем болезнь. Отсюда советы мудрых: «Не предавайся печали душою твоею» (Сир. 30:22), «удаляй от себя печаль, убившую многих» (Сир. 30:24), а также и «заботу, которая прежде времени приводит старость» (Сир. 30:24) (Словарь библ. богословия, с. 779).

Печаль Иисуса Христа

Тот, Кто берет на Себя грех мира должен был нести на Себе необъятность людской печали и не быть ею раздавленным. Подобно пророкам, Он скорбел об ожесточении фарисеев (Мк. 3:5), Он плакал над нечувствием Иерусалима, не узнавшего часа своего посещения (Лк. 19:41). Иисус печалился не только о судьбе избранного народа; евангелист Иоанн рассказывает, как Он прослезился, когда смерть постигла Его друга Лазаря (Ин. 11:35) (Словарь библ. богословия, с. 780).

Печаль, грусть и тоска укорачивают жизнь (турецкая народная мудрость).

Не предавайся печали душою твоею и не мучь себя своею мнительностью.

Не давай печали сердцу своему, ибо «печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10) (Ефрем Сирин).

Печаль снедает сердце человека (Ефрем Сирин).

Сатана злоумышленно старается опечалить многих, чтобы отчаянием ввергнуть их в геенну (Ефрем Сирин).

Всякая печаль, которая по видимости не заключает в себе ничего запрещенного, однако не способствует и благочестию, есть житейская, а значит гибельная (Василий Великий).

Бодрствуй против духа печали, ибо он простирает многие сети, чтобы уловить тебя.

Душа, объятая печалью, не может ничего здравого ни говорить, ни слушать (Иоанн Златоуст).

Почему «печаль мирская производит смерть»? Потому что чрезмерная печаль обыкновенно доходит или до сомнения, или до пагубного богохульства (Иоанн Златоуст).

От печали рождаются недовольство, малодушие, раздражительность, отчаяние (Иоанн Кассиан Римлянин).

Люби душу твою, утешай сердце твое и удаляй от себя печаль; она многих убила, а пользы от нее нет.

Как правило, источник наших печалей — наши заблуждения (Ж. Массийон).

Есть род печали, которой непременно суждено обратиться в радость. Такой печалью является печаль о Господе (Ин. 16:20).

Корни деревьев горьки, а плоды их весьма приятны. Так и печаль по Боге приносит нам великую радость. Кто часто молился со скорбью и слезами, те знают, какую получали они радость, как очищали совесть, как восставали с благою надеждой (Иоанн Златоуст).

Что тяжелее печали? Но когда эта печаль по Боге, она гораздо лучше мирской радости. Эта радость обращается в ничто, а печаль ведет к спасительному покаянию (Иоанн Златоуст).

Где печаль ради Бога, там будет и вечная радость (Нил Синайский).

Печаль по Боге не ввергает человека в отчаяние, напротив, утешает его, внушая ему: «Не бойся, снова прибегни к Богу: Он благ и милосерд, Он знает, что человек немощен, и помогает ему».

Печаль по Боге должны иметь все те, кто согрешил пред Господом, но обратился и кается. Печалиться, повторяю, должны, что Бога, Который есть вечная Любовь и Благость, оскорбляли злыми делами. Должны были Его почитать, но бесчестили беззаконной жизнью. Должны были Его более всего любить, но не любили; должны были слушать, но не слушали. Такова истинная печаль по Боге, которую верная душа имеет не из страха мук, следующих за грехи, но из-за того, что она оскорбляла Бога. И эта-то печаль есть печаль по Боге; которая «производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7:10). За эту печаль апостол хвалит коринфян и радуется о ней: «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога» (2 Кор. 7:9). Так опечалился апостол Петр, когда отрекся от Христа «и вышед вон, плакал горько» (Мф. 26:75). «Петр, — говорит Златоуст, — когда отвергся Христа, не от страха муки плакал, но потому, что отрекся от Любимого, что было ему горше всякой муки» (Тихон Задонский).

Истинная христианская печаль — печаль в том, что христиане имеют высокое и небесное призвание, но не могут жить достойно этого призвания по немощи плоти; что называют Бога Отцом, но не могут так совершенно, как требует долг, любить Его и угодить Ему; получают от Него неизреченные благодеяния и надеются в будущем веке получить их еще больше, но достойно отблагодарить Его не могут. «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» (Пс. 115:3). Эта печаль им полезна и приятна Богу, ибо «жертва Богу-дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19). Такая печаль нужна всякому христианину, ибо такой печалью исправляется и обновляется растленное естество (Тихон Задонский).

И радость, и печаль христианские должны быть иными, нежели у сынов этого века. Они не должны печалиться о том, что не имеют в этом мире благополучия, не имеют богатства, славы, чести, что мир их ненавидит, гонит и озлобляет. Этой печали они должны противиться, изгонять ее и не давать ей места в сердце своем Даже должны радоваться этому, ибо так и познается, что они не чада мира

сего, но чада Божий, как говорит Христос: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:19). Ибо кто печалится о том, что не имеет любви и почитания в этом мире, тот показывает, что любит мир, о земном мудрствует, к земному прилепляется, что противно вере христианской (Тихон Задонский).

Когда лишишься богатства, чести, славы, печалью их не можешь возвратить. Когда разлучился с женой или отцом, с матерью, братом или другом и об этом печалишься, этого тоже не возвратишь печалью. Видишь, что печаль мира сего бесполезна. Одна только печаль по Боге полезна, ибо душеспасительна, ибо очищает душу от грехов (Тихон Задонский).

Кто с чистым намерением ищет Бога, тот страшится, чтобы не прогневать Его.

Тому, чей разум развлекается многим, невозможно преуспеть в познании Бога и в любви к Нему (Григорий Нисский).

Невозможно искать Бога и вместе славы, чести и богатства (Тихон Задонский).

Сердце человеческое не может быть раздвоено, оно прилепляется к Создателю или созданию (Тихон Задонский).

Наша излишняя печаль — это привязанность к земному. Без печали мы не знали бы радости утешения в Господе.

Печаль роняет в душу семена радости, которые потом вырастают в плод утешения.

"Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению".

(2 Кор. 7, 10)

Святитель Иоанн Златоуст:

Корни деревьев горьки, а плоды их весьма приятны. Так и печаль по Боге принесет нам великую радость. Кто часто молился со скорбью и слезами, те знают, какую получали они радость, как очищали совесть, как восставали с благою надеждой.

Что тяжелее печали? Но когда эта печаль по Боге, она гораздо лучше мирской радости. Эта радость обращается в ничто, а печаль ведет к спасительному покаянию.

Преподобный Нил Синайский:

Где печаль ради Бога, там будет и вечная радость.

Преподобный авва Исаия:

Трезвись против духа, наводящего печаль на человека: он распростирает многие сети, чтобы уловить тебя и ввергнуть в расслабление. Печаль по Боге приносит радость и утверждает человека в воле Божией.

Печаль по Боге не ввергает человека в отчаяние, напротив, утешает его, внушая ему: "Не бойся, снова прибегни к Богу: Он благ и милосерден. Он знает, что человек немощен, и помогает ему".

Печаль в разуме Божием, снедая сердце, удерживает чувства его от увлечения грехом, а трезвение противостоит лукавым помыслам и охраняет ум от небогоугодных движений.

Преп. Исаак Сирин:

…печаль умная (о грехах и неисправностях своих) превосходит и телесный труд.

Сердце, исполненное печали о немощи и бессилии в делах телесных, явных, заменяет собою все телесные дела.

Дела телесные без печали ума - то же, что и тело неодушевленное.

Печаль ума - драгоценное Божие даяние. Кто переносит ее, как должно, тот подобен человеку, носящему в членах своих святыню.

Человек, который дал волю языку своему говорить о людях и доброе и худое, недостоин сей благодати.

Не тогда будем печалиться, когда поползнемся в чем-нибудь, но когда закосневаем в том, потому что поползновение бывает часто и с совершенными, а коснение в нем есть совершенное омертвение. Печаль, какую чувствуем при своих поползновениях, вменяется нам благодатию вместо чистого делания. Кто, в надежде на покаяние, поползнется вторично, тот лукаво ходит пред Богом; на сего неведомо нападает смерть, и не достигает он времени, в которое надеялся исполнить дела добродетели.

Святитель Тихон Задонский:

Полезна печаль и из-за страха геенны, чтобы не впасть в нее. Затем и в Святом Писании как о Вечной Жизни, так и о геенне сказано нам человеколюбивым Богом, чтобы мы избегали геенны, а Вечную Жизнь получили. Имеют и истинные христиане, и святые страх Суда Божия и геенны, но этот страх побеждают верой и молитвой, ибо Христос пришел, чтобы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола" (Евр. 2, 14). Но печалятся и сожалеют особенно потому, что из-за немощи плоти не могут угодить воле Божией так, как требует слово Божие. Поэтому вздыхают и молятся Небесному Отцу: "Остави нам долги наша" (Мф. 6, 12).

Печаль по Боге должны иметь все те, кто согрешил перед Господом, но обратился и кается. Печалиться, повторяю, должны, что Бога, Который есть вечная Любовь и Благость, оскорбляли злыми делами. Должны были Его почитать, но бесчестили беззаконной жизнью. Должны были Его более всего любить, но не любили; должны были слушать, но не слушали. Такова истинная печаль по Боге, которую верная душа имеет не из страха мук, следующих за грехи, но из-за того, что она оскорбила Бога. И эта-то печаль есть печаль по Боге, которая "производит неизменное покаяние ко спасению" (2 Кор. 7, 10). За эту печаль апостол хвалит коринфян и радуется о ней: "Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога" (2 Кор. 7, 9). Так опечалился апостол Петр, когда отрекся от Христа "и выйдя вон, плакал горько" (Мф. 26, 75). "Петр,- говорит Златоуст,- когда отвергся Христа, не от страха муки плакал, но потому, что отрекся от Любимого, что было ему горше всякой муки".

Истинная христианская печаль - печаль о том, что христиане имеют высокое и небесное призвание, но не могут жить достойно этого призвания по немощи плоти; что называют Бога Отцом, но не могут так совершенно, как требует долг, любить Его и угодить ему; получают от Него неизреченные благодеяния и надеются в будущем веке получить их еще больше, но достойно отблагодарить Его не могут. "Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?" (Пс. 115,3). Эта печаль им полезна и приятна Богу, ибо "Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Пс. 50, 19). Такая печаль нужна всякому христианину, ибо такой печалью исправляется и обновляется растленное естество.

И радость, и печаль христианские должны быть иными, нежели у сынов этого века. Они не должны печалиться о том, что не имеют в этом мире благополучия, не имеют богатства, славы, чести, что мир их ненавидит, гонит и озлобляет. Этой печали они должны противиться, изгонять ее и не давать ей места в сердце своем. Даже должны радоваться этому, ибо так и познается, что они не чада мира сего, но чада Божии, как говорит Христос: "Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир" (Ин. 15, 19). Ибо кто печалится о том, что не имеет любви и почитания в этом мире, тот показывает, что любит мир, о земном мудрствует, к земному прилепляется, что противно вере христианской.

Когда лишился богатства, чести, славы, печалью их не можешь возвратить. Когда разлучился с женой или отцом, с матерью, братом или другом и об этом печалишься, этого тоже не возвратишь печалью. Видишь, что печаль мира сего бесполезна. Одна только печаль по Боге полезна, ибо душеспасительна, ибо очищает душу от грехов.

Преп. Макарий Оптинский:

Пишешь ты, что живешь во всяком нерадении и много грешишь, а покаяния не имеешь, других осуждаешь; поэтому ты еще не ощутила того в чувстве сердца, что ты грешна, а только языком произносишь сие слово. Постарайся в чувстве сердца иметь себя грешну, от сего стяжешь и смирение, не станешь других судить, а паче не подлежащих твоему суду, стяжешь и покаяние с умилением. Святой Исаак Сирин учит, что "печаль мысли о своих грехах не дается тем, кои других осуждают" (Слово 89). "Человек, отрешивый уста свои на человеки, о благих и злых, не достоин сея благодати" (т. е. чувства скорби о грехах своих). Итак, постарайся же блюсти язык свой от осуждения, а мысль обращать к памяти своих грехов, о чем и молитва наша есть: "Господи и Владыко живота моего... даруй ми зрети моя согрешения, и не осуждати брата моего..." О чем просить, надобно понудить себя к тому и на делание, тогда будет и плод. Царствие Божие не в словеси, а в деле.

Правила нужны и полезны... по силе нашей исполнять: ибо от количества оных и качества сподобляемся, но не надобно полагаться при исполнении оных, что в них-то и есть наше спасение. Это есть паче гордость и к прелести ведет. Но даже и при упущении чего от немощи, буде кто смущается, должен познать в себе чрез сие тайную гордость; потому что полагал только в оном свое спасение. А святой Исаак Сирин пишет в 89 Слове: "Сердце исполнено печали о немощи и бессилии о телесных деяниях явных, исполняет место всех телесных дел. Делания телесные, кроме печали мысли, - якоже тело бездушно есть". "Печаль мысли есть даяние честно от Бога, и носяй ту, якоже подобает, есть якоже человек, носяй во удесех своих святыню. Человек, отрешивый язык свой на человеки, о благих или злых, несть достоин благодати сия". И св. Иоанн Лествичник в 7 Слове пишет: "какие бы великие жительства мы ни проходили, но если болезненного сердца не стяжем, то все оные делания наши притворны суть и суетны".

Древний Патерик:

Два брата, будучи побеждены блудною похотью, согрешили с женщинами. После же стали говорить друг другу: что пользы для нас в том, что мы, оставив ангельский чин, впали в нечистоту и должны будем идти в огонь и мучение? Пойдем опять в пустыню. Придя в нее, они просили отцов назначить им покаяние, исповедав то, что сделали. Старцы оставили их в затворе на год, и обоим поровну давали хлеб и воду. Когда исполнилось время покаяния, они вышли из заключения, и отцы увидели одного из них печальным и совершенно бледным, а другого - с веселым и светлым лицом и подивились этому. Они спросили печального брата: "Какими мыслями ты был занят в келлии своей?" - "Я думал,- отвечал он,- о том зле, которое я сделал, и о муке, в которую я должен идти, и от страха "кости мои прильпнули к плоти моей" (Пс. 101, 6). Спросили они другого: о чем ты размышлял? Он ответил: "Я благодарил Бога, что Он исторг меня от нечистоты мира сего и от будущего мучения и возвратил меня к этому ангельскому житию, и я радовался". Старцы сказали: покаяние того и другого равно перед Богом.

Св. Феофан Затворник:

Печаль по Бозе, по коей, с одной стороны, он желает разрешиться, чтобы со Христом быть, чтобы скорее пришло для него царство Божие, с другой - сетует о неполноте славы Божией в себе и других, отчего проливает слезы в беспрерывных почти чувствах покаяния. Таково свойство любящего, что ему хочется быть пред лицом любимого; оттого скорбно, если живуще в теле отходит от Господа. Отсюда само собою видно, что порядок жизни человека-христианина, или образ его деятельности, должен соответствовать сим двум коренным направлениям - самоотвержению и любви. Оно так и есть по изображению святых.

Вопрос . Что значит: «печаль по Бозе» , и «печаль мира сего» ?

Ответ . «По Бозе» , когда огорчен кто тем, что пренебрежена заповедь Божья, по написанному: «Ужас (слав. пер.: печаль) овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой» (Псал.118, 53) ; а «сего мира» , когда огорчающее есть что-нибудь человеческое и достойное мира.

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Свт. Иоанн Златоуст

Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть

«Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» . «Вот почему, – говорит, – хотя я и раскаивался, прежде нежели увидел весь плод и пользу от послания, но теперь не раскаиваюсь». Таким (плодом) была печаль по Бозе. Рассуждая теперь о печали, он показывает, что она не всегда бывает горькою, а только когда делается печалью по миру. А что значит: «печаль по миру» ? Когда печалишься об имуществе, о славе, об умершем, – все это печаль по миру. Потому она и причиняет смерть. Кто печалится о славе, тот завидует, и по необходимости часто доходит до гибели. Такою печалью печалились Каин и Исав. Итак, под печалью по миру он разумеет ту, которая вредит самим скорбящим. Только одна печаль о грехах полезна; и это ясно видно из следующего. Скорбящий о потере богатства не вознаграждает тем убытка; скорбящий об умершем не воскрешает его; скорбящий по причине болезни не только не избавляется от болезни, но еще усиливает ее. Только скорбящий о грехах приобретает пользу от скорби, потому что истощает и истребляет грехи. Печаль есть врачевство, приготовленное на этот один случай; поэтому здесь только имеет она силу и оказывает пользу, в других же случаях вредит.

«Но и Каин, – скажут, – печалился потому, что Бог не благоволил к нему». Нет, не по этой причине, а потому, что видел брата своего сияющим (добродетелями). Иначе, если бы он сетовал по той причине, ему надлежало бы соревновать и сорадоваться брату; а он, напротив, в скорби своей обнаружил печаль по миру. Не так скорбели Давид, Петр, и каждый из праведников, почему и угодили Богу, скорбя о грехах или своих, или чужих. Правда, что тяжелее печали? Но когда она бывает печалью по Боге, то является гораздо лучше мирской радости: эта последняя обращается в ничто, а та «производит неизменное покаяние ко спасению». В ней и то достойно удивления, что никто из скорбящих ею никогда не раскаивался, тогда как раскаяние наиболее свойственно мирской печали. В самом деле, что вожделеннее родного сына? И что горестнее смерти его? Однако же отцы, которые во время сильной горести не принимали никакого утешения и сами себя терзали, после раскаиваются в том, что без меры скорбели, поскольку сознают, что не только не получили оттого никакой пользы, но еще более себя расстроили. Не такова печаль по Боге! Напротив, она имеет двоякое преимущество: во-первых, то, что не заставляет сожалеть о том, о чем скорбишь, и, во-вторых, то, что самая печаль обращается во спасение. Обоих этих преимуществ лишена печаль мирская. В ней скорбят ко вреду, и после сильной скорби осуждают себя же, а это и служит сильнейшим доказательством того, что скорбящие ею только вредят себе. Совсем противоположны (следствия печали) по Боге; а потому сказал (апостол), что она «производит неизменное покаяние ко спасению» . Никто не станет осуждать себя за то, что скорбел, плакал и сокрушался о грехе. Вот почему и блаженный Павел, говоря об этом, не имел нужды приводить посторонние примеры в подтверждение сказанного и из ветхозаветной истории представлять скорбевших, а указывает на самих коринфян и из того, что они делали, заимствует доказательство, чтобы вместе с похвалами дать им и наставление, а равно и более привлечь к себе.

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.

Однако я удивляюсь, как Бог, изначально наделив человека печалью вследствие греха, разрешает отрицание отрицанием и изгоняет осуждение осуждением? Послушай же, каким образом… Бог грозит жене и, налагая наказание за преступление, говорит ей: в печали будешь рождать детей (Быт. 3:16) , и показал плод греха - печаль . Но, о Прещедрый! Что Он дал в наказание, то преложил во спасение. Грех породил печаль, печаль уничтожила грех, и, как червь, рождаясь от древа, подтачивает само это древо, так и печаль, родившись от греха, уничтожает грех, действуя через покаяние .

Поэтому и Павел говорит: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению . Благая печаль - у искренно кающихся, и грешникам подобает сокрушение о грехе. Сокрушайся о грехе, чтобы не оплакивать наказание, оправдайся перед судьей, прежде чем придешь на суд. Или ты не знаешь, что все желающие убедить судью заботятся об этом не в ходе заседания, но прежде, чем войти в суд, - или через друзей, или через покровителей, или каким-то иным способом заботятся о судье? Стало быть, и относительно Бога следует убеждать судью не во время судебного заседания, но до времени суда возможно склонить судью.

О покаянии.

Свт. Григорий Палама

Не удивляйтесь, если я назвал печаль «медом», – потому что она является тем, о чем опять же Павел говорит, что – «печаль яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасете соделовает» . Потому что как для имеющих пораненный язык, предложенный мед представляется горьким, когда же вылечится от повреждения, тогда воспринимается как сладчайший, так и страх Божий, на основании евангельской проповеди зарождающийся во внимающих душах, действительно причиняет скорбь, когда раны грехов еще покрывают душу, когда же эти раны перестают быть, излеченные покаянием, тогда души вместо сего восприемлют евангельскую радость, согласно реченному Спасителем: «И печаль ваша в радость будет» (Ин.16:20) . Какая печаль? – Та печаль, которую испытали Ученики Господни при утрате Господа и Учителя; которую испытал Петр при отречении от Него; которую испытывает всякий благочестивый, каясь о своих согрешениях и опущениях, сделанных вследствие нерадения о добродетели. Во что и мы впадая, будем винить не иного кого, как только самих себя; ибо ни Адаму, когда он преступил заповедь, никакой пользы не принесло перемещать вину на Еву, как ни ей, в свою очередь, – на началозлобного змия; потому что нами, созданными Богом самовластными и приявшими самодержавную власть над страстями, т.е. внутреннее руководящее начало души, отнюдь никто не владеет и не может силой принудить нас. Итак, вот, в чем заключается спасительная печаль о Бозе: винить себя самих, а не иного кого в том, что мы сами греховно совершили, и скорбеть о том и, чрез исповедь наших грехов и тяжкое сокрушение о них, умилостивлять Бога.

Омилия 29, имеющая своей темой исцеление расслабленного в Капернауме.

Свт. Тихон Задонский

Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает; а сего мира печаль, смерть соделовает

Что есть печаль ради Бога и истинное сожаление, из следующего примера познать можем. Два человека одному своему благодетелю досадили и оскорбили, и оба жалеют и скорбят о том, и просят у него прощения за то. И хотя внешнее дело их равным кажется, но внутренняя скорбь и печаль неравна. Один скорбит и просит прощения у оскорбленного, боясь какого зла от него, или чтобы впредь его милости не лишиться; другой, все прочее оставляя, того ради сожалеет и просит прощения, что благодетеля своего, которого должен любить и почитать, несмысленно опечалил. Видишь, христианин, что двух этих человек дело внешнее равно, но внутреннее неравно, ибо от неравного сердца происходит. У одного сердца любовью к благодетелю исполнено, а у другого самолюбием страдает. У одного правое, а у другого неправое сердце. У одного печаль и смиренное прошение от любви происходит, у другого – от самолюбия. Один печалится о благодетеле своем оскорбленном, другой скорбит о себе и своей корысти. Один, хотя бы и не хотел мстить ему оскорбленный, или хотел и мстил, однако сожалел бы об оскорблении, и стыдился, и сожалеть не преставал, и эту печаль совершает в нем любовь, живущая в сердце его. Другой не печалился бы и не скорбел, если бы не думал, что может пострадать от какого его зла. Этот пример научает нас, что есть истинное сожаление и печаль ради Бога. Многие христиане, пришедшие в чувство, сожалеют о грехах своих, которыми величество Божие прогневали, но сокрушаются не ради иной какой причины, как только того ради, что им следует мука, грешникам уготованная. Сия печаль происходит от самолюбия, как это всякий может видеть, ибо жалеют о следующей погибели своей, а не о Боге, грехами их разгневанном и оскорбленном. Таковые, если бы не ожидали за грехи последующей казни, и если бы возможно было вовеки в мире жить и всегда грешить, никогда бы грешить не преставали. Ибо престают они от грехов не ради Бога, но ради страха своей погибели. И так неправота сердца, самолюбие и лукавство сердца познается. Ибо все мы ради Бога творить должны, от зла уклоняться и добро творить. Как Бог все в нашу пользу творит, так мы все во славу Его творить должны. Это есть правота сердечная. Неистинное и неправое сожаление – сожалеть и сокрушаться ради страха геенны, но требуется от христианина лучшее и совершеннейшее. Может и сия печаль началом быть истинной печали ради Бога, ибо таковым страхом может человек возбудиться и познать свое заблуждение, и так прийти к печали ради Бога, и таких примеров довольно находим в истории церковной, но назвать то истинною ради Бога печалью невозможно. Иное печалиться о себе и своей пагубе, иное ради Бога, грехами обесчещенного и разгневанного, как это всякому видно, и пример приведенный показывает. Истинное же сожаление и печаль ради Бога в том состоит, чтобы христианину сокрушаться и сожалеть не ради лишения вечной жизни и последующей во аде казни, но ради того, что он Бога, Создателя, Искупителя и Промыслителя своего, Которого должен более всего почитать, любить и слушать, не почитал, не любил и не слушал более всего, но, напротив, себя, мир и грех более Его любил. Сия есть истинная печаль ради Бога. Об этом печалиться христианину должно, что он не отдавал Богу должного. Такую печаль имеющий, хотя бы и вечной жизни и геенны не было, будет печалиться, плакать и стыдиться, и сам себя ругать. Такою печалью сокрушенная душа всякую обиду, от ближнего нанесенную, с радостью простит; все противное и горькое, в мире этом приключающееся, усердно претерпит; и всего, как временного, так и вечного наказания достойною себя признает, ведая, что как нет ничего большего и лучшего, превыше Бога, так нет такой казни, которой бы недостойна была за оскорбление и бесчестие величества Божия. Такая печаль от любви происходит, и есть истинная, христианская, праведная ради Бога печаль. Таковая печаль, без сомнения, получает отпущение грехов, сколько бы их ни имел человек, получает же ради неизреченного человеколюбия Божия и пролитой пресвятой Крови Христовой. Кто кающийся эту печаль имеет, тот причисляется благодатью Христовою к сынам Божиим, которым наследие вечной жизни уготовано. Сынам свойственно печалиться за оскорбление отца своего, а не за страх наказания.

Об истинном христианстве. Книга II.

Свт. Феофан Затворник

Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает; а сего мира печаль, смерть соделовает

«Посему, говорит, хотя и раскаивался, прежде нежели увидел плод и пользу послания, но теперь не раскаиваюсь, или плодом была печаль по Бозе» (святой Златоуст). Печаль же по Бозе вот что производит: спасение. Печаль по Бозе есть скорбь и болезненное сокрушение сердца, когда при помышлении о Боге и своих к Нему отношениях сознают себя виновными пред Ним безответно. Такое сознание поражает страхом суда и осуждения; страх же сей заставляет искать верного исхода из горького своего положения. Как такого исхода другого нет, кроме сердечного раскаяния с твердою решимостию жить прочее по ведомой воле Божией неуклонно, то к Нему и прибегает печалящийся по Бозе; а это то же значит, что вступить верною ногою на путь спасения. Вот почему и сказал Апостол: печаль по Бозе покаяние нераскаянно во спасение соделовает .

Покаяние нераскаянное означает покаяние с твердою решимостию не возвращаться вспять; или покаяние, в совершении которого никто не раскаивается, несмотря на немалые жертвы, которых оно требует, потому что тотчас опытом узнает, коль великое благо приносит оно с собою.

Этой спасительной печали противополагает святой Павел печаль мирскую убийственную, говоря: а сего мира печаль смерть соделовает . Печаль мира есть печаль из-за потерь славы, чести, имущества, утех, расстройства житейских или гражданских дел, вообще из-за чего-либо земного, этою жизнию ограничивающегося, спасения же и вечности не касающегося. Все эти печали убивают горем и поражают безотрадностию. Когда блага земные отнимаются, то лишаемый их так себя имеет, что у него будто душу вынимают. По Бозе же печалящийся, хотя тоже глубокою скорбию поражается, но скорбь сия всегда растворяется благонадежием помилования: ибо всему свету известна Божия готовность принимать кающегося. Оттого печаль по Бозе не убивает, а оживляет, не смерть причиняет, а из смерти извлекает и в живот переводит.

Святой Златоуст пространно рассуждает о сих двух печалях. «Что значит печаль мира сего? – То, когда печалишься об имуществе, о славе, об умершем; все это печаль мира, а потому и причиняет смерть. Кто печалится о славе, тот завидует и часто доходит до неизбежной гибели. Такою печалию печалились Каин и Исав. Итак, под печалию мира он разумеет ту, которая вредит самим скорбящим. Ибо одна печаль о грехах полезна, и сие ясно видно из следующего. Скорбящий о потере богатства не вознаграждает тем убытка; скорбящий об умершем не воскрешает его; скорбящий по причине болезни не только не избавляется от болезни, но еще усиливает ее. Только скорбящий о грехах приобретает пользу от скорби: ибо истощает и истребляет грехи. Печаль есть врачевство, приготовленное на сей один случай; здесь только имеет она силу и оказывает пользу, в других же случаях вредит. Правда, что тяжелее печали? Но когда она бывает печалию по Бозе, тогда гораздо лучше мирской радости, ибо радость сия обращается в ничто, а та печаль покаяние нераскаянно во спасение соделовает . В ней и то достойно удивления, что никто из скорбящих ею никогда не раскаивается, тогда как раскаяние наиболее свойственно мирской печали. Ибо что любезнее родного сына? И что горестнее смерти его? Однако отцы, которые во время сильной своей горести не принимали никакого утешения и сами себя терзали, после раскаиваются в том, что без меры скорбели; и не только не получили от того никакой пользы, но еще более себя расстроили. Не такова печаль по Бозе! Она имеет двоякое преимущество: не заставляет раскаиваться в том, о чем скорбишь; самую же печаль обращает во спасение. Обоих сих преимуществ лишена печаль мирская. В ней скорбят ко вреду и после сильной скорби негодуют на себя; а сие и служит сильнейшим доказательством того, что они, скорбя, вредят себе. Совсем противоположны следствия печали по Бозе. Никто не станет себя обвинять за то, что скорбел, плакал и сокрушался о грехе».

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Свт. Лука Крымский

Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть

Печаль бо яже по Бозе покаяние нераскаянно во спасение соделовает, а мира печаль смерть соделовает (2 Кор. 7:10). Это глубокие-глубокие слова святого апостола Павла из его Второго послания к Коринфянам. Нужно вникнуть в эти слова: что такое печаль яже по Бозе и что такое печаль мирская?

Печаль ради Бога - это то настроение, с которым жили все святые, это прежде всего тяжкая-тяжкая скорбь о своих собственных грехах. Это также непрерывная скорбь о том, что мы видим в мире: что люди нечестивые, не верующие во Христа, живут так, как научает их жить сатана; они и знать не хотят пути Христова. Печаль по Бозе - печаль о той неправде, о воровстве, убийстве, разврате, лжи - страшной лжи, всё пропитывающей лжи, среди которой жили и живут люди всех исков. Печаль по Бозе - печаль об участи наших детей, нашей молодежи, которая не знает ничего о Боге, которая живет без Бога.

Вот эта печаль, печаль о том, что и мы сами часто сходим с пути Божия, печаль, что весь мир идет по пути, далекому от Христа, - покаяние нераскаянно во спасение соделовает . Она рождает постоянное, неизменное покаяние, рождает чувство виновности перед Богом, виновности нашей собственной и виновности тех несчастных нечестивых людей, которые нас окружают. Эта печаль, эта скорбь, эти слезы о нас самих, о близких наших приводят нас к покаянию.

И живем мы в этом святом и спасительном чувстве покаяния, живем среди молитвы о нас самих, о собственном недостоинстве, о ближних наших и о далеких, о всех несчастных, не ведающих Христа. Покаяние нераскаянно во спасение соделовает . Созидается наш дух могуществом молитвы покаянной, молитвы слезной, молитвы о всех.

А мира печаль смерть соделовает . Что такое печаль мирская ? Это печаль тех, кто целью жизни ставит только утехи мира сего, только свое благосостояние в этой земной жизни, которые знать не хотят о пути спасения, ничего не ведают о духовной жизни, которые не молятся, ни во что не верят, а верят только в золотого тельца, в богатство, которое дает им блаженство и благополучие в этой жизни.

И таких людей часто-часто постигает печаль. Их предположения, направленные к тому, чтобы обеспечить свое земное благосостояние, рушатся, как карточные домики. Бывает и хуже; бывает и так, что в поисках благосостояния эти несчастные вступают на путь преступлений и их постигает полная катастрофа. Обнаруживаются их неправда и преступление, обнаруживается, что для своей утробы попирали они благосостояние своих ближних, попирали интересы государства, - и их постигает страшная кара: они попадают в тюрьму, в ссылки, в изгнание.

Но и это еще полбеды. Еще не страшно попасть в тюрьму, в изгнание. Страшно, что ждет их смерть вечная, погибель вечная. Нет, поэтому и сказано, что печаль мирская, печаль о благах мира, смерть соделовает. Бойтесь же этого слова, бойтесь идти по этому пути печали мирской, которая смерть соделовает. Живите среди печали по Бозе, среди святых слез о своем собственном недостоинстве, и о погибших несчастных людях, среди которых живете, - и получите спасение вечное. Аминь.

Спешите идти за Христом. Печаль яже по Бозе и печаль мирская.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть

Ибо печаль, которая по Боге , оживотворяет скрытую мертвенность, а печаль мира (мирская забота) умерщвляет живых.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.

Прп. Амвросий Оптинский

Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть

Нераскаянно - значит, если человек не обращается вспять от покаяния и благочестивой жизни. Этой печали вредят смущение, от тонкой гордости происходящее, и отчаяние, наводимое врагом нашим. Печаль же, по мирским причинам бывающая, весьма вредна. Она, по слову апостола (2 Кор. 7:10) , смерть соделовает не только душевную, но иногда и телесную, если человек сильно предается оной, оставив упование на Бога. Печаль мирскую производят три причины: похоть плотская и похоть очима и гордость житейская (1 Ин. 2:16) , которые, по слову апостола, не суть от Бога, но от мира сего .

Письма.

Блж. Августин

Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть

Тот, кто печалится ради Бога , печалится от раскаяния в своих грехах. Печаль о собственной несправедливости производит справедливость. Во-первых, пусть не нравится тебе то, что ты из себя представляешь, чтобы стать тебе таким, каким ты не являешься. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению . Покаяние ко спасению , говорит он. Но какому спасению ? Тому, в котором не раскаиваются. А что это означает? То, что ты не будешь уже раскаиваться. Ибо мы вели жизнь, в которой нам нужно было раскаиваться: мы вели жизнь, заставлявшую нас раскаиваться. И мы не способны перейти в ту жизнь, в которой нет раскаяния, иначе, как через раскаяние за неправедную жизнь. Неужели, братья, вы найдете навоз в просеянной пшенице? Между тем такого блеска, такого вида, такого великолепия пшеница достигает с помощью навоза - такая мерзость стала путем к великолепию… Итак, братья мои, как я сказал, подходящее место для навоза приносит плод, неподходящее ведет к нечистоте… Навоз в нужном месте, он здесь не напрасно, он несет плоды. Это действительно время плодотворной печали: мы можем оплакивать нашу смертность, обилие искушений, зломышления грешников, коварство страстей, борьбу вожделений с добрыми помыслами. Давайте печалиться, давайте об этом грустить!

Проповеди.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть

Рассуждает о печали и показывает, что печаль не всегда есть зло, но только тогда, когда бывает по миру, то есть об имуществе, славе, об умерших. Ибо такая печаль производит смерть , непременно уже душевную, а часто и телесную, ибо чрез это многие погибли. Если же кто добровольно скорбит о грехах, то скорбит ради Бога ; ибо врачевство это приготовлено на случай сей одной болезни, для произведения неизменного покаяния (ибо никто из скорбящих ею никогда не раскаивался в том) и для избавления человека от душевной смерти.

Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст

Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть

Очевидно, что тот, кто печален по причине своего прегрешения, ради Бога печален; страдает ведь, поскольку совершил ненавистное Богу. Это относится к неизменному покаянию ко спасению. А печаль мирская производит смерть . Так говорит Павел в сопоставлении с печалью ради Бога , которая производит жизнь, поскольку тогда раскаиваются и надеются на милосердие Бога. Печаль же мирская в этом смысле производит смерть . Грешник опечален, поскольку заслужил наказание, и не имеет никого, на милосердие которого мог бы надеяться; и если даже к настоящему моменту не нашлось обвинителя, известно, что суда Божия он избежать не сможет.

На Послания к Коринфянам.

Священник Иоанн Павлов

27. О двух видах печали, по святому апостолу Павлу

У апостола Павла, во втором его послании к Коринфянам, есть такие слова: «…печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть». Эти слова апостол обращает к христианам греческого города Коринф, которых незадолго перед этим он расстроил и опечалил своим предыдущим письмом, известным из Нового Завета как «Первое послание к Коринфянам». В этом письме святой апостол довольно строго обличил коринфян в некоторых грехах и нестроениях, имевших место в их Церкви. Отправив обличительное письмо, апостол Павел уже начал сожалеть о написанных им резких словах, но в это время из Коринфа к нему прибыл апостол Тит, который и рассказал Павлу, какое действие произвело на коринфских христиан его послание - сначала оно действительно опечалило их, но потом из этой печали родилось покаяние, ревность по Богу и пламенное желание исправиться. Для апостола Павла не могло быть ничего приятнее, чем весть, что Церкви, им основанные, преуспевают в христианской жизни, и потому он много радовался о том, что рассказал Тит. И вот он пишет Коринфской Церкви второе послание, где и содержатся его слова о двух видах печали: печали по Богу - спасительной и богоугодной и печали мирской - губительной и богопротивной.

Итак, что же такое печаль по Богу, печаль ради Бога? Печаль ради Бога - это глубокое осознание и печаль о своей греховности и удалении от Бога. Все мы, потомки падшего Адама, являемся существами падшими и поврежденными, все удалены от Бога и лишены небесной славы. Различие между Адамом до его падения и после него - как между человеком здоровым, сильным и богатым и каким-нибудь бездомным нищим инвалидом - глухим, слепым и слабоумным от рождения. Адам и Ева родили детей после падения, и это состояние поврежденности, эту страшную болезнь они передали своим потомкам, то есть всему человечеству. Со времени Адама каждый из нас рождается в состоянии глубокой поврежденности и ущербности, в состоянии удаленности от Бога и умерщвленности для всего духовного.

Люди чаще всего не видят этого горестного состояния, не чувствуют своего падения, подобно как не чувствует и не сознает своего состояния человек, лежащий в реанимации в глубокой коме. Здоровые люди, его окружающие, сознают это, переживают и плачут о нем, сам же он не чувствует своей беды. Вот и все мы, являясь живыми и здоровыми для нашего мира и сознавая себя таковыми, не сознаем и не чувствуем, что для мира духовного, для Бога и вечности мы мертвы и непригодны - как не пригоден лежащий в реанимации человек для жизни среди здоровых людей. Те же, кто увидит и осознает эту свою беду, конечно, будут глубоко скорбеть, сокрушаться и проливать слезы о своем падении, о своей болезни и гибели. Такая скорбь и сокрушение как раз и есть то состояние, которое апостол Павел называет «печалью по Богу», и оно есть состояние спасительное, потому что за ним следуют покаяние и очищение, а за покаянием и очищением - приближение к Богу. Почему и говорят святые отцы, что почувствовавший и увидевший свои грехи лучше тех, кто сподобился видеть Ангелов и молитвой своей воскрешает мертвых…

Печаль по Богу носили в себе все святые и праведники. Сознавая глубину своего повреждения и удаления от Бога, эти люди не предавались отчаянию, но из греховной бездны вопияли к Богу о спасении. «Из глубины воззвал к Тебе, Господи… изведи из темницы душу мою», - так молился, так вопиял к Богу святой царь и пророк Давид. То есть он видел себя погибающим в глубине темной бездны, заключенным в страшной темнице и оттуда взывал к Богу о спасении.

Кроме молитвы о спасении, печаль по Богу рождает покаянный плач. Первый, кто дает пример такого плача, есть сам наш прародитель Адам. Когда Адам пал и был изгнан из Рая, то на нашей земле, вдали от Бога и славы Божией, он проливал горькие слезы о Рае, который потерял. Вот как говорит об этом преподобный Силуан Афонский: «Адам, отец вселенной, в Раю знал сладость любви Божией и потому, когда был изгнан из Рая за грех и лишился любви Божией, горько страдал и с великим стоном рыдал на всю пустыню. Душа его терзалась от мысли: «Любимого Бога я оскорбил». Не так жалел он о Рае и о красоте его, как о том, что лишился любви Божией, которая ненасытно каждую минуту влечет душу к Богу… рыдал Адам, и слезы лились по лицу его на землю, и вся пустыня слушала стоны его; звери и птицы замолкали в печали, а Адам рыдал, ибо за грех его все потеряли мир и любовь… И эта скорбь его была велика, как море, и понять ее может только тот, чья душа познала Господа и как много Он нас любит».

Покаянные слезы - это не просто слезы, они являются особого вида молитвой. Святитель Игнатий Брянчанинов в одной из своих книг писал, что, когда покаяние вселится в глубину сердца, тогда оно преобразуется в плач, который есть вместе и молитва, ибо ум молится словами, а сердце молится плачем. О таком плаче псалмопевец говорит: «Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому… слезы мои были для меня хлебом день и ночь…» То есть святой царь Давид проливал слезы день и ночь, и эти слезы стали для него как бы пищей и хлебом.

Адаму в его плаче подражал не только Давид, но и все святые, проливавшие великие слезы о своем удалении от Бога. Не случайно лики святых часто изображаются со следами многих слез. Именно об этих людях сказал Спаситель: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Освятившись через покаяние и плач, святые взошли на небо, где обрели вечное утешение, непреходящую славу.

В отличие от печали по Богу, печаль мирская есть состояние вредное и гибельное. Она, по слову апостола, производит смерть души, убивает душу. Что такое печаль мирская? Это когда мы печалимся и скорбим о земных вещах - земном богатстве, славе, наслаждениях. Когда скорбим, что мало денег, что не можем себе купить, например, машину, или модную одежду, или дорогой компьютер, или еще что-то в этом роде. Или когда сильно переживаем о потере каких-нибудь земных благ и выгод. Например, престижная, хорошо оплачиваемая работа досталась другому, и мы из-за этого впадаем в уныние. Или в заграничную командировку направили вместо нас кого-нибудь еще - и мы глубоко это переживаем. Или, например, ученик претендовал на золотую медаль, но в последний момент ее отдали другому, - и вот он, а также и его родители впадают в самую настоящую депрессию.

Мирская печаль иссушает душу, лишает ее жизненных сил, убивает ее. Происходит это потому, что скорбь о мирском удаляет душу от источника жизни - Бога, привязывает ее к земному и тленному. Так печалятся не знающие истинного Бога язычники, которые думают только о богатстве, удовольствиях и выгодах земных, и, если случится им потерять что-либо из этого, сильно смущаются, скорбят и унывают.

Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше, говорит Христос. Если для нас сокровищем являются материальные блага, если мы слишком высоко их ценим и боимся потерять, то это значит, что сердце наше привязано к земле, принадлежит тленному веку сему, а не Христу. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей», - говорит святой апостол Иоанн. И жития святых - и древних, и новых - учат нас тому же. Вот известная история о преподобном Евпрении: «Однажды обкрадывали авву Евпрения: он помогал ворам выносить из кельи то, что там находилось. Воры вынесли все и, забрав вынесенное, пошли. Только жезл старца остался в келье. Старец, увидев это, опечалился. Взяв жезл, он пошел за ворами и отдавал его им, но они не хотели принять его по подозрению в действии старца какого-нибудь умысла против них. Старец, встретившись с людьми, шедшими по той же дороге, упросил их взять жезл и передать его ворам...»

А вот слова преподобного Силуана, святого уже нашей эпохи: «Не будем скорбеть о потери имущества; это маленькое дело. Меня этому еще родной отец научил. Когда случится в доме беда, он остается покоен. После пожара ему говорили: «Ты, Иван Петрович, погорел», а он отвечает: «Бог даст, поправлюсь». Однажды мы шли мимо нашего поля, и я сказал ему: «Смотри, у нас воруют снопы»; а он мне говорит: «Э, сынок, Господь нам уродил хлеба, нам хватит, а кто ворует, стало быть, у него нужда есть». Я, бывало, ему скажу: «Ты подаешь много милостыни; а вот там лучше нас живут, а дают меньше»; а он мне скажет: «Э, сынок, Господь нам даст». И Господь не посрамил надежды его».

Из этих примеров видно, что святые и праведники имели печаль по Богу и не имели печали мирской. Невозможно одному человеку иметь обе печали - одна из них изгоняет другую: не можем мы, по слову Евангельскому, служить двум господам. Преподобный Исаак Сирский говорит, что человек, который любовью к миру облекся в мир, не сможет облечься в Бога, пока не оставит мир.

Итак, не будем, братия и сестры, привязываться к миру и мирским благам, не будем слишком скорбеть о потере материального имущества. Мы имеем Евангельскую заповедь искать прежде всего Царствия Божия, необходимые же земные блага Господь нам даст. Печалиться и скорбеть мы должны о своих грехах, об удалении от Бога и от христианского совершенства. Ибо такая печаль, по неложному слову апостола, является источником неизменяемого, постоянно действующего покаяния, которое нас освящает, освобождает от греха и приводит на небо. Аминь.

Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда.
2 Коринфянам 7: 9-10
Павел пишет это церкви, а не миру. Покаяние необходимо не только миру, но также и Церкви. В вышеуказанном стихе употребляется слово "покаяние", которое происходит от греческого слова metanoia, что означает "изменение разума". Бог хочет, чтобы мы не просто раскаялись в совершенном грехе, а чтобы наше сердце и разум изменились настолько, чтобы мы уже даже в мыслях не мирились с таким образом жизни. Он хочет, чтобы мы покаялись в характере, порождающем грех.
Покаяние - это больше, чем просто попросить прощение за то, что мы сделали. Павел сказал о том, что есть печаль, которая приводит не к покаянию, а скорее к смерти! Не вся печаль ради Бога. Не все слезы вызваны искренним раскаянием. Можно много плакать без искреннего раскаяния.
Из вышеупомянутого стиха мы видим, что существует печаль (мирская), которая ведет к смерти, и другая печаль (ради Бога) — которая ведет к жизни. В чем же различие между "печалью ради Бога и мирской печалью"? Ответ очень простой: мирская печаль побуждает вас смотреть на себя, в то время как печаль ради Бога — на Иисуса. Мирская печаль беспокоится о последствиях в результате греха, а не о том, что грех отделяет человека от сердца Бога. Когда человек больше обеспокоен тем, как совершенный им грех повлияет на его положение в обществе и на работе, благосостояние или репутацию — это не печаль ради Бога. Такая печаль эгоистична. Она еще больше ожесточает сердце человека! Это в конечном счете ведет к смерти!
Чтобы проиллюстрировать это различие, исследуем жизнь и мотивы царей Саула и Давида. В 1 Царств 15 говорится о том, что Бог приказал царю Саулу атаковать Амалика и полностью разрушить все, что у них было. Он должен был убить мужчин, женщин, детей и новорожденных младенцев, их волов, овец, верблюдов и ослов. Саул пошел на войну; однако он оставил в живых царя и пощадил самых лучших овец, волов, ягнят и все хорошее, не желая полностью истребить их. Тогда было слово Господа к пророку Самуилу о том, как Саул не послушался Его воли. Самуил пришел, чтобы обличить Саула во грехе, потому что в сердце Саула не было раскаяния. Саул защищался, настаивая на том, что он выполнил все, что Бог сказал ему. Тогда Самуил конкретно указал на те вещи, которые Саул не исполнил, и когда Саул увидел, что Самуил прав, он оправдал себя и обвинил во всем людей. Но Самуил объявил Саулу о том, что именно он не послушался слова Господнего. Когда Саул понял, что больше винить некого, он сказал: "Я согрешил; но почти меня ныне пред старейшинами народа моего и пред Израилем, и воротись со мною, и я поклоняюсь Господу, Богу твоему" (1 Царств 15:30). Он признал свой грех, как многие, когда их прижимают к стенке. Однако это была мирская печаль, потому что он беспокоился о разоблачении перед старейшинами и людьми, а не о том, что он согрешил против Бога. Он беспокоился о сохранности своей репутации и царства. Его мотив: эгоистичные амбиции. В конце концов царство, которое он так сильно старался защитить своими собственными силами, было отторгнуто от него. Он боялся мнения людей больше, чем Бога! Это происходит с теми, кто ищет выгоды для себя!
Теперь посмотрим на царя Давида. Давид совершил прелюбодеяние с Вирсавией, женой Урии Хеттеянина, верного слуги Давида. Когда Давид узнал, что в результате этой связи она забеременела, а ее муж не хочет идти домой, чтобы быть с нею в то время, как его люди находятся на поле боя, Давид посылает Урию на передовую и приказывает Иоаву отступить от него, чтобы враги смогли его убить. Давид совершил прелюбодеяние и предумышленное убийство, чтобы скрыть свой грех. Позже к нему приходит пророк Нафан и обличает его в грехе. Когда его грех был открыт, Давид сказал Нафану:
"Согрешил я пред Господом" (2 Царств 12:13). Оба и Саул, и Давид исповедали, что они согрешили, но Давид понял, против кого он согрешил, и пал ниц в раскаянии. Давид не заботился о том, что могут подумать его старейшины или народ Израильский; его волновало только то, что думает Бог. Он знал, что ранил сердце Бога. Он возопил: "Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал..." (Псалом 50:6). Давид был мужем по сердцу Бога, в то время как Саула больше беспокоило его царство. Давида поддержала его любовь к Богу, а Саул был разрушен своей любовью к себе.
Будучи еще подростком, я попал в зависимость от греха сексуальной похоти. Большинство американских мужчин также связаны похотью. Я не освободился от этого, когда я принял Иисуса Христа. Это продолжало мучить меня. Вновь и вновь я приходил к Богу, умоляя Его простить меня. Я думал, что когда женюсь, это все пройдет само по себе, но, к сожалению, это не произошло. Я очень любил свою жену, но эта зависимость препятствовала нормальным сексуальным взаимоотношениям между нами. Я был мучим этим грехом. Я был связан!
В 1984 году я пришел к одному известному служителю и исповедал этот грех пред ним. Он был известен как один из самых сильных служителей в Америке. Я думал, что он поможет мне обрести свободу. Он посмотрел на меня и сказал: "Если бы ты только знал, сколько мужчин в Церкви и среди служителей связаны тем же грехом". Он говорил со мной несколько минут, затем я сказал:
"Пожалуйста, помолитесь за меня, чтобы я освободился". Он помолился, но ничего не произошло. Я понимал, что проблема была не в нем, но я не мог сообразить, почему я не получил свободу.
Через год, 2 мая 1985 года, я вступил в четырехдневный пост. Я был сыт по горло этим грехом. Я знал, что это ранит Бога, и что Иисус уже заплатил цену за мою свободу. На четвертый день этого поста Бог привел меня к освобождающей молитве, и дух похоти покинул меня! Я был освобожден! И я свободен сегодня!
Когда я спросил Господа, почему Он не освободил меня годом раньше, когда за меня молился служитель, Он показал, что моя изначальная печаль носила мирской характер. Я хотел освободиться, так как думал, что если я не избавлюсь от этого греха, Бог не выведет меня из служения вспоможения в служение проповедника. Меня больше волновали последствия этого греха, как это отразится на моем служении, чем тот факт, что я согрешаю против Бога. Тем не менее, год спустя мотивом моей печали уже была не боязнь последствий греха в моем служении, но я любил Бога и хотел, чтобы ничто не стояло между нами. Печаль ради Бога произвела неизменное покаяние, которое привело к освобождению: "Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть" (2 Кор. 7:10). "Спасение" в этом стихе происходит от греческого слова soro, которое в греческом словаре Стронга означает "исцеление, сохранение, целостность, прочность, освобождение". Поэтому печаль ради Бога произвела покаяние, которое дарует освобождение!