Что значит любить врагов своих. Об истинном христианстве. В соработничестве с Богом

Правила счастливой жизни Уайт Елена

«Любите врагов ваших»

«Любите врагов ваших»

Учение Христа «не противься злому» было для мстительных иудеев жестким требованием, и они втихомолку роптали между собой; теперь же Иисус добавил еще более сильное выражение:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего, а Я говорю вам: любите врагов ваших; благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего небесного».

Таков был действительный дух закона Божия, превращенного раввинами в холодный и строгий свод законов. Они считали себя лучше других и были уверены, что на них, как израильтянах, покоится особое благословение Господне. Иисус же указал им на дух всепрощающей любви, как на единственное доказательство того, что их побуждения могут быть более возвышенными и благородными, чем чувства и побуждения мытарей и грешников.

Он указал Своим слушателям на Повелителя вселенной, называя Его «Отче наш» и стараясь таким образом разъяснить им, с какой нежностью Господь о них печется. Он говорит, что Господь заботится о каждой погибшей душе. «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс. 102:13). Такое учение о Боге можно найти только в Библии. Язычество учит людей смотреть на божество, как на грозное существо, которое вместо любви внушает страх и ужас и которое необходимо умилостивлять жертвами, и не считает своего бога любящим отцом, который ниспосылает своим детям небесные дары своей любви. Даже израильтяне были настолько ослеплены, что не понимали драгоценного учения пророков о Боге, и эти слова об отеческой любви Бога к людям показались им чем-то новым, возвещенным миру впервые.

Иудеи верили, что Господь любит тех, которые служат Ему, всех, точно выполняющих требования раввинов, и что все остальные не пользуются Его благословением и находятся под проклятием. Иисус же, напротив, учил, что весь мир, и добрые, и злые, освещаются лучами Его любви. Эту истину они могли бы узнать из явлений природы: «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф. 5:45).

Земля не имеет никакой собственной силы, благодаря которой она была бы в состоянии ежегодно приносить свои плоды и безостановочно продолжать свое вращение вокруг солнца; могущественная рука Божия держит все и руководит планетами, направляя их пути в небесном пространстве. Благодаря Его силе правильно чередуются лето и зима, посев и жатва, день и ночь; по слову Его продолжают появляться растения, распускаться листья и расцветать цветы. Все, чем мы владеем, каждый солнечный луч, каждая капля дождя, каждый кусок хлеба, каждый миг нашей жизни - все является даром Его любви.

Еще в то время, когда мы были жестоки и непримиримы, «были гнусны, ненавидели друг друга», Отец небесный относился к нам с милосердием. «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости». (Тит. 3:3-5). Его любовь, принятая нами, делает нас приветливыми и добрыми не только по отношению к тем, кто нам нравится, но и к виновным, заблудшим и самым грешным.

Детьми Божьими являются те, которые стали причастниками божеского естества. Ни положение в свете, ни права, полученные при рождении, ни национальное или религиозное преимущество не делают нас участниками божественной семьи, а единственно лишь любовь, распространяющаяся на все человечество. Даже грешники, сердца которых еще не совсем закрылись для влияния Духа Божия, отзывчивы на любезное обращение и на любовь отвечают любовью, а на ненависть ненавистью. Но Дух Святой воздает любовью за ненависть. Быть любезным с неблагодарными и злыми, воздавать добром тем, от которых нельзя ждать ничего хорошего, - это признаки принадлежности к небесной царственной семье, это доказательство того высокого положения, которое занимают дети Всевышнего.

Из книги Правила счастливой жизни автора Уайт Елена

«Любите врагов ваших» Учение Христа «не противься злому» было для мстительных иудеев жестким требованием, и они втихомолку роптали между собой; теперь же Иисус добавил еще более сильное выражение:«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего, а Я

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1294: О том, каких бед, связанных с женщиной, следует остерегаться. Слова Аллаха Всевышнего: «Поистине, (некоторые) из ваших жён и ваших детей - враги вам». 1752 (5096). Передают со слов Усамы бин Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его

Из книги Том 1. Аскетические опыты. Часть I автора Брянчанинов Святитель Игнатий

Истину и суд мирен судите во вратех ваших, и клятвы лживыя не любите, глаголет Господь Вседержитель Врата: это врата души, посредством которых входят в нее различные помышления и впечатления.Ваши: одни эти врата собственно принадлежат человеку.Судите: судия, сидящий

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что хотел сказать святитель Филарет этой фразой: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряМысли, содержащиеся в приведенных выше словах святителя Филарета, взяты из

Из книги В горах Кавказа (Записки современного пустынножителя) автора монах Меркурий

ГЛАВА 11 Домой, скрывая следы - Газетная травля “религиозных фанатиков” - “Лечение” в психушке - Обычный диагноз - “помешался на Боге” - “Любите врагов ваших” (Лк. 6,27) - Поиски нового места - Брезентовый рукав Взвалив жернова на плечи, братья быстро спустились

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Любите своих друзей и своих врагов (Матфей 5: 43–47, 25–26) «Вы слышали, сказано: «Люби твоих ближних и ненавидь врагов». Я же говорю вам: любите ваших врагов и молитесь о тех, кто преследует вас, чтобы вам быть истинными сыновьями вашего Небесного Отца. Он ведь повелевает солнцу

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

19. Тебе же повелеваю сказать им: сделайте сие: возьмите себе из земли Египетской колесниц для детей ваших и для жен ваших, и привезите отца вашего и придите; Тогда как в гористой Сирии и Палестине колесницы почти совсем не употреблялись, широкое употребление их в

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, (Лк. 6:27, 28). В тексте весьма сильное колебание.Выражение: "благословляйте проклинающих вас" выпущено в Синайском, Ватиканском,

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

14. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; (Мк. 6:11; Лк. 9:5; 10:10-11). По Альфорду, "торжественный" акт отрясения ног мог иметь два значения:1) того, что апостолы ничего не взяли у отвергнувших их лиц с собою и

Из книги Иисус. Человек, ставший богом автора Пагола Хосе Антонио

34. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. Как разлучавшийся с своими детьми отец, Христос преподает ученикам Свои последние наставления. Прежде всего, Он дает им главную заповедь, которую они обязаны соблюдать, - это

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Любите врагов ваших Призыв к любви всегда соблазнителен. Наверняка многие с радостью восприняли его слова. Однако менее всего люди ожидали услышать от него о любви к врагам. В атмосфере жестокого гнета Римской империи и злоупотреблений со стороны власть имущих его слова

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Любите врагов ваших 27 Но всем вам, слушающим Меня, говорю: любите врагов ваших, делайте добро тем, кто ненавидит вас, 28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за тех, кто оскорбляет вас. 29 Если ударит тебя кто - нибудь по одной щеке, подставь ему и другую, и кто снимает с

Из книги Имам Шамиль [с иллюстрациями] автора Казиев Шапи Магомедович

«Любите врагов ваших…» Искренним уважением и тактичностью Руновский сумел завоевать расположение имама, личность которого интересовала его не только в служебном, но и в человеческом отношении.При каждом удобном случае Руновский просил Шамиля рассказать о том или ином

Из книги В горах Кавказа. Записки современного пустынножителя автора

Из книги Дорога к храму автора Мартынов Александр Васильевич

Из книги автора

ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИX Раньше меня всегда мучил этот вопрос. Как можно любить врагов, злодеев, творящих зло и насилие, обижающих слабого, отнимающих последний кусок у нищего, избивающихили убивающих ни в чем неповинных людей? Да, я знал, что истинные миротворцы должны

22. Мерило совершенства (Матфей 5:43-48)

Вы слышали, что сказано:
“люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”.

А Я говорю вам:
Любите врагов ваших,
благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящих вас
и молитесь за обижающих вас
и гонящих вас,
да будете сынами Отца вашего Небесного.

Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить
над злыми и добрыми
и посылает дождь на праведных и неправедных.
Ибо, если вы будете любить любящих вас,
какая вам награда?
Не то же ли делают и мытари?
И если вы приветствуете только братьев ваших,
что особенного делаете?
Не так же ли поступают и язычники?
Итак будьте совершенны,
как совершенен Отец ваш Небесный.

Кем сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”? Первая часть этого высказывания, так часто произносимая Иисусом, – это цитата из Левита 19:18: “Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь”. Более замечательного выражения понятия добрососедства, чем в этой главе, трудно найти, ведь оно включает великодушие, верность, честность и справедливость, отсутствие злобы и мстительности и искренние усилия к взаимопониманию . Не раз в этой книге мы уже обращались к этой теме .
Вторая часть высказывания Иисуса не может быть нигде в законе найдена; в то время как понятие “ближний” в процитированном стихе ограничивается израильтянами, в той же главе говорится: “Когда поселится пришелец в земле вашей, не притесняйте его. Пришелец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я Господь, Бог ваш” . Следовательно, этот закон любви относится к чужестранцам в той же степени, как и к близким людям.
Более того, одно из самых выразительных положений закона направлено на предотвращение ненависти к тому народу, от которого Израиль пострадал больше всего: “Не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его” . Израильтянам завещалось “истребить” и “полностью разрушить” завоеванные народы, чтобы спастись от разложения языческой аморальностью . Одно место в завете кажется исключением: “когда Господь, Бог твой, успокоит тебя от всех врагов твоих... изгладь память Амалика из поднебесной” , – но выполнить это входит в полномочия Божественного суда. Никакого оправдания не может быть найдено духу человеческого мщения.
Слова Господа, поэтому, должны интерпретировать скорее распространенную точку зрения, а не положение Закона. Евреи обладали незавидной репутацией “человеконенавистников”. Диодорус Сикулус говорит о Моисее как о человеке, который “вводил среди евреев их мизантропические и беззаконные традиции”; Иосифу Флавию пришлось тоже столкнуться с подобными обвинениями от ряда писателей. Соединение таких настроений с именем Моисея является явным искажением истины и частью оскорбительных легенд о еврейских началах, пересказываемых этими авторами; это, однако, – общепринятая точка зрения на отношение евреев к не-евреям. Шурер говорит: “Перечень всех греческих и римских авторов, которые с начала 2 века после Рождества Христова враждебно высказывались по отношению к евреям, мог бы стать списком известных имен. Почти все авторы, которым приходилось говорить о евреях, делали это с неприязнью” .
Насколько эти обвинения оправданы? Особенность еврейского Закона вызывала негодование, что дало Аману шанс сыграть на предубеждении против них , точно так же люди выступали и против ранних христиан, относясь к ним как к “злодеям”, потому что их вера требовала отделиться от жизни языческого общества . Страдали ли евреи от обвинения в верности Закону Божьему? Без сомнения – да, но не только этим объясняется их дурная слава. К сепаратизму, превратившемуся, под влиянием неправильного толкования Закона, в высокомерную уверенность в своей правоте, они добавили горькое возмущение чужеземным надзором; Павел же смог верно охарактеризовать их как “всем человекам противящихся”, имеющих противоположную всему человечеству цель .
Еврейское мышление совершило две ошибки. Оно, во-первых, стремилось сузить понятие “ближний”, любить которого предписывалось законом. Примером может служить тот законник, который, “желая оправдать себя”, спросил: “А кто мой ближний?” На его вопрос Иисус ответил другим: “Кто... был ближним попавшемуся разбойникам?... Иди, и ты поступай так же” . Во-вторых, они предоставили себе свободу ненавидеть тех, кого, как они полагали, им не завещано было любить.
Иисус внушал не сентиментальность в отношениях с врагами, а такой стиль жизни, при котором принимаются и друзья, и враги. Большая трудность в понимании этого завета происходит из эмоциональной близости слов, означающих любовь и расположение. Чувство, испытываемое нами к тем, кто проявляет красоту личности, можно описать так: без него жизнь была бы серой и ужасной. Однако существует любовь как постоянное состояние сознания, не знающее пределов, как реакция на неисчерпаемые человеческие нужды. Человек беден? Ему может понадобиться наша материальная помощь. Он богат? Ему может понадобиться наша духовная поддержка. Он упрям и деспотичен? Может быть он хочет пойти на все, чтобы ранить нас, несмотря на свою собственную боль? (Что также означает действовать “назло”). Или он является противником Истины, желающим принести страдания тем, кто ее исповедует? (Везде есть и такие, кто хочет этого и поступает так). В таком случае он гораздо больше нуждается в нашем примере ответа добром на зло и в нашей молитве о том, чтобы он смог открыть глаза на то, чем он рискует. Мы не можем решить, что он недостоин спасения и поступать в осуждение ему. Бог – судья, Ему и принадлежит возмездие. Чем же занят Сам Бог?
Свет и вода – первое, что необходимо для физической жизни. Но Иисус, как поэт, не называет их в принятой всеми форме: он использует образы – солнце и дождь. Таково свойство поэзии – означать больше, чем сказано; и смысл слов Иисуса состоит в том, что людское существование зависит не от беспристрастности или даже терпимости Бога, а от Его действенной любви. Эти слова настолько просты в своей красоте, что, не моргнув глазом прочитывая их, весь смысл мы открываем лишь в контексте. Потому, единственная цель Нагорной Проповеди – показать, что Бог приводит “многих сынов в славу”, следовательно, они не могут быть Его сыновьями, не уподобившись Отцу: они не получат полного и окончательного усыновления, являющегося искуплением Тела, если не придут к отражению Бога, как Он им открылся в Своем Сыне, Возлюбленном и Единородном.
Божественная любовь, открывшаяся в Нагорной Проповеди, является, потому, различной по подходу и избирательной, подобно нашей любви к друзьям, когда нас “тянет” к ним из-за их добрых качеств. Если сказано о “нищих духом”, что “их есть Царство Небесное”, то это потому, что Отец их “благоволил” дать им (а не другим) приготовленное для них Царство. Слова о том, что “кроткие... наследуют землю”, имеют тройной смысл: 1) Суд должен проявиться в отборе тех, кто кроток; 2) определенно, что они (и никто другой) достойны наследовать землю; 3) чтобы изгнать гордых и привести к владению кротких, должно состояться Божественное вмешательство. Суд, как выбор, так и как результат этого выбора, по сути своей сопутствует Божественной любви; любовь же между Отцом и Его сыновьями – отзывчива и обоюдна.
Но в то время как “Господь праведен, – любит правду”, люди не могут стать способными к любви, пока Бог не возлюбил их. Иисус показывает, что действие Божьей любви проявляется в создании таких условий жизни, без которых люди не могли бы Его познать. Этот акт любви выпадает на долю людей, независимо от того, кто они и кем они могут стать. Он свободен, ничем не ограничен и вызван не личными качествами тех, на кого он направлен; большинство слов Иисуса свидетельствует об этом. Мы можем увидеть причину этого: ни одного человека нельзя заставить любить и сделать так, чтобы он стал сыном Божиим, – эта идея содержит внутреннее противоречие. Только та любовь ценна для Бога, которую люди проявляют сами: это должен быть отказ от себя и свободная воля. Однако, будучи слабыми плотскими существами и завися в жизни от “Его духа и Его дыхания”, люди не могут сами даже отказаться от Его помощи; они не могут свободно любить, пока не будут свободно любимы. Любовь, давшая им жизнь, должна дать им и свободу – свободу ответить или отвергнуть проявленную по отношению к ним любовь.
Решение проблемы не может быть сведено к словам, что Бог дарит Свою любовь тем, в ком предвидит желание возлюбить Его, остальным же людям помогает от случая к случаю. Несомненно, солнце и дождь – это то, что “любящим Бога... содействуют ко благу”. Ясно также, что Он “предузнает” этих людей, и они “предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его...” Однако сказать, что эта истина – славная сама по себе – контролирует или обуславливает имеющий Божественное начало дар любви человека к человеку, значит лишить смысла слова Христа. Иисус говорит, что Бог делает так, что солнце восходит и дождь проливается на злых и добрых, справедливых и несправедливых; Его обдуманные действия направлены на то, чтобы и те, и другие получили Его дары. Такая деятельность Бога – образец и урок любви к врагам. Однако, если Бог посылает солнце и дождь Иванову, который сейчас грешен, зная, что тот раскается, то Его действия по отношению к Иванову качественно отличаются от таковых по отношению к Сидорову, который, как знает Бог, не раскается. Любое различие в причине и качестве всеобщих даров Бога исключено, что подтверждается словами Иисуса; иначе и не могло быть, если любовь человека к Богу является его личным ответом на любовь Бога к нему. Ограничивать эту любовь, как любовь к тем, кто ответит на нее, как предвидел Бог, было бы отречением от самой природы любви и сведением на нет ее истинной цели.
Это заключение может повести чуть дальше. Иногда доказывают, что, когда Иоанн пишет: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного...”, – мир, о котором говорится, – будущий, а не существующий сегодня. Достаточно ответить, что слово “космос” (греческое слово, переведенное как “мир”) в Евангелии от Иоанна не имеет такого смысла: оно всегда относится к существующему порядку и обычно противопоставляет тьму мира свету, который излучает Христос. Однако следующий ответ состоит в том, что Бог отдал Своего Сына, “дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную “: мир, который любит Бог, – это, таким образом, мир гибнущих, мир, враждебный по отношению к Нему из-за греха; следовательно, абсолютно прав был доктор Томас, когда в книге “Элпис Израел” объединил отрывки из Иоанна 3:16 и из Матфея 5:44 в одну мысль, полную глубокого значения.
Два отрывка, на которые ссылается д-р Джон Томас, говоря о спасительной любви, являются фундаментом его рассуждений и легли в основу истинной доктрины искупления. Первый – в 1 части книги, главе 4, где автор описывает “мир” Адама, который был учрежден на вынесенном приговоре и законе, данном при изгнании людей из Эдема. Он пишет, что, хотя человеческая деятельность отмечена одним грехопадением за другим, “Бог так возлюбил мир...”, что определил: мир не должен погибнуть, но должен спастись от зла. В другом месте (часть 1, глава 5) д-р Томас показывает, что движение к примирению неизбежно должно исходить от Бога. Он пишет: “Бог не нуждается в успокоении со стороны человека, и любая система, основанная на представлениях о том, что это необходимо, не только противоречит писанию, но и по существу неверна. Он уже примирился с миром, который всегда любил, хотя этот мир действует, как враг Бога...”
Этот отрывок, который необходимо изучить в полном контексте, чтобы охватить всю глубину мысли д-ра Томаса, безошибочно отражает истину. Бог любит Своих врагов: Его воля – спасение всех людей . Следовательно, ни индивидуально, ни коллективно людям не предопределено умереть, любовь Бога направлена к миру и его нуждам. Эта Божья любовь, проявляемая в беспристрастно удовлетворяемых нуждах физической жизни, находит свое полное выражение в даре вечной жизни. “Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками” . Еще раз вспоминая слова Иисуса, Павел говорит: “...будучи врагами, мы примирились с Богом смертию сына Его” . И в своей смерти Христос сознательно отождествляет себя с любовью своего Отца, отдающего его жизнь в качестве искупления многих.
В простоте сказанного в Матфее 5:45, следовательно, содержатся две мудрые и связанные между собой мысли: о Божией любви и о свободе человека. Из-за этой любви, говорит Иисус, Отец Небесный “совершенен”. Каков Он, таковыми должны быть и они. Их любовь, подобно солнцу, должна светить злым и добрым, справедливым и несправедливым и должна оставаться неизменной, чистой и безмерной. “Такая любовь к другим должна быть выражением внутренней природы, которая инстинктивно рождается великодушной жизнью, впитавшей дух щедрого Бога в содружестве с Христом, и стремящейся действовать в своей собственной малой сфере так, как Отец ведет Себя по отношению ко всем” .
Те, кто любит только в расчете получить ответное чувство, – это торговцы любовью, ростовщики в любви. Те же, чья любовь ограничена кругом родственников, стоят не выше животных: такие люди слишком страстно любят собственную плоть. Чтобы представить себе эти два типа любви, не способных искупить человеческую природу, Иисус берет, к примеру, группу людей, состоящую из сборщиков налогов и пошлин, ценивших деньги настолько выше религии или патриотизма, что они не гнушались идти на службу чужеземным властям. Они могли бы любить, будь они любимы в ответ. Но о каком воздаянии может идти речь, если они тратили только с расчетом получить возмещение?
Если ученики Христовы проявляют в жизни любовь к своим врагам, они могут стать (слово, более точное, чем “быть”) сыновьями своего Отца. Поступая так, они станут “совершенны”, как совершенен Он – очевидная перекличка с часто повторяющимся предписанием Израилю: “Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш” . Что значит быть совершенным? Если говорить о людях, вспоминается выражение: “Сердце его было (или не было) вполне (т. е. совершенно) предано Господу Богу его” . Такое совершенное сердце – полное, чистое, единое в своей целостности; именно таков Бог. Нет ничего несовершенного в Боге, нет никакого раскола, а потому – нет и непостоянства. Он – таков же вчера, сегодня, вечно; одинаков для всех людей.
Еврейское слово, означающее совершенство, – “шалом”, или то же, что и “мир”; совершенство – это единство внутри самого себя, мир – единство с другими. Ближе всего к пониманию этой проблемы подошел Иаков в главе 3:2: “Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело”. В других частях Нового Завета это слово обычно имеет смысл “зрелый”, “полностью развитый”, как мы видим это в посланиях к Ефесянам 4:13, Филиппийцам 3:15, Колоссянам 1:28. Но Иаков, кажется, приближается ближе к тому оттенку значения, с которым использует это слово Иисус: “Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка” . Молодому человеку Иисус говорит: “Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое...” Еще только один раз произносит Иисус это слово (хотя он говорит “совершенно” в Луке 13:32 и Иоанне 17:23); и довольно странно, что в синоптических Евангелиях, где так много сказано о любви ко всем людям, этот случай описан только у Марка так: “Иисус, взглянув на него, полюбил его” .
Замечательный уровень этого учения, рассматриваемый, как высокая отметка уровня христианской этики, наметился еще в Ветхом Завете, и особенно, – в Притчах. Здесь мы встречаем мысль о равенстве людей перед Богом:

Бедный и лихоимец встречаются друг с другом;
но свет глазам того и другого дает Господь.

Мудрый не будет радоваться поражению врага:

Не радуйся, когда упадет враг твой,
и да не веселится сердце твое, когда он споткнется.
Иначе увидит Господь, и неугодно это будет в очах Его,
и Он отвратит от него гнев Свой.

Другой отрывок, цитируемый в Новом Завете, тесно перекликается со словами Иисуса:

Если голоден враг твой, накорми его хлебом;
и если он жаждет, напой его водою:
Ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его,
и Господь воздаст тебе.

Не может быть случайностью, что существует двойное соответствие между содержанием последнего отрывка и словами Господа: а) “накорми его хлебом” и “любите врагов ваших”; и б) “Господь воздаст тебе” и “Какая вам награда?”
Чтобы проследить влияние этих слов Иисуса в Новом Завете, было бы необходимо исчерпывающе проанализировать учение о любви, но мы можем отметить несколько отрывков, явно отражающих его. Послание к Римлянам, глава 12 является толкованием слов Иисуса, но основные моменты содержатся в стихах 12, 14, 17-21: “...В скорби будьте терпеливы... Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте... Никому не воздавайте злом за зло... Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию... если враг твой голоден, накорми его... Не будь побежден злом, но побеждай зло добром”. “Побеждай зло добром” – это квинтэссенция Нагорной Проповеди. Здесь Павел мог бы сослаться на самого себя как на последователя Господа: “Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим...” Петр, писавший во времена усиливающихся гонений, вспоминал великий Пример: “Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдал, не угрожал...” Ссылка как на учение Господа, так и на пророчество Исаии содержится у него и в главе 3:9: “Не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение”. “Блаженны...”, – говорит Господь; и хотя Петр использует не слово “блаженны”, как в заповедях Блаженства, а близкое к нему – “благословлять” (т. е. говорить о ком-то хорошо), связь между двумя идеями ясна. Не следует упускать из виду и то, что в упреке Иакова мы видим ссылку на “благословение и проклятие”. Другие параллели можно обнаружить в 1 послании к Фессалоникийцам 5:15 (особенно интересное место, т.к. появилось раньше других), Галатам 6:10 (“Будем делать добро всем...”) и во 2 Петра 1:5-11.
Что значит быть истинным сыном Божиим, описано в послании к Ефесянам 4:31-32 словами, очень напоминающими нам учение Нагорной Проповеди, и особенно – Матфей 5:44-48. Достижение совершенства – цель, описанная в посланиях к Филиппийцам 3:8-13 и Колоссянам 1:27-28; знание же, укорененное в любви, которая растет, чтобы постигнуть любовь Христа (тема Ефесянам 3:18-19), может быть основана только на толковании Господом Божией любви.
В заключение приведем отрывок из послания к Колоссянам 3:12-15, обобщающий так много мыслей из Нагорной Проповеди, – кротость, милосердие, прощение, любовь, совершенство, мир – что он должен быть приведен полностью для того, чтобы читатель сам смог проследить за нюансами и подтекстом сказанного. Однако следует отметить, что в основе всего отрывка лежит мысль об отношениях с Богом, опирающихся на завет:
“Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг к другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства; и да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле; и будьте дружелюбны”.
Примечания к главе 3.9

1. Левит 19:9-10, 11-18
2. также Исход 23:4-5
3. Левит 19:33-34, сравни с Исходом 22:21 и Второзаконием 24:17
4. Второзаконие 23:7
5. Второзаконие 7:16; 20:17,18; 23:3-7; Числа 31:16
6. Второзаконие 25:17-19
7. E. Schuerer “Jewish People in the Time of Christ”
8. Есфирь 3:8
9. 1-е Петра 2:12
10. 1-е Фессалоникийцам 2:15
11. Лука 10:25-37
12. 2-е Петра 3:9; Иезекииль 18:23,32; 33:11; 1-е Тимофею 2:4
13. Римлянам 5:8
14. Римлянам 5:10
15. James Moffatt “Love in the N.T.”
16. Левит 9:2
17. 3-я Царств 8:61; 11:4; 15:3-4
18. Иаков 1:4
19. Матфей 19:21
20. Марк 10:21
21. Притчи 29:13 (“свет” здесь синоним “жизни” – см. Псалтирь 12:4; 35:10; 55:14)
22. т. е. от него к тебе; Притчи 24:17-18
23. Притчи 25:21-22, процитировано в Римлянам 12:20
24. 1-е Коринфянам 4:12-13
25. 1-е Петра 2:23

Нагорная проповедь Христа разделила людей на сторонников и противников. Первым из них - нищим духом, алчущим правды, плачущим о погибающем мире и гонимым Спаситель провозгласил счастье, а вторым — ужасное горе. И вот горстка счастливых терзается вопросом: как же им относиться к богатым, пресыщенным, смеющимся и тщеславным, которые не скрывают своей вражды к Иисусу и к ним? Какой мерой воздать за лютую ненависть? Может быть, стоит подражать пророку Давиду: «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне» (Пс.138:21,22)? На эти вопросы у Христа был неподражаемый ответ.

Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,

благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лук.6:27-36).

Слова Иисуса о любви звучат вызовом миру и церкви. Они - извечный повод для жаркой полемики. Некоторые сразу расписываются в своей беспомощности их исполнить. Кто-то считает, что Христос, погрузившись в мир религиозных фантазий, не учитывает ни политических, ни социальных реалий. Ведь любовь (агапе), включающая в себя бескорыстную заботу, добро, привязанность, никак не может быть направлена на римских оккупантов, храмовую мафию, разбойников с большой дороги…

Можно было бы понять и принять советы «перетерпите злое отношение», «уклоняйтесь от агрессивности людей», «не воздавайте им злом за зло», «удалитесь в пустыню» или «замкнитесь в себе». Но любить врагов… Разве это не переворачивает с ног на голову всякое представление о справедливости и правах человека? Разве это не превращает христианство в непрактичную и вздорную религию? Человеческой природе не свойственно любить врагов, подставлять для нового удара другую щеку, отдавать нижнюю рубашку! Кипя от возмущения, она отвергает жизнь по якобы умножающим зло правилам,…

Однако Иисус сказал, что сказал и, конечно, был прав! Тот, Кто есть сама Истина и Жизнь, ошибиться никак не мог.

  1. Любви к врагам требует эпоха благодати.

До пришествия Христа на землю верующие жили по закону, требовавшему справедливого возмездия за свершенное преступление — «око за око и зуб за зуб». Закон не сдерживал грех, он лишь выявлял глубокую порочность человеческого сердца точно так же, как УЗИ или рентген выявляют в организме опасные метастазы. Апостол Павел писал: «…я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв» (Рим.7:7-9). Воистину, «…«закон ничего не довел до совершенства» (Евр.7:19) — суровые правила не прибавляли ума, страх возмездия смертью не удерживал от преступлений, многочисленные жертвоприношения не освящали сердец. Закон показывал человеку, что он смертельно болен и нуждается в Небесном Враче.

Суть эпохи благодати, наступившей с явлением Иисуса Христа на землю, хорошо выразил апостол Павел: «…Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор.5:19-21). Бог во Христе объявил перемирие с грешным человечеством и через Своих вестников убеждает его не идти в ад, но обрести спасение по благодати. Принимает ли мир Божьих вестников? Иногда принимает. Но гораздо чаще — гонит и убивает. Какой должен быть ответ христиан на скверное отношение? Такой же, как и у Бога - умолять о примирении.

Если Бог несказанно добр к неблагодарным и злым, не должны ли Его дети подражать Ему? Здесь уместно вспомнить притчу Христа о должнике, которому царь простил небывало огромный долг в 10 000 талантов (360 000 килограммов) серебра. Прощенный раб нашел своего товарища, задолжавшего ему 100 динариев (треть годового заработка простого рабочего) и принялся требовать от него возврата долга. «Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (Матф.18:32-34). Злой раб не понял, что доброта царя должна подвигнуть его простить всех своих должников. Однако он поступил так, будто не получил царской милости.

Поскольку Бог сменил эпоху закона эпохой благодати, мы не имеем права в отношении себя применять благодать, а в отношении других закон. Это будет неугодно Богу. Вот почему Христос заповедал своим последователям: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

Христиане должны показать миру благодать в действии, следуя сформулированному Христом «золотому правилу» этики:Всякийчеловек ожидает от других принятия и уважения, справедливости и милосердия. Вот так и должны христиане поступать с недругами. Поймут ли и оценят они подобное поведение? Скорее всего нет. Кто-то сочтет их наивными, кто-то станет насмехаться. Кто-то ответит злом на добро. Но все равно верующие призваны поступать в соответствии с духом эпохи благодати и не горевать о том, что ее КПД не достигает 100%. Результаты находятся в Божьих руках, а не в человеческих.

Исполнение «золотого правила» не предполагает, что не нужно обличать беззаконие. Мы не обязаны забыть о своих законных правах и потакать злу: «…когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда? (Деян.22:25). Апостол обличил неправосудные действия судившего его первосвященника: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня» (Деян.23:3). Остановить человека в его беззакониях ненасильственным образом так же является проявлением христианской любви, как и любая добрая помощь. И если обличения окажутся бесполезными, нужно продолжать проявлять любовь: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, [как] прах, всеми [попираемый] доныне» (1Кор.4:12,13). Таков дух эпохи благодати.

2. Любовь к врагам оценивается Богом, как драгоценная

И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

Любовь за любовь, благодеяние за благодеяние в Божьих очах является заурядным делом. На него способны темные язычники. Они умеют ценить дружбу и проявлять ее. Тысячи трогательных стихов и песен сочинил мир о любви и, пожалуй, эта тема по сей день превалирует в искусстве. Однако любовь к достойным любви не имеет пред Богом никакой ценности, потому что заквашена на эгоизме: «ты - мне, а я - тебе».

Бог обожает такую любовь, которая обращена к неблагодарным и злым, к тем, кто неспособен ни оценить, ни отплатить за полученные блага. И если мы проявим ее, (а этот подвиг непростой!), мы дадим Богу возможность увенчать нас великой наградой. Льюис где-то заметил, что «слушая о любви к врагам, люди начинают сразу воображать себе, что их призывают любить гестапо. Начните с чего-нибудь более простого, например, с тещи». Вот и нам следует начать с наших братьев и сестер: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф.5:1,2). Бог это оценит!

3. Любовь к врагам была явлена Самим Христом

Христос имел моральное право повелеть Своим последователям любить врагов, ибо практиковал это Сам. Когда в одном самарянском селении Его не приняли, апостолы Иаков и Иоанн предложили наказать негостеприимных хозяев по примеру пророка Илии - огнем с неба. Иисус запретил им думать об этом (Лук.9:55). В Гефсиманском саду Христос запретил Петру применять меч для Его освобождения отнесправедливого ареста:«…возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Матф.26:52-54). Более того, Христос исцелил раба первосвященника Малха, когда ревностный апостол Петр отсек ему ухо.

Претерпевая побои, издевательства и распятие, Христос молился о прощении своих врагов. Он нашел смягчающую их вину обстоятельство «не знают, что делают» (Лук.23:34). Более того, не только молитвой, но мученической смертью Он засвидетельствовал Свою любовь к грешникам: «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:6-8). Христова любовь обязывает нас к подражанию, воспетому в известном гимне «О, образ совершенный»:

0 образ совершенный

Любви и чистоты!

Спаситель, Царь смиренный,

Пример мой вечный — Ты.

На лик в венце терновом

Хочу душой взирать;

Хочу делами словом

Тебе лишь подражать.

Хочу Твои слова я

Лишь в жизни повторять;

Хочу, благословляя,

Врагам моим прощать.

Хочу о них молиться,

Как Ты молил о них;

Хочу, как Ты, смириться

Среди сынов земных.

4. Любви к врагам требует новая природа спасенных

Христос дал повеление Своим ученикам любить врагов именно потому, что они обрели новую природу, способную на такой подвиг. Благодать - это не только доброта Бога, примирившего через жертву Христа с Собою мир, не только оправдание грешника по вере, это сила, изменяющая сердца: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит.2:11-14).

Если христиане - это новое творение и дети добра, как может ненависть к кому бы то ни было жить в их сердцах? Как могут они променять Духа Божьего, производящего «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23), на дух зла, несущего тесноту и скорбь? Любовь это знамя по которому узнаются ученики Христа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан.13:35). Апостолы призывали церковь высоко держать это знамя. Трижды в Новом Завете говорится: «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» (1Фесс.5:15). Поступать так, значит жить в гармонии с новой природой.

5. Любви к врагам требует исполнение великого поручения

Христос призвал учеников «проповедовать евангелие всей твари» (Мр.16:15). Этим Он подчеркнул интернациональный характер христианства. В эпоху закона иудаизм с помощью различных обрядов и правил ограждал себя от смешения с язычниками. Христианство предназначалась для всех народов, и потому церковь не имела права создавать преграды для людей из-за национальных или социальных особенностей: «…и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:10,11). Нет и не должно быть русского или английского или африканского христианства. Христианство едино - уходящее корнями к апостолам, распространяющееся в мире через проповедь о Христе и добрые дела.

Христианам во все времена приходилось вторгаться в чуждую культуру и способствовать ее изменению. Конечно, это вторжение вызывало реакцию отторжения у национальных религий: конкуренты им были не нужны. Тем более что христианство не добавлялось к существующим идеологиям, но стремилось их заменить.

Уверовавшие переставали чтить прежних богов, оставляли распутство, пьянство, кровную месть, театральные зрелища. Это, несомненно, подрывало вековые устои и вызывало разделение в обществе. Поэтому вторжение в иную культуру было оправданно лишь тогда, когда оно было вторжением любви. Любовь заинтересована в добровольном отклике человека, но не в принуждении. Она готова страдать, но не причинять страдания. Она не берет в руку меч из дамасской стали, чтобы убить тело, но мечом духа освобождает душу от демонов и пороков. И если ей приходиться платить высокую цену, она за ней не стоит.

В 1956 году пять молодых миссионеров получили от Бога повеление принести весть о Христе дикому племени Аука в джунглях Эквадора. Однако работа не удалась - их убили туземцы. Миссионеры могли бы легко защитить себя имевшимся на руках огнестрельным оружием, но они только стреляли в воздух. Они понимали, что если убьют врагов, те отправятся в вечный ад, а если враги убьют их, то распахнут им двери вечной жизни. И они поступили с Аука по золотому правилу: И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

Многие в последствии осуждали их за неосмотрительность и крайний пацифизм. Однако Бог оправдал их пред глазами всего мира. Через несколько лет после трагедии, жена и сестра погибших миссионеров ощутили Божий призыв отправиться к тому злому племени с благой вестью. И то, что не удалось мужчинам, удалось слабым женщинам - двадцать восемь дикарей были спасены и приняли крещение в реке Курарай, некогда обагренной кровью мучеников. Среди крещенных было пятеро убийц миссионеров во главе с их руководителем — Гикитой… Воистину, кровь мучеников есть семя святых! А что было бы, если бы миссионеры ответили злом за зло? Не закрыли бы они навсегда путь в вечную жизнь этому племени?

6. Любовь к врагам практиковалась христианской церковью первых трех веков

В своем исследовании о христианском пацифизме богослов Геннадий Гололоб приводит важные исторические свидетельства о взглядах ранних отцов церкви:

«Поликарп (69-155), епископ Смирны и мученик, в своей работе “О христианской жизни” писал: «Мы не воздаем злом за зло, не отвечаем на обиду - обидами, на удар - ударом, на проклятие - проклятиями».

Иустин Мученик (100-165) писал о христианах, что те, кто раньше убивал друг друга, теперь не только не настроены против врагов, но и охотно умирают, исповедуя Иисуса Христа.

Тертуллиан (160-225) …сделал следующее заявление: «Убрав меч Петра, Бог тем самым разоружил каждого солдата» (Tertullian, On Idolatry, 19.3)… «Убить человека, - по словам Тертуллиана, - это что-то из побуждений от дьявола».

… ещё во II веке перешедший в христианство философ Татиан открыто приравнивает войну к простому убийству, и почетный воинский венок считает наградою, несовместимой с достоинством христианина.

В том же столетии Афинагор Афинский говорит, что христиане не только сами никогда не убивают, но и избегают присутствовать при убийствах. «Мы, думая, что смотреть на убийство почти то же, что совершать оное, отказываемся от таких зрелищ» (Афиногор. Прошение о христианах // Ранние отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1988, с. 448).

Ориген (185-254) был выдающимся писателем и учителем в Александрии. Остаток своей жизни он провел в тюрьме… В своем апологетическом труде под названием «Против Цельса» (кн. 5) Ориген писал: ”Согласно заветам Иисуса Христа мы переплавили наши тщеславные мечи на плуги и перековали серпы из копьев, которыми пользовались в войне. Ибо мы больше не поднимаем меча ни против какого народа и не учимся воевать, став теперь детьми мира во имя Иисуса” (Джон Уэнгер “Миролюбие”, с. 12).

Св. Климент Александрийский (ум. 217), прямо противопоставляет языческим „воинственным народам» „мирное племя христиан»» (Таубе М.А. Христианство и международный мир. М.: Посредник, 1905, с. 40-41).

…Лактанций в своих «Божественных Наставлениях» задал вполне резонный вопрос: «Зачем воевать и вмешиваться в чужие распри тому, кто в душе своей мирен со всеми людьми?» (см. подр.: Терновский Ф.А. Опыт руководства по церковной истории. Выпуск 1: Три первые века христианства. Киев, 1878).

Наиболее удачно раннепатристическое учение о непротивлении выразил западный богослов и священномученик Киприан Карфагенский (ум. 258), написав в своем послании к Донату «О благодати Божией» следующее: «Вселенная обагрена кровью человеческой; убийство, почитаемое преступлением, когда совершается частными людьми, слывет добродетелью, когда совершается открыто; злодейства освобождаются от казней не по закону невинности, но по великости бесчеловечия» (Св. Киприан Карфагенский. К Донату о благодати Божией // Отцы и учители Церкви III в.: Антология. М., 1996. Т. 2, с. 350).

Дошедший до нас исторический документ III века «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» гласит: «Солдат, если желает креститься, должен отказаться от военной службы, а уже уверовавший, не должен поступать на военную службу под угрозой отлучения от церкви». Подобно ему и литургико-канонический памятник V-го века «Правила Ипполита», основывающиеся на произведении святого Ипполита Римского «Апостольское предание», стоит на позициях, близких к убеждениям Тертуллиана, т.е. запрещают занимать христианам офицерские должности, принимать присягу и участвовать в убийстве человека (см: Kapaшeв А. Отношение христиан первых трех веков (до Константина Великого) к военной службе. Рязань, 1914, с. 45-46)».

Увы! После того, как во времена императора Константина церковь дала согласие стать государственной, дух любви к врагам выветрился из нее. Она находила мирские аргументы для применения силы, что бы освободить мир от ложной религии турок, либо возвратить христианские святыни в земле обетованной, либо спасти посредством огня души еретиков. И здесь руку свою приложил Августин, истолковавший евангельские слова «убедите придти» (Лук.14:23), как «заставьте придти». Так было заложено теоретическое обоснование крестовых походов и ужасной инквизиции. Если бы Августин знал, к каким ужасным последствиям приведет его толкование, он бы поостерегся его применить. Это отступление от заповеди Христа дало право Гилберту Честертону саркастически оценить христианскую историю: «Оказывается, христиан надо было ненавидеть не за то, что они мало борются, а за то, что они борются слишком много. Как выяснилось, именно они разожгли все войны. Они утопили мир в крови. Только что я сердился на то, что христиане никогда не сердятся. Теперь надо было сердиться, что они сердятся слишком много, слишком страшно; гнев их затопил землю и омрачил небо». Какая горькая правда об отступничестве церкви! Однако ни о чем не пожалеет тот, кто следовал ясным и здравым словам Иисуса Христа: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».

7. Любовь к врагам практиковалась нашими современниками

У нас нет извинений в недобрых чувствах к причинившим нам боль людям, поскольку наши современники, находясь в переживаниях более худших, но проявляли любовь к врагам. Только не подавленный эгоизм мешает нам последовать их примеру. Я уже упомянул о подвиге любви миссионеров племени Ауко, здесь же расскажу о герое веры — миссионерке из Голландии Корри тен Боом, книгу которой «Иисус - Победитель» прочитал еще в юности. Эта поучительная история взята здесь — :

«Корри вспоминала о том, что когда ей исполнилось 23, она была близка к замужеству. Открытого предложения не было, но было безмолвное понимание, что она невеста Карла – приятного молодого человека. Когда дружба между ними окрепла, Карлу пришлось куда-то уехать, и между ними завязалась оживленная переписка. Но постепенно письма стали приходить все реже и реже и, наконец, вовсе прекратились. Однажды Карл пришел в гости к Корри с миловидной девушкой и представил ее как свою невесту. Корри приняла их приветливо, едва сдерживая нахлынувшие слезы, угостила их свежим кофе с печеньем, но как только за ними закрылась дверь, она убежала наверх в свою спальню и, упав лицом в подушку, дала полную волю давно душившим ее слезам.
Послышались шаги. К ней шел отец. Корри на момент почувствовала себя маленькой девочкой, которую идет утешать папа. Больше всего она боялась, что он скажет: «Ничего, пройдет, будут другие…» Но он не сказал этого, а только очень ласково промолвил: «Корри, знаешь, почему тебе так больно? Потому что это – любовь, алюбовь – самая могучая сила в мире, и когда ей преграждают путь, бывает очень больно. Когда же это случается можно сделать две вещи: убить любовь, чтобы не было больно, но тогда, конечно, с нею умрет и часть тебя, или начать просить Господа пустить ее по другому руслу. Бог любит Карла больше, чем ты, Корри. Он может дать тебе другую любовь к нему. Всякий раз, когда мы не можем любить кого-нибудь по-человечески, Бог открывает возможность любить их иначе, более совершенным образом, таким, каким любит Он Сам».

Позже Корри рассказывала об этом так: «Я тогда не знала и не понимала, что отец вручил мне ключ не только к одному из мрачных моментов в моей жизни, но и к гораздо более темным комнатам, в которые мне еще предстояло войти, к местам, где по-человечески вообще было нечего любить. Тогда же я должна была отказаться от Карла, не расставаясь при этом с чувством радостного удивления, связанного с любовью к нему»…

…Это произошло в 1947 году, в Мюнхене, в одной из церквей. Она приехала в побежденную Германию с Благой Вестью о Христе и Его всепрощении…Многие люди в церкви, слыша, что Бог, прощая наши грехи, не вспоминает их более, молча вставали, брали свои пальто и безмолвно уходили… Слишком много шрамов и боли оставила в их сердцах безжалостная война. После служения к Корри подошел лысеющий мужчина в сером пальто и коричневой шляпой в руках. Он улыбался и вежливо кланялся. Корри внимательно смотрела на него и перед ней моментально промелькнула синяя форма и фуражка с кокардой, а на ней череп и накрест две кости. Она сразу же узнала в нем бывшего надзирателя, одного из наиболее жестоких карателей и конвоиров в концлагере Равенсбрюк, офицера СС. Вспомнила стыд, с которым она, ее бедная сестра Бэтси и другие женщины нагишом проходили перед надзирателями и вот этим человеком.

Корри пишет о глубокой внутренней борьбе: “Вот он стоял против меня с протянутой рукой, и я слышала его голос: “Фройлян, как приятно было слышать, что все наши грехи Бог бросает в пучину морскую и не вспоминает более”. Он говорил, а я, которая только что так убежденно говорила о прощении, стояла и смущенно рылась в сумке, не в силах протянуть ему руку. «Вы упомянули Равенсбрюк в своей речи, - продолжал он, - а я был там надзирателем. Но с тех пор я стал христианином и знаю, что Бог простил мне все те жестокости, которые я совершал. И все же мне хотелось бы услышать слово прощения из ваших уст, фройляйн. Вы можете простить меня?». В памяти у Корри опять всплыла медленная, ужасная смерть ее сестры… Мужчина стоял с протянутой рукой, рассчитывая на прощение. Это длилось всего несколько секунд, но для Корри они показались вечностью. Она продолжает: «Иисус, помоги мне, - взмолилась я про себя, - я могу протянуть ему руку, и это все, что я могу сделать сама, а Ты дай мне нужное чувство». Корри протянула ему свою руку – бывшая арестантка – бывшему лагерному стражу. «Я прощаю вас, брат… от всего сердца». Позже она писала: «Я никогда не ощущала Божьей любви так остро, как в тот момент. Но и тогда я понимала, что это не моя любовь, а именно Божья. Я пробовала любить, но у меня не было на это силы. Но тут действовала сила Духа Святого и Его любовь…» После этого она имела полное право сказать: «Прощение – это волевое решение, а воля может функционировать независимо от температуры сердца» и еще: «Память – это ключ не к прошлому, но к будущему».

Да даст Господь нам, христианам 21 века, исполнить заповедь Христа о любви к врагам - выше и необходимее этого подвига ничего нет на свете!

Иисус Христос привнес в нашу жизнь много непривычных этических принципов. Но даже среди них своей ускользающей от понимания необычностью выделяется заповедь любить врагов. «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:43-48; Лк.6:27-36).

Этот удивительный моральный императив, нравственное предписание, поначалу представляется просто вызывающей внутреннее отторжение абстракцией, невозможной для реального исполнения, поскольку она явно не согласуется с инстинктивной природой человека и практикой его жизни. Наше биологическое естество протестует, «кипит наш разум возмущенный». Как так, можно ли вообще любить того, кто тебя ненавидит и кого ненавидишь ты? Ведь для среднего, «нормального» человека любовь к врагам является не просто непреодолимым препятствием, она вообще выше его сил; т.к. нарушает, сдвигает устоявшиеся понятия о добре и зле. Наш рассудок забит шлаками негативных инстинктов, насквозь пропитан ядом гордыни, тщеславия, себялюбия и агрессивности. Так что подобное наставление в корне противоречит представлениям и жизненным установкам большинства людей, оно их попросту озадачивает.

Для современного непосвященного «цивилизованного» человека это слишком абстрактно, сложно, заумно и неконструктивно, в общем запредельная блажь на грани бреда. С чего бы это их любить? Чтобы «молиться кротко за врагов» нужны действительно «нечеловеческие силы». Это уровень святых. Доля же таких молящихся просветленных в общей совокупности исчезающе мала. Мы в своем большинстве не готовы воспринять этот идеал, еще не доросли. А Иисус всего-навсего призывал нас стать совершенными, как наш духовный Отец. Но куда там. В нас вовсю бурлит и клокочет призванный охранять наши шкурные интересы второй основной инстинкт человека (антипод либидо) - мортидо, включающее в себя стремление к борьбе и разрушению, которое проявляется в агрессии, вражде и тяге к уничтожению конкурентов. Именно поэтому отношение к заповеди любить врагов является идеальным пробным камнем, безошибочным тестом для того, кто называет себя христианином, - проверкой на верность идеалу, на подлинность веры. Ведь любить своего врага, преодолеть разделяющую вас пропасть озлобленности, раздражения, стыда и унижения невероятно трудно.

Поскольку Иисус (по определению) непогрешим и всегда прав, а Его царство покоится на любви, попытаемся взглянуть на проблему пристальней и аргументировать эту заповедь. Прежде всего, следует отметить, что даже в Ветхом Завете нет призывов ненавидеть врагов. Напротив, весьма недвусмысленны слова: «Никому не воздам злом, но буду отплачивать добром, ибо у Бога суд над всеми живущими»; «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исход 23: 4, 5). «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Левит 19:17-18). «Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его. Пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской» (Левит 19:33-34). «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; если жаждет, напои его, ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его; Господь же воздаст тебе доброе» (Притч 25: 22, 23). То же почти буквально повторяет Рим (12: 20). В Нагорной проповеди Иисус Христос говорил о своих современниках - фарисеях, сеявших вокруг себя отношения ненависти. Мораль толкователей Талмуда откровенно шовинистична.

Далее, кто такие враги. Из текста Евангелия следует, что в заповеди говорится только о наших врагах - то есть о людях, враждебных нам лично. Это все люди, которые причиняют нам зло, - те, кто словом или делом оскорбляют нас, проклинают, ненавидят, обижают, наносят ущерб и подвергают гонениям. Враг – понятие относительное, в данном случае это попросту характеристика качества отношений между конкретными людьми, имеющих характер конфликта, борьбы интересов. При этом наш враг может одновременно быть чьим-то лучшим другом, человеком близким ему и даже незаменимым. К тому же зло, творимое нашим врагом, не отражают всей его сущности. Человек сложен, и по своей тройственной природе вообще предрасположен к плохому. Идеальных людей нет, никто не свободен от пороков, на неблаговидные поступки в определенных ситуациях способен каждый. «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы… Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, …вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси…» (Гал. 5: 17, 19, 20). Поэтому даже в худших из нас есть зачатки добра, а в лучших есть доля зла. Вся разница между нами в пропорциях. Чья-то ненависть к нам может являться результатом страха, гордыни, незнания, предубеждений и отсутствия взаимопонимания, но при всем этом душа каждого человека несет на себе печать Бога.

Наконец, почему их надо любить и что это значит (как их следует любить). Любовь бывает разная, но всегда это вид нашего отношения к кому-то или к чему-то, полное приятие чего-либо. Здесь возможно религиозное, бытовое и сущностное обоснование такой необходимости. Очевидно, врагов следует любить уже потому, что так заповедовал Иисус. Любовь к врагу – лишь особый случай любви к ближнему, притом такой, применительно к которому она только и проявляет свою специфическую суть. Соблюдая заповеди, мы служим Богу и себе.

Нельзя отвечать злом, ненавистью и насилием на причиняемое зло – по соответствующей заповеди и фактически. Никто ведь не хочет, чтобы его ненавидели. Поэтому вполне справедливы слова Иисуса: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.6:31). Злом побороть зло нельзя. В обсуждаемой заповеди выражен базовый принцип нашего бытия: только добром может быть побеждено зло и исправлен мир. Ненависть, даже к человеку, делающему зло, умножает зло. Нужно научиться прощать обиды. Прощение - это вовсе не игнорирование того, что было нам сделано плохого, и не представление зла добром. Это лишь способ отделения самого человека от его неблаговидных поступков, означающий, что совершенные действия не являются принципиальной преградой на пути установления нормальных взаимоотношений. Оно освобождает нас от бремени психологического давления и знаменует собой примирение, шаг к новой жизни.

Вообще говоря, нам не только не следует обижаться на своих врагов, мы должны быть им даже благодарны. Действительно, человек растет духовно, учится, через взаимодействие с обстоятельствами и людьми. Каждая наша ошибка, любой межличностный конфликт, противостояние, если к ним правильно относиться, превращаются в возможность самосовершенствования. В этом плане именно враги – наши лучшие учителя. Друзья обычно не видят всех наших недостатков или не говорят нам о них. Враг же непременно подметит любую нашу слабость или проступок, и тем самым обратит на них наше внимание, невольно создавая предпосылки для ускоренной коррекции и оптимизации нашего поведения.

За врагов действительно надо молиться, ведь они (в основном не ведая, что творят) своими нападками кроме того укрепляют нас в добродетели, учат смирению и кротости, позволяют нам узнать правду о себе. Благодаря их козням мы получаем возможность и стимул исправить погрешности своего поведения. Гонения же с их стороны лишь приближают нас к Богу (Мф 5: 10-12). Врагов следует почитать еще больше, чем наших прямых благодетелей, поскольку последние одновременно с благодеяниями приносят в глазах Бога пользу и себе. Враги же своими пакостями невольно содействуют повышению нашего божественного статуса. Поэтому разумней пожалеть врагов, чем сердиться на них, поскольку себе они в конечном счете вредят гораздо больше, чем нам. Даже угроза смертью не страшна, т.к. смерть для живущего по Христу есть не потеря, а приобретение (Фил. 1: 21). Враги – это своеобразное горькое лекарство от наших духовных болезней.

Как ни странно, но на человеческие отношения распространяется закон механики, согласно которому всякое воздействие неотделимо от противодействия ему. Только в отличие от природных явлений, в данном случае противодействие способно принимать самые разнообразные формы и вполне может даже превышать силу самого действия. Поэтому ответное насилие в лучшем случае лишь воспроизводит исходный импульс. Точно так же, любовь и добро исходят только от любви и добра, но никак не из зла и насилия. Насилие может сделать многое, но оно не способно превратить врага в друга. Дружелюбное же отношение к врагам, проявление к ним благожелательности, есть наилучшее средство к тому, чтобы погасить взаимную вражду и ненависть. Именно любовь не позволяет справедливости деградировать в жестокость. «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12: 17-18). «Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить во-век» (Пс. 36: 27). «Не мстите за себя…, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12: 19). «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и Святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22: 11. 12). Об этом же напоминает и закон Кармы. Зло так или иначе все равно вернется к отправителю; и не стоит вмешиваться в этот сложный процесс, окунаться в грязь и брать на себя то, за что отвечают Высшие Силы.

Другой аспект проблемы в том, что вообще говоря наши истинные враги - это наш собственный эгоизм, гордыня, агрессивность, зависть, алчность, самомнение. Именно они по большей части бывают причиной наших обид и нетерпимости, подталкивают нас к вражде, ссорам и ненависти. Мы зачастую неверно оцениваем поведение окружающих и реагируем на него неадекватно. В силу мнительности многие склонны приписывать поступкам окружающих мотивы, о которых сами они даже не подозревают. К «врагам» люди нередко склонны автоматически причислять всех ближних, не вписывающихся в стереотипы, созданные воображением их собственного ограниченного ума. В этом кроется природа наших негативных реакций на других. Нам трудно смириться с тем, что многие люди живут по своим моделям поведения и имеют на это полное право. Но все люди объективно разные, поэтому нам разумнее всего признать как данность их своеобразие, воспринимая естественными даже недостатки. Следует помнить, что "здесь всё не по твоей вертится воле".

Вообще, нам всем надо бы почаще подходить к зеркалу и смотреть на своего главного врага, которого мы всё же любим. «Лишь человеческий вымысел разделил мир на группы врагов и друзей». Многие из наших "врагов" - мнимые, придуманные нами самими. В этой связи стоит отделять человека от его поступков и от их поспешных оценок.

Любовь является мощным средством, способным превратить врага в друга, чего нельзя достичь ненавистью и насилием. Следует искать не поражения или унижения нашего врага, а его дружбы и взаимопонимания, поскольку любовь - единственная сила, способная поменять полярность наших отношений. Нам никогда не избавиться от врагов, отвечая ненавистью на ненависть; мы лишаемся врагов, лишь отстраняясь от чувства вражды. По своей природе ненависть уничтожает и разрушает, любовь же созидает и строит. Александр Македонский на вопрос о том, что способствовало успеху его завоеваний, ответил: "Я обращал еще недавних врагов в близких друзей и сотрудников. Я поступал с ними так миролюбиво, искренне и сердечно, что они привязывались ко мне". «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим 12:21). Понятие "враг" - это зачастую условность, навязанная нашему восприятию некими обстоятельствами. Именно поэтому враги в принципе могут стать друзьями, а друзья врагами. Ведь противоположные чувства – любовь и ненависть – имеют свойство при определенных условиях переходить друг в друга. Примеры таких явлений широко известны и встречаются на каждом шагу.

И последний момент – как именно, согласно заповеди Иисуса, следует любить врагов. Ответ в этом ракурсе может быть только один, евангельский любовью - безусловной, бескорыстной, очищенной от элементов личной выгоды, объединяющей людей в единое целое в качестве высшего этического принципа. Содержание любви к врагам не следует путать с сентиментальным, нежным излиянием чувств к ним или с личной симпатией. Любить врага вовсе не значит испытывать к нему чувства магнетической привязанности или ощущать душевный подъем. Это не эстетическая, романтическая любовь, не божественное устремление души (эрос, по греческой терминологии) и не взаимная любовь, душевная привязанность, близость друзей (филия).

Речь в Евангелиях идет о третьем виде любви, о древнегреческой агапэ, о любви - заботе как духовном единении, добродеянии в отношениях между людьми. Такая, жертвенная любовь направлена на всех людей и проникнута созидательной, всепрощающей добросердечностью, благожелательностью, великодушием. Это чувство любви к людям за то, что их любит Господь как своих детей. За то, что другие люди в своей основе - такие же, как и мы сами. Такими их и следует воспринимать. На этом уровне мы любим человека, творящего зло, осуждая содеянное им. Подобная любовь свыше («любовь Христова») предписывает нам вообще никого не считать своим врагом и даже в критических ситуациях воздерживаться от морального подавления и унижения человека. Тем более, что человек способен меняться.

Любовь, разумеется, бывает разной. Она, к тому же, имеет много уровней, оттенков и градаций. Любить своих личных врагов, значит понимать условность нашей оценки, быть к ним снисходительным, незлобливым, не испытывать к ним ненависти, проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, помогать в беде, прощать обиды, ошибки и промахи, то есть относиться к ним так же, как и к другим «ближним». «Злоба врага любовью и благосклонностью изгоняется» (Свт. Тихон Задонский). Ничто так не трогает людей, как то, когда им отвечают добром за их недобрые дела. В то же время «Кто воздает за добро злом, от дома того не отпадет зло» (Притч 17: 13). Как минимум, стоит поступать с людьми по правилу: «Чего в другом не любишь, того сам не делай». Хотя, конечно же, мера и выраженность этой "любви" у каждого может быть своей, стоит попытаться осознать верность принципа: "давать радостнее, чем брать" (Деян.20: 35).

Понятно, что большинству даже такое не под силу и представляется недостижимым. Однако каждый может для начала относиться к «врагам» хотя бы терпимо и милосердно, не отвечая злом на зло и посильно считаясь с их интересами. Ненависть в ответ на ненависть лишь умножает её, оставляет рубцы в душе и уродует людей. Эта сила зла наносит непоправимый ущерб своим жертвам. Но она также не менее губительна и для того, кто ненавидит, разрушая личность человека и подавляя его способность мыслить объективно. Живущая же в наших сердцах непроявленная внешне ненависть, злоба, обида вообще абсурдна. Во всяком случае ненавидеть человека таким образом уж точно нет никакого резона: ему до нашей «тихой» ненависти нет дела, а мы стойким стрессом на этой почве основательно подрываем свое здоровье. Это многократно подтвержденный медицинский факт.

К тому же нередко мы ошибочно считаем кого-то своим недоброжелателем, просто неверно оценивая ситуацию. Но всегда можно откорректировать свою позицию. Ведь наша враждебность, обоюдно извращенные отношения с окружением, идут от непонимания основ мироустройства, сущности человека и от переоценки значимости собственной персоны, отягощенной грузом эгоизма. И это при том, что (исходя из единства мира) наши предполагаемые «враги» - это, вообще-то говоря, мы и есть, только в другой ипостаси и на другой стадии развития. Все мы вышли из одного Источника, и все мы как части неделимого Целого принадлежим Ему. Примерно то же и в богословском варианте: «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело. Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12: 4,5) + 1Кор. 12: 12-27. К сожалению, живем мы не душой, а «разумом» и рефлекторными эмоциями. Наша же человеческая ценность определяется тем, что хорошего, доброго, полезного мы сделали для других, какой след мы оставили в их душах. «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5: 26). «Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это всё любви счастливые моменты… Давайте жить во всём друг другу потакая. Тем более что жизнь короткая такая».

Христос дал две основные заповеди христианской любви. Наиглавнейшая заповедь это заповедь о любви к Богу, а вторая - о любви к ближнему: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф.22:39).Почему только ближнего, а не всех людей?
Давая заповеди блаженства, Христос сказал: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:43, 44).
Христос разделил любовь ко всем людям на две заповеди: любовь к ближнему и любовь к врагам. Это сделано для того, чтобы, во-первых, обратить особое внимание на христианскую любовь к врагу и, во-вторых, отметить, что любить врага надо не так, как ближнего или самого себя.
Как же любить врагов и как эта любовь поможет в нашей земной жизни?
Любить врага - это и значит не относиться к нему как к врагу. Любить врага - это значит видеть в нем человека, его добрые качества и создать условия, чтобы эти качества проявились. Помочь ему отвергнуть зло и преодолеть вражду. Любить врага - это значит примириться с человеком, а не со злом.
Врагами мы друг друга делаем сами. Живут два друга и по различным причинам становятся врагами. Потому что один начинает завидовать другому или другой не отдал долг вовремя. Вот и разгорелась взаимная ненависть. Потом мы уже не знаем с чего всё началось, но мы уже не друзья, а враги и не любим друг друга. А где вражда, там и зло. Именно ненависть рождает зло, а любовь гонит зло прочь.
Любить врага - это не значит любить его как друга и доверять ему. Любить врага - значит не иметь к нему ненависти, злобы и желания возмездия.
Любить врага - это значит прощать ему. А прощение - это первый и главный шаг к примирению с человеком и к ликвидации вражды и зла. (Но прощение - это не значит не наказывать по закону за преступления. Закон надо применять, но максимально учитыватьсмягчающие обстоятельства). Прощение - значит желать врагу добра вместо зла; протянуть руку помощи, во всём воздавать ему добром за зло без намерения унизить. Любить врага - значит простить ему прежние злодеяния, чтобы они перестали быть преградой для новых взаимоотношений с ним.Это значит заново открыть путь для сотрудничества.
Заповедь «любите врагов ваших…» дана после заповедей блаженства, потому что только после приобретения таких качеств как кротость, смирение и милосердие, возможно понимание и восприятие этой заповеди в полной мере.
Когда же враг не оказывает сопротивления, слаб или беззащитен, то он становится близким и тогда становится возможным любить бывшего врага как самого себя.