Петр и павел в чем помогают. Икона Божией Матери «Взыграние» Угрешская. Святые апостолы Петр и Павел

Учение Христа не сразу стало известно всему миру. На то, чтобы распространить Евангелие по странам и контитентам, потребовалось время. А также - люди, которые его проповедовали, их называют апостолами. Святые Петр и Павел в православии называются первоверховными, они самые известные ученики Иисуса.


Биография

На самом деле эти два человека встретились уже после того, как Христос вознесся на небо. Вот несколько интересных фактов:

  • Павел никогда не видел Христа, когда тот пребывал на земле. Будучи рьяным иудеем, Савл даже жестоко преследовал христиан. Существует версия, что он участвовал в казни первомученика Стефана.
  • Петр и его брат были первыми, кого призвал Спаситель. Необразованный рыбак с окраины империи, имеющий вспыльчивый характер - сегодня апостол Петр известен повсеместно.
  • Петр стал первым апостолом, который исповедовал Христа Сыном Божиим.
  • Павел встретил Господа по дороге в Дамаск и несколько дней оставался слепым, после чего последовало его обращение.

Святые апостолы Петр и Павел, хотя их судьбы не похожи, для многих стали учителями, обратили ко Христу тысячи людей еще при жизни.


Почитание в храмах

В православии существует особенный церковный праздник, которому предшествует летний пост - день апостолов Петра и Павла. Поэтому и на иконе святых часто можно увидеть вместе, поскольку оба они много сделали для становления Церкви Христовой. О чем можно молиться перед таким образом? Просьба может быть любой, но существуют некоторые традиции.

  • Оба помогают тем, кто хочет обрести веру, способствуют усвоению Слова Божьего.
  • Св. Павел покровительствует студентам, исцеляет тех, кто страдает от духовных и душевных недугов. При жизни он воскрешал умерших. Позаботится он и о тех, кто начинает собственное дело, если оно полезно окружающим - ведь апостол был известен тем, что много работал.
  • Св. Петр помогает тем, кого мучает жар или другой физический недуг. Является покровителем моряков, рыбаков.

Молиться можно кратко, или прочитать акафист - зависит от расположения души. Важно, чтобы молящийся понимал, что Господь исполняет лишь те желания, которые угодны Его воле. Ведь святые не могут противоречить Создателю, они духовные наставники верующих. Власть творить чудеса была дана им как награда от Бога за веру и работу над собой.


Окончание жизненного пути

Большинство апостолов завершили свои жизни трагически. Дело в том, что в те далекие времена христианство было лишь небольшой сектой. Правители считали последователей новой религии опасными, ощущали угрозу власти. Поэтому старались уничтожить всех, кто считал Христа Богом, крестил людей в свою веру.

Например, Петр, уже будучи в преклонном возрасте, был взят под стражу и казнен через распятие, как и Христос. Такое суровое испытание может выдержать только подлинная вера. Своих палачей апостол попросил перевернуть его вниз головой, чтобы не уподобиться своему Учителю. Ведь после своего известного отречения он ощущал себя недостойным умереть также, как Учитель.

Над местом казни был воздвигнут Собор апостола Петра, всем известное место в Риме. Намного позже археологи нашли научные доказательства тому, что это действительно оно, после долгих поисков были обнаружены также останки святого христианского учителя.

Павла тоже ждала мучительная смерть - но он формально являлся гражданином Рима, хотя бы и был евреем по рождению. Поэтому к нему была применена более «почетная» казнь - отсечение головы. Ведь распинали только людей низшего сословия, разбойников, бродяг.

Церковное предание утверждает, что апостолы были лишены жизни в один день. Павел был выведен за город - на месте его смерти царь Константин возвел храм. Учеными подтверждено, что мощи в его основании принадлежат знатному римскому гражданину.

Храмы святым апостолам Петру и Павлу

В России существует несколько известных храмов Апостолов Петра и Павла:

  • Собор в г. Москва (принадлежит ЕЛЦР), построенный в самом начале прошлого века. Здание построено в стили эклектика, является частью культурного наследия нашей страны. Многие приходят сюда на экскурсии, чтобы послушать орган или богослужение. Храм действующий, в нем проводятся службы на разных языках. При соборе существует также комплекс церковных зданий, составляющих единый архитектурный ансамбль - часовня, дома для причта и два духовных училища.
  • Собор в г. Санкт-Петебурге, относится к РПЦ, находится на территории Петергофа, в живописном месте. Расположение выбирал лично император Александр III. Церковь представляет собой яркий пример русского стиля, с шатровыми куполами и разноцветными росписями. Строительство продвигалось медленно, освящение состоялось в 1905 г. На нем присутствовала царская семья. Собор был закрыт большевиками незадолго до начала 2-й мировой. Лишь в 1974 г. была признана ценность здания как памятника культуры. В начале 90-х храм был возвращен церкви и заново освящен.

В народе также любят этих святых, даже многие цари носили имена Петр или Павел. Тяжел был их жизненный путь, но велика и награда, которой Христос удостоил их на небесах. Молитвами апостолов, Господь да помилует нас!

Молитва святым первоверховным апостолам Петру и Павлу

О святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков.

Святый верховный Апостоле Петре, каменю веры, на Христе, краеугольном камени, в Церковь исповеданием назданный! Моли, да и аз, умными помышлении и плотскими похотении всегда колеблемый, на тоемжде Христе, Камени живом, избранном, честном, верою наздан всегда совершаюся любовию в храм духовен, в священство свято, вознесити жертвы духовныя Богови Иисусу Христу. Святый верховный Апостоле Павле, сосуде избранный Христов, благодати и славы Божия преисполненне! Моли имущаго власть над тварию Творца, да мя, ныне сосуд погубленный, сотворит Себе сосуд в честь, освящен и благопотребен, на всякое благое уготован. Аминь.

Святые апостолы Петр и Павел - храмы, иконы, молитва was last modified: Июнь 14th, 2017 by Bogolub

Любой магазин икон имеет в своем ассортименте икону Божией Матери иконографического типа "Умиление" ("Елеуса"). К этому же типу относится достаточно редкий образ Богородицы - икона Взыграние Угрешская, бывшая на протяжении многих лет одним из главных символов Николо-Угрешской обители (современный г. Дзержинск в Московской области). Купить икону "Взыграние" или "Взыграние младенца" прежде всего стремятся женщины, желающие иметь детей, поскольку этот образ Божией Матери символизирует полноту и счастье Материнства.

Икона Взыграние Угрешская - русская древняя икона, написанная с греческого образца. Она изображает Богоматерь с Богомладенцем, сидящим на Ее правой стороне и поддерживаемым обеими Ее руками. Младенец Иисус изображается в "игривой" позе, одновременно прильнувшим к Своей Матери и обращенным при этом к молящимся. Пресвятая Богородица в умилении прижалась щекой к щечке Богомладенца, взор ее полон светлой печали.

На иконах "Взыграние" поза Младенца Иисуса напоминает сцену Сретения, в которой Богомладенец, влекомый Своим жертвенным предназначением, тянется из рук Божией Матери в руки Симеона Богоприимца, возвещающего Его страстной путь. Доподлинно неизвестно, как появилась в Николо-Угрешском монастыре икона Взыграние Угрешская, но датой ее явления считают 1793 год. Официальный праздник был установлен в 1795 году 7 ноября. Икона долгое время стояла в Успенском храме Николо-Угрешской обители, привлекая множество верующих на поклон. Но в 1918 году Николо-Угрешская обитель была разорена, и икона Взыграние Угрешская утрачена. Лишь в 2003 году случилось чудо, которого уже никто не ждал - неизвестная женщина пожелала пожертвовать икону Пресвятой Богородицы монастырю. Оказалось, что эту икону семью женщины когда-то приобрела у коллекционера, который утверждал, что образ как-то связан с Николо-Угрешской обителью. Приехавшие в квартиру благочестивой женщины монахи увидели икону Богоматери, очень схожую по описанию с утерянной. Когда же обретенный образ был доставлен в монастырь и поставлен на прежнее место, все увидели, что это и есть утерянная икона Взыграние Угрешская.

Икону в Николо-Угрешской обители встречали как покровительницу Небесную, ценнейшую святыню. Торжественным крестным ходом внесена она была в Спасо-Преображенский собор, где в честь благодетелей отслужили праздничный молебен. Теперь икона Пресвятой Богородицы стоит в алтаре Спасо-Преображенского собора. Предположительно, вскоре икону поместят, как и прежде, в храм Успения Пресвятой Богородицы.

Вместе с возвращенной святой иконой в Николо-Угрешскую обитель вернулись былое величие и святость. Вновь многочисленные верующие обрели почитаемую святыню, помогающую в молитвах о материнстве и рождении здоровых детей. Беременность и рождение ребенка - это удивительные события, показывающие божественное величие жизни, потому так важно этот период проводить в молитвах. Если же нет возможности посещать церковь, можно молиться дома, перед иконой Божией Матери "Взыграние".

12 июля Русская Православная Церковь отмечает окончание Петрова поста и день памяти святых славных и всехвальныхпервоверховных апостолов Петра и Павла. «Прихожанин» решил почтить их память рассказом о том, как образы первоверховных апостолов воплощали на своих полотнах великие художники.

В православной иконографии святых апостолов Петра и Павла чаще всего изображали вместе (хотя можно найти немало икон, на которых святые представлены по отдельности). И это вполне объяснимо: при всей поразительной несхожести их судеб, происхождения, характеров они были едины в укреплении общего дела – создании Церкви Христовой на земле. Согласно церковному преданию считается, что святые апостолы Петр и Павел погибли в один день – 29 июня (12 июля по новому стилю) в Риме, в 67 год от Рождества Христова, в 12-й год правления императора Нерона. Возможно, это так, возможно, нет, так как, к сожалению, достоверных данных о дате их гибели не существует. Многие исследователи полагают, что верные ученики Христа Петр и Павел погибли с разницей в несколько лет. Но, наверное, не это главное. Важно то, что они сумели сделать.

Иконографическое изображение Святых апостолов Петра и Павла следует традиционным православным канонам, а потому на многочисленных иконах их образы отличаются лишь отдельными деталями. Скажем, цветом одеяния – туники, далматики (длинного верхнего одеяния, которое носили поверх туники) или гиматия (плаща). Или цветом волос – Петра и Павла рисуют то темноволосыми, то седыми, то лысоватыми. На большинстве икон святые апостолы Петр и Павел обращены ликом к верующим, на некоторых – они смотрят друг на друга или даже обнимаются.

Статичное изображение святых в православной иконографии традиционно и объясняется тем, что в иконе важно передать образ святого, его взор, обращенный к молящемуся. Потому иконописцы, рисуя образы святых, художественные акценты чаще делают не на самих образах, а на деталях: сложенных пальцах, развернутых к верующим ладонях, прижатой к сердцу руке и особенно на том, что у святого в руках.

На большинстве икон святой апостол Петр держит в руках ключ (реже два ключа – серебряный и золотой, которые олицетворяют собой светскую и духовную власть), ибо сказал Христос: «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 19). Хотя можно увидеть иконы, на которых в руках любимого ученика Христа свиток с евангельским текстом.

В руках у Святого апостола Павла чаще всего на иконах можно увидеть книгу или свиток, реже – меч. Понятно, что книга и свитки отсылают нас к 14-ти Посланиям, написанным святым апостолом Павлом, а вот образ меча – это символ слова Божия, ибо в своем Послании к Евреям святой апостол Павел писал: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).

На некоторых иконах святые апостолы Петр и Павел сообща держат в руках церковь как знак того, что они совместным апостольским трудом укрепляли Христову Церковь на земле.

Совсем иначе рисовали образы святых Петра и Павла западноевропейские художники. Как правило, посредством живописи они стремились рассказать о самых значимых – трагических или драматических – моментах в их жизни. Взять, к примеру, знаменитые картины итальянского художника Караваджо «Обращение Савла» и «Распятие святого Петра». Или, скажем, «Освобождение святого Петра» Бернардо Строцци и «Куда идешь, Господи?» Аннабеле Карраччи.

Каждое из этих знаменитых полотен напоминает верующим главные эпизоды из жизни святых, как в случае с Савлом, будущим апостолом Павлом, который всячески преследовал и убивал христиан, и однажды на пути к Дамаску «внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9, 3–5).

Или взять, к примеру, картину «Куда ты идешь, Господи?» Аннибале Карраччи… 12-й год правления императора Нерона. Страшные гонения на христиан в Риме. Арест святого Петра ожидается со дня на день. Его последователи, понимая, что святого ждет смерть на кресте, умоляют его бежать. Петр уступает их уговорам, ночью он уходит из города по Старой Аппиевой дороге… и за городскими воротами встречает Христа. «Domine, quovadis?» («Господи, куда ты идешь?») – обращается Петр к Спасителю. «Раз ты, Петр, оставляешь народ Мой, Я иду в Рим на новое распятие», – отвечает Христос. У каждого человека свой путь в жизни, свой порой очень нелегкий, выбор. Петр смиренно принимает свой жребий и со словами: «Domine, tecumveniam» («Господи, позволь и мне с Тобой») – поворачивает назад в Рим, где его ждет арест и мученическая смерть на кресте.

Ее, кстати, показывает нам картина Караваджо «Распятие святого Петра». Поскольку Петр не был римским гражданином, его приговорили к мучительной смерти на кресте. Известно, что апостол попросил своих мучителей распять его вниз головой, так как считал, что недостоин быть распятым, как Христос.

Еще одному очень важному эпизоду из жизни святых апостолов Петра и Павла посвятили свои картины известные западноевропейские мастера. Посмотрите на эти полотна!

Они не только напоминают нам о драматическом споре, который случился между апостолами Петром и Павлом, но и в целом отражают важную веху в истории раннего христианства.

Это сегодня вся Европа, разделившись на два лагеря, гудит и обсуждает ситуацию вокруг мигрантов, которые, подобно цунами, захлестнули европейские страны. А тогда, две тысячи лет назад, в Антиохии между святыми апостолами Петром и Павлом возник спор о том, как следует поступать с язычниками, которые принимают христианство и хотят войти в христианскую общину. Этот спор двух первоверховных апостолов в итоге вылился в Апостольский Собор, который состоялся в Иерусалиме (по одним данным, в 49, а по другим – в 51 году).

Суть спора: должны ли крещеные язычники делать себе обрезание по закону Моисееву, устраивать жертвоприношения в Храме и соблюдать ряд других иудейских обрядов и ритуалов? Столкнулись две точки зрения. Одну представлял апостол Петр, другую – апостол Павел. Как известно, в итоге Собор принял точку зрения апостола Павла и отказался от идеи соблюдения крещеными язычниками иудейских обрядов и ритуалов. Но самому спору между Петром и Павлом уделялось много внимания и их современниками, и позже, на протяжении многих последующих веков. Поэтому знаменитую дискуссию святых апостолов Петра и Павла в Антиохии, предшествовавшую Иерусалимскому Собору, так часто отражали на своих полотнах великие европейские художники.

И, наконец, отдельно мне хотелось бы упомянуть еще одного великого живописца. Именно с его картиной чаще всего возникает ассоциация, когда говорят о святых апостолах Петре и Павле. Это знаменитый испанский художник Эль Греко. Кстати, имя Эль Греко – всего лишь прозвище, в переводе означает «Грек». Ибо Доменикос Теотокопулос, взявший себе такой псевдоним, был греком по происхождению, уроженцам острова Крит. Именно его кисти принадлежит знаменитая картина «Апостолы Петр и Павел», которую можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Картина поразительная, во многом напоминающая икону, ибо в ней удивительным образом соединились художественный стиль, присущий эпохе Ренессанса, и элементы православной иконографии. Впрочем, этому парадоксу перестаешь удивляться, когда узнаешь, что Эль Греко, живя на Крите, учился у православного греческого иконописца Михаила Дамаскиноса. Интересно, что, хотя вся семья Эль Греко принадлежала к Римско-Католической Церкви, сам художником свои полотна рисовал в греческой православной стилистике.

Кстати, в 1597 году, спустя 5 лет после завершения первой картины «Апостолы Петр и Павел», художник нарисует новую картину (в настоящее время она находится в Барселоне в Изобразительном музее Каталонии), но в сравнении с картиной, хранящейся в Эрмитаже, это более слабое полотно.

На ней художник дал апостолу Павлу вместо книги меч и постарался как бы объединить двух самых великих учеников Христа, соединив на картине их руки. Неизвестно, что сподвигло художника практически повторить свою раннюю работу. Возможно, его критики считали, что на полотне 1592 года Эль Греко противопоставил друг другу двух святых апостолов и излишне значительно выделил святого апостола Павла.
Так, кстати, считают и многие современные исследователи творчества Эль Греко, полагающие, что на картине 1592 года доминирует именно святой апостол Павел, который как бы пытается убедить в своей точке зрения и святого апостола Петра, и зрителей.

Мне так не кажется. Напротив, я вижу двух одинаково сильных и мудрых учеников Христа. Только святой апостол Петр на картине Эль Греко погружен во внутреннее молитвенное созерцание, тогда как святой апостол Павел движением руки указывает на книги, лежащие перед ним. Предполагается, что это Святое Евангелие и 14 Посланий самого апостола Павла.

При таком прочтении картины можно предположить, что Эль Греко, великий греко-испанский живописец, создавший множество картин на евангельские сюжеты, хотел через образы святых апостолов Петра и Павла передать свое видение христианской Церкви – соединение знания, которое черпается из Священного Писания, и молитвы, обращенной к Богу.

Петр Селинов

Христианской иконографии известно множество вариаций изображения преподобных святителей. Первые образы встречаются в период зарождения этого божественного искусства. Апостолы, верные ученики Спасителя, чаще представали в сценах из Евангелия на рельефах гробниц или на фресках. Иконы святителей Петра и Павла милосердно оказывают помощь раскаявшимся атеистам, православным, утратившим веру, а также тем, кто пришел в христианство из другой религии. Они поддерживают людей в начинании благородного деяния.

История появления святого лика

Апостолы пришли к вере различными путями, но грандиозная верность и любовь к Господу возвысили их имена и объединили судьбы. Проповедуя вместе, они уберегли многих людей от безбожия и грехопадения.

Апостолы Пётр и Павел

Петр был сыном простого рыбака и видел впоследствии все события из жизни Христа. Апостол три раза отрекся от учения Спасителя, но каждый раз возвращался с покаянием. Павел же изначально ненавидел христиан, убивал и преследовал несчастных, и, будучи великим оратором, вводил народ в заблуждение. Однако вскоре он сменил ярость на пламенную любовь.

Самый знаменитый образ великих учеников Христа имеет восточнославянское происхождение и создан в середине XI столетия. Икона считается ранним образцом русской станковой живописи, она хранится в коллекции Новгородского музея.

Предание гласит, что полотно с двумя апостолами привез из Корсуни (Херсонеса) князь В. Мономах. Академик В. Лазарев предполагает, что чудотворная икона писалась в Новгороде, так как именно в этом городе чаще создавали священные лики значительных размеров. Автором этого произведения церковного искусства считают византийского мастера, который вдохновлялся фресковыми изображениями. Спустя время после создания икону декорировали позолоченным серебром.

  • Образ святителей три раза вывозился из родного Новгорода: в XVI столетии это сделал царь Иоанн IV, во время ВОВ её выкрали немецкие войска, а в 2002 г. - одалживали российские реставраторы. Однако икона всегда возвращалась на исходное место.
  • Священный образ писали на пяти полотнах из липы, которые скреплялись при помощи фигурных шпонок, о чем свидетельствуют следы на обратной стороне. Обновление иконы совершили русские мастера в XVI столетии, в середине XX века её покрыли специальным воском. В период с 2002 по 2008 гг. полотно освободили от оклада и исправили ошибки прошлых восстановительных работ.
  • На образе великие апостолы представлены в полный рост, сверху них располагается полуфигура Мессии. Головы Петра и Павла несколько повернуты, в руках первого располагается древо креста, священный свиток и ключи от небесного царства, у второго - книга. Икона хорошо сохранилась, от изначальных красок XVI в. остались фрагменты одеяний и фона. Однако полностью утрачена изначальная живопись конечностей Павла и Петра.
На заметку! В молитве перед этой древней иконой верующие прославляют великих апостолов за их самоотверженность и стремление отдать жизнь ради Истины. Далее, говорится о сокрушенных сердцах христиан, которые видят вокруг себя огромные беды и молят о защите от хищных волков греховности. Верующие просят апостолов стать великими защитниками, потому что сами не способны противостоять великим соблазнам.

Помощь, исходящая от полотна

Иисус лично избрал милосердного Петра и красноречивого Павла для того, чтобы они продолжали миссионерскую деятельность и проповеди. Апостолы обрели дар распространять Божье слово, а в конце жизненного пути вместе приняли мученическую смерть за своего Господа. Их издревле почитали во всех ответвлениях христианской веры.

Икона святых апостолов Петра и Павла

Иконы и фрески с изображениями Петра и Павла встречаются повсеместно во многих храмах мира.

  • В Петропавловском соборе Москвы православные верующие найдут не только образы верных учеников Мессии, но и их чудотворные останки, которые привезли из Рима.
  • Подобный храм, где хранятся полотна святителей, находится рядом с Санкт-Петербургом, в городе Сестрорецке, а также в Новотроицке, что в Оренбургской области.

Петропавловская икона считается чудотворной и дарует исцеление от различных недугов плоти и разума.

Народ просит у великих апостолов, являющихся активными распространителями слова Божьего, о том, чтобы искренняя вера вселилась в души людей и никогда их не покидала. Молитва помогает простым мирянам, легко поддающимся соблазнам, стать праведнее и чище помыслами.

Совет! К святителям можно обращаться как по отдельности, так и двоим одновременно. Петр содействует тем, кто желает приблизиться к самой сути религии, а Павел помогает в делах образования и благословляет в учебе.

Другие изображения

Образы, где лики святителей объединены, исследователи относят в особую группу.

Древняя икона, изображающая преподобных учеников Мессии Петра и Павла, создавалась в Новгороде и считается чудотворной. Милосердные святители, слыша мольбы простых мирян, вселяют в их сердца крепкую веру и помогают избавиться от неугодных страстей. Народ чрезвычайно почитает Павла и Петра, восхваляет их миссионерскую деятельность и мужество, которое позволило им принести свою жизнь на алтарь Истины.

Икона Петра и Павла XXI столетия