На серебряной раке нектария эгинского открылись глаза. Святитель Нектарий Эгинский: поношения и клевету претерпевший. Песнь Божественной Любви

20.11.2016
Воскресенье

Преподобнически пожив, яко мудрый иерарх,/ прославил еси Господа/ добродетельным житием, Нектарие преподобне./ Темже, Утешителя прославлен силою,/ Божественными мощми твоими,/ демоны отгониши и болящия исцеляеши,/ верою приходящия ти.

Тропарь, гл. 4


Божественный гром, труба духовная, веры насадителю и отсекателю ересей, Троицы угодниче, великий святителю Нектарие, со Ангелы предстоя присно, моли непрестанно о всех нас

Кондак, гл. 2

Дорогие братья и сестры!

9 (22) ноября православный мир чтит память святителя Нектария Эгинского, митрополита Пентапольского (в миру - Анастасий Кефалас), родившегося недалеко от Константинополя в 1846 г. Почитание святителя в Восточных Церквях сравнимо с почитанием на Руси преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского.


Особой любовью к святителю горело сердце архиепископа Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. За несколько месяцев до своей блаженной кончины владыка Иоанн просил, чтобы житие святого Нектария опубликовали по-английски в издании «Orthodox Word» («Православное Слово»). Икона святителя Нектария находилась у владыки Иоанна в красном углу. По свидетельству одного греческого священника, он клал ее на алтарь во время совершения Божественной Литургии.



С самого раннего возраста будущий святитель Нектарий был вынужден добывать себе пропитание на тяжелых работах. Однако средств на жизнь и учебу катастрофически не хватало. Но однажды чудесным образом материальная помощь пришла от благочестивого соседа-торговца. В юношеском возрасте Анастасий переселяется на один из греческих островов и устраивается школьным учителем. Преподавание совмещается с проповедью православия, он обращает души своих учеников ко Христу. Однако его душа тянулась к монашеству. И после раздумий, он уходит в монастырь, принимает постриг и дьяконский сан с именем Нектарий.



В 1886 г. Патриарх Софроний рукополагает Нектария во священники в Александрийском Саввинском монастыре, а затем в сан архимандрита. В 1889 г. он хиротонисан во епископа Пентапольского с возведением в сан митрополита. Высокий положение никак не повлияло на образ жизни святителя. Однако враг рода человеческого воздвиг на владыку гонения и самую отвратительную клевету, в результате которых святителя отправляют на покой и он покидает Египет. При этом владыка Нектарий не пытается себя защитить или оправдываться. После многих испытаний, благодаря усилиям одного благочестивого мэра, он занимает место простого проповедника в провинции Эвбея, при этом продолжая жить в весьма стесненных материальных условиях.




С течение времени находящийся в изгнании митрополит приобретает любовь и уважение со стороны своей новой паствы и, при поддержке Королевы Ольги (внучка императора Николая I), получает должность директора богословской школы в Афинах. Он пишет несколько работ: «Настольная книга священника» (Афины,1907), «Историческое исследование причин схизмы 1054 года, о причинах продолжения разрыва восточной и западной церкви и проблемах возможного объединения (два издания, Афины 1912/13), «Историческое исследование о бесценном кресте» (Афины 1914) и «Исследование Божественных Таинств» (Афины 1915).


Начинает явственно проявляться и Божия благодать на святителе: народом отмечается его прозорливость, дар исцелений. По благословению владыки основывается женский Троицкий монастырь на Эгине, насельницами которого становятся его духовные чада. Вся жизнь нового монастыря проходила под руководством святителя Нектария, с которым сестер сводила постоянная переписка. Двенадцать последних лет жизни провел он со своими инокинями, воспитывая их для Небесного Царствия. Обитель за это время приведена в порядок, налажено хозяйство.



Годы земной жизни святителя тем временем подходили к концу: он заболевает раком и два месяца проводит в тяжелых страданиях, при этом, однако, не переставая благодарить Господа. Измученный и обессиленный, в воскресенье 8 ноября 1920 г., в 22:30 владыка отошел ко Господу. Составитель жития святителя архимандрит Амвросий (Фонтрие) в книге «Святитель Нектарий Эгинский. Жизнеописание» (М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015) пишет:
«тело Святителя оставалось в больничной палате в течение одиннадцати часов и с самых первых минут источало благоухающий запах святости. Здесь же находилась кровать, на которой лежал парализованный местный житель. Монахини стали готовить тело для перевозки на Эгину. Со Святителя сняли старую майку, чтобы надеть чистую, и положили ее на кровать парализованного… И тотчас парализованный встал и пошел, воздавая хвалу Богу, даровавшему ему исцеление. Так Господь явил святость Своего раба и прославил его первым чудотворением».




Руки и лицо угодника Божия обильно мироточили, и монахини собирали миро ватой. 20 апреля 1961 г. Патриаршим и Синодальным указом Константинопольской Патриархии митрополит Нектарий был причислен к лику святых, были подняты его святые мощи. Оказалось, что остались только косточки. По словам старцев, мощи истлели, чтобы их можно было разнести по всему миру на благословение от святого Нектария.
Вся жизнь святителя была полна скорбей и тяжелых испытаний. С раннего детства он добывал себе пропитание нелегким трудом. Высоко поднявшись по церковной лестнице, из-за клеветников был изгнан с кафедры и долгое время жил в полной нищете. Кончина святого последовала после тяжелой мучительной болезни в обычной палате вместе с простыми людьми. Но смирение святителя победило смерть как телесную, так и духовную - после его кончины явились многочисленные чудеса и исцеления, продолжающиеся и по настоящее время. Так Господь прославил своего раба за верность и доброе милующее сердце.



Святителю Нектарию принято молиться об исцелении от раковых заболеваний, головных болей. Так, в России, в детском Онкологическом Центре на Каширском шоссе, есть часовня, в которой находится чудотворная икона святителя Нектария, освященная на его мощах. В Москве также имеется частица мощей святителя Нектария в храме иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно в левом пределе. В храм Всех Святых в Красном селе в мощевике хранится часть от гроба святителя Нектария Эгинского.



Наставления святителя:

(по книге: Святитель Нектарий Эгинский. Путь к счастью. М.: Православное Миссионерское Общество имени прп. Серапиона Кожеозерского, 2011. Перевод с греческого: монахиня Дионисия, диакон Георгий Максимов)

«Насколько же заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя, - в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и преизбытке и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца, - это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Весьма скоро такое здание рухнет…»

«Братья и сестры! Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это. Испытывайте ваше сердце, и наблюдайте за его духовным состоянием. Может быть, утеряно дерзновение пред Господом? Может быть, совесть обличает за преступление Его заповедей? Может быть, она обличает вас за несправедливости, за ложь, за неисполнение наших обязанностей перед Богом и ближним? Испытывайте, может быть, зло и страсти заполнили ваше сердце, может быть, оно уклонилось на пути кривые и непроходимые…»


«Братья и сестры! Всемилостивейший Бог хочет для всех нас счастья и в этой жизни и в следующей. Для этого Он основал Свою святую Церковь, чтобы она нас очищала от греха, чтобы освящала нас, примиряла с Ним, и дарила нам небесное благословение»
«Цель нашей жизни в том, чтобы стать совершенными и святыми, явиться чадами Бога и наследниками Царствия Небесного. Будем бдительны, - как бы ради нынешней жизни не лишиться будущей, как бы от житейских забот и хлопот не вознерадеть о цели нашей жизни»

«Украсьте ваши светильники добродетелями. Подвизайтесь отсечь душевные страсти. Очистите ваше сердце от всякой скверны и храните его в чистоте, чтобы снисшёл и обитал в вас Господь, чтобы Он исполнил вас Святого Духа с божественными дарами»

«Внутри мы имеем глубоко укоренившиеся немощи, страсти, изъяны, многие из которых являются наследственными. Всё это не обрывается ни одним резким движением, ни беспокойством и тяжелым переживанием, но терпением и настойчивостью, когда я жду с выдержанностью, заботой и вниманием»

«Путь, ведущий к совершенству, долог. Молитесь Богу, чтобы Он укрепил вас. Принимайте терпеливо ваши падения и сразу же, вставая, бегите [к Богу], не останавливайтесь, как дети, на том месте, где упали, плача и рыдая безутешно»

«Доверьтесь Богу Благому, Крепкому, Живому и Он препроводит вас в место отдохновения. Помните, что после искушения следует духовная радость, и что Господь наблюдает за теми, кто претерпевает искушения и страдания ради Его любви. Итак, не малодушествуйте и не бойтесь»

«Позаботьтесь оберегать сердце, чтобы защитить радость Святого Духа и не позволить лукавому вливать в нас свой яд. Будьте внимательны, чтобы рай, который внутри вас, не превратился в ад»

«Самый главный труд человека - это молитва. Человек был создан, чтобы прославлять Бога. Это тот труд, который достоин его. Только это способно раскрыть его духовную суть. Только это оправдывает его чрезвычайное положение во всем мироздании. Человек был создан, чтобы почитать Бога и быть сопричастником Его божественной благости и блаженства»

«Доверьте Господу все заботы ваши, Он промышляет о вас. Не малодушествуйте и не тревожьтесь. Тот, Кто исследует скрытые глубины человеческой души, знает и о ваших желаниях и имеет силу их исполнить так, как умеет это делать [только] Он. Вы же просите Бога и не теряйте смелость. Не думайте, что поскольку стремление ваше свято, у вас есть право жаловаться, когда молитвы ваши бывают не услышаны. Бог исполнит ваши пожелания тем способом, о котором вы не ведаете. Итак, успокойтесь и воззовите к Богу»

«Мир [души] - это божественный дар, который щедро дается тем, кто примирился с Богом и исполняет божественные заповеди. Мир есть свет, и он удаляется от греха, который есть тьма. Вот почему грешник никогда не успокаивается, [не обретает мира в душе]»

«Освящение покидает смущенное и раздраженное сердце, омраченное враждой к ближнему. Так что быстрее помиримся с нашим братом, чтобы не лишать себя благодати Божией, которая освящает наши сердца»

«Кто в мире с самим собой и в мире со своим соседом, тот в мире и с Богом. Такой человек наполняется святостью, потому что Сам Бог пребывает в нем»

«Достигайте любви. Просите каждодневно любви у Бога. Вместе с любовью приходит и все множество благ и добродетелей. Любите, чтобы быть и вам любимыми. Дайте Богу все ваше сердце, чтобы вам пребывать в любви. „Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем“ (Ин. 4:16)»

«Христиане должны, согласно заповеди Божией, стать святыми и совершенными. Совершенство и святость начертываются сначала глубоко в душе христианина, а уже потом отпечатываются и в пожеланиях его, в речах его, в делах его. Таким образом благодать Божия, которая существует в душе, изливается и на весь внешний характер».

Святителю отче Нектарие, моли Бога о нас

Трощинский Павел

Преподобный Нектарий Эгинский родился 1 октября 1846 в Восточной Фракии (тогда это была Греция, а сейчас – провинция Стамбула) и умер 8 ноября 1920 в больнице Афин.

Память святого совершается 22 ноября по новому стилю (на следующий день после кончины) и 3 сентября, годовщину перенесения мощей.

Один из самых почитаемых в Греции святых

Для греков святитель Нектарий Эгинский – святой, который олицетворяет собой не только какой-то отдельный путь, которым можно прийти к святости, а христианскую жизнь в целом во всем ее величии.

На его долю пришлись сначала нищета, затем заслуженное архиерейство и почитание, затем несправедливые гонения и снова нищета, а после – своеобразная «реабилитация», то есть прижизненное почитание в народе, которое после смерти только продолжало расти, так что сейчас он один из самых любимых греками святых. И, если спросить жителей Греции, чему их учит опыт старца Нектария, они ответят: любви к Богу, любви к людям и смирению.

Потому что, действительно, если святитель Нектарий и олицетворяет собой какой-то отдельный путь к святости, то это путь выдающегося смирения.

В 42 года стал митрополитом

Быть митрополитом, тем более в 42 года, – это уже о многом говорит (как и то, что с момента его посвящения в сан пресвитера не прошло и трех лет). При этом не имеет значения, что святитель Нектарий стал митрополитом при Александрийском П атриархате, который испытывал тогда острую нехватку в священнослужителях. Важно, что В ладыка не переставал быть при этом простым человеком, которому чужды любые внешние проявления славы или роскоши.

А они были ему чужды всегда. Вернее сказать, всегда были недоступны. Он родился в бедной многодетной семье, которую покинул еще будучи юношей. Затем жил какое-то время в Константинополе, где также испытывал большую нужду. Затем в 20 лет уехал в город Хиос, где стал учителем, а еще через 10 лет был пострижен в монастыре Неа Мони, который был известен своей аскетической строгостью. П отом – еще через 10 лет, в 1885 году,уже будучи в Афинах, – он окончил богословский факультет Афинского университета и был отправлен в Египет, в страну, которая переживала тогда наплыв европейцев.

О нем вспоминали, как о человеке, который помогал всегда, когда мог, и который никогда не жил, что называется, для себя. Будучи еще простым пресвитером Александрийской Церкви, он читал проповеди (не только в Каире, но и других городах), много и подолгу исповедовал, помогал нуждающимся и больным. Он собирал вокруг себя все больше и больше людей, и все больше и больше людей вокруг него изменялись. А сам он говорил о своем положении так: «Сан не возвышает своего обладателя, одна лишь добродетель обладает силой возвышения».

Оказался в немилости у священноначалия

Нелегко быть смиренным, когда тебя превозносят, но еще сложнее, когда на тебя клевещут. Изгнание из Египта, безусловно, не центральная часть его биографии с точки зрения духовного пути, но самая показательная с человеческой точки зрения. Она демонстрирует, как может вести себя христианин в сложной ситуации.

А ситуация была в следующем: уже через год после возведения в сан митрополита Пентапольского святитель пал жертвой доносов. Александрийскому П атриарху сообщили, что В ладыка ведет неподобающую жизнь и делает много поступков, которые можно назвать как «непослушание».

(Исследователи считают, что это дело рук завистников, которые решили, что святитель Нектарий «метит» в П атриархи: так было истолковано ими бескорыстное служение В ладыки и симпатия, которую моментально приобрел подвижник в Египте).

Сначала святителю было запрещено служить что-либо, кроме треб, а затем в июле 1890-го года он и вовсе был вынужден покинуть страну.

Святитель безропотн о принял всю ситуацию и не пытался «отстаивать справедливость». Более того, он не держал ни на кого зла и до самой смерти отзывался о П атриархе Софронии, который подписывал указ, с большим уважением (хотя, к слову, так и остался на всю жизнь опальным митрополитом и даже подписывался – «путешествующий епископ»).

В ернувшись в Грецию, он оказался в той же нищете, в какой был когда-то. Начинался новый этап его жизни.

14 лет был директором школы

В Греции святителю очень помогло знакомство с греческой королевой Ольгой (сестрой князя Константина Романова, вышедшей замуж за короля Греции Георга). До этого макисмум, чего ему удалось добиться, – места проповедника в провинции Эвбея (да и то при помощи мэра Афин, который как-то встретил старца, спускавшегося в слезах после очередного безуспешного визита в министерство по делам религии). Однако королева Ольга стала духовной дочерью старца, и она же помогла В ладыке стать директором духовной школы имени братьев Ризари в Афинах.

На тот момент школа, по воспоминаниям очевидцев, переживала не лучшие времена, однако святитель Нектарий вдохнул в нее новую жизнь. Он пользовался безграничным уважением и учеников, и других преподавателей во многом, потому что не только учил, но и являл собой образ истинного христианина. Будучи директором, он старался по возможности не только наказывать, но и поддерживать провинившихся учеников. Например, узнав о чьей-либо серьезной провинности, он накладывал строгий пост и на себя тоже – и это действовало лучшего любого наказания. А если кого-то все же нужно было выгнать из школы, то он делал все, чтобы отсутствовало официальное решение об отчислении, которое ложилось бы пятном на дальнейшую репутацию ученика.

Также он мог браться за любую работу, если того требовала ситуация. Так он однажды тайно «замещал» заболевшего школьного уборщика, который очень переживал, что за недели отсутствия его уволят с работы. Причем святитель (епископ) убирал не только коридоры и комнаты, но и туалеты.

Наверное, лучшим свидетельством работы святого является то, что многие из выпускников школы стали впоследствии епископами. архимандритами и профессорами. Мы не будем приводить их здесь – их десятки.

Нектарий Эгинский пробыл в «ризарионе» 14 лет до 1908 года, когда ушел в увольнение по состоянию здоровья.

К стати , князь Константин Романов, сестрой которого была Ольга, больше известен как русский поэт К.Р.

В 1885 году он посвятил сестре, уже королеве, стихотворение:

«Давно ли, кажется, больной, нетерпеливый,

Тревожно так, с томлением, с тоской,

В мучительном бреду, то грустный, то счастливый,

Я ожидал свидания с тобой?...»

Написал письмо Богу

Это произошло, когда ему было 14 лет и он работал в табачной лавке в Константинополе. Нужда Анастасия (так звали святого до пострига) достигла такой меры, что он решился… написать письмо Иисусу! «Христос мой! У меня нет обуви. Прошу Тебя послать ее мне. Ты знаешь, как я люблю Тебя».

Иисус ответил будущему подвижнику на его веру. Письмо обнаружил и вскрыл человек, который хорошо знал Анастасия и отправил мальчику сумму денег.

Старался найти понимание с христианами других конфессий

Люди, лично знавшие святителя Нектария, говорили, что тот остро переживал факт разъединения христианских церквей. Сам он, конечно, никак не мог повлиять на глобальные процессы, но в своей собственной жизни как мог старался Церкви «объединять». Например, он не избегал встреч с католическими священниками, а однажды даже принял в свою школу-Ризарион египтян-коптов.

(Коптская Церковь, основанная, по преданию, евангелистом Марком, откололась от П равославной в V веке, когда не приняла решений Халкидонского собора 451 года. При этом коптский обряд остается таким же аскетичным, как православный).

Был чудотворцем

Перечислять чудеса, сотворенные святителем, нет смысла – их великое множество. Они происходили и до его смерти, и после. Первое посмертное чудо случилось буквально сразу же, как только старец умер в больнице (от рака): палата наполнилась благоуханием. Бинты, которые сняли с умершего, положили на кровать лежащего там же паралитика, который сразу же исцелился.

При жизни святого и по его молитвам исцелялись больные, разрешались безвыходные жизненные ситуации: буквально из ниоткуда в высохших колодцах появлялалась вода, а в монастыри во время крайней нужды неожиданно завозилась провизия. После смерти святитель являлся на судах, которым, казалось, грозила неминуемая смерть, и людям, которые считали, что потеряли любую опору в жизни.

Рядом со святителем духовные законы обретали удивительную силу. Так, например, несчастную мать, обвинившую старца в растлении его дочери, настигла спустя время страшная кара – она вскоре сошла с ума.

Имел добродетель безгневаия

Согласно преданию, святой молил Бога избавить его от страсти гнева еще до переселения в Египет. Однажды он вспылил и дал своему помощнику два позатыльника. После этого он просил у Господа безгневия, а в качестве «платы» – лишить его вкусовых ощущений. Так и случилось: до конца жизни никто не видел святого разозленным, а сам он больше не чувствовал вкуса принимаемой им пищи.

Основал женский Троицкий монастырь

На собственные средства в 1904 году старец выкупил на острове Эгина небольшой участок земли, на котором находился заброшенный, полуразрушенный монастырь. Это была его забота о группе девиц, которые собрались к тому времени вокруг него и жаждали иноческой жизни.

Через несколько лет, покинув пост директора духовной школы, он сам переселился на Эгину и до самой смерти окормлял монастырь.

Некоторые изречения святителя

«Насколько же заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне себя, в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях. Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно, что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Весьма скоро такое здание рухнет. Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это ».

«Я не хочу, чтобы вы страдали и смущались всем тем, что происходит против вашей воли, какой бы справедливой она ни была. Такое страдание свидетельствует о существовании эгоизма. Следите за эгоизмом, который прячется под личиной правоты. Следите и за неуместным сожалением, которое рождается после справедливого обличения. Чрезмерное огорчение – это искушение ».

«Единственное истинное огорчение то, которое возникает, когда мы хорошо узнаем о несчастном состоянии нашей души. Все остальные огорчения не имеют никакого отношения к благодати Божией ».

«Самый главный труд человека – это молитва. Человек создан, чтобы прославлять Бога. Это тот труд, который достоин его. Только это способно раскрыть его духовную суть. Только это оправдывает его чрезвычайное положение во всем мироздании.

При этом молитвы и прошения наши сами по себе не ведут нас к совершенству. К совершенству ведет нас Господь, Который приходит и обитает в нас, когда мы исполняем Его заповеди. И одна из первых заповедей, чтобы в нашей жизни совершалась воля не наша, а Божия. И чтобы совершалась с точностью, с которой это происходит на небесах у ангелов»..

Тропарь святителя Нектария Эгинского, митрополита Пентапольского

Преподобнически пожив, яко мудрый иерарх,

прославил еси Господа

добродетельным житием, Нектарие преподобне.

Темже Утешителя прославлен силою,

Божественными мощми твоими,

демоны отгониши и болящия исцеляеши,

верою приходящия ти.

Молитва святителю Нектарию, митрополиту Пентапольскому, Эгинскому чудотворцу

О, мироточивая главо, Святителю Нектарие, Архиерею Божий! Во времена великаго отступления, нечестию мир пленившу, благочестием просиял еси и главу прегордаго Денницы, уязвляющаго нас, сокрушил еси. Сего ради дарова ти Христос врачевати язвы неисцельны, за беззакония наша нас поразившия.

Веруем: возлюби тя Бог праведнаго, да тебе ради нас, грешных, помилует, от клятвы разрешит, от недуг избавит, и по всей вселенней страшно и славно будет имя Его, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В неостановимом потоке времен святые — эти сияющие звезды Церкви — всегда освещали и согревали души православных христиан. Наша Церковь была богата святыми не только в первые, обагренные кровью века своего восхождения, они появлялись и на более поздних этапах развития христианства. Святые живут среди нас и своей истинно христианской жизнью восходят по тому же пути, по которому первым прошел Господь; по пути, который Он освятил своею добровольной жертвой; по пути, которому с тех пор следовало великое множество людей. Их сонм, по благодати Божией, не перестает пополняться.
Они продолжают возвышающий человека трудный путь, отдавая свою душу — самое ценное, что имеют, — во имя соединения с Творцом.

Такой личностью, сконцентрировавшей в себе все свои духовные силы, посвятившей себя делу внутреннего совершенствования и соединению с Богом, была личность святого отца нашего Нектария — чудотворца, митрополита Пентапольского, подвизавшегося на Эгине.

Святитель Нектарий — тот святой, которого прославил Господь уже в наше время. Он явил собой новую яркую звезду на небосклоне Православия.
Его жизнь, с первых шагов и до благословенной кончины, оставила по себе заметный след в христианских душах Ближнего Востока и Греции. Он стал неугасимым маяком на Эгине, источая свою благодать и благословение на весь мир. Жизнь этого человека была непрестанной борьбой во имя достижения истинного знания и добродетели. Это был трудный путь, но он проходил его победоносно. Житие святого Нектария — это осуществление непоколебимого желания обрести то, к чему так стремилась всеми силами его душа, обрести Бога Истинного.

Он стал победителем в духовной брани, и потому уже через довольно короткое время с момента его кончины слава о нем распространилась повсюду. Святитель Нектарий — крупный иерарх в плеяде отцов нашей Церкви, одна из высочайших ее вершин, столп святости.

Он родился 1 октября 1846 года в селе Силиврия, в Восточной Фракии, крещен 15 января 1847 года с именем Анастасий. Его родители — Димос и Василики Кефалас были простыми бедными людьми, но по-христиански сердечными, благочестивыми, добродетельными. Они имели множество достоинств, и благодатным духовным плодом всего этого стал Анастасий Кефалас, впоследствии — святитель, чудотворец Нектарий мироточивый. Благочестивые родители растили Анастасия, пятого из шестерых детей, "в традициях и духе заповедей Господних".

Мать учила его песнопениям, молитвам и часто заставляла читать и петь различные тропари. Особенно старалась она, чтобы мальчик запомнил 50-й псалом Давида «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Этот умилительный псалом, волнующий всякую христианскую душу, производил особое впечатление на благословенное чадо. Мальчик читал его часто и, как он сам позже рассказывал сестрам своего монастыря и другим ученикам, когда доходил до слов: научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся, — то останавливался и множество раз повторял этот стих, чем будущий святитель как бы предугадывал свое миссионерское служение.

С юного возраста мальчик чувствовал зов Божий и свое священническое призвание. Он очень любил церковь, с радостью посещал все службы и сколь можно долго оставался в храме — прислуживал священникам. Особо он внимал проповедям. Возвратясь домой из храма, мальчик повторял наизусть целые отрывки из проповеди и приводил тем самым в изумление всех домашних. Будучи еще совсем крохой, он мастерил из бумаги «облачения» и совершал со своими сверстниками всевозможные «службы». Когда Анастасию исполнилось семь лет, он где-то раздобыл белые листы бумаги и стал старательно их сшивать нитками. На вопрос матери, что он делает, Анастасий ответил: «Я хочу сделать книгу и записывать туда Словеса Божии». В Силиврии мальчик получил начальное образование. Особенно он любил читать книги религиозного содержания. Но продолжать учебу он не мог, потому что ни средней школы в его родном селе не было, ни денег, чтобы поехать куда-то учиться. Препятствия были большие, но еще большими были его вера и желание. Он весь пребывал во власти мечты получить христианское образование, с тем, чтобы учить других творить волю Божию. Так Анастасий принимает трудное решение уехать на чужбину. По благословению родителей, он отправляется в Константинополь. Сохранилось предание о том, что четырнадцатилетний Анастасий добрался до порта, чтобы подыскать корабль, на котором можно было бы пуститься в плавание. Он подошел к какому-то судну и стал упрашивать капитана взять его с собой. А тот, посмотрев на подростка, лишь ухмыльнулся: «Иди, погуляй, малыш. А потом приходи, мы тебя возьмем». Анастасий понял иронию как отказ капитана и со слезами смотрел, как готовили корабль к отправлению.

Вот уже капитан отдает команды машинистам, заработали двигатели, а судно — ни с места. Поступил приказ набрать обороты, но судно стояло, как привязанное. В недоумении капитан встретился взглядом с печальными глазами Анастасия, стоявшего на причале, и, пожалев подростка, сделал ему знак подняться на корабль. И — о, чудо! Лишь только Анастасий вступил на палубу, корабль сам отошел от берега! В Константинополе его первым рабочим местом стал табачный магазин. Но труд там оплачивался очень низко, потому юноша и ходил унылый, одетый в лохмотья, часто совсем голодный. Единственным его утешением была вера Христова: он беспрестанно молился. Днем трудился не покладая рук, а ночью изучал Священное Писание. Стремясь к миссионерской деятельности, он на кисетах и обертках табачных брикетов писал различные изречения святых отцов, чтобы духовно помогать своим клиентам.
Об этом вспоминал сам святой Нектарий в предисловии к книге «Ученых сокровища».

Молодой человек продолжал жить в страшных лишениях. Как-то, совсем отчаявшись, он задумал испросить у Самого Бога то, в чем испытывал нужду. Он всегда это делал в молитве, но в простоте своего искреннего сердца решил обратиться к Богу... с письмом.

Мальчик хотел изложить свою жалобу и попросить Господа укрепить его. Он взял ручку, бумагу и простосердечно написал то, что чувствовал. Заклеил конверт и подписал: «Господу Иисусу Христу на Небеса». А потом отправился на почту. По дороге повстречался хозяин соседнего магазина, который хорошо знал этого доброго мальчика и видел, какие испытания выпадают на его долю. Сосед тоже шел на почту и предложил отправить письмо Анастасия вместе со своими. На почте торговец увидел адрес на конверте и пришел в изумление. Не веря своим глазам, он открыл письмо и прочитал. Господь помог ему понять всю драму, переживаемую Анастасием. Этот человек тут же взял чистый конверт, вложил деньги и по-отечески написал, как этими средствами распорядиться. Запечатав конверт, он отправил его по адресу Анастасия, который, получив такое послание, не знал, куда и деваться от радости. В жизни мальчика наступил настоящий праздник, праздник в честь «ответа» от Господа. Он тут же купил себе одежду, обувь, продукты. А хозяин табачной лавки, завидев столь разительную перемену, сразу подумал, что все это куплено на краденные у него деньги. Он обругал мальчика, избил и выгнал его. Напрасны были слезы и объяснения. Конфликт разрешился лишь после вмешательства благодетельного соседа. Очень скоро Анастасию нашли новое, более подходящее для юноши занятие — он стал смотрителем в школе при подворье храма Гроба Господня. Здесь ему можно было и самому учиться.

В Константинополе он прожил шесть лет. В возрасте двадцати лет в канун Рождества Христова, в 1866 году, тоскуя по дому, юноша решается поехать на праздник к своим. Во время плавания поднялась страшная буря. Кораблю грозило крушение. В какой-то момент мачта надломилась. Анастасий тут же снял с себя пояс, привязал к нему крест, который дала ему его добрая бабушка, и скрепил поясом сломанную мачту. Держа ее одной рукой, другой он совершал крестное знамение, произнося слова: «Господи, спаси нас. Дай мне, Господи, получить богословское образование, чтобы затворять уста оскверняющим божественное имя Твое!» И свершилось чудо! Корабль благополучно прибыл в порт.

В тот же год Анастасий перебирается на остров Хиос. Здесь ему предлагают место учителя в селе Лифи, где он и проработал более семи лет. Сельчане несказанно любили своего учителя, ценили то, что он не ограничивал свою деятельность лишь рамками школы, а проповедовал в храме слово Божие, проводил обширную духовную работу, занимался благотворительностью. Сам учитель жил чрезвычайно скромно, почти аскетически. По воскресным и праздничным дням он приходил в скит святых отцов на острове Хиос и слушал поучения старца Пахомия о началах монашеской жизни.

7 ноября 1876 года Анастасий принимает монашеский постриг с именем Лазарь. Его записывают в насельники знаменитого Нэа Мони (Нового Монастыря), построенного еще в 1045 году императором Константином Мономахом. Инок Лазарь получает послушание секретаря. Братия монастыря питала особую любовь к молодому монаху, ценя его покладистость и исключительно смиренный нрав. Через год после пострига многочисленные дарования инока были оценены по заслугам, и 15 января 1877 года, в день своего крещения, митрополитом Хиосским Григорием в кафедральном соборе святых Минаса, Виктора и Викентия Лазарь рукополагается в сан диакона. Он получает новое имя — Нектарий. Это имя станет позже известно всему миру. Призывая его, многие люди по вере своей сподобятся милости Божией.

В непрестанной молитве и посте провел отец Нектарий в Нэа Мони три года, готовя себя к тому высокому служению, на которое его подвигал Господь.
Благодать Божия щедро изливалась на диакона Нектария. Величие его души проявлялось во всем. Молодой монах жаждал учиться, а средств не было. Но Господь не оставлял его! Он внушил одному благочестивому и богатому христианину, по имени Иоанн Хоремис, обратить внимание на диакона Нектария из Нэа Мони и помочь ему стать благословенным орудием Промысла Божия. Этот человек и взял на себя затраты по переезду отца Нектария в Афины для продолжения учебы. Возрадовался отец Нектарий, видя, как начинает воплощаться его мечта, И славил имя Преблагого Бога. Молясь за своего благодетеля, он с головой окунулся в учебу.

После завершения образования, по рекомендации Хоремиса, он переезжает в Александрию к Патриарху Софронию IV, занимавшему эту кафедру с 1870 по 1899 год. Патриарху нравились молодые люди, обладавшие истинно христианским нравом и любившие науки. Он особо оценил диакона Нектария, посоветовал ему вернуться в Афины, чтобы продолжить учебу и получить высшее богословское образование. В 1882 году отец Нектарий поступает на богословский факультет Афинского университета. Учится он блестяще, получает даже стипендию имени А. Пападакиса. Диплом выпускника богословского факультета отец Нектарий получает 13 ноября 1885 года и возвращается в Александрию. В соборе Святого Саввы 23 марта 1886 года Патриарх рукополагает его во священника. Через пять месяцев, в августе того же года, его возводят в сан архимандрита в храме Святителя Николая в Каире. Параллельно он назначается проповедником и патриаршим секретарем, а затем и патриаршим наместником в Каире. Архимандрит Нектарий проявил великое рвение в выполнении своих высоких обязанностей. Он заботился прежде всего об умножении числа клириков в своей епархии, проповедовал и вразумлял людей, направлял деятельность храмов. За его трудами пристально следил Патриарх Софроний и принял решение вознаградить его усердие. Так Нектарий получил титул верховного архимандрита Александрийской Церкви. Через три года, 15 января 1889 года, верховный архимандрит Нектарий Кефалас рукополагается во архиерея и назначается митрополитом когда-то славной Пентапольской митрополии. Хиротония совершалась в патриаршем соборе Святителя Николая в Каире Патриархом Софронием и архиереями — бывшим епископом Керкирийским Антонием и Порфирием, епископом Синайским.

Митрополит Пентапольский Нектарий, славя Господа, начинает прилагать еще большие усилия для воситания своих духовных чад. Слава о нем идет по всему Египту и распространяется далеко за его пределами.

Но ненавидящий добро диавол устроил так, что у Владыки Нектария объявляется непримиримый враг в лице правящего архиерея. Все предполагали, что митрополит Пентапольский станет в будущем Патриархом Александрийским и с этого возвышения сможет наносить удары по главным центрам сатанинской державы. И это мнение, возможность осуществления такого, хотя митрополит Нектарий об этом никогда не думал, сатана делает темой пересудов, сплетен, домыслов. Завистливые и злобные люди стали убеждать Патриарха в том, что митрополит Пентапольский замышляет заговор и трудится лишь для того чтобы достичь одной цели: завладеть патриаршим престолом Александрии. Коварные доклады не замедлили оказать воздействие на более чем 90-летнего Патриарха, и через некоторое время благочестивый, смиренный и безобидный Нектарий очутился я роли гонимого. Его жизнь в Патриархии стала невыносимой. Поначалу с него сняли все обязанности, освободили от должностей, которые он занимал, наконец, Патриарх без всяких объяснений его уволил.
Зло и зависть восторжествовали. Святитель Нектарий был удален с поста патриаршего Местоблюстителя, а через два месяца его изгоняют из пределов Патриархии с такой вот бумагой: «Наше недостоинство настоящим патриаршим отпустным письмом заявляет, что податель сего Преосвященный Митрополит славной Пентапольской епархии Владыка Нектарий Кефалас, не ужившийся в климате Египта, отсылается в земли иные и призывается исполнять свои архиерейские обязанности, где бы он ни находился, по разрешению местных церковных властей. В подтверждение сего выдается сие отпустное письмо для предъявления его во всех необходимых случаях, Александрия, 11 июля 1890 г. Патриарх Александрийский Софроний».

Святой Нектарий терпеливо переносит выпавшее на его долю испытание. Он уезжает из Египта в скорби, ибо оставляет здесь свою паству и все, что сделано его трудом. Около тысячи его духовных чад из греческой общины в Каире обратились к нему со скорбным прощальным письмом, в котором благодарили его за труды и за святость жизни. И вот он уже в Афинах.

Более семи месяцев святой Нектарий живет в Афинах в страшных лишениях. Но все свои духовные и материальные нужды, всю свою жизнь он вверяет Самому Господу. Он верил, что Господь и на сей раз позаботится о нем. Так и случилось. 15 февраля 1892 года ему предоставляется место проповедника во Фтиодитской и Фокидской епархиях. В марте 1894 года его приглашают возглавить Духовную школу имени братьев Ризари. Это была огромная ответственность. Он должен был готовить к служению способных богословов, проповедников, епископов, иереев. В этой должности святой оставался 14 лет. Период работы в Ризарийской школе был продуктивным и необыкновенно плодотворным. Вклад святого Нектария и здесь невозможно было переоценить. Как раз в период работы святителя на посту директора школы опустел патриарший престол Александрии и, как свидетельствуют печатные материалы того времени, мысли всех обратились к митрополиту Пентапольскому.

Но он предпочел уединенную жизнь. К этому времени он посещал уже Святую Гору и желание следовать по монашескому пути все более укреплялось в нем. В 1904 году, будучи еще директором Ризарийской школы, святой Нектарий основывает женский монастырь Святой Троицы на острове Эгина.
Там поселяются первые инокини — его ученицы, которых он часто посещал, укреплял их духовно и материально. В 1908 году он уходит с должности директора школы по состоянию здоровья и поселяется на острове Эгина. Сохранились многочисленные воспоминания о его святой жизни там, о необычайных чудотворениях, когда он, подобно древним подвижникам мог низводить дождь в засуху, или изгонять саранчу, или исцелять тяжелых больных, даже слепых. В монастыре Святой Троицы он в большом смирении проводит остаток своей земной жизни, непрестанно молясь, служа Богу, создавая богословские труды, проповедуя, исповедуя, наставляя, духовно укрепляя людей до того самого дня, когда 8 ноября 1920 года в 10.30 вечера Господь призвал его к Себе. Пастырь оставил сей мир в возрасте 74 лет в Афинах и больнице «Аретэо» после двухмесячного лечения по поводу острейшего воспаления предстательной железы.
Сразу же по преставлении Владыки началось приготовление тела к погребению. С усопшего сняли рубашку и положили ее на рядом стоящую кровать, где лежал парализованный. Как только одежда коснулась тела больного, он тут же встал на ноги, славя Господа. В тот же миг вся комната наполнилась благоуханием. Без вскрытия тело подготовили к погребению и переправили на остров Эгина. А там с великим благоговением инокини и местные жители предали его земле на территории монастыря.

В апреле 1921 года, с целью возведения мраморной гробницы, захоронение было раскрыто, и тело усопшего оказалось нетленным. Свежими были даже цветы, положенные во время погребения. Само тело источало удивительный аромат. Его перенесли на 48 часов в игуменские покои, затем облачили в новые одежды и вновь захоронили.

Через три года после преставления тело опять было обнаружено нетленным и благоухающим. В 1927 году, по инициативе Хризостома I, архиепископа Афинского, в третий раз были обретены мощи. Тело святого оставалось нетленным и источало аромат.

3 сентября 1953 года гробницу раскрыли вновь. На этот раз мощи святого, лишь Господу ведомо почему, были найдены истлевшими. 5 ноября 1961 года в монастыре и в городе Эгине прошли торжества по случаю официального причисления к лику святых Православной Церкви Нектария Кефаласа, митрополита Пентапольского (Патриарший указ за № 260 от 20 апреля 1961 г.). Труды, которые оставил после себя святитель Нектарий, многочисленны и представляют для всех нас, православных христиан, огромную духовную ценность. Но и сам святитель постоянно подает свою помощь всем, кто к нему обращается со смиренной верой. Известны случаи явления святого, предупреждение им опасностей, исцелений.

Православие существует не только на российской земле, хранят его и в Греции, где закладывались самые истоки восточного христианства. Здесь родился и подвизался великий греческий святой - Нектарий Эгинский, с недавних пор он хорошо известен в России.


Трудная судьба

Родился во второй половине 19 в., в бедной семье. Мальчика назвали Анастасием, у него было пятеро братьев и сестер. Все они воспитывались в благочестии, посещали храм, умели петь и читать. С детства ребенок стремился к знаниям, но семья не имела денег, чтобы дать ему образование. Все же Господу было угодно, чтобы юноша был его служителем. В 1876 г. он становится монахом, затем дьяконом, тогда и получает новое имя - Нектарий (Эгинским он стал называться уже позже).

По воле своего благодетеля, монах проходит обучение на богословском факультете в Афинах. Благодаря знакомству с Патриархом, получает назначение в Каир. Там его карьера начинает идти в гору:

  • получает сан архимандрита;
  • становится Верховным Архимандритом;
  • 1889 - Нектария рукополагают в митрополита.

Такое возвышение у некоторых вызывает зависть. По ложному доносу митрополит Нектарий Эгинский снят с должности и отправлен обратно в Грецию.

Тяжелые годы пришлось пережить святому, но он все переносил с благодарением. В Афинах он терпел нужду, не имел ни одежды, ни пропитания. Далеко не сразу он решился опровергнуть ложные наветы, все стараясь терпеть во славу Божию. Благодаря ходатайствам добрых людей, получает скромное место проповедника. Но теперь, хотя бы, он имеет кров и пищу. Очень скоро слава о скромном учителе разошлась по всей стране.


Монастырь

В начале 20 в. у старца появляется мечта - он хочет основать женскую обитель. И вот на острове Эгина находит заброшенный монастырь. Много лет работает он над его восстановлением: убирает мусор, облагораживает территорию, занимается рукоделием. Он был лишен всякой гордыни, думая только о благе своих ближних. Постоянно заботился о бедняках и своих духовных детях. За это Господь наградил его щедрыми духовными дарами.

Уже тогда многие заметили - стоило Нектарию Эгинскому произнести молитву, как на другой же день разрешались насущные проблемы. Находились желающие пожертвовать продукты или деньги. Многие приезжали на остров только для того, чтобы получить от монаха совет для своей жизни.


Житие Нектария Эгинского

Сегодня житие Нектария Эгинского у многих вызывает интерес, про старца написано много книг и статей. Он уже полностью оправдан от клеветы. А люди хранят память о чудесах, которые он сотворил при жизни.

  • Одна старушка пришла, сетуя на то, что насекомые портят оливковое дерево. Старец пошел к нему, прочел молитву. Тут же облако вредителей поднялось и улетело прочь.
  • Жители острова часто во время засухи приходили к святому. Святитель Нектарий Эгинский молился и на посевы проливался дождь.
  • С тех пор, как на Эгине стал жить благочестивый священник, там прекратились разбойные нападения.

Духовные дети святого видели, как он на молитве преображался, поднимался над землей.

Много еще историй хранит греческий остров, где окончил свой жизненный путь великий святой.

Смерть и прославление

Еще при жизни многие почитали Нектария Эгинского за угодника Божьего. В настоящее время его мощи хранятся в Троицком монастыре, который восстановил старец. Тело его было обнаружено нетленным, когда гроб решено было перезахоронить. И даже цветы, которые верующие принесли любимому наставнику веры, остались свежими, будто их сорвали только что.

Умирал старец в обычной больнице, среди бедняков. Ему приходилось терпеть сильные боли, но все слышали от него лишь благодарственные слова в адрес Господа. После смерти преподобного его одежду случайно оставили на соседней кровати. Лежавший там парализованный смог встать! Чудеса продолжались и на могиле Нектария Эгинского.

Икона изображает старца с Евангелием или иконой Богородицы в руке. Ведь он всю жизнь посвятил исполнению Слова Божия. Может быть как в архиерейском облачении, так и просто в монашеской черной рясе. Свидетели рассказывают, что в жизни святой был очень скромен, в том числе в одежде, никогда не хвастался своими высокими званиями.

Акафист Нектарию Эгинскому читают во время тяжелых болезней, также просят о просветлении разума, чтобы он открылся к Слову Божиему. Ведь не секрет, что каждый понимает его настолько, насколько имеет духовную силу. Святой славился своей добротой, кротостью, любовью к окружающим, простые люди его очень любили. Поэтому следует ждать от него скорого ответа и помощи - только просить со всей душевной верой.

Молитва святителю Нектарию

О Богомудрый и всесвятый отче Нектарие, святителю Христов, чудотворче великий и преславный. К тебе ныне прибегаем верою и любовию чтущии тя, похвалы сия приносяще от всего сердца и помышления. Ты, угодниче Божий, явился еси ныне яко звезда утренняя, озаряющая мира сего помраченныя концы светом благодати Христовой, юже стяжал еси неложно смиренным житием твоим и кроткими нравы, нетленных и премирных обетований сподобльшеся. Сего ради мы, недостойнии, молим тя прилежно: отче святый Нектарие, не забуди нас, к тебе усердно притекающих. Свет сый ныне, просвети души наша, помраченныя страстьми, озари наш ум и обнови помышления во еже поучатися нам Божественным и священным образом и нектому о суетных пещися. Утверди нас, преподобне отче, в вере, надежде и любви ко Господу Богу нашему, исцели болезни душевныя и телесныя, буди нам покров и прибежище в скорбех и напастех, вразумление и исправление во гресех, благодать независтную подающе всегда, яко да прославим Единаго Истиннаго Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

нектарий эгинский - молитва, икона, житие was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

1 октября 1846 года в селе Силиврия, в восточной Фракии, у Димоса и Василики Кефалас родился пятый ребенок. При крещении мальчик получил имя Анастасий. Благочестивые родители воспитывали своих детей в любви к Богу: с ранних лет обучали детей молитвенным песнопениям, читали им духовную литературу. Анастасию больше всего нравился 50-й псалом, он любил многократно повторять слова: “Научу беззаконные путем Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся”.

Анастасий мечтал получить христианское образование, но, закончив начальную школу, вынужден был оставаться в родном селе, так как в семье не было денег, чтобы послать его на учебу в город. Когда Анастасию исполнилось четырнадцать лет, он упросил капитана судна следовавшего в Константинополь взять его с собой…

В Константинополе юноше удалось устроиться на работу в табачный магазин. Здесь Анастасий, верный своей мечте - духовно помогать ближнему, начал писать на кисетах и обертках табачных изделий изречения святых отцов. На мизерную зарплату не возможно было полноценно питаться, а о покупке одежды не могло быть и речи. Анастасий, чтобы не впасть в уныние, непрестанно молился. Когда одежда и обувь износились, он решил обратиться с просьбой о помощи к самому Господу. Рассказав в письме о своем бедственном положении, он написал на конверте следующий адрес: “Господу Иисусу Христу на Небеса”. По дороге на почту, он встретил хозяина соседнего магазина, который, пожалев босого юношу, предложил отнести его письмо. Анастасий с радостью вручил ему свое послание. Изумленный торговец, увидев необычный адрес на конверте, решил вскрыть письмо, а, прочитав его, сразу же послал на имя Анастасия деньги. Вскоре Анастасию удалось устроиться на работу смотрителя в школе при подворье храма Гроба Господня. Здесь ему удалось продолжить свое образование.

Вскоре Анастасий получил место учителя в селе Лифи на острове Хиос. Семь лет Анастасий не только преподавал, но и проповедовал “слово Божие”. В 1876 году Анастасий становится насельником монастыря Нео Мони (Нового Монастыря). 7 ноября 1876 года Анастасий был пострижен в монашество с именем Лазарь. 15 января 1877 года митрополит Хиосский Григорий рукоположил Лазаря в сан диакона, с новым именем Нектарий. Молодой дьякон по-прежнему мечтал учиться, в своих ежедневных молитвах он просил Господа предоставить ему эту возможность.

По промыслу Божиему, один благочестивый богатый христианин предложил молодому монаху Нектарию оплатить дорогу и обучение. С 1882 года по 1885 год дьякон Нектарий учится на богословском факультете Афинского университета. После завершения образования, по рекомендации своего благодетеля, он переезжает в Александрию. 23 марта 1886 года дьякона Нектария рукополагают во священника. Отец Нектарий получает назначение в Свято-Никольский храм г. Каира. В этом же храме вскоре его возводят в сан архимандрита, а спустя некоторое время Патриарх принимает решение о присвоении ему титула Верховного Архимандрита Александрийской церкви.

15 января 1889 года Верховный Архимандрит Нектарий рукополагается во архиерея и назначается митрополитом Пентапольской митрополии. В те годы Владыка Нектарий писал: “Сан не возвышает своего обладателя, одна лишь добродетель обладает силой возвышения”. Он по-прежнему стремится стяжать любовь и смирение. Добродетельная жизнь Владыки, его необычайная доброта и простота, вызывали не только любовь и уважение верующих. Влиятельные люди патриаршего двора опасались, что всеобщая любовь к святителю приведет его в число претендентов на место Святейшего Патриарха Александрийского. Они оклеветали святителя. По своему глубочайшему смирению праведник даже не попытался оправдаться.

“Добрая совесть - это самое великое из всех благ. Она - цена душевного мира и сердечного покоя”, - говорил он в своих проповедях, покидая свою кафедру навсегда. Митрополит Пентапольский был уволен в отставку и должен был покинуть египетскую землю.

Вернувшись в Афины, Владыка Нектарий семь месяцев живет в страшных лишениях. Тщетно он ходит по инстанциям, его нигде не принимают. Мэр города, узнав о бедственном положении, в котором находился Владыка Нектарий, добился для него места проповедника в провинции Эвбея. Слава о необычном проповеднике из провинции скоро дошла до столицы и до греческого королевского дворца. Королева Ольга, познакомившись со старцем, вскоре стала его духовной дочерью. Благодаря королеве Владыка назначается директором Духовной школы имени братьев Ризари в Афинах. С неиссякаемой любовью и терпением относился Нектарий к своим подопечным. Известны случаи, когда за провинность учеников он налагал на себя строгий пост. Однажды служащий школы, занимавшийся уборкой, заболел и очень переживал, что его уволят с работы. Через несколько недель, вернувшись, он обнаружил, что кто-то все это время выполнял его работу. Оказалось, что Владыка сам тайно убирал школу, чтобы никто не заметил отсутствие заболевшего работника.

За свое великое смирение и любовь к людям Владыка Нектарий удостоился даров Святого Духа: прозорливости и дара исцеления.

В числе многочисленных духовных чад возле Владыки собрались несколько девушек, желающих посвятить себя монашеской жизни. В 1904 году Владыка Нектарий основал женский монастырь на острове Эгина. На собственные средства ему удалось купить небольшой участок земли, на котором находился заброшенный, полуразрушенный монастырь.

Некоторое время старец Нектарий одновременно руководил школой и монастырем, но вскоре он уходит из школы, и переселяется на остров Эгина. Двенадцать последних лет своей жизни он проведет на этом острове, который в скором времени станет местом паломничества для многих верующих. А пока предстояло много работы по восстановлению монастыря… Духовные чада старца рассказывали, что Владыка не гнушался никакой работы: сажал деревья, разбивал цветники, убирал строительный мусор, шил тапочки для монахинь. Он был безгранично милостивым, быстро отзывался на нужды бедных, часто просил монахинь отдать последнюю еду бедным посетителям. По его молитвам на следующий же день в монастырь привозили продукты или денежные пожертвования…

Как-то раз к Владыке за помощью обратилась бедная пожилая женщина. Она рассказала, что на ее оливковое дерево “напали красные мошки”, которые уничтожают листья дерева, просила благословить оливу. Владыка осенил дерево крестом, и к всеобщему удивлению присутствующих, “с дерева поднялось облако мошек и улетело”.

Однажды, когда рабочие возили из монастыря известь в деревню, чтобы гасить ее около колодца, вода в колодце кончилась. Сырая известь могла быстро затвердеть, и стала бы не пригодной для работы. Старца известили о случившемся. Владыка сам пришел к колодцу и благословил рабочих закончить работу. К всеобщему удивлению, после ухода Владыки колодец быстро наполнился водой. Работа была успешно закончена.

Духовные чада старца рассказывали, что благодаря молитвам старца Нектария не только обстановка на острове изменилась в лучшую сторону (прекратились разбой и грабежи), но и изменился климат. Крестьяне не раз обращались за молитвенной помощью к старцу во время засухи: по молитве Владыки Нектария благодатный дождь сходил на землю.

По свидетельству монахинь, многие верующие почитали Владыку как святого: верующие рассказывали, что видели как во время молитвы он “весь светился”. А одна из монахинь однажды удостоилась увидеть, как Владыка Нектарий преобразился во время молитвы. Она рассказывала, что когда он молился с воздетыми руками, то был “на две пяди поднятым над землей, при этом лицо его совершенно преобразилось - это был лик святого”.

Из воспоминаний монахини Евангелины, записанных в 1972 году Манолисом Мелиносом:

“Он был как бесплотный… Имел какую-то особую привлекательность. Весь светился… У него было спокойное лицо. А какую чистоту источал его взгляд! Эти голубые глаза… Казалось, что они говорили с тобой и призывали тебя к Господу… Он был полон любви ко всем, был смиренный, милостивый. Он был человек любящий молчание”.

Однажды в монастырь приехали паломники из Канады, они попросили, чтобы старец Нектарий помолился об исцелении парализованного родственника. Владыка пообещал помолиться. Спустя некоторое время в одно из воскресений Владыку увидели в том самом канадском храме, куда привезли больного. Очевидцы рассказывали, что Владыка Нектарий, выйдя из Царских ворот, произнес слова: “Со страхом Божиим и верою приступите!” и позвал больного к причастию. К всеобщему удивлению больной тут же встал и подошел к Владыке. После литургии старец исчез.

Канадец, получивший таким чудесным образом исцеление, сразу же отправился на остров Эгина благодарить Владыку Нектария. Увидев в монастыре старца, он в слезах бросился к его ногам. Старца Нектария отличала не только нескончаемая доброта и любовь к людям и всему живому вокруг него, но и необычайная простота. В монастыре он служил, как простой иерей, а архиерейское облачение всегда висело около иконы Божией Матери. Старец питался очень скромно, основной едой были бобы.

В сентябре 1920 года семидесятилетнего старца отвезли в больницу в Афины. Владыку определили в палату для бедных неизлечимо больных людей. Два месяца врачи пытались облегчить страдания тяжелобольного старца (у него было обнаружено острое воспаление предстательной железы). Владыка мужественно переносил боль. Сохранились свидетельства медицинских работников о том, что бинты, которыми перевязывали старца, источали необычайные аромат.

8 ноября 1920 года Господь призвал к себе душу Владыки Нектария. Когда тело почившего стали переодевать, его рубашку случайно положили на кровать лежащего рядом парализованного больного. Произошло чудо: больной тут же исцелился. Из воспоминаний монахини Нектарии:

“Когда Владыка умер, и его перевезли на Эгину, поехала и я. Гроб сопровождало множество священников его ученики Ризарийской школы, и масса народа. Вся Эгина вышла! Флаги были приспущены. Закрыты магазины, дома… Его несли на руках. Те, кто нес гроб, рассказывали, что потом так благоухала их одежда, что они благоговейно повесили ее в шкафы как святыню и уже больше не надевали… Все мы сестры, около десяти человек находились у гроба и держали коробочку с ватой. Мы постоянно протирали лоб Владыки, бороду и руки - между пальцев. В этих местах проступало, как влага сквозь стенки кувшина, Миро! Так продолжалось три дня и три ночи. Все люди разбирали ваточки. Миро сильно благоухало”.

Духовная дочь старца Мария рассказывала, что, провожая старца в последний путь, положила ему в гроб букет незабудок. А когда через пять месяцев, при перезахоронении, открыли гроб, то все были необычайно удивлены, увидев, что не только тело и одежда праведника не подверглась тлению, но и цветы сохранили свою свежесть. Много чудесных исцелений произошло у могилы старца Нектария.

Следует отметить, что жители греческого острова Эгина, по молитвам праведника, были защищены и во время оккупации. После войны бывший немецкий комендант Афин признался, что военные летчики вылетавшие бомбить о. Крит, пролетая мимо острова Эгина, не видели его (и это, не смотря на хорошую видимость, и отсутствие облачности).