Может ли священник отказаться от прихода. Может ли батюшка отказать в крещении? Что такое крещение? Почему оно называется таинством

ЗАПРЕТЫ НА КРЕСТИНЫ
Самое главное правило, о котором священнослужители устали повторять, касается присутствии крестных родителей в церкви. Если человек не присутствовал во время проведения обряда - крестным он не считается.
Безусловно, помогать ребенку и молиться за него никто не запрещает, но своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником и обязуется воспитывать дитя согласно христианской веры. Заочно этого нельзя сделать.


Крестными могут быть только те, кто уже крещен. Причем главный крестный у ребенка один: у мальчика - отец, у девочки - мать. Поэтому, если других вариантов нет, на крестинах может присутствовать один человек. Матери строго воспрещается присутствовать на таинстве в течение 40 дней после родов. До этого времени она считается нечистой. Запрет на вхождение в храм касается и крестной, если день крестин совпал с ее месячными.

Запрещается крестить ребенка человеку, который принял монашество или болеет психическим расстройством.Родителям нельзя быть крестными собственному дитю. На приемных родителей этот запрет тоже распространяется.

Строго-настрого запрещены браки и любовные отношения между восприемниками и их крестниками, восприемниками и физическими родителями крестника. Вопрос брака восприемников между собой является спорным и в разных храмах к нему относятся по разному.Хотя у нас принято считать, что брать семейную пару за крестных нежелательно, но это скорее традиция, чем запрет. Служители церкви напоминают, что духовное родство всегда превыше телесного.
«Указом Святейшего Синодa от 31 декaбря 1837 года было признано несуществующим родство между восприемником и восприемницей. Восприемникам одного и того же ребенка можно вступать в церковный брак».


Мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей в одной и той же семье. И разрешается крестить детей «крест на крест», то есть родители ребенка (по крайней мере один из них) могут быть крестными у своих кумовьев.
Запрещено проводить святой обряд крещения сознательно второй раз. Если человек не знает, был ли он крещен, совершить таинство можно только после разрешения священника.


В старинных канонах встречается запрет на купание ребенка после крестин. Омовение нужно совершать на восьмой день после обряда.Запрещено причащать ребенка, крещенного до 40 дней от рождения. Первое причастие возможно только после воцерковления, которое совершается на сороковый день от роду или позже.


Чтобы не допустить нарушений и не испортить праздник, заранее сходи в храм и узнай у батюшки, как правильно провести обряд, как подготовиться, что нужно купить заранее, а что можно в церкви.
Если у тебя есть крестники, вспоминай о них не только на дни рождения. Приглашай ребят сходить в храм на исповедь и причастие. А в ежедневной молитве всегда проси у Господа защиты для них и благословения.

На публичные акции Ивана Охлобыстина можно было бы не обращать внимания, если бы он не оставался священником, пусть и временно запрещенным в служении. Это самый известный случай отказа священника от служения и возвращения к мирской профессии, но далеко не единственный. Сменой профессии в наше время никого не удивишь, но священство служение, а не профессия. Насколько допустим добровольный отказ от него? На этот и другие вопросы о священническом служении отвечает настоятель храма равноапостольных Константина и Елены города Абакана протоиерей Геннадий ФАСТ

Протоиерей Геннадий ФАСТ родился в 1954 году в Сибири в семье политических ссыльных. В 1978 году окончил физический факультет Томского государственного университета. Остался работать на кафедре теоретической физики, но вскоре за веру в Бога был уволен. В 1980 рукоположен в диаконы, в 1982 - в священники. Духовное образование получал заочно. В 1992 году окончил Московскую Духовную академию. Кандидат богословия. С 1983 до 2010 года служил в городе Енисейске Красноярского края. С декабря 2010 года - настоятель храма равноапостольных Константина и Елены в городе Абакане. Отец пятерых детей, дедушка трех внуков.

— Отец Геннадий, многие со временем осознают, что ошиблись в выборе профессии, и у некоторых хватает решимости сменить ее, найти себе дело по душе. Известны случаи отказа и от священнического служения. Человек остается православным, но понимает, что поспешил с рукоположением. Можно ли относиться к этому так же просто, как к смене мирской профессии?
— Я считаю, что лучше никогда не иметь дара священства, чем получить его, а потом им пренебречь. Дается этот дар человеку пожизненно - рукоположение, как и крещение, отменить нельзя. «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение», - пишет апостол Павел Тимофею (2 Тим., 1, 6). Вот и мы должны по совету апостола возгревать дар Святого Духа, полученный при рукоположении, и в соответствии с ним служить Богу и людям. А за пренебрежение этим великим даром придется отвечать перед Богом. Конечно, если человек, отказываясь от священства, не отрекается от Бога, он может покаяться и причащаться как мирянин, надеясь на спасение своей души. Но мне кажется, что это все равно внутренняя трагедия для того, кто отказывается. Для мирян смена профессии действительно возможна - даже офицеры, которые, как и мы, дают присягу, могут уйти в отставку и заняться на гражданке совсем другим ремеслом. А священство надо пронести до последнего вздоха. Помню, еще когда я был диаконом, встретил в церковном дворе молодого, совсем недавно рукоположенного священника. Он трепетно держал в руке священнический крест. Увидев меня, сказал: «Донести бы». Никого не хочу осуждать, понимаю, что в жизни всякое может случиться, но нельзя считать отказ от священства нормой.

— Но отец Иоанн Охлобыстин не отказался от священства, а лишь попросил временно запретить его в служении, пока он не определится.
— Он поступил честно - видимо, сам почувствовал несовместимость служения в алтаре и игры на экране. Но люди знают, что он, хоть и запрещен, остается священником, и видят его действия, священнику не подобающие. Не только сам пастырь не может быть актером, но и его жена. В соответствии с 18 Апостольским правилом: «Вземший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священного чина». «Позорищную» - это как раз о лицедействе. Слово славянское, означает оно не «позорный», а «зрелищный». И участвовать в гражданском управлении священник не может. Но от идеи баллотироваться в президенты отец Иоанн отказался, а сниматься продолжает. Как я понимаю, священноначалие дает ему шанс определиться, но до бесконечности пребывать в таком положении нельзя. Это промежуточное состояние, и ему все равно придется определяться: либо он перестает сниматься, либо не может быть священником. Запрет служить обратим - человек может покаяться и вернуться к служению, а из сана извергают пожизненно.

— Случай отца Иоанна Охлобыстина самый известный, но далеко не единственный. Некоторые священники возвращаются к мирской профессии, потому что не могут прокормить семью. Можно ли осуждать за это многодетного батюшку из провинции?
— Осуждать вообще никого нельзя. И материальное положение семьи священника - очень серьезная проблема. Насколько мне известно, ее обсуждали на последнем Архиерейском Соборе, вынесена она и на обсуждение Межсоборного присутствия. Действительно, многие сельские приходы в глубинке не в состоянии прокормить священника. Именно прокормить - я уж не говорю о том, чтобы дети священника могли получить нормальное образование, заниматься в музыкальной или художественной школе. Это не излишество!

Есть несколько вариантов решения этой проблемы. Можно создавать сильные многоштатные приходы в городах, а сельские храмы приписывать к этим приходам. Когда я служил в Красноярской и Енисейской епархии, в нашем благочинии так и делали - каждый священник в Енисейске и Лесосибирске регулярно ездил в один или несколько сельских малых приходов. Второй вариант - создание общецерковной кассы вспомоществования. Все мы знаем, что некоторые приходы в городах имеют немалые доходы. Вот и нужно эти средства перераспределять, чтобы часть из них шла на содержание настоятелей и клириков малых сельских приходов. Но бросать священника на голодную смерть безнравственно. И это не громкие слова - знаю случаи, когда в девяностые годы и даже в начале двухтысячных некоторые священники досыта хлеба не ели. У меня по милости Божьей до такого не доходило (все-таки Енисейск - районный центр, место паломничества). Но когда все пятеро моих детей учились в старших классах и вузах, тоже крутился как папа Карло. У меня, правда, вся подработка была в контексте пастырского служения - преподавал в православной гимназии и в Красноярском педуниверситете. И сейчас читаю там лекции и веду дипломников, а тогда преподавал с первого класса по пятый курс включительно.
Понимаю, что не у всех священников есть такая возможность, поэтому допустим третий вариант. Особенно он распространен в русской диаспоре - многие священники и диаконы за границей в будни работают на гражданской работе, а по воскресным и праздничным дням служат в храме. Есть такие случаи и у нас, в том числе и в Абаканской епархии: по благословению правящего архиерея священники на гражданской работе зарабатывают на хлеб насущный и при этом честно и исправно служат Богу. Мне кажется, что это не лучший вариант (в идеале пастырь не должен отвлекаться от своего служения), но по необходимости возможный. Исключение - актерство, государственное управление и воинская служба. Миряне могут трудиться на этих поприщах, священникам каноны запрещают.

Никто не освобождал священника от венчальных обетов. Как может человек предстоять народу Божьему, если не обустроил домашнюю церковь? Увы, не все это понимают. Один архиерей прямо сказал: «Я с матушками не работаю, я работаю только с батюшками». Думаю, что это неправильная позиция. Потом сами архиереи не знают, как помочь священникам, у которых семьи распались.

— И часто распадаются семьи из-за того, что матушки не выдерживают и уходят?
— Бывает, но, к счастью, нечасто. Все-таки куда иголка, туда и нитка. Если батюшка ревностно относится к своему служению, то, как правило, и матушка подтягивается, даже если изначально она была светской девушкой, не очень к этому расположенной. Но это не значит, что не надо поддерживать семьи священников. Надо, и не только материально, но также духовно и морально. Как и любой семейный человек, священник должен уделять время своей семье, заботиться о ней. И это не должно считаться чем-то второстепенным.

— Но ведь бывает, что и сам священник уходит из семьи.
— Вот таких случаев я как раз знаю немало. Многие священники, рукоположенные в девяностые годы, совершали грехи, не совместимые с саном, в том числе и грех блуда. Конечно, тут ни о каком временном запрещении не может быть и речи - за блуд надо извергать из сана. Как ни горько, что такие случаи в наше время не единичны, удивляться нечему. Люди сейчас духовно очень слабы, не умеют любить, жить в семье. Сколько в мире семей распадается! А священники не с луны прилетают - они из этого же мира приходят. При рукоположении всегда нужна была осмотрительность, а сегодня особенно.

— Блуд - тяжкий грех и для мирянина. Но если священник отказывается от служения, чувствуя, что этот крест ему не по силам, он ли в этом виноват? Не большую ли ответственность несут те, кто его рукополагал?
— Ответственность несут все: духовник, который рекомендовал его в священники, архиерей, который рукополагал, но и сам священник. Не секрет, что в девяностые рукополагали быстро, без должной подготовки, в лучшем случае требовали рекомендацию духовника. Этого явно недостаточно, и сегодня во многих епархиях созданы специальные комиссии, рассматривающие кандидатуры. Особенно это важно для крупных епархий, где архиереи не в состоянии даже запомнить всех, кого они рукополагали, а не то что побеседовать с каждым кандидатом. А в первые века священника избирала община, и я считаю, что хорошо было бы вернуться к той древней практике (кстати, на Соборе 1917-1918 гг. этот вопрос обсуждался). Соборно надо решать, достоин ли человек священства.

— А как вы относитесь к тому, что сегодня многие поступают в семинарию сразу после школы? Ведь единицы в 17 лет готовы к принятию ответственных решений.
— Пусть поступают - мы не должны им запрещать. Но это не значит, что семнадцатилетнего семинариста надо рукополагать. И после того, как он окончит семинарию, необязательно спешить с рукоположением. В соответствии с 14 правилом VI Вселенского Собора запрещено рукополагать в диаконы до 25 лет и в священники — до 30. Это правило никто не отменял, тем не менее Устав Русской Православной Церкви разрешает рукополагать в священники с 18 лет. И я встречал девятнадцатилетних священников. Это безобразие! Что может девятнадцатилетний юноша посоветовать взрослым людям? Мы не фарисеи - исключения возможны, но именно исключения. Не должен церковный устав так расходиться с каноническими правилами.

Если юноша поступает в семинарию после школы, я бы порекомендовал ему потом продолжить учебу в академии. И к окончанию академии он как раз приблизится к каноническому диаконскому возрасту, а, главное, после 8 лет пребывания в церковной среде сможет принять более трезвое решение. А если не готов принять, пусть едет миссионерствовать в Якутию или идет работать в редакцию. Во всех епархиях не хватает деятельных и грамотных мирян. Потрудится во славу Божию, а когда определится, можно и рукополагать. А поймет, что не его это путь, тоже греха не будет.

— Значит, хорошо, что ушла в прошлое дореволюционная практика, когда священниками становились преимущественно сыновья священников?
— Это не хорошо и не плохо. Изменилась жизнь. До революции русское общество четко делилось на сословия, и одним из сословий было духовенство. Естественно, дети священников продолжали династию. Во всем есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, династическое священство больше укоренено в традиции, эти люди не колеблются ветром. Но часто они шли по стопам отцов формально, не пережив личную встречу со Христом. В таких случаях и других привести ко Христу они не могли. Из светского мира в священники приходят люди, встретившие Христа. Но именно потому, что они не укоренены в традиции, некоторым не хватает устойчивости. Есть семьи, где возрождаются священнические династии, и многие дети священников становятся замечательными пастырями. Некоторые из них говорили мне, что перед ними никогда не стоял выбор, куда поступать - они знали, что пойдут учиться в семинарию. Слава Богу! А другие находят себя в миру. Мне посчастливилось знать Ивана Всеволодовича Шпиллера - главного дирижера Красноярского оркестра. Его отца, протоиерея Всеволода Шпиллера, я не знал, но читал его книги и воспоминания о нем, поэтому понимаю, какой это был выдающийся пастырь. Сын не пошел по его стопам, нашел себя в музыке, но, поверьте мне, он не посрамил фамилию. Иван Всеволодович, как и писатель Виктор Астафьев, был одним из самых уважаемых людей в Красноярском крае, его символом.

Двое моих сыновей тоже получили светское образование: один работает инженером, другой авиадиспетчер. Дочки замужем не за священниками. Еще не осень, возможно, кто-то из сыновей или зятьев со временем придет к священству, но это уже как Бог даст. Я уважаю их сегодняшний выбор. Главное, что все мои дети верующие, ходят в храм, причащаются.

Знакомый священник рассказал необычный случай из его пастырской практики. Он принимал исповедь и хотел что-то уточнить или сказать исповедующемуся, но получил твёрдый отпор: «батюшка, я не с Вами разговариваю, а исповедуюсь Богу, Вы лишь свидетель, как только что произнесли в молитве, поэтому прошу не мешать мне». Также некоторые бывают удивлены, когда священник отказывает в совершении Таинств Крещения и Венчания без подготовки, сравнивая храм с магазином – «я пришёл получить «услугу» и готов её оплатить, на каком основании мне препятствуют сделать это? Тем более что я пришёл к Богу». Возникают вопросы: какова роль священника в храме и на каком основании он может препятствовать людям принимать божественную благодать? С другой стороны, уместно ли потребительское отношение к жизни духовной, в которой действуют иные законы и правила.

Сам Бог избрал священнослужителей – Его посредников: «Кому простите грехи, тому про­стят­ся; на ком оставите, на том останутся» () . Власть священнослужителей в Церкви проистекает от её Основателя – Богочеловека Иисуса Христа и даруется Им в (посвящения в священный сан). Священник может быть посвящён в сан только епископом; таким образом соблюдается – генеалогическое древо посвящений, в корне каждого из которых находится один из 12 апостолов.

Миссия священства — священнодействие, учительство и управление. Отказ священнослужителя в Таинствах Церкви совершается либо на основе канонов и правил церковных Соборов, либо на основе традиции и практики, которые строятся не на пустом капризе, а на основе духовного опыта Церкви.

Данная статья не претендует на уникальность, а лишь показывает на основании каких канонов, правил и традиции священнослужитель может отказать в Таинстве.

Может ли священник отказать в крещении?

Неповторяемость Крещения

Правильно совершенное Крещение предполагает оставить в принявшем его неизгладимую печать (Послание восточных патриархов, чл. 16), и потому никогда не может быть повторено, даже в том случае, если крещенный отрекся от христианства, а потом раскаялся и снова пожелал возвратиться в . Основание этого правила содержится в той догматической истине, что Крещение есть духовное рождение, которое не повторяемо, и что оно совершается во образ Крестной Смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа (), последовавших лишь однажды. Священник же повторно крестящий кого бы то ни было, подлежит извержению из сана (47-е Апостольское правило).

Однако, в случае неизвестности о том, было ли совершено крещение над каким-либо лицом (например, над подкинутым младенцем), церковные правила, ввиду безусловной необходимости этого Таинства для спасения, повелевают крестить это лицо без всяких сомнений особым чином (84-е правило Трульского Собора; 83-е правило Карфагенского Собора).

Отсутствие желания посещать огласительные беседы или каким-либо иным образом приобщаться к жизни и учению Церкви (78-е правило Трулльского Собора; 46-е правило Лаодикийского Собора).

Убеждения оглашенного несовместимые с основными христианскими догматами .

Человек не может быть крещен, если он сознательно держится за «нецерковные» мифологемы, не признает хотя бы одного из догматов Символа веры:

Которые не имеют истинной и священной веры, и так приступают к крещению, (таких Бог) не приемлет. Таков был Симон, который хотя и крещен, но благодати не удостоился, когда… совершенства веры не имел .

Принимают напрасный труд крещаемые, если имеют сомнение в воскресении, так как крещением и погружением в воду купели и восхождением из нее они возвещают смерть и воскресение, а своими словами показывают неверие оному .

Если и по принятии Крещения христианин будет разделять учения несовместимых с христианством сект и движений (язычество, гностические культы, астрология, теософские и спиритические общества, реформированные восточные религии, оккультизм и т.п.), а тем более способствовать их распространению, то тем самым он отлучит себя от Православной Церкви . Поэтому такой человек не может быть допущен к вхождению в .

Отсутствие желания участвовать в церковной жизни.

Крещение являет собой знак уже свершившегося переворота в жизни человека, и одновременно – благодатный залог дальнейшего следования за Христом.

Человек, знающий, что после крещения будет иметь малое отношение к Церкви, и крестящийся «на всякий случай», не может быть допущен к Крещению.

Нежелание оставить греховные привычки или совершение поступков, несовместимых с высоким званием христианина.

Покаяние как условие приема в Церковь проявляется не только в осознании своей греховности, но и как реальный отказ от прежней греховной жизни, «чтобы порядок прежней жизни был пресечен» (свт. ) .

Было бы неправильно понимать Крещение как верный способ записаться в ряды воинов Христовых без реального желания выйти на войну с собственным грехом и искушениями:

Купель дает отпущение грехов соделанных, а не содеваемых (не тех, которые еще господствуют в душе) .

Если у крещаемого нет намерения жить по-христиански, то есть понуждать себя к исполнению заповедей Евангелия – «вода остается водою» (свт. ) , так как Дух Святой не спасает, если нет к этому произволения человека .

— все формы оккультизма: ношение амулетов, колдовство, обращение за помощью к гадалкам, «бабкам», целителям, экстрасенсам и астрологам, вера в реинкарнацию (переселение душ), карму и приметы .

Перед принятием Крещения оглашенный обязан принести покаяние и выразить желание бороться со своими страстями:

Ко крещению же надобно приступать, отказавшись наперед от своих грехов и осудив их .

Кто не исправил своих нравственных недостатков и не приготовил себя к добродетелям, тот пусть не крестится. Ибо эта купель может отпустить прежние грехи; но не мал страх и значительна опасность, как бы нам снова не возвратиться к ним, и лекарство не стало для нас язвою. Ведь чем больше благодать, тем строже будет наказание для тех, кто впоследствии согрешает .

Если человек приносит покаяние и желает изменить образ своей жизни, то никакая степень его прежнего нравственного падения не является препятствием к принятию им Крещения:

Нет такого греха, который мог бы превзойти щедрость Владыки. Но даже если кто блудник, прелюбодей, рукоблудник, мужеложник, развратник, грабитель, корыстолюбец, пьяница, идолослужитель, столько велика сила дара и человеколюбие Владыки, что Он стирает все это и показавшего всего лишь добрые намерения делает светлее самих солнечных лучей .

Однако в случае совершения оглашенным тяжкого греха во время оглашения, его Крещение необходимо отсрочить на период исправления и принесения плодов покаяния .

Неверные мотивы.

Стремящийся к Крещению с неверными мотивами человек возьмет на себя обязательства, которые не думает исполнять, но за которые придется отвечать. Подобных людей необходимо предостеречь от такого рода действий, ведь притворное Крещение вряд ли приблизит их к Богу:

твердо верующим Дух Святой дается тотчас по крещении, неверным же и зловерным – и по крещении не дается (преп. ).

Поэтому без покаяния, а лишь с благодушным порывом «к чему-то возвышенному, небесному и прекрасному» креститься нельзя:

Смотри, не приходи к крещающим (к священникам), как Симон, лицемерно, между тем как сердце твое не ищет истины… ибо Дух Святый испытывает душу, и не пометает бисер пред свиньями, если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить .

О недопустимости Крещения человека, лишившегося рассудка или пребывающего в бессознательном состоянии

Недопустимо совершать Таинство Крещения над человеком, потерявшим рассудок или пребывающим без сознания, который перед этим не выражал твердое желание принять Крещение:

Если даже для составления завещаний по человеческому закону требуется пребывать в полном сознании, так что завещания начинают словами: «Я, при жизни, находясь в полном и здравом уме, делаю распоряжение о своем имуществе», то возможно ли быть посвященным в таинство тому, кто потерял сознание и не может произнести ни слова?

Ведь когда тот, кому предстоит просветиться, уже не узнает ближних, не слышит голоса, не может ответить на те слова, которыми заключается этот блаженный договор с общим всем нам Владыкой, но лежит, ничем не отличаясь от мертвеца, какая польза будет от принятия таинства в таком бесчувственном состоянии? .

Крещение может быть совершено над лишившимся рассудка человеком или пребывающим в бессознательном состоянии (например, в коме) лишь в том случае, если такой человек безусловно твердо выражал намерение в ближайшем времени креститься и веровать в Бога так, как в Него верует Православная Церковь. Не полутонами («может быть, крещусь», «хорошо бы креститься…»), а с несомненностью .

При Крещении оглашенных в бессознательном состоянии за них поручаются восприемники, принимая на себя за это ответственность и произнося за них обеты и Символ веры .

Решение о недопущении к Крещению может быть объявлено священником только после того, как им будут исчерпаны все возможные способы преодоления тех или иных заблуждений, языческих предрассудков или грехопадений оглашенного. Такое решение необходимо терпеливо и с любовью донести до некрещеного человека, поясняя причину невозможности его участия в Таинстве Крещения в настоящий момент, а также предлагая дальнейшую помощь в подготовке к Крещению.

Особые случаи

Крещение тяжелобольных

Лиц, болезнь которых представляет опасность для их жизни, разрешается крестить немедленно (без оглашения), но с увещеванием продолжить изучение христианского учения после своего выздоровления. Но при этом священник должен быть убежден в том, что больной находится в здравом уме и полной памяти .

Случаи одержимости

Бесноватые или одержимые злым духом (и, стало быть, отвращающиеся от святыни и хулящие ее, хотя и бессознательно) не могут быть крещены до момента их выздоровления, исключая ситуацию смертельной опасности .

Крещение беременных женщин

26-е правило Неокесарийского Собора предписывает «имеющую во чреве крестить, если захочет ».

О пребывающих в женской нечистоте

Женщины во время женских дней не могут приступать к купели Крещения (кроме исключительных случаев смертельной опасности).

Крещение лиц, которым по их желанию изменили пол

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» содержится указание на то, как надлежит поступать священнику в подобных случаях:

Если «смена пола» произошла с человеком до Крещения, он может быть допущен к этому Таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к тому полу, в котором он рожден .

О крещении новорожденных «странного вида»

Если у женщины родится «некто странного вида и чуждой природы» (т.е. если родившегося нельзя назвать человеком), и если он не имеет человеческого образа, да не будет крещен. Если же в этом будет сомнение, да будет крещен с такой оговоркой:

Если это человек, крещается раб Божий (имя) во имя Отца…

Может ли священник отказать в исповеди и отпущении грехов?

Не может совершаться таинство исповеди над не крещенными людьми, потому что в церковных таинствах (кроме Крещения) могут участвовать только члены Церкви. Также нельзя совершать исповедь, если человек не отдает себе отчета в своих действиях (например, находится без сознания, или если у человека помрачен рассудок, или он находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и т. п.). Во время исповеди священник может не прочитать разрешительную молитву, если пришедший на исповедь человек не кается в грехах, не имеет намерения прекратить тяжкие, смертные грехи.

Может ли священник отказать в Причастии? (более подробно ).

Требования подготовки ко Святому Причащению:

1. Практика приуготовительного поста. (Пост в форме воздержания от скоромной пищи и удаления от развлечений, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием. Продолжительность и мера поста перед святым причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни). В установившейся традиции Р.П.Ц. пост составляет 3 дня для верных.

2. Евхаристический пост - полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения. Этот пост канонически обязателен (41-е правило Карфагенского Собора). При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническимизаболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин.

3. Воздерживаться в период подготовки ко святому причащению от супружеского общения (5 правило Тимофея Александрийского говорит о воздержании накануне причастия),может изменяться и находится в зависимости от духовного устроения готовящегося к причастию, а также объективных условий его жизни.

4. Отказ от табакокурения , тем, кто не имеет пока для этого сил, надлежит воздерживаться от курения с полуночи, а по возможности - и с вечера в канун причащения, может изменяться и находится в зависимости от духовного устроения готовящегося к причастию, а также объективных условий его жизни.

5. В соответствии с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, «при совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее 6 часов , однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость» .На не менее чем шестичасовую норму воздержания следует также ориентироваться при подготовке к причащению за Божественной литургией, совершаемой ночью (к примеру, в праздники Святой Пасхи и Рождества Христова).

6. Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила. (Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Молитвенное правило может изменяться и находится в зависимости от духовного устроения готовящегося к причастию, а также объективных условий его жизни.

7. Участие за Божественной Литургией, присутствие на предваряющих ее службах - в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) - является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых.(Если причащающийся не участвовал в полной мере за Богослужением или не выполним в полной мере молитвенное правило, священнослужитель должен его к сему побуждать и поставить вопрос о недопущении к Таинству).

8. Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию , особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия. В случае такого опоздания исповедающий или причащающий священник может принять решение не допустить человека к Святой Чаше. Исключение должно быть сделано для людей с ограниченными физическими возможностями, кормящих матерей, детей в младенческом возрасте и сопровождающих их взрослых.

9. Готовящийся ко святому причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие их перед священником в Таинстве Покаяния .

Причины отказа:

А) Недопустимо причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к Евхаристическим Дарам в таком состоянии души сами подвергают себя суду Божию, по слову апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и немало умирает» ().

Б) При совершении тяжелых грехов применение канонов в части отлучения от причастия на длительные сроки (более чем на один год) может осуществляться только по благословению епархиального архиерея. В случае злоупотребления священником правом наложения прещений вопрос может быть передан на рассмотрение в церковный суд.

В) Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого , 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием.

Г) Обязательность гражданского брака и необходимости церковного брака .

Согласно предписаниям Требника (13 канон IВселенского Собора), умирающего можно причащать во всякое время, даже если он находится под епитимией т.е. отлучён от общения церковного (7 Правило Карфагенского Собора, 2 и 5 Правило ), по сокращенному чину, при этом нет необходимости соблюдать все те условия, которые установлены для причащения здоровых лиц. Однако по самому характеру Таинства Причащения его не может удостоиться лицо, находящееся в беспамятстве, или упорный грешник, который не желает примириться с Церковью. Наконец, совершенно недопустимо и безумно имитировать Таинство Причащения с останками тех, кто уже испустил дух и отошел на суд Небесного Судии. Как гласит 83-е правило Трулльского Собора, «никто телам умерших Евхаристии да не преподает. Ибо писано есть: приимите, ядите. Но тела мертвых ни приимати, ни ясти не могут».

Евхаристия - центральное Таинство Церкви. Регулярное причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ().

Может ли священник отказать в венчании?

«Брак — это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве» Модестин (III в., римский юрист).

Препятствия могут быть абсолютными, исключающими для определенного лица вступление в брак с кем бы то ни было, и условными, делающими невозможным брак между определенными лицами из-за их родственных отношений. Кроме того, различаются препятствия, в силу которых брак считается недействительным с момента его заключения и потому подлежащим расторжению. Могут быть также некоторые препятствия, обнаружение которых не влечет за собой расторжения брака, однако подвергает и вступивших в брак, и венчавшего их священника каноническим прещениям.

  1. Абсолютные препятствия:

А) Лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый, ибо христианский брак — безусловно моногамный, т.е. единобрачный;

Б) Что касается священного сана, то 26-е Апостольское правило дозволяет вступать в брак после поставления на церковное служение лишь чтецам и певцам. Согласно 6-му правилу Трулльского Собора, вступление в брак запрещается не только священнослужителям, но и иподиаконам;

В) Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора, 44-му правилу Трулльского Собора, 5-му правилу Константинопольского Двукратного Собора, 18 и 19-му правилам святого , монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов;

Г) Неокончательно расторгнутый или неаннулированный брак, а так же в соответствии с церковным законом, вдовство после третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Согласно «Томосу единения» (920 г.), изданному Патриаршим Синодом при Патриархе Константинопольском Николае (901-907; 912-925), «никто не должен дерзать вступлением в 4-й брак.» А если таковой брак будет заключен, то он должен считаться несуществующим;

Д) Препятствием к вступлению в брак является виновность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбодеянии из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравственного учения и практики Древней Церкви. Данная норма отражена и в церковном законодательстве («Номоканон» 11, 1, 13, 5; Кормчая,» гл. 48; «Прохирон,» гл. 49. Эта же норма повторена в 253-й статье устава Духовных Консисторий).

Е) Препятствием к браку является также физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, лишающая человека, возможности свободно проявлять свою волю). Уставу Духовных Консисторий (ст. 205, 208);

Ё) Для вступления в брак существуют определенные возрастные границы. С тех пор в России установилось два совершеннолетия для брака: гражданское — 18 и 16 лет и церковное — 15 и 13 лет. Святейший Синод на основании указания, данного Патриархом Адрианом († 1700 г.), запретил лицам в возрасте старше 80 лет вступать в брак. Лицам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в брак необходимо испрашивать разрешение архиерея.

2) Условные:

А) Отсутствие близкого кровного родства между женихом и невестой — необходимое условие при вступлении в брак;

Б) Препятствием к браку служат отношения свойства, они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кровному родству, ибо муж и жена — одна плоть. Свойственниками являются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шурин и зять (Трулл.Соб. Прав. 54; Кормчая гл. 54);

В) Препятствием к браку является также и наличие духовного родства. Духовное родство возникает вследствие восприятия новокрещенного от купели Крещения. В указе Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 19 января 1810 г. отрицаются отношения духовного родства между детьми восприемника и воспринятым и между восприемником и воспринятым. Синод находит препятствие к браку лишь в отношениях между восприемницей и восприемником, а также родителями последнего;

Г) Препятствие к браку возникает из отношений так называемого гражданского родства – усыновления;

Д) Взаимное согласие вступающих в брак является непременным условием законности и действительности брака;

Е) Важное условие для признания действительности брака — единство религии:

«В отношении смешанных браков православных с инославными или нехристианами было принято решение:

а) брак православных с инославными запрещается по канонической акривии и не венчается (72-е правило Трулльского Собора). Он может быть благословлен по снисхождению и человеколюбию при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви.

б) брак между православными и нехристианами категорически запрещается по канонической акривии» .

Так же христиане вступают в брак и через церковное благословение, и через принятую в государстве регистрацию брака.

Венчание запрещено в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхальной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января); накануне двунадесятых праздников; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня); накануне престольных храмовых дней (в каждом храме они свои).Дни, в которые венчание разрешено, отмечены в православном календаре.

Может ли священник отказать в соборовании?

Собороваться может любой крещеный православный христианин, имеющий на это благословение священника. Детей до 7 лет, как правило, не соборуют.

Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов.

Можно ли соборовать больного, когда он без сознания ?

– Участие во всех Таинствах должно быть сознательным и добровольным.

В случае, если больной человек, находящийся в бессознательном состоянии, ранее участвовал в церковных таинствах и выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках, то о возможности совершения над ним Таинства Елеосвящения следует посоветоваться со священником.

Можно ли соборовать младенцев ?

– Над младенцами, не достигшими семилетнего возраста, Таинство Елеосвящения не совершается на основании слов апостола Иакова: «пусть призовет пресвитеров… и если он соделал грехи, простятся ему» (), предполагающих в болящем силу веры, присутствие духа и сознание своих грехов.

Может ли священник отказать в отпевании?

В чине отпевания священник именует усопшего «Чадо моё духовное». Как заметил один священник: какое же это чадо, если я его первый раз в жизни вижу, и то в гробу…

Весь чин отпевания ориентирован на то, что провожается в последний путь член церкви, человек воцерковлённый.

Умерших Церковь напутствует молитвами, над ними совершается чин отпевания, их погребают в особо освященном месте. Это место называется кладбищем. В древности запрещено было погребать усопших в церквах, потому что в них хранились мощи мучеников. Запрещено отпевать:

  1. Неверующих;
  2. Иноверных;
  3. Инославных;
  4. Нераскаянных грешников (люди которые являлись явными безбожниками и не принесли в этом покояния);
  5. Отпевание самоубийц запрещено в Церковном Предании, но имея в виду правило патриарха Тимофея Александрийского 14-ое, что в отношении лиц, окончивших жизнь самоубийством в состоянии психического расстройства, может быть совершено заочное отпевание, в том случае, если это расстройство будет подтверждено соответствующими медицинскими свидетельствами.

Но при этом есть «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго» , который не имеет молитвенного ходатайства за самоубиенного, а являет собой чин,который может быть совершаем многократно, всякий раз, когда родственники лица, окончившего жизнь самоубийством, будут обращаться к священнику за утешением в постигшем их горе.

В случае обращения к священнику родственников лица, окончившего жизнь самоубийством, с просьбой о поминовении, священник может совершать таковое в своей келейной молитве словами преподобного .

Но при всех этих правилах в конечном счёте, «Церковь может, конечно, отпевать лишь тех, кто принадлежит к ней» , следуя из того, что усопшие христиане остаются членами Церкви, и поэтому Церковь возносит о них свои молитвы как и о живых своих членах, и поминовение о них совершается за Божественной Литургией и панихидой.

Может ли священник назначить епитимью без желания кающегося? Кто может снять епитимью?

«Епитимия́ [греч. ἐπιτίμιον], церковное наказание (прещение), налагаемое на мирян» .Главная цель епитимии состоит не в возмездии верующим за преступные деяния или ограждении их от таковых, а в исцелении болезненных состояний души грешников. В правилах Святых Отцов покаяние рассматривается как «врачевание» (Вас. Вел. 3; Григ. Нис. 8; Трул. 102).

«Сущность церковных наказаний… состоит в том, что преступник церковных канонов лишается всех или только некоторых прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении церкви. Отсюда и общее название этих церковных наказаний: «отлучение» (ἀφορισμός, excommunicatio). Оно может быть или полное, состоящее в совершенном исключении преступника из числа членов церкви (ἀνάθεμα, excommunicatiomajor), или неполное, когда виновный лишается только некоторых прав и благ, находящихся в церковном распоряжении» .

Может ли священник назначить епитимью без желания кающегося?

В настоящее время древняя практика епитимий не применяется во всей строгости, но, однако у духовника остается право выбора между более мягким наказанием и строгими предписаниями, если это послужит врачеванию души согрешившего.

Так «епитимья, как правило, сводится к санкциям аскетического характера «Священник может налагать епитимию только в виде поклонов, раздачи милостыни, особо усердных покаянных молитв» и неформальному отлучению от причастия на небольшой срок. А такие суровые наказания, как длительное отлучение от причастия или анафематствование, налагаются только по решению церковного суда и только за проступки такого уровня, как организация раскола» Альберт БОНДАЧ, преподаватель истории источников церковного права ПСТГУ.

При этом сам вопрос о праве наложения епитимии и снятии должен исходить из правильного понимания самой духовной жизни самого верующего, но если священник этого не видит, то должен растолковать и донести до понимания верующего нормы церковной жизни.

Кто может снять епитимью?

Нет правила, по которому разрешить от епитимии может только священник, наложивший её.

В настоящее время большинство прихожан не связаны при храме общинной жизнью, в связи с чем сама практика церковных прещений утратила свою систему и практику. В настоящее же время главная задача пастырского попечения показать, как сказано в настольной книге священнослужителя, что епитимья должна помочь согрешившему христианину, во-первых, осознать меру своего греха и почувствовать его серьезность, во-вторых, придать ему силы снова встать, окрылить надеждой на Милосердие Божие, в-третьих, дать ему возможность проявить решимость в своем покаянии.

И главное что должен понять человек, что епитимия это не средство связывания, а получение необходимых рекомендаций по пути духовной жизни. Таким образом, в жизни духовной епитимия это «крылья», а не «узда».

Толкование Вальсамона на 11-е правило Иппонского Собора,преп. Слово 4. О крещении» (47-е правило Лаодикийского Собора)

Прот. Церковное право.

Православная Энциклопедия. Т 18. М, 2013. С. 533.

Курс церковного права. СПб., 2002. С. 296.

Православная Энциклопедия. Т 18. М, 2013. С. 535.

Когда младенец появляется на свет, первый крик и вздох свидетельствуют о его физическом рождении. В духовном плане этот момент наступает в день крещения. Ритуал принятия веры сопровождает нас многие поколения. Право быть крестным считается почетным, оно указывает на особые, теплые и доверительные отношения между родителями ребенка и восприемниками. Их долгом является принять духовное рождение человека и нести ответственность за веру своего крестника.

Ответ на вопрос о том, кто может быть крестными родителями мальчика или девочки, очевиден, с точки зрения церкви. Этого звания достойны люди, поддерживающие православную веру и достигшие совершеннолетия. На них возложены обязательства за приобщение ребенка к духовным ценностям.

Что несет в себе таинство крещения

Крещение - это древний обряд, проводимый в условиях православной церкви. Основным предназначением является очищение человека от проступков, совершенных в прошлой жизни, чтобы он мог начать свой новый путь с «чистого листа».

Когда младенца впервые в жизни приносят в церковь, дабы окрестить его, в святом месте остаются только самые близкие люди и Отсюда и пошло название «таинство крещения».

После того как священник произнесет все молитвы и трижды омоет младенца водой из купели, обряд считается завершенным.

Большинство из нас крещеные в первые месяцы своей жизни, а поэтому в памяти у человека отсутствует информация обо всем происходящем. Люди живут, развиваются, строят семьи. В какой-то период времени приходит момент, когда поступает предложение стать крестным родителем. Или, более того, в семье рождается ребенок и его нужно окрестить.

В такой ситуации возникает закономерный вопрос: «Кого взять восприемником и можно ли отказаться быть крестным?». Искать ответ нужно не в вере или церкви, он находится внутри нас самих. Очень важно здраво оценить возможности будущих крестных родителей: смогут ли они дать ребенку то, что не в силах дать вы, будут ли они его любить как родного и не собьют ли с истинного пути.

Необходимо также понимать, что жизнь очень непредсказуема, и если крестный папа или мама рассорятся с родителями крестника, это не должно никоим образом отразиться на их личных отношениях и нарушить духовную связь.

Духовное родство

Крестные переживают не меньше родителей перед крещением ребенка. Это, по большей степени, связано с прогрессированием церковной неграмотности среди современного населения. Это зачастую и приводит к отказу быть восприемником. Здесь главное понять, что быть крестным не страшно, если вы делаете этот шаг осознанно. А соответствовать церковным канонам не обязательно. Возможно, что это событие перевернет ваш внутренний мир и восприятие, и вы потянетесь к самообразованию в этом плане.

Для церкви важным является то, что выбранные крестные родители будут четко понимать: отныне они несут ответственность за ребенка ровно так же, как это возложено на биологических родителей.

Выбирая восприемников для своего ребенка, родители должны учитывать, что церковь не благосклонна к приему духовного рождения ребенка, если его принимает пара, состоящая в браке. Но при этом муж или жена могут являться крестными нескольких детей одних родителей.

Крестные ребенка близкие родственники - возможно ли?

У каждого сознательного родителя перед крещением ребенка возникает сложный вопрос относительно того, как выбрать крестного и крестную для малыша. Однако в большинстве случаев ответ на него находится на поверхности, стоит лишь немного углубиться в правила церкви.

В былые времена круг родственников старались расширить настолько, насколько это возможно. Это делалось с целью увеличения количества людей, которые в будущем будут заботиться о ребенке и помогать ему в трудных ситуациях. Именно поэтому приглашение быть восприемниками близким родственникам поступало только в виде исключения. Это обусловлено тем, что в одной семье все заботятся друг о друге и без того. Опять-таки, для увеличения семейного круга старались делать так, чтобы у брата и сестры были разные крестный папа и мама. Но здесь ограничение не со стороны церкви, а под воздействием человеческих понятий.

Главное, чтобы восприемник не забыл о своих обязанностях, и у него не возникло вопроса относительно того, можно ли отказаться быть крестным. Пройдя с ребенком родитель должен чувствовать духовную связь с ним.

Сколько детей может крестить один человек

Если человек от природы добрый, общительный и любит детей, то ему могут неоднократно разные семьи предлагать стать восприемником. Невольно всплывает вопрос о том, папой и мамой?

Со стороны церкви количественных ограничений нет, и вы по собственному желанию можете быть духовными родителями нескольких детей. Однако очень важно, чтобы крестный осознавал важность этого ритуала и понимал всю ответственность, которая на него возложена. Духовный родитель - это святой пример для крестника. Не выполняя своих обязанностей, он будет отвечать не перед родителями ребенка, а перед Богом. На протяжении всей жизни восприемник должен заботиться и оберегать своих крестников, сколько бы их у него ни было.

В народе витает слух, что женщина, крестившая одного ребенка и возжелавшая стать восприемником еще для одного, снимает крест с первенца. К счастью, это только миф и у церкви есть на то свой взгляд.

Повторное крещение - это словно вторые роды для биологической матери, которая никогда не бросит своего первого малыша, если у нее родится еще один или несколько детей. Крестная мама несет равноценную ответственность за своих крестников, и, породнившись в церкви с несколькими детьми даже от разных родителей, она не сможет забыть ни одного из них.

Родители должны хорошо подумать над тем, кто справится с этой ролью, ведь среди молодежи часто возникают вопросы о том, можно ли отказаться быть крестным, при этом уже пройдя обряд.

Как выбрать крестных родителей для дочери

Выбрать крестную маму для девочки всегда было проблематичнее, нежели для мальчика. Часто подруги матери ребенка задумываются, а можно ли отказаться быть крестным родителем, если до этого девушка еще не крестила мальчика. Это еще один народный миф, который гласит, что крестная мама девочки, взявшая на себя эти обязательства впервые и ранее не крестившая мальчика, обязательно останется одиночкой, а крестница «заберет ее красоту и удачу».

Это заблуждение не имеет под собой никаких христианских обоснований, а является исключительно суеверием, которому подчиняться грешно. Крестная для девочки должна быть убежденной православной христианкой. Еще один интересный момент, о котором не многие родители знают, у девочки обязательно должна быть восприемница, и допускается проведение обряда без крестного отца.

Выбор восприемника для сына

Также стоит понимать, кто может быть крестными родителями у мальчика. Здесь, так же, как и в случае с девочкой, нет каких-либо правил и ограничений. Крестный должен понимать, какую ответственность он несет за ребенка и что ему нужно будет всю жизнь поддерживать с ним духовную связь.

Что входит в обязанности восприемников

Тяжело осознавать, что не каждый человек понимает, для чего нужна крестная мама и папа, и почему именно так называется их новая и такая ответственная жизненная роль. Максимум, чем ограничивается участие крестных в жизни ребенка, - это визиты на именины и день ангела и дарение подарков. Это, конечно, замечательно, но с духовной стороны все гораздо глубже.

Обязанности крестного заключаются в молитве о сыне. Хотя бы раз в день восприемник должен обращаться к Богу с прошением за своего крестника. Ничего особенного, ровно то, что нужно делать для своих детей: просить о здоровье и благополучии, спасении и помощи. Задаваясь вопросом о том, кто может быть крестными родителями у мальчика и девочки, ответьте, смогут ли какие-либо ваши близкие друзья полюбить ребенка так, как делаете это вы. И только тогда можно будет определиться.

Крестная мама обязанности при крещении ребенка возлагает на себя те же, что и отец. Она должна помогать биологической матери, произносить молитвы за крестника, ходить с ним в церковь по праздникам и развивать в духовном плане.

Подготовка к крещению ребенка

Основной момент заключается в том, что выбранные крестные родители должны прийти в церковь для крещения ребенка с освященными нательными крестиками. Крестная мама в обязательном порядке должна находиться в храме только с покрытой головой. Следует избегать одежд с брюками. Платье или юбка должны быть ниже колена, а плечи закрытыми.

Таинство крещения - это длительный обряд, который может продолжаться до двух часов, поэтому обувь нужна устойчивая, на низком ходу и без каблуков. В течение всего времени восприемник должен будет держать младенца на руках.

Мужчине достаточно надеть строгий костюм или брюки с рубашкой.

Все, что потребуется для обряда: полотенца, свечи, икону - можно приобрести в церкви. С собой для ребенка стоит подготовить только крестик и одежду.

Церковь - это место, в котором следует воздержаться от привлечения внимания, поэтому будьте скромны в одежде и поведении.

Общепринятые подарки крестникам

Современные традиции относительно крещения мало чем отличаются от древних. Так же, как и раньше, принято дарить ребенку нательный крестик - это входит в обязанности крестного папы, а одежду дарит крестная мама. Это что касается крещения мальчика.

Если крестят девочку, то правила те же, только наоборот. Сейчас подарки приобретают родители ребенка, но желательно, чтобы крестные родители преподнесли какой-либо памятный презент.

Очень давно было принято дарить ребеночку серебряную ложку. Ее восприемники преподносили в дар тогда, когда у ребенка появлялся первый зубик.

Считается, что именно с этой ложки следует начинать вводить прикорм. Эта традиция сохранилась и по сей день.

Можно ли стать восприемницей беременной женщине

Нет никаких запретов к тому, чтобы беременная крестная мама принимала участие в обряде. Церковь не может воспрепятствовать крестить ребенка женщине в положении. Единственное, что может этому помешать, - это физическое состояние беременной, но если она уверена, что выдержит 2 часа с ребенком на руках в положении стоя, то можно. Главное - осознание того, что в скором времени у мамы будет не только свой рожденный ребенок, но и духовный крестник.

Кому запрещается становиться восприемником церковью

По законам существует ряд ограничений, попадая под которые, человек не имеет права принимать участия в таинстве крещения:

  • крестные родители другой, не христианской веры - буддисты, атеисты, католики, мусульмане и прочее, даже при условии, что они самые близкие друзья семьи;
  • если ребенка хотят крестить родители, связанные узами брака или семейными отношениями;
  • не допускаются к обряду;
  • если родители не были крещеными;
  • если отсутствует желание становиться восприемником;
  • биологическим родителям нельзя крестить собственного ребенка;
  • несовершеннолетние люди;
  • запрещено крестить мачехам и отчимам своих падчериц и пасынков;
  • если у женщины критические дни, вход в церковь запрещен;
  • монахи и священники.

В последнем случае исключением является ситуация, если священник будет крестным отцом у монаха или человека, принадлежащего к церкви.

Есть ли необходимость состоять в браке, чтобы стать крестным

Еще один народный миф гласит, что хотя бы один из крестных родителей должен состоять в браке. Это убеждение является в корне неправильным. Но при этом родители должны понимать, что женатый мужчина или замужняя женщина - это более ответственные и опытные люди, соответственно, они отчетливо понимают, какие обязанности на них возложены.

Быть восприемниками очень ответственно и почетно. Крестная мама обязанности при возлагает на себя аналогичные тем, что взял на себя отец, крестивший мальчика.

Что делать, если крестный родитель забыл о своем предназначении

К сожалению, случается так, что восприемники забывают о той ответственности, которую брали на себя в момент крещения ребенка. В обязанности крестного входит воспитание, забота и духовное развитие малыша.

Если родители сделали неправильный выбор и кумом оказался беспечный человек, то вина за это лежит только на них. В такой ситуации им следует делать то, что должен был сделать восприемник, и приобщать ребенка к церкви.

Можно ли отказаться или сменить крестных родителей

Таинство крещения - это обряд, который выполняется один раз в жизни, и перекрестить ребенка уже никто не может. Не имеет значения, как сильно согрешили биологические или крестные родители ребенка или он сам. То, что было сделано перед Бором, в святом месте изменить нельзя.

В зависимости от жизненной ситуации, уже повзрослевший ребенок может сам делать выбор, общаться с крестными родителями, которые согрешили, изменили вере, или нет. Если восприемники взяли на себя эту ответственность, но не справились со своими обязательствами, предали крестника, отвечать за это придется перед Богом.

В этом случае можно сказать, что духовный союз, заключенный между родителями и ребенком в младенчестве, разрушен.

Родители ребенка должны четко понимать и быть уверенными в выборе крестных родителей так же, как в самих себе, ведь это не дань моде, а великое таинство, которое совершает человек в храме лишь единожды.

Может ли батюшка отказать в крещении?

Быстро пролетели святочные дни… Завершились они, как известно, праздником Крещения Господня, давшим начало первому, обязательному для каждого христианина таинству - Крещению. В чем заключается его основной смысл, когда лучше совершать это таинство над младенцами и кто при этом может присутствовать - на эти и другие вопросы, интересующие наших читателей, отвечает клирик сормовского храма в честь Всех Святых иерей Сергий Ериськин, представитель Нижегородской епархии для работы по взаимодействию с Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства.

На предварительной встрече перед крещением батюшка, проверяя нашу готовность к таинству, задавал различные вопросы. Он спросил, для чего вообще крестят детей. Я ответила, что для очищения и оставления грехов. Священник назвал ответ неверным, сказал, что дети безгрешны до семи лет. Нам было отказано в крещении в ближайшее воскресенье, несмотря на мои просьбы.

Такое строгое отношение к кандидатам на крещение обычно связано со стремлением излечить общество от магического отношения к таинству («грех простится, болеть будет меньше» и т. п.) и акцентированием внимания на главном. Основное значение крещения - это духовное рождение и вхождение в Церковь Христову, а оставление грехов - уже следствие.

В древности будущие христиане два-три года проводили в огласительном училище, и если демонстрировали положительные изменения в своей жизни, а не только формальные знания, допускались к участию в крещении.

То, что в «Законе Божием» протоиерея Серафима Слободского омытие первородного греха стоит на первом месте, а духовное рождение и вхождение в Церковь на втором и третьем соответственно - это недостаток формулировки. Приведу текст полностью:

«Таинство Крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа - омывается от первородного греха, а также и от всех грехов, совершенных им самим до крещения, возрождается благодатью Духа Святого в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, то есть благодатного Царства Христова».

Что касается ситуации с отказом в крещении, то в ней можно разобраться только ознакомившись с практикой подготовки к крещению в конкретном храме: прописаны ли требования к крещающимся и восприемникам? есть ли список обязательных к изучению пособий? проводятся ли занятия перед этой, предварительной, встречей? Священник вправе отказать человеку в крещении, если тот собирается принять таинство как некий магический обряд или имеет какое-то языческое верование относительно самого крещения.

Собираемся крестить дочь, но слышали, что жене нельзя быть в храме при крещении, если не прошло 40 дней после родов. Так ли это? Обязательно ли (может быть, это желательно?) крестить ребенка в день его небесного покровителя? И есть ли в Церкви какие-то временные рамки для крещения новорожденных?

Крещение детей обычно совершается после 40 го дня. В таком случае мама может присутствовать на крещении своего ребенка. Если младенец слаб здоровьем, то крещение можно совершить в любой день, даже в сам день рождения. До революции чаще всего крещение совершалось в 8 й день вместе с наречением имени. Имя могли подобрать из святцев, совпадающее с днем рождения или с днем крещения, но это не было обязательным.

Можно ли быть крестной во второй раз?

Можно быть крестной несколько раз, но вы должны соизмерять свои возможности: сможете ли вы участвовать в духовном воспитании всех своих крестников.

Мы очень ждали рождения второго ребенка, но в середине беременности супругу экстренно госпитализировали, и врачи, без согласования с нами, приняли решение сделать операцию, дабы спасти мать от потери крови. После выписки мы получили документы, в которых написано, что мы согласились на аборт. Вменяется ли нам это за грех убийства?

Не хотелось бы давать оценку действиям врачей, так как они, без сомнения, действовали в интересах пациента, и при этом вряд ли могли принимать решение без согласования с родственниками госпитализированной. Если все же допус­тить, что действия медиков велись без согласования с вами и ни вы, ни ваша супруга не давали письменного или устного разрешения на прерывание беременности, то на вас нет греха детоубийства.

С другой стороны, супруге есть смысл на исповеди упомянуть об этом случае и покаяться в вольных или невольных действиях (не совсем внимательное отношение к своему здоровью и т. п.), которые могли привести к такому развитию событий.

Если прерывание беременности совершено с разрешения беременной, но по медицинским показаниям, связанным с опасностью для жизни женщины, тяжесть такого греха намного меньше, чем аборт, совершенный по «социальным показаниям» или просто по желанию человека. О таком грехе, в любом случае, нужно сказать на исповеди и исполнить наложенную священником епитимью.

Если от блудной связи рождается ребенок, значит ли это, что Бог попускает блуд? Ведь только Он дает жизнь человеку.

Создавая человека, Бог вложил в человеческую природу среди прочего способность к размножению и свободную волю. Как человек распорядится полученными способностями (в том числе и этой) - согласно с волей Божией или против нее - зависит от выбора самого человека. Господь может вмешиваться в ход человеческой истории через Свой Промысл о мире, но старается делать это, не ущемляя нашей свободной воли.

Удаление новообразований, в том числе родинок, не является грехом.

Грехом не являются лечебные процедуры, направленные на устранение опасностей для жизни и здоровья, или устранение физиологических аномалий. Грехом можно считать чрезмерную заботу о своей внешности, проявляющуюся в подтяжках, уколах ботокса и прочих способах побороть внешние признаки старения. Или попытки с помощью хирургического вмешательства подогнать свою внешность под «общепринятые стандарты» красоты. При этом Церковь приветствует здоровый образ жизни (физическая культура, правильное питание и т. п.) как естественный способ сохранить здоровье и красоту.

Людмила Крапивина