Молитва на поедание просфоры. Свято-Крестовская православная страничка: Азы православия. К.Слепинин.: Священный хлеб. Святая вода как использовать, молитва на принятие просфоры и святой воды

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня - святая вода. Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.

Мы впервые окунаемся в нее в крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах. В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.

Крещенская вода, как и святое Причастие, принимается верующими только натощак. «Освященная вода, - как писал святитель Димитрий Херсонский, - имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов - вот почему окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают. Преподобный Серафим после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой Богоявленской воды. Преподобный Амвросий смертельно больному послал бутылку со святой водой - и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу Иорданской (Крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло,- нет.

Можно утверждать, что в мире нет ни одной струи воды, ни одной капли, которая не была бы освящена, духовно оплодотворена молитвой, облагодатствована и, следственно, которая не была бы животворна и спасительна для людей, животных, птиц и самой земли. Если бы мы всегда поступали так, как учит нас Церковь и Слово Божие, тогда благодатные дары Святаго Духа постоянно изливались бы на нас, тогда каждый источник был бы для нас источником исцеления от недугов телесных и душевных, каждая чаша воды служила бы очищением и просвещением, «водой исцеления и покоя», святой водой. Но так не происходит. От воды заболевают, вода становится опасной, смертоносной и разрушительной стихией. Да что вода из крана - и святая вода нам не помогает! Неужели молитвы Церкви бессильны?

Когда Бог намеревался наказать первый мир водой, тогда Он говорил Ною: «конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли... Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» (Быт. 6, 13. 17). Эти слова можно применить и к нашим дням. Не стоит удивляться, что вода не исцеляет, не приносит пользы. Что здесь удивительного, когда главнейшее таинство- Евхаристия, принятие Тела и Крови Господней,- многим служит не во спасение, а в осуждение... «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11, 29).

Чудеса, исцеления происходят и в наши дни. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божий и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. Род лукавый и прелюбодейный,- говорил Спаситель о своих неверующих современниках, - ищет знамения; и знамение не дастся ему.

Чтобы святая вода принесла пользу - будем заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и деяний. И при каждом прикосновении к святой воде, будем возносить в уме и в сердце эту молитву.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Причистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Из книги "Что нужно знать о святой воде"

Вопрос священнику:

Религиозное чтение: молитва при лечение святой водой в помощь нашим читателям.

Святая вода – сильнейшее лекарство. Она может помочь при любых хворях, поэтому в болезни настоятельно рекомендуется лечение святой водой. Пить ее нужно натощак, по три глотка, а потом заедать кусочком просфоры. Перед этим читается молитва на принятие просфоры и святой воды.

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

В обострении болезни святую воду нужно принимать через каждый час, читая эту молитву. Кроме того, утром и вечером после принятия лечения святой водой нужно читать молитву Божией Матери «Целительница».

Молитва Божией Матери «Целительница»

Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему. По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от бед избавлявши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши: еще же, Госпоже Владычице Богородице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и поклоняющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

«Бабушка (Рецепты от 100 бед)»

Хочу рассказать о чудесном исцелении святой водой и молитвой

Двадцать лет назад стала я замечать, что на правой пятке в самом ее центре у меня появилось образование, словно кружочек, размером с горошину. Подумала, может, где-то царапнула пятку и на том успокоилась. Новообразование меня особо не беспокоило, но через два года заметила, что старая болячка стала увеличиваться. Теперь ее размер был в две горошины. Напарила ноги, посмотрела на пятку и увидела, что кружочек расслоился, начали просматриваться отдельные корешки. Мне стало ясно, что это гуска (бородавка). Стала ее сбривать и выщипывать.

Прошло еще два года. Бородавка стала размером с ноготь на большом пальце руки.

Начала интенсивней заниматься лечением: вырывала ее, мазала чистотелом, сбривала, капала на нее уксусной эссенцией, прикладывала на ночь мочу, но, увы, ничего не помогало. Вскоре я совсем измучилась - положительных результатов не было и я перестала что-либо делать вообще. Подумала: будь что будет!

Прошел еще месяц…

Как-то вечером читала я «Житие старицы Матроны». В книге описывалось, как она лечила людей молитвой и святой водой. Решила и я попробовать так полечиться. К тому же вспомнила, в Библии написано, что апостолы исцелялись именем Господа нашего Иисуса Христа.

В воскресенье закрылась в комнате, заранее приготовив по две салфетки и две чашки со святой водой. В одной чашке была вода, освященная на Ивана Купала, а в другой - освященная на Крещение. К тому времени у меня на пятке уже было три большие бородавки и много мелких вокруг них. Я села на диван, прочитала «Отче наш», 3 раза перекрестилась, затем окунула салфетку в крещенскую воду, положила ее на пятку и проговорила: «Именем Господа нашего Иисуса Христа и силою Святого Духа изыди недуг и боль из моего тела и никогда больше не возвращайся. Аминь». Немного подержала салфетку, сняла, взяла другую, окунула в купальскую воду, положила на пятку и снова проговорила: «Именем Господа нашего Иисуса Христа и силою Святого Духа пускай в мое тело вольется животворная сила, здоровье и бодрость, а места боли больше не будет никогда». Через 5 минут салфетку сняла. На том лечение и закончила.

Утром, осмотрев пятку и не узрев никаких изменений, ушла на работу. Никому о своем лечении не рассказывала, а через неделю обо всем забыла. Но через время при мытье ног стала внимательно рассматривать пятку и увидела, что она совсем чистая. Я даже не поверила этому. Попросила племянницу Любу также повнимательней осмотреть. Она обследовала пятку и сказала, что та у меня очень чистая и розовая, как у ребенка.

Вот так за один раз я избавилась от бородавок, мучивших меня на протяжении многих лет. Теперь всем рассказываю о своем чудесном исцелении и советую лечиться святой водой.

Другой случай произошел с моей сестрой Татьяной.

Лет пятнадцать у нее обнаружили фиброматозные узлы размером 13 и 18 мм, находившиеся друг против друга. К тому же между ними было множество других мелких узелков. Иногда у нее были головокружения, боли и спазмы внизу живота, а при каждом половом акте - небольшое кровотечение. Когда сестре стало уже совсем плохо, она обратилась в больницу. Вот там, пройдя УЗИ, и узнала сестра о своей болезни. Врач выписал для лечения капсулы какого-то БАДа, но они были для нее невероятно дорогими, и сестра не смогла приобрести это лекарство. Тогда я посоветовала ей попробовать полечиться святой водой.

И Татьяна начала спринцеваться утром и вечером. Прочитав «Отче наш» и проговорив: «Именем Господа нашего Иисуса Христа и силою Святого Духа изыди жуткое заболевание из моего тела и никогда не возвращайся», сестра спринцевалась крещенской водой, а через 5 минут купальской, произнося при этом: «Именем Господа нашего Иисуса Христа и силою Святого Духа пускай вольется в мое тело благотворная сила и исцелит мои внутренности».

Когда она это делала утром, то вода выходила чистой, а когда вечером, то вылетали какие-то хлопья. Так она лечилась 3 дня.

А через пять дней, когда пошла на УЗИ, то никаких узлов и узелков не было, даже мелких. Врач сильно удивилась и спросила, чем же она лечилась. Сестра ей все рассказала. Доктор внимательно выслушала и с серьезным лицом сказала:

У сестры прекратились боли, спазмы и кровотечения. Так вера и молитва избавили ее от болячек.

Этим же способом от фиброматозных узлов по моему совету вылечилась и моя подруга Люба. С того времени прошло уже более десяти лет, и у нее все нормально.

Да благословит всех Господь!

Ольга Валентиновна Компаниец, 91005, г.Луганск, ул.Градусова, 14, кв. 16

Оставить комментарий

Целебная сила святой воды

Известно много случаев избавления от недугов с помощью святой воды. Её целебных свойства могут отрицать лишь далёкие от Церкви люди. Но как же использовать святую воду в повседневной жизни?

Святую воду принято пить утром натощак или вечером перед сном (но не из общей емкости).

При очень серьёзном заболевании или если человек находится в состоянии напряженной духовной борьбы, уныния, её можно пить в неограниченном количестве, независимо от приема пищи.

При болях или просто к больному месту можно приложить компресс, смоченный святой водой.

Святая вода обладает большой целительной силой. Известны случаи, когда несколько капель такой воды, влитые в рот находящемуся без сознания больному, приводили его в чувство и изменяли ход болезни. Но это вовсе не значит, что не нужно обращаться к врачам. Особым свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей.

Хранить святую воду желательно рядом с иконой. Только, пожалуйста, надпишите бутылку или наклейте соответствующую этикетку. Будьте бережны, чтобы ваши близкие по неосторожности не вылили святую воду, или не использовали неблагоговейно. Нет необходимости хранить такую воду в холодильнике. Не стоит держать её рядом с продуктами.

Животным эта вода не дается.

Ею можно лишь окроплять свое жилище (при этом читая молитву), машину, или еще какую-нибудь вещь, также одежду, и даже домашних животных.

Если вода испортилась, её необходимо вылить в реку или другой природный источник, но не в раковину или канализацию. Ее выливают в «непопираемое» место, то есть в то место, по которому не ходят люди (не попирают ногами) и не бегают собаки. Можно вылить воду в реку, можно в цветочный горшок, можно в чистое место под дерево.

СВЯТУЮ ВОДУ НЕОБХОДИМО НЕ ТОЛЬКО БЕРЕЖНО ХРАНИТЬ, НО И РЕГУЛЯРНО УПОТРЕБЛЯТЬ. Недопустимо вечное хранение воды «про запас», если ее принесли их храма один раз на Крещение по принципу «чтоб была в доме, потому что у всех есть». Это своего рода заточение святыни. Благодать святой воды не уменьшается, сколько бы она ни хранилась, а вот люди, не обращающиеся к святыне, окрадывают себя.

Однажды освященная вода таковой является всегда. В случае, когда у нас святой воды осталось мало, а нужно какое-то значительное количество, мы можем добавить святую воду в воду обычную. Вся вода освятится.

Наконец, самое важное:

Святая вода не принесет нам никакой пользы, если мы будем жизнь свою проводить вдали от Бога. Если мы хотим почувствовать Бога в нашей жизни, ощутить Его помощь, Его участие в наших делах, мы должны не только по названию, а и по сути становиться христианами.

Быть христианином значит:

11 24 955 На форум

Спасибо, что ведёте разъяснительную работу.

Святая Вода это сила благодатная, испытал на личном опыте.

Бог с нами, когда мы с Ним.

Да, прибудет с вами Господь, всегда.

И хранит вас от всякого зла.

Спасибо я очень хочу что бы моя бабушка выздоровела и она каждый день пьет святую воду просто так надеюсь моя бабушка выздоровит

Слава Богу! ! ! за все

Почему-то после употребления святой воды с новой силой всплывают старые обиды, внутри вскипает гнев, я становлюсь буйной, практически невменяемой. Что это?

Мила, Вы давно исповедовались последний раз?

Добрый вечер. Скажите пожалуйста, можно ли беременным пить святую воду? Спасибо большое заранее.

Можно и нужно. Ещё беременным можно и очень хорошо и полезно исповедоваться и причащаться.

Начала пить святую воду и поить мужа ею, ему становится плохо,не может объяснить как,но плохо.

Отведите мужа к священнику, он объяснит в чём причина.

Лечение святой водой

Лечение святой водой

Святая вода – сильнейшее лекарство. Она может помочь при любых хворях, поэтому в болезни настоятельно рекомендуется принимать святую воду. Пить ее нужно натощак, по три глотка, а потом заедать кусочком просфоры. Перед этим читается молитва на принятие просфоры и святой воды.

Молитва на принятие просфоры и святой воды Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Лечение порчи талой водой

Лечение порчи талой водой Ставят таз со снегом на огонь и ждут, когда снег полностью растает. Когда над талой водой станет подниматься дымка пара, опустите в нее левой рукой нож и говорите: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Вода малая, вода талая, поднимись

Лечение банной водой

Лечение банной водой В работе знахаря баня играет очень важную роль. В бане можно снять тоску и нагнать ее, вернуть человеку бодрость и силы, вылечить бесплодие и навести его, выгнать хворь или испортить на семь лет. В бане лечат от ожирения, от суставного ревматизма,

Лечение водой и цветным стеклом

Лечение водой и цветным стеклом Родниковая вода, налитая в стеклянную бутылку соответствующего цвета, будет поглощать энергию цвета, и ее можно будет использовать в различных ритуалах, как магических, так и целительских. Потом вода может быть усилена добавлением

Лечение пьяницы речной водой

Лечение пьяницы речной водой Ставят пьющего человека возле реки или озера, черпают ковшом воду по течению и читают перед больным заговор. После слова «аминь» нужно вылить воду на две стороны от больного, т. е. с левого плеча, а затем с правого. Заговор читают

Как нужно правильно окроплять святой водой

Как нужно правильно окроплять святой водой Если вы собираетесь окропить жилище, то перед этим нужно прибрать в доме, вымыть все полы, вытереть пыль, убрать все лишние предметы. В комнатах не должно быть беспорядка. Не задергивайте шторами окна – чем больше света будет в

Лечение детей святой водой

Лечение детей святой водой Святая вода особенно помогает детям. Если взрослый человек своими сомнениями, страхами, неверием препятствует благодатному действию Святого Духа, то дети чисты от всего этого. Поэтому на детей святая вода действует практически мгновенно.

Лечение водой

Лечение водой Вода, пригодная для леченияЭто, прежде всего, вода, взятая из трех колодцев или трех прорубей.Дождевая вода, собранная во время первой весенней грозы. Вода, собранная утром с трав на лугу, – роса. По росам хорошо кататься тем, у кого болит спина, суставы, при

Лечение рака крещенской водой

Лечение рака крещенской водой На Крещение (19 января) идут рано утром к озеру или к реке и рубят прорубь. Из проруби берут воду, но не черпаком, а с иконы, т. е. льют на икону воду, а то, что с нее стекает, должно сливаться в кувшин или ведро. Дома на эту водицу наводят заговор и

Лечение холодной водой

Лечение холодной водой Как лечит холодная водаГлавная причина, по которой люди зачастую отказываются от лечения холодной водой, – это страх. Мы с детства то и дело слышим: «Не стой на сквозняке – продует», «Надень резиновые сапоги, а то промочишь ноги и заболеешь!», «Не

Лечение горячей водой: похудение и очищение

Лечение горячей водой: похудение и очищение Горячая водная процедура укрепляет здоровье, сжигает избыток сахара и алкоголя, приводит в норму концентрацию соли в организме. Особенно полезна она страдающим отложением солей, остео-хондрозом, диабетом, катарактой,

Как обращаться со Святой водой

Как обращаться со Святой водой Как хранить Святую воду домаСвятая вода должна храниться в специально отведенном для этого месте. Если у вас дома иконы висят в «красном» углу, Святую воду лучше хранить там же, за иконами или рядом с ними. Можно поставить сосуд со Святой

Как лечить Святой водой детей

Как лечить Святой водой детей Святая вода особенно помогает детям. Если взрослый человек своими сомнениями, страхами, неверием препятствует благодатному действию Святого Духа, то дети чисты от всего этого. Поэтому на детей Святая вода действует практически мгновенно.

Лечение водой, огнем и землей

Лечение грозовой водой

Лечение грозовой водой Если при первой грозе был град, то эта вода считается лечебной. Скопленную в емкостях от грозы воду берут и несут к себе в дом. В этой воде моют слабых и больных людей, говоря при этом: Когда стрела-молния Станет нечистого духа искать, Чтоб ей и в

Лечение рака крещенской водой

Лечение болезней водой

Лечение болезней водой Очень многие болезни происходят из-за недостатка воды в организме. Если человек не получает достаточного количества воды, клетки не только не вырабатывают новую энергию, они отдают и то, что успели накопить. Так возникает зависимость клеток от

Святая вода:Как ею лечиться?

Известно много случаев избавления от недугов с помощью святой воды. Её целебных свойств не отрицает и медицина. Но как же использовать святую воду в повседневной жизни?

  • Святую воду нужно пить утром натощак или вечером перед сном.
  • При очень серьёзном заболевании её можно пить в неограниченном количестве, независимо от приема пищи.
  • После испития надо помолится об исцелении.
  • Выпивают воду в один прием, обязательно сделав три глотка
  • При бессонице или плохом сне воду надо пить в течение 9 дней.
  • Для снятия головных или иных болей к больному месту нужно приложить компресс, смоченный святой водой.
  • Святую воду принято употреблять с молитвой:

«Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.»

  • Святая вода обладает огромной целительной силой. Известны случаи, когда несколько капель такой воды, влитые в рот находящемуся без сознания больному, приводили его в чувство и изменяли ход болезни. Но это вовсе не значит, что не нужно обращаться к врачам. Особым свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей.
  • Хранить святую воду надо у иконы или за иконой. Нельзя хранить такую воду в холодильнике. Не стоит держать её рядом с продуктами.

© Православные молитвы, особые заговоры, магические обряды и ритуалы, приметы и православные иконы

Может ли простой человек начитать «заговорным словом» воду для лечения себя или своих близких от различных болезней?

Некоторые считают, что воду могут освятить только священники. Это не так. С древних времен существует специальная молитва на освящение воды мирянами (простыми людьми). Этот чин (способ освящения) взят из древней церковной рукописной службы. Вот текст этой молитвы:

Молитва на освящение воды

Боже великоимепитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди к молящимся рабом Твоим, Владыко: поели Дух Твой Святый и освяти воду сию, и даждь ей благодать избавления и благословение Иорданово; сотвори ю источник нетления, освящения дар, грехом разрешение, недугов исцеление, бесом погибель, противным силам неприступну, Ангельския крепости исполнену; яко да вси почерпающий ю и приемлющий от нея имеют на очищение души и тела, на исцеление вредом, в изменение страстем, во оставление грехов, в отгнание всякаго зла, на окропление и освящение домов и на всяку пользу подобну. И елика аще что в домех или на месте правоверно живущих сия вода окропит, да отымется всяка нечистота, да избавит от всякаго вреда, ниже тамо да водворяется дух губительный, ниже воздух вредящий, да отбежит всякое мечтание и навет крыющагося врага, а аще нечто есть, еже, или здравию живущих завидит, или покою, окроплением сия воды да отразится. Яко да благословися и прославися иречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

После прочтения этой молитвы три раза перекрестите воду со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Эти слова также произносят три раза при каждом крестном знамении. Когда я освящаю воду для лечения людей, то обязательно после этого читаю над ней молитву тому или иному святому, который имеет благодать от Господа исцелять тот или иной недуг. Это делается для того, чтобы целебное действие воды было не общим, а конкретно направленным (по молитвам к святому) на исцеление определенной болезни. Вы можете поступать точно так же. Молитвы к святым, имеющим благодать целить различные недуги, содержатся в разделе «Молитвенное слово».’

А теперь я хочу рассказать вам о том, как применять святую воду при лечении различных недугов. 1.

Святую воду пьют натощак - утром и вечером перед сном. Пьют воду за один прием в три глотка (примерно 50-80 мл). Если болезнь очень серьезная, воду можно пить в неограниченном количестве, независимо от приема пищи. Дети должны пить воду тоже затри глотка, с той разницей, что количество ее для них значения не имеет (от 10 мл и больше). Воду для приема нужно наливать так, чтобы выпить ее за один раз и не выливать остатки в основную емкость. 2.

Перед тем как пить святую воду, обязательно прочитайте специальную молитву (это усилит действие воды).

Молитва на принятие святой воды

Господи Боже Мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпре- дельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь. 3.

После приема святой воды надо помолиться об исцелении от болезни тому святому, которому Господь дал дар целить тот или иной недуг. Если вы не знаете причину своей болезни, то после приема святой воды прочитайте общую молитву о здравии ко Господу (см. раздел «Молитвенное слово»). 4.

Если вы страдаете бессонницей или ночью мучают плохие сны, надо перед сном пить святую воду в течение как минимум одного месяца. Сон нормализуется. 5.

При головных или иных болях (радикулит, боли в позвоночнике и др.) необходимо не только пить святую воду, но и прикладывать к больному месту компресс, смоченный святой водой. 6.

Всегда помните о том, что целебные свойства святой воды вызваны действием Божией Благодати, которую вы призвали в своих молитвенных словах (молитвословиях), и тем ощутимее оказываемая нам помощь, чем сильнее наша вера.

И еще один важный момент. Если вы используете для лечения освященную в церкви Богоявленскую святую воду, ее следует пить только натощак, в отличие от приема любой другой воды, освященной в храме или дома. В случае тяжелой болезни можно сделать исключение и принимать Богоявленскую воду по мере необходимости. Так же можно поступить и при внезапно наступившем болезненном состоянии. Богоявленская вода обладает огромной целительной силой. Известно много случаев, когда буквально несколько капель этой святыни, влитые в рот больному, находящемуся без сознания, приводили его в чувство и изменяли ход болезни.

Правда ли, что определенные слова из Святого

Писания (Библия, Евангелие), произносимые

каждый день, могут помочь человеку в тех или иных

Да, это правда. Ибо если не поможет обращение к Божьему Слову, каковым является Святое Писание, то что поможет? Приведу строки Святого Писания, которые могут помочь любому человеку в различных житейских ситуациях.

Святая вода - одна из святынь, которые обязательно должны быть в доме всех православных христиан. Ее принято пить натощак, желательно каждое утро, прочитав предварительно молитву. Лучше употреблять вместе с просфорой или её частью - это придает сил душе и телу человека, просвещает и очищает разум. Необязательно нужно выпить целый стакан, достаточно даже нескольких глотков.

Также с её помощью происходит Таинство Крещения, освящение жилищ, церковной утвари и других предметов, окропление прихожан в праздничные дни.

Перед питием святой воды нужно прочесть особую молитву, её текст достаточно понятный и короткий, указан ниже.

Особенности святой воды

Освящённой является вода, над которой был совершен особый чин, или же та, что набрана в день Крещения Господня (Богоявления) - 18−19 января.

Крещение - один из величайших христианских праздников, день, когда Иисус Христос крестился в водах реки Иордана (тем самым освятив её). Именно поэтому вода, набранная в этот день, является священной и имеет все присущие ей свойства: не портится на протяжении долгого времени, оказывает целебное действие телесному и душевному состоянию человека, «очищает» и освящает принявшего или окропленного ею.

Традиция набирать крещенскую воду известна еще с первых веков христианства. В IV в. сам Иоанн Златоуст (великий святой, живший в Антиохии) свидетельствовал об этом, говоря, что в полночь на Крещение все черпают из источников и несут по домам. Она не портится на протяжении всего года или даже нескольких лет.

В атеистических кругах существует много заблуждений, касающихся данного вопроса, вот самые известные из них и их опровержение :

Что такое просфора

Это особый квасной хлеб, используемый в православном богослужении. Он является Телом Христовым в Таинстве Евхаристии. Используется на Проскомидии - это начальная часть Литургии, подготовка Евхаристии и поминовение живых и усопших.

В переводе с древнегреческого означает «приношение». В первые века Христианства так называли все пожертвования, приносимые верующими в церковь. Подобная традиция существовала еще в ветхозаветное время. В книге Левит говорится о приношении квасного хлеба во время мирной благодарной жертвы.

В скинии Моисея были пресные хлеба, имеющие две части, которые символизировали земной и Небесный хлеб - человеческое и Божие.

Нынешние же просфоры также состоят из двух частей и обозначают человеческую и Божественную сущность Иисуса Христа. Просфоры изготавливают в специальных условиях с молитвой при храмах и монастырях. Используют муку пшеницы, воду, различные закваски и соль. На них изображают крест и надпись на греческом языке, обозначающую: «Иисус Христос побеждает» либо же образ Богородицы или кого-то из святых.

Правила чтения молитвы

Молитва - обращение человека к Богу, Богородице, святым и ангелам. Она является одним из важнейших проявлений духовной жизни. Может быть внутренней - устной, и наружной - словесной, а также общественной и личной. Общественная церковная молитва сопровождается каждением ладана и хоровым пением.

Православные святые говорят об огромной пользе внутренней молитвы. Также во время молитвы зачастую совершаются поклоны, коленопреклонения и осенение себя крестным знамением. В них люди прославляют, благодарят, каются и о чем-нибудь просят у Бога, Богородицы, святых и ангелов.

Молиться нужно в сосредоточении, с верой и надеждой. Перед этим нужно постараться со всеми примириться и ни на кого не держать зла, как сказано в молитве «Отче Наш»: «Прости нам прегрешения наша, якоже и мы прощаем согрешившим против нас, а если же мы не прощаем согрешивших против нас, то, вероятнее всего, и сами не будем прощены».

Что нужно помнить :

  • Нельзя относиться к молитве как к магическому заговору - это грех и кощунство, также грешно молиться напоказ, делать это невнимательно.
  • Нельзя неблагоговейно относиться к просфорам, выбрасывать их, давать животным. Нужно, чтобы просфорные крошки все были съедены, а не выброшены в мусорное ведро. Если же просфору не употребили вовремя, и она пропала, то необходимо ее сжечь. Нужно стараться не допускать последнего.
  • Недопустимо относиться к святой воде как к магическому веществу, выливать ее. Пропавшую воду нужно вылить её в естественный источник - реку, озеро или под дерево, а посуду, в которой она хранилась, больше не использовать в быту.

Молитва перед вкушением просфоры и святой воды

Особенно важно принять просфору с водой, если по каким-то причинам не выходит пойти на службу в воскресный или праздничный день. Делать это лучше утром, натощак, с особым благоговением и молитвой.

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня - святая вода (по-гречески «агиасма» - «святыня»).

Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.

Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.

«Освященная вода, - как писал святитель Димитрий Херсонский, - имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой - и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, - нет.

Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.

Великое водоосвящение совершается дважды - в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.

Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!

По верованию Церкви, агиасма - не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.

Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».

Крещенская вода - это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.

Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14).

Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, - говорил затворник Георгий Задонский, - тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

Просфора своим происхождением уходит в древние времена. Прообразом ее служили хлебы предложения в скинии Моисея. В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей - все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших также поминались в молитве. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложение в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.

Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НI КА (по-гречески победа). Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий. Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи - животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто.

Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым. Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человека до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство.

Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая».

В конце литургии молящимся раздается антидор - маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов анти - вместо и ди орон - дар, то есть точный перевод этого слова - вместодарие.

«Антидор, - говорит святой Симеон Солунский, - есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».

Антидор должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение.

Слово артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.

Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе - они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, - как знамение победы Христовой над смертью.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее против царских врат на уготованном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует сжечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Священный хлеб

В нашей жизни хлеб занимает особое место. Он является символом всякой пищи и тех трудов, которые необходимы для ее добывания. "В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. 3, 19), - некогда сказал Бог Адаму.

Есть в хлебе и религиозная символика. Господь Иисус Христос называл Себя "хлебом жизни" (Ин. 6, 35), говорил, что "ядущий хлеб сей будет жить вовек" (Ин. 6, 51). Наконец, Он благоволил хлебу, весьма близкому по составу к человеческой плоти, быть в таинстве Евхаристии пресуществляемым в Тело Свое: "Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое" (Мф. 26, 26).

Хлеб, состоящий из многих зерен, олицетворяет собою Церковь - Единую при множественности ее членов. Помимо Евхаристического Хлеба, Православная Церковь содержит несколько видов хлеба освященного.

Просфора ("приношение" - греч.) - это белый пшеничный хлеб, выпекаемый на дрожжах, с добавлением святой воды. Название происходит от обычая первых христиан приносить для совершения Евхаристии хлеб из дома. Сейчас просфоры готовят в епархиальных пекарнях. Они состоят их двух круглых частей, в ознаменование двух естеств Христа. На верхней части ставится печать с изображением Креста (на монастырских просфорах встречается изображение Божией Матери или святых).

Во время Божественной Литургии из одной просфоры (агничпой) особым образом вырезается прямоугольная часть - Агнец, который впоследствии будет пресуществлен в Тело Христово. Из других просфор, меньших по размеру, извлекают частицы в память членов Земной и Небесной Церкви; эти частицы в конце литургии опускаются в Кровь Христову. Малые просфоры положены тем, кто подавал в алтарь поминальные записки.

Обрезанные части агничной просфоры называются антидором ("вместо дара" - греч.). По Уставу, их вкушают люди, не причащавшиеся Святых Тайн. Обычно же антидор достается служителям алтаря.

Артос ("квасной хлеб" - греч.) - хлеб, освящаемый в Пасхальную ночь. Во всю Светлую Седмицу артос символ Воскресения Христа - пребывают на аналое напротив Царских врат алтаря и ежедневно износится на пасхальные крестные ходы. В Светлую Субботу его с особой молитвой раздробляют и раздают богомольцам. Народное благочестие усвоило артосу и крещенской святой воде значение посильной замены Святых Даров для умирающих, не могущих причаститься.

И просфоры, и артос, и антидор полагается есть натощак, с молитвой. Хранить освященный хлеб надо в чистой посуде отдельно от прочих продуктов. По традиции артос делят на мелкие части и потребляют в течение года, от Пасхи к Пасхе..

Еще один вид освященного хлеба - тот, который раздается молящимся за всенощным бдением накануне больших праздников. Ранее вечерние богослужения длились довольно долго, и для подкрепления сил христиане вкушали хлеб. Сейчас, хотя продолжительность служб сократилась, этот обычай остался.

Агиасма

В переводе с греческого "агиасма" - "святыня". Так называют воду, освященную особым чином. Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно, а великое - только в праздник Крещения Господя.

Странное поверье есть в русском народе: будто бы Крещение и Богоявление - не одно и то же, и вода, которую освящают в сочельник, 18 января, - это вода богоявленская, а та, что освящена 19 числа, - крещенская. Поверье это настолько сильно, что искренне верующие люди стараются набрать святой воды два дня подряд и хранят ее потом в разных сосудах, боясь перепутать. Это бессмысленное суеверие. И в праздник, и в сочельник вода освящается одним и тем же чином, в память сошествия Господа Иисуса Христа в воды реки Иордан. Крещенская вода обладает особой благодатью, и это знают (или чувствуют) люди. В этот праздник храмы переполняются народом, есть даже некий тип "прихожан", которые приходят в церковь раз в год - "за водичкой".

О чем же молятся во время великого водоосвящения? О том, чтобы вода сия освятилась силой и действием и наитием Святаго Духа. О том, чтобы она была даром освящения, избавления от грехов, исцеления души и тела. О том, чтобы получила она благословение Иорданово. Чтобы отгоняла всякие наветы видимых и невидимых врагов. Чтобы вода сия приводила в жизнь вечную. Чтобы и мы чрез вкушение сей воды и явление Духа Святаго сподобились освящения. Велика молитва - велика и святыня.

Крещение Господне освятило само естество воды. Любая вода, взятая в этот день, содержит залог благодати. Поэтому тот, кто не в силах прийти в церковь из-за собственной немощи или дальности храма, может набрать воды из любого источника, даже из-под водопроводного крана, и употреблять как святую.

Пить агиасму надо натощак, с утра, но по особой нужде в помощи Божией можно в любое время дня и ночи. Хранить - в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом (никак не в холодильнике!) При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Ею можно помазываться, добавлять понемногу в еду, окроплять жилище. Люди, отлученные от Причастия по епитимий, вкушают агиасму как духовное утешение.

Немного жаль, что чудо великого освящения бывает.только однажды в год, и так редко можно слышать трогательные тропари:

"Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вей духа премудрости, духа разума, духа страха Божия, явльшагося Христа..."

Суточный круг церковного богослужения

Ц ерковный Устав предписывает совершать в течение суток девять различных богослужений. Каждое имеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно они образуют единое целое, называемое суточным кругом .

В православном богослужении многое заимствовано от ветхозаветных молитвенных обычаев. В частности, началом новых суток считают не полночь, а 6 часов вечера. Отсюда первой службой суточного круга является вечерня .

На вечерне Церковь напоминает молящимся основные события Священной Истории Ветхого Завета: творение мира Богом, грехопадение прародителей, Моисееве законодательство, служение пророков. Христиане благодарят Бога за прожитый день.

После вечерни полагается служить повечерье . Это своего рода общественные молитвы на сон грядущий, на которых мы вспоминаем сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти дьявола.

В полночь должна совершаться третья служба суточного круга - полунощница . Это богослужение установлено для напоминания верующим о втором пришествии Господнем и о Страшном Суде.

Перед восходом солнца начинается утреня . Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв. Утреня - одно из самых длительных богослужений.

Около 7 часов утра полагается совершать первый час . Так названа краткая служба, на которой Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.

Третий час (10 часов утра) возводит нас священными воспоминаниями в Сионскую горницу, где на апостолов снизошел Дух Снятый, и в преторию Пилата, где Христу был вынесен смертный приговор.

Шестой час (полдень) - время распятия Господа, а девятый час (три часа пополудни) - время Его крестной смерти. Этим скорбным событиям и посвящаются соответствующие службы.

Наконец, главным христианским богослужением, своеобразным центром суточного круга является Божественная литургия . В отличие от прочих служб, литургия не только напоминает нам о Боге, но предоставляет возможность реально соединиться с Ним в таинстве Причащения. По времени литургия должна совершаться между шестым и девятым часом.

Современная богослужебная практика внесла свои изменения в предписания Устава. Так, в приходских храмах повечерье совершается только в Великом Посту, а полунощница - один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и девятый час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три.

Вечером друг за другом совершают вечерню, утреню и первый час. Накануне воскресных и праздничных дней эта цепочка богослужения называется всенощным бдением , то есть бодрствованием в течение целой ночи. Древние христиане, действительно, нередко молились до рассвета. Современные всенощные бдения длятся 2-4 часа на приходах и 3-6 часов в монастырях.

Утром последовательно служатся третий час, шестой час и Божественная литургия. В храмах, где много прихожан, по воскресеньям и праздникам бывает две литургии - ранняя и поздняя. И та, и другая предваряется чтением часов.

В те дни, когда литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных . Это богослужение содержит некоторые песнопения литургии и как бы "изображает" ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.

Церковные требы

С итуации, в которых нам требуется Божия помощь, многообразны. Зная потребности человека, Православная Церковь составила ряд чинопоследований, просящих о помощи свыше. Они получили название треб - так как совершаются по требованию верующих.

Основные виды треб - молитвы о живых, об усопших, освящение предметов и пищи.

Усиленное моление о живых людях называется молебном. Молебны бывают общие и частные (заказные). Заказные молебны совершаются священником по просьбе молящихся, а общие - каждый день по окончании литургии.

К заупокойным требам относятся панихиды и отпевания. Они совершаются только по крещеным людям. Нельзя отпевать самоубийц.

Церковь своими последованиями освящает весь уклад человеческой жизни, в том числе те предметы, которыми пользуемся, и ту пищу, которую вкушаем. Освящение пищи бывает по определенным дням, например, накануне Пасхи освящаются куличи и яйца, а в праздник Преображения - яблоки и другие фрукты.

Существует чин освящения дома, колесницы (машины). Об этих требах надо договариваться лично со священником, чтобы он совершил их в удобное время. Военнослужащим весьма полезно освящать свое оружие.

Молебен

К аждый день в православных храмах по окончании утренних служб священники совершают требы. Одна из самых распространенных - молебное пение (молебен).

Что такое молебен? Это краткая, но прилежная молитва о различных житейских нуждах. За Божественной литургией мы слышим прошения о повседневных надобностях, но часто не воспринимаем их как должно из-за глубочайшего мистического содержания литургии. Потребность помолиться "о малом" так, как учил преподобный Амвросий Оптинский - "коротенько, да горяченько", осуществляется нами на молебне.

Болеем ли мы? - Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли важное дело? - На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? - Выслушем чин благословения в путешествие. Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? - Совершим чин благословения на начало учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? - Будем служить благодарственный молебен.

Кроме частных молебнов, существуют и общенародные молебные пения. Церковь содержит множество таковых - водосвятный и новогодний; во время безведрия (при ненастье) и бездождия (при засухе); молебны о страждующих от нечистых духов и от недуга пьянства; торжественные чины в первое воскресенье Великого Поста (Торжество Православия) и в Рождество Христово (в память победы 1812 года)...

На молебнах мы обращаемся к Господу Иисусу Христу, Его Пречистой Матери, святым. Благодарственные молебные пения адресуются Господу. Заказывая молебен за свечным ящиком, мы подаем записку с именами тех, за кого (или от кого) он будет совершаться.

Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога.

Порой к молебнам добавляют акафисты, каноны. Часто священники, завершая требу, помазуют молящихся освященным елеем, окропляют святой водой.

По вере нашей Господь подает Свою помощь весьма скоро после молебна. Поэтому не надо злоупотреблять этим священнодейством, заказывая по одному поводу молебен несколько раз (исключение - молитва о болящих и служение молебнов по обету).

"Брат", "Отец", "Владыка"

Ч еловеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Действительно, как назвать свечницу - "женщина", "дама", "гражданка"? Как обратиться к священнику - "сударь", "господин", "товарищ"?

А ведь никаких трудностей нет. Христиане - это одна семья, где все друг Другу родные. Родным не нужны условности.

"Брат", "сестра" - наилучшее обращение к мирянам. Мы все - дети Единого Бога и потомки Адама и Евы. "Батюшка" или "отец" - так называют священников как совершителей таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов "отец" добавляют имя, например, "отец Петр". К диакону можно обращаться "отец диакон", к настоятелю храма (монастыря) "отец настоятель".

В разговорах православных людей часто слышится слово "отче". Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать "меня благословил отче Владимир", это неграмотно.

Обращаться к священнослужителям "святой отец", как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его смерти.

Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом "матушка".

К архиереям - епископам, митрополитам, Патриарху - нужно обращаться "Владыка", как к облеченным церковной властью.

Иногда возникает потребность обратиться к священнослужителю письменно. Иереев следует именовать "Ваше преподобие", протоиереев ~ "Ваше Высокопреподобие", епископов - "Ваше Преосвященство", архиепископов и митрополитов - "Ваше Высокопреосвященство", Патриарха - "Ваше Святейшество".

Сектанты, не имеющие священства, упрекают православных в мнимом нарушении слов Христа: "И отцом себе не называйте никого на земле: ибо Один у вас Отец, Который на Небесах" (Мф, 23, 9). Но ясно, что "не называйте" имеет смысл "не поклоняйтесь", иначе слова Господни можно превратить в бессмыслицу. Еще в 1 веке евангелист Иоанн Богослов в своих Соборных Посланиях обращался к христианам "дети". Ответное обращение, очевидно, было соответствующим. Дело не в слове, а во внутреннем отношении к нему. 06 этом хорошо пишет диакон Андрей Кураев:

"Даже самый убежденный баптист называет своего родителя отцом и не возражает, когда сынишка говорит ему "папа". Здесь, как и по отношению к иконе: поклоняться и служить можно одному Богу. Но можно и нужно чтить тех, через кого мы получаем дар жизни".

"Благословите, батюшка!

П ривычная картина наших дней - встреча архиерея (митрополита, Патриарха) с высокопоставленным лицом. Приветствия, улыбки и... президент (премьер-министр, спикер парламента) торжественно протягивает святителю свою десницу для рукопожатия...

А вот другая картина. Утреня. Священник, стоя на солее, возглашает: "Благословение Господне на вас" и осеняет прихожан крестным знамением. Бабушки-богомолки молитвенно складывают ладони и зачем-то прижимают их к груди, совершая неведомый ритуал.

И в первом, и во втором случае налицо явное непонимание того, как нужно относиться к священнослужителю и что такое священническое благословение. Всякий верующий человек считает непременным при встрече с батюшкой испросить у него пастырское благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.

Благословение имеет много значений. Первое из них - приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не "опускается", как учат некоторые старушки.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.

Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Второй смысл священнического благословения - это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.