Митрополит филарет вахромеев. Митрополит Филарет (Вахромеев Кирилл Варфоломеевич): биография. Митрополит Филарет (Вахромеев) – человек с большой буквы


Звание героя Беларуси в 2006 году “За исключительный личный вклад в духовное возрождение белорусского народа, укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога” получил Кирилл Вахромеев , больше известный как Филарет – в прошлом Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси, Свято-Успенской Жировицкой обители священноархимандрит. Это второй деятель культуры (после ) и первый деятель религии, который стал героем Беларуси. Мы постараемся выяснить, как он помог в культурном возрождении белорусского народа, как развивал межконфессиональный диалог и межгосударственные связи.

Родился Кирилл Вахромеев 21 марта 1935 года в Москве. Его семья происходила из знаменитого купеческого рода Ярославля. Оба его родителя занимались музыкой – отец был преподавателем в Академическом музыкальном училище при Моковской консерватории. А мать – педагогом в музыкальной школе.

Неудивительно, что и сам Филарет учился в средней школе и, одновременно, в музыкальной школе по классу хорового пения и контрабаса. После этого сразу же поступил в Московскую духовную семинарию и со второго года обучения в ней начал свой религиозный путь – нес послушание иподиакона у митрополита Крутицкого Николая, а также у патриарха Алексия I.

В 1957 году, после окончания семинарии, поступает в духовную академию. И уже со второго курса решает принять монашество, чтобы посвятить свою жизнь служению богу. Пострижен в 1959 году с именем Филарет (в честь Филарета Милостивого). В том же году стал иеродиаконом.

В 1961 году оканчивает духовную академию со степенью кандидата богословия, за сочинение “Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам”. В том же году становится иеромонахом (в дальнейшем мы постараемся не обременять вас многочисленными церковными званиями – все равно в них разбираются только знающие люди). В 1963 году становится инспектором Московской духовной академии. Занимается педагогической деятельностью.

Стоит отметить, что в своей жизни Филарет успел поменять такое огромное количество должностей, что перечислять их просто бессмысленно. Желающие все равно смогу найти их в интернете. Поэтому мы постараемся рассказать лишь о тех его должностях и действиях, которые связаны с нашей страной. А таких в его биографии не так уж и много.

С 10 октября 1990 года становится митрополитом Минским и Белорусским. С 1990 года член Совета Белорусского отделения Международного Фонда славянской письменности и славянских культур. С 1990 до 1995 года – народный депутат Верховного совета Беларуси. Филарет играет важную роль в жизни православной церкви, участвует в налаживании отношений с другими странами и т.п.

В 2009 году избирается как один из трех кандидатов на должность Патриарха всея Руси. Но позже взял самоотвод в пользу Кирилла, который, как известно, и занял эту должность.

После 2010 года у Филарета начинаются проблемы со здоровьем. Он все еще активно участвует в общественной жизни, но на публике появляется все реже. В 2011 году решением Священного Синода освобожден от должности председателя Синодальной библейско-богословской комиссии.

В 2013 году он серьезно заболел и долгое время провел в больнице. Ходили слухи о том, что его здоровье находится в серьезной опасности. 25 декабря 2013 года Священный Синод отправил Филарета на покой. При этом за ним сохранился статус почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси. Вот такими словами Священный Синод проводил Вахромеева на покой: «сердечную благодарность Преосвященному митрополиту Филарету за архипастырское окормление Белоруссии, которое отмечено выдающимися церковными достижениями, такими как открытие 10 епархий, многократное увеличение числа приходов, открытие новых монастырей, духовных школ, установление доброжелательного и конструктивного диалога с государственной властью и общественным организациями, поддержание достойного уровня межконфессиональных отношений, участие во внешней деятельности Московского Патриархата».

По последним данным Филарет служит в домовом храме минской епархии. В 2015 году в минской филармонии был организован большой праздник по случаю 80-летия героя Беларуси. В последние годы Филарет редко появляется на публике, но иногда проводит службы. Последний раз это было 9 апреля 2017 года в вербное воскресение.

Что касается межконфессиональных взглядов Филарета, то в своих многочисленных интервью Вахромеев не раз утверждал, что у католичества и православия одни цели. И в принципе к католичеству относится сдержанно, если не сказать дружески. “Православная церковь служит народу. Такое же кредо исповедует и римско-католическая церковь в Беларуси” , заявил он в ответ на критику ущемления прав католиков в нашей стране. Сам Филарет также проводил деловые встречи с представителями католической церкви.

А вот к униатской религии митрополит относится негативно. Считает, что она была навязана насильно и носит деструктивный характер, то есть сильно разобщает и католиков и православных. Впрочем, униатская церковь до сих пор остается спорным моментом в истории ВКЛ.

Также можно сказать о том, что Филарет часто ездил за границу, для налаживания добрососедских отношений. Митрополит Филарет возродил духовные училища в Минске и Витебске , Жировичскую духовную семинарию, создал Минскую духовную академию, а также помог в создании Института теологии БГУ. Также во времена Филарета в Беларуси восстановили крест Евфросиньи Полоцкой, который был утерян во время второй мировой войны.

Другие награды. Наград у Филарета много. Так много, что только их перечисление займет много строчек текста. Ограничимся лишь самыми значимыми. Орден Отечества 3 степени, Орден Дружбы народов, Орден Почета, Орден Франциска Скорины, Орден “За заслуги перед отечеством” 4 степени (Россия), Орден Александра Невского (Россия), Орден Дружбы (Россия), Орден “За заслуги” 3 степени (Украина), Орден Дружбы народом (СССР), Командор Ордена Заслуги (Польша), орден Андрея Первозванного, почетный гражданин Минска, Почетный гражданин Полоцка, Медаль “Блаженные миротворцы” (Польша) и т.д. Я намеренно упускаю из виду религиозные награды, которых у Филарета еще больше.

Достоин? Митрополит Филарет не носит дорогие часы, у него нет квартиры в центре Минска и в его банковском счете нет баснословных сумм. То есть по всем этим показателям он стоит значительно выше даже патриарха Кирилла. Но все равно нельзя понять – за что наградили Филарета. Понятие “духовное возрождение” слишком расплывчато, а простое налаживание контактов с другими конфессиями еще не является поводом, для награждения званием “Герой”.

... и школы иконописи знаешь. Посоветуйся с супругой. Захочешь, я тебя представлю ректору Духовной семинарии и академии. Ты человек, нужный для Церкви. - А что решаться, давай сейчас поедем. Я смеюсь: - Давай поедем. Разговор состоялся рано утром, часов в 8–9. На улице солнышко, хорошо, сидим в саду. Приходим домой, я говорю: «Мы уезжаем в Троице-Сергиеву Лавру». И что интересно, мы действительно собрались и поехали. Я иду и не знаю, что нас ждет, потому что надо найти ректора, а получится ли - неизвестно. Вдруг нас пропускают, и почти сразу удалось попасть к ректору - тогда им был владыка Филарет (Вахромеев) , в настоящее время он Минский митрополит. Я к нему захожу: - Владыка, вот привел к вам человека, который уже готов принять сан. Вы его испытайте, посмотрите. Я думаю, он очень полезен. Владыка Филарет с ним пообщался и говорит: «Ну, я тебя сразу принимаю». В Духовной академии есть основанный Патриархом Алексием I (Симанским) музей - археологический кабинет, и владыка взял его туда. Владимир работал очень плодотворно: сделал атрибутику всех находящихся там книг, древних икон. Также он преподавал церковную археологию. В 1982 году состоялась его диаконская хиротония, в...

Церковным людям известно имя иерусалимского патриарха Иринея. Он был патриархом с 2001 по 6 мая 2005 года. Затем Синод его низложил.

Ириней отказался покинуть патриаршую резиденцию; его оппоненты не решились применять силу - и в итоге он не покидает своего жилища уже почти 10 лет. Даже продукты ему приносит одна верная ему монахиня.

Интересно, что когда в 2008 году я рассказал одному очень почитаемому русскому монаху о том, что новый патриарх Феофил по сути отрицает чудесный генезис благодатного огня, тот рассудил так: наверно, святейший Феофил прав. У него самого нет опыта благодатного огня - поэтому он о нем и не говорит. Возможно, так Господь дает нам знать, что низложение патриарха Иринея было все же неканоничным...

Об этой необычной судьбе сегодня я вспомнил по той причине, что ныне день св. Филарета Милостивого. Именины митрополита Филарета Вахромеева, почетного Экзарха Беларуси.

Год назад, 25 декабря 2013 года решением Синода он почислен на покой, наречен при этом почётным Патриаршим экзархом всея Беларуси, за ним сохранено право на участие в работе Синода и почётное протокольное место за богослужениями и в официальных церемониях.

Как прошел этот год у митрополита?
Сайт БПЦ сообщает, что в этот день два экзарха (почетный и вновь назначенный) служили порознь, причем м. Филарет - в здании епархии.

Здание минского епархиального управления было построено еще в советские годы. На его верхнем этаже располагается вся заставленная книгами трехкомнатная квартира митрополита. Было очень удобно: без всяких пробок можно пешком пройти из дома в кабинет.

Но вдруг это удобство обернулось чем-то противоположным: изоляцией. У епархиального управления здания есть своя охрана, свой режим работы. Просто так пройти к митр. Филарету уже нельзя. Надо писать прошение на имя митрополита Павла и ждать его разрешающей резолюции.

Люди, близкие к м. Филарету, из епархиального управления удалены. Машины и водителя нет. Пешком старец далеко отойти не может. Оказалось, что даже члену Синода с 36-летним стажем просто некуда съезжать со служебной и неподконтрольной ему жилплощади. А все его контакты на старом месте оказались под контролем нового владыки.

Оказывается, что за год лишь два раза м. Филарет служил за пределами епархиального управления: 21 сентября и 29 июня. При этом вместе два экзарха служили лишь однажды: 29 июня. И лишь однажды он был приглашен на заседание минского Синода (26 июня).

Если бы м. Филарета позвали для работы в заседании Синода от 22 сентября, он, полагаю, смог бы подсказать новому митрополиту, что в Беларуси не принято декларировать государственным властям, чего ты хочешь от них добиться, и лишь потом начинать с ними об этом переговоры.

("Признать целесообразным проведение переговоров с министром информации Республики Беларусь и руководством Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь (Белтелерадиокомпании) о возобновлении вещания на территории Беларуси телепередачи «Слово пастыря» и о предоставлении эфирного времени на общегосударственных и региональных телеканалах для трансляции телевизионных проповедей Патриаршего Экзарха и правящих архиереев Белорусского Экзархата. Просить руководство Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь (Белтелерадиокомпании) рассмотреть возможность включения в сетку вещания телеканала «Беларусь-1» цикла еженедельных передач «Беседы с владыкой Павлом». Правящим архиереям Белорусского Экзархата установить контакты с руководством региональных телеканалов с целью предоставления эфирного времени для еженедельной трансляции на местах телевизионных проповедей белорусских архипастырей").

Такие решения можно принимать, только в условиях рыночной экономики и коммерческого телевидения, если у тебя есть деньги на покупку эфирного времени. Если же ты просишь политически мотивированного бонуса у государственных властей, стоит ли сразу ставить эти власти в затруднительное положение?

Один старый московский протоиерей как-то поделился со мной своим недоумением: "за многие десятилетия моей церковной жизни в Москве я не припомню ни одного случая, чтобы на место умершего или переведенного настоятеля на его место назначили бы второго или третьего священника этого же храма. Всегда присылают со стороны. Понятно, что новый настоятель приводит своих людей, и все маленькие местные традиции этого прихода ломаются. Зато сколько у нас разговоров про "благодатную преемственность" и "бережное хранение традиций!".

Минчане рассказывают, что о своей отставке м. Филарет узнал за полчаса до начала заседания московского синода. То есть никаких условий своей дальнейшей жизни он конкретно обсудить не успел. Его история - одна из многих, которые мотивируют епископов и духовенство не полагаться на благодарную заботу "Матери-Церкви" в годы своей старческой немощи, а самостоятельно обеспечивать себя и неслужебным жильем и личным "пенсионным фондом" (хотя, признаюсь, его размеры у некоторых из них оказываются, мягко говоря, избыточными).

Митрополит Филарет (в миру Кирилл Варфоломеевич Вахромеев) родился 21 марта 1935 года в Москве в семье служащих.

Дед, Александр Иванович, известный ярославский купец, с 1913 года потомственный дворянин. Отец, Варфоломей Александрович (1904 – 1984), преподаватель Гнесинского музыкального училища при Московской консерватории, автор учебника «Элементарная теория музыки». За составление Учебника церковного пения для Духовных школ и в связи с 80-летием награжден орденом святого князя Владимира (II степени). Мать Александра Феодоровна Вахромеева (1903 – 1981) и старшая сестра Ольга Варфоломеевна Вахромеева (1925 – 1997) – также педагоги московских музыкальных школ.

Осенью 1953 года, окончив среднюю школу, К.В.Вахромеев поступил в Московскую Духовную семинарию. На втором году обучения в семинарии он начал свое церковное служение в числе иподиаконов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I.

В 1957 году К.В.Вахромеев окончил cеминарию и поступил в Духовную академию.

3 апреля 1959 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия I наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Пименом (Хмелевским, скончался в сане архиепископа Саратовского) пострижен в монашество с наречением имени в честь святого праведного Филарета Милостивого.

26 апреля 1959 года, в Вербную неделю, Святейшим Патриархом Алексием I за Божественной литургией в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве рукоположен во иеродиакона.

В 1961 году окончил полный курс Московской Духовной Академии со степенью кандидата богословия за сочинение «Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам».

Решением Ученого совета был удостоен степени кандидата богословия и оставлен при академии в качестве профессорского стипендиата с поручением чтения лекций по Истории и разбору западных исповеданий на III курсе академии, позже преподавал гомилетику в академии и семинарии.

14 декабря 1961 года за Божественной литургией в Крестовой церкви в Патриарших покоях Троице-Сергиевой Лавры Святейшим Патриархом Алексием I рукоположен в иеромонаха. В сентябре 1962 года иеромонах Филарет был назначен старшим помощником инспектора, а в июне 1963 года – инспектором Московских Духовных академии и семинарии.

В сентябре 1963 года назначен заведующим аспирантуры, открывшейся при Московской Духовной академии.

Начиная с 1961 года принимал участие в работе I, II и V Всехристианских мирных конгрессов в Праге и III Всеправославного совещания на острове Родос, состоял секретарем Синодальной комиссии по христианскому единству, решением Священного Синода включался в состав Межправославной богословской комиссии по диалогу со Старокатолической церковью.

8 октября 1965 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Священный Синод Русской Православной Церкви постановили: архимандриту Филарету (Вахромееву), инспектору Московской Духовной академии, быть епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии.

23 октября в храме Ленинградской Духовной академии был совершен чин наречения архимандрита Филарета во епископа Тихвинского. Чин наречения совершили митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архиепископ Пермский и Соликамский Леонид (позднее митрополит Рижский и Латвийский), архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (позднее митрополит Одесский), архиепископ Минский и Белорусский Антоний (позднее митрополит Ленинградский), епископ Кировский и Слободской Иоанн, епископ Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек.

24 октября в Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершена хиротония архимандрита Филарета во епископа Тихвинского, викария Ленинградской епархии.

14 мая 1966 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Священный Синод определил Преосвященному Филарету быть епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором Московской Духовной академии. Совмещая административные обязанности с научно-богословской и педагогической работой, Владыка Филарет с первого дня ректорства начал читать в академии лекции по курсу Нового Завета.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия I неоднократно совершал заграничные поездки в качестве члена делегаций Русской Православной Церкви, принимал участие во многих богословских собеседованиях, проводил в Академии многие встречи и беседы с представителями церковных, государственных и общественных кругов различных стран мира, участвовал в конференциях в защиту мира; избирался членом президиума Союза Обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, состоял членом правления и вице-президентом ряда обществ дружбы.

28 ноября 1968 года назначен вторым заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

Во внимание к церковным заслугам 11 апреля 1969 года удостоен ордена святого князя Владимира (II степени).

С 30 мая по 2 июня 1971 года представлял Московскую Духовную академию на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В дни подготовки и проведения Собора временно исполнял обязанности наместника Троице-Сергиевой Лавры. 18 июня 1971 года во внимание к усердным трудам по проведению Поместного Собора удостоен ордена святого князя Владимира (I степени).

6 сентября 1971 года Указом Святейшего Патриарха Пимена епископу Филарету было поручено временное управление Калининской епархией.

9 сентября 1971 года во внимание к усердным трудам Церкви Божией был возведен в сан архиепископа.

18 апреля 1973 года назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим Экзархом Средней Европы.

15 апреля 1975 года во внимание к усердным архипастырским трудам и миротворческой деятельности возведен в сан митрополита.

7 мая 1974 решением Ученого Совета МДА митрополит Филарет был избран почетным членом академии, а спустя некоторое время был также избран почетным членом Ленинградской Духовной академии.

10 октября 1978 года назначен митрополитом Минским и Белорусским, а 12 октября того же года – Патриаршим Экзархом Западной Европы.

С 1981 по 1988 год являлся членом и заместителем председателя Комиссии по подготовке и проведению торжеств, посвященных празднованию 1000-летия Крещения Руси, был руководителем рабочей группы по участию в праздновании юбилея других Церквей и по общественным проблемам.

14 апреля 1981 года назначен председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата и стал постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.

В 1982 году за заслуги в церковном миротворческом и патриотическом служении награжден орденом преподобного Сергия Радонежского (I степени).

16 марта 1982 года за совокупность богословских, проповеднических и миротворческих трудов Прешовским православным богословским факультетом (ЧССР) удостоен ученой степени доктора богословия honoris causa. 15 ноября 1983 года Государственный университет имени Мартина Лютера в городе Халле-Виттенберг (ГДР) удостоил митрополита Филарета этой же ученой степени в знак признания его высоких заслуг при проведении богословского диалога между Русской Православной Церковью и Союзом Евангелических Церквей Германии.

Также удостоен степени доктора honoris causa Словацким евангелическим богословским факультетом Братиславы (ЧССР, 17 июня 1985 года), Богословским факультетом имени Яна Амоса Коменского в Праге (25 ноября 1986 года), Белорусским государственным университетом, Гродненским медицинским университетом и рядом богословских факультетов Европы.

16 октября 1989 года в связи с образованием Белорусского Экзархата Московского Патриархата митрополит Минский и Гродненский Филарет назначен Патриаршим Экзархом всея Беларуси.

В связи с расширением деятельности Белорусского Экзархата подал прошение об освобождении его от должности председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, которое было удовлетворено 13 ноября 1989 года с оставлением его постоянным членом Священного Синода.

9 мая 1990 года вошел в состав Синодальной Библейской комиссии; 16 июля 1990 года назначен председателем Комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
28 декабря 1993 года назначен председателем Синодальной Богословской комиссии, образованной из Комиссии по вопросам христианского единства.

С 28 декабря 1996 года по 17 июля 1997 года являлся временно управляющим Полоцкой епархией. С 28 февраля по 4 июля 2002 года Патриарший Экзарх являлся временно управляющим Могилевской епархией.

С 18 февраля 1992 года Высокопреосвященнейший Владыка Филарет носит титул: «митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Свято-Успенской Жировицкой обители священноархимандрит».

Дата рождения: 21 марта 1935 г. Страна: Белоруссия Биография:

Почетный Патриарший экзарх всея Беларуси

Дед, Александр Иванович, известный ярославский купец, с 1913 г. являлся потомственным дворянином. Отец, Варфоломей Александрович (1904-1984), преподаватель Гнесинского музыкального училища при Московской консерватории, автор учебника «Элементарная теория музыки». За составление учебника церковного пения для духовных школ награжден орденом св. князя Владимира II ст. Мать, Александра Феодоровна Вахромеева (1903-1981), и старшая сестра, Ольга Варфоломеевна Вахромеева (1925-1997), также являлись педагогами московских музыкальных школ.

В 1953 г. окончил среднюю школу № 557 и параллельно музыкальную школу по классу хорового пения и контрабаса.

В 1957 г. окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию.

3 апреля 1959 г., на втором курсе академии, наместником архимандритом Пименом (Хмелевским) пострижен в монашество с именем Филарет в честь святого праведного Филарета Милостивого.

В 1961 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам». Оставлен профессорским стипендиатом при Московской духовной академии. В ноябре того же года назначен преподавателем Московской духовной академии, а 14 декабря за Божественной литургией в крестовой церкви святого праведного Филарета Милостивого в Патриарших покоях Троице-Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Алексием рукоположен в сан иеромонаха.

В сентябре 1962 г. назначен старшим помощником инспектора Московской духовной академии; с июня 1963 г. — инспектор Московской духовной академии.

4 августа 1963 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями и палицы. В том же году 8 октября Святейшим Патриархом Алексием возведен в сан архимандрита.

С сентября 1963 г. заведовал открытой при Московской духовной академии аспирантурой.

Наречен во епископа 23 октября 1965 г. в домовом храме . Хиротонисан 24 октября за Божественной литургией в Троицком соборе . Богослужения совершили , архиепископ Пермский и Соликамский Леонид (Поляков), архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров), архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников), епископ Кировский и Слободской Иоанн (Иванов), епископ Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек (Лебедев).

В 1961-1965 гг. — секретарь комиссии Священного Синода по христианскому единству.

Решением Священного Синода от 14 мая 1966 г. назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, и ректором Московской духовной академии.

28 ноября 1968 г. назначен вторым заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

20 марта 1969 г. включен в состав комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. 16 декабря того же года включен в состав Комиссии по изучению вопроса о причислении к лику святых архиепископа Японского Николая. Посетил Японию.

С 6 сентября 1971 г. по 25 августа 1972 г. являлся временно управляющим Калининской епархией.

23 декабря 1980 г. назначен членом комиссии Священного Синода по организации празднования 1000-летия Крещения Руси.

Решением Священного Синода от 14 апреля 1981 г. назначен председателем Отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Священного Синода. 22 июля того же года назначен заместителем председателя комиссии Священного Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси.

19 декабря 1983 г. избран председателем общественной Комиссии по связям с религиозными кругами, выступающими за мир.

1 февраля 1984 г. освобожден от должности экзарха Западной Европы, согласно прошению. 19 апреля 1985 г. поручено окормление православных приходов в Финляндиии.

24 марта 1985 г. награжден памятной панагией с изображением Жировичской иконы Божией Матери. 4 июля 1988 г. награжден именной панагией за активное участие в подготовке и проведении юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси.

В 1988 г. на учредительной конференции Ассоциации творческой интеллигенции «Мир культуры» избран ее вице-президентом. 15 декабря 1988 г. вошел в избирательную комиссию по выборам народных депутатов СССР от движения за мир, объединенного Советским комитетом защиты мира, и от Ассоциации содействия ООН в СССР.

16 октября 1989 г. назначен экзархом Белорусским с титулом «митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белорусский».

Определением Священного Синода от 13 ноября 1989 г. освобожден, согласно поданному прошению, от обязанностей председателя ОВЦС с сохранением постоянного членства в Священном Синоде до решения этого вопроса на Архиерейском Соборе.

Определением Архиерейского Собора 30-31 января 1990 г. — митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх всея Белоруссии.

В 1990-1995 гг. — депутат Верховного Совета Беларуси, член Комиссии по образованию, культуре и сохранению исторического наследия.

В 1990 г. избран членом Совета Белорусского отделения Международного фонда славянской письменности и славянских культур, председателем Комиссии Верховного Совета БССР по вопросам депутатской этики.

16 июля 1990 г. назначен председателем комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

С января по декабрь 1991 г. — народный депутат СССР.

С 18 февраля 1992 г. — митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси, священноархимандрит Успенской Жировицкой обители.

28 декабря 1993 г. назначен председателем , образованной из Комиссии по вопросам христианского единства.

С 28 декабря 1996 г. по 17 июля 1997 г. являлся временно управляющим , с 28 февраля по 4 июля 2002 г. являлся временно управляющим .

Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам (кандидатское сочинение).

Отношение Русской Православной Церкви к Западным инославным Церквам. ЖМП. 1963, № 11.

Окончание учебного года в духовных школах. ЖМП. 1965, № 8.

Речь при наречении во епископа Тихвинского. ЖМП. 1965, № 12, с. 10-12.

Пребывание в Москве делегации Константинопольской Церкви. ЖМП. 1966, № 5, с. 12-17.

Приветственное слово участникам заседаний Рабочего комитета ХМК за обедом 3 июля 1967 года. ЖМП. 1967, № 8, с. 52-53.

С визитом дружбы (О поездке на о. Кипр в 1968 г.). ЖМП. 1969, № 1, с. 16-18.

Церковно-богослужебное почитание святых братьев Кирилла и Мефодия в России. (Доклад, прочитанный 8 мая 1969 г. в Софийской дух. академии им. св. Климента Охридского). ЖМП. 1969, № 6, с. 51-52; № 7, с. 41-46.

Московские духовные школы под руководством Святейшего Патриарха Алексия. ЖМП. 1970, № 2, с. 17-22.

Патриотический облик Святейшего Патриарха Алексия. ЖМП. 1971, № 4, с. 66-69.

О Филиокве (К дискуссии со Старокатолической Церковью). Доклад прочитан на заседании Межправославной богословской комиссии по диалогу со Старокатолической Церковью, проходившей в Бонне с 22 по 28 июня 1971 г. ЖМП. 1972, № 1, с. 62-75.

Слово при открытии 2-го богословского собеседования 12 декабря 1971 г. ЖМП. 1972, № 2, с. 53-55.

Слово на выпускном акте в Московских духовных школах 15 июня 1972 года. ЖМП. 1972, № 7, с. 11-12.

Богословская основа миротворческой деятельности Церкви. Богословские труды, 1971, сб. 7, с. 215-221.

Речь на приеме по случаю 10-летия интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. ЖМП. 1981, № 8, с. 9.

Доклад на Международной межрелигиозной встрече в Москве 1 октября 1981 г. ЖМП. 1981, № 12, с. 36-44.

Речь на IV заседании Смешанной богословской комиссии по православно-католическому диалогу. ЖМП. 1981, № 12, с. 55.

Слово при вручении архиерейского жезла епископу Дюссельдорфскому Лонгину 11 октября 1981 г. ЖМП. 1982, № 1, с. 12.

Речь при открытии Всемирной конференции «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы». ЖМП. 1982, № 6, с. 4.

Доклад на встрече Глав и представителей Церквей и религиозных объединений в Советском Союзе, посвященной подведению итогов Конференции (Троице-Сергиева Лавра, 6 июля 1982 г.). ЖМП. 1982, № 9, с. 38.

Слово при вручении архиерейского жезла епископу Клименту (Капалину). ЖМП. 1982, № 10, с. 8.

Речь при открытии Всемирной конференции. ЖМП. 1982, № 11, с. 39.

Приветствие участникам VI Генеральной конференции АБКМ. ЖМП. 1982, № 12, с. 99.

Слово на открытии заседаний «круглого стола». ЖМП. 1983, № 5, с. 40.

Речь при вручении ордена св. князя Владимира Геральду Геттингу. ЖМП. 1983, № 8, с. 11.

Выступление на юбилейном экуменическом собрании в Томаскирхе г. Лепцига по случаю 500-летия со дня рождения Мартина Лютера 11 ноября 1983 года. ЖМП. 1984, № 3, с. 59.

Речь при вручении ему диплома доктора богословия «гонорис кауза». ЖМП. 1984, № 4, с. 54.

Вступительное слово на открытии конференции «круглый стол» 2 апреля 1984 г. ЖМП. 1984, № 6, с. 36.

Межрелигиозная миротворческая деятельность Русской Православной Церкви. (Доклад на симпозиуме Коллегии докторов Дебреценской реформатской академии 22 августа 1984 г.). ЖМП. 1985, № 3, с. 45.

Вступительное слово на открытии конференции «круглого стола» 11 февраля 1985 г. ЖМП. 1985, № 4, с. 37.

Приветственное послание молодым христианам из социалистических стран (прибывших на встречу в Суздаль). ЖМП. 1985, № 8, с. 58.

Выступление на встрече за «круглым столом» в Советском комитете солидарности стран Азии и Африки 9 октября 1985 года. ЖМП. 1986, № 5, с. 39.

Установление христианства на Руси (Речь при вручении диплома доктора богословия «гонорис кауза» на Евангелическом богословском факультете в г. Братиславе 14 июня 1985 г.). ЖМП. 1986, № 5, с. 64-68, № 6, с. 65-69.

Слово на торжественном акте, посвященном 40-летию ОВЦС (Москва, 28 марта 1987 г.). ЖМП. 1986, № 7, 20-21.

В единстве — сила: Интервью с митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Экзархом всея Беларуси // Православная Москва. 1998, № 16-18.

Награды:

Церковные:

  • 1968 г. — орден Гроба Господня с частицей Животворящего Древа II ст. (Иерусалимская Православная Церковь);
  • 1969 г. — орден св. равноап. кн. Владимира II ст.;
  • 1971 г. — орден св. равноап. кн. Владимира I ст.;
  • 1982 г. — орден прп. Сергия Радонежского I ст.;
  • 1985 г. — орден св. равноапп. Марии Магдалины I ст. (Польская Православная Церковь);
  • 1985 г. — орден свв. равноапп. Кирилла и Мефодия I ст. (Православная Церковь Чешских земель и Словакии);
  • 1990 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского I ст.;
  • 2003 г. — орден прп. Андрея Рублева I ст.;
  • 2003 г. — орден св. прп. Нестора Летописца I ст. (УПЦ);
  • 2005 г. — орден прп. Серафима Саровского I ст.;
  • 2008 г. — ап. и ев. Марка (Александрийская Православная Церковь);
  • 2009 г. — свт. Иннокентия Московского I ст.;
  • 2013 г. — св. ап. Андрея Первозванного (УПЦ);
  • 2015 г. — свт. Алексия Московского I ст.;
  • 2015 г. — св. равноап. кн. Владимира I ст. (УПЦ);
  • 2018 г. — сщм. Владимира Хираско I ст. (Синодальный отдел религиозного образования и катехизации БПЦ);
  • 2018 г. — медаль в честь Марьиногорской иконы Божией Матери (Борисовская епархия БПЦ).

Светские:

Награды Республики Беларусь

  • 1995 г. — медаль Франциска Скорины, «за многолетнюю плодотворную деятельность по возрождению, сохранению, развитию духовного и культурного наследия белорусского народа»;
  • 1995 г. — грамота Верховного Совета Белоруссии, «за плодотворную государственную и общественную деятельность по возрождению, сохранению и развитию духовного и культурного наследия»;
  • 1998 г. — орден Отечества III ст., «за большой личный вклад в духовное возрождение белорусского народа»;
  • 2000 г. — почетная грамота Совета Министров Беларуси, «за большие заслуги по укреплению дружбы между народами, в честь празднования 2000-летия христианства и в связи с 65-летием со дня рождения».
  • 2003 г. — орден Франциска Скорины, «за большой вклад в духовное возрождение, укрепление дружбы между народами» (в связи с 25-летием архипастырского служения на Белой Руси);
  • 2005 г. — орден Дружбы народов, «за большой вклад в укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога»;
  • 2006 г. — Герой Беларуси, «за многолетний личный вклад в духовное возрождение белорусского народа, укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога»;
  • 2008 г. — орден Почета;

Награды РСФСР и Российской Федерации

  • 1988 г. — почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР, «за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси»;
  • 2003 г. — орден «За заслуги перед Отечеством» IV ст., «за большой вклад в возрождение духовно-нравственных традиций и укрепление дружбы и сотрудничества между народами»;
  • 2013 г. — Александра Невского;

Награды СССР

  • 1971 г. — почетная грамота Советского комитета защиты мира;
  • 1981 г. — почетная медаль Советского фонда мира, «за заслуги перед движением сторонников и борцов за мир, за большой личный вклад в дело укрепления мира между народами»;
  • 1982 г. — почетный знак Советского фонда мира;
  • 1985 г. — почетная медаль Советского комитета защиты мира «Борцу за мир»;
  • 1985 г. — почетная грамота Белорусского отделения Советского фонда мира;
  • 1985 г. — орден Дружбы народов;

Награды Польши

  • 1985 г. — медаль ХОА «Блаженны миротворцы»;
  • 1987 г. — командор ордена Заслуги;
  • 1988 г. — премия общества «Пакс» им. Болеслава Пясецкого, «за активные труды на ниве экуменического и миротворческого делания»;

Звания почетного гражданина

  • 2003 г. — почетный гражданин г. Минска;
  • 2004 г. — почетный гражданин г. Полоцка;
  • 2013 г. — Минской области;

Почетные ученые степени:

  • 1970 г. — почетный член Ленинградской духовной академии;
  • 1974 г. — почетный член Московской духовной академии;
  • 1982 г. — почетный доктор богословия Прешовского богословского православного факультета (ЧССР);
  • 1983 г. — почетный доктор богословия богословского факультета университета им. Мартина Лютера (Галле, ГДР);
  • 1985 г. — почетный доктор богословия и золотая докторская цепь Словацкого евангелического богословского факультета (Братислава, ЧССР);
  • 1986 г. — почетный доктор богословия богословского факультета им. Яна Амоса Коменского (Прага);
  • 1993 г. — почетный доктор Белорусского государственного университета;
  • 2001 г. — почетный доктор Гродненского государственного медицинского университета;
  • 2002 г. — почетный доктор богословия Свято-Владимирской духовной академии и докторский крест (Крествуд, Нью-Йорк, США);
  • 2002 г. — почетный профессор Витебского государственного университета;
  • 2003 г. — почетный доктор богословия Свято-Сергиевского православного богословского института (Париж);
  • 2007 г. — почетный доктор Христианской богословской академии в Варшаве;

Иные награды

  • 1978 г. — почетная медаль Национального совета Национального Фронта ГДР;
  • 1985 г. — золотая медаль им. Отто Нушке — высшая награда Христианского-Демократического Союза Германии;
  • 1985 г. — знак Общества польско-советской дружбы «За братскую помощь и сотрудничество»;
  • 1985 г. — золотая медаль Чехословацкого общества международных связе, «за заслуги в развитии дружбы и сотрудничества между народами Чехословакии и СССР»;
  • 2007 г. — ежегодная премия Фонда им. благоверного князя Константина Острожского (Польша);
  • 2013 г. — государственный Украины «За заслуги» III ст.
Web-сайт: www.church.by

Публикации на портале Патриархия.ru

Выступление митрополита Филарета на открытии конференции «Крещение Руси в судьбах Беларуси, России и Украины: выбор цивилизационного пути» (Минск, 6 июня 2013 г.) [Приветствия и обращения]

Обращение митрополита Минского Филарета к участникам конференции «Значение Миланского эдикта в истории европейской цивилизации и актуальные вопросы отношения Церкви и государства в современных условиях» [Приветствия и обращения]

Свидетельство: путь от молчания к слову и от слова к безмолвию. Доклад митрополита Минского Филарета на XII Международных Успенских чтениях [Статья]