Михаил труханов жил на новослободской. Протоиерей Михаил (Труханов). А лагерные начальники

Протоиерей Михаил Васильевич Труханов родился 14 сентября 1916г. в селе Большая Тарасовка Клинцевского района ныне Саратовской области в семье священника Василия Труханова. Прадед о. Михаила строил храмы. Отец закончил Киевскую духовную семинарию и получил благословение на брак с Акилиной Ивановной Бондарчук, пробывшей восемь лет на послушании в монастыре. У них родилось двенадцать детей, но десять из них умерли в младенческом возрасте. Остались лишь двое – десятый Иоанн и одиннадцатый Михаил. На Самарщине начался голод и в 1923 г. семья переехала в Ташкентскую епархию. Школы там не было, и отец занимался сам с детьми арифметикой и грамматикой, добиваясь от них правильной каллиграфии.

В 1929г из Тамерлановки на Арале семье пришлось срочно уехать, по причине решения арестовать отца. Они прибыли в Туркестан, где испытали тяжелую нужду и голодали. В школу их не принимали, как детей лишенцев. Михаил поступил в школу только в 1929г, сразу в восьмой класс. Ему пришлось претерпеть не мало насмешек за свое происхождение, неказистый внешний вид и ветхую одежду. Но скоро, благодаря его большим способностям, одноклассники и учителя стали уважительно называть его профессором. А, о. Михаил всю свою жизнь с благодарностью вспоминал тех, кто оказал ему милость в то тяжелое время. Закончив восьмилетку, Михаил в 14 лет уехал в Ташкент. Отец благословил его Святым Евангелием, сказав: «Читай, размышляй и исполняй, тогда Господь будет с тобою и тогда у тебя будет все, что Ему угодно», а мы – бедны, и кроме хлеба и трех рублей денег не можем ничего тебе дать. Окончив курсы чертежников-картографов, Михаил поступил на работу в трест геодезии, астрономии и картографии. Уже тогда ему пришлось вести суровый образ жизни, питался только один раз в день в столовой, принимая условия хозяйки, снимая жилье не пользоваться керосинкой. Он вспоминая говорил, что от юношеских соблазнов его ограждал страх грешить и быть наказанным за грех, а также неказистая внешность.

В 1937г. Михаил, по совету сослуживца, едет в Москву поступать в институт геодезии и картографии, экстерном сдав экзамены за десятилетку. По дороге он сделал остановку в Туркестане, и в последний раз встретился с отцом, который в тот же день уехал в Алма-Ату, а в ноябре вместе со всем духовенством собора был арестован, сослан на Колыму и там погиб.

Приехав в Москву, Михаил поразило большое количество храмов. Он любил посещать Воскресенский храм в Сокольниках и молился там о даровании ему мудрости, чтобы преуспевать в науках. Получив на первом экзамене двойку, он отправился в храм и с обетом стать изгнанником в Сибири молился – просил Господа, дозволить ему хоть три – четыре года здесь побыть, и заложить основы истины Его единой. Господь точно исполнил его просьбу и Михаил три года и семь месяцев жил в Москве, пока его не арестовали и отправили в ГУЛАГ на 5555 дней. Школой смирения, молитвы, терпения, страдания и опытного научения тому, чтобы всецело уповать на всегда благую волю Божию, называл о. Михаил время пребывания в лагере.

Михаил пошел к ректору, и тот, учитывая его стаж работы в тресте астрономии, геодезии и аэрофотосъемки, разрешил ему пересдачу экзамена по математике, заодно узнав, какой предмет он может еще завалить и, взяв с него слово, что ни с какими другими просьбами он не будет к нему обращаться. Став студентом, Михаил оказался одним из лучших студентов. Однажды ректор вызвал его и выписал ему дополнительное денежное пособие. Михаил регулярно по воскресеньям и праздничным дням посещал богослужения. Настоятель храма свт. Николая (в Кузнецах) о. Александр (Смирнов) проявил к нему особое внимание, после службы приглашал его на обед, и разрешал работать в его библиотеке. Это очень поддерживало бедного студента. Однажды он посетовал на то, что вряд ли сможет отблагодарить его. На это о. Александр ответил, что в свое время один купец помогал ему и заповедал потом сделать тоже кому-то из молодых.

25 февраля 1941г. в общежитии, где жил Михаил, был произведен обыск, найдено давнишнее прошение о благословении на монашеский постриг, и он был арестован. Ему было приписано обвинение по организации кружка по изучению Библии. В камере Бутырской тюрьмы он решил соблюдать предпасхальный пост, который приняли за политическую голодовку. Сокамерники считают недоразумением его арест, и верят в его скорое освобождение. В начале июня ему объявляют приговор – восемь лет исправительно-трудовых лагерей. Придя в камеру в радостном настроении, читая про себя слова псалма «Хвали душе моя Господа», он стал просить Господа удостоить его и в заключении проповедовать Евангелие Христово тем, кто его не слышал, и приводить к христианской жизни тех, кто доселе ею не живет.

В Унжлаге, за г. Горьким Михаил был зачислен в лесоповальную бригаду строгого режима. Изнемогая от непосильной работы он никогда не мог выполнить дневной нормы, не получал положенной нормы хлеба и сдавал физически. Вскоре он уже не мог выходить на работу из-за начавшейся болезни сердца, сопровождавшейся отечностью конечностей и водянкой, вскоре к этому добавилась пеллагра – тяжелое заболевание пищеварительной системы, от которого умирали многие заключенные в те годы.

Во время болезни произошла потеря памяти, он забыл почти все. Но сохранялась потребность молитвы. А поскольку все молитвы были забыты, то к Богу обращаться он стал своими словами. Силу молитвы Михаил знал с детства, когда смертельно больной отец попросил его девятилетнего встать перед образом Спасителя и попросить об исцелении отца, через день отец встал здоровым. Затем, в Туркестане, когда дома не осталось никакой еды, он по совету матери стал читать акафист святителю Николаю и неожиданно ему предложили хорошо оплачиваемую, посильную работу. И теперь, в лагере Михаила спасла молитва «Боже, будь со мной». Бог послал Михаилу и там людей, которые спасли ему жизнь. В 1946 г. его перебрасывают на Дальний Восток. В феврале 1949 г. он получает формальное освобождение из лагеря, но фактически оставлен в Ванино до особого распоряжения. В марте 1951 г. его этапируют в Красноярский край, где он исцеляет больную раком многодетную женщину.

И, новый арест, и осуждение на 10 лет. При пересылке, в дороге он рассказывал заключенным только что прочитанную им книгу о принципах действия атомной энергии, и ему вменили статью об организации террора на Красной площади. До марта 1956г. он пребывает в Омском лагере и здесь происходит чудесное событие. Его отец, когда Михаилу было семь лет, усиленно молился Господу, кому из детей быть доктором, а кому священником. Жребий выпал Михаилу быть доктором, что очень огорчило его, но отец все время твердил, что ему профессором назначено быть от Господа. И вот неожиданно для себя Михаил начинает работать врачом – кардиологом, рентгенологом, заведующим эпидемиологической лабораторией. Потом он удивлял своих коллег врачей знанием трудных вопросов медицины и невежеством в вопросах легких, сказывалось отсутствие систематических знаний.

Незадолго до ареста Михаила познакомили с прихожанкой Богоявленского собора Верой Александровной Леонидовой. Она была москвичка, работала чертежницей на номерном заводе. На первой же встрече Михаил неожиданно сказал, что его будущее в лагерях. Вера Александровна навещала Михаила в лагерях и ссылке, передавала ему Св. дары и поддерживала его все 15 лет его заключения. Она говорила, что все эти годы она знала только работу и храм. С номерного завода ее уволили за переписку с заключенным, и она работала на дому. После досрочного освобождения в марте 1956 г. и полной реабилитации он едет в Москву, где они регистрируют брак с Верой Александровной. Михаил восстанавливается в институте геодезии и картографии и закачивает его.

В 1958 г архиепископ Черниговский Андрей рукополагает его в сан священника. С октября 1963г о. Михаил, сдав экстерном экзамены за семинарию, в течение четырех лет (первый год – заочно) обучался в Московской Духовной Академии. Закончив ее блестяще в 1967г. он получил степень кандидата богословия. За это время он получил две награды: наперстный крест и протоиерейство.

Время священнического служения о. Михаила выпало на период гонений на Церковь в 60-е годы. За ревностное служение ему не давали подолгу служить на одном месте, но он не мог не говорить людям о Боге. Служил о. Михаил в различных храмах Московской епархии и приобрел много духовных чад. Последним местом его служения перед выходом за штат в 1979 г был храм свт. Николая в Пушкино.


В 90-е годы начинается открытое старческое окормление о. Михаилом верующих г. Москвы, да и всей России. Дома у о. Михаила собирались люди разных сословий, монашествующие и творческая интеллигенция, ученые и врачи. И никто не уходил от него не утешенным и не накормленным.

В 1993 – 2000г. были опубликованы богословские работы о. Михаила. В тот период они оказали существенное влияние на формирование глубокого православного мировоззрения многих людей, пришедших тогда в Церковь. Это такие работы как: «Об истоках христианской веры».М. 1993.; «Как спастись в современном мире. Апология христианского поста». М. 1993.; «Прикосновение любви» М.1994.; «Дивны дела Твои, Господи. Слово о Шестодневе. Евхаристия. О Промысле Божием». М. 1995 и др.

С начала 2000 г. о. Михаил начинает тяжело болеть, но продолжает принимать людей, молиться и помогать в самых затруднительных обстоятельствах, даже предпринимает дальние поездки к своим духовным чадам. Скончался о. Михаил 16 марта 2006г. в Белоруссии. Похоронен он на Ваганьковском кладбище в Москве. Матушка о. Михаила – Вера Александровна упокоилась 11января 2011г. на 98 году жизни. Ей еще пришлось потрудиться над изданием трудов о. Михаила и увековечиванием его памяти.

«Дивен Бог во святых Своих», можем мы сказать познакомившись с жизнеописанием о. Михаила. Вечная ему память!

По материалам книги «Михаил Труханов (протоиерей). Воспоминания: Первые сорок лет моей жизни», Минск. Лучи Софии, 2010.- 320с.

Протоиерей Михаил Труханов - известный богослов, автор нескольких книг, из которых особенную известность получила "Апология Христианского поста". Старейший священник Московской епархии, он 15 лет был, как сейчас говорят, узником совести, провел ровно 5555 дней в застенках сталинского ГУЛАГа. Недавно вышла в свет книга молитв отца Михаила, составленных им в разные годы, в основном в лагерях и тюрьмах. Эта книга, изданная небольшим тиражом, позволяет прикоснуться к подлинному трагическому опыту не только конкретного священнослужителя, но и целого поколения христиан, отстоявших свою веру в тяжелейших условиях богоборческих гонений.
Московская квартира отца Михаила стала своего рода "духовным магнитом" для многих христиан, ищущих пастырского окормления и мудрого старческого слова. 85-летний батюшка не жалея времени и сил передает свой жизненный и пастырский опыт следующим поколениям христиан, учит постижению глубин нашей веры.
Протоиерей Михаил Труханов давний молитвенник и старший товарищ редакции Православной газеты "Благовест" и журнала "Лампада". В конце истекающего тысячелетия, за несколько дней до нового, 2001 года, я вновь встретился с московским батюшкой, чтобы задать ему вопросы, связанные как с уходящей эпохой, так и с вступлением в новое тысячелетие.

- Отец Михаил, что бы вы в первую очередь посоветовали нашим читателям, вступающим в новое тысячелетие от Рождества Христова?
- Евангелие - это та любовь, та святость, по которой мы должны уточнять и исправлять маршрут нашей жизни. Я бы посоветовал всем христианам читать Евангелие, Библию - ЕЖЕДНЕВНО! У Святителя Филарета Московского (Дроздова) на каждый день был особый "библейский час", который он посвящал чтению Святого Писания. Ну, мы с вами не митрополиты, не час, но хоть полчаса, хоть двадцать минут в день мы должны проводить в чтении Библии.
- Еще очень важно КАК читать? Тут возникает множество вопросов. На старославянском читать или на русском? Стоя читать или, может быть, сидя?
- Дома читать Евангелие на церковно-славянском не обязательно.Читайте по-русски, читайте так, как вы лучше понимаете смысл написанного. До революции православные русичи учились в церковно-приходских школах. Они хорошо знали церковно-славянский язык. Мы же сейчас по большей части оторваны от этого. Ну, скажем, как поймет большинство сегодняшних верующих такие слова: "Раб же Твой глумляшеся о словесех Твоих…"? В наше время "глумление" означает - издевательское, кощунственное отношение к Слову Божию. А на церковнославянском языке это слово означает "внимательное, глубокое рассуждение о Слове Твоем".
Стоя или сидя читать? Да хоть лежа… Главное - читать насколько можно больше, вдумчивее, благоговейнее. Читать в любой обстановке. Многим я советую из практики своей жизни, чтобы они несколько глав Евангелия выучили наизусть. Когда я во время заточения заходил в секцию барака, где жили урки, - там всегда стоял мат, шум, гам, - и вот я начинал им говорить о Христе (я всюду, где появлялся, старался говорить о Христе и Евангелии). Когда я своим греховным языком что-то им лепетал, - они не обращали на меня никакого внимания. Но едва я начинал читать им наизусть несколько глав Евангелия, все сразу стихало. А какой-нибудь атаман с третьих нар даже обязательно крикнет: "А ну тихо!.. Всем слушать!.." - Все замирало. И уже тогда я продолжал им говорить о Христе, о вере. "Что вы нам читали?" - спросят урки. - "Евангелие" - "Вы нам эту книгу еще читайте! Мы ничего не знаем, но чувствуем, что от этих слов нам не может быть никакого вреда…" Так на них действовало Евангельское слово!
Евангелие - огромная духовная сила, которую мы недооцениваем!
- Если в каких-то особенных случаях, при затруднении в принятии решения, открыть Евангелие наугад - это не будет приравнено к гаданию? Можно ли так поступать?
- Можно. Но к этому нужно сначала себя подготовить. Подготовка одна: решимость принять ВСЕ, что будет сказано. Тут уже никаких изворотов не нужно. Ответ будет - Господь говорит с любовью и свято; но нужно иметь готовность со смирением исполнить то, что будет вам таким путем открыто…По характеру того, что написано в открытом месте Евангелия вы будете видеть ответ на свой вопрос, "плюс" идет, или же "минус"… Но, еще раз говорю, этот способ годится не каждому, а лишь тем, кто имеет решимость до конца исполнить волю Божью.
… Когда в храме ко мне прихожане подходят с какими-то вопросами, я им говорю: "Я - хитрый человек! Моя хитрость в том, что я стараюсь говорить не от себя, а текстами Священного Писания; не примете их - потом будете раскаиваться, ибо в этом случае "гнев Божий на вас"…
- Как вами составлялись вошедшие в сборник молитвы?
- Почти под каждой молитвой в книге есть указание, где она была составлена: "В Унжлаге", "в Бутырках, камера 212" - и так далее. Почти все эти молитвы составлены в скорбных обстоятельствах, когда у меня были отобраны молитвослов и другие духовные книги. В этих молитвах есть как скорбь о грехах, мною совершенных и просьба к Богу о прощении их, так и радость от сознания того, что у нас есть Спаситель - Иисус Христос! И стоит лишь искренно, с верой попросить у Него - и все самое тяжелое, гнусное обратится в благое, спасительное для меня…
- Эти молитвы писались исключительно для вас самих, или ими могут воспользоваться и другие верующие?
- Эти молитвы писались исключительно для меня. А поймет их лучше всего тот, кто оказывался в сходных со мной обстоятельствах… И сейчас, спустя десятилетия, я раскрываю книгу, читаю несколько молитв и получаю от них духовную поддержку. Ведь я помню не только те внешние условия, в которых эти молитвы писались, но и духовное настроение, которое было во мне в то время…
- Почему в лагере вы обращались в молитвах чаще всего к Господу Иисусу Христу, реже - к Божией Матери (в сборнике есть несколько молитв, обращенных к Ней). И нет молитв к святым угодникам Божиим?
- В тяжелейших лагерных условиях я обращался непосредственно к Христу Спасителю, потому что Он мне ближе всех. Когда нет опоры человеческой, когда никто, казалось, мне не поможет, я говорил в своем сердце: "Боже, будь со мной!.." И Господь сейчас же откликался на мою молитвенную просьбу. Эта краткая молитва - "Боже, будь со мной!" - первая молитва моя, когда я валялся в собственных испражнениях в мертвецкой, в безсознательном состоянии… Вот эту-то молитву я твердил все лагерные годы, я и сейчас ее не оставляю.
Когда уже на свободе я писал молитвы, я десятки раз брал в руки Евангелие, целовал его и просил у Бога, чтобы в текст молитв где-то не просочилась у меня горделивая мысль или что-то от "я", но чтобы все было со смирением, по слову пророка Иеремии, "верно передавать слово Божие".
- В прошлую нашу встречу, больше года назад, вы сказали, что в молитве вопрошаете Бога о судьбе России, но Он не дает вам ответа… За прошедшее время что-то определилось?
- Сейчас я молюсь так: "Господи, мы зашли туда, откуда нет (по крайней мере в ближайшей перспективе) выхода к святости, праведной жизни для нас, россиян. Поэтому прошу: Господи! в исторические судьбы России вмешайся САМ и воздвигни человека благопотребного по Своей Святой воле, по Своей любви к нам, грешным, - сейчас…"
Наше беззаконие привлекает сейчас не только предтеч Антихриста, но уже и он сам - "человек беззакония" - готов к нам войти… Я не могу сказать о сроках (они, разумеется, мне не открыты), но я знаю одно: если такое беззаконие не прекратится, если не будет поворота россиян по-настоящему к Православию, то очень скоро может наступить пришествие Антихриста. Все может уже выяснить ближайший год. Ну вы посмотрите, какое ведется растление молодежи чуть ли не с младенческих лет… А ведь это наше будущее! Пока же серьезного поворота к вере я не вижу. Если 10 лет назад я говорил, что не должно быть ни одной проповеди священника, которая бы не оканчивалась призывом к покаянию, то сейчас могу сказать, что ни одного выступления священника не должно быть без того, чтобы он разъяснял Личность Христа. Ведь ХРИСТА НЕЛЬЗЯ НЕ ЛЮБИТЬ! Он возлюбил нас до смерти крестной! Большей любви мы ни от кого не имеем, - ни родители, ни дети, ни муж, ни жена - никто нас так не любит, как Сам Христос, воплощенная Любовь, Сын Божий… ХРИСТУ НЕЛЬЗЯ НЕ ВЕРИТЬ! И нужно сеять в душах людей эти семена веры…
- А может ли все же быть подлинное возрождение России?
- Может. Есть пророчества Иоанна Кронштадтского, Игнатия Брянчанинова о том, что на короткое время Господь еще даст расцвет… Но я пока не вижу этого. Меня угнетает инертность некоторых наших пастырей. Кажется, о любящем нас Христе надо говорить и говорить, звонить во все колокола, а я этого пока не слышу… Бываю в храмах, где в лучшем случае священник скажет в проповеди несколько "дежурных" слов. И это в лучшем случае! Хорошо хоть так говорят, но мало!.. Надо, чтобы мы сами воспламенились любовью ко Христу, тогда мы с любовью будем говорить о Нем, тогда и в слушателях наших воспламенится любовь… О Христе, о Любви воплощенной, нужно говорить с такой любовью, как говорил святой Иоанн Кронштадтский. Но у нас сейчас нет таких проповедников.
- Мы вступаем в новое тысячелетие. Будет ли иметь этот переход для нас не только календарное, но и духовное последствие?
- Духовное возрождение России (и всего мира) может начаться только с возрождения Православия. Сейчас уже достаточно твердо определилась суть Православия в мире - все мы видим, что ни одна христианская конфессия так не осаждается врагами, как Православие. Весь мир теперь может воочию убедиться в том, что Православие - главный враг для предтеч Антихриста… Все зависит, в конечном счете, от каждого из нас. Если я, в меру своих возможностей, буду распространять любовь ко Христу, то тем самым будет укрепляться крепость Православия. Самого главного нам сейчас не хватает - чтобы христиане были не по имени только христианами, но были бы христианами в жизни. И вот если мы станем настоящими христианами, то возможно Господь призрит на нас… Каждая мысль благая христианина, каждая молитва, каждое проявление любви меняет равновесие добра и зла во всем мире. И если мы будем жить по-христиански, воспламенившись любовью ко Христу, - то всепобеждающая сила любви Христовой победит всех наших врагов…
- Что помогло вам в сталинских лагерях выдержать все испытания?
- Сказано: "И волос не упадет с головы вашей без воли Отца Небесного". Так неужели же скорби, болезни, лишения посылаются нам просто так? Нет, конечно. Все это Господь определяет нам с любовью, и нам нужно со смирением принимать любые испытания и просить Бога, чтобы Он подкреплял нас, помогал выдержать все скорби… Мы не должны роптать на Бога. Мы, христиане, знаем, с какой любовью управляет Господь жизнь каждого из нас. Из книги моих молитв хорошо видно, как Господь водил меня по всем этим "лагпунктам", "пересылкам" и все это было на благо, имело спасительную для меня цель! Я и сейчас день и ночь благодарю Бога за все пережитое, потому что, кажется мне, Господь и не мог придумать большего блага для меня, чем Он сделал…
Начну с начала. Студент 4 курса астрономического факультета института Астрономии, геодезии и картографии в 24 года арестовывается за создание кружка по изучению Библии. Первые три дня в одиночной камере Бутырской тюрьмы я вопрошал Бога: "Как же так, Господи, я старался быть настоящим христианином, исполнял заповеди, постился, причащался - и я не понимаю, Господи, почему Ты так со мной поступил?" Но на третий день вдруг все прояснилось. И я уже стал благодарить Бога: "Господи, благослови новую страницу в моей жизни"!
- Как это прояснилось? В камере вам было видение?
- Это тайна Божия… Было благодатное осенение… Я понял: ТАКИЕ вещи не бывают по прихоти человеческой. Это воля Божья. А раз так, то я стал просить: "Благослови, Господи, грядущие в неволе годы…" Я уже почувствовал, что тремя днями дело не ограничится, что я проведу в неволе целые годы. Так оно и случилось. И уже там, в 212 камере Бутырок я просил у Бога, чтобы Он укрепил меня, чтобы я с РАДОСТЬЮ шествовал по тому пути, который определяет мне Его святая воля. И я всегда с радостью принимал все то, что мне пришлось пережить. Многих это изумляло, ибо с нами в камерах были и большевики, посаженные в застенки своими же "товарищами по партии". Коренное отличие нас, христиан, от зеков-большевиков было в том, что у нас умонастроение было благодушное. Они нам говорили: "Вы идиоты какие-то, даже улыбаетесь! Как вы можете… Мы - коммунисты, и мы им покажем!.." Одни проклятья были у них на устах. А мы радовались, что по воле Божьей сюда попали. Это нас укрепляло. Нам заключенные большевики говорили: "Вот вас урки бьют, обкрадывают, а вы все равно радуетесь" (урки для лагерного начальства всегда были "своими", их они ставили учетчиками, нарядчиками, бригадирами. И начальство приветствовало, когда урки издевались над нами, ведь при этом они сами оставались как бы "незамаранными").
Был у нас на каторге безконвойный архиерей. Срок у него был по тем временам маленький - всего три года. И вот, чтобы его особенно унизить, оскорбить, лагерное начальство повелело ему вывозить на кляче нечистоты из лагерных уборных. Я хорошо его помню: сидит на телеге рядом с этими помойными баками, поет псалмы, улыбается… К нему подходят за благословением, он с радостью благословляет и едет дальше… Хороший был архиерей. Его все любили.
- В те годы в лагерях сидели не только православные. В этих жесточайших условиях неволи отличалось ли поведение представителей различных религий?
- В лагерях я встречал представителей многих конфессий. Были там и сектанты всех сортов. Больше всего было иеговистов - эта секта в те годы была под запретом, так как она была проамериканская. Все ее представители попадали в лагерь "по особому совещанию", то есть, без суда и следствия. Мы, христиане различных конфессий, друг друга поддерживали, старались помогать, но сектанты держались особняком и насупленно нас встречали. Они имели решимость даже в лагере отвращать людей от Православия. Много было и мусульман. Когда у них кончалась ураза (постные дни), они приглашали разделить трапезу и нас, православных. Только православных! Других не звали (даже католиков). В секции барака расставляли столы и был там специальный стол для православных. Они на своем конце помолятся, мы - на своем, и дружно едим… Нас они "признавали".
Я не знаю случаев, чтобы в лагере кто-то из православных (имею в виду священнослужителей и воцерковленных мирян) становился доносителем. Не "стучали" и католики (их вообще отличала высокая нравственная дисциплина, которой у них нужно и нам учиться - в условиях неволи они неопустительно совершали молитвенные правила, "отдавали долг", как говорили они на своем чуждом нам "юридическом" языке). А вот сектанты за хорошее расположение у начальства часто доносили на своих собратьев по неволе.
- История богоборческих гонений в России еще ждет своего исследователя… А что вы, очевидец этих гонений, можете сказать о масштабах этого явления?
- То, что пережила Россия в ХХ веке, не имеет аналогов во всей истории Христианства. Миллионы замученных, истерзанных, расстрелянных за веру и жизнь христианскую, - нет, таких масштабных гонений в мире нигде не было!. Что там какие-то Диоклетиан и Нерон - это лишь мелкие враги по сравнению с тем, с чем столкнулись верующие в России! У нас в массовом масштабе своих же сограждан брали "по спискам". Особенно возмутительны эти РАЗНАРЯДКИ: "На ваш город определяется (к примеру) 1020 человек "по первому списку" (расстрел), 3000 - на срок от 8 до 10 лет лишения свободы, 12 тысяч - на высылку" - и т.д. Вся история человечества не знает такого массового издевательства над верующими.
- Вы родились еще в Царской России… Скажите, как лично вы удостоверились в святости Императора Николая II?
- Я вырос в семье священника. Мой отец, священник Василий Труханов, до своего ареста говорил про Царя: "Это мученик за всю Россию". Эти слова я запомнил на всю жизнь. И многие заключенные очень чтили Императора (там, за колючей проволокой, людям нечего было терять и потому они не скрывали своего отношения к Царю-Мученику). Уже тогда в православной среде было почитание Царя. Вот почему я с большой радостью воспринял канонизацию Царской Семьи на недавнем Архиерейском Соборе.
- Сейчас в православной среде большой известностью пользуется книга Геннадия Дурасова "Богом данная", рассказывающая о подвижнице православия схимонахине Макарии. Но немногие знают, что священник Михаил, которого в этой книге старица называла "столпом от земли до Неба". - вы!..
- Старица схимонахиня Макария часто говорила притчами, юродствуя. Так что не все ее слова надо понимать буквально… Я раз восемь приезжал к ней, как к болезной. Служил молебны, причащал ее, один раз даже пришлось по ее просьбе совершить чин отчитки. Святил ей воду - до 12 ведер, и она с молитвой раздавала эту воду страждущим… Меня с ней познакомил Геннадий, автор известной книги. Ко мне старица относилась хорошо. Она была физически немощна, но несмотря на это, на прикованность к постели, у нее хватало благодатной мудрости всех с радостью встретить, дать совет, утешить. Потому и люди к ней ехали отовсюду. Она утешала страждущих и это ей самой давало ощущение, что она не напрасно страдает. Впоследствии, когда писалась эта книга, я советовал Геннадию: "Вы пишите правду, но то, что вы слышали от матушки, воспринимайте с христианским трезвением и даже некоторые ее высказывания исправляйте". Ведь, как я уже сказал, люди такого подвига часто говорят приточно, юродствуя, и нельзя все сказанное ими воспринимать буквально. Ведь и от великих подвижников может на какое-то время отступить благодать Божия (вот я сейчас говорю с вами - и только на мгновение помыслю, что я в чем-то лучше вас, как сразу благодать Святого Духа отступит от меня). Я советовал Геннадию публиковать лишь те высказывания матушки Макарии, которые говорились ей явно по благодати Святого Духа. Но он не внял моей просьбе, и в книге есть, на мой взгляд, наряду с тем, что матушка говорила в благодатном состоянии, и такое, что, может быть, требует пояснения или исправления. Когда мы имеем дело с подвижниками, очень важно четко фиксировать, в какой момент, при каких обстоятельствах произнесено то или иное суждение… Но в целом же о моем отношении к схимонахине Макарии говорит такой факт: я составил тропарь и кондак ей, а также принимал участие в работе над составлением ей акафиста. Она подвижница Православия и сейчас ширится ее почитание…
(От редакции: мы не во всем разделяем мнение отца Михаила о книге "Богом данная". Но все же считаем себя вправе познакомить читателей с его суждением об этой замечательной книге, уже давно получившей широкую известность).
- Что бы вы хотели пожелать читателям "Благовеста" в канун Нового года, нового века, нового тысячелетия?
- Упор нужно делать на личную жизнь. Нужно не казаться, а быть христианином, пламенно любящим Христа и старающимся свою любовь ко Христу прививать всюду, где только есть возможность. Только это может утверждать Православие на Руси и обновлять духовно. В Библии говорится: "Как один из вас мог побеждать тысячу, а два - десять тысяч, если бы Господь не шел посреди вас и не сражался за вас…" Мы, христиане, сейчас идем на сражение со всем миром нечисти и беззакония, и нам нужно, чтобы не мы сражались, а Христос - и тогда будет победа, хотя бы мы и были малы количеством…

***
Близ железнодорожной платформы Перерва (Курское направление, тогда километров 15 от Москвы) находились шесть корпусов общежития студентов. В комнате одного из них вместе с аспирантом проживал и я.
25 февраля 1941 г., примерно в половине первого ночи нас разбудил стук в дверь. Поднявшись и открыв дверь, я увидел коменданта нашего общежития (степенного, весьма порядочного человека), который сразу же обратился ко мне: «Вот, к вам пришли». Вместе с ним в комнату вошли два молодых человека, оказавшихся (когда бросили пальто) военными. Старший достал из походной сумки и зачитал мне «ордер на обыск и арест».
Обыск длился до одиннадцати часов дня. Моя постель, мой портфель, тумбочка с книгами, конспек-тами, бумагами, письмами - все тщательно проверялось, прочитывались письма и конспекты. Найдено давнишнее мое прошение о благословении на монашеский постриг.
Когда формальности с обыском были закончены, собрали изъятое у меня и положили в большую сумку.
Из корпуса меня вывели к легковой машине и привезли в Москву, на Лубянку, в тюрьму. Шмон , купание под душем. Около часу сидел в боксе. Затем вывели во двор, посадили в воронок и привезли в Бутырскую тюрьму.
Опять шмон, мытье под душем. Сиденье в боксе более часа. Затем выход во двор, посадка в воронок и поездка на Лубянку…
Здесь вновь шмон, купанье под душем. Поднимают на лифте, заводят в пустую камеру. Часа через три вновь выводят во двор и везут в Бутырку. Челночные мои поездки на воронках (из Лубянки в Бутырку, из Бутырки на Лубянку, из Лубянки в Бутырку) говорят о том, что кегебисты не сразу определили, где держать меня подследственным, где именно проводить следствие.
Еще раз шмон, опять мытье под душем, сиденье около двух часов в боксе. Наконец, третий этаж западной башни, камера 212, которая становится местом моего обитания на последующие четыре месяца.
Меня арестовали «за организацию кружка по изучению Библии».
После напряженных занятий и суеты зимней сессии - вдруг полный штиль: тишина одиночки, нару-шаемая лишь регулярными поверками, оправками, кормлениями, прогулками (20 мин), шмонами, ежедекадно душем и преимущественно ночными вызовами к следователю…
Оторванному от повседневной сутолоки института и общежития, мне поневоле предоставилась возможность наедине подумать о происшедшем… За Библию, по закону, не должны брать в тюрьму; однако я, вопреки закону, все-таки сижу в ней; и неизвестно, сколько еще предстоит просидеть здесь. Но раз меня посадили за слово Божие, значит, тут действует, бесовщина, а метод борьбы с нею нам указан Христом: молитва и пост… В этой камере теперь начинается для меня иная, новая жизнь. Так и начну ее вооруженным молитвою и постом. Сейчас все христиане постятся; я же хоть в последние три дня перед Пасхою к ним присоединюсь: ни хлеба, ни воды!
В Великий Четверток 17 марта 1941 года я отказался от пайки хлеба, сахара (кажется, два кусочка) и баланды. Последовал вопрос надзирателя сквозь открывшуюся в двери кормушку : «Почему отказываетесь принимать пищу?».
Мой ответ: «Сейчас идет Великий пост в Церкви, а я - христианин, и потому до воскресенья - до праздника Пасхи - ничего есть не буду».
С тем же вопросом обращались ко мне еще человек пять. Выслушивали мой ответ и уходили. Один вопрошавший (видно, из начальствующих), услышав ответ, сказал: «Не будешь принимать пищу, станем кормить через кишку».
Около полудня двое конвойных повели меня к заместителю начальника тюрьмы по режиму; ввели в его кабинет и удалились.
За столом в кресле сидел военный лет сорока пяти, кажется, с тремя шпалами на гимнастерке и орденом на груди. Посматривая на бумажку, что лежала на столе, начальник задал мне обычные анкетные вопросы; потом встал из-за стола и принялся внимательно рассматривать меня, стоявшего с руками за спиною метрах в трех от него.
- Ты что - решил объявить политическую голодовку?
- Нет, как православный христианин я просто должен строго соблюдать пост в последние три дня перед Пасхой.
- Ты начинаешь политическую голодовку и голову мне не морочь со своим постом.
- Я вам уже ответил, что держу пост как верующий в Бога; никакой политической голодовки не объявлял и не собираюсь объявлять.
- Тебе сколько лет-то?
- Двадцать четыре.
- И ты, говоришь, верующий?
- Да, я - верующий; я - христианин.
- Ужели вправду ты веруешь в Бога?
- Да, конечно, верую в Бога (перекрестившись, я опять руки отвел за спину).
- И молишься Богу?
- Да, я молюсь Богу.
- Ха-ха-ха! Дико как-то! (Минутное молчание).
- Вот что: сегодня же принимай пищу, потому что твоя пасха прошла.
- Нет, не прошла!
- Откуда ты знаешь - «не прошла»? Вот, я тебе говорю - прошла уже пасха.
- Нет, не прошла! Мне известны остаточные формулы Гаусса , по которым я могу, если нужно, вычислить даты Пасхи хоть на сто лет вперед.
Снова молчание. Потом начальник задумчиво говорит, смотря на меня в упор:

Значит, используешь астрономию для расчета Пасхи… Здорово! В 24 года веровать в Бога и строго соблюдать посты… Дикость какая-то! И это - в наше-то время?! Ведь мы от социализма к коммунизму идем!
Молчание.
- Смотрю я на тебя - вроде живой ты; а на самом деле ты - ископаемая живность, этак XV века… Ты - просто фанатик! Фанатик!!! Ха-ха-ха! Ты - фанатик! Впервые вижу такую живность: фанатик!
Начальник отвернулся от меня, сел в кресло. Молчание длилось минуты три-четыре.
- Ну, а на пасху твою станешь ты есть?
- Конечно! Ведь Пасха - величайший христианский праздник!
Начальник помолчал, потом решительно: «Ну, смотри, сам проверю. Если ты обманываешь - не-сдобровать тебе. Иди! Фанатик!». Тут начальник, по-видимому, нажал на какие-то кнопки у края стола, так как сразу же появились в кабинете мои конвоиры, которым он приказал увести меня в камеру.
Прошли последние три дня поста. Наступило воскресенье - Пасха! Разумеется, я стал есть все, что мне давали. И на меня - ядущего, десятки разных лиц заглядывали в волчок и через кормушку. Слышно было, как заглядывавшие за дверью говорили шепотом между собою: «ест, как обыкновенно».
Заметим, что с этикеткой «фанатик» (по-видимому, записанной в моем деле начальством Бутырской тюрьмы) я, слава Богу, прошел по всем тюрьмам и лагерям до самого дня получения полной реабилитации - 11 мая 1956 г. (освобожден 14 мая 1956 г. из лагеря близ Омска; прибыл в Москву 18 мая 1956 г.)

***
Уже пятый месяц сижу в камере 212. Следствие закончено. Последний месяц меня никуда не вызывают. В камере со мною еще двое: писатель Слепнев Николай Николаевич (друг Кольцова, редактора «Огонька») и редактор газеты по нефтяной промышленности в Татарии (средних лет татарин). Мои сокамерники - коммунисты; они постоянно снисходительно подсмеиваются над моей верою в Бога, а особенно над предпасхальным постом. Мой арест и следствие за организацию общества по изучению Библии коммунисты считали, с моей стороны, ребяческой глупостью, а со стороны властей - простым недоразумением. И потому уверенно твердили о моем скором освобождении из тюрьмы.
В начале июня 1941 г. меня вызвали из камеры «с вещами». Услышав это, все решили: раз «с вещами», значит, на свободу. Слепнев Н.Н. шепчет мне свой московский адрес с тем, чтобы я зашел к его жене и рассказал о нем. Мы прощаемся; на душе у меня радостно. Раза три я прочитываю «Хвали, душе моя, Господа» (Пс. 145 на слав, языке).
Спускаюсь по винтовой лестнице в башне, предшествуемый и сопровождаемый надзирателями; затем ведут меня по тюремному двору. Мне просто весело: солнце, тихо, во дворе деревья, все в зелени…

Михаил Труханов, 1946 г., Унжлаг
Привели меня в комнату, в глубине которой за столом сидел какой-то военный. Мне сказано сесть у маленького столика, что стоял у самой двери. Военный спросил мою фамилию, имя, отчество, год рождения и из пачки бумажек, лежавших у него на столе (формата почтовой открытки), извлек одну, с которой и подошел ко мне. Положил бумажку на столик и сказал: «Читайте, и внизу распишитесь».
Читаю. «Определение Особого совещания НКВД. За антисоветскую агитацию… восемь лет исправительно-трудовых лагерей».
Внизу штампованная подпись: «Лавр. Берия». Мне указано расписаться где-то ниже подписи Берии.
Военный спросил меня: «Ясно?». «Да, ясно», - ответил я.
Тут же надзиратели меня увели и подвели к двери в новую камеру.
С радостью, широко улыбаясь, я переступил порог камеры, в которой находилось около сотни человек. Все бывшие в ней с любопытством сгрудились вокруг меня. Видя меня, улыбающегося, несколько голосов одновременно спросили: «Что? На свободу?». На что я, продолжая улыбаться, ответил: «Нет. Дали 8 лет».
В наступившем молчании кто-то внятно сказал: «Оставьте его, он рехнулся».
Все, доселе обступавшие меня, как-то отстранились, и я под молчаливые взгляды прошел камеру до конца, остановился у зарешеченного окна, сквозь которое виделось совсем близко стоявшее дерево с ярко-зеленой кроной. На душе у меня весело: почти беспрерывно читаю: «Хвали, душе моя, Господа».
Между тем, в камеру каждые десяток минут входили новые и новые люди, получившие свои сроки…
Ограничение деятельности человека, лишение его свободы - всегда бедствие для человека. Свобода лучше неволи. Тягостно переживать неволю. «Если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся» (1 Кор 7.21). Однако дух человеческий, хотя и в теле, но он не вяжется в кандалы, не сажается за решетку. И потому духом мы бываем свободны даже тогда, когда телом нас заключают, запирают в тюрьму.
Человек и в тюрьме бывает свободен духом своим, свободен внутренне - именно как личность - когда он исполняет заповеди Божии, когда живет праведно. Тогда как делающий грех, во грехах живущий, оказывается внутренне личностью, порабощенной греху, хотя он внешне (телом) живет на свободе.
Характер, склонности сердца человека, воля самой личности могут направляться как к добру, так и ко злу, как к жизни праведной, так и к жизни порочной (греховной); и соответственно делать человека свободным от жизни греховной или невольником грехов - рабом греха.
Размышляя так, я вспомнил слова одного богослова, года два назад (1939 г.) мною прочитанные: «Если бы я с помощью Божией мог обратить хотя бы одного человека к простой, чистосердечной вере во Христа Бога, Спасителя нашего, то я знал бы, что не напрасно жил на земле».
Стоя в камере у зарешеченного окна, я стал молиться Богу, стал просить, чтобы Господь удостоил меня и в заключении проповедовать Евангелие Христово тем, кто его не слышал, и приводить к христианской жизни тех, кто доселе ею не живет.
Ко мне подошло несколько человек (50-60-летнего возраста), решивших, по-видимому, из любопытства поговорить со мною. Один из них меня спросил: «Отчего у тебя, хлопец, такое хорошее настроение? Или, в самом деле, ты от отчаяния, получив 8 лет, с ума спятил?».
«Безнадежности, уныния во мне нет и быть не может, - отвечаю.- Конечно, на свободе лучше, чем в тюрьме. И, получив 8 лет, я должен быть готов к худшей жизни в заключении, нежели на свободе. Но что понимать под свободою? Вот, например, вы курите, а я нет. Значит, я свободен от дурной привычки, от табака, а вы - его рабы. Свобода всегда в воле человека: можно и за решеткой быть свободным, и на курорте не иметь свободы от дурных склонностей, худых привычек - словом, от страстей, от грехов. Ведь еще Христос сказал: «Всякий, делающий грех, есть раб греха». Настоящая свобода личности достигается пребыванием человека в любви, жизнью по-Божьи, жизнью праведной, которая только и делает человека личностью богоподобной и свободной, хотя бы телесно такой человек и находился в тюрьме».
Слыша начавшийся разговор, многие потянулись к нам послушать… И тот же пожилой человек заговорил со мною снова: «Ты, кажется, хочешь заверить нас, что свобода и в тюрьме есть. Мы и сами знаем эту свободу: свободу с подъемом вставать и с отбоем ложиться. В тюрьме никакой свободы быть не может, на то она и тюрьма. Я вижу, ты, молодой человек, еще совсем глупыш; у тебя чисто холуйская психология раба, покорного своим господам; ты даже в тюрьме находишь свободу и доволен ею. Прямо по Некрасову: «Чем тяжелей наказанья, тем им милей господа». А я, вот, хоть и в тюрьму попал, сражаясъ за свободу, но не сдаюсь и не сдамся. Я же коммунист! И добьюсь освобожденья своего собственной рукой».
Тут некто ехидно вставил: «Вот ты, коммунист, уже добился от своих же товарищей по партии освобождения из одной камеры в другую. Уж помолчал бы, борец за свободу!».
Далее в камере началось невообразимое: от нас все отступили, люди задвигались, стали сбиваться в кучки, и, кажется, сразу все заспорили, загалдели.
Около меня остались лишь двое, как выяснилось, верующих христиан православных.
Наступило время обеда. Надзиратели открыли дверь в камеру, и появилась деревянная бадья с ба-ландой . Загромыхали алюминиевые миски и ложки; рассаживались на скамейках обедающие, а кому не досталось места за столом, тот отходил в сторону с миской и, стоя, съедал свою порцию.
Для лучшего понимания тогдашнего моего христианского сознания придется кое-что вспомнить из предыстории, его сформировавшей.
Обучаясь в Москве на первом курсе геодезического факультета, я из письма матери узнал, что владыка и настоятель собора, а также мой отец 11 ноября 1937 г. арестованы в Алма-Ате. Примерно неделей раньше я получил от отца последнее письмо, в котором он писал мне: «Знай, Мишенька, где бы ты ни находился и что бы ты ни делал, я повседневно о тебе молюсь Богу и семь раз на день тебя благословляю, чтобы благо тебе было всегда, и чтобы Господь был с тобою».
Все последующие годы я регулярно по субботам (вечерами) и во все воскресные и праздничные дни бывал, исповедовался и причащался в разных московских храмах. (Благодаря умилительному пению слепых певцов в Воскресенском храме в Сокольниках я заучил по слуху на память псалом 145 «Хвали, душе моя, Господа». Желание знать Библию побудило меня поступить еще и в Библиотечно-архивный институт, где изучение Библии предусмотрено было программой. Библию на славянском языке мне подарил о. Сергий в Сокольниках.)
По окончании второго курса института (июль 1939 г.) решил принять монашество. И потому начал постоянно творить молитву: «Боже, будь со мною!». На полевых студенческих работах для напоминания о молитве в левом кармане пиджака всегда держал четки собственного изготовления.
Господь так хорошо расположил ко мне сердца лиц, с которыми я соприкасался в институте, что и сейчас, более пятидесяти лет спустя, сознаю себя недостойным этого отношения.
Декан всегда был ко мне внимателен и благожелателен. Ректор, помимо стипендии, ежегодно вы-писывал мне дополнительное «пособие». Профком в зимние каникулы выдавал недельную путевку в подмосковный дом отдыха. Моя «физиономия» регулярно появлялась (к «маю» и «октябрю») на Доске почета. (При аресте с доски «Лучшие люди института» бритвой вырезали мой портрет; вырезали прямо с красной тканью, на которую он был наклеен, и приобщили к следственному делу, потому-то и знаю, что видел при допросах во время следствия).

***
Из Бутырской тюрьмы в ночь на 26 июня 1941 г. нас вывезли этапом - 1310 человек и привезли в красных товарных вагонах на станцию Сухобезводное (примерно в ста километрах к северу от тогдашнего города Горького). На пересыльном лагерном пункте № 4 нас распределили по всем лагпунктам Унжлага. На 123-м лагпункте поначалу меня зачислили в лесоповальную бригаду строгого режима - интернациональную по составу. В «режимку» собрали «особо опасных» «контриков»: два испанца, один немец, два англичанина, три латыша, один еврей, несколько эстонцев и трое нас, русских.
Ходим в лес, пилим сосны, ели, березы. Раскоряживаем на строевой, шпальник, понтонник, ружболванку; непригодный лес идет на дрова, а из тонкомерных деревьев пилим рудстойку. Тяжело, голодно, холодно… Дневная норма - четыре с половиною фест-метра. (В лесной промышленности различают кубометры складочной древесины, например, дрова и кубометры дре-весины плотной, которыми учитывается деловая древесина без промежутков - фест-метры).
А так как в бригадирах и учетчиках всегда блатняки , то «контра» ущемляется в оценке исполненной работы; «контра» по большей части получает пайку хлеба 450-500 граммов, а блатняки - 700 и даже более.
«Контру» обычно презирают и ненавидят чекисты, охрана и даже те из заключенных (бытовики), которые хотят выглядеть перед властями вполне благонадежными гражданами и потому на людях клеймят «контру» «врагами народа».
Работая на лесоповале, никогда я не мог выполнить дневную норму выработки и с каждым днем все более и более изнемогал от непосильной работы, сдавал физически. Старался постоянно молиться - «Боже, будь со мною!»…

***
Расскажу о трагической судьбе молодого (лет двадцати) немца, работавшего со мною в режимной бригаде… Худой, высоченного роста, он наивно верил в коммунистические идеалы и, не желая выносить далее фашистский режим в Германии, год назад перешел границу в коммунистическое отечество. Здесь его сразу же приняли… в Бутырку. Получив по Особому совещанию пять лет, он прибыл в лагерь, на лесоповал.
Всякий раз на разводе - при выводе бригад заключенных к месту работ, когда происходит передача их конвою, - начальник охраны лагеря с присущим ему словоблудием твердил старшему конвоиру, чтобы он «этого фашиста» в зону обратно не приводил. Такой наказ слышался изо дня в день. Надо сказать, что немец никогда не давал повода для придирок ни бригадиру, ни конвойным. В строю становился всегда в середине колонны, на работе был прилежным, дисциплинированным и вежливым в обращении буквально со всеми.
Как-то нас вывели на шпалорезку - в помощь постоянно работающей там бригаде. К полудню сюда пожаловал на гарцующей лошади начальник охраны лагеря. Подошел к нашим конвоирам, потом подошел к нам, работающим; по обыкновению ругал нас, но, к нашему удивлению, совсем незлобно.
Затем подошел к немцу и, знаком (из-за шума работающей пилы) отозвав его в сторону, подвел к самому колышку, метрах в десяти от нас. Колышком, вбитым в землю, замаркирована была граница, за которую заключенным выходить нельзя. Начальник стал буквально толкать немца за пределы, отмеченные колышком. Немец с акцентом, но по-русски кричал: «Туда незя! Туда незя!»… Тогда начальник так сильно толкнул немца, что тот растянулся на земле, почти зацепив ногами колышек. Зная, что оказался вне безопасной для зеков зоны, он сразу же стал подыматься на колени…
В это время слышится крик начальника: «Что, фашист, бежать собрался?». И тут же раздается выстрел из нагана. Немец свалился на правый бок со стоном.
Машинист остановил работу пилы. Вся бригада напряженно смотрела на происходившее рядом.
Начальник охраны продолжал сквернословить по адресу пристреленного «при попытке побега». К нему подошел наш конвойный. Из полевой сумки начальник достал рулетку и стал измерять расстояние «побега» от линии оцепления до головы «беглеца». Здесь же, прямо на корточках стали что-то записывать под стоны «беглеца»: «О, о, о…»
Тишина. Пила не работала, заключенные безмолвствовали. Начальник спохватился: тишина в бригаде, и все смотрят в его сторону. Разразившись потоком словоблудия теперь уже по нашему адресу, он пригрозил, что не потерпит экономического саботажа в военное время… Пилу включили и работяги разошлись по местам работы.
Призвав бригадиров (шпалорезки и режимной), начальник охраны приказал им перенести окровавленного и стонавшего «беглеца» на стоявшую метрах в тридцати телегу для отправки его в хирургическую больницу лагеря (в 14 км от 123-го лагпункта). По дороге туда, как стало потом нам известно, немец скончался.

***
Работающие в нашей бригаде англичане были военными летчиками, некогда расквартированными в Прибалтике. Когда наши войска вошли в Прибалтику, летчиков препроводили в Бутырку, а теперь доставили в 123-й лагпункт.
С одним из них - Франком Бекстером (примерно тридцатилетнего возраста) я сблизился во время начавшейся у нас обоих болезни - декомпенсации сердца, сопровождавшейся отечностью конечностей и водянкой живота. Помещались мы в одной палатке. В санчасти нас уже освобождали от выхода на работу за зону, и потому мы почти все время лежали в палатке. Лингвистические данные были у нас примерно одинаковые: Франк научился в Бутырке кое-как понимать и говорить по-русски, а я что-то помнил из курса английского языка, усвоенного в институте. Каждый из нас при разговоре восполнял свой личный недостаток нужных слов обильной жестикуляцией, доводя собеседника если уж не до понимания такой «речи», то, по крайней мере, до догадки о смысле ее.
Наша «беседа» тематически касалась сиюминутной тяжести лагерной жизни: преодоления чувства голода, восстановления утраченного здоровья и прекращения нашего заточения.
Нам всегда хотелось есть. Истощенному человеку мало было съесть 400 грамм хлеба. Трудно стало вставать с постели, еще труднее - ходить.
Франк и я принялись усердно молиться Богу известной молитвой Господней «Отче наш», в которой есть такие слова: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Он меня учил произносить молитву по-английски, а и старался, чтобы Франк знал, как она читается по-русски.
Здесь следует упомянуть, что с первых же дней пребывания на 123-м Лагпункте я познакомился с приходящей в столовую дневальной женского барака, пятидесятилетней монахиней Александрой Петровной Садчиковой. В последующее время при встречах мы здоровались как старые знакомые. Последние две-три недели я почти совсем не выходил из палатки и, разумеется, с матушкой не встречался.
Однажды мы переживали состояние недоедания и голода особенно тяжело. Франк говорит мне: «Надо так с верою читать «Our Father», чтобы Господь услышал нас, голодных, и сразу же дал нам хлеб».
Три раза произносил Франк «Our Father», и я трижды вторил ему. Затем я по-русски трижды читал «Отче наш», и он мне вторил. Читали с верою, сознательно, просительно, ибо убеждены были в том, что любящий всех Господь и слышит и видит нас, к Нему молящихся.
Слышим, со скрипом открывается дверь палатки. Чей-то женский голос робко спрашивает дневального (старика с протезом вместо левой ноги): «У вас здесь живет (называется моя фамилия)?». Дневальный отвечает: «Да. Вот там, в углу лежит». Женщина ушла из палатки раньше, чем я повернулся посмотреть на нее.
Заслышав свою фамилию, я тревожно недоумевал: кому и зачем я мог понадобиться? Может, от лагерного начальства прислали справиться обо мне, готовя на отправку в этап…
Еще раза по два Франк и я прочли молитву Господню. Минут через десять опять раздается скрип открывающейся двери, и женщина, оказавшаяся известной мне монахиней, проходит мимо рядов вагонок прямо в угол, где мы лежим.
«Мир вам, Михаил Васильевич! Давно вас не видела; узнала, что вы болеете. Вот и пришла навестить вас; возьмите это (она развернула платок и передала мне две пайки хлеба по двести грамм), ешьте на здоровье. Небось, ведь есть-то хочется. Будьте здоровы, оставайтесь с Богом».
И, скомкав платок, она повернулась и зашагала к выходу. Уже вдогонку ей я нашелся проговорить: «Спаси вас, Господи, Александра Петровна! Благодарю вас».
Не договариваясь, Франк и я прочли с благодарностью к Богу «Our Father» и со слезами на глазах принялись есть «хлеб наш насущный».
Вскоре Франка Бекстера из лагеря освободили ; уходя, он мне оставил свой прекрасный спальный мешок (теплый и легкий), служивший мне до осени 1944 г.
В декабре 1941 г. мне на амбулаторном приеме впервые в карточке поставили диагноз: «дистрофия, авитаминоз (пеллагра)»; но освобождение от выхода на работу я получал по недостаточности сердечной деятельности (писали в карточке: «сильная отечность ног»).
В середине января 1942 г. на амбулаторном приеме в санчасти присутствовал сам начальник лагеря, приказавший врачу, чтобы таких, как я (а таковых оказалось человек восемьдесят), больше не освобождали от работы: «Залежались на нарах, доходяги. Пусть прогуляются на лесосеку, на лесобиржу: будут хоть снег разгребать или бревна шкурить».
Утром, однако, бригадир на разводе, по согласованию с конвоем, все-таки отказался брать меня на работу: «Тащить на себе доходягу не будем». И тогда же, прямо с вахты, меня отвели в карцер (в ШИЗО) «отдыхать» на двухстах граммах хлеба в сутки.

Шмон - обыск (тюремный жаргон).
Воронок - черная машина для перевозки арестантов.
Кормушка - небольшое окно в дверях камеры для подачи пищи, закрываемое снаружи дверцей с запором.
Для определения даты Пасхи по юлианскому календарю К.Ф. Гаусс (1777-1855 гг.) предложил так называемые «остаточные формулы».
Волчок - глазок в дверях камеры для подсматривания за заключенными.
Баланда - суп низкого качества.
Блатняки - уголовные преступники (в отличие от политических - контры).
Вагонка - нары.
Видимо, по требованию английского правительства, когда Англия стала нашей союзницей в войне с Германией.
ШИЗО - штрафной изолятор (карцер).

В чем смысл жизни? - на этот вечный вопрос дает ответ новая книга нашего современника - священника и богослова Михаила Труханова.

Осмысленность пути земного дается Верою пришедшего в мир Христа Спасителя. Исполнение Его Заповедей приносит истинную радость и придает истинный смысл нашей жизни - угодной Богу, если мы учимся смирению через покаянную молитву и молитвенное благодарение, т.е. восходим от дольнего к горнему по Лествице Любви.

Книга привлечет внимание не только не пришедших к Православной Вере или новообращенных, но опытных в духовной жизни.

«И познаете Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32).

ТОМ I

Предисловие

О ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЕ

Личность Иисуса Христа
Расплата за доверие к соблазнившему диаволу
Кто и что есть Евангелие?
О покаянии и исповеди
Доверие и вера к личности избирается склонностью человеческого сердца
Если нет любви, не будет и веры
Соприкосновение духов дает веру, а их проникновение - любовь
Любовь ко Христу ведет за собой веру в Бога
Слово Божие одухотворяет и оживотворяет приемлющего его с верою
Верующий в Сына Божия Господа Иисуса Христа имеет жизнь вечную
Смирение - без труда спасение
Наша христианская вера
Правды, правды ищи, дабы ты был жив
И познаете истину, и истина сделает вас свободными
«Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник, и безопасен» (Притч. 18, 11)
Помолимся!
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Путь познания - непосредственное восприятие, сочетаемое с Верою
2. Встреча на улице архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого; † 1961) с летчиками
3. Только святостью можно избавляться от страсти пьянства

КАК СПАСТИСЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Апология Христианского Поста

Предисловие
Не одним хлебом живет человек
Язык любви понятен всем, кто хочет его понять, чтобы принять любовь говорящего
Питаться духовно - исполнять Слово Божие
Питание тела не должно подавлять живущего в нем Духа
«Всех учите умеренности и воздержанию»
Пост без молитвы - голодовка
О посте в среду и пятницу
Пост - воздержание всех чувств от всего, что питает грех
Пост - воздержание от пищи телесной при насыщении духовной пищей
Надо поститься, чтобы оставаться человеком
Первые христиане в дни поста питались хлебом и водою
Воздержание от пищи естественная реакция человека, оказавшегося в скорбных обстоятельствах
Воздержание, соблюдение поста - свидетельство господства духовного начала в человеке
Ничто не может заменить личный опыт
«За нарушение поста нас изгнали из рая; станем поститься, чтобы вновь войти в рай»
Типикон - Устав Церковный
Пост по Уставу Православной Церкви
О воздержании в пище и питии перед причастием
Основная причина нарушения поста - маловерие
Свидетельства представителей науки о полезности воздержания и периодов временного голодания
Оправдание необходимости христианского поста

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Уставные выписки о постах из Типикона
2. Случай с Василием Т.
3. Случай с Евдокией Π.
4. Подвиг и молитвы одного во исцеление другого
5. Стих Степанида и Пахом
Литература

ПРИКОСНОВЕНИЕ ЛЮБВИ

Последовательность в творении человека
«Не насытится око зрением; не наполнится ухо слушанием» (Екк. 1. 8)
«Зорко одно лишь сердце»
«Любите врагов ваших»
«Хорошо любить то, что следует любить»
«Тайны открываются смиренным»
Настоящий человек тот, кто no-Божьи живет
Страх вносится в душу грехом
«Начало мудрости - страх Господень»
Задание человека в жизни - достигать преподобия - подобия Божия
Грешники — больные с двоящимися мыслями
Причинная основа болезней - гордость
Болезнь - следствие греха
Гордость извращает жизненные отправления в человеческом организме
Грешник - неверный управитель дома души своей
Чем кто согрешает, тем и наказывается
«И воззовете ко Мне и пойдете и помолитесь Мне и Я услышу вас»
«Угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо»
Обращение грешника начинается с осознания своего бедственного положения и пробуждения веры в милосердие Божие
И дети разные бывают
Чудесное среди нас - промыслительное действование Бога
«Опротивела душе моей жизнь моя» во грехе
Таинство крещения: умирание для греха, воскресение для праведности
О покаянии
Характер души и сквозь тело проявляется
Гордость сердца вовне выявляется злом
Не убивай!
Молитва веры и дерзновение любви
«Возвратись, душа моя, в покой твой»
Спасительное прикосновение веры и любви
Православная церковь Христова - спасительный Корабль для верующих
Литература

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

«В чем застану, в том и судить буду»
Прежде испроси у Господа помилования себе, а тогда уже молись о помиловании других
Смерть - царь ужаса
Грешник - враг своей жизни
Время жизни земной — время покаяния
О поминовении на проскомидии и во время Литургии
«Господи! Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня»
«Молитесь друг за друга»
Возможна ли успешная молитва за инославных, некрещеных и самоубийц?
«Крест - хранитель всея вселенныя»
«Человекам положено однажды умереть, а потом суд»
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Напоминание о полезности милостыни
2. Слово перед панихидой в родительскую субботу
3. Некоторые изречения Святых отцов о смерти
4. ИзжитийСвятых
5. Из «ПисемСвятогорца»
6. Рассказ наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Антония
7. «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне»
8. Из повествования свт. Григория Двоеслова
9. Сообщение владыки Феофана
10. О милостыне, подаваемой душе в молитвенном приношении
11. Слово о поминовении усопших
Литература

ТОМ II

СЛОВО О ШЕСТОДНЕВЕ

Приложение
Человеку предлагается два маршрута жизни: Христов и антихристов
Литература

ЕВХАРИСТИЯ

Благодарность за любовь - ответная любовь

Что такое благодарность
Единственный истинный Спаситель - Иисус Христос
Бог сказал: конец всяким вопросам!
Имя превыше всякого имени - Иисус
Человек существует в том, что он любит
Любовь побеждает все: Бог - Ника (Победитель)
Величие человека в любви и святости

Что требуется для совершения Евхаристии

Великий пример смирения и любви
Требуемые условия
О совершающих Евхаристию
О веществах для Евхаристии
Почему сильна соборная молитва
История Церкви продолжается
Будем молиться духовно!
Будем кланяться Богу «в духе и истине»!
Станем возгревать в себе любовь ко Христу!
Тело тоже должно участвовать в молитве

Совершение Евхаристии

Прообраз
Перед Богом надо смириться
Евхаристия - выражение спасительной сущности Голгофской жертвы Христа Спасителя
Приложение
«Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит»
«Се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.»
Что же впереди?

«Да будут все едино»

Причащение
Краткое и простое (пригодное для детей) объяснение того, почему надо молиться и причащаться Святых Христовых Тайн
Приложение
О частоте причащения
Литература

О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ

Определение
Промысл и свобода человека
Человек - носитель образа Бога
Смирение пред Богом возвеличивает человека
Воля Божия имеет целью спасение мира
Постижение Истины
Об Откровении Божием
Уста Божий изрекают Вечное Евангелие
«Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его»
Непослушание Богу - гордость
Христиане - соль земли
Еще о гордости
Жизнь - борьба
Победоносность христианской веры
Во всем воля Божия
Чудо и знамение
«Все возможно верующему»
Воля Божия всегда ведет ко спасению, даже если изменяется ее видимое направление
Воля Божия в Его слове
Как же практически исполнять волю Божию?
О болезни
«Слово Твое оживляет меня»
Волю свою согласовывать с волей Бога
Человек на пути к своему Первообразу
Благодарим Бога за Его всеблагой Промысл о нас, грешных

ПРИЛОЖЕНИЕ

Образ Божий и образ сатанинский
«Не восхотел благословения, - оно и удалится от него; возлюбил проклятие, - оно и придет на него» (Пс. 108,17)
Утрата веры в Бога - почва, порождающая культы и суеверия
Человек! Кому уподобляешься ты в своей жизни?
О звериной личности
Совет епископа Игнатия (Брянчанинова)
Изрекаемая кумиром правда есть ложь
«На реках вавилонских»
Литература

ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ТВОРЧЕСТВО

Зарождение творчества и его назначение
О крестоношении последователей Христовых
Смотреть no-Божьи!
Понятие об искусстве
Подлинное творчество - всегда призыв от реального к реальнейшему
Творить, живя в атмосфере любви
Творчество - излияние любви
Христианское творчество всегда обращено к Вечносущему Богу
Во благодати воспевать в сердцах Господу
Хвалите Господа!
О песнях без слов
О Церкви Православной и о так называемых «своих церквах» сектантских
Два типа храмового пения
Молитва действенна, когда она - благодатное сердца излияние
Благодатное познание - познание любовью
О благодатном вдохновении
О вдохновении безблагодатном
«Надобно придти соблазнам»
О зрелищах, лишенных христианской духовности
Красота там, где выявляется любовь
Облик человека - функция его поведения, чувствования и мышления
Понятие о свободе. Виды свободы, с точки зрения нравственности
«Блаженны алчущие и жаждущие правды: ибо они насытятся
Свобода волеизъявления
Кое-что о головном мозге
Подсознание и сознание
Трехслойность сознания
Люди, «получив свободу, презрели Всевышнего, пренебрегли закон Его и оставили пути Его»
Грех порабощает человека
Модель формирования сознания в человеке
Наше желание абсолютно свободно
Сознание человека свободно избирает желаемый тип бытия
Три вида воли
Гордость опьяняет и омрачает сознание человека
Смирение человека пред Богом приводит его ко спасению
Дадим определение смирению и гордости
Станем строить дом души своей на камне веры во Христа Спасителя
Молитва Иисусова - краткое содержание Евангелия Христова
В Царстве Любви отменяется процесс дискурсивного познания и ненужным оказывается искусство
Высшее искусство - всем своим существом любить Бога
Искусство «созидания самого себя в любви»

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Примеры ветхозаветных изображений
2. «Оставили живущим память о своем безумии»
3. Опасности от насыщения детей ненужной информацией
4. Об играх в детском возрасте и взрослом
5. Еще опознании
6. Познание есть приобщение к познаваемому
7. Не домогайся знаний от бесовщины и не занимайся богопротивными делами
Литература

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ НАЗВАНИЯ КНИГ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

ТОМ III

В произведениях, представленных в третьем томе сочинений протоиерея Михаила Труханова, поднимаются актуальные на сегодняшний день вопросы нравственной жизни, любви, отношения человека к самому себе и к Богу, а также подлинного творчества. Высшее счастье на земле — любить и быть любимым, считает автор. Но высоты духа достигаются лишь путем самовоспитания христианина, неотъемлемой частью которой должна быть «деятельная жизнь в Церкви Христовой».
Как и все произведения автора, книга интересна широкому кругу читателей — тем, кому близко нравственное учение христианства, — церковной аудитории, в том числе ученым, студентам и преподавателям, людям творческих профессий, всем, кто хотел бы укрепиться в вере и изменить свою жизнь.

Предисловие

МЫСЛИ ХРИСТИАНИНА О БРАКЕ

Немного о составе и назначении человека
Целомудрие и любовь - условия познания
Жить по воле Божией - значит освящаться и спасаться
Истинное благо творит ближнему тот, кто приводит его ко спасению
А теперь - разговор о любви
Да не сочетавается овца с волком, себе на погибель
Полнота любви - жить в любимом
Блуднику недоступна радость семейной жизни
Любовь не знает прелюбодейства
Что значит «любовь» и «любить»
Цель брака - возрастание в любви
Истинное единство - в любви
Жизнь верующего с неверующим - пытка
Спутника жизни надо избирать по воле Божией
Плотское вожделение друг к другу - еще не любовь
Любить то, что достойно любви
Плоть корыстолюбива
Жить в порабощении страстей и пристрастий - жить шутовской жизнью
Любовь расширяет сердце
Человека должно любить за то, что в нем есть божественного
Супружеская любовь не должна принимать характера эгоизма вдвоем
Дети и их первоначальное воспитание
ПРИЛОЖЕНИЯ
Определение синода греческой Церкви по вопросу рождаемости детей
Энциклика о браке Священного Синода Епископов Православной Церкви в Америке
Из определения Священного Собора Православной Российской Церкви о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью, от 7 (20) апреля 1918 года
К вопросу о причащении пребывающих в незаконном сожительстве
Жизнь в браке по законам природы
Счастье. Рассказ прихожанки
Из воспоминаний митрополита Вениамина (Федченкова)
Литература

О СТРАСТЯХ И БОРЬБЕ С НИМИ

О двух типах духовности: святой - Божией и нечистой - диавольской
Поговорим об искушениях и соблазнах
Нужны бывают и соблазны
Соблазн богатства
Соблазн сладострастия
Соблазн честолюбия и гордыни
О духовном совершенстве
Осознании
Права на бессовестность не дано
Воля Бога - закон бытия и норма жизни всего сущего
Унаследованная наклонность ко греху
Совесть - голос Божий, исходящий из присущего нам образа Божия
Вера в Бога и любовь к Нему
«Победа, победившая мир, вера наша»
Христа не знает тот, кто не хочет Его знать
Искупитель наш - Иисус Христос
Единая живая Истина - Спаситель мира Иисус Христос
Тайны открываются смиренным
Спасительность веры во Христа и покаяния, у Него нами испрашиваемого
Трудиться телом для души
Рецепт от порабощенности плоти
Сказание о том, кем была составлена молитва Иисусова
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Слово в день святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
2. «Удел мой, Господи, сказал я, соблюдать слова Твои»

ПУТЬ К ИСТИНЕ - СМИРЕНИЕ И ЛЮБОВЬ

Определение истины
Подход к аксиомам
Акт веры, сопровождаемой любовью, дает высшее знание
Вера в Бога
Прямое следствие безбожия - вседозволенность в греховной жизни
Совесть, нравственность - условные понятия для безбожника
Нрав человека должен формироваться по имеющемуся в нем образцу Божиих совершенств
История церкви продолжается
Шаткость аргументов: «невозможно», «невероятно»
Кое-что о неверии
Истина - что солнце: ей не нужна свечка наших доказательств
Истина просто есть
Истина -Христос
О законе и благодати
Соборная молитва тысячекратно сильнее молитвы, возносимой наедине
Вера - целостное восприятие истины
узкий путь
Преображение падшего мира надо начинать с себя
Всякая вещь говорит человеку: «Не люби меня - уйду от тебя»
Соблюдать порядок в любви
Свят Господь, Бог наш!
Иго благое и бремя легкое - Любовь Божественная и Крест Христов
Живой путь - Иисус Христос
Истина открывается тем, кто смиренно ее ищет
Как принимать похвалу и почесть
Несколько слов об искусстве
Два направления в искусстве: одно - к Богу, другое - от Него
Путь приближения к истине - путь Христа
Проблема достоверности
Чем вернее у человека представление об истине, тем более доброжелательны и мирны его отношения к заблуждающимся
Вникнем в смысл покаяния
«Пою Богу моему, дондеже есмь»
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Бедствие россиян в богоотступничестве, а возрождение России - во всенародном покаянии и становлении на путь жизни по-Божьи
2. «Погибели предшествует гордость, а падению — надменность»
3. Гении зла
4. Покаянная молитва
5. Притча о талантах

О ПИСАНИИ, УМУДРЯЮЩЕМ ВО СПАСЕНИЕ

Библия - это Книга, в которой Бог с любовью открывает миру свою спасительную волю
Содержание сердца определяет характер мысли, слова и дела
Бог любит все существующее
Можно, конечно, не отвечать на призыв Христа к совершенству
Обоснование Веры
Чтение Библии должно быть молитвенным
Благотворная действенность слова Божия
Чтобы определить все совершенства Иисуса Христа, достаточно одного слова: СВЯТ!
Читайте Библию!
Экскурс в литературу
Объективная ложь сочинительской литературы
Проверяйте свое творчество по Псалтири
«Блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся» (Мф.5,6)
Священные писания умудряют нас «во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3, 15)
Как избежать вреда от литературы сочинительской
Раб Божий Николай (Гоголь) сжигает свои «Мертвые души»
Моисей
Причина косноязычия Моисея (сказание)
Смерть Моисея
Исход из Египта (в свете современной науки)
Пасха

ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА В ЦЕРКВИ

Определение Образа
Бог есть Дух, и потому Его Образ - в человеческом духе
Почему есть запрет на изображение тварного мира
Слово стало плотию в Иисусе Христе
Об иконописных изображенях Христа Спасителя
Символизм в христианстве
Красота Правды в ее одухотворенности, человека - в смиренной любви
Художник должен на все смотреть с любовью
Образ на иконе указывает на Первообраз
Икона - Образ - присутствие изображенного на ней
Чудотворные иконы
Лик Спасителя с Плащаницы - Его присутствие среди нас
Так как же нам изображать Христа Спасителя?
Об Иконе «Пресвятая Троица», написанной иноком Андреем Рублевым (1370-1430)
Приложение 1.
Приложение 2. Свеча - наша всесожигаемая пред Богом жертва смирения, верности и любви
Литература

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ НАЗВАНИЯ КНИГ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Параметры книг: О христианской вере. Протоиерей Михаил Труханов в 3-х томах

Размер книги: 17,2 см х 25 см х 9 см

Количество страниц: 1630

Обложка: твердая

Бумага: офсетная

Шрифт: русский

Вес книги: 2800 гр.

Год издания: 2014 год

Тираж: 5700

Издательство: Лучи Софии

ISBN: 978-985-6869-25-2

Предлагаем купить собрание книг: О христианской вере. Протоиерей Михаил Труханов в интернет-магазине Псалом.ру

16 марта 2006 года, недалеко от Минска, в 89-летнем возрасте преставился ко Господу известный исповедник христианской веры старец протоиерей Михаил (Труханов). Отец Михаил пятнадцать лет провёл в лагерях, тюрьмах и поселениях как исповедник православной веры. Впервые он, ещё студентом Института геодезии и картографии, был арестован в 1941 г. "за организацию кружка по изучению Библии" и пробыл в лагерях да 1956 года. Известен отец Михаил и как автор множества пастырских работ, как духовник.

Он учил своих духовных чад тому, что "возрождение России, как и преображение мира, должно начаться с преображения самого себя. А преображение начинается со смиренного сознания своего недостоинства и с вопля перед Богом: "Господи, прости мне прошлое мое и укрепи меня, чтобы я в будущем не грешил! Будь со мной, как Ты был с отцами нашими праведными!"

Последнее время отец Михаил жил недалеко от деревни Касынь под Минском вместе с монахом Никоном (Леонидом Калугиным, бывшим директором завода холодильников "Минск").

У гроба о. Михаила служил панихиду митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Позже панихиду служил прот. Виктор Беляков, и на этой панихиде также присутствовал клирик Одесской епархии РПЦЗ священник Леонид Пляц. Тело усопшего старца для погребения перевезено в Москву.

Как истинный православный христианин, находясь по приговору богоборческой власти в условиях неволи (в тюрьме, на поселении, в лагерях и на каторге, где в общей сложности пребывал 5555 дней), он был вынужден из-за отсутствия молитвослова и иных духовных книг обращаться своими молитвенными словами к Богу, прося Его о помощи, подкреплении и спасении. "...У меня там ценное только одно: те молитвы, которые были продиктованы в тех условиях, в которых я находился, - говорил старец Михаил. - Какие? Вот, скажем, я... в бессознательном состоянии, пораженный пеллагрой (а это такое заболевание, у которого обычен смертельный исход). Дистрофия - это всем понятно - истощение. Кожа шелушится, как рыбья чешуя. Это мы говорим, например, дерматит. Деменция - слабоумие - причем слабоумие такое, когда вы забываете все. Тут можно говорить еще, что я, например, забыл то-то и то-то, - не это. Я забываю даже, как пишутся буквы, как пишутся цифры, как зовут мою маму, как зовут моих учителей или тех товарищей, с которыми дружил. Абсолютное отсутствие памяти! Я знал десяток псалмов наизусть, когда я попал в места не столь отдаленные, но в том состоянии я ничего не знал! Я никаких молитв не знал. У меня осталось только - по чувству - сознание потребности в молитве. И я говорил только: "Боже, будь со мной!" И вот эту молитву - "Боже, будь со мной!" я потом десятки лет, пока Господь не восстановил опять это все, пронес с собой..."

Так и составился целый "Молитвослов протоиерея Михаила (Труханова)". Покаянная молитва старца, которую мы уже публиковали в статье М. Лескова "Россия-2005: Предчувствие беды"(РВ? 14, 2005) - первая в молитвослове.