Крестное знамение откуда. Как совершать крестное знамение. Ч то должен осознавать и переживать христианин, осеняющий себя крестным знамением

Елена Терехова

Крестное знамение – защита от бесов

Крестное знамение выражает суть христианских догматов, исповедания веры в Троицу и Иисуса Христа, который принял человеческий облик для того, чтобы спасти мир от ада. Знамение также защищает нас от падших духов. Для того, чтобы наложить на себя крестное знамение, нужно сложить первый, указательный и третий пальцы вместе, а безымянный и мизинец прижать к ладони. Первые сложенные три пальца означают веру в Бога Отца, Сына и в Святого Духа, которые являются нераздельной Троицей. Два последних, прижатых к ладони, пальца означают двойственную сущность Бога — человеческую и божественную.

Крестное знамение надо накладывать на себя, не торопясь. Сначала на лоб, потом на живот, затем — на правое плечо, на левое, и делать поясной поклон. Ко лбу мы прикладываем пальцы для того, чтобы освятить свой ум, к животу - чтобы освятить свои внутренние чувства и сердце, к правому и левому плечу мы подносим сложенные пальцы для освящения телесных сил.

Бывает, некоторые верующие осеняют себя пятерней, кланяются не низко в пояс, прикладывают пальцы не к животу, а выше. Святые отцы о таких действиях отзываются, как о махании, которому радуются бесы. В то время, когда мы крестимся внимательно, благоговейно, получаем от Бога милость.

Крестное знамение не означает только лишь часть обряда, прежде всего, оно является оружием от нечистой силы. Силою крестного знамения апостолы совершали чудеса. Преподобный Антоний Великий предупреждал нас о том, чтобы мы не обольщались, когда ночью к нам приходят ангелы. В такой ситуации нужно осенить себя крестом и посмотреть на реакцию виденья.

Если это действительно посланники Бога, вам станет понятно, а если лукавые преобразившиеся демоны, то они испугаются знамения и исчезнут. Однажды святой Дорофей выпил воды из колодца, в котором обитал змей. Ученик Дорофея расстроился и сказал, что теперь их постигнет смерть. В ответ авва лишь скромно улыбнулся и сказал, что осененное крестным знамением не может представлять опасности для жизни христианина.

Первые христиане накладывали крестное знамение одним пальцем, показывая этим свою веру в единого Бога. В 325 году, после Никейского собора, было решено креститься двумя перстами, подчеркивая этим двойственную природу Иисуса Христа. В XI веке, в противовес возникшим ересям, отрицавшим Святую Троицу, было принято креститься тремя пальцами, что означало веру в Отца, Сына и Святого Духа.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Часто можно услышать: молитва творит чудеса. На самом деле, это Господь Бог видит наши благие намерения и слышит наши просьбы. Сам по себе фрагмент текста не может исцелять людей или решать проблемы. Чудотворной молитва становится только в том случае, когда человек обращается с верой.

О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ И НАТЕЛЬНОМ КРЕСТЕ

П очему важно осенять себя крестным знамением?

Совершая на себе знамение Креста, христианин, во-первых, приводит себе на память, что он призван следовать стопам Христовым, перенося во имя Христово скорби и лишения за свою веру; во-вторых, он укрепляется силою Креста Христова на брань со злом в самом себе и в мире; и в-третьих, исповедует, что ждет явления славы Христовой, Второго Пришествия Господа, которое само будет предварено явлением на небе знамения Сына Человеческого, согласно Божественным словам Самого Господа (Мф. 24:30): этим знамением, по единодушному разу-мению Отцов Церкви, будет величественное явление на небе Креста.

Как правильно осенять себя крестным знамением?

По принятой в настоящее время Русской Православной Церковью традиции для совершения крестного знамения парьцы можно складывать двумя способами:

1) Троеперстно - три первых пальца (большой, указательный и средний) правой руки слагают вместе, а два последних (безымянный и мизинец) прижимают к ладони; крестятся сложенными тремя пальцами.

2) Двоеперстного (так крестились до XVII в) - два первых пальца (указательный и средний) прижимают друг к другу и вытягивают, немного согнув средний палец, а три остальных (большой, безымянный и мизинец) складывают вместе; крестятся вытянутыми двумя пальцами.

Осеняя себя крестным знамением, сложенные пальцы кла¬дут сначала на лоб - для освящения ума, затем на чрево (живот) - для освящения внутренних чувств, потом на правое и левое плечи - для освящения телесных сил. Опустив руку, совершают поклон. Таким об-разом изображают на себе Голгофский Крест и поклоняются ему.

На грудь нижний конец креста полагать нельзя, так как в этом случае получается перевернутый крест - нижний его конец становится короче верхнего. Крестное знамение надо совершать осмысленно и с молитвенным призыванием Господа.

Нельзя осенять себя крестным знамением поспешно, небрежно, не касаясь пальцами лба, а лишь делая движение рукой в направлении его. «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48:10).

О тех, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяют¬ся, не окончив еще креста, или махают рукой по воздуху или по груди, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы ра­дуются» . Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и не-спешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В чем заключается смысл крестного знамения?

Полагаемое на себя или изображаемое на себе движением руки крестное знамение есть молчаливое, но открытое, исповедание веры.

Сложенные вместе три первых пальца выражают веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого как Единосущную и Нераздельную Троицу, а два пригнутых к ладони пальца означают, что Сын Божий после сошествия на землю стал Человеком, будучи Богом, то есть это выражает две природы Иисуса Христа - Божественную и человеческую.

Крестное знамение напоминает:

О том, что Сын Божий положил душу Свою на Кресте, чтобы искупить род человеческий от греха и вечной смерти, поэтому каждый должен стремиться к тому, чтобы полагать душу свою за братьев своих. Иными словами, крестное знамение напоминает о бесконечной любви Божией к роду человеческому и о долге любви каждого человека к Богу и друг к другу;

Во-вторых, о ничтожестве всего временного, тленного и о величии благ, уготованных верующим любовью Распятого за них в Царствии Небесном;

В-третьих, о единстве всех христиан, искупленных Крестом;

В-четвертых, о непрестанном благодатном вездеприсутствии Господа и о Его всемогущей силе;

И, в-пятых, о несомненном исполнении всех обетований Ис-купителя, заключающихся в Евангелии.

Какую силу имеет изображение на себе крестного зна¬мения?

Крестное знамение дает душе крепость и силу отгонять и по-беждать зло и творить добро. И это, конечно, в том случае, если творят крестное знамение с верой, благоговением и вниманием.

Сила крестного знамения необычайно велика. В житиях святых нередко встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались после осенения крестом. Поэтому те, кто крестится небрежно, суетливо и невнимательно, попросту радуют бесов.

Когда надо осенять себя крестным знамением?

Крестное знамение символизирует призывание имени Божия, и поэтому оно совершается обычно при словах: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» или при любом другом начале молитвы. Также оно символизирует славословие Бога и совершается при словах: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу» или при другом каком-либо славословии и в конце молитвы.

Итак, осенять себя крестным знамением следует в начале мо¬литвы, во время молитвы и после ее окончания, а также при приближе¬нии ко всему святому: при входе в храм, при лобызании креста, икон, святых мощей. Верующие крестятся перед началом всякого дела и по¬сле его окончания, перед едой и после еды, перед выходом из дома и при входе в дом, в моменты опасности, в горе, в радости и во многих других ситуациях.

Крестным знамением освящаются все Божественные Таинства, им же совершается освящение и всякой вещи, необходимой для жизни.

В православных магазинах и церковных лавках сегодня не-трудно найти много подходящих книг и брошюр на эту тему.

Можно предложить книгу «Толкование Канона на Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня», творения святого Космы, составленое Никодимом Святогорцем. Перевод с греческого под редак-цией профессора И.Н. Корсунского.

Почему надо носить нательный крест?

Православные христиане должны обязательно носить крест, чтобы не отступать от древнейшей христианской традиции. Когда над человеком совершается Таинство Крещения, рукою священника надева-ется крест, и мирская рука не должна дерзать его снимать.

Крест является вещественным свидетельством принадлежности человека к Христовой Церкви. Одновременно он является острым оружием в духовной борьбе: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеж¬дой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низла¬гающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, на¬ходишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку - украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не прибли- жится телеси твоему (Пс. 90:10)» (преподобный Ефрем Сирин).

Смысл ношения на себе креста раскрывается в словах апостола Павла: «Я сораспялся Христу» (Гал. 2:19).

Какой выбрать крестик - золотой или серебряный?

Но главное заключается в том, чтобы крест носить осмысленно, с верой, не снимая.

Можно ли носить неосвященный крестик?

Можно. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что бесы обходят место, где просто две палочки (веточки) упали с дерева и легли крестоо-бразно. Но принято нательные крестики освящать в церкви.

Можно ли носить крестик на цепочке?

Принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой нет. Важно, чтобы крестик прочно держался.

Можно ли носить крестик, который носила сестра, если она купила новый?

Можно. Крест - это святыня, символ спасения, неважно, кто его носил.

Можно ли на одной цепочке носить крестик и знак зодиака?

-‘ Нательный крест - знак принадлежности к Церкви Христо¬вой, а знаки зодиака, обереги, амулеты - свидетельства о привержен¬ности различным суевериям, поэтому носить их нельзя вообще. «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:14-16).

Надо ли снимать крест при мытье в бане?

Крест сопутствует человеку всю жизнь. Можно лишь при не-обходимости заменить его. На операцию или в баню можно надеть на себя освященный деревянный крест.

Человек, который снимает с себя нательный крест или после Крещения вообще его не носит, страдает маловерием и отсутствием на-стоящего церковного сознания. О человеке безнравственном на Руси говорили: «На нем креста нет». Иногда одного взгляда на святой крест бывает достаточно для того, чтобы прояснилась замутненная память, и в душе пробудилась угасшая совесть.

Должны ли православные верующие почитать четырехконечный крест или только восьмиконечный?

Православная Церковь одинаково почитает как восьмико-нечный, так и четырехконечный крест, как орудие страданий Христа Спасителя. Форма креста - вопрос не догматический, а исторический и эстетический.

Это старообрядцы утверждают, что истинным и животворящим крестом Христовым называется лишь крест восьмиконечный, то есть состоящий из прямого дерева, поперечного дерева, подножия и дощечки с надписью. Четырехконечный же крест не есть истинный Христов, а еретический, латинский.

Но такое учение старообрядцев совершенно несогласно с уче¬нием отцов Церкви, которые ясно свидетельствуют, что четырехконеч¬ный крест есть истинный крест Христов. Так, преподобный Ефрем Си¬рин называет животворящим тот крест, который мы полагаем на себе, значит, четырехконечный. Несправедливо старообрядцы утверждают, что Христос был распят на кресте восьмиконечном, так как известно, что дощечка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский» была поло¬жена Пилатом после момента распятия. Значит, Спаситель был распят па кресте шестиконечном.

Против старообрядческого мнения о четырехконечном кресте свидетельствуют и вещественные памятники. Так, в Киево-Печерской лавре хранится византийской работы медный четырехконечный крест преподобного Марка Пещерника (XI в.). Под печатью и изображением четырехконечного креста совершаются все таинства. Многие священ¬ники носят на груди не восьмиконечный, а четырехконечный крест. И сами же старообрядцы, когда молятся, изображают на себе крест четырехконечный.

Почитая крест четырехконечный и восьмиконечный, Право-славная Церковь почитает не два креста, а один крест Господень, как например, почитая полное и поясное изображение Христа Спасителя, чтит Одного Спасителя.

Любой крест: четырехконечный, шестиконечный или восьми-конечный, сделанный из дерева, металла или какого-либо другого ма-териала почитается не за внешний вид или материал, а почитается как образ и символ Христова Страдания. «Ибо всякий раз, как где будет зна-мение, там будет и Сам Он» (св. Иоанн Дамаскин).

Как отличить православный крест от католического?

По церковной традиции православный крест может быть восьмиконечным и четырехконечным; католический - обычно четырех-конечный с более вытянутой вертикальной перекладиной, с изображени¬ем Распятого или без Него. Отличителен и образ Иисуса Христа на нем. На католических крестах с распятием, тело Иисуса Христа изображают тяжело провисающим и с ногами, прибитыми к кресту одним гвоздем. На православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Сверху помещалась табличка с надписью: Иисус Назарянин Царь Иудейский. На православном распятии стоят заглавные славян¬ские буквы: IНЦI, на католическом латинские: INRI (Iesus Nazareus Rex Iudaorum). На обороте православных нательных крестиков по традиции делают надпись «Спаси и сохрани». Эти внешне отличительные формы православных и католических крестов не имеют принципиальной раз¬ницы, являясь отражением разных церковных традиций.

Можно ли поднимать найденный на улице крестик и что с ним делать?

Найденный на улице крестик обязательно надо поднять, так как это святыня, и она не должна попираться ногами. Найденный кре¬стик можно отнести в Церковь или освятить и носить, если нет своего, или отдать тому, кто будет его носить.

Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони…

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон.

Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д.

Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.

Слово «аминь» — значит: истинно, правда, да будет так.

Ч то должен осознавать и переживать христианин, осеняющий себя крестным знамением?

К сожалению, мы очень многие вещи в храме делаем машинально или бестолково, забывая о том, что это - высочайшее средство изменения духовной жизни.

Крестное знамение - это наше оружие. В торжественной, победоносной молитве Кресту - «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…» - говорится, что Крест нам дарован «на прогнание всякого супостата». О каком супостате идет речь? Апостол Павел в Послании к Ефесянам (6,11–13) пишет: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
Мир, который Господь даровал нам, в котором Он дал нам жить, конечно, прекрасен. Но погружен во грех. И мы сами повреждены грехом, наша природа искажена им, и это позволяет падшим духам искушать нас, мучить нас, вести нас по пути погибели. Человек, ведущий духовную жизнь, как правило, понимает, что ему самому себя не изменить - нужно искать помощи у Христа. Когда мы совершаем крестное знамение, мы в первую очередь Его призываем на помощь нам.

Конечно, нельзя понимать осенение крестным знамением как некий магический жест, обеспечивающий результат. Крест знаменует Жертву. Жертву Хрис­та, принесенную во имя любви к нам. Осеняя себя крестом, мы свидетельствуем, что Его жертва принесена за нас, и что Он для нас - главное в нашей жизни. Телесное, физическое движение при этом есть молитва тела, приобщение тела как составляющей нашего человеческого существа к этой жизни в Нем: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. Это тоже апостол Павел, Первое послание к Коринфянам (6,19–20). Тело так же искуплено Крестною Жертвою, как и душа. С помощью крестного знамения мы пытаемся распять похоти души и похоти тела. И это беда, что по нерадению нашему крестное знамение становится для нас слишком привычным и совершается нами без благоговения. Здесь нам нужно вспомнить слова пророка Иеремии: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10). Это движение должно совершаться очень серьезно, с глубоким чувством. Почему мы не задумываемся, складывая для крестного знамения пальцы? Ведь это слово, воплощенное в действие: этим, по сути, исповедуется Святая Троица.

Крестное знамение есть ответственное деяние - когда мы его совершаем, мы должны чувствовать и видеть Крест Христов, Его страдания, помнить цену, которая была дана во искупление наших грехов, и ту высоту, на которую мы восходим через крест. Крест соединяет нас с небом, крест соединяет нас друг с другом, потому что Господь Иисус Христос был распят не за меня одного, а за всех.
И как священник, и как христианин я не раз замечал, что люди, умеющие молиться глубоко и не напоказ, совершают крестное знамение очень красиво. В чем именно красота - трудно словами передать, потому что это - отражение красоты их духовного мира. А когда человек крестится или напоказ, или просто потому, что положено - это тоже видно, и вызывает отторжение… и жалость. Вот так в одном и том же движении выражаются разные внутренние состояния человека. В первом случае это плод духовного труда, во втором - скрывающаяся за жестом пустота.

Осеняя себя крестным знамением в тяжелую минуту, мы ищем помощи Христовой. Нам ведь бывает тяжело не только от внешних причин, но и от непонятного ужаса и отчаяния, скопившихся где-то в глубине. Будучи искушаемы, мы совершаем крестное знамение на себе, чтобы отогнать искушение. Сатана имеет возможность воздействовать на нас в той мере, в которой в нас развит грех. Когда-то он в пустыне искушал Христа, предлагая Ему все царства мира (см.: Лк. 4, 5–8). Как он - ничтожество, которое не может жить и не живет, - мог предлагать Сыну Божиему то, что ему, падшему ангелу, не принадлежит? Мог, потому что мир принадлежит ему - через грех. Вот почему он называется князем мира сего - мира измененного, греховного. Но Христос победил его. Тогда, в иудейской пустыне, победа выразилась в отказе от соблазна. Но окончательно она была закреплена крестными страданиями, крестной жертвой. Поэтому и мы осеняем себя крестом, чтоб победить любое искушение от сатаны. Крестом мы попаляем и отгоняем его, не даем ему возможности действовать.
Вспомним, как страшились и как злились злые духи всегда, когда отшельник приходил на пустое место и ставил на нем крест: «Уходи! Это наше место!». Пока не было человека с молитвой и крестом, у них была здесь хотя бы какая-то иллюзия власти. Конечно, злой дух может победить человека, если человек ему поддастся, но человек всегда может победить сатану. Сатана бывает попаляем, потому что человек приобщен к Христовой победе - Крестной жертве.

Расскажите, пожалуйста, об истории крестного знамения на раннем этапе христианства. Как я понимаю, ни Христос, ни апостолы не осеняли себя крестным знамением. Когда же возникла эта традиция? Когда и в связи с чем появилось различие в направлении креста: от правого плеча к левому и от левого - к правому. Какое крестное знамение древнее?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря :

Мы не располагаем богослужебными текстами христиан апостольского века. Поэтому не можем однозначно решить вопрос об употреблении крестного знамени в первенствующей Церкви. Незнание не дает нам основания отрицать возможность появления крестного знамения в самых ранних христианских общинах. Некоторые исследователи говорят об этом вполне определенно: «Обычай делать кр. знам. берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это - великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ креста. Неужели богопросвещенные апостолы не знали об этом? Интересное свидетельство находим в «Луге духовном» блаж. Иоанна Мосха. Когда пресвитер монастыря Пентуклы Конон покинул обитель, его встретил св. Иоанн Креститель, который кротко сказал ему: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Авва Конон отказался. Тогда св. Иоанн посадил его на один из холмов и, раскрыв его одежды, трижды осенил его крестным знамением» (глава 3). Великий Предтеча Иоанн - небожитель. Разве мог он научиться совершать крестное знамение у людей. Приведенный рассказ косвенно указывает на то, что образ креста использовался от начала христианства. Приведу еще одно соображение. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о Кресте: «Он дан нам в знамение на челе, как Израилю обрезание» (Точное изложение православной веры, кн.4, гл.XI). Кем дан? Богом. Как обрезание Господь дал через Авраама (Быт.17:10), так, повидимому, крестное знамение Он дал через апостолов.

Как и когда образовались две разные традиции в совершении крестного знамения? За недостатком исторических данных ответить невозможно. Православные, осеняя себя, проводят рукою от правого плеча к левому. Если православный осеняет другого человека или пространство перед собой, то рука движется слева направо. Католики совершают signum crucis слева направо, а пространство перед собой - справа налево. За этими особенностями не стоит никакого догматического учения. Возможно, при формировании этих традиций проявились отличия мировоззренческих ориентаций. В сознании и жизни западного человека более явственно, чем у восточного, проявляется индивидуально-личностное начало. Мировоззрение западного человека антропоцентрично, а православного - теоцентрично. В православной традиции при совершении крестного знамени выражена мысль, что молящийся не сам себя осеняет, а получает эту духовную печать от Бога (извне). Западный христианин осеняет себя сам, призывая имя Божие.

Как бы парадоксально это не прозвучало, но даже не все верующие христиане – православные и католики – знают, как правильно креститься, справа налево или слева направо, поэтому зачастую, заходя в церковь, можно заметить, как взрослые люди перекрещиваются неправильно.

Как нужно правильно креститься? Перед посещением церкви, чтобы не запутаться в движениях пальцев и рук важно узнать, как креститься, какой рукой накладывать на себя крестное знамение, сколько раз это правильно делать.

Правильно креститься любой верующий человек должен не только в церкви, но и дома: во время радости, скорби, утром после пробуждения, вечером перед сном, а также перед приемом пищи и после него. Во время перекрещивания нужно произносить слова: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа».

В каждой существующей религии есть свои законы и правила, согласно которым знак креста или крестное знамение различается между собой движением рук и сложением пальцев.

При близком знакомстве с двумя…

См. «Воцерковление для начинающих» священник Александр Торик

Кре стное зна мение – телесное выражение христианских догматов, исповедание христианской веры в Святую Троицу и богочеловека Иисуса Христа, выражение любви и благодарности Богу, защита от действия падших духов.

Для крестного зна мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони…

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной…

О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ И НАТЕЛЬНОМ КРЕСТЕ

Почему важно осенять себя крестным знамением?

— Совершая на себе знамение Креста, христианин, во-первых, приводит себе на память, что он призван следовать стопам Христовым, перенося во имя Христово скорби и лишения за свою веру; во-вторых, он укрепляется силою Креста Христова на брань со злом в самом себе и в мире; и в-третьих, исповедует, что ждет явления славы Христовой, Второго Пришествия Господа, которое само будет предварено явлением на небе знамения Сына Человеческого, согласно Божественным словам Самого Господа (Мф. 24:30): этим знамением, по единодушному разу-мению Отцов Церкви, будет величественное явление на небе Креста.

— По принятой в настоящее время Русской Православной Церковью традиции для совершения крестного знамения парьцы можно складывать двумя способами:

1) Троеперстно — три первых пальца (большой, указательный и средний) правой…

Креститься, или перекреститься, – значит сотворить кистью руки знак креста. Существует множество оборотов речи, описывающих этот молитвенный жест: осенять себя крестом, совершать или налагать крестное знамение и прочие. Знак креста, или крестное знамение, присутствует во многих христианских вероисповеданиях и различается сложением пальцев и движением руки. Он может применяться в самых разных жизненных ситуациях, дома и в храме, во время чрезвычайных событий и повседневных занятий.

История крестного знамения в православии

В православной вере крестное знамение имеет очень большое значение. Оно выражает веру в Бога, Иисуса Христа, пострадавшего на кресте за грехи всего мира, превратившего крест в оружие и знамя победы над грехом и смертью. Православные христиане носят на теле крест и осеняют себя крестным знаменем, показывая свою принадлежность к вере, любовь к Христу, послушание Его воле.

Для совершения крестного знамения…



Крестный обряд представляет собой священное знамение. Все православные люди изображают на пальцах символ распятия Христа. Тем самым, они привлекают внимание святого духа, Господа Бога. Тем не менее, далеко не все люди душевно воспринимают этот ритуальный обряд. Многие из них, приходя в церковь или собор, выполняют крестный обряд, потому что другие также выполняют этот священный ритуал. Но истинно верующие люди понимают сущность великого знамения.

Священное знамение обладает божьей силой благодати. Потому, как смерть Христова является великим пожертвованием ради любви ко всем людям на земле. Иисус вложил всю свою священную силу, побеждающую дьявола. Крестный обряд необходимо выполнять грамотно с любовью и верой к Господу Богу. Поэтому взрослые люди должны учить своих маленьких детей этому ритуалу.

Многие люди интересуются вопросом о том, как правильно выполнять священный обрад крещения? Ходят слухи, что если неправильно выполнять обряд в…

Наблюдая за людьми, которые по обыкновению возле храма делают крестное знамение, возникло желание подробнее узнать об этом обряде и, соответственно, историю его возникновения. Если крестное знамение совершают христиане, то есть ли в Библии упоминание об этом обряде?

Итак, что же такое крестное знамение? Обычно объясняют этот обряд следующим образом. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы - Божескую и человеческую. Прекрасное объяснение, но для доверяющих Библии христиан важно иметь библейское подтверждение этого обряда.

Тщательно исследуя Священное Писание от Бытия до Откровения, мы не находим ни единого упоминания о крестном знамении. Каждый раз, когда читаем, что люди крестились, или же Иоанн Креститель и апостолы …

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы - Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются»….

О крестном знамении и нательных крестиках (ответы на вопросы)

Ответы на вопросы читателей о крестном знамение и нательном кресте…

Серебряные нательные крестики 1990-х — начала 2000-х годов

Как правильно осенять себя крестным знамением?

— Для крестного знамения три первых пальца (большой, указательный и средний) правой руки слагают вместе, а два последних (безымянный и мизинец) прижимают к ладони.

Осеняя себя крестным знамением, сложенные так пальцы кладут сначала на лоб — для освящения ума, затем на чрево (живот) — для освящения внутренних чувств, потом на правое и левое плечи — для освящения телесных сил. Опустив руку, совершают поклон. Таким образом изображают на себе Голгофский Крест и поклоняются ему.

На грудь нижний конец креста полагать нельзя, так как в этом случае получается перевернутый крест (нижний его конец становится короче верхнего). Крестное знамение надо совершать…

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и Нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы Божескую и человеческую.

Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные так пальцы на лоб — для освящения нашего ума, на чрево (живот) — для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи — для освящения наших сил телесных.

Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы…

Крестное знамение – это маленькое священнодействие. Совершая его, христианин налагает на себя изображение креста – самого священного символа, орудия смерти Иисуса Христа, которая дала людям надежду на спасение от греховного рабства. Каждая деталь этого действия исполнена глубокого смысла.

Троеперстие

Первоначально пальцы при совершении крестного знамения складывали в виде двоеперстия: указательный и средний пальцы соединены, остальные согнуты и сомкнуты. Такой жест и сейчас можно увидеть на старинных иконах. В таком виде крестное знамение было заимствовано из Византии.

В 13 в. в греческой Церкви произошло изменение молитвенного жеста, а в 17 в. патриарх Никон путем реформы привел русскую церковную традицию в соответствии с изменившейся греческой. Так было введено троеперстие, и до сих пор православные христиане крестятся именно так.

При совершении крестного знамения большой, указательный и средний пальцы соединяются, это символизирует единство и нераздельность…

Думаю, каждый согласится со мной, что первая молитва христианина — это крестное знамение.
Многие из нас умели осенить себя крестным знамением прежде, чем выучить первые словесные молитвы. И так происходит в каждом народе и племени. Жест опережает слово. Из-за богатства христианских традиций возникло много способов осенять себя крестным знамением. Очень часто священники вынуждены отвечать на простой, казалось бы, вопрос: «Почему православные крестятся троеперстным сложением, а католики всей ладонью?», «Как правильно осенять себя крестным знамением?», «Которое сложение перстов старше?» и т.д. На самом деле история крестного знамения намного сложнее, чем это кажется с первого взгляда.

В христианстве известны пять видов крестного знамении:

— одноперстное

— двоеперстное

— троеперстное

— херообразное

— целой ладонью.

1. Кажется, что старше всех — одноперстное сложение, хотя утверждать это на сто процентов нельзя. Католическая Церковь…

Кре стное зна мение (церковнослав. «знак креста») в христианстве - молитвенный жест, представляющий собой изображение креста движением кисти руки. Крестное знамение совершается в разных случаях, например, при входе и выходе из храма, перед или после произнесения молитвы, во время богослужения, как знак исповедания своей веры и в других случаях; также при благословении кого-либо или чего-либо. Есть несколько фразеологических оборотов, обозначающих действие человека, совершающего крестное знамение: «осенять себя крестным знамением», «совершать крестное знамение», «налагать на себя крестное знамение», «(пере)креститься» (не путать со значением «принять таинство Крещения»), а также «назнаменова ть(ся)». Крестное знамение используется во многих христианских конфессиях, различаясь вариантами сложения пальцев (обычно в этом контексте употребляется церковнославянское слово «персты»: «сложение перстов», «перстосложение») и направлением движения руки.

Стоглавый собор Русской…

Как правильно креститься? (О крестном знамении). Крестное знамение. Правильно креститься: снизу вверх, иначе крещение недействительно и бог не примет. Так как же креститься, причем правильно креститься, как крестятся православные?

Троеперстие используют все православные люди, а священники, благословляя, складывают пальцы в именословное перстосложение.

В Православной церкви существует два вида крестного знамения: двоеперстие и троеперстие. Три сложенных пальца вместе являются символом Пресвятой Троицы. Для того чтобы правильно креститься, рука, которая изображает крест, сначала касается правого плеча.

К сожалению, многие сегодня до сих пор не знают, как правильно креститься, несмотря на то, что всё больше людей стали вновь обращать свои взоры к Богу, ходить в православные церкви и монастыри, возвращаясь тем самым к вере.

Очень часто приходится видеть – верующие люди, помногу лет посещающие богослужения, крестятся совершенно неправильно… Один машет рукой…

1 КАК ПРАВИЛЬНО ОСЕНЯТЬ СЕБЯ КРЕСТНЫМ ЗНАМЕНИЕМ?
– Для крестного знамения три первых пальца (большой, указательный и средний) правой руки слагают вместе, а два последних (безымянный и мизинец) прижимают к ладони.

Осеняя себя крестным знамением, сложенные так пальцы кладут сначала на лоб – для освящения ума, затем на чрево (живот) – для освящения внутренних чувств, потом на правое и левое плечи – для освящения телесных сил. Опустив руку, совершают поклон. Таким образом изображают на себе Голгофский Крест и поклоняются ему.

На грудь нижний конец креста полагать нельзя, так как в этом случае получается перевернутый крест (нижний его конец становится короче верхнего). Крестное знамение надо совершать осмысленно и с молитвенным призыванием Господа.

2 В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СМЫСЛ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ?
– Полагаемое на себя или изображаемое на себе движением руки крестное знамение есть молчаливое, но в то же время громкое, ибо открытое, исповедание…