Крещение господне для детей дошкольного возраста. Детям о крещении господнем. Величание Крещения Господня

Детям о Крещении Господнем

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф.3,13-17)

Под небом знойной Палестины

Красив священный Иордан,

Когда поднимется туман

От тихо дремлющей равнины

И в зыбь хрустальную нежна

Посмотрит южная луна.

Чаруют воды Иордана

Своей святыней мировой:

Крещенье принял над Собой

В них Иисус от Иоанна.

Раскрыло небо здесь чертог

И явлен Триединый Бог.

И. Лебединский

Праздник установлен в память о евангельском событии, когда 30 ‑ летний Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи в водах Иордана. Крестившись от Иоанна, Христос исполнил "правду", то есть верность и послушание заповедям Божьим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был "исполнить" эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божьей и смирения.

Своим крещением в Иордане спаситель положил начало таинству крещения ‑ одному из семи главных церковных таинств, через которое человек как бы заново р ождается для жизни во Христе. Трехкратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Его Воскресению.

Праздник Крещения называют еще Богоявлением, потому что при Крещении Господа было явление всех Лиц Святой Троицы: Голос Бога Отца свидетельствовал о Сыне, Сын Божий крестился от рук Иоанна в реке Иордан, а Дух Святой в виде голубя сошел на Сына.

Еще этот праздник называется днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тьме и сени смертней" и спасти по благодати падший человеческий род. В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

Из истории праздника Крещения

Начало празднования Богоявления относится ко временам святых апостолов. В своих установлениях они заповедуют праздновать Крещение Господне, так как в этот день совершилось явление Божества Иисуса Христа. В Православной Церкви этот праздник отмечается так же торжественно, как и Рождество Христово. Сами последования богослужений в эти праздники очень схожи между собой. День, предшествующий празднику Крещения Господня, именуется Крещенским сочельником. По своему уставу он вполне соответствует сочельнику Рождественскому и также является днем строгого поста.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся".

Великая Агиасма

В Крещенский сочельник и в сам день Крещения Господня (только два раза в году) в храмах после Божественной литургии совершается чин великого освящения воды – торжественно, с крестным ходом на реки и водоёмы, в воспоминание Крещения Спасителя, освятившего все водное естество земли Своим погружением в воды Иорданские. На водных источниках во льду прорубается особое отверстие, обычно крестообразной формы, традиционно именуемое «иордань».

И в крещенский сочельник и в сам день Крещения Господня (18 и 19 января) вода освящается по чинопоследованию Великого освящения, носит название "Великая Агиасма" (греч. "Святыня"), имеет одинаковое достоинство и удивительные свойства. В ней преодолеваются законы природы, «побеждается естества чин». Эта вода имеет чудесное свойство не портиться в течение года и даже многих лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Об этом свидетельствовал еще в IV века святитель Иоанн Златоуст, и в этом может убедиться любой на собственном опыте. Крещенская вода есть одно из многих свидетельств неотмирной природы Церкви, уже здесь, на земле, причастной Церкви Небесной.

Крещенская вода - это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон.

Крещенская вода освящает, исцеляет благодатью Божией каждого человека, с верой пьющего ее. Как и святое Причастие, она принимается только натощак. Ее пьют больные, ослабевшие люди, и по вере выздоравливают и укрепляются. Старец иеромонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и саму пищу. Он говорил, что сильнее лекарства, чем святая вода и освященное масло, нет. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов - вот почему ею окропляют жилище и всякую вещь. Берегут ее весь год.


Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф.3,13-17)

Под небом знойной Палестины
Красив священный Иордан,
Когда поднимется туман
От тихо дремлющей равнины
И в зыбь хрустальную нежна
Посмотрит южная луна.
Чаруют воды Иордана
Своей святыней мировой:
Крещенье принял над Собой
В них Иисус от Иоанна.
Раскрыло небо здесь чертог
И явлен Триединый Бог.

И. Лебединский

Праздник установлен в память о евангельском событии, когда 30‑летний Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи в водах Иордана. Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», то есть верность и послушание заповедям Божьим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божьей и смирения.

Своим крещением в Иордане Спаситель положил начало таинству крещения ‑ одному из семи главных церковных таинств, через которое человек как бы заново рождается для жизни во Христе. Трехкратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Его Воскресению.

Праздник Крещения называют еще Богоявлением, потому что при Крещении Господа было явление всех Лиц Святой Троицы: Голос Бога Отца свидетельствовал о Сыне, Сын Божий крестился от рук Иоанна в реке Иордан, а Дух Святой в виде голубя сошел на Сына.

Еще этот праздник называется днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тьме и сени смертней» и спасти по благодати падший человеческий род. В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

Крещение Иисуса Христа празднуется 19 января по новому стилю.

ДЕТЯМ О ПРАЗДНИКЕ

Крещение Господне (Богоявление)

(по конспекту открытого урока
“Основы православной культуры”, проведенного в 3 “В” классе
средней школы № 19 города Ногинска 13 января 1999 года)

Тема урока :
Предтеча – Иоанн Креститель.
Крещение Господне (Богоявление). Таинство Крещения.

Используемый материал:
1. Магнитофонная запись с песнями Елены и Александра Михайловых.
2. Пластинка с записью колокольных звонов.
3. Евангелие в красках Палеха. – М.: Раритет, 1995. Худ. Б. Кукулиев.
4. Репродукции икон: “Посещение Девою Марией Елисаветы”, “Обетование о рождении Иоанна Крестителя”, “Захария пишет имя сыну своему”, “Проповедь Иоанна Крестителя”, “Крещение Господне”.

Ход урока
Повторение темы предыдущего урока.
(Звучит песня “Ночь тиха над Палестиной”).

Вопросы детям
1. О каком православном празднике рассказывается в песне?
2. Где родился Иисус Христос?
3. Кто первым узнал о рождении Христа?
4. Кто были волхвы?
5. Что они принесли в дар рожденному Младенцу Иисусу Христу?

(Ответы детей).

Рассказ о евангельских событиях .
Еще перед тем, как Дева Мария приходила навестить Елисавету, священнику Захарии, мужу Елисаветы, явился в алтаре храма ангел, который сказал: “Молитва твоя о рождении у твоей жены ребенка услышана Богом. У вас родится сын, и вы назовете его Иоанном. Он будет праведным, и Дух Святой будет на нем. Иоанн покажет многим путь ко спасению. Он укажет людям Господа, Который придет на землю”. Захария не поверил ангелу, так как и он, и жена его были стариками. Ангел, увидев это, сказал: “Я – Гавриил, предстоящий пред Богом, послан говорить с тобою и принести тебе эту радостную весть. Ты будешь немым до рождения ребенка, так как ты не поверил словам моим”. Захария вышел из алтаря и знаками показал, что он не может говорить. И люди поняли, что у него было видение. И когда исполнилось сказанное ангелом и родился сын у Елисаветы, родственники собрались в доме Захарии и знаками спросили у него, какое имя хочет он дать ребенку. Захария написал на дощечке: “Иоанн имя ему”. И тотчас же он стал говорить. Прежде всего он поблагодарил Бога за рождение сына и, вспомнив слова ангела, сказал сыну: “Ты будешь великим пророком Божиим и покажешь людям путь спасения и покаяния в грехах. Ты будешь Предтечей Спасителя, ты приготовишь путь Его”.

С юных лет Иоанн ушел жить в пустыню. Жизнь свою он проводил в посте и молитве. Одежду он носил из верблюжьего волоса и подпоясывался кожаным поясом. А пищею его были акриды (вид саранчи) и дикий мед.

Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, Господь повелел ему идти в долину реки Иордан и возвестить всем людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через покаяние и крещение.

Иоанн пришел в страну Иорданскую и стал проповедовать о том, что приблизилось, настало время, когда должен явиться ожидаемый Спаситель, Который будет призывать всех в Свое Царство Небесное: В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 1, 2). Давно уже Бог не посылал еврейскому народу пророков. Поэтому, услышав о явившемся пророке Иоанне, о его дивной жизни и проповеди, народ со всех сторон собирался послушать его. Кто верил словам его и каялся в своих грехах, тех Иоанн крестил в реке Иордан, то есть погружал в воду, с возложением руки своей на голову крещаемого. Поэтому Иоанна стали назвать Крестителем. При крещении Иоанн требовал от всех, чтобы покаяние было искренним и сопровождалось исправлением себя и добрыми делами. Крещение Иоанново означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, очищена будет Христом от всех грехов. Многие каялись и крестились в реке Иордан. Многие думали, что Иоанн и есть Христос, но Иоанн говорил, что он только готовит людей к принятию Христа, что Христос живет среди народа, но Его еще никто не знает. Поэтому Иоанн Креститель называется еще и Предтечей.

Среди приходивших к Иоанну были и такие люди, которые считали себя праведниками и не хотели каяться, а на самом деле были порочны и злы, как, например, фарисеи и саддукеи – вожди еврейского народа. Фарисеи гордились своим происхождением от Авраама, хвалились исполнением закона и считали себя достойными войти в Царство Мессии – Христа. Саддукеи же не верили в воскресение мертвых и в будущую жизнь. Таким людям Иоанн говорил: “Кто внушил вам бежать от будущего гнева?” – то есть кто научил вас, что вы своими силами можете избежать гнева Божия и вечных наказаний в будущей жизни? Сотворите же достойные плоды покаяния, то есть покажите добрыми делами раскаяние свое. И не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам; ибо говорю вам, что Бог может из этих камней воздвигнуть детей Аврааму. “Если дерево не приносит плодов, его срубают на дрова, то же будет и с людьми, если они не будут делать добрых дел”, – говорил Иоанн всем пришедшим к нему людям. Слушая такие слова, народ спрашивал его: “Что нам делать?” Иоанн отвечал: “У кого две одежды, тот дай одну неимущему, и у кого есть пища, делай то же, то есть прежде всего будьте добрыми”. Приходили к нему мытари, сборщики податей, и спрашивали: “Учитель, что нам делать?” Мытари собирали подати (налоги) для римлян. Власть же римскую иудеи ненавидели. Кроме того, некоторые из мытарей брали больше надлежащего и притесняли народ. Иудеи презирали всех мытарей и считали их недостойными войти в Царство грядущего Христа. Иоанн говорил им: “Ничего не берите лишнего, а берите только то, что полагается”. Спрашивали его также и воины: “А нам что делать?” Часто бывало так, что воины, недовольные жалованьем, отнимали чужое достояние, обижали бедных людей и клеветали на других из-за своих выгод. Иоанн говорил им: “Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем”. Многие думали об Иоанне: не он ли и есть Христос Спаситель? Но Иоанн объявил, что он не Христос. “Я крещу вас водою, – говорил он, – но вслед за мною идет Сильнейший меня” – то есть вскоре после меня явится Тот, Кого вы ожидаете, – Христос, у Которого я недостоин развязать ремень обуви, – то есть я недостоин быть даже Его слугою, снимать с Него обувь. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем, то есть крещение, которое Он даст, будет опалять грехи ваши, как огонь, и подавать вам дары Духа Святого. Многое и другое проповедовал святой пророк Иоанн Предтеча, поучая приходивший к нему народ.

В то время, когда Иоанн проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось 30 лет. Он также пришел из Назарета на Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: Оставь теперь, то есть не удерживай меня теперь, потому что так надлежит нам исполнить всякую правду – исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спустился на Иисуса, а с неба слышен был голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Тогда Иоанн окончательно убедился, что Иисус есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира. Крещение Иисуса Христа празднуется Православной Церковью как один из великих праздников 19 января по н.ст. Праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время крещения Бог явил (показал) Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, именно: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святой сошел в виде голубя. А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не Человек только, но вместе и Бог. Накануне праздника установлен пост. В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник всегда бывает освящение воды по чину великого водосвятия.

(Беседа с детьми о таинстве Крещения, совершающегося в храмах.)

Вопрос : Кто из детей помнит свое крещение или присутствовал при этом таинстве, когда крестили других.

(Ответы детей.)

Вывод . Полученный в таинстве Крещения духовный дар человек (христианин) несет в себе до конца жизни, либо умножая его в себе праведной жизнью, либо теряя через грехопадения.

В заключение урока звучит запись колокольного звона Троице-Сергиевой Лавры, поздравление детей и гостей с приближающимся праздником Крещения Господня.

Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф.3,13-17)

Под небом знойной Палестины
Красив священный Иордан,
Когда поднимется туман
От тихо дремлющей равнины
И в зыбь хрустальную нежна
Посмотрит южная луна.
Чаруют воды Иордана
Своей святыней мировой:
Крещенье принял над Собой
В них Иисус от Иоанна.
Раскрыло небо здесь чертог
И явлен Триединый Бог.

И. Лебединский

Праздник установлен в память о евангельском событии, когда 30‑летний Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи в водах Иордана. Крестившись от Иоанна, Христос исполнил "правду", то есть верность и послушание заповедям Божьим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был "исполнить" эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божьей и смирения.

Своим крещением в Иордане спаситель положил начало таинству крещения ‑ одному из семи главных церковных таинств, через которое человек как бы заново рождается для жизни во Христе. Трехкратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Его Воскресению.

Праздник Крещения называют еще Богоявлением, потому что при Крещении Господа было явление всех Лиц Святой Троицы: Голос Бога Отца свидетельствовал о Сыне, Сын Божий крестился от рук Иоанна в реке Иордан, а Дух Святой в виде голубя сошел на Сына.

Еще этот праздник называется днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тьме и сени смертней" и спасти по благодати падший человеческий род. В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

Из истории праздника Крещения

Начало празднования Богоявления относится ко временам святых апостолов. В своих установлениях они заповедуют праздновать Крещение Господне, так как в этот день совершилось явление Божества Иисуса Христа. В Православной Церкви этот праздник отмечается так же торжественно, как и Рождество Христово. Сами последования богослужений в эти праздники очень схожи между собой. День, предшествующий празднику Крещения Господня, именуется Крещенским сочельником. По своему уставу он вполне соответствует сочельнику Рождественскому и также является днем строгого поста.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся".

См. в Евангелии: от Матфея 3, 13 - 17; 4,16; от Марка. 1, 9 - 11; от Луки. 3, 21 - 22, послание к Галатам 3, 27.

Великая Агиасма

В Крещенский сочельник и в сам день Крещения Господня (только два раза в году) в храмах после Божественной литургии совершается чин великого освящения воды – торжественно, с крестным ходом на реки и водоёмы, в воспоминание Крещения Спасителя, освятившего все водное естество земли Своим погружением в воды Иорданские. На водных источниках во льду прорубается особое отверстие, обычно крестообразной формы, традиционно именуемое «иордань».

И в крещенский сочельник и в сам день Крещения Господня (18 и 19 января) вода освящается по чинопоследованию Великого освящения, носит название "Великая Агиасма" (греч. "Святыня"), имеет одинаковое достоинство и удивительные свойства. В ней преодолеваются законы природы, «побеждается естества чин». Эта вода имеет чудесное свойство не портиться в течение года и даже многих лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Об этом свидетельствовал еще в IV века святитель Иоанн Златоуст, и в этом может убедиться любой на собственном опыте. Крещенская вода есть одно из многих свидетельств неотмирной природы Церкви, уже здесь, на земле, причастной Церкви Небесной.

Крещенская вода - это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон.

Крещенская вода освящает, исцеляет благодатью Божией каждого человека, с верой пьющего ее. Как и святое Причастие, она принимается только натощак. Ее пьют больные, ослабевшие люди, и по вере выздоравливают и укрепляются. Старец иеромонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и саму пищу. Он говорил, что сильнее лекарства, чем святая вода и освященное масло, нет. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов - вот почему ею окропляют жилище и всякую вещь. Берегут ее весь год.

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Для любого родителя будет полезным узнать о христианских праздниках, которые отмечают в нашей стране. И даже если люди не считают себя верующими, понимание культурно-религиозного контекста нашего сообщества будет признаком хорошего тона.

Только что закончились новогодние и рождественские праздники с их весельем и застольями. Зимние каникулы для ребенка могли быть временем активного отдыха или домашнего «томления». Для верующих людей посещение церкви на Рождество является обязательным, ведь этот праздник является одним из основных в христианстве.

Следующим значимым январским событием в жизни верующих является праздник Крещения Господня. Каковы смысл и ценность этого дня? Что несет в себе Крещение Господне?

Что такое праздник Крещения Господня?

В нашей культуре так сложилось, что мы порой знаем о каких-либо вещах или событиях по их второстепенным или сопутствующим признакам. Зачастую мы не понимаем их истинной сути, опираясь лишь на народные представления о них.

Говоря о Крещении Господнем, мы, в первую очередь, вспоминаем о «крещенских морозах» или о «святочных гаданиях». Тот, кто более «продвинут» в этом деле, может рассказать о том, что Крещение - это церковный праздник, связанный с водой («водосвятие»). Отсюда идет повальное увлечение купанием 19 января в освященных прорубях. Однако мало кто из опрошенных может внятно объяснить: чем погружение в крещенскую воду отличается от «моржевания»?

Так каково же значение этого праздника? Как нам правильно его понимать и как объяснить его значение детям? Давайте попробуем разобраться.

История и значение праздника

Праздник Крещения Господня отмечается в христианском мире 19 января. Он относится к непереходящим праздникам (т.е. отмечается в одно и то же время каждый год), в отличие, например, от Пасхи, дата которой вычисляется ежегодно по лунному календарю. Довольно легко запомнить дату этого события, отсчитав 12 дней от Рождества, хотя Рождество и Крещение - события, не имеющие непосредственной связи друг с другом. В действительности, между ними лежит временной разрыв приблизительно в 30 лет.

В этот день, согласно Писанию и Преданиям, Христос, достигнув тридцатилетнего возраста, вышел для открытого служения людям, начав его с принятия Крещения от Иоанна Крестителя. Знаменитая картина русского художника Александра Иванова «Явление Христа народу» представляет нам этот момент выхода Господа для проповеди Своего учения.

Чем же являлось крещение в те времена? Для того чтобы разобраться с этим, нужно отметить несколько фактов.

Изначально слово «крестить» имело значение «погружать» (по-гречески - «баптидзо»), и означало ритуальное погружение в воду. Вода всегда во все времена была символом очищения. Ее использование в ритуальных целях в древние времена было повсеместным. Например, священник, приступавший к совершению священнодействия в Иерусалимском храме, обязан был омыться водой и надеть чистую одежду. Вода символически смывала с него мирскую суету и греховность, приготовив к служению Всевышнему.

Историчность факта крещения Господня зафиксирована в Библии скрупулезно. В Писании говорится, что это произошло: «В пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилине» (Евангелие от Луки 3:1).

Незадолго до выхода Христа в мир, начал свое служение пророк Иоанн Креститель, проповедовавший очищение от грехов. Его называют еще Предтечей (Предшественником) Христа, приготовившим Ему путь, впервые представившим Иисуса людям как Спасителя.

Иоанн активно использовал символ воды, как средства очищения. Он крестил людей, исповедовавших свои грехи, в водах Иордана в местечке Вифаваре (современный Бейт-Авар, в 10 километрах от Иерихона). Окунавшийся в воду демонстрировал желание раскаяться в прошлых грехах и начать новую жизнь. Именно в это время и появился из толпы Христос, также пожелавший «совершить омовение», несмотря на собственную безгрешность. Тогда и произнес Иоанн свою знаменитую фразу: «Вот Он - агнец Божий, берущий на себя грехи всего мира!»

Совершив обряд крещения, Иисус продемонстрировал всему миру, что Он готов пройти путь человеческой жизни и «исполнить всякую правду» для спасения рода человеческого. Всякий, становящийся на путь христианской веры, подобно Христу, принимает таинство крещения, провозглашая этим свое решение начать новую жизнь в вере.

Чем Крещение не является?

К сожалению, на Руси праздник Крещения Господня ассоциируется с такими явлениями, которые не имеют к христианству никакого отношения. Все мы помним, как начинается стихотворение «Светлана» Василия Жуковского:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…

Крещенские гадания были распространены не только в прошлом, они популяры также и в настоящее время. Дело в том, что христианство, пришедшее на Русь в 9 веке, не сумело до конца упразднить языческие суеверия. Они остались в народной памяти, создав некую форму двоеверия: по исповеданию люди - христиане, а по поступкам и используемым ими способам общения с потусторонними силами - язычники. Вот некоторые элементы язычества, идущие «параллельно» крещенским событиями:

Святочные гадания,
- ворожба (привораживание женихов),
- попытки задобрить нечистую силу различными культовыми действиями,
- подношения духам умерших предков, и другие подобные действия.

Следует отметить, что все это не имеет к христианству никакого отношения. Церковь не только не приветствует подобные действия, но и осуждает их. Во многих приходах перед Крещением произносят специальные разъяснительные проповеди, разоблачающие языческие обряды.

Какое поучение несет праздник Крещения?

Праздник Крещения Господня - не просто историческая веха, отмечаемая теперь христианами. Крещение учит нас и наших детей истине. Чему же мы можем научить наших детей, празднуя это событие?

Во-первых, детям следует рассказать об этом событии на доступном им языке. Для этого можно использовать иллюстрированные детские христианские книги, которых сегодня великое множество. Очень хорошей иллюстрацией будет совместный просмотр фрагмента художественных фильмов о жизни Иисуса Христа. У детей младшего школьного возраста возникнет множество вопросов в процессе беседы:

Почему Иисус крестился?
- А почему крестился в воде?
- Кто такой Иоанн Креститель?
- А почему на Иисуса опустился Дух Святой в виде голубя после крещения?

Нужно быть готовым ответить на подобные вопросы детей. Не смущайтесь, если вам придется вместе с ними искать ответы!

Во-вторых, нужно провести параллель между тем, историческим Крещением и таинством, совершаемым в современной церкви. Следует объяснить, что крещение - самое первое таинство в христианстве, что через него мы входим в церковь и спасаемся. Если вы беседуете с ребенком достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельные решения, но не крещенного, у вас есть возможность предложить ему сделать выбор между Богом и безбожием. Его крещение и будет для него обозначать волевой акт выбора.

В-третьих, праздник Крещения Господня - это хорошая возможность самим родителям задуматься о том, какое отношение они имеют к церкви? Действительно ли для нас таинство крещения, принятое нами когда-то, означает перемену в жизни? Или, называясь христианами, и посещая храм лишь в праздники, в жизни мало имеем христианского милосердия, честности и угождения Богу? Пусть этот праздник станет для нас еще одной возможностью приобщиться к светлому и чистому! Пусть зло не побеждает в нашей жизни!