Как вырезать чур: от печальной агрессии чуров неоязычества к красоте и славе Русских Божеств. Культ чура в древнеславянской мифологии

Мужские гениталии при защите от нечистой силы могли заменяться жестом - положением кисти левой руки на сгиб правой и поднятием последней вверх или называнием фаллоса. Есть основания предполагать, что таким защитительным словом было у вост. славян и у болгар слово чур , имевшее древнее значение "penis". Этимологию этого слова, в котором начальное č могло чередоваться с k (ср. *kurъ "penis" и *kurъ "петух"), подтверждают фольклорно-этнографические данные. (В статье: Гениталии )

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. M., 1955.

ЧУР стар. грань, граница, рубеж, межа; и поныне || край, предел, мера. Не ступай за чур , за черту. Не лей, через чур; это чересчур много, мало, против нужного, должного. По чур наше! || Арх. хрящеватая отмель, коса, гряда; нвг. чура , хрящ, крупный песок, дресва. || Чур , нар. и мжд. выражает условие, уговор, запрет, требование, постановляя что правилом, законом, мерилом, пределом. Чур меня! въ играх, не трогай меня, я в стороне. Чур меня от него! нвг. смл. не хочу его. Чур молчать! Чур пополам , о находке. Чуръ одному - не давать никому! то же. Цур ему , юж. ну его, чур с ним. Чурá ! тер. чур, стой или не тронь, более в играх. Чурá ть , кричать чур , оговаривая что хочешь. Чурай скорее находку, поколе кто не увидал! Чураться , ограждаться словом чур , зачурать себя самого. Чурайся от вражьей силы. Черти круг да чурайся, кричи: чур меня! || Быть чураему. || Уговориться в чемъ, и связать слово чуром . || Чураться чего, кого, юж. зап. удаляться, не любить, не хотеть, ненавидеть. Чураюсь я его , бегаю, удаляюсь, ненавижу. Чурá нье , действ. по гл. Чурá тель , -Чурá тельница , чурá ла об. кто зачурал что. Чуровó й , к чуру относящ. Если верно, что в Сиб. местами говор, чурить , вм. чурать , то вероятно чурила , чурилья отъ этого. Чуровá ться каз. зачураться заговором от чего, заговориться, дать себя заговорить. Чурукать вор. чурать и чураться. || Чурукать . чурюкать, вор. кур. вор. чирикать, свирестъть, откуда чурюкан , сверчекъ. Вычурать находку или зачурать ее. Насилу отчурался от него. Мы с ним почурались , уговорились. Перечурай снова .

Словарь славянской мифологии

Чур , в славянск. мифол. божество пограничн. знаков, покровительствовало приобретению и наживе. Символ - чурки и чурбаны, то есть межевые знаки.

У наших предков-язычников он был божеством не самого высокого ранга, однако имя его до сих пор повсюду знают и чествуют. Он почитался покровителем и сберегателем границ поземельных владений. На межах своих участков земледельцы насыпали бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не смел разрыть из опасения разгневать божество. Порубежная полоса считалась неприкосновенной, никто не мог переступить ее своевольно. В определенные дни глава семейства обходил владения по этой черте, гоня перед собою жертвенных животных, пел гимны и приносил дары божеству; здесь же, на некотором расстоянии друг от друга, ставились крупные камни или древесные стволы, носившие названия термов. В яму, в которой утверждался терм, клали горячие угли, хлебные зерна, караваи, плоды, лили мед и вино. Здесь все было подвластно Чуру, и место, где он главенствовал, а порою и показывался, получало таинственное освящение, и потому за черту родовых владений не дерзали переступить враждебные духи.

Позднее на межах начали ставить изображение самого Чура.

Олицетворяли Чура в деревянном изображении, имевшем форму кругляша, короткого обрубочка толщиной в руку. На. нем вырезались условные знаки, обозначающие владельцев того или иного участка земли. Такие обрубки сохранили древнее название свое в известных словах, уцелевших до нашего времени: чурбак, чурбан, чурка, чурбашка.

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Изготовление идола.

Збручский идол, ок. X века
Камень. Высота: 2,67 м


Идол, чур, лик, кумир, изваяние какого-либо языческого божества, духа или Силы. Идолы это изображения или резные изваяния, статуи (чаще всего из целикового ствола дерева, могут быть из камня или металла). Чуры или идолы использовались нашими предками для связи с богами, при жертвоприношениях, обрядах и других ритуальных действах, обычно помещались в специальных храмовых постройках или в красном углу дома.

Работа по изготовлению чура начинается с обращение к божеству, скажите ему что вы хотите сделать, спросите разрешения, если по каким-то причинам божество откажет, то вам будет очень сложно начать работу, могут также даваться какие-то знаки, на которые следует обратить внимание, ведь они укажут вам на то, как пройдёт работа. В любом случае, всегда можно попытаться задобрить божество, принеся ему дар или жертву. Хочу заметить что при изготовлении чуров навьих (тёмных, подземных) богов нижнего мира, жертву лучше приносить с самого начала работы, с обращения, и жертва отнюдь не пряники с сладостями.

После обращения, в случае если вам разрешили делать чура, идите в лес на поиски подходящего дерева. Перед тем как зайти в лес, поприветствуйте духов леса и Хозяина леса, лешего, изложите свою просьбу, ясно и кратко, принесите Хозяину лесному дары, если всё пройдёт так как нужно, то вам укажут на дерево которое можно взять. Подойдите к дереву, положите у корней подношение, пока дух дерева идёт лакомиться подношением, спилите ветку и уходите.

Чур Одина.
Gapþrosnir (Гапфроснир) - Одно из хейти (поэтических имён Одина)
что значит "Кричащий в иступлении", "
«разинувший рот в исступлении»"


Работа над чуром. Сама работа будет проходить в трансе, попытайтесь перед началом максимально настроиться, прочитайте побольше литературы о том божестве, лик которого вы будете вырезать, можете включить подходящую музыку, постарайтесь выбрать такое время, чтобы вас ни кто не отвлёк от работы и не помешал, идеальное место –природа, место можно также выбрать соответствующее божеству для большего погружения. Любые предварительные наброски исключены, да по большому счёты они вам не потребуются, больших навыков в резьбе не требуется, если вы всё сделали правильно и божество благосклонно, вам нужно будет просто срезать лишнее дерево. Завершается работа нанесение(вырезанием) чира, символа, рун или имени божества. В работе вы можете порезаться, это нормально. Когда чур будет готов, оставьте его на ночь, рядом налейте пиво, алкоголь или оставьте другую жертву.

Прим:
1. Срубленное дерево или ветку оставьте в сухом, не влажном месте для сушки, сушка может продолжаться от нескольких недель, до нескольких месяцев, для ускорения высыхания, уберите кору с дерева, но оставив её у комля, иначе дерево растрескается.
2. Подходит дерево богу или нет, можно узнать исходя из его свойств, напр; дуб- дерево Перуна или Тора и так далее, но если вы идёте за деревом в лес, порода дерева значения иметь не будет, в дереве нужно увидеть лик бога.
3. Оставляйте подношение у чура примерно раз в месяц, желательно в дни посвященные божеству.

http://chernorezie.ru/izgotovlenie_chura

Записан

Спасибо Гримвейг"у за приятную статью.
Со своей стороны хочу предложить вашему вниманию давнишнюю статью Дины Ши об этом, в ее исполнении, гораздо более навороченном процессе

Daene Sidhe
Дерево для идола

Дерево для идола (для фигуры божества), это не просто дерево. Чтобы божество впоследствие почтило своим вниманием ваше капище, вы должны очень тщательно выбрать и подготовить дерево.

Во-первых, порода дерева должна соответствовать той сущности, которая потом одухотворит идол своим присутствием. Не выбирайте дерево для рубки в чаще леса. Там деревья имеют больше влаги и растут, торопя друг друга, в гонке за порцией света. Древесина у этих деревьев не очень плотная и стойкая. Лучше выбрать дерево на опушке. Или растущее вовсе отдельно.

Следующее, на что нужно обратить внимание - кора. Очень внимательно осмотрите, насколько позволит ваш рост, кору выбранных деревьев. На коре не должно быть никаких повреждений от насекомых. Даже одна дырочка от короеда говорит о том, что дерево будет поедено раньше, чем вы приступите к вырезанию идола. Кроме того, нужно чтобы кора была ровной, не перекрученной. Если древесина ствола не прямослойная, т.е. дерево было повреждено и перекручено в юности, по коре это ясно видно. Идол из такой древесины растрескается, как бы тщательно вы ни сушили ствол. Разумеется, дерево не должно иметь дупел. Дупло, находящееся даже очень высоко от земли, может указывать на то, что сердцевина ствола повреждена уже гнилью.

Когда вы нашли подходящее дерево, соорудите у его корней алтарь божеству. Это может быть просто принесенный откуда-то большой камень, или кучка камней. Совершите обряд освящения алтаря и жертвоприношение божеству. Теперь, в течение года, вы должны посещать это дерево регулярно, совершать жертвоприношения на алтаре и следить за здоровьем дерева. Если ветер обломал ветвь - хорошо бы спилить расщепленный кусок и замазать спил садовым варом. Если что-то повредило кору - тоже замажьте варом поврежденное место, чтобы вредители, или грибок, не проникли под кору. Если за год дерево не было повреждено вредителями, лишайником, ураганом, значит божество согласно с вашим выбором.

Теперь вы можете приступить к следующей части процедуры. Вам необходимо найти молодое, одного-двух-трех лет, деревце той же породы, что и выбранное. Найти его нужно в чаще, т.е. там, где среди многих у него будет мало шансов выжить. Этот молодой побег вы должны попросить у леса и выкопать аккуратно (больше - руками), так, чтобы не повредить корни. Посадите его недалеко от взрослого дерева, которое вы собрались срубить. За молодым деревцем вам придется ухаживать, пока ствол старого не высохнет, срубленный.

Затем приготовьте большой ритуал. Во-первых, вам надлежит пригласить Дух дерева переселиться в новый дом, т.е. в молоденькое деревце. Вы должны сопроводить его при переселении соответствующими действиями. Во вторых, вы должны принести последнюю жертву на алтаре тому божеству, чей идол вы собираетесь резать. После этого нужно "освободить" алтарь и разрушить (у действующего живого аттаря дерево рубить нельзя). Если это один камень - откатите его в сторону. Если кучка камней - разбросайте камни. Сутки вы должны провести у корней старого дерево без еды. Можно пить только чистую воду. Через сутки, на рассвете, с первыми лучами солнца, спросите еще раз, переселился ли Дух в новое жилище (желательно присутствие жреца, могущего подтвердить "переезд") и нанесите первый удар топором. Пилить дерево нельзя - только рубить. Срубив (позаботьтесь, чтобы ствол не упал на саженец), обработайте топором пень, не оставляйте его "лохматым". Во-первых, аккуратный пень может послужить сидением усталому путнику, а во вторых, убережет корни от гнили, и если Духу дерева новое жилище не покажется, то от корня пойдет молодой побег, в который Дух и переселится из временного обиталища. Обрубите ветки от ствола и верхушку. Кору не снимайте и старайтесь не сильно повредить. Толстые ветви очистите от мелких - вы возьмете их тоже для изготовления мелких предметов. Потом тщательно уберите место. Соберите все веточки и щепки и сожгите их.

Следующий этап - сушка ствола. Для сушки нужно заранее соорудить навес в сухом, хорошо продуваемом ветром месте. Навес следует сделать так же, как делают крыши для стогов, т.е. чтобы его можно было поднимать и опускать при необходимости. Под навесом установите высокие козлы (чтобы бревно, на них лежащее, было на уровне вашей груди, как минимум). Длина навеса должна быть в оба конца немного больше длины бревна. Учтите, что сушка берет, в зависимости от толщины ствола, полтора-три года, иногда до пяти.

Уложив бревно на козлы, тщательно замажьте горячей смолой хвойного дерева торцы и срезы веток. Хотя рубка топором достаточно надежно закрывает поры, но это будет дополнительная защита от растрескивания древесины во время сушки. Соорудите рядом с навесом маленький временный алтарь божества, как раньше сооружали рядом с деревом. Время от времени совершайте жертвоприношения, окуривайте ствол дымом душистых трав и переворачивайте. Когда вы уезжаете надолго, опускайте крышу навеса низко - так, чтобы оставалась хорошая вентиляция, но чтобы дождь при ветре не попадал на ствол. В хорошую погоду крышу можно поднимать высоко, но чтобы солнце не попадало на дерево. Ветки от дерева, принесенные для мелких нужд, можно подвесить сушить пучком под самую крышу.

Узнать, что бревно высохло, можно, если приложить ухо и постучать по стволу. Сухое дерево ответит звонко и звук будет долгим. У еще сырого звук глуше и замирает сразу. В любом случае, сушка займет не меньше полутора лет.

Когда древесина суха, бревно, с подобающими ритуалами, ошкуривают. Режут фигуру божества неторопясь, с обязательными ритуалами очищения, строгой ритуальной диетой и прочими обрядами.

Когда христиане сжигали капища и кололи идолов на дрова, они не просто оскверняли святыни другой веры, не просто уничтожали произведения искусства другой культуры. Они убивали живую жизнь, взрастить которую много хлопотнее и дольше, чем родить и подрастить ребенка.

Сейчас статья находится здесь.

В древнеславянской мифологии представлено много разных богов, как верховных, так и рангом пониже. Одни покровительствуют природным явлениям, другие способствуют зарождению животворящей любви, третьи защищают от мирского зла, четвертые направляют на путь истины. Список можно перечислять долго, ведь у каждого Бога своя миссия на земле. Но самое главное – эти священные образы тесно взаимосвязаны между собой, поэтому даже низшие божества в славянской мифологии играют огромную роль в сохранении древних традиций всего народа.

Если вы впервые сталкиваетесь с оберегом Чур, не удивляйтесь – такой славянский амулет действительно существует, просто о нем сегодня очень мало информации, и мы постараемся это исправить. Священный символ олицетворяет собой защиту родового очага и сохранность границ частных территорий. Согласно преданиям, символ Чур имеет значение, схожее с римским Термом, который является хранителем родовых полей и границ.

Происхождение символа

После того, как верховный Бог славян Сварог завершил процесс сотворения мира, он поручил своему внуку Чуру по справедливости разделить земные владения между людьми. Легенда гласит: когда Бог Чур снизошел с небес на земную твердь, чтобы поделить территории, многие люди, стараясь привлечь внимание покровителя границ, начали наперебой выкрикивать «Чур, мое, Чур, мне!». Это выражение сохранилось в обиходе и сегодня.

Для обозначения частных владений Чур наказал всем людям установить на границах наделов деревянные столбы, которые никто не вправе был передвигать без ведома хозяина. Немного позднее из пограничных столбов люди начали вырезать идолы самого Бога, чтобы показать другим, что владения находятся под защитой могущественного покровителя, и отпугнуть нечистые силы. Со временем появились и первые славянские обереги с изображением символа Чура, которые стали использовать для защиты жилища и семейного очага.

Каково значение оберега

Помимо защиты личного имущества, Бог Чур также оберегает человека от злых духов, родовых проклятий и людских наговоров. Очень
часто наши предки использовали оберег Чур для очищения места проведения разных магических обрядов. В момент опасности люди часто выкрикивали «Чур меня, Чур», призывая тем самым на помощь великого покровителя. Как показывает практика, наиболее действенными являются славянские обереги из серебра, поскольку благородный металл увеличивает мощь внутренней энергии. Поэтому мы предлагаем вам купить оберег Чур именно в таком исполнении.

Словом «Чур» было принято обозначать магическое поле, которое способно сдерживать любую нечистую силу. Поэтому этот символ часто трактуют в значении «оградить себя кругом». Древнеславянские представления о Чуре, а также его истинная сущность и образ хранятся в самом языке. Например, слово «чур» — выражение, которое часто употребляется в значении границы, рубежа, а иногда даже его использовали для демонстрации собственного недовольства или неодобрения. «Чураться» – значит, отгораживаться, уходить в сторону, избегать. Оберег Чур помогает не только защитить дом и семью от любых поползновений извне, но также очищает от всего нечистого и злого.


Смысл и назначение чура - быть проводником Божественного, причем двусторонним. В этой статье мы расскажем вам о том, почему неоязыческие чуры не выражают суть русских Божеств, и как это можно исправить.

Тема создания чуров Русских Богов началась с того, как один товарищ из нашего круга после успешного проведения нескольких городских мероприятий по русской традиции захотел водрузить чур на месте основания г. Томска (Воскресенская гора). Ко мне поступила заявка от него о создании эскиза, поскольку с резчиком вопрос уже был решен и деньги, похоже, уже тоже были собраны.

Для меня тема эта была новая, хотя я был уже погружен в свое время в символику и иконографию Православной и Индуистской культуры. Обе культуры выделялись особым богатством создания художественных форм Божественного. И, зная тонкости и законы, по которым эти формы слагались, я понимал всю ответственность создания совершенно нового направления.

Многие скажут, что искусство создания чуров достаточно древнее. Но, у нас не сохранилось школы и не было передачи традиции. Конечно же, интернет изобиловал фотографиями работ нового поколения мастеров исконного языческого направления, но все это - новодел. И среди просматриваемых образцов очень сильно бросалось в глаза то, что все эти поделки совершенно были далеки от воплощения Божественности. Для меня, искушенного в созерцании совершенных форм Божеств Индуизма и взлелеянного душевным светом и теплом Русской иконописи, созерцание чуров неоязычества было просто мучительным. Мало того, что Божественного в принципе не проскальзывало в этих ликах, более того - они выражали зачастую жуткую агрессию или, в лучшем случае, жесткую суровость и на худой конец дремучую беспробудную печаль.

За державу, конечно же, было обидно. Причем первые мастера, задав эту волну, очень хорошо отрезонировали на этническом подсознательном. И эта печальная агрессия вкупе с дремучей суровостью буквально множилась и тиражировалась во всех ликах, за исключением самых примитивных форм, в которых вообще отсутствовало какое-либо настроение или передача смысла.

И вот с этим надо было как-то бороться. Надо было и в струю попасть, и с каким-то новозарождающимся каноном в созвучие войти, и в то же время Божественную струну не потерять. Ибо смысл и назначение чура - быть проводником Божественного , причем двусторонним.

Конечно, можно возразить, что, типа, чур - это абстракция и при обращении к Божеству мы, конечно же, обращаемся не к чуру и, соответственно, совершенно не важно какой он, типа, он просто точка в пространстве, которая обозначает координату взаимодействия человеческого и Божественного.

Согласен. Многие образы в иконописи тоже не блещут художественностью форм, но там есть четкий канон, который работает. Здесь же на почве вновь возрождаемой культуры таких канонов устоявшихся нет, как нет и канонических форм, наработанных веками духовными школами. Поэтому упор должен быть либо на содержание формы, либо на ее высокий с художественной точки зрения Образ. А еще лучше, чтобы было и то, и другое. Потому как мы стоим у истоков возрождения и то, что мы создадим сейчас, в последующем на это будут смотреть как на канон, и созданное будет вдохновлять и воодушевлять на поднятие духовного совершенства понимания Русской Божественности. Короче, те, кто полагает Начало - на тех ответственность за дальнейшее развитие всей культуры.

Вот с такими мыслями я и приступил, не смотря на то, что начало уже давно было положено до меня и, не смотря на то, что это начало меня совсем не устраивало. Ибо оно ничуть не возвышало Дух, а пробуждало сугубо нижний эмоциональный план, и этим самым низводило всю высоту моих духовных предков до уровня бытовой эйфории.

При создании Образа я, прежде всего, должен был пережить состояния единства с теми Божествами, образы которых я должен был воплотить. Естественно, этому предшествовали магические и теургические ритуалы жертвоприношений этим Божествам и формы их присутствия я знал. Но! Перевести касание Божественного плана и закристаллизовать богатство тонкого плана в простом образе - это задача многоуровневая. С одной стороны, я знаю технику переноса энергетического шельта на материальный предмет, но, с другой стороны, чур резать буду не я. С одной стороны, я способен визуализировать образ тонкого мира, но материал, на который он ляжет, может повести себя как угодно. Много «но».

И так, решая эти «но», я решил упростить задачу. Создать простой канонический образ, который бы максимально мог вместить в себя многоуровневость Божеств и в то же время быть не перегруженным. И просто на время изготовления чура удерживать свой духовный луч на изготовителе чура, так, чтобы он мог испытывать состояние Благости присутствия Божества и в этом состоянии чтобы хоть как-то улеглась на материал отливка лика Божественного.

Первый чур был Световит . Это четырехликий чур. Он объединяет в себе Свет всех основных Божеств - хранителей сторон света. Северный и Южный полюса держали Велес и Перун , Восток встречал Творец Сварог , и Запад хранила Мокошь . Самые яркие и вполне понятные Русскому сердцу Божества. Самые участливые во всех его жизненных перипетиях. Надо сказать, что душа резчика легко вошла в это состояние через свой Родовой канал. По моим ощущениям было видно, что он очень хорошо понимает землю на которой он живет и чур получился подобный монументу Божественной славы географического центра Евразии. Каждый лик светился доблестью и характером своего Божества, весь чур гудел как звук Единой струны. Когда его установили на горе, то освещение ликов практически шло само собой, словно по велению Божеств, ну так оно и было.

1. Лик Велеса.

2. Лики Велеса и Сварога.

3. Лики Велеса и Мокоши.

4. Лик Сварога.

5. Лик Перуна.

6. Лики Перуна и Мокоши.

7. Лик Мокоши.

8. Лики Мокоши и Велеса.

Резчик перед изготовлением основного чура вначале сделал макет, и вот макет еще как-то был окутан духом седой древности в обаянии своей простоты, но сам же основной чур, в отличие от макета, нес в себе ощущение неделимой Вечности существования Русских Божеств. После он еще сделал макет для меня, вольную копию для дистанционной связи с основным.

Позже мне заказали чур Перуна московские жрецы из Кремля В. Сундакова. Здесь, ощущая всю ответственность за чудо, стоящее в центральном месте паломничающих русов, я сделал упор на проработку формы и художественное исполнение эскиза. Попытался найти резчика альтернативного, но не срослось. Человек просто начинал воплощать себя и снова скатывался все к тем же понятиям агрессии и даже опустился глубже - в демонические пространства. В конечном итоге у него получился какой-то джин увешанный холодным оружием, хотя тот альтернативный резчик был из числа лучших в Томске, и был полностью в теме и воинских искусств, и русских традиций.

Просто у людей напрочь отсутствует чувство и понимание божественного, и Божество лепят по образу и подобию своего загнанного в угол безысходности психического состояния. И, все-таки, снова пришлось вернуться к предыдущему резчику. На этот раз отработав форму и эскиз, и описав словами, что и как, я так же передал эскиз через того же товарища. Но на сей раз я свой луч не настраивал на резчика, а просто передал мыслеформу, мне важно было, чтобы он сам сел на ту волну, которую он поймает из коллективного бессознательного. И да, он хорошо срезонировал с тем, что именно нужно было москвичам, именно с тем, чтобы они смогли понять в своих чувствах на данный момент.

Мы как бы пытались прорываться из дебрей коллективного подсознательного к чему-то хотя бы на ступень повыше по вектору Русского гения духовности. Он изготавливал большой макет под дальнейшую задумку 5-6 метров. В художественном плане чур был впечатляющ, но вот в передаче тонкого плана Божества чур все-таки по статусу соответствовал уровню воина, охраняющего границы своей Родины. Это далеко не уровень Божества, а уровень максимум служебного элементала. Чур явно выражал эмоциональный накал. Но я был рад уже тому, что это не была та «каноническая» агрессия и беспробудная суровость чуров неоязыческой волны. Эмоции этого чура были более изысканы и стройны и вполне были в духе Советского военно-патриотического реализма. Но это не было Божество по моим представлениям, чур не пробуждал духовного предстояния перед величием Перуна, Бога Небесного Закона прежде всего и Небесного воинства, как вытекающего из первого. Но именно Бога, а не вояки и не истового исполнителя сего Закона. А эти вещи нужно различать.

РОДОСЛОВНАЯ: Чур является внуком и , сыном , или Оберега.

ЛЕГЕНДА: Говорится, что войско , войско защитников нашего мира разделилось. Одна часть этого войска осталась на небе, а другая спустилась на землю, чтобы помогать всему живому и защищать от разных бед. Одним из тех, кто спустился с неба стал и Бог Чур. После того, как Сварог закончил создавать землю, он наказал своему внуку разделить эту землю между людьми. Когда Чур явился перед ними, те начали кричать, «Чур, мое, Чур, мне!». Так и повелось, — люди продолжают выкрикивать эти фразы до сих пор, — особенно дети. После того, как Чур раздал наделы земли, он приказал людям выстрогать из деревьев бревна, которые бы обозначали границы этих земельных участков. Никто не смел присваивать чужую собственность и передвигать эти бревна, которые со временем стали называть Чурами, или Чурками. Позднее из этих бревен стали вырезать самого Бога Чура и свои семейные знаки, чтобы напомнить всем, кто является истинным охранником и владельцем земли.

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Бог Чур считается очищающим, избавляющим от всего нечистого и злого. Чуром также называют Капь, образ Бога в изваянии. Без Чура невозможно довести до конца ни одного старославянского обряда, ибо он истинный защитник, вселяющий ужас во все нечистое.

В ЛИТЕРАТУРЕ. И вскоре увидел выпирающего из земли чуть выше колена деревянного бородача с кривой ухмылкой на черных губах. Середин облегченно перевел дух: Чур, хранитель границ. Есть, стало быть, жизнь в здешних местах, коли границы кто-то вымеряет. А.Прозоров, Тень воина (Ведун-7).

СТОРОЖ — обережный знак, принадлежащий Богу Чуру.

Знак чем-то похож на человека. В данном случае — человека, который сторожит границы. Знак оберегает и защищает, и, как следствие, способствует увеличению достатка и богатства. тоже привечают этот знак.

Знак может быть выполнен из любого материала: выжжен на бересте, вырезан из дерева, выплавлен из металла. Это может быть оттиск на керамике или вышивка на рушнике.

ОБЕРЕГИ: Обереги Чура помогают преодолевать чужие границы и охранять свои.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Чур, помимо охраны собственности, также защищает от злых духов и чертей, от наговоров и проклятий. Чура призывают для того, чтобы очистить место совершения обрядов для других Богов. Когда кто-то чувствует опасность, грозящую ему, он говорит, «Чур, меня, Чур!», — тем самым призывая уберечь себя от опасности. И Чур помогает, оберегает.

ПОДНОШЕНИЯ: Как и для всех богов, Чуру предлагают требу, — определенные продукты в качестве жертвы для того, чтобы удовлетворить его и поблагодарить за защиту. Треба для каждого Бога разная, для Чура это в первую очередь молоко и каша, а также зерно, хлеб и мед.

НА КАРТИНЕ Ю.НИКИТИНОЙ. Чур – Защитник, обернувшись , помогает одному из своего Рода

ДНИ В КАЛЕНДАРЕ: Требу нужно предлагать в определенные дни, для Чура это 27 июля, по-старославянски этот месяц называется Липень. В этот праздник хозяин не должен покидать своего дома, выражая этим самым Чуру свое почтение и уважение. Этот день также называется Кудесы, днем угощения домовых, которые находятся в подчинении у Чура, поэтому предлагать требу можно и Чуру, и домовому. Необходимо оставить кашу, завернув ее в теплое одеяло, чтобы она не остыла до полуночи. Требу Чуру предлагают несколько раз в году: 29 марта; 30 июня; 27 июля; 3 сентября, а также во всевозможные семейные праздники, когда домочадцы накрывают стол не только для себя, но и для Чура. Еще хозяин земельного участка должен предлагать требу Чуру каждые 12 лет в благодарность за защиту и покровительство. Тот, кто предлагает Чуру требу должен быть чист сердцем, ибо никто не может так разгадывать зло в человеке, как Чур.

МЕСТО ПОКЛОНЕНИЯ: Конечно, лучше всего требы на капище приносить, хорошо подойти к пограничных столбам — славянским чурам, но если такой возможности нет, то любой межевой знак можно знаком Чура считать.

В ПАМЯТИ РУССКОГО ЯЗЫКА: До сих пор, играя в прятки, дети повторяют присказку — «Чур, за меня, Чур — за тебя!», видимо, так было принято — призывать в свидетели бога границ.

ЛИТЕРАТУРА. …Я не кулаком, я словом недругов бью, - пожал плечами Середин. - Хочешь, у тебя сейчас рука отвалится? Алыбды, дуан рых, механуралмашзавод…

Чур меня, чур меня, - мгновенно побледнев, попятился ратник, закрываясь щитом. А.Прозоров, О.Янковский, Ключ времен (Ведун-5)

ЛИТЕРАТУРА. Отец, хотя сильно выпивши был, даже отшатнулся, потрезвел и заклятье сделал: — Чур, чур, чур! Не слушай, наша избушка-хороминка! Не тут слово сказано!. П.Бажов, Голубая Змейка

От слова ЧУР — ЧУРАТЬСЯ чего-нибудь — отодвигаться, отгораживаться, оберегать себя, проводить границу между собой и этим явлением.

И есть еще слово ОКОЧУРИТЬСЯ — замерзнуть, заледенеть, умереть, стать абсолютно неподвижным — таким же неподвижным, как неподвижен Чур на своих границах.

Если нам что-то не нравится, то мы говорим — ну это уже ЧЕРЕСЧУР — это переходит всякие границы.

А иногда мы употребляем слово ЧЕРЕСЧУР, когда хотим сказать, что какие-то качества человека нас не устраивают по каким-либо параметрам: через чур молоды (для женитьбы) , через чур азартен (для бизнеса), через чур много знает (уж не шпион ли?) и т.д. и только через чур счастлив — это всегда хорошо!

Ну и, наконец, — ВЫЧУРНЫЙ — учитывая что у славян местоимение ВЫ носило негативный оттенок (вспомните знаменитое «Иду на Вы!» князя ) — то вычурный — это то же, что и чересчур — за границами Чура — не для нас.

Кумиров славянских богов иногда называют ЧУРАМИ, и это правильно, ибо они — всегда на границе и стоят.

В ЛИТЕРАТУРЕ: Прислушиваясь к ночным звукам, он узнавал за дверями шаги домового, у которого, как известно, козлиные копыта, на ветвях деревьев плакали, как малые дети, навы, на крыше хохотали дивы, а под огнищем в землянке шевелились чуры - души предков., С.Д.СКЛЯРЕНКО «Святослав»

В геральдике — Чуру соответствуют пограничные столбы, например на гербе г.Константиновский Амурской области; МО Бабушкинское (г.Москва) и п.Пограничный Приморского края

Пограничные столбы на гербе г.Константиновский; МО Бабушкинское и п.Пограничный

Иногда считают, что Чуру посвящены все межевые столбы и верстовые столбы

Верстовые столбы на гербах СП Яменское; пос.Старая Купавна и г.Черемхово

Верстовые столбы на гербах СП Яменское Воронежской области; пос.Старая Купавна Московской области и г.Черемхово Иркутской области.

Герб Печенгского района

БОГИ ГРАНИЦ У ДРУГИХ НАРОДОВ. У римлян богом границы был Термин. И в честь незыблемости границ (ну и в честь бога, разумеется) устраивался праздник — Терминалий (теперь понятно, откуда берут свое начало терминалы?) Самое интересное — это дата проведения праздника — 23 февраля.

Пограничный столб — ЧУР — на гербе Печенегского района Мурманской области

(1)Подборка для сайта выполнены Ayam и Наталией.

Фото оберегов Чура найдены на просторах Интернета.