Как проводится 40 день. Можно ли отмечать годовщину смерти близких раньше. Приближение решающей даты

Страх перед неизвестным – естественная реакция, заставляющая даже самого отъявленного атеиста пусть и в минимальной степени поверить и придерживаться определённых правил поведения в процессе, до и после похорон.

Для того, чтобы помочь душе усопшего легко покинуть материальный мир, нужно не просто знать рекомендации, но и понимать их глубинный смысл. О том, как правильно вести себя, если в семье случилось подобное горе, знают не все. Поэтому мы составили подробную статью с описанием правил, что можно и нельзя делать.

В православии поминки после смерти проводят 3 раза. На третий день после смерти, на девятый, сороковой. Суть ритуала заключается в поминальной трапезе. Родственники, знакомые собираются за общим столом. Вспоминают усопшего, его добрые дела, истории из жизни.

На 3 день после смерти (в этот же день проводят и похороны) собираются все желающие почтить память покойного. Христианина сначала везут на обряд отпевания в церковь или часовню кладбища. Некрещеных усопших, после прощания с домом, сразу везут на кладбище. Затем все желающие возвращаются в дом на поминки. За этот поминальный стол семья умершего не садится

— В первые семь дней после смерти человека не выносите из дома никаких вещей.

На 9 день после смерти родственники идут в храм, заказывают поминальную службу, дома накрывают второй поминальный стол, почтить память усопшего зовут только близких родственников. Поминки напоминают семейный обед, с той разницей, что фото покойного стоит недалеко от трапезного стола. Рядом со снимком усопшего ставят стакан с водой или водкой, ломтем хлеба.

На 40 день после смерти человека устраивают третий поминальный стол, приглашают всех желающих. В этот день обычно на поминки приходят те, кто не смог присутствовать на похоронах. В церкви заказываю Сорокоуст - сорок литургий.

— Со дня похорон и до 40-го дня, вспоминая имя умершего, мы должны произносить словесную формулу-оберег для себя и всех живых. Одновременно те же слова являются символическим пожеланием для умершего: «Земля ему пухом» , тем самым высказывая пожелания, чтобы душа его оказалась в раю.

— После 40-го дня и на протяжении трех последующих лет мы будем говорить иную формулу-пожелание: «Царствие ему небесное» . Тем самым мы желаем умершему загробной жизни в раю. Слова эти должны быть адресованы любому умершему, независимо от обстоятельств его жизни и смерти. Руководствуются при этом библейской заповедью «Не суди, да не судим будешь» .

— В течение следующего за смертью человека года ни один из членов семьи не имеет морального права принимать участие в каком-либо праздничном торжестве.

— Ни один из членов семьи умершего (включая и вторую степень родства) не мог в период действия траура выходить замуж или жениться.

— Если в семье умер родственник 1 -2-й степени родства и после его смерти еще не прошел год, то такая семья не имеет права красить яйца на Пасху в красный цвет (они должны быть белыми или какого-либо иного цвета - синего, черного, зеленого) и соответственно принимать участие в торжествах пасхальной ночи.

— После смерти мужа жене запрещается на протяжении года что-либо стирать в тот день недели, в который случилась беда.

— На протяжении года после смерти все в доме, где жил умерший, остается в состоянии покоя или постоянства: нельзя делать ремонт, перестановку мебели, ничего не отдают и не продают из вещей умершего, пока душа умершего не достигнет вечного покоя.

— Ровно через год после смерти в семье умершего справляют поминальную трапезу («угодю») - 4-й, завершающий поминальный семейно-родовой стол. Необходимо помнить, что живых нельзя заранее поздравлять с днем рождения, а завершающий поминальный стол следует устраивать либо ровно через год, либо на 1-3 дня раньше.

В этот день надо пойти в храм и заказать панихиду по усопшему, сходить на кладбище - проведать могилу.

Как только завершится последняя поминальная трапеза, семья снова включается в традиционную схему праздничных регламентаций народного календаря, становится полноправным членом общины, имеет право принимать участие в любых родовых торжествах, в том числе играть свадьбы.

— Памятник на могиле можно ставить только по истечении года после смерти человека. Причем необходимо помнить золотое правило народной культуры: «Не чапай зямлю пасля Пакравоу да Радаунщы». Это значит, если год по умершему пришелся на конец октября, т.е. после Покровов (и на весь последующий период вплоть до Радуницы), то памятник можно будет поставить только весной, после Радуницы.

— После установки памятника крест (как правило, деревянный) еще на год кладут рядом с могилой, а потом выбрасывают. Его можно также закопать под цветник или под могильную плиту.

— Жениться (выходить замуж) после смерти одного из супругов можно только через год. Если женщина выходила второй раз замуж, то полноправным владельцем-хозяином новый муж становился только через семь лет.

— Если супруги были венчаны, то после смерти мужа его кольцо забирала жена, и если она больше не выходила замуж, то ей в гроб клали оба обручальных кольца.

— Если же муж хоронил жену, то ее обручальное кольцо оставалось с ним, а после его смерти оба кольца клали к нему в гроб, чтобы, встретившись в Царствии Небесном, сказать: «Я принес наши кольца, которыми нас венчал Господь Бог.

— На протяжении трех лет отмечают день рождения умершего и день его смерти. По истечении этого срока отмечается только день смерти и все годовые церковные праздники поминовения предков.

Не все из нас умеют молиться, а тем более не знают молитвы по умершим. Выучите несколько молитв, которые, может быть, помогут обрести вашей душе покой после невосполнимой утраты.

Посещение кладбища в течение года

На протяжении первого года и всех последующих лет на кладбище можно ходить только по субботам (кроме 9, 40 дня после смерти и церковных праздников почитания предков, таких, как Радуница или Осенние Деды). Это признанные церковью дни поминовения умерших. Постарайтесь убедить своих родственников, что постоянно приходить на могилу к умершему не следует, тем самым они наносят вред своему здоровью.
Посещайте кладбище до 12 часов дня.
Какой дорогой вы приходите на кладбище, такой и назад возвращайтесь.

  • Мясопустная суббота - суббота на девятой неделе перед Пасхой.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на второй неделе Великого поста.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на третьей неделе Великого поста.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на четвертой неделе Великого поста.
  • Радуница - вторник на второй неделе после Пасхи.
  • Троицкая суббота - суббота на седьмой неделе после Пасхи.
  • Дмитриевская суббота - суббота на третьей неделе после .

Как правильно одеться на годовщину смерти?

Одежда на годовщину смерти имеет немаловажное значение. Если перед поминальным обедом планируется поездка на кладбище – следует учитывать погодные условия. Для посещения церкви женщинам необходимо подготовить головной убор (платок).

На все похоронные мероприятия следует одеваться строго. Неприлично будут смотреться шорты, глубокое декольте, банты и рюши. Яркие, пестрые цвета лучше исключить. Деловые, офисные костюмы, закрытая обувь, строгие платья приглушенных тонов – уместный выбор для траурной даты.

Можно ли делать ремонт после похорон?

По приметам, не относящимся к православию, ремонт в доме, где жил умерший нельзя делать в течение 40 дней. Нельзя делать никаких изменений в интерьере. К тому же все вещи усопшего необходимо выбросить по истечении 40 дней. А на постели, на которой умер человек, вообще нельзя спать его кровным родственникам. С этической точки зрения, ремонт только освежит состояние скорбящих по потере людей. Поможет избавиться от напоминающих о человеке вещей. Хотя многие в память об ушедшем близком стремятся оставить себе кое-то из принадлежащего ему. По приметам, делать этого опять же не стоит. Посему ремонт будет хорошим решением во всех случаях.

Можно ли убираться после похорон?

Пока покойник в доме нельзя убирать и выносить мусор. По поверьям считается, что умрут остальные члены семьи. Когда покойника вынесли из дома, необходимо тщательно вымыть пол. Делать это кровным родственникам запрещено. Православная церковь также отрицает этот пункт и считает его суеверием.

Ценность любой жизни во многом соотносится с тем, что она рано или поздно заканчивается. Согласно православной традиции, после похорон душу покойного ожидает переход в мир иной. Считается, что дальнейшая участь человека зависит не только от совершенных им при жизни деяний, но и от того, как его поминают родственники и друзья. Особое значение для самоопределения души в загробном мире имеют 9 и 40 дни после смерти. Так как же их следует отмечать?

Общие правила поминок

Православные организуют поминки, чтобы отдать дань уважения покойному родственнику. Люди вспоминают добрые дела, совершенные человеком при жизни, отмечают его положительные качества. На поминках ни в коем случае нельзя скандалить, спорить или ссориться. Негативные эмоции родственников и друзей, как говорится, могут осложнить путь душе покойного в лучший мир.

По этой же причине неуместны рыдания, отчаяние и громкие сожаления об уходе любимого человека. В православной традиции смерть считается неизбежным и закономерным исходом жизни, это вовсе не трагедия. Верующие люди полагают, что хорошему человеку не стоит бояться Божьего суда. Поэтому на поминках принято вести себя спокойно, сдержанно и доброжелательно.

Совместная трапеза объединяет родственников, друзей и сослуживцев умершего. Рассылать приглашения на поминки не положено. Считается, что все, кому это важно, сами должны поинтересоваться о месте и времени данного события. Но не возбраняется невзначай упомянуть в разговоре о хлопотах по поводу организации поминальной трапезы, которыми заняты родственники. Это подскажет человеку, что ему следовало бы прийти, если он сам сочтет необходимым присутствие на данном мероприятии.

Несмотря на русские застольные традиции, православные поминки не предполагают употребления спиртных напитков. Хотя это правило зачастую нарушается, ведь устоявшиеся в народе представления о достойных проводах покойного в мир иной в этом вопросе не совпадают с религиозными канонами. Но в любом случае, поминки не должны превращаться в банальную пьянку, ведь это сакральное действо, а не повод для веселья и плясок.

Как правило, на поминки принято одеваться скромно, в одежду темных тонов. Для женщин обязательны платки. Если умерший был пожилым человеком, то родственники усопшего носят траур в течение 40 дней с момента его смерти. По трагически ушедшим из жизни молодым людям – мужьям, женам, детям – скорбят до 1 года, все это время придерживаясь темных тонов в одежде.

9 дней – начинаются мытарства души

Согласно религиозным канонам, на девятый день после смерти начинаются так называемые мытарства души, когда она преодолевает различные препятствия, созданные грехами. В этом покойному помогают ангелы. В результате, добрые дела, совершенные человеком при жизни, должны перевесить его нехорошие поступки.

Поминки, организованные на 9 день, призваны помочь душе усопшего преодолеть все преграды на пути к вечной жизни. Поэтому на эту дату родственники заказывают в церкви заупокойный молебен, ставят свечки перед иконами и читают молитвы, чтобы Всевышний принял душу умершего в свое Царствие. А в доме можно зажечь лампаду в память об ушедшем человеке.

В этот день родственники и все, кто чувствует потребность в этом, посещают могилу, приносят туда цветы. Считается, что человеку, душа которого начала этап покаяния и очищения от грехов, важно то, как вспоминают о нем живые, молятся ли о нем.

Обязательным блюдом во время поминальной трапезы является кутья. Это каша, которую готовят из цельных зерен пшеницы (реже из ячменя, риса или другой крупы) с добавлением орехов, изюма или других сладостей, блюдо поливают медом или медовой сытой. Как правило, кутью подают в самом начале поминок.

Перечень угощений, предлагаемых гостям на 9 день, различается в зависимости от региона России. Но есть и общие моменты. Сразу после кутьи подают первое блюдо – суп или щи. Второе может быть мясным или постным, все зависит от того, на какое время пришлось поминовение. Кроме того, на столе часто находятся рыбные блюда и студень. А заканчивается трапеза блинами или оладьями.

Из напитков, которые традиционно пьют на поминках, следует упомянуть компот, квас и кисель. Хозяева могут также приготовить различные каши, пироги, голубцы, фаршированный перец, овощные салаты. Кроме того, на столе обычно стоят яблоки и другие фрукты.

На 9 день после смерти родственника принято подавать людям милостыню в церкви и на кладбище с просьбой помолиться за упокой души умершего. Угощенья, оставшиеся после поминок, также раздают.

40 дней – окончательное прощание

Очень важной вехой в прощании с покойным являются 40 дней после его смерти. Именно в это время душа человека, как считается, окончательно покидает наш бренный мир. Для православных это значимая дата, которая отделяет земную жизнь от вечной.

По истечении 40 дней душа может в последний раз посетить важные для нее места, повидать родственников и друзей, а затем на Небесах принимается окончательное решение о дальнейшей судьбе покойного. Поэтому данные поминки очень важны, ведь добрые слова, сказанные людьми об усопшем, обязательно будут учтены Высшим судом.

В этот день непременно следует заказать заупокойную службу в церкви, молиться о душе умершего. Во время поминальной трапезы запрещено не только употреблять алкогольные напитки, но и петь песни и веселиться. Угощенье, как правило, мало отличается от поминок на 9 дней, разве что вместо первого блюда подаются разнообразные салаты. Кутья и сдобные блины или оладьи являются обязательными блюдами этой трапезы.

За столом на 40 дней принято вспоминать не только покойного, но и других родственников, покинувших мир живых в обозримом прошлом. Гости по очереди произносят поминальные речи. А человек, которому предоставлено слово, должен вставать. Затем покойного обязательно следует почтить минутой молчания.

На 40 дней вещи умершего следует раздать тем, кто в них нуждается. При этом людей просят помянуть покойного добрым словом. Родственники оставляют себе только фотографии и другие предметы, ценные как память о дорогом человеке. Если какую-то из вещей покойного никто не взял, то ее нельзя выбрасывать, а следует отнести в храм или отдать на благотворительность.



После смерти близкого нам человека, после первых горьких минут и часов, становится ясно - что-то нужно делать, как-то подготовить его к переходу в царствие небесное. И близкие умершего начинают лихорадочно соображать, расспрашивать, узнавать - что делать, как правильно похоронить, отпеть, что можно делать, что под запретом, каков порядок проведения поминального обряда и т.д.

Обычно сразу обращаются к местному священнику из близлежащего храма (или, если человек воцерковленный был, с храма, который он посещал). Священник даст правильные советы насчет поминального обряда, и все как-то совместными силами с близкими и друзьями образуется.

Но вот человека похоронили, отпели, панихиды отслужили. Что дальше? Проходит немного времени, и начинает беспокоить вопрос: как организовать дату 40 дней после смерти, что делать, как поминать, чтобы помочь душе умершего, а не навредить. И здесь важно помнить, что у нас сохранилось много языческих пережитков, им следовать не нужно, если желаете умершему на том свете помощь оказать.

Что происходит с умершим человеком

Конечно, точно никому это не может быть известно, но, церковь нам вещает, что человек, распростившись со своим бренным телом, душой вечен, и ему приходится перенести расставание с телом, близкими, знакомым жизненным укладом, и так далее. Ему, вернее, уже его душе, это очень трудно, и ей нужна наша помощь. Первые 3 дня душа еще возле тела находится, почему по православной традиции его на третий день предают земле. Потом душа начинает постепенно в иной, поднебесный мир переходить. И этот переход наиболее важен, потому как предстоит душе страшные мытарства пройти, на которых бесы будут ему преграды ставить из его плохих дел, ангелы же будут им в противовес выставлять все добрые дела, которые человек при жизни совершал. И тут важно - что победит? Сколько добрых дел ляжет на чашу весов против злых?

К сожалению, мы все люди грешные, и всякого плохого много к концу жизни собирается. Но - если все же успел покаяться и от грехов душу очистить, да добрых дел накопить - переход куда легче будет. А если нет? Что же, так любимого умершего человека и бросить, что называется, на произвол судьбы? Нет, мы должны быть милосердными, и позаботиться о помощи ему. Потому как сам человек, распростившись с телом, уже не может ни в чем себе помочь и участь свою изменить. А мы, оставшиеся на земле, можем помочь. Молитвами, добрыми делами, милосердием, исправлением своих же недостатков и так далее.

На 40-й день душа покойного проходит (или не проходит) воздушные мытарства и предстает на частный суд пред Вседержителем. Исходя из того, как он жизнь прожил, ему будет определено временное место обитания. До Страшного суда, после которого уже совсем ничего изменить нельзя. Так вот, за это время можно еще и нужно душе его помочь - молиться, просить у Господа прощения для его души, раздавать милостыню и т.д.

40 дней после смерти: как поминать .




Пойти в храм, подать записочки на Литургию на помин души усопшего;
заказать панихиду, а еще лучше - сорокауст (это возможно в монастыре, или храме, в котором Литургия проводится ежедневно);
организовать поминки 40 дней, собрав самых близких усопшему людей;
перед самой трапезой нужно либо самим помолиться, либо пригласить священника, который краткую литию сослужит. И тогда уже с молитвой к трапезе приступать;
что касаемо трапезы - правила поминального обеда гласят: на столе должно быть колево в обязательном порядке, блюда простые и сытные, без изысков (не свадьбу пришли они праздновать, и наедаться до отвала, а почтить память близкого человека);
ежели время поста выпадает на сорок дней, то и трапеза, соответственно, также постной должна быть. В такие дни варят борщ, делают постные салаты, жаркое без мяса, рыбу и так далее.

Что нельзя делать

Не выставлять на стол алкоголь, или же, если уж без него никак - взять вино, легкое, дабы упиванием за поминальным столом не оскорбить память умершего;
за столом не принято разговоры о новостях вести, судачить, обсуждать кого-то, или вспоминать недобрым словом умершего. Поминальная трапеза для того предназначена - чтобы о добрых делах и поступках человека рассказать, помянуть его хорошим словом. Помните, в народе сказано: «о покойном либо хорошо, либо никак»?

Многие задаются вопросом: что нельзя делать до 40 дней после смерти родственника? Даже если он и плохим, по вашему мнению, был человеком - нельзя его хаять, вспоминать плохие поступки - нужно просто милосердно простить, и просить ему прощения у Господа. Еще спрашивают часто – а если снится он близким, что делать? Да просто молится, и все. Ему, кроме наших молитв и добрых дел, ничего не нужно уже.

Часто спрашивают: 40 дней после смерти поминки день в день или можно позже делать? Принято отсчитывать именно со дня смерти, он выступает первой датой, даже если незадолго до полуночи человек умер.

Посещение кладбища




Зайдите в храм, записочку напишите. Нужно только понимать - ежели человек не крещеный был, за него нельзя подавать на Литургию. Потому как там молятся только за членов Церкви Христа. А вот самим молиться можно и нужно, особенно до наступления 40 дней, когда душе усиленная помощь нужна. Раздайте вещи покойного, помогите неимущим, больным, подайте милостыню с мыслью или словами - за упокой души р.б. такого-то. А потом закажите панихиду, в лучшем случае - сорокауст. Принесите в храм продукты, положите на поминальный столик, свечки на канун поставьте, к иконам приложитесь. Любимым святым помолитесь с просьбой поддержать там душу умершего своими молитвами ко Вседержителю.

Молится ли за самоубийц?

Конечно, даже если человек своей доброй волей этот мир покинул, и грех большой совершил, все равно молиться нужно за него. Только дома - церковь не молится за покончивших жизнью людей, потому как они отвергли Господа, который им эту жизнь подарил и устраивает все, как нужно нам. На 40 дней вы можете лишь на кладбища прийти, да дома в узком кругу помолиться, вознося просьбы о помиловании его души, прибавляя «ежели это возможно».

Кто-то спрашивает - можно ли до 40 дней стричься, сколько траур держать и так далее. Никто вам не ставит ограничений, и усопшему это все равно, собственно, каким днем вы это делать будете. Это лишь для людского глаза все может быть только важно, как пышные памятники и всякая мишура. Ваша память добрая, ваши молитвы, посещение храма, просьбы о молении за усопшего, милосердие - все, что ему нужно. И нужно постараться это максимально хорошо сделать, ведь никто, кроме вас, ему не может помочь.

Самая важная поминальная трапеза обычно проводилась на сороковой день поминок . На сороковой день считалось что душа окончательно покидает землю и отлетает далеко в потусторонний мир к Богу, ожидать дня божьего суда, и в этот день ей назначается по её заслугам при жизни и силе молитв за неё после, то место, где она будет находиться это время.

До 40-го дня поминок, усопший именуется новопреставленным, а в сами поминки 40 дня дополнительно заказывают в церкви сорокоуст или панихиду, за что обязательно платятся деньги. Раньше имена умерших записывали в годовое поминовение — синодик .

Зачем делаются поминки на 40 дней

А еще по одному народному поверью именно на 40 вой день поминок на целые сутки душа возвращается в родной дом, и уходит только после того как её проводят. Поэтому считалось что если «проводины » не устроить, то его душа будет мучатся, поэтому 40вому дню от смерти предавалось особое значение, день смерти кстати считался за первый день.

Иногда к такому приходу души даже тщательно готовились, стелили с вечера постель белой простыней и накрывали одеялом. К такой постели никто не должен был прикасаться, так как она была постелена именно для умершего.

Также часто в углу дома после похорон вешали полотенце и оставляли его висеть так 40 дней, так как по поверьям душа умершего продолжает сорок дней ходить по знакомым ему местам, а когда пролетает через дом, каждый раз обтирает полотенцем свое лицо. Происхождение этого ритуала вероятнее всего связано с тем что полотенце у славян считалось символом пути, указателем доро­ги домой.

Также имело значение, приходилась ли поминальная трапеза на постный день, так как если это происходило, то меню самой трапезы менялось соответственно требованиям поста. А если поминки приходились на будний день великого поста, то они переносились на ближайшие к ним выходные дни, называлось встречное поминовение.

Делалось это потому что в выходные дни совершаются большие Божественные литургии и панихиды. А поминальные дни, которые приходились на первую неделю после Пасхи (Светлую седьмицу ) и на понедельник второй пасхальной недели, переносились на специальный день поминок .

Что говорят на поминки 40 дней?

Часто за столом вспоминались заодно и все умершие предки и родственники, а сам недавно умерший представлялся как воплотившийся и находящийся вместе со всеми за общим столом. Часто хозяева даже кланялись и обращались к свободному месту для покойника со словами «Кушай-ка, родименький ».

Теоретически эта традиция пошла от апостолов, которые после Вознесения Иисуса все равно продолжали ставить его долю хлеба и вина, так же как если бы он был с ними.

Место где обычно сидел покойный при жизни никто не занимал , вместо этого обычно спинку стула украшали траурной лентой или веткой ели, а вместо еды ставили пустую тарелку с перекрещенной на ней ножом и вилкой. Иногда если на сороковой день приходил священник, он садился во главе стола, а место покойного находилось справа от него.

Часто также оставляли рюмку водки и кусок черного хлеба, но это также отголосок языческих обрядов. Иногда эту рюмку с водкой оставляли до 40вого дня смерти, а когда водка убывала, то говорили что покойный её пьет. Также иногда оставляли водку с закуской и на самой могиле.

Современной Церковью считается, что на православном столе гораздо лучше заменять рюмку водки, рюмкой со святой водой . Да и вообще эта традиция теоретически по своему происхождению просто показывает, что умерший человек, все еще находиться рядом с нами.

Поэтому особенно если усопший не пил алкоголь, и не ел черного хлеба совершать данный ритуал в таком виде просто странно и даже не совсем адекватно. Лучше выбрать что-то из того что любил человек при жизни, если это предназначается ему, то однозначно будет более правильно, хотя есть и другие мнения на этот счет, но мы их обсудим как ни будь отдельно.

Как долго проводиться поминальный обед и поминки?

Сидели на поминальном ужине обычно довольно долго, особенно на 40 дней поминок, даже существовала такая примета, что тот, кто уйдет первым с поминок скоро умрет. Но думаю, эта традиция появилась чтобы подольше растянуть поминки и лишний раз помянуть усопшего.

После поминальной трапезы родственникам надо было сходить в баню помыться , хотя желательно это было сделать до захода солнца, но часто этого не успевали сделать, естественно это также было частью процедуры очищения.

Если таки еда с поминального стола оставалась, то на ночь её просто со столовыми приборами накрывали тканью, и посуду тоже обычно не мыли в этот день.

Ночью не плакали чтобы «не призвать умершего с кладбища» , также по этой причине во всем доме на ночь плотно закрывались окна и двери. Это также было частью ритуала для того чтобы покойный не вернулся, если днем таки не получилось запутать следы назад к дому, а также думаю чтобы минимизировать плачь родственников, и дать им поспать после тяжелого дня и печального события.

Милостыня на 40 дней

Также существует так называемая «тайная » или «потаенная » милостыня . Суть ее в том, что родственники сорок дней время от времени раскладывали по крыльцам и окнам бедных соседей в милостыню и подаяние, немного денег, хлеба, блины, яйца, иногда какие-то вещи коробки спичек, платки, куски ткани и немного одежды. В теории такая «тайная» милостыня обязывала соседей молиться за усопшего, и даже те, кто забирали эту милостыню, прини­мали на себя часть от грехов души усопшего.

Иногда гостям поминок раздавали деревянные ложки , и когда в последствии люди ели этими ложками они при еде невольно вспоминали о человеке, в честь которого проводились поминки. Иногда с той же целью на похоронах родным раздавались платки, которые они должны были хранить в память об усопшем и вспоминая его мысленно добрым словом.

Траур и тужение

После этого близкие родственники погибшего старались соблюдать траур «тужение », обычно он длился до 40 дней , в некоторых случаях полгода и даже год. В траур старались не проявлять сильных горестных эмоций, а больше думать о смысле жизни, также считалось, что лучше не стричься и не следить за траурной одеждой, что также могло расцениваться как неуважение усопшего.

Иногда на траур также останавливались все часы в доме и занавешивались зеркала. Женщины должны были носить платок, а мужчины часто носили траур только по важным датам и во время погребения, а в остальное время ходили в обычной одежде. Также считалось за правило не устанавливать постоянный памятник на могиле раньше, чем через год со дня смерти.

На этом проведение поминок, приуроченных к смерти часто заканчивалось, и дальше проводились в основном традиционные поминки на общие и приравниваемые к ним церковные праздники.

Посмертные поминки на 40 дней не так сильно отличались от поминок в другой день, просто старались сделать их более тщательно, так как они были самыми главными, но в поминках остальных дней, соблюдались примерно те же традиции и правила. Славяне издревле проводили свои общие поминки предков своего рода также примерно по тем же датам, из которых самыми главными для поминания считались масленица и родоница.

Более детально Традиции Поминок древних славян, а также и , мы обсудим в следующих статьях, оставайтесь в хорошем состоянии духа в любых даже самых сложных ситуациях, и уж тем более научитесь ценить если у вас все хорошо, тогда это хорошо будет происходить с вами все чаще, чего вам и желаю.

8.1. Как выдержать горе при смерти близкого человека? Скорбь разлуки с почившим может быть утолена лишь молитвой о нем. Христиане веруют, что жизнь со смертью не кончается, что смерть тела не есть смерть души, что душа бессмертна. Поэтому провожать душу усопшего надо в тихой молитве. «Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь. С упокоением умершего успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» (Сир.38:20, 21, 23). 8.2. Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер? Обычай завешивать зеркала в доме, где произошла смерть, частично происходит из поверья, что тот, кто увидит в зеркале этого дома свое отражение, тоже скоро умрет. «Зеркальных» суеверий много, некоторые из них связаны с гаданиями на зеркалах.

А там, где магия и колдовство, неизбежно появляются . Завешанное зеркало никак не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Господа.

– Прощальное целование умершего происходит после его отпевания в храме. Целуют в венчик, положенный на лоб покойного или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.

8.4. Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?

– После отпевания умершего икону можно взять домой, а можно оставить в храме. В гробу икону не оставляют.

8.5. Что положено употреблять в пищу на поминках?

– По традиции после погребения собирается поминальный стол. Поминальная трапеза является продолжением богослужения и молитвы об усопшем. Поминальная трапеза начинается с вкушения принесенной из храма кутии. Кутия или коливо – это вареные зерна пшеницы или риса с медом. Также вкушают блины, сладкий кисель. В постный день и пища должна быть постной. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добрыми словами о почившем.

К сожалению, укоренился плохой обычай поминать за этим столом усопшего водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой дни. Это грешно и постыдно со стороны христиан – совершать такое поминовение, приносящее невыразимую скорбь новопреставленной душе, которой в эти дни выносится решение Божьего Суда, и она жаждет особенно усердной молитвы к Богу.

8.6. Как помочь усопшему?

– Облегчить участь усопшего вполне возможно, если творить за него частые молитвы и . Хорошо ради усопшего потрудиться для Церкви или в монастыре.

– Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы включительно), то читают Пасхальный канон. Вместо Псалтири на Светлой седмице читают Деяния святых апостолов.

8.8. Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ничего отдавать из вещей умершего. Верно ли это?

– Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. После смерти, когда душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия. Надо делать добро за усопшего: жертвовать в монастырь, в церковь, раздавать вещи умершего, покупать священные книги и дарить верующим со дня его смерти до сорокового дня и после него. В 40 дней после смерти душа определяется в то место (блаженства или мучения), в котором она будет пребывать до Страшного Суда, до второго Пришествия Христова. До наступления Страшного Суда можно изменить загробную участь усопшего усиленной молитвой за него и милостыней.

8.9. Для чего нужна смерть тела?

«Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем.1:13,14). Смерть появилась в результате грехопадения первых людей. «Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем.1:15,16). Для многих людей смерть является средством спасения от духовной гибели. Так, например, дети, умирающие в раннем возрасте, не знают греха.

Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы-Каины, предающие Господа Иуды и другие им подобные? Поэтому смерть тела не «нелепа», как про нее говорят люди мира, а необходима и целесообразна.

8.10. Для чего совершается поминовение усопших?

– Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддверии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников – вплоть до их полного оправдания.

8.11. Какое поминовение усопших является самым важным?

– Святые отцы Церкви учат, что самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божией – поминание их на Литургии. Необходимо в ближайшие дни по кончине заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях: сорок раз приносится Бескровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и погружается в Кровь Христову с молитвой об отпущении грехов новопреставленного. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего.

8.12. Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины человека? Что необходимо делать в эти дни?

– Святое Предание благовествует нам со слов святых подвижников веры и благочестия о тайне испытания души после отшествия ее от тела. Первые два дня душа преставившегося пребывает еще на земле и с сопровождающим ее ходит по тем местам, которые притягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему – Богу всяческих. В этот день благовременно церковное поминовение души усопшего, представшей пред Богом.

Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пребывает шесть дней – от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время Святая Церковь опять молится за усопшего, прося Милосердного Судию о водворении со святыми души преставившегося.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Божию. Теперь решается ее участь – ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни совершаются панихиды и литии.

Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося. Поминовение в 40 -й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что сорокадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Божественного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пустыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.

Во все эти дни очень важно на Литургию и (или) панихиду.

8.13. Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он католик?

– Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усопшем не запрещается – можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы. В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадлежал к Православной Церкви: католиков, протестантов, иноверцев и всех, умерших некрещеными. Чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви. Будучи вне Церкви при жизни, еретики и раскольники еще дальше отстоят от нее после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покаяния и обращения к свету истины.

8.14. Можно ли заказать панихиду по усопшему некрещеному?

Некрещеных Церковь не может поминать по той причине, что они жили и умерли вне Церкви – не были ее членами, не были возрождены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, которые Он обещал любящим Его.

Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Святого Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся дома (читают канон) святому мученику Уару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. Из жития святого мученика Уара известно, что он своим ходатайством избавил от вечных мук родственников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были язычниками.

8.15. Кто такой новопреставленный, приснопоминаемый?

– В течение сорока дней после кончины усопшего называют новопреставленным. В памятные для усопшего дни (кончины, именин, рождения) он именуется приснопоминаемым или приснопамятным.

8.16. Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?

– Если он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты, панихиды.

8.17. Молятся ли за нас усопшие?

– Если усопший праведен, то сам он, находясь перед Престолом Божиим, ответит на любовь молящихся о нем и своей горячей молитвой.

8.18. Надо ли служить панихиду по младенцу?

– Умерших младенцев отпевают и по ним служат панихиды, но в молитвах просят не о прощении грехов (так как у младенцев нет сознательно совершенных грехов), а просят сподобить их Царства Небесного.

8.19. Можно ли молиться о упокоении самоубийц и поминать их в храме?

– В основе самоубийства лежит неверие в Промысл Божий и отчаяние – это смертные грехи. Смертные потому, что не дают места покаянию, удаляют от человека спасающую Божию благодать. Человек добровольно и всецело отдает себя во власть диавола, преграждает к себе все пути для благодати. Как же для него будет возможно воздействие этой благодати? Вполне естественно, что Церковь не может приносить за таких людей умилостивляющей Бескровной Жертвы и никакой молитвы вообще.

Если человек, лишивший себя жизни, был душевнобольным или был доведен до самоубийства издевательствами и притеснениями (например, в армии или местах лишения свободы), то его отпевание может быть благословлено правящим архиереем. Для этого надо подать письменное прошение.

Частная, домашняя молитва об упокоении самоубийц не запрещается, но это надо делать с благословения духовника.

8.20. Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения?

– Если погибший был крещеным, то его можно заочно отпеть, а полученную после заочного отпевания землю надо крестообразно посыпать на любую могилку на православном кладбище.

Традиция совершать заочное отпевание и появилась в ХХ веке в России в связи с большим количеством погибших в войне, и так как часто бывало невозможно совершить последование отпевания над телом умершего по причине отсутствия храмов и священников, по причине гонения на Церковь и преследования верующих. Бывают и случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело погибшего. В таких случаях допустимо заочное отпевание.

8.21. Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трех храмах, либо в одном, но последовательно три службы?

Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное усиленное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней – до частного суда, определяющего участь души за гробом. После сорока дней хорошо заказать годовое поминовение и потом каждый год его возобновлять. Можно заказать и более долговременное поминовение в монастырях. Есть благочестивый обычай – заказывать поминовение в нескольких монастырях и храмах, (число их не имеет значения). Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше.

8.22. Можно ли заказать панихиду по не отпетому усопшему?

– Если он был крещен в Православной Церкви, не был богоборцем и не покончил жизнь самоубийством, то можно заказать панихиду, можно и отпеть заочно.

8.23. Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц? Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц?

– За самоубийц Церковь не молится никогда. Надо покаяться в содеянном на Исповеди и больше так не поступать. Все сомнительные вопросы следует разрешать со священником, а не верить слухам.

8.24. Что такое родительская суббота?

– В определенные дни года Церковь поминает всех почивших христиан. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – Вселенскими родительскими субботами. Утром в родительские субботы во время Литургии поминаются все усопшие христиане. После Литургии бывают и общие панихиды.

8.25. Когда бывают родительские субботы?

– Почти все родительские субботы не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим днем празднования Пасхи. Суббота мясопустная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Родительские субботы бывают на 2, 3 и 4-й седмицах Великого поста. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриевская родительская суббота.

8.26. Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы?

– Молиться о упокоении можно и нужно всегда. Это долг живых перед усопшими, выражение любви к ним, так как сами усопшие уже не могут за себя молиться. Все субботы года, на которые не выпадают праздники, посвящаются поминовению усопших. Но молиться об усопших, подавать записки в храме и заказывать панихиды можно в любой день.

8.27. Какие еще есть дни поминовений усопших?

– Радоница – через девять дней после Пасхи, во вторник после Светлой седмицы. В Радоницу с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, выражая надежду и на их воскресение. Сам Спаситель сошел во ад проповедовать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».

Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 9 мая, в праздник Победы над фашистской Германией. Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября по новому стилю).

8.28. Зачем надо приносить в храм продукты?

– Верующие приносят в храм различную снедь для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В прежние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью – помянуть усопших.

8.29. Что такое канун?

– Канун (или канунник) – это специальный стол (квадратной или прямоугольной формы), на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь ставят свечи и можно положить продукты для поминовения усопших.

8.30. Какие продукты можно положить на канун?

– Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар – все то, что не противоречит посту. Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор. Запрещается приносить в храм мясную пищу.

8.31. Если человек умер в сплошную седмицу перед Петровым постом, это что-либо означает?

– Ничего не означает. Господь только тогда прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление. «Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших» (Прем.1:12). «Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Еккл.7:17).

8.32. Какая душа не проходит мытарств после смерти?

– Из Священного Предания известно, что даже Божия Матерь, получив извещение от архангела Гавриила о приближающемся часе Ее переселения на небо, повергшись пред Господом, со смирением умоляла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божественные руки. Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти и все делать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. «Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл.12:13,14).

8.33. Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?

– Посмертная участь умерших известна только Господу. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» (Еккл.11:5). Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался – тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности и независимо от времени кончины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедовался и не причащался, но умер на Светлой седмице, как можно утверждать, что он получил Царствие Небесное?

8.34. Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины?

– Такого правила нет. Но будет хорошо, если родственники почившего приготовятся и причастятся Святых Христовых Таин, покаявшись, в том числе и в грехах, имеющих отношение к почившему, простят ему все обиды и сами испросят прощение.

8.35. Сколько дней носят траур по усопшему?

– Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку, так как на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет находиться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сорокового дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредоточенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можно иметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее важнее внешнего.

8.36. Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?

– Главными днями памяти усопшего являются годовщины кончины и тезоименитства. День кончины – это день второго рождения, но уже для новой – не земной, а вечной жизни. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы и подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше, если это будет поминание на проскомидии).

8.37. Можно ли кремировать усопших?

– Кремация – это чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культов. В священных книгах нет запрещения сжигать тела усопших, но имеются положительные указания христианского вероучения на иной и единственно допустимый способ погребения тел – это предание их земле (см.: Быт.3:19; Ин.5:28; Мф.27:59,60). Этот способ погребения, принятый Церковью с самого начала ее существования и освящаемый ею особым чинопоследованием, стоит в связи со всем христианским мировоззрением и с самою его сущностью – верой в воскресение умерших. По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется Церковью усопшим (а по мирскому – покойником) до воскресения. И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет христианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии.

Если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту предсмертную волю не грешно. Кремация может быть допустима лишь в исключительных случаях, когда нет никакой возможности предать тело усопшего земле.

8.38. Можно ли в году смерти матери выходить замуж?

– Специального правила на этот счет нет. Пусть религиозное и нравственное чувство само подскажет, как поступить. По всем значительным жизненным вопросам надо советоваться со священником.

8.39. Что делать, если снится умерший человек?

– На сны не надо обращать внимания. Однако не стоит забывать, что вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве за нее, потому что сама уже не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Поэтому молитва (в храме и дома) за усопших близких – долг каждого православного христианина.

8.40. Что делать, если после смерти близкого человека мучает совесть о неправильном отношении к нему при жизни?

– Для умершего человека живущий может сделать гораздо больше, чем когда тот был жив. Усопшие очень нуждаются в молитве и подаваемой за них милостыне. Поэтому надо все свои силы отдать молитве: читать дома Псалтирь, подавать в храме записки о поминовении, кормить нищих и бездомных, помогать старым и больным и просить их поминать усопшего. А чтобы успокоилась совесть, надо пойти в храм на Исповедь и искренне рассказать священнику все, в чем она обличает.

8.41. Что делать при посещении кладбища?

– Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочитать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного.

8.42. Можно ли устраивать «поминки» на кладбище?

– Кроме освященной в храме кутии на кладбище не стоит ничего есть и пить. Особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными. Не надо оставлять на могиле еду – лучше отдать ее нищему или голодному.

8.43. Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище?

– Воскресные и праздничные дни следует проводить в молитве в храме Божием, а для посещения кладбища существуют особые дни поминовения усопших – родительские субботы, Радоница, а также годовщины кончины и дни тезоименитства усопших.

8.44. Можно ли при посещении кладбища брать с собой собаку?

– Брать собаку на кладбище с целью выгула, конечно, не стоит. Но в случае необходимости, например, собака-проводник для слепого или с целью охраны при посещении отдаленного кладбища можно взять ее с собой. Нельзя допускать, чтобы собака бегала по могилам.

Практическое руководство по приходскому консультированию. Санкт-Петербург 2009 год.