Как называется в бильярде. Словарь терминов бильярда. Бильярдная терминология

Данный словарь терминов бильярда будет полезен для начинающих бильярдистов и для тех, кому приходтся общаться с заядлыми бильярдистами, поскольку данная категория граждан нередко переносит терминологию любимой игры в обычную жизнь.

А
Абриколь – удар битком сначала о борт, а потом в прицельный шар.

Б
Биллия – серия ударов, каждый из которых заканчивается правильным сыгрыванием шаров.
Биток – шар, которым ударяют по другим шарам. Иное определение битка – «свой».
Боковик (левый или правый) – удар кием по битку в точки, находящиеся слева или справа от центральной вертикальной линии.
Бортовик (бортовой шар) – шар, стоящий плотно у борта.
Бриллиант – одна из восемнадцати перламутровых меток, вделанных в деревянную часть бортов на лузном бильярде.
Бриллиантовая система – научно обоснованная бильярдная система, предусматривающая практическое использование на бортах «бриллиантов», которые помогают составить четкую диаграмму ударов с расчетом определенного пути шаров.

В
Винт – удар, при котором придается вращение битку или прицельному шару.
В лоб – удар битком в центр прицельного шара.
В разрез – удар битком одновременно по двум близко стоящим друг к другу шарам.
Выгон – смежная с домом зона бильярда.
Вырез лузы – определенный вырез в игровой поверхности стола, являющийся частью лузы.
Выставка – удар, при котором играющий выкатывает шар на определенное место.
Выход – удар, в результате которого после забитого прицельного шара биток выходит под другой прицельный шар.

Г
Губа лузы – скошенная часть борта, являющаяся частью лузы.

Д
Двойной удар – один из запрещенных в бильярде ударов.
Дом – место на бильярде для начального удара, ограниченное бортами и меловой линией, проходящей через первую точку бильярда параллельно короткому борту.
Дуговик – специальный вид боковика, когда биток после удара описывает кривую.
Дуплет – удар, при котором прицельный шар ударился о борт, отразился от него и упал в лузу.

З
Задняя линия – линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.
Задняя отметка – точка на продольной линии, равноудаленная от центральной отметки и заднего борта.

Зайцы – два стушеванных шара.
Заказ – требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть.
Заказная луза – называемая игроком луза, в которую он намерен положить заказной шар.
Застрял в «губах» – шар, остановившийся в самом растворе лузы.

И
Играть с рук – играть с любого места дома, предварительно поставив на это место биток руками.
Игровая поверхность стола – покрытая сукном между бортами поверхность стола.

К
Карамболь – два последовательных соударения шаров.
Катрбан – отражение шара от четырех бортов.
Кикс – неудачный удар кием по битку, когда наклейка соскальзывает с шара (происходит осечка).
Киксовать – сделать промах (кикс), то есть ударить кием по битку вскользь таким образом, что шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для играющего направлении.
Кладка – падение в лузу прицельного шара.
Клапштос – отрывистый, короткий удар, в результате которого биток, ударившись в прицельный шар, остается на месте соприкосновения с ним.
Контрпартия - решающая партия между партнерами, имеющими одинаковое число выигранных партий. Иначе называется как контровая или контра.
Контртуш – обратный удар по битку отраженного от борта прицельного шара.
Коридор лузы – расстояние от середины створа лузы до ее выреза.
Король – так на сленге называется бильярдист, играющий один против двух игроков.
Круазе – разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка. Такой дуплет называется также оборотный.

Л
Лох – любитель бильярда с невысоким уровнем игры.

М
Мазик – предмет бильярдного инвентаря, которым вместо кия ударяют по битку.
Маска – ситуация, при которой шар или шары загораживают цель, в которую желательно попасть битком.
Массе – удар по шару сверху/
Машинка – предмет бильярдного инвентаря, служащий подставкой для кия при некоторых ударах и помогающий играть шары, которые невозможно достать обычным способом.
Мертвый шар – шар, который стоит в губах лузы и для падения которого достаточно малейшего толчка.

Н
Нажим – один из запрещенных ударов.
Наклейка – кожаный кружок, наклеиваемый на тонкий конец кия.
Начало игры – момент, при котором центр битка переходит линию, ограничивающую дом.

О
Оттяжка – удар, от которого биток, стукнувшись о прицельный шар, в результате приданного ему вращения откатывается обратно.
От шара – ситуация, при которой прицельный шар или биток опадают в лузу, коснувшись другого шара.
Отыгрыш – оборонительная тактика, при которой удар наносится с расчетом затруднить исполнение удара противником.

П
Партионный шар – шар, правильное сыгрывание которого в лузу приносит победу в партии.
Передняя линия – линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.
Передняя отметка – точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.
Перескок – способ удара.
Пирамида – шары, поставленные на бильярдный стол плотно друг к другу в виде равностороннего треугольника.
«Пирамида» - игра на лузном бильярде.
Пистолетом – способ игры одной рукой.
Подставка – положение шаров, при котором сыграть результативно не представляет труда.
Ползунок – мягкий удар ниже центра битка.
Положить – отправить биток в лузу.
Поставить на точку – поставить шар на одну из трех основных точек бильярда.
Прижать (партнера) - тактика ведения игры, при которой играющий старается прижать биток к борту и таким образом затруднить исполнение удара партнером, вынуждая его играть из тяжелого положения.
Принц – каждый из двух спортсменов, играющих в паре против одного соперника.
Прицельный шар (чужой шар или шар-мишень) – любой шар, кроме битка.
Продольная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.
Промах – случай, когда биток не касается друг их бортов.
Пропих – один из запрещенных ударов.
Прямой шар – ситуация, при которой биток, прицельный шар и луза, в которую играют, находятся на одной прямой линии.

Р
Разбивка – первоначальный удар по шарам, стоящим в пирамиде.
Расход – прекращение незаконченной партии по обоюдному согласия игроков.
Резка – смещение точки прицеливания в сторону от центра прицельного шара. Правильная резка – основа хорошей кладки. От того, на какой резке играется прицельный шар, зависит возможность использования тех или иных технических и тактических приемов.
Результативный удар – правильно выполненный удар, сопровождающийся падением шара в лузу.
Розыгрыш – процедура определения участника, вступающего в игру первым.
Рокамболь – рикошет по нескольким бортам.
Русский бильярд – литературное название отечественного лузного бильярда.

С
Свободный удар – удар по шару, стоящему не у борта.
Свой (биток) – 1) шар, по которому наносят удары кием; 2) ненумерованный шар, отличающийся от остальных шаров разметкой или цветом.
Сделать или сыграть шар – ударить битком в другой шар таким образом, чтобы он упал в лузу.
Серия – последовательность результативных ударов одного из участников.
Скиксовать – ударить кием в бок своего шара неудачно из-за чего шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для игрока направлении.
С кия – ситуация, когда играющий заканчивает партию или играет несколько шаров одной серией ударов.

Смазать шар – не положить в лузу легкий шар
Снимание шаров рукой – при игре в пирамиду – кием, причем если один из игроков не положит шар, другой снимает любой шар в свою пользу.
С руки – игра битком из дома (первый удар в партии).
Створ лузы – минимальное расстояние между губами лузы.
Стойка – позиция игрока у стола.
Сухая партия – партия, в которой проигравшему не удалось сыграть ни одного шара и взять ни одного очка.
Сыграть воздухом – очень тонко задеть битком прицельный шар.

Т
Тренировочные игры – перекатка одного шара другим, кладка шаров битком в лузы, кладка шаров по порядку номеров, «Финская партия», «Американка в одну линию».
Треугольник – бильярдный инвентарь: деревянная или пластмассовая треугольная рамка, с помощью которой устанавливаются бильярдные шары перед началом игры.

«Три борта» - один из самых технически сложных видов игры на карамбольном бильярде.
Триплет – отражение шара от двух бортов.
Труабан – отражение шара от трех бортов.
Туз – шар, обозначенный цифрой «1» (при игре в «Пирамиду» означает 11 очков).
Турняк – толстый конец кия.
Туш – всякое прикосновение к другому шару.

У
Удар на резке – удар, при котором точка соударения смещена относительно линии центров битка и прицельного шара, в результате чего прицельный шар получает движение влево или вправо.
Упругий борт – покрытая сукном резина, закрепленная на внутренней стороне деревянных бортов.

Ф
Фол – любое нарушение правил.
Фора – дача одним партнером другому вперед условленного количества очков, шаров, ударов и т.д.
Фукс (дурак) – шар, упавший неожиданно.
Фуксовая партия – партия, выигранная только благодаря счастливой случайности.

Ц
Центральная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.
Центральная отметка – точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.

Ш
Шаром – играть так, чтобы биток ударил по шару, который положит в лузу другой шар.
Штос – вид удара.

Э
Эффе – удар, придающий боковое вращение шару.


Абриколь - удар битком сначала о борт, а потом в прицельный шар.

Биток - шар, по которому наносят удары кием в процессе игры.

Боковик - удар кием по битку в точки, лежащие по левую или правую стороны от центральной вертикальной линии. Возможен левый боковик и правый боковик.

Винт - децентрированный удар по битку, при котором биток наряду с поступательным получает также и вращательное движение.

Выход - удар, в результате которого после забитого прицельного шара биток выходит под другой прицельный шар так, что его легко можно сыграть.

Вразрез -удар битком одновременно по двум близко стоящим друг к другу шарам.

Выскочивший шар - шар, остановившийся после завершения удара вне игровой поверхности стола.

Дом - часть игровой поверхности стола между передней линией и передним бортом.

Дуплет - удар, при котором прицельный шар сначала ударяется о борт, а затем попадает в лузу.

Задняя линия - линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.

Заказ - требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть.

Заказная луза - объявляемая в заказе луза, в которую играющий намерен положить прицельный шар.

Заказной шар -объявляемый в заказе конкретный прицельный шар, который играющий намерен сыграть в заказную лузу.

Игровая поверхность стола -покрытая сукном плоская поверхность стола между упругими бортами.

Игра с руки из дома - удар, при котором биток можно располагать в любом месте площади дома.

Карамболь - удар, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой.

Катрбан - отражение шара от четырех бортов.

Кий - бильярдная принадлежность, предназначенная для нанесения ударов по битку.

Кикс - неудачный удар с проскальзыванием наклейки кия по поверхности битка.

Контртуш - обратный удар по битку отраженного от борта или других шаров прицельного шара.

Клапштос - удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром остается на месте.

Краузе - разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка.

Мазка - позиция, при которой шар или шары загораживают цель, куда желательно попасть битком.

Машинка - бильярдная принадлежность, используемая в качестве опоры для кия при нанесении удара по удаленному битку.

Мел - сухое абразивное вещество, используемое для натирания наклейки кия с целью предотвращения кикса.

Накат - удар выше центра битка, в результате которого биток после соударения с прицельным шаром продолжает движение в том же направлении.

Наклейка - приклеенный к торцу передней части кия кружок специально обработанной кожи, который непосредственно соприкасается с битком при выполнении ударов.

Оттяжка - удар ниже центра битка, в результате которого биток после соударения с прицельным шаром откатывается назад.

Отыгрыш - позиционный удар, сводящий к минимуму шансы соперника на последующий результативный удар.

От шара - удар, при котором прицельный шар или биток падает в лузу, коснувшись другого шара.

Партионный шар - шар, правильное сыгрывание которого в лузу приносит победу в партии.

Передняя линия - линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.

Передняя отметка - точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.

Перескок - удар, при котором биток перескакивает через прицельный шар.

Пирамида - начальная расстановка прицельных шаров в форме равностороннего треугольника с вершиной на задней отметке.

Прицельный шар - любой шар на столе, кроме битка.

Продольная линия - линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.

Результативный удар -правильно выполненный удар, сопровождающийся падением шара в лузу и дающий право на продолжение серии у стола.

Розыгрыш - процедура определения участника, вступающего в игру первым.

Рокамболь - рикошет по нескольким бортам.

Серия (с кия) - последовательность результативных ударов одного из участников.

Треугольник - бильярдная принадлежность, используемая для начальной расстановки шаров в форме пирамиды.

Триплет - отражение шара от двух бортов.

Труабан -отражение шара от трех бортов

Турник - толстая часть кия.

Туш - прикосновение к шару на столе кием, рукой, машинкой и т.п.

Удар на резке -удар, при котором точка соударения смещена относительно линии центров битка и прицельного шара, в результате чего прицельный шар получает движение влево или вправо.

Удар с руки - удар, при котором биток можно располагать в любом месте на игровой поверхности стола.

Удар с руки из дома - удар, при котором биток можно располагать в любом месте в доме. Выполняется в начале игры, а также в некоторых играх после падения битка в лузу.

Упругий борт - покрытая сукном резина, закрепленная на внутренней стороне деревянных бортов. Упругие борта образуют внешний периметр игровой поверхности стола.

Фол -нарушение правил игры, влекущее наложение штрафа и прекращения серии.

Фора - дача одним игроком другому вперед установленного количества шаров, очков, ударов и т.п.

Фукс - шар, упавший неожиданно, непредвиденно.

Центральная линия - линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.

Центральная отметка - точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.

Иностранные бильярдные термины.

CROSS SIDE - дуплет в среднюю лузу.
CROSS TABLE SHOT - дуплет от длинного борта.
CUE BALL - биток (син. ROCK, WHITEY, CLEAR BALL (кар))
CUEING - использование любой удар, кроме клапштосса.
CUSHION - борт
CUT SHOT - резка.
CUT ANGLE - угол резки.

DEAD BALL - биток, ударенный таким образом, чтобы всё вращение и скорость сообщённые ему кием передались объектному шару, биток после соударения теряет их.
DIAMONDS - бриллианты (син. DOTS)
DOUBLE - дуплет.
DRILL - метод и подход к каждому удару.
DROP POCKETS - классические лузы без механического возврата шаров.
DUCK - подставка (син. CRIPPLE, JAWED BALL, HANGING THE POCKET, HANGER).

END RAIL - короткий борт
ENGLISH - америк. эффе, французский удар, удар с боковым вращением; брит. SIDE.

FEATHER SHOT - очень тонкая резка.
FERRULE - америк. белая насадка под наклейку; брит. BRASS.
FLUKE - "дурак"; забить дурака- RAT-IN A BALL, SHITTING IN A BALL.
FOLLOW - накат (син. TOP SPIN, TOPS)
FOLLOW THAT CAR - удар, при котором биток следует за объектным шаром в лузу.
FOLLOW-THROUGH - сопровождение, движение кием, после удара накатом.
FOOT OF TABLE - место расстановки шаров перед началом игры.
FOOT SPOT - нижняя точка.
FOOT STRING - нижняя линия.
FOUL - фол.
FROZEN - прилипший шар.

GAME BALL - правильно сделанный шар, приносящий победу.
GATHER SHOT - удар в карамболе, позволяющий подкатить все три шара как можно ближе друг к другу.
GRIP - манера держать турняк.
GULLY TABLE - бильярдные столы с системой автоматического возврата шаров.

HEAD OF TABLE - "дом" и прилегающий к нему короткий борт.
HEAD SPOT - верхняя точка.
HEAD STRING - верхняя линия.

INLAY - орнамент.
INNING - очередь удара (син. FRAME).
IN THE KITCHEN - шар с руки в пределах "дома".
INVALID SHOT - неправильный удар.

JAW - губа лузы.
JOINT - середина складных киев, где клинок и шафт свинчиваются.
JUMP SHOT - перескок.

KICK - брит. в снукере и английском бильярде это момент, когда биток на мгновение прилипает к объектному шару, как правило, такое случается из-за грязи (мела), скопившегося на шарах; америк. SKID, CLING.
KICK SHOT - абриколь.
KITCHEN - дом.
KISS - контакт между шарами.
KISS SHOT - удар, при котором биток касается более, чем одного шара, карамболь.

LAGGING - америк. жеребьёвка права первого удара (син. LAG FOR BREAK); брит. STRINGING.
LEAVE - расположение шаров после удара.
LEGAL SHOT - правильный удар.
LOT - жеребьёвка права первого удара, вне зависимости от навыков игры (бросание монетки, вытягивание короткой палочки и т. п.)

MASSE SHOT - массе.
MECHANICAL BRIDGE - машинка, тёща, подставка (син. CRUTCH, RAKE, GRANNY STICK)
MISCUE - кикс.

NATURAL ROLL - движение битка с боковым вращением.
NIP DRAW - короткая оттяжка, применяется, когда есть опасность "двойного удара".

OBJECT BALL - объектный шар
ON A STRING - описывает идеальный выход;

Joe"s shape is awesome today, he"s got that cue ball on a string - Джо сегодня в ударе, у него биток словно на ниточках.
ON THE HILL - так говорят о человеке, которому осталось выиграть одну партию для победы; если же это предпобедная ничья и победитель следующей партии - победит в матче, то ситуация называется HILL-HILL или DOUBLE-HILL.
ON THE SNAP - выиграть право первого удара.
OPEN TABLE - открытый стол.

POCKET - луза.
POCKET BILLIARDS - лузный бильярд.
POSITION - выход; to POSITION - выходить.
POT - брит. правильно сыгранный шар.
PUSH SHOT - проталкивание шара.

RACE - количество побед, необходимых для победы в матче; Race to five - играем до пяти побед.
RAIL - борт и прилегающий к нему край стола.
RAIN TABLE - стол ужасного качества с медленным сукном, на котором шары быстро собирают грязь.
REVERSE ENGLISH - америк. французский удар, при котором биток после контакта идёт в обратную от естесственной сторону. (син. HOLD-UP, INSIDE ENGLISH); брит. CHECK SIDE.
RULES - правила; HOUSE RULES - местные правила.
RUN - серия.
RUNNING ENGLISH - америк. эффе, французский удар, при котором биток после контакта идёт в естесственную сторону, но под большим углом и с большей скоростью (син. OUTSIDE ENGLISH); брит. RUNNING SIDE.

SAFETY - отыгрыш.
SCRATCH - любой фол, связанной с битком: покладка в лузу, вылет за пределы стола.
SCREW - америк. оттяжка (син. DRAW); брит. BACK SPIN, BOTTOM SPIN, BOTTOMS.
SHAFT - шафт.
SHARK - отвлекать кого-то во время удара.
SNOOKERED - мазка, замазанный.
SPEED - характеризует качество игры бильярдиста (а не скорость); TOP SPEED - самая лучшая игра, которую способен показать бильярдист.
SPLIT HIT - удар, при котором трудно определить, какого из прицельных шаров биток коснулся первым.
SPOTTING BALLS - возвращение шаров на соответствующие точки согласно правилам конкретной игры.
SQUIRT - микросмещение битка при французском ударе (обычно в пределах четырёх градусов).
STANCE - поза бильярдиста.
STOP SHOT - прямой стоп, прямой клапштос.
STROKE - движение кия при ударе.
STUN SHOT - удар, технически отличающийся от клапштоса лишь тем, что добавляется небольшая резка.
SUCCESSIVE FOULS - последовательные фолы.
SWEEP - разнести соперника вдребезги.
SWERVE - обводка.

TIP - наклейка.
TRIANGLE - треугольник для расстановки шаров (син. RACK)
TRICK SHOT - трюковой удар.

Данный словарь терминов бильярда будет полезен для начинающих бильярдистов и для тех, кому приходится общаться с заядлыми бильярдистами, поскольку данная категория граждан нередко переносит терминологию любимой игры в обычную жизнь. Многие слова взяты из официальных терминов, многие пришли из блатной "фени". Они довольно часто употребляются, потому их следует знать каждому любителю бильярда.

Абриколь – удар битком сначала о борт, а потом в прицельный шар.

Биллия – серия ударов, каждый из которых заканчивается правильным сыгрыванием шаров.

Биток – шар, которым ударяют по другим шарам. Иное определение битка – «свой».

Боковик (левый или правый) – удар кием по битку в точки, находящиеся слева или справа от центральной вертикальной линии.

Бортовик (бортовой шар) – шар, стоящий плотно у борта.

Бриллиант – одна из восемнадцати перламутровых меток, вделанных в деревянную часть бортов на лузном бильярде.

Бриллиантовая система – научно обоснованная бильярдная система, предусматривающая практическое использование на бортах «бриллиантов», которые помогают составить четкую диаграмму ударов с расчетом определенного пути шаров.

Винт – удар, при котором придается вращение битку или прицельному шару.

В лоб – удар битком в центр прицельного шара.

В разрез – удар битком одновременно по двум близко стоящим друг к другу шарам.

Вестись – поддаваться на заманивание, исполнение, развод. Например, в фильме «Цвет денег» в эпизоде «два брата и незнакомец» бармен повелся, сказав «Ставлю тысячу!».

Выгон – смежная с домом зона бильярда.

Вырез лузы – определенный вырез в игровой поверхности стола, являющийся частью лузы.

Выставка – удар, при котором играющий выкатывает шар на определенное место.

Выход – удар, в результате которого после забитого прицельного шара биток выходит под другой прицельный шар.

Губа лузы – скошенная часть борта, являющаяся частью лузы.

Двойной удар – один из запрещенных в бильярде ударов.

Дом – место на бильярде для начального удара, ограниченное бортами и меловой линией, проходящей через первую точку бильярда параллельно короткому борту.

Дармовой - слабый (об игроке), легкий (о шаре).

Дуговик – специальный вид боковика, когда биток после удара описывает кривую.

Дуплет – удар, при котором прицельный шар ударился о борт, отразился от него и упал в лузу.

Задняя линия – линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.

Задняя отметка – точка на продольной линии, равноудаленная от центральной отметки и заднего борта.

Зайцы – два стушеванных шара.

Заказ – требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть.

Заманивать – создавать на столе такую игровую ситуацию, при которой соперник вынужден совершать какие-либо действия, на первый взгляд, выгодные для него, а на самом деле, выгодные тому, кто заманивает. Например, поставить биток так, чтобы соперник вынужден был играть очевидный целый шар, при том, что расклад для полосатых шаров намного выгодней, либо после этого шара нет продолжения серии

Заказная луза – называемая игроком луза, в которую он намерен положить заказной шар.

Застрял в «губах» – шар, остановившийся в самом растворе лузы.

Засаживать – проигрывать (см. также сливать, сдавать).

Играть с рук – играть с любого места дома, предварительно поставив на это место биток руками.

Игровая поверхность стола – покрытая сукном между бортами поверхность стола.

«Играть 10 (20) копейками» - договориться с кем-либо, что оплачиваешь 10(20)% его потерь в случае проигрыша, но и получаешь тогда 10(20)% в случае выигрыша. Так иногда зарабатывают бывшие игроки, которые очень умело вычисляют того, кто выиграет.

Интерес - деньги или другие ценности, на которые играют. Игра на интерес – игра, в которой победитель получает что-то, помимо морального удовлетворения.

Исполнять – совершать различные неспортивные действия с целью повлиять на игру соперника. К классическим приемам исполнения относятся: разговоры с соперником «под руку», намеливание своего кия перед трудным ударом соперника, переспрашивание о заказе в случае очевидных шаров, советы сопернику как играть, и многое другое.

Карамболь – два последовательных соударения шаров.

Катрбан – отражение шара от четырех бортов.

Кикс – неудачный удар кием по битку, когда наклейка соскальзывает с шара (происходит осечка).

Киксовать – сделать промах (кикс), то есть ударить кием по битку вскользь таким образом, что шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для играющего направлении.

Кладка – падение в лузу прицельного шара.

Клапштос – отрывистый, короткий удар, в результате которого биток, ударившись в прицельный шар, остается на месте соприкосновения с ним.

Контрпартия - решающая партия между партнерами, имеющими одинаковое число выигранных партий. Иначе называется как контровая или контра.

Контртуш – обратный удар по битку отраженного от борта прицельного шара.

Коридор лузы – расстояние от середины створа лузы до ее выреза.

Катала - игрок, зарабатывающий деньги игрой (в том числе в бильярд). Как правило, каталы стараются «не светиться» в спортивных турнирах, чтоб их не знали в лицо. Для успешной «работы» катале важно не столько очень хорошо играть, сколько уметь заставить играть на деньги более слабого игрока (см. разводить).

Король – так на сленге называется бильярдист, играющий один против двух игроков.

Круазе – разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка. Такой дуплет называется также оборотный.

Лох – любитель бильярда с невысоким уровнем игры.

Мазик – предмет бильярдного инвентаря, которым вместо кия ударяют по битку.

Маска – ситуация, при которой шар или шары загораживают цель, в которую желательно попасть битком.

Массе – удар по шару сверху/

Машинка – предмет бильярдного инвентаря, служащий подставкой для кия при некоторых ударах и помогающий играть шары, которые невозможно достать обычным способом.

Мертвый шар – шар, который стоит в губах лузы и для падения которого достаточно малейшего толчка.

Нажим

Наклейка – кожаный кружок, наклеиваемый на тонкий конец кия.

Начало игры – момент, при котором центр битка переходит линию, ограничивающую дом.

Оттяжка – удар, от которого биток, стукнувшись о прицельный шар, в результате приданного ему вращения откатывается обратно.

От шара – ситуация, при которой прицельный шар или биток опадают в лузу, коснувшись другого шара.

Отыгрыш – оборонительная тактика, при которой удар наносится с расчетом затруднить исполнение удара противником.

Ответить вдвойне (втройне и т.д.) - ситуация, в которой один из игроков ставит в 2 (3 и т.д.) раза больше денег, чем другой. Делается это в тех случаях, когда риск одного из них проиграть выше, чем у другого. Например, «двойной ответ» иногда дают тому игроку, который равному сопернику дает фору. Часто такое бывает на конкретных игровых ситуациях, например: при сыгрывании трудного шара один ставит 1 рубль на то, что забьет, а соперник отвечает 2 рублями на то, что не получится. См. также примазать.

Партионный шар – шар, правильное сыгрывание которого в лузу приносит победу в партии.

Передняя линия – линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.

Передняя отметка – точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.

Перескок – способ удара.

Пирамида – шары, поставленные на бильярдный стол плотно друг к другу в виде равностороннего треугольника.

«Пирамида» - игра на лузном бильярде.

Пистолетом – способ игры одной рукой.

Подставка – положение шаров, при котором сыграть результативно не представляет труда.

Подтягивать - то же, что разводить.

Ползунок – мягкий удар ниже центра битка.

Положить – отправить биток в лузу.

Поставить на точку – поставить шар на одну из трех основных точек бильярда.

Прижать (партнера) - тактика ведения игры, при которой играющий старается прижать биток к борту и таким образом затруднить исполнение удара партнером, вынуждая его играть из тяжелого положения.

Принц – каждый из двух спортсменов, играющих в паре против одного соперника.

Прицельный шар (чужой шар или шар-мишень) – любой шар, кроме битка.

Продольная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.

Промах – случай, когда биток не касается друг их бортов.

Пропих – один из запрещенных ударов.

Прямой шар – ситуация, при которой биток, прицельный шар и луза, в которую играют, находятся на одной прямой линии.

Проставить (поставить) – выиграть деньги у кого-либо. Звучит как «поставить на деньги».

Примазать - добавить коммерческий интерес к игре или игровой ситуации, поставить деньги. Например, даже играя на турнире, можно с соперником заодно примазать - победитель получит с проигравшего 1 рубль. Либо примазывают на конкретных шарах или ситуациях. См. также двойной ответ.

Разбивка – первоначальный удар по шарам, стоящим в пирамиде.

Разойтись - согласиться на ничью (в данной партии, сете, встрече). Один из соперников может предложить разойтись, если в сете перед последней (контровой) партией равный счет или счет 7:7 по шарам при игре в русский бильярд. В таких ситуациях по согласию соперников стол оплачивают пополам, а в выигрыше не остается никто. Иногда в ситуации перед контровой добавляют еще одну-две партии (т.е. при игре до 4 побед и счете 3:3 продолжают игру до 5 побед). Часто встречающийся вариант: если расходятся в партии (сете), то на следующую партию (сет) устанавливается двойная ставка.

Разводить - использовать различные приемы, чтобы заставить соперника решиться на игру на деньги (большие деньги). К классическим приемам «разводки» относятся демонстративное занижение собственного уровня игры, проигрыш небольшого количества денег (чтобы побудить соперника поднять ставки), восхищение якобы хорошей игрой соперника, плохая игра с подставным соперником «на публику», изображение из себя пьяного и т.д.

Расход – прекращение незаконченной партии по обоюдному согласия игроков.

Раскрыться - показать свой истинный уровень игры. Каталы, когда разводят лохов, стараются не показывать свой настоящий уровень игры. Однако в важной, с точки зрения получения денег, ситуации, они бывают вынуждены раскрыться. Например, если большой выигрыш зависит от одного очень сложного удара, то в такой ситуации катала выполнит этот сложный удар, раскроется (правда, чтобы соперник не соскочил, катала попробует изобразить это как случайность). Например, в фильме «Цвет денег», таким образом делал кривоглазый негр (Эмос?), который обыграл Эдди.

Резка – смещение точки прицеливания в сторону от центра прицельного шара. Правильная резка – основа хорошей кладки. От того, на какой резке играется прицельный шар, зависит возможность использования тех или иных технических и тактических приемов.

Результативный удар – правильно выполненный удар, сопровождающийся падением шара в лузу.

Розыгрыш – процедура определения участника, вступающего в игру первым.

Рокамболь – рикошет по нескольким бортам.

Русский бильярд – литературное название отечественного лузного бильярда.

Свободный удар – удар по шару, стоящему не у борта.

Свой (биток) – 1) шар, по которому наносят удары кием; 2) ненумерованный шар, отличающийся от остальных шаров разметкой или цветом.

Свестись - договориться с кем-либо об игре, оговорить условия игры (в том числе условия игры на деньги).

Сделать или сыграть шар – ударить битком в другой шар таким образом, чтобы он упал в лузу.

Сдавать – проигрывать. Нередко употребляется в значении «намеренно проигрывать». Например, «сдать одну-две партии в сете чтобы соперник не соскочил».

Серия – последовательность результативных ударов одного из участников.

Сет - несколько партий. Как правило, при игре на деньги играют сетами (до 2,3 ... 11 и более побед). Делается это для того, чтобы, во-первых избежать потери денег из-за случайного проигрыша (чем больше партий, тем эта вероятность меньше), во-вторых, играя сетами можно подтягивать соперника, не позволяя ему соскочить. Так, катала, играя сетами до 4 побед, будет специально проигрывать 2-3 партии в сете, чтобы, с одной стороны, получать деньги, выигрывая сеты, с другой, оставлять у соперника иллюзию, что тот не дотянул до победы совсем чуть-чуть.

Скиксовать – ударить кием в бок своего шара неудачно из-за чего шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для игрока направлении.

С кия – ситуация, когда играющий заканчивает партию или играет несколько шаров одной серией ударов.

Смазать шар – не положить в лузу легкий шар

Снимание шаров рукой – при игре в пирамиду – кием, причем если один из игроков не положит шар, другой снимает любой шар в свою пользу.

С руки – игра битком из дома (первый удар в партии).

Створ лузы – минимальное расстояние между губами лузы.

Стойка – позиция игрока у стола.

Соскочить - прекратить игру. Соскакивают обычно, когда понимают, что дальнейшая игра становится невыгодной (приведет в потере денег). Либо это происходит, когда игрок уже выиграл достаточно, а дальше ситуация меняется в пользу соперника, либо, когда соперник раскрылся, и игрок понимает, что выиграть (или отыграться) у него - нереально.

Сухая партия – партия, в которой проигравшему не удалось сыграть ни одного шара и взять ни одного очка.

Сыграть воздухом – очень тонко задеть битком прицельный шар.

Тренировочные игры – перекатка одного шара другим, кладка шаров битком в лузы, кладка шаров по порядку номеров, «Финская партия», «Американка в одну линию».

Треугольник – бильярдный инвентарь: деревянная или пластмассовая треугольная рамка, с помощью которой устанавливаются бильярдные шары перед началом игры.

«Три борта» - один из самых технически сложных видов игры на карамбольном бильярде.

Триплет – отражение шара от двух бортов.

Труабан – отражение шара от трех бортов.

Туз – шар, обозначенный цифрой «1» (при игре в «Пирамиду» означает 11 очков).

Турняк – толстый конец кия.

Туш – всякое прикосновение к другому шару.

Удар на резке – удар, при котором точка соударения смещена относительно линии центров битка и прицельного шара, в результате чего прицельный шар получает движение влево или вправо.

Упругий борт – покрытая сукном резина, закрепленная на внутренней стороне деревянных бортов.

Фол – любое нарушение правил.

Фора (или гандикап) - способ уравнять шансы на победу у игроков разного уровня. Есть много способов предоставления форы, вот лишь некоторые из них: 1) по партиям. Так, выражение «играли на форе 2:4» означает, что для победы одному нужно было выиграть 4 партии, другому достаточно всего 2 партии. Фора по партиям чаще всего дается при игре в пул 9-ку. 2) по шарам (съемным или несъемным). Например, при игре в 8-ку фора в 1 (2,3) шар означает, что одному сопернику достаточно забить всего 6 (4,5) шаров своей группы, и после этого бить черный шар. В 9-ке в качестве форы могут давать шары с номерами 9,8,7, т.е. для победы достаточно «дойти» в серии до седьмого шара. В русском бильярде также фора дается чаще всего по шарам. 3) «черный в противоположную» (при игре в 8-ку). Один из соперников обязан играть черный шар в противоположную от последнего забитого шара лузу, а другой - куда угодно.

Фукс (дурак) – шар, упавший неожиданно.

Фуксовая партия – партия, выигранная только благодаря счастливой случайности.

Центральная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.

Центральная отметка – точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.

Шаром – играть так, чтобы биток ударил по шару, который положит в лузу другой шар.

Штос – вид удара.

Шпилевой - сильный игрок, как правило не обладающий никакими спортивными званиями. Такие игроки играют на уровне профессионалов, но стараются «не светиться» в спортивных турнирах. Почти то же, что и каталы, только термин «шпилевой» - отражает уровень игры, а «катала» - способ зарабатывания денег.

Эффе – удар, придающий боковое вращение шару.

А

Б

  • Бито́к (общ.) - шар (в пуле и снукере - белого цвета, в пирамиде - различных оттенков жёлтого, красного или коричневого цвета), которым выполняется удар по прицельному шару. Исключение при использовании битка встречается в Пирамиде Свободной (прежнее название - Американка), где битком может выступать любой из шаров на столе, и в некоторых видах карамболя и в английском бильярде, где каждый из игроков использует в качестве битка исключительно один и тот же шар (из двух светлых шаров, присутствующих на карамбольном столе - то есть белый шар с точками (или светло-желтый) является битком для одного игрока, а чисто белый шар - битком другого игрока. Удар кием по чужому битку при этом является фолом).
  • Бо́лкерная линия (в снукере) - линия, прочерченная ближе к концу игрового стола; площадь, обозначенная ей, занимает ровно ¼ от всей длины стола; болкерная линия не несёт какого-либо определённого значения для основного варианта снукера, однако существенно влияет на игру в его разновидности, именуемой Power Snooker . Область за болкерной линией в данном варианте игры называется «PowerZone». Если биток находится в пределах «PowerZone», и игрок забивает любой шар, то сумма полученных очков удваивается.
  • Брейк (англ. break ) (в снукере) - см. Серия

В

  • Винт (общ.) - вращательное движение шара в результате удара. Существует четыре основных вида винтов - левый, правый, верхний («накат»), нижний («оттяжка»), а также их комбинации.
  • Выход (общ.) - удар, в результате которого биток откатывается («выходит») к месту, откуда игрок предполагает сыграть следующий шар.

Г

  • Губа́ (общ., кроме карамболя и его разновидностей) - скошенная часть упругого борта, расположенная в створе лузы.

Д

  • Дабл (англ. double ) (в снукере) - ситуация, при которой шар попадает в лузу не от прямого удара, а после рикошета от борта.
  • Дабл-кисс (англ. double kiss ) (в снукере) - двойное взаимное столкновение прицельного шара и битка.
  • Дупле́т (или Дабл ) (общ.) - удар, при котором прицельный шар сначала ударяется в борт, а затем идёт в сторону лузы.
  • «Дурак» (в русском бильярде; в снукере - флюк ) - случайное попадание шара в лузу.
  • Дом (в русском бильярде и некоторых других разновидностях) - площадь на игровом столе (занимает 1/4 от всей поверхности стола), откуда может выполняться игра с руки .

Ж

  • Жёлтая луза (в снукере) - условное понятие, которое внедрилось в снукер с 80-х годов . Означает дальнюю левую лузу.

З

  • Зелёная луза (в снукере) - условное понятие, которое внедрилось в снукер с 1980-х годов. Означает дальнюю правую лузу.
  • Зайцы (в русском бильярде) - два прицельных шара, расположенные вплотную друг к другу (см. Плант ).

И

  • Игра с руки (общ.) - право одного из игроков выполнить удар из любого места (в некоторых видах бильярда - из специально отведённых для этого зон).

К

  • Камбэ́к (англ. comeback - возвращение) - ситуация, при которой игрок, значительно отстающий в счёте, сравнивает его или выигрывает матч в целом.
  • Карамбо́ль - вид бильярдной игры, насчитывающий около десяти разновидностей, общим для которых является использование трех шаров диаметром 60 мм, окрашенных или размеченных точками, и стола без луз длиной 10 футов, иногда к ним добавляется 5 деревянных фишек (миниатюрных кеглей) выставляемых в центре стола. Также: общее для всех игр название ситуации случайных или преднамеренных соударений играемых шаров (прицельного шара или, реже, битка) с прочими шарами, присутствующими на столе.
  • Кий (общ.) - бильярдная принадлежность, предназначенная для нанесения ударов по битку. Кии для русского бильярда , пула и снукера различаются по размерам и весу.
  • Кикс (англ. kicks ) (термин употребляется преимущественно в русском бильярде) - удар, при котором наклейка кия проскальзывает по поверхности битка.
  • Кладка - попадание шара в лузу; другое значение - умение игрока забивать шары.
  • Кла́стер (общ.) - скопление двух и более шаров, расположенных очень близко один к одному.
  • Клапшто́с (нем. klapp stoß ) (в русском бильярде) - удар, при котором свой шар (биток) после соударения с прицельным шаром остается на месте.
  • Кли́ренс (англ. clearance ) (преимущественно в снукере; в русском бильярде - зачистка стола ) - забивание всех оставшихся прицельных шаров в лузы в течение одной серии.
    • То́тал кли́ренс (англ. total clearance ) (в снукере) - забивание всех (от первого до последнего) прицельных шаров в лузы в течение одной серии.
  • Контрту́ш (в русском бильярде) или дабл-кисс - повторный удар по битку отражённого от борта или других шаров прицельного шара.
  • Кросс-дабл (англ. cross double ) (или прост. оборо́тня ) - пересечение траекторий битка и прицельного шара.
  • Кэ́ннон (англ. cannon ) (в снукере) - непредвиденное либо намеренное столкновение битка с другими шарами.

Л

  • Лу́за (общ., кроме карамболя и его разновидностей) - специальное отверстие на игровом столе, куда забиваются шары.

М

Н

О

  • Оття́жка (общ.) - удар ниже центра шара, в результате которого биток, чаще всего после соударения с прицельным шаром, откатывается назад.
  • О́тыгрыш (или позицио́нный удар ) (общ., кроме карамболя и его разновидностей) - удар с целью увода шара, чаще всего битка, в сложное для соперника положение. Также: при игре в пул-8 и в стрейт-пул (разновидности пула) - предусмотренная правилами ситуация, когда игрок, выполняющий очередной удар, предварительно объявляет о том, что он намерен передать совершение следующего удара своему противнику, вне зависимости от результата исполняемого своего удара (попадания или непопадания объявленного шара в лузу). Объявление Отыгрыш или Safe должно производиться вслух, до удара, так чтобы противник и судья его услышали и однозначно поняли.

П

  • Партия (общ.) или фрейм (в снукере) - временной отрезок в матче, который начинается с начального удара и заканчивается, как правило, забитием победного для одного из игроков шара, либо окончанием победной серии, либо признанием одного из игроков своего поражения.
  • Патовая ситуация (в снукере) - ситуация, при которой дальнейшее развитие фрейма крайне затруднительно или практически невозможно. В этом случае назначается переигровка фрейма, а все результаты недоигранной партии аннулируются.
  • Переигровка в чёрном (англ. re-spot black ) (в снукере) - ситуация, при которой после забития последнего шара счёт во фрейме становится равным. В этом случае чёрный шар выставляется на свою отметку, а затем проводится жребий, по результатам которого один из игроков получает право первого удара. Тот, кто забьёт чёрный, выигрывает фрейм.
  • Перескок (общ.) или джамп (англ. jump ) в снукере и пуле) - удар, при котором биток перескакивает маскирующий шар. В пуле выполняется укороченным кием - джампером.
  • Пирамида (общ., кроме карамболя и его разновидностей) - начальная расстановка прицельных шаров в форме равностороннего треугольника. (Прим. В некоторых видах бильярда - например, в Пуле-9 пирамида из 9 шаров расставляется в виде ромба).
  • Пирами́да - официальное название вида бильярдных игр, ранее известных как «Русский бильярд» («Американка », «Сибирка», «Невская», «71 очко» и др., всего около 20 разновидностей). Общим для них является использование комплекта из 15 пронумерованных белых и одного цветного шара диаметром 68 мм и стола длиной 12 футов с узкими лузами, практически не имеющими закруглений. Название Пирамида взамен названия Русский бильярд введено для соответствия международным принципам именования спортивных игр, согласно которым не следует использовать национальные или географические корни. По этой же причине пул официально прекратили называть американским пулом.

Р

Снукерные ресты. «Лебединая шейка», спайдер, кросс.

  • Разбо́й (общ.) - начальный удар в партии, производится битком по шарам, стоящим в пирамиде; иногда употребляется термин «разбивка».
  • Ре-рэк (англ. re-rack ) (в снукере) - переигровка фрейма (например, в случае возникновения патовой ситуации в игре).
  • Ре́зка (общ.) - угол, под которым биток ударяется в прицельный шар.
  • Результативный удар (общ.) - удар, завершающийся падением шара в лузу (в карамболе - соответствующий правилам игры по количеству касаний бортов и шаров), после которого игрок имеет право на продолжение игры.
  • Рест (англ. rest ) (в снукере) - приспособление для установки кия (применяется в случае, если игра с руки невозможна или крайне затруднительна). Ресты бывают разных видов (например, спайдер-рест, рест «лебединая шейка» и т. д.).
  • Розыгрыш (общ.) - процедура определения очерёдности участников игры.
  • Русский бильярд - разновидность лузного бильярда (см. Пирамида )

С

  • Свободный шар (англ. Free ball ) (в снукере) - ситуация, при которой игрок, в результате неудачной попытки выхода из снукера другого игрока, не может ударить по определённому прицельному шару. В этом случае игрок имеет право заказать любой другой прицельный шар (по цене красного) с последующим забитием цветного.
  • Свой (прост. свояк ) (в русском бильярде) - биток, по которому игрок наносит удар.
  • Свояк (в пирамиде) - удар, целью которого является направить в лузу биток. В правилах различных пирамидных игр по разному определяется возможность выполнения и результат такого удара. Например в Пирамиде Классической (71 очко) он приводит к фолу, в Пирамиде Свободной (Американка) он ничем не отличается от других ударов, в Пирамиде Динамичной и Пирамиде Комбинации (Невская и Сибирка соответственно) продолжение игры после результативного свояка и результативного «чужого» различается.
  • Сектор D (в снукере) - специально помеченная зона на игровом столе, откуда игрок выполняет разбой или удар с руки.
  • Сет (англ. set ) (в карамболе) - временной отрезок в матче, по своему значению практически аналогичен понятию «партия».
  • Сенчури-брейк (англ. Century break ) (в снукере) - серия игрока в 100 и более очков.
  • Серия (общ.) - последовательность результативных атакующих ударов одного из игроков (в карамболе у этого термина несколько другой смысл).
1. Разновидность бильярдной лузной игры. Наиболее распространена в Великобритании. 2. Позиция на игровом столе, когда биток закрыт от прицельного шара другим шаром и не может пройти к нему по прямой траектории с обеих сторон .

Спайдер-рест

  • Спайдер также спайдер-рест (англ. spider rest ) (в снукере) - приспособление для установки кия. См. рест .
  • Сплит
1. Также сплит-шот (англ. split shot ) или сплит-хит (англ. split hit ) - удар, при котором на глаз трудно определить, какого из близко стоящих прицельных шаров биток коснулся первым. Обычно в турнирных правилах считается фолом, в любительских результативным ударом. 2. В пуле удар, посылающий два или более соприкасающихся шара в разные направления. 3. В снукере удар, при котором биток отправляется в скопление красных шаров для их разбития.